Синквейн по произведению евгений онегин. Урок по русской литературе на тему А.С.Пушкин романЕвгений Онегин образы главных героев

И летаратуры ОСМ им С. Сифуллина

ЮКО, Ордабасинский район

Тема урока: « А счастье было ли возможно?... Онегин и Татьяна »

Продолжить формирование знаний учащихся по роману, выявить причины несчастья героев романа и в ходе исследования узнать, была ли возможность у Онегина и Татьяны быть счастливыми.

Развитие устной и письменной речи учащихся, способность критически мыслить, наблюдать, работать с текстом;

Способствовать воспитанию правильного отношения к общечеловеческим жизненным ценностям.

Тип урока: комбинированный, урок – исследование

Методы обучения: словесный, наглядный, поисковый, исследовательский.

Приемы ТРКМ: «Ассоциативные ряды» ,«Фишбоун», «Синквейн».

Формы работы: групповая, индивидуальная

Оборудование: учебник, текст романа, иллюстрации к произведению, тетрадь, мультимедийная презентация «Образы в романе «Евгений Онегин», компьютер и видеопроектор с демонстрационным экраном.

Ход урока

1.Организационный момент. Организация внимания учащихся к восприятию учебного материала. Деление на 2 группы (метод «Мозаика»)

Психологический настрой. (Видеоролик «Вальс дождя »)

I. Стадия «Вызов»

Вступительное слово учителя

Только что вы послушали очень нежную и красивую музыку. Я уверена: она затронула тонкие струны вашей души... Ведь она о любви...

В своем юном возрасте вы не раз задумывались над тем, что такое счастье, дружба, любовь. В чем заключается истинная красота человека? Как обрести то самое счастье, о котором мечтает каждый человек, о котором мечтали пушкинские герои...


Итак, что же такое счастье? Используя прием словесных ассоциаций, объясним, что же такое счастье. (схема «Кластер»)

Счастье – это мирная жизнь, любовь, дом, семья, дети, чувство исполненного долга, служение Отечеству. А было ли всё это у Евгения Онегина, главного героя романа? Что было ценно для него? Как он относился к любви?

А что есть любовь для вас? (чувство, которое одухотворяет, сближает сердца, дает силы, заставляет страдать, мучиться, переживать…)

С чем ассоциируется это слово?

Смогли ли герои романа А. Пушкина выдержать испытание любовью?

Была ли возможность у Онегина и Татьяны быть счастливым?

Ответы на эти вопросы найдем, проведя небольшое исследование.

II. Стадия «Осмысление»

Классу была предложена работа в группах над заданием: проследить движение образов Онегина и Татьяны от первой главы до последней, при этом использовать план характеристики, вопросы, текст художественного произведения, собственные наблюдения и рассуждения.

Составление таблицы «Черты сходства и различия в характерах Татьяны и Онегина»:

Различное

Самобытность Татьяны, «неподражательная странность» Онегина.

Близость Татьяны к «народным основам жизни» и оторванность Онегина от народных корней.

Ее мечтательность, его «мечтам невольная

преданность».

Она скучает в обществе, он нелюдим.

Простота, доверчивость, неумение обманы -

вать у Татьяны и жизненный опыт у

Ему «труд упорный был тошен»,

И «ее изнеженные пальцы не знали игл».

Татьяна никогда не разочаровывалась, Онегин охлажден, пресыщен жизнью, разочарован.

В книгах.

Татьяна находит свое место в жизни, Онегин же не сумел

Этого сделать.

История любви в таблице:

Стратегия «Дневник двойной записи» (ДДЗ) – деление листа на две части, с левой стороны ученики выписывают фразы из текста, которые они считают наиболее важными для себя, а справа пишут комментарии к ним.

Основополагающая фраза

Комментарий

Я выбрал бы другую, когда б я был,

как ты, поэт?

Прав. Татьяна поразила его глубиной

душевногомира, поэтичностью, замк-

нутостью. Онегин увидел своё сходство с ней.

И в сердце дума заронилась;

Пора пришла, она влюбилась.

Она вообразила его героем своего романа, Онегин был не похож на тех людей, которые окружали Татьяну в деревне

С кем делится Татьяна своей тайной? Почему?

Но няня не понимает Татьяну, так как вышла замуж не по любви, чувства её давно угасли

То в вышнем суждено совете...

То воля неба: я твоя;

Нужно было очень сильно полюбить, чтобы решится написать первой. Татьяна верит в его благородство, иначе бы не написала. Её поступок достаточно смел.

Свою постылую свободу

Я потерять не захотел.

Радостям любви он предпочёл холодный покой, свободу.

И начинает понемногу

Моя Татьяна понимать

Того, по ком она вздыхала

Поняла, что Онегин эгоистичен, над-

менен, разочарован в жизни, в людях, но в то же время страдающий от своих

недостатков, одинокий, нуждающий-

ся в любви и опоре человек. Но разлюлюбить его она не в силах.

для бедной Тани

Все были жребии равны..

«Меня слезами заклинаний молила мать».

Нет, поминутно видеть вас.

Повсюду следовать за вами,

Улыбку уст, движенье глаз

Ловить влюбленными глазами...

Он многое видел, многое пережил, к нему впервые пришла любовь. В

Татьяну как дитя влюблён...

Я вас люблю(чего лукавить)

Но я другому отдана

И буду век ему верна

Признается в любви к Онегину, но для нее важнее честь

Поэтическая минутка. 1.Выразительное чтение наизусть отрывка из романа «Евгений Онегин» . « Письмо Татьяны».


Удивила ли вас Татьяна? Как вы относитесь к ее смелому поступку? Одобряете или осуждаете? Какие чувства переданы в письме?

2. Чтение монолога Онегина.

Почему Онегин отверг любовь Татьяны?

3.Чтение письма Онегина.

Почему Онегин отверг любовь «уездной барышни» и так страстно

полюбил Татьяну в Петербурге?

Спасительна или губительна любовь к Татьяне?

Чьё письмо, по вашему мнению, более трагично? Почему?

(Зрелому человеку труднее любить. Трудно писать такое письмо человеку, любовь которого отверг. И Онегин предчувствует, что его исповедь могут не понять).

Проблемный вопрос для групп:

Проблема счастья одно из самых злободневных для человечества во все времена. Что мешало двум влюблённым быть счастливым? А счастье было ли возможным для Онегина и Татьяны?

Приём «фишбоун». Работа в группах.

Найдите проблему и выясните причинно-следственные связи.

Верхние плавники – это аргументы или причины.

Нижние плавники – это факты из произведения, подтверждающие аргументы

Вывод: Их счастье не состоялось по многим причинам (ошибкам, которые оба они допустили): дань моде; незнание законов светской жизни Татьяной, её неосторожность; желание быть свободным от семейных уз Онегиным; дуэль; замужество Татьяны.

III. Рефлексия. Приём «Синквейн» индивидуальное самостоятельное задание.

Написать синквейн, посвященный любимому образу из романа «Евгений Онегин»

Домашнее задание:

· Нарисуйте счастье Татьяны и Онегина

· Попробуйте написать сочинение – эссе (6-7 предложений, очень субъективных, в разговорной форме): Какими вы видите современную Татьяну Ларину или Евгения Онегина?

Обобщающий урок по роману А.С.Пушкина « Евгений Онегин»,

Игра по типу телепередачи « Что? Где? Когда?»

между 9а и 9б классами

Учитель (Ведущий): Здравствуйте, уважаемые девятиклассники! Сегодня мы проводим урок-игру как завершающий урок по изучению романа в стихах Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин». Многое было сказано на предыдущих уроках, многое не сказано, потому что истинное классическое произведение неисчерпаемо. Хочется ещё раз соприкоснуться с этим гениальным произведением, обобщить наши знания, понять, чему учит нас писатель. Всем желаю УДАЧИ!

Каждый класс образует команду и садится в круг. Придумывается название. ЖЮРИ из учителей и родителей оценивает конкурсы.

9а – « Чувство», 9б - «Разум »

I .Учитель (Ведущий): Итак, наш первый конкурс – читательский.

«Блиц-опрос» по тексту романа:

1. Укажите временные границы написания романа (1823- 1830)

2. Укажите временные границы действия, происходящего в романе (1812-1824)

3. Каким размером написано произведение? (четырёхстопным ямбом)

4. О ком А.И.Герцен сказал: «умная ненужность»? (Об Онегине)

5.Кто из русских композиторов создал оперу, которую сначала хотел назвать именем главной героини? (Пётр Ильич Чайковский)

6. Куда уезжают из деревни Татьяна Ларина и её мать? (В Москву)

7. Кто в произведении является олицетворением романтического героя?

(Владимир Ленский)

8. Сколько лет Евгению Онегину в начале романа и в 8 главе? (18, 26)

9. «Он был простой и добрый барин…» Кто? (Дмитрий Ларин)

10. «Любой роман возьмите и найдёте верно её портрет…» (Ольга Ларина)

11. Назовите точно, сколько времени писался роман (7 лет 4 месяца 17 дней)

12. Кто такой повеса? (ветреный молодой человек)

13.Какую науку постиг Евгений Онегин в совершенстве? («науку страсти нежной»)

14. «Недуг, которого причину давно бы отыскать пора»? (сплин, тоска, хандра)

15.С каким героем европейской литературы сравнивается в романе Евгений Онегин? (с героем поэмы Байрона «Чайльд Гарольд)

16. «Волна и камень, стихи и проза, лёд и пламень не столь различны меж собой…» Какой приём используется в этих строчках? О ком они? (Антитеза, Онегин и Ленский)

17. С чего по композиционному строению начинается роман «Евгений Онегин»?

(с зачина, со вступления, с обращения к читателям)

18.Почему всё- таки это не поэма, а роман? (охват жизни шире, герой воплощает типичные черты молодых людей того времени, показана целая эпоха)

19.Кто из русских критиков назвал роман «энциклопедией русской жизни» ?

(Виссарион Григорьевич Белинский)

20. Как называется не связанное с сюжетным повествованием размышление автора, включённое им в произведение для особых целей? (лирическое отступление)

Подводятся итоги первого конкурса (это может делать заранее выбранное жюри из независимых экспертов или сам учитель) .

За каждый правильный ответ команде даётся один балл.

II .Учитель (Ведущий): Второй конкурс - литературоведческий.

«Найдите тропы и фигуры».

Тропами называются обороты речи, в которых слово или словосочетание употребляется в переносном значении в целях большей выразительности (метафора, метонимия, синекдоха, олицетворение, аллегория, сравнение, перифраз, ирония, гипербола, оксюморон, эпитет)

Фигура речи – это синтаксическая конструкция, рассчитанная на повышение выразительности речи, её эмоционального воздействия (анафора, эпифора, синтаксический параллелизм, антитеза, градация, инверсия, парцелляция, эллипсис, риторический вопрос)

В начале пятой главы-первые ТРИ СТРОФЫ перечитать и выписать примеры художественных особенностей;

(по баллу за каждый пример)

Зимы ждала природа (олицетворение);

Лёгкие узоры, низкая природа, бразды пушистые, блистательный ковёр зимы (эпитет);

Двор, куртины, кровли, забор, сороки, двор… (однородные члены предложения);
- деревья в зимнем серебре (метафора);

Зима! (риторическое восклицание)

Лошадка, мальчик, пальчик (слова с уменьшительно- ласкательными суффиксами);

Многоточие (помогает домысливать текст);

Бразды пушистые взрывая (инверсия);

Но, может быть такого рода картины вас не привлекут…

(свободное обращение к читателям и к героям произведения);

О, не знай сих страшных снов/ Ты моя Светлана! (использование эпиграфов);

Поутру, дровни, салазки (слова разговорного стиля речи);

Сочетание диалогичной и монологичной речи (строфа 3)

III . Учитель (Ведущий): Третий конкурс - исследовательский.

« Тайна имени и фамилии»

Командам предлагается высказать свою точку зрения по вопросу « Почему Пушкин дал своему герою такую фамилию - ОНЕГИН? И такое имя – ЕВГЕНИЙ? Как она помогает понять характер этого человека, его жизненные ценности и устремления?» Провести исследование на фонетическом и лексическом уровнях, прийти к смысловому значению. За ответы в правильном направлении можно дать от одного до трёх баллов.

Примерный ключ к проверке выполнения задания:

«Евгений» в переводе с греческого «благородный». Фамилия, возможно, от названия реки – Онега, протекающей на севере страны и впадающей в Белое море. Или от Онежского озера, есть ещё город Онега в устье реки Онега. «Северная» фамилия героя говорит о том, что он забыл чувства, которые «рано в нём остыли». Холодное сердце! Трезвый ум! Неприступность героя - всё слилось воедино в этой фамилии. На фонетическом уровне она хорошо сочетается с именем героя, благозвучное сочетание, что немаловажно для автора произведения.

«Татьяна» – в переводе с греческого «устроительница домашнего очага», имя народное, древнее, был греческий царь ТАТИАН. Видимо, Пушкин хотел приблизить характер героини к народным традициям и обычаям, сделать её образ истинно народным, близким и понятным всем нам.

IV . Учитель (Ведущий): Четвёртый конкурс - практический.

« Пять – пять»

Даны пять фамилий и имён героев романа и карточки с их характеристикой(по пять на каждого героя). Командам раздаются конверты с карточками (25 карточек), на которых написаны детали портрета, реплики, качества, характеристика того или иного чиновника. Задача каждой команды – найти «хозяина» каждой таблички и прикрепить карточки под фамилией героев. У каждого героя должно быть прикреплено 5 карточек. Время работы- 10 минут. Максимум баллов- 5

Ключ к проверке задания:

ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН

МОЛОДОЙ ПОВЕСА

УМЁН И ОЧЕНЬ МИЛ

МОГ ОН ЛИЦЕМЕРИТЬ

КАК ЖЕНЩИН, ОН ОСТАВИЛ КНИГИ

РУССКАЯ ХАНДРА ИМ ОВЛАДЕЛА ПОНЕМНОГУ

ТАТЬЯНА ЛАРИНА

ДИКА, ПЕЧАЛЬНА, МОЛЧАЛИВА

ЕЙ РАНО НРАВИЛИСЬ РОМАНЫ

ОНА ПО- РУССКИ ПЛОХО ЗНАЛА

ЗАДУМЧИВОСТЬ ЕЁ ПОДРУГА

ОНА СИДИТ ПОКОЙНА И ВОЛЬНА

ВЛАДИМИР ЛЕНСКИЙ

ЕГО ПЕРО ЛЮБОВЬЮ ДЫШИТ

ПОКЛОННИК СЛАВЫ И СВОБОДЫ

ОН БЫЛ ЛЮБИМ… ТАК ДУМАЛ ОН

ПОГИБШИЙ РАНО СМЕРТЬЮ СМЕЛЫХ

ПЕВЕЦ УНЫЛЫЙ

ОЛЬГА ЛАРИНА

ПОДОБНА ВЕТРЕНОЙ НАДЕЖДЕ

РЕЗВА, БЕСПЕЧНА, ВЕСЕЛА

-«ЗАЧЕМ ВЕЧОР ТАК РАНО СКРЫЛИСЬ?»

КРУГЛА, КРАСНА ЛИЦОМ ОНА

ГЛАЗА, КАК НЕБО ГОЛУБЫЕ, УЛЫБКА, ЛОКОНЫ ЛЬНЯНЫЕ

ДМИТРИЙ ЛАРИН

ОН БЫЛ ПРОСТОЙ И ДОБРЫЙ БАРИН

ОН УМЕР В ЧАС ПЕРЕД ОБЕДОМ

СМИРЕННЫЙ ГРЕШНИК

ДОБРЫЙ МАЛЫЙ

В КНИГАХ НЕ ВИДАЛ ГРЕХА, ИХ НЕ ЧИТАЯ НИКОГДА

V . Учитель (Ведущий):

Пятый конкурс - географически - изобразительный

« А Петербург неугомонный уж барабаном пробуждён.. » -так пишет Пушкин в первой главе романа. Так какой же Петербург в романе? Как представлен в нем этот город, обозначенный на карте России и во все времена волнующий писателей и простых обывателей?

Этот город с первой главы произведения входит в него и становится полноправным героем. Онегин живёт в Петербурге, встречается там с автором – рассказчиком на берегу реки Невы, там происходят события последней восьмой главы, кульминационные события, когда читатель ждёт разрешения любовного конфликта романа. Перелистайте первую главу романа и нарисуйте словесный портрет города МЕЧТЫ, города Пушкина и Достоевского, Гоголя и Ахматовой. Но нужен «портрет» из романа «Евгений Онегин» (первая глава, с 15 строфы)Портрет «рисуем» жирными масляными красками, штрихами, мазками, существительными и прилагательными, глаголами (как набросок, как эскиз к будущей цельной картине)

(5 -7 минут на подготовку)

Примерный ответ таков: 1. Бульвары, боливар, брегет звонит обед, везде царит БАЛЕТ. Театр уж полон, ложи блещут …Роскошный кабинет. Янтарь, фарфор, хрусталь.

Французская кухня (пробка в потолок, ростбиф окровавлённый, трюфели, Страсбурга пирог нетленный меж сыром лимбургским живым и ананасом золотым); французская мода (панталоны, фрак, жилет, в последнем вкусе туалетном, и дам обдуманный наряд)

Фонари карет, блестит великолепный дом, швейцары, мраморные ступени, полна народу зала, музыка уж греметь устала, гостиные, сплетни, бостон.

2. Но есть и другой Петербург. Встаёт купец, идёт разносчик, на биржу тянется извозчик, с кувшином охтенка спешит, шум приятный…трубный дым… и хлебник, немец аккуратный,уж отворил свой васиздас.

ВЫВОД: Два города и один, полуфранцузский, полурусский, в отличие от патриархальной Москвы, которая тоже является героем романа. В восьмой главе Татьяна скажет Онегину: «А мне, Онегин, пышность эта, постылой жизни мишура, мои успехи в вихре света, мой модный дом и вечера, что в них?Сейчас отдать я рада всю эту ветошь маскарада, весь этот блеск, и шум, и чад за полку книг, за дикий сад…» Петербург- город праздных и нищих, город резких контрастов, что мы увидим и у Ф.М.Достоевского, это русский город, так глубоко впитавший в себя европейские обычаи. Но для Пушкина он не становится менее любимым. Пушкин патриотичен в описании не только Москвы, но любого другого уголка нашей Родины. Желаю вам побывать в Петербурге и подышать его особым воздухом роскоши, истории, традиции, величия и простоты, гордости и искусства.

VI .Учитель (Ведущий): Шестой конкурс - Творческий.

« Пять вдохновений – пять удач! »

Каждой команде предлагается сочинить два синквейна по изученному произведению, один – в целом о романа, другой- о каком- нибудь герое произведения. Для этого напомним учащимся, что синквейн – это пятистрочная стихотворная форма, которая возникла в США в начале 20 века по аналогии с японскими хокку. В 1997 году появилась и в России. Ценность такого стихотворения состоит в философском обобщающем взгляде на тот или иной предмет обсуждения, в умении выделить самое главное и синтезировать это главное в короткой упорядоченной форме. Напомним правила построения синквейна:

1.Тема- одно слово- существительное или местоимение, объект или предмет исследования, размышления.

2. Два слова- прилагательные или причастия, (могут быть существительные) , определяющие выбранный объект.

3. Три глагола, характеризующие действие указанного предмета.

4. Фраза из 4-5 слов, выражающая личное отношение автора к предмету, возможно, как эпиграф ко всему произведению

5. Одно слово как резюме, весомая точка, значимая ассоциация.

Учитель предварительно составляет свои синквейны:

Онегин.

Холодный, бесчувственный.

Страдает, роскошествует, хандрит.

Эгоист поневоле, герой времени.

Противоречив!

Татьяна.

Чувственная, душевная.

Верит, надеется, ждёт.

Любимый женский образ Пушкина..

Идеал!

« Евгений Онегин».

Реалистический, необычный.

Учит, захватывает, влечёт.

Первый русский роман.

Необходимость!

Во время проведения игры можно сделать перерыв- чайную паузу или просто перемену, так как игра рассчитана на два урока.

Домашнее задание: Мы много говорили на уроках о произведении Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин», о его героях и их судьбах. Дома я вам предлагаю написать письмо какому-нибудь герою романа и рассказать о своих впечатлениях, об отношении к нему, о событиях того времени и нашем видении их.

СОЧИНЕНИЕ- ПИСЬМО ГЕРОЮ.

После завершения игры подводятся итоги, но, думается, что проигравших нет, как нет тех, кто остался бы равнодушным к замечательному роману Александра Пушкина, который УЧИТ НАС ИСТИННЫМ ЧУВСТВАМ, УМЕНИЮ ЛЮБИТЬ И ДРУЖИТЬ. НАДО СТРЕМИТЬСЯ К ГАРМОНИИ ЧУВСТВА И РАЗУМА! Что мы сделали сегодня, спасибо за урок.

Мотив сна в русской литературе Сон как композиционный элемент имеет свои функции:

  • комментирование и оценка изображенных событий;
  • психологическая характеристика персонажа;
  • осмысление идейного содержания произведения;
  • «чужой пророческий голос» - общение с божественным.
Ключ
  • 1- В) - В);
  • 2 - Д) - Г);
  • 3- Г)- Д);
  • 4- Б) - А);
  • 5- А) - Б)
Функции сна в литературе: "И снится чудный сон Татьяне…" Идейно-композиционная роль сна Татьяны в романе А.С. Пушкина “Евгений Онегин”.

Цель урока: определить место и роль “сна Татьяны” в произведении, проследить его связь с другими сценами;

Задачи:

  • Усвоить понятия об идейно-композиционной роли эпизода в художественном произведении, совершенствовать навыки анализа текста;
  • Развить внимание, умения логически мыслить и самостоятельно делать выводы;
  • Воспитать в себе интерес к явлениям русской культуры.
К.И. Рудаков “Татьяна Ларина” Святки
  • Святки - это время от Рождества до крещения. Славят Христа, ходят с вертепами и с звездой, гадают. В.И. Даль
Коровин К.А. “Сон Татьяны” И.Босх «Страшный суд» Смысловые «рифмы» сюжета сна и именин Татьяны

Сон Татьяны

1. Лай, хохот, пенье, свист и хлоп,

Людская молвь и конский топ.

Лай мосек, чмоканье девиц,

Шум, хохот, давка у порога,

Поклоны, шарканье гостей,

Кормилиц крик и плач детей.

2. ...за столом

Сидят чудовища кругом:

Один в рогах с собачьей мордой,

Другой с петушьей головой,

Здесь ведьма с козьей бородой,

Тут остов чопорный и гордый.

Но вскоре гости понемногу

Подъемлют общую тревогу

Никто не слушает, кричат,

Смеются, спорят и пищат.

3. Но что подумала Татьяна,

Когда узнала меж гостей

Того, кто мил и страшен ей,

Героя нашего романа!

Вдруг двери настежь.

Ленский входит.

И с ним Онегин. «Ах, творец! -

Кричит хозяйка: - Наконец!»

4. ...вдруг Евгений

Хватает длинный нож, и вмиг

Повержен Ленский, страшно тени

Сгустились...

Нагнулся он и, негодуя,

Поклялся Ленского взбесить

И уж порядком отомстить.

Теперь, заране торжествуя,

Он стал чертить в душе своей

Карикатуры всех гостей.

Домашнее задание. Письменно проанализируйте эпизод: 1 группа - «Именины Татьяны», 2 группа -«Сон Татьяны»

1. Место и роль эпизода в композиции произведении.

2. Тема эпизода.

3. Действующие лица эпизода, какие черты характера проявляет каждый.

4. Связь с другими эпизодами (что было до и что стало после описываемых событий).

5. Роль эпизода в раскрытии основной мысли (художественной идеи) произведения:

– через обстоятельства;

– через конфликт;

– через описания;

– через монолог;

– через диалог;

– через поступки и психологию героев.

6. Ключевые слова.

7. Особенности языка.

8. Средства художественной выразительности.

Синквейн на тему Евгений Онегин

Евгений Онегин разочарованный опустошенный покинул почувствовал осознал постиг никчемность светского общества петербургский денди

Синквейн на тему Татьяна Ларина Татьяна Ларина Искренняя пламенная Мечтала любила разоблачила Идеал русской женщины для Пушкина Чистый образ

Предмет - литература

Класс 9

Учитель - Андрианова Е.П.

Тема : «А счастье было так возможно…». Онегин и Татьяна в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

Место урока: обобщение изученного, сопоставительный анализ поэтического текста.

Цели урока:

    Образовательные:

    • организовать исследовательскую деятельность обучающихся с целью выявления индивидуальной стороны письма Татьяны к Евгению Онегину;

      определить личностные качества характера письма Онегина к Татьяне;

      провести сопоставительный анализ писем Татьяны и Евгения;

      доказать стержневую роль писем в построении романа.

    Развивающие:

    • формировать у школьников умение целеполагания;

      развивать навыки анализа лирического произведения, делать обобщающие выводы.

    Воспитательные:

    • развивать навык владения культурными нормами и традициями русской речи;

      развивать логичность, осмысленность, склонность к исследовательской деятельности при индивидуальной и групповой форме обучения;

      воспитывать читательскую культуру школьников.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, компьютерная презентация, индивидуальные карты учащихся.

Методические приёмы:

    составление двухчастного дневника;

    составление синквейна;

    упражнение «ПРЕСС»;

    исследование текста.

Словарь урока: Абстрагирование, сакральный, мораль, Евгений, Татьяна, экзальтация.

ХОД УРОКА

Это лучшее моё произведение.

Из письма Л.С.Пушкину (январь 1824 г., Одесса).

    Стадия вызова

Посмотрите на экран. Прочтите увиденные слова. Скажите, почему именно их я вынесла в качестве основной мысли урока?

Д.С.Лихачев.)

(На слайде презентации портреты Евгения и Татьяны)

    Целеполагание

Что в романе сможет помочь нам глубже понять образы главных героев? (Их письма)

Каким образом мы можем приблизиться к пониманию образов Евгения Онегина и Татьяны Лариной?

Цель работы: литературоведческий анализ писем Татьяны и Евгения как ключ к пониманию образов главных героев и содержательной стороне романа

Чем мы будем заниматься на сегодняшнем уроке?

Задачи:

    Выявить индивидуальные стороны письма Татьяны к Евгению Онегину.

    Определить личностные качества характера письма Онегина к Татьяне.

    Провести сопоставительный анализ писем Татьяны и Евгения.

    Доказать на примере писем родство душ и исключительность двух героев.

    Стадия осмысления

Для эффективной работы на уроке нам необходимо выяснить значение нескольких слов. Это было домашним заданием.

Маша, прочитай найденные тобой толкования слов. (Ученик раздаёт подготовленные листы с толкованием слов)

Словарная работа

Мораль - нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений; один из способов регулирования действий человека в обществе с помощью определённых норм.

Евгений – греч. «благородный»

Татьяна – греч. «устанавливать, определять, назначать»

Сакральный – обозначение сферы явлений, предметов, людей, относящихся к божественному, религиозному, связанных с ними.

Эстетический - относящийся к философской дисциплине, изучающей выразительные формы любой сферы действительности, данные как самостоятельная ценность.

Стратегия «Ключевые слова»

Давайте постараемся проникнуть в смысл писем наших героев. Для этого послушаем отрывки из них. А в это время предлагаю вам выписать ключевые слова из текстов в первый столбец вашего «двухчастного дневника» (не менее семи).

Ключевые слова

Ассоциации, комментарии к выписанному.

Письмо Татьяны к Онегину

Возможная запись

Воля, презрение, доля, стыд, надежда, думать, простодушно, душа, волненье, сердце, воля неба, Бог, хранитель

Письмо Онегина к Татьяне

Возможная запись

Оскорбит, презренье, гордый взгляд, душа, нежность, постылая свобода, сердце, вольность, покой, душой, блаженство, мольба смиренная, жажда любви, волнение в крови, притворный хлад, судьба, воля.

Прочтите выписанные вами слова

    Исследовательская работа в группах

Для того чтобы заполнить второй столбец дневника, я предлагаю вам поработать в группах (Группы состоят из 4 человек). В своей работе необходимо опираться на известные вам работы критиков, исследователей творчества А.С. Пушкина. На работу отводится 3 минуты.

1 группа Письмо Татьяны к Онегину.

Пора пришла, она влюбилась. (Гл.3, VIII)

Возможный ответ.

Письмо Татьяны является цельным по содержанию и по форме. По содержанию – как волшебной красоты лирическое стихотворение, такое как его заучивают гимназистки; по форме – как стихотворная эпистола, в жанре французских сентименталистов. Письмо нежное, робкое, трепетное. В нём ненавязчиво дыхание молодости, чистоты, невинности. Оно непорочно, восхищает и смелостью поступка, и искренностью чувств, и благородством. Татьяна особенная, и не заметить этой исключительности натуры – значит признаться в собственной косности и духовной слепоте. Онегин – заметил, и даже увидел в ней музу – но не для себя, а для Ленского ("Я выбрал бы другую, когда б я был, как ты, поэт" гл. 3, V). Почему не для себя? Потому ли, что мыслил себя уже безнадёжно испорченным, пресыщенным, отжившим? Не было ли это позёрством – или минутным ослеплением, вызванным приступом хандры? ("…русская хандра им овладела понемногу" ; гл.1, XXXVIII). Татьяна своим письмом невольно напомнила "отступнику бурных наслаждений" уловки "причудниц большого света", что смутило Онегина и направило по ошибочному пути. Онегину внове искренность Татьяны, он не способен верно оценить её и отвечает на искренность нравоучением.

2 группа Письмо Онегина

Возможный ответ.

Оно кипит страстью, оно свежо и импульсивно. Сквозь строки пламенных речей угадываются неисчерпанный потенциал чувств, хранившихся где-то в глубинах сердца, ожидающих своего часа. Вот как Онегин умеет любить, и льются "мольбы, признания, пени…". Насколько крепка была плотина, перекрывавшая чувства?
Онегин несколько раз упоминает в письме, что остались ему "судьбой отсчитанные дни". Может быть, духовно он истратил себя. Его заветные "вольность и покой" не принесли желаемого отдохновения. Мятежный ум пресытился свободой, перегорел, переиграл. Этот гордый человек, благодаря второй встрече с Татьяной, кается во всём: и в слепом неверии в любовь, и в смерти Ленского ("Несчастной жертвой Ленский пал"), и в своей холодности. Татьяна – действительно последний шанс Онегина свить гнездо, она не объект очередной любовной интрижки.
Теперь, спустя столько лет, Онегин во всём повторяет поведение влюблённой Тани. "Татьяна любит не шутя", Онегин тоже не склонен шутить. Но дело ли не в том, что век его измерен, и он одинок, несчастен, отвергнут откровенным игнорированием? Будь всё иначе, стал бы Евгений посылать письмо за письмом, как влюблённый романтик?
Онегин на грани сумасшествия: ему изо дня в день приходится скрывать страсть, "вести спокойный разговор, глядеть… весёлым взглядом", в то время как ему мерещатся руки, колени, уста, походка, глаза Татьяны. Он всей своей необузданной душою стремится приблизиться к плоду своих мечтаний, прикоснуться к нему. Заключительные слова Онегинского письма: "всё решено, я в вашей воле…", – перекликаются со строками Татьяны – "судьбу мою отныне я тебе вручаю". Они воссоздают изначальное, заложенное в завязке единение героев – то воля неба.

Давайте посмотрим, что у вас получилось. Во время чтения результатов работы одной группой вторая делает пометы в своих таблицах, вносит дополнения, исправления.

    Сравнительный анализ текстов

Если приятель вчера писал вам
одно, а сегодня противоположное – сличите почерк.

Макиавелли, "Государь".

Чтобы определить глубину текста, увидеть всё, что вложил в него автор, нам необходимо проанализировать письма героев. Мы продолжаем работать в группах. Задание первой группы – письмо Татьяны к Онегину. Задание второй группы – письмо Онегина к Татьяне. Каждый из вас может выбрать себе задание по силам. Но не забывайте, что вы группа ! На работу 3-4 минуты.

Письмо Татьяны

Письмо Онегина

Ситуация во время написания

Возможный исход событий (после прочтения адресатом)

Интонация (Знаки препинания, степень экзальтации героя)

«Зеркальность» в текстах

Сходство текстов

    В словесно-стиховом плане -

    В смысловом плане –

    В интонационном плане –

    В культурном плане –

    В эстетическом плане –

Давайте озвучим, что же у нас получилось? Можно ли говорить о том, что перед нами исключительные люди?

    Упражнение «ПРЕСС»

Итак, мы смогли понять, в чём же своеобразие писем главных героев, как они помогают раскрыть сущность их образов. А теперь я предлагаю, опираясь на предложенную мной схему упражнения «ПРЕСС», составить монологическое высказывание по одной из сентенций, которые вы видите на экране. Вы вправе выбрать любое мнение исследователя, согласиться или не согласиться с ним.

«Энциклопедия русской жизни» заключает в себе так много значимого для русского человека: быт и природу России, кипение политической жизни, идейные споры, душевные переживания и, конечно же, любовь».

В.Г.Белинский

«Велик подвиг Пушкина, что он первый в своём романе поэтически воспроизвёл русское общество того времени и в лице Онегина и Ленского показал его главную, т. е. мужскую сторону; но едва ли не выше подвиг нашего поэта в том, что он первый поэтически воспроизвёл, в лице Татьяны, русскую женщину».

В.Г.Белинский

«Жизнь Татьяны – результат развития личности, её постоянных усилий по выбору нравственно наиболее трудного пути. Подвиг Верности, который добровольно принимает на себя героиня Пушкина, конечно, шире проблемы верности семье…».

Ю.М. Лотман

«Татьяна душевно богаче Онегина. У неё есть то, что представляет для любимой героини А.С. Пушкина непреходящую ценность: родные места, родная природа, дорогие воспоминания».

Т.М. Рудакова

«(Онегин) Тип бесплодный, неспособный ни к развитию, ни к перерождению; онегинская скука не может произвести из себя ничего, кроме нелепостей и гадостей».

Д.И. Писарев

«Онегин скиталец в родной земле, который оторван от народа, от народных сил».
Ф.М. Достоевский

«Татьяна достойна быть заглавной героиней романа, ибо … она глубже Онегина и, конечно, умнее его».

Ф.М. Достоевский

«Татьяна под конец обнаруживает ещё и способность к сделкам со своей совестью… Она ещё любит втайне Онегина и находится замужем – вот что положительно дурно».

И.Анненков

«Она (Татьяна) отвергла Онегина не потому, что перестала его любить. В её отказе – самоотверженность ради нравственной чистоты, верности долгу, искренности и определённости в отношениях».

Т.М. Рудакова

Схема ответа из упражнения «ПРЕСС»

1. «Я считаю, что…»
2. «Так как…»

4. «Итак…»

(Отвечают только по желанию )

    Стадия рефлексии

Стратегия «Синквейн»

Первая строка – ЛЮБОВЬ

Давайте возвратимся к эпиграфу.

Самое воспитательное свойство человека – любовь. (Д.С.Лихачев.)

Относительно романа «Евгений Онегин» так ли это?

Выставление отметок

XI. Установка на домашнее задание.

    Минисочинение

«Татьяна – милый сердцу идеал» А.С. Пушкина»

«Зеркальность в изображении героев произведения»

«Две сюжетных линии романа, два героя»

    Выучить наизусть «Письмо Татьяны» или «Письмо Онегина»

Список использованной литературы.

Закрепление урока. « Графический тест ».

1. Назовите годы жизни А.С. Пушкина.

А) 1802-1841
Б) 1789-1828
В) 1799-1837
Г) 1805-1840

2. В каком городе родился А.С. Пушкин?

А) Петербург
Б) Москва
В) Киев
Г) Тула

3. Сколько лет было Пушкину, когда он стал лицеистом?

А) 10 лет
Б) 8 лет
В) 12 лет
Г) 11 лет

4. Какая дата, связанная с Лицеем, не раз встречается в лирике Пушкина?

5. Какое стих-е читал Пушкин перед Державиным на экзамене в Лицее?

А) “Лициния”
Б) “Воспоминания в Царском Селе”
В) “Городок”
Г) “Деревня”

6. Кто из названных поэтов не был лицейским товарищем Пушкина?

А) И.Пущин
Б) А.Дельвиг
В) В.Кюхельбекер
Г) П.Чаадаев

7. В каком году было написано стихотворение «Я помню чудное мгновение» ?

А)1825

Б)1820

В)1818

Г)1824

8. Из какого стих-я строки: “Мы ждем с томленьем упованья / Минуты вольности святой…”?

А) “К Чаадаеву”
Б) “Вольность”
В) “Поэт”
Г) “К морю”

9. Какое стих-е Пушкина восходит к библейскому источнику?

А) “Поэт”
Б) “Поэт и толпа”
В) “Пророк”

Г) “Я памятник себе…”

10. Жанр произведения «Евгений Онегин» ?

А ) повесть

Б) рассказ

В) поэма

Г) роман в стихах

Ответы.

1-в, 2-б, 3-в, 4-г, 5-б, 6-г, 7-а, 8-а, 9-в, 10-г

Творческая форма рефлексии – Синквейн

Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Слово синквейн происходит от французского, которое означает «пять». Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.

Правила написания синквейна:

В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы).

Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой).

Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Онегин

Модный, одинокий

Гуляет, транжирит, тоскует,

Не может найти себе дела

Эгоист.

Тема: Роман «Евгений Онегин». Обобщающий урок

Цели урока:

    способствовать обобщению знаний учащихся по роману «Евгений Онегин»; повторить стихотворения А.С. Пушкина;

    продолжить работу над характеристикой образов главных героев, проследить их взаимоотношения, помочь определить их жизненные ценности, сходства и различия между ними;

    развивать устную и письменную речь, умение выразительно рассказывать наизусть, способствовать развитию критического мышления, умения работать с текстом, работать в группе.

Ожидаемый результат: Развивать навыки работы с текстом, редактирования; развивать речевую культуру учащихся.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

наглядности

3 мин.

I. Организационный момент . Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает успеха.

Ученики осмысливают поставленную цель.

презентации

5 мин.

II. Мотивация к изучению нового.

С помощью наводящих вопросов, учитель подводит учащихся к теме нового урока.

Ученики отвечают на вопросы учителя.

Приветствие. Пожелания.

I. Актуализация знаний

Минута поэзии- учащиеся читают понравившиеся стихи А.С.Пушкина.

Тест (по лирике А.С.Пушкина). оценивание учащимися.

Литературная полемика вокруг романа «Евгений Онегин»

(Запись на доске)

Белинский: Онегин – «страдающий эгоист», которого душат «бездеятельность и пошлость жизни».

Герцен: Онегин – «умная ненужность», герой времени, которого постоянно находишь возле себя или в самом себе.

Писарев: Онегин – «Митрофанушка Простаков новой формации».

Чья позиция ближе и понятнее вам? Объясните.

I . Стадия «Осмысление»

Работа в группах.

Найдите в тексте отрывки описания ваших героев, выпишите ключевые слова и составьте постер

1 группа: Онегин и Ленский
2группа: Татьяна и Ольга
3 группа: Ольга и Ленский
4 группа: Онегин и Татьяна

(После 5-минутного обсуждения и подготовки каждая группа готовит коллективный ответ

и защищает постеры).

Стратегия «Диаграмма Венна»

10 мин.

IV. Закрепление урока.

Стратегия «Синквейн»

(работа индивидуальная, в парах, в группе)

Например:

Онегин

Модный, одинокий

Гуляет, транжирит, тоскует,

Не может найти себе дела

Эгоист.

    Чтение письма Татьяны и его обсуждение в группах (Гаухар).

Каждая группа получает карточку с вопросами для обсуждения.

Карточка 1.

Неожиданно вспыхнувшая любовь Татьяны к Онегину – истинное чувство или книжная романтика?

Карточка 2.

Какие черты Татьяны раскрываются в ее письме Онегину?

Карточка 3.

В чем сомневается Татьяна и в чем она уверена?

Карточка 4.

Письмо Онегину – необдуманный и опрометчивый шаг со стороны героини?

Обсуждение ответов. Обмен мнениями.

Вывод: Татьяна, наделенная пылким воображением, почувствовала сходство между собою и Онегиным и решает, что они созданы друг для друга. доверчива и искренна, при этом бесстрашна. Она мечтательная личность.

5 мин.

V. Итог урока. Этап рефлексии:
Кратко написать самое важное, что уяснил с урока.

Чему научил вас урок?
- Какое впечатление осталось у вас от урока?

Оценивают работу своих одноклассни

ков.

2 мин.

VI. Домашнее задание. Объясняет особенности выполнения домашней работы. Сочинение-эссе.

Записывают домашнюю работу в дневниках.

дифференциация. Как вы планируете поддерживать учащихся? Как вы планируете стимулировать способных учащихся

оценивание.Формативное и суммативное. Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся?

межпредметные связи, ИКТ. Связи с ценностями

рефлексия.

Что учащиеся сегодня узнали? На что было направлено обучение?

Хорошо ли сработала запланированная дифференциация? Выдерживалось ли время обучения?

Проводит рефлексию.

Какую цель мы поставили сегодня на уроке?

Достигли мы целей, которые ставили в начале урока?

Оценивание




Top