Синквейны героев отцы и дети. Образовательный портал

Образ Евгения Базарова в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети».

Точка зрения

Взгляды Базарова

«Всякий человек сам себя воспитывать должен»

«Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник…»

«Русский человек только тем и хорош, что сам о себе прескверного мнения.»

«2*2=4, а остальное пустяки…»

«В теперешнее время полезнее всего отрицание…»

«Необходимо все сломать и разрушить, а строить будут другие…»

Об аристократии: «вот вы уважаете себя и сидите сложа руки, вы бы не уважали себя и делали тоже самое», «аристократизм, либерализм - русскому человеку даром не нужны…»

«Рафаэль гроша медного не стоит, любой химик в двадцать раз лучше поэта»

  • : Базаров - нигилист, человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип. Но, как и каждая теория, нигилизм обладает своими «плюсами» и «минусами».

Вот как учащиеся объяснили использование предметов и действия, производимые с ними:

  • Камень - сам Базаров, который своей теорией нигилизма разрушает свою жизнь (ростки пшеницы), но зерно раздавлено не все, значит, его теория дает новые ростки в общественной жизни общества. Зеркало - это отражение всей жизни героя, пройдя через испытания, предпосланные ему жизнью и любовью, он в конце романа уже совсем другой, обновленный.
  • Камень - нигилизм Базарова, который разбивается о жизнь и любовь (зерна и ростки), зеркало - отражение в романе эпохи 60-х годов ХIХ века.
  • Камень - это «отцы» в романе, которые пытаются раздавить новое и прогрессивное направление «нигилизм», это старые принципы отцов, которые им казались неколебимыми и твердыми, как каменная скала. Ростки зерна - это нигилизм героя, который потерпел крушение, но не вся его теория, а только отдельные её положения о любви человека. Зеркало - это отражение и преломление, изменения героев в романе. Мы смотрим в зеркало, нам хочется увидеть одно, а в результате - совершенно другое отражение действительности.
  • Написание синквейна НИГИЛИЗМ .

Базаров - нигилист? В конце этой фразы я ставлю знак вопроса. Он с самого начала все отрицал, и даже такое светлое чувство как любовь. Евгений Базаров знакомится с Одинцовой. Он горячо полюбил её. Полюбил и нарушил свои принципы, и тогда можно ли утверждать, что он нигилист? Герой оказывается в сложнейшей ситуации, но ведь сердцу не прикажешь.

Базаров сначала все отрицал,

Не верил, не признавал.

Был один против всех, словно загнанный зверь,

Никогда он не осознавал потерь.

Алимова Мерует.

Источники

Разделы: Литература

Цели:

  1. Познакомиться с понятием «нигилизм».
  2. Сравнить понятие «нигилизм» и взгляды Базарова.
  3. Развитие навыков сравнения, критического мышления, творческого письма
  4. Ввести учеников в процесс познания.
  5. Создать атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении, формировать умение отстаивать свою позицию.
  6. Включить эмоциональную сферу ребенка, обратиться к его чувствам, пробудить заинтересованность каждого в изучении данного произведения.

Оборудование:

  1. текст романа
  2. таблица «Взгляды Базарова (таблица заполняется учащимися на предыдущих уроках)
  3. презентация к уроку.
  4. компьютер, проектор.
  5. камень, зерно, ростки пророщенной пшеницы или другого зерна, зеркало.

Структура урока

  1. Вступительное слово Мастера. (Налаживание взаимоотношений с классом)
  2. “Индукция”.
  3. “Разрыв”.
  4. “Самоконструкция”.
  5. “Социоконструкция”.
  6. “Афиширование”.
  7. “Рефлексия”.

Работа во время мастерской ведется в группах.

Ход занятия

1. Налаживание взаимоотношений с классом.

Учитель : Сегодня у нас не совсем обычный урок, а Мастерская. Работать нам будет, может быть, не очень легко, но, надеюсь интересно.

Смоделируем ситуацию: вы просите меня о чем-то, а я отвечаю вам: «нет». Почему я так поступаю? (ответы учащихся: «так хочется учителю; вследствие определенных правил и принципов, которых придерживается учитель»). Я отвечаю так в силу определенных правил и принципов, которыми я руководствуюсь. Вот и сегодня мы рассмотрим правила и принципы Евгения Базарова, главного героя романа И.С.Тургенева «Отцы и дети». И тема сегодняшней мастерской «Базаров – нигилист!?». Обратите внимание, что в конце фразы стоит не один знак, а два; то есть нам предстоит решить каждому, каким же был нигилизм Базарова?

2. Индукция.

А). Построение древопонятия слова НИГИЛИЗМ.

Учитель : Кем считал себя Базаров?

Ответ учащихся : нигилистом, относил себя к нигилистам, о чем прямо говорит Павлу Петровичу Кирсанову.

Учитель : Рассмотрим древопонятие этого слова. Перед вами четыре определения этого слова из разных источников. Прочитайте и подчеркните в каждом слово или словосочетание, которое вам кажется самым важным в этих определениях. Обсудите свой результат работы в группе.

Нигилизм – это…

  • (от латинского nihil – ничто) отрицание общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, форм общественной жизни. (Большой энциклопедический словарь)
  • «безобразное и безнравственное учение, отвергающее все, чего нельзя ощупать» (Толковый словарь В.Даля)
  • «голое отрицание всего, логически неоправданный скептицизм» (Толковый словарь русского языка)
  • «философия скептицизма, которая возникла в России в ХIХ веке в начале правления Александра!... ранее этот термин применялся к некоторым ересям в средние века. В русской литературе термин нигилизм был впервые использован Н.Надеждиным в статье в «Вестнике Европы»… Надеждин прировнял нигилизм к скептицизму» (М.Катков)

Чтение и объяснение подчеркнутых слов и словосочетаний.

Учитель : Попробуем их объединить. Что из этого получим?

Б) Построение ассоциативных рядов к понятию нигилизм . (Слайд 3. Приложение 1 .)

Учитель : центральное понятие нашей мастерской – нигилизм. Давайте попробуем подобрать к нему ассоциации. С каким природным явлением, звуком, цветом ассоциируется у вас это понятие и почему?

Учащиеся записывают свои ассоциации, называют их, учитель записывает их на доске.

(Природные явления: буря, ветер, метель, ураган,- все эти природные явления разрушают и уничтожают, так и Базаров в своей теории говорит о том, что необходимо все разрушить, а строить будут другие.

Звуки: скрежет, скрип, гром.

Цвет: черный, серый, вишневый).

Учитель : А теперь попробуем подобрать ассоциации к образу Базарова.

Прочтение и объяснение ассоциаций. Учащиеся дополняют свои записи. Параллельно ассоциативные ряды записываются на доске.

(Базаров – камень, пропасть, летящая птица.)

В) Работа с таблицей «Взгляды Базарова» (таблица составлена на предыдущих уроках).

Учитель : Откройте таблицу «Взгляды Базарова, которую мы составили на предыдущем уроке, просмотрите все взгляды Евгения Базарова и ответьте на вопрос, прав ли автор, причисляя Базарова к нигилистам?

Ответы учащихся.

Учитель : В этой же таблице напротив каждого мнения и позиции героя отметьте знаками свою позицию:

  • + согласен с позицией автора
  • - не согласен с мнением автора
  • ! восхищаюсь мыслями автора
  • ? не понимаю автора.

Учащиеся делают пометки в таблице, обсуждают помеченное в группе. Озвучивают свою точку зрения.

(На данном этапе урока может возникнуть небольшой спор между учащимися, т.к. позиция и точка зрения на взгляды Базарова у учащихся разная. Почти все ребята были не согласны с отрицанием героя любви и искусства. В доказательство своей позиции учащиеся приводили свои аргументы. Основной из них « Отрицание любви и искусства противоречит развитию всей человеческой жизни, взаимоотношениям людей, т.к. основа жизни – любовь людей друг к другу.»)

Учитель : Базаров – нигилист, человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип. Но, как и каждая теория, нигилизм обладает своими «плюсами» и «минусами».

Задание учащимся: попробуйте распределить в две колонки сильные и слабые стороны нигилизма как теории и объяснить свою позицию.

(На данном этапе мастерской делаются обобщения и выводы учащихся по всей теории Базарова. Учащиеся отмечают следующие слабые стороны: нигилизм ведет к разрушению мира; отрицать все и вся невозможно и т.д. Ребята выделяют сильные стороны: нигилизм, как и любая другая система взглядов, имеет право на существование; это было новое направление в общественных взглядах России ХIХ века и т.д.)

Учитель : Конечно, однозначно оценивать нигилизм Базарова нельзя. При рассмотрении взглядов Базарова возникает много вопросов. Какой бы вопрос вы бы задали герою?

Учащиеся записывают, обсуждают вопросы, затем озвучивают.

3. Конфликт.

Учитель : У меня в руках несколько предметов: камень и проросшие зерна пшеницы. (Учитель давит камнем ростки зерен) В этих предметах и действии и заключается, на мой взгляд, все мировоззрение Базарова. Если же мы добавим к этим предметам зеркало, то увидим и всю суть нигилизма Базарова, и проблематику романа И.С.Тургенева «Отцы и дети». Попробуйте объяснить мой выбор и действия относительно мировоззрения Базарова и всего романа в целом.

(Учащимся дается в помощь схема «Творческий замысел романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» Слайд 6. Приложение 1)

Вот как учащиеся объяснили использование предметов и действия, производимые с ними:

  • Камень – сам Базаров, который своей теорией нигилизма разрушает свою жизнь (ростки пшеницы), но зерно раздавлено не все, значит, его теория дает новые ростки в общественной жизни общества. Зеркало – это отражение всей жизни героя, пройдя через испытания, предпосланные ему жизнью и любовью, он в конце романа уже совсем другой, обновленный.
  • Камень – нигилизм Базарова, который разбивается о жизнь и любовь (зерна и ростки), зеркало – отражение в романе эпохи 60-х годов ХIХ века.
  • Камень – это «отцы» в романе, которые пытаются раздавить новое и прогрессивное направление «нигилизм», это старые принципы отцов, которые им казались неколебимыми и твердыми, как каменная скала. Ростки зерна – это нигилизм героя, который потерпел крушение, но не вся его теория, а только отдельные её положения о любви человека. Зеркало – это отражение и преломление, изменения героев в романе. Мы смотрим в зеркало, нам хочется увидеть одно, а в результате – совершенно другое отражение действительности.

4. Написание синквейна НИГИЛИЗМ . (Слайд 7. Приложение 1)

(Использование этого приема позволяет учителю проверить уровень понимания изучаемого материала.)

Прочтение синквейнов.

Примеры написанных синквейнов учащимися.

Нигилизм.
Отрицающий, отвергающий, низкий.
Отрицает, губит, калечит души.
Как будет жить человек с нигилизмом?
Это утопия.

Нигилизм.
Противоречащий, ломающий, испытывающий.
Отвергает, испытывает, проверяет.
И это называется нигилизмом?
Камень.

5. Социоконструкция. Учитель записывает на доске, а учащиеся в тетрадях тему мастерской. «Базаров – нигилист?!»

Учитель : попробуйте написать миниэссе, взяв для заголовка тему мастерской, а какой знак поставить в конце фразы, каждый решает сам.

Написание эссе.

6. Афиширование.

Учащиеся читают вслух свои работы.

7. Рефлексия.

Учитель : Ответьте на вопросы: что вы сегодня делали, какие задания вам понравились и почему?

(Ответы учащихся).

Заключительное слово учителя, который подводит итоги урока, говорит о роли самоопределения жизненной позиции.

Пример миниэссе, написанного на уроке.

Базаров – нигилист?

Базаров – нигилист? В конце этой фразы я ставлю знак вопроса. Он с самого начала все отрицал, и даже такое светлое чувство как любовь. Евгений Базаров знакомится с Одинцовой. Он горячо полюбил её. Полюбил и нарушил свои принципы, и тогда можно ли утверждать, что он нигилист? Герой оказывается в сложнейшей ситуации, но ведь сердцу не прикажешь.
Базаров сначала все отрицал,
Не верил, не признавал.
Был один против всех, словно загнанный зверь,
Никогда он не осознавал потерь.

Алимова Мерует.

Егорова Л.Т., учитель высшей категории, СОШ №5 им. Н.О. Кривошапкина, г.Якутска

Урок – размышление

Загадка образа Базарова и его нигилизм

Цель: осмыслить неоднозначность образа Базарова, подвести учащихся к выводу, что мировоззрение человека и принципы моделируют его судьбу.

Образовательные задачи:

1. Проанализировать образ Базарова;

2. Выяснить причины его противоречий в характере и поступках;

3. Познакомить с высказываниями критиков о сущности нигилизма и о самом герое произведения.

Развивающие задачи:

совершенствовать умения применять знания для анализа и осмысления проблемы, поставленной на уроке; сопоставлять и обобщать полученный материал; формировать умения самостоятельного критического подхода в трактовке образа.

Воспитательные задачи:

показать, что мировоззрение человека моделирует его судьбу.

Я никогда сам не открываю своих тайн, а ужасно люблю, чтоб их отгадывали…

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

В этом замечательном человеке воплотилось – на мои глаза – едва народившееся, еще бродившее начало, которое потом получило название нигилизма. Впечатление, производившее на меня этой личностью, было очень сильно и в то же время не совсем ясно.

И. С. Тургенев.

I . 1. Орг. момент. Целевая установка.

Мы продолжаем изучение романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» и будем говорить о главном герое Е. Базарове. Попытаемся разобраться и понять его характер, мировоззрение.

2. Обратите внимание на эпиграфы к уроку. Какова их основная мысль?

В нем выражена мысль о том, что образ, созданный автором, не до конца определяет его отношение к герою; он подчеркивает то обстоятельство, что в герое воплотилось «едва народившееся, еще бродившее начало» - это явление – нигилизм, который отражается на образе Базарова и затрудняет его понимание.

    3. Попытайтесь сформулировать тему урока?

Запись на доске и в тетради: загадка образа Базарова и его нигилизм.

II . Итак, перед нами неясный, сложный герой, «странный человек» Е. Базаров.

В арсенале писателя всегда есть множество приемов обрисовки характера, по которым мы можем выявить авторское отношение к герою, но оценить по достоинству персонаж можем только мы, читатели. У каждого из вас сложилось свое видение Е. Базарова (не обращаясь к глубокому и обширному анализу, попытаемся выявить субъективное впечатление учащихся).

    1. Запишите характеристику-ассоциацию (это могут быть не только эпитеты, но и глагольные словосочетания, оценка качеств героя).

Синквейн

Акростих (озвучить наиболее интересные характеристики).

Наиболее интересные мысли запишите себе в тетрадь, а общее – на листах бумаги.

III . 1. Приступая к работе над образом, Тургенев также схематично обозначил основные черты характера героя: «Нигилист. Самоуверен, говорит отрывисто и немного, работящ. Живет малым; доктором не хочет быть, ждет случая. – умет говорить с народом, хотя в душе его презирает. Художественного элемента не имеет и не признает… знает довольно много – энергичен, может нравиться своей развязностью».

Каждый из вас отметил неоднозначность, загадочность героя, его нигилизм(одно из его качеств – отрицающий авторитеты).

Нигилизм – полное отрицание всего, полный скептицизм.

Нигилист – в 60-е годы: свободомыслящий человек, интеллигент – разночинец, резко относившийся к буржуазно-демократическим традициям и обычаям. Человек, относящийся ко всему резко отрицательно, скептически.

Интересно ответить, что в разных источниках дается свой вариант возникновения термина. С появлением демократов – разночинцев это понятие стали неразрывно связывать с ними (одни ругали, другие хвалили).

    Как определяют этот термин герои романа?(учащиеся находят в тексте высказывания героев романа).

П. П. – «Это человек, который ничего не уважает и у которого нет никаких принципов».

Е. Базаров – «Нигилист действует обдуманно: главный принцип его деятельности – общественная польза».

Аркадий – «человек, который ко всему относится с критической точки зрения».

    Прав ли Тургенев, называя Базарова нигилистом?

    Не ущербен ли Базаров в своем отрицании?

2. Чтобы это понять, проведем эксперимент: каждый из вас запишет в две колонки, что он принимает в характере героя, его поступках и взглядах, а что нет

(в группах учащиеся читают свои записи, отмечают то, что совпало; дописывают в тетрадь другие интересные мысли своих товарищей; по мере озвучивания ведётся запись на доске).

ПРОТИВ

Выводы:

Очень не прост с виду самоуверенный и резкий в своих суждениях тургеневский разночинец. Есть в его поведении и во взглядах некая двойственность, неоднозначность, которые притягивают читателя и позволяют поспорить с ним. Даже среди нас не нашлось человека, который безоглядно принял его убеждения и взгляды. Очевидно, что эту двойственность, неясность вносит нигилизм, являющийся мировоззрением Базарова.

IV . Несет ли базаровский нигилизм благотворное начало или опасное для личности и общества направление? (на столах листы с высказываниями критиков).

Ниже приведены некоторые ответы на эти вопросы. Чья точка зрения является, по-вашему, более справедливой? (обсудите в группе и выступите).

Вывод: .

Как видим, чтобы ответить на этот вопрос, мы вновь возвратились к понятию нигилизма как социального явления, возникшего в 60-х годах и являющегося некой «религией» молодого поколения. И критики отмечают и позитивное начало этого явления, и его разрушительную силу. С точки зрения демократов-разночинцев, нигилистические взгляды считались революционными.

    Как вы думаете, зависит ли судьба человека от его убеждений? Могут ли они погубить человека, разрушить его жизнь или, наоборот, сделать его счастливым?

Убеждения героя, которые он последовательно воплощает в жизнь, моделируют его судьбу. Базаров – сильная, цельная личность, но и его приводит в уныние и депрессию одна лишь мысль об ошибочности теории. Тургенев отразил в романе не только явление нигилизма, но и его слабую сторону. Человек, имеющий свои убеждения – сильный человек. Этап взросления очень важен для каждого из нас, и достойно прожить свою жизнь, сохраняя свои здоровые корни, передавая детям мудрые жизненные принципы,- задача каждого человека.

V Нигилизм, проповедуемый героем, привносит некую двойственность в характер и поступки Базарова, и многие критики отмечают противоречия, не позволяющие сразу разгадать характер и его образ..

    Прочитайте выдержки и фрагменты размышлений о Базарове. Сформулируйте и запишите вопросы, которые возникают при их сопоставлении. (Учащиеся записывают вопросы и зачитывают их в группе, а затем классу).

    Почему так много вопросов возникает?

Вывод:

    Потому что этот герой очень противоречив, загадочен, он не понятен даже самому автору. Это новый герой времени, рожденный им, стоящий в преддверии будущего. Базаров человек неоднозначный, его можно любить или ненавидеть, но никого он не оставляет равнодушным. При этом Базаров трагическая фигура, его мучают внутренние противоречия. Его теория терпит крах, так как с ним спорит сама жизнь; на страницах романа у него нет истинных сподвижников и последователей. Эпоха 60-х породила дисгармоничный тип личности, непредсказуемый и построенный на внутреннем конфликте, поэтому невозможно однозначно определить отношение критиков и Тургенева к герою романа.

Любая идея проверяется жизнью, испытывается ею, и чаще всего она разрушает расчет и логику любой теории, какой бы правильной она ни была. Отрицая природу, отрицаешь самого себя, свою жизнь как часть природы человека.

VI . В чем мы пытались разобраться сегодня на уроке? (в характере Е. Базарова, его взглядах, в его теории, которая оказывается ущербной и накладывает отпечаток трагизма на судьбу героя). Так в чем же загадка образа? (учащиеся дают ответ на вопрос).

    Можем ли мы сказать, что полностью разгадали образ Базарова и разобрались в его характере?

VII . Запишите один вопрос, который вы задали бы Базарову. (вопросы, записанные учащимися, следует разобрать на следующем уроке).

Человек, не имеющий позитивной программы, лишен будущего, у него нет единомышленников, да он в них и не нуждается. Двойственность, присутствующая в характере Базарова, приводит к надлому и надрыву в финале романа. Сама жизнь вступает в спор с воззрениями героя и противостоит ему любовью. Кто же выдержал это испытание? Решить этот вопрос – задача следующего урока.

Домашнее задание : выписать цитаты, которые объясняют отношение героев к любви и её месту в жизни человека (Н.П, П.П, Аркадий Кирсановы, Базаров, Одинцова и др.). История любви Базарова и Одинцовой.

Материалы к уроку

Задание №11

Искренен ли Базаров в своем отрицании окружающей его жизни?

Что представлял собой базаровский нигилизм: благотворное начало или опасное для личности и для общества направление?

Ниже приведены некоторые ответы на эти вопросы. Чья точ­ка зрения является, по-вашему, более справедливой?

«Нигилизм не превращает что-нибудь в ничего, а раскрывает что ничего, принимаемое за что-нибудь ,- оптический обман и что всякая истина, как бы она ни перечила фантастическим представлениям,- здоровее их и во всяком случае обязательна.

Но новых начал, принципов он не внес ».

А. И. Герцен. Еще раз Базаров. 1869

«Нигилизм же наложил у нас свою печать на всю жизнь ин­теллигентного класса, и эта печать не скоро изгладится. Прежде всего нигилизм объявил войну так называемой условной лжи культурной жизни. Его отличительной чертой была абсо­лютная искренность. И во имя ее нигилизм отказался сам и тре­бовал, чтобы то же сделали другие,- от суеверий, предрассуд­ков, привычек и обычаев, существования которых разум не мог

оправдать».

П. А. Кропоткин . Записки революционера. 1906

«В том же 1859 году, к которому приурочено действие романа, появилось художественное произведение, в котором большая и существенная часть того, что отрицает Базаров, была подвергнута иному - чисто художественному - отрицанию: Гончаров старую, отживающую, спящую, лениво мечтающую Россию свел к обломовщине в сущности Базаров всем существом своим отрицает не что иное, как всероссийскую обломовщину - во всех ее видах и проявлениях.

Это дает нам возможность уловить и положительную, идейную сторону базаровского отрицания. Оно оказывается вовсе не столь беспринципным, как это представлялось, например, Герцену». …Он восстает не против идей, а против слов, а грустными делает их всероссийская обломовщина. «Идея» базаровского «нигилизма», кажущегося беспринципными, такова: «русскому человеку» прежде всего нужны труд, знание, энергия, критика и отрицание всех старых предрассудков, шаблонных понятий, ему нужно подавить апатию, лень, безволие, - вылечиться от обломовщины. Это – «очередная задача» («в теперешнее время, - говорит он, полезнее всего отрицание»). Базаров вовсе не проповедует отрицания для отрицания. Он руководится критерием пользы, именно пользы для «русского человека».

Д. И. Овсянико-Куликовский. Базаров как отрицатель и как общественно-психологический и национальный тип. 1907

«Несомненно, нигилизм Базарова, отрицательное направле­ние его ума таили в себе и опасность упадка духа и даже цинического восприятия и отношения к жизни. Тургенев проницательно отметил в Базарове не только то, что составляло его силу, но и то, что грозило ему. В своем одностороннем развитии нигилизм Базарова мог выродиться в крайность и повести за собой духовное одиночество и полную неудовлетворенность жизнью».

С. М. Петров. И. С. Тургенев. 1979

Задание № 21

Как вы понимаете смысл приведенного ниже суждения: «Базаров всегда в начале, всегда в «преддверии будущего»?

Ю. Манн. Базаров и другие. 1985

«Мечтания Аркадия о «белой избе», в которой заживет со временем русский крестьянин, Базаров встречает резко охлаж­дающим: «Ну, а дальше?» В этом вопросе вся суть базаровского трагизма. Базаров не может быть удовлетворен не только современной ему «окружающей» действительностью, но и любой «формулой будущего», если она не идет дальше «белой избы»... Базаров мог бы принять лишь некое коренное общественное преобразование, о содержании и путях осуществления которого он говорит мимоходом (например: «Исправьте общество, и болезней не будет»).»

К. Тюнькин. Базаров глазами Достоевского. 1971

«Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная - и все-таки обреченная на погибель - потому что она все-таки стоит еще в преддверии будущей..»

Из письма Тургенева К. К. Случевскому

Задание № 22

Почему Базаров пытался сблизиться с Аркадием Кирсановым? В этом проявилась у него потребность живой связи с людьми или желание иметь единомышленника (вспомните ска­занное им о Ситникове: «Мне и олухи нужны»)?

В чем причины одиночества Базарова: в реальных исторических и общественных условиях его жизни или заключены главным образом в нем самом?

А. И. Батюто. К вопросу о замысле «Отцов и детей». 1968

«Подводя итог всему, что было пережито во время знакомства с Аркадием, он должен был ответить - хотя бы только само­му себе: зачем он сблизился с ним? Неисправимый романтик, чувствовавший себя в логическом застенке нигилизма не совсем уютно, искал себе друга, то есть живой связи с людьми? Или ни­гилист искал себе ученика? Навсегда прощаясь с Аркадием, он прощался с несостоявшимся нигилистом и вместе с тем с самой мыслью о сближении с другими людьми.»

М. Еремин. Базаров: гибель на перепутье. 1992

«Очевидно, отсутствие зримых единомышленников Базарова-неслучайная и вполне ответственная особенность построе­ния романа. Единственным указанием на существование едино­мышленников героя, как видно, должно остаться только базаровское «мы».

К тому же звучит оно достаточно своеобразно - без малейшего намека на живую межчеловеческую связь. Базаров никог­да не думает о своих незримых единомышленниках и ничего из-, за них не переживает. Нет возможности ощутить, что эти люди Базарову близки, что в общении с ними он нуждается. Похоже на то, что он просто учитывает их существование, не больше. Читатель вправе предполагать, что таких, как Базаров, и впрямь немало. Но каждого из них можно представить только по аналогии с самим Базаровым - социальным «бобылем», само­стоятельно избравшим жизненную программу, воспринимающим задачу переделки мира как свою собственную цель и просто учитывающим существование себе подобных. Такие люди не образу­ют, не могут образовать что-либо подобное коллективу - устойчивое, жизнеспособное единство, связанное изнутри не просто одинаковостью, но и общностью тех, кто его составляет. В этом принципиальное отличие Базарова от героев «Что делать?».

В. М. Маркович. Человек в романах И. С. Тургенева. 1975

Задание № 23

«...Какое же он необычное, сложное явление! С одной сторо­ны, идея дела организует важнейшие центры базаровской психи­ки. Базаров засучивает рукава, готовится к драке, к борь­бе. Он и поэзию и «художества» отвергает по тем же мотивам от них не дождешься ощутимого эффекта, они бесполез­ны. Но с другой стороны...

Тургенев отмечает, что люди донкихотовского типа живут «вне себя, для других», они бескорыстны до забвения собствен­ных интересов и личности. Для Базарова вопрос о том, достойны ли другие затрачиваемых им сил,- не праздный, и с болью шеве­лится в нем сомнение: стоит ли еще лезть из кожи ради какого-то Филиппа или Сидора, который даже спасибо не скажет Сомнения в правильности выбранных средств свойствен­ны Гамлету, а не Дон Кихоту От сражения с великанами Базаров, как Гамлет, пожалуй, не уклонится, но перед этим он не раз подумает, действительно ли перед ним великаны, а не ветряные мельницы и действительно ли в его руках оружие, а не картонный меч

Если хотите, это гамлетизирующий Дон Кихот - сочетание необычное и в", старом смысле ненормальное.»

Ю. Манн. Базаров и другие. 1985

А. Е. Грузинский. И. С. Тургенев. Личность и творчество. 1918

Хотел ли я обругать Базарова или его превознести? Я этого сам не знаю, ибо я не знаю, люблю ли я его или ненавижу!

И.С. Тургенев - А.А. Фету, апрель 1862 г.

Не удивляюсь, впрочем, что Базаров остался для многих загадкой; я сам не могу хорошенько себе представить, как я его написал.

И.С. Тургенев - М.Е. Салтыкову - Щедрину, январь 1876 г.

В целом выходит не характер, не живая личность, а карикатура с крохотной головкой и гигантским ртом, с маленьким лицом и преболыпущим носом, и притом карикатура самая злостная. Автор до того зол на своего героя, что не хочет простить его и примириться с ним даже пред его смертью...

М.А. Антонович. «Асмодей нашего времени»

Базаров есть первое сильное лицо, первый цельный характер, явившийся в русской литературе из среды так называемого образованного общества...

Базаров умирает совершенным героем, и его смерть производит потрясающее впечатление, до самого конца, до последней вспышки сознания, он не изменяет себе, ни единым словом...

Он сломлен, но не побежден.

Н.Н. Страхов. «Тургенев. „Отцы и дети”»

Смерть Базарова... должна была, по-моему, наложить последнюю черту на его трагическую фигуру.

Если читатель не полюбит Базарова со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью и резкостью - если он его не полюбит, повторяю, я виноват и не достиг своей цели...

Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, больная, честная - и все-таки обреченная на погибель, потому что она все-таки стоит еще в преддверии будущего...

И.С. Тургенев - К. Случевскому

За исключением воззрений Базарова на художества, я разделяю почти все его убеждения...

И.С. Тургенев. «По поводу „Отцов и детей”»

«... Базаров всегда в начале, всегда в «преддверии будущего». Чтобы понять трагизм Базарова, нужно помнить, что он максималист, что его устроило бы разрешение человеческих вопросов в некоемом идеальном, окончательном смысле все бы устроилось сразу и целиком. Сразу и целиком - это значит нигде и никогда. Тем не менее можно по-разному подойти к произведениям, выдвигающим максималистские требования; можно от них отмахнуться, а можно и видеть в них пример для вечного подражания.»

«Да, Базаров страшно одинок, но это одиночество вынужденное, порожденное не личным капризом, а реальными социально-историческими и общественными условиями, но которые и в са­мом романе, и в многочисленных полемических разъяснениях «по поводу» Тургенев указывает достаточно определенно.»

А. И. Батюто. К вопросу о замысле «Отцов и детей». 1968

Какая оценка Базарова, по-вашему, более справедлива: «гамлетизирующий Дон Кихот» или рационалист «до кончиков пальцев»?

«...Какое же он необычное, сложное явление! С одной сторо­ны, идея дела организует важнейшие центры базаровской психи­ки. Базаров засучивает рукава, готовится к драке, к борь­бе. Он и поэзию и «художества» отвергает по тем же мотивам от них не дождешься ощутимого эффекта, они бесполезны. Но с другой стороны...

Ю. Манн. Базаров и другие. 1985

«...Базаров наделен у Тургенева еще рядом других черт, де­лавших из него сложную и живую личность он - ниги­лист далеко не последовательный, в его душе сохраняется изряд­ное количество того самого «романтизма», против которого он так ожесточенно ратует; сознание этого кладет иногда на него легкую тень гамлетизма, его «сумрачная, злобная, но честная фигура» смягчена элементом простого человеческого страдания, моментами на нее падает даже волшебный луч поэзии.»

А. Е. Грузинский. И. С. Тургенев. Личность и творчество. 1918

Приложение

Ответы учащихся на уроке.

Ущербен ли нигилизм Базарова?

Я думаю, что базаровский нигилизм ущербен, так как у него нет четкой поступательной программы и, следовательно, нет конечной позитивной цели. Он говорит: «Пришло время отрицать, мы отрицаем». В основе отрицания лежит разрушение. Все приносится в жертву сиюминутной практической пользе. Поэтому, поэзия и искусство - лишь идеализм и романтизм, так как материальных благ они не приносят. Любовь – лишь физиологическое влечение, природа – мастерская, а все люди одинаковые, как деревья в лесу.

Несостоятельность, ущербность в том, что любовь, природа, искусство – не просто высокие слова. Это те понятия, которые лежат в основе нравственности; взгляд на них сложился давно – от них нельзя ждать только материального. Можно не любить Пушкина или какого-либо художника, но отрицать их на том основании, что ты их не понимаешь, глупо.

Нельзя отвергать наследие прошлого, потому что начинать все с нуля сложно. «Дети» перенимают от своих «отцов» весь духовный опыт человечества. Конечно, они не должны слепо копировать их, а необходимо творчески все переосмысливать. Если поторопиться с выводами и утверждениями, то многое в спешке утратится, а потом сложно эти пробелы восполнить.

Е стественные науки его призвание,

В ерит только в практику,

Г ений медицины.

Е го концепция –

Н игилизм

И неверие ни на

Й оту другим

Кростих:

Б орется за свою точку зрения.

А ристократам не доверяет.

З нания его многочисленны, но

А вторитетов нет.

Р азум превалирует над эмоциями.

О трицает всё и всегда.

В ерит только в практику.

Б унтующий против всех и всего,

А также не признающий искусство,

З нающий много, но не верящий в

А вторитеты.

Р ассудительный,

О бречённый на одиночество.

В ыброшен на обочину жизни

Синквейн:

1. Нигилист

Рассудительность, неверие

Какая трагическая судьба!

Отрицание.

2. Евгений

Рассудительный, ироничный.

Изучает, опровергает, протестует.

Печальный конец.

Нигилист.

3. Базаров.

Верящий только в практику, ставящий разум выше чувств.

Поражает, критикует, всё ставит под сомнение.

Удивительно целен в своём отрицании.

Бунтарь-одиночка.

4. Базаров.

Эмпирик, деятельный человек.

Исследует, отрицает, бунтует.

Это человек нового времени.

Урок литературы в 10 «Б» классе по теме

«Спор о принципах в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»

Меж ними всё рождало споры…

Цели урока:

Понять:


  • о чем спорят герои?

  • какую точку зрения отстаивает каждый участник спора?

  • на чьей стороне автор и почему?

  • чью позицию разделяем мы и почему?
Учиться:

  • Соблюдать основные правила спора: отстаивать свою точку зрения, слушая оппонента, пытаясь его понять, не обижая.
Этапы урока:

Вызов:

1. Формулировка целей урока

2.Разминка (проверка знания текста) . Актуализация знаний: «Верите ли вы?»


  • Что нигилист – человек, который не склоняется и перед какими авторитетами? (да)

  • Что Н.П. считает, что «без принципов, принятых на веру, шагу ступить, дохнуть нельзя»? (нет)

3. Определение основных понятий:

Спор – словесное состязание при обсуждении чего-либо, в котором каждая из сторон отстаивает своё мнение, свою правоту. (Начать, затеять, вести спор. Научный спор. Учёные споры. Участвовать в споре. Вмешаться, включиться в спор. Втянуть кого-л. в спор. Поддерживать кого-л. в споре. Разгорелся, завязался спор об искусстве, о политике. Прекратите этот бесконечный, бессмысленный спор).

Принцип – [от лат. prīncipium - начало ] 1.Основное, исходное положение какой-л. теории, учения, науки и т.п. (Придерживаться определённых принципов. Исходить из каких-л. принципов. Возводить что-л. в принцип. Принципы воспитания). 2. Внутренняя убеждённость в чём-л., точка зрения на что-л.; норма поведения (Благородные, гуманные, твёрдые принципы. Моральный принцип. Отсутствие принципов. Человек без принципов. Отстаивать свои принципы. Мириться с чьими-л. принципами).
Осмысление

1. Синквейны о героях романа (составлены на прошлом занятии в гуманитарной подгруппе):

2. Составление кластера «Темы споров Базарова и Павла Петровича»
3. Работа по группам – анализ текста: выяснение позиций Павла Петровича и Базарова по основным темам споров.

Задания группам:

Группа 1 Точка зрения Павла Петровича и Базарова на роль дворянства и аристократии.

Группа 2 Мнение Павла Петровича и Базарова о принципах нигилистов.

Группа 3 Мнение Павла Петровича и Базарова о русском народе.

Группа 4 Мнение Павла Петровича и Базарова об искусстве.

Группа 5 Сделать наблюдение над ремарками автора, сопровождающими реплики Павла Петровича и Базарова: как меняется поведение героев, тон их разговора на протяжении спора?

Группа 6 Сделать наблюдение над поведением Николая Петровича и Аркадия на протяжении спора: высказывают ли они свое мнение, по какой теме, кому в споре сочувствуют?

4. Выступления групп.

5. Рефлексия

Заполнение таблицы (+) / (--)


тема

Суть мнения

Мнение ПП

Мнение Б

Тургенев согласен с …

Мое мнение:

кто прав?


О дворянстве

Дворяне – «отставные люди», «их песенка спета», от них нет никакой пользы: они ничего не делают, только «болтают»

Дворяне-аристократы – основная общественная сила, так как это лучшие люди (образованные, с чувством собственного достоинства)– так повелось издавна

О принципах нигилистов

Нигилисты отрицают «все»: общественный строй, самодержавие, религию, их дело – все разрушить. Строить новое – не их дело.

Без принципов могут жить только безнравственные и пустые люди. Прежде они были болваны, а теперь они нигилисты.

О русском народе

Народ патриархальный, свято чтит предания, не может жить без религии (это хорошо).

Народ патриархальный, свято чтит предания, не может жить без религии (это плохо, так как говорит о необразованности и суеверии народа)

Об искусстве, природе, любви

Искусство – средство наживать деньги. «Рафаэль гроша медного не стоит», и современные художники не лучше его.

«Порядочный химик в 20 раз полезнее любого поэта»



«Нам дорога цивилизация, дороги ее плоды» (великие творения Рафаэля), а современные художники «бессильны и бесплодны до гадости»

«Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»

«Что это за таинственные отношения между мужчиной и женщиной?...Это все романтизм, чепуха, гниль, художество»

Итоги урока:


  • Нашли ли герои истину?

  • Хотели ли они ее найти или просто выясняли отношения?

  • Старались ли они понять друг друга?
Выводы:

  • Позиции Базарова и Кирсанова - крайности. Им не хватило: одному - чувства почтения "сына", другому - любви и понимания "отца".

  • Они не искали истину, а просто выясняли отношения. Они не сумели отнестись друг к другу как отцы и дети.

  • Начиная с XIII главы, автор снимает внешнее противостояние, антитеза переходит внутрь. Но все чаще герои оказываются в похожих ситуациях: невоплощенная любовь, история с Фенечкой.

Домашнее задание:


  • Рефлексия: «В чем я согласен и не согласен с Базаровым (в применении к современности).

  • Читать главы

Объясните слова “либерализм, либерал”, “нигилизм”,“принцип ”.

1 урок " А сам-то господин Базаров, собственно, что такое?"-- первая встреча с Базаровым.

ИЗ Расскажите историю жизни Николая Петровича Кирсанова (1 гл.) Вспомните, что вам известно о В.Г. Белинском. Как вы полагаете, почему Тургенев посвятил роман памяти критика?

Охарактеризуйте Базарова: происхождение, образование, род деятельности, политические и религиозные взгляды. Почему герой представляется по-простонародному “Евгений Васильев”?как выглядит Базаров и как ведёт себя при знакомстве с родными Аркадия? О чём свидетельсвуют его поведение и внешность? Почему не сразу подаёт руку при знакомстве с Николаем Петровичем?

Ø Выпишите и прокомментируйте высказывания Базарова о природе, искусстве, аристократии, науке, любви. Заполните «двойной дневник». В правой графе объясните, с чем у вас ассоциируется то или иное высказывания Базарова, какие чувства вызывает, на какие мысли наталкивает. Разделяете ли вы мнение Базарова или нет? Объясните.

2урок «А чудаковат у тебя дядя !»: образ Павла Петровича Кирсанова в романе.

ИЗ Расскажите историю жизни героя (cм. 7 главу). Как он выглядит и как ведёт себя при знакомстве с Базаровым? Сравните Павла Петровича и Базарова: различие и сходство.

Х глава Спор о принципах. С чего начался спор? Охарактеризуйте поведение героев. В форме кластера выделите основные темы спора . Какие ценности защищает Павел Петрович в споре с Базаровым? Почему? За что старший Кирсанов ненавидит “лекаришку”? В чём герой схож со своим оппонентом Базаровым? (см.VI и X гл.) Какой “принцип ” Базарова представляется вам самым радикальным? Чья точка зрения вам ближе? Кто, по-вашему мнению, победил в споре аристократа и нигилиста?

3урок Образы Ситникова и Кукшиной: их значение в романе. 12-13 гл. Что общего в поведении Ситникова и Кукшиной? Как к ним относится Базаров и чем можно объяснить такое отношение? Зачем он общается с этими посредственностями?

Урок 4 Испытание любовью в романе «Отцы и дети».

Как Базаров относиля к любви до встречи с Одинцовой? Приведите цитаты. 14-15гл. Какова история жизни Одинцовой? Как она ведёт себя на балу? Чем она привлекает внимание Базарова? Как ведёт себя гордец Базаров в присутствии Одинцовой? Чем объяснить это поведение? 16гл . О чём беседует с прекрасной Одинцовой Базаров, утверждавший, что свободно мыслят между женщинами только уроды»? А какое впечатление произвёл Базаров на Одинцову? Каким образом отношения с Одинцовой сказались на поведении Базарова? Сравните полюбившего Базарова с Обломовым. В чём различие? Кто из героев вызывает у вас большее сочувствие и понимание?17гл . Проанализируйте разговор Базарова с Одинцовой. Как они раскрываются в этом разговоре?18гл . Сцена признания в любви. Как повлияла любовь на взгляды Базарова? Изменился ли сам герой и ваше отношение к нему? Кто вызывает ваше сочувствие: полюбивший Базаров или «снежная королева» Одинцова?

· Составление синквейна на тему «Любовь Базарова к Одинцовой».

Урок 5 БАЗАРОВ И ЕГО РОДИТЕЛИ.

Приведите цитаты Евгения и Аркадия, характеризующие родителей Базарова. Составьте синквейны о родителях Базарова. Как родители относятся к сыну? ИЗ Расскажите историю жизни отца Базарова--Василия Ивановича и матери -- Арины Власьевны (20 гл.)

Как Евгений относится к своим родителям? Любит ли он их? Почему Базарову скучно у родителей? В 21гл . найдите ключевые фразы.

Урок 6 ДУЭЛЬ В РОМАНЕ «ОТЦЫ И ДЕТИ».

24гл .Что стало поводом для дуэли? Почему Базаров стал ухаживать за Фенечкой? Что особенно тяготит Базарова в происходящем? Каково состояние героя перед дуэлью? В чём смысл снов перед дуэлью? Каково значение пейзажа перед дуэлью? Какую роль в сцене дуэли играет нелепая фигура Петра?




Top