Синтез восточных и античных традиций в эллинизме. Гигантизм архитектурных форм


Эллинизм - это период в истории античных государств Средиземноморского региона, началом которого принято считать завоевательные походы Александра Македонского, а окончанием - падение Египта и полное установление господства государств Древнего Рима

(около 30 года нашей эры).

Главная особенность эллинизма

Главной особенностью эллинизма принято считать глобальное распространение греческого языка и образа жизни на территориях, завоеванных Александром Македонским, а также взаимное проникновение и взаимное влияние двух великих античных культур - персидской и греческой.



Для эпохи эллинизма характерно было стремление к монументальности. Создаются огромных размеров статуи, типичный пример - Родосский колосс, фигура бога Гелиоса высотой 32 метра.

Ника Самофракийская (190 года до н. э .)

Искусство эллинизма не представляет собой единого целого. В этот период существуют самостоятельные художественные школы в Александрии, Пергаме, Греции, на острове Родос, в городах Сирии. Лучшие произведения эллинических скульпторов с большой полнотой и художественной убедительностью отражают самые волнующие проблемы эпохи.

СПЯЩИЙ ГЕРМАФРОДИТ

Гермафродит - сын Гермеса и Афродиты, юноша необычайной красоты, воспитанный наядами на горе Ида во Фригии.

АГЕСАНДР

Вместе с сыновьями исполнил статую Лаокоона. Статуя была найдена в 1488 в Термах Тита на Эсквилине в Риме, теперь - в Ватиканском музее, в Риме.

ВЕНЕРА МИЛОССКАЯ

Знаменитая скульптура, выполненная из мрамора (ок. 130–120 до н.э.), относится к эллинистическому периоду в искусстве Древней Греции.

Распространённым сюжетом античной пластики была Гигантомания.

Его построили около 180 года до н. э. на акрополе Пергама, столицы небольшого эллинистического государства в Малой Азии.

Пергамский алтарь




Синтез восточных и античных традиций, использование остроэмоциональных, драматических по своему звучанию сюжетов - несомненное свидетельство того влияния, которое оказали на духовную жизнь греческого мира политические события, сопровождавшие упадок и гибель эллинистических государств.

Cлайд 1

Cлайд 2

В этом греческом зале происходят удивительные истории: порой, статуи «оживают» и ведут беседы. Древняя Греция

Cлайд 3

Определи: кто эти собеседники, в каком веке они жили? ? ? Интересно, о чем они говорят? V в. до н. э. Век Перикла IV в. до н. э. Век Александра

Cлайд 4

V в. до н. э. IV в. до н. э. В мое время греческая культура достигла высшего расцвета! Недаром ее называют «классической»! Самой блистательной была культура эпохи, последовавшей за моими завоеваниями. Греческую культуру наследовали покоренные народы! А что думаешь об этом споре ты? культура классической Греции культура эллинизма

Cлайд 5

культура классической Греции культура эллинизма V в. до н. э. IV в. до н. э. Ты можешь согласиться с Периклом. Ты можешь согласиться с Александром. У тебя может сложиться иное мнение.

Cлайд 6

Cлайд 7

Мавзолей - величественная гробница. ? Парфенон Афины Мавзолей в г. Галикарнас Персия. IV в. до н. э. Галикарнасский мавзолей Сравним мавзолей с храмом классической Греции! Ты узнал его? Все познается в сравнении! V в. до н. э. IV в. до н. э.

Cлайд 8

V в. до н.э. IV в. до н. э. Парфенон. V в. до н. э. Мавзолей На колеснице царь Мавсол с женой План сравнения зданий: основание здания его основная часть завершение сооружения его украшения

Cлайд 9

Парфенон Мавзолей Прямоугольное основание зданий Колонны по всему периметру здания Здания украшены скульптурой Мавзолей – гробница Здание имеет несколько ярусов, устремлено вверх Завершено ступенчатой пирамидой Нет фронтона Общие черты Отличия Мавзолея от Парфенона

Cлайд 10

Мавзолей в Галикарнасе Храм Мардука Вавилон Семь чудес света Парфенон Афины Греческая архитектура Архитектура Востока + Архитектура эллинизма А люди оценили этот памятник! Сколько сил и средств затрачено на прославление одного человека!

Cлайд 11

Семь чудес света Фаросский маяк На основе данных источников расскажи о Фаросском маяке. Какие еще сведения о маяке ты бы хотел получить? Башню на Фаросе, грекам спасенье, Сострат, Зодчий из Книда, воздвиг… И высоко, рассекая эфир, поднимается башня, Всюду за множество верст видная путнику днем, Ночью же издали видят плывущие морем все время Свет от большого огня в самом верху маяка... Греческий поэт Посидип Фаросский маяк

Cлайд 12

Семь чудес света Фаросский маяк Как различались по архитектурной форме эти две постройки? Какой разный смысл вкладывали люди в представление «о чудесах света», восхищаясь храмом Артемиды в Эфесе и Фаросским маяком? Семь чудес света Храм Артемиды в Эфесе Храм Артемиды восхищал величием и красотой убранства! Маяк поражал современников техническими изобретениями!

Cлайд 13

Пергамский акрополь и алтарь Зевса II века до н. э. Алтарь – место для жертвоприношений. Пергамский алтарь Памятники архитектуры эллинизма огромны по своим размерам, разнообразны по планировке.

Cлайд 14

Алтарь Зевса в Пергаме II в. до н. э. Храм Ники в Акрополе V в. до н. э. Наши здания были изящны и соразмерны по величине человеку! Величие зданий – это величие построивших его людей и его страны!

Cлайд 15

Храм Зевса в Афинах VI в. до н. э. – II в. н. э. Что нового появилось в убранстве колонн? Колонны Парфенона и храма Ники в афинском Акрополе Почему такое убранство более соответствовало чертам новой архитектуры? Коринфский стиль В период эллинизма отказываются от строгого классического стиля, это архитектура нарядных, пышных украшений, свойственных Востоку.

Cлайд 16

Классическая архитектура Классическая архитектура Эллинистическая архитектура Кто прав в этом споре? Архитекторы какого периода тебе больше нравятся?

Cлайд 17

Cлайд 18

Скульптура архитектурных сооружений Фриз Пергамского алтаря Битва с титанами. II в. до н. э. …эти то грозные, живые, мертвые, торжествующие, гибнущие фигуры, эти извивы чешуйчатых змеиных колец, эти красивейшие человеческие тела во всех положениях, смелых до невероятности, стройных до музыки,- все эти разнообразнейшие выражения лиц, это торжество злобы, и отчаяние, и веселость, божественность, и божественная жестокость - это мир, целый мир, перед откровеньем которого невольный холод восторга и страстного благоговения пробегает по всем жилам... И.С. Тургенев

Cлайд 19

Сравни два фриза. Что общего, в чем их различия? Фриз Пергамского алтаря Битва с титанами. II в. до н. э. Фриз Парфенона Битва с кентаврами. V в. до н. э.

Cлайд 20

Как ты представляешь себе отсутствующие части фигуры Ники? Попробуй воссоздать образ богини. Ника Самофракийская III–II в. до н. э. Что хотели выразить своими произведениями скульпторы? Опиши скульптуры. Ника Афина V в. до н. э. Реконструкция

Cлайд 21

Не пишут душу, коль прекрасно тело, Душа сама светится изнутри. И чтоб представить Ники взгляд Победный, не нужно даже видеть головы: Хитона складки обвивают бедра, Уверен шаг, орлиный – крыльев взлет... Она – как символ своего народа, Вся суть – в крови, что в эллинах течет! Та кровь в ногах ее, в плечах играет И полнит тело (словно амфору вином), Собой восторг победы воплощает, Взмахнув своим божественным крылом. Лика. Израиль. Почему эту несохранившуюся скульптуру считают шедевром мирового искусства?

Cлайд 22

Что общего в тематике этих скульптур? В чем различие в мыслях о человеке этих авторов? Демосфен Поликлет. Копьеносец (Дорифор) V в. до н. э. Копия Скульптор Полиевкт Демосфен. I в. до н. э.

Cлайд 23

Объясни, в чем проявилось мастерство скульптора в создании многофигурных скульптур? Какие идеи и чувства они выражали? Скульпторы Агесандр, Полидор, Афинадор. Лаокоон. I в. до н. э. Лаокоон Скульптор Критий (?) Тираноубийцы. V в. до н. э.

Cлайд 24

Скульптор Харес, ученик Лисиппа Бог солнца Гелиос «Колосс Родосский» Реконструкция Семь чудес света Колосс Родосский Зевс Олимпийский Фараон Рамзес Почему рядом с Колоссом даны эти два изображения?

Cлайд 25

Лаокоон с сыновьями Скульптор Агесандр и др. 40 г. до н. э. Аполлон Бельведерский Скульптор Леохар IV в. до н. э. Римская копия Ника Самофракийская III–II в. до н. э. Афродита Милосская Скульптор Агесандр II в. до н. э. Статуя Демосфена Скульптор Полиевкт I в. до н. э. Колосс Родосский Скульптор Харес Если бы тебе предложили в списке семи чудес света заменить Колосс Родосский другой эллинистической скульптурой, что бы ты выбрал?

Cлайд 26

культура классической Греции культура эллинизма V в. до н. э. IV в. до н. э. В мое время греческая культура достигла высшего расцвета! Недаром ее называют «классической»! Самой блистательной была культура эпохи, последовавшей за моими завоеваниями. Греческую культуру наследовали покоренные народы! Что думаешь об этом споре ты?

Cлайд 27

Эллинистическая культура развивалась на основе классического наследия Древней Греции вобрала в себя традиции архитектуры и скульптуры эллинов, а также достижения других народов, вошедших в державу Александра Македонского в это время были созданы многочисленные памятники культуры, поражавшие размерами, многообразием архитектурных форм и видов скульптур Но это было «пышное» увядание культуры Древней Эллады, которая основывалась на прославлении Человека.

Cлайд 28

Можно ли считать, что в эллинистический период Аттика перестала играть роль центра греческой культуры? Какие из семи чудес света не указаны на карте?

Cлайд 29

Cлайд 30

Галикарнасский мавзолей В городе Галикарнас (Малая Азия) в 350 г. до н. э. по велению царя Мавсола была построена величественная гробница – памятник могуществу царя. Завершала строительство гробницы уже после смерти жена царя Артемисия. Авторами гробницы принято считать архитекторов Пифия и Сатира и скульпторов Бриаксиса, Леохара, Скопаса, Праксителя. Архитектура гробницы сочетает греческие и восточные мотивы: состоит из пирамиды и ионического храма. В массивном каменном основании – усыпальнице хранился в золотых урнах пепел царственной четы. Это помещение сторожил ряд каменных львов. Над основанием возвышался храм, окруженный ионическими колоннами и статуями. Вершину здания – ступенчатую пирамиду на высоте 43 метров над землей венчало скульптурное изображение колесницы, запряженной лошадьми. На ней стояли статуи царя и царицы. Храм казался столь прекрасным, что его отнесли к одному из семи чудес света. С тех пор грандиозные усыпальницы людей стали называть мавзолеями. Спустя восемнадцать столетий землетрясение разрушило мавзолей до основания. Был создан трактат о мавзолее, но он не дошел до нас. Галикарнасский мавзолей IV в. до н. э. Рисунок-реконструкция Семь чудес света

Походы Александра положили начало новой эллинистической эпохе. Ранее развивавшиеся отдельно греческий и древневосточный миры стали единой державой, возник синтез античной и ближневосточной цивилизаций. Просуществовав около 300 лет, этот период закончился римским завоеванием последнего эллинистического царства – Египта – в 30 г. до н.э.

Эллинизм, объединив греческие и восточные начала, стал абсолютно новым культурным явлением: где-то доминировали античные черты, а где-то восточные. Многие персидские и египетские культы обрели популярность в Греции, слившись со старыми античными богами. Статуи Будды из Гандхары (Северная Индия) сочетают греческое влияние и индийские традиции.

Для культуры эллинизма характерны два важнейших момента: во-первых, широчайшее распространение греческой культуры по всем областям эллинистического мира, в результате чего к лучшим достижениям классической Греции в области науки, литературы и изобразительного искусства оказались приобщенными народы и племена, населявшие грандиозную по размерам территорию эллинистического мира - от Сицилии на западе до Средней Азии и Индии на востоке, от Боспорского царства в Северном Причерноморье до Нубии в экваториальной Африке.

Второй важнейший момент - объединение элементов греческой культуры с местными, главным образом восточными культурными традициями. На основе переработанных эллинских и древних местных элементов ряд народов, входивших в состав эллинистических государств, создал свою собственную культуру, слившую эти элементы в своеобразном новом качестве.

Собственно эллинистическим искусством называется искусство материковой Греции и прилегающих к ней островов Эгейского архипелага, Малой Азии (главным образом Пергамского царства), Родоса, Сирии (западной части государства Селевкидов) и Египта, то есть тех областей и государств эллинистического мира, в искусстве которых греческие традиции, переработанные в соответствии с новыми общественными идеями, получили преобладающее значение.

При несомненных и очень существенных чертах общности искусство каждой из этих областей отмечено также чертами своеобразия. Это своеобразие определялось особенностями экономического, политического и культурного развития каждого из государств, а также значением местной художественной традиции. Так, в эллинистической Греции сохранение общественных и художественных традиций классической эпохи определило более тесную, нежели где-либо, связь искусства с классическими образцами. В значительно меньшей степени эта связь ощущается в художественных памятниках Пергама и Родоса - здесь признаки эллинистического искусства как нового этапа в истории искусства получили наиболее отчетливое выражение. В искусстве эллинистического Египта сильнее, чем в каком-либо из названных государств, заметны черты синкретизма (слияния) форм греческого искусства с местной художественной традицией.

Процесс образования отдельных местных художественных школ проходил при наличии теснейших культурных связей между ними, чему способствовали, например, частые переезды художников из одного государства в другое. Сходство социальных условий в сочетании с художественными связями было причиной того, что при всей своей сложности и многогранности культура эллинистического мира отмечена чертами целостности, поскольку она отражала специфические черты определенного периода в развитии античного общества.

В целом искусство эллинизма разделяется на два основных этапа. Время от конца 4 в. до начала 2 в. до н.э. составляет ранний период эллинистического искусства, когда оно переживало свой наивысший расцвет и прогрессивные художественные тенденции получили наиболее глубокое выражение.

2 - 1 вв. до н.э., время нового кризиса рабовладельческого общества и его культуры, составляют поздний период эллинистического искусства, отмеченного уже чертами явного упадка.

Задание:
Составьте вопросы к тексту.
Отправьте письмом с вложением по известному Вам адресу.

СИНТЕЗ ВОСТОЧНЫХ И АНТИЧНЫХ ТРАДИЦИЙ
В ЭЛЛИНИЗМЕ

Спящий гермафродит. Венера Мелосская

ГИГАНТИЗМ АРХИТЕКТУРНЫХ ФОРМ.
ЭКСПРЕССИЯ И НАТУРАЛИЗМ СКУЛЬПТУРНОГО ДЕКОРА

Алтарь Зевса в Пергаме

    Эллинизм как завершающий этап в развитии древнегреческой культуры

    Новая эстетика очередного этапа развития культуры

    Архитектура эллинизма. Большой коринфский ордер

    «Восточная нега» в скульптуре. Поиск нежной формы. Спящий гермафродит и божественная красота Венеры Мелосской.

    Алтарь Зевса в Пергаме как проявление дисгармонии человека эллинизма.

Искусство – беспрерывный гармонический анализ мира, позволяющий проанализировать древнегреческую культуру как источник развития всего мирового искусства.

Великая эпохи европейского Возрождения ориентировалась на греческий образец.

Без искусства невозможно жить, быть счастливым и успешным, понимать окружающий нас мир;

Профессиональная мобильность предполагает высокий уровень интеллектуальной культуры;

Ведем диалоги

Формулируем вопросы по теме урока, отвечаем на них

Записываем определения

Рисуем схемы и делаем зарисовки в тетради

Выполняем задания учителя.

Технологическая карта урока № 14 – 10 класс

Дидактическая структура урока

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся

Планируемые результаты

УУД

Организационный момент

Вспоминают курс истории и то, что происходило на территориях, входивших в громадную империю Александра Македонского

Задает эмоциональный тон урока

Божественная красота и спокойствие Венеры Мелосской и дисгармония души человека эллинизма, его стремление все доводить до аффекта, смена образа атлета-воина на гермафродита - завершающий этап в развитии древнегреческой культуры. Это – ЭЛЛИНИЗМ!

Личностные – мотивировать интерес к изучаемой теме

Изучение нового материала

Думают и ищут ответ на вопрос , какой древнегреческий миф может стать ключевым для нашей эпохи?

Вспоминают,

что гармония и умиротворенность классических рельефов Парфенона достигалась точной и простой линией

Расставляет акценты

Культурные центры эллинистического мира: Александрия в Египте , Антиохия в Сирии , Пергам в Малой Азии, остров Родес в Греции. Искусство эллинизма, не было цельным, при общем эстетическом идеале – крайнем индивидуализме.

Ключевой миф эпохи – миф о Нарциссе. Миф в художественных формах отобразил новую эстетику: соразмерность, гармонию и спокойную волевую целеустремленность классики сменили декоративность, эмоциональное напряжение и патетика.

АРХИТЕКТУРА

Любовь Востока к декоративности, пышности и орнаментальности сказалась на ордерной системе. Стал использоваться коринфский ордер.

Новый ордер походил на болезненную фантазию, но фантазию изящества и вкуса. Ее усугубляла отделка из различных пород цветного мрамора. Пропорции коринфского ордера повторяли ионические, но с более высокой капителью, напоминающей связку цветов с волютами-тычинками, перехваченную снизу пояском.

АЛТАРЬ ЗЕВСА В ПЕРГАМЕ

Для пергамской школы, как и для всей греческой скульптуры эпохи эллинизма, характерно изображение острых чувств – умирания и боли, ужаса и отчаяния - и эффектных поз. Смерть, умирание, последний вздох разработаны с поразительной силой, наблюдательностью, даже натуралистичностью. В пластике эллинизма, которая заставляет почти физически ощутить страдание и смерть, использовались не точные и простые линии, а совсем другие приемы.

Задание 1

«Работа с текстом»

Задание 2

«Работа с изобразительным рядом»

Предметные – знать конкретный содержательный компонент изучаемой темы.

Личностные –

развивать учебно-познавательный интерес к разным видам культуры.

Предметные

Закрепление нового материала

1.Участвуют в мини Блиц-опросе.

2. Работают с предложенным текстом.

3.Составляют и записывают в тетрадь три вопроса по теме урока (вопросы обучающихся учитель включает в блиц-опрос).

Организует мини блиц-опрос:

    Что способствовало рождению красивого и ясного древнегреческого искусства?

    Какие черты характерны для искусства эллинизма?

    С чем связано появление двух ликов красоты в пластике эллинизма?

    Какие живописные приемы применяли скульпторы эллинизма, чтобы передать драматизм и экспрессию?

    Назовите принципы классического искусства в понимании древних греков.

    Как греческий идеал был воспринят разными народами?

Задание 3

«Наиболее известная библиотека античности»

Предметные

Предметные

Закрепление основных знаний и получение новых в рамках дисциплинарных образовательных программ

Контроль

Ведут самостоятельную подготовительную работу в группах по 2 человека.

Формулируют вопросы по теме урока

Контролирует ход выполнения самостоятельной и групповой работы

Предметные

Знать конкретный содержательный компонент изучаемой темы.

Предметные

Закрепление основных знаний и получение новых в рамках дисциплинарных образовательных программ

Рефлексия

Обсуждают выполнения заданий.

Оценивают свою работу на уроке и урок в целом

Организует и направляет рефлексию, анализирует работу над заданиями

Метапредметные

Осуществлять рефлексию школьных способов и умений действовать

Коммуникативные

Выбирать адекватные речевые конструкции в смысловом образовательном диалоге.

Задание 1.

    Прочтите текст и выделите абзацы

    Дайте тексту привлекательное название

    Заполните табличку

Раскаленное шоссе терялось в просторах безжизненной равнины. И словно исполин возникла впереди громада холма, который одиноко господствовал над всем бескрайним степным пространством. У подножия горы зеленели оливковые и лимонные рощи и уступами теснились дома с плоскими крышами. Это была Бергама - небольшой турецкий городок, расположенный в двух часах езды от побережья Эгейского моря. ...В начале осени 1878 года жители Бергамы с любопытством смотрели на загорелого европейца в широкополой шляпе. Немецкий инженер Карл Хуман приехал в Турцию по приглашению султана строить мосты и дороги. Но, кроме этого, Хумана интересовали древние руины ушедших малоазийских цивилизаций, в ту пору почти неизвестные европейским ученым и совсем не интересовавшие самих турок. Хуман нанял в Бергаме сорок землекопов и вместе с ними поднялся на гору. Он первым ударил заступом в сухую, потрескавшуюся землю. Начав раскопки на голом месте, немецкий инженер открыл один из самых главных памятников эллинистического искусства - Большой алтарь Зевса. Под слоем земли оказалось множество крупных обломков плит с рельефами. К концу сезона из них выстроился повествовательный цикл о битве богов и гигантов. Большой фриз алтаря Зевса помещен на его цоколе (высота 23 м, длина около 120 м). Фриз был исполнен группой скульпторов, но по единому композиционному замыслу. Тема фриза - гигантомахия. Кроме богов Олимпа, в битве принимают участие ряд божеств, извлеченных или из старых легенд или вновь придуманных. Смерть, умирание, последний вздох разработаны с поразительной силой, наблюдательностью, даже натуралистичностью. Интересно, что в скульптуре точно передан этнический тип галла. На западной стороне были изображены божества водной стихии. На южной стороне - боги небес и небесных светил. На восточной, главной, - олимпийские боги, на северной - ночь и созвездия. Всего насчитывается около 50 фигур богов и столько же гигантов. Фигуры выполнены в очень высоком рельефе, почти в круглой пластике. Фон фриза густо заполнен развевающимися одеждами, крыльями орлов, гигантов и змеями. Подробности разработаны так тщательно, что чувствуется их материальность. Фигуры были раскрашены, многие детали позолочены; высокий рельеф создавал глубокие тени; фриз легко читался на расстоянии. Имена богов и гигантов вырезаны на плинтусе и карнизе. Этот сюжет имел прямое отношение к истории Пергамского царства.


Как называется сооружение, о котором в тексте идет речь?

Тема фриза

Как называется тип рельефа, в котором выполнены изображения?

Что изображено на восточной стороне сооружения?

Сколько гигантов было изображено на рельефе?

Сколько богов было изображено на рельефе?

Какое конкретное историческое событие легло в основу рельефа?

Кто начал археологические раскопки сооружения?

Задание 2 «Работаем с изображениями»

    Перед вами иллюстративный ряд, рассмотрите изображения

    Попытайтесь определить, к какому периоду развития мирового искусства относятся изображения

    Знаете ли Вы, как называются эти произведения и кто их автор

1 2 3 4 5

Задание 3 « Наиболее известная библиотека античности»

    Надо подумать и письменно ответить на вопросы, зачем и почему Вам предоставлена возможность ознакомиться с этим материалом?

    О какой библиотеке идет речь?




Наиболее известная библиотека античности

Эта библиотека являлась частью одного из главных научных центров античного мира Александрийского мусейона.

Мусейон (музей святилище Муз) и библиотека были созданы и существовали во время правления в Египте греко-македонской династии Птолемеев с нач. 3 в. до н. э.

В хранилищах библиотеки было собрано около 500 тысяч свитков, среди которых рукописи Эсхила, Софокла, Еврипида и др.

Новое здание было недавно выстроено на том самом месте, где Птолемей построил известную Библиотеку в 288 до н.э.

Эта Библиотека является уникальным строением современного мира и отража ет удивительную архитектуру XXI века .




Top