Скачать презентацию карело финский эпос калевала. Изучение карело-финского эпоса "калевала"

  • познакомить с историей создания эпоса «Калевала», с главным героем произведения – Вяйнемёйненым, с основными сюжетными линиями, связанными с образом главного героя.
  • развивать навыки работы с текстом (выразительное чтение, пересказ, характеристика героя)
  • воспитывать интерес к культуре Карелии, к литературе в целом.

Оборудование: мультимедийный проектор, выставка рисунков.

Ход урока

  1. Как звали мать Вяйнямёйнена?
  2. Как объясняется в «Калевале» происхождение мира?
  3. Как объясняется происхождение природы?
  4. Как был рождён Вяйнямёйнен?
  5. Какие слова, выражения характеризуют героя? (работа с лексикой)
  6. Что вам показалось в этой истории необычного, интересного?

Чтение текста «Рождение огня». Беседа по содержанию

  1. Вам, конечно, известен древнегреческий миф об обретении огня людьми. Вспомните и расскажите (миф о Прометее)
  2. Что мы узнали из карельского эпоса о том, как наши предки представляли появление на земле огня?
  3. Как Илмаринену и Вяйнямёйнену удалось поймать пламя?
  4. В этой руне очень подробно описывается процесс обработки льна. Что нового вы для себя узнали? Какова роль этого описания?
  5. Сравните эту руну с древнегреческим мифом. В чем вы увидите отличие?

8. Обобщение

Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Что такое «Калевала»?
Отгадаем кроссворд, проверим, что вы запомнили (слайд 20)

9. Итог урока (слайд 21–22)

10. Домашнее задание (слайд 23)

«Биографии писателей» - Любящий герой прекрасен, духовно окрылён… Эффективные формы работы с биографическими данными: Знакомясь с фактами жизни литератора, мы получаем: Любовь, по Тургеневу, трагична. У И.С. Тургенева – особое чувство времени. Проникновение в творческую мастерскую писателя и тайны гения: Биография. Конкретное представление о взаимоотношениях личности и среды, конкретное представление о взаимосвязи мировоззрения и творчества художника.

«Героический эпос народов мира» - Потрясенный гибелью друга герой отправляется на поиски бессмертия. Калевала – карело – финский поэтический эпос. Средневековый европейский эпос. 1 Понятие о героическом эпосе. Гильгамеш и Энкиду. VI таблица близка по содержанию к шумерскому тексту о Гильгамеше и небесном быке. Гильгамеш со львом из дворца Саргона II в Дур-Шаррукине 8 век доНЭ.

«Древнерусские жития» - 1417. 2012. Чествование памяти святого преподобного Евфросина Синозерского. «Русской литературе без малого тысяча лет. Написание жития Кирилла Белозерского. Образ бо бысть благ всем нам в жизни сей». Историческая шкала. Житие Евфросина Синозерского. Автор жития Евфросина Синозерского как древнерусский книжник.

«Биография личности» - Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей. Ничему не удивляться есть, разумеется, признак глупости, а не ума. Включение в более сложную систему отношений с миром. Как хороша жизнь, когда что-нибудь сделаешь хорошее и правдивое. Главное, самому себе не лгите. Содержание программы по изучению биографического материала.

«Былина» - Былина «Вольга и Микула Селянинович» Прославление мирного крестьянского труда. Садко в гостях у морского царя. Киевский. Морская царевна слушает пение Садко. В. М. Васнецов «Богатыри» На страже русской земли. Во всем облике всадника чувствуется богатырская сила и мощь. Былины делятся на два цикла: Беспощаден Алеша Попович к врагам Земли русской.

«Устное народное творчество» - Развивать речь учащихся. Что значит «устное»? Устное народное творчество. Подберите глаголы-синонимы, характеризующие движение реки. Бежит – бежит, шумит – шумит, А все никак не вытечет. Учитель русского языка и литературы: Овчинникова Н.В. МОУ «Степановская СОШ». Несется. Гриб – старожил леса, «старичок».

Всего в теме 27 презентаций

Конспект открытого урока по теме Калевала и «Калевала»

Цель : Знакомство обучающихся с Калевальским районом, его достопримечательностями
с историей создания эпоса Калевала, его героями.

Задачи :

1. Познакомить учащихся с карело-финским эпосом «Калевала», с создателем эпоса Э. Лённротом

2. Формировать активный познавательный интерес обучающихся к своей малой родине.

3. Расширять исторический и культурный кругозор обучающихся

4. Прививать интерес обучающихся к исследовательской деятельности.

5. Развивать активную творческую деятельность каждого ученика.

6. Воспитывать уважение к культуре, истории, традициям народов родного края.

1. Добрый день! Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. И как радушные хозяева, мы должны показать себя с хорошей стороны, показать, как мы умеем дружно работать, и, конечно же продемонстрировать свои знания.

2. А начать наш урок мне бы хотелось одной аудиозаписью. Звучит аудиозапись вступления к эпосу «Калевала».

Вы, наверно, догадались, что это за слова, с какого они произведения?

Ответы детей.

Слайд 1.

Так начинается карело-финский эпос «Калевала». Посмотрите слово Калевала на экране записано дважды «Калевала» и «Калевала (в кавычках и без кавычек). Почему?

Ответы детей.

«Калевала» - это не только эпос, но это еще и населенный пункт на севере нашей республики.

Слайд 2.

Просмотр видеоролика о Калевальском районе. Во время просмотра звучит музыка, учитель читает стихотворение.

Есть такая страна – Калевала.

И поныне я к ней всё плыву,

Но она, как черта перевала,

Убегает в озёр синеву.

Захарченко Светлана

3. Целеполагание.

Мы заранее разделились с вами на две группы. Одна группа получила вопросы, связанные с прошлым жителей севера, жителей Калевалы, вопросы, связанные с эпосом «Калевала». Другая группа отвечала на вопросы, касающиеся Калевалы сегодняшнего дня (Приложение 1)

Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие в Калевальский район. По окончании путешествия нам предстоит составить буклет, рассказывающий о Калевале. Подумайте, пожалуйста, в группе и напишите, какие вопросы вы бы хотели отразить в этом буклете. Запишите по 2 вопроса. Работа в группах. Выступления ребят. Вопросы наклеиваются на лист бумаги, вывешиваются на доску.

Сегодня мы узнаем о культуре и традициях народов, населяющих нашу северную землю, окажемся на территории Калевальского района, полюбуемся ее красотами, узнаем о достопримечательностях этого северного края. Итак, в путь.

Слайд 3.

На экране – карта Карелии.

Вопросы к детям. Группа № 2.

Как можно добраться из Олонца до Калевалы, на каких видах транспорта? Где расположена Калевала? Ответы детей.

В северной Карелии есть по соседству с Кемским и Лоухским районом Калевальский район. Этот район дал начало Костомукшскому городскому округу. Расположен поселок на северном берегу озера Среднее Куйто, в 550 км к северо-западу от Петрозаводска, в 182 км к западу от железнодорожной станции Кемь, с которой связан автомобильной дорогой.

История

Первые письменные упоминания о поселениях в районе нынешней Калевалы относятся к 1552/1553 годам .

До 1922 года населённый пункт был административным центром Ухтинской волости, затем - Ухтинского административного района, с 1923 года - Ухтинского уезда. С 29 августа 1927 года - центр Ухтинского района,

с 1935 года - административный центр Калевальского района.

Район Калевалы имеет свою богатую историю и занимает свое достойное место в истории всего карельского края.

Давайте перенесемся во времени на несколько столетий назад. Мы оказываемся в прекрасной стране Калевале. Калевальцы очень любили свою землю, берегли ее, жили в гармонии с суровой северной природой. Кто же проживал здесь? Чем занимались жители севера? Вопросы к группе № 1. Подтвердите фактами, что северные карелы жили в тяжелых условиях.

Слайд 4

Дети рассказывают о питании карел (учебник стр. 94).

Слайд 5.

Описание карельских охотничьих сапог (учебник стр. 94).

Слайд 5 .

Описание лыж, на которых карелы охотились (учебник стр. 94).

Слайд 6 . Кто такой Элиас Лённрот? В чем значение его деятельности?

В районе нынешнего посёлка известный финский фольклорист Элиас Лённрот в XIX веке записал многие руны, вошедшие во всемирно-известный карело-финский эпос «Калевала». Рассказ детей об Элиасе Лённроте.

Слайд 7.

Что такое «Калевала?

Когда вышло в свет первое издание «Калевалы»?

Когда вышло в свет второе издание «Калевалы»?

На сколько языков мира переведена «Калевала»?

Ответы детей.

Слайд 8.

Назовите главных героев «Калевалы», охарактеризуйте их.

Слайд 9

Задание 1 «Узнай героя». Для группы № 2
/Вяйнямейнен/

Самый могучий из всех героев.

Украшение Калевалы.

Мудрое слово, могучая песня – вот его богатства.

Самый первый среди песнопевцев

/Илмаринен/
Самый искусный во всем свете мастер.
Дым да копоть – вот, что он нажил.

С головы до ног весь он черный, как сажа.

Шея, как яйцо, белая. Волосы, как лен, светлые. Глаза, словно снег, чистые.

Щеки ярким румянцем горят.

/Лемминкяйнен/

Смелый рыбак, удалой охотник.

Волка убивает одним пальцем, медведя валит одной рукой.

Затеет на веселом пиру драку, всех стариков на смех поднимет, девушек насмерть

напугает.
Если надо показать отвагу и ловкость, не приходится дважды просить его.

/Лоухи /

Злая хозяйка севера

Слайд 10

Еще в далекие-далекие времена белобородые песнопевцы передавали из уст в уста песни о храбром и славном народе страны Калевалы. Не легкой была его борьба за счастье и свободу, но силой, храбростью, мудростью и ловкостью своей победил он злые, темные силы сумрачной Сариолы, туманной Похъёлы. О солнечной Калевале, о бесстрашных ее героях и рассказывает этот эпос.

Физминутка

Взявшись за руки, как герои «Калевалы», мерно покачиваясь, произносим слова:

Подадим друг другу руки,

Крепко сцепим наши пальцы,

Песни лучшие исполним,

Знаменитые сказанья»

А теперь мы перенесемся в Калевалу сегодняшнего дня.

Вопросы для группы № 2.

Найдите информацию о достопримечательностях Калевалы. Какие возможности для развития туризма есть в Калевальском районе? Опишите их. Дети рассказывают о собранном ими материале.

Слайд 11

«Сосна Лённрота»

Слайд 12

Калевальский музей рунопевцев

Слайд 13

Озеро Среднее Куйтто

Слайд 14

Водопад Куми-порог

Спасибо ребятам второй группы. На этом наше путешествие по Калевальскому району заканчивается. Мы возвращаемся в наш дорогой Олонецкий район. Вопрос для группы № 1. Как добраться из Калевалы в Олонец? Слайд 15.

А теперь настало время составления буклета о Калевальском районе. Каждая группа получит задания.

Дети выполняют задания на отдельных цветных листах, которые станут основой буклета.

Задания для группы № 2. Слайд 16

Задание 1. Исправьте ошибки.

О суровых условиях жизни карел напоминает старинная присказка «Дважды в году лето не бывает». (Карел кору ел)

Поговицы (пьексы)- это удобные для лыжных креплений карельские охотничьи сапоги.

У карельских охотников были необычные лыжи. Одна короткая, подбитая мехом, другая длинная –толчковая, для скольжения. (Одна короткая, толчковая, другая длинная – подбитая мехом, для скольжения).

Задание 2

Слайд 17 . Продолжите высказывание

Калевала – это … . (карело-финский народный эпос)

Первое издание «Калевалы» вышло в свет в … (1835) году.

Эпос «Калевала» переведен более чем … (50) на языков мира.

Слайд 18

В основу «Калевалы» лег _________ . (фольклор разных жанров)

«Калевала» состоит из ______ . (рун)

Составителем «Калевалы» является финский фольклорист __ . (Элиас Леннрот)

Задания для группы № 1. Слайд 19.

Вставь недостающие слова.

В прошлом поселок Калевала назывался ________ . (Ухта)

Калевальский район находится на ____________ Карелии. (севере)

Жители поселка уверяют, что на берегу озера _____ (Куйтто) сохранилась сосна, сидя под которой, _____ (Э. Леннрок) записывал карельские песни.

Гостей Калевалы наверняка удивят богатые коллекции _______ (краеведческого) музея,

созданного руками местных жителей. А в другом музее, посвященном рунопевцам, можно увидеть издания эпоса «____» («Калевала») разных лет.

Туристам, приезжающим в Калевалу, предложат прокатиться по озеру ____ (Куйтто) .

Они полюбуются водопадом ____ (Куми-порог) на реке Войница.

На контурной карте обозначьте границы Калевальского района, отметьте административный центр.

Задания для группы № 1, №2.

Слайд 21

Разгадайте кроссворд (Приложение 3)

Буклет о Калевальском районе – 6 страниц (Приложение 2)

    Титульный лист. Карта Карелии. Дети обозначают территорию Калевальского района.

    Калевала в прошлом

    Эпос «Калевала»

    Калевала сегодня. Достопримечательности Калевалы.

    Герои эпоса «Калевала»

Возвращаемся к вопросам, написанным детьми в начале урока. Обсуждение. Все ли удалось отразить в буклете.

Рефлексия урока.

Напишите короткое смс – сообщение другу, проживающему в другом регионе России, с призывом приехать в Калевалу.

Использованные источники:

/moja-karelia-5klass

/books.php?part=825&code=829&letter=%C7

/function/mr/91-material-rk

Калевала в школе под. редакцией З. М. Упорова. Петрозаводск.

Карело-финский народный эпос «Калевала».- М., «Белый город», 2004.

Конспект составила Зорина Н.М.,

учитель МКОУ «Рыпушкальская ООШ»

Приложение 1.

Вопросы для группы 1.

    Подтвердите фактами, что северные карелы жили в тяжелых условиях.

    Что такое «Калевала»?

    Кто такой Элиас Лённрот, в чем значение его деятельности?

    В каком году вышло первое издание эпоса «Калевала»?

    В каком году вышло второе издание эпоса «Калевала»?

    На сколько языков мира переведен эпос «Калевала»?

    Назовите главных героев эпоса «Калевала», охарактеризуйте их.

Вопросы для группы 2.

I. Найдите информацию о достопримечательностях Калевалы.

    «Сосна Лённрота»

    Калевальский краеведческий музей.

    Озеро Куйтто

    Водопад Куми-порог

II. Какие возможности для развития туризма есть в Калевальском районе? Опишите их.

III. Как можно добраться из Олонца в Калевалу?

Приложение 2. Буклет о Калевале.

Калевала и «Калевала».

Эпос «Калевала»

Калевала – это … .

Первое издание «Калевалы» вышло в свет в … году.

Эпос «Калевала» переведен более чем … на языков мира.

День «Калевалы» отмечается ________________________ .

В основу «Калевалы» лег ___________________________________________ .

Калевала» состоит из ______ .

Составителем «Калевалы» является финский фольклорист _______________ .

Калевала сегодня

В прошлом поселок Калевала назывался ________ .

Калевальский район находится на ____________ Карелии.

Жители поселка уверяют, что на берегу озера ____________

сохранилась сосна, сидя под которой, __________________

записывал карельские песни.

Гостей Калевалы наверняка удивят богатые коллекции __________________ музея, созданного руками местных жителей.

А в другом музее, посвященном рунопевцам, можно увидеть издания эпоса «______________» разных лет.

Туристам, приезжающим в Калевалу, предложат прокатиться по озеру _______________.

Они полюбуются водопадом _________________________ на реке Войница.



Герои эпоса «Калевала»

Айно Лоухи Лемминкяйнен

Мать Лемминкяйнена Куллерво

Илмаринен Вяйнямёйнен

Хийси

Приложение 3

1. Название эпоса

2. Создатель эпоса

3. Кователь мельницы «Сампо»

4. Охотник, веселый парень

5. Музыкальный карельский инструмент

6. Главный герой эпоса

7. Эпические песни

02.02.2012 42288 3273

Урок 9 «КАЛЕВАЛА» – КАРЕЛО-ФИНСКИЙ МИФОЛОГИЧЕСКИЙ ЭПОС

Цели : дать представление о карело-финском эпосе; показать, как отражены в древних рунах представления северных народов о мироустройстве, о добре и зле; приоткрыть глубину идей и красоту образов древнего эпоса.

Методические приемы : чтение текста, аналитическая беседа, выявляющая понимание прочитанного.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и целей урока.

III. Изучение новой темы.

1. Слово учителя .

Сегодня мы познакомимся с карело-финским эпосом «Калевала», который занимает особое место среди мировых эпосов – столь своеобразно содержание поэмы. В ней повествуется не столько о военных походах и ратных подвигах, сколько об изначальных мифологических событиях: о происхождении вселенной и космоса, солнца и звезд, земной тверди и вод, всего сущего на земле. В мифах «Калевалы» все происходит впервые: строится первая лодка, рождается первый музыкальный инструмент и сама музыка. Эпос насыщен историями о рождении вещей, в нем много волшебства, фантазии и чудесных превращений.

2. Работа в тетради .

Народный эпос – поэтическая разновидность повествовательных произведений в прозе и стихах; как устное творчество эпос неотделим от исполнительского искусства певца, мастерство которого основано на следовании национальным традициям. Народный эпос отражает жизнь, быт, верования, культуру, самосознание людей.

3. Беседа по вопросам.

– «Калевала» – мифологический народный эпос. А что такое мифы и зачем люди создавали их? (Мифы – рассказы, порожденные народной фантазией, в которых люди объясняли различные явления жизни. В мифах изложены самые древние представления о мире, его устройстве, происхождении людей, богов, героев.)

– С какими мифами вы знакомы? (С мифами Древней Греции.) Вспомните наиболее ярких героев мифов. (Сильный и мужественный Геракл, искуснейший певец Арион, смелый и хитроумный Одиссей.)

4. Работа со статьей учебника (с. 36–41).

Чтение вслух статьи об эпосе «Калевала» несколькими учащимися.

5. Аналитическая беседа .

Беседа строится по вопросам 1–9, представленным на с. 41 учебника.

– Где и когда, по предположениям ученых, сложился Карело-финский эпос? Кто его литературно обработал и записал?

– Из какого количества рун (песен) состоит композиция «Калевалы»?

– О чем рассказывают древние руны?

– Какие герои «населяют» эпос «Калевала» и какие природные стихии сопровождают их деяния?

– Как называются северная и южная точки этой прекрасной страны?

– Кто, кому и зачем заказал сделать чудесную мельницу «Сампо» и что эта мельница символически обозначает?

– Как шла работа кузнеца Ильмаринена над созданием Сампо?

– Что случилось с Сампо впоследствии?

– Расскажите о традициях, трудовых буднях и праздниках, о героях «Калевалы». Сравните с героями былин. Что в них общего и что различного?

IV. Подведение итогов урока.

Слово учителя .

Эпос «Калевала» является бесценным источником информации о жизни и верованиях древних северных народов. Интересно, что образы «Калевалы» заняли почетное место даже на современном гербе республики Карелии: восьмиконечная звезда, венчающая герб, и есть символ Сампо – путеводная звезда народа, источник жизни и процветания, «счастья вечного начало».

Вся культура современных карелов пронизана отзвуками «Калевалы». Ежегодно в рамках международного культурного марафона «Калевальская мозаика» проводятся народные гулянья и праздники, включающие в себя театральные постановки по мотивам «Калевалы», выступления фольклорных коллективов, танцевальные фестивали, выставки карельских художников, продолжающих традиции этнической культуры финно-угорских народов региона.

Домашнее задание: подобрать по 2–3 пословицы на различные темы, объяснить их смысл.

Индивидуальное задание: пересказ-диалог (2 учащихся) статьи Аникина «Мудрость народов» (с. 44–45 в учебнике).

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

Cлайд 1

«Калевала» «Калевала» - это карело – финский эпос. Сложился он, по мнению ученых, 2 тысячи лет назад в восточной области нынешней Финляндии. Название эпоса происходит от имени создателя прославленной в нем земли Калева.

Cлайд 2

«Калевала» Неповторимые сюжеты из финского сказания известны сегодня благодаря Элиасу Лённроту (1802-1884), врачу, неутомимому собирателю народных песен. В 1835 году, собрав и переработав их, он опубликовал их в едином сборнике и разделив их на 32 руны. Позже, в 1849 году, в «Калевалу» вошло уже 50 рун.

Cлайд 3

«Калевала» Руна – это отдельная песнь в карело – финском эпосе. Руны, как и былины в русском фольклоре, вещались, распевались в сопровождении музыкального инструмента.

Cлайд 4

«Калевала» Кантеле - щипковый инструмент карельского и финского народов с многовековой историей. Кантеле - это не просто музыкальный инструмент, это символ, объединяющий в себе такие понятия, как культура, трудовая деятельность и историческое развитие многих поколений людей северного народа.

Cлайд 5

Герои «Калевалы» Вяйнямёйнен - главный герой, богатырь - колдун, вещий рунопевец, сеятель и мудрец: Песни пел он на полянах, Заклинания слагал он. Его песни создают все живое на земле, сеют добро, наказывают зло и несправедливость.

Cлайд 6

Герои «Калевалы» Ильмаринен – брат Вяйнямёйнена, богатырь – колдун, вековечный кователь (кузнец). Именно он выковал из пушинки Сампо – мельницу, дающую благополучие и счастье.

Cлайд 7

Герои «Калевалы» Лемминкяйнен – самый молодой богатырь – колдун, веселый балагур, ловкий рыбак и охотник. С ним связаны наиболее яркие истории.

Cлайд 8

Содержание «Калевалы» В карело-финском эпосе рассказывается о противостоянии северной, темной и злобной стороны – Похъёлы и южной, светлой и доброй – Калевалы. При этом имеется в виду север и юг Карелии, северной области нашей страны.

Cлайд 9

Содержание «Калевалы» В Похъёле царствует грозная Лоуха, а в Калевале – мудрый Вяйнямёйнен. С появлением чудо-мельницы Сампо, дающей счастье и благополучие, их противоборство обостряется.

Cлайд 10

Содержание «Калевалы» «Калевала» насыщена увлекательными сюжетами, тонким лиризмом, яркими героями, колоритными описаниями.

Cлайд 11

Cлайд 12

Художественные особенности «Калевалы» Состоит из 50 рун (песен), связанных между собой общей идеей – противоборства добрых сил Калевалы и злых сил Похъёлы. Многие из рун можно читать по отдельности, т.к. они не имеют тесной взаимосвязи (как, например, гомеровский эпос «Илиада»). Героями являются мифические существа, объединяющие в себе качества былинных богатырей и мифологических колдунов. Невероятный колорит придают повествованию сочетание картин северной природы и описание самобытного уклада людей, зависимость людей от природы – матери.

Cлайд 13

Значение «Калевалы» «Калевала» дала пищу для многих произведений искусства: живописи А.Галлена – Каллела, композиций Я.Сибелиуса. Знаменитая эпопея Толкиена «Властелин колец» была составлена на основе рун «Калевалы». В 2002 году выпущена юбилейная монета в 10 евро к 200-летию Э.Лённрота.


Top