Скачать презентацию м горький жизнь и творчество. Презентация по литературе "Максим Горький в жизни и творчестве" презентация к уроку по литературе (11 класс) на тему

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

МАКСИМ ГОРЬКИЙ

ПРОИСХОЖДЕНИЕ Горький родился 16 (28) марта 1868 года. Отец, Максим Савватиевич Пешков (1840-1871) сын солдата, разжалованного из офицеров, столяр-краснодеревщик. В последние годы работал управляющим пароходной конторой, умер от холеры. Мать, Варвара Васильевна Каширина (1842-1879) из мещанской семьи; рано овдовев, вторично вышла замуж, умерла от чахотки. Детство писателя прошло в доме деда Василия Васильевича Каширина, который в молодости бурлачил, затем разбогател, стал владельцем красильного заведения, в старости разорился. Дед обучал мальчика по церковным книгам, бабушка Акулина Ивановна приобщила внука к народным песням и сказкам, но главное заменила мать, "насытив", по словам самого Горького, "крепкой силой для трудной жизни" ("Детство").

ОБРАЗОВАНИЕ Алеша Пешков жил бедно, в 11 лет жестокий дед отправил его «в люди», на самую черную работу. Настоящего образования Горький не получил, закончив лишь ремесленное училище. Жажда знаний утолялась самостоятельно, он рос "самоучкой". Тяжелая работа (посудник на пароходе, "мальчик" в магазине, ученик в иконописной мастерской, десятник на ярмарочных постройках и др.) и ранние лишения преподали хорошее знание жизни и внушили мечты о переустройстве мира. "Мы в мир пришли, чтобы не соглашаться..." сохранившийся фрагмент уничтоженной поэмы молодого Пешкова "Песнь старого дуба".

МИРОВОЗРЕНИЕ Ненависть к злу и этический максимализм были источником нравственных терзаний. В 1887 году пытался покончить с собой. Принимал участие в революционной пропаганде, "ходил в народ", странствовал по Руси, общался с босяками. Испытал сложные философские влияния: от идей французского Просвещения и материализма И. В. Гете до позитивизма Ж. М. Гюйо, романтизма Дж. Рескина и пессимизма А.Шопенгауэра. В его нижегородской библиотеке рядом с "Капиталом" К. Маркса и "Историческими письмами" П. Л. Лаврова стояли книги Э. Гартмана, М. Штирнера и Ф. Ницше. Грубость и невежество провинциального быта отравили его душу, но и парадоксальным образом породили веру в Человека и его потенциальные возможности. Из столкновения противоречащих друг другу начал родилась романтическая философия, в которой Человек (идеальная сущность) не совпадал с человеком (реальным существом) и даже вступал с ним в трагический конфликт. Гуманизм Горького нес в себе бунтарские и богоборческие черты. Любимым его чтением была библейская Книга Иова, где "Бог поучает человека, как ему быть богоравным и как спокойно встать рядом с Богом" (письмо Горького В. В. Розанову, 1912). М.Горький и А.Чехов М.Горький и Ф.Шаляпин М.Горький и Сталин

РАННИЙ ГОРЬКИЙ 1892-1905 Горький начинал как провинциальный газетчик (печатался под именем Иегудиил Хламида). Псевдоним М. Горький (письма и документы подписывал настоящей фамилией А. Пешков; обозначения "А. М. Горький" и "Алексей Максимович Горький" контаминируют псевдоним с настоящим именем) появился в 1892 году в тифлисской газете "Кавказ", где был напечатан первый рассказ "Макар Чудра ". В 1898 году в Петербурге вышла книга "Очерки и рассказы", имевшая сенсационный успех. В 1899 году появились поэма в прозе "Двадцать шесть и одна" и первая большая повесть "Фома Гордеев". Слава Горького росла с невероятной быстротой и вскоре сравнялась с популярностью Чехова и Льва Толстого.

Читателя меньше всего интересовали социальные аспекты его прозы, он искал и находил в них настроение, созвучное времени. По словам критика М. Протопопова, Горький подменил проблему художественной типизации проблемой "идейного лиризма". Его герои совмещали в себе типические черты, за которыми стояло хорошее знание жизни и литературной традиции, и особого рода "философию", которой автор наделял героев по собственному желанию, не всегда согласуясь с "правдой жизни". Критики в связи с его текстами решали не социальные вопросы и проблемы их литературного отражения, а непосредственно "вопрос о Горьком" и созданном им собирательном лирическом образе, который стал восприниматься как типический для России конца 19 начала - 20 веков и который критика сравнивала со "сверхчеловеком" Ницше. Все это позволяет, вопреки традиционному взгляду, считать его скорее модернистом, чем реалистом. РАННИЙ ГОРЬКИЙ 1892-1905

МЕЖДУ ДВУХ РЕВОЛЮЦИЙ После поражения революции 1905-1907 годов Горький эмигрировал на остров Капри (Италия). « Каприйский » период творчества заставил пересмотреть сложившееся в критике представление о "конце Горького" (Д. В. Философов), которое было вызвано его увлечениями политической борьбой и идеями социализма, нашедшими отражение в повести "Мать" (1906; вторая редакция 1907). Он создает повести "Городок Окуров " (1909), "Детство" (1913-1914), "В людях" (1915-1916), цикл рассказов "По Руси" (1912-1917). ". Споры в критике вызвала повесть "Исповедь" (1908), высоко оцененная Блоком. В ней впервые прозвучала тема богостроительства, которое Горький с А. В. Луначарским и А. А. Богдановым проповедовал в каприйской партийной школе для рабочих, что вызвало его расхождения с Лениным, ненавидевшим "заигрывание с боженькой". М.Горький, Ленин и Богданов

Первая мировая война тяжело отразилась на душевном состоянии Горького. Она символизировала начало исторического краха его идеи "коллективного разума", к которой он пришел после разочарования ницшевским индивидуализмом (по мнению Т.Манна, Горький протянул мост от Ницше к социализму). МЕЖДУ ДВУХ РЕВОЛЮЦИЙ Безграничная вера в человеческий разум, принятая как единственный догмат, не подтверждалась жизнью. Война стала вопиющим примером коллективного безумия, когда Человек был низведен до "окопной вши", "пушечного мяса", когда люди зверели на глазах и разум человеческий был бессилен перед логикой исторических событий. В стихотворении Горького 1914 года есть строки: "Как же мы потом жить будем?//Что нам этот ужас принесет?//Что теперь от ненависти к людям // Душу мою спасет?" М.Горький и В.Маяковский

ГОДЫ ЭМИГРАЦИИ 1917-1928 Октябрьская революция подтвердила опасения Горького. В отличие от Блока, он услышал в ней не "музыку", а страшный рев стомиллионной крестьянской стихии, вырвавшейся через все социальные запреты и грозившей потопить оставшиеся островки культуры. В "Несвоевременных мыслях" (цикл статей в газете "Новая жизнь"; 1917-1918; в 1918 году вышли отдельным изданием) он обвинил Ленина в захвате власти и развязывании террора в стране. Но там же назвал русский народ органически жестоким, "звериным" и тем самым если не оправдывал, то объяснял свирепое обращение большевиков с этим народом. Непоследовательность позиции отразилась и в его книге "О русском крестьянстве" (1922).

Несомненной заслугой Горького была энергичная работа по спасению научной и художественной интеллигенции от голодной смерти и расстрелов, благодарно оцененная современниками (Е. И. Замятин, А. М. Ремизов, В. Ф. Ходасевич, В. Б. Шкловский и др.) Едва ли не ради этого задумывались такие культурные акции, как организация издательства "Всемирная литература", открытие "Дома ученых" и "Дома искусств" (коммун для творческой интеллигенции, описанных в романе О. Д. Форш "Сумасшедший корабль" и книге К. А. Федина "Горький среди нас"). Однако многих писателей (в т. ч. Блока, Н. С. Гумилева) спасти не удалось, что стало одной из основных причин окончательного разрыва Горького с большевиками. С 1921 по 1928 год Горький жил в эмиграции, куда отправился после слишком настойчивых советов Ленина. Написал цикл "Рассказы 1922-1924 годов", "Заметки из дневника" (1924), роман "Дело Артамоновых" (1925), начал работать над романом-эпопеей "Жизнь Клима Самгина" (1925-1936). Современники отмечали экспериментальный характер произведений Горького этого времени, которые создавались с несомненной оглядкой на формальные искания русской прозы 1920-х годов. ГОДЫ ЭМИГРАЦИИ 1917-1928

ВОЗВРАЩЕНИЕ В 1928 году Горький совершил "пробную" поездку в Советский Союз (в связи с чествованием, устроенным по поводу его 60-летия), до этого вступив в осторожные переговоры со сталинским руководством. Апофеоз встречи на Белорусском вокзале решил дело; Горький возвратился на родину. Как художник он целиком погрузился в создание "Жизни Клима Самгина", панорамной картины России за сорок лет. Как политик фактически обеспечивал Сталину моральное прикрытие перед лицом мирового сообщества. Его многочисленные статьи создавали апологетический образ вождя и молчали о подавлении в стране свободы мысли и искусства - фактах, о которых Горький не мог не знать. В 1934 году возглавил Союз писателей СССР, созданный по его инициативе.

В мае 1936 года Горький серьезно заболел. 27 числа он вернулся из Тессели в Москву и на другой день отправился к себе на дачу в Горки. По дороге машина заехала на Новодевичье кладбище - Горький хотел навестить могилу своего сына Максима. День был холодный, ветреный. А вечером, как вспоминает медсестра О. Д. Черткова, Горькому стало не по себе. Поднялась температура, появились слабость, недомогание. СМЕРТЬ ГОРЬКОГО Болезнь развивалась стремительно. Очевидцы отмечают, что уже 8 июня Горький находился на пороге смерти. 18 июня 1936 года Горького не стало. Его смерть была окружена атмосферой таинственности, как и смерть его сына Максима Пешкова. Однако версии о насильственной смерти обоих до сих пор не нашли документального подтверждения. Урна с прахом Горького помещена в Кремлевской стене в Москве.

Никогда не поздно быть счастливым. Всему хорошему во мне я обязан книгам. Высота культуры определяется отношением к женщине. Учитесь у всех, не подражайте никому. Предрассудки - обломки старых истин. Превосходная должность - быть на земле человеком! Человек - это звучит гордо! Не пишите на чистых страницах вашего сердца чужими словами. Личный эгоизм - родной отец подлости. Безумство храбрых - вот мудрость жизни. АФОРИЗМЫ ГОРЬКОГО

Повести 1894 - «Горемыка Павел» 1900 - «Мужик. Очерки» (осталась неоконченной, третья глава при жизни автора не печаталась) 1908- «Жизнь ненужного человека». 1908 - «Исповедь» 1909 - «Лето» 1909 - «Городок Окуров », «Жизнь Матвея Кожемякина». 1913-1914 - «Детство» 1915-1916 - «В людях» 1923- «Мои университеты» 1929 - «На краю Земли» Романы 1899 - «Фома Гордеев» 1900-1902 - «Трое» 1906 - «Мать» (вторая редакция - 1907) 1925 - «Дело Артамоновых» 1925-1936- «Жизнь Клима Самгина» ПРОИЗВЕДЕНИЯ ГОРЬКОГО

Рассказы, очерки 1892 - «Девушка и смерть» (поэма-сказка, 1892 - «Макар Чудра » 1892 - «Емельян Пиляй » 1892 - «Дед Архипп и Ленька» 1895 - « Челкаш », «Старуха Изергиль », «Песня о Соколе» (поэма в прозе) 1897 - «Высшие люди», «Супруги Орловы», «Мальва», « Коновалов». 1898 - «Очерки и рассказы» (сборник) 1899 - «Двадцать шесть и одна» 1901 - «Песня о Буривестнике » (поэма в прозе) 1903 - «Человек» (поэма в прозе) 1906 - «Товарищ!» 1908 – «Солдаты» 1911 - «Сказки об Италии» 1912-1917 - «По Руси» (цикл рассказов) 1924 - «Рассказы 1922-1924 годов» 1924 - «Заметки из дневника» (цикл рассказов) 1929 - «Соловки» (очерк) ПРОИЗВЕДЕНИЯ ГОРЬКОГО

Пьесы 1901 - «Мещане» 1902 - «На дне» 1904 - «Дачники» 1905 - «Дети солнца» 1905 - «Варвары» 1906 - «Враги» 1908 - «Последние» 1910 - «Чудаки» 1910 -Дети» («Встреча») 1910 - «Васса Железнова» 1913 - «Зыковы» 1913 - «Фальшивая монета» 1915- «Старик» (поставлена 1 января 1919 г. на сцене Государственного Академического Малого театра; опубл. 1921 в Берлине). 1930-1931 - «Сомов и другие» 1931 - «Егор Булычев и другие» 1932 - « Достигаев и другие» Публицистика 1906 - «Мои интервью», «В Америке» (памфлеты) 1917-1918 - цикл статей «Несвоевременные мысли» в газете «Новая жизнь» (в 1918 вышел отдельным изданием ]). 1922 - «О русском крестьянстве» ПРОИЗВЕДЕНИЯ ГОРЬКОГО


Максим Горький - жизнь и творчество.



Дом - музей Горького в Нижнем





  • Увлечение Горького революцией логично вытекало как из его убеждений. Произведения Горького революционизировали общество сильнее любых зажигательных прокламаций. События Кровавого воскресенья, происходившие на глазах писателя, побудили его написать гневное обращение «Ко всем русским гражданам и общественному мнению европейских государств». «Мы заявляем, - говорилось в нем, - что далее подобный порядок не должен быть терпим, и приглашаем всех граждан России к немедленной и упорной борьбе с самодержавием». 11 января 1905 г. Горький был арестован, а на следующий день заключен в Петропавловскую крепость . Но известие об аресте писателя вызвало такую бурю протестов в России и за рубежом, что игнорировать их было никак нельзя. Через месяц Горького отпустили под крупный денежный залог. Осенью того же года он вступил в члены РСДРП, каковым оставался до 1917 г.




А. А. Богданов, М . Горький , В. И. Ленин


Известно, что Сталин ему не очень нравился.Однако отношения его с генсеком оставались ровными до самой смерти и не были омрачены ни одной крупной ссорой. Более того, Горький поставил на службу сталинскому режиму свой огромный авторитет.

И.В.Сталин и А. М . Горький



М . Горький

с сыном Максимом

Горький с женой Екатериной Павловной

Пешковой и сыном Максимом


А. Горький и Е.Пешкова

с детьми Максимом и Катей.

  • Мария Игнатьевна Закревская была необыкновенной женщиной. Старинного дворянского рода, прекрасно образованная, умная, чрезвычайно привлекательная. Восемнадцати лет она вышла замуж за барона Бенкендорфа. После революции Мура осталась в Москве: она влюбилась в английского дипломата Брюса Локкарта.
  • Локкарт был разведчиком, он оказался замешан в так называемом «заговоре послов». Локкарта арестовали, а вслед за ним на Лубянку попала и Мура. Но ее скоро выпустили: в тюрьме она умудрилась соблазнить знаменитого чекиста Петерса, который был правой рукой Дзержинского. Закревская оказалась в Москве совершенно одна, без денег и документов. В апреле 1919 года она узнала, что ее муж убит в Эстонии. Она перебралась в Петроград,. Кто-то надоумил ее пойти к Чуковскому, Мура пришла к нему просить переводов: она прекрасно знала английский. Когда Горький посетовал, что совсем замучился без грамотного секретаря, Чуковский и привел к нему Муру. Ее английский был очень кстати: Горький писал письма известным зарубежным писателям и общественным деятелям.
  • Очень скоро Мура поселилась у Горького. Она быстро привела в порядок все бумаги писателя,
  • Мура уверенно заняла место хозяйки. ОН и умер на руках Закревской

Мария Закревская


В. И. Качалов, М . Горький , К. С. Станиславский.


Особняк Рябушинского (дом - музей М. Горького ).



  • он чувствовал и усиление политического зажима, потихоньку жалуясь на то, что его окружили и контролируют каждый шаг: «Как собака - все понимаю, а молчу». Он терпел до самой смерти. Крепкая связь Горького с большевиками проявилась и в некоторых совершенно удивительных вещах: он умер в Горках, где двенадцатью годами раньше скончался Ленин, а внучка Максимыча вышла замуж за сына Берии!
  • 68–летний писатель умер от очередного воспаления легких, которые потом врачи демонстрировали студентам для демонстрации разрушительной работы туберкулеза. Версия об отравлении разделяется большинством исследователей, но базируется на шатком фундаменте.

КОМПЬЮТЕРНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ТВОРЧЕСТВУ М.ГОРЬКОГО Подготовлена Мировской Н.А., учителем русского языка и литературы МКОУ СОШ с УИОП г.Кирс Кировской области Фридрих Ницше (1844-1900) немецкий философ Айвазовский Иван Константинович (1817-1900) – выдающийся русский художникмаринист армянского происхождения. Фридрих Ницше – создатель теории «сверхчеловека» индивидуалистический культ сильной личности Картина И.К.Айвазовского «Среди волн» Творчество М.Горького в 1890-е годы (ранние романтические произведения) «Макар Чудра» (1892) «Челкаш» (1894) «Старуха Изергиль» (1894) «Песня о Соколе» (1899) «Песня о Буревестнике» (1901) Драматургия М.Горького «Мещане» (1901) «На дне» (1902) «Дачники» (1904) «Дети солнца» (1905) и др. Итальянский период творчества (1906-1913) «Сказки об Италии» Возвращение Горького в Петербург Автобиографическая трилогия: «Детство» «В людях» «Мои университеты» М.Горький в 1917-1918 годы Публицистика «Несвоевременные мысли» Послереволюционное творчество Горького «Дело Артамоновых» (роман) «Жизнь Клима Самгина» (роман) «Егор Булычев и другие» (пьеса) и др. «Если человек опаршивеет своди его в баню, вымой, надень чистую одежду – выздоровеет! А как же изнутри очистить человека?!» (М.Горький) Черты романтизма в произведении Протест против пошлости, обыденности и прозаичности жизни. Общая пессимистическая направленность. В центре романтического произведения всегда стоит сильная, исключительная личность, противостоящая обществу, его законам и морально-нравственным нормам. «Двоемирие», то есть разделение мира на реальный и идеальный, которые противопоставляются друг другу "Решительно, Горький - не драматург; у него бывают прекрасные отдельные сцены, бывает живой диалог и замечательные характеры; но того, что нужно именно для драмы, у Горького нет; в драме он почти всегда теряет свой пафос". (Александр Блок) "На дне" - настоящая драма, только не совсем обычная, и Горький более скромно, чем правильно, назвал ее сценами. Перед нами развертывается нечто цельное и строго объединенное мыслью и настроением поэта» (Иннокентий Анненский) Особенности драматургии М.Горького Чехов создает объективные картины жизни, а Горький - в противоположность ему - всегда более склонен изобразить "душевные настроения личностей", соответственно "запросам своей души". «У Горького нет ни одного героя, который бы не философствовал. Каждый чуть появится на его страницах, так и начинает высказывать свою философию. Каждый говорит афоризмами; никто не живет самостоятельно, а только для афоризмов. Живут и движутся не для движения, не для жизни, а чтобы философствовать". (К.Чуковский) Е.Тагер писал, что "в основе пьес Горького лежит" отнюдь не "естественное течение жизни", в ходе которой зреют драмы и конфликты, а - "философема", узел которой завязан в плоскости не личных, а идеологических отношений". Идеология – система взглядов и идей, мировоззрение Философичность горьковской драмы проявляется не только в том, что в своих спорах персонажи затрагивают вопросы самого высокого уровня, проблемы бытия и его познания, проблемы существования. Каждая реплика, каждое действие персонажа в горьковской драматургии могут быть рассмотрены и с бытовой, и с философской (идеологической) точки зрения. (Юзовский) "Отношение к миру, выраженное в чувстве, в переживании героя, обычное у Чехова, обогащалось у Горького отношением к миру, переданным в мысли» (Е.Тагор) «Если диалог чеховских героев исключительно богат психологическим подтекстом, то горьковский диалог, сохраняя остро психологическую выразительность, подчеркнуто афористичен, философичен" (Е.Тагор) Драма Чехова - это социально-психологическая драма. Драма Горького социальнофилософская. Константин Сергеевич Станиславский Владимир Иванович Немирович-Данченко Начало новой репертуарной линии Московского худож-го театра – общественно-политической - связано прежде всего с постановками пьес М.Горького. Оглушительный успех имела постановка пьесы «На дне» (1902), которая была написана специально для МХТ (Сатин – К.Станиславский, Настя – О.Книппер и др.) О пьесе «На дне» - в зарубежной печати "Нет более плохой драмы, более невозможного литературного произведения!" ("Der Tag"). "Горький не драматург..." ("Berl. Neueste Nachrichten"). "С точки зрения искусства и эстетики это произведение стоило бы отодвинуть на задний план" ("Germania"). Пьеса «На дне» посвящена К.П. Пятницкому (на фото - рядом с М.Горьким) Константин Петрович Пятницкий – писатель, участник литературного кружка «Среда», 1902 г. Система персонажей в пьесе М.Горького «На дне» (1902 г.) Квашня «…свободная женщина, сама себе хозяйка…» «…ни за сто печёных раков – под венец не пойду!» Клещ: А с Абрамкой (Абрам Медведев) ты обвенчаешься… Торговка пельменями Как издох мой милый муженёк… так я целый день от радости одна просидела: сижу и всё не верю счастью своему… Клещ и Анна Анна: …Дайте хоть умереть спокойно! Анна: Андрей Митрич (Клещ)…Там пельмени мне оставила Квашня…возьми, поешь. Андрей Митрич…Душно мне…трудно… Клещ: Я – рабочий человек… я с малых лет работаю…Ты думаешь – я не вырвусь отсюда? Вылезу… кожу сдеру, а вылезу… Анна: Над каждым куском хлеба тряслась… Всю жизнь мою дрожала… Мучилась… как бы больше другого не съесть… Сатин Кто это бил меня вчера? Потому что – дважды убить нельзя. Макробиотика…ха! А то ещё есть – транссцедентальный… Люблю непонятные, редкие слова…Я был образованным человеком… Когда труд – удовольствие, жизнь – хороша! Когда труд – обязанность… Барон Пепел: Ну, полай! Ты барин… было у тебя время, когда ты нашего брата за человека не считал… Я… бывало… проснусь утром и, лёжа в постели, кофе пью… кофе! – со сливками… да! Бубнов: Он и теперь – нет-нет, да вдруг и покажет барина из себя. Не отвык, видно, ещё. Бубнов Я вот – скорняк был…своё заведение имел… Выходит: снаружи как себя ни раскрашивай – всё сотрётся… (Насте) Ты везде лишняя… да и все люди на земле – лишние… Люди все живут… как щепки по реке плывут… строят дом… а щепки – прочь… Скорняк – мастер по выделке мехов из шкур Актёр Мой организм отравлен алкоголем… В драме «Гамлет»…Я играл в ней могильщика… …талант, вот что нужно герою. А талант – это вера в себя, в свою силу. Ты… не знаешь, что такое аплодисменты… это, брат, как… водка! Пропил я душу, старик… я, брат, погиб… А почему – погиб? Веры у меня не было… Кончен я… Костылев, Василиса (хозяева ночлежки) (Клещу) Надо будет накинуть на тебя полтинничек… Сатин: Жену ищет… И чего ты не пришибёшь его, Василий? Бубнов: Н-да, она своего даром не отдаст… баба – лютая… Лука: Ах, и неласкова ты, мать… Бубнов: Сколько в ней зверства, в бабе этой!.. К любовнику, видишь, пришла, а его нет… Абрам! Иди… Василиса Наташку… убивает… (Пеплу) Освободи меня… от мужа! Сними с меня петлю эту… Васька Пепел Актёр: Василису он давно поймал… Кто бы я ни был, а… захочу – и не видать вам больше Наташки! Вор, а тобой не пойман… Родитель всю жизнь в тюрьмах сидел и мне тоже заказал… Красивая ты, Васка – а никогда не лежало у меня сердце к тебе… Лука Старику – где тепло, там и родина… Все мы на земле странники… Говорят… что и земля-то наша в небе странница. Он (человек) – каков ни есть – а всегда своей цены стоит… Мяли много, оттого и мягок… …если кто кому хорошего не сделал, тот и худо поступил… Любить – живых надо… живых… Выводы На тесной площадке подвалапещеры собраны горемыки, маргиналы, каждый со своей бедой, трагедией. Маргинал - человек, находящийся вне своей социальной группы, изгой Связывает обитателей ночлежки мрачная власть реального круговорота событий, бессолнечная жизнь (варианты названия пьесы – «Без солнца», «Ночлежка», «Дно») Философия, «правда» Луки Желание героя «Правда» Луки Неужто и на том свете мука мне назначена? Отдохнёшь там!.. Потерпи ещё!.. Ты – надейся… Вот, значит, помрёшь, и будет тебе спокойно. Мечтает избавиться от постыдной зависимости и вернуться на сцену. Ты… лечись! От пьянства нынче лечат. Да я тебе город назову!.. Ты пока готовься! Анна Актёр Желание героя «Правда» Луки Стремление к свободной, вольной жизни. Иди… в Сибирь! А Хорошая сторона – Сибирь! Золотая сторона! Кто в силе да в разуме, тому там – как огурцу в парнике! Говорит всем, какая сильная, настоящая любовь была у неё Твоя правда… Коли ты веришь… значит – была она! Пепел Настя Оценка личности Луки после его исчезновения (акт 4) Настя: Хороший был старичок! Сатин: Любопытный старикан… Клещ: Он… жалостливый был… Татарин: Старик хорош был… Сатин: Поманил их куда-то… а сам – дорогу не сказал… Барон: Старик – шарлатан! Сатин: Он – умница!.. Он подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету… Правда Луки – Правда сострадания, жалости и утешительной лжи, вселение в человека надежды на исполнение того, во что он верит: «Во что веришь, то и есть». Правда Бубнова – правда факта. Правда Сатина «Человек – вот правда!.. Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека!.. Че-ло-век! Это – великолепно! Это звучит… гордо! Надо уважать человека! Не жалеть… уважать надо!» Правда веры в человека, которому не нужна ложь. Основной вопрос пьесы Что лучше: жестокая правда, которая «обух для человека», или утешительная ложь? «Как бы мы должны были оценить врача, который исходил бы из убеждения, что все больные неизлечимы и что его единственная задача – скрыть это от больных? Лука – именно такой врач… его проповедь на деле приносит им только вред». (Бялик Б., 1969г.) «…Теория Луки, его утешения не вредят людям, а напротив, пробуждают в них дремавшие надежды… Лука – не только утешитель… но ещё носитель добра, доброго человеческого слова, которое так нужно озлобленным душам». (Вишневская И., 1979г.) Домашнее сочинение по творчеству М.Горького «Романтические герои ранних произведений Горького» (по рассказу «Старуха Изергиль») «Причины падения героев «на дно», трагичность их положения». «Образ Луки в пьесе».

Ранние романтические произведения А.М.Горького

Презентация для учащихся 11 класса


«Итак, на вопрос:почему я стал писать?- отвечаю:по силе давления на меня «томительно бедной жизни»… А.М.Горький


  • «Первая причина заставила меня попытаться внести в «бедную» жизнь такие вымыслы, «выдумки», как «Сказка о соколе и уже», «Легенда о горящем сердце», «Буревестник»…
  • Революционные предчувствия вносили в творчество писателя героику борьбы, пафос утверждения свободного человека. Бунтарский пафос ранних произведений Горького облекался в форму аллегорических сказок и поэм.
  • « Эта наклонность к фантастике …проявляется в искусстве как наклонность к романтике…»
  • В. Воровский

  • мечтой, которая опережала действительность
  • Романтическое наследие Горького 90-х гг.:
  • 1. «Макар Чудра»- 1892г.
  • 2. « Девушка и смерть» 1892г.

  • 4. « О чиже, который лгал, и о дятле-любителе истины» – 1893г.
  • 5. « Старуха Изергиль» -1894г.
  • 6. « Песня о Соколе» – 1895г.
  • 7. « Хан и его сын» -1986г.

«Девушка и Смерть»

Девушка стоит перед Смертью,смело

Грозного удара ожидая.

Смерть бормочет- жертву пожалела:

  • Ишь ты ведь, какая молодая!

Что ты нагрубила там царю?

Я тебя за это уморю!

  • Не сердись,- ответила девица,-

За что на меня тебе сердиться?

Целовал меня впервые милый

Под кустом зеленой бузины,-

До царя ли мне в ту пору было?

Ну, а царь- на грех- бежит с войны.

Я и говорю ему,царю,

Отойди,мол,батюшка, отсюда!

Хорошо, как будто, говорю,

А – гляди-ка, вышло –то как худо!

Что ж?! От Смерти некуда деваться;

Видно, я умру, не долюбя.

Смертушка! Душой прошу тебя –

Дай ты мне ещё поцеловаться!

Смерть молчит задумчиво и строго,

Видит- не прервать ей этой песни!

Краше солнца – нету в мире бога,

Нет огня – огня любви чудесней!

Ни земли, ни неба больше нет.

И душа полна нездешнй силой,

И горит в душе нездешний свет.

Нету больше страха пред Судьбою.

И ни бога, ни людей не надо!

Как дитя –собою радость рада,

И любовь любуется собой!


Для романтических произведений М.Горького характерна яркость красок, сочная метафоричность.

  • Портрет Лойко

« Усы легли на плечи и сме-

шались с кудрями, очи, как

ясные звезды горят, а улыб

ка – целое солнце, ей-богу!

точно его ковали из одного

куска железа вместе с конем.»


  • «О ней, этой Радде, словами и не скажешь
  • ничего. Может быть, её красоту можно было бы
  • на скрипке сыграть, да и то тому, кто эту скрипку,
  • как свою душу видит.»



Композиционно ранние произведения строятся как рассказ в рассказе

Вступительный рассказ

2 –й рассказ


Презентация выполнена учителем русского языка и литературы Гавриловой Татьяной Владимировной МКОУ «Сосновская СОШ»





















1 из 20

Презентация на тему:

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

МАКСИМ ГОРЬКИЙ – настоящее имя АЛЕКСЕЙ МАКСИМОВИЧ ПЕШКОВ русский писатель, прозаик, драматург. Один из самых популярных авторов рубежа XIX и XX веков, прославившийся изображением романтизированного деклассированного персонажа («босяка»), автор произведений с революционной тенденцией, лично близкий социал-демократам, «буревестник революции» и «великий пролетарский писатель», основатель социалистического реализма

№ слайда 3

Описание слайда:

Алексей Пешков родился в Нижнем Новгороде в семье столяра Рано осиротев, детские годы провёл в доме своего деда Каширина. С 9 лет вынужден был идти «в люди»; работал «мальчиком» при магазине, буфетным посудником на пароходе, учеником в иконописной мастерской, пекарем и т. д.

№ слайда 4

Описание слайда:

Отец, Максим Савватиевич Пешков (1840-1871) - сын солдата, разжалованного из офицеров, столяр-краснодеревщик. В последние годы работал управляющим пароходной конторой, умер от холеры. Мать, Варвара Васильевна Каширина (1842-79) - из мещанской семьи; рано овдовев, вторично вышла замуж, умерла от чахотки. Детство писателя прошло в доме деда Василия Васильевича Каширина, который в молодости бурлачил, затем разбогател, стал владельцем красильного заведения, в старости разорился. Дед обучал мальчика по церковным книгам, бабушка Акулина Ивановна приобщила внука к народным песням и сказкам, но главное - заменила мать, «насытив», по словам самого Горького, «крепкой силой для трудной жизни» («Детство»).

№ слайда 5

Описание слайда:

Настоящего образования Горький не получил, закончив лишь ремесленное училище. Попытка поступить в Казанский университет оказалась неудачной. Жажда знаний утолялась самостоятельно, он рос «самоучкой». Тяжелая работа (посудник на пароходе, «мальчик» в магазине, ученик в иконописной мастерской, десятник на ярмарочных постройках и др.) и ранние лишения преподали хорошее знание жизни и внушили мечты о переустройстве мира. «Мы в мир пришли, чтобы не соглашаться...» - сохранившийся фрагмент уничтоженной поэмы молодого Пешкова «Песнь старого дуба».

№ слайда 6

Описание слайда:

Ненависть к злу и этический максимализм были источником нравственных терзаний. В 1887 году пытался покончить с собой. Принимал участие в революционной пропаганде, «ходил в народ», странствовал по Руси, общался с босяками. Испытал сложные философские влияния: от идей французского Просвещения и материализма И. В. Гете до позитивизма Ж. М. Гюйо, романтизма Дж. Рескина и пессимизма А. Шопенгауэра. В его нижегородской библиотеке рядом с «Капиталом» К. Маркса и «Историческими письмами» П. Л. Лаврова стояли книги Э. Гартмана, М. Штирнера и Ф. Ницше.

№ слайда 7

Описание слайда:

РАННИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ГОРЬКОГО Горький начинал как провинциальный газетчик (печатался под именем Иегудиил Хламида). Псевдоним М. Горький (письма и документы подписывал настоящей фамилией - А. Пешков; обозначения «А. М. Горький» и «Алексей Максимович Горький» контаминируют псевдоним с настоящим именем) появился в 1892 в тифлисской газете «Кавказ», где был напечатан первый рассказ «Макар Чудра». В 1895, благодаря помощи В. Г. Короленко, опубликовался в популярнейшем журнале «Русское богатство» (рассказ «Челкаш»). В 1898 в Петербурге вышла книга «Очерки и рассказы», имевшая сенсационный успех. В 1899 появились поэма в прозе «Двадцать шесть и одна» и первая большая повесть «Фома Гордеев». Слава Горького росла с невероятной быстротой и вскоре сравнялась с популярностью Чехова и Толстого

№ слайда 8

Описание слайда:

С самого начала обозначилось расхождение между тем, что писала о Горьком критика, и тем, что желал видеть в нем рядовой читатель. Традиционный принцип толкования произведений с точки зрения заключенного в них социального смысла применительно к раннему Горькому не срабатывал. Читателя меньше всего интересовали социальные аспекты его прозы, он искал и находил в них настроение, созвучное времени. Его герои совмещали в себе типические черты, за которыми стояло хорошее знание жизни и литературной традиции, и особого рода «философию», которой автор наделял героев по собственному желанию, не всегда согласуясь с «правдой жизни». Критики в связи с его текстами решали не социальные вопросы и проблемы их литературного отражения, а непосредственно «вопрос о Горьком» и созданном им собирательном лирическом образе, который стал восприниматься как типический для России конца 19 - начала 20 вв. и который критика сравнивала со «сверхчеловеком» Ницше. Все это позволяет, вопреки традиционному взгляду, считать его скорее модернистом, чем реалистом

№ слайда 9

Описание слайда:

Общественная позиция Горького была радикальной. Он не раз подвергался арестам, в 1902 Николай 2 распорядился аннулировать его избрание почетным академиком по разряду изящной словесности (в знак протеста Чехов и Короленко вышли из Академии). В 1905 вступил в ряды РСДРП (большевистское крыло) и познакомился с В.И.Лениным. Им оказывалась серьезная финансовая поддержка революции 1905-07. Быстро проявил себя Горький и как талантливый организатор литературного процесса. В 1901 встал во главе издательства товарищества «Знание» и вскоре стал выпускать «Сборники товарищества «Знание», где печатались И.А.Бунин, Л.Н.Андреев, А.И.Куприн, В.В.Вересаев, Е.Н.Чириков, Н.Д.Телешов, А.С.Серафимович и др.

№ слайда 10

Описание слайда:

Вершина раннего творчества, пьеса «На дне», в огромной степени обязана своей славой постановке К. С. Станиславского в Московском художественном театре(1902; играли Станиславский, В.И.Качалов, И.М.Москвин, О.Л.Книппер-Чехова и др.) В 1903 в берлинском Kleines Theater состоялось представление «На дне» с Рихардом Валлентином в роли Сатина. Другие пьесы Горького - «Мещане» (1901), «Дачники» (1904), «Дети солнца», «Варвары» (обе 1905), «Враги» (1906) - не имели такого сенсационного успеха в России и Европе.

№ слайда 11

Описание слайда:

ГОРЬКИЙ МЕЖДУ ДВУХ РЕВОЛЮЦИЙ (1905-1917) После поражения революции 1905-07 Горький эмигрировал на остров Капри (Италия). «Каприйский» период творчества заставил пересмотреть сложившееся в критике представление о «конце Горького» (Д. В. Философов), которое было вызвано его увлечениями политической борьбой и идеями социализма, нашедшими отражение в повести «Мать» Он создает повести «Городок Окуров» (1909), «Детство» (1913-14), «В людях» (1915-16), цикл рассказов «По Руси» (1912-17). Споры в критике вызвала повесть «Исповедь» (1908),высоко оцененная А. А. Блоком. В ней впервые прозвучала тема богостроительства, которое Горький с А. В. Луначарским и А. А. Богдановым проповедовал в каприйской партийной школе для рабочих, что вызвало его расхождения с Лениным, ненавидевшим «заигрывание с боженькой».

№ слайда 12

Описание слайда:

Первая мировая война тяжело отразилась на душевном состоянии Горького. Она символизировала начало исторического краха его идеи «коллективного разума», к которой он пришел после разочарования ницшевским индивидуализмом (по мнению Т. Манна, Горький протянул мост от Ницше к социализму). Безграничная вера в человеческий разум, принятая как единственный догмат, не подтверждалась жизнью. Война стала вопиющим примером коллективного безумия, когда Человек был низведен до «окопной вши», «пушечного мяса», когда люди зверели на глазах и разум человеческий был бессилен перед логикой исторических событий.

№ слайда 13

Описание слайда:

ГОДЫ ЭМИГРАЦИИ МАКСИМА ГОРЬКОГО Октябрьская революция подтвердила опасения Горького. В «Несвоевременных мыслях» (цикл статей в газете «Новая жизнь»; 1917-18; в 1918 вышли отдельным изданием) он обвинил Ленина в захвате власти и развязывании террора в стране. Но там же назвал русский народ органически жестоким, «звериным» и тем самым если не оправдывал, то объяснял свирепое обращение большевиков с этим народом. Непоследовательность позиции отразилась и в его книге «О русском крестьянстве» (1922). Несомненной заслугой Горького была энергичная работа по спасению научной и художественной интеллигенции от голодной смерти и расстрелов, благодарно оцененная современниками (Е. И. Замятин, А. М. Ремизов, В. Ф. Ходасевич, В. Б. Шкловский и др.)

№ слайда 14

Описание слайда:

Едва ли не ради этого задумывались такие культурные акции, как организация издательства «Всемирная литература», открытие «Дома ученых» и «Дома искусств» (коммун для творческой интеллигенции, описанных в романе О. Д. Форш «Сумасшедший корабль» и книге К. А. Федина «Горький среди нас»). Однако многих писателей (в т. ч. Блока, Н. С. Гумилева) спасти не удалось, что стало одной из основных причин окончательного разрыва Горького с большевиками. С 1921 по 1928 Горький жил в эмиграции, куда отправился после слишком настойчивых советов Ленина. Поселился в Сорренто (Италия), не прерывая связей с молодой советской литературой. Написал цикл «Рассказы 1922-24 годов», «Заметки из дневника» (1924), роман «Дело Артамоновых» (1925), начал работать над романом-эпопеей «Жизнь Клима Самгина» (1925-36).

№ слайда 15

Описание слайда:

ВОЗВРАЩЕНИЕ ГОРЬКОГО В СОВЕТСКИЙ СОЮЗ В 1928 Горький совершил «пробную» поездку в Советский Союз (в связи с чествованием, устроенным по поводу его 60-летия), до этого вступив в осторожные переговоры со сталинским руководством. Апофеоз встречи на Белорусском вокзале решил дело; Горький возвратился на родину. Как художник он целиком погрузился в создание «Жизни Клима Самгина», панорамной картины России за сорок лет. Как политик фактически обеспечивал Сталину моральное прикрытие перед лицом мирового сообщества. Его многочисленные статьи создавали апологетический образ вождя и молчали о подавлении в стране свободы мысли и искусства - фактах, о которых Горький не мог не знать.

Описание слайда:

№ слайда 18

Описание слайда:

БИБЛИОГРАФИЯ М.ГОРЬКОГО Романы 1899 - «Фома Гордеев» 1900-1901 - «Трое» 1906 - «Мать» (вторая редакция - 1907) 1925 - «Дело Артамоновых» 1925-1936- «Жизнь Клима Самгина» Повести 1908 - «Жизнь ненужного человека». 1908 - «Исповедь» 1909 - «Городок Окуров», «Жизнь Матвея Кожемякина». 1913-1914- «Детство» 1915-1916- «В людях» 1923 - «Мои университеты»

Описание слайда:

Пьесы 1901 - «Мещане» 1902 - «На дне» 1904 - «Дачники» 1905 - «Дети солнца», «Варвары» 1906 - «Враги» 1910 - «Васса Железнова» (переработана в декабре 1935-го) 1930-1931 - «Сомов и другие» 1932 - «Егор Булычёв и другие» 1933 - «Достигаев и другие» Публицистика 1906 - «Мои интервью», «В Америке» (памфлеты) 1917-1918 - цикл статей «Несвоевременные мысли» в газете «Новая жизнь» (в 1918 вышел отдельным изданием) 1922 - «О русском крестьянстве»




Top