Скачать презентацию мертвые души 1 урок. Презентация на тему: Мертвые души

служат основным источником энергии. Примерно 60% энергии организм получает за счет углеводов, остальную часть - за счет белков и жиров. Углеводы содержатся преимущественно в продуктах растительного происхождения.

В зависимости от сложности строения, растворимости, быстроты усвоения углеводы пищевых продуктов делятся на:

простые углеводы - моносахариды (глюкоза, фруктоза, галактоза), дисахариды (сахароза, лактоза);

сложные углеводы - полисахариды (крахмал, гликоген, пектиновые вещества, клетчатка).

Простые углеводы легко растворяются в воде и быстро усваиваются. Они обладают выраженным сладким вкусом и относятся к сахарам.

Простые углеводы. Моносахариды.
Моносахариды - самый быстрый и качественный источник энергии для процессов, происходящих в клетке.

Глюкоза - наиболее распространенный моносахарид. Она содержится во многих плодах и ягодах, а также образуется в организме в результате расщепления дисахаридов и крахмала пищи. Глюкоза наиболее быстро и легко используется в организме для образования гликогена, для питания тканей мозга, работающих мышц (в том числе и сердечной мышцы), для поддержания необходимого уровня сахара в крови и создания запасов гликогена печени. Во всех случаях при большом физическом напряжении глюкоза может использоваться как источник энергии.

Фруктоза обладает теми же свойствами, что и глюкоза, и может рассматриваться как ценный, легкоусвояемый сахар. Однако она медленнее усваивается в кишечнике и, поступая в кровь, быстро покидает кровяное русло. Фруктоза в значительном количестве (до 70 - 80%) задерживается в печени и не вызывает перенасыщение крови сахаром. В печени фруктоза более легко превращается в гликоген по сравнению с глюкозой. Фруктоза усваивается лучше сахарозы и отличается большей сладостью. Высокая сладость фруктозы позволяет использовать меньшие ее количества для достижения необходимого уровня сладости продуктов и таким образом снизить общее потребление сахаров, что имеет значение при построении пищевых рационов ограниченной калорийности. Основными источниками фруктозы являются фрукты, ягоды, сладкие овощи.

Основными пищевыми источниками глюкозы и фруктозы служит мед: содержание глюкозы достигает 36.2%, фруктозы - 37.1%. В арбузах весь сахар представлен фруктозой, количество которой составляет 8%. В семечковых преобладает фруктоза, а в косточковых (абрикосы, персики, сливы) - глюкоза.

Галактоза является продуктом расщепления основного углевода молока - лактозы. Галактоза в свободном виде в пищевых продуктах не встречается.

Простые углеводы. Дисахариды.
Из дисахаридов в питании человека основное значение имеет сахароза, которая при гидролизе распадается на глюкозу и фруктозу.

Сахароза. Важнейший пищевой источник ее тростниковый и свекловичный сахар. Содержание сахарозы в сахаре-песке составляет 99.75%. Натуральными источниками сахарозы являются бахчевые, некоторые овощи и фрукты. Попадая в организм, она легко разлагается на моносахариды. Но это возможно, если мы потребляем сырой свекольный или тростниковый сок. Обыкновенный сахар имеет на много более сложный процесс усвоения.

Это важно! Избыток сахарозы оказывает влияние на жировой обмен, усиливая жирообразование. Установлено, что при избыточном поступлении сахара усиливается превращение в жир всех пищевых веществ (крахмала, жира, пищи, частично и белка). Таким образом, количество поступающего сахара может служить в известной степени фактором, регулирующим жировой обмен. Обильное потребление сахара приводит к нарушению обмена холестерина и повышению его уровня в сыворотке крови. Избыток сахара отрицательно сказывается на функции кишечной микрофлоры. При этом повышается удельный вес гнилостных микроорганизмов, усиливается интенсивность гнилостных процессов в кишечнике, развивается метеоризм. Установлено, что в наименьшей степени эти недостатки проявляются при потреблении фруктозы.

Лактоза (молочный сахар) - основной углевод молока и молочных продуктов. Ее роль весьма значительна в раннем детском возрасте, когда молоко служит основным продуктом питания. При отсутствии или уменьшении фермента лактозы, расщепляющей лактозу до глюкозы и галактозы, в желудочно-кишечном тракте наступает непереносимость молока.

Сложные углеводы. Полисахариды.
Сложные углеводы, или полисахариды, характеризуются усложненным строением молекулы и плохой растворимостью в воде. К сложным углеводам относятся крахмал, гликоген, пектиновые вещества и клетчатка.

Мальтоза (солодовый сахар) - промежуточный продукт расщепления крахмала и гликогена в желудочно-кишечном тракте. В свободном виде в пищевых продуктах она встречается в меде, солоде, пиве, патоке и проросшем зерне.

Крахмал - важнейший поставщик углеводов. Он образуется и накапливается в хлоропластах зеленых частей растения в форме маленьких зернышек, откуда путем гидролизных процессов переходит в водорастворимые сахара, которые легко переносятся через клеточные мембраны и таким образом попадают в другие части растения, в семена, корни, клубни и другие. В организме человека крахмал сырых растений постепенно распадается в пищеварительном тракте, при этом распад начинается еще во рту. Слюна во рту частично превращает его в мальтозу. Вот почему хорошее пережевывание пищи и смачивание ее слюной имеет исключительно важное значение. Старайтесь в своем питании чаще использовать продукты, содержащие естественную глюкозу, фруктозу и сахарозу. Наибольшее количество сахара содержится в овощах, фруктах и сухофруктах, а также проросшем зерне.

Крахмал имеет основное пищевое значение. Высоким его содержанием в значительной степени обуславливается пищевая ценность зерновых продуктов. В пищевых рационах человека на долю крахмала приходится около 80% общего количества потребляемых углеводов. Превращение крахмала в организме в основном направлено на удовлетворение потребности в сахаре.

Гликоген в организме используется в качестве энергетического материала для питания работающих мышц, органов и систем. Восстановление гликогена происходит путем его его ресинтеза за счет глюкозы.

Пектины относятся к растворимым веществам, усваивающимися в организме. Современными исследованиями показано несомненное значение пектиновых веществ в питании здорового человека, а также возможность использовать их с терапевтической целью при некоторых заболеваниях преимущественно желудочно-кишечного тракта.

Клетчатка по химической структуре весьма близка к полисахаридам. Высоким содержанием клетчатки характеризуются зерновые продукты. Однако помимо общего количества клетчатки, важное значение имеет ее качество. Менее грубая, нежная клетчатка хорошо расщепляется в кишечнике и лучше усваивается. Такими свойствами обладает клетчатка картофеля и овощей. Клетчатка способствует выведению из организма холестерина.

Потребность в углеводах определяется величиной энергетических затрат. Средняя потребность в углеводах для тех, кто не занят тяжелым физическим трудом, 400 - 500 г. в сутки. У спортсменов по мере увеличения интенсивности и тяжести физических нагрузок потребность в углеводах увеличивается и может возрастать до 800 г в сутки.

Это важно! Способность углеводов быть высокоэффективным источником энергии лежит в основе их сберегающего белок действия. При поступлении с пищей достаточного количества углеводов аминокислоты лишь в незначительной степени используются в организме как энергетический материал. Хотя углеводы не принадлежат к числу незаменимых факторов питания и могут образовываться в организме из аминокислот и глицерина, минимальное количество углеводов суточного рациона не должно быть ниже 50 - 60г., чтобы избежать кетоза, кислого состояния крови, которое может развиться, если для образования энергии используются преимущественно запасы жира. Дальнейшее снижение количества углеводов ведет к резким нарушениям метаболических процессов.

Если употреблять слишком много углеводов, больше, чем организм может преобразоваться в глюкозу или гликоген, то в результате, это ведет к ожирению. Когда телу нужно больше энергии, то жир преобразуется обратно в глюкозу, и вес тела снижается. При построении пищевых рационов чрезвычайно важно не только удовлетворить потребности человека в необходимом количестве углеводов, но и подобрать оптимальные соотношения качественно различных типов углеводов. Наиболее важно учитывать соотношение в рационе легкоусвояемых углеводов (сахаров) и медленно всасывающихся (крахмал, гликоген).

При поступлении с пищей значительных количеств сахаров они не могут полностью откладываться в виде гликогена, и их избыток превращается в триглицериды, способствуя усиленному развитию жировой ткани. Повышенное содержание в крови инсулина способствует ускорению этого процесса, поскольку инсулин оказывает мощное стимулирующее действие на жироотложение.

В отличие от сахаров крахмал и гликоген медленно расщепляются в кишечнике. Содержание сахара в крови при этом нарастает постепенно. В связи с этим целесообразно удовлетворять потребности в углеводах в основном за счет медленно всасывающихся углеводов. На их долю должно приходиться 80 - 90% от общего количества потребляемых углеводов. Ограничение легкоусвояемых углеводов приобретает особое значение для тех, кто страдает атеросклерозом, сердечно-сосудистыми заболеваниями, сахарным диабетом, ожирением.

Будет здорово, если вы напишете комментарий:Комментарии:

Слайд 1

Анализ поэмы Гоголя "Мертвые души"

Из письма Н.В. Гоголя С.Т. Аксакову. 1840г.

Презентацию подготовила Ученица 9 класса «МОУ» Лицей г. Отрадное Смирнова Роксана

Слайд 2

Мёртвые души Анализ поэмы Характеристики героев Чиновничество в поэме Чичиков и чиновники

Слайд 3

Мертвые души

"Мертвые души" - великое творение Гоголя, вошедшее в золотой фонд русской и мировой литературы. Изначально задумано как трёхтомное произведение. Первый том был издан в 1842 году. Практически готовый второй том уничтожен писателем, сохранились только отдельные главы в черновиках. Третий том был задуман и не начат, о нём остались отдельные сведения. Сюжет поэмы был подсказан Гоголю Александром Пушкиным.

Слайд 4

Мертвые души. 1 том.

Книга рассказывает о похождениях Чичикова Павла Ивановича, главного героя рассказа, бывшего коллежского советника, а ныне выдающего себя за помещика. Чичиков приезжает в конкретно неназванный городок, некий губернский «город NN» и немедленно пытается войти в доверие ко всем сколько-либо важным обитателям города, что Чичикову успешно удаётся. Герой становится крайне желанным гостем на балах и обедах. Горожане неназванного города не догадываются об истинных целях Чичикова, цель которого заключается в скупке или безвозмездном приобретении умерших крестьян, которые по переписи ещё числились как живые у местных помещиков, и последующем оформлении их на своё имя как живых.

Слайд 5

О характере, прошлой жизни Чичикова и о его дальнейших намерениях на счёт «мёртвых душ» рассказывается в последней, одиннадцатой главе. Так, Чичиков любыми способами пытается разбогатеть, добиться высокого социального статуса. В прошлой жизни Чичиков служил в таможне, за денежное вознаграждение позволял контрабандистам беспрепятственно переправлять товары через границу. Однако из-за жадности Чичикова и его подельника был пойман и отдан под следствие. Благодаря взяткам Чичикову удалось избежать суда, однако он лишился своего нажитого капитала.

Слайд 6

Мертвые души. 2-3 тома.

Главы второго тома являются рабочими или черновыми версиями и некоторые герои проходят в нём с разными именами-фамилиями и возрастом. Третий том «Мертвых душ» не был написан вообще, но были сведения, что в нём два героя из второго тома (Тентетников и Улинька) ссылаются в Сибирь (Гоголь собирал материалы о Сибири и Симбирском крае), где и должно происходить действие; туда же попадает и Чичиков. Вероятно, в этом томе предыдущие персонажи или их аналоги, пройдя «чистилище» второго тома, должны были предстать перед читателем некими идеалами для подражания.

Слайд 7

Например, Плюшкин из скаредного и мнительного маразматика первого тома должен был превратиться в благодетельного странника, помогающего неимущим и своим ходом попавшего к месту событий. У автора был задуман замечательный монолог от лица этого героя. О других персонажах и подробностях действия третьего тома сегодня неизвестно.

Слайд 8

Увы! толстые умеют лучше на этом свете обделывать дела свои, нежели тоненькие. Тоненькие служат больше по особенным поручениям или только числятся и виляют туда и сюда; их существование как-то слишком легко, воздушно и совсем ненадежно. Толстые же никогда не занимают косвенных мест, а все прямые, и уж если сядут где, то сядут надежно и крепко, так что скорей место затрещит и угнется под ними, а уж они не слетят. Наружного блеска они не любят; на них фрак не так ловко скроен, как у тоненьких, зато в шкатулках благодать божья. У тоненького в три года не остается ни одной души, не заложенной в ломбард; у толстого спокойно, глядь – и явился где-нибудь в конце города дом, купленный на имя жены, потом в другом конце другой дом, потом близ города деревенька, потом и село со всеми угодьями. Наконец толстый, послуживши богу и государю, заслуживши всеобщее уважение, оставляет службу, перебирается и делается помещиком, славным русским барином, хлебосолом, и живет, и хорошо живет. А после него опять тоненькие наследники спускают, по русскому обычаю, на курьерских все отцовское добро. (c) Н.В.Гоголь- Мертвые души

Слайд 9

Анализ поэмы

"…Дальнейшее продолжение выясняется в голове все чище, величественнее, из которого может быть со временем кое-что колоссальное". Вчитаемся в этот эпиграф. Как я его понимаю? Кажется, все ясно и понятно, кроме одного: «… кое-что колоссальное». Создается впечатление, что это все замыслил в первом томе и «хитрит» с читателем, заведомо уводя от главного развития сюжета сатирическим изображением действительности, обличительной стороной. Обратим внимание на шутливое замечание Гоголя в 11-й главе, где он не хочет ссориться со своим героем ибо «еще не мало пути и дороги придется им пройти вдвоем рука в руку; две большие части впереди – это не безделица». «Две большие части впереди» – о чем это?

Слайд 10

Николай Васильевич Гоголь задумал роман, состоящий из трех частей. Встречались ли мы с такими трехчастными романами? Да, встречались. Это «Божественная комедия» Данте. Она тоже состояла из трех частей: ад – чистилище – рай. Можно предположить, что и поэма «Мертвые души» виделась Гоголю именно такой. Наверное, он хотел провести героя именно этой дорогой…

Слайд 11

Но зачем? Что отличает Н.В. Гоголя от других писателей? Прежде всего то, что Гоголь был глубоко религиозным человеком. По его собственным словам, он все больше и больше ощущал прилив Божественной силы, которая не покидала его в процессе написания произведения. В этом он видел тайный смысл. Ведь так же, как и Пушкин он был «духовной жаждою томим» и понимал свое высокое предназначение пророка.

Слайд 12

Считая себя пророком, Гоголь искренне верил в то, что именно он должен указать человечеству на его грехи и помочь избавиться от них. Но на какие грехи указывал Н.В. Гоголь, что он имел в виду? Считают ли его герои, что они совершают грех? Нет, никто в поэме не раскаивается, никто не стыдится своей жизни и своих поступков. Живут, как живут. Одним из самых тяжких грехов Православная Церковь считает заблуждение ума.

Слайд 13

Кажется, что гоголевские герои заблуждаются, думая, что живут правильно. Какое зло они несут в себе? Когда читаешь страницы произведения, все кажется серым, пошлым, ничтожным. Именно серость и пошлость - это зло, и оно само по себе страшно. Главный вопрос, который задает Н.В. Гоголь в поэме «Мертвые души»: «Есть ли в этом мире что-то светлое, какое-то хотя бы обращение к свету?» Нет, здесь служат другим идолам: желудку, вещизму, сребролюбию. Но это все ложные ценности, и у каждого из героев они свои.

Слайд 14

Можно подвести итог. Главным героем первого тома «Мертвых душ» является зло (пошлость, серость, глупость), завладевшее Россией и людьми, населяющими ее. Это мир бытовой, материальный. Во втором томе Н.В. Гоголь переходит к рассуждению о человеческой глупости на разных ступенях жизни человека и в разные времена. «...Иной почтенный, и государственный даже человек, а на деле выходит совершенная Коробочка». «Ноздрев долго еще не выведется из мира. Он везде между нами и, может быть, в другом кафтане».

Слайд 15

Зло – всесильно. Оно прочно ужилось в людской серости и торжествует сегодня, оно постепенно убивает живую душу. И в этом Н.В. Гоголь действительно пророк. Ведь зло – страшная и огромная сила. Когда читаешь книгу, то ходишь будто то бы по кругу. Там царят бездорожье и непролазная грязь. Чичиков почему-то сбивается с пути, не может найти дороги. От Манилова он все время пытается уехать к Собакевичу. И вообще здесь нет пути. Создается впечатление, что он едет по кругу. Только в финале он вырывается на прямую дорогу бесконечности.

Слайд 16

А как живет каждый персонаж, отдельно взятый? Каждый персонаж живет как бы в своем собственном мире. Заборы, плетень, ворота, «толстые деревянные решетки», границы поместья, шлагбаум - все замыкает жизнь героев. Здесь дует свой ветер, свое небо, солнце, царят покой, уют, здесь какая-то сонливость, неподвижность. Сюда даже вести доходят в виде мифов: есть какой-то разбойник капитан Копейкин, Наполеон сбежал с острова и явился антихристом среди людей…

Слайд 17

А главный герой? Его мы видим как путешественника, он все время пересекает границы замкнутых «государств». Следует заметить, что границы эти иллюзорны, точно так, как сами «царства-государства». И жизнь в них иллюзорна, призрачна. Но как живут герои? Ведь Манилов ничего не делает целыми днями, крестьяне его тоже ничего не делают. А жизнь вроде бы идет. Вот это и есть призрачное существование.

Слайд 18

Значит, герои поэмы живут, приспособив себе время. Герои статичны, они не изменяются и никогда не изменятся. Так что же, они вечны? На этот вопрос нам поможет ответить название поэмы. Что значит «Мертвые души»? Что надо понимать под словом «душа»? Теперь мы точно знаем, что человек состоит не только из тела, но и души. Должен ли человек, погрязший в грехах материального мира, вспоминать о Божественной душе своей и воскреснуть? Что вкладывает в смысл названия Гоголь? Может, это те самые мертвые души, которые Чичиков скупает у помещиков, а может, это символ живых душ помещиков, погрязших в тяжком грехе - «заблуждении ума»? Вопросы разные, но мне кажется, что они взаимосвязаны. Здесь один мир невидимый, запредельный, мысленный, а другой - видимый. Но они как бы вместе проникают друг в друга, и граница между ними размывается.

Слайд 19

Во время бала Чичиков увидел губернаторскую дочку и долго смотрел на нее, ничего вокруг не замечая. По слухам дам, ведь именно за ней приехал Чичиков. Может быть, герой влюбился? Может, да, а может, нет. Ведь Н.В. Гоголь делает оговорку: «даже сомнительно, чтобы господа такого рода… способны были к любви». Невероятное происходит с губернаторской дочкой: после пристального взгляда на нее Чичикова она превращается в ведение. «Казалось, вся она походила на игрушку, отчетливо выточенную из слоновой кости; она только одна белела и выходила, прозрачною и светлою из мутной и не прозрачной толпы».

Слайд 20

А может ничего этого не было? Ведь выехал Чичиков из города, оглянулся, и «город N как будто не бывал в его памяти. Для чего приезжал, куда ехал, остается загадкой». Какие искривленные, глухие, узкие, непроходимые, заносящие далеко в сторону дороги избирало человечество, стремясь достигнуть вечной истины! Если человеческая душа будет стремиться не ввысь, а «прилипать» плотно к телу, погрязать в вещном мире, она потеряет связь с Богом, она только будет блуждать на этих дорогах, сея и распространяя зло.

Слайд 21

Да, человеческий разум заблуждается, живя лишь только куплей-продажей, накоплением вещей, чревоугодием. Становится страшно и оттого, что мы наблюдаем это сегодня. Все факты жизни, по Гоголю не есть еще смысл жизни, смысл следует искать за пределами фактов. Вот за этот предел и завет нас Гоголь. Его тройка вырывается из замкнутого круга, она лихо, с ветерком уносится в запредельное. И тогда все вокруг приходит в движение…

Слайд 22

Совсем по-другому мы теперь видим Н.В. Гоголя. Он помог увидеть зло, царящее в как будто «обыкновенной» жизни, показал, что оно не имеет границ. Но в то же время он показал, что и добро не имеет границ. На небесах, в том мире. Это возможно, на земле – нет. Кажется, тайна в том, что Гоголь дает надежду на спасение: человек выйдет из Ада, пройдет через пространство Чистилища, а дальше его ждет Свет Истины. Действительно, с этой точки зрения Н.В. Гоголь - пророк, а произведение его «колоссальное».

Слайд 23

Характеристики героев

Чичиков Манилов Коробочка Ноздрёв Собакевич Плюшкин

Слайд 24

Павел Иванович Чичиков

Чичиков – главный герой поэмы. Именно ему принадлежит идея аферы с мертвыми душами, именно он путешествует по России, встречаясь с самыми разными персонажами и попадая в самые разные ситуации. Характеристика Чичикова дается автором в первой главе. Портрет его дан очень неопределенно: «не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так чтобы слишком молод. Больше внимания Гоголь уделяет его манерам: он произвел прекрасное впечатление на всех гостей на вечеринке у губернатора, показал себя как опытного светского человека, поддерживая разговор на самые разные темы, умело польстил губернатору, полицмейстеру, чиновникам и составил о себе самое лестное мнение. Гоголь сам говорит нам, что не взял в герои «добродетельного человека», сразу оговаривает, что его герой - подлец.

Слайд 25

«Темно и скромно происхождение нашего героя». Автор говорит нам, что его родители были дворяне, но столбовые или личные - Бог ведает. Чичиков лицом не походил на своих родителей. В детстве у него не было ни друга, ни товарища. Отец у него был болен, окна маленькой «горенки» не отворялись ни в зиму, ни лето. Гоголь говорит о Чичикове: « Жизнь при начале взглянула на него как-то кисло- неприютно, сквозь какое-то мутное, занесённое снегом окошко…». «Но в жизни всё меняется быстро и живо…» Отец привёз Павла в город и наставил ходить в классы. Из денег, которые дал ему отец, он не потратил ни копейки, а наоборот сделал к ним приращение. Он с детства научился спекулировать. Вышедши из училища, он сразу принялся за дело и службу. С помощью спекуляции он смог добиться от начальника повышения должности. После прихода нового начальника Чичиков переехал в другой город и стал служить на таможне, что было его мечтой. «Из поручений досталось ему, между прочим, одно: похлопотать о заложении в опекунский совет нескольких сот крестьян». И тут ему в голову пришла мысль провернуть одно дельце, о котором ведётся речь в поэме.

Слайд 26

Манилов – сентиментальный помещик, первый «продавец» мертвых душ. Гоголь подчеркивает пустоту и ничтожность героя, прикрытую сахарной приятностью облика, деталями обстановки его поместья. Дом М. открыт всем ветрам, повсюду видны жиденькие верхушки берез, пруд полностью зарос ряской. Зато беседка в саду М. высокопарно поименована «Храмом уединенного размышления». Кабинет М. покрыт «голубенькой краской вроде серенькой», что указывает на безжизненность героя, от которого не дождешься ни одного живого слова. Зацепившись за любую тему, мысли М. уплывают вдаль, в отвлеченные размышления. Думать о реальной жизни, а тем более принимать какие-то решения этот герой не способен.

Слайд 27

Все в жизни М.: действие, время, смысл – заменены изысканными словесными формулами. Стоило только Чичикову облечь свою странную просьбу о продаже мертвых душ в красивые слова, и М. тут же успокоился и согласился. Хотя раньше это предложение казалось ему диким. Мир М. – это мир ложной идиллии, путь к смерти. Недаром даже путь Чичикова в затерявшуюся Маниловку изображен как путь в никуда. В М. нет ничего отрицательного, но нет и ничего положительного. Он – пустое место, ничто. Поэтому этот герой не может рассчитывать на преображение и возрождение: в нем нечему возрождаться. И поэтому М., наряду с Коробочкой, занимает одно из самых низких мест в «иерархии» героев поэмы.

Слайд 28

Коробочка Настасья Петровна

Вдова-помещица, вторая «продавщица» мертвых душ Чичикову. Главная черта ее характера – торговая деловитость. Каждый человек для К. - это только потенциальный покупатель. Внутренний мир К. отражает ее хозяйство. Все в нем аккуратно и крепко: и дом, и двор. Вот только везде полно мух. Эта деталь олицетворяет застывший, остановившейся мир героини. Об этом же говорят и шипящие часы, и «устаревшие» портреты на стенах в доме К. Но такое «замирание» все же лучше полной вневременности мира Манилова.

Слайд 29

У К. хотя бы есть прошлое (муж и все, что связано с ним). К. обладает характером: она начинает неистово торговаться с Чичиковым, пока не вытягивает у него обещание, кроме душ, купить многое другое. Примечательно, что К. помнит всех своих умерших крестьян наизусть. Но К. туповата: позже она приедет в город, чтобы узнать цену на мертвые души, и тем самым разоблачит Чичикова. Даже местоположение села К. (в стороне от столбовой дороги, в стороне от настоящей жизни) указывает на невозможность ее исправления и возрождения. В этом она подобна Манилову и занимает в «иерархии» героев поэмы одно из самых низких мест.

Слайд 30

Третий помещик, у которого Чичиков пытается купить мертвые души. Это молодцеватый 35-летний «говорун, кутила, лихач». Н. непрерывно врет, задирает всех без разбору; он очень азартен, готов «нагадить» лучшему другу без какой-либо цели. Все поведение Н. объясняется его главенствующим качеством: «юркостью и бойкостью характера», т.е. безудержностью, граничащим с беспамятством. Н. ничего не задумывает и не планирует; он просто ни в чем не знает меры. На пути к Собакевичу, в трактире, Н. перехватывает Чичикова и везет к себе в имение. Там он насмерть ссорится с Чичиковым: тот не согласен играть в карты на мертвых душ, а также не хочет купить жеребца «арабских кровей» и получить души в придачу. Наутро, забыв обо всех обидах, Н. уговаривает Чичикова сыграть с ним в шашки на мертвые души. Уличенный в жульничестве, Н. приказывает избить Чичикова, и только появление капитан-исправника успокаивает его.

Слайд 31

Именно Н. едва не погубит Чичикова. Столкнувшись с ним на балу, Н. кричит во всеуслышание: «он торгует мертвыми душами!», чем порождает массу самых невероятных слухов. Когда же чиновники призывают Н., чтобы разобраться во всем, герой подтверждает все слухи сразу, не смущаясь их противоречивостью. Позже он приезжает к Чичикову и сам рассказывает обо всех этих слухах. Моментально забыв о нанесенной им обиде, он искренно предлагает помочь Чичикову увезти губернаторскую дочку. Домашняя обстановка в полной мере отражает сумбурный характер Н. Дома у него все бестолково: посередине столовой стоят козлы, в кабинете нет книг и бумаг и т. д. Можно сказать, что безграничная ложь Н. – это оборотная сторона русской удали, которой Н. наделен в избытке. Н. не до конца пуст, просто его безудержная энергия не находит себе должного применения. С Н. в поэме начинается череда героев, сохранивших в себе что-то живое. Поэтому в «иерархии» героев он занимает сравнительно высокое – третье – место.

Слайд 32

Собакевич Михайло Семеныч

Помещик, четвертый «продавец» мертвых душ. Само имя и внешность этого героя (напоминает «средней величины медведя», фрак на нем «совершенно медвежьего» цвета, ступает вкривь и вкось, цвет лица «каленый, горячий») указывают на его могучесть его натуры. С самого начала образ С. связывается с темой денег, хозяйственности, расчета (в момент въезда в деревню С. Чичиков мечтает о 200-тысячном приданом). Беседуя с Чичиковым С., не обращая внимания на уклончивость Чичикова, деловито переходит к существу вопроса: «Вам нужно мертвых душ?» Главное для С. - цена, все остальное его не интересует. Со знанием дела С. торгуется, расхваливает свой товар (все души «что ядреный орех») и даже успевает надуть Чичикова (подсовывает ему «женскую душу» – Елизавету Воробей). Душевный облик С. отражается во всем, что его окружает. В его доме все «бесполезные» архитектурные красоты удалены. Избы мужиков также построены без всяких украшений.

Слайд 33

В доме С. на стенах висят картины, изображающие исключительно греческих героев, которые внешне похожи на хозяина дома. На С. похож и дрозд темного цвета в крапинку, и пузатое ореховое бюро («совершенный медведь»). В свою очередь и сам герой тоже похож на предмет – ноги его как чугунные тумбы. С. – это тип русского кулака, крепкого, расчетливого хозяина. Крестьянам его живется неплохо, надежно. То, что природная мощь и деловитость превратились у С. в туповатую косность, скорее не вина, а беда героя. С. живет исключительно в современности, в 1820-х гг. С высоты своей мощи С. видит, как измельчала окружающая его жизнь. Во время торга он замечает: «…что это за люди? мухи, а не люди», куда хуже покойников. С. занимает одно из самых высоких мест в духовной «иерархии» героев, потому что у него, по мысли автора, много шансов на возрождение. От природы он наделен многими хорошими качествами, у него богатый потенциал и могучая натура. Их реализация их будет показана во втором томе поэмы – в образе помещика Костанжогло.

Слайд 34

Плюшкин Степан

Последний «продавец» мертвых душ. Это герой олицетворяет полное омертвение человеческой души. В образе П. автор показывает гибель яркой и сильной личности, поглощенной страстью скупости. Описание имения П. («не в Бога богатеет») изображает запустение и «захламление» души героя. Въезд полуразрушен, всюду особенная ветхость, крыши как решето, окна заткнуты тряпьем. Здесь все безжизненно – даже две церкви, которые должны являться душой усадьбы. Имение П. словно распадается на детали и фрагменты; даже дом – местами в один этаж, местами в два. Это говорит о распаде сознания хозяина, который забыл о главном и сосредоточился на третьестепенном. Он давно уже не знает, что творится у него в хозяйстве, зато строго следит за уровнем наливки у него в графинчике. Портрет П. (то ли баба, то ли мужик; длинный подбородок, закрытый платком, чтобы не заплевать; маленькие, еще не потухшие глазки, бегающие как мыши; засаленный халат; тряпка на шее вместо платка) говорит о полном «выпадении» героя из образа богатого помещика да и из жизни вообще.

Слайд 35

П. имеет, единственный из всех помещиков, довольно подробную биографию. До смерти жены П. был рачительным и богатым хозяином. Он трепетно воспитывал своих детей. Но со смертью любимой жены что-то надломилось в нем: он стал подозрительнее и скупее. После неприятностей с детьми (сын проигрался в карты, старшая дочь сбежала, а младшая умерла) душа П. окончательно ожесточилась – «волчий голод скупости овладел им». Но, как ни странно, жадность не до последнего предела овладела сердцем героя. Продав Чичикову мертвые души, П. размышляет, кто бы мог помочь ему оформить купчую в городе. Он вспоминает, что Председатель был его школьным товарищем. Это воспоминание внезапно оживляет героя: «…на этом деревянном лице…выразилось…бледное отражение чувства». Но это лишь мгновенный проблеск жизни, хотя автор считает, что П. способен на возрождение. В конце главы о П. Гоголь описывает сумеречный пейзаж, в котором тень со светом «перемешались совершенно» - как и в несчастной душе П.

Слайд 36

Чиновничество в поэме

Чиновники города NN в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души" Тема бюрократии, чиновничьего произвола и беззакония проходит через все творчество Н.В.Гоголя. Образы чиновников встречаются в романтических повестях «Вечеров на хуторе близ Диканьки», в реалистических произведениях «Миргорода» и повестях о Петербурге. Чиновничеству посвящена комедия «Ревизор».

Слайд 37

В «Мертвых душах» эта тема сплетается с темой крепостничества. Блюстители порядка во многом родственны помещикам. На это Гоголь обращает внимание читателей уже в первой главе произведения. Рассуждая о тонких и толстых господах, автор поэмы приходит к выводу: «Наконец толстый, послуживши богу и государю, заслуживши всеобщее уважение, оставляет службу… и делается помещиком, славным русским барином, хлебосолом, и живет, и хорошо живет…» В произведении дана злая сатира на чиновников-грабителей и на «хлебосольных» русских бар.

Слайд 38

Итак, чиновники в поэме показаны сатирически. Они для автора, как и помещики, - «мертвые души». Символический смысл названия произведения относится и к чиновникам. Рассказывая о них, Гоголь искусно отображает индивидуальные качества губернатора, прокурора, почтмейстера и других и одновременно создает собирательный образ чиновничества.

Слайд 39

Еще находясь в городе, до своей поездки по дворянским имениям, Чичиков наносит визиты городским чиновникам. Это дает возможность автору представить читателю чиновников и нарисовать их выразительные портреты. Вот один из них – портрет губернатора: подобно Чичикову, он «был ни толст, ни тонок собой, имел на шее Анну, и поговаривали даже, что был представлен к звезде; впрочем, был большой добряк и даже сам вышивал иногда по тюлю…» Гоголь соединяет в характеристике персонажа «высокое» и «низкое»: «звезда» и вышивание. Получается, что губернатор представлен к награде не за заслуги перед Отечеством, а за умение вышивать. С помощью тонкой иронии автор разоблачает праздность одного из самых важных лиц в городе.

Слайд 40

Такой же прием несоответствия Гоголь использует, описывая почтмейстера, «низенького человека, но остряка и философа». Автор сознательно нарушает логику: соединяет несоединимое в характеристике героя. Ведь «низенький» - отличительная особенность внешности человека, а «философ» - оценка его умственных способностей. Противительный союз «но» в этой фразе усиливает алогизм: вопреки низкому росту герой является философом. Слова в странном соседстве приобретают другой смысл. Слово «низенький» обозначает уже не примету внешнего облика, а относится к внутренней жизни человека. Именно таким образом Гоголь разоблачает низкие запросы чиновника. У почтмейстера, оказывается, существует в жизни только одно сильное увлечение. Это не служба, а игра в карты. Только за игральным столом проявляется «грандиозное» умственное начало в персонаже: «…взявши в руки карты, тот же час выразил на лице своем мыслящую физиономию покрыл нижнею губою верхнюю и сохранил такое положение во все время игры».

Слайд 41

Посещая вместе с Чичиковым важных лиц города, читатель убеждается, что они не обременяют себя заботами о государственных делах. Чиновники живут праздно, все свое время посвящая званым обедам и игре в карты. Например, Чичиков отправился «…на обед к полицеймейстеру, где с трех часов после обеда засели в вист и играли до двух часов ночи». При оформлении покупки крепостных крестьян потребовались свидетели. «Пошлите теперь же к прокурору, - говорит Собакевич, - он человек праздный и, верно, сидит дома: за него все делает стряпчий».

Слайд 42

С иронией, доходящей до сарказма, автор показывает уровень культуры и образованности губернских чиновников. Они были «…более или менее люди просвещенные: кто читал Карамзина, кто «Московские ведомости», кто даже и совсем ничего не читал». Тема разговоров на светских мероприятиях – яркое свидетельство духовной нищеты и узкого кругозора государственных служащих. Они беседуют о лошадях, собаках, рассуждают о бильярдной игре и «об выделке горячего вина». Часто на званых вечерах сплетничают о судейских проделках и «таможен

Слайд 43

Чичиков и чиновники

Поэма «Мёртвые души» - одно из самых интересных произведений Н.В. Гоголя, в котором он сатирически осмеивает пороки различных слоёв общества в крепостнической России. Это, во-первых, хитрый и алчный предприниматель – Чичиков, во-вторых, представители поместного и столичного дворянства, губернские чиновники, а также дворовые, слуги, крестьяне.

Слайд 44

Главный персонаж поэмы – Павел Иванович Чичиков – ещё в детстве усвоил совет отца: «беречь и копить копейку». Поэтому цель жизни героя – обогащение, ради которого он прикладывает громадные усилия и проявляет неистощимую изобретательность. Причём на своём пути он не останавливается ни перед чем. Павел Иванович пробивает себе дорогу хитростью, изворотливостью, расчётливостью, подлостью, обманом, взяточничеством, казнокрадством, махинациями, умеет приспосабливаться к любой ситуации, втираться в доверие, очаровывать и даже вызывать восхищение. Никакие неудачи не могут сломить его жажду наживы.

Слайд 45

Поэма начинается с описания губернского города, в который Чичиков приезжает с очередным планом обогащения. Авантюра героя связана с человеческими несчастьями, он заинтересован в том, чтобы как можно больше умирало крепостных. Губернское общество принимает мошенника Чичикова потому, что считает его богатым и влиятельным человеком. У Павла Ивановича и чиновников есть одна важная общая черта – меркантильность. Для государственных служащих должность - только источник дохода, средство беспечной и праздной жизни. В их среде царят взяточничество, угодничество перед вышестоящими чинами, полнейшее отсутствие интеллекта.

Слайд 46

Николай Васильевич высмеивает пошлость, лицемерие и ограниченность, характерные для губернских дам. С претензиями на вкусы и образованность сочетаются сплетни, пустая болтовня о городских новостях, жаркие споры о нарядах. Эти женщины стремятся подражать столичному обществу в манере говорить и одеваться, слепо копируют иностранные традиции. Гоголь раскрывает пустоту и бездуховность внутреннего мира чиновников, показывает их «мёртвые души». Причём автор постоянно отмечает типичность города NN, чтобы читатель понимал, что в произведении показана вся губернская Россия.

Слайд 47

Очень выразительные и хлёсткие характеристики представителям городской власти даёт со свойственной ему прямолинейностью Собакевич. Председатель, по его мнению, - «дурак, какого свет не производил», губернатор - «первый разбойник в мире, да и лицо разбойничье, дайте ему только нож да выпустите на большую дорогу», полицеймейстер - «мошенник, продаст, обманет да еще пообедает с вами». И Собакевич подводит итог: «Мошенник на мошеннике сидит, мошенником погоняет». Думаю, автор с таким выводом согласен. Я тоже считаю, что чиновники заслужили такие нелестные характеристики.

Слайд 48

Рисуя чиновников, Гоголь обычно использует всего несколько выражений, выявляя с их помощью самые важные и яркие черты их характеров. Например, оформляя бумаги у Ивана Антоновича «Кувшинное рыло», Чичиков открыто предлагает ему взятку, но чиновник делает вид, что не замечает денег. Но когда Павел Иванович хотел указать ему на них, Иван Антонович дал понять, что этого делать не нужно. Таким образом с помощью всего нескольких фраз писатель создаёт выразительный образ опытного взяточника. Поэма «Мёртвые души» Николая Васильевича Гоголя интересна для современного читателя, потому что автор, изображая Чичикова и чиновников, высмеивал алчность, подлость, равнодушие к чужим бедам, взяточничество, ограниченность – проблемы, актуальные и в наше время.

Слайд 49

Спасибо за внимание!

Слайд 2

ПЛАН ЛЕКЦИИ История замысла поэмы и его реализации. Основа сюжета. Смысл названия. Конфликт поэмы. Композиция поэмы. Жанровое своеобразие. Цель «негоции» Чичикова. Персонажи поэмы.

Слайд 3

История замысла поэмы и его реализации А.С. Пушкин:«Как с этой способностью угадывать человека и несколькими чертами выставлять его вдруг всего как живого, с этой способностью не приняться за большое сочинение. Это просто грех!» А. С. Пушкин отдал Гоголю«свой собственный сюжет, из которого он хотел сделать что-то вроде поэмы и которого, по словам его, он бы не отдал другому никому». Это был сюжет «Мертвых душ».

Слайд 4

Письмо Гоголя В.А. Жуковскому «Если совершу это творение так, как нужно его совершить, то…какой огромный, какой оригинальный сюжет. Какая разнообразная куча? Вся Русь явится в нем!»

Слайд 5

В Е Р С И Я Гоголь ориентировал свое произведениена эпос Гомера и «Божественную комедию» Данте, что определило трехчастную структуру поэмы.Перваячасть (1-й том) была задумана как представление и аналитическое осмысление «ада» российской действительности; во второйчасти (2-й том) Гоголь намеревался пропустить своих героев через « чистилище», чтобы в третьей (3-й том) изобразить их в «раю».Законченным оказался только 1-й том.

Слайд 6

В основе сюжета Приезд Чичикова в губернский город, с целью покупки «мертвых душ». Путешествие его от одного помещика к другому.

Слайд 7

Смысл названия В прямом плане название восходит к сюжету, Чичиков приобретает «мертвые души» у помещиков Манилова, Ноздрева, Коробочки, Собакевича, Плюшкина. НоА. Герцентак писал о названии поэмы:«Мертвые души?» Это заглавие само носит в себе что-то наводящее ужас.И иначе он не мог назвать: не ревизские мертвые души, а все эти Ноздревы, Маниловы и все прочие - вот мертвые души, и мы их встречаем на каждом шагу». Обратите внимание на эту точку зрения!

Слайд 8

Конфликт поэмы «Мертвые души» Конфликт поэмы заключен в противоречии современной Гоголю действительности, духовных сил народа и его закабаленности.

Слайд 9

Композиция поэмы «Мертвые души» «Вступление» в поэму, набросок всего, что впоследствии будет развито автором (приезд Чичикова в губернский город N, встреча с чиновниками, подготовка почвы для авантюры). Изображение губернского города, в его пределах завершается характеристика владельцев усадеб, но центральное место отведено изображению мира чиновников. Повествование о жизненной судьбе героя поэмы- Чичикова. Изображение жизни российских помещиков. 1 глава Заключительные строки поэмы посвящены горячо любимой родине: Гоголь-патриот воспевает величие и силу России. 11 глава 2-6 главы 7-10 главы

Слайд 10

Жанровое своеобразие «Мёртвых душ» Л.Н.Толстой:«Мёртвые души» - это не роман, не повесть – нечто совершенно оригинальное». Сам Гоголь определил жанр «Мёртвых душ» как поэму, подчеркнув тем самым равноправие эпического (повествовательного) и лирического начал в своём произведении. Задача Эпической части Лирической части Показать «Хотя с одного боку всю Русь». Показать положительныйидеал автора.

Слайд 11

Цель «негоции» (оптовой скупки)Чичикова Афера имела под собой веские юридические и экономическиеоснования. Он предполагал получить«двести тысяч капиталу»от опекунского совета, заложив своих крестьян. 1-ый этап его деятельности - приобретение крестьян. Самымидешевыми оказались «мертвые души»-умершие крестьяне, еще непопавшие в ревизские сказки(официальный документ, в соответствии с которым помещики вносили в казну подушную засвоих крестьян). Перепись проводилась раз в10-15 лет. Памятуя о недавней эпидемии холеры, в1830 году,Чичиков справедливо полагал, что чиновники с готовностью продадут «мертвые души», чтобы избавиться от уплаты налога за них. Однако,без землисделка была бы юридически незаконной, поэтомув его разговорах с городскими чиновниками появляется слово«навывод»:заселение и освоение земель в южных губерниях Россиивсячески поощрялось, ипереезд Чичикова в Херсонскую губернию выглядел вполне правдоподобным.

Слайд 12

Персонажи поэмы « Один за другим следуют у меня герои, один пошлее другого». Н. В. Гоголь. Последовательность в изображениидеградации помещиков в поэме. Деградация!Постепенное ухудшение, приводящее к вырождению. Манилов. Коробочка. Ноздрев. Собакевич. Плюшкин.

Слайд 13

МАНИЛОВ Черты характера Прожектерство (увлечение несбыточными проектами). Мечтательность. Бесхарактерность. Сентиментальность. Бесхозяйственность.

Слайд 14

КОРОБОЧКА Черты характера Дубиноголовость. Мелочная хлопотливость. Невежественность. Скопидомство (бережливость доскупости).

Слайд 15

НОЗДРЕВ Черты характера Хвастовство. Безалаберность. Наглость. Ярмарочный героизм.

Слайд 16

СОБАКЕВИЧ Черты характера Кулачество. Человеконенавистничество. Мракобесие (реакционность, враждебность прогресса, культуры, науки). Грубость. Прижимистость.


  • « И СМЕХУ ОТДАЛ ОН СЕБЯ ВСЕГО…» Николай Васильевич Гоголь, вечная шинель – внакид, озирая нашу оголь, во дворе своем сидит. Николай Васильевич Гоголь… Кто сумеет разгадать наподобие ожога на челе его печать? Сам с собой затеяв враки, Сунул он камину в пасть, Словно преданной собаке – «Мертвых душ» вторую часть! Но трубою дымохода рукописный вздыбив дым, сатанинским хороводом Сам герой и вслед за ним – все другие. Вот так дело! Как такое может быть, если рукопись сгорела, а герой остался жить? Через дали, через годы он заброшен на беду катапультой дымохода в современную среду. Николай Васильевич Гоголь, сколько ж так еще сидеть, не в ладах с собой и с богом, в чисту улицу глядеть? Там стоит на перепутье возле городских ворот средь героев наших будней мертвых душ старинный род. И как в цирке на манеже, в номерах своих не нов, все марьяжит да манежит хлюст, ханыга Хлестаков! Несгораемы, хоть тресни, в этом веке, как и в том… Видно, встать придется с кресла, Написать сожженный том. П. ВЕГИН.

  • Посмотреть все слайды

    Гоголь Мёртвые души

    Слайдов: 35 Слов: 733 Звуков: 0 Эффектов: 0

    Николай Васильевич Гоголь. 1809 - 1852. Мария Ивановна Гоголь-Яновская, мать писателя, женщина необыкновенная… Мать Гоголя вся исполнена тихой любви к своим детям. Своего сына Мария любила больше всего на свете… Дом в Васильевке. Город Нежин. Гимназия высших наук, в которой учился Гоголь. Н.В.Гоголь. Петербург. Невский проспект. Могила писателя. Памятники и бюсты Н.В.Гоголю установлены в разных городах. Театр имени Н.В.Гоголя. Дом-музей. …Главным делом жизни Гоголя явились «Мертвые души». Писательская биография Гоголя продолжалась 23 года. «…какой огромный, какой оригинальный сюжет! Вся Русь в нем!...» Н.В.Гоголь. - Мёртвые души.ppt

    Урок Мёртвые души

    Слайдов: 12 Слов: 616 Звуков: 0 Эффектов: 44

    Урок на тему «Система персонажей в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души». Русских учеников совсем мало. То есть работать приходится в условиях двуязычия. Эпиграф к уроку: «Начал писать «Мёртвых душ». Сюжет растянулся на предлинный роман и, кажется, будет смешон… Творческая история поэмы. Сюжет поэмы подсказал Гоголю Пушкин. Сведения по теории литературы. Порядок анализа образов помещиков: Приёмы сатирического изображения. В поэме постоянно присутствует ирония, замаскированная усмешка, восторженная и в то же время издевательская. Большой интерес в системе персонажей представляет речь героев. - Урок Мёртвые души.pps

    Поэма Мёртвые души

    Слайдов: 27 Слов: 1152 Звуков: 0 Эффектов: 78

    «Мертвые души». Чичиков и помещики. Письмо Гоголя В.А. Жуковскому. Какая разнообразная куча? Вся Русь явится в нем!». В основе сюжета. Приезд Чичикова в губернский город, с целью покупки «мертвых душ». Смысл названия. Оксюморон. Бессмертная душа человека мертва. Композиция поэмы «Мертвые души». Повествование о жизненной судьбе героя поэмы- Чичикова. Изображение жизни российских помещиков. Цель «негоции» (оптовой скупки) Чичикова. Афера имела под собой веские юридические и экономические основания. Перепись проводилась раз в 10-15 лет. Манилов. Черты характера: Прожектерство (увлечение несбыточными проектами). - Поэма Мёртвые души.ppt

    Николай Гоголь Мёртвые души

    Слайдов: 22 Слов: 341 Звуков: 0 Эффектов: 132

    Николай Васильевич Гоголь. Ю.Манн. Содержание. Биография. Родители писателя. Мать, Мария Ивановна Косяровская (1791-1868), из помещичьей семьи. В семье, помимо Николая, было еще пятеро детей. Родительский дом. Культурным центром края являлись Кибинцы, имение Д. П. Трощинского. Учеба. С 1821 по 1828 учился в гимназии высших наук в Нежине. Нежин 1830-й год. Первый период творчества. Второй период творчества. Третий период творчества. 1842 – 1855гг.- последний период. История создания «Мёртвых душ». Замысел произведения. Сюжет. Реализация авантюры Чичикова. Душа. Ревизская душа, единица учёта населения Российской империи 18-19 вв. - Гоголь Мёртвые души.ppt

    Н.В.Гоголь Мёртвые души

    Слайдов: 15 Слов: 406 Звуков: 0 Эффектов: 0

    Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души». История создания. Критики о поэме. Чичиков. «..Господин, не красавец, но и не дурной наружности, не слишком толст, не слишком тонок…». Манилов. Коробочка. Плюшкин. Собакевич. Ноздрев. На первый взгляд Манилов и Собакевич, Ноздрев и коробочка не похожи друг на друга. Но Герои «мертвых душ» не просто духовно убогие люди. Лица чиновников сливаются в какое-то безликое круглое пятно. В среде помещиков и чиновников одно ничтожество сменяет на другое. Живое начало русской жизни автор связывает с народом. - Н.В.Гоголь Мёртвые души.ppt

    Гоголь Мёртвые души урок

    Слайдов: 17 Слов: 345 Звуков: 0 Эффектов: 0

    Кто изображён на иллюстрациях? Охарактеризуйте помещиков. (Подтвердите своё мнение текстом). Проверка знания текста. Работа с таблицей. Домашнее задание. Проверим знания. Ответьте на вопросы: А.П.Чехов. А.С.Пушкин. Л.Н.Толстой. И.С.Тургенев. Каков жанр произведения «Мёртвые души» по оценке критиков? Повесть. Роман. Рассказ. Путевые записки. Назовите основные композиционные разделы поэмы. 1 глава. 2-6 главы. 7-10 главы. 11 глава. Кого из героев поэмы характеризует: Мечтательность, прожектерство, бесхарактерность, сентиментальность. Дубинноголовость, мелочная хлопотливость, невежественность. - Гоголь Мёртвые души урок.ppt

    Поэма Гоголя Мёртвые души

    Слайдов: 13 Слов: 800 Звуков: 0 Эффектов: 0

    Н.В.Гоголь. Поэма «Мертвые души». Цели урока: Начало работы над поэмой – 1835г. Н.В. Гоголь. А.С. Пушкин. Париж – Германия – Рим – Иерусалим - Россия. Прогулки по риму. Гоголь в Риме. Ф. Моллер. А.Иванов. Рисунок гоголя к поэме. Замысел поэмы. Гоголь задумал большое произведение подобное «Божественной комедии» Данте. Толкование слова «мертвый» в названии поэмы. Толковый словарь В.И. Даля Мертвый: 1) способный в возрождению 2) косный, бездуховный. Приезд Чичикова в город n. Что же видим мы, путешествуя вместе с Чичиковым? Какая Россия предстает перед нами? Город N. Творческая работа. - Поэма Гоголя Мёртвые души.pptx

    Произведение «Мёртвые души»

    Слайдов: 20 Слов: 1036 Звуков: 0 Эффектов: 30

    Аннотация. «Блажен незлобливый поэт…» Н.Некрасов. Воспоминания о Н.В.Гоголе. «Петербургские повести». Викторина по произведениям Н. В. Гоголя. Сочинение – миниатюра. «Шинель». Каков Н.В.Гоголь, известный вам. Периоды жизни в момент работы над «Мертвыми душами». Версия. Опорная схема. Построение поэмы «Мертвые души». Портретный вернисаж Н.В.Гоголя. Дать характеристику на героев поэмы. Войдя в художественный мир «Мёртвых душ», вы увидите всю Русь. Почему П.И.Чичиков посещал помещиков в такой последовательности. Как страшна наша Россия. - Произведение «Мёртвые души».ppt

    Характеристика «Мёртвых душ»

    Слайдов: 39 Слов: 3489 Звуков: 1 Эффектов: 166

    Жива и будет жить поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души». Назначение проекта. Проблемный вопрос. Цели проекта. Задачи. Гоголь Николай Васильевич (1809-1852). 1829 г. – выход в свет первого печатного произведения. 1836 г. – отъезд за границу. История создания поэмы. Шесть лет работал Гоголь над своей поэмой, бесконечно переделывая ее. Жанровое своеобразие « Мертвых душ». Построение поэмы. Помещичья Русь в поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души". Расположение помещиков в поэме не случайно. Поэма Н. В. Гоголя. С иронией описывает Гоголь приметы типичного губернского города. - Характеристика «Мёртвых душ».ppt

    Характеристика поэмы «Мёртвые души»

    Слайдов: 29 Слов: 1456 Звуков: 0 Эффектов: 68

    Николай Васильевич Гоголь. Василий Афанасьевич Гоголь. Мария Ивановна Косяровская. Кроме Николая у Василия и Марины Гоголей было пятеро детей. Детские годы. Гимназия в Нежино. Первый литературный опыт. Псевдоним Алов. Слава. Написание "Ревизора". Гоголь оставляет университет. Отъезд из Парижа. Душевный кризис. Мертвые души. История замысла поэмы и его реализации. Письмо Гоголя. Гоголь ориентировал свое произведение на эпос Гомера. Приезд Чичикова в губернский город. Смысл названия. Конфликт поэмы «Мертвые души». Композиция поэмы «Мертвые души». Персонажи поэмы. - Характеристика поэмы «Мёртвые души».ppt

    Анализ «Мёртвых душ»

    Слайдов: 47 Слов: 3316 Звуков: 0 Эффектов: 0

    Одна из главных задач исторической поэтики. Виды анализа. В центре внимания - проблема литературных влияний, традиций. Исстари замешенные образы. Жанрово-стилевые и сюжетно-композиционные черты. Рецепция одного и того же литературного объекта. Тип рецепции задает формально-содержательную программу анализа. «… в пародии лежит усиление содержания» О. Фрейденберг. О влиянии «Божественной Комедии» на «Мертвые души». Поводы к сравнению «Мертвых душ» и «Божественной Комедии». Авторское определение «Мертвых душ». К.С. Аксаков не сомневался в правоте авторского определения. С. П. Шевырев о «Мертвых душах». - Анализ «Мёртвых душ».ppt

    Мёртвые души история создания

    Слайдов: 16 Слов: 484 Звуков: 0 Эффектов: 0

    Мертвые души. История создания. Иллюстрации. Герои поэмы. Издания. Авторы проекта. Сюжет растянулся на предлинный роман и, кажется, будет сильно смешон. ГЛАВНАЯ История создания Иллюстрации Герои поэмы Издания. Чичиков перед шкатулкой. П.Соколов. Чичиков у Манилова В.Маковский. Экипаж Коробочки П. Соколов. Далее… Назад. Капитан Копейкин П.Боклёвский. Птица Тройка Коровин. Помещики. Чиновники и дамы губернского города N. Павел Иванович Чичиков. Чичиков. П.Боклевский. Манилов. П. Боклёвский. Коробочка. П Боклевский. Ноздрёв. Собакевич. Плюшкин. Плюшкин П. Боклевский. - Мёртвые души история.ppt

    История создания «Мёртвых душ»

    Слайдов: 29 Слов: 2278 Звуков: 0 Эффектов: 50

    История создания поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души». Николай Васильевич Гоголь родился 20 марта (1 апреля) 1809. Пушкин. Документированная история создания произведения. Первые главы Гоголь читал Пушкину перед своим отъездом за границу. По возвращении в Россию Гоголь читал главы из «Мёртвых душ». Окончательной отделкой первого тома писатель занимался в Риме. 9 марта 1842 года книга была разрешена цензором. Гоголь предполагал сделать поэму трёхтомной. Значение произведения. Вскрытие произвели 28 апреля 1852 года. Списки второго тома распространились ещё до его издания. - История создания «Мёртвых душ».ppt

    «Мёртвые души» в иллюстрациях

    Слайдов: 45 Слов: 2051 Звуков: 0 Эффектов: 7

    Жизнь поэмы Гоголя «Мертвые души» в иллюстрациях (от 19 века до 21). Иллюстрации художников – современников Гоголя (XIX век). XIX век. Иллюстрации Агина не статичны. Естественные, но точные, отработанные жесты. Внимательный и умный читатель. Петр Михайлович Боклевский. Художник увидел в поэме Гоголя всего лишь галерею монстров. Как правило, все они статичны. Значительный опыт иллюстрирования «Мертвых душ». Гоголевские «типы». Соколов непосредственно вводит в свои иллюстрации изображение народа. Работы Владимира Маковского. Живописец-передвижник В. Е. Маковский писал акварели. - «Мёртвые души» в иллюстрациях.ppt

    Образы в «Мёртвых душах»

    Слайдов: 14 Слов: 461 Звуков: 1 Эффектов: 10

    Николай Васильевич Гоголь. Чичиков. Эссе. Отсроченная отгадка. Чичиков – беда России. Контрольно-подготовительный этап. Русская пословица. Павел. Чичиков – надежда России. Сотворчество. Манилов. Предприниматель. Павел Иванович Чичиков. - Образы в «Мёртвых душах».ppsx

    Помещики в «Мёртвых душах»

    Слайдов: 20 Слов: 1569 Звуков: 0 Эффектов: 0

    "Мертвые" и "живые" души в поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души". Образы помещиков. Отличительные черты. «Мертвые» души. Помещики. Манилов. Характеристика. Отношение к ведению хозяйства. Коробочка. Домовитая хозяйка. Рачительность. Ноздрев. Герой ярмарок. Собакевич. Чертов кулак. Плюшкин. Вещи. Крестьяне. Гоголь. Помещики «мертвы» духовно. - Помещики в «Мёртвых душах».ppt

    Помещики в поэме «Мёртвые души»

    Слайдов: 10 Слов: 1532 Звуков: 0 Эффектов: 0

    Галерея помещиков. Н. В.Гоголь «Мертвые души». Помещик Манилов. Характер Манилова во всей полноте выражается в его речи. Помещица Коробочка Настасья Петровна. Боязнь обмана продешевить вынуждает Коробочку отправиться в город. Помещик Ноздрев. Помещик Собакевич Михаил Семенович. Помещик Степан Плюшкин. Спасибо за внимание. - Помещики в поэме «Мёртвые души».pptx

    Образы помещиков в «Мёртвых душах»

    Слайдов: 33 Слов: 1371 Звуков: 0 Эффектов: 80

    Н.В. Гоголь «Мертвые души». История создания. История замысла поэмы. Сюжет. Писатель. Кусочек яблочка. Конфетка. Продулся в пух. Свинтус. Маятник. Плесень. Пестрядевые мешочки. Распоротый салоп. Вековое стояние. Крепкий дуб. Мертвые души. Построение поэмы. Композиционные звенья поэмы. Изображение жизни российских помещиков. Изображение губернского города. Повествование о жизненной судьбе. Общность героев. Помещик Манилов. Помещица Настасья Петровна Коробочка. Помещик Ноздрев. Помещик Михаил Семенович Собакевич. Помещик Плюшкин. Гоголевские помещики. Манилов. Сочинение. - Образы помещиков в «Мёртвых душах».ppt

    Образы помещиков поэмы «Мёртвые души»

    Слайдов: 13 Слов: 637 Звуков: 0 Эффектов: 42

    Личностные качества. Мёртвые души. Павел Иванович Чичиков. Манилов. Коробочка. Ноздрев. Собакевич. Плюшкин. Новая экономическая политика. Тип героя. Социальные условия. - Образы помещиков поэмы «Мёртвые души».ppt

    Образ Манилова

    Слайдов: 10 Слов: 372 Звуков: 0 Эффектов: 0

    Оригинальный портрет Манилова – героя поэмы Н.В. Гоголя. Раскрыть образ героя с разных сторон. Манилов. Внешность героя. Речевая характеристика. Для Манилова речь - это чистая поэзия. Психологическая характеристика. Приторная любезность и чувствительная фраза. Говорящий портрет. Манилов - далеко не самый отрицательный персонаж поэмы. - Образ Манилова.ppt

    Образ Чичикова

    Слайдов: 10 Слов: 612 Звуков: 0 Эффектов: 0

    Образ Чичикова П.И. Чичиков Павел Иванович. Воспоминание. Школьная жизнь. Ветхий домишко. Деньги. Мертвые души. Зло. Чичиков тих и малоприметен. Надежда. - Образ Чичикова.pptx

    Плюшкин в «Мёртвых душах»

    Слайдов: 10 Слов: 556 Звуков: 0 Эффектов: 0

    Плюшкин. Плюшкин – образ заплесневелого сухаря, оставшегося от кулича. Характер Плюшкина намного сложнее характеров других помещиков, представленных в «Мёртвых душах». Черты маниакальной скупости сочетаются в Плюшкине с болезненной подозрительностью и недоверием к людям. Запутавшись в сетях «хозяйственной паутины», Плюшкин начисто забывает о душе своей и чужой. Гоголь видит причину духовного опустошения Плюшкина в безразличии к собственной душе. Образ Плюшкина завершает галерею губернских помещиков. С одной стороны Гоголь рассматривает Плюшкина, как явление уникальное, исключительное в русской жизни. -













































    1 из 44

    Презентация на тему:

    № слайда 1

    Описание слайда:

    № слайда 2

    Описание слайда:

    Обложка «Мертвых душ» была выполнена в стиле гротескного орнамента, совмещавшего в причудливом сочетании детали повседневного быта, человеческие головы, черепа, скелеты, что, без сомнения, соответствовало самому гротескному содержанию поэмы и предавало, как говорил сам Гоголь, «кутерьму, суматоху, сбивчивость». Ю.Манн

    № слайда 3

    Описание слайда:

    № слайда 4

    Описание слайда:

    Смысл названия поэмы. Исторический. В крепостной России начала XVIII века регулярно проводилась перепись крестьян для взимания налога с их владельцев. Составленные при ревизии списки назывались ревизскими сказками, а занесённые в них крестьяне – ревизскими душами. Ревизские сказки составлялись раз в несколько лет, и умершие за это время крестьяне продолжали числиться живыми до новой переписи. «Мёртвые души» – это умершие крестьяне, ещё числящиеся в ревизских списках.

    № слайда 5

    Описание слайда:

    Смысл названия поэмы. Реальный. За условным обозначением умершего – мёртвая душа – стоят реальные крестьяне, конкретные люди со своими яркими характерами, которых помещик властен продать или купить. Символикой заглавия задано противопоставление мёртвого и живого.

    № слайда 6

    Описание слайда:

    Смысл названия поэмы. Метафорический (переносный). А.Герцен: «…Не ревизские – мёртвые души, а все эти Ноздрёвы, Маниловы и все прочие – вот мёртвые души, и мы их встречаем на каждом шагу». «Мёртвые души» обозначают в данном случае мертвенность, бездуховность. Физически помещики и чиновники существуют. Но физическое бытие не есть ещё человеческая жизнь. Жизнь человека немыслима без настоящих духовных движений. И «хозяева жизни» – мертвы. Первоначально название «Мёртвые души» не было пропущено цензором, поэтому появилось дополнение – «Похождение Чичикова, или Мёртвые души».

    № слайда 7

    Описание слайда:

    Манилов (II глава) Портрет «Черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару; в приёмах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства. Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами».

    № слайда 8

    Описание слайда:

    Манилов (II глава) Интерьер Всюду бесхозяйственность и непрактичность: в доме вечно его-то недостает. Мебель обтянута щегольской материей, но на два кресла не хватило. Имена детей: Фемистоклюс и Алкид (взяты из истории Древней Греции). Мечтает о постройке подземного хода через пруд.

    № слайда 9

    Описание слайда:

    Манилов (II глава) Характеристика «Говорящая» фамилия помещика образована от слов «заманивать, обманывать». Восторженная наивность, мечтательность, беспечность, глупость и несамостоятельность – основные черты помещика. Хозяйством не занимается и не может сказать, умирали ли у него крестьяне со времени последней ревизии. Заботится о процветании человечества. Результаты его труда – пустые мечты и «горки выбитой из трубки золы, расставленные не без старания очень красивыми рядками».

    № слайда 10

    Описание слайда:

    Манилов (II глава) Реакция на предложение Чичикова Сначала «сконфузился и смешался», заподозрил, что Чичиков спятил. Он не привык думать и не понимает, что благодаря Чичикову впутался в тёмное и преступное дело. Когда Чичиков убедил его в законности сделки и заговорил о цене, Манилов предложил подарить «мёртвые души» Чичикову, а купчую взять на себя. Он это и сделал – передал список своих крестьян, свернутый в трубочку и связанный розовой ленточкой.

    № слайда 11

    Описание слайда:

    Коробочка (III глава) Портрет «Женщина пожилых лет, в каком-то спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее…» В портрете повторяются почти одинаковые детали одежды, но на лицо и глаза Гоголь не обращает внимания, словно их нет – это подчёркивание её бездуховности.

    № слайда 12

    Описание слайда:

    Коробочка (III глава) Интерьер У неё «хорошенькая деревенька» и «обильное хозяйство», которое она сама ведёт и уделяет хозяйству много времени. Большое количество псов в деревне говорит о том, что хозяйка заботится о сохранности своего состояния. Копит деньги в мешочках, но не умеет ими распорядиться – они лежат мёртвым грузом. Всюду развешаны пучки трав. Всё лежит на своих местах, есть даже верёвочки, которые «уже никуда не нужны».

    № слайда 13

    Описание слайда:

    Коробочка (III глава) Характеристика Главная черта – мелочная скаредность. Ограниченна, упряма, подозрительна. Смысл фамилии: помещица заключена в «коробочку» своего пространства и своих понятий. Хозяйственность – её единственная добродетель. Перед нами типичная мелкая помещица – владелица 80 душ крепостных.

    № слайда 14

    Описание слайда:

    № слайда 15

    Описание слайда:

    Ноздрёв (IV глава) Интерьер Хозяйство запущено, в отличном состоянии только псарня. Важная деталь – шарманка. Её игра вдруг прерывается и звучит вальс или песня. Как только перестанет звучать шарманка, дудка в ней никак не угомонится. Так и неугомонный, буйный Ноздрёв в любой момент готов без причины совершить непредвиденное и необъяснимое.

    № слайда 16

    Описание слайда:

    Ноздрёв (IV глава) Характеристика В 35 лет Ноздрёв такой же, как и в 18. Отсутствие развития – признак неживого. Гоголь называет его «историческим человеком», потому что «где бы он ни был, всюду не обходилось без истории». Груб, речь его наполнена ругательствами. Игрок, кутила, завсегдатай злачных мест. Всегда готов ехать «куда угодно, хоть на край света». Но всё это не приводит к обогащению, а только разоряет его. Ведёт себя нагло, вызывающе, агрессивно, его энергия превращается в разрушительную и скандальную суету. Главная его черта – самовлюблённость.

    № слайда 17

    Описание слайда:

    Собакевич (V глава) Портрет «Человек здоровый и крепкий». Похож «на средней величины медведя»; «…казалось, в этом теле совсем не было души, или она у него была, но совсем не там, где следует, а, как у бессмертного кощея, где-то за горами, и закрыта такою толстою скорлупою, что всё, что ни ворочалось на дне её, не производило решительно никакого потрясения на поверхности».

    № слайда 18

    Описание слайда:

    Собакевич (V глава) Интерьер В комнате «всё было прочно, неуклюже… и имело какое-то странное сходство с самим хозяином дома»; в углу гостиной стояло пузатое ореховое бюро на пренелепых ногах, совершенный медведь. Стол, кресла, стулья – всё было самого тяжёлого и беспокойного свойства». «Каждый предмет, казалось, говорил: «И я тоже Собакевич!»

    № слайда 19

    Описание слайда:

    Собакевич (V глава) Характеристика Расчётливый хозяин. Вокруг него всё прочно, всё в изобилии; в деревне всё добротно и надёжно, мужиков знает, ценит их трудовые качества. Подчёркивается его сила, здоровье, степенность. А у души требования только гастрономические. Тяготеет к старым, крепостническим формам ведения хозяйства. Презирает город и просвещение. Автор подчёркивает его корыстолюбие, узость интересов. Главные его черты – грубая прижимистость и цинизм.

    № слайда 20

    № слайда 21

    Описание слайда:

    Плюшкин (VI глава) Портрет Непонятно, кто это – «баба или мужик». «…платье неопределённое, похожее на женский капот, на голове колпак, какой носят деревенские дворовые бабы…»; «…маленькие глазки ещё не потухли и бегали из-под высоких вросших бровей, как мыши…» (эта деталь подчёркивает не человеческую живость, а юркость и подозрительность зверька).

    № слайда 22

    Описание слайда:

    Плюшкин (VI глава) Интерьер Имение – «вымершее место», о жизни здесь напоминает лишь прекрасный сад, который подчёркивает трагизм запустения и вымирания. Господский дом выглядит «дряхлым инвалидом», в нём уныло, темно, пыльно, дует холодом, как из погреба; беспорядок, в углу куча хлама. Важная деталь – остановившиеся часы (время здесь остановилось). В хозяйстве всего много, но всё пропадает, всё в запустении. Крестьяне нищие, «мрут, как мухи», десятки числятся в бегах.

    № слайда 23

    Описание слайда:

    Плюшкин (VI глава) Характеристика Фамилия подчёркивает «сплющенность», искаженность персонажа и его души. Только этому помещику дана биография, показано, как происходил процесс деградации. Рассказ о прошлом Плюшкина делает его образ трагическим. Гоголь называет Плюшкина «прорехой на человечестве».

    № слайда 24

    Описание слайда:

    № слайда 25

    Описание слайда:

    № слайда 26

    Описание слайда:

    Классификация чиновников Гоголь делит чиновников на низших, тонких и толстых, даёт саркастическую характеристику каждой группе. «Низшие» – это невзрачные писари и секретари (обычно горькие пьяницы). «Тонкие» – средняя прослойка. «Толстые» – губернская знать, ловко извлекающая немалые доходы из своего высокого положения.

    № слайда 27

    Описание слайда:

    Портреты чиновников Иван Антонович Кувшинное рыло – типичный чиновник, который вымогает взятки у посетителей, пользуясь своим положением. Губернатор – добряк, который вышивает по тюлю (как о руководителе о нём сказать больше нечего). Прокурор – человек, всегда бездумно подписывающий бумаги. Чичиков на похоронах невольно приходит к мысли, что единственное, чем запомнился покойник, - это густые чёрные брови.

    № слайда 28

    Описание слайда:

    «Повесть о капитане Копейкине» (X глава) Сюжетная связь Историю о капитане рассказывает почтмейстер, желая внушить чиновникам, что Чичиков есть никто иной, как капитан Копейкин. Однако рассказ его никого не убедил. На первый взгляд никакого отношения к сюжету произведения эта глава не имеет (нет общих действующих лиц и связи событий), но тема омертвения человеческой души является главной и здесь.

    № слайда 29

    Описание слайда:

    «Повесть о капитане Копейкине» (X глава) Кто такой капитан Копейкин Капитан Копейкин – инвалид войны 1812 г, простой и честный человек. Несмотря на увечья и боевые заслуги, герой войны не имеет даже полагающейся ему пенсии. Пытаясь найти помощь в столице, сталкивается с бюрократией и равнодушием. Министр, к которому он обратился, приказал выдворить за пределы столицы дерзкого просителя. Копейкину ничего не оставалось, как возглавить в рязанских лесах шайку разбойников.

    Описание слайда:

    № слайда 32

    Описание слайда:

    Павел Иванович Чичиков (XI глава) Наказ отца «…угождай учителям и начальникам. Коли будешь угождать начальнику, то, хоть и в науке не успеешь и таланту бог не дал, всё пойдёшь в ход и всех опередишь. С товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть полезными. Не угощай и не потчевай никого, а веди себя лучше так, чтобы тебя угощали, а больше всего береги и копи копейку: эта вещь надёжнее всего на свете. Товарищ или приятель надует и в беде первый тебя выдаст, а копейка не выдаст… Всё сделаешь и всё прошибёшь на свете копейкой».

    Описание слайда:

    Павел Иванович Чичиков (XI глава) На службе Начав службу, сумел выделиться среди невзрачных служащих, «представляя во всём совершенную противоположность и взрачностью лица, и приветливостью голоса, и совершенным неупотребленьем никаких крепких напитков». Для продвижения по службе угождал начальнику, «влюбил» в себя его дочь и стал человеком заметным. Потеряв «тёплое» местечко, поменял два-три места работы, «добрался до таможни». Провернул рискованную операцию, на которой сначала обогатился, а потом потерял почти всё.

    № слайда 35

    Описание слайда:

    Описание слайда:

    «Мёртвые» души в поэме Помещики Вся галерея помещиков – характеры яркие, индивидуальные, запоминающиеся. При всём внешнем разнообразии их суть одинакова: владея живыми душами крестьян, сами они – души мёртвые. Нельзя назвать «живой душой» ни пустого мечтателя Манилова, ни крепколобую хозяйку Коробочку, ни похожего на помещика-кулака Собакевича. На примере истории жизни Плюшкина автор убеждает, что человек не рождается с «мёртвой» душой – омертвение происходит, когда человек подчиняет себя господствующим в обществе законам и предаёт идеалы юности.

    № слайда 38

    Описание слайда:

    «Мёртвые» души в поэме Чичиков Чичиков оказался в своём стремлении к приобретательству жаднее Коробочки, черствее Собакевича, наглее Ноздрёва. От помещиков он отличается предприимчивостью – это цивилизованный подлец, хозяин жизни. Расчёт сделал его «мёртвой» душой. Его идеал – копейка, женитьба для него – выгодная сделка, пристрастия – чисто материальные. Быстро разгадав человека, он умеет найти подход к каждому. Гоголь показывает появление в русской жизни человека без рода и титула, который пытается нажить капитал с помощью ума, изворотливости, приспособленчества.

    № слайда 39

    Описание слайда:

    «Мёртвые» души в поэме Чиновники Они обезличены. Их мертвенность показана в сцене бала: людей не видно, повсюду атласы, кисеи, головные уборы, фраки, мундиры, плечи, шеи, ленты. Их интересы сосредоточены на сплетнях, пересудах, тщеславии и зависти. Друг от друга они отличаются только размером взятки. Единственный признак индивидуальности – бородавка («лица у них были полные и круглые, на иных даже были бородавки»). В эпизоде смерти прокурора окружающие догадались, что у него «была точно душа», лишь когда он стал «одно только бездушное тело».

    № слайда 40

    Описание слайда:

    «Живые» души в поэме - крестьяне Миру «мёртвых» душ противостоит в поэме лирический образ народной России. Гоголь глубоко чувствует живую душу народа, говорит о народной удали, смелости, любви к свободной жизни. Нельзя не почувствовать, как резко при этом меняется даже сам тон авторской речи. В ней появляются и грустные раздумья и мягкая шутка. Тема народа проходит через все главы поэмы. Трагическая судьба обездоленного народа хорошо видна в образах крепостных людей. Полное отупение и одичание несёт человеку рабство.

    Описание слайда:

    Тема дороги Символ человеческой жизни Гоголь воспринимает жизнь как тяжёлый путь, полный испытаний, лишений, в конце которого ждёт горькое одиночество. Но писатель не считает жизнь бесцельной, он полон сознания своего долга перед Родиной. Образ дороги – самостоятельный сквозной образ в поэме (им начинается поэма, им и заканчивается).

    № слайда 43

    Описание слайда:

    Тема дороги Судьба России – «птица–тройка» «Птица-тройка» - символ национальной стихии русской жизни, символ великого пути России в мировом масштабе. Стремительный полёт «птицы-тройки» противопоставлен однообразному кружению от помещика к помещику брички Чичикова.

    № слайда 44

    Описание слайда:



    
    Top