Скачать презентацию про гайдна. Презентация на тему "франц йозеф гайдн"

Cлайд 1

Cлайд 2

Франц Йозеф Гайдн (1732 – 1809) великий австрийский композитор, представитель Венской классической школы, один из основоположников симфонии и струнного квартета.

Cлайд 3

Нижняя Австрия – родина Гайдна Йозеф Гайдн (именем Франц сам композитор не называл себя никогда) родился 31 марта 1732 г. в нижнеавстрийском селе Рорау в семье Маттиаса Гайдна (1699-1763).

Cлайд 4

Его родители серьёзно увлекались вокалом и музицированием. Они обнаружили в сыне музыкальные способности. В 5 лет прибыл к родственникам в город Хайнбург-на-Дунае. Там Йозеф стал учиться хоровому пению и музыке. Хайнбург-на-Дунае

Cлайд 5

Когда Йозефу было 7 лет, капельмейстер фон Ройтер, проезжая через Хайнбург, случайно услышал его голос. Он взял мальчика с собой и определил в капеллу собора cвятого Стефана в Вене. Там Гайдн учился пению, игре на клавесине и скрипке. Французский клавесин 17-го века Учёба в Вене

Cлайд 6

Юность До 18 лет он с большим успехом исполнял сопрановые партии, и не только в соборе, но и при дворе. Принимал участие в отпевании Антонио Вивальди в 1741 году. В 17 лет у Йозефа стал ломаться голос, и его выгнали из хора.

Cлайд 7

Трудное десятилетие Гайдн восполнял пробелы в своём музыкальном образовании. Усердно занимался теорией композиции. Писал сонаты для клавесина. Первыми крупными его сочинениями были две мессы brevis, F-dur и G-dur, опера «Хромой бес» (не сохранилась); около десятка квартетов (1755), первая симфония (1759).

Cлайд 8

Гайдн дирижирует струнным квартетом В 1759 году композитор получил должность капельмейстера при дворе графа Карла фон Морцина. Для своего оркестра композитор сочинил свои первые симфонии. Гайдн - один из основоположников симфонии и струнного квартета.

Cлайд 9

Служба у Эстергази. Дружба с Моцартом В 1761 г. стал вторым капельмейстером при дворе князей Эстергази, самых влиятельных и могущественных аристократических семей Австрии. В обязанности капельмейстера входило сочинение музыки, руководство оркестром, камерное музицирование перед патроном и постановка опер. За 30-летнюю карьеру при дворе Эстергази композитор сочинил большое количество произведений, его известность растёт. В 1781 году во время пребывания в Вене Гайдн познакомился и подружился с Моцартом. (1756-1791)

Cлайд 10

Снова свободный музыкант. Знакомство с Бетховеном. В 1790 году умер князь Николай Эстергази, а его сын, не будучи любителем музыки, распустил оркестр. В 1791 году Гайдн получил контракт на работу в Англии. Впоследствии он много работал в Австрии и Великобритании. Две поездки в Лондон, где он для концертов Соломона написал свои лучшие симфонии, ещё более упрочили славу Гайдна. Проезжая через Бонн в 1792 году, он познакомился с молодым Бетховеном и взял его в ученики. (1770-1827)

Cлайд 11

«Сотворение мира» Гайдн пробовал свои силы во всех родах музыкального сочинения. В области инструментальной музыки он считается одним из крупнейших композиторов второй половины XVIII и начала XIX веков. Величие Гайдна как композитора максимально проявилось в двух итоговых его сочинениях: больших ораториях - «Сотворение мира» (1798) и «Времена года» (1801).

Cлайд 12

«Времена года» (1801). Оратория "Времена года" может служить образцовым эталоном музыкального классицизма. Работа над ораториями подорвала силы композитора. Последними его произведениями стали «Harmoniemesse» (1802) и неоконченный струнный квартет op. 103 (1802). Последние наброски относятся к 1806 году, после этой даты Гайдн уже не писал ничего.

Cлайд 13

Когда в 1803 году он вследствие нервного истощения перестал писать музыку и очень редко появлялся на людях, он велел изготовить визитные карточки с цитатой из своей песни "Старик": "Иссякли все мои силы; стар я и немощен"... - Йозеф Гайдн. Визитная карточка старого Гайдна

Австрийский композитор, представитель венской классической школы, один из основоположников таких музыкальных жанров, как симфония и струнный квартет.




Кристоф Виллибальд Глюк

Искусство Гайдна родственно по своему стилю искусству Глюка, но круг его образов и концепций имеют свои особенности. Высокая трагедия, античные сюжеты, которые вдохновляли Глюка – не его область. Ему ближе мир более обыденных образов и чувств. Возвышенное начало вовсе не чуждо Гайдну, только он находит его не в сфере трагедии. Серьезное раздумье, поэтическое восприятие жизни, красота природы – все это становится возвышенным у Гайдна.





Следующий этап жизни Гайдна связан с музыкальной капеллой при соборе св. Стефана в Вене . Получив приглашение стать хористом при соборе, 8-летний Гайдн впервые соприкоснулся с богатейшей художественной культурой австрийской столицы. Главное музыкальное богатство Вены – разнообразнейший фольклор (важнейшая предпосылка формирования классической школы).



1749-1759 – первые годы самостоятельной жизни в Вене

Это 10-летие было самым трудным во всей биографии Гайдна, особенно поначалу. Без крыши над головой, без гроша в кармане, он крайне бедствовал, скитаясь без постоянного пристанища и перебиваясь случайными заработками





В 1759 году по рекомендации Фюрнберга Гайдн получил первую постоянную должность – место капельмейстера в домашнем оркестре чешского аристократа, графа Морцина. Для этого оркестра была написана первая гайдновская симфония – D-dur в трех частях. Это было началом становления венского классического симфонизма. Спустя 2 года Морцин из-за материальных затруднений распустил капеллу, и Гайдн заключил контракт с богатейшим венгерским магнатом, страстным поклонником музыки – Паулем Антоном Эстергази.







Поздний период творчества .

В 1790 году умер князь Миклош Эстергази, завещав Гайдну пожизненную пенсию. Его наследник распустил капеллу, сохранив за Гайдном звание капельмейстера. Полностью освободившись от службы, композитор смог осуществить давнюю мечту – выехать за пределы Австрии. В 1790-х годах он совершил 2 гастрольные поездки в Лондон по приглашению организатора «Абонементных концертов» скрипача И. П. Сáломона (1791-92, 1794-95). Написанные по этому случаю 12 «Лондонских» симфоний завершили развитие этого жанра в творчестве Гайдна, утвердили зрелость венского классического симфонизма (несколько ранее, в конце 1780-х гг., появились 3 последние симфонии Моцарта). Английская публика с энтузиазмом воспринимала музыку Гайдна. В Оксфорде ему была присуждена степень почётного доктора музыки.



Гайдн ушел из жизни в самый разгар наполеоновских походов, когда французские войска уже заняли столицу Австрии. Во время осады Вены Гайдн утешал своих близких: «Не бойтесь, дети, там, где Гайдн, не может случиться ничего плохого» .

Франц Йозеф Гайдн
















Домик Гайдна стоит внутри квартала, в переулке, который когда-то назывался Штейнгассе, а теперь гордо именуется Гайднгассе ("гассе" и значит "переулок"). В конце 18 века это было предместье Вены – Гумпендорф, и жизнь тут была ещё более тихой, чем теперь... дом Гайдна, купленный им на деньги, заработанные у князей Эстергази. Вход с внутреннего дворика


Музей Гайдна - небольшая анфилада комнат. Всё скромно: в старости Гайдн жил тут практически один с парой слуг, которые его обожали, называя не "господином", а "нашим милым папой".


Барон Готфрид ван Свитен – либреттист ораторий Й.Гайдна "Семь слов Спасителя на кресте", "Сотворение мира" и "Времена года". композитор и теоретик Иоганн Георг Альбрехтсбергер, приятель Гайдна, Моцарта и ван Свитена, учитель Бетховена и многих венских музыкантов своего времени. Портрет Гайдна работы И.Циттерера


Одна из визитных карточек старого Гайдна. Когда в 1803 году он вследствие нервного истощения перестал писать музыку и очень редко появлялся на людях, он велел изготовить визитные карточки с цитатой из своей песни "Старик": "Иссякли все мои силы; стар я и немощен"... - Йозеф Гайдн.



Франц Йозеф Гайдн (1732 – 1809)великий австрийский
композитор,
представитель Венской
классической школы,
один из основоположников
симфонии и струнного квартета.

Нижняя Австрия – родина Гайдна

Йозеф Гайдн (именем Франц сам композитор не называл себя никогда)
родился 31 марта 1732 г.
в нижнеавстрийском селе Рорау в семье Маттиаса Гайдна (1699-1763).

Хайнбург-на-Дунае

Его родители серьёзно увлекались вокалом и музицированием.
Они обнаружили в сыне музыкальные способности.
В 5 лет прибыл к родственникам в город Хайнбург-на-Дунае.
Там Йозеф стал учиться хоровому пению и музыке.

Учёба в Вене

Когда Йозефу было 7 лет, капельмейстер фон Ройтер,
проезжая через Хайнбург, случайно услышал его голос.
Он взял мальчика с собой и определил в капеллу собора
cвятого Стефана в Вене.
Там Гайдн учился пению, игре на клавесине и скрипке.
Французский
клавесин
17-го века

Юность

До 18 лет он с большим успехом
исполнял сопрановые партии, и не
только в соборе, но и при дворе.
Принимал участие в отпевании
Антонио Вивальди в 1741 году.
В 17 лет у Йозефа стал ломаться
голос, и его выгнали из хора.

Трудное десятилетие

Гайдн восполнял пробелы в своём музыкальном образовании.
Усердно занимался теорией композиции.
Писал сонаты для клавесина.
Первыми крупными его сочинениями были
две мессы brevis, F-dur и G-dur,
опера «Хромой бес» (не сохранилась);
около десятка квартетов (1755),
первая симфония (1759).

Гайдн дирижирует струнным квартетом

В 1759 году композитор получил должность капельмейстера
при дворе графа Карла фон Морцина.
Для своего оркестра композитор сочинил свои первые
симфонии.
Гайдн - один из основоположников симфонии и струнного
квартета.

Служба у Эстергази. Дружба с Моцартом

(1756-1791)
В 1761 г. стал вторым капельмейстером при
дворе князей Эстергази, самых влиятельных и
могущественных аристократических семей
Австрии.
В обязанности капельмейстера входило
сочинение музыки,
руководство оркестром,
камерное музицирование перед патроном
и постановка опер.
За 30-летнюю карьеру при дворе Эстергази
композитор сочинил большое количество
произведений, его известность растёт. В 1781
году во время пребывания в Вене Гайдн
познакомился и подружился с Моцартом.

Снова свободный музыкант. Знакомство с Бетховеном.

В 1790 году умер князь Николай Эстергази, а
его сын, не будучи любителем музыки,
распустил оркестр.
В 1791 году Гайдн получил контракт на
работу в Англии.
Впоследствии он много работал в Австрии и
Великобритании.
Две поездки в Лондон, где он для концертов
Соломона написал свои лучшие симфонии, ещё
более упрочили славу Гайдна.
Проезжая через Бонн в 1792 году, он
познакомился с молодым Бетховеном и взял его
в ученики.
(1770-1827)

«Сотворение мира»

Гайдн пробовал свои силы во всех родах музыкального
сочинения. В области инструментальной музыки он считается
одним из крупнейших композиторов второй половины XVIII и
начала XIX веков. Величие Гайдна как композитора
максимально проявилось в двух итоговых его сочинениях:
больших ораториях - «Сотворение мира» (1798) и «Времена
года» (1801).

«Времена года» (1801).

Оратория "Времена года" может
служить образцовым эталоном
музыкального классицизма.
Работа над ораториями подорвала
силы композитора.
Последними его произведениями
стали «Harmoniemesse» (1802) и
неоконченный струнный квартет
op. 103 (1802).
Последние наброски относятся к
1806 году, после этой даты Гайдн
уже не писал ничего.

Визитная карточка старого Гайдна

Когда в 1803 году он вследствие нервного истощения перестал
писать музыку и очень редко появлялся на людях, он велел
изготовить визитные карточки с цитатой из своей песни
"Старик": "Иссякли все мои силы; стар я и немощен"... Йозеф Гайдн.

Вена. Памятник Гайдну

Скончался композитор
в Вене 31 мая 1809 года.
Вена. На самой
торговой улице
Мариахильферштрассе
стоит церковь. А перед
церковью - памятник
Гайдну.

Вена. Домик Гайдна

Домик же самого Гайдна стоит
внутри квартала, в переулке, который
когда-то назывался Штейнгассе, а
теперь гордо именуется Гайднгассе
("гассе" и значит "переулок"). В конце
18 века это было предместье Вены Гумпендорф, и жизнь тут была ещё
более тихой, чем теперь. Серенький
домик, отмеченный флагами - это и
есть дом Гайдна, купленный им на
честные заработки у князей Эстергази.

Творческое наследие Гайдна

104 симфонии,
83 струнных квартета,
52 клавирные сонаты,
24 оперы,
14 месс,
несколько ораторий

Иозеф Гайдн

(1732-1809), австрийский композитор.


Начало творческого пути


  • С 1753 по 1756 г. Гайдн работал у Порпоры аккомпаниатором и одновременно изучал основы композиции. В 1759 г. он получил место дирижёра капеллы у чешского графа Морцина. Тогда же им была написана первая симфония, имевшая большой успех и завоевавшая ему симпатию князя Эстергази, который предложил Гайдну место капельмейстера в своём оркестре.
  • Музыкант принял это предложение в 1761 г. и прослужил у князя 30 лет.


  • Кроме симфоний композитором написаны 22 оперы, 19 месс, 83 струнных квартета, 44 фортепианные сонаты и множество других произведений.
  • В области инструментальной музыки Гайдн считается одним из крупнейших композиторов рубежа XVIII-XIX вв.


  • В 1781 году во время пребывания в Вене Гайдн познакомился и подружился с Моцартом.
  • Моцарт считал Гайдна духовным учителем

Вена. Памятник Гайдну

  • Скончался композитор в Вене 31 мая 1809 года.
  • Вена. На самой торговой улице Мариахильферштрассе стоит церковь.
  • А перед церковью - памятник Гайдну.

  • Домик же самого Гайдна стоит внутри квартала, в переулке, который когда-то назывался Штейнгассе, а теперь гордо именуется Гайднгассе ("гассе" и значит "переулок").
  • В конце 18 века это было предместье Вены - Гумпендорф, и жизнь тут была ещё более тихой, чем теперь.
  • Серенький домик, отмеченный флагами - это и есть дом Гайдна, купленный им на честные заработки у князей Эстергази.

  • 104 симфонии,
  • 83 струнных квартета,
  • 52 клавирные сонаты,
  • 24 оперы,
  • 14 месс,
  • несколько ораторий

Манчук Анастасия

Первый курс

Музыкальное училище




Top