Сказка где главный герой время года. Весенние сказки для детей

О сказке

Сказка «Двенадцать месяцев» о человеческой вере в чудеса

Замечательная сказка «Двенадцать месяцев» знакома каждому взрослому с раннего детства. Великий русский поэт, автор детских книг написал эту увлекательную историю по мотивам словацкой народной сказки.

Советский писатель трудился в тяжелые военные годы и в 1942 году адаптировал богемскую легенду о двенадцати месяцах под театральную постановку для студии МХАТ. В 1947-48 годах драматическая сказка-пьеса была представлена юному зрителю на подмостках двух прославленных театров. История поразила и впечатлила советских детей. С тех пор прошло более полувека, но озорная детвора не перестает удивляться волшебству загадочной и поучительной легенды.

На этой красочной страничке представлена «Двенадцать месяцев». С необыкновенными иллюстрациями, которые подобраны к увлекательному повествованию, чтение превращается в настоящее путешествие. Ребенок вместе с родителями, бабушками и дедушками сможет перенестись в огромный мир детской литературы и погрузиться в богатую сокровищницу русских народных промыслов.

Малыши часто не могут понять, почему в сказках бывают добрые и злые персонажи? Чтобы разобраться в глубоком смысле сказочной истории, необходимо поближе познакомиться с интересными и характерными героями:

Злая мачеха – частый персонаж в русских сказках. Женщины в деревнях много работали, и бывало, что малые детки оставались сиротами из-за потери родной матери. Отцы женились вновь, и мачехи уделяли больше времени, любви и заботы родным детям, а приемные выполняли самую тяжелую работу и лишались куска хлеба.

Родная дочка мачехи – ленивая и вредная девчонка. Избалованная родной маменькой бездельница целый день лежала на печи и жевала калачи. Когда сводной сестрице удалось в январе добыть подснежников, она из зависти побежала в морозный лес и решила выпросить у месяцев грибов и ягод.

Падчерица – главная героиня сказки. По законам жанра она все время трудится и терпит издевательства мачехи. Когда в холодную стужу девочку послали за подснежниками, она безропотно подчинилась и надеялась только на чудо. Чистая душа падчерицы, ее доброта, вера и трудолюбие помогли встретить двенадцать месяцев и пройти это сложное испытание.

Трое мальчиков – март , апрель и май . Дети у костра символизировали весенние месяцы. В это время наступает равноденствие, и жизненный круг начинается сначала.

Трое молодых – июнь , июль , август . Это летние месяцы, когда природа прогревается щедрым солнышком, а в полях и в садах зелень наливается свежим соком.

Трое пожилых – сентябрь , октябрь и ноябрь . Осенние месяцы, щедрые на дары и подношения, в это время матушка-земля отдает человеку плоды, которые уродила за теплое время года.

Трое стариков – декабрь , январь , февраль . Эти зимние старцы, покрывающие поля и луга теплым снежным одеялом. В эти холодные месяцы природа отдыхает и набирается новых сил для следующего весеннего возрождения.

Падчерица в походе за подснежниками увидела настоящий круговорот в природе. Костер в центре круга символизирует солнце, а двенадцать месяцев вокруг – вечное и нескончаемое движение вселенских природных циклов.

Зло в сказке обязательно будет наказано, как и в жизни! А добрая девочка, которая верит в чудо, получит от матушки-природы настоящее волшебное вознаграждение.

Читайте детскую сказку «Двенадцать месяцев» с красивыми красочными картинками и крупным шрифтом бесплатно онлайн и без регистрации на нашем сайте. В конце сказки вы увидите ссылки на одноимённый , и .

Знаешь ли ты, сколько месяцев в году?

Двенадцать.

А как их зовут?

Январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.

Только окончится один месяц, сразу же начинается другой. И ни разу ещё не бывало так, чтобы февраль пришёл раньше, чем уйдёт январь, а май обогнал бы апрель.

Но люди рассказывают, будто в горной стране Богемии была девочка, которая видела все двенадцать месяцев сразу.

Как же это случилось? А вот как.

В одной маленькой деревушке жила злая и скупая женщина с дочкой и падчерицей. Дочку она любила, а падчерица ничем ей не могла угодить.

Что ни сделает падчерица — всё не так, как ни повернётся — всё не в ту сторону.

Дочка по целым дням на перине валялась да пряники ела.

А падчерице с утра до ночи и присесть некогда было: то воды натаскай.

То хворосту из лесу привези, то бельё на речке выполощи, то грядки в огороде выполи.

Знала она и зимний холод, и летний зной, и весенний ветер, и осенний дождь.

Потому-то, может, и довелось ей однажды увидеть все двенадцать месяцев разом.

Была зима. Шёл январь месяц.

Снегу намело столько, что от дверей его приходилось отгребать лопатами, а в лесу на горе деревья стояли по пояс в сугробах и даже качаться не могли, когда на них налетал ветер.

Люди сидели в домах и топили печки.

В такую-то пору, под вечер, злая мачеха приоткрыла дверь, поглядела, как метёт вьюга, а потом вернулась к тёплой печке и сказала падчерице:

Да и какие среди зимы подснежники!

Раньше марта месяца они и не появятся на свет, сколько их ни ищи. Только пропадёшь в лесу, увязнешь в сугробах. А сестра говорит ей:

— Если и пропадёшь, так плакать о тебе никто не станет!

— Ступай да без цветов не возвращайся. Вот тебе корзинка.

Заплакала девочка, закуталась в рваный платок и вышла из дверей.

Ветер снегом ей глаза порошит, платок с неё рвёт. Идёт она, еле ноги из сугробов вытягивает.

Всё темнее становится кругом.

Небо чёрное, ни одной звёздочкой на землю не глядит, а земля чуть посветлее. Это от снега.

Вот и лес. Тут уж совсем темно — рук своих не разглядишь.

Села девочка на поваленное дерево и сидит. Всё равно, думает, где замерзать.

И вдруг далеко меж деревьев сверкнул огонёк — будто звезда среди ветвей запуталась.

Поднялась девочка и пошла на этот огонёк. Тонет в сугробах, через бурелом перелезает. «Только бы, — думает, — огонёк не погас!»

А он не гаснет, он всё ярче горит. Уж и тёплым дымком запахло, и слышно стало, как потрескивает в огне хворост. Девочка прибавила шагу и вышла на полянку. Да так и замерла.

Светло на полянке, точно от солнца. Посреди полянки большой костёр горит, чуть ли не до самого неба достаёт. А вокруг костра сидят люди — кто поближе к огню, кто подальше. Сидят и тихо беседуют.

Смотрит на них девочка и думает: кто же они такие? На охотников будто не похожи, на дровосеков ещё того меньше: вон они какие нарядные — кто в серебре, кто в золоте, кто в зелёном бархате.

И вдруг обернулся один старик — самый высокий, бородатый, бровастый — и поглядел в ту сторону, где стояла девочка.

Испугалась она, хотела убежать, да поздно. Спрашивает её старик громко:

— Ты откуда пришла, чего тебе здесь нужно?

Девочка показала ему свою пустую корзинку и говорит:

— Нужно мне набрать в эту корзинку подснежников. Засмеялся старик:

Стоит девочка, слушает, а слов не понимает — будто это не люди разговаривают, а деревья шумят.

Поговорили они, поговорили и замолчали.

А высокий старик опять обернулся и спрашивает:

— Что же ты делать будешь, если не найдёшь подснежников? Ведь раньше марта месяца они и не выглянут.

Погладил свою длинную бороду старик и говорит:

— Я бы уступил, да не бывать Марту прежде Февраля.

Замолчал старик, и тихо стало в лесу. Перестали потрескивать от мороза деревья, а снег начал падать густо, большими, мягкими хлопьями.

— Ну, теперь твой черёд, братец, — сказал Январь и отдал посох меньшому брату, лохматому Февралю. Тот стукнул посохом, мотнул бородой и загудел:

Ветры, бури, ураганы,

Дуйте что есть мочи!

Вихри, вьюги и бураны,

Разыграйтесь к ночи!

В облаках трубите громко,

Вейтесь над землёю.

Пусть бежит в полях позёмка

Белою змеёю!

Только он это сказал, как зашумел в ветвях бурный, мокрый ветер. Закружились снежные хлопья, понеслись по земле белые вихри. А Февраль отдал свой ледяной посох младшему брату и сказал:

Усмехнулся Март и запел звонко, во весь свой мальчишеский голос:

Разбегайтесь, ручьи,

Растекайтесь, лужи,

Вылезайте, муравьи,

Пробирается медведь

Сквозь лесной валежник.

Стали птицы песни петь,

Девочка даже руками всплеснула.

Куда девались высокие сугробы?

Где ледяные сосульки, что висели на каждой ветке?

Под ногами у неё — мягкая весенняя земля.


Почки на ветвях надулись, и уже выглядывают из-под тёмной кожуры первые зелёные листики.

Глядит девочка — наглядеться не может.

Девочка очнулась и побежала в чащу подснежники искать.

На кочках и под кочками — куда ни поглядишь.

Набрала она полную корзину, полный передник —

И скорее опять на полянку, где костёр горел, где двенадцать братьев сидели.

А там уже ни костра, ни братьев нет: Светло на поляне, да не по-прежнему.

Не от огня свет, а от полного месяца, что взошёл над лесом.

Пожалела девочка, что поблагодарить ей некого, и побежала домой. А месяц за нею поплыл.

Не чуя под собой ног, добежала она до своих дверей — и только вошла в дом, как за окошками опять загудела зимняя вьюга, а месяц спрятался в тучи.

«Ох, — думает мачехина дочка, — и зачем только я в лес пошла! Лежала бы сейчас дома в тёплой постели, а теперь ходи да мёрзни! Ещё пропадёшь тут!»

И только она это подумала, как увидела вдалеке огонёк — точно звёздочка в ветвях запуталась.

Пошла она на огонёк. Шла, шла и вышла на полянку. Посреди полянки большой костёр горит, а вокруг костра сидят двенадцать братьев, двенадцать месяцев. Сидят и тихо беседуют.

Подошла мачехина дочка к самому костру, не поклонилась, приветливого слова не сказала, а выбрала место, где пожарче, и стала греться.

Замолчали братья-месяцы. Тихо стало в лесу. И вдруг стукнул Январь-месяц посохом о землю.

— Ты кто такая? — спрашивает. — Откуда взялась?

— Из дому, — отвечает мачехина дочка. — Вы нынче моей сестре целую корзинку подснежников дали. Вот я и пришла по её следам.

— Сестру твою мы знаем, — говорит Январь-месяц, — а тебя и в глаза не видали. Ты зачем к нам пожаловала?

— За подарками. Пусть Июнь-месяц мне земляники в корзинку насыплет, да покрупней. А Июль-месяц — огурцов свежих и грибов белых, а месяц Август — яблок да груш сладких. А Сентябрь-месяц — орехов спелых. А Октябрь:

— Погоди, — говорит Январь-месяц. — Не бывать лету перед весной, а весне перед зимой. Далеко ещё до июня-месяца. Я теперь лесу хозяин, тридцать один день здесь царствовать буду.

А мачеха ждала-ждала свою дочку, в окошко смотрела, за дверь выбегала — нет её, да и только. Закуталась она потеплее и пошла в лес. Да разве найдёшь кого-нибудь в чаще в такую метель и темень!

Ходила она, ходила, искала-искала, пока и сама не замёрзла.

Так и остались они обе в лесу лета ждать.

И был у неё, рассказывают, около дома сад — да такой чудесный, какого и свет не видывал.

Раньше, чем у всех, расцветали в этом саду цветы, поспевали ягоды, наливались яблоки и груши. В жару было там прохладно, в метель тихо.

— У этой хозяйки все двенадцать месяцев разом гостят! — говорили люди.В двенадцать лет я стал вести дневник, стихи,…

  • Кому двенадцать лет, тот в детский сад, стихи,…
  • Сказки про весну: 11 познавательных сказок в картинках и заданиях для детей. Знакомим детей с окружающим миром.

    Сказки про весну

    В статье Вы найдете подборку занимательных познавательных сказок про весну в картинках и заданиях для детей. Используйте их на прогулке, при рассматривании весенних картин и фотографий, в беседах о весне.

    • обсудить ее,
    • на прогулке понаблюдать за явлениями, о которых говорится в сказке.
    • разыграть диалоги из сказки с игрушками или с картинками.
    • придумать продолжение сказки, в котором будут участвовать новые герои.

    В статье Вы найдете 11 сказок про весну для детей разного возраста – от дошкольного до младшего школьного, а также два мультфильма — сказки про весну («Весенняя сказка» и «Снегурочка»).

    Сказки про весну: Как услышать весну в лесу?

    Весну можно увидеть на улице, на фотографии, на картине. А можно ли услышать весну? Как? Попробуйте с ребенком на прогулке или по дороге в детский сад, детский клуб, в магазин, в гости послушать весну. Как по звукам понять, что пришла весна? (капают капли сосулек, звенят ручейки, поют птицы и т.д.)

    Послушайте сказку Весны о ее секретах и о том, как можно ее услышать.

    Э. Шим. Весна.

    «Слышите?
    Светлые капли вызванивают, струйки плещутся, волны струнами рокочут…Всё громче, всё радостней музыка!
    Это я, Весна, еду нынче по лесу. У меня упряжка из двенадцати самых быстрых ручьёв. Распустили они пенные гривы, мчатся с пригорков, пробивают дорогу в грязных снегах. Ничто их не остановит!

    Летите, мои серебряные кони, – эгей, эгей! Впереди лежит земля пустынная, заснувшая мёртвым сном. Кто её разбудит, кто к жизни вызовет?
    Я, Весна, это сделаю.

    У меня полные пригоршни живой воды. Я спрысну землю этой водою, и тотчас всё кругом станет оживать…

    Глядите – я махнула рукой, и – просыпаются реки… вот они подымаются, взбухают… ломают зеленые льды надо собой!

    Глядите, я взмахнула еще и – пробуждаются деревья и кусты… распрямляются ветки… почки клейкие разворачивают!

    Глядите – в третий раз я махнула рукой, и – всякая мелкая живность засновала… птицы с далекого юга летят… звери из темных нор выбираются!

    Пошевеливайся, лесной народ, будет вам спать! Сама я спешу – тороплюсь и другим на месте лежать не велю. Поспешайте, а то догонит буйный разлив, окружит, кой-кому поплавать придется.

    Я ждать не могу, мне большой путь предстоит. С южного края земли до северного, до самых студеных морей должна я промчаться на резвых своих конях.

    А тут еще Мороз упрямится, по ночам исподтишка на моих коней ледяную узду накидывает. Охота ему задержать меня, остановить, живую воду превратить в мертвую.

    Но я не уступлю ему.

    Поутру разгорячит моих коней солнышко, рванутся они снова и в путь – и порушат все ледяные преграды.

    И опять светлые капли вызванивают, опять струйки плещутся, опять рокочут… Поет живая вода, и земля просыпается к новой жизни!»

    Путешествие в весенний лес. После чтения сказки предложите ребенку представить, что вы оказались в лесу весной. Какие звуки вы услышите? А какие звуки Весны Вы с детьми услышали в сказке (перечитайте слова из рассказа:

    • «просыпаются реки… вот они подымаются, взбухают… ломают зеленые льды над собой!» — и спросите – «Если реки подымаются, ломают льды, значит, что можно услышать?,
    • «всякая мелкая живность засновала» — что это за звуки? Значит, что еще можно услышать в весеннем лесу?
    • «птицы с далекого юга летят» — что можно услышать?
    • «У меня упряжка из двенадцати самых быстрых ручьёв. Распустили они пенные гривы, мчатся с пригорков, пробивают дорогу в грязных снегах. Ничто их не остановит!» — что за звуки мы слышим весной?

    Обсудите с детьми: «Почему в сказке говорится, что «коней разгорячит солнышко»? Что за кони у весны? Как солнышко их разгорячит? Что за ледяную узду накидывает Мороз на коней весны? (льдом их ночью покрывает, а утром и днем лед тает, и бегут ручьи)». Очень важно, чтобы дети сами попробовали разгадать, что это за кони, сами открыли для себя это образное сравнение – ручьи как кони в упряжке Весны, на которых она едет по земле.

    Нарисуйте Весну в ее упряжке.

    Спросите ребенка: «Как весна не дает лесному народу спать? Как она их будит?». Перечитайте отрывок: «Пошевеливайся, лесной народ, будет вам спать! Сама я спешу – тороплюсь и другим на месте лежать не велю. Поспешайте, а то догонит буйный разлив, окружит, кой-кому поплавать придется». Расскажите о весеннем половодье.

    Рассказать про половодье Вам помогут следующие сказки про весну.

    Сказки про весну: Весеннее половодье

    Г. Ладонщиков. Медведь

    «Без нyжды и без тpевоги
    Спал медведь в своей беpлоге.
    Спал всю зимy до весны,
    И, навеpно, видел сны.

    Вдpyг пpоснyлся косолапый,
    Слышит: каплет! —
    Вот беда!
    В темноте пошаpил лапой
    И вскочил —
    Кpyгом вода!
    Заспешил медведь наpyжy:
    Заливает — не до сна!
    Вылез он и видит:
    Лyжи,
    Тает снег…
    Пpишла весна».

    И вот как это было – послушайте сказку.

    Н. Сладков Медведь и Солнце

    «Просочилась в берлогу Вода - Медведю штаны промочила.
    - Чтоб ты, слякоть, пересохла совсем! - заругался Медведь. - Вот я тебя сейчас!

    Не я, Медведушка, виновата. Снег во всём виноват. Начал таять, воду пустил. А моё дело водяное - теку под уклон.
    - Ах, так это Снег виноват? Вот я его сейчас! - взревел Медведь.
    Побелел Снег, испугался. Заскрипел с перепугу:

    Не я, Медведь, виноват. Солнце виновато. Так припекло, так прижгло - растаешь тут!

    Ах, так это Солнце мне штаны промочило? - рявкнул Медведь. - Вот я его сейчас!

    А что «сейчас»?

    Солнце ни зубами не схватить, ни лапой не достать. Сияет себе. Снег топит, воду в берлогу гонит. Медведю штаны мочит.
    Делать нечего - убрался Медведь из берлоги. Поворчал, поворчал, да и покосолапил. Штаны сушить. Весну встречать».

    Эта сказка очень хороша для инсценирования. Вот фигурки, которые Вы можете использовать для разыгрывания диалогов из сказки. Можно сделать простой пальчиковый театр или фигурки на магнитах или для коврографа.

    О том, как просто и быстро сделать вместе с детьми пальчиковый театр, Вы найдете информацию в разделе «Диалоги- драматизации»

    Э. Шим. Лось и мышь

    «- Ты чего, лось, отдуваешься?

    — Река разлилась. Я через нее плыл, чуть не утонул… Фу-у!

    — Подумаешь, горюшко! Я больше тебя намучилась.

    — Отчего же ты намучилась?

    — А у моей норки лужа разлилась. Всё моё жилье затопила, все пути – дорожки отрезала… Я третий день на сучке плаваю!»

    Э. Шим. Лиса и сорока

    «- Апчххи!..

    — Будь здорова, Лисонька!

    — Будешь тут здорова… Снег везде мокрый, ручьи разлились, с деревьев капает. Не только лапы – хвост насквозь сырой. Хоть выжми да на куст повесь!»


    Прочитайте сказку «Дятел, зайцы и медведь» и разыграйте ее с помощью игрушек, картинок или пальчикового театра. Разыграйте пластические этюды – мишка спит, мишка проснулся, медведь испугался и рассердился, что вода его промочила, медведь обрадовался, найдя сладкие корешки в земле, медведь поет весеннюю песню.

    Э. Шим. Дятел, зайцы и медведь

    «В лесу начал снег таять, полая вода поднялась и затопила медвежью берлогу.

    Проснулся Медведь – ахти, горе какое! — под брюхом лужа, лапам холодно, даже на загривке шерсть намокла… Выскочил наружу, трясется, зубами стучит.

    А снаружи – то не слаще. Со всех деревьев капает, ручьи бегут с пригорков, на полянах озёрца разлились. Ступить посуху некуда!

    Шлёпает Медведь по воде – злой – презлой, рычит:

    — Тьфу, ты пропасть, что за житье пошло!.. Зиму спать было скверно, а просыпаться – на тебе! – еще хуже… За что же такое наказанье?!

    И вдруг слышит – песенка. Кто-то задорно так выводит:

    Тук-тук, трясется сук,
    Ту-тук, несется стук!
    Фыр- фыр? Шестнадцать дыр,
    Др-р-р-р-р-р-р-р-ррр!

    Задрал Медведь голову и увидел на березе дятла в красной шапочке. Опёрся Дятел на свой хвостик- подпорку, носом по березовой коре бьёт, хихикает, — уж так-то доволен!

    — Ты чего, долгоносый, распелся? – спрашивает Медведь.

    — А как же не петь-то, дедка? Весна пришла!..

    — Ну и чего хорошего?

    — Да ты, видно, не проснулся еще! Весна красна, понимаешь?!

    — Тьфу, пропасть! Да чем она тебе так приглянулась?!

    — Как чем? Нынче каждый день – праздник, на каждом сучке – угощенье. Вот я на березу прилетел, дырочек в коре наколотил – стук! Стук! – и гляди-ка… сладкий сок из них капает. Пей вволю да Весну-красну похваливай!

    — Кому сладкий сок, а кому водичка холодная, — Медведь говорит. – Замолчи, не дразни, без тебя тошно.

    Через кустик прыг-нем,
    Через кочку скок-нем,
    Вперед – назад,
    Вперед — назад.

    Подошел Медведь поближе – видит: на поляне зайцы играют, друг за дружкой гоняются. До того развеселились, что ничего вокруг себя не замечают.

    — «Цыц, косые! –рявкнул Медведь. – что за кутерьма?!

    — Весна ведь, дедушка! Весна красна!

    — А вам-то какой от нее прок?!

    — Да как же, дедушка! У нас что ни день, то праздник, на каждом – шагу угощенье. Вот на эту полянку прибежали, а тут уже зеленая травка проклюнулась, позубрить ее можно… Как же Весну красну не хвалить да не славить?

    — Кому травка, кому грязь да слякоть, — Медведь говорит. Брысь отсюда, не бередите мне душу, окаянные…

    Дальше побрел, шлепает по лужам лапами. А чем дальше в лес, тем больше песен и плясок. Все жители – от малых пичужек и до больших зверей – радуются великой радостью, вешний праздник празднуют. Звенит лес, гуляет!

    Сел Медведь на сухом пригорочке, лапой подперся, загоревал:

    — Как же так… Всем в лесу хорошо, мне одному нету радости. Нешто я хуже всех?

    И тут из-за облачка солнышко выглянуло. Пригрело Медведю спину, над мокрой шкурой парок завился… Закряхтел Медведь от удовольствия, бока подставляет. Так приятно после холодов-то погреться!

    От теплой земли тоже парок пошел. Потянул Медведь носом – пахнет!.. Знакомым, сладким!

    Начал землю рыть, дерновину отворотил – а там корешки завиднелись. Как же он про них-то забыл?! Ведь приходилось лакомиться, весною-то корешки сочны, сахаристы – не найдешь лучше угощения!

    Потом слышит: песенка. Выводит кто-то:

    Ох, ох, обед неплох,
    Левый бок – на припёк,
    А за ним – правый бок,
    Под собой не чую ног,
    Спасибо, весна, разутешила!

    Оглянулся – нет никого. А песня совсем рядышком была!

    Не сообразил сразу-то, что это сам распевать начал.

    Вот как Весна угодила»

    А вот еще одна сказка про весну и весеннее половодье. Придумайте вместе с ребенком, чем закончилась эта сказочная весенняя история.

    Н. Сладков. Трое на одном бревне

    «Вышла речка из берегов, разлилась вода морем. Застряли на островке Лисица и Заяц. Мечется Заяц по островку, приговаривает:

    Впереди вода, позади Лиса - вот положение!

    А Лиса Зайцу кричит:

    Сигай, Заяц, ко мне на бревно - не тонуть же тебе!

    Островок под воду уходит. Прыгнул Заяц к Лисе на бревно — поплыли вдвоем по реке.

    Увидела их Сорока и стрекотнула:

    Интересненько, интересненько… Лиса и Заяц на одном бревне - что-то из этого выйдет!

    Плывут Лиса и Заяц. Сорока с дерева на дерево по берегу перелетает.

    Вот Заяц и говорит:

    Помню, до наводнения, когда я в лесужил, страсть я любил ивовые ветки огладывать! До того вкусные, до того сочные…

    А по мне, — вздыхает Лиса, — нет ничего слаще мышек — полевок. Не поверишь, Заяц, целиком их глотала, даже косточки не выплевывала!

    Ага! - насторожилась Сорока. - Начинается!..

    Подлетела к бревну, на сучок села и говорит:

    Нет на бревне вкусных мышек. Придётся тебе, Лиса, Зайца съесть!

    Кинулась голодная Лисица на Зайца, но бревно окунулось краем - Лиса скорей на своё место. Закричала на Сороку сердито:

    Ох, и вредная же ты птица! Ни в лесу, ни на воде от тебя нет покоя. Так и цепляешься, как репей на хвост!

    А Сорока как ни в чём не бывало:

    Теперь, Заяц, твоя очередь нападать. Где это видано, чтобы Лиса с Зайцем ужились? Толкай её в воду, я помогу!

    Зажмурил Заяц глаза, бросился на Лису, но качнулось бревно - Заяц назад скорей. И кричит на Сороку:

    Что за вредная птица! Погубить нас хочет. Нарочно друг на друга науськивает!

    Плывёт бревно по реке, Заяц с Лисой на бревне думают»

    Сказки про весну: весенние разговоры в лесу

    В марте у зайчих рождаются зайчатки. Их так и называют – «настовичок» (от слова – «наст» — корка на снегу). Появляются волчата у волчихи. Они рождаются очень маленькими и слепыми. Рождаются детеныши и у других животных.

    Вот весенняя сказка про одного такого такого зайчонка – малыша. В ней встречается очень необычное слово «зубрить», то есть делать зазубрины.

    Э. Шим. Всему свой срок

    «Зайчонок- настовичок в марте родился, когда еще земля в белых снегах лежала.

    Шубка у Зайчонка теплая. Молочко у Зайчихи сытное. Сидит Зайчонок под кустиком, круглыми глазами во все стороны поглядывает. Ничего, жить можно…

    Дни проходят. Растет Зайчонок. И скучно ему стало.

    — Что же, говорит он Зайчихе, — так всё время и будет? Под кустом сиди, на белый снег гляди, дожидайся, когда тебя молочком покормят?

    — Погоди, — Зайчиха говорит. – Всему свой срок. Скоро весна разыграется, будешь по зеленому лесу бегать, сладкую травку зубрить.

    — А скоро это?

    Дни проходят. Солнышко пригревает, снег в лесу оседает, вокруг деревьев лужицы.

    Зайчонку не терпится:

    — Ну, где же лес зеленый, где травка сладкая? Не хочу больше ждать!

    — Погоди, — Зайчиха говорит. – Всему свой срок.

    Дни проходят. Снег в тает в лесу, капли щелкают, ручейки позванивают.

    Зайчонку невтерпеж:

    — Ну, где же лес-то зеленый? Где травка сладкая?! Не буду, не буду ждать больше!

    — Погоди, — опять Зайчиха говорит. – Всему свой срок.

    Дни проходят. В лесу половодье, над сырой землей туманы стелются, в небе клики журавлиные слышны.

    — Ну, — грустит Зайчонок, — видать это сказки – про зеленый лес да травку… Ничего этого не бывает на свете. И напрасно я ждал!

    — А посмотри-ка! – Зайчиха говорит. – Оглянись!

    Оглянулся Зайчонок – и увидел на березе первые зеленые листики. Махонькие- махонькие! Посмотрел на землю — и увидел, как первый травинки проклюнулись. Тоненькие – тоненькие!

    И так-то обрадовался Зайчонок. Так-то развеселился! Прыгает на нескладных лапках своих, кричит:

    — Ага! Ага! Разгорелась весна! На деревьях листики зеленые! На земле травка сладенька! Вот хорошо! Вот славно!

    — Пришел срок твоей радости, — усмехается Зайчиха.

    — Да-а, — говорит Зайчонок, — а долго-то как! Я весь изождался! Ждал-ждал, ждал- ждал…

    — А если бы не ждал, — говорит Зайчиха, — разве ты бы махонькому листочку, тоненькой травинке обрадовался?»

    Весной рождаются не только зайчата, но и другие малыши – зверюшки. Послушайте сказку о том, как мамы зверюшек друг с другом разговаривали. Перед чтением покажите ребенку картинки зверей и их детенышей и попросите догадаться, сколько у кого деток. Запишите цифрой или зарисуйте кружочками названное число. А потом прочитайте рассказ и посмотрите, догадались ли дети. Это не математическая задача, и в ней самое важное – не угадать и зарисовать число, а как раз наоборот, открыть для себя чудо! – и удивиться миру природы! Поэтому не подсказывайте малышам правильный ответ, дайте им возможность пережить радость открытия удивительного мира природы!

    Э. Шим. Заячье семейство

    «На березовой опушке лесные мамы хвалились друг перед другом своими детками.

    — Ах, какой у меня сын! – сказала мама Олениха. – Наглядеться на него нельзя. Копытца точеные, ножки пряменькие, шейка высоконькая… легонький, как ветерочек!

    — М-м-м, сын, конечно, неплох, — сказала мама Барсучиха. – Но куда ему до моих деточек! Уж такие они нарядненькие, такие разумненькие! Родились в марте, в апреле уже глазки открыли, а нынче – поверите ли? – даже из норы выбегают…- А сколько их у вас? – спросила Олениха.

    — Уж, конечно, не один и не два. Целых три!

    — Можно вас поздравить, — скаала мама Ежиха . – Но все-таки моих деток с вашими не сравнить. У меня их – пять душ! И вы знаете, у них уже шерстка появилась… и даже иголочки тверденькими становятся… Ну, не чудо ли?

    — Хрю! – сказал мама Кабаниха. – Пять – это хор-рошо. Ну, а что вы скажете, если их – десять?

    — А у кого их десять?! – поразилась мама Ежиха.

    — Хрю-хрю… У меня ровно десяточек, и все как один.. хрю!.. мохнатенькие… хрю!.. полосатенькие… хрю! Повизгивают этак тоненько, как птички… Где еще такое семейство найдешь?

    Не успели мамы согласиться, как вдруг с поля раздался голос:

    — А у меня семейство получше!

    — И на опушке появилась мама Хомячиха.

    — Ну-ка,– сказала она, — попробуйте догадаться, сколько у меня деток!

    — Тоже десять! – хрюкнула мама Кабаниха.

    — Двенадцать?- спросила мама Барсучиха.

    — Пятнадцать? – шепнула мама Ежиха и сама испугалась, назвав такое большое число.

    — — Как бы не так! – сказала мама Хомячиха – Подымайте выше! У меня деток – восемнадцать душ, во сколько! И чего там болтать про шёрстку, про глазки, — это всё пустяки. Мои детки уже работать начали. Даром что малы, а уже каждый себе норку копает, жилье готовит. Представляете?

    — Да, ваше семейство – самое замечательное! – признали все мамы. – Вы подумайте: восемнадцать деток – работничков!

    Долго бы еще удивлялись мамы, если бы на опушке не появилась Зайчиха.

    Хвалиться она не стала, шла тишком – молчком.

    Никто не узнал бы, сколько у нее деток, если бы мама Олениха не спросила:

    — Ну, а сколько душ в вашем семействе?

    — Не знаю, — сказала Зайчиха. – Кто же их считал… Может, — сто, может, — тыща, а может, — и еще больше.

    — Как так?! – подскочили мамы. – Не может быть!!.

    — У нас именно так и бывает, — сказала Зайчиха. – Мы со своими детками не привыкли нянчиться. Рождаются зайчата, мы их разок покормим, а потом где-нибудь под кустом оставим – и до свиданьица!

    — Зачем же? Как безжалостно! – закричали мамы.

    — А затем, что так – лучше. Затаятся зайчата под кустом, притихнут –ни волк, ни лиса их не найдут. А будь мы рядом, так навлекли бы на них беду.

    — Но ведь они же маленькие!

    — Маленькие, да удаленькие… И прятаться умеют, видят зорко, и слышат чутко. Да шубки у них тепленькие.

    — А кто же их кормит–то?

    — Да любая Зайчиха, которая встретится. У нас ведь нету чужих деток, все — родные. Нынче я одного покормлю, завтра – другого. Вот и выходит, что все зайчата в лесу – из моего семейства. А сколько их, — никто не ведает. Может, — сто, может, — тыща, а может, и – и того больше. Посчитайте, попробуйте!

    И тут уж все мамы поняли, что все — таки самое удивительное семейство в лесу – заячье».

    Сказки про весну: перелетные птицы

    Весной возвращаются домой перелетные птицы. Первыми прилетают грачи. Они не боятся холода. Позже – скворцы, а за ними жаворонки.

    На земле появляются проталины, на проталинах птицы находят семена, жучков, личинок.

    Прочитайте детям очень интересную весеннюю познавательную сказку для детей о том, что однажды случилось на весенней проталине.

    Н. Сладков. Чья проталина?

    «Увидела Сорока первую проталину - тёмное пятнышко на белом снегу.
    - Моя! - крикнула. - Моя проталина, раз я первая её увидела!
    На проталине семена, жучки-паучки копошатся, бабочка-лимонница лежит на боку - отогревается. У Сороки глаза разбежались, уж и клюв разинула, да откуда ни возьмись - Грач.

    Здр-расте, уже явилась! Зимой по вороньим помойкам шастала, а теперь на мою проталину! Некрасиво!
    - Это почему же она твоя? - застрекотала Сорока. - Я первая увидала!
    - Ты увидала, - гаркнул Грач, - а я о ней всю зиму мечтал. За тыщу вёрст к ней торопился! Ради неё тёплые страны покинул. Без неё и меня бы тут не было. Где проталины, там и мы, грачи. Моя проталина!
    - Что он тут каркает! - затарахтела Сорока. - Всю зиму на юге грелся-нежился, ел-пил что хотел, а вернулся - проталину ему без очереди подавай! А я всю зиму мёрзла, с помойки на свалку металась, вместо воды снег глотала и вот, чуть живая, слабая, высмотрела наконец проталину, так и ту отнимают. Ты, Грач, только на вид тёмный, а сам себе на уме. Кыш с проталины, пока в темя не клюнула!

    Прилетел на шум Жаворонок, огляделся, прислушался и защебетал:
    - Весна, солнце, небо ясное, а вы ссоритесь. И где - на моей проталине! Не омрачайте мне радость встречи с ней. Я жажду песен!
    Сорока и Грач только крыльями всплеснули.
    - Почему же она твоя? Наша это проталина, мы нашли. Сорока всю зиму её ждала, все глаза проглядела.
    А я, может, так торопился с юга к ней, что чуть крылья в пути не вывихнул.
    - А я родился на ней! - пискнул Жаворонок. - Если поискать, так тут ещё и скорлупки от яичка, из которого я вылупился, можно найти! Вспомню, бывало, зимой на чужбине гнездо родное - и петь неохота. А сейчас песня так и рвётся из клюва - даже язык дрожит.

    Вспрыгнул Жаворонок на кочку, глаза прижмурил, горлышко у него задрожало - и полилась песня как весенний ручеёк: зазвенела, забулькала, зажурчала. Сорока и Грач клювы разинули - заслушались. Им-то никогда так не спеть, горло у них не то, только и могут, что стрекотать и каркать.

    Долго бы, наверное, слушали, разомлев на вешнем солнышке, да дрогнула вдруг под ногами земля, вспучилась бугорком и рассыпалась.
    И выглянул Крот - зашмыгал носом.

    Никак прямо в проталину угодил? Так и есть: земля мягкая, тёплая, снега нет. И пахнет… Уф! Весной, что ли ча, пахнет? Весна, что ли ча, у вас наверху?

    Весна, весна, землерой! - сварливо закричала Сорока.
    - Знал, куда угодить! - подозрительно буркнул Грач. - Хоть и слепой…
    - Тебе-то зачем наша проталина? - проскрипел Жаворонок.
    Крот принюхался к Грачу, к Сороке, к Жаворонку - глазами-то он худо видит! - чихнул и говорит:

    Ничего мне от вас не надо. И проталина ваша мне не нужна. Вот землю вытолкну из норы и назад. Потому что чую: погано у вас. Ссоритесь, чуть не дерётесь. Да ещё и светло, сухо, воздух свежий. Не то что у меня в подземелье: темно, сыро, затхло. Благодать! Ещё и весна у вас тут какая-то…

    Как ты можешь так говорить? - ужаснулся Жаворонок. - Да знаешь ли ты, землерой, что такое весна!
    - Не знаю и знать не хочу! - фыркнул Крот. - Не нужна мне никакая весна, у меня под землёй круглый год одинаково.
    - Весной проталины появляются, - мечтательно сказали Сорока, Жаворонок и Грач.

    А на проталинах скандалы начинаются, - снова фыркнул Крот. - А ради чего? Проталина как проталина.

    Не скажи! - подскочила Сорока. - А семена? А жуки? А ростки зелёные? Всю зиму без витаминов.

    Посидеть, походить, размяться! - гаркнул Грач. - Носом в тёплой земле порыться!

    А петь-то как над проталинами хорошо! - взвился Жаворонок. - Сколько в поле проталин - столько и жаворонков. И все поют! Нет весной ничего лучше проталины.

    А чего тогда спорите? - не понял Крот. - Жаворонок хочет петь - пусть поёт. Грач хочет маршировать - пусть марширует.
    - Правильно! - сказала Сорока. - А я пока семенами и жуками займусь…
    Тут снова начались крики и перебранка.
    А пока кричали и ссорились, в поле новые проталины появились. Разлетелись птицы по ним весну встречать. Песни петь, в тёплой земле порыться, червячка заморить.

    Пора и мне! - Крот сказал. И провалился туда, где ни весны, ни проталин, ни солнца и ни луны, ни ветра и ни дождя. И где даже спорить не с кем. Где всегда темно и тихо».

    Разыграйте сказку с помощью пальчикового театра. Вам помогут картинки. Вырежете изображения и сделайте вместе с детьми фигурки для разыгрывания диалогов из сказки.

    Интересные сказки — мультфильмы для детей про весну

    Сказка про возвращение перелетных птиц на родину весной «Весенняя сказка»

    Весенняя сказка — мультфильм Снегурочка

    Все картинки этой статьи в хорошем разрешении и качестве Вы найдете в презентации «Сказки про весну» в нашей группе Вконтакте «Развитие ребенка от рождения до школы» (см. раздел группы «Документы» под видеозаписями). В этом же разделе Вы найдете и сможете бесплатно скачать презентации и ко всем другим статьям сайта «Родная тропинка».

    Еще о весне — игры, картинки, материалы для занятий с детьми, речевые упражнения Вы найдете в статьях сайта: Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

    "Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

    Кликните на или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

    Сказка «Ссора времен года» на двух языках


    Гофман Анастасия, 11 лет, ученица 5 «А» класса МБОУ «Михайловская СОШ» Бугурусланского района
    Руководитель: Крикунова Ирина Геннадьевна, педагог дополнительного образования МАУДО «ЦРТДЮ» МО «город Бугуруслан»
    Описание материала: Предлагаем вашему вниманию сказку «Ссора времен года». Версия сказки на русском языке будет интересна дошкольникам при ознакомлении с временами года и месяцами, версия сказки на английском языке пригодится во время изучения темы «Seasons» в 3 классе (Верещагина И.Н., Притыкина Т.А.), в 4 классе (Enjoy English), 5 классе (Spotlight). К английской версии также предлагается ряд заданий, которые позволяют использовать ее в качестве материала для уроков развития навыков чтения.
    Цель: закрепление лексики по теме «Времена года» (Seasons).
    Задачи:
    Обучающие. Учить мыслить самостоятельно, применять изучаемый лексический материал в письменной речи.
    Развивающие. Развивать творческие способности, зрительную память.
    Воспитательные. Воспитывать интерес к изучению английского языка.

    «Ссора времен года»

    Давным-давно жили-были 4 сестры. Они были временами года. Их звали Весна, Лето, Осень и Зима.


    У каждой сестры было три сына – три месяца. У Весны – Март, Апрель и Май. У Лета Июнь, Июль и Август. У Осени – Сентябрь, Октябрь и Ноябрь. А у Зимы сыновей звали Декабрь, Январь и Февраль. Жили они всегда счастливо и никогда не ссорились.
    Но однажды сестра по имени Лето сказала: «Осень и Зима, какая от вас польза? Вы бесполезны!»


    «Как это бесполезны? Почему?» - спросили сестры Осень и Зима.
    «Вы бесполезны, потому что Весна и я, Лето, работаем, не покладая рук, а вы только бездельничаете», - ответила сестра Лето.
    «Когда Зима вступает в свои права, дети только играют в снежки, лепят снеговиков, катаются на коньках, лыжах и санках», - добавила сестра Весна.


    «Да, а когда Осень правит, вечно идут дожди. Это так скучно!» - воскликнула сестра по имени Лето.


    Между четырьмя сестрами началась война. Их сыновья стали храбрыми воинами. Двоюродные братья месяцы воевали, так как хотели помочь своим матерям. Но, конечно, им было трудно сражаться, ведь они были не только родственниками, но и хорошими друзьями. Они провели вместе детство и не хотели враждовать.
    Вдруг известный волшебник по имени Солнце пришел к сестрам Весне, Зиме, Лету и Осени.


    Он сказал: «Прекратите воевать! Вы не должны этого делать! Каждое время года прекрасно по-своему! Если вы будете продолжать воевать, ваше королевство исчезнет». Сестры поняли, что волшебник по имени Солнце прав. По правде говоря, они и сами устали от войны, поэтому они простили друг друга, и война прекратилась. Их сыновья были счастливы, потому что многочисленные битвы истощили их силы. Двенадцать двоюродных братьев вновь подружились и накопили много энергии.
    Конец

    Written by Anastasia Gofman

    There lived four sisters long ago. They were seasons. Their names were Spring, Summer, Autumn and Winter. Every sister had three sons - three months. Spring had March, April and May. Summer had June, July and August. Autumn had September, October and November. And Winter had December, January and February. They always lived happily and never quarreled.
    But one day Summer told, “Autumn and Winter, you are absolutely useless!”
    “Why are we useless?” asked Autumn and Winter.
    “You are useless because Spring and me, Summer work hard and you don’t work at all”, answered Summer.
    “When Winter is the Head of the Earth, children only play in the snow, make snowmen, skate, ski and toboggan”, Spring added.
    “Yes, and when Autumn is the Head of the Earth, it always rains. It’s so boring!” exclaimed Summer.
    The war between the four sisters began. Their sons became brave warriors. The cousins fought because they wanted to help their mothers. But, of course, it was difficult for them to fight because they were relatives and friends. They spent their childhood together and didn’t want any war.
    Suddenly a famous magician named the Sun came to Spring, Summer, Autumn and Winter. He said, “Stop fighting! You mustn’t do it! Every season is amazing. Every sister is beautiful! If you continue fighting, your kingdom will disappear.”
    Sisters understood that the Sun was right. To be honest, they were tired of the war themselves. So, they forgave each other and the war stopped. Their sons were happy because numerous battles made them powerless. The twelve cousins made friends again and saved much energy.
    The End
    1. True or False?
    1) There lived twelve sisters. They were seasons.
    2) Every sister had three sons.
    3) Summer had March, April and May.
    4) The war between the four sisters began because Summer told that Autumn and Winter were absolutely useless.
    5) The famous magician’s name was the Moon.
    6) The twelve cousins made friends again when the war was over.
    2. Explain why:
    1) the four sisters quarreled;
    2) the twelve cousins didn’t want to fight.
    3. Put the sentences in the correct order.
    1) He said, “Stop fighting! You mustn’t do it! Every season is amazing”.
    2) The cousins fought because they wanted to help their mothers.
    3) The war between the four sisters began.
    4) There lived four sisters long ago.
    5) So, they forgave each other and the war stopped.
    6) Their names were Spring, Summer, Autumn and Winter.
    7) Suddenly a famous magician named the Sun came to Spring, Summer, Autumn and Winter.
    8) But one day Summer told, “Autumn and Winter, you are absolutely useless!”
    4. Retell the story.

    О чем говорили месяцы?

    Собрались как-то раз все двенадцать месяцев в лесной избушке старшего брата Января.

    За окном вьюга завывает, метели тропинки заметают, деревья от мороза потрескивают, звери и птицы в норы и дупла попрятались, а в избушке тепло, на столе ярко светит лучина.

    Сидят месяцы за круглым дубовым столом, пьют чай с медом и неторопливо между собой о том о сем беседуют.

    Вот молодой синеглазый месяц Март и спрашивает старшего брата Января:

    — Скажи, брат, почему тебя таким именем зовут?

    — Эх, братишка, давно это было. Еще когда древние римляне на земле жили. Они думали, что есть на свете бог времени — Янус. Вот в честь него и назвали меня Январем. В Древнюю Русь пришло мое имя издалека — из страны Византии.

    — А я слышал, в старину тебя на Руси иначе называли, — вмешался в разговор золотоволосый красавец Сентябрь.

    — Да, это верно. Я все свои прежние имена помню, они к русской природе ближе и людям понятней. Называли меня Студень.

    Как вы думаете почему?

    Потому что я студеный, холодный месяц. Звали и Сеченем — зиму я пополам рассекаю. Еще звали Лютовеем, Трескуном.

    Подумайте, почему январь называли Лютовеем и Трескуном?

    — Знаю, знаю, — откликнулся Июнь. Потому что ты лютые, трескучие морозы на землю шлешь.

    —Э-эх! — мечтательно вздохнул Январь. Правильно, конечно, вы говорите, что и лютый я, и студеный. Но ведь давали мне и красивые имена, например, Просинец,

    — А почему? — поинтересовался Март.

    — Потому что в январе день прибывать начинает, пусть на немного, на воробьиный скок, но все же удлиняется, и в небе среди серых облаков иногда яркая просинь играет. Так-то! — закончил старший брат Январь рассказ о своих именах.

    — Ну уж раз мы об именах заговорили, то и я хочу кое-что рассказать, — вступил в разговор Февраль. — В старину звали меня Лютым. Говорили, что у февраля два друга — метель да вьюга. И правда! Нравится мне по дорогам гнать снежных змеек. А вот кто из вас догадается, почему меня Бокогреем называли?

    Месяцы призадумались.

    А вы догадались, почему Февраль Бокогреем звали?

    — Да потому, что люблю я теплыми солнечными лучами поиграть, хоть и недолго, да всех погреть. Вот и получается, что я месяц-бокогрей — один бок стужу, а другой согреваю. Есть у меня в запасе и яркие солнечные деньки, и ясное синее небо. Недаром говорят — февральская лазурь. Я весне двери открываю. Солнце на лето поворачиваю. Целых три часа дню прибавляю!

    — Молодец, брат Февраль, — похвалил его синеглазый Март. — Хотите, и я вам о своих именах расскажу? Назвали меня византийцы в честь бога войны Марса. Хотя, честно вам скажу, ничего воинственного во мне нет! На Руси меня всегда любили и имена мне давали добрые, светлые — Утро Весны, Капельник и Снегогон.

    Апрель скромно потупился:

    — У меня в старину тоже несколько имен было. Одно из них — Цветень.

    — Ну, Цветень, это понятно! Когда ты приходишь, первые цветы распускаются — медуницы, подснежники, хохлатки.

    — А древние римляне меня Апрекусом звали, что значит «согреваемый солнцем», — продолжил Апрель. — Меня и вправду солнышко согревает.

    — Хотите, я вам тоже о своих именах расскажу? — спросил Май, молчавший до сих пор.

    — Хотим-хотим! — хором отозвались братья-месяцы.

    — Имя Май пришло из Византии, а в Древней Руси меня Травником называли, потому что я зелеными травами землю покрываю. Любят меня и за то, что, когда прихожу, черемуха белые пушистые кисти завивает, соловушки песни свои распевают. Так и говорят обо мне: соловьиный месяц. Люди заметили: «Соловей запел, значит, весна на убыль пошла, а лето на прибавку». Ведь за мной приходит брат Июнь. Пусть и он о своих именах расскажет.

    — С удовольствием, — отозвался Июнь. — Назвали меня в честь древнеримской богини плодородия, повелительницы дождей Юноны. А на Руси звали Изоком.

    — Изоком? А что это такое? — с любопытством спросил Сентябрь.

    — Изоками в старину кузнечиков называли. Много их у меня в зеленых травах прячется. А имя Разноцвет мне дали, потому что я украшаю луга разными цветами — белыми, розовыми, голубыми, алыми, лиловыми, желтыми.

    — А меня, — поддержал разговор Июль, — назвали в честь римского полководца и императора Юлия Цезаря. Это название на Руси прижилось, а прежнее имя Липень люди стали забывать. А зря! В мое время липы в золотом цвету стоят, пчел к себе медовым ароматом манят. Много у меня старинных имен. Одно из них — Червень — я получил из-за красноватого цвета созревающих плодов и ягод. Ведь слово «червень» прежде означало «красный». Звали меня и Жарником.

    Как вы думаете почему?

    Потому что я, Июль, — «макушка лета», самый жаркий месяц в году. А еще называли Страдником, оттого что у крестьян начинается страда — пора уборки созревших хлебов. А кто из вас скажет, отчего меня люди Грозовиком кликали?

    А вы, ребята, догадались?

    Верно! Я приношу с собой ливни и грозы.

    — Послушайте теперь мой рассказ, — начал месяц Август. — Назвали меня в честь римского императора Октавиана Августа. А до того были у меня и другие имена: Зарево — от сияния зарниц в небе, Серпень — потому что серпом жали рожь, ячмень, пшеницу и другие злаки. Но больше всего полюбилось мне имя Хлебосол.

    Знаете ли вы, почему Август называли Хлебосолом?

    Хозяин я хлебосольный, всего у меня вдосталь: и грибов, и орехов, и овощей, и фруктов, и ягод!

    — После Августа наступает мой черед, — сказал Сентябрь, — имя мне народ красивое придумал — Златоцвет, потому что листья на деревьях становятся золотисто-желтыми. Иногда называли меня Рябинником.

    Как вы думаете почему?

    Ведь в сентябре рябина краснеет, поспевает.

    — Меня люди окрестили Листопадником, или Листопадом, — сказал месяц Октябрь. — Листья на деревьях сначала желтеют, а потом высыхают и падают на землю. Кружатся в воздухе пестрые хороводы листьев. В народе, бывало, говаривали: «В октябре зима с белого гнезда снимается, к нам в гости снаряжается: "Дай-ка я на Руси погощу, деревни-села навещу, пирогов поем, свадьбы веселые сыграю, отпраздную"». Потому и называли меня Свадебником, что свадьбы в октябре играли, молодых женили.

    — Я, — вступил в беседу Ноябрь, — последний осенний месяц. Я осень замыкаю. Называли меня Груднем и Чернотропом.

    Почему Ноябрь получил такие имена?

    Груднем кликали, потому что снег, лед, грязь в груды у меня смерзаются, а Чернотропом — из-за того, что тропы становятся грязными, черными. Но мне больше нравится имя Ледостав — я реки и озера льдом покрываю.

    — Ну что ж ты, братец Декабрь, помалкиваешь? Расскажи нам о себе, — попросил веселый Июнь.

    — Да что о себе говорить. Меня и так все знают. Декабрь — первый зимний месяц. А зимушка-зима серебряным звоном начинается! Звенит застывшая земля, звенят замерзшие ветви деревьев, звенит ледок на лужах. Месяц я хмурый, бессолнечный. Оттого и имя народ мне такое дал — Хмурень. А еще я холод несу, студеными ветрами вею. За стужи меня называют Студень, Стужайло. Я год замыкаю, вас, месяцы, в хоровод собираю. Ведь 31 декабря отмечается последний день уходящего года. Люди елки наряжают, подарки друг другу делают, счастья и здоровья желают. Несмотря на то что холоден я да хмур, любят меня и ждут.

    Вопросы и задания

    1. Где собрались месяцы?

    2. Почему Январь назван старшим братом?

    3. О чем говорили месяцы?

    4. Вспомните и назовите старинные имена месяцев.

    5. Какие названия месяцам дали бы вы? Почему?

    Когда дубраве лучше живется

    Жили-были три сестры и брат. Звали сестер Весна, Осень и Зима. А брата Летом величали. Вы уже догадались, что это были времена года? Как-то заспорили они, когда лесной дубраве привольнее живется.

    Весна говорит:

    —Лучше дубраве живется, когда я прихожу, ясные деньки приношу.

    Не согласился с ней брат Лето:

    —- Нет, дубраве привольнее живется, когда я ее теплыми дождиками поливаю.

    Осень возразила:

    — Нет! Когда я дубравушку в золотой плащ одеваю.

    А Зима сказала:

    — Нет, когда я дубраве сладкие сны навеваю.

    — Зачем зря спорить? Пойдем-ка лучше в дубраву и спросим у нее, в какое время года ей лучше живется, — предложила Весна.

    Сказано — сделано. Пришли времена года в дубраву. Весна спрашивает у нее:

    — Ответь-ка нам, дубравушка, мила ли тебе Весна-красна?

    — Мила, мила! — зашумела ветвями дубрава. — Весной я от зимнего сна пробуждаюсь. Вешние соки по стволам бродят, почки набухают, зеленые листочки раскрываются. В нарядные сарафаны деревья наряжаются. Тепло, светло, радостно!

    — А любят ли меня твои обитатели — звери, птицы?

    — Любят! Как тебя не любить. Птицы весной песни распевают, радуются, что в родные края вернулись. Гнезда мастерят да птенцов растят. Зайка сочными молодыми травками лакомится. Медведь из берлоги выходит, вкусными кореньями угощается.

    — Вот видите, — обрадовалась Весна, — когда я прихожу, дубраве хорошо живется!

    Наступило лето, и времена года снова отправились в дубраву.

    — Скажи, матушка-дубравушка, любо ли тебе Лето? — спросили ее времена года.

    —Любо! Спасибо тебе, Лето, за денечки жаркие, солнышко яркое, за утро росистое, за траву душистую!

    — А как живут-поживают твои обитатели?

    — Чудесно! Мишка-медведь медом лакомится да ягоды собирает. Для зайки-побегайки на лужайке много трав выросло.

    — А почему птицы не поют? — ехидно спросила Зима. — Что-то я не слышу их звонких голосов.

    — Ах! Им теперь не до песен. В гнездышках малыши подрастают. Их поить-кормить надо.

    — Выходит, когда я прихожу, дубраве привольно живется! — сказал довольный брат Лето.

    Вот настала осень. Пришли времена года в дубраву.

    И спрашивает ее Осень:

    — Что ж, скажи, дубравушка, хорошо ли тебе в осенние месяцы живется?

    — Хорошо! — зашелестела дубрава в ответ желтыми листиками. — Убор мой осенний яркий да богатый!

    — Да ведь скоро ты его растеряешь! — сказал брат Лето.

    — Что ж, растеряю. Листики мои к ногам упадут, лягут теплым одеялом, меня зимой морозной согреют.

    — А как звери, птицы живут осенью?

    — Живут не тужат! Благодарят они тебя, златокудрая Осень, за щедрые дары: ягоды, грибы, орехи, желуди.

    — Спасибо тебе, дубравушка, за добрые слова! — поблагодарила дубраву Осень.

    Скоро Зима пришла, сестер и брата в лес позвала:

    — Не замерзла ли ты, дубравушка? — спрашивает.

    — Не замерзла я, Зимушка-зима. Ты меня снежным покровом укрыла, метелями убаюкала. Стою я и дремлю. Сладкие сны вижу.

    — А звери, птицы любят ли Зиму? — поинтересовалась Осень.

    — Звери в норы и дупла попрятались. Батюшка-медведь в берлогу спать залег. Еж да барсук в норах задремали до весны. А зайчишка знай себе резвится. Белая меховая шубка его и греет, и от врагов спасает. Люба им зима!

    — Ну а птицы как же? Они ведь маленькие, нежные. Неужто им зима не страшна? — спрашивает Лето.

    — Многие пичуги в теплые края улетели, а те, что остались, морозов не боятся! Смелые клесты даже птенчиков зимой выводят.

    — Значит, хорошо тебе, дубравушка, живется зимой?

    — Хорошо! — откликнулась заснеженная дубрава сквозь сон.

    Ответьте на вопросы

    1. Что происходит с деревьями и кустарниками весной?

    2. Чем заняты весной птицы, звери?

    3. Как выглядит весенний лес?

    4. Как выглядит лес летом?

    5. Чем занимаются лесные звери и птицы летом?

    6. Что происходит с деревьями, кустарниками осенью?

    7. Чем заняты осенью лесные обитатели — медведь, белка, ежик?

    8. Что характерно для жизни птиц осенью?

    9. Что происходит с деревьями и кустарниками зимой?

    Весна вступила в свои права, хочется и сказок весенних и о весне.

    Астрономическим началом весны считаются дни весеннего равноденствия 20-21 марта. В это время и ощущается оживление природы. Не случайно древнерусское название марта - протальник, солнечный про-тальник. В русской народной устной словесности сохранилось множество поэтичных строк, песенок-приговорок, посвящённых весне, например:

    Весна-красна! На чём пришла?
    На сошечке, на бороночке,
    На овсяном снопочке. Ржаном колесочке!
    Весна-красна! Что ты нам принесла?
    Красное летечко!

    Дети, забираясь на солнечные пригорки, залезая на крыши домов, прямо на резные коньки весело распевали весенние заклички:

    Весна, весна красная!
    Приди, весна, с радостью,
    С великой милостью,
    Со льном высоким,
    С корнем глубоким,
    С хлебом обильным.

    В начале обратимся к давно написанному: «Весенняя сказка» Д. Н. Садовникова , 1880 г.

    Дети, весна на дворе!
    Льдинка на мерзлом окне
    Сказку о милой весне
    Утром напомнила мне.

    В царстве суровой Зимы
    Нет суеты никакой,
    Только жестокий Мороз
    Ходит повсюду с клюкой.
    Смотрит, надежен ли лед,
    Плотен ли выпавший снег,
    Сыты ли волки в лесу,
    Жив ли в избе дровосек.

    Все от Мороза ушли,
    Все, кому жизнь дорога,
    Только деревья стоят:
    Их придавили снега…
    Некуда лесу уйти:
    В землю корнями он врос…
    Ходит вокруг и стучит
    Палкою белый Мороз.

    В царстве Весны молодой
    Все по-иному живет:
    Звонко сбегают ручьи,
    Шумно проносится лед:
    Там, где проходит
    Весна В блеске своей красоты,
    Рядятся в зелень луга
    И выбегают цветы.
    Листьями кроется лес,
    Все в нем растет и поет…
    Возле веселой Весны
    Пестрый сплелся хоровод.

    «Милая, спой, расскажи,
    Что ты видала во сне?» —

    Резвые дети кричат,
    Шумно сбегаясь к Весне.
    Слышал Мороз про Весну,
    Думает: «Дай погляжу,
    Сам на людей посмотрю,
    Людям себя покажу.
    Чем я Весне не жених?
    (Мысли приходят ему).

    А не захочет, тогда
    Силою в жены возьму!
    Стар я, да что за беда,
    Все же в округе я – царь.
    Сплошь мне по этим местам
    Вся повинуется тварь…»

    В путь собрался и пошел,
    Бросив подругу Метель,
    Ту, что холодной Зиме
    Снежную стелет постель.

    Всеми любимой Весне
    Вести приносит гонец,
    Пестрый товарищ людей —
    Наш домовитый скворец.

    Утром я видел Мороз…
    Всем нам большая беда:
    Он осердился опять,
    Хочет вернуть холода.
    Видел я сам: на полях
    Стало бело-пребело,
    Видел на тихой воде
    Льда голубое стекло.
    Сам он с большой бородой,
    Белый и строгий на вид…

    Мы не пускаем, а он:
    «Сватать иду!» — говорит.
    Душно Морозу идти…
    Скоро ли кончится путь?
    Думает он, где б прилечь,
    Где бы ему отдохнуть.
    Видит — глубокий овраг,
    В нем затаился лесок…
    Как до березы дошел,
    Возле свернулся и лег.

    Много ли, мало ли он
    В этом овраге проспал,
    Только очнулся когда —
    Стал удивительно мал.
    В лес побежали гурьбой
    Дети черемуху рвать…
    Вот так ледышка лежит —
    Взяли Весне показать.

    Дети! Вы были в лесу?
    Вам не попался Мороз?
    Только сосульку нашли!
    Вот он! В кармане принес!
    Слыша такие слова,
    Все засмеялись вокруг:
    Птицы, цветы и ручьи,
    Озеро, роща и луг.
    Так что, царица сама
    Нахохоталась до слез…
    Сильно ее насмешил
    Дедушка белый Мороз

    Этого автора второй половины 19 века знают и издают мало. Д.Садовников — автор стихотворения «Из-за острова на стрежень», ставшего популярной русской песней. В изданной в 1963г книжке отобраны для детей стихи этого поэта, прославляющие Волгу и основанные на народных преданиях, легендах, сказках.

    И в современной литературе о весне – больше именно стихов, чем сказок. Но тем ценнее те, что удалось собрать.
    Русских народных сказок о весне совсем не много. Зимняя сказка «Снегурочка» входит в число первых, упоминаемых и как весенняя. А об этой сказке говорилось .
    А. Н. Островский определил жанр своей совсем не детской пьесы «Снегурочка» как весенняя сказка (в четырёх действиях с прологом).

    Так же – на стыке зимы и весны – живут герои известной сказки «Лиса, Заяц и Петух»
    В Озоне В Лабиринте
    и менее известной «Как Весна Зиму поборола» .
    Среди Уральских сказов есть сказка «Весенушка» , которая начинается вот так:

    «Ты думаешь, почему весной так хорошо? Почему солнышко теплое и ласковое? Почему цветы начинают цвести? Почему люди в эту пору веселее глядят?

    Скажешь, небось природа облик меняет! Спорить не буду, по науке так и выходит. Поднимется солнышко над землей, разольет над ней свою благодать - вот и пришла весна-красна. А в прежние-то годы (давным-давно!) об этой поре вот какую побывальщинку сказывали».

    Большая часть, написанного о весне, по жанру — это сказка-рассказ. И тут начало пошло от классиков: Л. Н. Толстой «Пришла весна» , отрывок «Анна Каренина» часть вторая, глава XII,
    А. П. Чехов «Весной», «Встреча весны: (Рассуждение)», Александр Куприн «Скворцы».

    Константин Паустовский “Стальное колечко” :
    В Озоне В Лабиринте
    Скребицкий Г.А.:»Сказка о Весне», «Счастливый Жучок, «Весна — художник».
    Отрывок из рассказа Скребицкого Г.А «Грачи прилетели»: «Первыми к нам прилетают грачи. Ещё кругом снег, а они уже важно расхаживают по дорогам – чёрные, белоносые. Выберут грачи парк или рощу и начнут гнёзда устраивать. Весь день они шумят, сучья для гнёзд ломают. Старые гнёзда чинят, новые вьют. А вечером сядут у своих гнёзд и спят до утра. А утром снова за работу! Спешат грачи! Пора выводить птенцов. Грачата – самые ранние птенцы. Ещё на деревьях листья не распустились, а малыши уже кричат, есть просят».
    Георгий Скребицкий. Сказки следопыта . В книге 6 рассказов: Весенняя песня, Самый упрямый, Хитрая птица, Счастливый жучок, Загадочная находка, Скрипун-невидимка. Книга рекомендована для самостоятельного чтения в начальных классах. Содержание рассказов интересное, доступное.
    В Озоне В Лабиринте
    А прочитать подборку о весне: «Рассказы о весне - Скребицкий Георгий Алексеевич»

    К классике относят и часть «Весна» в Маугли — Вторая книга джунглей Р.Д. Киплинга .

    Много весенних рассказов-сказок написали авторы, писавшие (и пишущие) о природе, о жителях лесов и полей. Наиболее известные из них:
    Иван Соколов-Микитов: сб. «Весна в лесу» (рассказы: По глухим чащобам, Ранее утро, На краю леса, В овраге, Медвежья семья, Логово рыси, У старой сосны, На опушке, Ранней весной, Над болотом, Вечер в лесу).

    Николай Сладков — известный писатель-натуралист, друг и единомышленник Виталия Бианки. В его сборнике «Лесные тайнички. Рассказы и сказки» есть тексты на каждый месяц:

    Март : Зимние долги, Заячий хоровод, Весенние ручьи, Вежливая галка, Первые Крылатые песни, Тетеревиные ноты, Тёплая струйка, Овсянкины советы, Медведь и солнце, Сногсшибательный душ, О чём пела сорока? Отчаянный путешественник, Стеклянный дождь, Синички-арифметички, Оттаявшие происшествия.

    Апрель Двое на одном бревне, Следы и солнце, Весенняя баня, Ранняя птичка, Лесные оборотни, Нечеловеческие шаги, Певица, Пылесос, Незваные гости, Лебеди, Целая жизнь, Дрозд и сова, Плясуны, Филипп и Федя, Весёлые старушки, Флажки на болоте, Дятлово колечко, Барабанщица, Ивовый пир, Пять тетеревей, Шепчущие следы, Все хотят петь, Лесной гребешок.

    Май: Званый гость, Птицы весну принесли, Растерявшиеся перелески, Любитель цветов, Горячая пора, Гнездо, Сиплая кукушка, Чижик, Дятел, Новый голосок, Воробьишкина весна, Деревья, Соловей поёт, С днём рожденья, Лишний гвоздь, Отчего у лисы длинный хвост? Сердитые чайники, Ночная кукушка.

    Позже чудные сказки пишет Сергей Козлов – и тоже есть несколько сказок на весеннюю тему: Чистые птицы, Лесная оттепель, Весенняя сказка, Как Ёжик ходил встречать рассвет, Необыкновенная весна . Часть этих сказок есть в сборнике Сергей Козлов: «Сказки».

    Владимир Сутеев: «Весна» . Сборник рассказов про Машу и Ваню Кнопочкиных: Как зима кончилась.

    Туве Янссон – финская писательница, иллюстратор, художник, которая приобрела всемирную известность благодаря своим книгам о муми-троллях, написала в этом цикле сказку «Весенняя песня» .

    Елена Ермолова Иллюстратор: Инна Колтушина «Весенняя сказка» . Книга из серии «Читаем по слогам». Добрая сказка про зверят.

    Марина Аромштам «Весенние сказки» — маленькая книжка (тоненькая, в ней всего 2 рассказика) — вся наполнена солнцем и ожиданием весны. Такие истории надо начинать читать в марте, когда все уже ждут с нетерпением солнышка, которое растопит снег.

    Юлия Каспарова «Весенние истории» . Книжка из серии «Читаем с Ванечкой и Сонечкой». Книга предназначена для совместных занятий взрослого с малышом: одну страничку читает мама, а соседнюю - ребенок. Веселые истории о затеях и приключениях Ванечки и Сонечки, игровые задания с буквами, слогами, словами и простыми предложениями, а также добрые иллюстрации.

    А. Гончарова «Еня и Еля. Весенние истории» . Весенние истории про енотиков из Волшебного леса помогают весело и с пользой проводить время, знакомят с законами дружбы, рассказывают о волшебной силе слов и учат замечать прекрасное в каждом времени года. Истории украшены великолепными иллюстрациями и дополнены увлекательной викториной.

    Интересный сборник «Весна-красна, ты на чем пришла?» был издан в 2012г — Энциклопедия детского фольклора. Календарные песни, сказки и напевы к ним, вошедшие в книгу, собраны музыковедом-фольклористом, членом Союза композиторов России Георгием Марковичем Науменко за тридцать лет в фольклорных экспедициях в Ивановской, Костромской, Вологодской, Архангельской, Смоленской, Курской, Брянской, Рязанской и других областях. Очень много сказок и песен о весне.

    И ещё один необычный сборник «Вестник весны. Сборник для детей» составлен по материалам дореволюционных журналов «Светлячок», «Путеводный огонёк», «Задушевное слово» и многих других, выходивших под редакцией замечательного детского писателя Александра Фёдорова-Давыдова. В книгу вошли также произведения поэтов и писателей XIX-XX веков: Александра Ишимова, Николая Лескова, Николая Позднякова, Леонида Вельского и др.; стихи, рассказы и очерки разных авторов о животных.

    «Весна мишки Бруно» Гунилла Ингвес Мишка Бруно и его собака Лолла — герои 4-х книжек-картинок, созданных современной шведской художницей Гуниллой Ингвес. Каждая книга посвящена одному из времен года — зиме, весне, лету и осени — и в ней описывается один день из жизни героев, наполненный занятиями и развлечениями «по сезону». В книге «Весна мишки Бруно» мишка с собакой с утра отправляются на прогулку, чтобы посмотреть, что же изменилось в природе с наступлением весны. Они наблюдают за тем, как птицы вьют гнёзда и выводят птенцов, как сквозь прошлогоднюю листву пробивается молодая травка, как просыпаются насекомые. Они учатся различать по голосам певчих птиц — жаворонка, дятла, сову, сажают рассаду и делают весеннюю уборку в доме.

    Джилл Барклем «Весенняя история» . Автор — одна из самых популярных детских авторов и иллюстраторов Англии — приглашает на Ежевичную поляну! Здесь, на другой стороне ручья, за полем, среди корней и в старых стволах деревьев живут веселые мышки, с которыми происходят разные истории. Публикуется в России впервые.



    
    Top