Сказка курочка ряба краткое содержание. Отзыв о сказке «Курочка Ряба

«Курочка ряба» – это одна из первых сказок, которые детям рассказывают, а потом и читают. Мой сын не стал исключением и «Курочку рябу» слушал с рождения. К неудовольствию мужа, который обвинял сказку в нелогичности. Его критика «Курочки рябы» и стала поводом написать эту заметку.

Оказывается, одного-единственного ответа на вопрос «В чем смысл сказки «Курочка ряба»?» не существует до сих пор. Некоторые считают, что сказка о том, что, грубо говоря, не в деньгах счастье: золотое яичко не принесло бабке и деду радости, одни только слезы. Известный детский поэт Борис Заходер говорил, что «Курочка Ряба» - это сказка о человеческом счастье: «Счастье - это золотое яйцо - люди бьют его и так и эдак, а пробежала мышка, хвостиком махнула…». В тексте сказки находят описание языческих обрядов, яичко сравнивают с луной и солнцем. Есть и такие читатели, которые отказывают «Курочке рябе» в каком бы то ни было смысле. Такая незатейливая сказка, казалось бы, а та-кие разные толкования вызывает.

«Курочка ряба», как и любое фольклорное произведение, имеет не-сколько вариантов бытования, более или менее известных.
Вот самое известное (вариант 1):
[ссылка-1] .
А вот те, которые не на слуху:
[ссылка-2] (вариант 2);
[ссылка-3]
(в обработке А.Н. Толстого);
[ссылка-4]
(в обработке А.Н. Афанасьева).

Фольклорные произведения не публикуются в детских книжках и не используются в учебном процессе, что называется, «в чистом виде». Сказки, потешки, прибаутки и другие фольклорные тексты сначала обрабатывают: их язык и содержание делают доступными для восприятия детей. «Курочка ряба» не исключение. Самый известный ее вариант – это как раз результат такой обработки. «Полный» вариант сказки, как видите, разительно отличается от краткого.
Начало сказки в ее «полной» версии (или завязка) нам хорошо знакомы: курочка сносит яичко. Оно обычно описывается как пестрое (рябое). Затем мышка разбивает яичко. После этого следует описание бед, вызванных известием о разбитом яичке. Они представляю собой череду эпизодов, которые присоединяются один к другому, при этом повторное описание обрастает новыми подробностями при каждом новом упоминании. Таких эпизодов в сказке может быть от трех до шести-семи. В них многочисленные персонажи выполняют различные действия: дед и баба плачут − сорока ногу изломала − тын расшатался − дуб с себя листочки посшибал − попова дочь вёдра разбила − попадья выкинула пироги за окошко / кадку с тестом перевернула − поп церковные книги порвал / поп разбежался и ударился о косяк и т. д. Точку в нагромождении эпизодов ставит финал, в котором происходит какое-нибудь бедствие, например, пожар в деревне. Ничтожность начальных событий и быстрое нарастание их последствий вместе с конечной катастрофой рождает комический эффект (точка зрения известного фольклориста В.Я. Проппа).
Впоследствии «Сказка про курочку Рябу», став достоянием детской аудитории, сохранила начало сюжета (курочка Ряба сносит яйцо, мышка его разбивает). Сократилось и количество действующих лиц. «Краткий» вариант сказки получил новую концовку: обещание курочки снести вместо разбитого новое золотое яичко.
Такой финал «краткой» версии действительно вышел не очень логич-ным. Зачем пытаться разбить золотое яичко, а затем плакать над его скор-лупками? Почему дед и бабка должны утешиться в конце сказки? Чем про-стое яичко ценнее золотого?
Есть варианты сказки, например, в обработке А.Н. Толстого (см. ссылку выше), в котором курочка обещает снести как раз золотое яичко вместо разбитого простого.
Если же не придираться к финалу, многое в «Курочке рябе» делает ее очень подходящей для чтения самым маленьким детям.
Во-первых, это маленький объем.
Во-вторых, узнаваемые персонажи: дед, баба, повторяющиеся из сказки в сказку.
В-третьих, удобный для восприятия язык сказки. Известно, что маленькие дети особенно любят стихи: ритмическая организация и рифмы облегчают запоминание текста. «Курочку рябу» можно записать как стишок, посмотрите сами:

Жили-были дед и баба.
И была у них курочка ряба.
Снесла раз курочка яичко.
Не простое, а золотое…
Слова рифмуются, и даже ритм есть.

«Ряба» здесь, кстати, первоначально не имя, а краткое прилагательное. Курочка (какова?) ряба, рябая. Не во всех вариантах сказки слово «ряба» пишется с большой буквы.

В-четвертых, при помощи этой сказки можно развивать эмоциональную сферу малыша:

Снесла раз курочка яичко.
Не простое (удивление), а золотое (радость)!
Дед яичко бил-бил, бил-бил –
Не разбил! (досада)

Или:
Дед плачет: «Ой-ой-ой!» (огорчение)
Баба плачет: «Ай-ай-ай!» (огорчение)

Кроме того, можно даже изобразить некоторые действия персонажей сказки, например, как дед и баба бьют яичко, как они разводят руками, когда разбить не получается, как они плачут…

Вот такие педагогические возможности таит в себе бесхитростный, казалось бы, текст.

29.04.2015 13:59:19,

Главные герои:

  1. Курочка Ряба, умеющая нести золотые яйца.
  2. Дед с бабой, старики расстраивающихся из-за мелких неприятностей.
  3. Мышка — виновница сказки, без нее и сказки бы не было.

Краткое содержание: Русская народная сказка «Курочка Ряба» показывает детям всю ценность того, что они имеют в данный момент времени. Благодаря её изучению удается привить ребенку способности ценить то, что у него есть и стремится к улучшению своей жизни. Краткое содержание сказки заключается в том, что у деда с бабой была курочка Ряба. Однажды она снесла яйцо из чистого золота, которое по непонятным причинам они решили разбить. Попытки деда не увенчались успехом, как и старания бабы – яйцо осталось целым. Но, мышка, пробегающая рядом, просто зацепила яйцо хвостиком и оно упало. В результате падения на пол золотое яйцо разбилось. Дед с бабой начали грустить о том, что яичко лопнуло, но курочка начала их успокаивать и пообещала снести еще одно, только в этот раз простое.

Курочка Ряба (короткая версия)

Жили-были дед да баба. И была у них Курочка Ряба.

Снесла курочка яичко, да не простое — золотое.

Дед бил — не разбил.

Баба била — не разбила.

А мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось.

Плачет дед, плачет баба и говорит им Курочка Ряба:

— Не плачь, дед, не плачь, баба: снесу вам новое яичко не золотое, а простое!+

Курочка Ряба (длинная версия)

Жил себе дед да баба, у них была курочка Ряба; снесла под полом яичко — пестро, востро, костяно, мудрено! Дед бил — не разбил, баба била — не разбила, а мышка прибежала да хвостиком раздавила. Дед плачет, баба плачет, курочка кудкудачет, ворота скрипят, со двора щепки летят, на избе верх шатается!

Шли за водою поповы дочери, спрашивают деда, спрашивают бабу:

— О чем вы плачете?

— Как нам не плакать! — отвечают дед да баба. — Есть у нас курочка Ряба; снесла под полом яичко — пестро, востро, костяно, мудрено! Дед бил — не разбил, баба била — не разбила, а мышка прибежала да хвостиком раздавила.

Как услышали это поповы дочери, со великого горя бросили ведра наземь, поломали коромысла и воротились домой с пустыми руками.

— Ах, матушка! — говорят они попадье. — Ничего ты не знаешь, ничего не ведаешь, а на свете много деется: живут себе дед да баба, у них курочка Ряба; снесла под полом яичко — пестро, востро, костяно, мудрено! Дед бил — не разбил, баба била — не разбила, а мышка прибежала да хвостиком раздавила. Оттого дед плачет, баба плачет, курочка кудкудачет, ворота скрипят, со двора щепки летят, на избе верх шатается. А мы, идучи за водою, ведра побросали, коромысла поломали!

На ту пору попадья плачет, и курочка кудкудачет, тотчас с великого горя опрокинула квашню и все тесто разметала по полу.

Пришел поп с книгою.

— Ах, батюшка! — сказывает ему попадья. — Ничего ты не знаешь, ничего не ведаешь, а на свете много деется: живут себе дед да баба, у них курочка Ряба; снесла под полом яичко — пестро, востро, костяно, мудрено! Дед бил — не разбил, баба била — не разбила, а мышка прибежала да хвостиком раздавила. Оттого дед плачет, баба плачет, курочка кудкудачет, ворота скрипят, со двора щепки летят, на избе верх шатается! Наши дочки, идучи за водою, ведра побросали, коромысла поломали, а я тесто месила да со великого горя все по полу разметала!

Поп затужил-загоревал, свою книгу в клочья изорвал.

Пожалуй, каждый россиянин слышал эту сказку в детстве, а спустя годы сам рассказывал ее своим детям и внукам. При этом мало кто может сказать, о чем же история про курочку и яичко на самом деле. Мы не анализируем сказки, не ищем в них мораль и, как правило, читаем в адаптированном для детей варианте, где редактор убрал все «ненужное» и «непонятное». Но ведь каждая деталь сказки была придумана нашими далекими предками не случайно и имеет важное значение, которое нам, увы, понять уже непросто. Итак, о чем же эта сказка?

Что мы видим: Дед и Баба - не мальчик и девочка, не юноша и девушка; Дед и Баба - не дед и дед, не баба и баба, а существа разнополые - то есть человечество в исчерпывающем виде. Дальше появляется золотое яйцо. Любой нормальный человек нашего времени сразу задумается, куда бы его заложить… Что угодно, но только не разбивать. А Дед и Баба начинают как раз разбивать яйцо! Били-били, да не разбили. А вот Мышка пробежала, хвостиком махнула - и разбила. Случилось то, чего Дед и Баба так желали. Но они не радуются, а начинают рыдать. Тут появляется Курочка Ряба, обещает снести обыкновенное яичко, и Дед с Бабой ликуют.

В расширенной (не редактированной) версии перед вторым появлением Рябы происходят совсем странные вещи. Существуют разные варианты, но с одним общим посылом: все встает с ног на голову. Ворота и мост рушатся, птицы и звери рыдают… Старики рассказывают обо всем случившемся просвирне (женщина, выпекающая просвиры) - о том, что у их дома крыша шатается, девочка-внучка удавилась с горя и т. д. Просвирня все просвиры побросала, поломала и пересказала историю семье дьякона. Тот услыхал это и побежал на колокольню, где разбил все колокола. Священник же, узнав о золотом яичке и Мышке, обрезал волосы, то есть расстригся (снял с себя духовный сан), порвал священные книги и сжег церковь. А жена священника разлила тесто и начала им мыть пол… А дальше, мы знаем, Курочка Ряба снесла обыкновенное яичко, и все снова стало хорошо…

Так почему же Дед и Баба так испугались золотого яйца? Что оно такое? Дело в том, что давным-давно яйцо не воспринималось как нечто порожденное живым. Это был в понятии древних людей некий минерал. Потом из неживого яйца родилось что-то живое. Так яйцо стало символом жизни. В мифологии некоторых народов в начале мира существовало Великое яйцо, которое раскололось, а затем из него появилось первое живое существо или образовалось все живое (есть и другие похожие варианты). Теперь о золоте. Задолго до того, как этот драгоценный металл стал символом богатства, он ассоциировался исключительно со смертью, так как был связан с подземным миром. Вспомним греческого бога подземного царства Аида - он владеет золотом. Наш Кощей тоже «над златом чахнет». И вот яйцо, символ жизни, вдруг появляется в виде приметы неминуемой смерти. Тут становится понятна реакция Деда и Бабы, преклонный возраст которых с каждым днем приближает их к смерти. Вдобавок они символизируют все человечество. Логично вырисовывается апокалиптичная картина: наступает хаос, мир умирает.

Но вот появляется Мышка - существо волшебное, живущее в двух мирах: в мире живых (земном) и мире мертвых (подземном). Поэтому в сказках мышка является посредником между двумя этими мирами, она может делать как хорошее, так и плохое. И то, что она, обладая сверхъестественными способностями, сумела разбить золотое яйцо, - неудивительно. Но никто не знает, что бы это могло значить, так как мышка двулика. Однако развязка радостная: Курочка Ряба обещает снести обычное яичко, все радуются, конец света отменяется, мир спасен…

Получается, что детская сказка о Курочке Рябе не так проста и бессмысленна, как может показаться на первый взгляд. В данном случае это рассказ о жизни и смерти, о страхе перед неизвестностью, о взаимосвязи всего сущего.

Евгения Сердюкова
Конспект занятия «Пересказ сказки «Курочка Ряба»

Задачи : формировать умение пересказывать знакомые им литературные произведения, составлению коротких рассказов с помощью взрослого ;уточнить и закрепить правильное произношение звука а, формировать умение четко артикулировать этот звук в звукосочетаниях, словах; развивать речевое дыхание.

Материал. Настольный театр «Курочка - ряба » ; игрушки : гусь, лягушка.

Воспитатель. Ребята, а вы любите слушать сказки ,сейчас мы послушаем сказку «Курочка - ряба » .

(настольный театр,)

Воспитатель. Вам понравилась сказка ?. Сейчас мы будем рассказывать ее вместе . Я начну, а вы мне будете помогать. (Возможны хоровые и индивидуальные ответы.)

Воспитатель. Жили-были.

Дети. Дед и баба.

Воспитатель. И была у них.

Дети. Курочка - ряба . И т. д.

По ходу рассказа (по мере того как ребенок заканчивает фразу) воспитатель ставит на стол соответствующую фигурку настольного театра. Затем еще раз рассказывает с детьми сказку , но без настольного театра.

Физкультминутка. Воспитатель : «А теперь давайте мы немножко отдохнём Сейчас мы с вами поиграем. Вы будете курочками и петушками . Вот вышли курочки и петушки погулять (дети встают и шагают вместе, зернышки увидели и стали их клевать».

Воспитатель : «Посмотрите, кто это к нам пришел? Это. (щенок) . Его зовут. (Гав) . Как зовут щенка? (Хоровые и индивидуальные ответы.) идет, и песенку поет : гав-гaв. Какую песенку спел щенок Гав? А кто это прыгает? Правильно, это лягушка. Ква её зовут. Как лягушку зовут? Она прыгает и поет свою песенку. Какую поет песенку лягушка? (Кваа-кваа.) Сейчас мы с вами поиграем. Вы должны будете отгадывать, кто поет песенку : щенок Гав или лягушка Ква».

Воспитатель убирает со стола игрушки и произносит звукосочетания в любом порядке, но обязательно с выделением звука а.

Воспитатель : «Молодцы, кто пел песенку,вы правильно отгадали,. А сейчас мы пойдем гулять. На улице холодно. Я проверю ваши горлышки. У кого болит горло? Откройте широко рот и скажите громко : ааа-ааа. Ну, все дети здоровы, все пойдут гулять».

Публикации по теме:

Конспект занятия «В гостях у сказки «Курочка Ряба» Тема «В гостях у сказки «Курочка Ряба». Цель. Приобщение детей к русским народным сказкам. Задачи. Образовательные: формировать представление.

ГКУЗ Архангельской обл. «Северодвинский дом ребёнка» Автор сценария Алексеева И. Л., воспитатель; декорации, костюмы, постановка Вершинина.

Инсценировка сказки «Курочка Ряба» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 42 «Зёрнышко» с. Ст. Шёлокша Использование фольклора.

Конспект НОД. Чтение русской народной сказки «Курочка Ряба» Образовательная область: речевое развитие Воспитатель МБДОУ ДСОВ «Солнышко» Малыгина Мария Андреевна. Возрастная группа: первая младшая.

Конспект занятия по развитию речи во 2-ой младшей группе. В гостях у сказки "Курочка Ряба". Задачи: Продолжать знакомить детей с русской.

Конспект занятия во 2 младшей группе по развитию речи. Пересказ сказки «Курочка ряба». ЗАДАЧИ: -связная речь: учить пересказу знакомых им литературных произведений, составлению коротких рассказов с помощью взрослого; -словарь.

Рассказывание сказки «Курочка Ряба» МБДОУ №1 Развитие речи: «Курочка Ряба» ВОСПИТАТЕЛЬ: МАКАОВА Р. А. 2017г. ТЕМА: Рассказывание сказки «Курочка ряба» ЦЕЛИ:.

Как-то попалось в сети обсуждение на тему, если ли вообще смысл в сказке о Курочке Рябе, и если есть, то какой? Сидят взрослые люди, и задают себе вопросы о смысле сказки, врезавшейся в память с детсадовского возраста... В детстве мы особо об этом не задумывались, но сказку запомнили накрепко. Я тоже задавалась этим вопросом, в сказках есть внутренняя логика, и обязательно должен быть смысл - случайный сюжет не сохранился бы в течении веков, а может быть, и тысячелетий.


* * *
Существует множество мнений относительно этой сказки — от того, что «Сказка о курочке Рябе» вообще не имеет ни смысла, ни логики, до подробного разбора мифопоэтического содержания в работах исследователей фольклора и мифологии. Мне встретилось даже мнение, что это память о космической катастрофе, произошедшей много тысячелетий назад (удар о Землю космического тела, и т.п.).

Я считаю, что в сказках отображается реальность высокого порядка, духовная традиция, которую люди должны были усваивать с детства, и случайных, или просто исторических сюжетов в волшебной сказке быть не может, она строится на основе наиболее значимых архетипов.

Волшебные сказки обладают смыслом несомненно. Были сказки — обрядовые тексты (отсюда многочисленные повторы, определенная структура), были календарные сказки, которые рассказывали в определенные периоды времени, или связанные с традиционными праздниками. Сказки — осколки некогда целостной Традиции, представлений о законах Вселенной, и смысл имеют глубинный и концептуальный.

Попробую «разобрать по косточкам» сказку, которую мы помним с самого раннего детства, но смысл её для нас был темен, так же, как и для наших родителей... Это лишь моя версия толкования сюжета этой сказки для самых маленьких. :)

Жили-были Дед и Баба... И была у них курочка Ряба.

Дед и Баба здесь — предки вообще, «деды». В беларусском языке предков называют «дзяды», есть и специальные обрядовые дни поминовения усопших предков, которые так и называются — Дзяды. Скорее всего, в сказке имеется в виду не столько возраст героев, сколько их значение, как отдаленных Первопредков.

В сказке даже не оговаривается типичное сказочное место и время - «в некотором царстве, в некотором государстве», «при царе Горохе», «давным-давно»... Зачин очень простой: «жили-были»... И всё. Мне видится, что это не случайность, так как сказочные формулы обычно соблюдаются строго и последовательно. Скорее всего, Дед и Баба (предки) жили в начале времен (возможно, в Золотом веке), когда царства ещё не существовали, а сказка описывает значимое мифическое событие катастрофического характера, определившее в дальнейшем судьбу людей.

Однажды Курочка Ряба снесла яичко, да не простое, а золотое.

В некоторых вариантах сказки яйцо не золотое, а пёстрое (что для куриного яйца тоже необычно, то есть, яйцо в любом случае необыкновенное, волшебное). Здесь надо остановиться немного подробнее. У многих народов мира имеются предания о Сотворении мира из яйца. Эта древнейшая мифологема сотворения мира известна, к примеру, у египтян: в египетском мифе мир возникает из яйца, которое снесла на холме, выросшем посреди первичного океана, священная птица Бену (Феникс). Таких примеров можно привести множество.

Часто в этих мифах, как и в нашей сказке, мир творится с помощью разбивания первичного яйца богом, или богами.

Дед бил-бил, не разбил, Баба била-била — не разбила.

Именно этот момент вызывает наибольшие сомнения и самые разнообразные толкования у тех, кто задавался вопросом о смысле сюжета... казалось бы, зачем бить такое чудесное яйцо? И почему потом дед и баба плачут, когда яйцо было разбито? Словом, ничего не понятно... Разве что, можно сделать совершенно бытовое предположение, что дед с бабой собрались банально приготовить яичницу (из золотого яичка, да), а мышка разбила его совершенно бездарно, и яйцо разбилось на пол, а не в сковородку. Как тут не плакать. :) А почему его было не сварить, не запечь? Ну, например. Зачем яйцо нужно было именно разбивать ?

В поступке героев есть определенная логика. Напрашивается предположение, что Деды-предки решили сами творить мир. Стать, как боги ... Но то, что дано богам, не дано людям. То, что они никак не могли разбить волшебное яйцо, прямо говорит слушателям сказки, что эта божественная задача людям не по силам. Пытаясь грубо разбить золотое яйцо, овладеть целостным божественным, надмирным знанием, тайной миротворения, нарушили предки Закон, вышли за пределы своей человеческой сущности. За что и поплатились, и плачут...

Моё предположение — это сказка-предостережение , которую требовалось усвоить чуть ли не с младенчества, что-то вроде предельно краткого изложения древнеславянского предания о «грехопадении», о том, как предки людей решили стать равными богам. И о том, что следует помнить о пределах смертного человека, чьё волепроявление ограничено природой преходящего мира, в котором он живёт. В некоторых вариантах сказки за разбиванием яйца следует цепочка несчастий, которые нарастают, как снежный ком — обычно в мифе о нарушении людьми некого космического порядка так и происходит, мир начинает рушиться, прорываются силы Хаоса, и благоденствие людей уничтожается, например, происходит первая смерть. В череде несчастий в одной из версий сказки упоминается, что «внучка с горя удавилась», огонь в печи пылает, изба ходит ходуном, грозя обрушиться (ворота скрипят, со двора щепки летят, на избе верх шатается), и хаос распространяется дальше — поповны разливают воду, попадья опрокидывает квашню, поп рвёт священные книги.

Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало, и разбилось.

Мышка — существо хтоническое, подземное. И наделенное волшебной силой Нижнего мира, превышающей человеческую — по крайней мере, именно в этой сказке. Мышка часто выступает в мифах посредником, вестником, в сказках — оказывает помощь человеку в критической ситуации, обладая знаниями о законах потустороннего мира, сообщает ему, как правильно поступить, или какие слова следует сказать.

В данном варианте, Мышка сыграла негативную роль, вмешавшись в процесс творения, после чего дед с бабой плачут — случилась катастрофа, в которой они оказались виноваты (преступив закон), и затем происходят упомянутые выше несчастья. Мышка выбегает из подпола, из Нижнего мира, происходит прорыв инфернального, уничтожающего стройный изначальный Замысел, и, возможно, изначальное Знание.

Дед плачет, Баба плачет. Не плачь, Дед, не плачь, Баба, — говорит им курочка — я снесу для вас новое яичко, не золотое, а простое.

Этот наименее катастрофичный вариант концовки о многом говорит, и он с точки зрения мифа совершенно логичен. Из-за ошибки предков Золотой век закончился, сознание затемнилось, и возник тот мир, в котором могут жить и действовать смертные люди.

Возможно, сказка о курочке Рябе имела и более развернутое повествование (сказка лишь часть мифа), с какими-то важными деталями, которые со временем были утрачены. Моя реконструкция не претендует на истинность, это лишь попытка истолкования смысла сказки, основанная на знании древней мифологии, и уверенности, что волшебная сказка обладала глубоким и важным значением, и рассказывалась не только для развлечения.




Top