Сказка о мудрой птахе и алчном купце. Сказка о мудрой птахе и алчном купце I этап

Хранители преданий рассказывают, что однажды некий купец купил у птицелова клетку с красивой пташкой. Птица была изумительно красива и стоила очень дорого. Купец надеялся произвести впечатление на друзей своим приобретением.
И вдруг по дороге пташка говорит купцу:
- Я дам тебе три мудрых совета и приумножу твое богатство. Первое наставление состоит в том, что когда человек упускает из рук благо, то не стоит об этом сожалеть и печалиться, ибо в действительности ничего никому не принадлежит. Нет абсолютной независимости, как и нет ничего, что принадлежало бы безраздельно. Второе наставление: если кто-то совершит невероятное или какое-либо чудо, то не спеши верить и полагаться на это. Мир полон иллюзий и теми, кто умеет их создавать. Ты уже успел заметить, какая я необыкновенная птица. Так вот, если я окажусь на ветке дерева, то листья превратятся в изумруды, а ветка станет золотой. И ты станешь обладателем оригинальных драгоценностей.

Глаза купца загорелись алчным огнем. Он тотчас же выпустил птицу, благо рядом, у дороги было роскошное дерево.
Отпущенная птаха взлетела повыше и прощебетала:
- Ну и глупец же ты!!! Ты поверил чуду. Но где это видано, чтобы дерево превращалось в золото, а листья в драгоценные камни? Да если бы это было возможно, птицелов никогда бы не стал продавать меня тебе. А сейчас, несмотря на мой совет, ты станешь сокрушаться и сожалеть о том, что упустил меня. Значит, и советы мои не пошли тебе на пользу. А вот и третье наставление: жадность и мудрость не совместимы.
С этими словами птичка полетела восвояси.

Рецензии

Иван Франко
перевод С.Я.Маршака

СКАЗКА О ГЛУПОСТИ

Жила на воле птичка,
Да вдруг попала в сеть.
И говорит охотник:
- Должна ты умереть!

Помилуй! - просит птичка.-
Я ростом с ноготок,
Всего комочек пуха
Да мяса на глоток.

Пусти меня на волю,
Доволен будешь сам.
Хороших три урока
Тебе за это дам.

Охотник удивился:
- Ты - пташка с ноготок.
Какой же человеку
Ты можешь дать урок?

Но ежели прибавишь
Ты мне ума чуть-чуть,
Пущу тебя на волю.
Лети в далёкий путь!

Начнём, - сказала птичка.-
Запомни мой совет.
Жалеть о том не надо,
Чего уж больше нет.

Сказал охотник: - Правда.
Разумен твой совет.
Жалеть о том не надо,
Чего уж больше нет.

Затем, - щебечет птичка, -
Не стоит ортить кровь,
Стараясь понапрасну
Вернуть былое вновь.

Сказал охотник: - Верно.
Не стоит портить кровь,
Стараясь понапрасну
Вернуть былое вновь.

Щебечет птичка: - Слушай
Последний мой совет.
Не надо верить бредням.
Чудес на свете нет.

Спасибо за науку.
Счастливого пути.
Да в сети к птицелову
Опять не залети!

Вспорхнув на ветку, птичка
Промолвила: - Дурак!
Тебя я обманула,
А ты попал впросак.

Добыча дорогая
К тебе влетела в сеть.
Из-за меня, охотник,
Ты мог разбогатеть.

В моём брюшке таится
Награда для ловца:
Алмаз крупнее вдвое
Куриного яйца!

Охотник чуть не плачет.
Бормочет: - Как же так!
Несметное богатство
Я упустил, дурак!..

Сидит на ветке птичка
Не слишком высоко.
А до неё добраться
Совсем не так легко.

Охотник, не мигая,
С неё не сводит глаз.
Вот-вот она умчится,
А вместе с ней алмаз!

Зовёт охотник: - Пташка!
Вернись ко мне скорей.
Отцом тебе я буду.
Ты - доченькой моей.

И ветку золотую
Тебе я закажу,
И в клетку золотую
Тебя я посажу!..

А птичка отвечает:
- Ты так же глуп, как был,
Все три моих урока
Сейчас же позабыл.

В награду за науку
Лететь ты мне велел,
А сам через минуту
Об этом пожалел.

Ещё я не успела
Пуститься в дальний путь,
А ты уже задумал
Прошедшее вернуть.

И веришь небылице,
Что в птице есть алмаз
Крупнее этой птицы
Во много-много раз!

Литературное чтение
Урок 76.
Тема раздела: «Сказка мудростью богата».
Тема: «Сказка о глупости» И. Франко.
Цели:
– формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– формируем умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения
аргументировать свою точку зрения;
– обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
4 1
Проверка домашнего задания.
Прослушивание и обсуждение пересказов сказки.
– Сегодня мы ознакомимся ещё с одной сказкой. Она так и называется –
«Сказка о глупости». Написал её украинский поэт Иван Франко.
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Преобразовывать информацию
из одной формы в другую:
подробно пересказывать
небольшие тексты.
2. Делать выводы в результате
совместной работы класса и
учителя.
3. Ориентироваться на развороте
учебника.
4. Находить ответы на вопросы в

© ООО «Баласс», 2012
1

II. Развитие
умений.
2 1 2 2 3 4
Работа над сказкой.
1. Работа с текстом до чтения.
1. – Рассмотрите иллюстрацию (с. 36).
– Кто герой сказки?
– С кем он разговаривает?
– Как вы думаете, почему у охотника такие удивлённые глаза?
Предположения детей.
2. Чтение заголовка, фамилии автора.
– Встречались ли вы раньше с книгами этого автора? (Иван Франко –
украинский писатель, общественный деятель, жил во второй половине XIX
– начале ХХ века. Он родился в бедной семье крестьянина­кузнеца и всю
свою жизнь был защитником бедных людей.)
– Автора мы назвали, говорили о заголовке. О ком мы ничего не сказали?
(Перевёл стихотворную сказку С.Я. Маршак.)
2. Работа с текстом во время чтения.
1. Чтение сказки учителем.
– Научила ли чему­нибудь птичка охотника?
– Кто в этой сказке носитель мудрости?
2. Чтение сказки самостоятельно.
Задача. Подумать, на сколько частей можно разделить текст сказки.
3. Чтение вслух по частям с комментариями.
1­я часть.
– Почему птичка пообещала дать именно три урока охотнику?
– Чему удивился охотник?
тексте, иллюстрациях.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и
понимать речь других.
2. Выразительно читать и
пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в
устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре и в
группах.
Регулятивные УУД
1. Определять и формулировать
цель деятельности на уроке с
помощью учителя.
2. Проговаривать последова­
тельность действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё
предположение (версию) на
основе работы с иллюстрацией
учебника.
4. Учиться работать по пред­
ложенному учителем плану.

© ООО «Баласс», 2012
2

– Как менялось намерение охотника? (Сначала он решителен и суров:
птичка должна умереть, потом удивлён и всё­таки хочет воспользоваться
её уроками.)
– Как можно озаглавить 1­ю часть? («Три урока за свободу».)
Запись заголовка в тетрадь (с. 36, задание 2).
2­я часть.
– Как вы понимаете каждый совет птички?
– Когда так говорят: не стоит портить кровь? (Не стоит переживать,
волноваться.)
– Что делал охотник, чтобы запомнить советы птички? (Он их повторял и
соглашался со всеми её советами.)
– Как вы думаете, остался доволен охотник этой наукой? Откуда это
видно? («Спасибо за науку. Счастливого пути».)
– Определите главную мысль этой части. Озаглавьте её. («Житейская
наука».)
попал впросак? (По своей оплошности очутился в
3­я часть.
– Что значит:
невыгодном, смешном положении.)
– Что особенно рассмешило вас? (Желание охотника стать отцом птичке...)
– Какова главная мысль этой части? Озаглавьте её. («Ты так же глуп, как
был...»)
– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту,
выказывали своё отношение к героям.)
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать
своё отношение к героям,
выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и целенаправленной
познавательной деятельности.

© ООО «Баласс», 2012
3

– Какое умение формировали?
ΙΙΙ
. Итог.

– Что объединяет эту сказку с прочитанными ранее? (Сказки порицают
человеческие глупость, жадность, зависть и другие пороки.)
– Кому адресованы сатирические сказки? (Советы птички полезны многим,
в них заключена житейская мудрость.)
– С каким настроением уходите с урока?
– Как бы вы сами оценили свою работу?
Ι
V. Домашнее
задание.
Прочитать выразительно любую часть сказки.
Духовно­нравственное
развитие и воспитание
1. Воспитание нравственного
чувства, этического сознания и
готовности совершать позитив­
ные поступки, в том числе
речевые.
2. Гражданско­патриотическое
воспитание.
3. Воспитание трудолюбия,
способности к познанию.
4. Воспитание здорового образа
жизни.
5. Экологическое воспитание.
6. Эстетическое воспитание.
Деятельность учащихся:
– Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения.
– Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующие темп и
тон речи.

© ООО «Баласс», 2012
4

Жила на воле птичка,

Да вдруг попала в сеть.

И говорит охотник:

Должна ты умереть!

Помилуй! - просит птичка. -

Я ростом с ноготок,

Всего комочек пуха

Да мяса на глоток.

Пусти меня на волю,

Доволен будешь сам.

Хороших три урока

Тебе за это дам.

Охотник удивился:

Ты - пташка с ноготок.

Какой же человеку

Ты можешь дать урок?;

Но ежели прибавишь

Ты мне ума чуть-чуть,

Пущу тебя на волю.

Лети в далекий путь!

Начнем, - сказала птичка. -

Запомни мой совет;

Жалеть о том не надо,

Чего уж больше нет.

Сказал охотник: - Правда.

Разумен твой совет.

Жалеть о том не надо,

Чего уж больше нет.

Затем, - щебечет птичка, -

Не стоит портить кровь,

Стараясь понапрасну

Вернуть былое вновь.

Сказал охотник: - Верно.

Не стоит портить кровь,

Стараясь понапрасну

Вернуть былое вновь.

Щебечет птичка: - Слушай

Последний мой совет:

Не верь досужим бредням.

Чудес на свете нет.

Сказал охотник: - Дельно.

Запомню твой совет.

Не надо верить бредням.

Чудес на свете нет.

Спасибо за науку.

Счастливого пути.

Да в сети к птицелову

Опять не залети!

* * *

Вспорхнув на ветку, птичка

Промолвила: - Дурак!

Тебя я обманула,

А ты попал впросак.

Добыча дорогая

К тебе влетела в сеть.

Из-за меня, охотник,

Ты мог разбогатеть.

В моем брюшке таится

Награда для ловца:

Алмаз крупнее вдвое

Куриного яйца!

Охотник чуть не плачет.

Бормочет: - Как же так!

Несметное богатство

Я упустил, дурак!..

Сидит на ветке птичка

Не слишком высоко.

А до нее добраться

Совсем не так легко.

Охотник, не мигая,

С нее не сводит глаз.

Вот-вот она умчится,

А вместе с ней алмаз!

Зовет охотник: - Пташка!

Вернись ко мне скорей.

Отцом тебе я буду.

Ты - доченькой моей.

И ветку золотую

Тебе я закажу,

И в клетку золотую

Тебя я посажу!..

А птичка отвечает:

Ты так же глуп, как был,

Все три моих урока

Сейчас же позабыл.

В награду за науку

Лететь ты мне велел,

А сам через минуту

Об этом пожалел.

Еще я не успела

Пуститься в дальний путь,

А ты уже задумал

Прошедшее вернуть.

И веришь небылице,

Что в птице есть алмаз

Крупнее этой птицы

Во много-много раз!

Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Марина Цветаева

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Гумбольдт В.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И. С. Тургенев

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Г. Лихтенберг

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Мурасаки Сикибу

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. "Болтливый мертвец"

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. "Тысяча жизней"

Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.

Тема урока : И.Франко «Сказка о глупости».
Тип урока: знакомство с новым произведением.
Цель: Достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бунеевой и О.В. Чиндиловой.
Задачи :
1. Совершенствовать предметные умения:
Аудирование (слушание)
- воспринимать на слух художественное произведение в исполнении учителя;
- определять жанр произведения.
Чтение
- предполагать содержание по заглавию;
- вести диалог с автором по ходу чтения текста: видеть прямые и скрытые авторские вопросы, прогназировать ответы, проверять себя по тексту;
- формулировать главную мысль;
- находить в тексте материал для характеристики героя.
Культура речевого общения
- высказывать и аргументировать свое отношение к прочитанному.
Культура письменной речи
- создавать письменный текст (рассуждение).
2. Формировать УУД:
- прогнозировать; осуществлять оценку результатов деятельности (Регулятивные УУД);
- с помощью учителя: формулировать познавательную цель; проводить доказательство; извлекать необходимую информацию; осознанно строить речевое высказывание (Познавательные УУД);
- задавать вопросы; с полнотой выражать свои мысли (Коммуникативные УУД);
- оценивать поступки героев (Личностные УУД);
- планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками (Коммуникативные УУД).
Оборудование:
- учебник: Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева «Литературное чтение», стр.38;
- листы для творческой работы;
- приложение 1.
Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты (предметные)

Планируемые результаты (личностные и метапредметные)

Работа с текстом до чтения (8 минут)

1.Антиципация (прогнозирование содержания)

К какому разделу учебника относятся произведения, которые мы изучаем?

К какому литературному жанру они относятся?

Откройте стр.38. Прочитайте и скажите, кто автор и как называется произведение, с которым мы сегодня познакомимся.

По заглавию, вы можете определить, произведение какого жанра мы будем читать?

Назовите приметы сказки.

Посмотрите на иллюстрацию, кто является сказочным персонажем?

Вспомните названия сказок, которые мы изучили (запись на доске названия этих сказок).

Что общего в названиях этих сказок?

(Обобщает учитель) По названиям можем предположить о том, что эти сказки могут нас научить мудрости, честности. Уже в названии заключен положительный нравоучительный момент.

А по названию новой сказки, о чем можем предположить? (На доске появляется название новой сказки).

2.Постановка цели.

Должна ли сказка учить глупости?

Скажите, возникает ли противоречие?

Какая цель урока?

Раздел называется «Сказка мудростью богата».

Это сказка.

И.Франко «Сказка о глупости».

Троекратный повтор, волшебные превращения, волшебство, говорящие животные и предметы на человеческом языке…..

Человек, птица.

«Мудрая девушка», «Мудрая дева», «Мудрый старик», «Честный мальчик».

Высказывают свое мнение.

Высказывают свое мнение.

Цель нашего урока: узнать чему учит сказка.

Определять жанр произведения.

Называть признаки сказки.

Проводить доказательство (П.УУД).

С полнотой и точностью выражать свои мысли (К. УУД).

Прогнозировать (Р.УУД).

Формировать познавательную цель (П.УУД).

Работа с текстом во время чтения (10 мин).

1.Чтение текста с использование приемов: «диалог с автором» и комментированное чтение.

Организует работу с текстом (Приложение 1).

2.Обобщающая беседа.

Наше предположение о том, что эта сказка подтвердилось?

Докажите, что эта сказка.

Какие чувства вызвал у вас охотник вначале сказки?

Объясните, почему?

Изменилось ли ваше отношение к нему и почему?

Слушают текст, следят по ходу чтения, вступают в «диалог с автором».

Троекратный повтор: три урока; птица говорит человеческим голосом; гипербола (преувеличение размеров алмаза); начало очень похожа «жила».

Называют свои чувства и объясняют. Отвечают на вопросы.

Воспринимать на слух художественное произведение в исполнении учителя. Вести диалог с помощью учителя с автором по ходу чтения текста: видеть прямые и скрытые авторские вопросы, прогнозировать ответы, проверять себя по тексту.

Высказывать и аргументировать свое отношение к прочитанному. Находить в тексте материал для подтверждения своей мысли.

Задавать вопросы (К.УУД).

Прогнозировать (Р.УУД).

С полнотой и точностью выражать свои мысли (К. УУД).

Извлекать необходимую информацию. (П.УУД).

Оценивать поступки героев (Л.УУД). С полнотой и точностью выражать свои мысли (К. УУД).

Работа с текстом после чтения (15 мин).

1.Концептуальная беседа.

Вспомним, на какой вопрос искали ответ.

Почему охотник не усвоил уроки птицы?

2.Творческое задание.

Договоритесь с партнером по парте и составьте небольшой текст-рассуждение «Надо ли читать сказки».

3.Групповая работа.

Создав мини группы (3 человека), подготовьте текс сказки к выразительному чтению по ролям на отметку.

Вспомним критерии оценивания выразительности чтения.

Прослушаем готовую группу и поставим отметку.

Чему учит сказка?

Высказывают свое мнение.

Самостоятельно распределяют функции и пишут текст на листочках 5 минут.

Самостоятельно выполняют задание, 5 минут.

Отвечают на вопрос.

Оценивают одноклассников, аргументируя свой выбор.

Формулировать главную мысль с помощью учителя.

Создавать письменный текст - рассуждение.

Извлекать необходимую информацию (П.УУД).

Осознанно строить речевое высказывание (П.УУД).

Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, посредством распределения функций. Управлять поведением партнера (оценка и коррекция его действий) (К.УУД).

Рефлек-сия (7 минут).

Какое новое произведение сегодня изучили?

Я понял о том, что…

Меня удивило…

Мне захотелось…

«Сказка о глупости».

Выполняют устно самостоятельно и желающие проговаривают свои предложения.

Осуществлять оценку результатов деятельности (Р.УУД)

Осознанно строить речевое высказывание (П.УУД)




Top