Сказка о мудрой птахе и алчном купце. Сказка о мудрой птахе и алчном купце Использованные публицистика и материалы

Тема урока : И.Франко «Сказка о глупости».
Тип урока: знакомство с новым произведением.
Цель: Достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бунеевой и О.В. Чиндиловой.
Задачи :
1. Совершенствовать предметные умения:
Аудирование (слушание)
- воспринимать на слух художественное произведение в исполнении учителя;
- определять жанр произведения.
Чтение
- предполагать содержание по заглавию;
- вести диалог с автором по ходу чтения текста: видеть прямые и скрытые авторские вопросы, прогназировать ответы, проверять себя по тексту;
- формулировать главную мысль;
- находить в тексте материал для характеристики героя.
Культура речевого общения
- высказывать и аргументировать свое отношение к прочитанному.
Культура письменной речи
- создавать письменный текст (рассуждение).
2. Формировать УУД:
- прогнозировать; осуществлять оценку результатов деятельности (Регулятивные УУД);
- с помощью учителя: формулировать познавательную цель; проводить доказательство; извлекать необходимую информацию; осознанно строить речевое высказывание (Познавательные УУД);
- задавать вопросы; с полнотой выражать свои мысли (Коммуникативные УУД);
- оценивать поступки героев (Личностные УУД);
- планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками (Коммуникативные УУД).
Оборудование:
- учебник: Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева «Литературное чтение», стр.38;
- листы для творческой работы;
- приложение 1.
Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты (предметные)

Планируемые результаты (личностные и метапредметные)

Работа с текстом до чтения (8 минут)

1.Антиципация (прогнозирование содержания)

К какому разделу учебника относятся произведения, которые мы изучаем?

К какому литературному жанру они относятся?

Откройте стр.38. Прочитайте и скажите, кто автор и как называется произведение, с которым мы сегодня познакомимся.

По заглавию, вы можете определить, произведение какого жанра мы будем читать?

Назовите приметы сказки.

Посмотрите на иллюстрацию, кто является сказочным персонажем?

Вспомните названия сказок, которые мы изучили (запись на доске названия этих сказок).

Что общего в названиях этих сказок?

(Обобщает учитель) По названиям можем предположить о том, что эти сказки могут нас научить мудрости, честности. Уже в названии заключен положительный нравоучительный момент.

А по названию новой сказки, о чем можем предположить? (На доске появляется название новой сказки).

2.Постановка цели.

Должна ли сказка учить глупости?

Скажите, возникает ли противоречие?

Какая цель урока?

Раздел называется «Сказка мудростью богата».

Это сказка.

И.Франко «Сказка о глупости».

Троекратный повтор, волшебные превращения, волшебство, говорящие животные и предметы на человеческом языке…..

Человек, птица.

«Мудрая девушка», «Мудрая дева», «Мудрый старик», «Честный мальчик».

Высказывают свое мнение.

Высказывают свое мнение.

Цель нашего урока: узнать чему учит сказка.

Определять жанр произведения.

Называть признаки сказки.

Проводить доказательство (П.УУД).

С полнотой и точностью выражать свои мысли (К. УУД).

Прогнозировать (Р.УУД).

Формировать познавательную цель (П.УУД).

Работа с текстом во время чтения (10 мин).

1.Чтение текста с использование приемов: «диалог с автором» и комментированное чтение.

Организует работу с текстом (Приложение 1).

2.Обобщающая беседа.

Наше предположение о том, что эта сказка подтвердилось?

Докажите, что эта сказка.

Какие чувства вызвал у вас охотник вначале сказки?

Объясните, почему?

Изменилось ли ваше отношение к нему и почему?

Слушают текст, следят по ходу чтения, вступают в «диалог с автором».

Троекратный повтор: три урока; птица говорит человеческим голосом; гипербола (преувеличение размеров алмаза); начало очень похожа «жила».

Называют свои чувства и объясняют. Отвечают на вопросы.

Воспринимать на слух художественное произведение в исполнении учителя. Вести диалог с помощью учителя с автором по ходу чтения текста: видеть прямые и скрытые авторские вопросы, прогнозировать ответы, проверять себя по тексту.

Высказывать и аргументировать свое отношение к прочитанному. Находить в тексте материал для подтверждения своей мысли.

Задавать вопросы (К.УУД).

Прогнозировать (Р.УУД).

С полнотой и точностью выражать свои мысли (К. УУД).

Извлекать необходимую информацию. (П.УУД).

Оценивать поступки героев (Л.УУД). С полнотой и точностью выражать свои мысли (К. УУД).

Работа с текстом после чтения (15 мин).

1.Концептуальная беседа.

Вспомним, на какой вопрос искали ответ.

Почему охотник не усвоил уроки птицы?

2.Творческое задание.

Договоритесь с партнером по парте и составьте небольшой текст-рассуждение «Надо ли читать сказки».

3.Групповая работа.

Создав мини группы (3 человека), подготовьте текс сказки к выразительному чтению по ролям на отметку.

Вспомним критерии оценивания выразительности чтения.

Прослушаем готовую группу и поставим отметку.

Чему учит сказка?

Высказывают свое мнение.

Самостоятельно распределяют функции и пишут текст на листочках 5 минут.

Самостоятельно выполняют задание, 5 минут.

Отвечают на вопрос.

Оценивают одноклассников, аргументируя свой выбор.

Формулировать главную мысль с помощью учителя.

Создавать письменный текст - рассуждение.

Извлекать необходимую информацию (П.УУД).

Осознанно строить речевое высказывание (П.УУД).

Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, посредством распределения функций. Управлять поведением партнера (оценка и коррекция его действий) (К.УУД).

Рефлек-сия (7 минут).

Какое новое произведение сегодня изучили?

Я понял о том, что…

Меня удивило…

Мне захотелось…

«Сказка о глупости».

Выполняют устно самостоятельно и желающие проговаривают свои предложения.

Осуществлять оценку результатов деятельности (Р.УУД)

Осознанно строить речевое высказывание (П.УУД)

Хранители преданий рассказывают, что однажды некий купец купил у птицелова клетку с красивой пташкой. Птица была изумительно красива и стоила очень дорого. Купец надеялся произвести впечатление на друзей своим приобретением.
И вдруг по дороге пташка говорит купцу:
- Я дам тебе три мудрых совета и приумножу твое богатство. Первое наставление состоит в том, что когда человек упускает из рук благо, то не стоит об этом сожалеть и печалиться, ибо в действительности ничего никому не принадлежит. Нет абсолютной независимости, как и нет ничего, что принадлежало бы безраздельно. Второе наставление: если кто-то совершит невероятное или какое-либо чудо, то не спеши верить и полагаться на это. Мир полон иллюзий и теми, кто умеет их создавать. Ты уже успел заметить, какая я необыкновенная птица. Так вот, если я окажусь на ветке дерева, то листья превратятся в изумруды, а ветка станет золотой. И ты станешь обладателем оригинальных драгоценностей.

Глаза купца загорелись алчным огнем. Он тотчас же выпустил птицу, благо рядом, у дороги было роскошное дерево.
Отпущенная птаха взлетела повыше и прощебетала:
- Ну и глупец же ты!!! Ты поверил чуду. Но где это видано, чтобы дерево превращалось в золото, а листья в драгоценные камни? Да если бы это было возможно, птицелов никогда бы не стал продавать меня тебе. А сейчас, несмотря на мой совет, ты станешь сокрушаться и сожалеть о том, что упустил меня. Значит, и советы мои не пошли тебе на пользу. А вот и третье наставление: жадность и мудрость не совместимы.
С этими словами птичка полетела восвояси.

Рецензии

Иван Франко
перевод С.Я.Маршака

СКАЗКА О ГЛУПОСТИ

Жила на воле птичка,
Да вдруг попала в сеть.
И говорит охотник:
- Должна ты умереть!

Помилуй! - просит птичка.-
Я ростом с ноготок,
Всего комочек пуха
Да мяса на глоток.

Пусти меня на волю,
Доволен будешь сам.
Хороших три урока
Тебе за это дам.

Охотник удивился:
- Ты - пташка с ноготок.
Какой же человеку
Ты можешь дать урок?

Но ежели прибавишь
Ты мне ума чуть-чуть,
Пущу тебя на волю.
Лети в далёкий путь!

Начнём, - сказала птичка.-
Запомни мой совет.
Жалеть о том не надо,
Чего уж больше нет.

Сказал охотник: - Правда.
Разумен твой совет.
Жалеть о том не надо,
Чего уж больше нет.

Затем, - щебечет птичка, -
Не стоит ортить кровь,
Стараясь понапрасну
Вернуть былое вновь.

Сказал охотник: - Верно.
Не стоит портить кровь,
Стараясь понапрасну
Вернуть былое вновь.

Щебечет птичка: - Слушай
Последний мой совет.
Не надо верить бредням.
Чудес на свете нет.

Спасибо за науку.
Счастливого пути.
Да в сети к птицелову
Опять не залети!

Вспорхнув на ветку, птичка
Промолвила: - Дурак!
Тебя я обманула,
А ты попал впросак.

Добыча дорогая
К тебе влетела в сеть.
Из-за меня, охотник,
Ты мог разбогатеть.

В моём брюшке таится
Награда для ловца:
Алмаз крупнее вдвое
Куриного яйца!

Охотник чуть не плачет.
Бормочет: - Как же так!
Несметное богатство
Я упустил, дурак!..

Сидит на ветке птичка
Не слишком высоко.
А до неё добраться
Совсем не так легко.

Охотник, не мигая,
С неё не сводит глаз.
Вот-вот она умчится,
А вместе с ней алмаз!

Зовёт охотник: - Пташка!
Вернись ко мне скорей.
Отцом тебе я буду.
Ты - доченькой моей.

И ветку золотую
Тебе я закажу,
И в клетку золотую
Тебя я посажу!..

А птичка отвечает:
- Ты так же глуп, как был,
Все три моих урока
Сейчас же позабыл.

В награду за науку
Лететь ты мне велел,
А сам через минуту
Об этом пожалел.

Ещё я не успела
Пуститься в дальний путь,
А ты уже задумал
Прошедшее вернуть.

И веришь небылице,
Что в птице есть алмаз
Крупнее этой птицы
Во много-много раз!

Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Марина Цветаева

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Гумбольдт В.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И. С. Тургенев

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Г. Лихтенберг

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Мурасаки Сикибу

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. "Болтливый мертвец"

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. "Тысяча жизней"

Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.

Главная > Урок

Урок чтения.

Тема: И.Я. Франко «Сказка о глупости».

(перевод с украинского С. Я. Маршака).

Цель:1)Ознакомить со сказкой И. Я. Франко «Сказка о глупости». 2) Научить детей работать с текстом: а) Делить текст на смысловые части. б) Озаглавливать. в) Выделять главную мысль. г)Научить видеть, что является главной ценностью каждого народа. д) Работать над выразительностью чтения. 3)Воспитывать любовь к чтению. Ход урока.

Оргмомент.

Здравствуйте, ребята! Нацеливание на урок. Проверка наличия пенала, тетради по чтению и ученика.

Сообщение темы урока.

(На доске).Сегодня на уроке мы ознакомимся с новой сказкой украинского писателя И.Я. Франко « Сказка о глупости». Прошу открыть учебники на (С. 38)

Работа по учебнику.

1)У. Рассмотрим иллюстрацию! Как вы думаете кто герой сказки? Д. Охотник. У. Обратите внимание на национальный костюм. Чем отличается рубашка? Д.Украинским узором. У. Правильно, ребята. Автор нашей сказки украинский писатель И. Я. Франко. О нем небольшое сообщение подготовила Агеева Юля. Давайте послушаем. И.Я. Франко родился в с. Нагуевичи, ныне с Ивано-Франково. Дрогобычского района Львовской области, родился в семье кузнеца. Окончил гимназию в Дрогобыче.В 1875 поступил на философа Львовский университет. Писать начал еще в гимназии в студенческие годы. В 1905-1907г. И. Франко главное внимание уделял литературному творчеству, переводам (с русского, польского, немецкого, английского, французкого, ческого, словацкого языков; переводил Г. Гейнэ, У. Шекспира, А.С.Пушкина.) Лучшие произведения переведены на многие языки народов. Львове открыт литературный музей И.Я.Франко. Его быт, его книги, рукописи.) У. А кто нам перевел на русский язык наше произведение? Д. С.Я.Маршак. У. А какие его произведения вам известны? Д. … У. С.Я.Маршак родился в 1887г. Мир его стихов прекрасен. Веселые, умные, добрые, правдивые, очень нужные стихи и сказки, песни воспевают (Восхваляют) отвагу мастеров, высмеивают лентяев трусов, жадных, помогают увидеть себя со стороны, вовремя заметить свои недостатки и исправить их. Вот одно из произведений, что было близко ему по жанру. (Обращаю внимание на тему урока). У. Подумайте о чем будет сказка? Д. О глупости. У. Давайте проверим ваше предположение, но прежде уточним значение выражении, с которыми столкнемся при чтений. Словарная работа . Не верь досужим бредням- разговорам от безделья. Надосуге в свободное время. Попал в просак- очутился в невыгодном смешном положений Таится в брюшке награда для ловца- прячется, скрывается в животе награда для того, кто поймает. Несметное богатство- огромное количество, неисчислимое. Не стоит портить кровь- не стоит переживать, волноваться. Первичное чтение учителем. У.Оправдалось ли ваше предположение? Кто же выступает глупым героем в сказке? Д. Охотник. У. Почему? Докажите? Д. Он не усвоил уроки птички. У. Кто носитель мудрости? Д. Птичка (Она сумела освободиться своей хитростью и умом от глупого охотника). У. Какие события происходят между ними? У. Данная сказка о мудрости и глупости, а что в сказке еще царит мы узнаем из ф/м. по стихотворению Юнна Мориц « Песенка про сказку». Сказка по лесу идет- Сказку за руку ведет, Из реки выходит сказка Из трамвая! Из ворот! Ух, за мной и за тобой Сказки бегают гурьбой. Обожаемые сказки- Слаще ягоды любой! В сказке солнышко горит, Справедливость в ней царит! Сказка умница и прелесть! Ей повсюду путь открыт. 5. Продолжим путь нашей сказки. Попробуем разделить на смысловые части, используя нужные интонации. Н/Д. Охотник.(Сурово, удивленно, заинтересованно. Согласия, благодарности, чувство досады, ложные обещания). Птичка (жалобно, просяще, твердо со знанием того что говорит, с усмешкой, С укоризной). Слова автора: «Охотник чуть не плачет, с нее не сводит глаз, зовет охотник…» 1ч.У. После чтения первой части. У. Что же случилось с птичкой? Д. Попала в сеть. У. Как угрожает охотник птице? Д.(читают отрывок из книги) «Должна ты умереть!» У. О чем умоляет птичка? Д. О свободе. У. Что обещает птичка за свободу? Д. Дать три дельных совета. У. Как можно озаглавит эту часть? (Если птичка еще в руках охотника). 1ч. Птичка в неволе.(запишем в тетрадь на с. 36). 2ч. Как вы понимаете каждый совет птички? Д. (Обобщаю ответы). У. Что делал охотник, чтобы запомнить советы птички? Д.Он их повторял и соглашался со всеми ее советами. У. Как вы думаете, остался охотник доволен этой наукой? Откуда это видно? Д. (читают отрывок). «Спасибо за науку…» У. Как можно озаглавить эту часть? 2ч. Три совета за свободу. У. Что вас рассмешило? Д. Желание стать отцом. У. Почему он хотел им стать? Д. Он хотел разбогатеть. У. Правильно, он думал о драгоценном камне в ее брюшке. На самом ли деле алмаз в брюшке птички был? Д. Нет. У. А для чего птичка решила обмануть охотника? Д. Чтобы проверить усвоения советов. У. Как можно озаглавить эту часть? 3ч Проверка усвоения советов. Птичкин экзамен. У. Усвоил ли охотник урок? Д. Нет. У.Как можно озаглавить эту часть?(используйте обращение птички.) 4ч. Ты так же глуп как был. У.Обратите внимание на следующее задание по тетради. Сделайте вывод и запишите. Каким был охотник? (Выберите слова написанные для охотника и для птички.) Охотник - глупый, простодушный, несмышленый, неразумный, темный. Птичка – мудрая, умная, толковая, рассудительная. У. Чему учит сказка? Что вы уяснили для себя из сказки? Д. Не быть таким наивным, как охотник. У. что высмеивает автор в лице охотника? Д. Глупость. У. Правильно, ребята! Для того, чтобы нам не допускать таких же глупых ошибок создана людьми очень много бытовых сказок и пословиц. Вот один из них: « Говори мало, слушай много, а думай еще больше.» У. Как вы понимаете эту сказку? Д.(обобщаю ответы детей.) У. Чем эта пословица подходит для нашей сказки? У. Кому бы вы посоветовали такую сказку? Д. Охотнику. У. Чем наша сказка отличается от предыдущих? Как написано?(В какой форме?)Соблюдаются ли все признаки сказки? Д. В стихотворной. У. Правильно, в сказке очень много диалогов и монологов. Диалог- разговор двух или более лиц. Монолог- развернутое высказывание одного действующего лица или автора. Перед вами выставка книг марийских писателей, где сказки написаны в стихотворной форме. У. В стихотворений, что нужно соблюдать? Д. Выразительность. У. Домашнее задание. Подготовиться к выразительному чтению по ролям. С 38-41. Оценить работу детей. Спасибо за внимание. Урок окончен.

Самоанализ

1.В классе 24 ученика, 12мальчиков, 12 девочек. Класс работоспособный вцелом, но есть дети пассивные. В основном среднего уровня развития. Тема урока: «Сказка о глупости.» Урок традиционный. Главная цель: Научить ребенка работать с текстом по учебнику. Чтобы ребенок1)мог продумать в ходе чтения смысл каждого слова.2)задавать и отвечать на вопросы по тексту.3)анализировать, делать элементарные выводы и обобщения.4)научиться читать прежде всего для себя, а значит научить понимать чужие мысли. Использовала три этапа.

    До начала чтения.
Цель- умение предполагать содержание. 1.(использование иллюстрации). 2.Читают фамилию автора (об авторе). 3.Заглавие.
    Работа с текстом во время чтения.
Цель- достижение понимания текста на уровне понимания. Словарная работа. 1.Чтение учителем. Проверка предположения, которое было в начале урока. 2.деление текста на части с комментариями. 3.вопросы учителя по ходу чтения. Поиск ответов по учебнику. 4.Задается уточняющий вопрос к фрагменту текста (озаглавливание). Работа с текстом после чтения. Цель-достижение понимания на уровне смысла. Вывод: В ходе урока соблюдены все правила работы с учебником. Обобщения: Соответствует ли название содержанию; иллюстрация? Что хотел автор сказать своим предположением? Что высмеивает?


Top