Сказка про расстроенные музыкальные инструменты. Сказка о музыке

Сказки, рассказы о музыке и музыкантах.

Мальчик лежал в кровати и прислушался. Нет, ещё рано. В доме не спали. Заплакала шестимесячная Кристина и Инга, жена брата, принялась укачивать её, что-то напевая. Какая красивая мелодия. Раньше Иоганн её не слышал. Может, Инга сама сочинила. И поёт хорошо. Так нежно-нежно. Надо будет эту мелодия завтра подобрать на скрипке.

Иоганн вспомнил, что когда он был совсем маленький, мама тоже ему пела перед сном. И тоже очень нежно. У них в семье все хорошо поют. Слёзы навернулись на глаза. Как плохо жить без мамы. Он вытер глаза и сел, подложив под спину подушку. Только бы не заснуть. Так, иногда, уже случалось.
Нет, он не заснёт. Вчера он нашёл в шкафу брата замечательную музыку и сегодня надо будет её переписать до конца. Как зовут этого композитора? Кажется Пахельбель. Почему брат не хочет, чтобы он играл его музыку? Такую красивую. Непонятно. Если бы папа был жив, он бы ему разрешил. Но папа тоже умер в прошлом году.

Как хорошо было раньше, - думал Иоганн,- когда были живы папа и мама. Брат тоже, конечно, заботится о нём, но всё стало совсем не так, как было раньше.
Иоганн прислушался. Кажется стало тихо. Все заснули. Можно было начинать. Мальчик тихонько встал, стараясь чтобы не скрипела кровать и подошёл к шкафу. Он был, как и всегда закрыт на ключ, но мальчик уже давно научился его открывать.

Дверцы были старые и шатались на петлях. Достаточно было одну дверцу поднять вверх и слегка пошевелить, как шкаф открывался. Надо только было потом не забыть и аккуратно поставить дверцы на места, чтобы брат утром не заметил.

Иоганн достал ноты, нотную бумагу, гусиное перо, чернила и сел за стол возле окна. Ночь был лунная, на небе ни облачка и ноты сегодня видно хорошо. Свечи, конечно, были в доме, но зажигать их было нельзя. Брат сразу бы заметил. Мальчик писал и погружался в музыку. Она звучала у него в голове, окружала, захватывала его и, наверно, потому писать не было скучно.

Ночные переписывания нот длились уже почти полгода. Мальчик не высыпался, у него болели глаза от напряжения, иногда он засыпал в школе прямо на уроке, но каждую ночь его тянуло к этой музыке снова и снова. Неожиданно открылась дверь и в комнату вошёл Рудольф. Мальчик вздрогнул и по нотам расползлась большая клякса.

Иоганн, ты что делаешь? Почему не спишь?- брат подошёл ближе. Увидел открытый шкаф и всё понял. - Я же запретил тебе играть эту музыку. Тут нет ни мелодии, ни смысла. Эта музыка нарушает все правила гармонии. Если ты будешь её играть, из тебя не получится хороший музыкант. И папа, если бы он был жив, со мной бы согласился.

Нет, папа бы мне разрешил, - у мальчика на глазах выступили слёзы и он еле сдерживался, чтобы не расплакаться.- Не забирай ноты, Рудольф. Я прошу тебя. Это хорошая музыка. Я тоже буду, когда вырасту писать такую музыку и даже ещё лучше.

Ладно, утром поговорим. А сейчас иди спать, болтун. Завтра сделаю у шкафа новый замок.

Как мы знаем, Рудольф оказался не прав. Иоганн Себастьян стал великим композитором и, действительно, стал писать музыку лучше, чем его современники.

Лев Мадорский. Анатолий Зак

Звездная флейта

(притча для чтения и обсуждения с детьми родителями)

Тихо ночью в музыкальном магазине. Спит важный черный рояль. Спят гулкие барабаны и звонкие тарелки. Спят скрипочки в своих бархатных футлярах. Не спит только старая флейта. Однажды хозяин музыкального магазина забыл закрыть форточку на ночь. Любопытная звездочка случайно залетела в магазин через открытую форточку и спряталась в старой флейте. С тех пор по ночам старая флейта еле слышно, чтобы не будить музыкальные инструменты, напевает звездную музыку. Днем флейта, конечно, молчит, и никто не знает, что старая флейта получила звездный голос.

С утра мальчик - слуга аккуратно протирает пыль. Когда он дотрагивается до старой флейты, она тихонько звенит. Больше всего на свете мальчик мечтает купить эту чудесную флейту.

- Дзинь! - звякнул колокольчик у входа, и в магазин вошел старик.

Проходите, рады вас видеть. Что желаете? - любезно произнес хозяин магазина, увидев богато одетого покупателя.

- Пока ничего, я посмотрю и подумаю, - сухо ответил старик.

С тех пор богатый старик стал приходить в магазин каждый день. С детства он мечтал научиться играть на флейте, но вместо этого всю жизнь работал директором фабрики, которую передал ему отец. Ему казалось, что поздно учиться музыке в таком возрасте, однако, каждый день его неудержимо влекло в музыкальный магазин.

Однажды хозяин магазина отлучился, и богач спросил мальчика слугу:

- Ты умеешь играть на флейте?

Что вы, господин, у меня есть только деревянная дудочка. Хотите, я вам сыграю на ней? - предложил мальчик. Дудочка заиграла веселую песенку, и старая флейта тихонько вторила ей.

- Отлично! Теперь попробуй сыграть вот на этой флейте, - попросил старик.

Мальчик поднес старую флейту к губам, и полилась сверкающая, переливчатая музыка, словно все звезды зазвенели и засмеялись в вышине. Богатый человек был удивлен и очарован, но мальчик был удивлен не меньше.

- Это не я, - прошептал он, - флейта сама играет, наверно, она волшебная.

Старик тут же купил старую флейту, заплатив за нее втридорога, и вечером отправился к учителю музыки.

К своему удивлению он встретил там мальчика из музыкального магазина, который умолял:

Господин учитель, пожалуйста, дайте мне хотя бы один урок, а на следующей неделе я принесу Вам еще десять грошей.

Десять медных грошей мало за один урок, мальчик, - мягко отвечал учитель. - Я же объяснил тебе, что моя дочка больна, и мне нужны деньги для доктора.

Учитель, я дам Вам десять золотых монет, если Вы научите меня играть на этой флейте, - перебил мальчика богатый старик.

Проходите, пожалуйста, - поклонился учитель богачу. - Я согласен Вас учить, если Вы заплатите вперед. А ты, дружок, - обратился он к мальчику, - приходи попозже, когда моя дочка выздоровеет, и у тебя накопится больше грошей.

Получив десять золотых монет, учитель старался изо всех сил. Он отменил все остальные уроки и целыми днями занимался с одним богатым человеком. Прошел первый урок, второй..., десятый, но ничего не получалось. Где та волшебная мелодия? Богатый человек смог извлечь из флейты только нескольких фальшивых звуков. Он упражнялся часами, но все было напрасно. Однажды ночью он долго пытался сыграть хотя бы самую простую мелодию, но, не добившись результата, грустный лег спать. Вдруг ему почудилось, что он слышит ту самую переливчатую музыку, которая так поразила его в магазине. Богатый человек привстал и увидел, прекрасную женщину в синем платье со звездами. Она играла на его флейте.

- Кто ты? - прошептал старик, завороженный музыкой флейты.

Синие глаза строго посмотрели на богача, и переливчатый голос зазвенел:

- Я Фея Музыки. Только человек с добрым сердцем может играть на волшебной флейте.

Богатый человек вскочил с дивана, но видение в тот же миг исчезло. Всю ночь думал старик о словах Феи. Утром он побежал в музыкальный магазин.

Собирайся, - сказал он мальчику, - тебе надо учиться, а не вытирать пыль. Ты талантливый музыкант. Я обо всем договорюсь и заплачу за твою учебу.

Богач устроил мальчика в музыкальное училище, а затем отправился к учителю музыки.

Извините меня, учитель, - сказал он, - я заставлял вас давать мне уроки, хотя знал, что ваша дочка тяжело больна. Отныне уроков не будет, пока она не выздоровеет. А на ее лечение примите вот этот кошелек.

“Наконец-то моя флейта заиграет”, - думал богач, возвращаясь домой. Каково же было его разочарование, когда у него снова ничего не получилось. В этот момент в дверь постучали, и вошел мальчик из музыкального магазина.

- Дорогой господин, - сказал мальчик, сияя, - я сочинил для вас песенку и хочу сыграть вам ее на моей дудочке.

Богатый человек протянул мальчику флейту:

- Лучше исполни свою песенку вот на этой флейте.

Мальчик поднес старую флейту к губам, и полилась сверкающая, переливчатая музыка, словно все звезды засмеялись в вышине.

Когда музыка смолкла, богатый человек сказал:

- Возьми себе эту флейту, мальчик. Она тебе больше подходит.

- Что вы, господин. Я не могу взять такой дорогой подарок, - прошептал мальчик.

Тогда давай меняться. Ты мне дашь свою дудочку, а я тебе - флейту, - предложил богач и почти насильно, вложил мальчику в руки флейту.

Мальчик ушел, не чуя ног под собой от счастья.

Поздно вечером, собираясь спать, богач взял с дивана деревянную дудочку мальчика, поднес дудочку к губам и полилась прелестная, журчащая песенка.


Вопросы и задания к сказке (для детей и родителей):

· Почему в руках богатого человека флейта теряла свой звездный голос?

  • Зависит ли то, как человек играет на музыкальном инструменте, от его характера?
  • Как вы думаете, станет ли мальчик из сказки настоящим музыкантом?
  • Послушайте в течение нескольких минут музыку флейты. После этого попробуйте нарисовать эту музыку.
  • Чем звучание флейты отличается от звучания других музыкальных инструментов?
  • Как вы думаете, что произойдет с богатым человеком после этого случая? Придумайте продолжение этой сказки.
  • Представьте, что маленькие звездочки спрятались в разных музыкальных инструментах. Чем инструменты со звездочками внутри отличаются от простых музыкальных инструментов?
  • На каком музыкальном инструменте вы мечтаете научиться играть?

А.Лопатина, М. Скребцова /из "Волшебный мир музыки"

ГИМН МУЗЫКЕ

(по В.Вакенродеру)

Музыка — это, безусловно, последняя тайна веры,
мистика, религия, данная в откровении.

Когда я искренно наслаждаюсь тем, как из безмолвной пустоты внезапно сама по себе вырывается прекрасная вереница звуков, возносится жертвенным дымом, парит в воздухе, а потом снова опускается на землю, — тогда в моей душе возникает, тесня друг друга, так много новых чудесных образов, что я не могу прийти в себя от блаженства.

То представляется мне музыка птицей Феникс, которая, услаждая себя, легко и смело взмывает ввысь, гордо возносится туда, где ей привольно, и радует богов и людей размахом своих крыл. — То представляется мне музыка ребенком, спящим в гробу, — розовый солнечный луч ласково принимает его отлетающую душу, и, перенесясь в эфир небесный, она наслаждается золотыми каплями вечности и обнимает прообразы прекраснейших человеческих снов. — А то, — какая огромная масса образов! — представляется мне музыка совершенным подобием нашей жизни — до боли короткая радость, из ничего возникающая и возвращающаяся в ничто, которая рождается и умирает бог весть зачем: маленький веселый зеленый островок, с солнечным светом, песнями и плясками, затерянный в темном бездонном океане...

Воистину, радоваться звукам, чистым звукам — это невинное, трогательное наслаждение! Детская радость! — Когда другие оглушают себя беспокойной деятельностью и, окруженные, словно полчищами диковинных ночных птиц или ядовитых насекомых, жужжащим роем суетных мыслей, наконец, падают в изнеможении — я погружаюсь в священный утоляющий источник звуков, и богиня-исцелительница вновь вливает в меня невинность детства, так что я смотрю на мир новыми глазами и растворяюсь в радостном примирении с окружающим. — Когда другие ссорятся из-за выдуманных ими самими причуд, или предаются мучительной игре ума, или в одиночестве вынашивают уродливые мысли, которые, подобно мифическим воинам, в отчаянии пожирают самих себя, — о, тогда я закрываю глаза, дабы не видеть этой всеобщей борьбы, и тихо удаляюсь в страну музыки, в страну веры, где все наши сомнения и страдания теряются в звучащем море, где мы забываем людской гомон, где у нас не кружится голова от пустой болтовни, от путаницы букв и иероглифов и где сразу легким прикосновением врачуется весь страх нашего сердца.

Но каким образом? Там ответят нам на наши вопросы? Там откроются нам тайны? — О нет! Вместо ответов и откровений нам покажут веселые, прекрасные воздушные картины, глядя на которые мы успокоимся, сами не зная отчего; и вот уже с храброй уверенностью бродим мы по неизвестной стране, мы приветствуем и обнимаем, как друзей, незнакомых нам духов, и все непонятное, что теснило наши сердца и что есть болезнь рода человеческого, исчезает, и душа наша исцеляется созерцанием чудес, еще гораздо более непонятных и возвышенных. И тогда человеку хочется воскликнуть: «Вот оно, то, чего я искал! Наконец-то я нашел это! Теперь мне весело и радостно!»

Такова прекраснейшая и удивительнейшая картина, в какой я могу представить музыку, хотя многие назовут все это пустыми мечтаниями.

САМОЕ ПРЕКРАСНОЕ ИЗОБРЕТЕНИЕ

И.Гете

Величие искусства сильнее всего
проявляется в музыке.
В музыке нет ничего материального;
это чистая форма,
возвышающая и облагораживающая все,
что поддается ее выражению.

Для того, чтобы сохранять наши чувства, было сделано много прекрасных изобретений, и так возникли все изящные искусства. Но музыку я считаю самым чудесным из всех этих изобретений, потому что она описывает человеческие чувства сверхчеловеческим языком, ибо она показывает все движения нашей души в невещественном виде, вознося их над нашими головами в золотых облаках эфирных гармоний, ибо она говорит на языке, которого мы не знаем в нашей обыденной жизни, которому учились невесть где и как и который кажется языком одних лишь ангелов.

Это единственное искусство, которое сводит все разнообразные и противоречивые движения нашей души к одним и тем же прекрасным мелодиям, которое говорит о радости и горе, об отчаянии и благоговении одинаково гармоническими звуками. Поэтому музыка пробуждает в нас истинную ясность духа, которая есть прекраснейшее сокровище, доступное смертному, — я имею в виду ту ясность духа, при котором все в мире представляется нам естественным, истинным и добрым, при которой мы находим прекрасный смысл в самом диком людском хаосе, при которой мы с чистым сердцем ощущаем все существа родными и близкими нам и, подобно детям, смотрим на мир как бы сквозь пелену приятной мечты.


Вопросы и задания

Под музыку прочитайте эти отрывки.

Согласны ли вы с тем, что музыка является самым прекрасным изобретением?

Какими именами Вакенродер описывает музыку? Какие описания и определения музыки в этих отрывках понравились вам больше всего и почему?

Напишите свой гимн музыке.

ГИМН НЕБЕСНОЙ МУЗЫКЕ

А.Сталь

Музыка оживляет в нас сознание
наших душевных способностей.
Звуки ее окрыляют нас
на благородные усилия.

Где найти слова, дабы объяснить ту силу, которая имеет над нашими сердцами небесная музыка с ее полнозвучными аккордами, с ее обворожительными созвучиями? Она прямо входит к нам в душу, утоляя ее своим небесным дыханием. О, как быстро возвращаются к нам в это мгновение воспоминания обо всем испытанном когда-то блаженстве, как поднимаются навстречу прекрасной гостье все благородные чувства, все возвышенные мысли! Как скоро, подобно волшебным семенам, пускают в нас корни звуки, и вот они уже растут, согреваемые незримыми пламенными силами, и вот уже в нашей душе шелестит дубрава с тысячей удивительных цветов, с непостижимо причудливыми красками, а в листве дерев резвятся и играют наше детство и наше еще более отдаленное прошлое. Цветы приходят в движение и водят веселые хороводы, краски сверкают тысячекратным блеском, и весь этот свет, искристость, дождь лучей рождают новый блеск и новые лучи. И кто же, растворившись в этих пучинах сладострастия, с душой, превратившейся в нечто, для чего у нас нет ни слов, ни мыслей, что само по себе есть все, есть высшее блаженство, — о, кто станет тогда еще оглядываться на жизненные тяготы, кто не последует за потоком, который с кроткой, но непреодолимой силой влечет нас... туда, туда?

Что же это такое, сильнейшее, нежели все законы, нежели разум и вся философия, что столь мощно обращается к нашей душе? Как описать могущество, которое словно зажигательное стекло, соединяет всю силу многочисленных лучей в одной точке и так производит удивительнейшее?

Музыка могущественно побуждает в нашей груди любовь к человеку и к миру, она внушает нам терпимость к нашим злейшим врагам, и наше просветленное сердце слышит лишь победную песнь своего Божественного преображения, заглушающую все жалобы, всю брань, все жалостные речи...

Что же может быть более достойно удивления, чем это чудо, когда благодаря усилиям и умению смертных в тишине вдруг являются незримые духи, которые обступают наше сердце и покоряют его наслаждением и блаженством? И когда мы радостно отвращаем взор от убогой повседневности, которая порой теснит и душит нас, подобно стенам темницы, — новая страна, райская обитель, с цветами и прекрасными деревьями и золотыми фонтанами простирается над нашими головами. — Она подобна блаженному острову в бурном океане. Словно бы солнечный закат вдруг сгустился в плотное телесное вещество, и поднимает нас на своих облаках, и окружает нас светлейшими лучами, и так легко и привольно нам гулять по лазури, там мы находим свой дом в багряном сиянии, своих друзей в светлых облаках; и все, что было нам мило и дорого, улыбается нам навстречу в зримых обличьях.

Где найти мне слова, чтобы достойно прославить тебя, небесное искусство? Я чувствую, что здесь слова еще более бессильны, нежели при всех прочих видах искусства. Как мне соединить все богатство образов, всю дерзновенность и смелый полет языка, дабы искренне высказать то, что говорит мне мое глубочайшее чувство?


Вопросы и задания

Представьте, что к вам в дом вошла прекрасная гостья-музыка. Как вы ее встретите? Что вы предпримите, чтобы она осталась у вас как можно дольше? Какой дар вы ей преподнесете?

Постарайтесь вспомнить, слушая музыку, самые счастливые мгновения своей жизни. Нарисуйте музыку этих мгновений.

В чем, по-вашему мнению, заключается могущество музыки?

Согласны ли вы с тем, что музыка — самое могущественное на земле искусство?

ЗВУЧАНИЕ ДЕРЕВА И МЕТАЛЛА

Можно осмеивать и вместе оплакивать и боготворить наше сердце, когда оно уносится ввысь из своей земной сферы, и все наши мысли попадают в более тонкую и благородную стихию, где вся наша печаль и вся радость исчезают, как тени, — и горе, и счастье, и восторг, и слезы сливаются воедино и украшаются взаимным отблеском, и в минуты этого наслаждения невозможно вымолвить слово, невозможно разделить и вычленить отдельные ощущения, что обычно так охотно делает наш дух, и ты словно бы глубже и глубже погружаешься в пучину морскую, все дальше и дальше уходишь от мира. И что же дарит нам такое блаженство? Слитое звучание дерева и металла!


Вопросы и задания

Как бы вы описали чудо музыкального инструмента? Какие чувства возникают у вас, когда вы смотрите на разные музыкальные инструменты?

Очень часто, когда люди видят какой-либо музыкальный инструмент, они хотят дотронуться до него, чтобы он издал хотя бы какое-то звучание. Как вы думаете, почему эти чувства возникают у людей?

Хотели бы вы научиться играть на каком-либо музыкальном инструменте только потому, что он вам внешне очень нравится?

Как вы думаете, есть ли у разных музыкальных инструментов свой характер? Какой, по-вашему мнению, характер у скрипки, виолончели, флейты, арфы, фортепьяно?

Как вы думаете, чувствуют ли музыку животные и растения?

О ТАЙНЕ ЗВУКОВ

Всякий отдельный звук определенного инструмента подобен оттенку цвета, и как всякий цвет имеет основной тон, так и всякий инструмент имеет один-единственный совершенно особенный звук, который выражает его больше всего и лучше всего.

Какое счастье для человека, что в ту минуту, когда, сокрушенный, он не знает, куда убежать, куда спастись, единый звук может протянуть ему тысячи ангельских рук, принять его в свои объятья и унести ввысь! Пусть мы далеко от друзей и любимых и заблудились в темном лесу досады и одиночества, но вот вдалеке раздается звук рога, и стоит ему потрубить лишь раз, как мы чувствуем, что эти звуки несут к нам чью-то страсть и грусть, что те люди, с которыми мы были, увы, разлучены, вновь с нами. Звуки говорят нам о них, мы всем сердцем чувствуем, что и они в эту минуту тоскуют по нас и что разлуки нет.

В звуках часто заключены такие яркие и как бы зримые образы, что это искусство, хочется сказать, пленяет одновременно наш глаз и ухо. То видишь ты сирен, резвящихся в волнах зеркального моря, напевающих при этом сладчайшие песни; то бродишь по прекрасному, пронизанному солнцем лесу, заглядывая в темные гроты, полные загадочных призраков; подземные воды звучат в твоих ушах, мелькают волшебные огоньки.


Вопросы и задания

Согласны ли вы с тем, что искусство музыки «пленяет одновременно наш глаз и ухо»?

Слышали ли вы когда-нибудь музыку, которая вызвала в вашей душе такие яркие образы, которые вы до сих пор не можете забыть?

Нарисуйте звуки музыки в образе разных волшебных существ.

Предложите детям послушать звучание разных музыкальных инструментов и спросите их, с какими цветами и оттенками ассоциируется у них звучание разных музыкальных инструментов.

Документы для скачивания:

Ударная семья

Музыкант вошел в дом с большой коробкой и вынул из нес колокольчик, ложки с колокольчиками, трещотки, колокол и барабанчик. Он положил их на стол и сказал:

Завтра у моего сына день рождения, и вы все пригодитесь.

Наступила ночь, и вдруг в тишине затрещали трещотки:

Трах-тах-тах. Интересно, кого из нас выберет именинник?

Барабанные палочки подпрыгнули и выбили на барабанчике короткую дробь.

Трам-там-там! Что это за инструмент - трещотки?! Деревянные дощечки, надетые на шнурок. Треска много, а музыки никакой. Конечно, мальчик выберет барабан. Под мой бой он сможет и маршировать, и танцевать.

Дзинь-тум, дзинь-тум, - зазвенел колокол прикрепленными к его круглому ободу маленькими металлическими тарелочками.

От вас, барабан, только бой, а когда в меня стучат ладошкой, к бою добавляется перезвон тарелочек. Для танцев я лучше всех подхожу.

Динь-дон! - звякнул колокольчик. - А я умею весело звенеть.

Тра-та-та, дзинь-дзинь-дзинь, - вступили в разговор ложки. - Вы ошибаетесь, если думаете, что ложки - не музыкальные инструменты. Мы сделаны из самого музыкального дерева клена и умеем цокать очень звонко, а звяканье колокольчиков украшает нашу музыку.

Не шумите, малыши, дайте отдохнуть мне и моему хозяину барабанщику, - сердито загудел стоящий в углу огромный барабан.

Музыкальные инструменты затихли и уснули. Проснулись они от веселого смеха и топота. В гости к мальчику пришли дети. Их ручки быстро разобрали разные музыкальные инструменты, и пошло веселье.

Трах-тах-тах - трещали трещотки.

Трам-там-там! - били барабанные палочки.

Дзинь-тум, дзинь-тум, - радовался колокол.

Динь-дон! - звенел колокольчик.

Тра-та-та, дзинь-дзинь-дзинь, - разговаривали ложки.

Тут вошел отец мальчика. Он взял свой большой барабан, барабанные палочки, и громкая барабанная дробь влетела в общее веселье.

Братцы, мы все из одной семьи ударных инструментов , и нам не нужно спорить, - гремел барабан.

Вопросы и задания

Разделите детей на группы и раздайте каждой группе по одному ударному музыкальному инструменту. Каждая группа должна придумать на своем музыкальном инструменте веселое обращение к остальным детям и проиграть его. Дети угадывают, о чем говорит та или иная мелодия.

Звучание какого ударного музыкального инструмента из сказки нравится вам больше всего и почему?

Чем ударные музыкальные инструменты отличаются от струнных?

Как вы думаете, кто в семье ударных музыкальных инструментов самый старший и, наоборот, самый младший?

Нарисуйте ударные музыкальные инструменты из сказки в образе веселых человечков.

Если бы музыкальные инструменты из сказки попросили вас разрешить их спор, что бы вы им сказали?

Придумайте свои веселые названия для разных ударных музыкальных инструментов.

Рассказ о музыкальных инструментах

арфа

Арфа – многострунный щипковый инструмент, один из древнейших в мире. На египетских фресках xv в.до н.э. изображались арфы, напоминающие лук охотника, натянутая тетива которого при выстреле издавала мелодичный звук. Около 1810 года старинная арфа была усовершенствована французским мастером Эраром. Она представляет собой большую деревянную раму треугольной формы, внутри которой натянуты 44 струны (иногда 46) разной длины и настройки. Тембр арфы нежный, серебристый, звук несильный, постепенно замирающий. В симфоническом оркестре появление арфы придаёт звучанию нарядность, красочность.

Альт – лишь чуть больше скрипки, но тембр более глуховатый, матовый оттенок. Альт – участник симфонического оркестра, смычкового квартета. Как сольный инструмент выступает редко.

барабаны

Барабан относится к группе ударных музыкальных инструментов без определённой высоты. Ударные инструменты – самые древние инструменты мира. Первобытный человек выбивал ритм по костям мамонта, по дереву, глиняным кувшинам. В современных симфонических и духовых оркестрах применяются два типа барабана – большой (инструмент низкого звучания, на нём эффектно звучат отдельные удары) и малый (играют на нём двумя деревянными палочками, выбивая дробь).


балалайка

балалайка

валторна

Валторна – медный духовой инструмент.

Далёким предшественником валторны был охотничий рог, о чём свидетельствует и само название: в переводе с немецкого «валторна» означает «лесной рог».

Валторна входит в состав симфонического, духового оркестров, в различные камерные ансамбли как сольный инструмент.

Среди своих ближайших соседей, медных духовых инструментов, валторна выделяется особенно певучим, бархатистым и тёплым тембром, задумчиво-лирическим звучанием.

виола

виолончель

Виолончель – струнный смычковый инструмент. Появилась она в конце XV – начале XVI в. Своим созданием и совершенством обязана выдающимся скрипичным мастерам: братьям Маджини,

Г. да Сало, Амати, Страдивари. Виолончель, более чем какой-либо другой инструмент из семейства смычковых, подходит для выражения силы, глубины чувств. Виолончель большего размера, чем скрипка. Её звучание мужественно, но ей доступны и нежные, воздушные краски, лиризм, сосредоточенность, напевность


Гобой относится к группе деревянных духовых инструментов симфонического оркестра. Он входит также в состав духового оркестра, в различные камерные ансамбли. По звуку «ля» гобоя настраивается оркестр.

Изобретение гобоя относят ко второй половине XVII века и приписывают это французским мастерам Филидору и Оттетеру. Впервые гобои нашли применение в балете Люлли «Большой Амур» в 1657г. и после этого стали широко использоваться в оркестре.

Музыкальные образы, создаваемые гобоем, разнообразны. Ему лучше всего удаётся выразить лирические настроения, простые, чистые чувства, нежную любовь, покорную жалобу, горькие страдания.

Разновидность гобоя – английский рожок (звучит несколько ниже гобоя, тембр немного гнусавый, «утиный»). Такой тембр выбрал С.С.Прокофьев для изображения утки в симфонической сказке «Петя и волк»


гитара

домра

Домра – струнный щипковый инструмент. Предки домры были известны ещё в IV в. до н.э. в Древней Ассирии. Инструмент назывался «танбур». Домра была одним из любимых инструментов скоморохов – бродячих актёров и музыкантов. К концу XVII века домра вышла из употребления. В 1895 году в Вятской губернии обнаружили небольшой струнный инструмент с овальным корпусом, он попал в руки В.В.Андреева, который в ту пору занимался восстановлением старинных народных музыкальных инструментов. Он разработал и сконструировал целое семейство трёхструнных домр, создав из них (совместно с балалайками и гуслями) первый оркестр русских народных инструментов.


Этот древний инструмент, предшественник гобоя , и сейчас широко известен в Армении и Грузии, Азербайджане и Дагестане, в Узбекистане и Таджикистане.

Как правило, один зурначи (так называют исполнителя на зурне) играет мелодию, а другой вторит ему долгими протяжными звуками. Есть в этом ансамбле и третий музыкант: он выбивает сложный, прихотливый ритм на ударном инструменте.


Кларнет вместе с флейтой, гобоем и фаготом входит в группу деревянных духовых инструментов симфонического оркестра. Изготовляют кларнет из твёрдых пород дерева (пальмовое, самшит), а также из эбонита и пластмассы. Появился кларнет ок. 300 лет назад, когда нюрнбергский мастер Деннер усовершенствовал старинную французскую свирель шалюмо. По словам Г.Берлиоза, «кларнет - скрипка среди деревянных духовых инструментов». Звук его ясный (отсюда название кларнета, от латинского «кларус» – «ясный»), светлый, очень гибкий и выразительный.

В передаче чувств он может соперничать с любым струнным инструментом. Поэтому кларнет часто звучит в музыке композиторов-романтиков.


клавесин

клавесин

лютня

лютня

Маракасы

Маракасы - ударный парный музыкальный инструмент с неопределенной высотой звучания латиноамериканского происхождения. Современные маракасы представляют собой шары с рукояткой, изготовленные из тонкостенного деревянного, пластмассового или металлического материала, и наполненные камешками, дробью, горохом или песком. Маракасы держат за рукоятку и встряхивают при игре, создавая таким образом звонко-шуршащий звук.


Орган – клавишный духовой инструмент. На сцене виден фасад органа с частью труб. Сотни их находятся за фасадом, распологаясь ярусами вверх и вниз, вправо и влево, уходят в глубину обширного помещения. У современных органов количество труб доходит до

30 000. Самые большие высотой более 10 м, самые маленькие – 10 мм. Звук органа производит огромное впечатление. Гигантский инструмент обладает множеством различных тембров. Это как бы целый оркестр. В самом деле диапазон органа превышает диапазон всех инструментов оркестра. Орган известен с глубокой древности. Изготовление первого органа приписывают механику из Александрии Ктесибию, жившему в III в. до н.э. Это был водяной орган – гидравлос.


От обычного голоса – певческий отличается тембровым богатством и силой. Это дар природы, но, как и любой талант, он нуждается в развитии и совершенствовании. У певцов это называется постановкой голоса. Скрипач или пианист подолгу разучивают гаммы, чтобы стать виртуозом, так и певец должен научиться «играть» на своём природном инструменте.


В 1709г. Итальянский мастер Б.Кристофори из Флоренции изготовил инструмент, в котором при помощи молоточков извлекались как громкие (форте), так и тихие (пиано) звуки. Поэтому инструмент и получил название «фортепиано ». Целая система молоточков ударяет по струнам с любой быстротой и силой. Среди многочисленных предшественников фортепиано – клавесин и клавикорд.

В наше время существует две основные разновидности фортепиано: рояль , предназначенный для концертного исполнительства, и пианино , используемое для домашнего музицирования.


Скрипка – струнный смычковый инструмент. Далёким её предком был народный инструмент славянского происхождения: долблёное деревянное корытце, покрытое плоской пластинкой, три струны, лукообразный смычок, стянутый на концах пучком волос из конского хвоста. На Руси смычковые были известны издавна. В северной башне Софийского собора в Киеве, построенного в XIв., есть фреска с изображением музыканта, играющего на смычковом инструменте. Современная скрипка один из главных инструментов симфонического оркестра.


саксофон

саксофон


свирель , сопель и цевница

Русская свирель ещё недостаточно изучена. Специалисты давно пытаются соотнести бытующие свистковые инструменты с древнерусскими названиями. Наиболее часто летописцы употребляют три названия инструментов такого типа – свирель , сопель и цевница . По преданию, на свирели играл сын славянской богини любви Лады - Лель. Он делал себе весной свирель из прутиков березы.

Слово “свирель ” более древнее, чем “сопель “, поскольку оно встречается в общеславянском языке и, следовательно, существовало еще в эпоху, предшествовавшую разделению этого языка на восточную, западную и южную ветви. Однако относилось ли такое название к инструменту определенного вида сказать трудно: в древней Руси “свирцом”, “свирянином” называли исполнителя на любом духовом инструменте, кроме рога и трубы – “трубачея”.


Звонкий призывный голос трубы известен с древнейших времён пастухам, охотникам, воинам. Задолго до н.э. трубу знали египтяне, греки, римляне. В средние века труба активно участвовала в рыцарских церемониалах, играх и турнирах, в походе, на отдыхе, в бою. Впервые в оперный оркестр трубы ввёл итальянский композитор К.Монтеверди, когда в 1607г. сочинил фанфару из 5 самостоятельных партий труб в увертюре к своей первой опере «Орфей». В группе медных духовых инструментов симфонического оркестра труба – самый высокий по диапазону инструмент. Именно она придаёт звучанию оркестра удивительную торжественность, приподнятость.

туба

фагот

фагот

цитра

Цитра - (нем. Zither) - струнный щипковый музыкальный инструмент, получивший наибольшее распространение в Австрии и Германии в XIX в. Струны (в некоторых разновидностях до 40) натягиваются над грифом и вне грифа над декой.

челеста

Самый молодой ударно-клавишный инструмент – челеста – имеет форму маленького пианино с металлическими, а иногда стеклянными пластинками вместо струн. Клавиатура – как у фортепиано. Челеста была сконструирована в 1886 году французским мастером О.Мюстелем на основе «камертонового клавира» (набор камертонов). Тембр её очень красив. Челеста самый тихий и нежный инструмент симфонического оркестра. Первым её применил в оркестре П.И.Чайковский.




В цирке медвежонок пляшет
И задорно бубном машет,
Лапой по нему стучит.
Бубен радостно звенит.

Подошел к нему медведь,
Чтобы малышу подпеть.
В лапах тот же инструмент,
Удивительный момент.

Бубенцов бубновых звон
Слышится со всех сторон.
Бубен - это вам не шутка.
Молодцы у нас мишутки.

Вопросы и задания
Дети встают в круг. Один получает бубен, играет на нем простую мелодию и передает бубен соседу по кругу. Тот должен повторить эту мелодию и исполнить свою, которую повторяет следующий по кругу.
Что в природе напоминает вам звучание бубна?
Нарисуйте портрет бубна в виде солнышка с лучиками.

Ложки разными бывают,
И на них порой играют.
Отбивают ритм такой.
Сразу в пляс пойдет любой.

Ложки - пусть не фортепиано.
Но у них свое пиано.
Есть и форте, даже трели,
Как у струн виолончели.

Если виртуоз играет,
Ложки будто бы летают.
Их в руках по три, по пять,
Трудно даже сосчитать.

Вопросы и задания
Педагог раздает детям деревянные ложки. Затем включается музыка, и дети должны подыграть на ложках этой музыке.
Дети делятся на группы. Каждая группа - ансамбль ложечников. Дети должны придумать какую-либо простую мелодию и исполнить ее на ложках.
Дети делятся на пары. Один человек в паре играет роль обычной столовой ложки, другой - музыкальной. В сценке дети рассказывают, как их ложки служат людям и чья судьба интереснее.

Я, конечно, не орган,
Я всего лишь барабан.
Но могу любые звуки
Я исполнить, были б руки.

Вот две палочки, держите,
По мембране постучите.
Слышите, как я пою?
Тишины я не люблю.

Если где-то марш, парад,
Послужить всегда я рад.
Я даю сигналы к бою,
Я не плачу и не ною.

Я, конечно, не орган.
Но зато я барабан.
Поиграть на мне хотите?
Поскорее подходите!

Вопросы и задания
Детям раздаются палочки. Все они барабанщики. Каждый выбирает объект, по которому он будет бить палочками. Затем включается музыка, и дети должны барабанить в такт музыке.
Придумайте сказку о волшебном барабане, который своей дробью помогал людям в трудных ситуациях.
Нарисуйте веселый портрет барабана в образе пузатого улыбающегося господина.

Колокольчик - музыкант,
У него большой талант
Радость людям приносить,
Может он весь день звонить.

Пусть он кроха и юнец.
Колокол - его отец -
Музыкальный инструмент,
Нужный всем в любой момент.

Громко колокол поет,
В колокольнях он живет.
Людям музыка его
Ближе и родней всего.

На моем велосипеде
Колокольчик есть из меди.
Служит он вместо звонка.
Слышен звон издалека.

Вопросы и задания
Где еще в жизни людей и в природе встречаются колокольчики?
Представьте, что вы колокольный мастер и вам заказали сделать сказочный колокол. Нарисуйте этот колокол и расскажите, как и из чего вы его будете делать.
Почему для колоколов строят колокольни?
Кто такой звонарь?

У детей в ладошах птички,
С виду птички - невелички,
Только птички не порхают.
В небеса не улетают.

Дети бережно их носят,
Дети их ко рту подносят,
Дуют в птичек - те свистят,
Всех в округе веселят.

Милые свистульки это,
Выкрашены ярким цветом,
Деревянные, из глины,
Звук у них певучий, длинный.

Он похож на птичью трель,
На весеннюю капель,
На звенящий ручеек
И на солнечный денек.

Вопросы и задания
Почему детям из стихотворения так нравились свистульки?
Нравятся ли вам игрушки-свистульки?
Педагог раздает детям свистульки. Затем включается музыка, и дети стараются свистеть в такт этой музыке.

ЧУДО-СВИСТУЛЬКА

Мама, в деревню пришел бродячий торговец, - радостно рассказывал мальчик. - У него полный ящик свистулек. Есть овечки, есть коровки, а больше всего глиняных и деревянных птичек. Стоят всего копейку.
- Сынок, у нас нет денег даже на хлеб, осталась одна картошка, - ответила мама.
- Тогда я не пойду на праздник весны,-расстроился мальчик. - Все дети будут соревноваться в игре на свистульках, а я не смогу. Победитель получит большой пряник.
Мама улыбнулась и хитро спросила:
- А как же синичка, которую ты зимой спас от мороза? На празднике все дети будут отпускать птичек на волю, а кто отпустит нашу птичку?
- Цвинь-цвинь, - звонко пропела синичка на подоконнике.
- Хорошо, - согласился мальчик. - Все покупают птиц у торговца, чтобы на празднике их отпустить, а у меня своя синичка есть.
На следующий день был праздник весны. Мама разбудила сына пораньше и вручила ему испеченного из теста румяного жаворонка.
- Мама, откуда ты муку взяла? - удивился мальчик.
- У соседки заняла, обещала ей летом огород прополоть, - ответила мать.
На празднике было весело. Все дети надели своих жаворонков на длинные палочки и с пригорков подбрасывали их как можно выше к солнышку.
Потом жаворонков съедали, но не целиком. Головку жаворонка надо было оставить для домочадцев или для домашней скотины, чтобы к ним пришло здоровье и благополучие. Мальчик оставил для своей мамы половину жаворонка. Когда испеченные жаворонки были съедены, а живые птички выпущены на волю, наступила очередь музыкальных состязаний, песен и хороводов.
Первыми состязались в игре на свистульках дети. Ярко раскрашенные глиняные и деревянные свистульки нежно звенели и резко свистели. Дети старались подражать птичьим трелям. Мальчик побрел прочь.
- Цвинь, цвинь, - вилась над ним его синичка.
- Лети в лес, ты теперь свободна, - махнул мальчик рукой.
Но синичка не улетела, а села на плечо мальчика. Он хотел взять птичку и подбросить ее в воздух, но вдруг увидел, что в его руке не живая синичка, а глиняная свистулька. Синенькая, с желтым цветком на грудке и с черными глазками. Сбоку на ней, как и положено, было несколько дырочек, а в хвостике отверстие для вдувания воздуха.
Крепко зажав свистульку в руке, мальчик побежал обратно на праздник.
Вечером он рассказал маме:
- Моя свистулька пела, как настоящая синичка. Меня все время просили играть на ней. Дали большой пряник, а еще вот это.
Мальчик разжал ладошку и показал медную монетку.
- А где же твоя чудо-свистулька? - улыбнулась мама.
- Это была не чудо-свистулька, а чудо-синичка. Когда я подошел к нашему дому, глиняная птичка вдруг ожила в моей руке, вспорхнула и улетела.
- Синичка отплатила тебе добром за добро, - задумчиво проговорила мама.

Вопросы и задания
Почему синичка в руках у мальчика превратилась в свистульку?
Нарисуйте свистульку-синичку и украсьте ее узорами.
Как вы думаете, должны ли люди праздновать наступление разных времен года?

Это сердца излиянье,
Добрых сил в него вливанье,
Это крылья красоты,
Голос веры и мечты.

Флейта - сказочная фея,
Открывающая двери
В мир духовный и хрустальный
И таинственно печальный.

Вопросы и задания
Почему голос флейты сравнивается с образом феи?
Прослушайте музыку флейты и нарисуйте фею этой музыки.
Придумайте сказку о том, как фея Флейтовой Музыки пригласила вас в свой сказочный музыкальный дворец.
Придумайте сказку о том, как духовые инструменты выбрали флейту своей королевой. Нарисуйте королеву-флейту в музыкальной короне.

На ней играют не смычком,
Звук извлекается щипком.
Как струи, струны шелестят,
Каскадом сказочным звенят.

Восходят ввысь, назад плывут,
Куда-то за собой влекут.
Подобны шепоту волны,
Глубоких тайн они полны.

У арфы ласковый напев,
Спокойный, ровный, нараспев.
Излечит боль любую в миг
Ее таинственный язык.

Вопросы и задания
Предложите детям прослушать музыку арфы.
Чем звучание арфы отличается от звучания, например, гитары?
Придумайте сказку о том, как арфа превратилась в прекрасную царевну с таинственным певучим голосом.

Гитары звуки у костра,
В них столько света и добра!
Как самый сокровенный друг
Ее напевный, нежный звук.

Он с нашей говорит душой
И возвращает ей покой.
И песня льется, как нектар,
Как долгожданный лучший дар.

И отступает суета,
И в сердце просится мечта.
И хочется весь мир любить
И за любовь благодарить.

Вопросы и задания
Почему люди берут с собой в поход гитару?
Почему звук гитары как самый сокровенный друг?
Вы когда-нибудь слушали гитару у костра? Расскажите, что вы чувствовали.
В белых - чистые тона,
Ровная у них стена.

Нрав у белых - величавый,
Короли они праву.
Черных это возмущает,
Им величья не хватает.

Ноты в разнобой звучат,
Подчиняться не хотят.
Примиренье наступает,
Если музыкант играет.

Вопросы и задания
Как вы думаете, о чем разговаривают черные и белые клавиши фортепьяно?
Придумайте сказку о том, как одно фортепьяно захотело иметь разноцветные клавиши и что из этого вышло.
Педагог нажимает разные клавиши и просит детей рассказать, что им напоминает звучание этих клавиш.

Ну-ка, гармонист Антошка,
Доставай свою гармошку.
Чтобы ноги в пляс пошли,
Нас скорей развесели.

Так и быть, - сказал Антон,
И достал гармошку он,
Широко ее развел,
Из гармони звук пошел.

Развеселый, удалой,
Всем знакомый и родной.
Эге-гей, играй, гармошка,
Молодчина наш Антошка!

Вопросы и задания
Чем похожи и чем отличаются аккордеон, гармонь и баян?

Придумайте веселую историю о деревенском гармонисте.

В недрах Little Stories кипит работа: мы вовсю рисуем маленькую историю с . Если вы уже знакомы с прошлыми книжками серии, то эта будет чуточку другой - мы поэкспериментировали и сделали не просто интерактивную книжку-малышку, а интерактивную и музыкальную!

Ладно, с маленькими новостями пока закончим. Сегодня мы с заботой приготовили для вас очередное приключение - в мир сказок, где правят ноты и музыка! Нестареющая классика, для разных возрастов.

Чудаковатый музыкант

Братья Гримм

Народная сказка в обработке Якоба и Вильгельма Гримм. История о находчивом скрипаче, который обманул лесных зверей - с помощью музыки и собственной смекалки..

Соловей

Г.Х. Андерсен

Сказка о китайском императоре, который променял песни живого соловья на звуки механической птицы - и был наказан.

Бременские музыканты

Братья Гримм

Конечно же, не обошлось и без самой знаменитой истории о музыкантах. История оригинальной сказки заметно отличается от той, что мы привыкли видеть в отечественном мультфильме Инессы Ковалевской.

Два скрипача из Стартспи

Шотландская народная сказка

Необычный сюжет для российского читателя (но привычный для английского): история о друзьях-музыкантах, которые попали в мир эльфов. Время в сказочной стране летит быстрее, чем в царстве людей - тем сильнее будет удивление героев по возвращению домой.

Гамельнский крысолов

Немецкая народная сказка

Еще одна классическая история, на этот раз о коварном дудочнике, который избавил город от крыс, а когда жадные градоначальники не сочли нужным расплатиться - отомстил горожанам. История тесно переплетается с европейскими легендами, так что даже взрослым будет интересно ее перечитать.

Музыкальный магазин

Люцина Легут

Необычная сказка польской писательницы Люцины Легут о музыкальном магазинчике братьев-сверчков: пана Тэофаса и пана Боло, и одной очень надоедливой мухе.

Песнь мельничного колеса

Густав Сандгрен

Сказка о юноше, который мечтал научиться играть на флейте, но не получал одобрения своего учителя. Тогда будущий музыкант сам отправляется к колесу водяной мельницы - под которым, по слухам, живет дух, лучше всех на земле играющий на флейте.

Дудочки и кувшинчик

Валентин Катаев

Всем знакомая с детства сказка о девочке Жене, которой очень не хотелось собирать землянику. Она встречает в лесу Старика-боровика, который предлагает ей обменять её кувшин на волшебную дудочку, от звуков которой земляника сама выглядывает из-под листвы.




Top