Сказка с колодцем мертвой воды. Какая вода имела целительные свойства в русских народных сказках

Один из четырех первоэлементов, основа сущего, первоначальный хаос, из которого была в последствии сотворена (поднята со дна мирового океана) земля, аналог материнского чрева, через оплодотворение которого небом (мужским началом) творится мир. В вавилонской космогонической поэме "Энума Элиш" говорится:
Когда вверху не названо небо,
А суша внизу была безымянна,
Апсу первородный, всесотворитель,
Праматерь Тиамат, что все породила,
Воды свои воедино мешали…
Перевод В.Афанасьевой
Священный брак неба и воды (или земли как второго женского начала мироздания) воспроизводится в дождях и грозах, даруя плодородие; в представлениях о священном браке вода одновременно выступает как оплодотворяемое (небом) и как оплодотворяющее (водой дождя оплодотворяется замля).
В фольклорных представлениях воду разделяют на живую и мертвую. Живая вода- вода небес, несущая жизнь, плодородящая; мертвая- вода подземелий (противопоставление верха и низа как жизни и смерти), ядовитая, губительная. В современном целительстве "живой" считается вода с положительного электрода (мужское начало), а "мертвой"- вода отрицательного электрода (женское начало).
Духи воды- ундины. По замечанию Мэнли П.Холла: "Ундины работают с жизненными веществами и жидкостями растений, животных и людей и присутствуют буквально везде, где есть вода. Когда ундины видны, они напоминают греческие статуи богинь. Они поднимаются из воды, окутанные туманом, и не могут долго существовать вне ее".
В сказаниях всех индоевропейских народов играет важную роль; все они гласят, что земля покоится на воде, в которую каждый день вечером погружается солнце, чтобы, освежившись, снова встать поутру сияющим и добрым. С этим связаны многочисленные сказки о морском царе и царевне, которые весьма популярны у русского народа и даже отчасти вошли в былины, напр., в былину о "Садке". Небесное царство, т.е. царство солнца, луны и звезд, представляется народу в виде окруженного со всех сторон водою острова, который в русских заговорах носит название острова "Буяна". Олицетворяются народом и реки: из больших рек рождаются народные богатыри вроде Дуная Ивановича, Дона Ивановича, Непры или Днепры и др. Меньшие реки, озера и пруды имеют своих богинь- русалок, и с ними связано множество местных преданий, особенно же с местами при мельницах и с озерами, в которых будто бы потонули древние и богатые города, вместе с многочисленными церквами. Воде рек, озер, источников и колодцев придаются те же чудесные силы, что и весеннему дождю, т.е. сила плодородия, сила целебная, очистительная и, наконец, сила вещая. Отсюда многие народные обычаи, существенную часть которых составляет вода. Латыши обрызгивают водой пахаря или пастуха, который в первых раз весной идет в поле или возвращается оттуда домой. Точно так же, благодаря чудесным силам воды, с помощью ее можно гадать, а также производить божий суд (так называемые ордалии- прим.автора), особенно над ведьмами; их бросали в воду и если они тонули- их освобождали, когда же всплывали кверху- их казнили. В летописях сохранилось множество указаний на то, что славяне обоготворяли воду моря, озер, рек и колодцев и часто приносили ей дары; до сих пор также сохранился в некоторых местностях обычай приносить воде в жертву пирог, кашу, просо и т.п., с той целью, чтобы земные воды ниспослали дождь. Вообще в воображении первобытного человека смешивалось понятие о реке и о дожде; по одному русскому преданию, все воды в реках, морях, ключах и т.п. произошли от дождя, который падал с неба на землю, а птицы, по повелению Божию, разносили воду в назначенные ей вместилища; в преданиях других индоевропейских народов часто упоминаются реки, источник которых лежит в небе.

Вода живая

Живая вода, также сильная или богатырская, в народных сказках всех индоевропейских народов является символом весеннего дождя, который воскрешает землю от зимнего мертвого сна. Она возвращает мертвым жизнь и слепым зрение и, вместе с тем, составляет напиток тех богатырей, которые, по замечанию Афанасьева, в сказочном эпосе заступают место бога- громовника. Различие мертвой и живой воды является только в славянских сказках и не повторяется нигде более.

Мертвая вода

называется иногда целительной: она заживляет нанесенные раны, сращивает рассеченные части мертвого тела, но еще не воскрешает его; только окропление живой водой возвращает ему жизнь. По Афанасьеву, мертвая вода- это первый весенний дождь, сгоняющий с полей льды и снега и как бы стягивающий рассеченные члены матери- земли, а следующие за ним дожди дают ей зелень и цветы. Живая вода находится в тридевятом царстве, между двух толкучих гор, которые только на минуту разверзаются; ее защищает змей или вороны- носы- железные. По словам сказок, живую и мертвую воду приносят олицетворенные силы летних гроз- вихрь, гром, град и вещие птицы, в образе которых фантазия воплощала те же самые явления: ворон, сокол, орел и голубь. Кто выпьет живой или богатырской воды, у того тотчас прибывает сила великая. С поверьем о живой воде соединяется русский народный обычай, по которому, когда раздается удар первого грома, все спешат умыться водою, дающей красоту, здоровье и счастье.

В сказке «Иван-царевич и серый волк» волк, чтобы оживить убитого старшими братьями царевича, полил его сначала мертвой водой, которая заживила смертельные раны, а потом живой водой, которая воскресила его.

«Лежит Иван-царевич мертвый, над ним уж вороны летают. Откуда ни возьмись прибежал серый волк и схватил ворона с вороненком:
- Ты лети-ка, ворон, за живой и мертвой водой. Принесешь мне живой и мертвой воды, тогда отпущу твоего вороненка.

Ворон, делать нечего, полетел, а волк держит его вороненка. Долго ли ворон летал, коротко ли, принес он живой и мертвой воды. Серый волк спрыснул мертвой водой раны Ивану-царевичу, раны зажили; спрыснул его живой водой – Иван-царевич ожил.
- Ох, крепко же я спал!..»
Люди издревле догадывались, что самое распространённое химическое вещество на Земле – вода, - играет выдающуюся роль в происхождении и поддержании жизни на планете. И что это вещество не такое простое, как кажется на первый взгляд. Наверное, нет на Земле народа, у которого не было бы мифов и сказок, связанных с важной ролью воды в жизни человека.
Однако, пожалуй, только в русском фольклоре вода могла даровать жизнь и приносить смерть.

В русской сказке о молодильных яблоках и живой воде:
«В некотором царстве, в некотором государстве жил да был царь, и было у него три сына… Царь очень устарел и глазами обнищал, а слыхал он, что за тридевять земель, в тридесятом царстве есть сад с молодильными яблоками и колодец с живой водой. Если съесть старику это яблоко - помолодеет, а водой этой умыть глаза слепцу - будет видеть». И отправились сыновья добывать живую воду…»

В сказке «Иван и чудо-юдо» «Отправился Иван к реке Смородине, перешел на тот берег через калиновый мост и прокрался незаметно к чудо - юдовым каменным палатам. Подошел к открытому окошку и стал слушать - не замышляют ли здесь еще чего? Смотрит - сидят в палатах три чудо - юдовых жены, да мать, старая змеиха. Сидят они да сговариваются. Первая говорит:
- Отомщу я Ивану - крестьянскому сыну за моего мужа! Забегу вперед, когда он с братьями домой возвращаться будет, напущу жары, а сама обернусь колодцем. Захотят они воды выпить - и с первого же глотка мертвыми свалятся!
Это ты хорошо придумала! - говорит старая змеиха…
После того собрались братья и поехали домой. Едут они степями, едут лугами. А день такой жаркий, такой знойный. Пить хочется - терпенья нет! Смотрят братья - стоит колодец, в колодце серебряный ковшик плавает.
Говорят они Ивану:
- Давай, братец, остановимся, холодной водицы попьем и коней напоим!
- Неизвестно, какая в том колодце вода, - отвечает Иван. - Может, гнилая да грязная.
Соскочил он с коня и принялся мечом сечь да рубить этот колодец. Завыл колодец, заревел дурным голосом. Тут спустился туман, жара спала - пить не хочется.
- Вот видите, братцы, какая вода в колодце была, - говорит Иван. Поехали они дальше».

В сказке «Иван - мужицкий сын» убегает Иван с полюбившейся ему девицей-красавицей от погони, посланной злым колдуном.
«Слышит красавица девица, что нагоняют. Сделала она Ивана конем, а сама обернулась репьем. Возвращается погоня ни с чем. Колдун спрашивает:
- Что же, никого не видали?
- Нет, никого. Только конь ходит, а на хвосте у него репей.
- Ах, это они самые!
Побежал колдун сам. Бежит - земля дрожит. Слышит красавица девица - нагоняют. Обернулась она морем, а Ивана селезнем сделала. Стал колдун воду пить, чтобы море осушить. А селезень крякает:
- Чтоб ты лопнул! Чтоб ты лопнул!
Так оно и случилось: лопнул колдун и издох. Прибежал Иван - мужицкий сын со своей невестой домой, к отцу - матери. Свадьбу сыграли. Стали жить – поживать, добро наживать».

В другой сказке обычная вода придала силы злому Кащею Бессмертному, а живая дала жизнь царевичу. Дело было так: Иван-царевич «полюбился Марье Моревне (Маре-Морене) и женился на ней. Марья Моревна, прекрасная королевна, взяла его с собой в свое государство. Пожили они вместе столько-то времени, и вздумалось королевне на войну собираться. Покидает она на Ивана-царевича все хозяйство и приказывает:
- Везде ходи, за всем присматривай, только в этот чулан не заглядывай.
Он не вытерпел: как только Марья Моревна уехала, тотчас бросился в чулан, отворил дверь, глянул - а там висит Кощей Бессмертный, на двенадцати цепях прикован. Просит Кощей у Ивана-царевича:
- Сжалься надо мной, дай мне напиться! десять лет я здесь мучаюсь, не ел, не пил - совсем в горле пересохло.
Царевич подал ему целое ведро воды; он выпил и еще запросил:
- Мне одним ведром не залить жажды. Дай еще!
Царевич подал другое ведро. Кощей выпил и запросил третье; а как выпил третье ведро, взял свою прежнюю силу, тряхнул цепями и сразу все двенадцать порвал.
- Спасибо, Иван-царевич, - сказал Кощей Бессмертный, - теперь тебе никогда не видать Марьи Моревны, как ушей своих.
И страшным вихрем вылетел в окно, нагнал на дороге Марью Моревну, прекрасную королевну, подхватил ее и унес к себе». Делать нечего, отправился Иван-царевич выручать свою жену. Нашёл её в Кащеевом дворце, когда того дома не было. И бросились они бежать из этого ненавистного царства.
«Кощей Бессмертный домой возвращается, под ним добрый конь спотыкается.
- Что ты спотыкаешься? Аль чуешь какую невзгоду?
- Иван-царевич приходил, Марью Моревну с собой взял.
…Кощей поскакал, догнал Ивана-царевича, изрубил его в мелкие куски и поклал в смоляную бочку; взял эту бочку, скрепил железными обручами и бросил в синее море, а Марью Моревну к себе увез.
В то самое время у зятьев Ивана-царевича серебро почернело.
- Ах, - говорят они, - видно, беда приключилась!
Орел бросился на сине море, схватил и вытащил бочку на берег. Сокол полетел за живою водою, а ворон - за мертвою.
Слетелись все трое в одно место, разрубили бочку, вынули куски Ивана-царевича, перемыли и склали, как надобно.
Ворон брызнул мертвою водою - тело срослось, соединилось. Сокол брызнул живою водою - Иван-царевич вздрогнул, встал и говорит:
- Ах, как я долго спал!»

В русских сказках Иван-церевич всегда кого-нибудь теряет, потом ищет и избавляет от зла, и получает за это очень приличное вознаграждение. На этот раз, свою матушку Настасью-царицу. И во всех жизненных передрягах ему помогает вода.

«…Покатил Иван-царевич шарик и пошел за ним. Шел, шел и пришел к такому дворцу, что ни в сказке сказать, ни пером описать - так горит скатным жемчугом и камнями драгоценными. У ворот шипят шестиглавые змеи, огнем палят, жаром дышат.
Напоил их царевич. Присмирели змеи, пропустили его во дворец. Прошел царевич большими покоями. В самом дальнем нашел свою матушку. Сидит она на высоком троне, в царском наряде разукрашенном, драгоценной короной увенчана. Глянула она на гостя и вскрикнула:
- Иванушка, сынок мой! Как ты сюда попал?!
- За тобой пришел, моя матушка.
- Ну, сынок, трудно тебе будет. Великая сила у Вихря. Ну, да я тебе помогу, силы тебе прибавлю. Тут подняла она половицу, свела его в погреб. Там стоят две кадки с водой - одна по правой руке, другая по левой.
Говорит Настасья-царица:
- Испей-ка, Иванушка, водицы, что по правую руку стоит.
Иван-царевич испил.
- Ну, что? Прибавилось в тебе силы?
- Прибавилось, матушка. Я бы теперь весь дворец одной рукой перевернул.
- А ну, испей еще!
Царевич еще испил.
- Сколько, сынок, теперь в тебе силы? - Теперь захочу - весь свет поворочу.
- Вот, сынок, и хватит. Ну-ка, переставь эти кадки с места на место. Ту, что стоит направо, отнеси на левую сторону, а ту, что стоит направо, отнеси на правую сторону.
Иван-царевич взял кадки, переставил с места на место.
Говорит ему царица Настасья:
- В одной кадке сильная вода, в другой - бессильная. Вихрь в бою сильную воду пьет, оттого с ним никак не сладишь.
Воротились они во дворец.
- Скоро Вихрь прилетит, - говорит царица Настасья. - Ты схвати его за палицу да смотри не выпускай. Вихрь в небо взовьется - и ты с ним: станет он тебя над морями, над горами высокими, над глубокими пропастями носить, а ты держись крепко, рук не разжимай. Умается Вихрь, захочет испить сильной воды, бросится к кадке, что по правой руке поставлена, а ты пей из кадки, что по левой руке... Только сказать успела, вдруг на дворе потемнело, все вокруг затряслось. Влетел Вихрь в горницу. Иван-царевич к нему бросился, схватился за палицу.
- Ты кто таков? Откуда взялся? - закричал Вихрь. - Вот я тебя съем!
- Ну, бабка надвое сказала! Либо съешь, либо нет. Рванулся Вихрь в окно - да в поднебесье. Уж он носил, носил Ивана-царевича... И над горами, и над морями, и над глубокими пропастями. Не выпускает царевич из рук палицы. Весь свет Вихрь облетел. Умаялся, из сил выбился. Спустился - и прямо в погреб. Подбежал к кадке, что по правой руке стояла, и давай воду пить.
А Иван-царевич налево кинулся, тоже к кадке припал. Пьет Вихрь - с каждым глотком силы теряет. Пьет Иван-царевич - с каждой каплей силушка в нем прибывает. Сделался могучим богатырем. Выхватил острый меч и разом отсек Вихрю голову.
Закричали позади голоса:
- Руби еще! Руби еще! А то оживет!
- Нет, - отвечает царевич, - богатырская рука два раза не бьет, с одного раза все кончает».

Другому царевичу, Ивану-Гороху пришлось искать и выручать из лап страшного чудища свою старшую сестру. В награду за победу над Змеем Лютым добыл он и волшебной змеиной водицы.
«Змей разлетелся ударить Ивана, взоткнуть на копье - промахнулся; Горох отскочил - не шатнулся.
- Теперь я тебя! - зашумел Горох, пустил в Змея посох и так огорошил, что Змея в куски разорвал, разметал, а посох землю пробил, ушел через два в третье царство.
Народ шапки вверх побросал, Ивана царем величал.
Но Иван тут, приметя кузнеца-мудреца, в награду, что посох скоро сработал, старика подозвал и народу сказал:
- Вот вам голова! Слушайте его, на добро радея, как прежде на зло слушали вы Лютого Змея.
Иван добыл и живо-мертвой воды, спрыснул братьев; поднялись молодцы, протирая глаза, сами думают:
- Долго спали мы; Бог весть, что сделалось!
- Без меня и век бы вы спали, братья милые, други родимые, - сказал им Иван Горох, прижимая к ретивому сердцу.
Не забыл он взять и змеиной водицы; корабль снарядил и по реке Лебединой с Василисой-красой, золотою косой, поплыл в земли свои через три царства в четвертое; не забыл и старушки в избушке, дал ей умыться змеиной водицей: обернулась она молодицей, запела-заплясала, за Горохом бежала, в пути провожала. Отец и мать Ивана встречали с радостью, с честью; гонцов разослал и во все земли с вестью, что возвратилась дочь их родная, Василиса-краса, золотая-коса. В городе звон, по ушам трезвон, трубы гудят, бубны стучат, самопалы гремят. Василиса жениха дождалась, а царевичу невеста нашлась».

В фольклоре, таким образом, живая и мертвая вода обладает определенными волшебными свойствами. В преданиях она охраняется злыми существами и ее добыча связана для героя с тяжелыми испытаниями.
С точки зрения современной науки «живая вода» – это жидкость, полученная методом электролиза в катодном пространстве. Желающие могут самостоятельно найти в Интернете немало описаний технических устройств, позволяющих получать и «живую», и «мертвую» воду в домашних условиях.
«Живая вода» (католит), поясним, имеет щелочную среду и считается биостимулятором. Не случайно многие дачники применяют ее для усиления роста цветов и рассады. Яблоки, обмытые католитом, сохраняются до весны следующего года. Такая вода, как утверждается, усиливает защитные механизмы организма человека и выводит из него шлаки.

«Мертвая вода» (анолит) имеет кислую среду и оказывает дезинфицирующее действие. Ее используют для обработки помещений, отбеливания белья, обработки посуды при консервации фруктов и корнеплодов. Помогает она и при лечении язв желудка, трофических язв и гнойных ран, кожных заболеваний. Разумеется, относительно ее дозировки и противопоказаний надо проконсультироваться с врачом.

Но вернемся к преданиям. У древних славян интересная легенда была связана со спасением Даждьбога. В стародавние времена, как повествует она, прибывшие из глубин Космоса кощеи (или кащеи, представители «темных миров») украли у людей их богиню Мару (Мара = МАть РА [Солнца] сияния). У наших предков она считалась покровительницей смерти. Слово «смерть» они расшифровывали так: Смена МЕРности. Это процесс, при котором человек, умирая, переходит в мир, имеющий большее количество измерений, чем наш четырехмерный.

Наша справка. Даждьбог (древнерусское Дажьбогъ) – один из главных богов в славянской мифологии, бог-покровитель. Означает «бог дарующий» (однокоренное слово «дать). Он поведал людям «сокровенные Веды, несущие огонь знаний».

Упоминается в наиболее ранних памятниках древнерусской письменной культуры, таких как «Повесть временных лет» (Ипатьевская летопись), «Слово о полку Игореве». Считалось, что от него на Руси пошла княжеская власть. В представлении славян Даждьбог был правителем на их землях, а князья – это потомки («внуки») Даждьбога. В «Слове о полку Игореве» автор говорит о русичах: «Даждьбожьи внуки».

Согласно некоторым преданиям, сохранившимся на Кубани и в Сибири, Даждьбог – это сын бога Перуна, внук бога Сварога. Родился он на нашей планете (Мидгард-земле). В древней славянской астрономии существовал чертог Расы (созвездие Белого Леопарда, или Пардуса) с солнцем Даждьбога. С планеты Ингард этой солнечной системы около 190 тысячелетий назад на нашу Землю в район нынешнего Северного полюса (легендарная земля Даария) прибыли рассены, одни из дальних предков европейских народов.

В современной астрономии звезда Даждьбог именуется Бетой Льва. Рассматривается как хороший кандидат для поиска экзопланет, т.е. планет, расположенных за пределами нашей Солнечной системы.

С похищением Мары (ее еще называли Мареной) пришло на землю горе, остановилось развитие людей. Они «застряли» в нашем Явном мире (Яви) и не могли двигаться в другие миры – Нави и Прави. Их физические тела старели и изнашивались, их одолевали неизлечимые болезни, немощь и безысходность. Но умереть, чтобы перейти в другой мир, они не могли, так как такой переход возможен только через смерть.

Тогда Даждьбог решил помочь людям. Он прошел через врата междумирья, находившиеся, по преданиям, на Северном Кавказе, в иное измерение – в «пекельные миры» (миры, предназначенные для очищения душ). Там он нашел похищенную богиню и вернул на Землю. Но в борьбе с кощеями ослаб и был прикован ими магическими цепями к Орлиным скалам в Кавказских горах (Сочи, район Мацесты).

Позже греки, побывавшие здесь и услышавшие эту легенду, пересказали ее на свой лад – так родился античный миф о Прометее. Греки заменили русское прозвище героя «Даждьбог» своим – «Прометей» (или Промефей, «предвидящий», имя, производное от индоевропейского корня, означающего «размышлять»).

Некоторые славянские авторы в XIX веке утверждали, что в античной Греции не раз шли на такие подмены. Они ссылались на уцелевшую в водовороте времени поэму ведического автора Славомысла – песнь о Светославе Хоробре, разгромившем Хазарию. Она якобы написана примерно в тот же период, что и «Слово о полку Игореве», однако впервые была опубликована лишь в 1847 году в Варшаве. Там есть такие строки:

«А скиф судьбы таинства не боится
и волхв с Непры (Днепра) эллинами
под грека уж рядится.
Всеслава вещего Анахарсисом
прозвали,
а Любомудру из Голуни,
когда его призвали,
то имя Гераклита дали…
И так же точно прочих же славян,
науками прославивших Элладу,
в эллинов богоравных возвели
и в изваяньях каменных
их лики воссоздали.
Но вот значенья почему-то
не придали,
что богоравные славянской
внешностью блистали…
Велик тот перечень имен
эллинских,
славян скрывающий лицо,
в нем между прочими
и проживавший на Самосе Аристар,
и сиракузец Архимед,
Сварожии читавшие скрижали,
которые законы мира
Яви провещали…»

Прикованного к кавказским скалам мистическими цепями Даждьбога нашла и освободила богиня Джива (Дева Жива, покровительница силы жизни). В древних заповедях говорится: «Почитайте, люди, страстную неделю – как скорбел Даждьбог наш от распятия на Кавказских горах до спасения Лебедью-Дживой».
Одной силы жизни, подконтрольной Дживе, не хватало, чтобы привести Даждьбога в чувство. Тогда она позвала на помощь свою родную сестру Мару – ту самую, которую спас Даждьбог. Вместе они провели обряд восстановления его сил. Обряд проходил возле Кудепстинского жертвенного камня, своей лицевой стороной направленного на восход Солнца. С тех пор этот комплекс зовется в народе «трон Богинь» (или «Возрождающие солнца»).

В древнем ритуале согласно преданию использовалась сила мертвой и живой воды. Живую воду для исцеления Даждьбога доставила из светлого Ирия (далеких земель, небесного царства) богиня Жива. Мертвую принесла с собой из Пекла Мара, знавшая, что в ее отсутствие на Земле многие люди заболели душой и телом. Требовалось излечить их, помочь им освободиться от воспалительных процессов в организме (хворобы) и душе (дурные привычки, грехи и т.д.).

Наши предки верили, что местом, где во Вселенной происходит очищение души с помощью сверхвысоких температур, как раз и является Пекло. Грязная душа там, говоря образно, обжигается огнем, «печется». Потому это место называется Пеклом. В нашем теле, кстати, очищение крови происходит в печени при помощи ее повышенной относительно других органов температуры (печень тоже «печет»).

На Северном Кавказе в Мацесте есть месторождение сероводородных источников. Это название, возможно, дано в честь богини Мары (МА – Мара, ЦЕ – это, СТА – древнерусский корень, означающий что-то, утвержденное богами). Принесенная Марой из Пекла «огненная вода» напоминает сероводородную жидкость Мацесты.
Интересно, что сохранилась старинная черкесская легенда, согласно которой лечебный источник в Мацесте назван так в честь девушки, которая не побоялась спуститься в Пекло и принести из него «огненную воду» для спасения родителей и людей своего рода от одолевших их плоть и душу болезней.

Мацеста – действительно мертвая вода (мертвее не бывает), так как она перенасыщена сероводородом. Ее можно считать и «огненной», так как после приема ванн с мацестинской водой тело краснеет и разогревается, а болезни (особенно воспалительные) проходят. Мертвая вода Мацесты, вытекающая из-под скалы и еще ничем не разбавленная, имеет фиолетовый оттенок. Значит, живая вода должна иметь противоположный цвет спектра – красный.

Где может находиться этот источник живой воды? Скорее всего, недалеко и от Мацесты, и от Кудепсты (обратим внимание: тот же корень СТА). И действительно, в 150 метрах на север от Кудепстинского жертвенного камня – «трона Богинь» – находится минеральный источник железистой воды. От большого содержания железа вода и дно имеют красноватый оттенок. А недалеко от этого места находятся небольшие заросшие тиной озера. Рядом, в ущелье течет река Агура (дочь Перуна зовется Магурой – совпадение?), чуть далее стоит гора Большой Чур.

Существует предание, как в районе Кудепсты появился чудодейственный источник. Об этом повествуется в «Ведах Словена» (Белград, 1874 г.). Дева Жива обращается к богу Перуну и просит его, чтобы он метнул свой золотой посох в гору – в то место, где находятся три прудика. «Ведь там рядом протекает бел кладенец, а от того, что Перун метнет туда молнию, вода из него польется сурьяная [оздоравливающая, красноватого оттенка от слова «сурик». - Я.К.], а кто будет набирать эту воду в Щуров [Чуров] день и нести в свои дома, чтобы окропить себя и домочадцев, тот будет сам и вся его семья весь год живы и здоровы».

Культовая практика, связанная с Кудепстинским камнем, в общих чертах, видимо, выглядела так. Обряды, очевидно, проводились в дни солнцестояния (летнее и зимнее) и дни равноденствия (осеннее и весеннее), а также в день возрождения Даждьбога (возможно, и в другие значимые для наших предков дни).

Ночью зажигалось пять костров в очагах, обозначающих линию направления на точку восхода солнца. Сиденья, предназначенные для двух богинь (Мары и Дживы), могли оставаться пустыми либо занимались двумя жрицами, изображающими великих богинь. Справа, с южной стороны, где у нас, по убеждению наших предков, находится «пассивный полюс», – трон Мары. С северной стороны, где находится активный «положительный полюс» и источник с живой водой, – кресло Дживы.

На ложе укладывался жрец, воплощающий образ Даждьбога. Он ложился на правый бок, лицом к восходящему Солнцу. Сзади ложа в специальные углубления, окружающие его, насыпали зерно. Впереди на специальную площадку ставились в качестве дара продукты, вокруг клались цветы.

Возле трона Дживы можно обнаружить специальную горизонтальную площадку с большой лункой и выдолбленной бороздкой из нее для живой воды. Так как естественным путем живая вода обретала свои чудодейственные свойства в роднике всего лишь один раз в году (в Чуров день), то для насыщения воды жизненной силой поступали иначе – прибегали к силе божественного слова. Из родника с минеральной железистой водой набирали воду и выливали ее в лунку со стороны кресла Дживы, читая при этом богине специальные прославления. Вода стекала по выдолбленной бороздке вниз, где ее собирали в специальный сосуд с живой водой. Эту воду использовали для оздоровления домочадцев.

Лунка была горизонтальная, поэтому посредством бороздки стекали только излишки воды, а остальная оставалась на каменной поверхности в углублении. Глоток живой воды мог сделать любой страждущий путник.
В наше время был поставлен опыт с зарядкой воды из минерального источника Дживы. Воду на «троне Богинь» заряжали словом в течение 30 минут, и прибор регистрировал затем многократное увеличение «энергетики» воды.
Иначе обстоят дела с мертвой водой, которую можно набирать из родника Мары (Мацесты) в любой день, и она будет обладать очищающей силой. С помощью «трона Богинь» можно многократно усилить ее свойства.

Со стороны кресла Мары на наклонной поверхности сделана маленькая лунка с бороздкой для очищающей «огненной воды». Так как мертвую воду пить нельзя, то лунка сделана в целях безопасности таким образом, что в ней не остается вода после проведения ритуала (это обеспечивается наклонной поверхностью)…

Сохранившийся Кудепстинский жертвенный камень – свидетельство существования на землях Северного Кавказа цивилизации, истоки которой уходят в глубь тысячелетий. Русские – не пришлые люди на этой территории. И еще один вывод – с древнейших времен наши предки умели лечить с помощью природных средств – живой и мертвой воды – многие хвори. Так почему бы нам в полной мере не пользоваться проверенными знаниями пращуров.

Самая обычная вода является универсальным растворителем, поэтому она стала основой жизни. Как известно, человек на 70% состоит из воды, и от ее количества в организме зависит самочувствие.

И разумеется, очень многое определяется тем, какие вещества растворены в воде. В одних случаях вода может стать живой, в других — мертвой.

Волшебные источники

Наши предки приписывали природным родникам чудесные свойства. Источники красоты и молодости бьют из земли рядом с Изборском — древнерусской крепостью неподалеку от Новгорода. А если вы побываете в Крыму, на горе Мангуп, то экскурсовод предложит вам выпить воды из местных источников мудрости и красоты.

И подобных источников и родников — каждый с похожей историей — великое множество во всех частях света. Здесь нет ничего странного. Просто люди, вне зависимости от того, где и когда они жили, одинаково обожествляли воду, справедливо считая ее основой жизни. А болезни и смерть подстерегали древнего человека повсюду: в неизбежных стычках с соседями, в войнах с кочевыми племенами, на охоте и в труде.

Даже такое радостное событие, как рождение ребенка, слишком часто заканчивалось смертью младенца и матери. Но человек не склонялся покорно перед тайной смерти и не сидел сложа руки. Сама природа, так часто приносившая смерть, стала для него источником жизни.

Человек изучал лекарственные свойства трав, дикого меда, воды из различных источников. Он наблюдал за тем, к каким ручьям и родникам идут животные, чтобы исцелиться. Эти родники казались ему волшебными, наделенными могущественной силой. Он обожествлял их, складывал о них сказки.

Древние греки называли нимф, покровительствующих источникам, наядами.

Наяды были дочерями Зевса. Бесчисленные наяды входили в свиту многих богов: своего отца Зевса, считавшегося еще и покровителем дождя, бога океана Посейдона, богини плодородия Деметры, богини красоты Афродиты, бога искусства Аполлона. Они обладали способностью даровать изобилие, плодородие и здоровье, покровительствовали бракам.

Орфические гимны воспевают наяд как целительниц. Считалось, что купание в воде определенных источников дает исцеление от болезней. Особняком стояла одна из наяд — Мента, которая носила прозвище Кокитида: она была связана с водой царства мертвых и считалась возлюбленной Аида. Другие наяды могли очистить от грехов и даже обладали способностью даровать бессмертие.

Русские сказки донесли до нас историю о живой и мертвой воде. Название «живая вода» говорит само за себя, но и мертвая вода, оказывается, обладает целительной силой. Во многих сказках убитого богатыря прежде опрыскивают мертвой водой, которая затягивает его раны, и только потом он оживает, выпив живой воды.

Добыть такую воду нелегко. Героям приходится отправляться на ее поиски за тридевять земель. Иногда она течет с рук и ног девицы-богатырки, которую нельзя победить, но можно обхитрить и добыть драгоценную влагу. Иногда ее источник бьет из земли в чудесном саду на краю света, где растут яблони с молодильными плодами. Иногда ее приносит вещий ворон. Иногда героя приводит к источнику Баба-яга.

Как видите, фольклор, связанный с целительной водой, многообразен и весьма распространен среди народов. И закрадывается подозрение, что наши предки знали о воде нечто такое, чего пока не знаем мы.

Водное целительство

В сказках живую и мертвую воду получают в награду за храбрость, смекалку или доброе сердце. Однако стоит заглянуть в Интернет, и сразу убедишься, что сегодня все гораздо проще. Достаточно заплатить тысячу рублей, и по почте пришлют чудо-приборчик, который превратит простую водопроводную воду в волшебную!

Произойдет это чудо в результате электролиза. Если вы в детстве не валяли дурака на уроках химии, то помните, что при электролизе вода распадается на водород и кислород, которые благополучно растворяются в атмосфере.

В результате количество воды в емкости уменьшится (правда, при электролизе в домашних условиях уменьшение заметить трудно), но никакими целебными свойствами вода от этого обладать не станет. Единственный, кому эта покупка пойдет на пользу, — продавец, ведь он станет богаче на тысячу рублей.

Есть и более дешевые способы превратить воду в живую. Например, один профессор с говорящей фамилией Неумывайкин рекомендует с экрана телевизора пить от болезней талую воду, потому что «птички прилетают на север, пьют талую воду и несут яйца, а если не дать им полететь на север, то они и яйца нести не смогут».

Еще один рецепт от профессора: перелить воду сорок раз из сосуда в сосуд, чтобы она «освободилась от лишней информации». К сожалению, сколько ни переливай воду из пустого в порожнее, целительные свойства она от этого не приобретет.

Зато продажа подобных рецептов и приборов — бизнес практически беспроигрышный.

Люди привыкли доверять тому, что рекомендуется под девизом «Рецепты народной медицины», но для того, чтобы лечиться травами, нужно обладать хотя бы начальными познаниями в ботанике и фармакологии, а то ведь можно и отравиться ненароком. А вода своя, знакомая, простая — от нее хуже не будет.

Но гораздо опаснее, когда народные целители начинают лечить водой буквально от всего, а пациенты теряют драгоценное время, запуская свои болезни. Поэтому к рецептам народных целителей надо относиться осторожно и всегда помнить, что они способны дать лишь общие оздоровительные рекомендации, а с конкретным недомоганием следует все-таки обратиться к дипломированному врачу.

Память воды

Лечебные свойства гипотетической живой воды сегодня связывают с теорией, которая гласит, что вода имеет память. Теорию отстаивают сторонники гомеопатии — альтернативной медицины, разрешенной к массовому применению. Любой из нас хоть раз лечился гомеопатическими средствами, многим они реально помогают, поэтому к ней принято относиться всерьез.

О существовании у воды памяти впервые заявил французский иммунолог Жак Бенвенист. В1983 году он получил приглашение от гомеопата Бернара Протвина принять участие в изучении воздействия антител (особых белков, вызывающих иммунный ответ организма) в минимальных концентрациях.

Бенвенист, относившийся к гомеопатии со скептицизмом, согласился и решил опровергнуть ее теоретические основы с помощью серии экспериментов. Согласно известным законам химии, реакция организма на препарат должна снижаться по мере снижения его концентрации в растворе, а при достижении нулевой отметки прекратиться вообще.

Однако, к удивлению ученого, удалось зарегистрировать совершенно иной эффект: эффективность препарата то падала, то повышалась, но главное — не исчезла полностью при полной очистке раствора от антител. Обескураженный Бенвенист тем не менее подготовил научную статью, которую после небольшой дискуссии опубликовали.

Тогда и возникла гипотеза, гласящая, что вода сохраняет память о веществах, которые в ней некогда были, и может стать живой или мертвой в зависимости от этого.

Поскольку гипотеза покушалась на фундаментальные основы химии, ее сразу же попробовали опровергнуть новой серией экспериментов, но они дали неоднозначный результат: в одних случаях удавалось выявить эффект памяти, в других — нет.

К группе Жака Бенвениста присоединился нобелевский лауреат Брайан Джозефсон. Была даже учреждена премия в миллион долларов, которую получит исследователь, однозначно доказавший существование памяти у воды.

Пока что такой чистый эксперимент провести не удалось. Но попытки продолжаются, и не исключено, что в будущем мы все-таки сможем исцелять живой и мертвой водой наши раны и болезни.

Елена ПЕРВУШИНА




"Ты, волна моя, волна? Ты гуллива и вольна; Плещешь ты, куда захочешь, Ты морские камни точишь, Топишь берег ты земли, Подымаешь корабли Не губи ты нашу душу: Выплесни ты нас на сушу!" И послушалась волна: Тут же на берег она Бочку вынесла легонько И отхлынула тихонько. ©Elena Kiseleva, Visagino Geriosios vilties secondary school


Далеко в море вода синяя- синяя, как лепестки самых красивых васильков, и прозрачная-прозрачная, как самое чистое стекло, только очень глубока, так глубока, что никакого якорного каната не хватит. В сказке Г, Х. Андерсена «Русалочка» дом главного героя – море. ©Elena Kiseleva, Visagino Geriosios vilties secondary school


В другой сказке Андерсена «Гадкий утёнок» для главного героя вода также играет большую роль в судьбе. И он опустился на воду и поплыл навстречу прекрасным лебедем, который, увидев его, тоже поплыли к нему… Вода спасла его, так как благодаря отражению в озере он увидел не Гадкого утенка, а прекрасного лебедя. Это спасло ему жизнь. ©Elena Kiseleva, Visagino Geriosios vilties secondary school








А вот пример из литовского фольклора. В сказка «Ель- королева ужей» главная героя выходит замуж за ужа и спускается в его жилище – подводный замок. Только здесь она была по- настоящему счастлива. ©Elena Kiseleva, Visagino Geriosios vilties secondary school


«Гостите не дольше девяти дней, а на десятый возвращайтесь! Выходи на берег с детьми без провожатых и покличь меня: Если жив ты, муж мой верный, Брызнут волны белой пеной, Если помер пеной красной...» ©Elena Kiseleva, Visagino Geriosios vilties secondary school


А из сказки Петра Ершова «Конек- Горбунок» мы узнаём, что вода может омолодить и сделать красивым героя –Ивана. Вот конек хвостом махнул, В те котлы мордой макнул, На Ивана дважды прыснул, Громким посвистом присвистнул. На конька Иван взглянул И в котел тотчас нырнул, Тут в другой, там в третий тоже, И такой он стал пригожий, Что ни в сказке не сказать, Ни пером не написать! Вот он в платье нарядился, Царь-девице поклонился, Осмотрелся, подбодрясь, С важным видом, будто князь. ©Elena Kiseleva, Visagino Geriosios vilties secondary school


В сказке «Иван-царевич и Серый Волк», вода помогает воскресить главного героя. Серый волк спрыснул мертвой водой раны Ивану –царевичу, раны зажили; спрыснул его живой водой – Иван- царевич ожил. ©Elena Kiseleva, Visagino Geriosios vilties secondary school


Из «Сказки о волшебной водице» узнаем, что вода может мирить людей. «И с тех пор перестали они ссориться и стали жить, как в молодые годы. А всё потому, что как только старик начнёт кричать, старуха сейчас за волшебную водицу. Вот сила–то в ней какая! ©Elena Kiseleva, Visagino Geriosios vilties secondary school


И в заключении можно сказать, что тема воды в народных сказках, авторских сказках занимает огромное место. Она живое существо, которое положительным героям помогает, а отрицательных героев, соответственно, наказывает. ©Elena Kiseleva, Visagino Geriosios vilties secondary school


Источники информации. an/ an/ ©Elena Kiseleva, Visagino Geriosios vilties secondary school

Привлекательное для зрителей и читателей направление в научно-популярном кино и литературе - исследование разных исторических упоминаний, народных преданий и легенд, чтобы доказать их или опровергнуть. Здесь и призраки, и временные воронки, и много занимательного и невероятного, но неожиданные факты, о простых вещах, которые нас окружают, шокируют больше других. Предмет не одного исследования - , а точнее живая и мертвая. Эта субстанция часто встречается в народных сказках. Глоток первой излечивает раны и оживляет, а глоток второй - вызывает смерть.

Ледяная вода способна не только убить, но и дать здоровье человеку

Первым вспоминается фильм, где описываются структурные изменения простой воды под воздействием хороших и плохих слов. Модному веянию поддаются отечественные и зарубежные ученые. Одни ищут живую воду в нетронутых цивилизацией местах, другие - воздействуют на нее разными способами пытаясь получить хоть какой-нибудь результат. Ученые-скептики совсем отрицают возможность наличия у воды описанных свойств, а доказательные эксперименты оппонентов называют обычной фикцией и баловством.

Современная живая и мертвая вода

Примерно 35 лет назад, понятия о живой и мертвой воде из страниц детских книжек уверенно пришли в исследовательские институты. Разница между отечественными и заграничными изысканиями состояла в секретности первых. Затем было доказано, что живая вода все-таки есть, но без мгновенного сказочного действия. Ее получали с помощью электролиза. Полезные свойства католита подтверждены Фармакологическим комитетом. Он повышает иммунитет, способствует регенерации и очищению организма. Где есть одно, там и другое. Противоположность живой воды - анолит обладает выраженным дезинфицирующим эффектом. Они, как инь и янь, дополняют друг друга.

Публикация исследований спровоцировала повальное всесоюзное лечение подготовленной водой. Лечили все болезни, а случаи исцеления красочно описывались. Это вызвало отрицательную реакцию и неприятие у медиков.

При желании в сети можно найти истории о успешном лечении болезней разной сложности. Верить или не верить - личное дело каждого человека, но нельзя забывать о лечебном действии обычного плацебо, даже мел помогает, если сильно поверить

Естественными электролизными процессами можно объяснить и лечебные свойства минеральной воды. Теоретически, роль катода и анода выполняли подземные залежи минералов с большой разницей электродных потенциалов.

Результат электролиза - два вида воды: кислотная (обеззараживает) и щелочная (благотворно действует на организм). Они бесцветны, но отличаются вкусами: щелочной и вяжуще кисловатый. Мертвая вода имеет широкий спектр применения:

  • Санитарная обработка мединструментов и материалов;
  • Дезинфекция помещений;
  • Обработка одежды и белья с инсектицидными целями;
  • Лечение ОРЗ, грибков, бактериальных поражений и др.

Живая вода считается биостимулятором и антиоксидантом, налаживает обменные процессы в организме и усиливает действие фитопрепаратов. Ее действие рекомендуется подкреплять употреблением витаминных препаратов и добавок.

По большому счету описания давние сказочные и современные научные сходятся, но есть и различия. В сказке бутылочку с волшебной водой можно хранить очень долго без потери качества. А искусственным образом полученную живую - 2 дня, мертвую - 1-1,5 недели. Выходит для лечения обязательно потребуется ежедневное приготовление свежих порций, благо, что аппарат для этого можно купить на каждом углу Интернета. Данный факт настораживает. Везде, где замешаны деньги, есть большая вероятность мошенничества.

Что обычная вода делает в нашем организме

Воды в человеческом теле очень много. Оптимальным считается показатель 75 % массы тела и 94 % в крови. Она транспортирует в клетки питание и забирает продукты обмена. Поддержание кислотно-щелочного баланса в здоровом организме имеет нейтральный показатель 7,4.

Научно доказано, что кроме химической и физической чистоты, полезная вода должна иметь нормальный уровень рН и правильную молекулярную структуру, быть насыщенной ионами нужных минералов.

Современные требования к составу воды более, чем скромны: отсутствие бактерий и вредных химических элементов. Другие параметры не проверяются без отдельного запроса

Почему все сводится в балансу рН, как в рекламе популярной марки мыла? Оказывается только слюна, желудочный сок и моча имеют кислотный характер, остальные жидкости - щелочные. И если пьем кислотную воду, организму приходится тратить ресурсы на ее нормализацию. Самый доступный кальций в костях и других твердых тканях, поэтому потребление неправильной воды очень сильно сказывается на внешнем виде человека: тусклые волосы, уставшая кожа и плохие зубы и ногти. А если учесть, что рацион не поставляет достаточное количество минералов, то пора бить тревогу.

У живой воды молекула имеет лишний электрон, попав в организм, она его отдает для восстановление клеток. Действия свободных радикалов избежать не удастся, но можно его компенсировать употреблением качественной воды. Если ненасыщенное вещество отберет электрон у нормальной клетки, она гибнет или перерождается, чтобы выжить. Так появляются опухоли.

Живая вода с такими дефицитными лишними электронами, минералами и правильной структурой - залог отличного здоровья и самочувствия, но пить ее нужно сразу после приготовления. Более подробно о родниках с живой водой вы можете ознакомится в нашей .

В пересоленных водах Мертвого моря ничто живое не выживает. Хотя нет, бактерии живут!

Мертвая вода - не такая, как кажется

Когда говорят, что мы пьем мертвую воду, часто подразумевают, что в ней просто не осталось ничего полезного. Это понятно - она проходит старыми коммуникациями, обрабатывается хлором и без очистки имеет неудовлетворительные органолептические показатели.

На самом деле, мертвая она только потому, что имеет кислотный баланс, губительно действует на бактерии, грибки и вирусы, поэтому не рекомендуется к регулярному употреблению в пищу. В идеале нужно ее не пить вообще, а для внешнего применения она лучший вариант, губительно сказывается на вредных микроорганизмах.

Феномен крещенской воды

В христианской религии вода занимает почетное место, используется на всех этапах жизни верующих. Во время церковных праздников святят воду. Во время действа она приобретает целебные свойства. Наиболее сильной считается вода, которая святилась на праздник Крещения Господня. Ее свойства отрицают священнослужители, указывая, что исцеляет не вода, а благословение Господне, которое передается через нее, и идти в церковь только, чтобы набрать воды - это неправильно и не по-христиански.

Воду не обязательно святить на месте, в день праздника она освящается во всех водоемах. Чтобы излечиться от недугов, нужно искупаться на Крещение в проруби, предварительно освященной святым отцом.

Сегодня соли Мертвого моря на вес золота, они не только не убивают, но и придают новый импульс вашей красоте!

Интересный факт: что в доме, где царит согласие, уважение, вера и любовь, крещенская вода стоит десятилетиями, а если относится к ней неподобающе, она воплощает это в виде осадка, хлопьев и мути. После этого ее нельзя пить, но можно использовать для окропления предметов и людей.

Поиски живой воды предпринимались еще при Александре Македонском. Среди российских исследователей дальше всех зашел Я.Брюс и завещал полить себя эликсиром после смерти. Слуга разлил флакон, на тело покойного попало совсем немного. Воскрешение не состоялось, но рука облитая живой водой оставалась нетленной 200 лет

Кроме свяченой воды, волшебные свойства имеет непочатая - набранная из источника до восхода солнца. Ее силу укрепляет ритуал при набирании - идти молча, обойти несколько колодцев, сделать это в особенный день

Статья публикуется исключительно в информационных целях. Администрация сайта не отвечает за попытки лечения водой и их результат. Гарантированно можно утверждать только, то что организму не повредит хорошая питьевая вода и чистого колодца или скважины, а их обустройство - это наш .




Top