Сказки евгения шварца читать для детей. Некоторые особенности детских сказок Е

Родители, происхождение, детство

Евгений Львович Шварц родился 9 (21 октября) 1896 года в Казани. Его отцом был Лев Борисович (Васильевич) Шварц (1874-1940), принявший православие еврей, матерью - Мария Фёдоровна Шелкова (1875-1942), из православной русской семьи. Православным был не только отец Евгения Шварца, но и его дед, получивший при крещении имя Борис (по восприемнику - Лукич).

Лев Шварц родился 10 (22) декабря 1874 года в портовом городе Керчь Таврической губернии в семье мещанина местечка Пяски Люблинской губернии Берки (Бориса) Шварца и его жены Хаи-Бейлы (в тот же день - 14 тейвеса по еврейскому календарю - над ним был совершён обряд обрезания). Пять лет Лев обучался в Керченской Александровской, ещё два года - в Кубанской войсковой гимназиях. Закончил же он своё среднее образование в Екатеринодарской мужской гимназии, где пробыл год и восемь месяцев и откуда в 1892 году был выпущен с отличным поведением и удовлетворительным прилежанием.

После окончания гимназии Лев Шварц был уволен из среды общества керченских «ремесленных мещан вечного цеха» (куда был причислен «к семейству отца своего» в 1883 году) «на поступление в высшее учебное заведение для продолжения курса наук». Уехав из Екатеринодара, он подал документы в Императорский Харьковский Университет, но «в комплект принятых студентов-евреев» не вошел. Мечтая продолжить учёбу, Лев Шварц обратился с прошением к министру народного просвещения, с разрешения которого в том же 1892 г. был принят «в число студентов Казанского университета на Медицинский факультет».

Здесь судьба свела молодого студента-медика со слушательницей акушерских курсов Марией Фёдоровной Шелковой - дочерью рязанского цехового Фёдора Сергеевича Шелкова (бывшего, согласно воспоминаниям Евгения Шварца, незаконнорожденным ребёнком некоего рязанского помещика Телепнева). В 1895 г. они решили связать себя узами брака. Незадолго до этого двадцатилетний Лев Шварц обратился с просьбой о просвещении его святым крещением к священнику Михаило-Архангельской церкви города Казани. 18 (30) мая 1895 году он был крещён с наречением имени Льва (по восприемнику - Васильевич). В дальнейшем Лев Беркович (Борисович) стал писаться Львом Васильевичем Шварцем

Своей жизни в Казани Евгений Шварц не помнил, так как уже через несколько лет его родители покинули город и вскоре, волею судеб, оказались на юге.

В 1898 году Лев Шварц успешно закончил Императорский Казанский университет, прослушав «полный курс наук по медицинскому факультету». Причём, как отмечалось в «Свидетельстве» от 5 (17) июня 1898 года за подписью университетского инспектора студентов, «за время своего образования в университете поведения был отличного». И это при том, что за Львом Шварцем, по распоряжению ректора Императорского Казанского Университета К. В. Ворошилова, с самого начала был установлен «особо бдительный надзор». Но уже после переезда в 1898 г. в подмосковный Дмитров в жизни Шварцев произошёл крутой поворот: за подозрение в антиправительственной пропаганде среди рабочих Лев Шварц был подвергнут обыску, аресту и высылке подальше от крупных городов. В результате семья перебралась в Армавир, а затем в Ахтыри на Азовском море, позже - в Майкоп. Лев Шварц не раз обвинялся в революционной деятельности, в результате чего он неоднократно подвергался арестам и ссылкам

Однако на отношении в семье к религии политические увлечения Льва Шварца не отразились. В возрасте 7-8 лет Евгений, крещёный, как и его родители, в православие, считал себя русским, ничуть не удивляясь тому, что его двоюродный брат был евреем. И дело здесь было вовсе не в унаследованной от матери «русской крови», а в его принадлежности к церкви. «Я православный, следовательно, русский. Вот и всё», - написал однажды о своём детском мироощущении Евгений Шварц.

Раннее детство Евгения Шварца прошло в переездах: в дневниках он вспоминает Екатеринодар, Дмитров, Ахтыри, Рязань… «Это были разновременные наезды в родной город отца в промежутки между разными его службами до Майкопа».

В Майкопе, о котором Евгений Шварц всю жизнь вспоминал с любовью, прошли дальнейшие детство и юность писателя.

Двоюродный брат Е. Л. Шварца - известный чтец-декламатор, заслуженный артист РСФСР Антон Исаакович Шварц (1896-1954).

Молодость

В 1914 году Евгений поступил на юридический факультет Московского народного университета имени А. Л. Шанявского, но проучившись там два года, решительно отказался от профессии юриста, посвятив жизнь театральному искусству и литературе. Весной 1917 года был призван в армию. В апреле 1917 года находился в запасном батальоне в Царицыне, откуда его должны были перевести в числе других новопризванных студентов в военное училище в Москву. С августа 1917 года юнкер в Москве. 5 октября 1917 года был произведён в прапорщики. После Октябрьской революции поступил в Добровольческую армию. Участвовал в «Ледяном походе» Корнилова. При штурме Екатеринодара получил контузию, последствия которой - тремор рук - ощущал всю оставшуюся жизнь. После контузии был демобилизован и поступил в университет в Ростове-на-Дону, где начал работать в «Театральной мастерской». Помимо театра, Шварц работал фельетонистом в провинциальной газете «Всесоюзная кочегарка» (тогда выходила в г. Артёмовск Донецкой обл, ныне выходит в Горловке), где судьба его свела с Николаем Олейниковым, ставшим впоследствии близким другом и соавтором, там в 1923 году, по инициативе Михаила Слонимского, Евгений с Николаем выпустили первый номер журнала «Забой» (ныне «Донбасс»), который стал генератором развития литературного движения Донбасса.

В 1921 году он приехал в Петроград в составе ростовской театральной труппы. Некоторое время работал секретарём у Корнея Чуковского, а в 1923 году начал публиковать свои фельетоны.

С 1924 года Шварц жил в Ленинграде, работал в Госиздате под руководством С. Я. Маршака, тогда же сблизился с представителями литературного объединения ОБЭРИУ. Активно участвовал в создании популярных детских журналов «ЁЖ» и «ЧИЖ».

полина лупачева

МБДОУ № 74 "Семицветик" г. Смоленск

В творческом наследии Е. Л. Шварца достаточно много повестей, рассказов , сказок , стихов, а так же киносценариев и пьес. Однако, Шварц вошел в историю советской, да и мировой литературы как сказочник . Лучшие его произведения написаны в жанре сказки , будь то проза или драматургия. Первыми книгами маленького Шварца были именно сказки , которые читали ему вслух, а чуть позже прочитал он сам.

В литературу Шварц входил сказками . В 1924г. в журнале «Воробей» , №7 была опубликована первая сказка писателя «Рассказ старой балалайки » . Это лирическая история о пожилом актере и его внуке, о наводнении, затопившем их скромный домик, о тех, кто пришел им на помощь.

В 1925 году в журнале «Новый Робинзон» публикуется замечательная сказка Шварца «Два друга : Хомут и Подпруга» .

В своих первых произведениях писатель уверенно вплетает реальный фон в сказочные события . Мы знакомимся со старым Петербургом, где рука об руку идут нищета и роскошь, красота дворцов и убогость лачуг.

Но поначалу сказка еще не отчетливо просматривается в реальном повествовании. Работая в редколлегии «Ежа» и «Чижа» , Шварц учился увлекательно , остро и ненавязчиво рассказывать детям о самых тяжелых, порой непредсказуемых событиях реальной действительности.

Во второй половине 20-х годов вышла в свет его сказка «Степка Растрепка и Погремушка» . В ней сразу просматриваются отголоски ранних сказок С . И. Маршака, а также К. И. Чуковского («Мойдодыр» ).

В этой сказке есть то , чего не найдешь порой ни в одной современной сказке : протест против зла, несправедливости, воззвание к благородству и доброте.

Идея знаменитой «Сказки о потерянном времени» Шварца очень проста : не теряй времени даже в детстве , чтобы не превратиться в старика задолго до старости… Но идея так и осталась идеей, в главных героев так и не воплотившись. Если о волшебниках, с которыми столкнулся в лесу Петя Зубов, можно сказать , что они злые, безобразные, коварные, то о самом Пете, и его товарищах по несчастью этого не скажешь. Они – «никакие» . Роли их чисто служебные и не более того. Все, что они делают, идет не от характера, а от простой необходимости. Даже лень их условна : мы о ней знаем лишь понаслышке. И потому ничего того, что хоть как-то отличало бы их друг от друга, мы так и не встречаем.

Сказку эту в свое время критиковали, но не за то, за что нужно. Прочитав ее, о ней писал Д. Нагишкин : «маленький читатель делает открытие : в советском городе существуют злые волшебники, которые похищают у детей молодость…Тяжелая, угнетающая выдумка…». Ошибочность таких нападок очевидна. Замысел Шварца как раз лучшее , что есть в его сказке . А нехитрый перевертыш (школьники с бородами…старушка скачет через веревочку) просто помогает поднять ее читателям настроение.

В «Сказке о потерянном времени» характеры отсутствуют, поэтичность изложения тоже. Юмор есть, но поверхностный. Вот почему для взрослых она мало чем интересна, но для ребенка содержит весьма важную мысль : «…но ты помни : человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет».

Сам писатель считал, что дети скорее поймут его сказки , потому что рассказываются они , по его убеждению, «не для того, чтобы скрыть, а для того, чтобы открыть, сказать во всю силу , во весь голос то, что думаешь». А это возможно, пожалуй, только в детстве . Для К. Чуковского, С. Маршака, Е. Шварца сказка была не этапом в их творчестве, а именно основной составляющей их творчества. В каком бы жанре они не работали, успешным достижением их творчества были именно те произведения, которые были написаны в жанре сказки .

Эти писатели подчеркивали исключительное значение сказок для детей . Через сказку писатели пытались пробудить, воспитать в трепетной детской душе уникальную способность сопереживать и сострадать, без которой человек – не человек.

Публикации по теме:

Использование сказок, сказочных сюжетов, героев сказок в работе с детьми с общим недоразвитием речи «Знакомство человека со сказкой начинается с первых лет его жизни. И тогда же, в детстве, прививается любовь к родному слову. Увлекаясь.

Некоторые аспекты исполнения музыки Гайдна муниципальное учреждение дополнительного образования Детская музыкальная школа русского инструментального искусства Некоторые аспекты исполнения.

Цель: Закреплять представления детей о состояниях и свойствах воды, о твердых, жидких и газообразных веществах. Задачи: 1. Познакомить с.

Некоторые тенденции развития супружеских отношений молодой семьи Проблема особенностей супружеских отношений на разных этапах жизнедеятельности семьи остается недостаточно исследованной. Так, применительно.

Некоторые этапы литературного пути детской писательницы В. А. Осеевой МБДОУ № 74 «Семицветик» г. Смоленск. Лупачева П. В., Володченкова Е. Ю. О некоторых этапах литературного пути детской писательницы В. А. Осеевой.

Оформление детского учебно-оздоровительного центра г. Якутска «Гоголь-Моголь». Выполнено в сентябре 2016 года. Идея оформления заключалась.

Евгений Львович Шварц; г. Казань; 09.10.1896 – 15.01. 1958

Книги Евгения Шварца приобрели популярность еще при жизни автора, писал преимущественно произведения для детей. В своих рассказах он разоблачает невежество и глупость, пытается показать, что добро и честность всегда выходят победителями. Многие сказки Шварца, читать которые мы можем сегодня в рамках школьной программы, автор написал по мотивам . Многие произведения, которые написал Шварц (сказки, пьесы, рассказы), были экранизированы в виде мультипликационных и художественных фильмов.

Биография Евгения Шварца

Евгений Шварц, биография которого насыщена разными событиями родился в 1896 году в семье врача и акушерки. С самого детства мальчика его семья вынуждена была несколько раз менять место проживания, пока наконец не обстроилась в городе Майкоп Республики Адыгея. Именно здесь прошли детство и юность будущего писателя.

В восемнадцать лет Евгений окончил местное училище и решил поступать на юридический факультет в Москву. Но проучившись там два года, он понял, что не хочет всю жизнь заниматься юриспруденцией. С самого детства Шварц увлекался театральным искусством и литературой, но воплотить мечты об обучении на любимую специальность у Евгения не вышло – в двадцать лет его призвали в армию.

Чуть меньше года он числился рядовым запаса в нынешнем Волгограде. А осенью 1917 года его зачислили юнкером в Московское военное училище. Через год он поступил на службу в Екатеринодар (Краснодар). При штурме города во время Гражданской войны получил травму (тремор в руках), последствия которой ощущал на протяжении многих лет. Из-за полученной контузии Евгений Шварц был демобилизован. Он поступил в Ростовский университет и записался актером в «Театральную мастерскую».

Многие критики положительно отзывались об игре Евгения. Его считали талантливым актером с великим будущем на театральном поприще. В период работы в «Театральной мастерской» Шварц женился на актрисе Гаяне Холодовой. В 1921 году Евгений переезжает в Санкт-Петербург, где, продолжая работу в местном театре, начинает подрабатывать секретарем у Корнея Чуковского и продавцом в книжном магазине.

Примерно в это время Шварц начинает писать первые фейлетоны и рассказы. В 1923 году ему представляется возможность попробовать себя в роли журналиста в Донецкой области. Тогда произведения Евгения Шварца читать стало возможно в местной газете. Проработав там целое лето, Шварц вернулся в Петербург, где в ближайшее время опубликовал свою первую сказку для детей – «Рассказ старой балалайки».

С 1925 года на постоянной основе писатель начинает сотрудничать с журналами «Ёж» и «Чиж» и продолжает выдавать отдельными книгами некоторые свои рассказы. Большинство своих произведений, которые мы сегодня можем читать, Шварц написал после 1929 года. Именно с этого момента начинается период активной творческой деятельности писателя. Он пишет пьесы («Голый король», «Красная шапочка»), сценарии («Разбудите Леночку», «Доктор Айболит»), стихи, повести, сатирические рассказы.

Пьесы Евгения Шварца ставили Московский и Ленинградский театры юного зрителя, театр «Современник», драмтеатр им. Станиславского. В 1947 году пьеса «Тень» была представлена зрителям Берлинского театра. Многие произведения автора были экранизированы. Последние фильмы, снятые по мотивам рассказов Шварца – фильм «Тень, или Может быть, все обойдется» (1991) и мультфильм «Новогоднее приключение двух братьев» (2004).

Личная жизнь писателя также была насыщена событиями. После девяти лет брака Евгений и Гаянэ, у которых родилась дочь Наталья, приняли решение о разводе. Позже Шварц знакомится с женой своего товарища Екатериной Зильбер. После нескольких лет тайного романа пара решает пожениться. Евгений и Екатерина прожили вместе более двадцати лет, пока в 1958 писатель не умер от инфаркта на шестьдесят первом году жизни.

Книги Евгения Шварца на сайте Топ книг

Детские книги Евгения Шварца уже многие поколения вызывают самый живой интерес. Поэтому вполне закономерно, что они попали в наш , а так же в . И учитывая стабильность интереса к творчеству писателя мы еще не раз увидим их на страницах нашего сайта .

Евгений Шварц список книг

Брат и сестра

Голый король

Красная шапочка

Кукольный город

Наше гостеприимство

Новые приключения кота в сапогах

Обыкновенное чудо

Одна ночь

Повесть о молодых супругах

Под липами Берлина

Начиная изучать творчество писателя - уделите внимание произведениям, которые находятся на вершине этого рейтинга. Смело нажимайте на стрелочки - вверх и вниз, если считаете, что какое-то произведение должно находиться выше или ниже в списке. В результате общих усилий, в том числе, на основании ваших оценок мы и получим самый адекватный рейтинг книг Евгения Шварца.

    «После уроков Маруся шагает по улице не спеша, как взрослая, как настоящая первоклассница в форменном платье. И кажется ей, что весь город смотрит на неё. Капитан лётчик идёт ей навстречу…» ... Далее

    Спектакль Московского театра юного зрителя по одноименной сказке выдающегося русского советского писателя, одного из создателей (вместе с Б. Житковым, С. Я. Маршаком и К. Чуковским) советской детской литературы Евгения Львовича Шварца (1896-1958). Евгений Шварц – автор таких умных, всенародно любимых произведений, как «Тень», «Дракон», «Обыкновенное чудо», «Сказка о потерянном времени». В этом блистательном ряду находится и сказка «Два клена». Заколдовала Баба Яга Василисиных сыновей, стоят теперь на опушке леса два молодых клена. Долгих три года бродила Василиса по белу свету, много испытаний ей пришлось пройти, не сразу материнское сердце подсказало, где искать детей… Спектакль Московского театра юного зрителя по одноименной сказке. Запись 1954 года Василиса – Мария Зорина; Федор – Николай Богатырев; Егорушка – В. Рождественский; Иванушка – Владимир Горелов; Баба Яга – Юлия Юльская; Кот – С. Гребенников; Шарик – Евгений Васильев; Медведь – Б. Мишин; Ведущий – Михаил Абрамов. В массовых сценах: Смирнов А., Шеповалова С., Грановская Г., Надеждин Ф., Добронравов Н., Миронова И. Музыка – К. Корчмарев. Оркестр Московского театра юного зрителя п/у Трактиной ... Далее

  • Игрушки, с которыми дети обращаются неподобающим образом, убегают от своих нерадивых хозяев и основывают город. Но им угрожает Повелитель крыс, собирающийся атаковать их. Игрушки обращаются к кукольному Мастеру, приехавшему в отпуск и остановившемуся неподалёку, чтобы тот помог им справиться с врагом. Эта сказка Шварца исключительно детская, позволяющая представить на сцене множество самых разнообразных оживших игрушек, сплочённых единой целью и готовых дать отпор своему коварному противнику. Проявив смелость, находчивость и даже раскрыв настоящий заговор, игрушкам удаётся отстоять свой город. ... Далее

  • « Солдат. Всем, кто меня слышит, всем, кто меня видит, – здравия желаю. Я, почтенные господа, отставной солдат. Служил я у царя Салтана, воевал, кровь проливал, и вышел мне срок. Сам царь Салтан приказал меня домой отпустить. И пошел я домой, а дойти не могу. Либо не туда заверну, либо не в свое дело замешаюсь. Сердце у меня беспокойное, солдатское. Вот, к примеру, взять: дорога моя стороною этот лес обходила. А я возьми – да прямо в самую чащу. Что-то он мне больно черен показался, лес-то. А ну как, думаю, там баба-яга народ обижает! А я стороною пройду, по гладенькой дорожке? Нет, никак нельзя. Ну и лес! Семь дней шагаю – ни одной живой души не повстречал. И тихо-тихо кругом, как на дне морском. Листья не шуршат. Птицы не кричат. Звериных следов не видать. Так и ждешь – выползет на тебя либо змей лесной, либо еще что невиданное, неслыханное, которое тут все живое распугало. (Вскакивает.) Вот, вот оно! Крадется, крадется легкими шагами. Ползи, ползи! Ко мне вдруг не подползешь! Я врага за версту чую. (Вглядывается в чащу.) Ах ты, горе-горькое! Рубашечка за кустами белеет. Как же это? Ах ты! Ай-ай-ай! Мальчик по лесу бредет один-одинешенек. Кто же это его сюда отпустил, в такую глушь нехорошую, в темную чащу? Мальчик, а мальчик! Иди сюда, не бойся! Здорово, сирота!..» ... Далее

  • Пьесы Евгения Львовича Шварца одинаково любимы и детьми, и взрослыми по книгам, спектаклям и экранизациям: «Золушка», «Снежная королева», «Тень», «Обыкновенное чудо». Это не столько сказки, сколько философские притчи о любви и ненависти, добре и зле, в которых необыкновенное, сказочное сочетается с реальным, узнаваемым. Пьеса «Дракон» в советские времена имела славу диссидентской. Чтобы убить дракона нужно, прежде всего, победить дракона в самом себе. Опасный для сталинского режима смысл сказки перевесил лежащие на поверхности ассоциации с фашизмом, и пьеса была запрещена на долгие годы. Сегодня пьесу Шварца можно воспринимать и как острую политическую сатиру, и как романтическую любовную драму. А можно просто наслаждаться каждым словом блистательного текста, открывая в сказке первоисточник множества давно знакомых крылатых выражений. ... Далее

  • Читатели и зрители знают Евгения Шварца как замечательного драматурга, по чьим пьесам и сценариям созданы всеми любимые спектакли и фильмы. В эту книгу впервые, кроме легендарных сказок для взрослых – «Тень» и «Голый король», – вошли мемуарные записи, стихи, дневники. Книга необычна тем, что впервые пьесы Шварца соседствуют с одноименными сказками Андерсена, и читателю интересно будет сопоставить эти тексты, написанные в разных странах и в разные эпохи. Тексты Шварца, блистательные, остроумные, всегда злободневны. Как сказал Александр Абдулов, снимавшийся практически во всех фильмах по его сценариям, «каждая фраза и слово Шварца пронизаны юмором и сумасшедшей мыслью». Земная жизнь сказочника закончилась в 1958 году. А сказка его жизни продолжается. «Великая объединяющая сила сказочного мира не слабеет» – эти слова, сказанные когда-то Евгением Шварцем о Г.-Х. Андерсене, с полным правом могут быть отнесены и к нему самому. ... Далее

  • Верность. Благородство. Умение любить. Эти прекрасные человеческие качества везде и всегда нужны: и в будни, и в праздники, и в жизни, и в сказке. "Обожаю, обожаю эти волшебные чувства, которым никогда, никогда не придет конец!" – так говорит один из героев Евгения Львовича Шварца. Герои сказок этого замечательного писателя смелы, великодушны и очень сообразительны. Чего только с ними не происходит, в какие невероятные ситуации они не попадают! Слушайте самые любимые сказки Евгения Шварца «Обыкновенное чудо» и «Сказка о потерянном времени». ... Далее

  • Сценарий Евгения Шварца, основанный на известном романе Сервантеса о приключениях странствующего рыцаря Дон Кихота, начинается с отправления Дон Кихота вместе с его оруженосцем Санчо в их первое путешествие. Как и в романе, Дон Кихот будет сражаться с ветряными мельницами, совершать свои подвиги во славу Дульсинеи Тобосской, искать злого волшебника Фрестона, пока его, наконец, не вернут домой… Дома же, после одного жесткого розыгрыша, разочарованный Дон Кихот потеряет страсть к путешествиям и веру в людей. Но, даже умирая, он продолжит мечтать о мире рыцарей, где с верным Санчо он будет помогать людям! ... Далее

  • «Анна Ивановна входит в класс. Говорит торжественно: – Ну, девочки, сегодня у нас большой день. Садитесь. Посмотрела я дома ваши работы. Аня, Вера, Шура, Таня и Нюся, встаньте. Пять девочек встают бесшумно…» ... Далее

  • «Два молодых клена стоят рядышком на лесной поляне. Тихий ясный день. Но вот проносится ветерок, и правый клен вздрагивает, словно проснувшись. Макушка его клонится к левому деревцу. Раздается шорох, шепот, и клен говорит по-человечески…» ... Далее

  • "… – Что-то запаздывает дочка! – Мама смотрит на часы. – Уже двадцать минут, как кончились уроки. Продолжительный звонок. Бабушка спешит в прихожую, открывает дверь и ахает. Маруся, очень весёлая, стоит на пороге, но в каком она виде! Взъерошенные волосы. На щеке грязное пятно. Одна из пуговиц висит на ниточке. – Мамочка! Бабушка! – кричит Маруся. – Как интересно было! Ну прямо сказка. Раз, два – и превратилась я в настоящую первоклассницу. Вы меня теперь не узнаете! – Постой, постой! – перебивает мама. – А почему ты в таком страшном виде? – А это я с Серёжей подралась. У него ещё хуже вид! – с торжеством сообщает Маруся. …" ... Далее

  • Социальная драма Шварца, основанная на сказочном азиатском сюжете о драконе, которого невозможно победить, ибо победитель сам становится драконом. В пьесе Шварца люди, существующие под гнетом дракона, считают свою жизнь вполне сносной – они привыкли к жестокости и притеснениям, надеясь, что хуже не будет. Эти люди не особенно хотят, чтобы их спасали. Но юный и чистый душой юноша все же совершает подвиг – свергает угнетателя. В конце он понимает, что убить дракона недостаточно, чтобы освободить людей. Ведь люди, только что освободившиеся от одного тирана, с удовольствием начали служить следующему… ... Далее

  • Пьеса-сказка по мотивам одноименного произведения Андерсена. Молодой ученый Христиан-Теодор приезжает в маленькую южную страну, чтобы изучать её историю. Он селится в комнате одной из гостиниц, в номере, который до этого занимал его друг Ганс Христиан Андерсен. К нему приходит Аннунциата – дочь хозяина гостиницы. Она рассказывает Ученому об их государстве то, что не пишут в книгах: сказки в их стране – реальность, а не выдумки, существуют и людоеды, и мальчик-с-пальчик, и многие другие чудеса. В доме напротив живёт девушка в маске. Она красива и давно молодому ученому. На предостережения, что она может быть не такой, какой кажется, тот не обращает внимания. Он знакомится с ней и открывает свое сердце. Потом Христиан в странном порыве обращается к своей тени и говорит тени, что было бы прекрасно, если бы тень могла отправиться к таинственной незнакомке и передать слова любви. Тут тень покидает ученого и согласно его наказу уходит от него. ... Далее

  • Одна из последних и самых известных пьес Шварца. Написана она в лёгкой авторской манере, в которой хитро переплетается сказочное и современное. Пьеса будет интересна как взрослым, так и детям. Сюжет повествует о непростой любви Медведя, превращённого волшебником в человека, и благодушной принцессы, дочери короля – эксцентричного самодура. Волшебник обратил медведя в человека так, что как только настоящая принцесса в него влюбится и поцелует, то он вернётся к своей исконной звериной форме. Поэтому двое влюблённых вынуждены пройти через ряд испытаний, прежде чем они поймут, что любовь побеждает всё! Даже волшебство. ... Далее

  • «Жил-был мальчик по имени Петя Зубов. Учился он в третьем классе четырнадцатой школы и все время отставал, и по русскому письменному, и по арифметике, и даже по пению. – Успею! – говорил он в конце первой четверти. – Во второй вас всех догоню. А приходила вторая – он надеялся на третью. Так он опаздывал да отставал, отставал да опаздывал и не тужил. Все «успею» да «успею». И вот однажды пришел Петя Зубов в школу, как всегда с опозданием…» ... Далее

  • Читатели и зрители знают Евгения Шварца как замечательного драматурга, по чьим пьесам и сценариям созданы всеми любимые спектакли и фильмы. В эту книгу впервые, кроме легендарных сказок для взрослых – «Обыкновенное чудо» и «Дракон», – вошли мемуарные записи из его знаменитого «Дневника» и «Телефонной книжки» – интереснейший документ о времени и литературно-актерской среде, избранные письма жене – настоящая поэма о любви, стихи, шуточная пьеса-капусник «Торжественное заседание». Тексты Шварца, блистательные, остроумные, всегда злободневны. Как сказал Александр Абдулов, снимавшийся практически во всех фильмах по его сценариям, «каждая фраза и слово Шварца пронизаны юмором и сумасшедшей мыслью». Земная жизнь сказочника закончилась в 1958 году. А сказка его жизни продолжается. «Великая объединяющая сила сказочного мира не слабеет» – эти слова, сказанные когда-то Евгением Шварцем о Г.-Х. Андерсене, с полным правом могут быть отнесены и к нему самому. ... Далее

  • Евгений Шварц – известный советский писатель, автор культовых пьес «Голый король», «Снежная королева», «Тень», «Дракон», «Обыкновенное чудо». Дневники – особая часть творческого наследия Шварца. Писатель вел их почти с самого начала литературной деятельности. Воспоминания о детстве, юности, о создании нового театра, о днях блокады Ленинграда и годах эвакуации. Но, пожалуй, самое интересное – галерея портретов современников, за которыми встает целая эпоха: Корней Чуковский, Самуил Маршак, Николай Черкасов, Эраст Гарин, Янина Жеймо, Дмитрий Шостакович, Аркадий Райкин и многие-многие другие. О них Шварц рассказывает деликатно и язвительно, тепло и иронично, порой открывая известнейших людей тех лет с совершенно неожиданных сторон. ... Далее

  • «Однажды Кот в сапогах пришел к своему хозяину, которого звали Карабас, и говорит ему: – Я уезжаю! – Это почему же? – спрашивает Карабас. – Я стал очень толстый, – отвечает Кот в сапогах. – Мне по утрам даже трудно сапоги надевать. Живот мешает. Это оттого, что я ничего не делаю. – А ты делай что-нибудь, Котик, – говорит ему Карабас…» ... Далее

  • «Жил-был на свете один ученый, настоящий добрый волшебник, по имени Иван Иванович Сидоров. И был он такой прекрасный инженер, что легко и быстро строил машины, огромные, как дворцы, и маленькие, как часики. Между делом, шутя, построил он для дома своего чудесные машины, легкие, как перышки. И эти самые машинки у него и пол мели, и мух выгоняли, и писали под диктовку, и мололи кофе, и в домино играли…» ... Далее

  • Сценарий написан Шварцем, как переработка широко известного сказочного сюжета. Золушка – дочь храброго лесника, но от первого брака. Мачеха же её настолько властная женщина, что муж её, славящийся своей удалью, ничего с ней не может поделать. Она вместе со своими двумя дочерями относится к Золушке, как к служанке. Эксцентричный король решает устроить бал, куда все отправляются. Но Золушке мачеха даёт такие задания, что управиться с ними быстро никак нельзя. Если бы не Фея-крестная, которая появляется неожиданно, помогает справится со всеми бедами и отправляет Золушку на бал, где ей суждено встретиться свою судьбу. ... Далее

  • Классическая сказка Ганса Христиана Андерсена в переложении Евгения Шварца прирастает множеством новых элементов. Здесь и новые сцены с известными персонажами, здесь и новые смыслы, которые Шварц мастерски вплёл в одну из лучших своих пьес. Так известная сказка превращается в пьесу для всей семьи, ведь политическая сатира скорее будет понятна взрослым, а искромётный юмор Шварца – он для всех. ... Далее

  • «Деревья разговаривать не умеют и стоят на месте как вкопанные, но все-таки они живые. Они дышат. Они растут всю жизнь. Даже огромные старики-деревья и те каждый год подрастают, как маленькие дети…» ... Далее

  • Пересказанный Шварцем на новый лад классический сюжет оказывается преображённым, хотя по основным пунктам полностью соответствует широко известному сюжету сказки. Красная Шапочка идёт навестить свою бабушку. Но волк не попадается ей внезапно. Наоборот, все звери предостерегают её, рассказывают об угрозе. План Красной Шапочки как раз в том, чтобы заманить волка в охотничий капкан. Не зная этой хитрости, многие звери хотят помочь ей, но им мешает коварная лиса, надеющаяся, что волк с Шапочкой расправятся друг с другом, и тогда она сможет улучшить своё положение в лесу. Известная история, пронизанная добрым юмором Шварца, будет интересна как детям, так и их родителям. ... Далее

  • Действие пьесы разворачивается в двухэтажном доме. Наверху живёт Мария Ивановна со своими двумя дочерьми, одну из комнат она сдаёт двум студентам. Внизу живёт Варвара со своей падчерицей Марусей и Маркушка-дурачок. Варвара всячески притесняет свою падчерицу и всем не понятно, почему она забрала её из детского дома. Со временем мы узнаём, что Варвара на самом деле мошенница, а Маркушка вовсе не дурачок, а её родной брат, тоже мошенник, использующий свой образ для прикрытия. Живут они, сколачивая своё состояние за счёт воровства и торговли краденным. И вдруг они узнают, что совсем рядом, в комнатке, где живут студенты, стоит очень дорогая печатная машинка фирмы Ундервуд, выданная студенту политехникума во временное пользование. Именно вокруг неё закрутится прекрасный, почти детективный сюжет. ... Далее

  • Две игрушки, Кукла и Медвежонок, много поколений переходили в одной семье, как своеобразное наследство, от матери к дочери. Но последний владелец, будучи бездетным, дарит их своему недавно женившемуся подчинённому. Так игрушки в очередной раз оказываются свидетелями нового брака, новых перипетий, с которыми приходится столкнуться молодожёнам. Но опытом увиденного, взглядом со стороны они помочь людям не могут. Пьеса пронизана идеями терпения и прощения своих близких. Особенно тех людей, которых мы сами выбираем и приводим в свою жизнь и временами мучаем их, сами не понимая зачем. ... Далее

  • Снип-снап-снурре, пурре-базелюрре! Крибле-крабле-бумс…

  • Пьесы Евгения Львовича Шварца одинаково любимы и детьми, и взрослыми по книгам, спектаклям и экранизациям: «Золушка», «Снежная королева», «Обыкновенное чудо», «Дракон». Это не столько сказки, сколько философские притчи о любви и ненависти, добре и зле, в которых необыкновенное, сказочное сочетается с реальным, узнаваемым. Пьеса «Тень» – история об ученом, который приехал отдыхать в теплую страну и попал в город, населенный сказочными персонажами. О том, как тень ученого покинула своего хозяина и зажила самостоятельной жизнью. История о предательстве и дружбе с острым гротесковым сюжетом и философским подтекстом, полная искрометного юмора, афоризмов и крылатых фраз. ... Далее

  • Кроме всенародно любимой и одной из самых известных сказок Евгения Шварца «Сказка о потерянном времени», о приключениях юных лентяев, молодость которых похитили четыре злых волшебника, вас ждут не менее удивительные сказки «Два брата» и «Рассеянный волшебник». Возрастные ограничения 6+ © Е. Шварц (наследники) ©&℗ ИП Воробьев В.А. ©&℗ ИД СОЮЗ ... Далее

Все

Евгений Шварц - автор большого количества пьес, среди которых « Сказка о потерянном времени», « Обыкновенное чудо», « Голый король». По многим из его произведений были поставлены спектакли, сняты кинофильмы. В 9 номере журнала « Мурзилка» 1947 опубликован фрагмент сценария Евгения Шварца « Первоклассница». Фильм « Первокласница» был снят в 1948 году. К моменту публикации фрагмента режиссёр Илья Фрэз уже начал работу над картиной.

Возле школы стоит маленькая девочка. Подмышкой у нее свёрток. С глубоким интересом разглядывает девочка школу. Наконец она храбро входит в дверь… Так начинается рассказ о первокласснице Марусе Орловой, написанный для кино писа­телем Евгением Шварцем.

Уже начались по этому рассказу съемки кинофильма. Он так и будет называться - « Первоклассница».

В нём участвует много девочек, целый класс- 30 человек. Чтобы отобрать их для съёмки, режиссёру кинокартины Илье Фрэзу пришлось посмотреть десятки школ, познакомиться с ученицами многих первых классов, пока он не выбрал тех девочек, которые подходят для съёмки.

Шаг за шагом расскажет картина о приключениях Маруси, о её счастливых и неудачных днях, о том, как Маруся получила первую отметку, как первый раз дежурила, как пропала и нашлась.

Здесь вы прочитаете, как она первый раз пришла в школу.

Как Маруся первый раз пришла в школу

Большая пустая комната. Пол закапан известью и краской. Маруся входит и видит: высоко на козлах стоит маляр - старичок в очках. Напевая что-то, он красит оконную раму.

Здравствуйте! - говорит девочка.

Здравствуйте, гражданочка! - отвечает маляр.

Скажите, пожалуйста, что эта школа ещё не готова?

На девяносто девять процентов готова.

На сколько?

На девяносто девять.

Маруся молчит, видимо, что-то соображая.

А это много или мало? - спрашивает она наконец.

Порядочно, - говорит маляр. - А зачем тебе знать, насколько готова школа?

А вдруг она не откроется первого сентября?

Что ты, что ты! - пугается маляр. - Мы своё дело сделаем. Мы понимаем, что это за день - первое сентября!

Вот хорошо! Скажите, а в какой комнате записывают в первый класс? - спрашивает Маруся.

В тридцать восьмой, - отвечает маляр.

А какая она?

Кто она?

Тридцать восьмая комната.

Как тебе сказать… Ну, тридцать восьмая и есть тридцать восьмая. А, понимаю! Ты цифр не знаешь?

Нет, знаю. Знаю ноль. Один. Ещё знаю шесть. Девять помню. А вот тридцать восемь забыла.

Понятно, - говорит маляр. - Ну, тогда пойди ты в коридор и гляди. Из какой комнаты будут выходить маленькие девочки - там и записывают. Поняла?

Маруся входит в очень интересную комнату. Вначале у неё разбегаются глаза.

Прежде всего её внимание привлекает форменное платьице - коричневое с белым воротничком и чёрным передником.

На витрине - учебники для первого класса. Ручка, карандаши, тетради. Всё это нужно принести первокласснику с собой в школу в первый день занятий.

За столом против двери сидит женщина. Наверное, учительница!

Здравствуйте, тётя! - говорит ей Маруся.

Меня зовут Анна Ивановна, - отвечает учительница.

Здравствуйте, Анна Ивановна, - поправляется Маруся. - Вы учительница?

Да. А ты кто?

Я - Маруся Орлова.

Зачем пришла?

В школу записаться.

А почему ты пришла одна, без мамы?

Мама не может. Вчера обещала пойти, а сегодня говорит: Подожди до завтра».

А ты ждать не любишь?- спрашивает учительница.

Все девочки нашего двора записались уже, - объясняет Маруся. - а маме всё некогда. Тогда я сама пошла. Я документы принесла.

Маруся кладёт на стол завёрнутый в газету свёрток.

А где ты их взяла? - удивляется учительница.

В комоде, в маленьком ящичке. Вы, какие нужно, возьмите. А какие не нужно- отнесу домой.

Маруся разворачивает свёрток и показывает учительнице документы.

Это бабушкин паспорт,- объясняет девочка.- А это квитанции за телефон. А эта, синенькая,- за квартиру. А это - Военный заем. А это - письмо от папы. Он лётчик. Он сейчас улетел в Заполярье. А здесь, в конверте, мои волосы, когда мне был один годик. Это орденские книжки - мамины. Моя мама - доктор, а во время войны была капитан медицинской службы. А это- моя фотография, когда мне было два месяца.

Достаточно. Хорошо,- говорит Анна Ивановна и вновь завёртывает в газету документы.- Tы, значит, очень хочешь учиться?

Очень! - подтверждает девочка с жаром.

Да,- отвечает Маруся.- Вот, глядите.

Маруся наклоняется к газете, в которую завёрнуты документы, и читает водя пальцем:

Вот это - А, Это - О. Вот это - М. Вот это - Р. Вот ещё Я - Верно? Я и писать умею.

А ну-ка, - просит Анна Ивановна, - напиши мне что-нибудь. Садись вот на этот стул. На тебе карандаш. На тебе бумагу.

Маруся усаживается и пишет старательно, изо всех сил нажимая карандашом.

Готово, - сообщает девочка.

Учительница смотрит и видит: девочка написала крупными печатными буквами своё имя: « МАЧУCR»

Верно я написала? - спрашивает девочка.

Не очень. Две буквы у тебя смотрят не в ту сторону. Видишь?

Анна Ивановна подчёркивает карандашом буквы Р и Я.

Правда! - говорит Маруся.- Читаю я их правильно, а пишу почему-то иногда неправильно.

А скажи ты мне. Маруся: ты - послушная девочку?

Очень! - убеждённо отвечает Маруся

Ты, значит, спросила у мамы разрешения притти сегодня в школу?

Маруся молчит, потупившись.

Отвечай. Маруся,- мягко, но настойчиво спрашивает учительница.

Спросила, - бормочет Маруся.

И мама отпустила тебя?

Нет, - вздыхает Маруся.

Значит, ты не послушалась маму?

Не послушалась, - шепчет Маруся.

Я не знаю.

Ну, а всё-таки?

Очень захотелось.

Вот видишь! Значит, ты не такая уж послушная. Мама, наверное, будет очень волноваться, увидев, что ты пропала. Ты об этом не подумала? Ты только о себе думаешь? А ведь в классе у тебя будет сорок товарищей. Как же ты с ними поладишь, если будешь думать только о себе?

Не буду,- уверяет Маруся,- Я буду обо всех думать. Вот увидите!

Увидим,- отвечает Анна Ивановна многозначительно.

Маруся лежит неподвижно, закрыв глаза, но по всему видно - не спит девочка: вздыхает, охает, отдувается.

Наконец открывает она глаза. Приподнимается на постели. Взглядывает на будильник.

Четверть второго. Маруся в ужасе опускается на подушку.

Мама! - зовёт она робко.- А, мама! Я жду. жду, а часы с места не двигаются. С ними случилось что-то … Я час лежала, глаз не открывала, а они показывают, что только пять минут прошло… Мама!.. Бабушка!..

Маруся прислушивается. Ответа нет.

Бабушка! - зовёт Маруся.- Ведь проспим! Уже первое сентября! Давайте чай пить.

Молчание.

Вдруг Маруся слышит отдалённый гул.

Комната озаряется вспышкой синеватого света.

Бабушка! - кричит Маруся громко. - Уже трамваи пошли.

Щёлкает выключатель. Зажигается яркая лампочка под потолком. В комнате становится светло.

Мама стоит на пороге, в халате. Улыбается ласково.

Увидев, что мама не сердится, Маруся зовёт её к себе. Хлопает рукой по кровати рядом с собой.

Мама, сядь! - просит она. - Мамочка, часы испортились. Первые трамваи пошли, мама!

Это не первые, трамваи, а последние, дочка,- объясняет мама. - Часы идут как следует. Успокойся, девочка. Ложись. Всё придёт в своё время. И солнце встанет, и будильник зазво­нит, и ты проснёшься и пойдёшь в школу.

Мама сидит рядом с Марусей и гладит её по голове. Маруся засыпает.

На стуле возле Марусиной кровати уже не юбка с лямочками и белая кофточка, а на их месте - форменное школьное платье, коричневое с чёрным передником.

Маруся спит.

Солнечный луч пробивается через штору, освещает отрывной календарь.

Маруся спит.

Щёлкнув, звонит будильник.

Маруся спит.

Входит бабушка. Открывает штору.

В комнату врывается солнце. Становится совсем светло. Маруся продолжает спать

Маруся! - зовёт бабушка. - Внучка! Пора вставать!

Маруся прячет голову под одеяло.

В школу опоздаешь! Только тогда Маруся открывает глаза.

Разом садится.

Видит – солнце за окном, улыбающуюся бабушку, весёлую маму в дверях и, наконец, форменное платье на спинке стула.

Маруся вскакивает. Всплескивает руками в восторге.

Мама! Бабушка! - кричит Маруся. - Наконец-то я иду в школу!

Чтобы увеличить страничку, щёлкни по ней!




Top