Сказки героями которых были чудаки. Тема «чудака» в мировой литературе

Жил да был на свете чудак. Он носил красную шапку, разноцветное пальто, носки разного цвета. Ещё у него всегда была с собой кукла – его единственный друг. Ведь он был чудаком, а далеко не все люди любят чудаков и хотят с ними дружить. У этого чудака не было друзей. Даже люди, которые тоже называли себя чудаками, не хотели дружить с ним. И вот жил себе чудак со своей говорящей куклой один, пока вдруг не захотелось ему побродить по свету и не узнать – а есть ли ещё такие же чудаки, как и он. Собирался он недолго: у него всего-то только и было, что огниво да его друг-кукла, которого звали Ляр.
И пошёл чудак по дороге, долго шёл он, пока не дошёл до перекрёстка. На указательном столбе значилось, что если пойти прямо, то попадёт он в пустыню. А если налево – то в город серьёзных людей. А если пойти направо, то он попадёт в город чудаков. «А пойду-ка я направо», – решил чудак. Обрадовался чудак. Он уже представлял, как будет жить среди таких же, как он сам, и никто больше не будет смеяться над ним.
Город чудаков был окружен высоким забором из камня и железа, из стены торчали колья, а иногда с высоких башен сбрасывались камни. Поначалу чудак удивился, но потом решил, что это ведь страна чудаков и у них всё не так, как у обычных людей. Подойдя к воротам, он увидел стража – он был в строгом костюме, очках и вёл себя крайне педантично.
- Куда изволите идти, сударь? – Спросил страж, как только чудак подошёл к воротам.
- Я чудак,– сказал чудак, – ищу таких же, как и я.
- О! Так ты пришёл в нужное место. Ведь это город чудаков! Проходи, проходи скорее.
Чудак очень обрадовался, он взял в руку Ляра и вошёл в город. Он думал, что сейчас увидит людей в разноцветных одеждах, которые жонглируют, разговаривают с куклами. Но, войдя в город, он увидел людей в строгих костюмах. Они постоянно спрашивали разрешения, много говорили об учтивости и еще о чём-то высоком. Чудак сначала думал, что это они так придуриваются. Но он ошибся – эти чудаки всегда себя так вели. Последняя надежда на то, что его здесь поймут, угасла, когда он сходил на одно из представлений этого города. Оно было очень интересным, там было много из того, как жил сам чудак. Но это был всего лишь спектакль.
Жители города долго терпели чудака, они ему поначалу даже обрадовались. Но он разговаривал со своей куклой, о звёздах, о деревьях. Он не умел разговаривать о этике и о чём-то ещё высоком. Поэтому добрые жители города чудаков вскоре прогнали чудака.
Он расстроился, и решил, что надо попробовать стать серьёзным человеком. И поэтому вернулся на перекрёсток и пошёл в город серьёзных людей. Город серьёзных людей был разноцветным, не было никаких стен, стражей и т.п. Войдя в город, чудак увидел канатоходцев, жонглёров, клоунов. «Ничего себе – подумал чудак – может, я всю жизнь ошибался? Может я серьёзный человек?» Он поселился в городе и стал жить среди серьёзных людей. Прожил он там почти 5 лет. Каждый день он разговаривал с кем-нибудь о ветре или о листьях. Даже у Ляра здесь появились друзья. Чудак даже влюбился. А влюбился он не в кого-нибудь, а в волшебницу. Каждое утро волшебница выходила на балкон, и город озарялся светом. Птицы приносили ей свежие цветы. А когда она гуляла по городу, люди становились добрее и счастливей. Чудак полюбил её, но он не знал, что волшебница была очень-очень добрая, а поэтому могла любить весь мир. И вот как-то раз, когда они гуляли по саду, он рассказал ей о своих чувствах, она обрадовалась и сказала, что тоже его любит. Но потом чудак узнал, что волшебница любит весь мир. А любовь чувство такое, что каждому хочется, чтобы любили только его. Чудак расстроился, и ушёл из города. Ему было очень больно, а ещё он начал чувствовать, что этом городе все друг другу врут. Уже давно ещё до того как он полюбил волшебницу он начал чувствовать враньё. Ему стало противно в городе, где все хоть и такие же, как он, но люди друг другу не нужны и постоянно врут себе и другим.
И тогда он пошёл в пустыню. Долго шёл он по песку, солнце жгло его. У него кончилась вода и он сел на бархан, чтобы передохнуть. Он закрыл глаза и вдруг услышал голос Ляра.
- Чудак ты чудак, зачем ты уходил от счастья, которое всегда было в твоих руках? Люди в городе чудаков были такими же, как и ты, просто они по другому говорили и одевались. А зачем ты ушёл из города чудаков? Ведь тебе там было так хорошо. Ты хотел, чтобы любили только тебя, но ведь так не бывает. Ты не захотел полюбить этот мир. И сбежал из-за трусости. И вот теперь ты в пустыне, один.
Чудак сидел и молчал. Ведь Ляр был прав, и он только сейчас это понял. Но сделать уже ничего не мог. Потому что от всего он убежал, а бежать дальше было некуда. Так он и сидит там, в пустыне. И рассказывает проходящим путникам свою историю.

Полковникова Ирина

Работа представляет собой анализ стихотворений детского поэта и писателя Л. Кузьмина с целью выявления народного образа чудака-простака и его роли в творчестве Л. Кузьмина

Скачать:

Предварительный просмотр:

МБОУ «Очёрская cредняя общеобразовательная школа № 2»

РЕФЕРАТ

НАРОДНЫЙ ОБРАЗ ЧУДАКА-ПРОСТАКА

В ТВОРЧЕСТВЕ Л.И. КУЗЬМИНА

Выполнила Полковникова Ирина Игоревна, ученица 3 «а» класса

Руководитель Полковникова Галина Леонтьевна, учитель начальных классов

Контактный телефон:

г.Очёр, 2015 г.

ВВЕДЕНИЕ

Наверно нет такого человека среди людей старшего и среднего поколения, кто ни разу не читал или не слышал стихотворений, сказок и рассказов Л.И. Кузьмина. И тот, кто с ними встречался, сам пытается организовать встречу с его творчеством младшему поколению, т.е. нам, детям.

Чем же так притягательны сказки и стихотворения Л.И. Кузьмина, и почему он до сих пор остаётся одним из любимых и популярных писателей? В этом мы сделали попытку разобраться. А подтолкнуло нас к этому решению одно высказывание известного детского писателя и литературного критика, И.Токмаковой, которая отметила такое свойство таланта Л. Кузьмина как «умение построить точный образ и непринужденно на высоком художественном уровне сформировать для маленького читателя то или иное правило поведения…».

Нам кажется, что истоки творчества писателя начинаются с детства, во времена которого происходили встречи с интересными книгами и глухими, но поэтическими местами, богатыми талантливыми людьми. Такое тесное общение обогатило литературное творчество Л. Кузьмина. Сам Л.И. Кузьмин говорил: «По-моему, чтобы писать для детей, надо быть немного ребенком, да, да! Вы не улыбайтесь! Ведь взгляд взрослого человека - это зачастую усталый взгляд. А вот я как-то так устроен, что как ни сложна жизнь, вижу в ней светлое, то, что внушает радость, уверенность и надежду на будущее».

На наш взгляд, чтобы вселить радость и надежду на будущее в детских сердцах, он, как и многие его предшественники, активно обращается к искусству народной памяти – народному творчеству. А именно, к образу того, кто вызывает наше сочувствие, восхищение и любование, к образу самого смешного, самого любимого, самого доброго, самого находчивого, самого неудачливого, а впоследствии наоборот, чудака-простака из народных сказок. Этот образ в русских сказках несут любимые народом герои, чьи имена бывают Младший сын, Иван-дурак, Емеля и др.

Целью нашей работы является выявление в стихотворениях Л.И. Кузьмина народного образа чудака-простака и его назначения.

ГЛАВА 1. ОБРАЗ ЧУДАКА-ПРОСТАКА

Для поиска и анализа образа чудака-простака мы выбрали несколько стихотворений, а именно «Звездочёты», «Король Болтуниан», «Башмаки-простаки», «Шагал один чудак», «Сверчок», «Чудо чудесное», «Если бы да кабы», «Сказка про Яшу» и др.

Мир, в котором живут герои стихотворений - чудаки, сказочный. Для обозначения этого места событий автор по народной традиции обращается к зачину сказки. Для примера возьмём несколько из них: «Может быть, недавно, а может быть, давно…», «Жил в сказочное время… В одном прекрасном царстве, в старинном государстве…», «Охота сказку? Что ж изволь… Да слушай, как жил-был король…», «Жил да был в краю одном…», «Шёл да брёл себе дурак…», «Вот так чудо случилось чудесное…» и др. Что несомненно, сразу же привлекает читателя, поскольку все любят чудеса, которые не всегда бывают в реальной жизни.

Главный герой Звездочёт одноименного стихотворения, вызывает симпатии читателя, удивляя своей находчивостью, смекалкой и простотой. В чём же проявляется его чудачество с точки зрения здравого смысла? А в том, что род его занятий необычен – «он звёзды сторожил»; внешний вид тоже необычен – «носил зимой и летом единственный халат» и после удачной сделки с чёртом - «не считайте, что он богатым стал…», а «на этот грошик волшебный, непростой, купил он в магазине бумаги золотой и новых звёзд наделал». Читателю нравится Звездочёт, который творит добро и верен своему делу - несёт людям свет и следует принципу «чем больше звёзд на небе, тем на земле светлей». Образ Звездочёта – образ простака-бессребреника, которому чужда жажда наживы, для него самое главное, чтобы наказать коварство, делать добро и «год за годом славно» трудиться.

Герой сказочного стихотворения «Король Болтуниан» выглядел совсем обычно, он был «простолюдин, умелый шустрый парень», которого позвали вычистить камин в тронном зале короля. Так в чём же проявил своё чудачество этот шустрый парень, у которого даже нет имени? Оказывается, он осмелился уличить короля в неблагопристойных делах. Парень крикнул: «О-ля-ля! Король, да вы лгунишка! Давным-давно, как я смотрю, не место вам на троне!». Так простой парень освободил свой народ от несправедливого правления, и «вот народ без короля теперь живёт, не тужит, врунам не кланяется зря, а сам себе он служит». Умелый шустрый парень – это образ чудака, который любит честность и провозглашает, что надо здраво «решать своим умом, что хорошо, что плохо», а не следовать указкам лживых правителей.

О наличии образа простака-простолюдина говорит и название стихотворения «Башмаки-простаки». В башмаках-простаках, идущих по холодным осенним лужам, которые выглядят как «один был худ и без шнурка, а друг его – без каблука, да и к тому простужен», ясно определяется образ простака, пусть бедного, но трудолюбивого, готового тёплый кров и кашу оплатить честным трудом. И эти башмаки-простаки чётко дают понять, что жизнь Фон-Баронов зависит от них и следовало бы быть Фон-Баронам человечнее, проще и добрее по отношению к ним. А иначе «они вернуться не хотят, они в избе теперь сидят», как и положено настоящим трудягам «на самом лучшем месте». Башмаки – простаки – это образ простака, который знает совесть и честь и помнит добро.

Тот же образ чудака-простака рисует нам Л.Кузьмин в стихотворении «Сверчок» и об этом сразу заявляет в самом его начале: «Жил…простецкий сельский музыкант, малютка мужичок». Чудак-простак Сверчок не унывает, что от страшного грома развалился его старый дом. Он говорит: «Была бы скрипочка, а с ней найду, где ночевать. А за ночлег и за тепло игрою заплачу». С точки зрения здравого смысла, надо бы отчаяться, но он находит выход из положения. Образ маленького Сверчка говорит, что хорошо иметь любимое ремесло, которое совместно с честным трудом спасёт от холода и голода. И так было всегда .

В самом названии «Шагал один чудак» уже заявлено автором о том, что речь пойдёт о чудаке-путешественнике. Герой с именем чудак находит голубое зерно, из которого мечтает испечь голубую булку. По совету мельников и пекарей чудак отказался от этой затеи, но «настойчиво и громко сказал он всем в ответ: «Я верю, что в находке есть сказочный секрет!». Посадив зёрнышко в землю и, упорно ухаживая за ним, шептал он: «Урожая дождусь я всё равно…». И вот в колосе засветились от жары…голубые воздушные шары, и «их сразу расхватала босая детвора и до небес взлетала» с криками: «Ура!». И даже хмурый мельник был рад и доволен таким урожаем. Образ чудака-простака вселяет в читателя веру в свою голубую мечту, которая кажется простым обывателям негодной, как это голубое зерно в стихотворении. Но если верить и упорно стремиться к ней, как чудак, не оставляющий свою «никчемную затею» с выращиванием зернышка, то она обязательно сбудется. Ведь только упорные чудаки способны сделать сказку явью и открывать людям мир по-новому.

В «Сказке про Яшу» «упрямый чудак всё делал иначе, всё делал не так». И пусть у этого героя есть своё собственное имя Бубенчиков Яша, но образ его нам хорошо известен по народным сказкам про Ивана-дурака, который ничего не умел делать и полагался на судьбу и притом в конце выходил молодцом. Так и Бубенчиков Яша искал решение своих проблем необычным способом. Не желая починить дырявую крышу, он спасался от ливня то в речке, то разгоняя метлой тучи. Но видя, что его старания никак не оценивают соседи, решил замазать щели на крыше тестом. Ну а солнце ему помогло и «прямо на крыше пирог испекло». А соседи, которые четыре недели пирог его с удовольствием ели, наконец-то оценили его работу словами: «Ну вот, наконец, Бубенчиков Яша у нас молодец!».

Образ чудака-простака Яши Бубенчикова говорит о том, что не всё решается логичным, разумным путём, что иногда интересно посмотреть на этот мир по-другому, и этот взгляд может стать полезным для всех.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В завершении своей работы мы ещё раз обратимся к словам известной детской писательницы И. Токмаковой, которая отметила в творчестве Л.И. Кузьмина его умение в построении точного образа и в непринужденном на высоком художественном уровне формировании для маленького читателя правил поведения.

Оспаривать мнение известного критика бессмысленно, поскольку мы сами убедились, как Л.И. Кузьмин, используя народные традиции, представляет яркий сказочный образ чудака-простака, носителями которого являются герои его стихотворений: Звездочёт, Яша Бубенчиков, Сверчок, шустрый парень, башмаки-простаки, мужичок, дурак, жёлтый с красным и др. У героев иногда нет имени, что создаёт некую загадочность для читателя. Но на наш взгляд важнее не имя героя, а самое главное увидеть, что несёт образ этого героя.

Нами было выявлено, что образы этих героев несут в себе такие нравственные качества, как человечность, справедливость, честность, добродушие, трудолюбие, упорство, веру в мечту и необычное решение проблем.

Чудаки-простаки – это воплощение идеального, поэтому Звездочёт и другие герои бессребреники, не знают цену деньгам и не стремятся их нажить.

Талант доброты Л. Кузьмина вырисовывает нам образы чудаков-простаков, которые окрашены каким-то особым светом доброты, веселья, лёгкого лукавого юмора, что делает их особенно любимыми и привлекательными для нас, детей.

ЛИТЕРАТУРА

Кузьмин Л.И. Капитан Коко и Зелёное Стёклышко: Стихи, повесть-сказка. – Пермь: «Урал-Пресс», 1996. – 144 с.

Литература Прикамья: Хрестоматия для начальной школы/ Сост. Н.П. Петрова, О.П. Сурикова. – Пермь: «Книжный мир», 2000. – 368 с.

Интернет-источники

http://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%F3%E7%FC%EC%E8%ED,_%CB%E5%E2_%C8%E2%E0%ED%EE%E2%E8%F7

Сказка для младших школьников "Чудак".

Червонцева Ирина, ученица 5 "б" класса МОУ СОШ № 1 Муниципального района г. Нея и Нейский р-н, Костромской области
Руководитель: Наумова Светлана Николаевна, учитель английского языка МОУ СОШ № 1 Муниципального района г. Нея и Нейский р-н,Костромской области
Описание: Представленная сказка написана ученицей 5 класса.Сказка будет интересна детям 7-10 лет и учителям начальных классов при изучении литературных сказок.
Цель: Развитие интереса к литературной сказке.
Задачи:
1.Воспитание у школьников доброго отношения к людям.
2.Развивать стремление к приобретению новых знаний и изучению окружающего мира.
3.Развивать творческие способности и фантазию детей.

Давным – давно, в те времена, когда на свете ещё не было ни техники, ни телевидения, ни электричества, многие люди не умели читать и писать, жил – был в одном королевстве человек. Люди, живущие рядом с ним, считали его чудаком.

Жил он один. Зарабатывал тем, что лечил людей. Все заработанные деньги он тратил на редкие в те времена книги. В свободное время он всегда что–то мастерил либо рисовал, а ещё он рассказывал жителям королевства истории о том, что люди смогут летать, как птицы, плавать под водой, как рыбы, и даже смогут подняться к звёздам. Люди считали его истории сказками, а его - чудаком, но ценили и уважали его за то, что он лечил всех: людей, животных, птиц, - от множества болезней. Дети из ближних домов любили его за чудесные игрушки, которые он мастерил сам и раздавал им.


Королевством, где жил Чудак, правил жестокий король. Войн в те времена в королевстве и за его пределами не было. Король скучал и устраивал каждую неделю балы, но и они ему надоели. Стал он для поданных придумывать разные трудные задания. Кто не выполнял эти задания, тех сажали в подземелье.


Однажды слухи о Чудаке и его сказках дошли до короля. Чудаку было велено явиться во дворец.


Король сидел в большом зале дворца в окружении богачей, когда Чудака к нему доставили стражники. Чудак предстал перед глазами короля в ветхой одежде, но на плечах у него была большая кожаная накидка до самого пола.
Король, рассмотрев Чудака, засмеялся:
- Уж не эти ли крылья, что болтаются у тебя за спиной, поднимут тебя в небо?
Чудак молчал.
- О, да ты ещё и нем, как рыба! Наверняка, и плавать под водой умеешь? – король засмеялся ещё громче. Засмеялись и окружавшие его богачи.
Чудак подождал, пока стихнет смех, и ответил:
- Умный человек смеётся после всех!
В зале повисла тишина. Король побелел от злости:
- Негодник!Как ты смеешь думать то, что умнее меня?! Посадить его в Каменную башню немедленно!
Надо сказать, что Каменная башня в королевстве стояла на самой высокой горе. Чтобы подняться туда, требовалось семь дней. Башня была очень древняя. Никто не знал, кто и зачем построил её там. Она была изрядно разрушена и не пригодна для жилья. Правители королевства уже давно сделали из неё темницу и сажали в неё очень провинившихся людей. Кто попадал туда, уже никогда не возвращался.


Стражники доставили Чудака в башню, дали ему немного еды и воды, и закрыли ворота башни на семь огромных замков.
Чудак стал осматривать башню. Она была достаточно высокой. Кое –где сохранились комнаты с древней мебелью сделанной из камня. На стенах проступали картины. В одной из комнат на выступе стены он увидел птицу, из белого камня. Он дотронулся до птицы. И вдруг… Стена открылась, и за ней он увидел небольшую шкатулку, покрытую толстым слоем пыли. Он открыл её, а в ней лежал большой драгоценный камень, невиданной красоты. Он узнал его! О нём Чудак читал в книгах. Этот камень искали уже много лет во всех королевствах. О нём мечтали все короли,а продав его, можно было стать самым богатым человеком.


Чудак поднялся на самый вверх башни. Сверху перед ним открылся красивый вид родного королевства. Он находился так высоко, что кружило голову. Он раскинул руки и сказал:
- Какая красота! Почему люди не летают, как птицы?!
И ему пришла в голову мысль…
Через три дня Чудак вытащил на крышу аппарат, сделанный из дерева и кожаного плаща, напоминавший чем-то летучую мышь. Привязав себя к нему ремнями и сказав: ”Эх, была – не была, чем я - не птица!”, - спрыгнул с башни вниз.


Полёт был долгим. Сверху он любовался красотой родного края. Приземлился Чудак удачно на ветви деревьев в лесу уже другого королевства…
Прошло время. Чудак продал драгоценный камень и стал очень богатым человеком. Он вернулся в своё королевство, освободил всех невинных людей заточенных в подземелье и стал королём. Благодаря своим знаниям и мудрости, он много сделал для своего королевства и народа. Люди любили своего короля и по-доброму называли его Чудак – человек.

В тексте дан сопоставительный анализ образов чудаков в мировой литературе через осмысление роли, приемов и художественных особенностей изображения героев.

Главное внимание уделено сопоставлению образов Дон Кихота и князя Мышкина, показаны общие и отличительные черты внутреннего мира, характера и поведения, обнаружены новые качества, связанные с трудными поисками правды жизни.

Развивается мысль о попытке писателей воплотить в образах своих героев собственные идеалы и жизненные устремления, познать человеческое бытие в разнообразных проявлениях, закономерностях, нерешенных вопросах.

Во все времена рядом с обычными людьми, живущими естественно и буднично, руководствующимися привычными и установленными в обществе правилами, появляются люди – «чудаки», «не от мира сего». Но именно эти исключительные «человеки» невольно меняют мир вокруг себя, заставляют других стать лучше, добрее, нравственно чище

Как это ни покажется абсурдно, но изменения общества во времени не влекут за собой изменения в поступках и поведении «чудаков». Что же движет деяниями этих неутомимых поборников справедливости? Какие черты характера делают бессмертными литературных героев, попытавшихся прорвать круг условностей жизни и среды и самостоятельно решать вечные (проклятые!) вопросы человеческого бытия?

Художественное постижение человека с необычным характером и поведением, направляющим свои силы на борьбу со злом, на восстановление справедливости и гармонии в жестоком мире, всегда актуально для писателей мировой литературы.

Тема исследовательской работы посвящена изучению внутреннего мира и странностей в поведении литературных героев Сервантеса и Достоевского и рассмотрению вечных, непреходящих проблем противоборства добра и зла, свободы духа человека, отношения его с обществом, актуальных для любой эпохи.

Нужно заметить, что исследуемая тема в современной критике раскрыта несколько односторонне: обычно рассматривается изображение «чудака» на примере одного произведения.

Какую же роль, по мнению критиков, в своих произведениях отводят писатели теме «чудака»?

Нельзя не согласиться с точкой зрения И. С. Тургенева о бессмертных литературных произведениях, герои которых живут в веках: «В том и состоит преимущество великих поэтических произведений, которым гений их творцов вдохнул неумирающую жизнь, что воззрение на них, как на жизнь вообще, могут быть бесконечно разнообразны, даже противоречащи – и в то же время одинаково справедливы».

Имена героев, ставшие нарицательными, знакомы нам с детства, и кажется, что характер «вечного» литературного персонажа понятен. Но при знакомстве с произведением становится ясно: перед тобой совершенно незнакомый «знакомый» герой. И в этом случае хочется обращаться к страницам книги снова и снова, чтобы постичь глубинный замысел писателя, понять сущность произведения, объяснить непонятные поступки героя. Об этом и говорит в своей статье «Лучший человек» Тарасов Б. Н. , указывая на чрезвычайную сложность изображения «положительно прекрасного». Важно замечание критика о том, что писатель «помогает читателю отличать зерна от плевел, главное от второстепенного, суть от видимости».

Удалось познакомиться со статьей Боровского Е. «Энциклопедия испанской жизни XVI века», в которой подробно охарактеризована эпоха, когда жил величайший испанский писатель, основоположник новой испанской литературы Мигель Сервантес де Сааведра, сообщается история создания романа «Дон Кихот». Статья помогает понять странное поведение героя, попавшего под «вредное влияние фантастических и бездарных рыцарских романов». И хотя критик не останавливается на характеристике образа Дон Кихота, все же дает свою оценку изображаемому: «Сервантес усмотрел особое, никем до него не подмеченное явление, создал вечный, присущий всем векам и народам образ. Более того, созданный им образ стал типом. Образ и явление, свойственные определенной эпохе, оказались живучими и, облекшись в выразительную форму, стали нарицательными. Явление это, открытое Сервантесом, было названо донкихотством».

Хочется заметить, что данная характеристика, касающаяся произведения Сервантеса, в равной мере может относиться и к герою Достоевского, так как князь Мышкин по сути своей тоже является донкихотом, правда, нового времени.

Так как не удалось обнаружить сопоставительного анализа образа чудаков в мировой литературе, считаем, что данная тема нуждается в дальнейшей разработке. Новизна работы в том, что в ходе анализа романов Сервантеса «Дон Кихот» и Достоевского «Идиот» сравниваются изображенные герои различной исторической эпохи, дается характеристика поведения и внутреннего мира «чудаков», рассматривается их роль в жизни общества, влияние на окружающих.

Гипотеза – «чудаки» мировой литературы имеют внутреннее сходство и способны изменить окружающий мир.

Цель работы – сопоставить образы Дон Кихота и князя Мышкина, выявить общие и отличительные черты характера, внутреннего мира и поведения.

Задачи, вытекающие из поставленной цели, следующие:

Осмыслить роль «чудаков» в мировой литературе, приемы и художественные особенности их изображения;

Рассмотреть проблему взаимоотношения «чудаков» с окружающими их героями;

Определить особенности понятия донкихотство.

Объектом исследования в работе выступают произведения Сервантеса «Дон Кихот» и Ф. М. Достоевского «Идиот».

Предмет исследования – художественные эпизоды рассматриваемых произведений, интерпретация образов «чудаков».

Используя методы аналитического чтения, сравнения и сопоставления, выявлены особенности поведения «чудаков», общие и отличительные черты характера героев, причины вечной «жизни» донкихотства.

Рождение героев

Русскому читателю знакомы с юности образы, типы-прозвища, характеризующие явление и сопровождающие жизнь многих поколений. Это и обломовщина, и скалозубовщина, и хлестаковщина, и маниловщина, и ноздревщина, и многие другие.

Есть такой образ художественного произведения и в истории мировой культуры. Несомненно, образ Дон Кихота стал нарицательным, приобрел интернациональное значение и всеобщее признание. Что же представляет собой донкихотство?

Донкихотство свойственно природе и характеру человека. Под ним, с одной стороны, подразумевается беспочвенная мечтательность, с другой – героические порывы человеческого духа в такой обстановке, которая не соответствует этим порывам и не нуждается в них, когда герой незнаком с реалиями жизни, ее запросами и требованиями.

Но далеко не каждый читал роман Мигеля де Сервантеса Сааведры «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский», в котором выведен настоящий Дон Кихот, точнее, 50-летний идальго (мелкопоместный дворянин) Алонсо Кихано, страстный любитель рыцарских романов, возомнивший себя странствующим рыцарем и придумавший себе имя, которое он должен прославить: Дон Кихот Ламанчский. (Ла-Манча – область на юго-востоке Кастилии, центральной провинции Испании; именно там находилось безымянное село, в котором коротал свои дни сеньор Алонсо.)

Рождение и развитие «положительно прекрасного человека» – князя Мышкина, героя романа «Идиот» – потребовали от Ф. М. Достоевского особого напряжения творческих сил. Создавая образ «чудака», погруженного в сложный и трагический мир, писатель ориентировался на Дон Кихота и евангельского Христа.

Итак, героев разделяет огромное временное расстояние.

Деяния Дон Кихота, отправившегося на поиски приключений, сразу предстают в свете былой славы испанских рыцарей, создавших великую империю. Но в момент действия романа (в конце XVI столетия) потомки героев обречены на прозябание в деревенской глуши. Воспоминания о доблести предков смешались в сознании Дон Кихота с впечатлениями от чтения вымышленных историй – рыцарских романов, заполонивших Испанию того времени. И все же герой отделился от романа и зажил отдельной жизнью, подобно тени, завладевшей своим хозяином.

А что же несет в себе Мышкин, представитель цивилизованного мира XIX века? Отчего сам автор называет его «положительно прекрасным человеком», олицетворяющим идеал красоты?

Князь появляется в Петербурге после долгого пребывания в Швейцарии, где в отрыве от цивилизации лечился от тяжелого психического недуга. Его возвращение в Россию, в Петербург, полный темных интриг и разъедающих душу страстей, отдаленно напоминает пришествие Христа. Князь – правда, вторгающаяся в мир хаоса и лжи. По замыслу автора, он призван исцелять пораженные гордыней души людей. Князя Мышкина отличает от других героев романа неизбирательная любовь к людям. Это привлекает к нему всех, заставляет даже сбрасывать маскировочную оболочку неприступности и непомерной гордыни. Его любовь к человеку освящена высоким христианским состраданием. «Сострадание есть главнейший, и, может быть, единственный закон бытия всего человечества», – размышляет князь.

Что же роднит героев, что общего в их характере и поведении и в чем существенное различие?

Смысл заглавия произведений

Сначала обратимся к именам героев.

Бесспорно, имя Дон Кихота стало нарицательным. Кто такой донкихот, знает каждый. Донкихот – это человек, который ради достижения высоких целей готов идти наперекор общепринятым мнениям, не считаться с обстоятельствами, преодолевать любые преграды, даже если результат его усилий будет плачевен, а он выглядит в глазах окружающих чудаком и неудачником. Донкихот не боится выглядеть чудным, потому что вообще не думает о том, как он выглядит: ему важно лишь не отступать от собственных представлений о добре, красоте, благородстве. Донкихот – рыцарь Печального Образа, пусть и смешной.

Необычность заглавия романа Достоевского подчеркивает особенности характера главного героя – князя Мышкина. В «Карманном словаре иностранных слов, вошедших в состав русского языка, издаваемом Н. Кирилловым» (1843) «Идиот» толковался как слово, обозначающее «кроткого, не подверженного припадкам бешенства» человека, «которого у нас называют дурачком или дурнем». А в словаре В. Даля у этого слова имеет значение «юродивый». Такая семантика «выводила» на любимого героя русских сказок Иванушку-дурачка, вызывающего симпатию своими наивностью, бесхитростностью, честностью и правдивостью, и на персонажа пушкинского «Бориса Годунова» – Юродивого, готового сказать правду-матку даже самому царю. Весьма существенна связь заглавия произведения со средневековой европейской литературой, в которой идиотом принято было называть человека, которого не коснулась «книжная премудрость», но это ничуть не мешало ему быть духовно богатой личностью, способной приобщиться к разгадке тайн бытия.

Насколько странным ни покажется толкование имен, но характерные общие черты заложены уже в них самих, в «названиях» героев, которых отличает порядочность, великодушие, нравственное величие, независимость суждений, безрассудная смелость поступков.

И сословное положение героев сходное: оба из обедневшего дворянского рода, по сути не имеющие собственного дома и вынужденные скитаться по миру в поисках пристанища не столько для тела, сколько для души.

Поведение и внутренний мир героев

Нужно заметить, что поведение Дон Кихота кажется более странным, нежели князя Мышкина. Так, идальго способен силой своего воображения наделять вещи желаемыми свойствами и верить в реальность этих превращений. Например, он обнаруживает, что среди старых доспехов не хватает шлема с забралом, и сам мастерит забрало из картона. Когда же оно не выдерживает испытания ударом меча, то, слегка подправив его, герой романа попросту признаёт изделие «вполне годным к употреблению» и решает, «что это настоящий шлем». Так же он «признает» и «решает», что мосластый жеребец, если дать ему звучное имя Росинант, будет вполне добрым конем, а деревенская девушка Альдонса Лоренсо, если ее переименовать в Дульсинею, станет его дамой сердца, поскольку странствующий рыцарь обязан иметь даму сердца.

Это чудачество вполне объяснимо, если учесть, что герой постоянно оглядывается на устав мифического ордена странствующих рыцарей, членом которого осознает себя. Творя собственный «неписаный» роман, Дон Кихот поступает по собственному усмотрению, стараясь не походить на других. Но в то же время его поведение «запрограммировано» канонами рыцарского повествования и идеей подражания. Подражание деяниям и любовным страданиям книжных рыцарей в «низкой», обыденной действительности помимо воли самого идальго превращается в передразнивание и пародирование.

Формированию духовного мира князя Мышкина способствовали длительное пребывание в Швейцарии, в Валлийском кантоне, среди гор и живописных водопадов, общение с представителями патриархального «пастушеского народа», воспитание и образование, полученные в лечебнице профессора Шнейдера, поклонника философско-педагогической системы Руссо. Идея «естественного человека» великого французского просветителя в определенном смысле повлияла на создаваемый образ.

Изначальная доброта, кротость, инфантильные наивность и честность присущи и Дон Кихоту, и князю Мышкину. И хотя оба героя не отличаются богатырским здоровьем (скорее, наоборот, можно смело заявлять о физическом недуге), главным принципом жизни «чудаков» становится призыв к аскетизму, смирению и подавлению эгоистического начала во имя любви к ближнему.

Первое приключение, которое поджидает Дон Кихота, – знаменитый бой с ветряными мельницами. Рыцарь Печального Образа принимает их за длинноруких великанов. Великаны – неизменные враги героев рыцарских романов. В христианской традиции они – символы зла и гордыни, самого страшного из грехов. Дон Кихот заранее радуется, что своим подвигом сотрет «дурное семя с лица земли». Но в его удали и безоглядности просвечивает та же горделивая вера в свое предназначение. И эта гордыня тут же наказывается: мельничные лопасти подхватывают рыцаря вместе с конем, а затем сбрасывают на землю.

Многие из последующих эпизодов романа построены по той же схеме возвышения – низвержения героя. Многочисленные избиения и перемалывания костей Дон Кихота имеют не столько прямой, сколько метафорический смысл. Действие романа не случайно происходит во время жатвы: зерно нового урожая, перед тем как из него испекут хлеб, должно быть собрано и перемолото. Странствия Дон Кихота по полям Кастилии, колосящимся спелыми хлебами, иносказательно воспроизводят путь зерна с момента его пребывания в земле (во тьме и безвестности) к хлебу – христианскому символу единения людей.

В отличие от Дон Кихота, герой Достоевского начисто лишен малейшего самолюбия, он смиренен и кроток. Ему абсолютно несвойственна сословная спесь, и только одно это вызывает у окружающих недоумение. В приемной генерала Епанчина князь запросто вступает в разговор с лакеем, а тот, приученный к жесткой иерархии, приходит к выводу, что «князь просто дурачок и амбиции не имеет, потому что умный князь и с амбицией не стал бы в передней сидеть и про свои дела говорить.». Но в то же время вместе с этим убеждением в сознании лакея возникает мысль, что «князь почему-то ему нравится».

Князь Мышкин, в отличие от всех окружающих, свободен от эгоизма, поэтому он не страдает склонностью к углубленному самоанализу, не мучает себя бесплодными размышлениями о том, как он выглядит в глазах других. В связи с этим его невозможно обидеть. Получив пощечину от самолюбивого Ганечки Иволгина, он с состраданием выговаривает: «О, как вы будете стыдиться своего поступка!» Князь переживает здесь не за себя, а за душу человека, который презрел закон нравственности. И действительно, от этих слов Ганечка стоит «как уничтоженный».

Сострадание, любовь к ближнему – естественная потребность Мышкина. Именно эти чувства руководят его поступками. Его сердце готово согреть любого, кто унижен и задавлен бедностью. В Швейцарии он окружил заботой всеми презираемую девушку Мари, крестьянских детей, не чаявших в нем души; В России узнали его доброту Настасья Филипповна, Бурдовский, Ипполит, Коля Иволгин, дети Лебедева. Князь буквально наэлектризован любовью к людям: она светится в его глазах, звучит в голосе, интонациях. И эта любовь «электризует» тех, кто общается с ним, вызывает в их сердцах ответное чувство. Даже Рогожин, человек яростный и грубый, потянулся к Мышкину, почувствовал к нему симпатию (и это после непродолжительного разговора в поезде!): «князь, неизвестно мне, за что я тебя полюбил. Может, оттого, что в этакую минуту встретил. Да вот ведь и его встретил (он указал на Лебедева), а ведь не полюбил его».

Многократно подчеркивает писатель в романе удивительную способность Мышкина к всепрощению. Воистину эта способность не имеет границ. Князь снисходительно относится к насмешкам и оскорблениям в свой адрес. Удивительно терпим к Лебедеву, не только обманывавшему его, но и доносившему на него. Мягок и предупредителен в отношениях с Бурдовским и Ипполитом. Прощает Келлера, написавшего пасквиль и «ославившего» Мышкина на весь Петербург. Поражает полное отсутствие обиды на Ганю Иволгина, унизившего князя пощечиной, и, наконец, прощение Рогожина, пытавшегося убить его.

Отношение к «чудакам» других литературных героев

Действующие персонажи произведений по-разному относятся к поведению и поступкам героев-чудаков.

Люди, с которыми сталкивается ряженый рыцарь, реагируют на него двояким образом. Они могут, подобно погонщику мулов и другим простолюдинам, обрушить на злосчастного идальго град палочных ударов. Но могут и подыгрывать ему, подобно хозяину постоялого двора, куда Дон Кихот попадает в первый же день своего странствия: чтобы развлечься, трактирщик разыгрывает шутовской обряд посвящения сумасшедшего постояльца в рыцари. Внешний облик героя, его странное поведение и невероятные поступки вызывают смех у окружающих и приносят ему славу сумасшедшего.

Мышкин в своей невинности, в детски простодушном отношении к миру и людям также слывет «идиотом» и «юродивым». «. Совсем ты, князь, выходишь юродивый, и таких, как ты, Бог любит», – говорит Рогожин.

Все герои, окружающие князя, замечают, что в поведении нет ни тени самолюбования. «. Здесь все, все не стоят вашего мизинца, ни ума, ни сердца вашего! – кричит ему Аглая Епанчина в негодовании. – Вы честнее всех, благороднее всех, лучше всех, добрее всех, умнее всех! Здесь есть недостойные нагнуться и поднять платок, который вы сейчас уронили. Для чего же вы себя унижаете и ставите ниже всех? Зачем вы все в себе исковеркали, зачем в вас гордости нет?» Упреки эти справедливы, потому что князь действительно считает себя недостойнее всех. Но именно в таком самоуничижении состоит подлинное христианское смирение. Не случайно, обдумывая роман, Достоевский отметил: «Смирение есть самая страшная сила, какая только может на свете быть!»

Любовь в жизни героев

Своеобразно отношение Дон Кихота и князя Мышкина к любви.

Дон Кихот под воздействием прочитанных рыцарских романов придумывает себе образ Прекрасной Дамы – Дульсинеи Тобосской – и все свои подвиги посвящает именно ей. И дело совсем не в чувствах героя (никакой настоящей любви нет и в помине!), а в том, что любому странствующему рыцарю положено иметь Даму своего сердца.

Герой романа Достоевского, впервые увидев портрет Настасьи Филипповны, проникается к этой женщине искренним состраданием, постепенно перерастающим в любовь, которая, в свою очередь, тесно переплетается с чувством сострадания, жалости.

Персонажи романа «Идиот» уверены, что в характере и в поведении Мышкина «просматривается» сходство с «бедным рыцарем» Пушкина, особенно в его отношении к Настасье Филипповне. В гостиной Епанчиных звучит даже текст пушкинского произведения. Его читает Аглая, умышленно заменяя сокращение латинских букв АМD (Ave Mater Dеi – «Радуйся, матерь божия»), начертанных на щите «бедного рыцаря», на «аббревиатуру» АНБ, что должно было означать «Ave Настасья Барашкова».

Выходка Аглаи не достигла цели. Князь Мышкин остался верен себе. Подобно пушкинскому «рыцарю бедному», посвятившему свою жизнь служению «Марии деве», он приносит свою любовь в жертву Настасье Филипповне, воплощению растоптанной красоты. Вспомним слова Мышкина: «Красота спасет мир, значит, кто-то же должен служить и красоте!»

Пожалуй, глубже всех поняла и оценила князя Аглая Епанчина: «. Если говорят про вас ум. что вы больны иногда умом, то это несправедливо главный ум у вас лучше, чем у них всех, такой даже, какой им и не снился, потому что есть два ума: главный и не главный». Этот «главный ум» князя и есть проявление любви-сострадания. Любовь-жалость, соединенная с поразительной силы смирением, обусловливает еще одно качество князя Мышкина – способность к всепрощению. Он легко прощает людям их эгоизм и жестокость; он оправдывает нравственно падшую Настасью Филипповну, находя для нее самые нужные в этот момент слова утешения. На ее недоверчивое: «Это я-то честная?», он отвечает утвердительно, давая тем самым необходимую возможность поверить в добро.

Сущность характера «чудаков»

Призвание бедного идальго, по его собственному мнению, – искоренение зла и неправды, защита слабых и обездоленных. Но в силу того что действительность странствующего рыцаря под воздействием прочитанных романов трансформируется, он постоянно попадает в смешные и нелепые ситуации, неприятные переделки. Дело в том, что Дон Кихот видит опасность и врага там, где их нет на самом деле. Часто случается и так, что поступки героя приводят к обратному результату. Например, рыцарь пытается спасти пастушка Андреса от побоев хозяина, но после того как Дон Кихот уезжает, разозлившийся хозяин избивает мальчика до полусмерти. В безудержном стремлении к справедливости Дон Кихот освобождает каторжников, осужденных на галеры, но, получившие свободу, они побивают камнями своего освободителя.

И все же, несмотря на помешательство на рыцарских романах, Дон Кихот выступает великим гуманистом, обличителем социальных пороков, демонстрирует незаурядные способности оратора, осведомленность и рассудительность во многих вопросах. Подвергая свою жизнь опасности, полусумасшедший идальго готов идти на самопожертвование ради осуществления своей великой идеи, в которую безоговорочно верит. Окружающим кажутся нелепыми поступки Дон Кихота, забывающего о себе, живущего во имя других, для противодействия враждебным человечеству силам. Но сам Рыцарь Печального Образа почел бы постыдным заботиться о себе, жить для себя, если в мире так много зла и насилия.

Роман заканчивается смертью смирившегося Дон Кихота. Он умирает в родном селе естественной мирной смертью, исцелясь от помешательства и отрекшись от роли странствующего рыцаря.

И все же в конце романа умирает только Алонсо Кихано. Жизнь Дон Кихота Ламанчского продолжается в сознании читателей многих поколений во всем мире. Дон Кихот навсегда остается носитлем истины и справедливости на земле.

Нужно заметить, что Достоевский видел в Дон Кихоте «самого простого душою и одного из самых великих сердцем людей», «положительно прекрасного человека». И хотя писатель считал, что «стремление Дон Кихота проходит без пользы для человечества, так как он не может направить свои силы на правильный путь деятельности», образ князя Мышкина был создан под сильным влиянием образа Дон Кихота, одного из «прекрасных лиц в литературе христианской».

В романе «Идиот» художественным воплощением категории красоты становится князь Лев Николаевич Мышкин. Этот герой изначально мыслился автором с ориентацией на евангельского Христа, не случайно в черновых набросках несколько раз появляется запись: «Князь Христос». Учитывая, насколько прекрасен и недостижим выбранный Достоевским идеал, можно предположить всю сложность стоявшей перед ним как мыслителем и художником слова задачи. Воистину, «Идиот» – уникальный опыт в истории мировой литературы.

Единственно «положительно прекрасным лицом», писал Достоевский, был и есть для него Христос. Поэтому герой его произведения должен чем-то напоминать этот великий евангельский образ. Разумеется, отождествлять Мышкина с Христом ни в коем случае нельзя; князь лишь смертный человек, но своим духовным развитием он смог приблизиться к этому сияющему идеалу.

Мышкин, в отличие от всех окружающих, способен постичь самые глубинные, скрытые от постороннего глаза движения души чужого человека. Поэтому на каждого он действует обновляюще и исцеляюще. С ним все становятся чище и откровеннее. По замыслу автора, князь – воплощенная красота, одухотворенная, освященная любовью и страданием, далекая от чисто физического ее понимания. Именно эта красота, «восстанавливая» каждую отдельно взятую личность, призвана, по Достоевскому, спасти мир. Это та «положительная» красота, о которой единственно мечтает писатель, а главные ее составляющие – смирение и сострадание. Идеал прекрасного – Христос или человек, сумевший победить свою греховную природу напряженным духовным усилием. Другой истинной красоты Достоевский не мыслит.

Заключение

Итак, подводя итоги, следует отметить, что писатели стремились не только отразить в своих произведениях реально существующих героев, но и воплотить собственную философскую мысль, взгляд на многосложность человеческой натуры, на назначение человека в мире, на его ответственность перед обществом. Эта авторская позиция предопределила своеобразную художественную форму изображения героев-чудаков, ставших образами-символами, выражающими меру духовного возвышения человека, вечными литературными образами.

Раскрывая гипотезу, можно сказать, что «чудаки» мировой литературы имеют внутреннее сходство и способны изменить окружающий мир.

В процессе многовекового движения истории сильно менялся внешний облик человечества благодаря улучшению материальных условий его существования, однако в духовно-психологическом ядре человека сохранилась относительная устойчивость: в каждом из нас по-прежнему коренятся и положительные, и отрицательные нравственные качества.

Сравнивая образы Дон Кихота и князя Мышкина, следует отметить общее в характерах и поступках героев. В этих типах (таких разных на первый взгляд!) заключены не только качества определенного человека, живущего в определенном месте и в определенное время, а свойства человеческой природы, обладающие особой устойчивостью, переживающие эпохи и переходящие границы, меняющие свои формы, но сохраняющие свою суть.

Смирение, кротость, неумение и нежелание защитить себя стали незыблемым принципом поведения «чудаков». Странное и смешное на взгляд обывателя поведение героев направлено на нравственное совершенствование окружающих, на то, что сделает мир духовно светлее, добрее, что поможет становлению действительно братских отношений между людьми.

Бесспорно, донкихотство представляет собой силу человеческой красоты и заключается в правдолюбии, сочетающимся с умным сердцем и добрым умом «чудаков». Донкихотство – это честность, чувство подлинного собственного достоинства, рыцарско-дворянский кодекс чести, который зиждется на чувстве любви, самопожертвование. И эти высокие добродетели составляют сущность «положительно прекрасного человека» Дон Кихота и «положительно прекрасного человека» князя Мышкина.




Top