Сказки и легенды маори. Сотворение мира в мифологии маори (Новая Зеландия) Рид мифы и легенды страны маори

С целью сохранения традиций народа, язык маори в 1987 году был даже признан вторым официальным языком Новой Зеландии - наряду с английским, хотя в действительности его считают родным только 14% маори, а больше 40% маори не знают его вообще. Большинство маори социализированы и далеки от традиционной культуры. Но многие маори прилагают усилия для сохранения традиционной культуры, в последние годы в некоторых школах введено изучение маорийского языка. Уважение к маорийским традициям со стороны правительства Новой Зеландии дошло до того, что были внесены изменения в планы строительства автомагистрали на Северном острове только для того, чтобы … не потревожить Водяное чудовище.. Дело в том, что согласно проекту новая дорога должна была проходить через крупное болото. А по преданиям местного племени маои Nhati Naho, в этом болоте каждый год проводит несколько месяцев древнее одноглазое Водяное чудовище - танивха по имени Карутахи. Чтобы быть уверенным, что чудовище не будет потревожено, Транзит Нью Зеланд внесло изменение в проект, и дорога была проложена в стороне от места обитания Карутахи.

Одна из ключевых идей философии маори - в единстве человека и природы. Маори объясняют это так: каждому творению (людям, богам, животным и растениям, земле, морям, воздуху) присуща частица жизненной силы ("маури"). Благодаря "маури" все, что существует в мире - взаимосвязано. Так как каждая часть зависит от всего остального, пренебрежение заботой об окружающем мире пойдет во вред человеку. Культура и религия маори в классическом виде требует соблюдения большого числа ритуалов, призванных минимизировать потенциальный вред, который может быть нанесен всей природе в целом и человеку в частности. Интересно объяснение маори, почему нужно "не навредить" природе - для каждого действия, будь то охота на животного или срубленное дерево нужна веская причина и нужно специальным ритуалом попросить разрешения богов.

У народа маори есть множество красивых легенд, многие из которых по сей день можно услышать в изложении устных рассказчиков маори. Одна из основных тем для легенд связана с морем и рыбалкой - одним из основных занятий маори, которые много лет назад научились ходить по открытому морю на специальных каноэ - называемых Вака.

Одна из легенд повествует о том, как бог Мауи поехал рыбачить на Северный остров.

Рыбалка Мауи
Однажды Мауи решил поехать на рыбалку со своими братьями. Но когда он сказал им об этом, братья отказались взять Мауи с собой. И тому пришлось незаметно спрятаться на дне их рыбацкой лодки. Только когда братья были уже в открытом море, Мауи к их неудовольствию выскочил из своего убежища. Поворачивать назад было уже поздно, и братьям пришлось продолжить рыбалку с ним.



После того, как на Северном острове поселились люди, Мауи принес им огонь, на котором люди могли готовить себе пищу и истребил всех чудовищ. А погибает Мауи из-за другой птички, смешливой трясогузки, при попытке уничтожить богиню смерти Хине и тем самым даровать людям бессмертие.
читать сказку про Мауи

Истребляя чудовищ, Мауи определенно перестарался, ибо самым крупным наземным существом на островах осталась птичка киви. А из "чудовищ" жертвами первых людей стали нелетающая птица моа и охотившийся на нее гигантский орел, крупнейший из пернатых хищников в мире (вес до 14 кг, размах крыльев до 2,6м).

реконструкция с чучелом моа

До прихода человека Новая Зеландия была царством птиц, млекопитающих здесь не существовало вообще, за исключением нескольких видов летучих мышей. Царицей этого пернатого государства была огромная нелетающая птица моа. Самые крупные представители (самки) достигали в высоту 3,6 метров и весили около 250 кг. У моа не было даже рудиментарных крыльев, зачатки передних конечностей рассасывались еще до вылупления из яйца – уникальное явление среди птиц. Существовало 10 видов моа, но уже к началу 16 века все они была съедены без остатка. Гигантские нелетающие птицы оказались слишком легкой добычей для первых охотников и их собак. Так что довольно скоро образовался дефицит мяса, и кушать аборигенам стало нечего - только корешки, рыбу, собак да друг друга.

Мауи как культурный герой принадлежит полинезийской мифологии, ведь именно полинезийский мореплаватель Купе первым приплыл сюда на лёгком катамаране в конце X века, открыв дорогу будущим переселенцам.

видеоинсталляция путешествия первых маори, музей Те Папа

Но основная масса поселенцев прибыла в Новую Зеландию во время Великого переселения с Гаваики, которое можно отнести приблизительно к 1350 году. Скорее всего, оно было связанного с внутренними конфликтами, из-за которых часть племен, проигравщих в борьбе, была вынуждена покинуть родину.
Территориально Гаваика - это вовсе не Гавайские острова, а остров Раиатеа, принадлежащий архипелагу Таити. Здесь сложился облик собственно полинезийской культуры и сформировались религия и мифология полинезийцев, отсюда шла по всем направлениям колонизация других островов Полинезии, в том числе и западных - Самоа, Тонга и других.
Культура полинезийцев далеко не так примитивна, как это казалось ранее некоторым ученым. Действительно, полинезийцы не знали металлов, гончарного ремесла и ткачества, не употребляли лука и стрел и ходили полуголыми. Но, с другой стороны, они были искусными земледельцами, применяя на некоторых островах искусственное орошение и удобрения. Раскопки показывают, что полинезийцы были также прекрасными зодчими: их каменная архитектура монументальна и впечатляюща. Смелые и опытные мореплаватели, полинезийцы были также виртуозными судостроителями. Каждая их мореходная лодка была подлинным произведением искусства, хотя ее изготавливали при помощи каменных топоров, а части ее корпуса скрепляли шнурами из растительного волокна. Неудивительно, что предания полинезийцев хранят не только имена выдающихся вождей и кормчих, но и имена лодок и даже собственные имена рулевых весел и парусов.

По легенде изгнанники отправились к берегам новой земли на 7 больших лодках - "Арава", "Таинуи", "Матаатуа", "Курахаупо", "Токомароу", "Такимуту" и "Аотеа", названия которых перешли к племенам маори. Сейчас таких судов полинезийцы не строят, но в самых ранних сообщениях об островах Южных морей сохранились описания судов, которые, возможно, походили на «Океанские корабли» полинезийцев. Например, капитан Кук обратил внимание на двойное каноэ, которое таитяне называли паи, с большим парусом из рогожи, предназначенное для дальних плаваний. Его длина превышала пятьдесят стоп.

Одно из таких судов, служащих для поездок с Тонга на Фиджи, изобразил художник экспедиции Кука Джеймс Вебер. На его рисунке – широкое двойное каноэ с одним большим треугольным парусом. Вебер попробовал сам проплыть на одном из таких каноэ. Скорость его достигала примерно семи узлов, что давало возможность маори преодолевать расстояние между Раиатеа и островом Северный примерно за месяц.

Подплывая к островам, будущие маори видели белые облака, растянутые по прибрежным холмам. Возможно, так и повилось название Аотеароа, "Страна Длинного Белого Облака" (ao = облако, tea = белый, roa = длинный), ставшее позднее общепринятым названием в языке маори для всей страны.

Интересно исследовать пути миграции древних людей на основе культивируемых ими растений. Так, очень любопытна история распространения батата.
Батат - это травянистая лиана с длинными ползучими стеблями. Боковые корни батата сильно утолщаются и образуют клубни со съедобной мякотью. Второе название батата - сладкий картофель, но пусть оно вас не вводит в заблуждение. Картофель и батат - весьма дальние родственники: первый относится к семейству паслёновых, а батат - это представитель семейства вьюнковых.

Родиной батата являются Перу и Колумбия (Анды), где местные племена окультурили его еще 6-8 тысяч лет назад. Однако еще до времен Колумба батат был распространен по всей Океании, попав в Вест-Индию, южную и восточную Полинезию, на остров Пасхи и в Новую Зеландию.

Каким образом шло распространение батата на такие большие расстояния, до сих пор является предметом научных споров. Гипотеза, что клубни разносились океанскими течениями, была исключена, поскольку те портятся в морской воде. Ученые-филологи указывают на сходство названий батата в не связанных друг с другом языках: kuumala и производные от него - в Полинезии; kumara, cumar, cumal - в языке кечуа у индейцев Южной Америки.
Объяснить это можно только так: либо батат привезли индейцы Южной Америки, впервые заселяя Полинезию; либо полинезийцы, будучи родом из Азии, сами плавали к индейцам.

Реальность первой версии блестяще доказал известный норвежский этнограф и путешественник Тур Хейердал. В 1947 году он и ещё пятеро путешественников совершили плавание на построенном ими из бальсового дерева плоту "Кон-Тики". За 101 день они проплыли от перуанского побережья до островов Туамоту в восточной Полинезии. Плавание на "Кон-Тики" продемонстрировало, что примитивный плот, используя течение Гумбольдта и попутный ветер, действительно мог относительно просто и безопасно переплыть Тихий океан в западном направлении.

К примерам обратного влияния можно отнести перуанскую мумию в музее Болтона; установлено, что для её бальзамирования применялась смола хвойного дерева, растущего лишь в Океании. Дата бальзамирования – около 1200 года н.э.

Так или иначе, факт наличия древних полинезийско-американских связей можно считать в основном доказанным. Также и последние генетические исследования сладкого картофеля подверждают теорию, по которой батат добирался до Океании несколько раз: сначала из Южной Америки, а затем, начиная с шестнадцатого столетия, европейцы (испанцы и португальцы) распространили здесь сорта из Вест-Индии.
Что касается новозеландского батата, то с ним связан забавный факт: южноамериканская разновидность, выращиваемая маори, была вытеснена бататом, приплывшим в 1850 году на американском китобойном судне.

В Веллингтоне находится крупнейший национальный музей Новой Зеландии Те-Папа (Te Papa). В современном виде он был открыт для публики только в 1998 г. Музей определенно заслуживает внимания, особенно если путешествовать с детьми - там множество интерактивных экспонатов, показывающих строение земли, имитирующих землетрясения, работу челюстей акулы и человеческого сердца. Также там можно познакомиться с культурой маори.

Дословный перевод самоназвания māori означает "обычные" ("естественные", "нормальные"). Это понятие использовалось древним народом для отличия людей от богов и духов.

На фотографии выше - маска-копия лица Taupua Те Whanoa, вождя племени Ngati Whakaue, (1854г). На ней мы можем разглядеть все его татуировки - моко. Наличие моко долгое время считалось признаком социального статуса, поэтому представителям низшего слоя общества не разрешалось делать себе татуировку на лице. Зато иметь элементы татуировки на теле им позволяли. Для женщин традиционным считалось нанесение татуировки на щеки и губы, а для мужчин - на лицо, бедра и ягодицы. Татуировка, нанесенная мужчинам и женщинам на остальные части тела, имела намного меньшее значение.

картина G.F.Goldie "Вдова".
музей Те Папа, Веллингтон.

Женщина держит в руках нефритовую фигурку Хеи Тики. Нефрит (маор. "поунаму") - любимый и священный для маори камень, он встречается в водоемах и фьюрдах острова Южный. Цвет камня очень похож на цвет воды в озерах и горных реках, поэтому еще одно название Южного острова Те Ваи Поунаму - "Страна нефритовой воды".

Тики – первый человек, родоначальник людей на Земле. Образ Тики сопровождал и до сих пор сопровождает маори почти на каждом шагу. Огромный деревянный Тики украшает вход в деревню, маленький, но тоже деревянный, сторожит священные места.

Из стволов относительно небольших столетних каури маори делали боевые каноэ. Одной из основных проблем было повалить столь массивное дерево - у маори не было для этого инструментов. Могучий ствол медленно выжигали и постепенно подрубали в течение многих месяцев. Когда же дерево, наконец, падало, то процесс последующей обработки был ритуализирован и окружен множеством табу. Например, изготовление каноэ не должны были видеть женщины (под страхом смерти). Добротное каноэ из каури было величайшим богатством и имело собственное имя.

На фотографии ниже изображена патака (pataka) - склад/хранилище ценностей, оружия или еды, важных для выживания племени.

Эта необычайно большая и искусно сделанная патака является символом богатства и силы племени Ngati Pikiao. Она имеет собственное имя - Te Takinga, по имени воина, предка племени. Te Takinga изображен сверху на фронтоне сооружения, а снизу - три его жены.

В музее можно зайти в действующий мараэ - священное место собраний маори.
Марае – это своего рода символ национальной идентичности для маори. Считается, что в марае сконцентрирована сильная mana. Перевести это слово буквально достаточно сложно, mana для маори – это сила (в том числе магическая), власть и престиж одновременно.

Эти дома считались живыми существами. Внутреннее их помещение называлось живот, балки - позвоночником, а маска над гребнем крыши - головой. Эти дома украшались резьбой, изображавшей богов, вождей и события прошлого

При посещении марае принято придерживаться традиционных форм этикета.
Начинается все с "pōwhiri" - формального приветствия гостя и "wero" - встречи гостя. Сначала караульный в марае поет, оповещая соплеменников, что он бдителен и готов, в случае необходимости, дать отпор врагу. Затем воин, угрожающе размахивая капьем тай-аха, подходит к гостям и бросает к их ногам веточку или листок. Если гость поднимает их, значит, он явился с миром. И в этом случае караульный спокойно поворачивается к гостям спиной и ведет их в марае, где будет происходить дальнейший прием.
После завершения ритуала wero женщины маори исполняют karanga – это нечто вроде приветственной переклички. Ну а женщины, пришедшие с группой гостей, должны ответить и в свою очередь также исполнить karanga следом за женщинами из марае хозяев. Только после исполнения karanga гости заходят в марае. Перед входом необходимо снять обувь.

Далее, когда гости заходят в дом собраний, начинается следующий этап – приветствия (mihimihi) и приветственные речи (whaikorero). Первым говорить начинает самый старший мужчина племени хозяина, затем в ответ ему речь должен сказать самый старший их прибывших гостей. Женщинам говорить запрещается. Иногда вместе с приветственными речами также исполняются waiata – приветственные песни.

После того, как официальная часть приветственного ритуала закончена, хозяин здоровается с гостем посредством hongi – традиционного маорийского приветствия, которое представляет собой соприкосновение носами (у нас хонги иногда ещё называют "поцелуй маори").

Интересно, что похожая традиция существует в эскимосской культуре. "Эскимосский поцелуй" куник - форма выражения привязанности, обычно между членами одной семьи или влюбленными. Один из участвующих прижимает нос и верхнюю губу к коже (обычно лбу или щекам) второго и вдыхает воздух. Существует заблуждение, что эта традиция возникла у эскимосов из-за того, что их губы примерзают друг к другу на сильном морозе при обычных поцелуях. В действительности, это действие не имеет эротического смысла, а является формой дружеского приветствия между близкими людьми, которые, встречаясь, часто имеют неприкрытыми одеждой только нос и глаза.

Еще один важный элемент культуры маори - система танцев капа хака (Kapa Haka), включающая в себя сразу несколько направлений. Во-первых, это мужской танец хака, известный на весь мир благодаря национальной сборной Новой Зеландии по регби All Blacks, одной из сильнейших в мире, игроки которой традиционно исполняют хаку перед началом матча. Изначально этот танец исполнялся для призыва духов природы или перед вступлением в бой. Отличительные черты хаки - высунутый язык и зверское выражение лица для устрашения противника.
А также описание жестами того, что они с этим противником сделают:)

Во-вторых, это женский танец пои, сегодня более известный как вид жонглирования шариками на веревках.
Кстати, Новая Зеландия в 1893 году стала первой страной в мире, предоставившей женщинам равные избирательные права.

Маори были свирепыми воинами и не любили чужаков. Когда в 1642 году капитан Абель Тасман из голландской Ост-Индской компании попытался высадиться на неизведанном берегу, маори напали на отряд европейцев и убили нескольких матросов. Раздосадованный Тасман назвал это место Бухтой убийц (теперь залив Голден-Бей около нац.парка Abel Tasman) и уплыл восвояси.
Новую открытую землю Тасман обозначил на карте как "Staten Landt". Но голландские картографы переделали название в Nova Zeelandia, в честь одной из провинций Нидерландов - Зеландии (нидерл. Zeeland). И забыли про неё больше чем на век - ни у кого не было ни необходимости, ни желания плыть в такую даль.
До тех пор, пока на горизонте не появился Джеймс Кук.

(продолжение следует)

Сотворение мира в мифологии маори (Новая Зеландия

Ранги и Папа (или Рангинуи и Папатуануку) — в мифологии полинезийского народа маори отец-небо и мать-земля, упоминаемые в легенде о сотворении мира.

Происхождение

Существует множество версий легенд, в которых рассказывается о происхождении и жизни Ранги и Папа. Согласно легенде племени нгаи-таху с острова Южный, Ранги является сыном Маку и его жены Ма-хора-нуи-а-теа. Впоследствии Ранги, у которого было несколько жён, стал отцом множества отпрысков, большинство из которых были божествами. Одной из его супруг стала Папа, сбежавшая жена бога моря Тангароа, который, разозлившись на Ранги, ранил его бедро копьём (Dixon 1971:11).

Согласно второй версии, Ранги-потики (вероятно, имеется в виду Ранги) был сыном Маку и Махора-нуи-а-ранги. Взяв в жёны Папа, Ранги-потики стал отцом многочисленных божеств. Сама же Папа появилась из первозданного моря.

В других же легендах и вовсе отсутствует описание происхождения Ранги и Папа (Dixon 1971:12), но даётся подробное описание всех жён Ранги, которых было шесть: Поко-ха-руа-те-по (маори Poko-ha-rua-te-po; её детьми стали Ха-нуи-о-ранги, Та-фири-ма-теа и целой серии ветров, ритуалов, заклинаний, каждый из которых был персонифицирован), Папа-ту-а-ну-ку (маори Papa-tu-a-nu-ku; мать Рехуа, Тане, Паиа, Ту, Ронго, Ру и других второстепенных божеств), Хеке-хеке-и-папа (маори Heke-heke-i-papa; мать Тама-нуи-а-ранги и ряд других божеств), Хоту-папа (маори Hotu-papa) и ещё две жены.

Хотя в легендах утверждается о существовании нескольких жён, первостепенное значение у маори играла именно Папа, мать-земля.

Разъединение Ранги и Папа

Сведения о сотворении мира в мифологии маори сохранились в местных мольбах, или каракиа (маори karakia), которые передавались изустно из поколения в поколение. Согласно им, до того как появился свет, существовала только ночь (маори Te Po), до которой, в свою очередь, ничего не было кроме пустоты (маори Te Kore). Ночь была бесконечно длинной и бесконечно тёмной:

Первый свет, который существовал, был не больше, чем полоска света, напоминающая червя, и когда солнце и луна были созданы, то не было ни глаз, и ничего, что бы увидело их, не было даже каитиаки (маори kaitiaki), или покровителей. Начало было создано из ничего.

Согласно одной из версий маори, Ранги (маори Rangi), или отец-небо, и Папа (маори Papa), или мать-земля, были созданы из ночи и пустоты, которые существовали в темноте хаоса. Ранги, влюбившись в Папа, спустился к ней с небес, украсив её нагое тело многочисленными растениями и деревьями и создав различных насекомых, рыб и других живых существ. Затем Ранги лёг на Папа, тесно обняв её. В темноте между телами Ранги и Папа впоследствии поселились их отпрыски мужского пола, включая многочисленных богов (Dixon 1971:36). Небо все ещё лежало на земле, и между ними не проникал свет. Существовало 12 небес, и самый нижний из них слой лежал на земле, делая её бесплодной. Земля была покрыта вьющимися растениями и мелкими сорняками, а в море была только чёрная вода, томная как ночь. То время, когда существовали эти вещи, казалось бесконечным.

Со временем дети Ранги и Папа, измотанные продолжающейся темнотой и теснотой, собрались вместе, чтобы решить, что нужно сделать с их родителями, чтобы оказаться на свободе. «Должны ли мы убить их, зарезать, или разделить нашего отца и мать?» — долго они спрашивали друг у друга. В конце концов, Туматауэнга (маори Tūmatauenga), самый яростный из отпрысков, покровитель войны, сказал: «Хорошо. Давайте убьём их».

Но Тане (маори Tāne), покровитель леса, ответил: «Нет. Лучше разделить их, и сделать так, чтобы Небо стояло высоко над нами, а Земля лежала здесь внизу. Сделаем так, чтобы Небо было чуждо нам, но позволим Земле оставаться близкой к нам, как наша заботящаяся мать».

Многие сыновья, и Туматауэнга в их числе, видели справедливость и мудрость в этом решении и согласились с Тане. Но остальные не согласились, в том числе, покровитель ветров и штормов Тафириматеа (маори Tawhirimatea), который боялся, что если его родителей разъединят, то его королевство будет свергнуто. Итак, в то время, когда все сыновья дали своё согласие, Тафириматеа молчал и затаил дыхание. Долго ещё братья обсуждали своё решение. К концу периода времени, который не подвластен сознанию человека, они решили, что Папа и Ранги должны быть разъединены, и по очереди они приступили к выполнению своего дела.

Первым начал Ронгоматане (маори Rongomatane), покровитель возделываемых человеком растений. Он поднялся и силой попытался раздвинуть небеса и землю. Когда у Ронгоматне ничего не получилось, следующим поднялся Тангароа (маори Tangaroa), покровитель всех обитателей моря. Он тоже попытался разъединить родителей, но потерпел неудачу. Затем попробовал Хаумиа-тикетике (маори Haumia-tiketike), покровитель всех не возделываемых человеком диких растений, но так же не имел успеха. И тогда вскочил Туматауэнга (маори Tūmatauenga), покровитель войны. Он сделал зарубку в сухожилии, связывающем небо и землю, что вызвало кровотечение. Именно это дало жизнь красному грунту священного цвета. Тем не менее даже Туматауэнга, самый яростный и свирепый из братьев, со всей своей силой не смог разделить родителей. И тогда пришла очередь Тане (маори Tane), покровителя лесов. Медленно, медленно, словно дерево каури (новозеландская сосна, длинной до 60 м), встал Тане между небом и землёй. Сначала он попытался сдвинуть их своими руками, но не сумел. И тогда он сделал паузу, и эта пауза длилась бесконечно долгое время. После этого он облокотил свои плечи о Землю, а свои ступни — о Небо. И скоро, хотя не совсем скоро, так как время было огромно, Небо и Земля начали отступать друг от друга.

Родители детей закричали и спросили их: «Зачем вы совершаете это преступление, зачем вы хотите убить любовь ваших родителей?»

Великий Тане толкнул со всей силой, той, которая была силой роста. Далеко под собой он нажал на Землю. Далеко над собой он толкнул Небо, и задержал его там. Сухожилие, которое связывало их, было сильно растянуто. Туматауэнга подпрыгнул и ударил по узам, которые связывали их родителей, и кровь хлынула на землю. Сегодня это коковаи (маори kokowai), красная охра, смешанная с маслом акул и используемая для раскраски тела и лица, священная красная земля, которая была создана, когда на рассвете времени пролилась первая кровь.

Когда Ранги и Папа были разделены, пространство между ними наполнилось светом, а по всему миру были разбросаны разнообразные божества, люди и другие отпрыски, которые до этого долгое время находились в тёмном пространстве между своими родителями.

Война между богами

В то время как большинство детей Ранги и Папа согласились с разделением родителей, Тафириматеа, бог ветра и штормов, сильно разозлился. Он не мог стерпеть плача своих родителей, оказавшихся далеко друг от друга, поэтому пообещал братьям, что будет мстить им. Для этого Тафириматеа улетел к отцу, чтобы воспитать на небе своих отпрысков: многочисленные ветра. Для борьбы со своими братьями, он собрал целую армию своих детей, в которую входили разнообразные ветра и облака, включая порывистые ветра, вихри, плотные облака, ураганы, штормы, дождь, дымка и туман. Когда ветра показывают свою силу, то повсюду летит пыль, а деревья бога Тане ломаются и падают на землю.

Когда Тафириматеа нападает на океаны, то образуются огромные волны и водовороты, а бог моря Тангароа бежит в панике. У Пунга (маори Punga), сына Тангароа, есть два сына: Икатере (маори Ikatere), отец рыб, и Ту-те-вехивехи (маори Tu-te-wehiwehi), предок рептилий. Боясь атак Тафириматеа, рыбы ищут приюта в море, а рептилии в лесу. Из-за этого Тангароа сильно зол на бога Тане, который приютил убежавших детей. Теперь он мстит, переворачивая каноэ и затапливая дома, земли и деревья и унося их в открытый океан.

Затем Тафириматеа нападает на своих братьев Ронго и Хаумиа-тикетике, богов культивируемых и не культивируемых человеком растений. Но их отец Папа прячет своих детей от гневного брата в матери-земле. Следующей жертвой Тафириматеа становится Туматауэнга, но перед ним бог ветра оказывается бессильным. Стойко держится и Туматауэнга. Гнев спадает, и наступает мир.

Туматауэнга сильно обиделся на своих братьев, которые не помогли ему в противостоянии с Тафириматеа. Чтобы им отомстить, он сплёл силки для ловли птиц, детей Тане, которые с тех пор не могли свободно летать по лесу. Затем Туматауэнга сделал сети из льна, которые бросил в океан. Вместе с ними он вытащил на берег детей Тангароа. Также Туматауэнга сделал мотыгу и сплёл корзину. Выкопав из земли все растения со съедобными корнеплодами, он сложил их в корзину, а затем положил на солнце, где все они засохли. Единственным братом, которого он не наказал, был Тафириматеа, чьи штормы и ураганы до сих пор нападают на человеческий род.

Тоска Ранги и Папа

После разделения Ранги и Папа, Тане решил украсить наготу своего отца многочисленными звёздами. Солнце и луна в представлениях маори являются отпрысками Ранги, которые впоследствии были размещены на небе.

Однако родители до сих пор продолжают тосковать друг по другу: Ранги плачет, и его слёзы падают на Папа, показывая, что он до сих пор любит свою жену. Туман же, который тянется от земли, является вздохами Папа.

    Ранги и Папа (или Рангинуи и Папатуануку) в мифологии полинезийского народа маори отец небо и мать земля, упоминаемые в легенде о сотворении мира. Содержание 1 Происхождение 2 Разъединение Ранги и Папа … Википедия

    - (греч. mythología, от mýthos предание, сказание и lógos слово, рассказ, учение) фантастическое представление о мире, свойственное человеку первобытнообщинной формации, как правило, передаваемое в форме устных повествований мифов, и наука … Большая советская энциклопедия

    Разные предания народа маори повествуют о том, как их предки прибыли в Новую Зеландию из мифической прародины на великих океанских каноэ (маори: Waka). Некоторые из преданий называют эту прародину «Гаваики». Одно из этих преданий история о Купэ,… … Википедия

    Мауи (гав. и маори Mauі) один из основных персонажей полинезийской мифологии, герой полубог получеловек, демиург и культурный герой, также и трикстер. Образ Согласно распространенным представлениями Мауи родился от обычной женщины, и потому … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Хина. «Марару»: Подношения таитянской богине Хине. Поль Гоген (1894) … Википедия

    Полинезийская мифология (П. м.), мифологические представления коренных жителей Полинезии островов, расположенных в центральной части Тихого океана. Предки полинезийцев заселили острова, придя, по видимому, из Юго Восточной Азии, главным образом… … Энциклопедия мифологии

    Змей (в мифологии) змееподобное существо в мифическом или религиозном контексте. Змеем может называться существо, внешний облик которого является целиком или частично змеиным. Иногда оно сочетает в себе свойства пресмыкающегося и человека,… … Википедия

    В полинезийской мифологии привидения или духи, часто злобные и недоброжелательные. Слово aitu присутствует во многих языках Восточной и Западной Полинезии. Содержание 1 Маори 2 Острова Кука 3 Самоа … Википедия




Top