Сказочная история про рыбу кит придумать 4. Несколько интересных сочинений

Согласитесь, встречаются школьники, которые могут не хуже Крылова написать басню, но, к сожалению, таких единицы. Но несмотря на это, преподаватели дают задание детям сочинить басню в прозе.

Что такое басня? Принято считать басней некую поучительную историю, в конце которой приведен вывод или нравоучение. Часто источником вдохновения для написания басни является народная пословица или поговорка. Причем басни встречаются как в стихах, так и в прозе.

Басню сможет написать любой, главное, приложить к этому немного усилий и фантазии. Для начала подберем подходящую пословицу или поговорку. Как написать басню? Есть несколько вариантов:

  • Расписываем поговорку в виде истории, выдумываем персонажей, то есть, героев нашей басни, и в конце подводим мораль. Моралью и будет пословица, которую мы взяли в основу, ее можно пересказать своими словами, дополнить или оставить в прежнем виде.
  • Сначала придумываем мораль, а уже к морали придумываем саму басню. Придумывая басню, нужно задавать вопрос, о чем именно эта басня.

Иногда басней называют народную мудрость, героями которой могут быть животные с определенными типичными человеческими чертами характера.

Еще басни, написанные детьми, могут быть в форме стихотворения или прозы с сатирической оценкой. Помимо этого, тут должен присутствовать нравоучительный характер. Вспомните баснописца Крылова, очень часто в его баснях в качестве героев выступали звери. Таким образом, легче передать смысл басни, ведь чаще всего мы ассоциируем лису с хитростью, муравья - с трудолюбием и так далее. Лучшим вариантом будет использовать именно этих героев.

Подведем итоги. Басня может быть в стихах, то есть, в рифме и в прозе, как обычный текст. Лучшими героями басен являются животные. Мораль и суть басни лучше выражать в качестве народной поговорки или пословицы. Таким образом, следуя всем этим указаниям, вы сможете спокойно сказать "сочиняем басни сами". И помните, сочинять может каждый, если приложить к этому свою фантазию и уделить достаточно времени.

Даниела Макманус - консультант и научный руководитель из Дейвиса, Калифорния. Получила степень PhD по английскому языку и литературе в Калифорнийском университете в Дейвисе в 2013 году.

Количество источников, использованных в этой статье: . Вы найдете их список внизу страницы.

Басня - это короткое аллегорическое произведение, обычно с нравоучительным заключением. Действующими лицами, как правило, выступают животные, растения, предметы. Классическая басня начинается или заканчивается моралью - выводом, поучением, где объясняется смысл басни. Басня - это короткий рассказ, в котором каждый элемент - действующие лица, декорации и сами действия - способствуют тому, чтобы читатель извлек ценный урок.

Шаги

Часть 1

Содержание басни

    Выберите мораль. Поскольку мораль - это суть басни, перед тем как приступить к ее написанию, определите ее мораль. Читатель должен вынести важный нравственный урок, прочитав вашу басню. Кроме того учтите, что выбранное вами нравоучительное заключение должно затрагивать многих людей.

    Определите, какую проблему (конфликт) или распространенную жизненную ситуацию вы будете освящать в своей басне. Нравоучительное заключение должно быть решением этой проблемы.

    Определите, кто будет главным героем вашей басни. Подумайте о том, какой должна быть личность главного героя, он должен иметь возможность понять ваше моральное наставление.

    Определите архетипы персонажей. Выбирая персонажа, подумайте о том, какими чертами характерами он отличается от природы.

    Выберите обстановку. Подумайте о месте, где будут происходить события? Как и в случае с конфликтом, выберите обстановку, которая будет понятна и интересна читателю.

    • Обстановка должна быть связана с персонажами и их отношениями.
    • Место, где происходят события, должно быть простым и легко узнаваемым. Читатели должны легко узнать и понять, где происходят события. Благодаря этому вам не придется включать в свое произведение дополнительное описание местности.
    • Например, в вышеупомянутой басне «Черепаха и Заяц» местом, где происходят события, является дорога через лес, которая создает условия для действия (соревнование по дороге) и которая связана с персонажами басни (лесные животные).
  1. Подумайте о развязке конфликта или проблемы. Развязка должна быть интересна читателю, а также быть связана с основными персонажами, их отношениями и местом, где происходят события.

    • Подумайте, как персонажи смогут разрешить конфликт, и какой урок читатель сможет извлечь из басни.
    • Например, в басне «Черепаха и Заяц» конфликт разрешает заяц. Своей поспешностью он проигрывает соревнование настойчивой черепахе.

    Часть 2

    Написание басни
    1. Составьте план. Когда вы наметите основные моменты истории, поэтапно начните описывать каждый.

      • Опишите место, где происходят события, а также отношение персонажей к этому месту. Как уже упоминалось, обстановка или место должно быть легко узнаваемым и напрямую должно быть связано с событиями, о которых идет речь в басне.
    2. Опишите сюжет. Опишите конфликт между персонажами достаточно подробно, чтобы суть проблемы была понятна читателю. Кроме того, читателю должно быть интересно, каким образом конфликт будет разрешен.

      • В основе вашей истории должна прослеживаться причинно-следственная связь.
      • Все, что происходит в истории, должно быть четко связано с конфликтом и его разрешением.
      • Помните, ваша басня должна быть простой и лаконичной. Не тратьте время, подробно описывая ненужные детали.
      • Например, в басне «Черепаха и Заяц» события развиваются достаточно быстро: заяц приглашает черепаху посоревноваться, а затем черепаха выигрывает соревнование.
    3. Составьте диалог. Хорошо составленный диалог покажет читателю, какими чертами характера обладает ваш главный герой. Если вы правильно составили диалог, не будет необходимости указывать отличительные черты вашего персонажа - читатель сам поймет это из вашего диалога.

      Напишите разрешение конфликта. После того как вы опишете персонажей и конфликт, переходите к его разрешению.

      • На этом этапе написания басни должна четко прослеживаться связь между действиями героев, развитием конфликта и его разрешением.
      • Убедитесь, что каждая упомянутая проблема в басне, имеет свое логическое разрешение.
      • Обратимся снова к басне о черепахе и зайце: разрешение конфликта наступает тогда, когда хвастливый заяц, рванув вперед, останавливается, чтобы вздремнуть, а уравновешенная черепаха, медленно двигающаяся к своей цели, в конце концов, выигрывает соревнование.
    4. Сформулируйте мораль. Когда сюжет басни будет завершен, сформулируйте нравоучительное заключение.

    5. Придумайте название. Название должно быть связано с общим содержанием басни, а также должно быть интересным, чтобы привлечь внимание читателя.

      • Лучше сначала написать басню или по крайней мере продумать ее сюжет, а уже потом придумывать название. Благодаря этому название будет связано с содержанием басни.
      • Вы можете выбрать простое название, подобно названиям басен Эзопа (например, «Черепаха и Заяц»), или подойти к этому более творчески. Яркими примерами креативных названий басен являются: «Потерпевший кораблекрушение» или «Трус, отыскавший золотого льва».

Петр Павлович Ершов - русский прозаик, драматург, поэт. Одно из его самых знаменитых произведений - «Конёк-горбунок». Кто читал эту сказку в стихах, наверняка помнят, что один из самых ярких персонажей - это Рыба-кит. Если вы еще не имели удовольствия ознакомиться с данным произведением, то сможете сделать это прямо сейчас.

Предыстория написания шедевра

Ершов Петр Павлович родился 22 февраля 1815 года в местечке Безруково Тобольской губернии. Его отец по долгу службы часто переезжал, поэтому Петр имел возможность общаться с разными людьми.

Мальчик слушал народные предания, которые легли в основу его знаменитого произведения «Конёк-горбунок». Как говорил сам автор, он только чуть доработал их, придал словам стихотворную форму. Мнения о произведении были противоречивыми. Так, Белинский говорил, что в сказке нет русского духа, несмотря на то что она написана русскими словами. Однако положительных отзывов было много. Так, А. С. Пушкин, ознакомившись с произведением, сказал: «Теперь этот род сочинений можно мне и оставить». Этими словами он поставил начинающего поэта на одну ступень с собой. И именно под влиянием Пушкинских сказок создал «Конька-горбунка» 19-летний П. П. Ершов.

У одного крестьянина было три сына. Старшего звали Данило, он был умный. Средний Гаврило был «и так, и сяк», а младший Иван и вовсе был дурачком.

Семья выращивала пшеницу и продавала ее. Но кто-то стал по ночам вытаптывать посевы и тем самым наносить большой урон. Тогда было решено всем братьям по очереди дежурить. На старшего, когда он был на посту, напал страх. Юноша закопался в сено и пролежал там всю ночь, поэтому так ничего не узнал. Средний брат замерз и ушел с поста. Удалось понять, в чем дело, только Ивану. Он увидел белую красивую лошадь, сумел оседлать ее и привести в пастуший балаган.

Как и обещала ему кобылица, она родила трех коней. Данило и Гаврило увидели двух красавцев-жеребцов и тайком увели их на продажу. Утешил опечаленного Ивана конек-горбунок. Он велел тому сесть себе на спину и помчался вдогонку за братьями. С этого начинается сказка Ершова, в который скоро появится Рыба-кит.

Испытания для крестьянского сына

Кони были до того хороши, что в столице их купил царь. Когда животных повели в конюшню, они сбежали к Ивану. Тогда царь назначил его конюхом. Но завистливый спальник не мог пережить этого, он подбросил Ивану перо Жар-птицы и сказал царю, что парень обещает привезти обладательницу перышка.

С помощью конька-горбунка юноша выполнил это поручение царя. Затем верный друг помог парню привезти Царь-девицу. На предложение государя стать его женой девушка сказала, что не согласится, пока ей с океанского дна не достанут перстень. Именно это событие приблизит знакомство читателя со следующим персонажем, который должен помочь достать из водных пучин кольцо.

Очутившись у океана, Иван и конёк увидели, что поперек его лежит Чудо-юдо Рыба-кит.

Первая встреча с гигантской рыбой-островом

Кит был необычным. Оказывается, вот уже десять лет, как он превратился в живой остров. Дальше Ершов описывает, как выглядит Чудо-юдо Рыба-кит.

На его спине стояло село, здесь были самые настоящие дома. В ребра бедного животного были вбиты частоколы. На его губе мужчины пахали, между усами росли грибы, которые искали девушки.

Конек и Иван заскочили на странное создание. Рыба-кит спросил, откуда они прибыли и куда держат путь?

Те ответили, что едут из столицы по поручению Царь-девицы, направляются к Солнцу, которое поможет им выполнить поручение девушки. Услышав попросил путников узнать у Солнышка, долго ли ему еще быть в таком виде и за какие прегрешения это наказание. Иван пообещал выполнить просьбу, и путники отправились дальше.

Описание героя сказки

Помогут узнать, как выглядит Рыба-кит, картинки. Видно, что на его хвосте растет лес. Начинается он березовой рощицей, становясь все дремучее. Там уже расположены темные ели, дубы и другие деревья.

На теле страдальца стоят Около каждого из них разбит огород. Вспахивают землю и перевозят тяжести лошади, которых тоже можно увидеть на иллюстрации. На одном боку гигантской рыбы стоит церковь, в которую крестьяне ходят молиться. На другом - мельница, здесь они превращают зерно в муку.

Порослью покрыто и его лицо. Видно, как мучается Рыба-кит. Картинки передают безрадостное существование животного. Хотя нарисован только один его глаз, а другой скрыт под растительностью, видно, какой тоской и мольбой к путешественникам он наполнен. Смогут ли помочь ему Иванушка и конек? Об этом вы очень скоро узнаете.

Во дворце

Взобрались юноша с помощником на небо и попали во дворец Царь-девицы. Однако солнце отдыхало здесь только по ночам, а днем они застали там месяц, но и этому были рады. Ночное светило тоже было счастливо, получив через посланников весть о своей пропавшей дочери Царь-девице. На радостях Месяц Месяцович рассказал гостям, почему страдает Рыба-кит. Сказка переходит к следующему эпизоду, который приоткрывает завесу тайны. Оказывается, гигантская рыба проглотила 30 кораблей. Как только она выпустит их обратно, будет прощена и опять сможет плавать вволю в океане.

Прощение

Иван и горбунок попрощались с Месяцем и отправились в обратный путь. Когда они подъехали к океану, их увидела Рыба-кит. Сказка продолжается, и теперь в ней только радостные моменты.

Горбунок поскакал к крестьянам, чтобы сказать им, чтобы они побыстрее собирались и покидали этот живой остров, а то утонут. Те послушались, и в полдень здесь уже не было ни одной живой души.

Тогда только путники рассказали киту, как ему заслужить прощение. Тот открыл рот и из него с шумом, пушечными выстрелами выскочили все корабли. Гребцы пели веселые песни.

Поиски кольца

Для тех, кого интересует, кит - это рыба или животное, следует пояснить. Раньше люди думали, что это гигантская рыба, ведь живет кит в воде и по форме похож на нее. Но затем выяснилось, что это млекопитающее, которое дышит воздухом, является живородящим, а значит, это животное. Но вернемся к сказке.

Рыба-кит спрашивает у своих спасителей, чем может их отблагодарить. Те сказали, что им нужно только кольцо. Тот нырнул в водную пучину, позвал осетров и велел им найти украшение. Те долго искали, но вернулись ни с чем. Они сказали, что найти его под силу только ершу.

После этого два дельфина отправились на поиски ерша. Тот был гулякой и забиякой, поэтому найти его было не так-то просто.

Искали его в морях, реках, озерах, но все тщетно. Тогда дельфины услышали возгласы и поняли, что ерш в пруду. Там он намеревался драться с карасем. Вот такой придумал сюжет в стихах П. П. Ершов. Рыба-кит, к которому был доставлен морской гуляка, велит ему найти сундук, в котором было кольцо.

Ёрш сказал, что знает, где все это находится. Он нырнул в омут и отрыл там заветный сундучок, затем позвал осетров, сказал, чтобы они отнесли находку киту, а сам направился по своим делам.

Счастливый конец сказки

В это время на берегу океана Иван сидел и ждал, когда появится Рыба-кит. Уже настал вечер, но поверхность воды не колыхалась. Юноша переживал, так как срок исполнения царского наказа близился к концу, а перстня у него еще не было. Вдруг море забурлило, и появился кит. Он отдал юноше сундук, сказав, что выполнил просьбу.

Иван попытался поднять сундук, но не смог. Тогда Горбунок с легкостью забросил поклажу себе на шею, велел юноше сесть к нему на спину и отправился в царский дворец. Путешественники отдали государю кольцо, тот вручил его Царь-девице и сказал, чтобы она быстрее выходила за него замуж. Девушка ответила, что ей 15 лет и за старика она не выйдет замуж. Царь-девица посоветовала ему искупаться в холодной воде, затем в горячей и в молоке, чтобы он превратился в молодого.

Тот решил сначала провести испытания на Иване. Юноша пригорюнился. Горбунок сказал ему, что поможет. Действительно, когда Иван прыгнул в котел с кипящей жидкостью, конек магическими движениями остудил ее. В результате юноша стал красивым и пригожим. А злой царь, прыгнув в котел, сварился там.

Девушка вышла замуж за Ивана, на этом и кончается сказка. После ее прочтения дети могут сделать рисунок. Рыба-кит будет походить на книжную иллюстрацию или будет отличаться от нее.

Ответы к школьным учебникам

В сказке «Конек-горбунок» есть присказка, зачин, сказочные герои. Во многих русских сказках часто присутствует такой персонаж как Иванушка-дурачок, которому обязательно помогает волшебная сила.
Присказка:
За горами, за лесами,
За широкими морями,
Не на небе - на земле
Жил старик в одном селе.
У старинушки три сына:
Старший умный был детина,
Средний сын и так и сяк,
Младший вовсе был дурак.
Зачин:
В долгом времени аль вскоре
Приключилося им горе:
Кто-то в поле стал ходить
И пшеницу шевелить.
Сказочные герои: кобылица, конек-горбунок, жар-птица, рыба-кит.
Троекратные повторы : Вот, как стало лишь смеркаться, Стало сызнова смеркаться, Стало в третий раз смеркаться.

2. Что в этой сказке волшебного, необычного, а что могло быть в действительности?

Волшебное в этой сказке: сказочные говорящие герои, необычное появление коней и т. п. Что могло быть на самом деле: кобылица действительно могла ходить на чужое поле.

3. Что в произведении говорится о братьях и как раскрывается каждый из них в поступках? Герои поступают так:

  • из жадности;
  • из скупости;
  • из желания достичь своей цели;
  • из стремления быть добрыми и честными?

Почему они всё время обманывали? Как ты объяснишь поступки братьев?

В произведении говорится, что «старший умный был детина, средний был и так и сяк». Оба брата обманывают отца, чтобы получить его похвалу, крадут коней у Ивана, чтобы продать их и разбогатеть.

4. Чем схожи характеры старших братьев и чем отличается от них Иван? Каким человеком он на самом деле оказался?

Братья похожи тем, что оба были обманщиками. Иван же был честным, всепрощающим, добрым.

5. Как ты считаешь, почему Иван стал хозяином чудесных коней? Как это объяснили его старшие братья?

Кобылица обещала Ивану родить двух коней, если он будет ухаживать за ней.

Но давно уж речь ведется,
Что лишь дурням клад дается,
Ты ж хоть лоб себе разбей,
Так не выбьешь двух рублей.

7. Самостоятельно раздели произведение на части, озаглавь каждую часть словами из текста.

1. Кто-то в поле стал ходить И пшеницу шевелить.
2. Посмотри каких красивых Двух коней золотогривых Наш дурак себе достал.
3. Царь раскланялся и вмиг Молодцом с повозки прыг... Глаз своих с коней не сводит...
4.Делать нечего, придется Во дворце тебе служить.

8. Обсудите с другом, какие вопросы можно задать по каждой части всему классу.

Примерные вопросы: Как братья ловили вора? Как Иван поймал вора? Что обещала кобылица Ивану? и пр.

9. Представь, как Иван рассказал бы эту сказочную историю. Запиши план в «Рабочую тетрадь».

План
1. Как отец отправлял братьев ловить вора в поле.
2. Как Иван поймал кобылицу.
3. Обещание кобылицы.
4. Как братья украли коней.
5. Конек-горбунок и его помощь.
6. Иван продает царю коней.
7. Иван на службе в царской конюшне.

10. Каждый ли может о себе сказать так, как сказал Иван:

Хоть Ивана вы умнее,
Да Иван-то вас честнее?

Нет, не все.

11. Обсудите с другом, как вы понимаете, что такое честность.

12. Прочитай ещё раз сказку. Обрати внимание на подчёркнутые слова. Самостоятельно составь словарь устаревших слов. Определи и запиши в «Рабочую тетрадь», где ты будешь искать необходимую информацию.

Против - напротив
Недалече - недалеко
С набитою сумой - с полным кошельком
Соглядать - увидать, увидеть
Смекнули - придумали
Сенник - матрас, набитый сеном
Несподручно - неудобно
Малахай - широкий кафтан без пояса
Улуча - выбрав, найдя
Очью - глазом
Три вершка - очень маленького роста
Аршинными ушами - длинными ушами
Мочи было - силы было

13. Рассмотри иллюстрацию Н. Кочергина к сказке. Придумай свою сказочную историю про Рыбу-кит.

Примерный план рассказа
1. Где жила рыба-кит.
2. Что и почему с ней случилось.
3. Как рыба-кит снова ушла жить в море.




Top