Сказочное объяснение смены времен. Какая польза от сказочных объяснений смены времен года? Трактовка американских апачи

Рабочая программа курса «Окружающий мир» для 2 класса на 2012– 2013учебный год составлена на основе стандарта начального общего образования по окружающему миру и программы общеобразовательных учреждений авторов А. А. Плешакова, М. Ю. Новицкая «Окружающий мир. 1 – 4 классы» . Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторской программы А.А.Плешакова и М.Ю.Новицкой, планируемых результатов начального общего образования. В настоящее время основные задачи российского образования в целом и начального общего образования в частности можно определить следующим образом: формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основ для самостоятельной реализации учебной деятельности, которая может обеспечить социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. С этим общим целеполаганием тесно связаны и цели изучения предмета «Окружающий мир» в начальной школе: . формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; . духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества. Особенность данной программы состоит в том, что она создана с опорой на культурологические принципы, понятия, категории, которые являются основой для построения содержания образовательного компонента (предмета) «Окружающий мир», гармонично соединяя естественно-научные сведения и опыт гуманитарных наук. Ведущей, с точки зрения организации содержания, является идея единства мира природы и мира культуры. С этой принципиальной позиции окружающий мир рассматривается как природно-культурное ЦЕЛОЕ, а человек - как часть природы, как создатель культуры и как ее продукт, т. е. тоже природно-культурное ЦЕЛОЕ. Программа знакомит учащихся с природой и традиционной культурой календаря на фоне сезонных изменений. При этом происходит формирование знаний о природном многообразии, об экологических связях, о правилах поведения человека в природе, необходимых для ее сбережения и сохранения здоровья детей в течение года. Программа нацеливает на осуществление экологического воспитания младших школьников, на развитие у них таких качеств, как наблюдательность, интерес к природе своей местности, желание узнать традиционную трудовую и праздничную культуру народов своего края.

Человечество долгое время ломало голову над тем, как происходит смена дня и ночи. Трудно поверить, но еще несколько столетий назад никто из живущих на земле не представлял, как именно устроен этот сложный процесс. Так вот, во времена неизвестности люди просто придумывали, каким образом прячется солнце, лишая всех и вся вокруг своего уютного света, и откуда на его место выходит одинокая луна. Сегодня мы постараемся рассказать о самых интересных сказочных объяснениях смены дня и ночи, во многие из которых действительно трудно поверить.

Индуистское толкование

Легенда почитателей бога Кришны гласит, что с самого начала на земле всегда был светлый день и никогда не наступало темноты. Самыми первыми на планете жителями были Ями и Яма, брат и сестра, которые очень любили друг друга. Однажды Ями умер, и его сестра была безутешна. Она рыдала постоянно до тех пор, пока Кришна не сжалился на ней и не создал ночь. Сделал это Бог не случайно, а для того, чтобы во время забвения, то есть сна, Яма отпускала свое горе и постепенно приходила в себя. Кстати говоря, в Индии до сих пор помнят эту легенду и рассказывают ее своим детям для объяснения природного явления смены дня и ночи в сказочной форме.

Трактовка американских апачи

Древние индейцы племени Майя, отличающиеся своей прозорливостью и способностью предсказывать будущее, были уверены, что солнце на время ночи проглатывает какое-то огромное существо, живущее за горами. С наступлением раннего утра этот монстр выплевывает его, и мир снова наполняется светом и теплом. Кстати, это сказочное объяснение смены ночи и дня очень напоминает историю со светилом, которое проглотил знаменитый крокодил Корнея Чуковского.

Египетская теория

Древние египтяне считались одной из развитых цивилизаций на планете, иначе как объяснить их поистине божественные постройки? Так вот они, будучи язычниками, верили, что мудрый Ра спускается во тьму ночью и отвоевывает там каждый раз право на новый день. При этом он своим страшным мечом сражается насмерть со зловещими монстрами и чудовищами.

Еще одно сказочное объяснение смены дня и ночи опровергает наличие двух светил в системе мироздания. Там подразумевается, что на небе живет лишь солнце, которое в светлое время суток скачет по планете на белых лошадях, а ночью запрягает в свою тройку черных. Кстати, во многих детских сказках мира используется подобная аллегория.

Русская правда

На Руси придерживались теории, касающейся родственных связей. Как бы странно это ни звучало, но сказочное объяснение смены дня и ночи наши предки сводили к семейным отношениям между братом и сестрой, которые находились во многовековой ссоре друг с другом. Думали, что сестра - это день и олицетворение жизни, а брат считался ночью и порождением смерти. Никто из них не хотел встречаться, поэтому завидев издали очертания родственника, другой тут же торопился уйти. В русских народных сказках и загадках этому факту есть подтверждение.

Пожалуй, это все самые интересные сказочные объяснения смены дня и ночи, придумать которые могли только в древности, потому что сейчас каждый знает, как происходит их чередование.

Малыши бывают очень любопытны. Их интересует все, что находится вокруг. Почему осенью желтеют листья? Что такое снег? Как из бутона распускается цветок? Довольно рано родителям приходится рассказывать о сезонах, сменяющих друг друга. Однако дошкольникам трудно осознать периоды обращения Земли вокруг Солнца, для них пока недоступны такие понятия, как "наклон оси", "орбита" и т. д. На помощь приходят сказочные объяснения смены времен года. Они интересны, образны и наверняка запомнятся малышу.

Сказка - ложь?

Некоторым родителям кажется, что волшебные истории могут сформировать у детей неправильные представления о мире. Они выступают против олицетворения природных явлений, объяснения их через приключения несуществующих персонажей. Однако малышам скучно учиться по учебникам. Они не понимают абстрактных понятий. Вряд ли кроха станет слушать о том, что Земля - шар и вращается вокруг Солнца, прогреваясь неравномерно.

Зато ребенок с удовольствием познакомится со сказочным объяснением смены времен года. Ему проще мыслить образами. Связав то или иное явление с волшебным персонажем, малыш непроизвольно запоминает нужную информацию. Выдуманная история научит легче и быстрее, чем пространные объяснения. Поэтому наши предки и сочиняли сказки, рассказывающие об окружающем мире.

Со сменой сезонов дети сталкиваются рано. Уже с двухлетнего возраста родителям следует обращать внимание малышей на различные природные явления. Лучше всего делать это на прогулке. Называйте время года, дайте потрогать снег или опавшую листву, понюхайте первые цветы, полюбуйтесь бабочками. Не ожидайте быстрых результатов. Пройдет немало времени, прежде чем кроха начнет осознавать смену сезонов. Однако уже сейчас информация записывается на подсознание.

Приблизительно в 2 года ребенок начинает интересоваться и простыми рассказами, стихотворениями. Сказочное объяснение смены времен года поможет ему запомнить названия и признаки сезонов. Для девочки главными героями истории могут стать волшебные феи, для мальчика - добрые гномы. Они взмахивают палочкой, и земля преображается. Придумать такую сказку родители могут самостоятельно.

В качестве подсказки предлагаем краткое описание главных героев:

  • Зимний персонаж одет в шубу, он не боится морозов, любит лепить снеговиков, кататься на санках и наряжать елку на Новый год.
  • Герой, олицетворяющий весну, одним взглядом умеет растопить снег. Под его ногами распускаются цветы, на веселую песенку слетаются птицы.
  • Летний персонаж обожает жару, яркое солнышко, ласковое море и вкусные фрукты.
  • Осень предстает в виде неоднозначного героя. Он очень любит рисовать, поэтому раскрашивает деревья в яркие краски. Но иногда ему становится грустно, он плачет. Тогда идет дождь, на дорогах появляются лужи и грязь.

Знакомимся с месяцами

К 4 годам дети, как правило, уже имеют представление о сезонах года. Пришло время узнать о месяцах. И снова на помощь приходят художественные образы. Прочитайте малышу сказку "12 месяцев" С. Маршака. Она научит ребенка быть добрым, кротким, не просить лишнего, не нарушать законы природы. Помимо нравственных истин, в сказке "12 месяцев" ярко описывается характер каждого из братьев. Это положит начало разговору об отличительных особенностях месяцев.

Ставим эксперименты

К 6 годам можно рассказать детям о Солнечной системе, показать иллюстрации из энциклопедий, купить глобус. Самое время подумать о том, как объяснить ребенку смену времен года, не прибегая к сказкам. Лучшим выходом станет простой эксперимент.

Для него понадобятся глобус и фонарик. С их помощью покажите, как перемещается Земля относительно Солнца, как в зависимости от этого меняются сезоны. Расскажите, что когда в Северном полушарии лето, в Южном - зима. Что полный круг вокруг Солнца наша планета делает за год.

Закрепить информацию лучше в игровой форме. Вам понадобится бумажный человечек. Пусть он путешествует по материкам, а дети, двигая глобус, определят, какой сезон наступил в этой точке планеты.

Прибегая к сказочному объяснению смены времен года, вы не только передаете малышу необходимые знания. Одновременно развивается фантазия, образное мышление, усваиваются нравственные понятия. Не бойтесь исказить научные факты. Всему свое время. Когда-нибудь ваш малыш дорастет до формул и теорем, но в дошкольном возрасте ему необходима вера в волшебство. Учитывайте это.

ТАРЕЛКА МЕДНАЯ
ТАРЕЛКА КУЗНЕЦОВА
ПЕПЕЛЬНИЦА ЧАШКА ВАЗА ДЛЯ ФРУКТОВ ИКОНА
УТЮГ ЧЕРНИЛЬНИЦА ШКАТУЛКА ДУБОВАЯ КАДКА



Не совсем верное утверждение, что лишь с приходом определенного возраста нас буквально «накрывает волной ностальгии», когда мы слышим мелодию юности, либо видим какие-то атрибуты того времени. Даже совсем маленький ребенок начинает тосковать по любимой игрушке, если кто-то ее забрал, либо спрятал. Мы все в какой-то степени влюблены в старые вещи, потому что они хранят в себе дух целой эпохи. Нам мало прочитать об этом в книгах или на страницах интернета. Мы хотим обладать реальной антикварной вещью, которую можно потрогать, ощутить ее запах. Только вспомните ваши ощущения, когда вы брали в руки книгу советских времен со слегка пожелтевшими страницами, источающими сладковатый аромат, особенно при их перелистывании, либо когда вы смотрели на черно-белые фотографии ваших родителей или бабушек и дедушек, те самые с неровной белой каймой. Кстати, для многих такие кадры остаются самыми любимыми до сих пор, несмотря на низкое качество подобных снимков. Дело здесь не в изображении, а в том ощущении душевной теплоты, наполняющем нас, когда они попадаются нам на глаза.

Если же в нашей жизни не осталось «предметов из прошлого» в связи бесконечными переездами и сменой места жительства, то купить антиквариат можно в нашем антикварном интернет магазине . Особой популярность сейчас пользуются магазины антиквариата, ведь далеко не у всех есть возможность посещать подобные торговые точки, да и сосредоточены они преимущественно лишь в крупных городах.

У нас Вы сможете купить антиквариат самой различной тематики

Чтобы расставить все точки над «i», следует сказать, что магазин антиквариата представляет собой специальное заведение, которое осуществляет покупку, продажу, обмен, реставрацию и экспертизу антикварных вещей и оказывает ряд других услуг, связанных с продажей антиквариата.

Антиквариат - это некоторые старинные вещи, имеющие достаточно высокую ценность. Это могут быть: старинные украшения, техника, монеты, книги, предметы интерьера, статуэтки, посуда и прочее.

Однако, в ряде стран, антиквариатом считаются разные вещи: в России статус «старинной вещи» получает предмет, которому уже более 50 лет, а в США - предметы, изготовленные до 1830 года. С другой стороны, в каждой стране различные антикварные вещи имеют разную ценность. В Китае старинные фарфор представляет собой большую ценность, нежели в России, либо США.

Иными словами, при покупке антиквариата следует помнить, что его цена зависит от следующих характеристик: возраста, уникальности исполнения, способа изготовления (всем известно, что ручная работа ценится намного выше, чем массовое производство), исторической,художественной, либо культурной ценности и других причин.

Магазин интиквариата - достаточно рискованный бизнес. Дело не только в трудоемкости поиска необходимого товара и длительном периоде времени, в течение которого данный предмет будет продан, но и в умении отличить подделку от оригинала.

Кроме того, магазин по продаже антиквариата должен соответствовать ряду стандартов, чтобы завоевать должную репутацию на рынке. Если речь идет об антикварном интернет-магазине, то он должен иметь широкий ассортимент представленных товаров. Если же магазин антиквариата существует не только на просторах всемирной паутины, то он к тому же должен быть достаточно большим, чтобы клиенту было в нем удобно бродить между предметов старины, а, во-вторых, иметь красивый интерьер и приятную атмосферу.

В нашем магазине антиквариата есть очень редкие вещи, способные произвести впечатление даже на маститого коллекционера

Антиквариат имеет магическую силу: прикоснувшись к нему однажды, вы превратитесь в его большого поклонника, антикварные предметы займут достойное место в интерьере вашего дома.

В нашем антикварном интернет-магазине вы сможете купить антиквариат самой различной тематики по доступным ценам. Для облегчения поиска все товары разделены на специальные группы: живопись, иконы, сельский быт, предметы интерьера и проч. Также в каталоге вам удастся найти старинные книги, открытки,плакаты, столовое серебро, фарфоровую посуду и многое другое.

Кроме того, в нашем антикварном интернет магазине Вы сможете приобрести оригинальные подарки, мебель и кухонную утварь, способные оживить интерьер вашего дома, сделать его более изысканным.

Продажа антиквариата в России, как и во многих европейских городах, вроде Парижа, Лондона и Стокгольма имеет свои особенности. В первую очередь, это высокие затраты на покупку антиквариата, однако ответственность магазина по продаже антикварных вещей тоже достаточно высока, так как данные вещи представляют собой определенную материальную и культурно-историческую ценность.

Осуществляя покупку антиквариата в нашем магазине, Вы можете быть уверены в подлинности приобретаемых вещей

В нашем антикварном магазине работают только квалифицированные консультанты и специалисты-оценщики, которые без особого труда отличают оригинал от подделок.

Мы стремимся сделать наш антикварный интернет-магазин интересным и для коллекционеров, и для поклонников старины и для самых обычных ценителей прекрасного, имеющих хороший вкус и знающих цену вещам. Таким образом, одним из наших приоритетных направлений является постоянное расширение ассортимента как за счет дилеров, так и благодаря сотрудничеству с другими компаниями, занимающимися продажами антиквариата.

Конспект урока окружающего мира 2 класс УМК «Перспектива»

Тема: Времена года.

Цель:

    Сформировать представление:

о причине сезонных явлений, о последовательности этих изменений; о связи изменений в при­ роде с движением Земли по орбите вокруг Солнца.

Научить: распознавать сезонные яв­ления; проверять результат вы­полненного задания; строить монологические высказывания; согласованно работать в паре

Формирование УУД:

Предметные результаты:

объяснять причину смены времен года с помощью схемы;

называть важнейшие сезонные явления природы как признаки того или иного времени года;

перечислять времена года в правильной последовательности;

называть (опираясь на годовой круг в учебнике) месяцы каждого сезона;

понимать условность начала перечисления времен года при неизменности их следования друг за другом в годовом круге.

Метапредметные результаты:

предлагать для каждого времени года рисунки-символы;

устанавливать по схеме связь сезонных изменений в природе с движением Земли вокруг Солнца и наклоном земной оси;

объяснять причины смены времён года;

моделировать их в виде схемы-аппликации;

придумывать сказочное объяснение смены времён года, иллюстрировать его рисунком;

Личностные результаты:

понимать важность связи изменений в природе с движением Земли по орбите вокруг Солнца.

Оборудование. У учителя - куклы Мальчик и Девочка сезонные детали их одежды; теллурий; волчок, выполненный в форме годового круга на основе зубочистки или спички, вставленной в центр.

У учащихся - цветные карандаши или фломастеры.

Ход урока

    Актуализация знаний и умений.

Отчего происходит смена дня и ночи?

Что такое год?

Какие времена года вы знаете?

    Целеполагание.

А теперь давайте проверим вашу наблюдательность.

Чем отличается годовой круг на с. 28 учебника от круга, изображенного на с. 26?

Почему годовой круг художник сделал разноцветным?

Почему он подобрал именно такие, а не иные цвета, которые последовательно и плавно сменяют друг друга?

Сколько основных цветов мы можем выделить на этой схеме?

(Художник с помощью четырех разных цветов объединил в четыре группы по три месяца все двенадцать месяцев, из которых состоит круглый год. Выбор цвета для каждой группы определяется тем, какой именно цвет в природе больше всего останавливает внимание человека в течение месяцев той или иной группы. Основные цвета на схеме - зеленый, красный, желтый, синий.)

    Работа по новой теме.

Беседа.

- Кто знает, как называются четыре группы месяцев, которые художник на схеме выделил разными цветами? (Временами года).

Какие цвета характерны для каждого времени года?

- Весной после долгой зимы нас больше всего радует появление молодой зелени;

летом цветут красочные цветы, появляются яркие плоды, поэтому лето издавна зовут красным;

осенью природа поражает нас золотым цветом желтых увядающих листьев;

а зимой наше зрение умиротворяет отливающая холодной синевой белизна чистого снега.

Давайте сравним наши ответы с тем, что изображено на фотографиях учебника (с. 28), и представим, что мы с вами гуляем в тех местах. Опишем с помощью слов наши впечатления от мысленной прогулки. (Учитель выслушивает ответы детей.)

Посмотрите на фотографию игрушки-крестушки вверху с. 28 учебника

Что общего у нее с кругом и что она может символизировать.

Отгадайте загадку:

В саду царском стоит дерево райское:

На одном боку цветы расцветают,

На другом - плоды созревают,

На третьем - листы опадают,

На четвертом - сучья подсыхают.

(Обсуждаются отгадки: год; времена года: весна, лето, осень, зима; «сучья подсыхают» от того, что зимой сильный мороз вымораживает влагу из деревьев).

Работа в рабочей тетради.

Выполнить задание № 1 на с.20

Работа по учебнику

Прочитайте текст на с. 28.

Первичное закрепление.

Учитель раскручивает волчок, сделанный в форме годового круга со вставленной в центр спичкой или зубочисткой.

Перечислите времена года с названия того фрагмента, на который указывает волчок.

Открытие новых знаний.

- Давайте предположим, что у огромного земного шара и сутки огромные. Длиною в год. Тогда на какое время суток была бы похожа весна? (Утро.) Осень? (Вечер.)

Какие еще времена года и суток мы не назвали?

Какие две пары мы можем составить из этих отрезков времени? (Лето - полдень; зима - ночь.)

Как вы думаете, отчего сменяются времена года?

В старину люди придумывали очень красивые, поэтичные объяснения этому явлению. Вот, например, как сказочно рассказывает о приходе весны загадка: «Прилетела павушка, села на пригорышке;

Распустила перышки для зеленой травушки».

Вот и вы пофантазируйте - придумайте свое сказочное объяснение смене времен года».

(Учитель выслушивает детей).

Работа по учебнику

А как ученые объясняют смену времен года?

Прочитайте текст на с. 29 учебника.

(Учитель подтверждает научное объяснение смены времен года показом модели этого процесса с использованием теллурия)

Смена времен года связана с движением Земли вокруг Солнца и наклоном земной оси.

Первичное закрепление.

Рассмотрите схему на с. 29

Как вы поняли причину существования сезонности в природе?

Из-за наклона земной оси зимой мы видим, что солнце, поднимаясь невысоко над горизонтом, освещает землю косыми лучами и прогревает ее поверхность плохо. А летом солнце поднимается высоко над горизонтом, на землю падают прямые солнечные лучи и хорошо прогревают ее поверхность. Кроме того, на основе схемы можно обратить внимание детей на то, что в зонах Северного и Южного полюсов в связи с наклоном земной оси лето - это действительно длинный день без ночи, а зима - длинная ночь без дня. Поэтому лето и зиму на полюсах можно так и назвать - Полярный день и Полярная ночь.

Закрепление знаний.

Выполнить задание № 2 на с. 20 рабочей тетради.

Открытие новых знаний.

А теперь мы с вами познакомимся с новым понятием - явления природы.

Что означает слово «явление»? (Когда что-то показывается, появляется, становится видным.)

Явления природы - это такие события, когда природа предстает перед нами в разных своих видах, в разных образах. Мы не можем наблюдать такие явления природы, как вращение земного шара вокруг своей оси или его движение по орбите вокруг Солнца, но видим другие природные явления как результат этого вращения - смену дня и ночи, смену сезонов. Есть явления природы, которые связаны с разными временами года. Их мы наблюдаем все время в нашей жизни и называем сезонными.

Работа по учебнику.

Прочить текст на с. 30 учебника.

Первичное закрепление.

Рассмотрите рисунки и расскажите, какие сезонные явления природы можно наблюдать в разные времена года. Делит класс на подгруппы и каждой дает задание разыграть сценку из жизни, показывая, как разные явления природы определенного сезона влияют на деятельность и поведение людей. Дети играют за кукол-помощников: смотрят сценку за сценкой и угадывают, какое время года изображают другие ученики, надевая на кукол ту или иную сезонную деталь одежды.

IV . Рефлексия.

Ответьте на вопросы рубрики «Проверим себя» (с. 31 учебника).

Выводы урока

Закончите предложения:

Весна, лето, осень, зима -…. (Четыре времени года (четыре сезона))

Смена времен года происходит из-за … (движения Земли вокруг солнца и наклона земной оси).

Все изменения происходящие в природе называются …(явления природы)

Домашнее задание: теоретический материал на с. 28-31 учебника, задание № 3 на с. 21 рабочей тетради.




Top