Сказочные викторины для детей презентация. Литературная викторина "по дорогам сказок"

Конференция: Современный подход к преподаванию

Организация: МБДОУ № 65 «Машенька»

Населенный пункт: г. Набережные Челны

Существенные изменения, происходящие в социально-экономическом устройстве России XXI века, требуют реформирования системы образования. Сегодня, как отмечают многие ученые, вместо базового образования, служившего человеку фундаментом всей его профессиональной деятельности, требуется «образование на всю жизнь».

В настоящее время идет перестройка системы дошкольного воспитания. Целью его отныне признается не воспитание члена общества, а свободное развитие личности.

Основным механизмом деятельности развивающегося дошкольного учреждения является поиск и освоение инноваций , способствующих качественным изменениям в работе дошкольного учреждения.

Внедрение инноваций в работу образовательного учреждения - важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования.

В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Уходит в прошлое официально осуществляемая в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное.

Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие» .

Сотрудничество - это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.

Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой. Результаты зарубежных и отечественных исследований позволяют охарактеризовать, из чего складывается открытость дошкольного учреждения, включающая «открытость внутрь» и «открытость наружу».

Придать дошкольному учреждению «открытость внутрь» значит сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями.

«Открытость детского сада внутрь» - это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу. Это может быть эпизодическое мероприятие, которое по силам каждой семье. Одни родители с удовольствием организуют экскурсию, другие помогут в оснащении педагогического процесса, третьи - чему-то научат детей.

«Открытость детского сада наружу» означает, что детский сад открыт влияниям микросоциума, своего микрорайона, готов сотрудничать с расположенными на его территории социальными институтами, таких как: общеобразовательная школа, музыкальная школа, спортивный комплекс, библиотека и др.

Сотрудничество детского сада и семьи предполагает, что обе стороны имеют, что сказать друг другу относительно конкретного ребенка, тенденций его развития. Отсюда - поворот к взаимодействию с каждой семьей, следовательно, предпочтение индивидуальных форм работы (индивидуальные беседы, консультации).

Взаимодействие в малой группе родителей, имеющих сходные проблемы домашнего воспитания, называется дифференцированным подходом .

Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей

В настоящее время используются всевозможные методы и формы работы с родителями, как уже утвердившиеся в этой области, так и новаторские, нетрадиционные.

Инновационный подход к традиционным формам работы предполагает активизацию поведения родителей, включение в различные виды деятельности, организацию экспертизы с их стороны, а также внесение предложений.

Ниже мы рассмотрим, какие на сегодняшний день существуют традиционные формы работы с семьями, и, соответственно, какие инновационные подходы можно использовать в рамках данных мероприятий.

Все многообразие форм можно условно разделить на две большие подгруппы:

1) работа с семьей внутри детского сада (непосредственная работа с семьями);

2) работа с семьей за пределами детского сада.

I . Работа с семьей внутри детского сада

1. Посещение семьи ребенка

Данная форма работы много дает для изучения семьи, установления контакта с ребенком, его родителями, выяснения условий воспитания.

Видя ребенка в семейной среде, воспитатель более глубоко познает его интересы, имеет возможность ближе подойти к самому ребенку. Он может выявить положительные приемы воспитания, которые рекомендует другим родителям, а также использует в индивидуальном подходе к ребенку в детском саду.

2. Дни открытых дверей

Родители проявляют большой интерес к тому, как живут дети в детском саду, чем занимаются. Знакомить родителей с этим лучше всего путем проведения дней открытых дверей.

Открытые просмотры очень много дают родителям: они получают возможность наблюдать за своими детьми в ситуации, отличной от семейной, сравнить поведение и умения своего ребенка с поведением и умениями других детей, перенять у педагога приемы обучения и воспитательных воздействий.

Широкие возможности для наблюдения предоставляются родителям во время прогулок детей на участке, в дни праздников, вечеров развлечений.

День открытых дверей , являясь достаточно распространенной формой работы, дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать и привлечь к участию.

Проводится в форме экскурсии по детскому саду с посещением группы, где воспитываются дети пришедших родителей. Можно показать фрагмент работы дошкольного учреждения (коллективный труд детей, сборы на прогулку и др.). После экскурсии и просмотра заведующая или старший воспитатель беседуют с родителями, выясняют их впечатления, отвечают на возникшие вопросы.

Данная форма работы очень действенна и помогает педагогическому коллективу преодолеть еще встречающееся у родителей поверхностное мнение о роли детского сада в жизни и воспитании детей.

3. Беседы

Проводятся как индивидуальные , так и групповые.

И в том, и в другом случае четко определяется цель: что необходимо выяснить, чем можем помочь. Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию. Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность.

Эффективность бесед может быть повышена при их целевом характере (по запросу родителей), внесении в содержание элементов дискуссии.

4. Консультации

Проводятся как в индивидуальной , так и в групповой форме.

Цель консультации - усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов.

Формы проведения консультаций различны:

Квалифицированное сообщение специалиста с последующим обсуждением;

Обсуждение статьи, заранее прочитанной всеми приглашенными на консультацию;

Практическое занятие (например, на тему: «Как учить с детьми стихотворение»).

Родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей. Их целесообразно приглашать на семинары-практикумы . Эта форма работы дает возможность рассказать о способах и приемах обучения и показать их: как читать книгу, рассматривать иллюстрации, беседовать о прочитанном, как готовить руку ребенка к письму, как упражнять артикуляционный аппарат и др.

При инновационном подходе эффективность может быть повышена при соблюдении принципа консультирования в сочетании с обратной связью , а также измерением отсроченного результата , т.е. того, как влияют консультации на решение конкретных проблем.

5. Собрания-встречи, круглые столы с участием родителей

Здесь обычно обсуждают актуальные проблемы воспитания с привлечением специалистов. На заседания приглашают родителей, письменно или устно выразивших желание участвовать в обсуждении той или иной темы со специалистами.

Эффективность данной формы существенно повысится, если педагог применит активизирующие методики, такие как:

групповая дискуссия , повышающая психолого-педагогическую грамотность родителей;
видеокоррекция , связанная с проигрыванием заданий, сопровождаемых видеозаписью поведения родителя и ребенка, родителя и педагога, педагога и ребенка. Запись затем просматривается и анализируется;

игры, моделирующие проблемы и решения в триаде ребенок-педагог-родитель;
совместные действия , основанные на совместном выполнении родителем и педагогом действий, заданий;

конструктивный спор , который поможет сравнивать различные точки зрения родителей и педагогов на воспитание ребенка, разрешение проблемных ситуаций;
вербальная дискуссия , обучающая культуре диалога в семье, обществе.

6. Родительские собрания

Проводятся групповые и общие родительские собрания (для родителей всего учреждения).

Общие собрания организуются 2-3 раза в год. На них обсуждают задачи на новый учебный год, результаты образовательной работы, вопросы физического воспитания и проблемы летнего оздоровительного периода и др. На общее собрание можно пригласить врача, юриста, детского писателя. Предусматриваются выступления родителей.

Групповые собрания проводятся раз в 2-3 месяца. На обсуждение выносят 2-3 вопроса (один вопрос готовит воспитатель, по другим можно предложить выступить родителям или кому-то из специалистов). Ежегодно одно собрание целесообразно посвящать обсуждению семейного опыта воспитания детей, при этом выбирается тема, злободневная для данной группы.

Инновационным моментом в данном процессе может стать активизирующая роль родителей с внедрением следующих технологий: элементов тренинга, мастер-классов, семинаров, видеопрезентаций, показа видеозаписей, сделанных на занятии.

7. Родительские конференции

Основная цель конференции - обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. На конференции может выступить специалист. Его выступление дается «для затравки» , чтобы вызвать обсуждение, а если получится, то и дискуссию. Конференция может проходить в рамках одного дошкольного учреждения, но практикуются также конференции городского, районного масштабов. Важно определить актуальную тему конференции.

К конференции готовится выставка детских работ, педагогической литературы, материалов, отражающих работу дошкольных учреждений, и т. п. Завершить конференцию можно совместным концертом детей, сотрудников и членов семей.

Конференции направлены на обобщение и распространение опыта семейного воспитания. Если же подходить с инновационных позиций , в ходе конференций педагоги, специалисты, родители в занимательной форме смогут моделировать и проигрывать жизненные ситуации . Это не только даст возможность родителям накапливать профессиональные знания в области воспитания, но и будет способствовать установлению доверительных отношений и с педагогами, и со специалистами.

8. Педагогический совет с участием родителей

Потенциал данной формы может стать более высоким при инновационном подходе , если родители участвуют на всех этапах педсовета, в первую очередь при непосредственном проведении заседания, когда они могут выступать в качестве экспертов и критиков.

9. Интервью с родителями

Данная форма работы дает педагогу возможность установить не только соответствующую атмосферу в общении с родителями, но и обратную связь - в сфере влияния дошкольного учреждения на ребенка и семью.

В рамках инновационного подхода повышение эффективности интервью возможно и при обратной связи, и при условии его применения и демонстрации причинно-следственных связей (между мнением родителей и принятыми в связи с этим управленческими решениями).

10. Родительская почта (телефон доверия)

Любой член семьи имеет возможность в короткой записке высказать сомнения по поводу методов воспитания своего ребенка, обратиться за помощью к конкретному специалисту и т. п. Телефон доверия помогает родителям анонимно выяснить какие-либо значимые для них проблемы, предупредить педагогов о замеченных необычных проявлениях детей. На основе анализа воспитатель планирует дальнейшую работу.

С позиции инновационного подхода такая форма работы будет более эффективна, если реализуется принцип равноправности: родители спрашивают - педагог отвечает, педагог спрашивает - родители отвечают. На этой основе совместно планируется общая деятельность.

11. Анкетирование

Цель: получить информацию о составе семьи, об особенностях семейного воспитания, о положительном опыте семейного воспитания или о трудностях и ошибках.

В рамках инновационного подхода анкету могут составлять сами родители. За достоверность информации будет отвечать родительский комитет (инициативная группа).

12. Наглядная информация (наглядная пропаганда)

Педагогическая пропаганда

Как известно, это разнообразные стенды, уголки краткой информации .

В рамках инновационного подхода можно дополнить стенды настольной тематической информацией, составленной по запросам и заявкам родителей. А уголки, которые обычно размещают в коридорах, у входа в детский сад, в раздевалке или в пролете между переходами - заменить стендами в свободном доступе для родителей, чтобы они могли размещать там наиболее интересные, с их точки зрения, высказывания классиков по темам воспитания или предложения по обмену книгами. Не помешает размещенный здесь же планшет , где подобраны детские рисунки по книгам, которые им читают дома. Активизирующим элементом может стать и комплектация библиотеки по инициативе родителей (в том числе и виртуальная), и аннотации , подготовленные ими же (в том числе и на сайте детского сада).

В работе с родителями можно использовать такую динамичную форму педагогической пропаганды, как папки-передвижки . Они помогают и при индивидуальном подходе в работе с семьей. О папках-передвижках следует упоминать на родительских собраниях, рекомендовать ознакомиться с папками, давать их для ознакомления на дом. Когда родители возвращают папки, воспитателям желательно провести беседу о прочитанном, выслушать вопросы и предложения.

Сочетание всех форм наглядной пропаганды способствует повышению педагогических знаний родителей, побуждает их пересматривать неправильные методы и приемы домашнего воспитания.

Раздел детского творчества в приемной

В традиционной форме теме занятия, программному содержанию отведено место в специальном кармашке, а детские работы, окантованные в рамки, висят на стенде.

В рамках инновационного подхода в приемной можно выделить место для домашнего творчества детей , в том числе совместного со взрослыми.

Стенд оформляется силами родителей, которые презентуют творчество своих детей. За педагогом остается комментирующий материал, например, запись такого содержания: «Данные работы выполнены в технике коллажа, оригами».

Советы врача

В инновационном плане сами родители могут предлагать материалы, на их взгляд наиболее актуальные, для профилактики простудных заболеваний, о новых методах закаливания, высказывать свое мнение о прививках, о работе персонала в той или иной поликлинике.

Доска объявлений

В традиционном варианте содержит только официальную информацию, которая вывешена в строго отведенном месте.

При инновационном подходе в качестве поощрения спонсорства можно использовать следующие варианты объявлений:

а) выражение благодарности от имени администрации тем родителям, кто оказывает помощь в благоустройстве участка, помещений групп, приобретении материалов, изготовлении и ремонте игрушек, кто занимается с детьми, участвует во многих мероприятиях;

б) благодарность от лица родителей тем родителям, кто помогает приобретать игрушки, расчищать участок от снега, заклеивать окна на зиму, кто принимает участие в подготовке к утреннику и т.д.;

Плакат «Звезда недели»

Обычно плакат вывешивают в групповом помещении на самом видном месте.

Цель - формирование положительной Я-концепции, развитие самооценки, самосознания ребенка.

Как правило, плакат оформляют родители совместно с ребенком. В красочной форме представляется рассказ о малыше. Как известно, звездой недели периодически становится каждый воспитанник.

Еще одним предложением для родителей могут стать плакаты:

- «Коллаж интересов»;

- «Все обо мне»;

- «Мой плакат».

Это своего рода домашние задания и для родителей, и для детей, для выполнения которых необходим лист ватмана, фото ребенка, членов его семьи и друзей, рассказ об увлечениях.

II . Работа с семьей за пределами детского сада

Данные формы работы направлены в первую очередь на расширение воспитательного пространства образовательного учреждения, повышение воспитательного потенциала семьи.

1. Киноуниверситет и кинолекторий

Демонстрация как короткометражных научно-популярных, хроникально-документальных, так и полнометражных художественных фильмов. В настоящее время широко применяется видеозапись реальной жизни ДОУ.

Фильмы могут монтировать и озвучивать специалисты и предлагать их родителям для домашнего просмотра. Видеокамеры помогут родителям увидеть своих детей в новой, закрытой для них обстановке и сделать соответствующие выводы.

2. Читательские конференции на тему книг о воспитании

Конференции организуют библиотеки, приглашая на встречи родителей с детьми. Здесь, совместно с писателями, поэтами, социологами, обсуждаются тематические книги и публикации.

При инновационном подходе организаторами конференции выступают родители, а дети и педагоги - ее участниками.

3. Тематические выставки

Цель - пропаганда достижений дошкольного образования и воспитания, лучшего опыта семейной педагогики, рассказы о лучших воспитателях района.

В рамках инновационного подхода эта форма может быть направлена на презентацию творческих детских работ. Выставки также могут содержать материал о творчестве и родителей, и детей. Площадки для выставок предоставляют родители в зависимости от их места работы.

4. Библиотеки для родителей при дошкольных учреждениях

Цель - усилить информационное воздействие ДОУ. Как правило, услугами библиотек могут пользоваться родители детей, не посещающих дошкольное учреждение. В ряде случаев эта услуга бывает платной.

В рамках инновационного подхода библиотеку могут создавать сами родители и самостоятельно курировать ее комплектацию.

5. Выступления воспитанников детских садов

Цель - показать результаты воспитательной деятельности учреждения.

Повысить эффективность данной формы могут выступления детей и родителей по принципу «минута славы» , составление номеров самими родителями, привлечение тренеров, педагогов из центров дополнительного образования, музыкальных школ, которые посещают дети.

В настоящее время, в связи с перестройкой системы дошкольного воспитания, практические работники ДОУ ищут новые, нетрадиционные формы работы с родителями , основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей. Приведем примеры некоторых из них.

1. Семейные клубы

В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями.

2. Вечера вопросов и ответов

Представляют собой концентрированную педагогическую информацию по самым разнообразным вопросам, которые зачастую носят дискуссионный характер, и ответы на них нередко переходят в горячее, заинтересованное обсуждение. Роль вечеров вопросов и ответов в вооружении родителей педагогическими знаниями состоит не только в самих ответах, что само по себе очень важно, но также и в форме проведения этих вечеров. Они должны проходить как непринужденное, равноправное общение родителей и педагогов, как уроки педагогических раздумий.

Родителям не позднее, чем за месяц объявляется о проведении этого вечера. В течение этого времени воспитатели должны к нему готовиться: собирать вопросы, группировать, распределять их в педагогическом коллективе для подготовки ответов. На вечере вопросов и ответов желательно присутствие большинства членов педагогического коллектива, а также специалистов - медиков, юристов, психологов и др., в зависимости от содержания вопросов.

3. Вечера отдыха с участием педагогов, родителей, детей

4. Спортивные развлечения, посиделки

5. Совместные спектакли

6. День добрых дел

7. Библиотека игр

Какой вывод можно сделать из вышеизложенного? Анализ традиционных форм работы ДОУ с семьей позволяет увидеть: потенциал для развития взаимоотношений возможен. Но при условии повышения активности семьи, участия родителей в работе дошкольного учреждения.

Преемственность в работе детского сада и школы с учётом ФГОС

Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.

Когда мы говорим о взаимосвязи между детским садом и начальной школой, мы выделяем два понятия:

Психологическая готовность ребенка к обучению в школе;

Преемственность между дошкольным учреждением и школой.

Что же такое преемственность ?

Под преемственностью понимается последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания.

Необходимость преемственности – проблема давняя и сохраняет свою актуальность и на современном этапе. Однако, с ростом вариативности форм и методов обучения, внедрении в детском саду и школе вариативных программ и технологий отмечается рассогласование преемственных связей. Подготовка детей к школе, до сегодняшнего дня, сводилась в подгонке социально-педагогических приоритетов детского сада к требованиям и особенностям школы, что привело к вытеснению в детском саду специфической формы активной деятельности ребенка – игры . Все больше она уступала место “обучению на занятиях” . В результате, по данным школьного мониторинга готовности детей к школе, отмечается уменьшение детей с познавательной мотивацией, как одним из основных показателей сформированной внутренней позиции школьника.

Подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию узкопредметных знаний и умений. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой учебной деятельности, сформированы ли ее предпосылки, а тем, умеет ли ребенок читать, считать и т д.

Однако многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять.

В этом заключается деятельностный подход , который лежит в основе государственных образовательных стандартов.

Что такое деятельностный подход ?

Обучать деятельности в воспитательном смысле – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, средства ее достижения; помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

Принцип деятельностного подхода изменил взгляды на роль воспитанника в образовательном процессе.

Ребенок не должен быть пассивным слушателем, воспринимающим готовую информацию, передаваемую ему педагогом. Именно активность ребенка признается основой развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе деятельности, организуемой педагогом. Таким образом, образовательная деятельность выступает как сотрудничество воспитателя и ребенка, что способствует развитию коммуникативных способностей у детей, как необходимого компонента учебной деятельности. Ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью: любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др.

Учитывая ведущие виды мышления дошкольников – наглядно-действенное и наглядно-образное , одним из ведущих методов, используемых педагогами при организации познавательной деятельности, является метод наглядного моделирования , который позволяет обучать детей умению использовать знаково-символические средства изучаемой информации (создание моделей, схем). Это помогает ребенку осваивать явления окружающего мира, которые невозможно воспринимать непосредственно, а также формирует у детей понимание связей между явлениями окружающего мира, их особенности, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Одним из итоговых результатов дошкольного образования должно стать развитие у детей целеполагания (способности принимать и ставить цели и задачи деятельности, искать средства ее осуществления, добиваться получения результата).

При этом важно обеспечить сохранение самоценности дошкольного возраста, когда закладываются важнейшие черты будущей личности. Следует формировать социальные умения и навыки будущего школьника, необходимые для благополучной адаптации к школе. Необходимо стремиться к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования.

Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, дать им возможность быстрее адаптироваться к новым условиям, учителя должны знакомиться с формами, методами работы в дошкольных учреждениях, поскольку психологическая разница между шестилетним и семилетним ребенком не столь велика. А ознакомление самих дошкольников со школой, учебной и общественной жизнью школьников дает возможность расширить соответствующие представления воспитанников детского сада, развить у них интерес к школе, желание учиться.

Таким образом , построение преемственности между детским садом и школой в вопросах подготовки детей к школе, сегодня, требует нового подхода.

Внедрение Федеральных Государственных Образовательных Стандартов в дошкольные образовательные учреждения и принятие ФГОС начального школьного образования – важный этап преемственности детского сада и школы.

ФГОС «оградили» нас от понимания преемственности между детским садом и начальной школы как преемственности по учебным предметам и по тому, какие знания, умения и навыки мы должны давать детям в детском саду и с какими знаниями школа должна их получать.

На современном этапе (в связи с введением ФГОС) произошло смещение акцента в понимании готовности ребенка к обучению в школе с интеллектуальной на личностную готовность, которая определяется сформированной «внутренней позицией школьника» (способностью ребенка принять на себя новую социальную роль ученика). Во главу угла выходят сформированные познавательные мотивы обучения, то есть сознательное желание ребенка учиться, познавать что-то новое, опираясь на уже полученные знания.

Таким образом, для современного первоклассника становится важным не столько обладать инструментом познания, сколько уметь им осознанно пользоваться .

Формы осуществления преемственности могут быть разнообразными, и их выбор обусловлен степенью взаимосвязи, стилем, содержанием взаимоотношений участников образовательного процесса.

Формы осуществления преемственности.

1. Работа с детьми:

Экскурсии в школу;

Посещение школьного музея, библиотеки;

Знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;

Участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах, проектной деятельности;

Выставки рисунков и поделок;

Встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы);

Совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;

Участие в театрализованной деятельности;

Посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом, логопедом, музыкальным руководителем и др. специалистами школы).

2. Взаимодействие педагогов:

Совместные педагогические советы (ДОУ и школа);

Семинары, мастер- классы;

Круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;

Психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей;

Проведение диагностики по определению готовности детей к школе;

Взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;

Открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;

Педагогические и психологические наблюдения.

3. Сотрудничество с родителями:

Совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;

Круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;

Родительские конференции, вечера вопросов и ответов;

Консультации с педагогами ДОУ и школы;

Встречи родителей с будущими учителями;

Дни открытых дверей;

Творческие мастерские;

Анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;

Образовательно-игровые тренинги и практикумы для родителей детей предшкольного возраста, деловые игры, практикумы;

Семейные вечера, тематические досуги;

Визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.);

Заседания родительских клубов (занятия для родителей и для детско-родительских пар).

Ожидаемые результаты.

Результатом реализации программы сотрудничества должно быть создание комфортной преемственной предметно-развивающей образовательной среды:

Обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся и воспитанников;

Гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся и воспитанников;

Комфортной по отношению к обучающимся, воспитанникам (в том числе с ограниченными возможностями здоровья) и педагогическим работникам.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №115 – ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА

Преемственность детского сада и начальной школы в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Ст.воспитатель

Перякина О.В.

Переход ребенка-дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Обеспечение успешности этого перехода – проблема единения усилий работников детского сада и начальной школы.

Введение и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) дошкольного образования является важным этапом преемственности деятельности детского сада и школы. Введение утвержденных на государственном уровне стандартов образования существенно способствует обеспечению преемственности и перспективности повышения качества образования в целостной системе.

Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка.

Цели:

Создание преемственности и успешной адаптации при переходе из детского сада в школу.

Обеспечить систему непрерывного образования с учетом возрастных особенностей дошкольников и первоклассников.

Создание благоприятных условий в детскому саду и школе для развития познавательной активности, самостоятельности, творчества каждого ребенка.

Увлечь детей детского сада перспективой школьного обучения, вызвать желание учиться в школе.

Задачи:

Способствовать укреплению и сохранению здоровья дошкольников, готовящихся к обучению в школе.

Всестороннее развитие детей, позволяющее им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой.

Создание благоприятных условий для психического и личностного развития ребенка.

Осуществление преемственности в работе детского сада и школы заключается в том, чтобы развить у дошкольника готовность к восприятию нового образа жизни, нового режима, развить эмоционально-волевые и интеллектуальные способности, которые дадут ему возможность овладеть широкой познавательной программой.

В ФГОС результаты освоения программы дошкольного и начального образования находятся в преемственной связи и подразделяются в свою очередь на предметные, метапредметные и личностные.


Дошкольное образование

Начальное образование

1

Знания, умения, навыки по образовательным областям и в процессе овладения разными видами деятельности.

Предметные результаты
(знания, умения, навыки).


2

Универсальные предпосылки учебной деятельности: умение слушать и слышать, доводить начатое до конца, воспринимать критику и др

Метапредметные результаты (школьно – значимые функции): мелкая моторика, слуховое и зрительное восприятие, умение договариваться, ставить цель и др


3

Характеристики мотивационного развития (желание учиться, идти в школу).
Эмоционально волевое развитие, морально – нравственное (терпеть, поступать не как я хочу).

Личностные результаты: потеря детской непосредственности, формирование адекватного поведения, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, развитие навыков сотрудничества…

Федеральный государственный образовательный стандарт – это государственный инструмент системных обновлений дошкольного образования.

Одна из важнейших задач Федерального государственного образовательного стандарта обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования.

Реорганизация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ представляет собой:

Замену учебного блока на образовательные области

Увеличение объема совместной деятельности взрослого и детей

Изменение содержания совместной деятельности взрослого и детей

Изменение объема и содержания образовательной деятельности.

Важную роль в обеспечении эффективной преемственности дошкольного и начального образования играет координация взаимодействия между педагогическими коллективами дошкольного учреждения, школы и родителями воспитанников.

Начальная школа призвана помочь учащимся в полной мере проявлять свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал. Успешность реализации этой задачи во многом зависит от сформированности у детей познавательных интересов в детском саду. Интерес ребёнка дошкольного возраста – это его память, внимание, мышление. Развитие познавательного интереса ребенка в детском саду решается средствами занимательности, игры, создания нестандартных ситуаций на занятиях. Ребенка в детском саду необходимо научить размышлять, объяснять получаемые результаты, сравнивать, высказывать предположения, проверять, правильны ли они, наблюдать, обобщать и делать выводы. Размышление одного ребенка способствует развитию этого умения у других.

Подготовка детей к школе - задача комплексная, многогранная и охватывает все сферы жизни ребенка.

Наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять.

В этом заключается деятельностный подход (сознание формируется в деятельности), который лежит в основе государственных образовательных стандартов. Через действие начинается понимание.

Портрет выпускника

Выпускник ДОУ

Выпускник начальной школы


Физически развитый, овладевший основными культурно – гигиени-ческими навыками.
Любознательный, активный
Эмоционально отзывчивый
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками
Способный управлять своим поведением, планировать свои действия соблюдать нормы и правила поведения
Имеющий первичные представления о семье, себе, обществе и государстве, мире, природе
Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности – умение работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватно возрасту
Овладевший необходимыми умениями и навыками

Выполняющий правила поведения здорового и безопасного образа жизни
Любознательный, активно познающий мир
Доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение
Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки
Уважающий и принимающий ценности семьи и общества
Любящий свой народ, свой край, свою Родину
Владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности

Метапредметные результаты

Предметные результаты

Требования Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования:

Ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности.

Ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительноотносится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми.

Ребёнок обладает развитым воображением, фантазией, творчеством и т.д.

У ребёнка развита крупная и мелкая моторика.

Ребёнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, может следовать социальным нормам.

Ребёнок проявляет любознательность, склонен наблюдать, экспериментировать, способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.

Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования

Целевые ориентиры Программы не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки воспитанников.

Формы осуществления преемственности:

I. Работа с детьми:

2) посещение школьного музея;

3) знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;

4) участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах;

5) выставки рисунков и поделок;

6) встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада;

7) совместные праздники и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;

Участие в театрализованной деятельности;

II. Работа с педагогами:

1) совместные педагогические советы (ДОУ и школа);

2) семинары, мастер- классы;

3) круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;

4) проведение диагностики по определению готовности детей к школе;

5) взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;

6) открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;

7) педагогические и психологические наблюдения.

III. Работа с родителями:

1) совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;

2) круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;

3) консультации с педагогами ДОУ и школы; встречи родителей с будущими учителями;

4) дни открытых дверей;

5) анкетирование, тестирование родителей;

6) образовательно - игровые тренинги и практикумы для родителей

7) визуальные средства общения;

Заседания родительских клубов

Новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей требует нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы, построении новой модели выпускника, что позволит обеспечить непрерывность образовательного процесса.

По определению Д.Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст - это одна эпоха человеческого развития, именуемая "детством". Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя – педагог. Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задач преемственности.

Ожидаемые результаты

1. Обеспечение успешности ребенка на начальных этапах обучения

2. Снижение процента первоклассников с высоким уровнем дезадаптации к школьному обучению

3. Положительная динамика освоения основных общеобразовательных программ каждым ребенком

4. Общая положительная динамика психического и физического здоровья детей

5. Мотивационная готовность детей к обучению в школе

6. Создание системы преемственности ДОУ и школы как необходимое условие непрерывного образования

План работы по преемственности МБДОУ №115 и МОУ СОШ № 58 на 2014-2015 учебный год

Стратегическая идея:

· обеспечить высокий уровень развития личности;

Приоритетные направления для начальной школы:

· формирование у детей умения учиться, создание условий, при которых обучение становиться для ребёнка благом, основной формой самовыражения;

Приоритетные направления для дошкольного учреждения:

· раннее развитие комплекса личностных качеств и свойств, обеспечивающих лёгкий, естественный переход ребёнка в школу;

Главная цель:

· реализация единой линии общего развития ребенка, т.е. духовного, психического и физического на этапах дошкольного и школьного детства.

Создавая преемственные связи, соединяющие воспитание и обучение детей детского сада и начальной школы в целостный педагогический процесс необходимо строить его на единой организационной, методической, психодиагностической и коррекционно-развивающей основе.

Задачи детского сада и школы

I. Обследовать полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленный на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания.

II. Формировать фундаментальные личностные качества ребенка, которые служат основой успешности школьного обучения.

III. Развивать мыслительную деятельность детей по математике в 1 классе и подготовительной группе.

IV. Продолжать укреплять физическое здоровье детей через внедрение нетрадиционных здоровьесберегающих технологий работы.

План преемственности д/с и школы на 2014-2015 учебный год.

Мероприятия

Ответственный

Методическая работа


1

- День знаний;
-Обсуждение плана совместной работы

Сентябрь

Завуч
Зам. зав. по УВР

2

Знакомство воспитателей подготовительной группы с программой обучения и воспитания начальной школы.

Сентябрь

Завуч
Зам. зав. по УВР

3

- Обновление информации в уголке для родителей будущего первоклассника;
- Организация предметной среды для сюжетно-ролевой игры «Школа».

Октябрь

ноябрь


зам. зав по УВР

воспитатели


4

- Подведение итогов адаптации первоклассников;
- Анализ успеваемости первоклассников за учебный год;

январь-

май


зам. директора по УВР,
психолог, учителя

5

- Составление списков будущих первоклассников

апрель-май

зам. зав. по УВР

6

Взаимопосещение занятий учителями начальных классов в детском саду и воспитателями подготов. группы в школе:

Во второй половине года:
цель: знакомство с уровнем полученных знаний, умений, навыков и творческих способностей детей.


Завуч
Зам. зав. по УВР
Учителя нач. классов

Вос-ли. подг.гр.


7

Педагогические совещания.
Вопросы для обсуждения:
- актуальные задачи по формированию интереса к процессу обучения и его мотивации.

Январь

Завуч
Зам. зав. по УВР Психолог

8

Вопросы преемственности физического воспитания в ДОУ и школе.

Декабрь

Инструктор по физ. воспитанию

9

Посещение педагогического совещания в школе по итогам работы за 2013 – 2014 г.

Май

Зам. зав. УВР

Работа с родителями


Круглый стол «Ребенок на пороге школы. Что это значит?»
- Родительское собрание для будущих первоклассников
- Анкетирование родителей «Ваш ребёнок скоро станет школьником»

январь

Зам. директора по УВР

Психолог
Зам. зав. по УВР


Консультации по итогам диагностики к школьному обучению в подготовительной группе

Январь

Вос-ли подг.гр.

Готовность детей к школьному обучению.

Апрель

Психолог

Родительские собрания в подготовительных к школе группах с приглашением учителей начальных классов.
Родительские собрания «Задачи детского сада и семьи в подготовке детей к школе»; «Итоги усвоения программы детьми подготовительной к школе группы»

М ай

Вос-ли подг.гр.

Работа с детьми


Экскурсия в школу на праздничную линейку.

Сентябрь

Зам. зав. по УВР Воспитатели подг. группы

Экскурсии в школу:
ü Знакомство со спортивным залом;
ü Знакомство с созданием школы;
ü Знакомство с классами (кабинетами);
ü Знакомство с библиотекой.

В течение года

Зам. зав. по УВР Воспитатели подг. гр.

Взаимопосещение Новогодних утренников

Декабрь

Зам. зав. по УВР, завуч

Тематические выставки «Что должен уметь первоклассник»; «Поступление в школу важное событие в жизни детей»

Февраль


воспитатели подг.гр.
психолог

Выставка-обмен детских рисунков детских рисунков детей подготовительной группы и учеников 1 класса «Дети и правила дорожного движения»
Выставка работ будущих первоклассников «Я рисую школу»

ноябрь

апрель


Воспитатели,
уч. нач.классов

Участие первоклассников в празднике
«До свидания, детский сад»

май

учителя, воспитатели,
муз руководители

Сотрудничество со школой

Детский сад на протяжении нескольких лет успешно осуществляет взаимодействие с МОУ ЛООШ и МОУ СОШ, в связи с тем, что все выпускники МДОУ обучаются в данных школах. Деятельность детского сада и школ организуется на основе договора и совместного плана работы на учебный год. Готовность к обучению в начальной школе предполагает физиологическую зрелость и психологическую готовность, готовность к обучению в основной школе - наличие способности обучаться.

Цель сотрудничества МДОУ и школ следующая:

Формировать преемственные связи, соединяющие воспитание и обучение детей ДОУ и начальной школы в целостный педагогический процесс, строить их на единой организационной и методической основе.

Задачи:

· согласовать цели и задачи дошкольного и школьного начального образования;

· обеспечить условия для реализации плавного перехода детей от игровой деятельности к учебной, обеспечивающие сохранность и укрепление здоровья, непрерывность психофизического развития дошкольника и младшего школьника;

· обеспечить преемственность учебных планов и программ дошкольного и школьного начального образования.

Взаимодействие МДОУ и школ осуществляется согласно совместно разработанному плану по трем направлениям:

I . Методическая работа . На базе школ и МДОУ проводятся семинары-практикумы для педагогов начальных классов и воспитателей по различным проблемам: («Преемственность формирования универсальных учебных действий (УУД) в МДОУ и начальной школе», «Преемственность развивающих технологий в МДОУ - начальной школе, как основа реализации стандартов II поколения», «Адаптация учащихся первых классов к обучению в школе», «Психологическая готовность ребенка к школе»). Семинары включают в себя взаимопосещения уроков в первых классах и занятий в подготовительной группе детского сада. На занятиях в МДОУ присутствуют учителя, набирающие в следующем учебном году первые классы.

Педагоги школы и детского сада имеют возможность совместно обсудить насущные проблемы и скорректировать свою деятельность: побеседовать о творческом развитии каждого ребенка, о том, как найти «ключик» к каждому, опираясь на его предыдущий жизненный опыт. Такие встречи позволяют воспитателям и учителям совершенствовать методы обучения, улучшать качество своей работы.

II . Следующим важным направлением работы является работа с родителями . Родители получают консультации учителей будущих первых классов, психолога, присутствуют на родительских собраниях, посвященных вопросам готовности ребенка к школе и ознакомлению с программами и пособиями, по которым работает каждый учитель, посещают совместно с детьми «Дни открытых дверей» в школах и «Школу будущих первоклассников». Таким образом, каждый родитель знаком с учителями будущих первых классов, имеет представление о школе и образовательных школьных программах, т.е. может определиться с выбором.

III . Работа с детьми . Дети МДОУ знакомятся с учителями, ходят на экскурсии и посещают праздники и досуги в школе, занимаются в «Школе будущих первоклассников». Адаптационные занятия позволяют преодолеть последствия имеющегося у ребенка негативного опыта общения с социумом и предполагают более легкую адаптацию к условиям школы. При выпуске детей из МДОУ заполняются индивидуальные карты, в которых отражаются параметры физического и психического развития ребенка, его интересы и склонности, предлагаются рекомендации специалистов.

Совместная работа по формированию у детей предпосылок к учебной деятельности способствует:

Созданию и совершенствованию благоприятных условий для обеспечения личностного развития ребенка, укрепления психического и физического здоровья; формирования социально-нравственных норм и готовности к школьному обучению;

Совершенствованию форм организации учебно-воспитательного процесса и методов обучения в МДОУ и начальной школе.

Обеспечению более успешной адаптации детей к обучению в начальных классах, сохранению желания дошкольников учиться и развиваться.

План совместной работы МДОУ № 5 со школами

Мероприятия

Дата

Ответственный

I

Методическая работа

Согласование и утверждение плана по реализации преемственности в работе детского сада и школы.

Сентябрь

Руководители МО школ, заведующий МДОУ.

Оформление стенда и странички на сайте МДОУ «Для вас, родители будущих первоклассников»

Ноябрь

Педагог-психолог

Дни методического взаимодействия МДОУ - начальная школа

Семинар-практикум «Адаптация первоклассников».

Цель:

· выявить проблемы адаптации первоклассников;

· скорректировать деятельность по сотрудничеству с МДОУ;

· познакомить с внедрением ФГОС в начальной школе.

Проблема: «Создание условий для перехода от игровой деятельности к учебной. Формирование универсальных учебных действий» (внедрение ФГОС в НОО).

Декабрь

Руководитель МО начальных классов МОУ Любимской СОШ

Семинар-практикум «Адаптация первоклассников. Переход от игровой деятельности к учебной. Формирование УУД» (внедрение ФГОС в НОО).

План:

· «Создание проблемного поля» - установка на работу, обсуждение позиций анализа урока. Смирнова Е.Ю., заместитель директора по учебно-воспитательной работе МОУ ЛООШ;

· посещение уроков в 1 и 4 классах;

· Круглый стол. Самоанализ и анализ уроков. «Моделирование» учебной (методической) ситуации. Выступление из опыта работы МОУ ЛООШ по адаптации первоклассников.

Январь

Руководитель МО учителей начальных классов МОУ Любимской ООШ, учителя начальных классов.

Семинар-практикум «Преемственность ФГОС ДО и ФГОС НОО»

Цель: познакомить учителей начальных классов с целями, задачами, принципами и целевыми ориентирами ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного образования, которые являются основанием преемственности дошкольного и начального общего образования.

План:

· просмотр НОД в подготовительной группе;

· круглый стол «ФГОС ДО»

Февраль

Заведующий МДОУ, воспитатели подготовительной группы, учитель-логопед.

Взаимопосещение воспитателями МДОУ уроков в 1-м классе начальной школы и учителями начальных классов занятий в МДОУ

Март-апрель

Администрация школ и МДОУ

Оформление индивидуальных характеристик выпускников ДОУ

Май

Специалисты, воспитатели групп, Администрация ДОУ

II

Работа с родителями

Участие в родительских собраниях в школе и МДОУ, встречи в «Школе заботливых родителей» в МДОУ

В течение учебного года

Администрация школ и МДОУ, воспитатели, педагог-психолог

Анкетирование и тестирование самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и адаптации к школе.

Ноябрь

Педагог-психолог

Индивидуальные и групповые консультации для родителей («Возрастные особенности психического развития детей 6-7 лет», «Воспитание у детей подготовительной группы положительного отношения к школе», «Готовим руку к письму», «Первые трудности или как проходит адаптация детей к школе», «Как правильно организовать свободное время ребёнка»)

В течение учебного года

Размещение информации в родительском уголке на тему «Для вас родители, первоклассников»

В течение учебного года

Воспитатели, специалисты

В течение учебного года

Воспитатели групп, специалисты

День открытых дверей в школе для детей и родителей.

Май

Администрация школ, руководители МО МОУ Любимской СОШ и МОУ Любимской ООШ

III

Работа с детьми

Проведение экскурсий и целевых прогулок в школу для подготовительной группы:

· День знаний;

· Праздник букваря;

· Театрализованные представления;

· День открытых дверей;

· Школа будущего первоклассника;

· Последний звонок;

· «Дорога в школу»;

· Ознакомление с помещением школы, кабинетами, библиотекой, спортивным залом.

В течение учебного года

Администрация школы и МДОУ, воспитатели подготовительной группы, учителя начальных классов

Беседы о школе «Зачем учиться в школе»,

чтение художественной литературы

В течение учебного года

Воспитатели МДОУ, педагог-психолог

Создание игровых ситуаций "Первый день в школе", "Как себя вести на уроке" и их обыгрывание

В течение учебного года

Воспитатели МДОУ, педагог-психолог

Выставка рисунков «Школа, в которой я хочу учиться»

Апрель

Воспитатели МДОУ

Ознакомительные встречи учителей 1-х классов с учащимися, зачисленными в 1-е классы

Май

Воспитатели МДОУ

«Школа будущего первоклассника»

Февраль - май

Учителя начальных классов




Top