Скифская пектораль воинов виман и новости археологии. Скифская золотая царская пектораль Нагрудное украшение пектораль

Золотая пектораль — золото скифов!

Золотая скифская пектораль была найдена в 1971 году Борисом Мозолевским, киевским ученым в скифском курганенедалеко от города Орджоникидзе Днепропетровской области. Сейчас это одна из самых ценных украинских археологических раскопок, стоит по оценкам больше 2 миллионов долларов. И ценность ее не только в том, что она весит около полутора килограмм золота, а в том, что она несет определенный зашифрованный смысл от скифов и датирована еще 5 столетием до нашей эры. Сейчас она находится в Киеве — в городском историческом музее, под большой охраной, но тем не менее каждый желающий может ее увидеть в небольшой стеклянной коробке посетив музей. Вход в музей почти символический.

Золотая пектораль — это украшение скифов, которое было сделано для скифского царя или царицы. Во всем мире эта раскопка относится к самым ценным раскопкам 20 столетия и ученные всего мира пытаются ее разгадать. Одни видят в раскопке календарь, другие — послание от скифов будущим поколениям, третьи в ней видят карту. Золотая пектораль состоит из ста различных фигурок, каждая из которых что-то обозначает. В основном это фигуры животных, но при ближайшем рассмотрении обнаружено даже египетские пирамиды на лбу одного из быков. Ученых поражает точность и мастерство, с которым сделана золотая пектораль еще в 5 столетии до нашей эры.

Золотая пектораль — украшение скифов

Скифы были могучим и грозным народом, который населял много современных стран Европы и Азии, были и кочевые скифы. Считается, что в Крыму были именно коренные скифы, и что там была столица скифского государства.Совсем недавно начались раскопки в Крыму возле скалы Ак-Кая, где по всем признакам было поселение скифов. Некоторые ученые археологи считают, что именно здесь была столица скифского государства.
Благодаря необычному способу захоронений у скифского народа, до наших времен дожили много археологических ценностей скифов. Уважаемых людей они хоронили в курганах, оставляя там же золото, драгоценности и оружие погибшего. Долго ученые не знали, что именно представляют эти курганы. То ли они использовались как то в войне, то ли для сельского хозяйства. Но когда ученые нашли золотую пектораль в Днепропетровской области, стало понятно, что в курганах хоронили скифов. Много курганов было раскопано тогдашней властью, до сих пор никто не знает всего количества археологических ценностей, которые там были. Но большинство из ценностей официальных раскопок попали все-таки в музеи. Много курганов было разграблено черными археологами. Даже сейчас есть много курганов на территориях степной Украины, в Херсонской и Днепропетровской области. Во всех провели уже официальные археологические раскопки, но до сих пор черные археологи продолжают свое дело, и раскапывают курганы заново, надеясь найти клад скифов. Многим все никак не дает покоя золотая пектораль, которая так просто была найдена поблизости обычного небольшого городка в Днепропетровской области. Курган этот теперь называется Толстая Могила, а человек, который ее нашел, прославился на весь мир, это Борис Мозолевский. Но путь к этому кургану ему подсказали обычные крестьяне, когда при обработке поля нашли несколько скифских монеток и рассказали об этом археологам. Мозолевский получил много почестей и даже квартиру в Киеве за данную находку. Его так высоко оценили, потому что курган Толстая Могила был раскопан не один раз, еще в древности, там было прорыто много ходов, и при этом ученому удалось найти этот шедевр ювелирного искусства древних скифов.

Известный киевский археолог, Борис Мозолевский, обнаруживший в знаменитую скифскую чашу, вскоре совершил ещё одно выдающееся открытие.

В феврале 1971 года Б.Н. Мозолевский обнаружил ещё один скифский курган в10 километров от знаменитого неподалеку от Никополя. При ручном бурении кургана, который местные жители называли (высота его 9 метров и диаметр70 метров), археолог Борис Мозолевский обнаружил на глубине 7 метров глину – это верный признак скифской могилы.

Предстояла подготовка археологических раскопок: громадный курган нужно было очистить от верхней насыпи, а это 15000 кубометров земли . Под удалённым верхним слоем археологи обнаружили две гробницы в виде глубоких катакомб, относящихся к более позднему захоронению.

Археологи окружили курган широким рвом, в котором обнаружили следы грандиозной заупокойной тризны , здесь было множество костей животных: диких свиней, лошадей, оленей. Установленный по останкам животных, вес съеденного во время поминок мяса составлял примерно 13 тонн. Если учесть, что поминальная тризна у скифов длилась несколько дней, то в поминках на Толстой могиле участвовало не меньше 3000 человек.

Сначала археологи исследовали боковую гробницу, в которой была сначала обнаружена хозяйственная ниша с бронзовой посудой и остатками жертвенной пищи, затем и погребение молодой скифской царицы в богатых нарядах, в расшитом крупными золотыми пластинами головном уборе, одежде и башмачках. Шею скифской царицы украшала массивная золотая гривна с семью фигурками львов, крадущимися за молодым оленем . Вес гривны - 478 гр. чистого золота. Руки царицы унизаны золотыми перстнями и тремя широкими золотыми браслетами, на её висках - крупные золотые подвески с изображением богини с поднятыми в мольбе руками, вокруг было разбросано около 600 золотых бляшек.

Рядом с «царицей» был погребён двухлетний ребёнок в деревянном саркофаге, отделанном алебастром, по-видимому, он умер позже матери и для его погребения был прорыт ещё один вход. В изголовье малолетнего царевича стояли три драгоценных миниатюрных серебряных сосуда для питья вина: кубок, килик и ритон. В руке ребёнка лежал большой золотой браслет - символ власти. В деревянном саркофаге был положен расшитый золотыми пуговками пояс.

Шею царевича украшала золотая гривна , на безымянном пальце правой руки - маленький золотой перстенёк, в его ушах блестели золотые сережки. Вся одежда малолетнего царевича был расшита золотыми бляшками.

Ритуальные украшения из золота изготавливались специально для похорон, ими украшали одежды умерших.

Вместе с умершей царицей и царевичем были похоронены их жестоко убитые слуги: девочка-служанка, женщина-кухарка, воин-охранник и юноша-возничий, вокруг них были разложены соответствующие их занятиям атрибуты.

Археологи обнаружили, что в центральной части скифского кургана Толстая могила, где был похоронен скифский царь, побывали грабители, прорывшие 22-метровый лаз.

Не смотря на то, что эта часть могилы обвалилась, грабителям удалось найти и вынести парадную утварь, царское оружие, украшения.

И всё же Толстая могила остаётся богатейшей из всех известных царских скифских курганов, общий вес найденных в ней золотых украшений равен 4500 гр. золота , это намного превышает вес золота найденного в кургане Куль-Оба, близ Керчи (Пантикопей, Боспорское царство).

Рядом со входом в погребальную камеру, в дромосе (коридоре) лежал царский меч с золотой рукояткой, вложенный в ножны, покрытые золотыми рельефными украшениями, со сценами борьбы животных в традиционном скифском «зверином стиле».

Под перекрестьем меча стоят в геральдической позе дерущиеся петухи - это довольно необычный и совершенно новый сюжет в скифском искусстве.

В нижнем ряду изображён фантастический грифон, раздирающий оленя, лев и грифон, нападающие с двух сторон на лошадь, ещё ниже – леопард, напавший на оленя и поединок между львом и леопардом. Все сцены борьбы животных выполнены в едином «зверином стиле».

На выступе для подвешивания меча к портупее изображен фантастический рогатый грифон с львиной головой, на хвосте которого змеиная голова. Изображения животных полны динамики и очень реалистичны, очень четко проработаны все мельчайшие детали.

В Толстой могиле Борис Мозолевский нашёл неслыханное сокровище: царское парадное нагрудное украшение - золотую пектораль. Это поистине гениальное творение античной торевтики (греч. Toreutikоs) - искусства рельефной обработки художественных изделий из металла. Ныне это произведение искусства получило мировую известность.

Вес пекторали -1150 грамм золота, её диаметр -30,6 см.

Золотая царская пектораль представляет собой символ солнца (коло), состоящих из трёх кругов мира.

Золотая пектораль - это символ царской власти. Одевая пектораль, скифский царь, становился центром солнечного круга и мира. Самоназвание скифов, по Геродоту, сколоты - в этом слове ясно слышен корень «коло» - солнце. «С коло ит», возможно, означало «с солнцем идущий» или «за солнцем идущий», ведь расселение скифских племён шло с востока на запад, то есть скифы всё время шли «за солнцем».

Пектораль состоит из четырех скрученных в жгут трубок, скрепленных на концах застёжкой в виде львиных голов. Вся пектораль по горизонтали разделена на три яруса.

Безмятежная мирная жизнь скифов заполняет собою всё пространство верхнего яруса скифской царской пекторали. В верхнем ярусе изображены и скифские цари, и их семьи, и всё богатство скифов — домашний скот — коровы, козы, овцы, лошади.

Во втором круге пекторали изображён дремучий лес вокруг скифского поселения, полный лесных трав, цветов, кузнечиков и зайцев.

В третьем круге царской пекторали, за дремучим лесом, лугами и травами, притаились дикие звери — львы, фантастичные крылатые скифские драконы, стерегущие золото и все богатства скифов.

Особенно интересны сцены мирной жизни скифов, изображённые в верхнем ярусе. «Развернутой симфонией о жизни в представлениях скифского общества» назвал царскую пектораль её первооткрыватель археолог Борис Мозолевский .

В центре изображены два полуобнажённые скифа, держащих в руках овечью шкуру, золотое руно и ведущих мирную беседу . Один из них трогает мягкую овечью шерсть рукой, как бы проверяя её качество, его длинные волосы стянуты тугой кожаной повязкой, какой обычно пользуются мастеровые во время работы.

Второй скиф, придерживает овечью шкуру и, указывая пальцем на что-то говорит. Его причёска из курчавых волос несколько отличается хорошо уложенными кудрями, но бороды и усы скифов подстрижены одинаково. Лица скифов имеют явные славянские черты.

Рядом с мирно беседующими скифами лежит их оружие — лук в колчане со стрелами , вокруг них спокойно течёт мирная жизнь.

Справа жеребёнок сосёт молоко кобылицы, рядом лежит поросёнок. Юный безбородый скиф, совсем подросток, постриженный «под горшок», как это было принято с давних времён на Руси, доит овцу, рядом пасутся на лугу козы.

Слева изображены корова с телёнком, рядом с нею лежит второй телёнок. Женщина, с заколотыми вверх волосами, держит остро-донную амфору с молоком.

Какой приём применил мастер, для придания объёма всем изображённым сюжетам мирной жизни скифов?

Присмотритесь, и вы увидите, что овца (слева пекторали) совсем не касается земли , словно, висит в пространстве, мастер прикрепил её за спину к верхнему ярусу.

А лошадь, свободно гуляющая и почёсывающаяся копытом переднюю ногу, чуть опустила голову и, совсем, не касается верхнего яруса. Все многочисленные фигурки людей и животных располагаются свободно и не симметрично, все они находятся в спокойном и естественном движении, как в жизни. Создаётся впечатление, словно, все домашние животные свободно бродят в пространстве верхнего яруса пекторали.

Средний ярус украшен цветами, птицами, кузнечиками и растениями. Общая картина пасторальной скифской жизни завершена взлетающими в разные стороны птицами.

В нижнем ярусе пекторали изображены сцены борьбы животных , центральную часть занимают шесть крылатых грифонов терзающие трёх коней.

По бокам в нижнем ярусе пекторали лев и леопард, терзают оленя и дикого кабана , дальше идёт сцена погони собак за зайцами и, наконец, в самом углу притаились два кузнечика, сидящие друг против друга.

В основе сюжета изображённого на пекторали, несомненно, лежат реальные образы скифов, занятых привычными, повседневными делами, окружённых природными красотами цветов и трав, на которых пасутся стада домашних животных.

Каждая миниатюрная скульптура золотой скифской пекторали, несомненно, шедевр непревзойдённого мастерства скифского мастера Северного Причерноморья IV века до н.э.

Золотая царская пектораль совершила своё триумфальное шествие по многим континентам и странам мира, вызывая восторг и восхищение всех, кому посчастливилось ею любоваться.

До настоящего времени скифская золотая царская пектораль из Толстой могилы, хранилась в Киеве, в Музее исторических драгоценностей Украины.

Самое ужасное состоит в том, что ровно год назад, в ноябре 2015 года, Министерство культуры Украины своим приказом N884 ликвидировало Музей исторических драгоценностей Украины. Музея с таким названием в Киеве больше нет , несмотря на все протесты музейщиков всего мира.

Где теперь искать скифские сокровища и золотую царскую пектораль?

Предлагаем читателю узнать тайный смысл и значение Золотой царской пекторали (вес 1150 г, диаметр 30,6 см), найденной в Толстой Могиле (Нижнее Поднепровье), в захоронении скифского царя, датированном IV в. до н.э. Предназначение и символизм всех животных, людей и мифических существ, которые изображены на этой золотой пекторали.

Что изображено на скифской золотой пекторали?

Все поле пекторали поделено на три месяцеподобных яруса (сферы) при помощи изящных пустотелых трубок, которые представляют каркас изделия. Нижний и верхний ярусы заполнены скульптурными композициями, а средний - украшен насыщенным растительным орнаментом, за-крепленным на плоской пластине. Все произведение до мельчайшей детали изготовлено из золота 958 пробы, имеющего чистый солнечный цвет.

В центре нижнего яруса - три сцены борьбы коня с двумя грифонами, напавшими на него. Причем, наиболее трагическая из них помещена посредине. Далее за ними - поединок дикого кабана (справа) и оленя (слева) с леопардом и львом, за которыми изображена погоня собаки за зайцем. То есть, здесь во всей своей неприглядной жестокости показан животный мир (фауна), где сильные звери-хищники терзают и поедают более слабых. И этот ужасный мир терзаний, конечно же, принадлежит божеству войны - коварной и вероломной войны ради наживы, либо честной и справедливой войны ради жизни, но тем не менее, Войны.

Пышный рост растений и праздничное бушевание природы на золотой пластине скифов среднего яруса усиливается крупными цветками, инкрустированными голубой эмалью, и пятью скульптурками птиц в непринужденных, беспечных позах. Растительный мир (флора) среднего яруса пекторали подчинен лунному божеству плодородии., о чем свидетельствуют и цвет и форма пекторали, а также его место в композиции пекторали - знака власти царя, данной от бога.

И соответственно, верхний ярус пекторали, с бытовыми сценами из жизни скифов, посвящен солнечному божеству как подателю материальных благ, т.е. имущества и богатства. Фокусом всей пекторали является центральная сцена верхнего яруса, где двое раздетых до пояса мужчин шьют меховое одеяние, напоминающее золотое руно, над которым повешен горит с луком и стрелами (другой горит, или колчан, лежит у ног). На оковке горитов изображены микроскопические сцены борьбы героя с чудовищем.

Слева и справа от центральной сцены стоят кобылы и коровы с детенышами, а за ними помещены фигуры двух юных скифов, занятых доением овец. Рядом - амфора с молоком. За овцами с обеих сторон композиции - козы с козлятами. И завершается композиция изображением птиц, летящих в разные стороны.

Загадка центральной сцены верхнего пруса давно уже беспокоит исследователей. Поэтому остановимся на ней подробнее. Итак, два мастера шьют меховое убранство, растянув его за рукава. Правый мастер сидит на подогнутой левой ноге. Левой рукой он натягивает убранство (т.е. руно, или овечью шкуру), а в правой держит длинную иглу или шило. Указательный палец этой руки отставлен и взгляд его обращен на коллегу, будто на что-то указывает. Волосы и борода человека оформлены крупными кудрями, лицо имеет вытянутые пропорции. В выражении лица и осанке запечатлена непреклонная воля.

Сцены и персонажи на золотой пекторали скифов

Левый скиф стоит на коленях, повернувшись к убранству. Левой рукой он тянет к себе убранство, а в правой также держит иглу, которую можно заметить лишь с противоположной стороны. Вьющиеся волосы его откинуты назад и перевязаны широкой лентой (как у царя на чаше Куль-Обского кургана). Лицо обрамлено густой курчавой бородою, под глазами - большие набрякшие круги. Во всей фигуре человека ощущается какая-то надломленность и скрываемая болезненность. Даже талия его перевязана толстым платком.

Эта ритуальная сцена пока не находит удовлетворительного объяснения. Хотя можно предполагать, что здесь изображены верховный жрец царской усыпальницы в Геррах и тяжело больной, умирающий скифский царь. И возможно, таким образом символически показан на пекторали вход в подземный лабиринт Каменных Могил - золотую сокровищницу и усыпальницу первых скифских царей. Если вытянутые рукава «золотого руна» совместить с восточной грядой Каменных Могил, а его ворот - с так называемыми Воротами Солнца, то место входа, указываемое правой рукой скифского царя, определяется достаточно точно. Ведь в руке у царя needle, что по-английски значит не только «игла», но также «стрелка (компаса и т.п.)», не только «шить, зашивать иглой», но и «протискиваться, проникать (сквозь что-либо)». А подсказка - в выразительном взгляде и указующем жесте руки верховного жреца.

Скифская Золотая пектораль считается величайшей археологической находкой 20 века, шедевром мирового искусства. Ее приблизительная стоимость 2 млн. долларов, хотя были предложения на порядок выше. Нашел ее археолог Б.Н. Мозолевский в 1971 году в скифской могиле царя, в кургане Толстая Могила возле г. Орджоникидзе (Днепропетровская обл., Украина). Сама по себе пектораль - это женское украшение которое весит 1,2 кг, состоит из чистого золота 958 пробы, на ней содержится около ста мастерски выполненых фигур, диаметр - 30,6 см. Ее изготовили где-то в 5 веке до н. э. Эта реликвия пережила 100-ни владельцев за времья своего существования. Из-за неё предавали, грабили, убивали. Эта пектораль сильно похожа на скифскую пектораль, найденую в кургане Куль-Оба, около Керчи. Сейчас данная реликвия не дает покоя как профессиональным исследователям так и простым зевакам. Так недавно в учёных кругах появилось такое мнение, что эта пектораль - это, не что иное как зашифрованное послание скифов.

Что означают фигурки на Золотой пекторали?
Всего есть три основные версии объяснения структуры пекторали: Календарь, Карта владений скифов и Модель Вселенной.

По 1-ой версии Золотая пектораль показывает строение нашей Вселенной, в том виде в котором ее видели древние скифы.По 2-ой версии пектораль могла быть своеобразной картой скифских владений, которую могли понять только избранные: военачальники, жрецы, цари.По 3-ей версии пектораль - это древний скифский календарь. Известно что скифы были язычниками, именно поэтому каждый день, месяц, год, и т.д. имели своих божеств в виде домашних животных, расположенных на пекторали по кругу. Есть мнение что, Золотая пектораль - это древние солнечные часы. Тайну этого календаря знали лишь жрецы и цари и элита скифского общества, и благодаря своим знаниям они управляли своим народом.

О чём говорит нам 2-ой ярус Золотой пекторали?
2-ой ярус полностью заполнен цветами. И это неспроста. Это потому что на пекторали находится зашифрованный рецепт старого целебного бальзама из кореней и цветов. Скифы его широко использовали в медицине, зачастую во времена сражений. Основным компонентом бальзама был корень мандрагора. К сожаленню, полностью расшифровать рецепт не удалось, поскольку только по самому золотому изображению очень сложно определить сам цветок.

В центральной части Золотой пекторали - 2-ве мужские фигуры (скорее всего - это древние скифские цари Haп и Пал), они держат в руках шкуру (но это не простая шкура, а карта). Они сидят. Взглянув на эту карту, можно увидеть черты Крыма, левого и правого берегов Черного моря. Но данная шкура-карта условная. Все предметы изображенные на ней определяют захваченную скифами территорию.

Верхний ярус Золотой пекторали содержит вереницу животных, которые идут в разные стороны. В конце концов оказалось, что все эти фигуры показывают конкретный день месяца.
Также на пектороли изображён один очень интересный сюжет - стоит леопард и смотрит, как лев убивает кабана. Здесь леопард символизирует Ассирию, Лев - скифов, кабан - Африку. Если воспользоватся увеличительными приборами, то на пекторали можно увидеть даже египетские пирамиды, которые расположились на голове у кабана. Так данная миниатюра изображает скифскую осаду Египта в 7 веке до н.э. и именно поэтому она есть самой первой Африканской картой. Отдельные трофеи полученные в этих походах (перстни с фараонскими печатями, ювелирные изделия, и т. п.) вместе со скифским золотом попали в Музей драгоценностей.
Так под крылом Жар-птицы находится Южная Украина, а именно - побережье Азовского моря. В скифов жар-птица соответствовала греческой богине Гере, супруге главного бога Зевса. Она изображала место где именно в Северном Причерноморье проживали царские скифы. Кроме того, правое крыло этой Жар-птицы указывает на место где находился скифский некрополь. Жар-птице навстречу летит селезень, который в свою очередь покрывает территорию Стамбула и Турции. На пекторали очень много фигур и у каждой из них есть своё значение.
Календарь скифов напрямую связан с астрологией. В скифском календаре заложен 16-летний цикл (тогда как в китайском - 12-летний цикл). Этот календарь стартует с года утки (жар-птицы). Стоит отметить, что 3-е тысячелетие начнется с года птицы счастья (Жар-птицы). За ним идут годы: Козы, Козла, Барана, Коровы, Тельца, Лошадки, Коня, Кобылы, Жеребца и т. д.
Сейчас Золотая пектораль хранится в Киеве - в Музее исторических драгоценностей Украины.

Известный киевский археолог, Борис Мозолевский, обнаруживший в Гаймановой могиле знаменитую скифскую чашу, вскоре совершил ещё одно выдающееся открытие.

В феврале 1971 года Б.Н. Мозолевский обнаружил ещё один скифский курган в10 километров от знаменитого скифского кургана Чертомлык, неподалеку от Никополя. При ручном бурении кургана, который местные жители называли Толстая могила (высота его 9 метров и диаметр70 метров), археолог Борис Мозолевский обнаружил на глубине 7 метров глину – это верный признак скифской могилы.

Предстояла подготовка археологических раскопок: громадный курган нужно было очистить от верхней насыпи, а это 15000 кубометров земли. Под удалённым верхним слоем археологи обнаружили две гробницы в виде глубоких катакомб, относящихся к более позднему захоронению.

Археологи окружили курган широким рвом, в котором обнаружили следы грандиозной заупокойной тризны, здесь было множество костей животных: диких свиней, лошадей, оленей. Установленный по останкам животных, вес съеденного во время поминок мяса составлял примерно 13 тонн. Если учесть, что поминальная тризна у скифов длилась несколько дней, то в поминках на Толстой могиле участвовало не меньше 3000 человек.

Сначала археологи исследовали боковую гробницу, в которой была сначала обнаружена хозяйственная ниша с бронзовой посудой и остатками жертвенной пищи, затем и погребение молодой скифской царицы в богатых нарядах, в расшитом крупными золотыми пластинами головном уборе, одежде и башмачках. Шею скифской царицы украшала массивная золотая гривна с семью фигурками львов, крадущимися за молодым оленем. Вес гривны - 478 гр. чистого золота. Руки царицы унизаны золотыми перстнями и тремя широкими золотыми браслетами, на её висках - крупные золотые подвески с изображением богини с поднятыми в мольбе руками, вокруг было разбросано около 600 золотых бляшек.

Рядом с «царицей» был погребен двухлетний ребенок в деревянном саркофаге, отделанном алебастром, по-видимому, он умер позже матери и для его погребения был прорыт еже один вход.

В изголовье малолетнего царевича стояли три драгоценных миниатюрных серебряных сосуда для питья вина: кубок, килик и ритон. В руке ребёнка лежал большой золотой браслет - символ власти. В деревянном саркофаге был положен расшитый золотыми пуговками пояс.

Шею царевича украшала золотая гривна, на безымянном пальце правой руки - маленький золотой перстенёк, в его ушах блестели золотые сережки. Вся одежда малолетнего царевича был расшита золотыми бляшками.

Ритуальные украшения из золота изготавливались специально для похорон, ими украшали одежды умерших.

Вместе с умершей царицей и царевичем были похоронены их жестоко убитые слуги: девочка-служанка, женщина-кухарка, воин-охранник и юноша-возничий, вокруг них были разложены соответствующие их занятиям атрибуты.

Археологи обнаружили, что в центральной части, где был похоронен скифский царь, побывали грабители, прорывшие 22-метровый лаз.

Не смотря на то, что эта часть могилы обвалилась, грабителям удалось найти и вынести парадную утварь, царское оружие, украшения.

И всё же Толстая могила остаётся богатейшей из всех известных царских скифских курганов, общий вес найденных в ней золотых украшений равен 4500 гр. золота, это намного превышает вес золота найденного в кургане Куль-Оба, близ Керчи (Пантикопей, Боспорское царство).

Рядом со входом в погребальную камеру, в дромосе (коридоре) лежал царский меч с золотой рукояткой, вложенный в ножны, покрытые золотыми рельефными украшениями, со сценами борьбы животных в традиционном скифском «зверином стиле». Под перекрестьем меча стоят в геральдической позе дерущиеся петухи - это довольно необычный и совершенно новый сюжет в скифском искусстве.

В нижнем ряду изображён фантастический грифон, раздирающий оленя, лев и грифон, нападающие с двух сторон на лошадь, еще ниже – леопард, напавший на оленя и поединок между львом и леопардом. Все сцены борьбы животных выполнены в едином «зверином стиле».

На выступе для подвешивания меча к портупее изображен фантастический рогатый грифон с львиной головой, на хвосте которого змеиная голова. Изображения животных полны динамики и очень реалистичны, очень четко проработаны все мельчайшие детали.

В Толстой могиле Борис Мозолевский нашел неслыханное сокровище: царское парадное нагрудное украшение - золотую пектораль . Это поистине гениальное творение античной торевтики (греч. Toreutikоs) - искусства рельефной обработки художественных изделий из металла. Ныне это произведение искусства получило мировую известность.

Вес пекторали -1150 грамм золота, её диаметр -30,6 см.

Золотая царская пектораль представляет собой символ солнца (коло), состоящих из трёх кругов мира. В первом круге изображена бытовая жизнь скифов, богатство скифов - домашний скот, во втором круге - луговые цветы, лесные травы, дремучий лес, а в третьем круге изображены дикие звери, живущие в дремучем лесу.

Золотая пектораль - это символ царской власти. Одевая пектораль, скифский царь, становился центром солнечного круга и мира. Самоназвание скифов, по Геродоту, сколоты - в этом слове ясно слышен корень «коло» - солнце. «С коло ит», возможно, означало «с солнцем идущий» или «за солнцем идущий», ведь расселение скифских племён шло с востока на запад, то есть скифы всё время шли «за солнцем».

Пектораль состоит из четырех скрученных в жгут трубок, скрепленных на концах застёжкой в виде львиных голов. Вся пектораль по горизонтали разделена на три яруса, заполненные многочисленными изображениями людей и животных, средний ярус украшен цветами и растениями.

В нижнем ярусе пекторали изображены сцены борьбы животных, центральную часть занимают грифоны терзающие коней, по бокам в нижнем ярусе пекторали лев и леопард, терзающие оленя и дикого кабана, дальше идёт сцена погони собак за зайцами и, наконец, в самом углу притаились два кузнечика, сидящие друг против друга.

Особенно интересны сцены мирной жизни скифов, изображённые в верхнем ярусе. «Развернутой симфонией о жизни в представлениях скифского общества» назвал царскую пектораль ее первооткрыватель археолог Борис Мозолевский.

В центре изображены два полуобнажённые скифа, держащих в руках овечью шкуру, золотое руно и ведущих мирную беседу. Один из них трогает мягкую овечью шерсть рукой, как бы проверяя ее качество, его длинные волосы стянуты тугой кожаной повязкой, какой обычно пользуются мастеровые во время работы. Второй скиф, придерживает овечью шкуру и, указывая пальцем, что-то говорит.

Рядом лежит их оружие, вокруг спокойно течёт мирная жизнь: справа жеребёнок сосёт молоко кобылицы, рядом поросёнок, юный скиф, подросток доит овцу, козы пасутся на лугу; слева изображены корова с телёнком, женщина, с заколотыми вверх волосами, держит остро-донную амфору с молоком.

Общая картина пасторальной скифской жизни завершена взлетающими в разные стороны птицами.

Создаётся впечатление, словно, все животные свободно бродят в пространстве пекторали.

Какой приём применил мастер, для придания объёма всем изображённым сюжетам?

Присмотритесь, и вы увидите, что овца (слева) не касается земли, словно, поднята в пространство, мастер прикрепил её к верхнему ярусу за спину. А лошадь, свободно гуляющая и почёсывающаяся копытом, чуть опустила голову и, совсем, не касается верхнего яруса. Все фигурки располагаются свободно и не симметрично, как в жизни, занимая собой всё пространство.

В основе сюжета изображённого на пекторали, несомненно, лежат реальные образы скифов, занятых привычными, повседневными делами, окружённых природными красотами цветов и трав, на которых пасутся стада домашних животных.

Каждая миниатюрная скульптура золотой скифской пекторали, несомненно, шедевр непревзойдённого мастерства скифского мастера Северного Причерноморья IV века до н.э.

Золотая царская пектораль совершила своё триумфальное шествие по многим континентам и странам мира, вызывая восторг и восхищение всех, кому посчастливилось ею любоваться.

В настоящее время скифская золотая царская пектораль из Толстой могилы, хранится в Киеве, в Музее исторических драгоценностей Украины.

Ни для кого не секрет, что за прошедшие тысячелетия, скифские курганы обследовали не только археологи, было немало кладоискателей, которых сейчас называют «чёрными археологами». Используя новейшие достижения техники, такие, как металлоискатели , эхолоты, «чёрные археологи» в поисках кладов, варварски разрушают археологические памятники.

Вероятно, в разные годы в их руки попало множество ценных артефактов из скифских курганов. Сокровища скифских царей могут и сейчас храниться в частных коллекциях любителей старины в разных странах мира.

Как же открыть этот потайной ларчик с сокровищами?

В Украине, как и в России, приняты законы о легализации частных коллекций, что делает законным содержание антикварных коллекций и даёт возможность коллекционерам показать свои сокровища, которые они прятали долгие годы.

В Министерстве культуры Украины зарегистрирована Коллекция частного музея «Родовид», состоящая из 21 предмета.

Все эти золотые предметы найдены в разное время в скифских курганных на территории Украины.

По оценкам экспертов, это подлинные предметы, относящиеся к V-I вв. до н. э, ко времени существования Великой Скифии.

Золотая царская пектораль, из частной коллекции «Родовит», по мнению специалистов, может быть отнесена к числу тех предметов, которые были похищены грабителями у французского археолога Поля Де Брюса, проводившего раскопки скифского кургана Куль-Оба в Керчи в 1830 году.

О возможном родстве золотых украшений из частной коллекции музея «Родовит» с находками кургана Куль-Оба, хранящимися в Эрмитаже, говорят многие эксперты.

Все эти произведения искусства роднит одна и та же техника античной торевтики, и одни и те же сюжеты скифского «звериного стиля»

Золотая царская пектораль древних Скифов занесена во все каталоги и справочники мира, и названа великой археологической находкой XX столетия. Является признанным шедевром мирового искусства. Страховая стоимость — около 2 млн. долларов.

Эта милая женская «безделушка» в 1 килограмм 200 граммов чистого золота содержит около 100 различных фигурок, которые выполнены с большим мастерством. Ее диаметр составляет 30,6 сантиметра. Ориентировочно, она была изготовлена где-то н V веке до н. э. и, скорее всего, была не единственной. Возможно, первой обладательницей пекторали была скифская царевна. За свою многовековую историю эта бесценная реликвия пережила сотни владельцев, побывала во многих местах. Из-за неё убивали, грабили, предавали.
Золотая пектораль древних скифов была найдена Борисом Мозолевским 21 июня 1971 года в кургане Толстая Могила (Днепропетровская область).

Она очень похожа на скифскую пектораль из кургана Куль-Оба , близ Керчи.

С тех пор чудо-аксессуар не дает покоя как просто зевакам, так и профессиональным исследователям. В последнее время в учёных кругах появилась версия, что пектораль - это, в первую очередь, зашифрованное послание древних скифов, изготовленное в виде красивого украшения.

Что означают эти замысловатые фигурки на пекторали?
Всего существует 3 основные версии трактовки структуры этого украшения: «Модель Вселенной», «Карта владений скифов» и «Календарь».
По первой версии пектораль олицетворяла строение Вселенной, как ее видели скифы.

По второй теории на пекторалях могла быть изображена символическая карта владений древних скифов, которую могли читать лишь специально обученные люди — цари, жрецы, военачальники.

По третьей версии пектораль являлась древним календарем скифов. Скифы были язычниками, поэтому у каждого дня, месяца, года, индикта, и т.д. были свои божества времени в виде домашних животных, которые были расположены по кругу на пекторали. Также, пектораль — это еще и совершенно точный астрономический прибор — древние солнечные часы. Тайну календаря пекторали знали только цари и жрецы, и представители элиты общества скифов, что помогало им, на основе знаний, управлять своим народом.

О чём говорит второй ярус пекторали?

Он полностью занят цветами. Этот мотив не просто так был зафиксирован в пекторали. Дело в том, что это - зашифрованный рецепт древнего и очень целебного бальзама из цветков и кореньев. Он широко использовался в скифской медицине, особенно во времена военных действий, скифы широко использовали лекарственные травы . Главным его компонентом был меотийский корень, или мандрагора. Археолог Мозолевский предполагал, что это греческое растение тока. К сожаленню, до конца разгадать этот рецепт невозможно, потому что по золотому изображению трудно определить название цветка.

В центре пекторали изображены две мужские фигуры (предположительно - это скифские
цари Пал и Haп), которые держат шкуру-эгиду (на самом деле - это не просто шкура, а карта). Они сидят в свойственной степнякам позе. Посмотрев на эту шкуру-карту в прямой проекции, можно разглядеть очертания Крыма, правого и левого берегов Черного моря. Эта «карта» условная. Каждый предмет на ней изображает определённую захваченную скифами территорию.
В верхнем ярусе пекторали изображена вереница идущих в разные стороны животных. Оказалось, что каждая из этих фигур показывает определенный день скифского месяца.
Есть ещё один интересный сюжет - леопард смотрит, как лев терзает кабана. Лев - это скиф, кабан - это Африка, а леопард - это Ассирия. При большом увеличении тут можно рассмотреть знаменитые египетские пирамиды. Они находятся на голове кабана. Эта миниатюра изображает осаду Древнего Египта скифами в VII веке до н.э. и посему является первой картой Африки. Некоторые трофеи этих походов (в виде ювелирных издэлий, перстней с печатями фараонов и т. п.) попали в коллекцию Музея драгоценностей вместе со скифским золотом.
Южная часть Украины, а точнее - побережье Азовского моря, находится под крылом Жар-птицы. Эта чудо-птица была у скифов символом греческой богини Геры, супруги Зевса. Она показывала место проживания царских скифов в Северном Причерноморье. К тому же, правое крыло Жар-птицы указывает на местонахождение скифского некрополя. Навстречу Жар-птице «летит» ещё одна такая же птица, но уже селезень, который покрывает территорию Турции и Стамбула. Фигур там много и каждая из них имеет своё символическое значение.
Скифский календарь имеет прямое отношение к астрологии. В отличие от китайского двенадцатилетнего цикла, в скифском календаре-Зодиаке заложен шестнадцатилетний цикл. Начинается он с года Жар-птицы (утки). Кстати, третье тысячелетие начнется именно С года Жар-птицы - птицы счастья. За ним следуют годы Козочки, Козла, Барана, Коровы, Тельца, Лошадки, Коня, Кобылы, Жеребца и Др.
Вот сколько интересной информации содержит простое женское украшение.




Top