Сколько атлантов поддерживают вход в новый эрмитаж. Атланты эрмитажа

Атланты Эрмитажа в Санкт-Петербурге – десять пятиметровых гранитных статуй титанов, установленных в галерее портика здания Нового Эрмитажа. Могучие фигуры Атлантов, шагнувшие из мира древнегреческих мифов на мостовые Петербурга, удерживают на плечах небесный свод, олицетворяя собой мощь, красоту и несокрушимость Северной столицы.

Держащие небо

Здание Нового Эрмитажа, выходящее на Миллионную улицу, было построено в 1852 г. по чертежам архитектора из Мюнхена Лео Кленце. Двухэтажное строение не отличается архитектурным совершенством, и лишь гранитные исполины, украшают его, неудержимо притягивая взгляды и сердца жителей и гостей города.

В исходном проекте главный вход предусматривалось украсить легковесными фигурами кариатид в образе фараонов, но известные русские архитекторы В.П. Стасов и Н.Е. Ефимов разработали более интересное решение. Портик предлагалось оформить статуями атлантов, чьи мощные фигуры визуально рассматривались, как великолепные колонны для поддержки массивного балкона.

Весной 1844 г. был проведен конкурс, на который талантливый скульптор А.И.Теребенёв в качестве образца представил величественную фигуру колосса. За статую, выполненную из глины и представленную на конкурс, он получил звание академика Императорской Академии художеств.

Огромные фигуры по моделям Теребенёва высекали пять лет 150 каменотесов, используя для этого сердобольский гранит благородного серо-графитного цвета, который в то время добывали в каменоломнях на островах Ладожского озера, и долго вручную полировали, доводя до сияющего великолепия. Первый атлант, вырезанный из гранита, произвел столь сильное впечатление на Николая I, что император удостоил автора царским подарком - перстнем с бриллиантом.

В 1848 г. десять атлантов «родились» и заняли свои места у входа в портик Нового Эрмитажа.

Атланты изображены в виде прекрасных молодых юношей с телосложением и красотой эллинских героев. Их сильные ступни со вздувшимися от напряжения венами упираются в тяжелые постаменты, вырубленные из разновидности черно-розового карельского гранита - рапакиви. Головы украшены венками из колосьев, бедра - медвежьими шкурами.

Тайна необыкновенного мистического впечатления, которое оказывают на человека эти фигуры, скрывается в удивительном реализме и ощущении присутствия некой силы, исходящей от темных фигур, сверкающих полированной поверхностью. Это не декоративные статуи, призванные лишь украшать и услаждать взор. Видно, что каменные тела юношей испытывают ужасное напряжение, на пределе сил удерживая колоссальную тяжесть небесного свода и укрывая землю от вечного хаоса. Они не позируют, не красуются мощью - их прекрасные лица, искаженные болью и упорством, полны одухотворенного мужества и гордости.

Век XX - XXI

В советское время 1921 – 1938 гг. исследования скульптур и архитектурных конструкций проводились под руководством известного реставратора Игоря Крестовского, который обнаружил крупные трещины на угловых фигурах.

В 1997 г. ученые НИИ Министерства обороны провели комплексные научно-технические исследования креплений атлантов с применением точной аппаратуры. Были выявлены сдвиги в фундаменте, нарушения в изначально эластичной конструкции, компенсирующей вертикальное смещение огромных скульптур при изменениях температуры, снеговой нагрузки, влажности, а также серьезные трещины в самих фигурах.

В 2010 г. руководство Эрмитажа выделило средства на дополнительные исследования состояния крепежных конструкций статуй и их надежность. В 2011 г. были подготовлены предварительные расчеты и проекты по проведению масштабной реконструкции и реставрации, но по причине дефицита финансирования до сих пор в полном объеме не проведены ни инструментальные исследования, ни реставрационные работы.

Легенды и традиции

Еще в 1941 г. родилась легенда о гранитных исполинах. Фашистский снаряд повредил одного из Атлантов, но тот выстоял, и люди поверили, что крайний справа гигант, лицо которого обращено в сторону Марсова поля, одарен особой сакральной силой. Монументальные фигуры, удерживающие небо над Петербургом, стали для всех символом защиты, надежности и постоянства. Сегодня к подножью исполинов композиторы, художники и писатели приходят за вдохновением, старики – за воспоминаниями, влюбленные – за мечтами о будущем. Все знают, что пострадавший в военное время Атлант может исполнить желаемое, если дотянуться до большого пальца его правой ноги.

У молодоженов также существует ритуал - чтобы брак был вечным, а дети здоровыми, жених и невеста одной рукой держатся за большой палец на ноге Атланта, одновременно соединяя свободные руки и формируя неразрывное кольцо, которое выдержит любые испытания на прочность.

Атланты Нового Эрмитажа - монументальная группа скульптур-колонн, поддерживающих портик (каменное крыльцо) здания Нового Эрмитажа в центре Санкт-Петербурга.

Здание Нового Эрмитажа было построено в период с 1842 по 1851 гг. по указу Николая I для размещения в нем музея. Это первое в нашей стране здание, построенное специально для учреждения культуры. Архитектурный стиль - Неогрек. Авторы проекта: архитекторы Лео фон Кленце, Василий Петрович Стасов, Николай Ефимович Ефимов.

Главной особенностью этого здания является портик в греческом стиле с поддерживающими его статуями-колоннами в виде фигур атлантов. Всего их 10. Авторы этих атлантов - группа из 150 каменотесов под руководством скульптора Александра Ивановича Теребенёва. Выполнены из серого гранита. Высота - 5 м. Изготавливались в течении 5 лет!

Один из атлантов серьезно пострадал после попадания артиллерийского снаряда в 1941 г.

Сегодня эти скульптуры являются одним из узнаваемых символов Санкт-Петербурга, наряду с такими достопримечательностями как: Медный всадник, шпиль Петропавловского собора, кораблик на шпиле Адмиралтейства и др.

По сложившейся традиции многие прохожие и туристы трут на счастье огромные пальцы ног атлантов. В частности это популярно среди молодоженов, которые здесь проводят свои свадебные фотосессии.

Есть в Петербурге памятник, о котором знает каждый человек, родившийся в Советском Союзе. Даже тот, кто никогда не видел его даже на картинке, знает, что атланты держат небо на каменных руках…

Эти петербургские символы (найти атлантов можно по адресу: улица Миллионная, 35) появились у нас благодаря немецкому архитектору Лео фон Кленце. Именно этого мастера, уже получившего известность строительством музейных зданий в Мюнхене, Николай I привлек для реализации своей идеи – возвести рядом с императорской резиденцией здание художественного музея (кстати, первое в России, специально построенное для этой цели). Спроектированное Кленце здание было построено за 10 лет и получило название «Новый Эрмитаж». Здание Нового Эрмитажа было бы ничем особенно не примечательно, если бы не портик крыльца, выходящего на Миллионную улицу.

Портик Нового Эрмитажа с фигурами атлантов был давней идеей архитектора. Кленце вдохновился гигантской фигурой атланта, сохранившейся от храма Зевса Олимпийского в сицилийском городе Агридженто. И вот, наконец, Кленце представился случай реализовать эту идею.

«Прототип» атлантов на Миллионной

Атлант: здоровый, но глуповатый

Атлант был древнегреческим божеством – титаном, и отличался огромной силой. Согласно одному из мифов, в борьбе титанов против олимпийских богов титаны потерпели поражение; и в наказание Атланту было назначено держать на плечах небесный свод. Кстати, именно по имени Атланта называются и Атласские горы на северо-западе Африки, и Атлантический океан, и мифический остров Атлантида. Атланту, конечно же, надоела его ноша. По известному мифу, однажды к нему пришел Геракл, которому необходимо было попасть в сад Гесперид (дочерей Атланта) и сорвать там волшебные яблоки, придающие молодость. Подобраться к этим яблокам было практически невозможно, так как их охранял многоглавый змей. Атлант предложил Гераклу подержать небесный свод, пока Атлант сходит за яблоками к своим дочерям. Геракл согласился. Атлант принес яблоки, но взваливать на себя обратно небесный свод ему не хотелось. Тогда Геракл обманул Атланта. Он попросил титана положить на землю яблоки и немного подержать небосвод, пока он подложит себе на плечи львиную шкуру. Атлант взял небесный свод, а Геракл забрал яблоки и ушел. Так Атлант и продолжал держать небо на своих могучих плечах.

Барельеф «Афина помогает Гераклу держать небо»

История атлантов в Петербурге

Изготовление атлантов по проекту Кленце было поручено скульптору Александру Теребеневу, а качестве материала был выбран сердобольский гранит (декоративный камень, добывавшийся на севере Ладожского озера. Сердоболь – нынешняя Сортавала). Работа была в своем роде уникальной – в это время ни в Петербурге, ни в Европе не было монументальной скульптуры из гранита. В одиночку изготовить десять гигантских гранитных фигур было невозможно. Теребенев размечал гранитные монолиты, сотня помощников-каменотесов изготавливали статуи, а скульптор затем проводил чистовую отделку лиц и фигур. Не обошлось, правда, без накладок – один из монолитов оказался с трещиной, и пришлось покупать новый; кроме того, скульптор не уложился ни в сумму, ни в сроки, обозначенные в договоре. Но после окончания работ все усилия были вознаграждены – император пришел от скульптур в восторг. И не только император –результаты работы превзошли ожидания самого Кленце, который сравнивал теребеневских атлантов с шедеврами античной скульптуры.

Ни один рассказ об атлантах не обходится без цитаты из песни Александра Городницкого: «Держать его махину

Не мед — со стороны.

Напряжены их спины,

Колени сведены.

Их тяжкая работа

Важней иных работ:

Из них ослабнет кто-то —

И небо упадет».

У атлантов не все благополучно

На самом деле, высказанное в песне опасение вполне оправдано. Изначально атланты – чисто декоративный элемент здания, вес портика на них не опирался. Несмотря на это, уже в начале XX в. на скульптурах были замечены первые трещины. Еще раньше трещины появились в стенах самого Нового Эрмитажа. Причиной этого является ненадежный болотистый грунт, который постепенно проседает под тяжестью здания, причем проседает неравномерно – Новый Эрмитаж постепенно накреняется в сторону Зимней канавки. Дело еще усугубилось, когда во время блокады портик Нового Эрмитажа пострадал от бомбежки – снаряд частично разрушил крышу, а двое атлантов получили ранения, и пошли новые трещины. Все реставрационные работы сводились в конечном итоге к замазыванию трещин мастикой. Когда в конце XX в. скульптуры исследовали современными радиолокационными методами, стало понятно – атланты в аварийном состоянии, и необратимые разрушения могут произойти в любой момент. Необходимо и укрепление грунта под зданием, и создание «гибкой» системы крепления, чтобы атланты не зависели от деформации здания и портика. Несколько лет назад была идея снять (правда, непонятно, как?) атлантов и заменить их бронзовыми копиями. Но все эти проекты чрезвычайно дороги и, как всегда, упираются в нехватку средств. Удержат ли атланты небо до того момента, как у государства найдутся средства на помощь великанам – вопрос открытый.

А пока атланты продолжают оставаться символом твердости и незыблемости, они неизменно привлекают новобрачных – считается, что прикосновение в день свадьбы к большим пальцам ног атлантов (иногда уточняется – самого правого атланта, который смотрит в сторону Марсова поля) гарантирует крепкую и счастливую семейную жизнь.

Кроме того, атланты продолжают привлекать и вдохновлять людей искусства. Например, в недавно вышедшем на экраны русском блокбастере «Дуэлянт» художники-постановщики приделали к портику второй этаж и, соответственно, еще один ряд атлантов.

Из личного опыта: мой друг, штатный экскурсовод Эрмитажа, рассказывал, что у них все ненавидят свадьбы, приезжающие фотографироваться с атлантами. «Почему?» — спросил я. «Понимаешь, — ответил, — вот стою я с группой перед парадной лестницей Нового Эрмитажа (это место внутри музея, с которого атланты хорошо видны через окно). Рассказываю. Но как я здорово ни рассказывал, если в это время возле атлантов свадебная фотосессия, кто-нибудь в группе сразу начинает: «Ай, смотрите, какое у невесты платье, какие оборочки, какая фата…» Раздражает!»

На сегодня это все. Приезжайте в Петербург!

А еще не забудьте оценить мою



Здание Нового Эрмитаж а по адресу Миллионная улица, 35 - единственное из всех корпусов Государственного Эрмитажа , которое было созданоспециально для хранения разросшейся коллекции музея.

Оно было построенов 1852 году по проекту немецкого архитектора Лео Кленце. Надо признать, что само приземистое двухэтажное здание Нового Эрмитажа не является образцом архитектуры, достойным восхищения, однако, гранитные скульптуры атлантов, украшающие главный входвыделяют и облагораживают это здание.

По древнегреческой мифологии - титаны, призванные Зевсом поддерживать небесный свод. Так и у здания Нового Эрмитажа атланты поддерживают массивный балкон.

Десять одинаковых атлантов были созданы по рисунку Гальбига, по модели скульптора А.И.Теребенева, который за их создание был удостоен звания академика.

Пятиметровые фигуры атлантов высекали на протяжении пяти лет 150 мастеров- каменотесов из серого сердобольского гранита. Затем, на протяжении еще 3 лет - вручную полировали пятиметровые статуи.

Атланты изображены в виде молодых юношей великолепного телосложения. На их головах венки из колосьев, на лица ниспадают пряди волос, набедренные повязки из медвежьих шкур. Лица их горды и одухотворены, они не склонились под тяжкой ношей, горды оказанной им честью нести громаду.

Атланты давно обросли легендами и стали частью петербургского фольклора. Так, по известной примете, жених и невеста в день бракосочетания должны подержаться за большие пальцы атлантов, тогда брак их будет счастливым, а дети, рожденные в этом браке - очень красивыми.Помогают атланты и в решении личных проблем, главное - подержаться за большой палец скульптуры в одиночестве.


Атланты получили всероссийскую известность и стали настоящим символом Петербурга, наряду с Медным Всадником, и Чижиком-Пыжиком , после вышедшей в 1966 году песни Александра Городницкого «Атланты».

«Когда на сердце тяжесть и холодно в груди
К ступеням Эрмитажа ты в сумерках приди.
Там без питья и хлеба, забытые в веках
Атланты держат небо на каменных руках»…

Быть может, именно атланты поддерживают низкое питерское небо, чтобы оно окончательно не опустилось на хмурые крыши.




Top