Сколько лет прожил пабло пикассо. Музеи пабло пикассо в испании

1. Пабло Пикассо начал увлекаться рисованием с раннего детства. Первые уроки живописи он получил у своего отца - Хосе Руиса Бласко, который был учителем рисования. Уже в 8 лет он написал свою первую качественную картину маслом, получившая название «Пикадор».

Первая картина «Пикадор»

2. По испанской традиции Пабло получил две фамилии по первым фамилиям родителей: отца - Руис и матери - Пикассо. Его полное имя, полученное при крещении, звучит как Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Сиприано де ла Сантисима Тринидад Мартир Патрисио Руис и Пикассо.

3. Термин направления «кубизм», основоположниками которого стали Пабло Пикассо, Жорж Брак и Хуан Грис, был введён искусствоведом и художественным критиком Луи Вокселем (Louis Vauxcelles). В одной из своих статей он отметил, что работы Пикассо и Жоржа Брака полны «причудливых кубиков».

4. Первой женой Пикассо стала русская балерина Ольга Хохлова, с которой он познакомился во время подготовки к постановке сюрреалистического балета «Парад» Сергея Дягилева. В совместном браке у них родился сын Пауло.

5. Пабло Пикассо был не просто художником, он также был скульптором, керамистом, сценографом, поэтом, драматургом, писателем и дизайнером.

6. Пикассо был принят в Школу изящных искусств Ла-Лонха, когда ему было 14 лет. Он был слишком молод для поступления, однако по настоянию отца он был допущен к сдаче вступительных экзаменов. В то время как большинство студентов сдали экзамены через месяц, Пабло сдал вступительные всего лишь за неделю.

«Герника»

7. После того, как нацистский офицер увидел фотографию картины Пабло Пикассо «Герника», он спросил художника, он ли это сделал. Пикассо ответил: «Нет, это сделал ты».

8. Причиной создания знаменитой картины «Герника» стала бомбардировка испанского города Герника ВВС люфтваффе, входящих в состав нацистской Германии. За 3 часа на Гернику было сброшено несколько тысяч бомб, в результате чего 6-тысячный город был уничтожен. Пикассо был настолько поражён случившимся, что выразил свои эмоции на полотне. «Герника» была написана всего за месяц.

9. Имя Пикассо использовалось на нескольких коммерческих продуктах, включая автомобиль (Citroen Xsara Picasso), парфюм (Cognac Hennessy Picasso) и зажигалки (ST Dupont Picasso). Наследники Пикассо постоянно борются по законам об интеллектуальной собственности, касающихся его имени.

«Авиньонские девицы»

10. С 1917 по 1924 год Пикассо создал занавесы, декорации и костюмы для нескольких балетов. В то время его работы были плохо восприняты, но теперь они считаются символами прогресса в искусстве того времени.

11. Поскольку Пикассо был так слаб при рождении, акушерка подумала, что он родился мёртвым и положила его на стол. Его дядя, курящий большую сигару, подошёл к нему и выдохнул дым от сигары в лицо младенцу. Пикассо сразу же отреагировал гримасой и плачем.

12. Однажды Пикассо отметил: «Хорошие художники копируют, великие художники крадут». Эта фраза стала знаменитым высказыванием художника.

13. На основе данных о похищенных картинах лондонской организации Art Loss Register, Пабло Пикассо возглавляет список художников, чьи полотна пользуются наибольшей популярностью среди воров.

14. Пикассо считал, что американская писательница Гертруда Стайн была его единственной подругой. Её дружба и поддержка оказали на него значительное влияние.

«Алжирские женщины (версия О)»

15. 2015 года на аукционе «Кристис» был установлен новый абсолютный рекорд для произведений искусства, продаваемых с открытых торгов - картина Пабло Пикассо «Алжирские женщины (версия О)» .

16. В 2009 году самая известная газета The Times провела опрос среди 1,4 млн читателей, по результатам которого Пикассо признали лучшим художником среди живших за последние 100 лет.

17. Второй женой Пабло была Жаклин Рок; их брак продлился 11 лет. Пабло Пикассо впервые увидел Жаклин в 1953 году, когда ей было 26 лет, а ему - 72 года. Каждый день он дарил ей одну розу, пока через полгода Жаклин не согласилась встречаться с ним. Они поженились только спустя 6 лет после смерти первой жены Пикассо Ольги Хохловой в 1955 году.

18. У Пабло Пикассо было трое внебрачных детей: дочь Майя от Мари-Терез Вальтер; сын Клод и дочь Палома от Франсуазы Жило.

19. Первым словом Пикассо было «piz, piz», сокращённое от lápis, что в переводе с испанского означает «карандаш».

20. Согласно Книге рекордов Гиннеса 1998 года, Пикассо является одним из самых плодовитых художников в мире. За свою 78-летнюю карьеру он создал более 13 500 картин, 100 000 гравюр, 34 000 книжных иллюстраций, 300 керамических и скульптурных работ — всего более 147 800 произведений искусства.

21. С 1973 года (год смерти художника) любовница Пабло, Франсуаза Жило, боролась со второй женой художника, Жаклин Рок, за раздел имущества Пикассо. Любовница и её двое детей (Клод и Палома) ещё до смерти Пабло безуспешно пытались оспорить его волю на том основании, что Пикассо был психически болен. В конце концов стороны договорились о создании Музея Пикассо в Париже, который был открыт в 1985 году.

«Натюрморт с фруктами на столе»

22. Поскольку погребение художника состоялось на частной территории, принадлежавшей его замку, Жаклин Рок не позволила присутствовать на его похоронах двум внебрачным детям Пикассо — Клоду и Паломе, поскольку они ещё до смерти Пикассо пытались разделить имущество художника.

23. В 1927 году Пикассо встретил 17-летнюю Мари-Терез Вальтер и начал с ней тайно встречаться. Брак художника с его первой женой закончился разлукой, а не разводом, поскольку французский закон требовал четного разделения собственности в случае развода, а Пикассо не хотел, чтобы Хохлова получила половину своего богатства. Мари-Терез Вальтер прожила всю жизнь в тщетной надежде, что Пикассо однажды женится на ней. Через четыре года после смерти Пикассо она повесилась.

24. Хотя в детстве Пабло был крещён в католической церкви, позже он стал атеистом.

25. По состоянию на 2012 год, в крупнейшем в мире регистре по утерянным произведениям искусства (Art Loss Register (ALR)), 1 147 работ Пабло Пикассо числятся как украденные.

Пабло Пикассо

Пабло Пикассо осваивал технику рисунка и живописи с восьми лет: сначала под руководством отца, преподавателя рисования в Малаге, а затем в Художественной школе в Ла Корунье , куда переехала семья. С 1895 года Пикассо начал заниматься в Школе изящных искусств Барселоны.

14-летний Пабло Пикассо
1895, Барселона

Его масштабная композиция «Наука и Милосердие» [«Science and Charity»] (1897, музей Пикассо, Барселона) была отмечена на выставке в Мадриде. Пикассо легко поступил в Королевскую Академию художеств Сан Фернандо в Мадриде (1897), но, недовольный методами преподавания, вернулся в Барселону и сблизился с авангардистами, встречи которых проходили в кабаре «Четыре кота» [«Els Quatre Gats»]. Реализм ранних работ художник под влиянием Анри де Тулуз-Лотрека и Теофиля Стейнлена стал видоизменяться («Свидание», около 1900).

В 1900 году Пикассо отправился в Париж, где на Всемирной выставке экспонировалась его картина. Здесь он открыл для себя искусство Винсента Ван Гога, Поля Гогена, Эдгара Дега, Поля Синьяка; начал писать в технике пуантиллизма. Амбруаз Воллар организовал первую персональную выставку Пикассо, которая получила положительный отзыв в журнале «Revue blanche» (1901).

В 1901 году покончил жизнь самоубийством близкий друг художника Карлос Касахемас . Его смерть потрясла Пикассо; он возвращался к образу Касахемаса, вместе с которым приехал в Париж, снова и снова, в целой серии картин, отмеченных преобладанием холодных синих тонов. Так начался «голубой» период творчества художника (1901-1904). Написанные под влиянием Эль Греко произведения тех лет сочетали в себе аскетизм в отображении окружающей среды с отчетливым драматизмом образов. Героями картин Пикассо были нищие, цирковые артисты, проститутки из тюремной больницы («Две сестры», 1902; «Жизнь» [«La Vie»], 1903, Кливлендский музей искусств; «Старый еврей и нищий», 1903).


1 / 3

Пабло Пикассо
Жизнь
1903
Холст, масло. 196,5 х 128,5
Кливлендский музей искусств, Кливленд

В 1901-1903 годах художник постоянно переезжал из Барселоны в Париж и обратно.

Весной 1904 года Пикассо окончательно обосновался в Париже, поселившись в «Плавучей прачечной» [«Bateau-Lavoir»] — своего рода коммуне художников, куда наведывались такие поэты, как Андре Сальмон , Макс Жакоб и Гийом Аполлинер . В 1904 году Пикассо познакомился там с Фернандой Оливье , которая на несколько лет (вплоть до 1912) стала его подругой и моделью.

“Плавучая прачечная” на Монмартре
1967
Getty Images / Fotobank

Фернанда Оливье и Пабло Пикассо в Барселоне в кафе Guayaba
1906

С конца 1904 года начался « розовый» период (1904-1906) творчества Пикассо, для которого характерно смягчение эмоционального строя картин и доминирование розового и светло-охристого оттенков. Прообразами странствующих актеров, которых по большей части представляют эти утонченные композиции, выступали акробаты и клоуны из парижского цирка Медрано , друзья Пикассо и сам художник («Семейство бродячих комедиантов», 1905, Национальная галерея, Вашингтон; «Девочка на шаре», 1905).

В 1905 году патронами Пикассо стали Лео и Гертруда Стайн . В их доме он встретил Анри Матисса, чьи смелые эксперименты с цветом и формой вдохновили его на более радикальные художественные поиски. Работы Гогена в Осеннем Салоне (1906) и ретроспектива Поля Сезанна (1907) подсказали Пикассо путь к лаконизму; произведения первобытных культур — к примитивизации («Портрет Гертруды Стайн», 1906, музей Метрополитен, Нью-Йорк).

В 1907 году Пикассо приступил к работе над большой композицией «Авиньонские девушки» [«Les Demoiselles d’Avingnon»] (Музей современного искусства, Нью-Йорк). Эта картина, как и другие произведения периода раннего кубизма («Танец с покрывалами», 1907; «Дриада», 1908), в том числе величайшее его достижение — «Три женщины» (1908), строилась на резких геометрических деформациях объемов.

Пабло Пикассо
Авиньонские девушки
1907
Холст, масло. 243,9 х 233,7
Музей современного искусства, Нью-Йорк

Осенью 1908 года Пикассо познакомился с С. И. Щукиным; через год тот приобрел у художника первую картину — «Даму с веером», 1909.

С конца 1908 года началось сотрудничество Пикассо с Жоржем Браком; они постоянно встречались, вместе работали, продвигаясь от одной стадии кубизма к другой.

Жорж Брак в своей мастерской на Монмартре
1910
Rue des Archives / Vostock Photo

Лето 1909 года художник провел в Каталонии, где исполнил серию кубистических пейзажей («Завод», 1909). К 1910 году Пикассо пришел к почти абстрактным композициям, сохраняющим лишь наиболее существенные детали объекта — «атрибуты», как называл их сам мастер. Одной из вершин кубистической живописи этого времени стал «Портрет Амбруаза Воллара» (1910). Вскоре, вслед за Браком, Пикассо начал вводить в свои композиции буквы и усеченные лексемы, прибегая к сложной, не всегда очевидной словесной игре. С 1911 года под флагом кубизма в Салоне Независимых выступали последователи Пикассо: Фернан Леже, Анри Ле Фоконье, Константин Бранкузи. Сам Пикассо выставлялся в Лондоне, Берлине (1911, Сецессион), Москве («Бубновый валет»), Мюнхене (1912, «Синий всадник» [«Der Blaue Reiter»]) и Нью-Йорке (1913, Армори-шоу [«Armory Show»] ). Продажу своих картин художник с 1910 года доверил Даниэлю-Анри Канвейлеру.

С весны 1912 года в живопись Пикассо вернулись цвет и реальные детали («Столик в кафе», 1912).

1 / 3

По примеру Брака он обратился к коллажу и введению в красочное полотно неживописных фрагментов из газет, картона и бумаги, а также настоящих предметов. Пикассо применял одновременно несколько графических и живописных техник, экспериментировал с фактурами, добавляя в краски песок или опилки, использовал бумажные и напылительные технологии. Следующим шагом стало для него создание кубистических конструкций, или ассамбляжей. Трехмерные произведения, стирающие границы между живописью и скульптурой, свидетельствовали о появлении нового пластического языка, который оказал колоссальное влияние на общеевропейский художественный процесс.

В 1916 году по инициативе Жана Кокто С. П. Дягилев пригласил Пикассо участвовать в постановке балета «Парад». Парижская премьера «первого сюрреалистического спектакля» (1917) имела успех, и Пикассо еще на протяжении 10 лет сотрудничал с Русскими балетами, оформив в общей сложности шесть постановок. В 1918 году Пикассо женился на балерине дягилевской труппы О. С. Хохловой.

Пабло Пикассо (в кепке) сидит на занавеси для балета «Парад»
1917
Bridgeman / Fotodom

Пабло Пикассо с женой, балериной Ольгой Хохловой, на фоне афиши балета «Парад»
1917

Период 1917-1925 годов ознаменован в творчестве художника поворотом к классическим формам. Начав с обращения к Доминику Энгру и Огюсту Ренуару («Ольга в задумчивости» [«Olga pensive»], 1923, Музей Пикассо, Париж), Пикассо пришел к «колоссальному» стилю с мощными, близкими греческой архаике формами и экспрессивными деформациями («Две женщины, бегущие по пляжу» [«Deux femmes courant sur la plage»], 1922, музей Пикассо, Париж). На художника посыпались обвинения в измене со стороны кубистов; дадаисты называли его «мертвым художником». Но совсем скоро Пикассо, демонстрируя неисчерпаемость своего пластического лексикона, перешел от неоклассицизма и декоративного кубизма к сюрреалистическим, полноцветным, чувственным композиции с биоморфными фигурами («Танец» [«La Danse»], 1925, Галерея Тейт, Лондон). Это преображение совпало по времени с появлением в жизни художника Марии-Терезы Вальтер . «Я стремлюсь к сходству, превосходящему по глубине саму реальность», — утверждал Пикассо, которого сюрреалисты провозгласили «великим начинателем».



1 / 3

Пабло Пикассо
Ольга в задумчивости
1923
Пастель. 105 х 75
Музей Пикассо, Париж
Bridgeman / Fotodom

Пабло Пикассо
Две женщины, бегущие по пляжу
1922
Гуашь, фанера. 32,5 х 41,1
Музей Пикассо, Париж
Bridgeman / Fotodom

Пабло Пикассо
Три танцовщицы
1925
Холст, масло. 215,3 х 142,2
Галерея Тейт, Лондон

В 1932 году в Париже и Цюрихе прошли крупные ретроспективы Пикассо. В середине 1930-х годов художник на время оставил занятия живописью и начал писать стихи. В это десятилетие в его произведениях частотны мотивы насилия и борьбы, доминирует трагическое начало. В 1937 году бомбардировка немецкой авиацией баскского города Герника побудила Пикассо всего за месяц написать для Испанского павильона на Всемирной выставке в Париже колоссальную черно-белую композицию «Герника» (Музей королевы Софии, Мадрид), вызвавшую огромный резонанс в Европе.



Хосе Руис Бласко, отец Пабло Пикассо, фото ок. 1870
Архивное фото,

Дон Хосе Руис Бласко (José Ruiz Blasco, 1838-1913) происходил из древнего, довольно богатого рода, ко времени дона Хосе уже слегка обедневшего. Сам Дон Хосе был не очень преуспевающим художником-анималистом и куратором местного музея в Малаге. К моменту женитьбы в 1880 году на будущей , Дон Хосе был довольно беден, и к тому же едва оправился от смерти своей первой возлюбленной. Его новой невестой стала донья Мария Пикассо Лопес, происходившая из ещё менее состоятельной семьи, владевшей небольшими виноградниками. Донья Мария была на 14 лет моложе жениха, она была маленькой и черноволосой, в то время как сам дон Хосе был высоким голубоглазым блондином, с виду напоминавшим англичанина. Пабло был их первым ребенком, позднее у них появились и ещё две девочки — Долорес, или , будущая модель для многочисленных портретов кисти своего выдающегося брата, и Консепсьон, которую называли Кончита, и которая умерла в возрасте четырех лет от дифтерии.

Передать свой талант сыну

В период, к которому относится фото, дон Хосе — преподаватель школы изобразительных искусств в Малаге, городе, где в 1881 году родился Пабло Пикассо. Отец сразу распознал у маленького Пабло необыкновенные способности к рисованию. Он научил его азам живописи и всячески пестовал рано проявившееся дарование сына. Существует устойчивая , что дон Хосе, впечатленный первыми работами своего талантливого ребенка, передал ему свою палитру, сказав, что впредь отказывается писать сам. И что Пабло Пикассо всю жизнь потом испытывал вину, что художественно «ослепил» отца.

Отец передал ему не только свое умение рисовать, но и свою страсть к корриде, которая потом никогда не оставляла Пикассо, и первая известная изображает матадора на коне. Отец также был заядлым голубятникм, держал голубятню, сотни птиц, много рисовал их, и детство маленького Пикассо непредставимо без его игр с голубями.

. .
К тому же он знал, как эти птицы дороги отцу и, уходя в школу, он часто захватывал с собой кисти отца и его голубя, чтобы быть уверенным, что теперь-то отец наверняка зайдет за ним. Эти сюжеты — и — проходят потом через всю живопись Пикассо, на протяжении всей его долгой творческой биографии.

Обучение сына

Переезжая с семьей сначала в Ла Корунью, а затем в Барселону, отец получал профессорские должности в художественных заведениях, и сын поступал туда же на учебу. Под руководством отца были написаны первые значительные академические работы Пикассо, и , которые выставлялись на художественных выставках Барселоны и Малаги и получили признание и награды. На обеих картинах в качестве одного из главных персонажей изображен отец. Существует также множество , сделанных сыном в этот творчества. Воодушевленный успехами сына, отец арендовал ему его первую мастерскую-студию, и рано начал вывозить его в Мадрид, в музей Прадо, где юный гений изучал живопись Веласкеса и Эль Греко. Он также сподвиг сына на поступление в Королевскую Академию Искусств в Мадриде, лучшее художественное учебное заведение Испании.

Он так и не понял своего сына

Однако, нестандартный путь в искусстве начинающего художника не был таким, каким его хотел видеть отец. Отношения отца и сына стали напряженными уже с 1898 года, когда Пабло оставил учебу в мадридской Академии, посчитав, что ничему новому, по сравнению с тем, что он уже умел, он там не научится, и решил двигаться в искусстве самостоятельно. Он учится у великих, копируя шедевры в музеях и пишет сам в манере старых мастеров, а затем возвращается в Барселону и вливается в круг молодых каталонских художников, вращавшихся вокруг богемного кафе Четыре кота, участвует в выставках и издании художественного журнала. С этих пор всё дальнейшее творчество Пикассо уже навсегда обращено в сторону авангарда, что, безусловно, не могло восприниматься с большим восторгом его отцом, приверженцем классической традиции в живописи. Обучая в детстве сына азам мастерства, он всего лишь хотел, чтобы тот мог впоследствии этим ремеслом зарабатывать себе на жизнь, возможно, занять более высокое место преподавателя в более престижном художественном заведении, чем это удалось ему самому.




Основоположник кубизма, самый дорогой художник в мире, лучший художник прошлого века, самый «похищаемый» художник – все это Пабло Пикассо. На его родине хранится большая часть его работ. О том, где их увидеть, пойдет речь в статье.

Па́бло Дие́го Хосе́ Франси́ско де Па́ула Хуа́н Непомусе́но Мари́я де лос Реме́диос Сиприа́но де ла Санти́сима Тринида́д Ма́ртир Патри́сио Руи́с и Пика́ссо – так звучит полное имя мастера. Пабло Пикассо – испанский художник, скульптор, график, театральный художник, керамист и дизайнер . По опросу, проведенному журналом Times в 2009 году, Пикассо назван лучшим художником, жившим за последние 100 лет. Возможно, поэтому он остается самым «похищаемым» художником. Коллекции его картин разбросаны по всему миру, но самые многочисленные находятся на родине, в Испании .

Museo Сasa natal de Pablo Picasso (Малага)




Художник родился в 1881 году в Малаге , где сейчас расположены посвященный ему музей и фонд. Музей Casa natal de Pablo Picasso – «Дом, где родился Пикассо» на Plaza de la Merced, 15 в Малаге – был объявлен историческим памятником в 1983 году. Изначально в качестве музея был открыт только первый этаж, но постепенно весь дом переделали под выставочные залы и торжественно открыли в 1998 году.

Casa natal de Pablo Picasso – это в первую очередь фонд изучения и продвижения творческого наследия художника. Большой интерес для поклонников представляет первый этаж, где сохранены интерьеры комнат с XIX века, когда в нем жила семья Руис-Пикассо.

В музее фонда собраны картины более 200 художников, помимо мастера. Из самых ценных экспонатов – грубые наброски Пабло Пикассо к его картине «Авиньонские девицы», выполненные в 1907 году. Коллекция литографий содержит 238 работ, созданных в период с 1930 по 1960 год, это вторая в мире по величине коллекция этого рода. Также здесь выставлено более 50 книг, иллюстрированных художником вместе с Шагалом, Миро и другими мастерами. Фонд может похвастать 34 керамическими работами, выполненными с 1940 по 1946 год. Также фонд выставляет уникальную коллекцию фото, изображающих художника в последние годы его жизни.

До 5 июня 2016 года открыта выставка «После Пикассо» – работы художников, работающих в его манере и вариации на тему самых известных произведений художника. С февраля работает выставка «Пикассо: решающие моменты» – это 18 работ художника, включая эскизы к «Авиньонским девицам» и к «Гернике» и полотна из переходного периода от голубого к розовому этапу.

Открыто с 9:30 до 20:00. Постоянная выставка, дом-музей, временная выставка и аудиогид стоят 4 евро.

Адрес: Plaza de la Merced, 15, Málaga.

Museo Picasso (Малага)



Музей Пикассо в Малаге возник по желанию самого художника. Идея создания родилась в 1953 году, но реализовалась только в 1992 году, когда жена его покойного сына Кристина Руис-Пикассо устроила выставку своего свекра в Малаге. В 2003 году, спустя 50 лет после задуманного, музей был торжественно открыт королем Хуаном Карлосом и королевой Софией.

Museu Picasso (Барселона)



В 1960 году близкий друг и секретарь Пикассо Хайме Сабартес принял решение пожертвовать свою коллекцию картин художника и организовать музей в Барселоне . В 1963 году в готическом дворце Беренгера д"Агилара открылся музей , названный «Коллекция Сабартеса». Сегодня он известен как Музей Пикассо и занимает уже 5 особняков, потому что после смерти Сабартеса сам Пикассо пожертвовал в музей значительную долю своих творений. На сегодняшний день в фонде музея хранится более 4 тысяч его работ, это самая большая коллекция Пикассо в мире.

Преимущественно это ранние работы с 1895 по 1904 год, расположены они в строго хронологическом порядке – от карандашных детских набросков до зрелых произведений. Здесь же можно увидеть и картины знаменитого голубого и частично розового периода, созданные до переезда в Париж. Из самых ранних произведений наиболее значимые – «Наука и милосердие», среди поздних выделяют серию «Менины» 1957 года – вариации на тему известного полотна Веласкеса, а также серию «Голуби», созданную в том же году в Каннах. Важна и собранная здесь коллекция керамики, переданная в музей вдовой художника Жаклин Роке, с которой он, кстати, познакомился в керамической лавке.

Работает с 9:00 до 19:00, кроме понедельника (в четверг – до 21:30). Полный билет, включая основную и временную выставки, стоит 14 евро. Обычно у входа большие очереди, нужно запастись терпением и прийти пораньше.

Адрес: Carrer Montcada, 15-23, Barcelona.

Fundació Palau (Барселона)


Фонд Палау, где хранится около 50 произведений мастера, – второй по числу выставленных работ музей Пикассо в Каталонии . Фонд был создан в 2003 году для сохранения работ художника, подаренных основателю выставки литератору Хосепу Палау-и-Фабре самим Пикассо, с которым тот поддерживал тесные отношения в течение 25 лет. Здесь есть малоизвестный автопортрет Пикассо, кукольный театр , созданный художником для своей дочери Майи. Вход – 5 евро.

Адрес: Carrer Riera, 54, Caldes d’Estrac, Barcelona.

Pueblo Español (Барселона)


В архитектурном музее Pueblo Español, или «Испанская деревня», в Барселоне выставлена достаточно большая коллекция керамики Пикассо, в которую входят созданные в 60-е годы прошлого столетия подносы, тарелки, чашки, вазы с изображением животных и сцен из испанской жизни. Также в коллекции музея хранятся несколько гравюр художника.

Адрес: Posada de las Ánimas, 62, Carrer Andalusia, Barcelona.

Casa Museo Picasso (Ла-Корунья)


Дом-музей Пикассо в Ла-Корунье открыт с 2002 года. В этом типичном галисийском особняке семья художника жила с 1891 по 1895 год. Здесь собрано 33 работы, из которых 4 – рисунки отца художника, профессора, преподавателя изящных искусств. Все создано во время жизни в Ла-Корунье, когда юный художник уже публиковал свои рисунки и карикатуры в местных газетах. Интерьеры особняка бережно восстановлены и сохранены в неприкосновенности. Вход в музей бесплатный.

Адрес: Calle Payo Gómez, 14, La Coruña.

Центр искусств королевы Софии (Мадрид)


В коллекции Пикассо в Музее королевы Софии в основном хранятся работы 30-х годов. Самая ранняя – это «Женщина в голубом», 1901 год, самые поздние – это три картины из серии «Модель и живописец» 1963 года. Всего в коллекции – 292 работы, это картины и скульптуры.

Но жемчужина коллекции – это, без сомнения, «Герника». Здесь выставлена сама картина, а также подготовительные эскизы и фотографии художника за работой, созданные Дорой Маар. Полотно в 1981 году вернулось в Испанию из Музея современного искусства в Нью-Йорке. Эту картину о разрушении фашистами города Герника Пикассо создал по заказу правительства Второй республики для украшения испанского павильона на Международной парижской выставке 1937 года.

Адрес: Calle de Santa Isabel, 52, Madrid.

Museo Picasso (Буитраго-дель-Лосоя, Мадрид)


Основа этого музея , открытого в 1985 году, – коллекция парикмахера и друга художника Эухенио Ариаса. Свое собрание Ариас перевез в дар из Франции в 1982 году, а место для открытия музея было его условием – он хотел сделать подарок родному городу.

Коллекция состоит из 65 работ: это рисунки, литографии, плакаты и керамика. Здесь есть единственная работа Пикассо в техники пирографии, или выжигания. Также в музее хранится много фотографий и артефактов, касающихся жизни Пикассо, его дружбы с Ариасом и другими соотечественниками.

Адрес: Plaza de Picasso, 1, Buitrago del Lozoya, Madrid.

Первые работы

Пикассо начал рисовать с самого детства, первые уроки художественного мастерства Пикассо получил у своего отца - учителя рисования Х. Руиса, и вскоре владел им в совершенстве. В 8 лет он рисует свою первую серьезную картину маслом, Пикадора , с которой он не расставался в течение всей жизни.

Пикассо учился в школе искусств в Ла-Корунье ( -). В году он поступает в школу изящных искусств в Барселоне . Сначала он подписывается своим именем по отцу Ruiz Blasco , но затем выбирает фамилию матери Picasso . В сентябре он уезжает в Мадрид , где в октябре проходит конкурс в академию Сан-Фернандо.

Произведение переходного периода - от «голубого» к «розовому» - «Девочка на шаре » (1905, Музей изобразительных искусств, Москва).

Во время римской подготовки «Парада» Пикассо познакомился с балериной Ольгой Хохловой, которая стала его первой женой. 12 февраля года они заключают брак в русской церкви в Париже , свидетелями на их свадьбе были Жан Кокто , Макс Жакоб и Гийом Аполлинер . У них рождается сын Поль (4 февраля ).

Эйфорическая и консервативная атмосфера послевоенного Парижа , женитьба Пикассо на Ольге Хохловой, успех художника в обществе - все это отчасти объясняет этот возврат к фигуративности, временный и притом относительный, поскольку Пикассо продолжает писать в то время ярко выраженные кубистические натюрморты («Мандолина и гитара», 1924). Наряду с циклом великанш и купальщиц, картины, вдохновленные «помпейским» стилем («Женщина в белом», 1923), многочисленные портреты жены («Портрет Ольги», пастель , 1923) и сына («Поль в костюме Пьеро») являют собой одни из самых пленительных произведений, когда-либо написанных художником, даже при том, что своей слегка классической направленностью и пародийностью они несколько озадачили авангард того времени.

Сюрреализм

В начинается один из самых сложных и неровных периодов в творчестве Пикассо. После эпикурейского изящества 1920-х («Танец») Пикассо создает атмосферу конвульсий и истерии, ирреальный мир галлюцинаций, что можно объяснить, отчасти, влиянием поэтов-сюрреалистов, проявившимся в некоторых рисунках, стихотворениях, написанных в 1935, и театральной пьесе, созданной во время войны. На протяжении нескольких лет воображение Пикассо, казалось, могло создавать только монстров, неких разорванных на части существ («Сидящая купальщица», 1929), орущих («Женщина в кресле», 1929), раздутых до абсурда и бесформенных («Купальщица», рисунок, 1927) или воплощающих метаморфические и агрессивно-эротические образы («Фигуры на берегу моря», 1931). Несмотря на несколько более спокойных произведений, которые являются в живописном плане наиболее значительными, стилистически это был весьма переменчивый период («Девушка перед зеркалом», 1932). Женщины остаются главными жертвами его жестоких бессознательных причуд, возможно, потому, что сам Пикассо плохо ладил со своей собственной женой, или потому, что простая красота Марии-Терезы Вальтер, с которой он познакомился в марте , вдохновляла его на откровенную чувственность («Зеркало», 1932). Она стала также моделью для нескольких безмятежных и величественных скульптурных бюстов, исполненных в в замке Буажелу, который он приобрел в . В - именно в скульптуре выражается вся жизненная сила Пикассо: бюсты и женские ню , в которых иногда заметно влияние Матисса («Лежащая женщина», 1932), животные, маленькие фигуры в духе сюрреализма («Мужчина с букетом», 1934) и особенно металлические конструкции, имеющие полуабстрактные, полуреальные формы и исполненные порой из грубых материалов (он создает их с помощью своего друга, испанского скульптора Хулио Гонсалеса - «Конструкция», 1931). Наряду с этими странными и острыми формами, гравюры Пикассо к «Метаморфозам» Овидия (1930) свидетельствуют о постоянстве его классического вдохновения.

«Герника» и пацифизм

В симпатии Пикассо - на стороне республиканцев, борющихся в Испании (серия акватинт «Мечты и ложь генерала Франко», отпечатанная в виде открыток, разбрасывалась с самолетов над позициями франкистов). В апреле немецкая и итальянская авиация бомбила и разрушила небольшой городок басков Герника - культурный и политический центр жизни этого свободолюбивого народа. За два месяца Пикассо создает свою «Гернику » - громадное полотно, которое было выставлено в республиканском павильоне Испании на Всемирной выставке в Париже. Светлые и темные монохромные краски словно передают ощущение от всполохов пожара. В центре композиции, наподобие фриза, в комбинаторике кубистическо-сюрреалистических элементов показаны павший воин, подбегающая к нему женщина и раненая лошадь. Основной теме сопутствуют изображения плачущей женщины с мертвым ребенком и быком за ее спиной и женской фигуры в пламени с воздетыми вверх руками. В темноту маленькой площади, над которой висит фонарь, протягивается длинная рука со светильником - символом надежды.

Ужас, охвативший Пикассо перед угрозой варварства, нависшего над Европой , его страх перед войной и фашизмом , художник не выразил прямо, но придал своим картинам тревожную тональность и мрачность («Рыбная ловля ночью на Антибах», 1939), сарказм, горечь, которые не коснулись только лишь детских портретов («Майя и ее кукла», 1938). И вновь женщины стали главными жертвами этого общего мрачного настроения. Среди них - Дора Маар , с которой художник сблизился в и красивое лицо которой он деформировал и искажал гримасами («Плачущая женщина», 1937). Никогда еще женоненавистничество художника не выражалось с такой ожесточенностью; увенчанные нелепыми шляпами, лица, изображенные в фас и в профиль, дикие, раздробленные, рассеченные потом тела, раздутые до чудовищных размеров, а их части соединены в бурлескные формы («Утренняя серенада», 1942). Немецкая оккупация не могла, понятно, испугать Пикассо, который оставался в Париже с по . Она также нисколько не ослабила его деятельности: портреты, скульптуры («Человек с агнцем»), скудные натюрморты, которые порой с глубоким трагизмом выражают всю безысходность эпохи («Натюрморт с бычьим черепом», 1942).

В Пикассо становится членом Французской коммунистической партии, но кажется, не проникается ее идеями настолько, чтобы выражать их в своих крупных исторических произведениях, чего, вероятно, ждали от него его политические товарищи. Гуманистические воззрения Пикассо проявляются в его работах: в он рисует знаменитого «Голубя мира».

После войны

П.Пикассо на марке СССР

Послевоенное творчество Пикассо можно назвать счастливым; он сближается с молодой Франсуазой Жило, с которой познакомился в и которая подарит ему двоих детей, дав таким образом темы его многочисленных очаровательных семейных картин. Он уезжает из Парижа на юг Франции , открывает для себя радость солнца, пляжа, моря. Произведения, созданные в - , очень среднеземноморские по духу, характерны своей атмосферой языческой идиллии и возвращением античных настроений, которые находят свое выражение в картинах и рисунках, созданных в конце в залах музея Антиб , ставшего впоследствии музеем Пикассо («Радость жизни»).

Осенью Пикассо начинает работать на фабрике «Мадура» в Валлорисе; увлеченный проблемами ремесла и ручного труда, он сам выполняет множество блюд, декоративных тарелок, антропоморфных кувшинов и статуэток в виде животных («Кентавр», 1958), иногда несколько архаичных по манере, но всегда полных очарования и остроумия. Особенно важны в тот период скульптуры («Беременная женщина», 1950). Некоторые из них («Коза», 1950; «Обезьяна с малышом», 1952) сделаны из случайных материалов (брюхо козы выполнено из старой корзины) и относятся к шедеврам техники




Top