Скульптор андреев. Андреев, николай андреевич

Николай Андреевич Андреев

Николай Андреевич Андреев родился 14 (26) октября 1873 года в Москве. Отец его до двадцати шести лет был крепостным крестьянином одного из помещиков Рязанской губернии, рано ушёл в город, работал много и трудно. Детство художника прошло в тяжёлых бытовых условиях.

С восьми лет мальчик стал посещать городское училище. Уже здесь проявились его художественные склонности и талант. Юный Андреев начал рисовать и писать красками. Двенадцатилетний мальчик, одолев учёбу в городской школе, поступает в Строгановское училище. Николай оканчивает его через пять лет. Эта художественная школа готовила тогда, в сущности, не художников, а ремесленников-рисовальщиков для ситценабивных фабрик.

После окончания Строгановского училища семнадцатилетний Николай наконец поступает рисовальщиком на серпуховскую ситценабивную фабрику Цинделя. Заработок крайне нужен был и для молодого художника, и для поддержки родной семьи. Через год работы он был вызван в Москву директором Строгановского училища Ф. Ф. Львовым и занял там место преподавателя рисунка. Многолетний преподавательский стаж Андреева продолжался в этом училище - уже после его преобразования в высшую школу - до 1918 года.

Рядом с художественно-производственными задачами Андреева волнуют и замыслы монументальные. С большой смелостью для ученика он принимает участие в конкурсе на памятник Глинке в Петербурге. Андреевский проект получил первую премию, однако выполнение памятника не решились передать молодому, неизвестному мастеру, не окончившему даже высшей художественной школы.

В 1900 году Андреевым был завершён курс в Училище живописи, ваяния и зодчества. В том же году по окончании училища Николаю удалось впервые поехать за границу - в Париж на Всемирную выставку. Здесь Андреев познакомился с последним словом европейского искусства. Роден и его школа позволили ему окончательно уяснить суть скульптурного импрессионизма. Но там же усилилось и увлечение художника модерном.

По возвращении в Москву Николай продолжает преподавание рисунка и скульптуры в Строгановском училище. Андреев обучает серьёзно и строго работать с натуры, хорошо и складно компоновать скульптурный эскиз. Он воспитывает свободу непосредственного восприятия и понимания натуры, обобщения или детализации образа, широко допускает любую манеру обработки поверхности, но вместе с тем настойчиво и сурово требует точности формы, чёткости отношения к основным задачам скульптурного построения. У него уже складывалась своя система. Андреева любили и ценили ученики.

Самая ранняя из известных и сохранившихся работ первого периода - фигура «Девушка в рубахе». Она датирована 1900 годом. Особенно хорошо чувствуется молодое, худое тело девушки-подростка под тяжёлыми складками рубахи.

В период с 1900 по 1910 год Андреев работал интенсивно. Диапазон его творчества был весьма широк: станковая и декоративная скульптура, пластика малых форм. Особенно много сил и времени было отдано разработке и осуществлению монументальных произведений. Андреев участвовал в конкурсах на памятники первопечатнику Ивану Фёдорову, Т. Г. Шевченко, Гермогену и Дионисию, К. Д. Ушинскому. Во многих конкурсах он оказывался победителем. Дважды Андреев одержал победу на двух конкурсах на памятники Гермогену и Дионисию, предназначенные для установки на Красной площади у Кремлёвской стены. Андреевым были созданы надгробные памятники К. А. Ясюнинскому, Н. Л. Тарасову, Ф. П. Гаазу.

То, что проскальзывало в отдельных портретах начала века - крепнущее мастерство художника-психолога, - с особой полнотой и силой раскрылось в работе над воплощением образа Гоголя. К конкурсу на памятник Гоголю Андреев готовился особенно тщательно. Ещё летом 1904 года, живя на Украине, он сделал массу зарисовок. В 1906 году вновь отправился туда. Проехал в Миргород, Яновщину, побывал у сестры Гоголя, вынес много новых и неожиданных для себя впечатлений, зарисовал вереницы типов. Его увлёк крестьянский украинский быт, психология, но поразили шовинизм националистически настроенной части украинской интеллигенции и отрицание ею значения Гоголя для украинской культуры. Перед художником встал образ «отверженного» Гоголя, его душевная драма, быть может, обострившая его сарказм и горечь восприятия мира.

Такое представление о писателе сыграло большую роль в формировании у Андреева образа Гоголя. Художник внимательно изучает не только психологию творчества Гоголя, но и психопатические стороны его душевной жизни: читает специальную литературу, внимательно беседует с психиатром Баженовым. В это время он много читал и перечитывал Гоголя. Художник занимался иконографией писателя, стараясь представить себе его достоверный облик. Им были сделаны рисунки с прижизненных портретов Гоголя работы Александра Иванова и Ф. А. Моллера. Много дал для воссоздания живых черт Гоголя рисунок, сделанный Э. А. Дмитриевым-Мамонтовым.

Николаю Андреевичу в воссоздании облика Гоголя помогло непосредственное жизненное впечатление. Для изображения писателя ему позировал родной брат - Вячеслав. Именно согбенная фигура брата, устало опустившегося на скамью, зябко кутающегося в широкие полы плаща, с поникшей головой и устремлённым вниз рассеянным взором помогла скульптору увидеть «своего» Гоголя. Это образ человека, погружённого в тяжёлые размышления, измученного внутренней борьбой.

Безусловно, памятник не стал лишь увеличенным этюдом с натуры. При переходе от модели к самому монументу образ претерпевает большие изменения. Скульптор стремится к усилению драматизма образа. Форма ещё смелее обобщается, передаётся широкими плоскостями, резкими их переломами, возникает напряжённость контрастов светлого и тёмного. В окончательном варианте сильнее выявлен трагизм судьбы и творчества гениального писателя.

Как пишет Л. П. Трифонова в книге, посвящённой Андрееву:

Взаимодействие данного пластического решения с типичными явлениями в скульптуре эпохи совсем иное, чем во многих произведениях дореволюционного творчества Андреева. Если в них это взаимодействие в большой мере определялось разработкой специально взятых приёмов того или иного стилевого направления, то в данном случае оно возникает совершенно непроизвольно, спонтанно. В самостоятельном творческом решении образа сами собой возникают черты, типичные для скульптуры данной эпохи. В конкретном, индивидуально-неповторимом проявляет себя общая закономерность. Можно найти в памятнике характерное для импрессионизма преобладание пластической массы над чётким, завершённым объёмом, сложность светотеневого построения, при котором отдельные формы сливаются и тонут. Можно найти близость к экспрессионистическим решениям с их резкостью и напряжением формы. Но нет в памятнике ни раздроблённости - недостатка, так часто отмечаемого в скульптуре импрессионизма, ни своеволия, нервозности экспрессионизма. Образ Гоголя правдив и выразителен без преувеличений и деформаций. Поза, движение, мимика просты и естественны. Форма, в которой воплощён образ, монолитна, силуэт её выразителен.

Замысел всего построения красив и поэтичен. Высокий гранитный постамент с одинокой фигурой писателя опоясывает со всех четырёх сторон непрерывный бронзовый рельеф с изображением персонажей из „Ревизора“.

Либеральные слои купечества и интеллигенции во главе с Остроуховым и либеральной печатью были за Андреева. Для этой стороны и памятник, и автор его были символом протеста против воцарившейся после 1905 года реакции. Реакционные круги по тем же причинам были против этого памятника. Они отлично чувствовали, что острый взор андреевского Гоголя обращён не только в прошлое, но и в настоящее, в то безумие реакционной вакханалии, какая наступила после подавления революции 1905 года.

Знаменитый русский художник Илья Ефимович Репин приветствовал создание памятника такими словами: «Трогательно, глубоко и необыкновенно изящно и просто… Сколько страдания в этом мученике за грехи России».

Вторая поездка за границу в 1909 году сыграла в дальнейшем большую роль в его творческом пути. В монументальных опытах Родена Андреев находит отклик тех же экспрессионистических стремлений, которые определили характер его Гоголя. Одновременно он восхищается группами Карно на здании Оперы и Бельфордским львом Бартольди - характерными образцами неоакадемизма Второй империи. Скульптор ценит, однако, и искусство совсем иного строя. Велико было его увлечение готикой и романским искусством, незабываемой силой «химер» на соборе Парижской Богоматери.

По возвращении в Москву Андреев принялся с новым подъёмом за творческую работу. Заграничные впечатления не создали сразу большого крена в каком-либо новом направлении. Тот же импрессионизм, та же точность сходства с натурой и острота авторского глаза, но и та же несколько внешняя характеристика. Так выполнены бюсты: В. Е. Маковского, И. Е. Репина, А. И. Южина, Ф. О. Шехтеля и др. Однако художник многое меняет в методах своей работы.

В 1910 году появляется памятник доктору Гаазу - общественный дар художника Москве. Новый памятник-бюст говорит о наметившихся сдвигах. Николай Андреевич ищет здесь ещё более крепкой скульптурной формы, реализма в образе, лишённом случайности этюдного впечатления. Да и по самому своему характеру эта задача должна была толкнуть художника к обобщениям, основанным совсем не на натуре. Образ Гааза - синтетический портрет замечательного доктора-гуманиста жестокой николаевской эпохи. И вместе с тем прекрасно выполненная голова доктора живёт напряжённой и подлинной жизнью.

После памятников Гоголю и Гаазу наступает полоса некоторого творческого затишья.

С революцией у Андреева рождаются новые скульптурные замыслы монументального порядка. К первой годовщине великой пролетарской революции он строит колоссальную голову Дантона для украшения площади Революции. В этой мощной львиной голове автор с небывалой для себя силой воплотил пафос и темперамент французской буржуазной революции, её романтику. Андреевский «Дантон» - ожившая античная маска, трагическое выражение великих социальных противоречий и политических столкновений той эпохи.

Зима 1918 года ушла на новую срочную работу - над колоссальной статуей Свободы для площади перед зданием Моссовета. Андреев окончательно порывает с языком импрессионистской живописной недоговорённости, с экспрессионистическим, беспокойным жестом эпохи гоголевского памятника. Мастер ищет опоры в непревзойдённом веками сочетании реального и идеального, как оно было найдено культурой античной Греции.

Стиль статуи «Свободы» - монументальное завершение той художественной линии, которая постепенно намечалась и крепла в творчестве художника после 1910 года.

Вторая линия намечается с начала революции. Она - реакция на засилье «левых» течений эпохи военного коммунизма. Николай Андреевич, внимательный ко всем явлениям художественной жизни, стремился понять основы и этого художественного направления. Андреев признавал и использовал их конструктивные, архитектонические тенденции, но решительно противился всему деструктивному, нарушающему целость изобразительного замысла.

Под таким углом зрения следует рассматривать особенности художественных приёмов при выполнении Андреевым памятников Герцену и Огарёву перед зданием Московского университета. Компактная, слитая масса, обработанная широкими, рублеными плоскостями; форма, близкая к схеме. Начало синтетическое подчинено началу аналитическому.

Центральное положение в работе мастера в двадцатые годы занял памятник А. Н. Островскому в Москве. На сооружение памятника драматургу перед Малым театром был объявлен очень широкий конкурс. Но ни у кого в итоге не было сомнений в том, что лучший проект - андреевский.

Над памятником скульптор работал с 1923–1924 по 1928 год. Его открытие состоялось в мае 1929 года. Памятник Островскому был опытом строго реалистического решения - в том стиле, которого требовал не только образ писателя, но и внутренний путь самого скульптора. Этот стиль становится всё устойчивее, раскрывая основы творчества мастера, его генеральную линию. Форма в памятнике становится чеканно ясной, точной, но свободной. Техника виртуозна, но так обусловлена единством содержания и формы, что не бросается в глаза, не надоедает, а принимается как должное. Самый образ спокоен, холодноват и глубоко, умно продуман.

Художник в это время принимает участие и в других конкурсных соревнованиях. К тому же времени относится и большой бюст Л. Н. Толстого к толстовской выставке 1928 года.

В разнообразии творческих задач была одна художественная тема, которая захватила Андреева на долгие годы - лениниана. Работа над образом Ленина шла много лет и стала главной творческой целью всего последнего периода жизни художника. Андреев создал около ста скульптурных портретов вождя.

Николай Андреевич Андреев (1973-1932 гг.) известен как автор монументальных памятников, прежде всего, любимых москвичами “грустного” Гоголя на Никитском бульваре и Островского у Малого театра. Кроме того, Андреева знают как автора “ленинианы” - скульптор создал около 100 скульптурных и 200 графических изображений вождя революции. В 1920-1921-х гг. несколько художников, в числе которых был и Андреев, получили возможность рисовать Ленина в Кремлевском кабинете во время его работы. Организаторы выставки показали малоизвестного широкой публике Андреева и его работы, которые он выполнял до 1917 года.

Николай Андреев был очень тесно связан с Москвой, где он провел большую часть своей жизни. Он учился сначала в Строгановском училище, затем в Московском училище живописи, ваяния и зодчества - у Волнухина и Трубецкого. В 1901 году Андреев окончил училище. Но еще до этого он начал в “Строгановке” свою преподавательскую деятельность, которая длилась до 1918 года. Через его школу прошли многие мастера скульптуры и прикладного искусства. В Москве была его мастерская. Георгий-Победоносец - скульптурный барельеф на фасаде Третьяковской галереи был сделан еще молодым скульптором Андреевым в 1900-е годы и стал ее символом. В Третьяковке хранится большая часть наследия скульптора, которое было передано его вдовой Марией Гортынской. Сейчас в собрании около 1000 графических произведений Андреева, более 1000 сделанных им фотографий и около 200 скульптур. На выставке представлено порядка 70-ти скульптурных работ.

Последний раз работы Андреева Третьяковка показывала на его персональной выставке, приуроченной к 100-летию со дня его рождения в 1973-1974 годах. Тогда, в советские годы, почетное место на экспозиции занимала его “лениниана”. На выставке, которая проходит сейчас Третьяковке, представлен другой Андреев - автор работ очень разнообразных по стилю, по материалу, ориентирующийся на разные традиции - от искусства Ассирии и этнографии до классической скульптуры и модерна. Представленные работы скульптор не показывал на своих прижизненных выставках, это была его “внутренняя” творческая лаборатория.

Андреева связывала тесная дружба с артистами Московского Художественного театра. Он оформлял не только постановки, но и делал шутливые панно, карикатурные куклы. Он проявил себя изобретательным художником-карикатуристом при оформлении театральных «капустников». В сотрудничестве с Станиславским разрабатывал новые выразительные принципы оформления сценического пространства. Андрееву принадлежит серия портретов театральных деятелей - скульптурные портреты Качалова, Ленского, Немировича-Данченко, Качалова в роли Гамлета и других.

Татьяна Карпова - заместитель генерального директора Третьяковской галереи по науке: “Мы привыкли считать, что скульптура - искусство достаточно пафосное и лишенное юмора. В работах Андреева мы видим карикатуры в скульптуре. Музей московского художественного театра предоставил нам целый ряд произведений, которые раскрывают еще одну, скрытую от широкой публики, сторону жизни и творчества Андреева - его увлечение театром”.

Мария Морозова - куратор выставки: “Все работы, представленные на этой выставке, дважды оказывались в заложниках исторической ситуации. В дореволюционный период сам Андреев очень тщательно отбирал работы для экспозиций. Потом, в советское время, публике показывали в основном работы Андреева, посвященные Ленину. В постсоветское время по Андрееву еще раз прошелся каток истории - его наследие практически не показывалось, потому что за ним тянулся все тот же “шлейф” “ленинианы”. На этой выставке нам хотелось показать другого Андреева - разнообразного, живого, увлекающегося, иногда ошибающегося. В нем всегда была какая-то радость жизни и интерес ко всему новому. Он преподавал, всю жизнь был окружен учениками по Строгановскому училищу, его мастерская была центром художественной жизни Москвы дореволюционного времени - там собирались актеры художественного театра, танцоры, художники. И это ощущение радости жизни и какой-то открытости и готовности воспринимать все новое - все это есть и в его работах. Он экспериментировал с техникой, с материалами, с фактурой. Практически в каждом разделе выставки есть парные скульптуры - работы, сделанные по одной форме, но отличающиеся либо фактурой, либо цветом. Это сделано сознательно, чтобы показать поиски скульптором разных образов, наиболее точно отвечающих его творческому замыслу. Интересно сравнить вещи, которые сделаны в цвете и без цвета, с покраской и без покраски, гипс и бронзу. И эта жажда жизни и интерес ко всему новому проявляется и в том, что Андреев много фотографировал, экспериментировал с техниками фотосъемки - делал и стереопары, и автохромы, и просто черно-белые почти репортажные фотографии. И эта сторона жизни мир художника оказалась на сто лет скрыта от глаз публики потому что ее заслонила масштабная, очень важная для скульптора работа над “лененианой”. Этот неизвестный мир скульптора Андреева мы и хотим в первую очередь представить на этой выставке.

Куратор выставки Мария Морозова для “Культуромании”:

- Что за эксперименты были у Николая Андреева со скульптурой?

Это были художественные эксперименты. В многоцветных формах внимание в первую очередь обращаешь на цвета. А когда цвет только один, то конечно, в первую очередь видишь скульптурную форму. Внизу есть пара портретов в гипсе и бронзе - они тоже совершенно разные потому что по-разному ведут себя материалы. У него очень много гипсовых вещей, потому что это самый распространенный и удобный материал для скульптуры. Дальше уже выбор художника - оставлять работу в гипсе или переводить в другие материалы. Иногда он переводил в керамику или в бронзу - но довольно редко. У него не очень много бронзовых работ и в камне он почти не работал.

- Чем вы руководствовались отбирая именно эти работы из огромного количества, хранящегося в Третьяковке?

Во многом качеством самих работ. В фонде Третьяковской галереи много работ Андреева, но некоторые не очень хорошего качества - это вопрос сохранности. Удивительная история была со скульптурой “Самсон и Далила”. Андреев трижды обращался к этому образу и у нас в коллекции есть все три скульптуры, но к сожалению одна из них в очень плохом состоянии - мы не могли ее выставить. И вдруг в начале августа, когда все уже было готово для выставки, просчитаны подиумы, для всего определено свое место, мне вдруг предлагают взять на выставку новую вещь из частного собрания. И выяснилось, что в частном собрании есть еще одна скульптура “Самсон и Далила”, которой нам как раз не хватало, чтобы закончить эту линию.

Московская государственная картинная галерея народного художника СССР Ильи Глазунова была открыта 31 августа 2004 года. В дар Москве Илья Сергеевич Глазунов передал свои живописные и графические произведения.

В экспозиции галереи представлено свыше 700 картин всемирно известного художника. Илья Сергеевич Глазунов – действительный член Российской Академии художеств, академик, лауреат Государственной премии Российской Федерации, почетный член Королевских Академий художеств Мадрида и Барселоны, кавалер награды ЮНЕСКО – «Золотая медаль Пикассо» за вклад в мировую культуру и цивилизацию.

Галерея Ильи Глазунова расположена в историческом районе Москвы рядом с храмом Христа Спасителя. Ее уникальность – это огромный мир образов, созданный художником в течение второй половины ХХ – начала ХХI в.: его монументальные полотна, исторические картины, иллюстрации к произведениям русской классической литературы, многочисленные портреты, образы цикла «Город», эскизы театральных декораций к русским классическим операм Н.А. Римского-Корсакова, А.П. Бородина, П.И. Чайковского.
Особенностью галереи, отличающей ее от современных галерей и музеев, является то, что, помимо произведений изобразительного искусства, здесь представлены шедевры древнерусской иконописи, деревянной скульптуры, медных литых икон и складней XV – XIX вв.; предметы мебели рубежа XIX – ХХ вв. из собрания Ильи Сергеевича Глазунова.

В современной прессе нередко пишут о «феномене Ильи Глазунова», талант которого исключительно многогранен, о чем позволяет судить и экспозиция галереи. Он – не только художник, но и архитектор, автор интерьеров (убранство залов галереи выполнено по его проектам), историк, публицист, писатель (автор широко известной книги «Россия распятая»), общественный деятель, основатель и ректор Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова.
Помимо живописных и графических произведений Ильи Сергеевича Глазунова в галерее представлены фотографические материалы: интерьеры Большого Кремлевского дворца, Российского посольства в Испании, Российской Академии живописи, ваяния и зодчества, исполненные по его проектам. В фотографиях отражена предельно насыщенная и многообразная жизнь художника. Зрители видят его в окопах Никарагуа и на сцене Большого театра, в Риме и в Копенгагене, рядом с Патриархом Алексием II и Папой римским Иоанном Павлом II, В.В. Путиным и королем Испании Хуаном Карлосом I. И.С. Глазунова справедливо называют в прессе: «художник королей и король художников». Ему позировали короли Испании, Швеции, Вьетнама, Лаоса, многие великие личности ХХ века: Индира Ганди, президент Италии Пертини и другие.

В галерее проводится экскурсионное обслуживание всех категорий населения, концерты классической и народной музыки, конференции, лекции.

Николай Андре­евич Андреев (1889-1939) - русcкий советский живописец. Член , один из организаторов общества художников «Новая Сибирь». В ИОХМе - 11 жи­вописных работ и до 20 графи­ческих. 29 апреля 1937 незаконно репрессирован, в марте 1957 реабилитирован посмертно. Умер в .

Биография

В 1928 по инициативе общества в Якутске была впервые организована выставка картин иркутских художников, посвященная быту народов Якутии и Крайнего Севера. Ее сопровождал Андреев.

Изучение Севера свидетельствует не просто об увлечении экзотикой края, это была теоретическая установка художника, видевшего обогащение арсенала искусства путем взаимодействия с культурой национальных меньшинств. При всей увлеченности Андреева местным материалом он никогда не попадает под его влияние, сохраняя свой художественный метод. Одной из наиболее важных граней его творчества является постижение сути национального характера. Наиболее ярко это проявилось в картине «Пуговичник. Такмосит» (ее еще называют «Жилище Такмосита»). «С полотна задумчиво смотрит старый тунгус. Костлявые руки цепко, словно за жизнь, держатся за посох. Вокруг холодные горы остро Мамонтовых могил около бухты Тикси. Охотник (здесь Томаксит) занесен сюда с собаками на льдине. Питаясь одной рыбой, он прожил здесь два года, разведя большую стаю собак. Экспедиция, в которой находился Андреев, обнаружила его. Художник потрясен выдержкой нового Робинзона» ,- рассказывается в одной статей И. Аргунского ().

Андреев писал картины довольно долго, в течение нескольких лет, много внимаш уделял сбору материала, вынашивал в себе тему. Обычно он вел параллельно несколько холстов, часто возвращаясь к давно начатым. Много переделывал, мучительно добиваясь полного соответствия своему замыслу, что, заметим, нередко вызывало недовольство критики.

Наиболее показательна в этом плане работа над темой «Собаки Севера» (1935), «На полотне одиннадцать гиляцких ездовых собак ,- пишет И. Аргунский в той же статье,- расположившихся перед школьником (рыбосушилка). Вдали студеные волны татарского пролива. Вечереет. Художник восстанавливает действительную картину по доброму десятку этюдов. Много наблюдательности потребовалось, чтобы придать каждой из одиннадцати собак свои индивидуальные черты, свой характер, позу, настроение. Эскизы собак писались в разных местах с натуры ».

Андреев много путешествовал с караванами транспортных судов по сибирским рекам, не только обогащая себя запасами творческих впечатлений, но и устранен передвижные выставки, проводя встречи и беседы с самым неподготовленным непросвещенным зрителем.

Он жил искусством. Несомненно, его не могли не волновать проблемы организации художественной жизни Сибири. Андреев ратует за улучшение материально-бытовых условий художников и предлагает вполне конкретные меры, такие, например, как привлечение художественной промышленности, переключение лучших сил на фарфоровую фабрику, организацию в Дома самодеятельного творчества. Об этом он взволнованно говорил на 1-й краевой конференции Восточно-Сибирского края. Очень многие проблемы, поставленные тогда, в 1930-х актуальны и не решены сегодня.

Творчество Н. А. Андреева изучено недостаточно. Его последние произведения «Лесорубы» (1937) и «Партизаны» (1938) остались незаконченными. Но даже основываясь на уцелевших работах (названных произведениях из коллекции Иркутского областного художественного музея и нескольких произведениях, хранящихся в Новосибирской картинной галерее), можно сделать вывод, что это был крупный, незаурядный художник, оставивший след как в изобразительном искусстве, так и в культурной жизни Сибири.

Литература

  1. Ларева Т.Г. Андреев Николай Андреевич. Художники . - 1994.

Ссылки

  1. Андреев Николай Андреевич // Культура Приангарья: сайт
  2. Андреев Николай Андреевич // История и культура Сибири: сайт
  3. Андреев Николай Андреевич // Ассоциация жертв политических репрессий: сайт
Николай Андреевич Андреев (1873-1932). Творчество Николая Андреевича Андреева составляет ныне классику советского искусства. На протяжении более чем тридцати лет творческой деятельности им выполнены многочисленные скульптурные портреты, памятники, мемориальные доски. Он был также мастером рисунка и создал серию портретов выдающихся современников. Он оставил свой след и в театральном искусстве, оформив ряд спектаклей, и в прикладном. Но центральным трудом его жизни было создание «Ленинианы», включавшей около 120 скульптурных и более 200 графических изображений. Родился Андреев в Москве. Отец его, плотник, чтобы дать сыну образование, отдал его в 1885 году в Центральное Строгановское училище технического рисования, которое тот окончил в 1891 году. Затем будущий художник продолжил учение в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1892-1901). Был он сначала вольнослушателем на живописном отделении, потом на скульптурном, где учился у С. М. Волнухина. В творческом становлении Андреева значительную роль сыграло влияние П. П. Трубецкого, с которым связано развитие импрессионизма в русской скульптуре. Пожалуй, самым близким к импрессионизму у Андреева получился портрет Л. Н. Толстого, выполненный с натуры в Ясной Поляне (1905). Движение света и тени играет решающую роль в создании образа, способствуя выявлению особой сосредоточенности, самоуглубленности великого писателя. В 1904- 1908 годах Андреев исполняет портреты многих деятелей искусства: П. Д. Боборыкина, Л. Н. Андреева, И. Е. Репина, Ф. И. Шаляпина. Во всех этих портретах несомненно влияние импрессионизма. Светотеневая лепка сочетается здесь с крепкой конструктивной формой. В начале 1900-х годов Андреев с увлечением занимается керамикой и майоликой, что связано с его поисками расширения декоративных возможностей скульптуры. Андреев экспериментирует с цветными глазурями, добивается новых колористических звучаний, иногда используя цвет и в портрете, что придает изображению своеобразную остроту. С применением белого ангоба, выполнен, например, портрет А. П. Ленского (1906), цвет интересен и в портрете Л. Н. Толстого (1908). Лучшая майолика скульптора - «Вакханка» (1911-1912)-своеобразное утверждение страстной, живой природы человека. К образу вакханки скульптор обращается несколько раз, в этих скульптурах очевиден стиль модерн. Плодотворным было увлечение Андреева народным искусством, которое сказалось в создании серии изображений мордовских девушек и тульских крестьянок (1910- 1913). Однако лучшим произведением дореволюционного периода творчества художника стала не скульптура малых форм, а большой монумент, создание которого потребовало напряженного труда, - памятник Н. В. Гоголю (1904--1908). В процессе подготовки к работе над памятником Андреев поехал на Украину, чтобы сделать зарисовки, собрать материал для барельефов, представляющих гоголевских персонажей из «Ревизора», «Вечеров на хуторе близ Диканьки», «Миргорода», «Мертвых душ» и «Петербургских повестей». Андреев стремился к пластическому выявлению стилистических особенностей ранних и поздних вещей писателя, совершенно по-разному моделируя изображение романтических героев «Петербургских повестей» и персонажей «Вечеров на хуторе близ Диканьки».

Самого писателя скульптор изобразил сидящим в тяжелой задумчивости. Это Гоголь последнего, трагического периода своей жизни, утративший веру в смысл своего творчества. Он похож на большую птицу с опущенными крыльями. Только подойдя совсем вплотную к памятнику, можно увидеть лицо писателя, освещенное грустной улыбкой. Психологическая выразительность, внутренний драматизм образа воспринимались современниками как воплощение трагедии творческой личности и были созвучны атмосфере, возникшей в России после революции 1905 года.

Памятник Гоголю - произведение большого таланта - показывает гуманистический характер творчества Андреева, выявляет его психологическую направленность. Работая над монументальными произведениями, скульптор выполняет памятник-бюст доктору Ф. П. Гаазу в Москве (1909), проекты памятников Т. Г. Шевченко (1914) и первопечатнику Ивану Федорову (1902). После Октябрьской революции Андреев активно включился в выполнение ленинского плана монументальной пропаганды. К первой годовщине Октябрьской революции он создал памятник Дантону, который был открыт на Театральной площади в Москве. Зимой 1918 года началась напряженная работа скульптора над аллегорической статуей Свободы для памятника Советской Конституции. Помимо этой статуи, он сделал в тот период ряд мемориальных досок и рельефов, отличающихся глубоким реализмом и строгостью формального решения.

Полноценным выражением реалистических тенденций в монументальной скульптуре явился памятник А. Н. Островскому в Москве, созданный Андреевым в 1928 году. После двукратного конкурса, где скульптор неизменно получал высшую оценку, он приступил в 1927 году к изготовлению памятника в натуральную величину. Островский изображен сидящим в мягком кресле. Он одет в свободный рабочий халат, голова чуть склонена. Движение спокойно, естественно. Четкий силуэт памятника хорошо вписывается в нишу стены Малого театра, перед которым он установлен. Памятник Островскому - умное решение зрелого мастера, прекрасно продумавшего задачу во всех деталях. В 1920-х годах Андреевым были выполнены также памятники А. И. Герцену* и Н. П. Огареву, доска с портретом В. Г. Белинского и другие работы. В 30-х годах художник не оставляет работы над монументами: делает проекты памятников Т. Г. Шевченко для Харькова, А. И. Желябову для Ленинграда, два эскиза памятника В. И. Чапаеву для Самары, два проекта памятника А. П. Чехову для установки близ здания МХАТа.

Однако основным содержанием творчества Андреева в послереволюционную эпоху была напряженная работа над созданием образа В. И. Ленина. Начатая с 1919 года, она продолжалась вплоть до смерти мастера. Перед Андреевым стояла сложная и ответственная задача создания портретного облика вождя, возглавившего крупнейший переворот в истории человечества. В процессе работы Андреев внимательно наблюдал Ленина непосредственно в его кабинете и на заседаниях, создавал бесчисленные зарисовки, улавливая малейший жест, подмечая характерное выражение лица. На основе этих быстрых набросков позднее он создал свои блестящие портретные рисунки В. И. Ленина в технике карандаша, сангины, цветного карандаша. В 1920 году Андреев приступает к созданию портретов Ленина в скульптуре. Первый опыт в этом плане был довольно удачным - скульптор вылепил с натуры из пластилина голову Ленина, уловив очень живое выражение лица. Тогда же было создано одно из ставших наиболее популярными скульптурных изображений - «Ленин пишущий», где Андреев передал погруженность Владимира Ильича в работу, отрешенность его от окружающего.

Совершенно иное настроение выражено в более поздней работе - «Ленин, слушающий доклад» (1925). Ленин вслушивается в речь невидимого оратора: голова поднята, взгляд напряжен. По другому, более динамично решена статуя «Ленин-оратор» (1926). Отличительная черта созданного здесь образа - непримиримость к противникам.

В результате длительной работы к 1929 году Андреевым были закончены три варианта портрета, выполненные по заданию Совнаркома: «Ленин прислушивающийся», «Ленин, вошедший на заседание», «Ленин председательствующий». Андреев шел ко все большему обобщению, к многогранности образа. В 1929-1930 годах скульптор работает над темой «Ленин на ораторской трибуне». В этой работе он совсем отходит от камер-ности первых портретов, приближаясь к монументальному решению. И все же эти работы представляются переходными по сравнению с последней скульптурой 1931-1932 годов - «Ленин - вождь», завершающий андреевскую «Лениниану». Ленин стоит на трибуне, опираясь на нее правой рукой. Его голова несколько поднята в энергичном повороте. В выражении лица сила, властность, энергия. Это, несомненно, одно из удачнейших изображений В. И. Ленина, К сожалению, Андрееву не удалось закончить целиком скульптуру. По эскизу художника уже после его смерти ее завершил брат скульптора В, А. Андреев, и раньше нередко помогавший ему в монументальных работах. Скульптура «Ленин - вождь»- венец поистине титанического труда мастера; она воплотила в себе обобщающий пластический образ.

Литература:

Трифонова Л. П. Андреев М., 1960

Использованы материалы статьи в кн.: 1982. Сто памятных дат. Художественный календарь. Ежегодное иллюстрированное издание. М. 1981.




Top