Скульптурный канон первым сформулировал. Каноны скульптуры

Скульптура в Египте появилась в связи с религиозными требованиями и развивалась в зависимости от них. Культовые требования обусловили появление того или иного типа статуй, их иконографию и место установки. Основные правила для скульптуры окончательно складываются во времена Раннего царства: симметрия и фронтальность в построении фигур, четкость и спокойствие поз наилучшим образом соответствовали культовому назначению статуй. Эти черты облика статуй были обусловлены и расположением их у стены или в нише. Существовало несколько видов канонического изображения фараона: идущего - с вытянутой вперед ногой; спокойно сидящего на троне - его руки лежат на коленях; усопшего - в облике бога Осириса со скрещенными на груди руками, которые держат символы власти - жезл и плеть. Атрибутами фараона были клафт - полосатый платок с концами, спускавшимися на плечи; немес - головная повязка; короны - белая, в форме кегли(символ Верхнего Египта), и цилиндрическая красная, с высоким закругленным выступом сзади (символ Нижнего Египта). Иногда одна корона возлагалась поверх другой. На повязке в середине лба укреплялся урей - изображение священной кобры, хранительницы царской власти на земле и небе. Непарадный головной убор, хепреш, имел вид синего шлема. В облике властителя портретное сходство должно было обязательно сочетаться с торжественной монументальность и величием.

Немного позже появляется "поза писца" - сидящего на скрещенных ногах человека. Одновременно полная устойчивость фигуры, обобщенность ее художественного решения и пластическая точность в передаче сюжета достигались путем заключения фигур сидячих писцов в воображаемый треугольный контур. Рано появляются и семейные группы. Ряд правил был обязателен для всей скульптуры: прямая постановка головы, некоторые атрибуты власти или профессии, определенная раскраска: мужские фигуры окрашивали в кирпично-красный цвет, женские -- в желтый; волосы на прямо поставленных головах всегда были черными, а одежды белыми. Глаза часто инкрустировали бронзой и камнями.

Помещенные в поминальные храмы и гробницы, статуи олицетворяли собой умерших и являлись вместилищем их души, а потому отличались портретным сходством с ними. Каждая скульптура высекалась из прямоугольного блока камня по заранее прочерченной разметке и затем тщательно отделывались в деталях. Тела статуй делали преувеличенно мощными и развитыми, сообщая статуе торжественную приподнятость. Лица в некоторых случаях, напротив, должны были передавать индивидуальные черты умершего. Отсюда раннее появление в Египте скульптурного портрета.

Главным объектом творчества скульпторов в период Древнего царства был земной владыка или вельможа, реже простолюдин. Образ божества не являлся центральным; обычно богов изображали довольно схематично, часто с головами птиц или животных. Овладению скульптором портретным искусством, вероятно, способствовало одно из средств, при помощи которого пытались спасти труп от тления: иногда его покрывали гипсом. При этом на лице получалось подобие гипсовой маски. Однако, поскольку глаза должны были быть открытыми, чтобы изображать лицо живого человека, такая маска требовала дополнительной обработки. По-видимому, этот прием снятия маски и отливки с нее использовали скульпторы при работе над портретами. Эти статуи отображали различные аспекты заупокойного культа. В ряде гробниц были обнаружены деревянные статуи, которые, возможно, были связаны с одним из моментов заупокойного ритуала, когда статую несколько раз поднимали и опускали.

Помимо статуй умерших в гробницу помещали также фигурки работников, которые, как верили, должны были обеспечить загробное существование умершего. Отсюда проистекают и другие требования к скульпторам - изобразить людей, занятых самой разнообразной работой. В полном соответствии с общим требованием египетского искусства для каждого занятия выбирается характерный момент, который становится каноничным для этого типа. Статуи царей были явно связаны с праздником хебсед, так как фараоны изображены в характерном одеянии, которое они носили во время этого праздника. В противоположность статуям богов, царей и вельмож, статуэтки пленных и слуг отличаются разнообразием положений, а часто и лучшей трактовкой. Это вполне понятно, так как здесь скульптор не был связан требованиями канона и перед ним стояли совсем иные задачи. Уже сама необходимость изобразить человека связанным или несущим какой-нибудь предмет заставляла мастеров искать новые положения для фигур, а требование отразить этнические особенности привлекало внимание к их отбору и тщательной передаче. То же самое следует сказать и о статуэтках детей, где вставала задача показа характерных черт детского тела. Общие же правила, например фронтальность и принятая раскраска, сохраняются и здесь. Статуи играли большую роль в архитектурном оформлении храмов: окаймляли дороги, ведущие в храм, стояли у пилонов, во дворах и внутренних помещениях. Статуи, имевшие большую архитектурно-декоративную нагрузку, отличались от чисто культовых. Их делали крупных размеров, трактовали обобщенно, без большой детализации.

В эпоху Среднего царства ведущие позиции в пластическом искусстве занимает фиванская школа. Если сначала она следует принципам схематизации и идеализации, то затем в ней усиливается реалистическое направление: царская статуя, прославляя могущество фараона, должна в то же время закрепить в сознании народа его конкретный облик. С этой целью скульпторы используют новые приемы - контраст между неподвижностью позы и живой выразительностью тщательно проработанного лица. В деревянной народной скульптуре популярны жанровые сценки: пахарь с быками, лодка с гребцами, их отличает непосредственность и правдивость. Царские статуи ставились в храмах, посвященных богам. Следовательно, эти статуи не были уже скрыты в залах заупокойных храмов, посещавшихся крайне ограниченной группой людей. Теперь они являлись памятниками, прославлявшими живых правителей страны. Новое назначение статуй определило и их новые формы. Памятник, прославлявший определенного властителя, требовал большего внимания к индивидуальному образу.

В ранний период Нового царства происходит отход от пластических нововведений предшествующей эпохи: при максимальной идеализации сохраняется только самое общее портретное сходство. Но, начиная с царствования Тутмоса IV, скульпторы отказываются от канонической строгости форм в пользу изысканной декоративности: прежде гладкая поверхность статуи покрывается теперь тонкими струящимися линиями одежды и завитками париков и оживляется игрой светотени. Усиливается стремление к передаче движения и объема; тела обретают мягкость, рисунок лица - большую точность. Тенденция к естественности и реалистичности характерна преимущественно для статуй частных лиц. Эта тенденция достигает своей кульминации при Эхнатоне, когда происходит полный разрыв с каноном; от идеализации отказываются даже при изображении царя и царицы. Скульпторы ставят перед собой задачу передать внутренний мир персонажа, а также добиться реалистического изображения человеческого тела. В пластическом искусстве эпохи XIX-XX династий не сдает своих позиций и реалистическое направление, что проявляется, прежде всего, в царском портрете: здесь нет больше гиперболизованной мускулатуры, неестественно прямой позы, застывшего взгляда, устремленного вдаль; фараон предстает в образе сильного, но обычного воина, не в парадном, а в бытовом одеянии. Утверждается светский образ царя - не бога, а реального земного правителя. Новый стиль введен сразу и имеет явно полемический характер. Царь не желал быть похожим на изображения прежних богов, которые всегда выполнялись по всей строгости древних канонов, как и фигуры царей.

В начальный период Позднего царства пластическое искусство переживает упадок. В XI-IX вв. до н.э. монументальная скульптура уступает место малым формам (небольшие бронзовые статуэтки). В конце IX - начале VIII вв. до н.э. возрождается реалистический скульптурный портрет. В Саисскую и Персидскую эпохи реалистическое направление соперничает с возродившейся традиционалистской тенденцией. Образы, созданные в придворных мастерских Мемфиса, обращены, как и все древнеегипетское искусство, к вечности, поэтому из них изгонялось все случайное, суетное, второстепенное. В процессе обработки металла скульптуры пользуются большей свободой, а фигуры являются полностью обособленными, опирающимися на пьедестал и не имеющими иных точек опоры. Руки отделяются от туловища, а ноги изображаются врозь. Все это придает статуям большую легкость, наделяя их известной грациозностью. Несмотря на идеализацию, портреты передавали неповторимые черты человека. В изображениях простых людей было больше жизни и движения, нежели в торжественных статуях властителей.

Скульптура в культуре древнейшей цивилизации на Земле играет важнейшую роль. Согласно представлениям египтян, одна из человеческих душ - ка - обладает способностью пребывать сразу в двух мирах: земном и загробном. Отсюда стремление любыми способами сохранить тело умершего человека (бальзамирование и мумифицирование), а также создание большого количества скульптур, которые могут служить оболочкой для души "ка".

Другая особенность скульптуры Египта - строгие каноны (правила), по которым создавались все изображения. С одной стороны, скульптура должна была быть достаточно реалистичной, чтобы душа могла "распознать" свою оболочку, с другой стороны, канон требовал полной симметричности в изображении человека, а телосложение также подчинялось строгим правилам. Именно поэтому многочисленные изображения фараонов, жрецов и богов кажутся однотипными, а различия существуют лишь в чертах лица. Отход от правил допускался лишь при изображении людей низкого сословия: чиновников, военных и т. д.

Абсолютное большинство скульптур Древнего Египта статичны. Чаще всего цари и боги изображаются сидящими на троне, или стоящими, руки фигур покоятся на коленях, или скрещены на груди, взгляд устремлен прямо перед собой. Подобный ракурс создавал удивительный эффект, зрителю кажется, что статуя смотрит прямо на него, с какого бы ракурса он не смотрел на скульптуру. Огромные глаза скульптур - также имеет культовое значение. Египтяне были уверены, что душа человека находится в его глазах. Поэтому все скульптуры раскрашивались очень тщательно.


Самая известная египетская скульптура - Большой сфинкс. Мифическое существо с головой фараона Хафра и телом львицы. Монументальная скульптура, стража пирамид выполняла роль охранника покоя царей в долине пирамид. Величественная поза, полный покоя и отрешенности взгляд, мощь и внутренняя сила до сих пор производят неизгладимое впечатление на туристов.

Особого внимания заслуживают храмовые скульптуры фараонов и богов. Выполненные в строгом соответствии с каноном, египетские цари представлены величественными, отлично сложенными и отрешенными. Изображать фараона, живого бога, можно было только вне времени и быта. Все стоящие скульптуры изображают царя делающим шаг вперед (так называемый "шаг в вечность"), символически это обозначает переход повелителя от земной жизни в жизнь вечную.


Необыкновенно интересны скульптурные маски фараонов, которые закрывали лицо фараонов в саркофагах. Мастера использовали для создания масок драгоценные металлы и разноцветные эмали. Самая известная маска - фараона Тутанхамона.

Скульптурные портреты египетских мастеров оставили нам блестящие образцы реализма и пластики. Портреты Нефертити, Тейе, Микерина, Аменхотепа III и других - несомненные шедевры древнего искусства. Чаще всего скульптурные портреты - сохранившиеся части статуй, утерянных в веках.

Отдельного разговора достойно искусство периода Амарна. В это время, когда фараон Эхнатон запретил поклонение многочисленным богам египтян и провозгласил единобожие. В это же время художникам разрешили отходить от канона, изображать людей такими, какие они есть на самом деле. Поэтому статуи и изображения самого мятежного фараона кардинально отличаются от изображений других правителей. Перед зрителем некрасивый человек, с кривыми ногами и выпирающим животом. Но ценность этих изображений кроется именно в их исторической достоверности и правдивости.

Для своих скульптур мастера Древнего Египта использовали самый разный материал: дерево, алебастр, базальт, кварцит, известняк. Особенности каждого материала брались в расчет, помогая создавать уникальные, особенные, точные и достоверные изображения в рамках строгих канонов.

Лучшие образцы скульптуры Древнего Египта хранятся в музеях

Изображается в виде мужчины с головой черного шакала. Изображался в виде человека с головой сокола и символами власти в руках. Изображали его в виде уродца – карлика с кривыми ногами широким бородатым лицом одетого в львиную шкуру. Изображался в виде человека с головой лягушки или мужчины синего цвета.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный архитектурно-строительный университет»

Кафедра теории и истории архитектуры

Реферат

по истории на тему:

Древнеегипетский канон в изображении богов и человека.

Томск

2014 г.

Введени 3

Канон в изображении человека 5

Додинастический период и раннее царство 5

Древнее царства (3200 - 2400 гг. до н.э.) 6

Среднее царство (21 в. — начало 19 в. до н.э.) 9

Новое царство (16 - 15 вв. до н.э.) 11

Канон в изображении богов 14

Зооморфные божества. 14

Антропоморфные божества 19

Заключение 24

Список литературы 25

Введение

Древний Египет – одна из величайших цивилизаций прошлого. Изучение наследия этой удивительной страны началось около трехсот лет назад. С тех пор появилось целое направление в науке – «египтология». Но египетская история по-прежнему хранит множество тайн.

Само население называло свою страну kmt (Кемет) или Та-кемет, на русском это означает «черная земля», в честь плодородной черной земли, столь ценимой египтянами.

Древний Египет находился в долине реки Нил до первого порога и в дельте Нила, образованной несколькими руслами, впадающими в Средиземное море. На первых этапах своего развития страна оказалась изолирована. Раскаленные пески ограничивали долину от Красного моря, заболоченная дельта мешала выходу в Средиземное, а труднопроходимые пороги отделяли с Юга. Эта замкнутость, в какой – то мере способствовала самобытному и уникальному развитию культуры Египта.

Единственным источников влаги для местных жителей служил Нил. Сельскохозяйственный цикл полностью зависел от разлива реки. Такое положение стало толчком к созданию и развитию ирригационной системы, а наносной ил служил отличным удобрениям и не позволял почве истощаться.

Нильская долина имела богатый природный и растительный мир. На землях, орошаемых ирригацией выращивали ячмень и полбу, лен и кунжут. В заводях разрастались лотос и папирус. Долина в изобилии давала финики и кокосы, древовидная акация стала основным строительным материалом. Жители возделывали виноградники и обширные фруктовые сады.

В Ниле в огромном количестве водилась рыба, ставшая основой рациона питания, а прибрежные заросли изобиловали разнообразной птицей. Травянистая долина дала возможность развиться скотоводству. В пустыне обитали львы, гепарды, страусы, змеи, шакалы, многие из который почитались как божества.

Окружающие области имели богатые залежи всех необходимых полезных ископаемых: гранит, базальт, алебастр, известняк, шифер, залежи медной руды.

Древни египтяне были невысокого роста, крепкого телосложения, коротко стригли волосы и брили бороды. Лицо немного вытянуто, скуластое с пухлыми губами. Жаркий климат позволял обходиться минимумом одежды. Обычные работники обходились одним передником. Знать носила юбку до колен и рубаху с коротким рукавом, женщины предпочитали длинные платья с одной или двумя лямками.

Земную жизнь жители этой уникальной страны считали лишь этапом на пути к вечной жизни в мире загробном. Колоссальные пирамиду, устремленные в небеса, помпезный и детально разработанный обряд захоронения, огромное количество погребального инвентаря – все это говорит о скором воскрешении и дальнейшей счастливой жизни.

Задачей художника было не запечатление момента жизни, а напротив, создание и оживление образа, внесение в него магического смысла. Сакральное изображение служило мостом между мирами, помогающим пройти сложный путь перерождения.

Именно здесь и нигде больше, не могла зародиться столь уникальная и самобытная культура. Именно здесь сложились уникальные каноны изобразительно искусства, сохраняющие отличительные черты на протяжении всей истории Египта.

Канон в изображении человека

Древние папирусные тексты и надписи на стенах хранят упоминания о специальных трактатах, в которых содержались правила строительства храмов и создания художественных произведений. По легенде, величайшие матера получили эти трактаты от самих богов и передавали их от поколения к поколению. Таким образом, каноны были не просто правилами, а своеобразным сводом законов данным богами. Их нарушение подобно святотатству. Однако, ни один из этих сводов до сих пор не найден.

Додинастический период и раннее царство

Первые изображения людей в росписях на керамике и примитивных статуэтках передают лишь общие черты человека, выделяя только существенные черты. Однако, уже на начальном этапе можно проследить основы зарождения канонов. Так еще на древнейших росписях художник поворачивает разные части тела, но ступни ног неизменно изображаются в профиль.

Подобные изображения писались не с натуры, а по памяти, основной задачей была не реалистичность, а передача сюжета: движение рук в замахе, ноги в беге или в танце.

Искусство в Египте со временем все больше носит культово-официальный характер, что и приводит к появлению более жестких канонов.

Плита Фараона Нармера является первым памятником, в котом уже четко прослеживаются сложившиеся правила. Как и прежде, с разных точек зрения показано изображение частей тела, социальный статус нарисованных фигур показан с помощью разницы в размере, так фараон в два раза выше вельмож и в три раза превосходит рядовых воинов. Новым веянием здесь является более правильное начертание пропорций, прорисовка деталей – видны мускулы, социальный статус дополнительно выделен с помощью одежды и атрибутов власти, таких, как корона.

Однако отступая от канона, нарисованы два человека, держащие мистических зверей на поводке. Характерно, что отступая от правил, нарисованы простолюдины, здесь и далее в истории египетского искусства такое возможно только при начертании людей низших сословии, в то время, как царей и вельмож изображали строго соблюдая канон.

Древнее царства (3200 - 2400 гг. до н.э.)

Скульптура.

Особый пласт скульптурного искусства представляют собой заупокойные статуи царей и знати.

Несмотря на четкое портретное сходство, все они выполнены в едином стилистическом решении. Основные позы:

  • Стоя,
  • Сидя на кубообразном троне
  • Синя на земле с поджатыми скрещенными ногами.

Голова всегда расположена прямо, взгляд устремлен на горизонт. Стоящие фигуры словно делают шаг вперед левой ногой, руки напряжены и расположены строго вдоль тела. У сидячих статуй руки на коленях.

В целом, все статуи однотипны и повторяю одни и те же позы. Окраска тоже не имеет особых различий. Мужчины окрашены в красно–коричневый цвет, женщины – в желтый, у всех белые одеяния и черные волосы. Материалом для изготовления скульптур служил известняк или дерево.

Важной чертой египетского искусства является геометричность. В этом аспекте интересно рассмотреть статуи писцов. Композиция этих изваяний позволяет вписать их в треугольник, подобный треугольнику пирамид.

Совсем иначе исполнялись статуэтки слуг и рабов, которые должны были обслуживать господина и в загробной жизни. Здесь мы можем наблюдать большое разнообразие: это и труженики сельского хозяйства, повара, носильщики, гребцы. Их изображения выполнялись без использования жестких канонов и давали египетским мастерам простор для творчества. Для изготовления этих статуэток так же использовался камень и дерево, но они были гораздо красочнее помпезных вельмож.

Рельефы и росписи

Уже в эпоху древнего царства сложились основные правила в написании росписей и рельефов. Сложились основы композиционных решений стен в целом, эпизодов и групп. В древнем Египте были уже известны обе техники рельефа, и обычный барельеф, когда фигура выступает над фоном, и свойственный только в этом регионе особый горельеф, в котором фигуры врезаны внутрь, при этом, фоновая поверхность остается не тронутой.

Так же было выработано два вида росписи:

  1. Темперой по сухой поверхности,
  2. Специально сделанной пастой, в этом случае пастой заполнялись заранее сделанные углубления.

Египетские мастера использовали натуральные краски изготовленные из минералов. Основным содержанием рельефов и росписей в заупокойных храмах царей и гробницах вельмож было прославление его деяний и изображения для блаженства.

Художник измерял пропорции рисунка с помощью сетки. Пример такой схемы был найден на обломке известняковой питы. Не ней изображены иероглифы и профильные изображения мужчин.

Центральное место в рельефах и росписях везде занимает фигура царя или вельможи, их изображения отличаются следующими признаками:

  • Главная фигура намного больше всех остальных;
  • Абсолютно спокойна и неподвижна, в отличие от других действующих лиц сюжета;
  • В руках непременно находится атрибут власти – жезл.

В остальном сохраняются каноны, которые были свойственны еще плите Нармера, созданной в эпоху раннего царства.

В более свободной форме, как и скульптурные изображения, показаны простые жители. Здесь художникам уже есть, где развернуться. Сохранилось множество сюжетных изображений сельскохозяйственных работ, ловли рыбы, песни и танцы музыкантов.

Наряду с некоторой свободой, определенные принципы работы все же сохранялись. Так сохраняется схематическая структура композиции, а род деятельности изображенного мы можем угадать только по определенным атрибутам в руках и поворотам головы и рук.

Условность и постоянство приемов поддерживалось верой в магическую силу изображений, считалось, что они могут влиять на настоящий мир, и поэтому, враги непременно изображались поверженными, а звери пронзенные копьями и стрелами.

Среднее царство (21 в. — начало 19 в. до н.э.)

Скульптура.

Заупокойные статуи фараонов начала среднего царства выполнены подражание канонам, сложившимися в предыдущую эпоху. Та же застывшая поза и монументальность фигуры стараются продолжить создавшийся образ бога – царя. Но изображение уже менее персонифицированно и является лишь жалкой тенью былого величия. В этих изображениях нарушаются правильные пропорции тела, фигуры становятся либо слишком приземистыми, либо вытянутыми. В период распада совершенно исчезают изображения фараонов из росписей и рельефов.

Ко времени правления XII династии меняется трактовка скульптур фараона. Человеческое начало выходит на первый план, отодвигая божественность его происхождения. Появляются новые приемы стиля:

  • Объемное моделирование поверхностей,
  • Усиление детализации лица,
  • Использование светотеней пространства.

Цари этой эпохи уже не имели такой мощной деспотической власти, как в древнем царстве. Отсюда и смещение в изображении в сторону человеческого. Исчезает гармонический покой божественного в выражении и лица и появляется все больше индивидуальных черт.

С ослаблением царской власти выделяются местные номовые художественные школы. Номархи стремились подражать царским гробницам, и в то же время видоизменяли каноны. Именно на окраинах появился новый тип заупокойных статуй – фигуры заключенные в каменный блок – так называемая кубообразная композиция.

Рельеф и роспись

Техника выполнения росписи сохранилась с прежних эпох. Мастер делал предварительный эскиз, который затем переносил на стену сохраняя масштаб с помощью сетки квадратов. Однако усложняются приемы рисования

  • Фон тонально связывается с композицией,
  • Контур становится тоньше или вовсе отсутствует,
  • Прорисовка становится подробнее и тоньше.

С помощью примеси белил и смешиванию красок значительно расширяется цветовая палитра. Появляется нежно - голубой, светло - зеленый, желтый.

При раскрашивании человеческих фигур мастера придерживаются традиционной манеры. Пересечение фигур создает впечатление многоплановости изображения.

Меняются каноны в изображении знати. Если раньше номархи подражали монументальности фараонов, то теперь их фигуры становятся более динамичными, они не стоят в зафиксированной позе, а принимают активное участие в развитии сюжета.

Новое царство (16 - 15 вв. до н.э.)

Скульптура

В эту эпоху начинается строительство монументальных храмов, что повлекло за собой развитие скульптурного мастерства. Скульптура выходит за рамки заупокойного культа, теперь статуи устанавливаются в открытых дворах и по своей структуре рассчитаны на восприятие издалека. В период нового царства заканчивается оформление двух основных направлений: официальное искусство при дворе царя и частное искусство в регионах.

В официальном направление продолжается развитие

канонического изображения. Усиливается портретность изображения, однако условность изображения по-прежнему сохраняется. Частные портреты вельмож более реалистичны, детальнее проработана мимика.

Изменения в монументальной скульптуре происходят в период правления Аменхотепа IV . Связаны эти перемены с тем, что образ царя перестает обожествляться. Следование прежним канонам сохраняется в позе. Наряду с портретным изображением лица, более детально и реалистично начинают изображать и тело фараона.

Начиная со скульптуры Аменхотепа IV , утверждается новый канон в изображении фараонов. Выделяются характерные черты лица:

  • Удлиненная черепная коробка;
  • Тяжелая нижняя челюсть;
  • Узкий разрез глаз, поставленных наискось к переносице;

Меланхоличность выражению лица придают полуопущенные тяжелые веки.

Основными чертами при изображении тела становятся:

  • Чрезмерно длинная шея,
  • Округлые бедра,
  • Выступающий круглый живот,
  • Тонкие руки и ноги.

Активное развитие получает скульптура малых форм. В отличии от предыдущих периодов, они становятся более изысканными. Плечи и бедра становятся уже, формы более округлые, туловище вытягивается, и фигура приобретает стройность и изящество.

Рельеф и роспись

Рельефы гробниц в Фивах отличаются большей живописностью, фигуры становятся мягче и пластичнее. Появляются новые композиционные решения. Если раньше чаще встречался четкий ритм, то теперь фигуры свободно пересекаются в танце, появляется большое разнообразие поз.

В период Аменхотепа IV меняется изображение царя. В целом оно соответствует новым скульптурным канонам. Если раньше фараона изображали только как застывшею центральную фигуру в строгой позе, то теперь, фараон часто находится в движении. Кроме того, он часто изображается в круги семьи, с женой и детьми.

Канон в изображении богов

Расцвет религиозного и жреческого культа приходится на эпохи среднего и нового царства, именно тогда были построены грандиозные храмы, украшенный многочисленными статуями, росписями и рельефами с изображениями богов. Первоначально культовая столица находилась в Мемфисе, но позднее была перенесена в Фивы (современный Луксор), где гробницы и храмы стали высекаться прямо в скальных пародах. Строились грандиозные храмы и храмовые комплексы для поклонения богам египетского пантеона.

Условно изображения божеств можно разделить на антропоморфных и зооморфных. Отдельно стоят некоторые божества, имеющие только символ, но не имеющие прямого воплощения.

Зооморфные божества.

Акер.

Покровитель мертвых, страж ворот в потусторонний мир, защитник людей и помощник Ра в борьбе с Апопом. Два льва или сфинкса смотрящие в разные стороны на восток и запад, между ними знаки солнца и горизонта.

Анубис

Сын Осириса и Нефтиды, брат бога Баты, отец Кебхут. Бог - покровитель смерти, защитник умерших и их некрополей. Один из судей царства мертвых, создатель ядов и лекарств. Изображается в виде мужчины с головой черного шакала. Его атрибуты: жезл, анкх и пальмовый лист.

Апоп

Олицетворение зла и всего негативного, извечный противник бога Ра, который борется с ним в подземном мире каждую ночь. Изображается в образе огромной змеи. Сохранилось множество изображений сцен борьбы Апопа с Ра.

Аш

Местное божество, покровитель Аравийской пустыни. Изображался в виде человека с головой сокола и символами власти в руках.

Бастед

Женское божество любви, красоты и домашнего очага, а так же, радости. Дочь Ра и Хатор, жена Беса, мать Маахеса. Изображалась с головой кошки или львицы.

Бес

В древнем Египте ему поклонялись простолюдины. Бог танцев и пиров. Изображали его в виде уродца – карлика с кривыми ногами, широким бородатым лицом, одетого в львиную шкуру. Считался покровителем и защитником семьи, поэтому его статуэтки были почти в каждом доме.

Монту

Бог войны. Изображался с головой сокола, увенчанный короной с солнечным диском и двумя перьями.

Нун

Бог-демиург, отождествляется с водной стихией, член гермопольской девятки. Изображался в виде человека с головой лягушки или мужчины синего цвета.

Ра

Бог солнца, создатель всех богов и людей. В эпоху среднего царства считалось, что царское семейство ведет род напрямую от него. Изображался с головой сокола увенчанной солнечным диском, который обвивает змея.

Рененет

Богиня - покровительница детей. Давала детям имена, оберегала от несчастий и предопределяла судьбы. Изображали ее в виде змеи с женским лицом.

Себек

Бог пресных вод: рек и озер, и связанного с ними в Египте плодородия. изображавшийся в облике крокодила или человека с головой крокодила, на голове козлиные рога с солнечным диском и двумя перьями. Большое количество крокодилов в реке было символом плодородного урожая. Тем не менее, Себек считался жестоким богом, чтобы его умилостивить нужные обильные жертвы.

Селкет (Серкет)

Богиня, покровительница мертвых, изображающаяся до торса в виде человека, ниже тело скорпиона, или в виде женщины со скорпионом на голове. Она помогала своему отцу богу Ра истреблять врагов. Была благосклонна к людям, помогала воинам залечивать раны.

Сет

Повелитель бурь и владыка пустыни. Хотел захватить власть, но остальные боги этого не допустили. Сет изображается с головой трубкозуба, с длинными ушами, красными глазами и гривой.

Маат

Дочь Ра, богиня истины и справедливости, устанавливает нормы этики. Маат наблюдает за тем, чтобы люди вели себя правильно в отношениях друг с другом и с богами. Изображалась крылатой или с со страусиным пером на голове.

Меритсегер

Местная богиня Фив. Праведникам она помогала, а грешников наказывала своим ядовитым укусом. Изображавшаяся в виде змеи с головой женщины или женщины с головой змеи.

Сехмет

Богиня плоящего солнца и войны. Покровительница медицины и волшебства. супруга Птаха, мать Нефертума. Защитница фараонов. Изображалась в виде женщины с головой львицы. Голову венчала корона из солнечного диска, обвитого змеей.

Тефнут

Богиня влаги, росы дождя и плодородия. Она – первое творение бога Ра. Изображалась в виде женщины с головой кошки, на голове солнечный диск со змеей. Первоначальные изображения с кожей зеленого цвета.

Тот

Лунное божество, владыка мудрости и магии, покровитель красноречия, по легенде, именно он изобрел письменность. Изображался с головой ибиса и палеткой писца. Помогает Осирису вершить суд в загробном мире, записывает показания весов, на которых взвешивалась душа умершего.

Хнум

Создал людей на гончарном круге, покровитель гончарного мастерства. Жизнь в тела людей вдохнула жена Хнума, Хегет. Согласно некоторым мифам, он же сотворил также богов. Его изображают с головой барана.

Хор (Гор)

Сын Осириса и Исиды. Бог неба и солнца в ранний период истории Древнего Египта фараон считался земным воплощением бога Хора. Изображался с головой сокола с высокой короной на голове.

Антропоморфные божества

Амон - Ра

В Фивах (Верхний Египет) Амон был местным богом ветра. После объединения Египта культ Амона постепенно набрал силу и слился с культом Ра. После чего Амон-Ра стал верховным богом Египта. Изображался в виде мужчины. Голова увенчана короной с двумя золотыми перьями или солнечным диском.

Анукет

Покровительница первого порога Нила и его разливов. Изображается в виде женщины с тиарой из папируса на голове.

Атум

Бог заходящего солнца, считается прародителем гермопольской восьмерки. Изображается в виде человека преклонного возраста в одежде фараона и двойной короне, как символа верхнего и нижнего Египта.

Геб

Один из девяти богов Гермополя, покровитель земли. Изображался в виде старца с бородой в кроне объединенного Египта или с уткой на голове. Встречаются изображения где он распростерт во всю длину, на него опирается Нут которую поднимает Шу.

Исида

Богиня судьбы и любви, оберегает младенцев и мертвых, помогает женщинам при родах. От Осириса родила сына Гора. Часто изображается с маленьким Гором на руках. На голове убор в виде трона.

Месхент

Встречает человека появляющегося на свет, покровительница родов, помогает женщина терпеть муки рождения. Изображается в виде молодой женщины в головном уборе из разноцветных перьев.

Мин

Бог мужской силы, Во время праздника в его честь ставили священный столб, участники ритуала должны были на него вскарабкаться. Изображается с фаллосом во время эрекции, в одной руке плеть, другая поднята вверх, на голове корона с двумя перьями.

Мут

Богиня мать, покровительница материнства и царица неба. Имела двух сыновей: родного - Хонсу, и приемного – Монту. Изображалась в виде женщины с короной и грифом на голове.

Нефтида

Младшая из детей Геба и Нут, родилась в последний день года. Богиня смерти, врачевания, возбуждения и сексуальности. Изображалась в виде женщины со своим иероглифом на голове – дом на верху со строительной корзиной.

Нейт

Богиня рукоделия, охоты и войны. По легенде именно она соткала мир. Охраняет мумию до ее захоронения. Изображается в короне, одетая в красное, в руках держит лук и стрелы.

Нефертум

Является олицетворением перволотоса. Изображается в виде младенца в цветке лотоса или бородатого мужчины с кривым мечом в руке и цветком лотоса на голове.

Осирис

бог возрождения, царь загробного мира в древнеегипетской мифологии и судит души умерших людей. Изображался в виде завернутой мумии с зелёным лицом, кисти рук свободны, в них символы царской власти хекет и нехеху (скипетр и цеп).

Птах

Бог ремесла и искусства, истины и справедливости. Птах изображался в виде мужчины с бород в одеянии, плотно облегающем и закрывающем его, кроме кистей рук, держащих посох «уас». Характерным является синяя голова.

Сешат

Богиня письма. Считалась дочерью или сестрой бога мудрости Тота. Священным животным Сешат считалася леопард, поэтому она изображалась в шкуре этого животного, накинутой поверх рубашки. Над головой семиконечная звезда, в одной руке инструмент для письма, в другой фонарь.

Хатор

Богиня любви и плодородия. Ее изображали либо в облике коровы, либо в виде женщины, чью голову венчает солнечный диск между коровьими рогами. Один из мифов повествует о том, как Ра послал Хатор уничтожить человечество, и тогда эта богиня превратилась в Сехмет, богиню войны и разрушения.

Хонсу

Сын Амона-Ра и Мут, олицетворение луны. Хонсу наделяет фараона властью и могуществом. Его изображают в облике прекрасного сильного юноши с бородой, волосы заплетены в косу, а увенчана лунным серпом.

Атон

Не является антропоморфным божеством. Единой бог солнца, попытка ввести в Египте монотеизм. Изображался в виде солнца с лучами, на концах лучей – ладошки и знак анкх.

Заключение

Египетское искусство было создано одним из древнейших цивилизованных народов. Он было самым развитым среди народов древнего востока. По сравнению с первобытным искусством был сделан большой шаг вперед. Впервые появилось реалистичное изображение человека. Был изобретен уникальный способ наглядного рассказа.

Самая характерная особенность египетского искусства: длительное следование принятым в древности образцам. Связанно это с тем, что искусство имело сакральный характер. Нарисованные образы считались живыми воплощениями богов и людей.

Однако, не следует считать, что египетское искусство было полностью сковано канонами и никак не развивалось. Развитие шло как внутри канона, так и вне него. Определенная свобода творчества позволялась в изображении простолюдинов и низших божков.

Развитие канона большей частью происходило толчками, и опять же было связано с изменениями культа по личной воле фараона.

Рисунки Древнего Египта – как вечные египетские пирамиды, имеют ясные и строгие линии, олицетворяющие незыблемость и космическую вечность мироздания. Даже маленькие статуэтки египетских служанок имеют изящно-строгую линию контура с намеком на монументальность.

Каждый культурный период создаёт собственное свое искусство, которое не может повториться однозначно, но может преображаться в культурном пространстве времени

Список литературы

  1. Афанасьева В. К. «Малая история искусств. Искусство Древнего Востока» М.: 1976
  2. Колтыпин А. В. «Боги и демоны древнего Египта и Шумера». М.: 2014.
  3. Кростовцев М. «Религия древнего Египта». М.: 1976.
  4. Матье М. Э. «Искусство Древнего Египта». М.: 1970.
  5. Османкина Г. Ю. «Канон изобразительного искусства древний египтян как синехология культуры» // Омский научный вестник №4 2009.
  6. Померанцева Н. «Размышляя о древнеегипетском каноне» // Урания № 1 1997.
  7. Хаген Р. «Искусство древнего Египта». М.: 2009.

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

5627. Православная икона. язык иконы, канон и стиль 2.54 MB
Учитывая всё возрастающий интерес к православному искусству, в особенности к иконописи, возникает необходимость передачи знаний следующим поколениям, причём именно классических, чтобы в дальнейшем иконопись продолжила своё существование и развитие, сохраняя своё духовное наследие.
21761. Общий пантеон богов древней Мессопотамии. Боги древнего Шумера 24.7 KB
Древняя религия народов Месопотамии, несмотря на собственный консерватизм, постепенно, в ходе общественного развития, претерпевала изменения, отражаюшие в себе и политические, и социально-экономические процессы, происходящие на территории Месопотамии.
9966. Использование имитационной модели нейронной сети для оценки ее эффективности при поиске заданного объекта на изображении 926.18 KB
Разработать программный пакет, выполняющий поиск заданного фрагмента на изображении. Оценить эффективность использования имитационной модели нейронной сети в задачах распознавания образов.
10246. Анатомия и физиология человека: структура тела человека, жизнедеятельность организма и ее регуляция 120.93 KB
Нервная ткань нейроны нейроглия. Сердечная мышечная ткань устроена как поперечнополосатая работает как гладкая соединительная ткань. Гладкая мышечная ткань эпителий жидкая соединительная ткань – кровь. Гладкая мышечная ткань хрящ мерцательный эпителий плотная соединительная ткань.
2413. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА, СВОБОДЫ И ОБЯЗАННОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ И УНИВЕРСАЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА 16.73 KB
Особенности конституционных прав и свобод: Конституционные права и свободы а также обязанности возникают непосредственно на основе Конституции а не на основе конкретных правоотношений. Данные права свободы и обязанности реализуются через правоотношения регулируемые другими отраслями права. По времени своего формирования: а права и свободы первого поколения – были сформулированы в процессе буржуазных революций...
623. Физиологическое воздействие электрического тока на организм человека и его последствия. Сопротивление организма человека прохождению электрического тока 10.95 KB
Сопротивление организма человека прохождению электрического тока. Проходя через тело ток действует двояко: вопервых встречая сопротивление тканей он превращается в тепло которое тем больше чем больше сопротивление. Наиболее велико сопротивление кожи вследствие чего возникают её ожоги от незначительных местных изменений до тяжёлых ожогов вплоть до обугливания отдельных участков тела; вовторых ток приводит мышцы в частности дыхательные и сердечные в состояние длительного сокращения что может вызвать остановку...
7931. Происхождение человека 12.15 KB
Отличия человека. У человека есть вторая сигнальная система – общение с помощью слов. Все вышеперечисленное стало теми путями по которым пошло обособление человека от природы.
19225. В чем польза человека 7.77 KB
Польза человека есть во всем по не многу что нас окружает. Человек – это то единственное что может продвигать мир своими действиями. Люди сжигают книги думая что этим приносят пользу. Ведь каждый писатель то есть каждый человек излагал свои мысли в книге а некоторые может даже за всю жизнь не смогли передать всего что хотели донести до общества.
19447. Экология эволюции человека 22.43 KB
Начнем с места человека как биологического вида среди других живых организмов. Данные ДНК-гибридизации показывают что уровень гомологии ДНК человека составляет с ДНК макак 66 с ДНК гиббонов 76 с ДНК гориллы 96 с ДНК шимпанзе 99. Рассмотрение эволюции человека обычно начинают с сопоставления основных биологических особенностей вида Homo Spience и видов близких ему приматов как современных так и исчезнувших.
7120. Понятие о потребностях человека 182.54 KB
Второй этап сестринского процесса сестринская диагностика начинается с анализа полученных при обследовании данных и выявления проблем пациента трудностей препятствующих ему достигать оптимального состояния здоровья в любой сложившейся ситуации включая состояние болезни и процесс умирания. Эти затруднения касаются прежде всего удовлетворения основных жизненно важных потребностей пациента. В уходе за пациентом медсестра должна ежедневно выявлять проблемы пациента и способствовать их ликвидации. играть учиться работать Модель...

Древнеегипетский канон изображения человека. - Лицо и ноги изображают в профиль; - верхняя часть туловища – анфас; - бёдра - на три четверти анфас; - глаза увеличены и подчёркнуты; - верхняя часть туловища – спереди; ноги внизу – сбоку; - мужчину как главу семьи изображают выше всех; жена – ниже плеча мужа; детей изображают по росту ещё меньше взрослых, хотя на росписях они выглядят как маленькие взрослые; если дети совсем маленькие - их рисовали голыми. Чем ниже стоял человек на социальной лестнице, тем больше было свободы в его изображении.

Слайд 7 из презентации «Скульптура Древнего Египта» . Размер архива с презентацией 2558 КБ.

МХК 7 класс

краткое содержание других презентаций

«Стиль барокко в архитектуре» - Шёнбрунн(Австрия). Ультрабарокко. Что такое барокко. Петергоф(Россия). Барокко в России. Самые крупные ансамбли барокко в мире. Карло Мадерна. Цвингер(Германия). Рококо. Характерные черты барокко. Версаль (Франция). Сармантское и виленское барокко. Стиль барокко. Аранхуэс(Испания).

«Музеи Лондона» - Музей Транспорта в Лондоне. Музей Виктории и Альберта в Лондоне. Гарри и Уильям в музее Мадам Тюссо. Музеи Лондона являются культурными ценностями. Список некоторых музеев Лондона. Уимблдонский музей большого тенниса. Британский музей. Дом-музей Шерлока Холмса. Коллекции картин, исторических ценностей. Национальная галерея Лондона. Изучение музеев Лондона. Музеи Лондона. Дом-музей Георга Фридриха Генделя.

«Скульптура Древнего Египта» - Сфинкс Аменхотепа II на территории храма Птаха в Мемфисе. Звери, рыбы и птицы в росписи. Статуи фараонов. Остраконы. Бюст Нефертити. Фигурки работников и животных. Статуэтки кошек. Рельефы в Древнем Египте. Образцы рельефов. План презентации. Анубис. Скульптура Древнего Египта. Образцы росписи. Рельефы, статуи и росписи Древнего Египта. Рельефы украшали, как и росписи, стены и колонны египетских храмов.

«Известные скульптуры Древней Греции» - Скульптура Древней Эллады в современном мире. Венера Милосская. Триумф Венеры. Венера Милосская с выдвинутыми ящиками. Фрагмент картины «Рождение Венеры». Мы хотим доказать, что пропорции которые считаются идеальными во всём мире были сформированы ещё до нашей эры в Древней Греции. Розовая Венера. Сальвадор Дали. Эталон красоты со временем постоянно менялся,но современный вариант был сформирован ещё в глубокой древности.

«Древнегреческие сосуды» - Использовался для питья. Горлышко достаточно расширено к кромке. Пелика - распространившаяся в Аттике форма амфоры. Имеют отверстие в нижнем узком конце. Амфора. Канфар. Псиктер. Амфора - античный сосуд яйцеобразной формы с двумя вертикальными ручками. Псиктер помещался в жидкость, находящуюся в кратере. В Риме амфоры объёмом 26,03 литра применялись для измерения жидкостей. Из истории декоративного искусства.

«Фонтаны мира» - Свето-музыкальный фонтан. Стеклянная пирамида. 10 самых красивых фонтанов мира. Киев. Самые красивые фонтаны. Фонтаны поражают своим величием и роскошью. Танцующий фонтан. Самые красивые фонтаны мира. Фонтаны. Огромный фонтан. Скорость выброса воды. Петергоф.

Скульптура Древнего Египта - одна из наиболее самобытных и строго канонически разработанных областей искусства Древнего Египта. Скульптура создавалась и развивалась, чтобы представить древнеегипетских богов, фараонов, царей и цариц в физической форме. Существовало также множество изображений ка в могилах простых египтян, в основном из дерева, некоторые из них сохранились. Статуи богов и фараонов ставились на всеобщее обозрение, как правило, на открытых пространствах и вне храмов. Большой сфинкс в Гизе более нигде не повторялся в натуральную величину, однако аллеи из уменьшенных копий сфинкса и других животных стали непременным атрибутом многих храмовых комплексов. Самое сакральное изображение бога находилась в храме, в алтарной части, как правило, в лодке или барке, обычно из драгоценных металлов, правда, ни одно такое изображение не сохранилось. Сохранилось огромное количество резных статуэток - от фигур богов до игрушек и посуды. Такие фигурки делались не только из дерева, но и из алебастра, более дорогого материала. Деревянные изображения рабов, животных и имущества же клали в гробницы для сопровождения умерших в загробном мире.

Статуи, как правило, сохраняют первоначальную форму каменной глыбы или куска дерева, из которого она высечена. В традиционных статуях сидящих писцов столь же часто обнаруживается сходство с формой пирамиды (кубическая статуя).

Существовал очень строгий канон создания древнеегипетской скульптуры: цвет тела мужчины должен был быть темнее цвета тела женщины, руки сидящего человека должны были быть исключительно на коленях. Существовали определенные правила изображения египетских богов: так, бога Гора следовало изображать с головой сокола, бога мертвых Анубиса - с головой шакала. Все скульптуры создавалась по данному канону и следование было столь строгим, что почти за трехтысячелетнюю историю существования Древнего Египта он не претерпел изменений.

Скульптура Раннего Царства

Скульптура раннединастического периода происходит в основном из трёх крупных центров, где находились храмы - Она, Абидоса и Коптоса. Статуи служили объектом поклонения, совершения обрядов и имели посвятительное назначение. Большая группа памятников была связана с обрядом «хеб-сед» - ритуалом обновления физической мощи фараона. К этому виду относятся типы сидящих и идущих фигур царя, исполненных в круглой скульптуре и рельефе, а также изображение его ритуального бега - характерное исключительно для композиций в рельефе.

К списку хеб-седных памятников принадлежит статуя фараона Хасехема, представленного сидящим на троне в ритуальном одеянии. Эта скульптура указывает на усовершенствование технических приемов: фигура имеет правильные пропорции и объемно смоделирована. Здесь уже выявлены основные черты стиля - монументальность формы, фронтальность композиции. Неподвижна поза статуи, вписывающейся в прямоугольный блок трона, в очертаниях фигуры преобладают прямые линии. Лицо Хасехема портретно, хотя черты его в значительной мере идеализированы. Обращает внимание постановка глаз в орбите с выпуклым глазным яблоком. Подобный прием исполнения распространялся на всю группу памятников того времени, являясь характерным стилистическим признаком портретов Раннего царства. К этому же периоду устанавливается и каноничность стоящей во весь рост Додинастический период (Древний Египет)|додинастического периода]] уступает место в пластике Раннего царства правильной передаче пропорций человеческого тела.

Новые черты появились и в рельефах. Если в предшествующую эпоху мастера обычно предпочитали многофигурные композиции, то теперь они стремились к лаконичной форме выражения. Чем больше в изображениях отброшено второстепенных, частных признаков, тем сильнее выступает главное и существенное в образе, приобретающем многозначный смысл, возводящий его в категорию символа. Наглядный пример тому дает знаменитая стела из Абидоса царя I династии Джета. Здесь художник нашел простые и емкие по значению изобразительные средства. Иероглиф змеи, означавший имя Джета, вписывается в прямоугольное поле над условным воспроизведением дворцового фасада «серех», который символизировал земную обитель фараона и служил жилищем божеству, воплощённому в облике царствующего правителя.

Строгое вертикальное членение фасада, аналогичное архитектурным сооружениям, контрастирует в стеле Джета с гибким телом змеи. Изображение сокола Гора, входившее в состав имени фараонов нулевой династии и Раннего Царства, являлось образцом каллиграфического написания соответствующего иероглифического знака.

В композиции можно заметить смещение изображений влево относительно рамки стелы и центральной вертикальной оси. Этот прием основан на ритмическом равновесии пропорций «золотого сечения».

Скульптура Древнего Царства

От эпохи Древнего Царства сохранилось много скульптурных памятников, большинство из которых имело ритуальное назначение. Погребение и храмы изобилуют портретными изображениями двойников умерших - ка, в которых сложились портретного искусства Египта. Искусство Древнего Царства особенно богато такого рода памятниками. К их числу относятся не только скульптурные изображения в полный рост, но и «гизехские головы» - слепки и скульптуры голов, не имеющих традиционной раскраски и служившие, вероятно, рабочими моделями для портретных изображений.

Статуарные композиции в Древнем Царстве строго следовали определённому количеству канонизированных типов. Особенное распространение получили стоящие фигуры с выдвинутой вперед левой ногой, сидящие на троне или коленопреклонённые. Широко применялся канонический тип статуи писца. В связи с ритуальными целями в обиход был издавна введён прием сложной инкрустации глаз или рельефной обводки по контуру век, а также тщательное декоративное оформление статуй, которые, несмотря на каноническую композицию, получали индивидуальную живописную интерпретацию. Таковы скульптурные портреты зодчего Рахотепа (сына фараона Снофру) и его жены Нофрет - живостью и выразительностью этих скульптур были потрясены сами археологи, проводившие раскопки; царских писцов, племянника фараона Хеопса, зодчего Хемиуна. Высокого мастерства древнеегипетские художника достигли в деревянной скульптуре (статуя Каапера, известной под названием «Сельский староста»). В гробницах повсеместно встречаются небольшие статуэтки, изображавшие работающих людей. Здесь канон соблюдён менее строго, хотя мастера всячески избегают неуравновешенности в положении фигуры.

Рельефы в эту эпоху не ограничиваются сферой малых форм. В них появляется сюжетная повествовательность, особенно характерная для ритуальных изображений в гробницах. Постепенно складывается строгая система их размещения: у входа в храм или в гробницу помещаются фигуры двух божеств или владельца гробницы во весь рост. Далее вдоль стен коридоров следуют изображения носителей даров, сюжетно направленные к средней нише с ложным входом. Над нишей дверного проема обычно располагалось изображение покойного перед жертвенником. Такие ансамбли выполнялись группой мастеров по единому замыслу, строго соответствующему характеру архитектурного решения. Рельефы (барельеф и рельеф с углубленным контуром) отличались плоскостью исполнения и обычно расписывались красками. Рельефные композиции дополнялись росписью.

Скульптура Среднего Царства

Значительные изменения в скульптуре происходит именно в Среднем Царстве, что во многом объясняется наличием и творческим соперничеством множества локальных школ, получивших самостоятельность в период распада. Со времен XII династии шире используются (и, соответственно, изготавливаются в больших количествах) ритуальные статуи: они теперь устанавливаются не только в гробницах, но и в храмах. Среди них по-прежнему доминируют изображения, связанные с обрядом хеб-сед (ритуальным возрождением жизненной силы фараона). Первый этап обряда был связан с символически убиением престарелого владыки и совершался над его статуей, напоминавшей по композиции канонические изображения и скульптуры саркофагов. К этому типу относится хеб-седная статуя Ментухотепа-Небхепетра, изображающая фараона в подчеркнуто застывшей позе со скрещенными на груди руками. Стиль отличает большая доля условности и обобщенности, в целом типичная для скульптурных памятников начала эпохи. В дальнейшем скульптура приходит к более тонкой моделировке лиц и большей пластичной расчленённости: раньше всего это проявляется в женских портретах и изображениях частных лиц.

Со временем меняется и иконография царей. Ко времени XII династии идея божественной могущественности фараона уступает место в изображениях настойчивым попыткам передать человеческую индивидуальность. Расцвет скульптуры с официальной тематикой приходится на время правления Сенусерта III, который изображался во всех возрастах - от детского до зрелого. Лучшими из этих изображений считаются обсидиановая голова Сенусерта III и скульптурные портреты его сына Аменемхета III. Оригинальной находкой мастеров местных школ может считаться тип кубической статуи - изображение фигуры, заключенной в монолитный каменный блок.

Искусство Среднего Царства - эпоха расцвета пластики малых форм, связанных в большинстве своём по-прежнему с погребальным культом и его обрядами (плавание на ладье, принесение жертвенных даров и др.). Статуэтки вырезались из дерева, покрывались грунтом и расписывались. Нередко создавались целые многофигурные композиции в круглой скульптуре (подобно тому, как это было принято в рельефах Древнего Царства).

Скульптура Нового Царства

Искусство Нового Царства отличается значительным развитием монументальной скульптуры, назначение которой теперь часто выходит за пределы сферы погребального культа. В фиванской скульптуре Нового Царства появляются черты, не свойственные доселе не только официальному, но и светскому искусству. Индивидуальность отличает портретные изображения Хатшепсут.

В искусстве Нового Царства появляется скульптурный групповой портрет, в особенности изображения супружеской четы.

Новые качества приобретает искусство рельефа. На эту художественную область оказывают заметное влияние некоторые жанры литературы, получившие в эпоху Нового Царства широкое распространение: гимны, военные летописи, любовная лирика. Нередко тексты, выдержанные в этих жанрах, соединяются с рельефными композициями в храмах и гробницах. В рельефах фиванских храмов налицо усиление декоративности, свободное варьирование техник барельефа и высокого рельефа в сочетании с красочными росписями. Таков портрет Амехотепа III из гробницы Хаемхета, сочетающий разную высоту рельефа и в этом отношении являющийся новаторским произведением. Рельефы по-прежнему располагаются по регистрам, позволяя создавать повествовательные циклы огромной пространственной протяженности.

Амарнский период

Искусство Амарнского периода отличается замечательным своеобразием, которое вытекает прежде всего из характера нового мировоззрения. Самым необычным фактом является отказ от строго идеализированного, сакрального понимания образа фараона. Новый стиль нашел отражение даже в колоссах Аменхотепа IV, установленных в храме Атона в Карнаке. В этих статуях присутствуют не только типичные канонические приемы монументального искусства, но и новое понимание портретности, которое теперь требовало достоверной передачи внешнего облика фараона вплоть до характерных особенностей строения тела. Критерий правдоподобия был своего рода протестом против прежнего официального искусства, поэтому особым смыслом наполняется слово «маат» - истина. Изображения Эхнатона - любопытный пример сочетания достоверности с требованием предельной обобщенности и нормативности, свойственными египетскому искусству. Форма головы фараона, необычайно удлиненный овал лица, тонкие руки и узкий подбородок - все эти черты бережно сохранены и отражены в новой традиции, но при этом все изобразительные приемы были закреплены на специальных образцах - скульптурных моделях.

Характерные приемы изображения фараона были распространены и на членов его семьи. Откровенным новшеством стало изображение фигур целиком в профиль, что прежде не допускалось египетским каноном. Новым был и факт сохранения в портрете этнических черт: такова инкрустированная золотом и стекловидной пастой голова матери фараона, царицы Тии. Интимное лирическое начало проявляется в амарнских рельефах, исполненных естественной пластики и не содержащих канонических фронтальных изображений.

Кульминацией развития изобразительного искусства справедливо считаются произведения скульпторов мастерской Тутмеса. К их числу принадлежит и широко известная полихромная голова царицы Нефертити в синей тиаре. Вместе с завершёнными произведениями в раскопках скульптурных мастерских найдено и множество гипсовых масок, служивших моделями.

Скульптура Позднего Царства

Во времена Куша в области скульптуры навыки древнего высокого мастерства отчасти угасают - так, портретные изображения на погребальных масках и статуях часто заменяются условно-идеализированными. Вместе с тем техническое мастерство скульпторов совершенствуется, проявляясь, главным образом, в декоративной области. Одной из лучших портретных работ является голова статуи Ментуемхета, выполненная в реалистической достоверной манере.

В период владычества Саиса в скульптуре вновь становится актуальной статичность, условные очертания лиц, канонические позы и даже подобие «архаической улыбки», характерной для искусства Раннего и Древнего Царства. Однако мастера Саиса трактуют эти приёмы всего лишь как тему для стилизаций. В то же время саисское искусство создает множество замечательных портретов. В некоторых из них намеренно архаизированные формы, подражающие древним правилам, сочетаются с довольно смелыми отступлениями от канона. Так, в статуе приближенного фараона Псаметиха I соблюден канон симметричного изображения сидящей фигуры, но, в нарушение его, левая нога сидящего поставлена вертикально. Точно также свободно сочетаются канонически-статичные формы тела и современный стиль изображения лиц.

В немногочисленных памятниках эпохи персидского владычества также преобладают чисто египетские стилевые черты. Даже персидский царь Дарий изображен на рельефе в одеянии египетского воина с жертвенными дарами, причем его имя написано иероглифами.

Скульптуры птолемеевского периода в своем большинстве также выполнены в традициях египетского канона. Однако эллинистическая культура повлияла на характер трактовки лица, внеся большую пластичность, мягкость и лиризм.




Top