Сладкова медведь и солнце чтение сказки. Медведь и солнце" технологическая карта к уроку

Текст 1 на тему «Зима»

Зима… Наверное, как и большинство людей, я мечтаю о ней жарким летом. А потом, когда проходит время, она наконец приходит - морозная и снежная, ветряная или спокойная и величественная. Заметает снегом всю грязь поздней осени, прикрывает весь мусор на улицах, украшает голые, некрасивые деревья.

Для меня зима - это не даты на календаре. Ведь она может и не прийти первого декабря. В последнее время её приходится ждать долго. Говорят, что виной этому глобальное потепление. Но как жить без настоящей зимы, со снегом, со свежим морозным воздухом?

Для меня зима - это белый, искрящийся снег вечером. Это крошечные снежинки, прозрачные хрусталики на пушистой перчатке. Их так хочется съесть, хотя взрослые запрещали это в детстве. Это такое время, когда я всегда буду чувствовать себя счастливым ребенком. Буду визжать, скользя по ледяной горке, буду тянуть за собой санки, буду лепить и бросать снежки, пока руки не «отмёрзнут» окончательно. И при этом, как в детстве, не буду бояться потом заболеть. Буду бежать по дорожке, где бодро хрустит под ногами утоптанный снежок…

Я всегда представляю себе зиму как прекрасную Снежную королеву. Часто, просыпаясь зимой в солнечный день, я радуюсь просто от того, что вижу на оконном стекле морозные узоры. Хотя мне не раз объясняли и в школе, и дома, откуда они берутся, я уже смутно помню это объяснение. И поэтому для меня они - всегда чудо. Словно это Снежная королева всю ночь старательно расписывала мои окна, когда её никто не видел за занавесками.

Да, зимой долго не побегаешь на улице, не поиграешь в футбол или бадминтон, не искупаешься в реке или в море. Но можно заняться зимним спортом, например, лыжным. Или почитать хорошую книгу. А ещё хорошо просто прийти домой и провести время со своей семьёй, послушать истории дедушки или бабушки, помочь родителям, поиграть с братьями и сёстрами, если они есть. Такое времяпрепровождение идеально подходит для погоды, когда никуда из дома не пойдёшь.

Но всё в этом мире меняется. И я знаю, что через некоторое время белый снег пожелтеет, припадёт дорожной пылью, его истопчут люди и собаки. Он потеряет свою первоначальную красоту. Скользить по льду всем надоест и захочется свободного движения. А ещё - тепла и солнца. И я вместе со всеми тоже буду с нетерпением ждать прихода весны!

Текст 2 про зиму

Наконец пришла долгожданная зима. Она покрыла собой город и одела всё в снег и лёд. Всё застыло. Тихо. Природа спит крепким сном.

Больше всего в зиме меня удивляет и радует белый снег. Снег! Невероятно чистый, белый-пребелый или с едва заметной синевой. Детвора радуется, когда его много, такого пушистого, скрипящего, мягкого и колючего одновременно! И понятно, почему радуется, ведь можно лепить снеговика, кататься на санках, лыжах, коньках!

Зимний погожий день - это ожившая сказка, возвращающая нас в детство. Кругом зачарованные дерева, покрытые серебристым инеем. Дороги заметены. Куда ни глянь, повсюду снег: на крышах, лавочках, автомобилях. Он блестит и сверкает под холодными лучами зимнего солнца.

Небо синее. Дует лёгкий ветерок. В такой замечательный день невозможно усидеть дома. Хочется взять санки, выбежать на улицу и скатиться с горки. Полозья санок рассекают снег, на щёки, обжигая, летит снежная пыль, от скорости захватывает дух. Как здорово! И вот снова поднимаешься на гору, чтобы повторить это ощущение немыслимой радости от катания. Солнце слепит глаза, заставляет искриться всё вокруг, что ещё больше поднимает настроение.

Грачи, облепив ветви деревьев, с удивлением наблюдают за нами. Взлетая, они осыпают с ветвей снежный дождь.

Неподалеку от нашей ледяной горки растут липы и кусты шиповника. Покрытые снежными шапками, как и другие растения, они затихли до весны.

Зима - удивительное время года. Она холодная, но при этом весёлая. Добрая, ведь приносит детишкам снежные забавы, и, вместе с тем, злая, ведь насылает на нас яростные ветра и лютые метели.

Тема: Н. Сладкова «Медведь и солнце».

Цель: познакомить учащихся с произведением Н. Сладкова «Медведь и солнце», познакомить с биографией писателя, составлять план произведения.

УУД: развивать умение представлять и характеризовать персонажей, выявлять их мотивацию, выразительного чтения, речь учащихся, учить выражать чувства, появившиеся в ходе наблюдения за весенней природой. Воспитывать любовь к окружающему миру, умение работать в коллективе и в группе.

Ход урока:

I . Организационный момент.

Ты улыбкой, как солнышком, брызни,

Выходя поутру из ворот.

Понимаешь, у каждого в жизни

Очень много бед и забот.

Разве любы нам хмурые лица

Или чья-то сердитая речь?

И ответную искру зажечь.

Давайте не будем лениться на этом уроке.

II . Сообщение темы урока.

Ребята, я сейчас загадаю вам загадки, а вы попробуйте их отгадать. Отвечать можно дружным хором.

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтоб поплыли корабли –

Жить нельзя нам без … (Воды)

Ты весь мир обогреваешь,

Ты усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

И зовут тебя все… (Солнце)

Бел как мел, с неба прилетел.

Зиму пролежал, в землю убежал. (Снег)

Слова появляются на доске: СНЕГ СОЛНЦЕ ВОДА

Ребята, какое время года объединяет все эти слова?

Найдите закономерность и постройте последовательность из этих слов. Поясните. СНЕГ СОЛНЦЕ ВОДА

Итак, ребята, сегодня мы с вами поговорим о весне, ведь она уже наступила. Познакомимся с новым произведением.

Какие признаки весны вы знаете?

Скажите, а хорошо это или плохо, когда тает снег.

А сегодня на уроке мы узнаем хорошо это или плохо для героя произведения, с которым будем знакомиться.

1)Подготовительная работа.

Ребята, а вы знаете кто такой Николай Сладков?

Н. Сладков - это детский писатель. Он очень любил природу, много путешествовал, заносил свои наблюдения в записную книжку, а потом писал рассказы, которые получили большую известность. Он сам фотографировал животных, рисовал их и помещал эти фотографии и рисунки в свои книги.

Произведение, с которым мы сегодня познакомимся, называется «Медведь и солнце».

Предположите, о чём оно?

Как вы думаете, какое это произведение по жанру? (сказка )

А) Первичное восприятие текста. Читает учитель .

Б) Проверка первичного восприятия.

Правильны ли были ваши предположения об этом произведении?

Назовите героев этой сказки.

Так хорошо или плохо Медведю было от того, что растаял снег? Почему?

Удивило ли вас что- нибудь в этой сказке?

Что произошло в берлоге?

В) Подготовка к чтению учащихся.

Прочитайте сначала плавно по слогам, а затем целыми словами.

ПРО-СО-ЧИ-ЛАСЬ - ПРОСОЧИЛАСЬ

ПРО-МО-ЧИ-ЛА - ПРОМОЧИЛА

ПРО-ВОР-ЧАЛ - ПРОВОРЧАЛ

Прочитайте быстро последовательность слов

СОХ СОХ ЛА – ПЕРЕСОХЛА

РУГАЛ РУГАЛ СЯ – ЗАРУГАЛСЯ

РЁВ РЕВ ЕЛ – ВЗРЕВЕЛ

ИСПУГ - ИСПУГ АЛА – ИСПУГАЛА СЬ

СКРИП СКРИП ЕЛ – ЗАСКРИПЕЛ

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

III . Самостоятельное чтение учащихся

Работа над выразительностью чтения

Восстановите последовательность событий сказки (картинный план)

Сколько же частей в этой сказке?

О чём говорится в 1 части?

Прочитайте эту часть сказки.

Придумайте название этой части.

О чём говорится во 2 части сказки?

Прочитайте эту часть.

Придумайте название.

Прочитайте их выразительно.

О чём идёт речь в 3 части сказки?

Прочитайте её.

Придумайте название.

Итак, ребята, мы только что смогли составить план этой сказки: картинный и словесный.

План – это определённая последовательность частей в произведении. План произведения вам поможет в подготовке пересказа.

Как составить план любого произведения? (Разделить текст на части и озаглавить каждую часть )

Прочитайте выделенные в тексте слова. ЗАРУГАЛСЯ ВЗРЕВЕЛ РЯВКНУЛ

Каким, одним словом можно заменить любое из слов?

А как лучше – везде слово «сказал» Медведь или как в сказке? Почему?

Каким вы представили себе медведя? (Лохматый, большой, сердитый, косолапый, голодный, грязный, с большими зубами и когтями.)

Почему медведь повел себя именно таким образом? (Стало мокро, неуютно, неприятно и он рассердился.)

Что можете сказать о характере медведя?

Поработайте вчетвером и обсудите какой Медведь в этой сказке.

Почему вода и снег испугались медведя? (Он большой, сердитый – может нанести вред, сделать больно).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Работа в группах.

Молодцы, ребята, вы очень хорошо поработали, а сейчас мы поработаем группами. 1 ряд, 2 ряд, 3 ряд.

Каждой группе я даю задание. Работать надо четко и быстро.

2 группа – придумать и распределить между собой 3-5вопросов к сказке.

После самостоятельной работы ребята демонстрируют выполненные задания.

Скажите, ребята, почему Медведь ничего не сделал Солнцу?

Почему покорился? (против законов природы ничего сделать нельзя )

Правильно, Солнце это самая большая и горячая звезда. Раскалённый шар. Без него не было бы ничего живого на Земле. А весной оно особенно пригревает, чтобы таял снег, бежали ручьи, зеленела первая весенняя травка и оживала природа.

IV . Итог урока.

Как называется сказка, с которой мы сегодня познакомились?

Домашнее задание.

Ребята, Медведь ушёл весну встречать, но предложил вам задание вы будете выполнять дома:

2. Пересказать сказку.

3. Придумать продолжение этой сказки.

Рефлексия.

Солнышко – мне было интересно на уроке;

Тучка – мне было трудно;

Капелька – мне было грустно.

Оценивание учащихся.

Спасибо за работу.

Конспект урока

Н. Сладков «медведь и солнце».

Цель

Задачи

Образовательные: научить определять характер и настроение героя произведения, выявлять их мотивацию; работать с иллюстрацией, передавать содержание сказки в рисунке; дать возможность научиться делать элементарный анализ текста, при помощи средств художественной выразительности; работать с иллюстрацией в книге и осознание ее роли в понимании произведения.

Развивающие: познавательные находить нужную информацию в тексте; анализировать художественное произведение с опорой на художественное слово автора ; регулятивные – учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста;развиватьумение выразительного чтения и чтения по ролям, развивать речь учащихся, учить выражать чувства, развивать слуховое восприятие, внутреннее зрение, творческое воображение; коммуникативные – учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, развивать умение формировать собственное мнение и позицию.

Воспитательные: воспитывать интерес к познанию окружающему миру, доброе отношение к природе, любовь к чтению, умение работать в коллективе и в группе.

Методы и формы обучения

Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа индивидуальная и фронтальная, метод дискуссии или конструктивного диалога .

Наглядные методы: наблюдение, образно-иллюстративный.

Практические методы: устные упражнения, работа с учебником, работа в тетрадях, работа в парах , в группах.

Технологии: проблемно-диалогическая, информационно-коммуникативная.

Оборудование

Учебник «Литературное чтение» О. В. Кубасова, 2 кл. 3 часть, «Тетрадь по литературному чтению» О. В. Кубасова, 2 кл., изд. «Ассоциация XXI век» 2012 г. УМК «Гармония»;

презентация по теме урока;

портрет Н. Сладкова;

мультимедийный проектор;

интерактивная доска;

компьютер;

магнитная доска;

иллюстрации.

Организационная структура урока

I .

Организационный момент.

II .

Актуализация знаний. Постановка темы урока.

III .

Открытие новых знаний.

Закрепление новых знаний.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

VII .

Домашнее задание.

Приветствие обучающихся.

Здравствуйте ребята! Я рада вас видеть. Я прошу вас подойти ко мне и стать в круг. Давайте пожелаем друг другу добра и удачи.

Учащиеся кладут ладошку на ладошку соседа и произносят: « Я желаю тебе сегодня добра. Если будет трудно, я тебе помогу » .

Сегодня у вас будет необычный урок чтения, вместо отметок вы будете получать бонусы. Бонусы будет получать каждый, кто будет отвечать на вопросы, высказывать своё мнение, доказывать его.

Загадки

Ребята, я сейчас загадаю вам загадки, а вы попробуйте их отгадать. Отвечать можно хором.

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтоб поплыли корабли –

Жить нельзя нам без … (Воды)

Ты весь мир обогреваешь,

Ты усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

И зовут тебя все… (Солнце)

Бел как мел, с неба прилетел.

Зиму пролежал, в землю убежал. (Снег)

Слова появляются на магнитной доске.

Ребята, какое время года объединяет все эти слова? (Весна)

(у ребят конверты с такими же словами) Откройте конверты со словами.

Найдите закономерность и постройте последовательность из этих слов. Поясните. (один ученик у доски)

СНЕГ (зимой выпал снег) СОЛНЦЕ (весной пригрело солнце) ВОДА (снег растаял и превратился в воду)

Весна - это пробуждение жизненных сил, настроение радости и веселья.

Перед вами репродукции картин художника Исаака Ильича Левитана. «Март», « Большая вода».

Какие признаки весны вы увидели на иллюстрациях?

Какая из картин соответствует нашему сегодняшнему состоянию природы? (Художник изобразил весеннюю природу, выразил своё отношение к ней. Левитан учит нас наблюдать за природой.)

Скажите, а хорошо это или плохо, когда тает снег?

Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?

Сегодня мы с вами поговорим о весне. Познакомимся с новым произведением и узнаем, что такое план произведения.

1.Знакомство с писателем.

Мы познакомимся с произведением Николая Сладкова «Медведь и Солнце»

Появляется портрет писателя

Н. Сладков - это детский писатель. Он очень любил природу, много путешествовал, заносил свои наблюдения в записную книжку, а потом писал произведения, которые получили большую известность. Он сам фотографировал животных, рисовал их и помещал эти фотографии и рисунки в свои книги.

Ребята, в каком жанре мог писать писатель? (Что может писать писатель?) (предположения детей – рассказы, сказки, стихи, басни, пьесы, загадки, пословицы, поговорки)

Произведение, с которым мы познакомимся называется «Медведь и солнце».

Предположите, о чём оно?

(предположения детей – о животных, о природе, о путешествии, о приключениях, о дружбе, о вражде, о желании жить)

Чтобы точно узнать это, нам нужно прочитать произведение.

2.Первичное восприятие текста. Читает учитель. (Уч. стр. 4)

3.Проверка первичного восприятия.

Правильны ли были ваши предположения об этом произведении?

Какое это произведение по жанру? (сказка)

Почему вы так думаете?

О чём это произведение?

Н.И. Сладков написал более 60 книг. В своих произведениях он учит ценить и любить красоту природы.

Хочешь увидеть - стань невидим.

Хочешь услышать - стань неслышим.

Хочешь узнать – затаись.

Такими словами выражал своё отношение к природе писатель.

На выставке вы видите лишь некоторые из книг. Н.Сладкова. Я советую вам их прочитать, из них вы узнаете много интересного.

Что запомнилось в сказке?

Назовите героев этой сказки. (Медведь, вода, снег, солнце)

4. Подготовка к чтению учащихся. (учебник, стр. 3)

Прочитайте сначала плавно по слогам, а затем целыми словами.

ПРО-СО-ЧИ-ЛАСЬ - ПРОСОЧИЛАСЬ

ПРО-МО-ЧИ-ЛА - ПРОМОЧИЛА

ПРО-ВОР-ЧАЛ - ПРОВОРЧАЛ

Словарная работа.

Просочиться – о жидкости – постепенно проникнуть сквозь что-нибудь;

Промочила – пропустив влагу, стать мокрым, влажным;

Прочитайте быстро последовательность слов

СОХ СОХ ЛА – ПЕРЕСОХЛА

РУГАЛ РУГАЛ СЯ – ЗАРУГАЛСЯ

РЁВ РЕВ ЕЛ – ВЗРЕВЕЛ

ИСПУГ - ИСПУГ АЛА – ИСПУГАЛА СЬ

СКРИП СКРИП ЕЛ – ЗАСКРИПЕЛ

Словарная работа.

Заскрипел – начать что-либо делать, производя резкий, звук.

Словарная работа.

От каких слов произошло слово « Покосолапил»? ( косые лапы).

Читай правильно. НЕЧЕГО

5.Самостоятельное чтение учащихся («жужжащее» чтение)

Кто является главным героем сказки? (медведь)

Каким вы представили себе медведя? (Лохматый, большой, сердитый, косолапый, голодный, грязный, с большими зубами и когтями.) Картинку на доску

Именно вокруг медведя и происходят события в сказке.

Кто же разбудил медведя?

Удивило ли вас что- нибудь в этой сказке? (штаны у медведя)

Какими представляете штаны медведя?

Действительно у медведя есть штаны?

Так хорошо или плохо Медведю было от того, что растаял снег?

Почему? (стало мокро, неуютно , неприятно и он рассердился.)

6. Характеристика образов произведения.

(в классе везде слова на полосках: добрый, грубый, ворчливый, задиристый,

ласковый, спокойный, сердитый)

Ребята, по классу развешены слова, прочитайте их.

Какой медведь по характеру, выберите нужные слова. (учащиеся ходят, читают, выбирают)

рявкнул, проворчал) Слова развешены по классу, ученики называют их,

разыскивают и прикрепляют на магнитную доску рядом с картинкой медведя.

Каким одним словом их можно заменить? (Сказал).

Что они вам помогают понять? (Медведь не рад весне, недоволен, сердит).

А на кого сердит медведь? (вода, снег, солнце)

Ребята, у вас на столах карточки со словами. Расположите их в том порядке, как в сказке встречается с ними медведь. (на доске ученик)

7. Выборочное чтение.Работа в тетради.

Найдите в тексте разговор медведя с водой.

Какие слова помогают это понять?(испугалась, зажурчала тихим голосом)

Отметьте слова Воды в тетради.(написать букву В)

На кого медведь взревел? (на снег)

Почему вы так думаете? (испугался, побелел, заскрипел с перепугу)

А как вы, думаете, почему каждый из героев перекладывал вину на другого? (испугались Медведя)

Почему вода и снег испугались медведя? (Он большой, сердитый – может нанести вред, сделать больно).

На что указывают выделенные слова в тексте? (Они показывают, что медведь сердится все сильнее и сильнее.)

Почему медведь ничего не сделал солнцу? Почему покорился?

(Солнце не достать. Против законов природы ничего сделать нельзя! Нравится или нет, а жизнь идет своим чередом.)

Отметьте карандашом реплики Медведя (написать букву М)

А теперь достаньте картинки. Расположите их в нужном порядке. (один ученик на магнитной доске, один – на компьютере)

Посмотрите, слова и картинки расположены по порядку, вы рассказывали, опираясь на слова, иными словами - пересказывали по плану.

План – это определённая последовательность частей в произведении.

Опираясь на картинки, лежащие на парте можно сказать, что это план.

Опираясь накартинки и опорные слова, текст можно пересказывать?

Пересказ - изложение содержания текста.

1. Работа в группах

Разделите роли, прочитайте по ролям.

После самостоятельной работы ребята демонстрируют выполненные задания.

Покажите при чтении, как герои сказки относятся к происходящему.

2.Оценивание чтения самими учащимися.

Ребята, посмотрите, сколько бонусов каждый из вас заработал за урок. Вы заберёте их, покажете своему учителю и получите взамен отметку.

Что интересного мы делали сегодня на уроке? (читать по ролям, передавать характер героя при чтении, составлять план текста)

Какие результаты у нас получились? (распределили слова героев, составили картинный и словесный план текста)

Где можно применить полученные данные? (составлять план текстов разных жанров)

Что у вас на уроке хорошо получалось?

Над чем ещё надо поработать?

Ребята, Медведь ушёл весну встречать, но предложил вам выбрать, какое задание вы будете выполнять дома:

2. Пересказать сказку. (Повышенный уровень)

3. Придумать продолжение этой сказки. (Творческий уровень)

(карточки с домашним заданием раздаются на карточках каждому обучающемуся)

Ребята, благодарю вас за урок.

Мне было очень приятно с вами работать!!!

Включить учащихся в деятельность на личностном уровне.

Выявить изученные способы действий, достаточных для построения нового знания, обобщить их.

Зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении учебного действия.

Проверка гипотез, предположений, выдвинутых учащимися. Обоснование или опровержение гипотез, Приведение аргументов «за» или «против».

Характеристика персонажей произведения.

Определение характера чтения по ролям.

Знакомство с новыми понятиями.

Усвоение способов деятельности путём применения информации в упражнениях.

Оценка деятельности обучающихся.

Определение уровня достижения поставленной цели урока.

Психологический тренинг.

Словесный – беседа, диалог. Иллюстративный.

Работа в парах.

Частично проблемно-поисковый.

Проблемный диалог. Знако-символическое моделирование

Постановка учебной проблемы.

Поиск решения.

Рассказ учителя.

Работа с книгой – хоровое чтение.

Беседа.

Работа с книгой – самостоятельное чтение.

Беседа.

Работа с книгой – работа с информацией.

Беседа.

Работа с книгой – выборочное чтение.

Работа в тетради.

Беседа.

Работа в группах.

Работа с книгой –чтение по ролям.

Определение критерий оценивания учащихся самими учащимися.

Беседа, диалог.

Дифференцированный подход – разноуровневые задания.

Дерягина Наталья

Пересказ сказки Н . Сладкова «Медведь и солнце »

Программное содержание :

Цель : совершенствовать умение детей пересказывать текст , придерживаясь плана.

Задачи :

Образовательные :

1. Формировать представления детей о характерных признаках весны.

2. Познакомить детей с художественным произведением о весне.

3. Продолжать учить детей пересказывать текст .

4. Учить устанавливать причинно-следственные связи.

Развивающие :

1. Развивать слуховое и зрительное внимание, умение обыгрывать в ролях произведение, воспроизводить в своей речи образные выражения из текста.

2. Развивать выразительность речи, память, активизировать качественный словарь.

Воспитательные :

1. Воспитывать интерес и любовь к природе, чувство юмора.

1. Организационный момент.

Ребята, я сегодня утром включила телевизор, а там специальная весенняя программа. Давайте посмотрим, что там интересного показывают и рассказывают . (в телевизоре устанавливается иллюстрация с весной.)

Идет матушка-весна,

Отворяй-ка ворота.

Первый март пришел, белый снег сошел.

А за ним и апрель отворил окно и дверь.

А уж как пришел май, солнце в терем приглашай !

2. Давайте, дети, попробуем угадать весенние загадки.

(В телевизоре плакат, на котором нужно в пропущенные места нарисовать рисунки. По мере угадывания дети зарисовывают отгадку в экране).

Греет (солнце , тает (снег,

На ветвях набухли (почки)

Возвращаются из тёплых краёв (птицы)

Бегут (ручьи)

3. А вот и музыка зазвучала на весеннем канале. (Воспитатель обращается к детям)

Представьте себе, что вы большой снежный сугроб (дети приседают на корточки в тесный круг) . Всю зиму сугроб «проспал» под большим деревом. Но вот пригрело тёплое весеннее солнышко . Озорные лучики защекотали сугроб : «Просыпайся, сугроб, вставай, скорей. Пора!» Не выдержал сугроб и рассмеялся, брызнули во все стороны струйки воды и потекли тоненькие, весёлые ручейки. Побежали землю будить.

(Дети изображают ручейки : под музыку разбегаются по группе ).


4. Беседа с детьми - «ручейками»

Воспитатель спрашивает :

Кого или что вы хотите разбудить, ручейки?

Ответы детей :

Деревья, траву, цветы, насекомых, реки.

Воспитатель :

Ребята, как река просыпается от сна?

Дети :

Лёд трескается на реке и по ней плывут большие льдины.

Это ледоход.

Воспитатель :

Кого ещё весна и ручейки разбудили?

Дети :

-Ёжика, медведя .

Воспитатель :

Ребята, хотите узнать, как проснулся медведь ?

5. Чтение воспитателем произведения Н. Сладкова «Медведь и солнце »


«Просочилась в берлогу Вода - Медведю штаны промочила .

Чтоб ты, слякоть, пересохла совсем ! – заругался Медведь . - Вот я тебя сейчас!

Не я, Медведушко , виновата. Снег во всём виноват. Начал таять, воду пустил. А моё дело водяное - теку под уклон.

Ах, так это Снег виноват? Вот я его сейчас! - взревел Медведь .

Побелел Снег, испугался. Заскрипел с перепугу :

Не я виноват, Медведь , Солнце виновато . Так припекло, так прижгло - растаешь тут!

Ах, так это Солнце мне штаны промочило ? – рявкнул Медведь . - Вот я его сейчас!

А что "сейчас"? Солнце ни зубами не схватить, ни лапой не достать. Сияет себе. Снег топит, воду в берлогу гонит. Медведю штаны мочит .

Делать нечего - убрался Медведь из берлоги . Поворчал, поворчал да и покосолапил. Штаны сушить. Весну встречать».

6. Беседа по прочитанному произведению : - Понравилась ли вам сказка ?

Почему это произведение называется сказкой ?

Эта сказка грустная или смешная? Почему?

Что случилось в берлоге у медведя ?

Как медведь сердился на воду ? Почему он сердился? (Стало мокро, неуютно)

Что ответила вода медведю ? Как она его ласково назвала?

Что ответил снег?

Почему медведь не мог наказать солнце ? (Медведь не смог солнце ни зубами схватить , ни лапой достать. Против природы ничего сделать нельзя.)

Чем заканчивается сказка ?

7. Работа над словарем.

Какие незнакомые слова вы услышали в сказке ? Просочилась, взревел, рявкнул, покосолапил и др. (Воспитатель объясняет их)

8. Физминутка.

Ребята, что-то мы засиделись у телевизора, разве можно так долго сидеть у экрана?

Давайте немного разомнемся.

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем отдыхать! (потянуться)

Спинку бодро разогнули,

Ручки кверху потянули!

Раз и два, присесть и встать,

Чтобы отдохнуть опять.

Раз и два вперед нагнуться ,

Раз и два назад прогнуться. (движения стишка)

Вот и стали мы сильней, (показать «силу» )

Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу)

9. Повторное чтение произведения Н. Сладкова «Медведь и солнце » с установкой на пересказ .

Послушайте еще раз сказку и постарайтесь запомнить.

10. Работа по тексту над интонацией.

Вспомните, как Медведь заругался на Воду .

Что ответила Медведю Вода ? Каким голосом надо сказать ? (тихим) .Как она ласково медведя назвала (Медведюшко )

Как повёл себя медведь , когда узнал, что это снег виноват? Как надо говорить эти слова? (сердито, громко)

А снег испугался медведя ?

Как надо говорить слова снега? (виновато, негромко)

11. Воспитатель напоминает план пересказа . (Перед детьми в телевизоре появляется мнемосхема пересказа ).


I часть – Встреча Медведя с водой .

П часть – Разговор со Снегом.

Ш часть - Непобедимое Солнце .

IV часть – Встреча Весны. Пересказ

12. Воспитатель читает еще раз, восстанавливая текст в памяти детей.

13. Пауза для запоминания.

14. Затем раздает роли детям, за автора говорит сам. Второй раз рассказывают сказку по ролям другие дети. В том числе и за автора. Заканчивает рассказывать сказку тот ребенок , который хорошо запоминает и выразительно рассказывает .


15. Итог занятия .

Понравилась вам новая весенняя программа?

А что интересного вы из нее узнали?

Как называется сказка , которую мы посмотрели по телевизору?

Наша весенняя программа подходит к концу, до новых встреч!




Top