Слепой ведет слепого библия. Слепой ведет слепого

Слепой ведет слепого

Слепой ведет слепого
Из Библии. Новый Завет (Евангелие от Матфея, гл. 15, ст. 14), слова Иисуса Христа: «Оставьте их: они - слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму».
Иносказательно: о плохих руководителях, вождях и покорной им невежественной толпе, которые стоят друг друга (ирон., презрит.).

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Слепой ведет слепого" в других словарях:

    - (тот и другой не знает, куда бредет) Слепой слепому (зрячему) не указчик. Слепой (иноск.) ослепленный безрассудством, страстью Ср. Cæcus monstrat viam. Ср. Ut si caecus iter monstrare velit. Если б слепой хотел показать дорогу. Horat. Ep. 1, 17,… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    У этого термина существуют и другие значения, см. Слепой. Слепой Жанр детектив / боевик Создатель Андрей Воронин Елена Караваешникова В главных ролях Сергей Маховиков Мария Порошина … Википедия

    В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

    - (Brueghel, Pieter) (ок. 1525 1569), последний великий художник эпохи Возрождения в Нидерландах. Биография Питера Брейгеля Старшего, написанная в 1604 голландским художником и историком биографом Карелом ван Мандером, является главным источником… … Энциклопедия Кольера

    Оставьте их: они слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму. Ис.42:19 Иер.5:31 Лук.6:39 … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем… Блаженны миротворцы… Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.… … Сводная энциклопедия афоризмов

    ПРЯМАЯ КИШКА - ПРЯМАЯ КИШКА. Содержание: I. Анатомия..................... 590 II. Методы исследования заднего прохода и п. к. 5 98 III. Патология П. к.................. 599 I. Анатомия. Прямая кишка (rectum) представляет собой конечный отдел кишечника; она… …

    КИШЕЧНИК - КИШЕЧНИК. Сравнительно анатомические данные. Кишечник (enteron) представляет собой б. или м. длинную трубку, начинающуюся ротовым отверстием на переднем конце тела (обычно с брюшной стороны) и кончающуюся у большинства животных особым, анальным… … Большая медицинская энциклопедия

    I.ВВЕДЕНИЕ II.РУССКАЯ УСТНАЯ ПОЭЗИЯ А.Периодизация истории устной поэзии Б.Развитие старинной устной поэзии 1.Древнейшие истоки устной поэзии. Устнопоэтическое творчество древней Руси с X до середины XVIв. 2.Устная поэзия с середины XVI до конца… … Литературная энциклопедия

Книги

  • Возвращение в Панджруд , Волос Андрей. Длинна дорога от Бухары до Панджруда, особенно если идти по ней предстоит слепому старику. Счастье, что…
  • Дети подземелья. Слепой музыкант , Короленко Владимир Галактионович. В книгу вошли два хрестоматийных произведения В. Г. Короленко. `Дети подземелья` - повесть о неожиданной…

Питер Брейгель Старший,Притча о слепых, 1568,Музей Каподимонте, Неаполь

Не пугайтесь,что нет в картине привлекательности,зато заложен великий смысл.Она имеет различные названия"Притча о слепых","Слепые","Слепой ведёт зрячего".
Считается, что сюжет картины основан на библейской притчи о слепых: «Если слепой ведёт слепого, то оба они упадут в яму».

Библейское содержание притчи.

Когда фарисеи спросили, почему ученики Христа, нарушая религиозные традиции, не умывают рук своих, когда едят, Он ответил им: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека; но то, что выходит из уст, оскверняет человека».
После того, как фарисеи обиделись на эти слова, Христос назвал их слепыми, ведущими слепых, объяснив, что «все, входящее в уста, проходит через чрево и извергается вон». «А исходящее из уст – из сердца исходит; сие оскверняет человека. Ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства... хуления».

Отношение к творчеству Питера Брейгеля,голландского художника Эпохи Возрождения очень неоднозначное.Для одних исследователей он - философ, отвлеченный мыслитель, витающий где-то высоко над действительностью.
Другие считают главным в его творчестве то, что он создал концепцию трагического противостояния человека и мира, столь противоположную жизнерадостному духу итальянского Возрождения.
Третьи - что его творчество воплощает в себе народные традиции, выделяя в нем создание крестьянского жанра, за что художник и получил прозвище "Мужицкий".
Ближе познакомившись с его творчеством,вы сделаете свой собственный вывод.

Чтобы глубже понять замысел художника,вернёмся в то время,в эпоху,когда жил и творил Брейгель.

А действительность тогда была ужасной. Еще в начале 1560-х годов нидерландцам в полной мере пришлось изведать несчастия, которые обрушили на них испанские власти. Тридцатилетний художник видел, как приходили в упадок процветавшие прежде города. Иностранные купцы, опасаясь религиозной нетерпимости испанских инквизиторов, искали гостеприимства в других землях. Сожжение еретиков стало заурядным зрелищем, так же как и десятки виселиц, расставленных вдоль опустевших дорог.

С приездом герцога Альбы страна была превращена в гигантский застенок. Волна восстаний, прокатившаяся было по Нидерландам, быстро спала. В этих событиях многие искусствоведы и видят разгадку особенно трагедийного характера последних произведений Брейгеля. Драматический для его народа исход борьбы погасил в сердце художника последнюю надежду. Разуверившись в возможности победы, Брейгель снова направил свое искусство в иносказательное русло, словно у него не стало уже сил писать непосредственные события.
В это время и создается картина "Слепые", в которой отчаяние Брейгеля-человека и величие Брейгеля-художника достигли своего наивысшего предела

О картине

На картине Брейгель изобразил шестеро слепых, которые цепочкой двигаются вперёд, держась друг за друга.Они связаны друг с другом,положенными на плечи руками. Идущий первым слепой поводырь оступается и вместе с посохом падает в яму.
Следующий за ним слепой, падает на него. Третий, связанный со вторым посохом, тоже последует за своими предшественниками. Пятый и шестой ещё ни о чем не догадываются, но им неминуемо быть в яме следом за их спутником.

Присмотритесь к их лицам.Они наполнены ненавистью и злобой.Художник только хотел подчеркнуть,что пороки меняют лицо человека.Их движения неуверенны,потому что слепые ведут слепых, потому что они чувствуют падение, потому что падение это неизбежно. Эти нищие - не крестьяне и не горожане. Это просто люди,наверное и не важно какой эпохи.

Внимание зрителя привлекает не только вся процессия целиком, но и каждый ее участник в отдельности. Последние идут спокойно, ибо еще не ведают о грозящей беде. Их лица полны смирения, едва прикрывающего тупость и затаенную злобу. Но чем ближе к оврагу, тем уродливее и омерзительнее становятся их лица, тем резче и вместе с тем неувереннее движения, тем быстрее и стремительнее становится темп линий художника.

Посмотрите на самого последнего нищего-падающего. Взгляд пустых глазниц обращен к зрителю. Неудовлетворенная ненависть, жестокий оскал сатанинской улыбки превратили его лицо в страшную маску. В нем столько бессильной злобы, что вряд ли кому придет в голову сочувствовать бедняге.

«У Брейгеля они подняты до степени общезначимости для всех времен и поколений, мы чувствуем себя сами перед его картиной как звенья этой мрачной цепи слепых, ведущих друг друга на погибель, в неумолимой солидарности судьбы»,говорят исследователи его творчества.

Это жизненный путь всех людей. Все также светит солнце, зеленеют деревья и даже трава под ногами слепцов мягка и шелковиста. Уютные домики стоят вдоль тихой деревенской улицы, в конце которой видна островерхая церквушка.

Светлый и лучезарный мир природы остается как бы вне человеческого недоразумения.Лишь сухой безжизненный ствол дерева вторит изгибом своим движению падающего. Весь остальной мир спокоен и вечен - чистый мир природы, не тронутой злобой и алчностью.

Его безмятежная красота позволяет забыть о человеческих пороках и несчастьях, однако фигуры самих слепцов в этой среде кажутся еще более отталкивающими и страшными.

Брейгель как бы вовлекает зрителя в происходящее. Ведь зритель - единственный зрячий свидетель, композиция сразу приводит его к финалу Он первым узнает о том, чего не знают слепые. И тогда зритель может прокричать тем, кого еще можно спасти: «Остановитесь! Человек, которому вы доверились, сам слепой. На горку вам надо, на горку!» И может быть, они услышат, ведь не глухие же они!

В «Слепых» П Брейгеля гораздо больше сострадания к заблудшим, чем это принято считать. И его картина - это не только иллюстрация к библии. И, тем более, не только констатация неотвратимого конца света.

Художник оставляет нам надежду. Он обращается к каждому из нас «Еще не поздно! Все зависит от тебя!» И в этом истинное содержание его послания к людям.
Картина Брейгеля является вечным предостережением, дабы они одумались, открыли глаза, не поддавались слепому фанатизму, способному обречь народ на гибель.

Http://maxpark.com/community/6782/content/1435823

Рецензии

Не будем говорить о чем здесь хотел сказать Питер Брейгель -ясно без всякой подсказки. Сдается мне, что он просто подхватил знамя поднятое Босхом и понес его дальше, показывая другим художникам что живопись- это не просто прямолинейный пересказ о виденном, а еще должна нести глубинный смысл что за этим стоит, дабы заставить человека не просто созерцать картину, но и думать о жизни: кто я в ней, зачем пришел?

Согласна с каждым вашим словом.Именно это я больше ценю в живописи голландцев.Они заставляют людей думать.Их картины будут актуальны всегда.Оригинал этой картины я видела в Неаполе,её состояние произвело неприятное впечатление. Давно не реставрирована,краски выцвели.

Свт. Иоанн Златоуст

Свт. Хроматий Аквилейский

оставьте их: они - слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму

В продолжение Он говорит: оставьте их: они - слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму . Эти слова имели целью указать на книжников и фарисеев, ослепленных заблуждением своего неверия: они не только не смогли распознать свет истины, не поверив в Христа, но и влекли за собой в яму гибели и других. Эти слова относятся и к еретикам. Отрицая, что Христос есть «свет истинный от света истинного, и Бог от Бога», они также ослепли. Неся ложное учение, они оказались вождями и наставниками несчастных, идущих за ними.

Трактат на Евангелие от Матфея.

Свт. Лука Крымский

оставьте их: они - слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму

Блж. Иероним Стридонский

Оставьте их, они - слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму

Это то же самое, что заповедал апостол: Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден (Тит. 3:10-11) . В этом смысле и Спаситель повелевает нечестивейших учителей предоставлять их свободе, зная, что их с трудом можно привлечь к истине и что они слепы, и увлекают слепой народ в заблуждения.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Блж. Феофилакт Болгарский

оставьте их: они - слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму

Ориген

оставьте их: они - слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму

Они - слепые вожди слепых . Кто же это? Фарисеи, у которых бог века сего ослепил умы, так как они неверующие, потому что не уверовали в Иисуса Христа и Он ослепил их, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Божией в лице Христа. И слепые, сознавая, что они нуждаются в вождях, не только должны избегать их водительства, чтобы им не видеть через них, но должны усердно слушать всех, возвещающих о водительстве в здравом учении, и прилагать к говоримому здравое суждение, дабы, ведомые незнанием слепых и не видящих дел здравого учения, мы никогда не оказались слепыми из-за того, что не видели смысла Писания, так что оба: и вождь, и ведомый - упали в яму, о которой мы сказали ранее.

Давно хотелось обсудить эту картину нидерландского художника Питера Брейгеля.(1568г)

Не пугайтесь,что нет в ней привлекательности,зато заложен великий смысл.Она имеет различные названия"Притча о слепых","Слепые","Слепой ведёт зрячего".

Считается, что сюжет картины основан на библейской притчи о слепых: «Если слепой ведёт слепого, то оба они упадут в яму».

На картине Брейгель изобразил шестеро слепых, которые цепочкой двигаются вперёд, держась друг за друга. Идущий первым слепой поводырь оступается и вместе с посохом падает в яму. Следующий за ним слепой, падает на него. Третий, связанный со вторым посоха, тоже последует за своими предшественниками. Пятый и шестой ещё ни о чем не догадываются, но им неминуемо быть в яме следом за их спутником.

Чтобы глубже понять замысел художника,вернёмся в то время,в эпоху,когда жил и творил Брейгель.

А действительность тогда была ужасной. Еще в начале 1560-х годов нидерландцам в полной мере пришлось изведать несчастия, которые обрушили на них испанские власти. Тридцатилетний художник видел, как приходили в упадок процветавшие прежде города. Иностранные купцы, опасаясь религиозной нетерпимости испанских инквизиторов, искали гостеприимства в других землях. Сожжение еретиков стало заурядным зрелищем, так же как и десятки виселиц, расставленных вдоль опустевших дорог.

С приездом герцога Альбы страна была превращена в гигантский застенок. Волна восстаний, прокатившаяся было по Нидерландам, быстро спала. В этих событиях многие искусствоведы и видят разгадку особенно трагедийного характера последних произведений Брейгеля. Драматический для его народа исход борьбы погасил в сердце художника последнюю надежду. Разуверившись в возможности победы, Брейгель снова направил свое искусство в иносказательное русло, словно у него не стало уже сил писать непосредственные события.

В это время и создается картина "Слепые", в которой отчаяние Брейгеля-человека и величие Брейгеля-художника достигли своего наивысшего предела.

Внимание зрителя привлекает не только вся процессия целиком, но и каждый ее участник в отдельности. Последние идут спокойно, ибо еще не ведают о грозящей беде. Их лица полны смирения, едва прикрывающего тупость и затаенную злобу. Но чем ближе к оврагу, тем уродливее и омерзительнее становятся их лица, тем резче и вместе с тем неувереннее движения, тем быстрее и стремительнее становится темп линий художника.

И, наконец, самый последний нищий -падающий. "Взгляд" его пустых глазниц обращен к зрителю. Неудовлетворенная ненависть, жестокий оскал сатанинской улыбки превратили его лицо в страшную маску. В нем столько бессильной злобы, что вряд ли кому придет в голову сочувствовать бедняге.

Чем дальше, тем неувереннее становятся их судорожные жесты и быстрые движения, а земля уже уходит из-под ног. Потому что слепые ведут слепых, потому что они чувствуют падение, потому что падение это неизбежно. Эти нищие - не крестьяне и не горожане. Это люди, однако перед зрителем предстают не символ и не аллегория, перед ними только реальный факт, но доведенный в существе своем до предела, до трагедии невиданной силы.

"Взгляд" последнего слепого завершает путь остальных - жизненный путь всех людей. Все также светит солнце, зеленеют деревья и даже трава под ногами слепцов мягка и шелковиста. Уютные Домики стоят вдоль тихой деревенской улицы, в конце которой видна островерхая церквушка.

Светлый и лучезарный мир природы остается как бы вне человеческого недоразумения.Лишь сухой безжизненный ствол дерева вторит изгибом своим движению падающего. Весь остальной мир спокоен и вечен - чистый мир природы, не тронутой злобой и алчностью.

Его безмятежная красота позволяет забыть о человеческих пороках и несчастьях, однако фигуры самих слепцов в этой среде кажутся еще более отталкивающими и страшными.

Брейгель как бы вовлекает зрителя в происходящее. Ведь зритель — единственный зрячий свидетель, композиция сразу приводит его к финалу Он первым узнает о том, чего не знают слепые. И тогда зритель этот (на которого вся надежда) может прокричать тем, кого еще можно спасти: «Остановитесь! Человек, которому вы доверились, сам слепой. На горку вам надо, на горку!» И может быть, они услышат, ведь не глухие же они!

В «Слепых» П Брейгеля гораздо больше сострадания к заблудшим, чем это принято считать. И его картина — это не только иллюстрация к библии. И, тем более, не только констатация неотвратимого конца света.

Художник оставляет нам надежду. Он обращается к каждому из нас «Еще не поздно! Все зависит от тебя!» И в этом истинное содержание его послания к людям.

Хотелось бы знать ваше мнение о картине и её содержании.

оставьте их: они - слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму.
Лк 6, 39 Сказал также им притчу: может ли слепой водить слепого? не оба ли упадут в яму?

Очень важное, хотя редко замечаемое "если" - только если слепой ведёт слепого, оба упадут. Но в реальной жизни обычно подслеповатый ведёт зрячего, только идущего в незнакомом направлении. Это означает, что не стоит бояться падения в яму, - а ведь это обычнейший довод тех, кто призывает ограничить свободу религии. Мол, если будет свобода, то слепцы всех за собой в пропасть уведут. Да нет: человек может довериться религиозному проповеднику, но это всегда условное доверие. Эгоизм или, лучше сказать, инстинкт самосохранения, всегда удержат от падения. И те случаи, когда человек гибнет, повинуясь призывам истеричного проповедника - они на совести и гибнущего; зрячий, мог бы и остановиться.

К политике это тоже относится. Вот, российское царство кесаря прикрывается христианской демагогией, а не коммунистической. Святыне от этого не убудет, это только у тех, кто манипулирует святыней, страх, что за кощунство молния ударит. А тому, кто за святыню переживает, задача: нужно ежедневно делать усилие, чтобы отслаивать христианскую демагогию от Христа и при этом не держать зла на демагогов. Полезное аскетическое упражнение.

Жалко ли времени, когда я питал иллюзии на счет тех, о ком иллюзий питать не надо? Ну, это же был не грех, а побочное заблуждение. Добросовестное - то есть, доброе для совести. Бывает эффект плацебо - когда добросовестное доверие оборотням формирует вполне добрую совесть. Плацебо - объясняет, почему прощение, почему нетыканье человека в его порок вовсе не так уж пагубны, как представляет это сравнение плохих пастырей с поводорями, ведущими слепых в пропасть. Часто за слепыми пастырями идут зрячие люди, которые от пропасти уклонятся.

Ален Роб-Грийе: "Слепой не может ничего сделать тайком! Несчастному все время кажется, что на него смотрят" (Роб-Грийе А. Встреча. М.: Стратегия, 2001. С. 47). "Несчастные" -- это и есть слепые вожди слепых. Потому что с какой стати в реальной жизни, а не в фантазии проповедника слепец станет проводником?

А "духовная слепота" - это что? Самовлюбленность, конечно, а самовлюбленность и есть уверенность, что ты пуп земли и все на тебя смотрят. При этом "всех" не видят в упор, иначе бы заметили, что никакого особого внимания люди окружающим не уделяют. Гордец живет напоказ, даже когда некому показывать. Смиренный человек понимает, что на него не смотрят, и поэтому ведет себя так, как если бы действительно был обнажен и выставлен на всеобщее обозрение.

Вообще-то исстари считалось, что слепота делает человека ущербным, неугодным богам и потому ослепляли политических соперников, чтобы они не могли претендовать на власть. Поступать так - означает как дойти к ослеплении до предела. Не всякая власть развращает, но та власть, которая ослепляет, развращает точно.

СОЛНЦЕ И СЛЕПОТА

Чудесный фильм "Только представь!" 2012 года, режиссер Анджей Якимовски. О слепом, который учит слепых жить без белой палочки. Сильный фильм, который заставляет зрителя почувствовать себя слепым. Саркастическое ругательство Христа о слепых поводырях слепых - оно ведь не о слепых, оно о зрячих. Почему Иисус - не чудотворец? Потому что Он творил не чудеса, а знамения или, проще говоря, знаки. Дорожные знаки. Довольно прозаическое занятие - штамповать круглые жестянки с символами.

Ни об одном из слепых, исцеленных Спасителем, не говорится, чтобы совершилось и духовное прозрение. Вполне можно снять кино о слепом, который прозрел и стал духовно слепым поводырем духовно слепых. Дорожные знаки, сваленные в кучу, они ведь между собой о чем-то разговаривают, устанавливают иерархию, хотя существование их абсолютно бессмысленно.

Зряч тот, кто сознает свою слепоту. Это не означает, что он будет успешнее того, кто тараном идет по жизни. Иисус был слеп - слеп для греха, слеп для насилия, слеп для несвободы. Господь победил, но Господь не успел - не успел уже в раю, не успевает сейчас, и никто не знает, когда же Он успеет. За его неуспех платят все, но прежде всего, Он заплатил - жизнью.

Духовное зрение вновь и вновь оборачивается физической слепотой или поведением, близким к поведению слепого, потому что духовно зрячий видит чужую свободу и свою несвободу. Духовно зрячий делает ровно то же, что делают физические зрячие - он ищет, с кем бы поговорить. Вглядывается в людей в надежде найти собеседника. Заговаривает с ними. Потому что, как ни страшна духовная слепота, а духовная глухота стократ страшнее и порождает антидуховную болтовню.




Top