Сметка дороже богатства что означает. Мастер - класс "золотые россыпи"

Разделы: Начальная школа

Урок русской литературы во 2-м классе

1. Познакомить с одним из видов сказок – бытовой сказкой.

2. Прививать интерес к чтению.

3. Работать над выразительностью чтения.

4. Развивать речь, пополнять словарный запас.

Тип урока: урок первичного изучения и закрепления новых знаний.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Работа над навыком чтения:

  • самостоятельное чтение;
  • чтение скороговоркой;
  • выразительное чтение соседу.

1. - Какую тему мы изучаем? (Устное народное творчество)

Назовите жанры устного народного творчества (народные песни, потешки, загадки,

пословицы, сказки, скороговорки, частушки, прибаутки)

Приведите примеры.

Инсценировка (участвуют 2 ученика)

- Бабушка, расскажи мне сказку.

А какую хочешь сказку, внучок?

Бабушка, а разве сказки бывают разные?

А как бы вы ответили на этот вопрос? (На доске – схема-опора)

Я уверена, что все вы любите сказки. А чем они вас привлекают?

“Сказка - ложь да в ней намёк – добрым молодцам урок!” (На доске)

Чему может научить сказка?

(Сказка учит добру и справедливости. Учит понимать чужую беду, всегда приходить на помощь)

2. Проверим, как вы знаете сказки.

  1. Как называется аппарат, на котором Баба-Яга совершает полёты?
  2. Кто хвостом рыбу ловил?
  3. Кто говорил такие слова: “Несёт меня лиса за тёмные леса, за высокие горы, в дальние просторы”?
  4. Не лежалось на окошке, покатился по дорожке.
  5. Красна девица грустна,

Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко,
Слёзы льёт бедняжка.

(Ответы учеников учитель пишет на доске)

Здесь спряталось ещё одно слово. Найдите его.

Что обозначает слово ТОПОР? (Инструмент для рубки…)

3. Первичное чтение.

Назовите главных героев сказки?

4. Самостоятельное чтение.

Отметьте при чтении непонятные слова.

ПОБЫВКА – короткий отпуск

ДОРОЖНЫЙ ЧЕЛОВЕК – человек, который находится в пути.

СЛУЖИВЫЙ – военнослужащий, солдат

ПОСКУПИЛАСЬ – пожалела

ПРИМЕТИЛ – обратил внимание

ДИВИТСЯ – удивляется

Почему в сказке так много устаревших слов?

Давайте подберём слова, которые характеризуют героев.

В чём проявились эти черты. Докажите (Выборочное чтение)

Кто вам больше понравился? Почему?

Какая это сказка? Ответ обосновать .

Учащимся предлагается сделать вывод о том, что высмеивается в бытовых сказках, а что прославляется.

(!) В бытовых сказках высмеиваются лень, жадность, прославляется ум, смекалка простых людей.

Какой урок для себя вы извлекли, прочитав эту сказку?

Какую пословицу можно подобрать к сказке?

1. Догадка не хуже разума.

2. Смётка дороже богатства.

3. Глупый киснет, а умный всё промыслит.

(Работа над содержанием пословицы)

Обобщение:

Какие бывают сказки?

Назовите особенности бытовой сказки.

Домашнее задание: (по выбору)

  • выразительное чтение;
  • пересказ;
  • попробовать сочинить бытовую сказку.

Третьякова Т.В.

(Алтайский край Россия

МКОУ Березовская СОШ

[email protected])

Смекалка дороже богатства

Цель:

Уточнить представления детей о традиционных проявлениях доброжелательности и гостеприимства.

Развивать у детей социальные навыки: общительность, способность к сотрудничеству, дружелюбное поведение, стремление делиться впечатлениями от увиденного, прочувствованного, этические нормы.

Воспитывать доброту, отзывчивость, умение находить выход из сложной ситуации.

Оборудование:

Пособия для дидактических игр «Качества характера», «Соседи», «Сказочные загадки», мультимедиа. Мультфильм «Каша из топора»

Ход занятия:

I. Вводная часть.

Учитель

Очень часто за событиями

И за сутолокой дней

Старины своей не помним

Забываем мы о ней

Вспомним русские обычаи

Вспомним нашу старину.

Старшая девочка:

По обычаям старинным

В платьях все ходили длинных

И гостей встречать умели

Своих нарядов не жалели

Медом, обнося хмельным

Низко кланяясь им

Пола чуть рукой касаясь

И приятно улыбаясь!

Учитель

Ну, что, Настенька, пора и нам встречать гостей.

Настя:

Гость войди!

Традиций не нарушим

И всегда чайку попьем

Всем известно русское радушье

Хлебосольство и открытый дом!

Учитель

Добрый вечер! И поклон вам

Ну что ж гости желанные:

Девочки и мальчики,

Парни и девчата,

Соседи и соседушки,

Если величать – так

На пороге встречать!

Настя:

А теперь милости просим в дом!

II. Установка на занятие.

Учитель:

Проходите, присаживайтесь.

Собрались, мы на беседу

Добрую да складную

И давайте вести её по правилам:

(Читаем правила занятия на стенде).

  1. Мир да согласие, взаимное уважение.
  2. Речью плавною, говорить по одному.
  3. Активное участие в беседе, играх.
  4. Вместо замечаний и похвал – метки хорошего и плохого поведения.
  5. Каждый сам дает себе оценку, опираясь на полученные метки.

III. Основная часть.

Учитель:

Хотела я прочесть вам пословицу, да в ней исчезли почти все буквы. Так что придется произнести только ту часть, которая осталась.

******** –дороже богатства

Учитель:

А что, ребята, давайте разгадаем недостающие буквы? А для этого сыграем в игру.

Игра «Сказочные загадки».

Ход проведения:

Учитель:

Вам необходимо отгадать загадки. Затем из первых букв, полученных слов, составить слово.

(Дети поочередно отгадывают загадки).

1. Транспортное средство передвижения Бабы – Яги в русских народных

сказках. (Ступа).

2. Как называется русская народная сказка о том, что доброту и вежливость

Настеньки никакой холод заморозить не может. (Морозко).

3. В сказках её иногда называют кумушкой. (Лиса).

4.. В русских народных сказках его зовут Бессмертным. (Кощей).

  1. Каким был цветок, который привез отец Настеньке? (Аленьким).
  2. Сестрица Иванушки в русской народной сказке. (Алёнушка).

7.Как звали героя русской народной сказки, который любил ездить на печи? (Емеля).

  1. Русская народная сказка, главный герой которой – хлебобулочное изделие? (Колобок).

Учитель:

Какое слово получилось у нас?

Дети:

Смекалка.

Учитель:

Следовательно, пословица звучит:

Смекалка – дороже богатства

Учитель:

А чтобы понять смысл этой пословицы, обратимся к сказке.

Ребята, а вы любите сказки?

(Ответы детей).

И действительно, все люди на свете любят сказки. Волшебные, веселые и даже страшные, сказки всегда интересны. Читаешь или слушаешь, дух захватывает. Но не только интерес, не только развлечение есть в сказках «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

Скажите, пожалуйста, а что это за «урок» такой? Чему учит сказка?

(Ответы детей).

И действительно, в сказке всегда есть урок, но урок очень мягкий, добрый, чаще всего это дружеский совет: как поступить правильно, чтобы не попасть в глупое положение.

IV. Просмотр сказки.

Учитель:

Но всё это присказка,

А сказка будет впереди

Только слушай, да гляди.

Гасим свет и смотрим сказку «Каша из топора. Можно послушать фонограмму сказки, если нет другой возможности.

V. Обсуждение.

Учитель:

  1. Понравилась ли вам сказка?
  2. Скажите, пожалуйста, как вы понимаете название сказки?
  3. Что в сказке сказочного, а что могло случиться в жизни?
  4. Кого выслеживают в сказке?
  5. Что же такое смекалка? Как она помогла солдату?
  6. Какой урок, совет дан в сказке?

(Дети размышляют и пытаются свои выводы обосновать).

Учитель:

Сказка учит поступать по-доброму, быть приветливым, чтобы не попасть в глупое положение. Стараться находить выход из сложной ситуации, быть сообразительным и находчивым.

VI. Закрепление.

Учитель:

А теперь разделимся на группы. Для этого я раздаю всем буквы разного цвета. У тех, кого буквы одинакового цвета, объединяются возле стола соответствующего цвета.

(в итоге, получаются две равные по силам группы, составленные с учетом возрастных и индивидуальных особенностей)

Игра «Качества характера».

Цель:

Закрепить у детей представление о том, что в сказке всегда есть мудрое парение, как жить, что в поступках, желаниях героев сказок раскрываются разные качества человека.

Раздаточный материал :

Наборное полотно с персонажами сказки, набор карточек с разными качествами человека – терпение, злость, приветливость, хитрость, находчивость, самолюбие, приветливость и т.д., набор пословиц: «Как не хитри, все выйдет наружу», «Скупой запирает крепко, да потчует крепко» «На вид простак, а в душе хитряк». «Скупой из блохи голенища кроет», «У него и зимой снега не выпросишь», «Если сила не возьмет, смекалка выручит», «Ум и смекалка, что брат и сестра», «Догадка не хуже разума», «Не красив парень, да находчив» и др.

Ход игры:

Учитель:

Молодцы! Все качества объяснили правильно.

Ребята, скажите, а какими должны быть гостеприимные хозяева?

(Ответы детей).

Учитель:

А теперь следующее задание:

Игра «Соседи».

Цель:

Учить детей выражать свое отношение к поступкам товарищей, оценивать их качества.

Развивать наблюдательность и внимание к ближним.

Раздаточный материал :

Бумажный макет дивана, бумажные фигурки членов семьи.

Ход игры:

У нас в игровой стоит большой диван, на нем умещается почти вся наша семья. А теперь посмотрите: здесь на бумаге тоже нарисован диван, на сиденьях которого имеются прорези, а вот здесь лежат бумажные фигурки, которые изображают всех членов нашей семьи. Предлагаю вам «посадить» себя и всех, как бы вы хотели.

(Дети размещают фигурки и объясняют, почему они именно этих «детей» поместили рядом с собой).

Учитель:

Вижу, что хозяева вы хорошие. Всем в вашем доме нашлось место.

Скажите, ребята, а в гостях мы, как должны себя вести?

(Ответы детей).

Учитель:

Да, важно быть вежливыми, внимательными, уметь поддержать разговор. А главное уметь поблагодарить, похвалить хозяев за гостеприимство.

А теперь, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, и поиграем в игру.

Игра «Похвала по кругу».

Цель:

Побуждать к доброжелательным отношениям, к осознанию своего поведения.

Ход игры:

Все по очереди говорим, что- то хорошее о своем соседе. Тот благодарит, соглашается или добавляет о себе то, что ему покажется важным.

(После игры, важно задать детям следующие вопросы):

Что они ожидали, когда вежливо обращались с соседями?

Что было труднее: сказать похвалу, или ждать, что о тебе скажут?

Учитель:

А я из этой игры вынесла то, что нужно стараться поступить в жизни так, чтобы людям было, за что тебя поблагодарить.

VII. Итог занятия.

Вот и заканчивается наше занятие. И мне бы хотелось задать вам еще несколько вопросов:

Учитель:

  1. Что вам больше всего понравилось во время занятия?
  2. Какова мораль или урок сказки «Каша из топора»?

(Ответы детей).

Учитель:

Вы правы, поступать нужно по – доброму, чтобы не попасть в глупое положение, как старуха. Потому, что русскому человеку присущи широта души, открытость, хлебосольство, умение находить выход из любой ситуации. Спасибо вам, дорогие ребята, за ваши ответы и рассуждения. Они меня порадовали. И работали вы по правилам. Давайте оценим своё поведение на занятии.


Задолго до появления первой рукописной книги русский народ создал высокую культуру звучащего слова, своеобразную литературу, которую теперь называют устным народным творчеством.

Горели рукописи, в пепелища превращались библиотеки с поэтическими шедеврами, только память народную не смогли уничтожить никакие лихолетья истории. Она сохранила, донесла до нас « Золотые россыпи».

    Сказка сопровождает человека всю жизнь: в раннем детстве нам рассказывали их родители; став постарше, мы с удовольствием читаем их сами, а затем будем рассказывать своим детям и внукам.

    Сказки бывают разные, есть сказки, в которых действуют такие герои как Василиса Премудрая, Баба Яга – это волшебные сказки.

Сказки похожие на басни – сказки о животных.

Сказки, где речь идёт о быте дореволюционной России – бытовые сказки.

Бытовая сказка, как показывает её содержание и её герои – самая молодая. А вот волшебная сказка зародилась так давно, что ни в сказке сказать, ни пером описать.

* Вы, конечно, хорошо знаете сказки, и я, думаю, вы меня поддержите. Я буду читать начало сказки, а вы её продолжайте.

1.По щучьему веленью

*По моему прошенью.

2. Сивка – Бурка, вещий каурка

* Стань передо мной, как лист перед травой.

3. Несёт меня лиса, в далёкие леса

* За быстрые реки,

За высокие горы.

4. Козлятушки, ребятушки, отопритеся, отворитися

* Ваша мать пришла, молочка принесла.

5. Кто, кто в теремочке живёт?

* Кто, кто в невысоком живёт?

5. Поди туда, не зная куда

Принеси то, не зная что.

6. Скоро сказка сказывается

Да не скоро дело делается.

    Не только интерес, не только развлечения есть в сказках. « Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок», - писал великий поэт. Действительно, в сказке всегда есть урок, но урок очень мягкий, чаще всего это дружеский совет. Выберите из предложенных пословиц, ту пословицу, в которой отражён смысл сказки.

1.Сказка «Каша из топора»

*Смётка дороже богатства.

2.Сказка « Лиса и Журавль».

* За добро и добром платят.

3. Иван – крестьянский сын и Чудо – юдо.

* Своя земля и в горсти мила.

4. Сказка « Царевна – лягушка»

* Не дорого начало, а похвален конец.

    Русская народная сказка – глубочайший источник воспитания душевных качеств человека. Чтобы ответить на вопрос: «Чему учат сказки?» мы вырастим древо Мудрости. А дерево, как известно, красно своими плодами. Какие плоды созреют на этом дереве? Ответим на этот вопрос вместе.

Я буду называть сказку, а вы вспоминаете те лучшие душевные качества человека, которые в ней отражены.

    «Марья – краса – долгая коса»

**Храбрость, смелость, любовь.

    « Петушок – золотой гребешок»

**Верность, дружба.

    «Василиса Премудрая»

**Смекалка.

    «Гуси – лебеди»

**Послушание и терпение.

    «Морозко»

**Доброта и трудолюбие.

Действительно, это невероятная страна фантазий и чудес, учит человека быть добрым и отзывчивым, честным и порядочным.

    Давно забыты первоосновы сказки – жизнь и представления древнего человека. Сейчас всё другое! Другая жизнь идёт по Земле, а сказка живёт!

Назовите современные предметы, которые пришли к нам из сказки.

Гусли – самогуды - * магнитофон.

Молодильные яблочки - * крем для лица.

Печка Емели - * автомобиль.

Бурёнушка Крошечки Хаврошечки - * стиральная машина и утюг.

Перо Жар – птицы - * электричество.

Чудо – зеркальце – * спутниковая связь и телевидение.

Клубок с нитками - * компас.

Ковёр – самолёт - * авиалайнер.

*В современной жизни сохранился принцип: чтобы что – то получить, что – то заслужить, надо хорошо потрудиться, пройти испытания. По этой схеме строится и учёба, и спорт, и карьера взрослых. На этом стоит и православие.

*Перед нами каждый день, как в сказке, стоит выбор: какими нам быть? Побеждая в себе лень, трусость, эгоизм, нетерпение мы совершаем большое чудо – становимся лучше и добрее, обретая смысл всей нашей жизни.

    Спасибо за внимание!

    См. ум... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. смётка см … Словарь синонимов

    Смётка I ж. разг. Способность быстро соображать; находчивость, сметливость. II ж. разг. Мягкая волосяная щетка для сметания. III ж. разг. 1. действие по гл. сметать II 2. Нитки, которыми сметывается, наметывается что либо; наметка … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    СМЁТКА 1. СМЁТКА, и; ж. Разг. Способность быстро соображать, находить верное решение в каком л. деле; сметливость. Крестьянская с. Военная с. Проявить смётку. 2. СМЁТКА, и; мн. род. ток, дат. ткам; ж. 1. к Смести сметать. 2. Спец. Ручная щётка… … Энциклопедический словарь

    сметка - същ. разчет, отчет, изчисление, равносметка, баланс същ. изгода, облага, полза същ. план, намерение същ. отговорност същ. вход, досие, номер, име, регистрация същ. пресмятане, калкулация … Български синонимен речник

    Не то сметка, что бродит; а то сметка, что других водит. См. ОПЛОШНОСТЬ РАСТОРОПНОСТЬ …

    Счастье дороже богатырства, а сметка обоих обманет. См. ОПЛОШНОСТЬ РАСТОРОПНОСТЬ … В.И. Даль. Пословицы русского народа

Деньги с момента их возникновения в человеческом обществе прочно вошли в нашу жизнь, поэтому и в русских народных пословицах и поговорках эта тема раскрыта широко. Самые меткие, яркие и понятные пословицы про деньги, о деньгах мы собрали на этой страничке. Подборка пословиц пригодится детям, школьникам для выполнения домашних заданий.

Оглавление [Показать]

5 пословиц о деньгах

  • Деньги – как вода: плывут неизвестно куда.

Пословицы о деньгах

(из сборника «Словарик школьника. Пословицы, поговорки, крылатые выражения», автор О. Д. Ушакова)

  • Хуже всех бед, когда денег нет.
  • В голове ветер ходит, а в кармане пустота бродит.
  • В одном кармане дыра, да и другой чинить пора.
  • Шевелись, чтобы денежки велись.
  • Деньги - гости: то нет, то горсти.
  • Деньги - не голова, дело наживное.
  • Денежка без ног, а весь свет обойдёт.
  • Деньги - как вода: плывут неизвестно куда.
  • На дворе мороз, а в кармане денежки тают.
  • Денежки труд любят.
  • Деньги счёт любят.

Из сборника «Русские народные пословицы и поговорки»

(составитель А. М. Жигулев)

  • Трудовые деньги век кормят.
  • Деньги -пух: дунь на них, и нет их.
  • Деньги не щепки, на полу не подымешь.
  • Трудовая денежка всегда крепка.
  • Праведная денежка до веку живет.
  • Денежка без ног, а весь свет обойдет.
  • Деньги не рожь: и зимой родятся.
  • Деньги приходят и уходят как вода.
  • Деньги не голова, наживное дело.
  • Бывает и то, что деньгам не рад.
  • Трудовая денежка - мозольная.
  • Деньги не щепки, счетом крепки.
  • Не было ни гроша, да вдруг алтын.
  • Считай деньги в своем кармане.

Пословицы на тему «Деньги»

  • Бережливость - не скупость.
  • Копейка к копейке - проживёт и семейка.
  • Всякая копейка кладётся на счёт: бережёная копейка рубль бережёт.
  • Что сегодня сбережёшь, завтра пригодится.
  • Тот без нужды живёт, кто деньги бережёт.
  • Богатство - вода: пришла и ушла.
  • Добрая слава лучше богатства.
  • В богатстве сыто брюхо, но голодна душа.
  • Богатство с золотом, а бедность с весельем.
  • Богатством ума не купишь.
  • Через жемчуг слезы льются, а через золото слезы текут.
  • Мужик богатый, гребет деньги лопатой.
  • Богат, да крив; беден, да прям.
  • У него денег и куры не клюют.
  • Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет.
  • Ел бы богач деньги, кабы бедный его хлебом не кормил.
  • Хочешь есть калачи, не сиди на печи.
  • Труд кормит, а лень портит.
  • Работка грязна, да денежка бела.
  • Где работа, там и густо, а в ленивом доме- пусто.
  • Налегай пуще, будет каша гуще.
  • Не потрудиться, так и хлеба не добиться.
  • Какова нажива, такова и прожива.
  • По работе и плата. По работе деньги.
  • По деньгам и работа.
  • Посеешь густо, не будет пусто.

Пословицы и поговорки про деньги

(из сборника «Русские пословицы и поговорки», автор М. А. Рыбникова)

  • Денежки, что голуби: где обживутся, там и поведутся.
  • Денежки, что воробушки: прилетят да опять улетят,
  • Деньги, что каменья: тяжело на душу ложатся.
  • Без денег везде худенек.
  • Хлебу-мера, слову - вера, деньгам - счет.
  • Счет дружбы не портит. Чаще счет - дольше дружба.
  • Денежки счет любят.
  • Трудовая денежка плотно лежит, чужая - ребром стоит.
  • Трудовой грош прочнее краденого рубля.
  • Есть рожь в амбаре - есть грош в кармане.
  • Береги денежку про черный день.
  • Кто копейки не хранит, сам рубля не стоит.
  • Кто копейки не щадит, тому и рубль нипочем.
  • Деньги - дело наживное.
  • Здоров буду и денег добуду.
  • Были бы мы, а деньги будут.
  • Денежки круглые - весь век катятся.
  • Деньги не в деньгах, а в делах.
  • Работочка черна, да денежка бела.
  • Копейка рубль бережет.
  • И гроши - деньги хороши.
  • Ближняя копеечка дороже дальнего рубля.
  • На улице мороз, а в кармане деньги тают.
  • У нас денежки ведутся, как водица в решете.
  • Накопил, да черта купил.
  • Люди - всё, а деньги - сор.
  • Невелика цена - дешевле пареной репы.
  • На грош пятаков не дают.
  • Пожалел алтын - потерял полтину.
  • Пошел за большим, не жалей малого.
  • Денежки, как воробушки, в людях побывают и к нам прилетят.
  • В том ошибаются, кто за долгим рублем гоняется.
  • Лишняя денежка карману не в тягость.

Пословицы и поговорки со словом «Деньги»

(из книги «Энциклопедия народной мудрости», автор Н. Уваров)

  • Время деньгу дает, да на деньги времени не купишь.
  • Время дороже денег.
  • Деньга деньгу родит, а беда беду.
  • Деньгам законы нипочём.
  • Деньгам счёт, а хлебу мера.
  • Деньги – гость: сегодня нет, а завтра горсть.
  • Деньги – дело наживное.
  • Деньги – железо, платье – тлен, а кожа – всего дороже.
  • Деньги – зло и долгое оно.
  • Деньги - ключи от всех дверей.
  • Деньги – лучшее успокаивающее средство.
  • Деньги – не рожь: и зимой родятся.
  • Деньги ваши, стали наши.
  • Деньги глаза слепят.
  • Деньги идут к деньгам.
  • Деньги льнут к деньгам.
  • Деньги не пахнут!
  • Деньги, что навоз, сегодня нет, а завтра – воз.

10.10.2013 zagadky 66 комментариев

Баба з возу - кобыле легче. (Смысл пословицы в том, что если избавиться от ненужных людей, или ситуаций, то все будет только лучше.)

Бабка надвое сказала. (Смысл поговорки в том что, человек двояко и непонятно объяснил суть происходящего, или непонятно изложил ситуацию.)

Барская просьба - строгий приказ. (Смысл пословицы в том, что если ты зависишь от человека, то его просьбу невозможно не выполнить, так как ты от него зависишь.)

Беда на селе, коль лебеда на столе. (Русская народная пословица. Означает что если на столе лебеда(это сорт травы), то значит в селах неурожай и кушать кроме травы нечего.)

Бедному Кузеньке - бедная и песенка. (Раньше на Руси женихам пели песню с похвалами, чтобы представить перед невестой все его достоинства. Если жених был жадный, то на свадьбе ему пели песню не со всеми похвалами, в ответ на его жадность.)

Бедному собраться - только подпоясаться. (Русская пословица означает что бедному человеку очень легко собраться в дорогу, потому что брать нечего.)

Беды мучат, да уму учат. (Русская народная пословица. Означает, что когда пришла беда- это конечно очень плохо, но из каждой такой ситуации нужно делать выводы, чтобы не допустить повторения беды в дальнейшем. Неприятности учат человека, делать выводы, анализировать каждый свой поступок, чтобы не иметь больше неприятностей.)

Бежал от дыма и упал в огонь. (Русская пословица. Означает, что если бездумно спешить и торопиться в трудной ситуации, то можно только ухудшить положение.)

Бежит, словно под ним земля горит. (Поговорка. Означает, что человек очень быстро бежит конкретно в данный момент времени, либо просто в жизни бегает очень быстро, как олимпийский чемпион.) по просьбе Alice.

Без букв и грамматики не учатся и математике. (Пословица означает, что если ты не знаешь букв, то математику выучить практически не возможно, так как буквы - неотъемлемая часть математики, и без них математики не существовало бы.)

Без воды - земля пустырь. (Тут итак все понятно без расшифровки.))) Без воды ничего не сможет вырасти и выжить.)

Без году неделя. (Поговорка говорится, когда прошло очень мало времени, или возраст очень мал.)

Без дела жить - только небо коптить. (Пословица говорит о том, что каждый человек в жизни должен заниматься тем, что у него лучше всего получается. Если человек ничего в жизни не делает, то такая жизнь лишена особого смысла.)

Без денег сон крепче. (Русская пословица. Означает, что богатому человеку сложно сохранить свои деньги, всегда найдутся желающие их отобрать. А если их нет, то и отбирать нечего.)

Без меня меня женили . (Поговорка говорится, когда человек отсутствовал на каком либо действии или событии, а за него все решили другие.)

Без наук, как без рук. (Простая, но очень мудрая пословица. Означает, что если человек не будет учиться, не будет стараться получить новые знания, то в жизни мало чего достигнет хорошего.)

Без порток, а в шляпе . (Поговорка о человеке, который одел на себя новую красивую вещь, вместе со старыми некрасивыми штанами, обувью, или другой плохой старой одеждой.)

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27

  • Сам смекай, где берег, где край.
  • Иногда не нужен ученый, а нужен смышленый.
  • Счастье дороже богатства, смекалка обоих обманет.
  • Не то сметка, что бродит, а то сметка, что других водит.
  • Не тот борец, кто поборол, а тот, кто вывернулся.
  • Догадка не хуже разума.
  • Смекай, что люди говорят.
  • Ты с бородой, да я и сам с усами.
  • Один мигает, а другой уже смекает.
  • Всякая слепая про себя смекает.
  • У него смекалки нет, так и ученье не далось.
  • Оттачивай слух и взор: тот победит, кто смел и хитер.
  • Хитрость и сметка помогают бить врага метко.
  • Где силой взять нельзя, там надобно ухваткой.
  • Умному свистни, а он уже смыслит.
  • Смекалка во всяком деле выручит.
  • Смекнешь да схитришь - врагов победишь.
  • Смекалка на войне помогает вдвойне.
  • Сметлив и хитер - пятерым нос утер.
  • Чтобы рубить метко, нужна сметка.
  • На войне нужна закалка да смекалка.
  • Не всякая смекалка - находка.
  • Хитрость и смекалка - родные сестры.
  • У сметливого солдата и рукавица - граната.
  • Нужен не только ученый, но и смышленый.
  • Боец со смекалкой воюет и с палкой.
  • Русский солдат сметкой богат: умом порешит, штыком подкрепит.
  • Смекалистый силен втройне, он побеждает на войне.
  • Где смекнет боец, там врагу конец.
  • На как-нибудь воевать забудь, чтобы идти вперед - нужен расчет.
  • Бери сумку, штык, противогаз и смекалку в запас.
  • Оттачивай слух и взор - тот побеждает, кто смел и хитер.
  • Оттачивай сметку свою - она пригодится в бою.
  • Сам смекни, почем снетки, по том и маленькая рыбка.
  • Язык языку ответ дает, а голова смекает.
  • Пораскинь умом - возьмешь врага живьем.
  • Смекай, что люди говорят.
  • Ум да сметка - в бою лучшая находка.
  • Глупый киснет, а умный все промыслит.
  • Сам смекни, почем снетки, потом и маленькая рыбка.
  • Ты только свистни, а я и сам смыслю.
  • Где закалка, там и смекалка.
  • Если сила не возьмет, смекалка выручит.
  • Кто сметлив, тот и счастлив.
  • Смекалка - богатырь. (якут)
  • Сметливость лучше силы. (груз)
  • Смекалка и воду останавливает. (якут)
  • Сорок фашистов, двое нас да смекалка про запас. (белор)
  • Нет смекалки - нет и укрытия. (коми)
  • Где не возьмет топор, там возьмет смекалка. (якут)
  • Хоть и молод, да смышлен. (удм)
  • Смекалистый ошибку другого на ус намотает. (карел)
  • Нужно разум применить, где сила не возьмет. (укр)



Top