Смотреть картины шнура. От Сергея Шнурова до Джонни Деппа: знаменитости, которые оказались талантливыми художниками

В живописи к фантастическому реализму относят картины, в целом выполненные по канонам традиционного реализма, но обязательно включающие в себя фантастические объекты, которые придают ощущение сюрреализма, фантасмагории, волшебства — получается тонкая и приятственная смесь действительности и откровенного вымысла. Применительно к литературе термин «фантастический реализм» пока не устоялся, поэтому здесь, в этом коротком эссе, приводится одна из возможных трактовок.

Словосочетание «фантастический реализм» состоит из двух прямо противоположных по смыслу понятий, что выглядит этаким парадоксом; но если подумать, то само по себе деление художественных текстов на реалистические и фантастические довольно условно, потому что вся художественная литература — это истории вымышленные, ненастоящие или как минимум преувеличенные; в них, например, литературный герой мало похож на реального человека: житель книги бывает бесшабашно смел или, наоборот, излишне труслив, до святейшего добр или безумно зол — он всегда действует на пределе своих возможностей, за что, собственно, и носит гордое имя «герой»; на самом деле, доведённые до крайности характеры персонажей — это всего лишь уловка для мозга, без которой читатель не будет переживать должным образом за страдания Анны или радоваться весёлым проделкам Стивы: и посему герою нужно быть ярким и ненастоящим, чтобы ожить на страницах книги. Реализм всего лишь значит, что автор прилежно придерживается формулы «это могло бы быть». Но иногда хочется, чтобы случилось и нечто невероятное, дивное, завораживающее — и этот читательский спрос призваны удовлетворить книги, к которым мы и приклеим ярлык «фантастический реализм». Такие произведения в целом реалистические и строятся по правилам психологической прозы, но в них имеются те или иные фантастические вкрапления, которые почти не меняют физические законы мира, но создают особую атмосферу, придают повествованию чувственность, проникновенно показывают переживания героев — и в конце концов, действуя от обратного, подчёркивают бытовую реальность, акцентируют читательское внимание на тех деталях и чёрточках повседневной жизни, которые в противном случае остались бы незамеченными, незначащими и моментально забытыми.

Вкраплённая фантастика иногда может быть эфемерной, незаметной и даже нефантастичной — замаскированной под сладкий сон, под жаркое наваждение, под странное стечение обстоятельств. Например, в романе Набокова «Дар» имеется фантастический сон, в головокружительном дурмане которого главный герой бежит по ночному Берлину, — и эта прогулка воспринимается читателем как правда, в то время как реальное приключение полуголого Годунова-Чердынцева видится как что-то сюрреалистическое. Всё это есть намеренное искривление реальности, её растягивание, её офантастичивание. Такие приёмы помогают лучше раскрыть внутренний мир героя, выстроить из простых декораций многомерный пейзаж, наполнить смыслом и символизмом детали. Хотя, конечно же, все эти миражи и фантомы размывают реальный мир и делают его менее острым и чётким — поэтому стильные романы Набокова или душистые рассказы Маркеса никогда не будут такими же жёсткими и угловатыми, как книги холодного реалиста Фолкнера.

Я считаю, что магический реализм Маркеса и других латиноамериканских авторов — это всего лишь частный случай более общего и объёмного фантастического реализма. В мире Макондо фантастические вкрапления имеют магическую природу — и отсюда берётся название «магический реализм». Но ведь фантастика может явиться в образе чего угодно: если в рассказе будут действовать боги — то получится божественный реализм, наложение на действительность потустороннего мира усопших можно назвать реализмом готическим — но во всех этих измах лишь меняется фантастический элемент, а суть остаётся одной и той же: главный приём — это вкрапление неправдоподобных объектов в реалистическую картину. Получается точь-в-точь как у художников: они добавляют в палитру волшебные краски и затем наносят на холст тонкую и приятственную смесь действительности и откровенного вымысла. Искусство — это всегда обман, но ведь так хочется верить...

; позже оно утвердилось в отечественном театроведении как определение творческого метода Вахтангова.

С 1948 существует «Венская школа фантастического реализма» в живописи, носившая ярко выраженный мистико-религиозный характер, обращающаяся к вневременным и вечным темам, исследованиям потаенных уголков человеческой души и ориентированная на традиции немецкого Возрождения (представители: Эрнст Фукс , Рудольф Хауснер).

Основание «Венской школы фантастического реализма»

Вместе с Ариком Брауэром, Вольфгангом Хуттером, Рудольфом Хауснером и Антоном Лемденом, Эрнст Фукс основывает школу, или даже скорее скорее создаёт новый стиль «Фантастический реализм». Его бурное развитие приходится на начало 60-х годов 20-го столетия. Пятеро её ярчайших представителей Фукс, Брауер, Лемден, Хауснер и Хуттер стали основной группой всего будущего движения, вскоре появились Кларвейн, Эшер, Джофра, привнесшие из своих национальных школ каждый свою манеру и методику работы. Паетз, Хелнвейн, Хекельман и Валь, Одд Нердрум также составляли часть общего движения. В Швейцарии работал Гигер .

Современная русская литература

В наше время активно пропагандируют понятие «фантастического реализма» Вяч. Вс. Иванов и Виктор Улин , хотя в данном случае это скорее ретроспективный манифест.

Родственные стили

Примечания

Литература


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Фантастический реализм" в других словарях:

    ФАНТАСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ, художественные тенденции, родственные магическому реализму (см. МАГИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ), включающие больше ирреальных, сверхъестественных мотивов. Близок сюрреализму (см. СЮРРЕАЛИЗМ), но в отличие от последнего строже… … Энциклопедический словарь

    Художественные тенденции, родственные магическому реализму, включающие больше ирреальных, сверхъестественных мотивов. Близок сюрреализму, но в отличие от последнего строже придерживается принципов традиционного станкового образа в духе старых… … Большой Энциклопедический словарь

    СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ - творческий метод социалистического иск ва, зародившийся в начале XX в. как отражение объективных процессов развития худож. культуры в эпоху социалистической революции. Историческая практика создала новую действительность (неизвестные до сих пор… … Эстетика: Словарь

    Рудольф Хауснер Rudolf Hausner Рудольф Хауснер в 1980 году Дата рождения: 4 декабря 1914 … Википедия

    Связать? Галерея SLAVINSKY ART Дата основания 2007 Местонахождение Санкт Петербург, Васильевский остров, 6 я линия, 5/5 … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Фантастика (значения). Фантастика разновидность мимесиса, в узком смысле жанр художественной литературы, кино и изобразительного искусства; её эстетической доминантой является… … Википедия

    Фантастика разновидность мимесиса, в узком смысле жанр художественной литературы, кино и изобразительного искусства; её эстетической доминантой является категория фантастического, состоящая в нарушении рамок, границ, правил репрезентации… … Википедия

    Фантастика разновидность мимесиса, в узком смысле жанр художественной литературы, кино и изобразительного искусства; её эстетической доминантой является категория фантастического, состоящая в нарушении рамок, границ, правил репрезентации… … Википедия

    Связать? Иван Славинский … Википедия

Книги

  • Сюрреализм , Книга посвящена сюрреализму (от франц. "sur"-сверх, над) - одному из ведущих художественных направлений в мировом искусстве первой половины XX века. Сюрреализм -"искусство высшей… Категория: Эпохи и стили Серия: Большая иллюстрированная энциклопедия Издатель:



Top