Собор богородицы.  Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах

КАЗАНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Из множества икон Богородицы, почитаемых в Русской Православной Церкви, ни одна не распространена в таком количестве списков, как Казанская. К ней чаще всего обращают взоры в бедах, болезнях и тяготах:
«Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего... всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево: Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим». (Тропарь, глас 4-й).

Казанская икона Божией Матери пользуется в России беспримерным почитанием. Обычно именно этой иконой благословляют молодых к венцу, именно ее вешают у детских кроваток, чтобы кроткий лик Богородицы с любовью смотрел на юных христиан.


Ныне в Москве на Красной площади вновь стоит посвященный этой иконе Казанский собор, разрушенный в середине 1930-х и возрожденный уже в наши дни по чертежам, сохраненным замечательным реставратором Петром Дмитриевичем Барановским. Вновь в нескольких шагах от Воскресенских ворот и неподалеку от памятника спасшим Русь гражданину Минину и князю Пожарскому возносятся пред ликом Казанской иконы молитвы.


Возвращен Церкви и Казанский собор в Санкт-Петербурге, в котором покоится прах фельдмаршала М. И. Кутузова, отстоявшего Россию два века спустя.

Казанская икона — незыблемое напоминание о милости Богородицы к Русской земле, о заступничестве Ее за нашу страну в тяжелейшие для России годы.


В 1552 году, на следующий день после взятия Казани войском царя Иоанна Васильевича, монаршим повелением заложен был собор во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, а спустя год учреждена Казанская епархия и прислан первый Казанский владыка, святитель Гурий. Но спустя четверть с лишним века, в 1579 году, страшный пожар опустошил половину Казанского кремля с прилегающей к нему частью города. И магометане заговорили, будто это русский Бог немилостив к людям и пожаром показал Свой гнев на них. «Вера Христова, — замечал летописец, — стала притчею и поруганием». Именно тогда и явил Господь милосердие Свое.

9-летней девочке, стрелецкой дочери Матрене, явилась во сне Богородица и повелела искать на пепелище сгоревшего дома Свою икону. Девочке долго не верили, но вот 8 июля (по старому стилю) , устав от бесплодных хождений по градским властям, мать Матрены сама взяла заступ и нашла на указанном Царицей Небесной месте икону, завернутую в ветхий рукав мужской одежды из вишневого сукна. Лик Пречистой был светел и ясен, словно икона была только что написана.


Казанская икона Божией Матери. Первообраз утерян.

Образ торжественно перенесли в приходскую церковь Николы Тульского, настоятелем которой был тогда благочестивый иерей, будущий патриарх Гермоген, погибший от рук поляков за свою верность Православию и причисленный к лику святых. Будущий святитель и составил подробное сказание о чудесах Казанской иконы Божией Матери.

Царь Иван Грозный повелел выстроить на месте обретения иконы женский монастырь на сорок инокинь; отроковица Матрена вместе со своей матерью первыми приняли в новой обители пострижение. В 1594 году здесь был заложен Казанской обширный собор. В обитель делались обильные вклады утварью, образами, ризами; чудотворная икона была обложена царскими дарами — золотом, драгоценными камнями, жемчугом. Спустя два века императрица Екатерина II подарила Казанской новую ризу, главным украшением которой стала бриллиантовая корона, снятая с себя земной властительницей ради Царицы Небесной. В 1798 году для Казанской был заложен, а в 1808 году освящен новый обширный собор, разрушенный вместе со всем Богородицким монастырем уже в 1930-х. Но к тому времени иконы здесь уже не было.

Божиим Промыслом явление Казанской иконы знаменовало при царе Иоанне Васильевиче начало многовекового продвижения России на восток. Через открытое взятием Казани окно в Азию Православие просветило всю Сибирь и дошло, вместе с государством Российским, до берегов Тихого океана. Как будто на всем этом движении лежало особое благословение Пречистой чрез Казанскую Ее икону.

В ночь на 29 июня 1904 года несколько святотатцев-грабителей во главе с некиим В. А. Стояном-Чайкиным забрались в собор, привлеченные драгоценными украшениями ризы. Когда святотатцев поймали, ни ризы, ни самого чудотворного образа при них уже не было. Главный грабитель не раз уверял, будто ризу они распилили и продали ювелирам, а икону бросили в печку, чтобы проверить, в самом ли деле она чудотворная. Было это в доме купца Шевлягина в Академической слободке Казани. Многолетнее следствие и сопоставление противоречивых показаний святотатцев тогда ни к чему не привело.

Говорили, будто икона в действительности была куплена Шевлягиным, после революции уехавшим в Англию и продавшим ее там в частные руки. В 1960-х на Западе действительно появилась Казанская икона в драгоценной ризе. Образ этот оказался мастерски исполненным уже в XX столетии списком; но вот риза на нем, судя по всем свидетельствам, подлинная — та самая, что была на пропавшей в 1904 году чудотворной. Православные американцы пытались было выкупить этот образ, он даже выставлялся для молебна в бостонском православном храме, где его видели тысячи людей, но собрать средства не удалось. В итоге эта Казанская вместе с украшающей ее ризой была куплена в 1970 году католиками, долгое время хранилась в португальском городе Фатима, а с 1982 года находится в Ватикане.

Но если так, если не была распилена подлинная риза, то мог сохраниться и первый чудотворный образ Казанской, во что верили и продолжают верить тысячи православных людей. Кто знает, о чем думал Чайкин, многие годы медленно угасавший в одиночной камере Шлиссельбурга, о чем он лгал, а о чем говорил правду? Трудно представить себе злодейство более страшное, нежели сожжение в печи образа, к которому веками припадали мириады паломников, к которому обращались самые горячие мольбы всей России…

Доподлинно же известно другое. Все время, пока образ Казанской красовался в соборе Богородицкого монастыря, России ничто не угрожало с востока. А как только пропала Заступница, страну постигло поражение в Русско-японской войне 1905 года, которая стала одним из первых ударов, за двенадцать последующих лет расшатавших и разрушивших великую империю. Но любые смутные времена по милости Божией кончаются. Кончилась та смута, кончится и нынешняя, и, быть может, чудотворная еще вернется к нам. Когда пресеклась благочестивая династия Рюриковичей, наступило междуцарствие, сопровождавшееся насилиями, расхищением казны, распадом государственности и многими иными бедами. И когда, уповая на Господа и молитвы Его Матери, русские люди взялись спасать Россию, то земская рать несла с собой список с иконы Казанской Богородицы. 22 октября 1612 года православное воинство вошло в Московский Кремль, и этот день также посвящен Казанской иконе.

Устрашенные ополчением Минина и Пожарского, поляки бежали из Москвы. В первый же воскресный день земская рать и все обитатели столицы совершили торжественный крестный ход на Лобное место с Казанской иконой, в чьей чудотворной силе они убедились воочию.

Для нее и был выстроен на Красной площади Казанский собор. По размеру московская Казанская заметно меньше пребывавшего в Казани образа. Когда в 1930 году был закрыт только что отреставрированный П. Д. Барановским на средства прихожан собор на Красной площади (в 1936-м его разрушат), эту Казанскую перенесли в ставший кафедральным собором града Москвы храм Богоявления в Дорогомилове, у Киевского вокзала (после осквернения храма Христа Спасителя еретиками-обновленцами). Но и он к концу 1930-х был закрыт и снесен, после чего следы этой Казанской затерялись в музейных запасниках.

А когда после Великой Отечественной войны патриаршим собором был сделан тоже Богоявленский храм, что в Елохове, то благочестивые христиане принесли туда еще один список с Казанской, пребывающий там и поныне. Предание гласит, что и он тоже сопровождал ополчение 1612 года, но то был не чудотворный образ из собора на Красной площади. Поэтому когда этот собор был воссоздан, образ Казанской для него заново написали мастера-реставраторы Центра имени Грабаря. И не умолкают перед ним слова народной молитвы…

Чудотворный образ Казанской иконы Божией Матери в Елоховском соборе в Москве

Несомненно промыслительной стала судьба третьего по времени обретения чудотворного образа Казанской — петербургского. Он появился в северной столице в 1710-х и был, скорее всего, привезен на берега Невы благочестивой царицей Параскевой Федоровной, вдовой царя Иоанна Алексеевича. Уже в 1730-х петербургская Казанская неоднократно совершала многообразные чудеса и стала заветнейшей и любимейшей святынею града святого Петра. С 1737 года она пребывала в храме Рождества Богородицы на Невском проспекте; к 1811 году на его месте был выстроен новый Казанский собор. Спустя год разразилась Отечественная война. Когда Александр I назначил главнокомандующим М. И. Кутузова, фельдмаршал перед отъездом в действующую армию специально отправился помолиться в Казанский собор перед чудотворной. Народ взывал к полководцу: «Прогони французов!» Богородица не отвергла возложенного на Нее старым солдатом упования, и фельдмаршал вернулся к Ее образу на вечное упокоение в том же Казанском соборе.

А донские казаки, отбив у французов награбленное теми в московских церквах серебро, поднесли его в дар Казанской — в соборе стоял литой из этого серебра иконостас с надписью: «Усердное приношение Донского войска». Тут же, у величественной колоннады собора, были воздвигнуты монументы М. В. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли. 17 марта 1922 года этот иконостас был разобран, большевики забрали 129 пудов серебра и более 37 фунтов золота; в конце 1922 года были отобраны и проданы за границу и украшения с самой Казанской иконы.

Спустя год, в 1923-м, обновленцы, умевшие выпрашивать у безбожных властей самые обширные и величественные храмы, захватили и Казанский собор. Но чудотворная была спасена от них, оказавшись сначала в церкви на Смоленском кладбище Васильевского острова, а с 1940-го — у правого клироса Князь-Владимирского собора на Петроградской стороне, где пребывает и по сей день.


Эта икона московского письма конца XVI столетия, близкая по времени к первому образу из Казани, явила в годы Великой Отечественной войны еще одно чудо. Престарелый митрополит Гор Ливанских Илия Салиб имел видение, в котором Богородица повелела ему передать кремлевским властителям Свою волю: обойти с чудотворным образом Казанской иконы окруженные фашистами города. По преданию, перепуганные военными неудачами властители-богоборцы не посмели перечить. Доподлинно известно, что когда в 1947 году Илия Салиб посетил город на Неве, его по указанию властей встречали с поистине царскими почестями (многие из горожан решили по обилию машин и стражи, что к ним приехал Сталин), а самой Казанской иконе этот благочестивый восточный архиерей подарил новый золотой венчик.

Вид на Казанский собор в С.-Петербурге

Давно уже возвращен Церкви и Казанский собор на Невском, но вернется ли туда чудотворная, зависит лишь от воли Самой Царицы Небесной.

Общецерковным почитанием пользуются еще несколько списков Казанской: Богородско-Уфимская, Высочинская, Вышенская, Вязниковская, Каплуновская, Нижнеломовская, Тамбовская, Тобольская, Ярославская; местночтимых же Казанских по русским градам и весям, по приходам и семьям православных христиан такое множество, что и не перечислить.

Надежда Дмитриева
Из книги "О Тебе радуется!"


Тропарь, глас 4
Заступница усердная, Мати Господа Вышняго! За всех молиши Сына Твоего, Христа Бога нашего, и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающим. Всех нас заступи, о Госпоже, Царице и Владычице, иже в напастех, и в скорбех, и в болезнех обремененных грехи многими, предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем пред пречистым Твоим образом со слезами, и невозвратно надежду имущих на Тя, избавления всех зол, всем полезная даруй, и вся спаси, Богородице Дево: Ты бо еси Божественный Покров рабом Твоим.

Молитва
О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Со страхом, верою и любовию припадающе пред честною иконою Твоею, молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе, умоли, милосердая Мати, Сына Твоего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа, да сохранит мирну страну нашу, Церковь Свою Святую да незыблему соблюдет от неверия, ересей и раскола. Не имамы бо иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Пречистая Дево: Ты еси всесильная христиан Помощница и Заступница. Избави всех, с верою Тебе молящихся, от падений греховных, от навета злых человек, от всяких искушений, скорбей, бед и от напрасныя смерти: даруй нам дух сокрушения, смирение сердца, чистоту помышлений, исправление греховныя жизни и оставление прегрешений, да вси благодарне воспевающе величия Твоя, сподобимся Небеснаго Царствия и тамо со всеми святыми прославим пречестное и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

История обретения чудотворного образа

Пропавшая Казанская икона Божией матери (2008)

Царица Небесная. КАЗАНСКАЯ икона Божьей Матери (2010)

Со-бор Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы. На дру-гой день по Рож-де-стве Хри-сто-ве празд-ну-ет-ся Со-бор Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы, па-мять свя-то-го Иоси-фа Об-руч-ни-ка, ца-ря Да-ви-да (пред-ка по пло-ти Гос-по-да Иису-са Хри-ста) и свя-то-го Иа-ко-ва, бра-та Гос-под-ня, сы-на от пер-во-го бра-ка свя-то-го Иоси-фа Об-руч-ни-ка. Свя-той Иа-ков со-про-вож-дал вме-сте с от-цом сво-им Иоси-фом Ма-терь Бо-жию и Бо-гом-ла-ден-ца Иису-са при бег-стве в Еги-пет.

К истории праздника. По-сле то-го, как волх-вы ушли из Виф-ле-е-ма, Ан-гел Гос-по-день во сне явил-ся Иоси-фу, по-веле-вая ему, чтобы он вме-сте с но-во-рож-ден-ным мла-ден-цем Иису-сом Хри-стом и Ма-те-рию Его, Пре-чи-стою Де-вою Ма-ри-ею, бе-жал в Еги-пет и оста-вал-ся там до тех пор, по-ка ему по-ве-ле-но бу-дет от-ту-да воз-вра-тить-ся, так как Ирод хо-чет ис-кать Мла-ден-ца, чтобы по-гу-бить Его. Иосиф, встав, взял Мла-ден-ца и Ма-терь Его но-чью и по-шел в Еги-пет. Но сна-ча-ла, преж-де от-ше-ствия сво-е-го ту-да, он ис-пол-нил в хра-ме Со-ло-мо-но-вом все, что опре-де-ле-но бы-ло по за-ко-ну Гос-под-ню, ибо дни очи-ще-ния Пре-чи-стой и Пре-не-по-роч-ной Бо-го-ма-те-ри уже на-сту-пи-ли, и в том хра-ме сре-ти-ли Гос-по-да на-ше-го ста-рец Си-ме-он и Ан-на про-ро-чи-ца. По-том, ис-пол-нив все, что опре-де-ле-но бы-ло в за-коне, Иосиф по-шел в На-за-рет, в дом свой. Ибо так го-во-рит свя-той Лу-ка: "И ко-гда они со-вер-ши-ли все по за-ко-ну Гос-под-ню, воз-вра-ти-лись в Га-ли-лею, в го-род свой На-за-рет" (). От-сю-да яв-но, что они не тот-час на-пра-ви-лись из Виф-ле-е-ма к Егип-ту, но сна-ча-ла по-шли в храм Гос-по-день, за-тем в На-за-рет и, на-ко-нец, в Еги-пет. О том сви-де-тель-ству-ет и свя-той в тол-ко-ва-нии на Еван-ге-ли-ста Мат-фея, ко-гда пи-шет так: "Во-прос : Как это го-во-рит Еван-ге-лист Лу-ка, что Гос-подь уда-лил-ся в На-за-рет по про-ше-ствии 40 дней по рож-де-нии Сво-ем и по-сле сре-те-ния Сво-е-го стар-цем Си-мео-ном? А здесь свя-той Мат-фей го-во-рит, что он при-шел в На-за-рет уже по воз-вра-ще-нии из Егип-та? От-вет : Знай, что Еван-ге-лист Лу-ка упо-ми-на-ет о том, о чем умол-чал Еван-ге-лист Мат-фей, имен-но — что Гос-подь (го-во-рит Лу-ка) по рож-де-стве Сво-ем по-шел в На-за-рет. А Мат-фей го-во-рит о том, что слу-чи-лось уже по-сле то-го, имен-но: как наш Гос-подь бе-жал в Еги-пет и как по воз-вра-ще-нии от-ту-да сно-ва по-шел в На-за-рет. Во-об-ще Еван-ге-ли-сты не про-ти-во-ре-чат друг дру-гу, но толь-ко Лу-ка го-во-рит об уда-ле-нии Хри-ста из Виф-ле-е-ма в На-за-рет, а Мат-фей по-вест-ву-ет о Его воз-вра-ще-нии в На-за-рет из Егип-та» .

Итак, по вы-хо-де из хра-ма Гос-под-ня свя-тые пут-ни-ки сна-ча-ла от-пра-ви-лись в На-за-рет и немед-лен-но сде-ла-ли рас-по-ря-же-ние от-но-си-тель-но сво-е-го до-ма, а за-тем, за-хва-тив-ши все нуж-ное для пу-те-ше-ствия, по-спеш-но, но-чью (чтобы бли-жай-шие со-се-ди не узна-ли это-го) на-пра-ви-лись по до-ро-ге к Егип-ту. При этом они взя-ли с со-бою для услу-же-ния и Иа-ко-ва, стар-ше-го сы-на Иоси-фо-ва, на-зван-ного впо-след-ствии бра-том Гос-под-ним, что вид-но из цер-ков-но-го пес-но-пе-ния на 23-е ок-тяб-ря, где по-ет-ся так: "Еже во пло-ти Гос-под-ня же-ла-ния муд-ре, брат по-ка-зал-ся еси, уче-ник, и са-мо-ви-дец бо-же-ствен-ных тайн, бе-га-яй с ним, и во Егип-те быв со Иоси-фом, Ма-те-рию же Иису-со-вою: с ни-ми-же мо-ли спа-сти-ся нам" . От-сю-да яв-но, что и Иа-ков со-пут-ство-вал свя-то-му се-мей-ству на пу-ти в Еги-пет, слу-жа ему во вре-мя пу-те-ше-ствия. А бе-жал Гос-подь в Еги-пет ча-стью для то-го, чтобы по-ка-зать, что Он есть ис-тин-ный че-ло-век во-пло-щен-ный, а не дух и при-ви-де-ние (на что ука-зы-ва-ет свя-той в сло-ве на Пре-об-ра-же-ние, ко-гда го-во-рит: "Ес-ли бы Он не был пло-тию, то то-гда с Кем же бе-жал Иосиф в Еги-пет"); а ча-стью для то-го, чтобы на-учить нас бе-жать гне-ва и яро-сти че-ло-ве-че-ской, а не с гор-до-стью про-ти-вить-ся им. Так объ-яс-ня-ет и : "В сво-ем бег-стве, - го-во-рил он, - Гос-подь на-уча-ет нас да-вать ме-сто яро-сти, т.е. бе-гать че-ло-ве-че-ской яро-сти. И ес-ли Все-мо-гу-щий бе-жит, то мы, гор-дые, на-уча-ем-ся этим не под-вер-гать се-бя опас-но-сти". Цель бег-ства Гос-под-ня в Еги-пет и та, чтобы очи-стить Еги-пет от идо-лов и, как го-во-рит свя-той па-па , чтобы не без этой стра-ны, в ко-то-рой в пер-вый раз через за-кла-ние агн-ца бы-ли про-об-ра-зо-ва-ны спа-си-тель-ное зна-ме-ние кре-ста и Пас-ха Гос-под-ня, - уго-то-ва-лось та-ин-ство свя-тей-шей жерт-вы. Так-же и чтобы ис-пол-ни-лось сле-ду-ю-щее про-ро-че-ство Ис-а-и-и-но: "Гос-подь вос-се-дит на об-ла-ке лег-ком, и гря-дет в Егип-те. И по-тря-сут-ся от ли-ца Его идо-лы еги-пет-ские" (). В этом ме-сте под об-ла-ком свя-той ра-зу-ме-ет Пре-чи-стую Де-ву, Ко-то-рая при-нес-ла на ру-ках Сво-их Гос-по-да в Еги-пет, и па-ли идо-лы еги-пет-ских бо-гов. Тот об-лак, Пре-чи-стая Де-ва, - ле-гок, ибо Она не отя-го-ще-на ни-ка-ким бре-ме-нем ка-ко-го-ли-бо гре-ха или плот-ско-го во-жде-ле-ния и по-зна-ния су-пру-же-ства.

Пе-ре-да-ет-ся и то, что ко-гда пра-вед-ный Иосиф, Пре-чи-стая Де-ва и Бо-гом-ла-де-нец шли в Еги-пет, в од-ном пу-стын-ном ме-сте на-па-ли на них раз-бой-ни-ки и хо-те-ли от-нять у них ос-ла, на ко-то-ром они вез-ли то немно-гое, что необ-хо-ди-мо бы-ло им в до-ро-гу, и на ко-то-ром ино-гда и са-ми ез-ди-ли. Один же из тех раз-бой-ни-ков, уви-дев Мла-ден-ца необы-чай-ной кра-со-ты и уди-вив-шись та-кой кра-со-те, ска-зал:

Ес-ли бы Бог при-нял на Се-бя че-ло-ве-че-ское те-ло, то не мог бы быть кра-си-вее се-го Мла-ден-ца.

Ска-зав это, он за-пре-тил сво-им то-ва-ри-щам, про-чим раз-бой-ни-кам, и не дал им ни-чем оби-деть сих пут-ни-ков. То-гда Пре-чи-стая Бо-го-ро-ди-ца ска-за-ла то-му раз-бой-ни-ку:

Знай, что Сей Мла-де-нец воз-даст те-бе щед-рым воз-да-я-ни-ем за то, что ты охра-нил Его.

Этот раз-бой-ник был тот са-мый, ко-то-рый впо-след-ствии, при Рас-пя-тии Хри-ста, был по-ве-шен на кре-сте по пра-вую сто-ро-ну, и ко-то-ро-му Гос-подь ска-зал: "Ныне же бу-дешь со мною в раю" (). И ис-пол-ни-лось про-ро-че-ское пред-ска-за-ние Бо-жи-ей Ма-те-ри, что "воз-даст те-бе Сей Мла-де-нец".

Ко-гда они во-шли в Еги-пет-скую стра-ну и на-хо-ди-лись в пре-де-лах Фива-и-ды, при-бли-зи-лись они к го-ро-ду Ер-мо-по-лю . Близ вхо-да в сей го-род рос-ло очень кра-си-вое де-ре-во, на-зы-вав-ше-е-ся "Пер-сея", ко-то-рое та-мош-ние жи-те-ли по сво-е-му идо-ло-по-клон-ни-че-ско-му обы-чаю по-чи-та-ли как бо-га из-за его вы-со-ты и ве-ли-че-ствен-ной кра-со-ты, по-кло-ня-ясь ему и при-но-ся ему жерт-вы, ибо в том де-ре-ве жил и бес, по-чи-та-е-мый ими. Ко-гда Пре-чи-стая Бо-го-ма-терь с Бо-же-ствен-ным Мла-ден-цем при-бли-зи-лась к то-му де-ре-ву, тот-час оно силь-но по-тряс-лось, ибо бес, убо-яв-шись при-ше-ствия Иису-со-ва, бе-жал. А де-ре-во при-к-ло-ни-ло свою вер-хуш-ку до са-мой зем-ли, воз-да-вая по-до-ба-ю-щее по-кло-не-ние сво-е-му Со-зда-те-лю и Его Ро-ди-тель-ни-це, Пре-чи-стой Де-ве, кро-ме то-го, оно огра-ди-ло их те-нью сво-их мно-го лист-вен-ных вет-вей от сол-неч-но-го зноя и тем да-ло воз-мож-ность утом-лен-ным свя-тей-шим пут-ни-кам от-дох-нуть. И в та-ком на-кло-нен-ном ви-де оста-лось то де-ре-во в оче-вид-ное зна-ме-ние при-ше-ствия Гос-по-да в Еги-пет. По-сле то-го, как под сим де-ре-вом Гос-подь с Сво-ею Ма-те-рию и Иоси-фом от-ды-ха-ли, это де-ре-во по-лу-чи-ло це-леб-ную си-лу, ибо от его вет-вей ис-це-ля-лись вся-кие бо-лез-ни. За-тем свя-тые пут-ни-ки преж-де все-го во-шли в тот го-род и идоль-ский храм, на-хо-див-ший-ся в нем, и тот-час все идо-лы па-ли. О сем хра-ме упо-ми-на-ет в "Лав-са-и-ке" : "Мы ви-де-ли, - го-во-рит он, - там (в Ер-мо-по-ле) идоль-ский храм, в ко-то-ром во вре-мя при-ше-ствия Спа-си-те-ля упа-ли все идо-лы ниц на зем-лю. Так-же и в од-ном се-ле-нии, на-зы-ва-е-мом "Си-рен", упа-ло три-ста шесть-де-сят пять идо-лов в од-ном хра-ме, в то вре-мя как ту-да во-шел Хри-стос с Пре-чи-стою Ма-те-рию .

Да и во всем Егип-те во вре-мя при-ше-ствия Гос-под-ня со-кру-ши-лись идо-лы, и бе-сы бе-жа-ли из них, и ис-пол-ни-лось в этом со-бы-тии то, что пред-рек св. про-рок Иере-мия, на-хо-дясь в Егип-те, ко-гда ска-зал "Все идо-лы долж-ны бу-дут упасть, и все изо-бра-же-ния бо-гов со-кру-шат-ся то-гда, ко-гда при-дет сю-да Де-ва Ма-терь с Мла-ден-цем, рож-ден-ным в яс-лях". Со вре-ме-ни се-го Иере-ми-и-на про-ро-че-ства у егип-тян су-ще-ство-вал обы-чай изо-бра-жать Де-ву, по-ко-я-щу-ю-ся на по-сте-ли, а близ Нее Мла-ден-ца, ле-жа-ще-го в яс-лях и по-ви-то-го пе-ле-на-ми, и по-кло-нять-ся это-му изо-бра-же-нию. Ко-гда од-на-жды царь Пто-ле-мей спро-сил еги-пет-ских жре-цов, для че-го они это де-ла-ют, те от-ве-ти-ли "Это - тай-на, воз-ве-щен-ная древ-ней-шим пред-кам на-шим од-ним свя-тым про-ро-ком, и мы ждем ис-пол-не-ния то-го про-ро-че-ства и рас-кры-тия сей тай-ны".

По-сле се-го свя-тые пу-те-ше-ствен-ни-ки по-вер-ну-ли немно-го в сто-ро-ну от го-ро-да Ер-мо-по-ля и, ища ме-ста для оста-нов-ки, во-шли в се-ле-ние, на-зы-вав-ше-е-ся "На-та-рея", ле-жа-щее неда-ле-ко от Илио-по-ля . Иосиф близ это-го се-ле-ния оста-вил Пре-чи-стую Де-ву Ма-рию со Хри-стом Гос-по-дом, а сам по-шел в се-ле-ние ра-ди при-об-ре-те-ния по-треб-но-го. А то смо-ков-нич-ное де-ре-во, при-ютив-шее свя-тых стран-ни-ков под со-бою, раз-дво-и-лось свер-ху дони-зу и опу-сти-ло свой верх, об-ра-зуя как бы сень или ша-тер над их гла-вою: а вни-зу, у сво-е-го кор-ня, оно об-ра-зо-ва-ло в той рас-се-лине как бы углуб-ле-ние, удоб-ное для пре-бы-ва-ния, и там Пре-чи-стая Де-ва с Мла-ден-цем лег-ла и от-дох-ну-ла от пу-те-ше-ствия. То ме-сто и до се-го вре-ме-ни в боль-шом по-чи-та-нии не толь-ко у хри-сти-ан, но и у са-ра-ци-нов, ко-то-рые и до сих пор (как это рас-ска-зы-ва-ет-ся до-сто-вер-ны-ми оче-вид-ца-ми) воз-жи-га-ют све-тиль-ник с еле-ем в рас-се-лине де-ре-ва в честь по-чи-вав-шей там Де-вы с Мла-ден-цем. Иоси-фу и Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-це за-хо-те-лось остать-ся в том се-ле-нии и, най-дя для се-бя неда-ле-ко от то-го де-ре-ва хи-жи-ну, они на-ча-ли в ней жить. Со-вер-ши-лось и дру-гое чу-до си-лою Бо-же-ствен-но-го Мла-ден-ца, ибо там же, близ их ме-сто-пре-бы-ва-ния и близ то-го чу-дес-но-го де-ре-ва, явил-ся вне-зап-но ис-точ-ник жи-вой во-ды, из ко-то-ро-го Пре-чи-стая Де-ва чер-па-ла для сво-ей по-тре-бы и в ко-то-ром устра-и-ва-ла ку-па-нье для Сво-е-го Мла-ден-ца. Су-ще-ству-ет тот ис-точ-ник и до-ныне, имея очень хо-лод-ную и здо-ро-вую во-ду. А что еще уди-ви-тель-нее, что во всей зем-ле Еги-пет-ской это един-ствен-ный ис-точ-ник жи-вой во-ды, и он сла-вит-ся в том се-ле-нии. Сим кон-ча-ет-ся по-вест-во-ва-ние о пре-бы-ва-нии Пре-чи-стой Бо-го-ма-те-ри со Хри-стом в Егип-те, где они про-бы-ли несколь-ко лет. Но точ-но-го из-ве-стия о том, сколь-ко лет про-вел Гос-подь в Егип-те - нет. Св. го-во-рит, что - два го-да, а Ни-ки-фор три го-да, а Ге-ор-гий Кед-рин пять лет; иные же, как Ам-мо-ний Алек-сан-дрий-ский, ду-ма-ют, что семь лет. Во вся-ком слу-чае то несо-мнен-но, что до кон-чи-ны Иро-до-вой, как и Еван-ге-лие го-во-рит: "И там был до смер-ти Иро-да" ().

По-сле же уби-е-ния виф-ле-ем-ских мла-ден-цев и по-сле то-го, как ока-ян-ный Ирод по-гиб злою смер-тью, Ан-гел Гос-по-день опять явил-ся во сне Иоси-фу, по-веле-вая ему воз-вра-тить-ся из стра-ны Еги-пет-ской в зем-лю Из-ра-иле-ву, ибо (ска-зал он) "умер-ли ис-кав-шие ду-ши мла-ден-ца" . Иосиф встал, взял Мла-ден-ца и Ма-терь Его и по-шел в Иудею, ко-то-рая со-став-ля-ла луч-шую и боль-шую часть зем-ли Из-ра-иль-ской. Услы-шав же, что Ар-хе-лай цар-ству-ет в Иудее вме-сто Иро-да, от-ца сво-е-го, он убо-ял-ся ид-ти ту-да. Ибо Ирод оста-вил по-сле се-бя трех сы-но-вей: пер-во-го Ар-хе-лая, дру-го-го Иро-да Ан-ти-пу, а тре-тье-го, са-мо-го млад-ше-го, Филип-па. Все они по смер-ти от-ца сво-е-го от-пра-ви-лись в Рим, к ке-са-рю, из-за со-пер-ни-че-ства, так как каж-дый из них хо-тел по-лу-чить цар-ство от-ца. Ке-сарь, не да-вая ни од-но-му из них цар-ской че-сти, раз-де-лил цар-ство на че-ты-ре ча-сти, на-звав их тет-рар-хи-я-ми. Стар-ше-му бра-ту Ар-хе-лаю он дал Иудею, Иро-ду Ан-ти-пе дал Га-ли-лею, а млад-ше-му бра-ту Филип-пу - Тра-хо-нит-скую стра-ну; Ави-ли-нию же дал он Ли-са-нию, млад-ше-му сы-ну Ли-са-ния стар-ше-го, неко-гда дру-га Иро-до-ва, а по-том уби-то-го им по за-ви-сти. От-пус-кая всех их из Ри-ма, ке-сарь обе-щал Ар-хе-лаю и цар-скую честь, ес-ли толь-ко он об-на-ру-жит хо-ро-шее и за-бот-ли-вое управ-ле-ние сво-ею ча-стью. Но Ар-хе-лай ни-сколь-ко не луч-ше был же-сто-ко-го от-ца сво-е-го, му-чая и уби-вая мно-гих, ибо, при-дя в Иеру-са-лим, он тот-час на-прас-но убил три ты-ся-чи на-ро-да и мно-гих граж-дан ве-лел му-чить в день празд-ни-ка сре-ди хра-ма, пе-ред всем со-бра-ни-ем иуде-ев. По при-чине та-кой сво-ей же-сто-ко-сти он был по про-ше-ствии несколь-ких лет окле-ве-тан, ли-шен вла-сти и со-слан в за-то-че-ние. Иосиф при сво-ем воз-вра-ще-нии услы-шал, что цар-ству-ет этот злой Ар-хе-лай, хо-тя и без цар-ско-го ти-ту-ла, и убо-ял-ся ид-ти в Иудею, по-лу-чив же из-ве-ще-ние во сне от то-го Ан-ге-ла, ко-то-рый уже преж-де яв-лял-ся ему, ушел в пре-де-лы га-ли-лей-ские, во вла-де-ние Иро-да Ан-ти-пы, бра-та Ар-хе-лая, ибо этот Ирод с боль-шею кро-то-стью пра-вил на-ро-дом, чем брат его; и по-се-лил-ся Иосиф в го-ро-де На-за-ре-те, в сво-ем до-ме, где они и преж-де жи-ли, дабы ис-пол-ни-лось пред-ска-зан-ное о Хри-сте Гос-по-де про-ро-ка-ми, что Он на-зо-вет-ся на-зо-ре-ем. Ему сла-ва во- ве-ки. Аминь.

При-ме-ча-ния

На сти-ховне сти-хи-ра 2-я.

Фива-и-да - об-ласть зна-ме-ни-то-го в древ-но-сти еги-пет-ско-го го-ро-да Фивы; этим же име-нем на-зы-вал-ся по име-ни глав-но-го го-ро-да и во-об-ще весь Верх-ний (Юж-ный) Еги-пет. Ер-мо-поль - один из зна-чи-тель-ных го-ро-дов древ-не-го Егип-та, слу-жив-ший вид-ным ре-ли-ги-оз-ным цен-тром язы-че-ства.

(с 368 по 430 г.) был уро-же-нец Га-ла-тии; в 388 г. при-был в Алек-сан-дрию, от-ту-да по-том уда-лил-ся в близ-ле-жа-щую пу-сты-ню для по-дви-гов без-мол-вия, а по-том пе-ре-се-лил-ся в Виф-ле-ем; в 399 г. из-бран в епи-ско-па Еле-но-поль-ско-го, в Вифи-нии, в Ма-лой Азии. По-сле то-го им-пе-ра-тор Ар-ка-дий со-слал его, как сто-рон-ни-ка св. Иоан-на Зла-то-уста, в Верх-ний Еги-пет, от-ку-да в 408 г. он пе-ре-ме-щен в Ан-ти-ною, а в 412 г. воз-вра-щен на свою ка-фед-ру в Еле-но-поль. По прось-бе кап-па-до-кий-ско-го пре-фек-та Лав-са в 420 г. он со-ста-вил со-бра-ние жиз-не-опи-са-ний свя-тых по-движ-ни-ков и ска-за-ний о них, ко-то-рое в честь его на-звал "Лав-са-и-ком". - Па-мять Пал-ла-дия Еле-но-поль-ско-го в суб-бо-ту сыр-ную.

Все по-дроб-но-сти о пу-те-ше-ствии Пре-свя-той Де-вы с Бо-гом-ла-ден-цем Иису-сом и с прав. Иоси-фом в Еги-пет и о пре-бы-ва-нии их там так же, как и мно-гие по-дроб-но-сти о рож-де-стве Хри-сто-вом, за-им-ство-ва-ны из апо-кри-фи-че-ских Еван-ге-лий, в осо-бен-но-сти из так на-зы-ва-е-мо-го "Еван-ге-лия дет-ства Спа-си-те-ля" так-же и из апо-кри-фи-че-ско-го со-чи-не-ния, из-вест-но-го под за-гла-ви-ем "Ис-то-рия рож-де-ния Ма-рии и дет-ства Спа-си-те-ля", - Пре-да-ние о па-де-нии идо-лов еги-пет-ских при въез-де ее се-мей-ства в Еги-пет упо-ми-на-ет-ся и в ака-фи-сте Спа-си-те-лю, где го-во-рит-ся "идо-ли бо Спа-се наш, не тер-пя-ще Тво-ея кре-по-сти, па-до-ша" (Икос 6-й).

Илио-поль - го-род в Ниж-нем (Се-вер-ном) Егип-те.

Собор во имя Пресвятой Богородицы, в честь иконы Её, именуемой "Казанская", построен в стиле ампир в 1801–1811 годах на Невском проспекте по проекту архитектора А.Н. Воронихина для хранения чтимого списка чудотворной Казанской иконы.
В 1813 году здесь был похоронен фельдмаршал М.И. Кутузов.
В 1932 году Казанский собор превращён в Музей истории религии и атеизма.
С 1991 года действующий храм несколько лет сосуществовал с экспозицией музея. С 2000 года – кафедральный собор Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви.

Другие факты из истории Казанского собора:

Проект собора был предложен императору Павлу I графом Александром Сергеевичем Строгановым. Проект был разработан его бывшим крепостным А.Н. Воронихиным.
Закладка храма произошла 27 августа (8 сентября) 1801 года в присутствии императора Александра I.
Строительство было окончено в 1811 году и обошлось казне в 4,7 млн. руб.
1 января 1811 года автор проекта Казанского собора, архитектор А.Н. Воронихин, был награждён орденом Святого Владимира 4-ой степени.
15 (27) сентября 1811 года митрополит Амвросий совершил освящение собора.
В 1812 году сюда доставлены почётные трофеи: военные французские знамена и личный жезл наполеоновского маршала Даву.
До конца 1829 года в соборе продолжалась работа по отделке, которой руководил О. Монферран.
Первый ремонт в соборе прошёл в 1844–1845 годах, второй, включавший в себя реставрацию образов и стенной живописи, – в 1862–1865 годах.
28 октября (9 ноября) 1893 года в соборе отпевали П.И. Чайковского.
21 февраля (6 марта) 1913 года в соборе во время празднования 300-летия дома Романовых произошла давка, по официальной версии унёсшая жизни 34 человек.

25 января 1932 года собор был закрыт, 15 ноября 1932 года в здании открыли Музей истории религии и атеизма. В 1950–1956 годах была проведена реставрация интерьера, а в 1963–1968 годах – фасадов.
Богослужения возобновились 25 мая 1991 года в левом приделе. В следующем году был освящён главный придел. 30 апреля 1994 года на купол был поднят крест.
Полное освящение собора состоялось 29 марта 1998 года. Его совершил митрополит Владимир (Котляров).

В 2000 году собор получил статус кафедрального.

Святой апостол Андрей Первозванный, скульптура в нише северного портика собора.
Скульптор В.И. Демут-Малиновский.

Святой равноапостольный князь Владимир, скульптура в нише северного портика собора.
Скульптор С.С. Пименов.

Могила М.И. Кутузова.

Ключи от взятых русской армией городов: Денберга, Бремена, Авена.

Вид на главный, Казанский, придел собора.

Очередь к чудотворному списку Казанской иконы Богородицы.

Вид на северный притвор собора.

Вид на южный притвор собора.

Копия Туринской плащаницы.

Образ святой великомученицы Екатерины.

Алтарная апсида собора.

Панорамный вид на Казанский собор со смотровой площадки Исаакиевского собора.

Тема воплощения Спасителя в восточно-христианском искусстве отражена не только в иконах, изображающих Рождество Христово, но и в образах, посвященных празднику Собора Пресвятой Богородицы.

В богослужебном годовом круге есть следующая особенность: после «основного», «главного» праздника, на следующий день празднуется особая память тех лиц, связанных с данным праздиком. Так, после Богоявления отмечается «Собор Иоанна Предтечи», после дня первоверховных апостолов Петра и Павла - «Собор 12-ти апостолов». Слово «собор» в данном контексте означает некое, не ограниченное ни временем, ни пространством, собрание верных, совершаемое в честь какого-либо святого. Празднование Собора Богоматери совершается во второй день Рождества Христова, 8 января (н.с.). Богослужения этих дней тесно связаны по смыслу и по характеру, так же связаны иконографии этих праздников. В день Собора Богоматери мы чествуем Ее как Пресвятую Деву и Матерь Сына Божия, послужившую великой тайне Боговоплощения.

Соотнесенное с праздником Рождества празднование в честь Богородицы возникло в Церкви очень рано, уже в IV веке. Это был самый первый богородичный праздник, из которого позднее сформировались другие богородичные празднования.

Иконография «Собор Богоматери» сформировалась достаточно поздно, только в конце ХШ века. Основой ее стали иконография Рождества Христова и некоторые важные элементы, внесенные под влиянием текста рождественской стихиры. Это четвертая стихира Великой Вечерни праздника Рождества: «Что Ти принесем, Христе, яко явился eси на земли яко Человек нас ради? Каяждо бо от Тебе бывших тварей благодарение Тебе приносит: Ангели – пение; небеса – звезду; волсви – дары; пастырие – чудо; земля – вертеп; пустыня – ясли; мы же – Матерь Деву. Иже прежде век, Боже, помилуй нас». В рукописи Софийской библиотеки XIV в. (№ 193) говорится, что пастухи приносят Христу в качестве благодарения «дивление».

Самая ранняя известная композиция на эту тему - фреска нартекса церкви Богородицы Перивлепты в Охриде (1295 г.). В палеологовский период иконография распространяется в православной ойкумене. Самая древняя русская икона на этот сюжет происходит из Пскова и была создана в конце XIV - начале XV века. Это интереснейший памятник как по своей иконографии, так и в стилевом отношении. Икона существенно отличается как от предшествующих византийских памятников, так и от русских икон и фресок более позднего времени. Возможно, особенности композиции иконы связаны с тем, что в ее основу был положен не только текст стихиры «Что Ти принесем…», но и другие праздничные песнопения. Некоторые детали именно этой псковской иконы до сих пор остаются для исследователей загадкой.

В центре иконы изображена Пресвятая Дева, восседающая на троне, который имеет изогнутую асимметричную спинку и украшен белой завесой. Однако, Богородица не держит на руках Младенца Христа, хотя именно так Она изображается во всех других произведениях на этот сюжет. На псковской иконе перед Богородицей, на Ее груди, помещается заключенное в двухцветную восьмиконечную «славу» изображение Христа Эммануила, которое Она как бы придерживает.

Такое изображение Спасителя и Богоматери напоминает иконографию Богоматери «Знамение». На иконах «Знамение» помещение образа Эммануила в «славу» на груди Богоматери указывает на Его прикровенное, таинственное присутствие и подчеркивает главную богословскую идею образа - догмат о предсказанном пророками воплощении Бога Сына от Приснодевы Марии. В иконографии «Собор Богоматери» такой необычный ход дополнительно акцентирует тему Боговоплощения.

Еще одна особенность псковской иконы - изображение пещеры, внутри которой ясли со спеленутым Младенцем. Этот эпизод, заимствованный из образа Рождества Христова, не встречается в других произведениях иконографии «Собор Богоматери». Можно сделать предположение, что обе эти уникальные черты появились как отражение, например, текста кондака праздника Рождества: «Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит: ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют: нас бо ради родися Oтроча младо, Превечный Бог ». В таком случае изображение яслей с только родившимся Младенцем усиливает саму тему рождения, а изображение Христа-Эммануила в «славе» призвано подчеркнуть, что рождается от Девы, воплощается, не обычный человек, а именно «Превечный Бог», Вторая Ипостась Пресвятой Троицы.

В остальном центральная и верхняя часть композиции иконы следуют сложившейся традиции. Слева от трона Богоматери изображены приносящие дары волхвы, один из которых указывает на звезду, изображение которой не сохранилось. Справа и слева от подножия трона помещены две своеобразные фигуры: полуобнаженные женщины с растрепанными волосами. Это персонификации - изображения, олицетворяющие Пустыню и Землю. Пустыня, одетая в красное, подносит Христу ясли, а Земля, облаченная в зеленый плащ, одной рукой как бы протягивает вертеп, а в другой держит процветшую ветвь.

Вверху, над горками, написаны ангелы и дивящиеся пастухи. В верхних углах - полуфигурные изображения особо почитаемых святых: Николая Чудотворца и св. Варвары, которые, видимо, выполнены по желанию заказчика и не имеют прямого отношения к иконографии.

Обычно в композициях «Собор Богоматери» внизу изображаются торжественное рождественское богослужение: хор певцов, гимнографы Иоанн Дамаскин и Косма Маюмский, священники, монахи; могут также изображаться патриархи и цари. Эта группа, с одной стороны, олицетворяет весь человеческий род, который, согласно стихире, приносит Христу Матерь Деву. С другой стороны, изображаемое богослужебное прославление Богородицы совершается прямо на наших глазах. Это усиливает литургическую, богослужебную функцию образа.

В нижней части псковского образа снова обнаруживается уникальное иконографическое решение. Здесь изображены три мужа в белых одеждах, похожих на стихари, юный чтец, а также юноша в замысловатой позе, напоминающей движение танца. Вся эта сцена до сих пор не имеет однозначной интерпретации. В научной литературе можно встретить противоречивые истолкования.

Предполагают, что вся группа в целом может олицетворять различные формы прославления Богоматери, которое совершается всем человечеством (поэтому изображены персонажи разных возрастов и народов). Три центральных фигуры трактовались как хор певчих, как диаконы, как Богоотцы Давид, Иосиф и Иаков. Их определяли как «пастырей в конкретном и иносказательном значении этого слова», понимая под этим и странствующих исполнителей духовных стихов, посвященных библейским событиям.

Часть исследователей видит в мужах волхвов. Действительно, трое мужчин очень похожи на изображенных в средней части иконы волхвов внешностью и возрастом: старец, средовек и юноша. Изменение цвета и характера одеяний можно объяснить преданием, согласно которому, после Пятидесятницы волхвы были крещены апостолом Фомой. Белые одежды - знак очищения новокрещенного от бремени первородного греха.

Нужно отметить, что в Западной Европе волхвы очень почитались. Их мощи, по преданию обретенные царицей Еленой, из Константинополя попали в Милан, а оттуда в Кёльн. В XII веке на Западе возникает особый богослужебный рождественский чин, представляющий собой некое представление в лицах, исполняемое клириками, певцами и чтецами. Волхвы были главными персонажами этой мистерии. Значительно позже, попав на Западную Украину театрализованное представление такого рода получило название «Вертепное действо». Псков был самым западным русским городом и западноевропейские традиции и влияния были сильны в этом княжестве. Вполне возможно, что в XIV веке псковичи знали о таких представлениях, и, может быть, похожий обряд входил в празднование Рождества в этом городе. Это не трудно предположить, если вспомнить, что на Руси имелся близкий по характеру чин - «Пещное действо». Таким образом, на псковской иконе может быть представлен конкретный праздничный церковный обряд. Ровно так же в рассмотренном выше варианте иконографии изображалось Рождественское богослужение, но без указания на какую-то определенную часть службы.

Используя и трансформируя версию об изображении особенного праздничного обряда, представляющего поклонение волхвов, мы дерзнем предположить, что три мужа могут являться не волхвами, а пастухами. Изображенные в верхней части иконы пастыри - это тоже старец, средовек и юноша. Есть и определенное внешнее сходство. У мужей в белых одеяниях и у пастухов есть одинаковые атрибуты - посохи. В пользу этой версии говорит тот факт, что с XI века в Западной Церкви существовал богослужебный чин, посвященный исключительно поклонению пастухов.

Этот церковный чин совершался так: около Престола на специальном возвышении устанавливались ясли, в которых находилась статуя или икона Богородицы с Младенцем. Несколько каноников (клириков) в церковном облачении, с льняными платками на головах и жезлами в руках представляли собой вифлеемских пастухов. Мальчик из хора, изображавший ангела, сообщал им о Рождестве, цитируя Евангелие. Под пение хора «Слава в вышних Богу…» пастыри проходили в алтарь, где у яслей их ждали два каноника, изображавшие повитух. Они спрашивали: «Кого ищете в яслях, пастыри?» «Мы ищем, - отвечали пастыри, - Спасителя Христа». Повитухи отдергивали завесу, которая скрывала образ Пресвятой Девы с Богомладенцем. Указывая на него, они говорили: «Вот он - этот Младенец со своей Матерью». Пастухи преклонялись и воспевали молитвословия, затем начиналась литургия.

В этой версии хорошо объяснялись бы и необычная форма трона Богородицы, и крайне редкая для русских памятников белая завеса. Однако, этот мотив - завеса на троне - возник еще в раннехристианском искусстве, а позже получил развитие в южнославянских росписях и иконах. Приведенное рассуждение не более чем осторожная догадка, так как не возможно доподлинно узнать, мог ли такой чин быть известным в западно-русских землях. А такой атрибут как посох вполне мог из одного «сценария» переместиться в другой и стать атрибутом путешествующего волхва.

Загадки иконы на этом не заканчиваются. Самой сложной для интерпретации фигурой остается танцующий юноша. Существует мнение, что это молодой пастух, дивящийся (удивляющийся) чуду Рождества. Пораженный, он закрывает лицо рукой, чем напоминает пастуха изображенного в вернем углу иконы, - тот, увидев звезду, также прикрывает глаза. Одежда юноши - короткий хитон - соответствует традиции изображения пастухов. Проще дать определение образу юноши с книгой в руках. Некоторые исследователи видят в нем Романа Сладкопевца; другие, указывая на отсутствие нимба, уменьшенный размер фигуры и другие детали, считают, что это некий собирательный образ гимнографа или чтеца.

В памятниках XVI–XVII веков композиция сильно расширяется, в нее входят персонификации моря и ветров, приносящих Младенцу, по выражению иконописного подлинника, послушание и повиновение. Все более многофигурным становится изображение молящихся.

Реформатская М.А. Псковская иконопись XIII – начала XV веков (К уяснению понятия «местная школа»): Дис. М., 1979. С. 117, 118.

Овчинников А.Н. Опыт описания древнерусской станковой живописи: Техника и стиль: Псковская школа XIII - XVI веков. М., 1971. Вып. 1. С. 13.

Собор Пресвятой Богородицы. История праздника

В богослужебном годовом круге есть такая особенность: после великого праздника на следующий день совершается память святых, послуживших этому событию. Так, после отмечается Собор Пресвятой Богородицы , после - Собор Иоанна Предотечи, после дня - Собор двенадцати апостолов. На второй день после Рождества Христова празднуется Собор Пресвятой Богородицы. Этот праздник посвящен прославлению Пресвятой Девы Марии, родившей Исуса Христа. Прославляя Пресвятую Богородицу, Церковь вспоминает бегство Святого Семейства в Египет.

————
Библиотека Русской веры
Cобор Пресвятой Богородицы. Великие Минеи Четьи →
Читать онлайн в оригинале
————

Когда царь Ирод узнал, что волхвы, которые поклонились новорожденному Спасителю, ушли в свою землю, не сообщив ему место рождения Младенца, то Ирод впал в гнев и приказал убить всех младенцев до двух лет в Вифлееме и окрестностях. Но ангел явился во сне Иосифу и велел ему взять Младенца Христа и Пресвятую Богородицу и бежать в Египет. Иосиф сделал, как сказал ему ангел. Когда царь Ирод умер, ангел снова явился Иосифу и велел вернуться в Вифлеем. Иосиф, Дева Мария с Младенцем поселились не в Вифлееме, а в Назарете, опасаясь сына Ирода - Архелая. В первое воскресенье после Рождества Христова совершается память святого праведного Иосифа , которому была обручена Дева Мария, святого царя Давыда , из рода которого происходил Христос, и святого апостола Иакова, брата Господня , сына Иосифова.

Установление празднования Собора Пресвятой Богородицы

Установление празднования Собора Пресвятой Богородицы относится к древним временам христианской Церкви. Епифаний Кипрский (ум.403 г.), святой Амвросий Медиоланский (ок.340-397 гг.) и блаженный Аврелий Августин (354-430 гг.) в своих поучениях на праздник Рождества Христова соединяли хвалу родившемуся Христу с хвалой родившей Его Деве Марии. Указание на празднование собора Пресвятой Богородицы на следующий день по Рождестве Христовом содержится в 79 правиле VI Вселенского Собора, который состоялся в 680-681 гг.

Праздник Собор Пресвятой Богородицы. Богослужение

Тропарь Рожеству Христову, глас 4.

Ржcтво2 твоE хrтE б9е нaшъ, восіS ми1рови свётъ разyмныи. в8 нeмъ бо и4же ѕвэздaмъ служaщіи, ѕвэзд0ю поучaхусz. тебЁ клaнzтисz сlнцу прaведному. и3 тебЁ вёдэти свhше вост0къ, гDи слaва тебЁ.

Кондак Собору Пресвятой Богородицы, глас 6.

И$же прeжде дн7ьни1цы t nц7A бе€м™ре рождeисz, на земли2 без8 nц7A воплоти1сz днeсь и3стебE. тёмже ѕвэздA бlговэствu1етъ волхвHмъ, ѓгGли же спaстыри пою1тъ, не сказaнное ржcтво2 твоE њбрaдованнаz.

Собор Пресвятой Богородицы. Иконы

Иконография Собора Богоматери сформировалась в конце ХШ века. На Руси иконы Собора Богородицы известны с XIV века. В центре композиции изображается сидящая на троне Богородица с Младенцем на руках. Ее окружают ангелы, пастухи и волхвы. На иконе также изображают прославляющих Богородицу православных гимнографов и Отцов Церкви. Самая ранняя известная фреска с изображением Собора Пресвятой Богородицы находится в церкви Богородицы Перивлепты в Охриде (1295 г.). Самая древняя русская икона Собора Пресвятой Богородицы, датируемая к. XIV - нач. XV вв., происходит из Пскова. Икона весьма отличается как от предшествующих византийских памятников, так и от русских икон и фресок более позднего времени. В центре иконы изображена Богородица на троне, который имеет изогнутую асимметричную спинку и украшен белой завесой. Однако Богородица не держит на руках Младенца Христа, хотя именно так Она изображается во всех других произведениях на этот сюжет. На этой иконе перед Богородицей, на Ее груди, помещено заключенное в двухцветную восьмиконечную «славу» изображение Христа, которое Она как бы придерживает.

Слева от трона Девы Марии изображены приносящие дары волхвы, один из них указывает на звезду, изображение которой на иконе не сохранилось. Справа и слева от подножия трона написаны фигуры двух женщин, которые олицетворяют Пустыню и Землю. Пустыня одета в красное, она подносит Христу ясли, а Земля облачена в зеленый плащ: одной рукой она как бы протягивает вертеп, а в другой держит процветшую ветвь. Вверху, над горками, изображены ангелы и дивящиеся пастухи. В верхних углах изображения особо почитаемых святых - Николы Чудотворца и великомученицы Варвары. Изображение именно святых, вероятно, выполнено по желанию заказчика, и не имеет прямого отношения к иконографии. В нижней части образа изображены три мужа в белых одеждах, похожих на стихари, юный чтец, а также юноша. Эта сцена и по сей день не имеет однозначной интерпретации. В научной литературе встречаются противоречивые истолкования. Предполагают, что вся группа в целом может олицетворять разные формы прославления Богородицы, совершаемого людьми. Три центральных фигуры рассматривались как хор певчих, как диаконы, как Богоотцы Давыд, Иосиф и Иаков. Их называли «пастырями» в конкретном и иносказательном значении этого слова, понимая под этим и странствующих исполнителей духовных стихов, посвященных библейским событиям.

Существуют и более поздние иконописные изображения и фрески Собора Пресвятой Богородицы. Как уже говорилось выше, Пресвятая Дева изображается восседающей на троне с Младенцем Христом, в окружении ангелов, волхвов, которые преподносят дары Спасителю, и святых.

Народные традиции праздника Собор Пресвятой Богородицы

В народе праздник Собора Пресвятой Богородицы называли «Бабьи каши». В этот день было принято почитать рожениц и повивальных баб. В деревнях 8 января пекли пироги и угощали ими рожениц. В крестьянских семьях с детьми в этот день родители готовили яства и отправлялись с поклоном в гости к повитухе, которая принимала роды. По древнерусским традициям в день Собора Пресвятой Богородицы женщины ощущали свое особенное единство с Богородицей, вот почему они оставляли Ей в дар хлеб. Женщины пекли хлеб и приносили его в церковь: часть угощений они оставляли у алтаря, а часть после освящения несли домой. Также в этот день полагалось варить кашу. Считается, что эти традиции имею языческое происхождение, поскольку языческие верования долгое время бытовали после Крещения Руси. Известно, что до Крещения на Руси было многобожие. Среди богов почитали покровительницу всех женщин - Макошь, культ которой после Крещения Руси изменился и смешался с христианским праздником Собора Богородицы.




Top