Собор софии новгородской. Церковь Власия на Волосовой улице

Софийский Собор Новгорода - известный памятник древнерусского зодчества. Значение этого Собора в жизни древнего Новгорода было велико. Самостоятельность новгородской Софии была символикой вольного города Новгорода.

В 1045 году происходит закладка храма Софии Премудрости Божией, где присутствует прибывший из Киева в Новгород Ярослав Мудрый с княгиней. Строили Собор до 1050 года. Его освятил епископ Лука, при этом данные разных летописей свидетельствуют, что событие это случилось в 1050 - 1052 гг.

Храм увенчивают пять куполов, которые в древности покрыли свинцовыми листами. Центральный купол был обит позлащенной медью в ХV веке. Маковицы выполнены в виде древнерусских шлемов. Стены были не беленые, за исключением апсид и барабанов, и покрыты цемянкой (природной краской). Внутри стены не расписаны, своды покрыты фресками. Оформление определилось воздействием архитектуры Константинополя. Настенный мрамор сочетался с мозаичными орнаментами сводов. Позже, в 1151 году, мрамор заменил известняк, а мозаику - фрески. Собор впервые расписали в 1109 году. От фресок средневековья остались фрагменты в центральном куполе и роспись в Мартирьевской паперти «Константин и Елена». Есть версия, что это изображение могло стать основой мозаики, поскольку фрески выполнены достаточно разбавленными красками. Фреска главного купола «Пантократор» уничтожена в годы войны. Основная роспись датируется XIX веком. В южной галерее известны захоронения выдающиеся новгородцев – епископов, князей, посадников.

В храм можно войти через Северные двери. Во время службы архиепископа открывают главные - Западные врата. В западный портал вмонтированы бронзовые врата, выполненные в романском стиле, с множеством скульптур и горельефов. Они были сделаны в Магдебурге в XII веке, и в этом же веке попали в Новгород из Швеции, как военный трофей.

С возведением храма новгородцы прониклись к нему особым отношением. «Где София, там Новгород», - говорили жители. Эта мысль получила развитие в XV веке, когда центральный купол пятиглавия вызолотили, а на его кресте поместили свинцового голубя, символизировавший Духа Святого. В легенде рассказывается, что Иван Грозный в 1570 году обошелся жестоко с новгородцами. В это время на крест Софии присел голубь. Он окаменел от ужаса, когда увидел с высоты страшное побоище. После Богоматерь открыла одному монаху, что Бог послал в утешение городу голубя, и до тех пор, пока не слетит с креста голубь - помощью свыше защищает город.

В древности в Соборе была алтарная преграда. В неё входили дошедшие до нас образа: «Апостолы Петр и Павел» и «Спас на престоле» XI - XII веков. В Соборе в XIV-XVI веках установили высокий иконостас. Серебристые отблески окладов, красочная яркость икон Рождественского и Успенского иконостасов привлекают взгляд, вознося его к высотам купола и сводам.

Архитектурное сооружение Новгородского Софийского Собора совершенно. Киевские и византийские зодчие, возведшие его, передали в XI веке через главную постройку сущность характера города Новгорода: грандиозность церковной мысли и её духовной мощи. Святая София Новгорода отличается от предшественника – Собора в Киеве - строгостью форм и компактностью объемов. Собор длиной 27 м, шириной 24,8 м; с галереями длина 34,5 м, ширина 39,3 м. Общая высота от древнего пола, до центрального креста главы - 38 м. Стены толщиной 1,2 м выполнены из известняка разного цвета. Камни не отесаны и скреплены раствором извести с примесями толчёного кирпича. Арки, их перемычки и своды выложены кирпичом.

Собор хранит икону Матери Божией «Знамение» 1170 года. Икона защитила Новгород от нападения cуздальского князя Андрея. Для новгородцев это событие было очень значительно, установлено было даже празднование по особому чину.

В 1929 году собор закрыли и открыли в нем музей. В нём представлены сокровища ризницы. При оккупации храм разграбили и повредили. После войны его восстановили и сделали отделом музея Новгорода. В 1991 собор передан РПЦ. Патриарх Алексий II совершил его освящение 16 августа 1991 года. В 2005-2007 реставрированы купола Собора.

Я уже писала про Новгородский кремль, но захотелось еще раз вернуться в те места. центре Новгородского Детинца возвышается древнейший храм России — Софийский собор. Возведенный, согласно летописи, в 1045-1050 годах «повелением князя Ярослава и сына его Владимира и епископа Луки» во славу божественной премудрости — Святой Софии, этот грандиозный собор воплотил в себе идею торжества христианства на Новгородской земле, ознаменовав вхождение ее народов в Церковь Христову.

История строительства Святой Софии

Софийский собор был построен на одном из самых возвышенных участков города. По преданию, каменному храму предшествовал деревянный (дубовый) «о тринадцати верхах», основанный первым новгородским владыкой — епископом Иоакимом Корсунянином в 989 году вскоре после крещения новгородцев. Место, где стоял этот храм, сгоревший, по одним источникам, в год, когда был заложен новый собор, по другим — в год его завершения, не установлено.

В продолжение традиции, сложившейся в Киеве, главный престол собора был освящен в 1052 году во имя Святой Софии Премудрости Божией,предположительно к празднованию Воздвижения Креста (14/27 сентября), а точнее — накануне этого дня, когда вспоминается Обновление храма Гроба Господня в Иерусалиме. С этого времени собор становится кафедральным храмом Новгородской епархии, и его судьба теснейшим образом переплетается с историей Новгорода. При Софийском кафедре велось летописание, на хорах собора существовала библиотека, основанная еще Ярославом Мудрым, работали мастерские иконописцев и златокузнецов, переписывались рукописи.

Возле стен Софии собиралось городское вече, на котором решали вопросы республиканского самоуправления, выбирали нового архиепископа. Отсюда уходили на ратные подвиги княжеские дружины, здесь коленопреклоненно молился о Божией помощи и получал благословение на битву с врагами Земли русской Александр Невский. На протяжении веков имя Софии Новгородской гордо звучало как синоним незыблемости и богохранимости самого города:»Умрем за Святую Софию!», «Где Святая София — тут и Новгород».

Возведение собора огромных размеров велось со скоростью, удивительной дл+—я города еще не знавшего каменного строительства. Несомненно, ведущие мастера были приезжими. Вероятнее всего они прибыли из Киева, где незадолго до этого завершилось сооружение одноименного храма. Однако вкусы новгородцев придали собору настолько очевидную оригинальность, что его архитектура стала краеугольным камнем новгородского зодчества, послужив для него бесконечным источником форм в последующие столетия.

Монолитное пятиглавие сразу стало архитектурной доминантой города.

Архитектура и убранство собора

Внутри собор членят на пять продольных нефов мощные в продольном сечении столбы, поддерживающие своды и обширные княжеские полати. С трех сторон к храму примыкают паперти, которые изначально были задуманы как открытые галереи между четырьмя приделами, которые должны были располагаться по углам его основного объема. Однако в процессе строительства замысел был изменен: из приделов выстроили лишь три — Апостола Иоанна Богослова,Рождества Богородицы и Усекновения главы Иоанна Предтечи, галереи же были преобразованы в закрытые боковые «крылья» собора. От устройства четвертого придела отказались, чтобы увеличить пространство южной паперти, которая служила основным входом в храм и вскоре стала местом погребения владык, членов княжеской семьи и видных горожан.

Высокое общественное положение новгородского князя предполагало для него особое место в храме во время богослужения. Таким местом стали обширные полати (хоры), откуда князь мог видеть священнодействие, происходящее в алтаре. Сейчас здесь располагается церковный хор.

Древние строители Софии владели тонким искусством акустики: ее совершенству и сегодня поражаются мастера этого дела. Система вмонтированных в стены и своды полых глиняных горшков-голосников имела двойное назначение: они облегчали верхние части архитектурных конструкций и, одновременно, поглощали эхо, не позволяя при этом угаснуть силе звука на большом расстоянии.

На протяжении более полувека собор оставался практически нерасписанным. Лишь золоченные карнизы шиферных плит и основания арок и сводовперерезали его гладко обмазанные розоватой цемянкой стены. Одна их немногочисленных живописных композиций, появившихся, вероятно, вскоре после окончания строительства, — образ святых равноапостольных Константина и Елены — сохранилась на лопатке одного из столбов южной Мартириевской паперти, почти на против входа в собор с центральной площади Детинца.

Украшая Софию фресками, художники написали в зените купола огромное погрудное изображение Христа Вседержителя с Евангелием и благословляющей десницей. Предание, включенное в одну из новгородских летописей, говорит о том, что наутро после завершения росписи епископ увидел, что рука Спасителя сжата, и приказал переписать образ. Дважды пытались живописцы исполнить приказ владыки, а на третий услышали глас:» Писари, о писари! Не пишите меня с благословляющей рукой, а пишите с рукой сжатою, потому что в этой руке я держу великий Новгород, а когда эта рука моя распрострется, тогда Новгороду будет окончание». Во время войны снаряд пробил главу храма и уничтожил древнее изображение и одновременно с этим древний город был разрушен почти до основания.

Древний собор включает целый ряд замечательных произведений декоративно-прикладного искусства. Среди них — бронзовые Корсунские врата византийской работы, привезенные в собор сразу после завершения строительства.

Пережив длительный период реставрации, Софийский собор, превращенный в музей, возродил свое древнее убранство. В 1991 году храм был возвращен Русской Православной Церкви.

Нынешняя жизнь Софии, кафедрального собора Новгорода — это возрождение старых традиций. И как в давние времена, когда появление этого грандиозного храма — праматери новгородских церквей, подобно чуду, переменило жизнь древнего города, так преображающее человеческие души воздействие Софии Новгородской являет свою силу в наши дни.

Читайте о моей предыдущей поездке в .

«Умрем за Святую Софию!» - боевой клич новгородцев. Софийский собор был сердцем самобытный новгородской цивилизации на протяжении нескольких столетий.

Монета мудрости

София, Премудрость Божья, есть одно из имен Христа. Однако во всех известных случаях присяги новгородцы целуют икону Богородицы. Это заставляет думать, во-первых, что в Средние века не существовало известного иконографического типа св. Софии в виде огненного ангела, а, во-вторых, что в Новгороде возобладало богородничное или женственное понимание Софии. Интересно, что на новгородских монетах изображался не князь, а София (ангел, представляющий собой мудрость). На них стоит надпись „Великого Новгорода“, тогда как на монетах русских княжеств всегда стояли имена князей.

Под защитой Премудрости

Святая София имела у новгородцев осязаемый символ - Софийский собор. Значение этого собора для Новгорода было столь велико, что новгородский летописец смело утверждал: «Где Святая София, тут Новгород!» Новгород был республикой - Господином Великим Новгородом. Собор Святой Софии являлся его духовным центром, и существовало поверье, что Новгород охраняется „Божественной Премудростью“.

Ярослав Мудрый

Софийский собор заложил Ярослав Мудрый. В 1046 году в Новгороде чуть севернее сгоревшей ранее 13-главной деревянной церкви. В это время город управлялся его сыном, Владимиром Ярославичем. Стройка шла довольно быстро, и епископ Лука освятил собор уже в 1050-1052 годах. Сначала храм решено было не белить, и оставить кладку открытой. Стены внутри также остались открытыми. Полностью храм стал белым только через сто лет, в 1151 году.

Высокая честь

Софийский собор использовался не только для богослужения. Он являлся местом, где проходили различные государственные акты и торжественные церемонии, устраивались, например, приемы иностранных церемонии, здесь размещались библиотека и архив древнего Новгорода, хранились исторические ценности города, образцы мер и весов. Под звон Софии на площади перед собором собиралось всенародное вече, устраивались проводы воинов и встречи победителей. Церковь Святой Софии имела патрональное значение для Новгорода и всей его земли. Там хоронили владык, иногда князей и тех граждан, которые особенными подвигами и услугами отечеству удостаивались по смерти такой чести, преимущественно, когда они положили голову в бою за веру и новгородскую свободу. Быть погребенным во храме Святой Софии считалось самою высокою честью.

Жребий брошен

Новгородского архиепископа избирали на вече. Имена кандидатов писали на жребиях, которые клали на престол собора Святой Софии. Служили литургию. После окончания богослужения тянули жребий, который и определял имя нового владыки. Новгородцы считали, что именно таким образом лучше всего совершается божественное волеизъявление. Они говорили: «Не хотим избрания от человека, а желаем принять извещение от Бога - кого Бог захочет и Святая София».

Святая защита

В 1170 году Новгород был осажден суздальцами во главе с Андреем Боголюбским. Во время очередного штурма одна из стрел попала в икону Знамения. Из нее как из живой, потекли слезы, и Богородица повернула свой лик к новгородцам. На осаждавших напал ужас, и они, бросив оружие и обозы, в страхе побежали кто куда. Сейчас чудотворная икона установлена в Софийском соборе справа от Царских врат. В 1570 году Иван Грозный силой захватил Новгород и отдал его на разграбление опричникам. По легенде, когда голубь увидел с высоты храма жуткое побоище, он окаменел от ужаса. Одному из чудом уцелевших монахов было видение о том, что голубь этот послан горожанам как божественное обещание защиты и от всех врагов. Пока голубь на кресте – город сохраняется.

Странствия Креста

Во время немецкой оккупации в Новгороде был расквартирован инженерный корпус испанской «Голубой дивизии”. При отступлении крест с купола Софийского собора вывезли в Испанию как трофей. В 2002 году новгородскому архиепископу стало известно, что святыня находится в часовне музея Военно-инженерной академии Испании в Мадриде. В результате переговоров с испанским королем было принято решение о возвращении креста. И в 2004 году крест Софии вернулся в Великий Новгород.

Собор Святой Софии – выдающийся и бесценный памятник русского средневекового зодчества. Он был выстроен по указанию Владимира Ярославовича, являвшегося старшим сыном Ярослава Мудрого, между 1045 – 1050 г. Спустя 130 лет этот собор Великого Новгорода стал главным городским храмом и символом Новгородской республики. Еще в далеком XII веке князь Мстислав Великий изрек: «Где София, там и Новгород».

История основания Собора

Новгородский Софийский храм – старейший из сохранившихся в нашей стране памятников древнерусской архитектуры. Есть свидетельства того, что до постройки каменного собора в городе была деревянная Софийская церковь. Археологических доказательств этого факта нет. Но в НПВ — Первой Новгородской летописи, описывающей период с 1016 до 1330 гг., упоминается, что св. София была уничтожена пожаром в 1049 г. «марта в 4, в день субботний». Также в летописи указано, что первоначальный храм был «13 верхе имущи» и стоял над Волховом на «Пискупле улице». Ряд историков сомневаются в том, что деревянная София существовала, и предполагают данную запись плодом фантазии летописца.

Первый храм и его оформление

Каменный собор, который стал символом Великого Новгорода и его вольности, начали строить в 1045 г. и закончили в 1050 или в 1052. На строительстве работали зодчие и рабочие из Киева и Византии. Сначала все поверхности стен побелили, за исключением барабанов и криволинейных апсид. Их оставили покрытыми цемянкой (толченой кирпичной крошкой с известью). Таким образом зодчие старались внешне воспроизвести богато украшенные храмы Константинополя, стены которых были покрыты мрамором, а криволинейные элементы – фресками и мозаикой. Выросший всего за пять лет храм был огромен по представлениям жителей Древнего Новгорода. 40-метровое строение, возвысившееся над деревянными избами и дубовыми крепостными стенами, поражало воображение многих приезжающих в Новгород купцов.

За все десять столетий существования церкви, ее никогда не перестраивали. Пожары и войны наносили ущерб, который требовал лишь ремонта. После различных социальных и природных катаклизмов купола Софийского собора покрывали свинцом, а стены – штукатуркой. В XV века, при архиепископе Иване Калике центральный купол начали золотить.

В советский исторический период в Софийском соборе некоторое время проводились богослужения. В то же время храм безжалостно разграблялся новыми властями. Из хранилищ вывозились ценности. Некоторые из них исчезали бесследно. Другие – объявлялись в зарубежных музейных экспозициях и частных коллекциях. В 20-х г. службы были прекращены, и власти открыли в нем музей атеизма. Во время войны новгородский собор попадал под обстрелы, был захвачен и опустошен немцами. Он сильно пострадал от бомбежек. После Победы храм восстановили, и он стал центром светской культурной жизни Новгорода.

Современное состояние

В 1991 г. состоялась передача святой Софии Русской Православной Церкви. В том, что передача состоялась, есть большая заслуга архиепископа Новгородского Льва (Церпицкого). Перед событием по инициативе архиепископа создали общественный совет, целью которого была реставрация и обеспечение дальнейшей сохранности Софии, как ценнейшего исторического памятника.

Сейчас храм открыт для верующих с 8 до 20 часов. В 10 и 18 часов проводятся богослужения.

Архитектурные особенности собора

Святая София в Новгороде являет собой пятинефную церковь с тремя апсидами. Главы собора имеют характерную форму, напоминающую древнерусский военный шлем. Со всех сторон, кроме восточной стены, к церкви пристроены просторные двухэтажные галереи. Сама церковь пятиглавая, но имеется и шестая глава, установленная в западной галерее над лестничной башней.

Внутренние размеры церкви (без учета галерей) 24, 5 на 27 м. Высота – 38 м, считая от того уровня, на котором находился пол собора тысячу лет назад и до креста на центральной главе. К нашему времени пол церкви по естественным причинам просел. Нынешний пол расположен на два метра выше первоначального. Церковь сложена из известняка, и толщина стен в среднем составляет 1, 2 м. Камень отесан лишь с одной стороны – с наружной части стен. В качестве связующего использовался состав на основе извести с цемянкой (толченым кирпичом). Арочные своды и прочие криволинейные элементы выполнены из кирпича. По архитектурному устройству св. София очень напоминает киевский Софийский храм, по подобию которого он был создан. Но есть и отличия: вместо тройных аркад устроены двухпролетные, а в нижних ярусах они заменены арками. Также, компартименты между столпами новгородской Софии более узкие.


Археологические изыскания и исторические исследования Г. Штендера показали, что поначалу св. София Новгородская имела открытые галереи, как это делалось при устройстве храмов в Киеве и Византии. Но позже, следуя требованиям более сурового климата, зодчие закрыли галереи.

Внутреннее убранство

В первый раз церковь расписали фресками в XI века. До настоящего времени из тех фресок сохранилась знаменитая «Константин и Елена», написанная приезжими византийскими иконописцами. При реставрационных работах в XIX в. под слоем штукатурки обнаружились фигуры в полный рост св. императора Константина и его равноапостольной матери со стоящим между ними крестом. Фреска примечательна тем, что писалась в уникальной нигде не сохранившейся технике — по сухой штукатурке.


В следующий раз работы по расписыванию Софийского собора велись в 1109 г. и в 1144 г. Мелкие, дошедшие до нас фрагменты показывают, что вдоль центрального барабана располагались фигуры пророков около 3 м высотой. Алтарь был декорирован мозаичными изображениями святых. В одной из галерей св. Софии сохранились фрагментарные части изображения Богородицы, Христа, Иоанна Крестителя. Всего две иконы, а именно «Спас на Престоле» и «Ап. Петр и Павел», сохранились от убранства XII века.

На стенах найдено немало «автографов» мастеров и прихожан. Также находили рисунки, так называемые «граффити», на которых иконописцы изображали себя. Например, мы знаем, что в XII веке храм Святой Софии расписывал монах по имени Стефан, а также художники Микула и Радко.

Святыни и достопримечательности

Наиболее чтимая икона новгородского Софийского собора — это Тихвинская Богоматерь. Она находится на Рождественском Престоле и является «списком» (копией) с образа, еще более древнего. Тихвинская Богоматерь из Новгорода Великого относится к XV или к XVI векам, и она переняла все чудодейственные свойства утерянного оригинала.

«Спас на Престоле», также находящийся в Рождественском приделе храма, написан в XVI веке. Он расположен поверх восьмисотлетнего одноименного образа, написанного при первой росписи храма. Древний «Спас на Престоле» можно увидеть через особые отверстия.


Икона Божьей Матери «Знамение», датируемая 1170 г., — особо почитаемая ценность храма Св. Софии. Она находится на втором, Успенском престоле храма. Эта икона, по убеждениям современников, сохранила город во время нападения суздальцев во главе с Андреем Боголюбским.

Ценнейшим рукописным памятником новгородской Софии всегда считалось Остромирово Евангелие. Оно написано специально для богослужений в новом храме приблизительно в 1056 г. и сейчас хранится в национальной библиотеке в Санкт-Петербурге.

Магдебургские (Корсунские, Сигтунские) ворота – это парадные кованые врата с западной стороны, целиком покрытые рельефами с сюжетами из Священного Писания, и представляют собой военный трофей, захваченный во время похода новгородцев в 1187 г. на город Сигтуну, средневековую столицу Швеции.. Они открываются в дни торжественных богослужений.


Знаете ли вы, что в день возвращения и освящения собора 16 августа 1991 г. во время крестного хода в небе над храмом все могли видеть радужный венец? Есть и другие интересные факты, связанные с собором св. Софии.

О воротах

Известно, что Магдебургские ворота изготовили в Германии (а именно, в Магдебурге) мастера литейных дел Риквин и Вейсмут. Изображения кузнецов можно найти на полотне ворот. Там же исследователи нашли портрет русского литейного мастера Авраама, реконструировавшего и установившего трофей на свое нынешнее место.

Спасение от Суздальцев

Одно историческое событие 1170 г. связано с иконой Божьей Матери «Знамение». Оно же стало сюжетом для другой древней иконы — «Битва новгородцев с суздальцами». Войско Андрея Боголюбского, осадившее тогда Новгород, намного превосходило силы защитников. Архиепископ Иоанн по велению голоса свыше устроил крестный ход под обстрелом врагов. Когда духовенство и жители несли образ Богоматери «Знамение» вокруг детинца, суздальская стрела угодила прямо в глаз Богородице. Образ стал источать слезы. Тут же врагов покрыла тьма и обуял ужас. Суздальцы стали побивать сами себя и отступили. Спасение города от вражеского нашествия поныне отмечается 27 ноября.

Легенда о голубе

Другая известная легенда связана со свинцовым голубем, сидевшим на кресте главного купола. Этот голубь по преданию появился в 1570 г., в период захвата и разграбления города войсками Ивана Грозного. Живая птица, якобы, села на крест и окаменела, наблюдая зверства, которые творили захватчики в городе. Считалось, что Богородица не даст пропасть Новгороду, пока голубь сидит на своем месте. По прошествии пяти веков, в 1942 г. вблизи храма расположилась немецкая оккупационная комендатура. При артобстреле этой комендатуры один из снарядов попал в храм. В этот ужасный день была утеряна драгоценная фреска Спаса Вседержителя 1109 г. написания, поврежден купол. Крест на центральном куполе был перебит снарядом и оказался висящим на цепях. При отходе немцев в Прибалтику, они вывозили с собой много ценностей из св. Софии. Крест с голубем отправился в Испанию и хранился долгие годы в Мадридской Военно-инженерной академии, в часовне. Только в 2002 г., после успешных переговоров главы России с испанским королем, крест св. Софии вернулся в Новгород. Сейчас он хранится внутри собора, а главный новгородский купол украшает копия, установленная в 2007 г.


Великий Новгород не случайно называют городом-музеем Древней Руси. Ни один город России не сохранил такого количества прекрасных памятников зодчества и монументальной живописи. В конце XV века в Новгороде и его пригородах было 82 приходских храма и 24 монастыря. Советская власть старалась оставить каждому городу не более одного действующего храма. В Новгороде таким храмом был до 1941 года Михаило-Архангельский собор на Прусской ул., с 1941 по 1962 год - Никольский собор, с 1962 года - церковь Филиппа Апостола. До наших дней дошли около 50 храмов; из них действующих - 7. Все они прекрасны, за всеми - интересная история, насчитывающая множество прекрасных и трагических страниц.

Собор Софии Премудрости Божией

Собор Софии Премудрости Божией

Собор Софии Премудрости Божьей в Великом Новгороде - самая древняя сохранившаяся каменная постройка в России. Храм был заложен Ярославом Мудрым и его сыном Владимиром. По прошествии многих веков в храме Софии продолжаются богослужения, и каждый желающий может прикоснуться к этой древнейшей православной святыне. Адрес: Великий Новгород, Софийский собор, Кремль, д. 11.

Церковь Феодора Стратилата на Щиркове улице

Церковь Феодора Стратилата на Щиркове улице находится в историческом центре Великого Новгорода на территории Неревского конца на Стратилатовской улице. Имеет большое научное значение благодаря разновремённым архитектурным наслоениям XII-XVIII веков. Особенно ценны формы XIII века, в которых нет ни одного архитектурного новшества, появившегося в более поздних новгородских памятниках. Адрес: Великий Новгород, ул. Стратилатовская, д. 9.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Колмово

Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Колмово - каменная церковь, бывший собор упразднённого в 1764 году Колмовского монастыря. Расположена на левом берегу реки Волхов. Адрес: Великий Новгород, ул. Павла Левитта, д. 18, корп. 3.

Церковь блгв. Александра Невского

Церковь св. блгв. кн. Александра Невского является частью построек, принадлежавших в начале XX века 1-й учительской семинарии. Построена в 1913-1915 годах. Адрес: Великий Новгород, пр. Александра Корсунова, д. 56.

Церковь прав. Лазаря Четверодневного

Церковь прав. Лазаря Четверодневного

Церковь прав. Лазаря Четверодневного построена в 2001-2002 годах по инициативе и при активном участии мэра Великого Новгорода Александра Корсунова, трагически ушедшего из жизни за месяц до освящения церкви. Адрес: Великий Новгород, пос. Новая Мельница.

Церковь свт. Никиты Новгородского

Церковь свт. Никиты Новгородского построена в начале XX века на территории архиерейской летней пригородной мызы, по заказу владельца участка, Новгородского архиерея Арсения. Адрес: Великий Новгород, поселок Волховский, ул. Лесная, д. 23.

Церковь ап. Филиппа и свт. Николая Чудотворца

Церкви апостола Филиппа и святителя Николая Чудотворца построены в 1527-1528 годах на Нутной улице новгородскими и московскими купцами. Это были две самостоятельные приходские церкви, построенные на одном основании. В последующие века церкви неоднократно перестраивались. В 1608 году два прихода сливаются в один. Адрес: Великий Новгород, Знаменская ул., д. 34.

Церковь блгвв. мчч. и страстт. Бориса и Глеба

Церковь мучеников Бориса и Глеба расположена в северо-западном углу Плотницкого конца Торговой стороны (на правом берегу Волхова). Построена в 1536 году на месте более древней постройки, которую перед тем разобрали. Адрес: Великий Новгород, наб. Александра Невского, д. 31.

Церковь Воскресения Христова на Красном поле

Церковь Воскресения Христова на Красном поле была построена при Воскресенском монастыре, который позднее упразднили. В первый раз о церкви Воскресенской и Воскресенском монастыре на Красном поле упоминается в 1415 году. Адрес: Великий Новгород, ул. Связи. Тихвинское кладбище.

Собор Покрова Пресвятой Богородицы

Собор Покрова Пресвятой Богородицы сооружён на рубеже ХIХ-ХХ веков, вплотную пристроен к западной стене древней церкви Покрова Божией Матери, от которой и получил своё название. Относился к Зверин-Покровскому монастырю. Адрес: Великий Новгород, ул. Бредова-Звериная, д. 18.

Церковь Тихвинской иконы Божией Матери

Первое упоминание о церкви, называвшейся первоначально Покровской, в летописи относится уже к 1148 году, в то время она была деревянной. К каменный храм был заложен Архиепископом Новгородским Василием в 1335 году, а в 1399 он был построен и освящён Архиепископом Новгородским Иоанном в день празднования Покрова Божией Матери. Адрес: Великий Новгород, ул. Бредова-Звериная, д. 18.

Церковь Сретения Господня при НовГУ

В 1528 году, в Антониевом монастыре к юго-западу от Рождественского собора началось строительство церкви Сретения с трапезной палатой. Храм был освящен в 1537 году. Адрес: Великий Новгород, район Антоново, д. 3/2.

Церковь вмч. Димитрия Солунского

Церковь вмч. Димитрия Солунского была заложена в 1381 году на Славкове улице. Внешний вид церкви примечателен своим богатым кирпичным орнаментом, который в виде бегунца и поребрика покрывает верхнюю часть среднего членения южного и восточного фасадов. Адрес: Великий Новгород, Большая Московская ул., д. 42.

Церковь Феодора Стратилата «на ручью»

Церковь Феодора Стратилата «на ручью» - построена во второй половине XIV века, один из выдающихся памятников новгородского зодчества, ставший надолго классическим образцом для последующего строительства храмов. Адрес: Великий Новгород, Федоровский Ручей (пр. Гагарина), д. 19-А.

Церковь Спаса Преображения «на Ильине улице»

Церковь Спаса Преображения «на Ильине улице» построена во второй половине XIV века, знаменита тем, что в ней одном сохранились фрески кисти Феофана Грека. Адрес: Великий Новгород, Ильина ул., д. 26, корп. 2.

Церковь Входа Господня во Иерусалим

Церковь Входа Господня во Иерусалим находится на территории Новгородского Детинца с юго-восточной стороны от Софийского собора. Построена в 1759 году. Являлась придельным храмом Софийского собора, выполняла также функции зимнего храма Святой Софии. Сейчас используется как Лекторий Новгородского музея. Адрес: Великий Новгород, Кремль, д. 7.

Церковь мч. Андрея Стратилата

Церковь мч. Андрея Стратилата

Церковь мч. Андрея Стратилата - небольшая церковь XV-XVII веков, расположенная в юго-восточной части новгородского Детинца. Построена на развалинах древней Борисоглебской церкви. Адрес: Великий Новгород, Кремль.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы находится в западной части Кремля, вплотную примыкает к восточному фасаду кремлевской стены и Покровской башни. Первое летописное упоминание относится к 1305 году. Адрес: Великий Новгород, Кремль.

Церковь прп. Сергия Радонежского

Церковь преподобного Сергия Радонежского построена в 1463 году. Надвратный храм Владычного двора, примыкает к Часозвоне. В храме сохранились фрески XV века. Адрес: Великий Новгород, Кремль.

Церковь Благовещения пресвятой Богородицы

Церковь Благовещения пресвятой Богородицы над Исповедницкими воротами построена в конце XVIII века. Примыкает к юго-западному углу Софийского собора в Кремле, расположена над Исповедницкими воротами Владычного двора. Адрес: Великий Новгород, Кремль.

Церковь Власия на Волосовой улице

Церковь Власия на Волосовой улице

Церковь Власия на Волосовой улице построена в 1407 году на месте деревянной церкви. В XVI веке церковь упоминается как соборная, с существующим на хорах приделом Иоакима и Анны, а позднее как ружная. Адрес: Великий Новгород, ул. Большая Власьевская, д. 2.

Церковь Троицы Живоначальной на Редятине улице

Церковь Троицы Живоначальной на Редятине улице построена в 1365 году на деньги югорцев - объединения новгородских купцов торговавших пушниной с Югрой (Приуральем). Адрес: Великий Новгород, Воскресенская слобода, ул. Троицкая, д. 9.

Церковь Уверения Фомы на Мячине

Церковь Уверения Фомы на Мячине входила в состав Воскресенского женского монастыря на Людином конце Новгорода. Первое здание было заложено в 1195 году и построено за год, в 1386 году горело, но было восстановлено, а к середине XV века рухнуло от ветхости. На его основании в 1463 году был возведен новый храм, сохранившийся до наших дней. Адрес: Великий Новгород, Воскресенская слобода, ул. Обороны, д. 15.

Церковь Иоанна Милостивого на Мячине

Церковь Иоанна Милостивого на Мячине возведена на месте деревянной церкви, построенной в 1193 году. В 1421-1422 годах ее сменяет каменная церковь. Входила в состав Воскресенского женского монастыря. В 1763 году обращена в приходскую. Адрес: Великий Новгород, Воскресенская слобода, ул. Обороны, д. 13.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Деревяницком монастыре

Церковь Успения с трапезной Деревяницкого монастыря построена в 1725 году. Колокольня сооружена между 1730-1735 годах. Позднее монастырь был упразднен, в настоящее время храм не является действующим. Адрес: Великий Новгород, пос. Деревяницы, ул. Восточная, д. 3.

Церковь иконы Божией Матери «Скоропослушница»

Церковь иконы Божией Матери «Скоропослушница» освящена в 2012 году. Находится в здании «Новгородского областного клинического онкологического диспансера». Адрес: Великий Новгород, ул. Ломоносова, д. 27.




Top