Собор всех святых. Проповедь в неделю всех святых

Всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляем с первой Неделей по Пятидесятнице, Неделей Всех святых. И в силу этого каждого поздравляем с днем тезоименитства, поскольку сегодня чествуются и все наши святые небесные покровители.

Святая Церковь устанавливает это празднование по причине свидетельства того, что Дух Святой, ниспосланный от Бога-Отца, просветил все концы вселенной, что Он вошел в глубины человеческих сердец, соделал из них истинные образы Божии тех достойнейших людей, которые, как мы сейчас читали в молитве ко всем святым, предстоят перед престолом Святой Троицы и молятся и о себе, и о нас, и о всех тех людях, которые составляют Церковь Христову, и о тех, которые еще должны в Нее войти.

Но Святая Церковь вкладывает в празднование этого дня еще и иной смысл. Она свидетельствует о том, что очень много святых неявленных, тех, о которых мы никогда не узнаем, что они были, что они подвизались, что они очистились от греха, сподобились Небесного Царства. И в силу этого Церковь, чтобы не забыть никого, устанавливает празднование дня Всех святых.

Мало избранных оказывается
не потому, что Господь не многих избирает, а потому, что немногие избирают Господа и хотят быть
с Ним и исполнять Его святые заповеди. Когда Святая Церковь призывает нас спасаться, разве она не призывает нас стать святыми?

Однако есть и еще актуальный и глубокий для нас смысл в этом праздновании. Святая Церковь утверждает, что святых немало: даже собравшись вместе, нам не хватит пальцев на руках, чтобы пересчитать этих святых, – их миллионы. Но, свидетельствуя об этом, не хочет ли сказать Святая Церковь, что каждый из нас также может стать таким же? Мы сегодня слышали в Евангелии слова Господа: Много званых, но мало избранных (Мф. 20, 16 ). Мало избранных оказывается не потому, что Господь не многих избирает, а потому, что немногие избирают Господа, и хотят быть с Ним, и хотят исполнять Его святые заповеди.

И когда Святая Церковь призывает нас спасаться, разве она не призывает нас стать святыми? Всякий человек, стоящий сейчас в храме, тот, кто совершает молитвы, ходит в храм, исповедуется, причащается, разве не поставил перед собой задачу стать святым? Ведь третьего в деле спасения не дано: или да, или нет. Но если это так, то мы можем дальше поставить вопрос: а что отличает святых от нас? Мы все знаем удивительно простое изречение преподобного Серафима Саровского: святых отличает от простых людей одно – решительность.

Но в каком смысле решительность? По отношению к чему? По отношению к подвигу? По отношению к правилу? По отношению к творению добрых дел или еще к чему-то? И здесь самое трудное для нас – принять на веру то, что это решимость в деле сказать правду перед Господом о себе самом. Это самое сложное, пожалуй, что предстоит каждому из нас, и до тех пор, пока человек не скажет Богу правду о том, каков он есть на самом деле, ничего не сдвинется с мертвой точки, будет еще большее и дальнейшее отдаление от Христа и от своего спасения.

Самое сложное – найти решимость сказать правду перед Господом
о себе самом. До тех пор пока человек не скажет Богу правду
о том, каков он есть на самом деле, ничего не сдвинется с мертвой точки, будет еще большее и дальнейшее отдаление от Христа
и от своего спасения.

Есть такая церковная мудрость, представленная в виде пословицы: тот, кто думает о себе, что он не в прелести, тот уже точно в прелести. И если это так, то зададимся вопросом: кто из нас думает, что он не в прелести? Практически каждый, приходящий в храм, исповедующийся и причащающийся. Но церковная мудрость не существует сама по себе, к чему же она нас призывает? Вспомним о том, что Господь, призывая человека к спасению, говорит: «Будьте как дети, ибо таковых есть Царство Небесное» (см.: Мф. 18, 3 ).

Не значит ли это, что святые были как дети? Да, в определенном смысле они этот завет Господа исполнили: уподобились детям и поэтому вошли в Царство Небесное. А что же они сделали, чтобы стать подобными детям? Чем отличается ребенок от взрослого человека? Можно очень много указать признаков отличия, но в контексте Евангельского изречения такой признак только один: маленький ребенок – это тот, кто живет без лицеприятия, без лицемерия, без лицедейства перед своими родителями, потому что знает, что он перед ними как на ладони, а еще он любит их, и этот дар любви к маме и папе ему очень страшно предать своим обманом и ложью.

Не к этому ли призывает каждого из нас Господь? Отказаться от лицедейства, от лицемерия, от надевания постоянных личин – «одеться поправославней», «подстричься поправославней» или «не подстричься» – еще будет «поправославней». Отказаться от лицедейства перед ближними, которые находятся постоянно у нас под боком и в наших домах, которым мы очень часто отказываем в помощи, в общении, в теплоте сердечной, ссылаясь на то, что у нас есть правило, у нас есть служба, у нас есть посты и так далее.

Посмотрим внимательно, на что мы отвлекаемся в храме, и увидим, что это не отвлечение, а наше главное делание: мы прикипели
к тому, что является сокровищем нашего сердца. Оказывается, мы только изредка от мирских попечений отвлекаемся на молитву, на храм, на дела благочестия.

Но эта проблема имеет еще более страшные последствия: мы постоянно лицедействуем перед Господом, постоянно обманываем Его, думая, что мы Его не обманываем. Посмотрим, как мы совершаем молитвенное правило, как мы ходим в храм, что мы здесь делаем. Разве мы не оправдываемся перед Богом, говоря: Господи, я вдруг случайно отвлекся на молитве в храме, прости меня. Но посмотрим внимательно, на что мы отвлекаемся, и тогда мы сможем увидеть, что это не отвлечение, а это наше главное делание, потому что мы не отвлеклись, а прилипли, прикипели к тому, что является сокровищем нашего сердца. И оказывается, что мы только изредка от сокровища своего сердечного отвлекаемся на молитву, на храм, на дела благочестия – вот на что мы отвлекаемся. Но думая, что мы лишь отвлекаемся от молитвы на мирские попечения, разве мы не обманываем Господа и самих себя? Разве мы тогда не в прелести? Где же решительность признать перед Господом свою немощь, бессилие, сказать: да, вот такой я, Господи, прости меня, окаянного и грешного. Даже на это у нас сил не хватает и не хватит, пожалуй, никогда, если мы будем пребывать в таком самозабвении о самих себе.

В сегодняшний день, дорогие братья и сестры, конечно, желаем сами себе по молитвам всех святых угодников Божиих, чтобы решительность в деле признания перед Господом истинного, нелицемерного свидетельства о себе, кто я есть на самом деле, всегда споспешествовала каждому нашему духовному деланию. Тогда все будет спасительно, и Господь тогда даст, может быть, и нам возможность причаститься к тому блаженству, которое имеют святые угодники Божии.

Аминь!

Проповедь протоиерея Георгия Климова,
произнесенная в храме иконы Божией Матери
«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,
в Неделю 1-ю по Пятидесятнице, Всех святых,

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

«Имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с трезвением будем проходить предлежащее нам поприще» (Евр.12:1), так ныне говорит нам святой апостол Павел в послании Евреям, которое читалось за Божественной литургией. Что же означают эти слова великого апостола? Этими словами завершается апостольское чтение, а в начале этого чтения святой апостол Павел перечисляет многих святых, не называя их по имени, а только по деяниям их говорит о том, что они делали в Ветхом Завете.

И когда он говорит об облаке свидетелей, то имеет в виду, что это множество свидетелей в лице ветхозаветных праведников. Среди этих праведников были и родоначальники еврейского народа и пророки, и другие праведники, которые жили верою в грядущего Мессию, Спасителя всего мира. Одни из них, свято веруя, и жили праведно, передавая свою веру в грядущего Мессию своим потомкам; другие – это пророки – пророчествовали, предсказывали будущее и побуждали людей надеяться на то, что придет Спаситель и освободит всех от греха и его тяжких последствий. Эти люди не только пророчествовали о будущем, они обличали всякую неправду в людях, безнравственную жизнь, поведение, которое было всецело погружено в пороки и страсти, и, поэтому, конечно, обличаемые ненавидели обличителей, всячески их преследовали, и они вынуждены были скрываться в пустынях, пещерах, расщелинах земли. Их заключали в темницу, всячески издевались над ними, умерщвляли, но они до конца оставались верными Богу и до последнего своего издыхания проповедовали о том, что им открывал Сам Господь.

То, что говорит апостол Павел о ветхозаветных праздниках, еще в большей степени относится к тем праведникам, которые жили уже в Новом Завете, в Церкви Христовой. Это, прежде всего, и сами святые апостолы, которые проповедовали Евангелие по всему миру; это и святые мученики и исповедники, которые мужественно исповедовали свою веру, свои убеждения, свое мировоззрение перед гонителями; это и многие преподобные, которые жили вдали от мира и стремились к тому, чтобы стяжать спасение. Будучи вдали от мира, они молились и о тех, кто находятся в мирских условиях, помогая им своими молитвами. А когда к ним приходили люди из мира, они их наставляли в истинной христианской жизни.

Святые угодники Божии являются нашими наставниками, потому что они являют нам святость жизни, которой мы должны подражать. Святитель Астерий Амасиийский, который жил в 4 веке — это современник святого Иоанна Златоуста, говорит о том, что святые угодники Божии, являются учителями нашими и обличителями. Почему? А потому что святые подвижники, являя нам пример своей жизни, побуждают нас тем самым жить праведно и непорочно. А обличителями являются потому, что в свете их яркой святой жизни, обличаются даже самые малейшие пятна нашей личной жизни.

Святые являются не только учителями и обличителями нашими, но они являются также и молитвенниками, потому что они стяжали великую благодать и за святость своей жизни удостоились того, что они имеют дерзновение возносить свои молитвы о тех, кто к ним обращается, будучи, таким образом, ходатаями пред Престолом Всевышнего. Святой Иоанн евангелист, который написал Апокалипсис, в этой своей книге говорит о том, что ему представилось, что «дым фимиама» возносится с молитвами Святых пред Престолом Бога Небесного. И, таким образом, вот это свидетельство Иоанна апостола говорит нам о том, что молитвы святых действительно имеют важное значение: они покрывают наши прегрешения, и мы сподобляемся, благодаря тому, что святые молятся о нас, великих Божиих милостей.

Святитель Иоанн Златоуст говорит, что не только молитвы непосредственно к угодникам Божиим доставляет нам радость и утешение, но даже и их святые останки являются многоцелебными, потому что даруют избавление от грехов и избавляют нас от многих болезней. Он называет места, где хранятся мощи святых угодников Божиих, «прибежищем», которое является, как говорит он, «благопотребным для всех»: для находящихся во грехе, если они прибегают к святым мощам, это «прибежище» дарует им избавление от духовных недугов, в которых они пребывают; для тех, кто благоденствует, продолжаются и становятся нерушимыми те блага, которыми они обладают; для больных это «прибежище» тоже полезно, потому что, если человек прибегает к мощам святых угодников Божиих, то сподобляется исцеления своих недугов. Но и для здравых, пребывающим в добром здравии, это является тоже «прибежищем», потому что дает возможность сохранить свое здоровье на будущее время.

Вот кого, дорогие братья и сестры, мы почитаем в этот святой день. Это святые угодники Божии, которые от века удостоились благодати Божией, угодили Богу, поэтому являются нашими ходатаями и заступниками, нашими учителями, обличителями, молитвенниками, которые даруют нам возможность, посредством их молитвы достигать тех духовных благ, которые сподобляет нас Господь по Своей милости и человеколюбию.

Будем же, дорогие братья и сестры, прославляя святых угодников Божиих, стремиться к тому, чтобы, действительно, подражать их святой жизни, в свете их яркой святой жизни рассматривать наше духовное состояние, состояние наших душ и состояние нашего поведения, нашей всей жизни, для того, чтобы мы под лучами этой немеркнущей славы святых угодников Божиих, рассматривали свою жизнь и выявляли те греховные пятна, которые мы обнаруживаем в своей душе, и искореняли их.

Действительно, дорогие братья и сестры, это великая радость, это великая благодать, это великое дарование Божие, что мы имеем возможность обращаться к сонму святых угодников Божиих, этому «облаку свидетелей», как говорит святой апостол Павел, потому что все они вместе и каждый в отдельности имеют великое дерзновение ко Господу представлять наши недостойные молитвы, чтобы и мы удостаивались неизреченных милостей от Господа и Спасителя нашего, Которому слава и честь вовеки веков.

Аминь.

В первый воскресный день после Пятидесятницы Церковь предлагает нам вспомнить всех святых - людей, которые своей жизнью и подвигом за всю историю христианской Церкви угождали Богу и свидетельствовали миру о любви Божьей к человеческому роду.

За две тысячи лет своей истории Православная Церковь явила бесчисленное количество подвижников, угодников Божьих, святителей, преподобных, мучеников, которые своей жизнью доказали, что святость возможна человеку.

Преподобный Серафим Саровский говорил, что цель жизни человека – это святость или стяжание благодати. Дух мирен, о котором упоминал святой, это благодатное состояние души человека, когда он ощущает мир с Богом. Тот человек, который не обретает этого мира, не может быть по- настоящему счастлив. Потому что мы знаем, дорогие братья и сестры, что все в этом мире проходящее и нет ничего постоянного. Даже сама человеческая жизнь, которая дается нам Господом, заканчивается. Человеку рано или поздно приходится переселяться в обители Небесного Отца и давать Ему отчет о прожитой жизни.

Сегодня Церковь предлагает нам услышать Евангельское чтение от апостола Матфея, которое по уставу полагается читать во время монашеского пострига. Эта аналогия очень яркая и удивительная. Монашеств – ангельское житие, которое свойственно не многим людям, а лишь тем, кто хочет безраздельно послужить Христу. Но оказывается внутреннее монашеское устроение должно быть у каждого христианина. Стремление к совершенству и любовь к Богу ¬– это главное, чем должен жить человек, где бы он не находился и какое бы послушание не выполнял.

Мы слышали слова Господа нашего Иисуса Христа «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня » (Мф. 10 , 37). Человек, услышав эти слова, задается вопросом: «Как такое может быть?». А все очень просто. Господь на самом деле не требует от нас невозможного. Он говорит, что человек должен жить так, что бы потом ему не было стыдно. Для этого он должен выбирать в своей жизни нечто главное и стремиться к этому, а все остальное будет приложено. Господь говорит, что нужно брать крест свой и идти за ним. И это главная особенность всех святых и подвижников нашей Церкви. Ведь они также были связаны многими обязательствами, послушаниями, семейными узами, долгом перед Отечеством и народом. Но главной в их жизни была безраздельная любовь к Богу. Любовь не к чему-то абстрактному, а к Христу, как к личности.

Всегда трудно выбирать между некими абстракциями, но когда перед нами два человека, мы понимаем: кого мы любим, а кого нет. Христос говорит, что для того, чтобы называться христианином, чтобы стать верующим человеком, нужно выбрать Спасителя, поверить Ему, найти в себе мужество пойти за ним и тогда все остальное приложится. И вот мы слышим слова апостола Петра, обращенные к Христу «Вот, мы оставили все и последовали за Тобою; что же будет нам ?» (Мф. 19 , 27). Это вопрос, дорогие братья и сестры, тоже не праздный. Ибо человек, приходящий к Богу, в храм, очень часто вопрошает: «А что мне будет за это?». Ведь не секрет, дорогие братья и сестры, что многие люди приходят в храм, чтобы получить материальные или душевные блага. Даже церковные люди, молясь Богу, по мере сил и возможности служа Ему, подсознательно ждут от Него внешнего благополучия: здоровья, счастья, уважения и прочих благ. Но Христос на вопрос апостола Петра отвечает: «Сядете и вы на двенадцати Престолах судить двенадцать колен Израилевых » (Мф. 19 , 28). Иисус говорил: «Истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради Меня и Евангелия, и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев, и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем жизни вечной » (Мк. 10 , 29-30). Оказывается вера во Христа, дорогие братья и сестры, не дает счастья человеку на земле, материальных благ. Главное, что Господь обещает человеку – вечность.

Господь говорит еще и о том, что если любишь Бога, то надо любить и ближнего своего. Действительно, дорогие братья и сестры, для того, чтобы полюбить Бога и вечность, нужно в земной жизни научиться любить людей, приучиться к благочестию. А мы знаем, братья и сестры, как это не просто. Даже тогда, когда человек хочет творить добро и понуждает себя к благим делам и благочестивым поступкам, то не всегда у него все получается. Люди, приходя на исповедь, говорят: «Из раза в раз поднимаясь, я снова падаю и согрешаю». Возникает вопрос: если мы выбрали путь христианской жизни, пришли в Церковь и готовы жить по заповедям Божиим, то почему у нас ничего не получается? Почему мы падаем? Почему унываем?

Может быть, вообще невозможно достижений святости? Но если мы откроем церковный календарь, то увидим, что количество святых бесчисленно. Человек, стремясь к святости, подвизаясь и служа Богу, прежде всего, должен приобрести смирение. Святости нельзя достичь без смиренного сердца. Ничего нельзя достичь, если человек не смиряется перед своими ближними, не научился терпеть их, а самое главное себя.

Однажды преподобному Антонию Великому – человеку, который жил ангельской жизнью пришел помысел о том, насколько он достиг святости. Он стал размышлять об этом и в это время услышал Божественный голос: «Антоний! Иди в Александрию и там ты увидишь человека, который намного тебя превзошел». Преподобный послушался гласа Божьего и отправился в Александрию. Господь привел его к дому, где жил простой человек. Он встретил некого кожевника. Преподобный спросил его, как тот живет и как служит Богу. На что человек ответил: «Не знаю за собой ничего доброго, живу и воспитываю детей, работаю, помогаю бедным, молюсь по мере сил и возможности, но доброго в моей жизни нет ничего». Антоний Великий был человеком высокой духовной жизни, очень проницательным. Он сразу понял, почему Бог привел его к кожевнику и что хотел сказать. Этот человек, наверное, не совершал великих подвигов, но в его сердце было великое смирение. Он не видел в своей жизни ничего доброго, смирялся и надеялся на Бога.

Таким образом, Господь показал, что главное в жизни человека ¬– это смирение. Если человек склоняет свою голову перед Божьим величием, то он может многого достигнуть. А если пытается с гордостью, ревностью и тщеславием даже Богу послужить, то из этого ничего не выйдет.

Совершая сегодня память всех святых нашей Церкви, мы в каком-то смысле празднуем и свои именины. Ведь сегодня совершается память всех наших небесных покровителей. Будем просить и молиться, чтобы Господь по их молитвам даровал нам смирение и ревность о доброй жизни. Чтобы мы со смирением служили Христу, помогали нашим ближним. А когда чего-нибудь у нас не получается, просили у Господа дать сил дальше продолжать свой путь и служение. И верю, что Господь услышит нас, простит нам грехи наши, поможет продолжить наше шествие за Ним и найти спасение в Царствии Небесном. Помощи всем Божьей и молитв святых нашей Церкви!

+Епископ Покровский и Николаевский Пахомий
Свято-Троицкий кафедральный собор г. Покровска,
7 июня 2015 г

Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодняшнее евангельское чтение озвучивает, пожалуй, одну из самых радикальных, как нам кажется, мыслей Христа: тот, кто не любит Его более, чем своих собственных отца и мать, не достоин Его. С одной стороны, говорить что-либо о радикальной или нерадикальной мысли в Евангелии на самом деле глупо, потому что весь Новый Завет обращает к нам то требование Бога, которое объективно взять и исполнить мы практически не можем. В отличие от Ветхого Завета, который пусть во многих деталях, во многих каких-то заповедях, которые нам кажутся даже в чем-то странными, исполним. Но Новый Завет с его центральной мыслью - «будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный», объективно очень слабо укладывается в нашу картину.

Сегодняшние слова Христа кажутся еще более радикальными еще и потому, что мы привыкли, что церковь призывает нас к сохранению семьи, семья входит в состав традиционных ценностей и далее, далее, далее. То есть казалось бы, вот уж этих слов здесь точно не может быть. И мы забываем об одной очень простой вещи: в духовной жизни, равно как в любом другом начинании человека существует определенная этапность. И очень часто мы обращаем внимание на последние слова, не заостряясь на первых. Точно так же и здесь. Сегодня мы празднуем День памяти Всех Святых, и не случайно это евангельское чтение именно в день сегодняшний. Оно о всех тех людях, которые предпочли все оставить и за Богом последовать. И это все могло быть очень разным.

Есть те подвиги и примеры, которые никак не укладываются в наш образ жизни, в наш образ мыслей. Арсений Великий - учитель императоров- оставляет все и уходит в пустыню. Алексий человек Божий, уходит во время брачной ночи, и долгие десятилетия его семья не знает, где он. Это то, чего мы не можем, как правило, ни принять, ни осмыслить, такой очень странный, очень своеобразный путь жизни. Но главная идея здесь в том, что прежде чем стать святым, нужно стать христианином. А прежде, чем стать христианином, нужно научиться быть человеком. Вот эти первые два пункта мы, как правило, просматриваем мельком и обращаем внимание только на третий, на последний. И понимаем, что «я-то вот от этой высоты отстою на столько, что мне никогда ее не достигнуть». Не понимая, что между мной и этим последним пунктом еще, как минимум, две важные вехи.

Слова о предпочтении одной любви другой уместны только для того, кто хотя бы умеет любить. Ну хотя бы своих ближних. Для того они имеют какой-то смысл. Если же в массе ситуаций я люблю только, в основном, себя, и ближних люблю потому, что они являются частью меня, частью моего мира, то говорить здесь что-либо о том, кто предпочтет какую любовь которой- любовь ли к ближнему, любовь ли к Богу- вообще не о нас. Мы должны научиться любви хотя бы к ближнему. Иначе нам нечего предпочитать. Мы давно предпочли в этом случае только одну любовь - которая к себе. Вот от нее нам нужно суметь уйти. И как часто мы, в том числе, и даже этими словами подтверждаем скорее правоту свою и любовь к себе же, говоря: «Вот и наши ближние не принимают то, что говорим им мы. Вот и наши ближние не разделяют то, что разделяем мы. Вот и Христос говорит». И мы находим свою правоту в Его словах. Но Христос здесь не говорит о том, что нужно отринуть эти родственные связи, Он не говорит о том, что нужно забыть о том, что эти люди существуют. Он говорит об определенной системе ценностей, как они должны быть выстроены. И это также определенная система, в том смысле, что в ней нет пробелов: в ней нет Бога, а потом пустоты, а потом меня. Там также Бог, ближние и я. И я нахожусь на третьей позиции. Как правило, моя система ценностей перевернута совершенно наоборот: я на первой, если очень повезло ближним, то они на второй, ну и в очень исключительных и редких случаях иногда бывает, что место для Бога на третьей и находится. Иногда не находится и в системе ценностей Он движется куда-то еще. Вот эти вещи мне важно понять. Нужно научиться последовательно идти по этому пути. Не случайно целый ряд классических трудов так или иначе построен по такому принципу: та же самая «Лествица» Иоанна Лествичника, символом, от которого получает свое название, берет лестницу восхождения. Невозможно запрыгнуть на тридцатую ступень, не пройдя двадцать девять предыдущих.

Поэтому поставим перед собой такие совершенно конкретные, предельно конкретные задачи. Каждый раз, когда мы рассчитываем полюбить наших ближних, где-то там, далеко за горизонтом, считайте, что мы не достигнем этой цели вообще никогда. Нам нужно просто взять и задать себе вопрос: «А что было бы приятно моему ближнему? Что бы моя жена хотела, чтобы я сделал?» Или: «Что бы мой муж хотел чтобы я сделала? Мои дети?». Уж я даже не говорю здесь про более широкий круг. Начнем хотя бы с самого узкого. И, как правило, ведь каждый из нас знает ответ, чего объективно от нас хотят. И если мы не дистанцируемся от этого, или не поддадимся на многочисленные упрашивания или упреки и подадим то, чего от нас хотят. А если мы прислушаемся, и отдадим от сердца, вот это и будет конкретный шаг, которым я являю свою любовь к своим ближним. Задумаемся об этом, найдем эти конкретные точки, и конкретно в них свое вот это действие и осуществим. И в следующий раз еще раз зададим этот вопрос и сделаем еще шаг, и далее, далее, далее. Пока мы не увидим, что вот уже первый круг, которые стали действительно моими ближними. Я могу расширять его дальше и дальше, и это может, объективно, двигаться бесконечно. И в этом расширении кругов и я начну обретать себя. Казалось бы, я отдаю, но я замечу, что тогда-то я и приобретаю. И каждый раз, когда я пытаюсь алчно удержать у себя, оно просто гниет. И та моя любовь, которая могла бы быть преподана, отдана кому-то, просто тухнет, как вода в недвижимом месте. И никому не приносит ничего. И поэтому вот эти примеры, тысяч, десятков тысяч, и на самом деле, сотен тысяч святых, чью память Церковь совершает сегодня ровно потому, что мы не представляем себе какое огромное количество людей, на самом деле, построили столь глубокие отношения с Богом, что могут называться святыми людьми. Мы даже не знаем их имен. Почему сегодня и совершаем их общую память, всех как таковых. Вот все они - это сотни тысяч примеров того, как реальные, абсолютно живые, настоящие люди эти отношения построили, просто потому, что начали их строить. И всякий бросающий курить завтра, не бросит никогда. Всякий решающийся изменить свою жизнь через неделю или с нового года - не придет к этому никогда. Поэтому, слыша евангельский призыв, мы должны понять, где находимся мы, какова вот эта наша система ценностей, и как она отстроена, верно ли или нет. Если неверно, то поменять ее, и начать прилагать совершенно конкретные шаги и усилия. И тогда, встав на этот путь, мы однозначно дойдем до его финала. Аминь.

Записала Юлия Родонова.

Дорогие братья и сёстры, поздравляю вас с воскресным днём, с днём памяти всех святых. Этот праздник не случайно празднуется через неделю после Пятидесятницы. Пришедший на землю Святой Дух дал каждому из нас возможность и силы стать святым.

Обычно, когда мы говорим о святых, нам представляются удивительные чудотворцы, прозорливцы, врачеватели - угодники Божии, получившие от Господа духовные дары. И под святостью мы понимаем чаще всего особые чудеса и знамения. Но если мы откроем Новый Завет, то увидим, что святые - это каждый из нас: коль скоро мы христиане, то и должны быть святыми. Апостол Павел обращается ко всем христианам именно как к святым; и вообще всё христианство устроено так, чтобы каждый из нас был святым человеком.

Стать святым - это не значит творить чудеса. Здесь очень часто путают особые дары Божии , которые Бог даёт Сам по Своему усмотрению, и евангельскую христианскую святость , которая есть непременное задание для каждого из нас. Естественно, желать сверхъестественных даров Божиих весьма дерзновенно; это является признаком неправильного внутреннего устроения. А вот к христианской святости, евангельской жизни мы должны стремиться непременно, подвизаться ради этого. Признаки её вот какие: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5, 22-23). Хоть в малой, хоть в начальной мере эти духовные качества должны проявляться в нас. Обычно люди, которые не живут христианской жизнью, говорят: ну, мы же не святые, мы же не можем чудеса творить… действительно, чудеса творить не можем (и слава Богу), но святыми, тем не менее, быть можем и должны.

Что для этого нужно делать? Молиться, часто прибегать к Таинствам Покаяния и Причащения, читать и изучать Священное Писание, главным образом Нового Завета. Ну и, что важнее всего, стараться жить по евангельским заповедям, творить заповеди Божии. Это не сразу достигается, но для этого и существует церковная жизнь; и, собственно говоря, Церковь - это и есть возрастание христиан в святости. Причём возрастание это должно быть постоянным; евангельская жизнь должна нас побуждать, чтобы мы совершенствовались по чуть-чуть, чтобы каждый день мы становились лучше, чем в предыдущий; «лучше» не в смысле какой-нибудь похвальбы перед собой или другими, а в смысле приближения ко Христу.

Сегодняшний праздник как раз и говорит каждому из нас, что день Всех святых – это не день немногих исключительных и великих чудотворцев, имена которых записаны в церковном календаре. День Всех святых - это наш праздник, праздник каждого христианина, праздник наших сердец, способных иметь в себе Святого Духа - по крайней мере, в задании, в том, к чему стремиться. Я желаю всем нам стать святыми - настоящими христианами, живущими, как писал св. Иустин Философ, в уподоблении Богу, Его правде, целомудрии и человеколюбии. Аминь.




Top