Собрания гим. Государственный исторический музей

Даосские храмы в горах Яцзышань

Юлия Дерябина

Комплекс даосских храмов в горах Яцзышань большой. Его площадь 5 кв.км. Территория древних строений, как пишут, 8404,18 кв.м. Самый первый храм в этом месте построен в 632 году, Он виден на фото 1 вдали, на вершине горы, на уровне 361 м. над уровнем моря.

Первый храм комплекса - храм Дунъюэ да ди (Великого владыки восточного пика). Его ещё называют Тайюэ дади (Великий владыка пика Тай). Считается воплощением Лао-цзы, а также внуком и регентом верховного божества Юйди (Нефритового императора). В его ведении жизнь и смерть людей. На горе Тай хранятся таблички, на которых написаны даты смерти всех людей.

В Пекине есть храм Дунъюэ (отчет о нём ). В нём подробнейшим образом разобрано как и за какие грехи человека будут карать после смерти.
В храме Дунъюэ на Яцзышань эта тема раскрыта скромнее, но ярких страшилок достаточно.
На фото - одна из многочисленных иллюстраций наказаний в даосском аду. Снято на настоянию моего благоверного.

Мы оставили машину довольно далеко, хотя можно было, как выяснилось, подъехать прямо к красным воротам на фото 3.

Прямо за воротами начинается лестница, 365 ступенек. До храма, как и положено, путь трудный.

Оглядываемся назад. Внизу, перед красными воротами - всем известный даосский знак.

Дошли до входа в Дунъюэ храм. Изначально был построен при династии Мин. Разрушен в лихие революционные времена, заново отстроен в 2004 году.

Сразу за проходным залом прямо по курсу храм божества Дунъюэ. При входе интересный текст такого содержания:
"В этом зале поклоняются Дунъюэ - властелину горы Тай. Изначально его звали Цзинхун (Золотая Радуга). Он сын правителя по имени Золотое Колесо Ван Шаохай из народности мяо и феи Милунь. Правитель Золотое колесо - 9-ый потомок Паньгу. Он повелитель всех духов и властелин жизни и смерти."

На фото 8 и 9 - Дунъюэ, повелитель горы Тай. Как регент Нефритового императора в земном мире, несёт ответственность за всё в нём происходящем. У него огромный административно-управленческий аппарат (до 75 ведомств). Среди них ведомства рождения и ведомства смерти, ведомства наблюдения за поступками людей, ведомства карьеры и материального положения, ведомства природный явлений и проч. Ничто в земном мире не происходит без его участия.

Низшие должности в аппарате Дунъюэ занимают души умерших людей, украсившие себя при жизни достоинствами и благими поступками. Если чиновников в штате не хватает, Дунъюэ может призвать к себе любого из живущих людей. Так объясняется преждевременная смерть хорошего человека.

9.

По сторонам от зала Дунъюэ - четыре зала, по два с каждой стороны. В каждом зале - по три генерала, защитника даосизма.

На фото 13 - 16 статуи генералов. Их имена: Жень Убе, Ли Фулун, Те, Ян Бяо, Гао Юань, Чжан Ань, Нин Шикуа, Чжоу Гуань, Кан Си, Ин Цзяо, Пан, Чжу Янь.
Считается, что все они некогда были людьми героического склада

За залом властелина горы Тай - проход в следующий сыхэюань (двор).

17.

Ван Лин Гуань. У него красное лицо и три глаза. Гроза всех злобных сил, помогает оправится от болезней.

На это, собственно, смотрит Лин Гуань.

Сбоку от зала Лин Гуаня - дерево с необычными красными плодами. Может, кто подскажет что это? Проходившие мимо китайцы только руками развели в ответ на вопрос.

Проходим дальше. В открытых павильонах по сторонам - статуи 10-ти владык ада. (фото 22, 23). Каждый из них - глава загробного ведомства.
Считается, что они определяют наказание человеку после смерти и дальнейшую судьбу, т.е. следующее воплощение.

Имена 10-ти владык ада: Яньло (Яма), владыка У Гуань, Сунди, Чуцзян, Тинь Гуан, Бяньчен, владыка горы Тай, владыка Души (Города), владыка Равенства, владыка Реинкарнаций.
Яма (Яньлован) - в его ведомстве незаслуженно страдавшие получают прощение и отправляются в мир за восстановлением справедливости.
У Гуань - в его ведомстве мучаются души, совершившие 22 греха, в том числе уклонение от уплаты налогов, уплаты ренты.
Сунди - в его ведомстве мучаются души, совершившие 18 грехов, в том числе жадные и неблагодарные.
Чуцзян - в его ведомстве мучаются души, совершившие 7 грехов, в том числе похищение людей и мошенничество.
Тиньгуань - хранитель записей о жизни и смерти, управляет счастьем и несчастьем.
Бяньчен - в его ведомстве мучаются души, совершившие 7 грехов, в том числе похищение людей и мошенничество.
Владыка горы Тай - в его ведомстве мучаются души, совершившие 15 грехов, в том числе растраты и разбазаривание средств и имущества.
Владыка Души (Города) - в его ведомстве мучаются души, отличающиеся сыновней непочтительностью.
Владыка равенства - в его ведомстве мучаются души, совершившие 7 грехов, в том числе нелегальное лечение.
Владыка Реинкарнаций ясно чем занимается.
Насколько я поняла, душа проходит через все 10 кругов загробного судилища, кругов ада. В каждом судилище принимается решение должен ли она отбывать в этом департаменте наказание или же должена направляться дальше.

На фото 24 - 25 - пытки в даосском аду.

Но из 10-ти кругов ада рано или поздно есть выход. На фото 26 человеческие души идут к выходу, к следующему рождению

29.

На фото 30 - храм божеств нян-нян.

30/

На фото 31 в центре - Би ся юань-цзюнь (Госпожа Лазоревой зари), другое её имя - богиня горы Тайшань. Появление Би-ся нян-нян сопровождается ливнем и ураганным ветром. Дождь - символ слияния не бы и земли. Отсюда культ божества как чадоподательницы, известный с времён династии Хань (III век до н.э - III век н.э.)

На фото 32 справа - Сун-цзы нян-нян (государыня, приносящая детей). Это обожествлённая жена Вэнь-вана (XII / XI в. до н.э.), основателя династии Чжоу. По преданию, у Вэнь-вана было 100 сыновей. На традиционных китайских свадебных церемониях исполняют гимн, посвященный Сун-цзы нян-нян для того чтобы пара была богата детьми. У неё на руках ребёнок. Рядом нян-нян, помогающая при родах.

На фото 33 - нян-нян, помогающая при родах и Янь-гуан нян-нян (Государыня божественного зрения), защищающая детей от глазных болезней.

Чуть выше - храм Трёх чиновников (Сань Гуань).

34.

Три чиновника (Сань гуань). Чиновник Воды (Шуи Гуань) - отводит беды. Небесный чиновник (Тянь гуань) - дарует счастье. Чиновник Земли (Ди гуань)- отпускает грехи.
День почитания Тянь гуань (15-ое число 1-ого месяца) совпадает с праздником фонарей. Ди гуань и Шуи гуань чествуют 15 числа 7-ой и 10-ой луны соответственно.

У даосов существовал обряд прощения грехов. На специальных бумажных желтых бланках писалась просьба и имя просившего. Один бланк оставлялся на горе, при обращении к Небу. Второй закапывался в землю. Третий опускался в воду.

Поднимаемся выше. Внизу остается храм Дунъюэ. На переднем плане фото 36 - очень интересное дерево с плодами - "ёжиками"

Плод - "ёжик" сидит прямо на ветке. Не знаю что за дерево, увы.

Начнем именно с монастырей. Я во время своего осеннего визита посетил два Даосских монастыря – Храм Белых Облаков и Храм Донгью. За правильность названия последнего я не поручусь, но я бы произнес это так…


Храм Белых Облаков (???) – центр Даосизма, главный храм этой религии. Храм основан в 739 году Н.Э., однако в 12 веке был полностью сожжен и отстроен заново. Он расположен к Юго-Западу от Запретного Города, в неохваченном метро районе Пекина, так что самый простой способ добраться до него – взять такси, показав название храма таксисту. Но если вы жестко экономите деньги, то можно доехать на метро: линия 1 – станция Nanlishilu (????), далее пешком на восток до перекрестка улиц Fuxingmenwai Dajie и Baiyun Lu (550 метров), затем на юг по улице Baiyun Lu до входа в храм (1 километр). Храм весьма велик и интересен, если вы вдумчиво осматриваете достопримечательности, вам потребуется часа два-три, чтобы осмотреть его.


Храм представляет собой довольно большой комплекс, каждое здание которого посвящено какому то богу или группе богов. Перед каждый зданием стоит табличка с текстом на китайском и на английском, рассказывающая о том, кому посвящено данное конкретное здание.


Каким то образом, при моем интересе к религиям, Даосизм до недавнего времени как-то «ускользал» из моего внимания, и лишь побывав в этих храмах, я заинтересовался этой религией. Информация, которую я смог получить от знакомых, была весьма скудна – почитание предков, разновидность Буддизма. На самом деле первое – лишь маленькая часть правды, второе – вообще не правда.


В действительности же Даосизм – огромный комплекс различных верований меняющихся в зависимости от территории. Поклоняются в Даосизме богам, а вернее – бессмертным. Бессмертные в Даосизме подразделяются на два типа – изначальные бессмертные – могущественные существа, каждый из которых имеет свою область влияния, как бы свои «обязанности», и бессмертные, бывшие людьми, и своими делами заслужившие право на бессмертие, к которым, согласно Даосизму, например, относится Конфуций.


К младшим бессмертным духам, относятся и духи предков, так что в том, что Даосизм – религия почитания предков – есть зерно правды, но это отнюдь не центральная идея данной религии.


Помимо бессмертных, даосы так же верят в Дао (Путь) – нечто, из чего возник наш мир, и сами боги, начало всего сущего. Вся вселенная, согласно даосам, соткана из энергий Инь и Ян, и пронизана жизненной силой Ци. Неправда ли, знакомо звучит? Конечно, ведь весьма популярный в последние 10 лет в нашей стране Фэн Шуй – не что иное, как часть даосского учения, вернее небольшая часть его практик. Знаменитый символ сплетения Инь и Ян – один из главных символов Даосизма.


Это знаменитый символ выражает одну из центральных идей Даосизма – равновесие движений, энергий, естественность всего происходящего, отсутствие каких бы то ни было перекосов. Равновесие ведет Даосизм к удивительной терпимости к практически любым другим религиям и философским идеям. Даосаму не свойственно говорить «они ошибаются» по отношению к другим учениям, вместо этого они говорят «это лишь часть правды».


В Даосизме поражает универсальность этой религии. Любая другая религия вписывается как часть общей мозаики Даозизма. Какие то части больше, какие то меньше, но я не могу придумать какая религия будет противоречить Даосизму. Так, например буддисты верят в переселение душ, в реинкарнацию. В Даосизме нет «автоматической» реинкарнации, после земной жизни, согласно верованиям даосов, люди отправляются в мир потусторонний, в место, выбираемое согласно балансу их поступков при жизни, но есть бессмертный (к сожалению имени не помню), который может реинкарнировать людей, и посылает часть душ на новые жизни на земле.


Интересно так же, что имеющая в Дзен Буддизме богиня милосердия Гуанинь, так же весьма почитаема под другим именем и в Даосизме, и в Храме Белых облаков вы найдете ее храм. Говорят, она настолько любит людей, что не может оставить без ответа просьбу, идущую из самого сердца.


Конфуцианство? Ну тут все просто, так как Конфуций – один из почитаемых бессмертных в Даосизме. И хотя один из основателей Даосизма – Чжуан Чжоу, в своей книге часто спорит с Конфуцием, и не соглашался с ним, он не отрицал влияние Конфуция и глубоко уважал этого великого человека, заслужившего своим поступками место среди бессмертных.


Но если подумать, то и даже Христианство легко вписывается в концепцию Даосизма. Ведь Христос – сын человеческий, своими делами заслуживший бессмертие, поведший за собой миллионы людей. А святые – чем не даосские бессмертные? Ведь они так же заслужили своей жизнью причисление к лику святых, и у каждого из них есть свои «обязанности», то, о чем принято просить конкретного святого.


В центральном здании Храма Белых Облаков, если вы подниметесь на второй этаж, вы можете увидеть трех главных бессмертных Даосизма – Трое Чистых. Да да, каким то образом и тут – на самом верху стоит именно троица. Правда в Даосизме несколько не христианское отношение к ним, их не принято просить о чем то, им скорее выражают благодарность за то, что они сделали для мира. Первый из них – его статуя расположена по центру – Yuqing Yuanshi Tianzun – родившийся на заре вселенной, создатель нашего мира. Ныне он оставил управление нашим миром, и скорее лишь наблюдает за его развитием.


Второй из Троих Чистых – Shangbing Lingbao Tianzun , он – хранитель равновесия энергий Инь и Ян, как правило он изображается держащим в руках шар из переплетенных энергий. Он следит за тем, чтобы нигде во вселенной не возникал перекос в польщу той или иной силы, чтобы вселенная не разрушилась.


Третий из Троих Чистых Даосизма – Taiqing Taode Tianzun (Tai Shang Lao Jun) – когда-то при земной жизни, известный более, как Лао Цзы – автор основополагающего трактата Даосизма – «Дао Де Цзин». Он – донес до людей учение о Пути и Благодати. Его книга – наряду с Библией – одна из самых переводимых на Земле.


Каков же «земной» смысл Даосского учения? Это очень трудно выразить в нескольких словах… Да, приходят на ум слова «естественность», «равновесие», «мягкость», «недеяние», «следование пути». Но очень трудно в нескольких словах описать то, что описано в Даосских трактатах. Пожалуй, лишь процитирую первый параграф «Дао Де Цзина» –
Истинный Путь не выразить словами
Истинное Имя не произнести
В Хаосе нет имен – там начало всего
Имена есть в Порядке – это мать всего
Уподобиться Хаосу – увидеть начало
Уподобиться Порядку – увидеть итог
Это – две реки из одного ключа
Всегда вместе, непостижимы, глубоки
Меж ними – врата ко всем тайнам.


Учение очаровывает совей простотой, универсальностью и отсутствием какой-либо агрессии, ведь равновесие не подразумевает никакого противостояния, а нет противостояния – нет и конфликтов.


Подчеркивается так же особо, что любой человек может стать бессмертным, заслужиьт право на вечную жизнь. Об этом говорит зал Восьми Бессмертных, которые олицетворяют свойства людей так, чтобы любой человек мог совпасть хотя бы с одни из них. Это бедный, богатый, красивый, уродливый, старый, молодой, мужчина и женщина.


Однако, вернемся к земным материям, и поговорим о втором храме Даосов в Пекине – храме Донгью (Dongyue Temple, ???). Он находится в 500 метрах на восток от станции метро Chaoyangmen. Храм находится на крупной дороге, туда легко и подъехать на такси, показав таксисту название. Этот храм был основан в 1319 году, и по площади он меньше, чем Храм Белых Облаков.


Напротив храма есть древние ворота, возможно – часть храма когда то, ныне – просто ворота, но они – хороший ориентир, говорящий, что да, вы там, где надо.


В этом Храме по периметру расположены комнаты для бессмертных. Тут вы моежете визуально оценить их число в Даосизме, и надо учитывать, что вряд ли они включили статуи всех бессмертных, скорее всего это лишь наиболее значимые из них для данной даосской школы.


Помните был когда то Китайский мультфильм «Царь обезьян Сунь Укун»? Его много показывали по советскому ТВ. Там был царь обезьян, и свин, и они шли куда то, преодолевая различные опасности. Вот тут, в Храме Донгью, вы увидите и этих персонажей, среди статуй бессмертных.


Надо сказать, что далеко не все бессмертные – доброго вида, попадаются и весьма грозные, явно демонического происхождения.


Сам храм, как всегда – место очень приятное. Деревья, скамейки под ними, дощечки с пожеланиями и просьбами людей к бессмертным.

Учтите – храм не ограничивается лишь центральной частью, у него есть еще боковые территории, зайдите туда, там живут монахи, они не прогонят вас, правда фотографироваться они не любят и стараются не попасть в объектив.

Тут мне повезло стать свидетелем Даосского богослужения. Процессия даосов вышла из храма, с музыкой и пением прошли к одной из стел неподалеку от главного здания храма, где и совершилось богослужение в честь какого то из бессмертных.


Этот храм – относительно не велик, так что за час, я думаю, вы управитесь с его осмотром довольно легко.


На этом я пожалуй и закончу рассказ о даосских храмах Пекина, в которых мне довелось побывать.

Храм Конфуция – место, где великому учителю посвящали жертвоприношения императоры. Он расположен в провинции Шаньдун, в городе Цюйфу, но когда-то эта территория являлась столицей царства Лу, то есть родиной великого учителя.

Этот храм выстроен по принципам императорского дворца - по его центральной оси расположены все главные сооружения, а вспомогательные расставлены симметрично по обеим сторонам. Его площадь строго прямоугольна и защищена красной стеной из кирпича. В основе всей композиции лежит наращивание масштабности сооружений - они увеличиваются при приближении к центральному зданию, которое является самым высоким. Перед храмом выложены каменные плиты. Во дворе размещено более 2100 стел из камня с надписями, которые восхваляют Конфуция. Пьедесталы под ними выполнены в виде черепах. Так же здесь есть реликвия самого учителя – древнейший колодец дома Кунов. Цветовую гамму всех девяти дворов дополняют темно-зеленые сосны.

В 1499 году храм был разрушен пожаром. Но на сегодняшний день он полностью восстановлен, и с 1994-го входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В Китае есть несколько подобных храмов Конфуция, но именно этот является самым крупным и самым главным.

Самое главное строение во дворе храма – Дворец Великих свершений с яркой желтой глазурованной черепицей. В самом центре зала размещена статуя Конфуция, рядом с ней статуи его учеников.

Храм Конфуция – это достопримечательность, отражающая память о философе и учителе всех времен.

Храм и гробница Конфуция и имение семьи Кун

Гробница, имение и храм великого политика, философа и учителя Конфуция размещены в небольшом городе Цюйфу, провинции Шаньдун. Храм был возведен в его честь около 478 года до н.э. За все время своего существования место неоднократно подвергалось нападениям и разрушениям, но в последующие эпохи его восстанавливали почитатели великого мыслителя.

На данный момент место насчитывает больше чем 100 строений разного происхождения. Место самого захоронения включает в себя монумент, гробницу Конфуция и могилы больше чем ста тысяч его потомков и наследников.

Небольшое жилье семьи Кун превратилось в огромную аристократическую резиденцию, от которой на данный момент сохранилось около 152 зданий. Комплекс памятников и монументов в Цюйфу сохраняет свой исторический характер и художественную ценность спустя более чем 2000 лет истории.

На данный момент место захоронения является объектом исторической ценности Народной Республики Китай. Также место занесено в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Храм Янь Хуэй

Храм Янь Хуэй находится в городе Цюйфу, провинция Шаньдун, Китай. Он сооружен в 1290 году и посвящен памяти Янь Хуэйя, любимого ученика Конфуция. Янь родился в нищете, но очень много работал и был восхищен Конфуцием, который провел бедную жизнь и никогда не чувствовал себя несчастным. Янь Хуэй также был известен своими моральными принципами. Он был признан вторым святым в годы правления династии Юань, поэтому храм Янь Хуэй еще называют храмом второго святого. Вся обстановка здесь напоминает людям о простоте и скромности этого человека.

Храм расположен к югу от северных ворот городской стены в нескольких кварталах от Храма Конфуция, который стоит у северной части южных ворот. Это здание имеет прямоугольную форму, его длина – 255 метров, ширина – 110 метров. Здесь находятся 150 скульптурных и архитектурных объектов, в том числе стел, ворот, залов и павильонов, а также 370 древних деревьев. Находящиеся в залах резные камни имеют большое значение для изучения древних китайских иероглифов. Храм Янь Хуэй - одна из главных исторических ценностей Китая, поэтому здесь всегда много туристов.

Даосский храм

Расположенная в окрестностях города Тайань гора Тайшань, или Гора Восхода, входит в число пяти священных гор, почитаемых приверженцами даосизма.

По сложившейся традиции эта гора почиталась как место обитания даосских святых и божеств, она ассоциируется с восходом Солнца, зарождением жизни, обновлением. На протяжении вот уже 3000 лет расположенный на вершине горы храм притягивает многочисленных паломников.

Храм Божества Горы Тай, построенный в эпоху династии Цинь - крупнейший и самый древний даосский храмовый комплекс на горе Тайшань. Его площадь составляет 96 тысяч кв. метров. С III века до н.э. в архитектуре храма стали появляться элементы, схожие с декором императорского дворца и Храма Конфуция в Цюйфу.

Комплекс построек состоит из пяти главных залов и множества дополнительных помещений. В самом центре расположен Дворец Небесного Благословения. Он был возведен в 1008 году, а спустя ровно год его стены были покрыты росписями "Путешествие божества горы Тай". Основной сюжет настенной росписи посвящен тому, как Божество горы инспектирует Поднебесную.

Вокруг храма растут кипарисы, возраст которых насчитывает несколько столетий.

Храм Ляньшань

В горных хребтах Китая, в провинции Шаньдун, скрывается один из красивейших китайских храмов – Ляньшань. Он был основан во времена династии Цзинь. Этот храм великолепен и величествен, он стоит напротив горы и состоит из 40 залов и 18 павильонов.

В первоначальном виде храм был построен в 357 году, в период правления Фу Цзянь. Во времена династии Тан Ляньшань достиг своего апогея. В нем появилось больше сорока залов из натурального дерева, 500 буддийских комнат для монахов, живших здесь во времена вознесения, и множество каменных статуй, являющихся одними из старейших культурных ценностей Китая.

В храме находится всего 167 каменных ступ, но вы не найдете здесь двух одинаковых. Главной достопримечательностью храма является зал тысячи будд, который непременно стоит посетить каждому туристу.

Буддийский храм Чжаньшань

Храм Чжаньшань – старейший буддийский храм города Циндао. Храмовый комплекс состоит из нескольких впечатляющих сооружений, среди которых центральными являются ступа и колокольня башня. В центральном зале храма возвышается большая статуя Будды Шакьямуни, восседающего в самом центре в окружении четырех скульптур меньшего размера.

Среди культовых построек Циндао храм Чжаньшань, построенный в 1945 году, является одним из старейших, и это неудивительно, ведь и сам город можно считать совсем "молодым" - он был заложен в 1897 году.

Буддийский храм Чжаньшань является действующим и открыт для свободного посещения. Ежегодно 8 апреля, когда торжественно празднуется День Рождения Просветленного Будды, на богослужение в храме собираются тысячи верующих.


Достопримечательности Шаньдуна

И Исторического музея . Именно эти четыре строения окружают главную улицу России. И парадным входом на Красную площадь может считаться именно музей. Неслучайно ведь именно с его стороны выходят пешие войска и тяжелая техника во время ежегодного Парада 9 мая.

Исторический музей – по праву считается обладателем самой богатой коллекцией экспонатов не только в России. Только вдумайтесь – 4 тысячи квадратных метров, более 20-ти тысяч постоянных экспонатов и 5 миллионов предметов в музейных фондах. Неудивительно, что Исторический музей даже для тех, кто ходит в него регулярно, каждый раз открывается с новой, до того неизвестной стороны.

И кстати, привлекательно выглядят не только внутренние помещения и выставочные залы. Само здание является произведением архитектурного искусства. Неслучайно оно входит в список памятников Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

История создания музея

Идея основания Исторического музея родилась в 1872 году. А инициатором его строительства выступил сам император Александр II. Первыми экспонатами стали военные трофеи, накопившиеся после Крымской войны. Государь, таким образом, хотел увековечить память о славном прошлом. было решено построить недалеко от Красной площади. До этого здесь располагался Земской приказ - на современный манер можно назвать Министерством регионального развития).

Был объявлен конкурс среди архитекторов. Главное условие – здание должно было быть выдержано в общем стиле, который к тому времени уже сложился вокруг Красной площади. Победителями стали В.Шервуд и А.Семенов, правда, первый впоследствии отказался заканчивать проект. И на конечной стадии строительством музея руководил Александр Попов. Возведение здание продолжалось почти 6 лет – с 1875 по 1881 год. А еще два года потребовалось для внутренней отделки и наполнения выставки экспонатами. И таким образом, датой, когда Исторический музей Москвы впервые распахнул двери перед посетителями, стало 27 мая 1883 года.

После Революции возникла серьезная опасность разграбления экспонатов Исторического музея. Но среди большевиков нашлись ценители высокого искусства и предметов старины. Экспонаты взяли под охрану Народного комиссариата, и даже возникли планы по дальнейшему расширению коллекции. Так, в период 1922-1934 годов к экспозиции были присоединены предметы, находившиеся до этого в Соборе Василия Блаженного, и еще ряде церквей и небольших хранилищ.

Правда, коммунистическая эпоха не прошла бесследно. Во-первых, в качестве пропаганды были закрашены или уничтожены некоторые декоративной отделки, так как она символизировала монарший строй. Например, большевики демонтировали красивые скульптуры львов, единорогов и, конечно, двуглавых орлов, которые украшали фасад здания.

Современная история Музея связана в первую очередь с масштабной реконструкцией, из-за которой посетители не могли лицезреть коллекцию на протяжении 11 лет (1986-1997). Но в награду за терпение теперь можно видеть здание таким, каким оно задумывалось в самом начале. Так, шпили башен вновь венчают позолоченные скульптуры львов и орлов. Конечно, это не те самые, которые «исчезли» в советское время, но их точные копии.

А внутри Исторический музей теперь выглядит как настоящий царский дворец. Достаточно упомянуть, что парадный вход представляет собой огромное «Родословное древо российских государей», на котором в золоченых рамках представлены портреты 68 царей, императоров и великих князей. Что же до остальной коллекции, то для лучшего восприятия она поделена на 39 залов, и в каждом рассказывается о конкретной эпохе развития страны. А среди самых ценных экспонатов стоит выделить – 8-метровую лодку, сделанную каменными топорами еще в доисторическую эпоху, рыцарские доспехи времен Александра Невского, икону «Казанской Богоматери», глобус Петра Первого и его парадный камзол.

В 2017 году Государственный исторический музей отмечает 145-летие со дня основания. 9 февраля 1872 года императором Александром II было принято решение о создании в Москве музея национальной истории России. К этой памятной дате для Исторического музея было подготовлено официальное видео, съёмки которого проводила творческая группа компании «Медиа 1» из Санкт-Петербурга.

Государственный Исторический Музей July 30th, 2013

Вы наверное вчера заметили, что меня не было у пульта блога. Несколько постов вышло автоматом. А мне нужно было мотнуться в Москву. Так вот, там оставалось пару часов, забежал в Государственный Исторический Музей. Давно не был. Внутреннее убранство конечно не Эрмитаж, экспозиция конечно большая и мелкая. Надо вдумчиво вчитываться и внимательно рассматривать. А я по большей части тренировался и эксперементировал в съемке плохоосвещеннх помещениях.

Покажу тем кто там ни разу не был хотя бы общую атмосферу музея. Кому интересно подробно про каждую витрину . По ходу дела немного познакомлю вас с историей музея.

Айда со мной пройдемся по музею.


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ – крупнейший национальный исторический музей России, собрания которого наиболее полно отражают ее многовековую историю и культуру с древнейших времен до наших дней. Его коллекции, формировавшиеся почти полтора столетия, насчитывают около 5 млн музейных предметов и 14 млн листов документальных материалов, это 1/12 часть Государственного музейного фонда Российской Федерации.

Решение о создании Исторического музея принял русский император Александр II в феврале 1872 года. В январе 1873 г. утверждены «Общие основания музея», в которых сформулирована основная цель – «служить наглядной историей», для чего «будут собираться все памятники знаменательных событий истории Русского государства». Первый музейный Устав, составленный графом А.С. Уваровым, был утвержден в августе 1874 г.

В мае 1881 г. музей был передан в ведение Министерства финансов, приобрел статус правительственного учреждения и получил новое титульное название – Императорский Российский Исторический музей. Почетным председателем был назначен великий князь Сергей Александрович, товарищем председателя (фактическим директором) стал А.С. Уваров, с 1885 г. – И.Е. Забелин. С декабря 1882 года решением Александра III музей был передан Министерству народного просвещения. Для посетителей музей открылся в начале июня 1883 года, сразу после коронации императора Александра III. Последним почетным председателем музея был великий князь Михаил Александрович.

С тех пор музей не раз переименовывался: с мая 1895 г. музей стал называться Императорский Российский Исторический музей имени императора Александра III в Москве, с ноября 1917 г.– Государственный Российский Исторический музей, с 1925 г. – Государственный исторический музей.

Здание музея – уникальный историко-архитектурный и музейный памятник. Московская городская дума в апреле 1874 г. подарила для постройки будущего музея участок земли на Красной площади. Закладка здания состоялась в августе 1875 г. при участии императора Александра II и цесаревича Александра Александровича. По итогам конкурса на проектирование здания музея предпочтение было отдано проекту архитектора В.О. Шервуда и инженера А.А. Семёнова. Строительство музея продолжалось в течение 1875–1881 гг. В отделке залов принимали участие московские зодчие и художники И.Е. Бондаренко, А.П. Попов, И.К. Айвазовский, В.М. Васнецов, а позднее В.А.Серов, С.А.Коровин, И.Е.Репин. Интерьеры музея соответствуют определенным историческим эпохам, повторяют росписи знаменитых церквей и княжеских дворцов и являются самостоятельными произведениями искусства.

Знакомство с экспозицией начинается в величественных Парадных Сенях – одном из красивейших помещений музея, на сводах которого изображено выполненное Ф.Г. Тороповым «Родословное древо государей Российских» с портретами великих русских князей и императоров. Стены залов, посвященных Древней Руси, украшают фризы и картины, написанные знаменитыми русскими художниками. История нескольких тысяч лет воскресает в музее во всем своем величии и трагизме: жизнь первобытных людей, образование Древнерусского государства и татаро-монгольское нашествие, суровая и беспощадная эпоха Ивана Грозного, поворот страны к прогрессу при Петре I, просвещенный абсолютизм Екатерины II и победа над Наполеоном, отмена крепостного права и светская жизнь дворянства. В 1936–1937 гг., в связи с открытием новой экспозиции музея к 20-летию Октября, многие росписи и детали интерьеров были забелены или уничтожены.

В 1986–1997 гг. музей был закрыт на реставрацию и капитальный ремонт, а после завершения работ открыл первые 11 залов экспозиции (ровно столько же, как и в 1883 г.) и выставку «Реликвии истории Государства Российского».

По полноте и разнообразию многомиллионная коллекция музея не имеет себе равных в стране: экспонаты музею жертвовали государственные и общественные учреждения, монастыри, архивы, библиотеки, академии, институты, университеты, издательства. Московская городская дума в 1887 г. передала музею Голицынскую и Чертковскую библиотеки, крупные пожертвования поступали от семейств Голицыных, Масальских, Бобринских, Кропоткиных, Оболенских, Щербатовых, Уваровых. Особое внимание уделяли музею меценаты из купеческих фамилий – Бахрушины, Бурылины, Грачёвы, Постниковы, Сапожниковы. Свыше 300 тысяч предметов, в том числе произведения иконописи, русской живописи XVIII–XIX вв., лицевого шитья, древних рукописей, всех видов прикладного искусства, а кроме того огромный архив ценнейших документов подарил музею П.И. Щукин. Коллекции охотничьего оружия и пистолетов передал предводитель Нижегородского дворянства А.А. Катуар де Бионкур, рукописей и книг – ярославский купец И.А. Вахрамеев, художественных произведений – П.Я. Дашков.

1920–1930-е годы стали временем передачи в исторический музей коллекций из Государственного музейного фонда и расформированных музеев («Старая Москва», Румяцевский музей, Военно-исторический музей и др.). В 1993 г. в связи с ликвидацией Центрального музея В.И. Ленина его коллекции переданы в Исторический музей. Богатейшие собрания хранятся в фондовых отделах: археологии, нумизматики, дерева, оружия, металла, драгоценных металлов, стекла и керамики, рукописей и старопечатных книг, письменных источников, тканей и костюмов, картографии, изобразительных материалов, в книжном фонде.

Благодаря коллекциям, дающим не только ценный материал для исследований, но и вдохновение для научного творчества, в музее выросла плеяда известных российских и советских историков, музееведов и культурологов, написаны крупные работы по истории России, выпущены многочисленные описания отдельных коллекций, проведены сотни научных конференций, чтений, симпозиумов. Экспозиции и выставки Исторического музея привлекают сотни тысяч посетителей, они давно стали явлением музейной и культурной жизни страны, стимулом для творчества коллег, для наиболее полного и глубокого представления посетителям нашего общего исторического и культурного наследия.




Top