События и мероприятия центра. Бобровый пруд

Никита Евгеньевич Чарушин - русский художник-анималист, иллюстратор, заслуженный художник РСФСР.

Родился в Ленинграде. Главным учителем для него был отец. В 1960 году окончил Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина. В 1959 году впервые обратился к книжной графике. С этого времени начинает работать в издательстве «Детская литература», в журналах «Мурзилка», «Веселые картинки», «Нева». Книги В. Бианки, И. Соколова-Микитова, Н. Сладкова, Р. Киплинга и других авторов с иллюстрациями Н. Чарушина неоднократно удостаивались дипломов на всероссийских, всесоюзных и международных конкурсах.

Вместе с удивительными художественными дарованиями и графической легкостью Никита Чарушин получил в качестве семейного наследства и особую манеру изображать животных, которая как никакая другая подходит для иллюстрации детских книжек. Не потому, что эта манера, присущая Никите Чарушину, выглядит наивной, простой или примитивной, а потому, что в ней присутствует гармоничное сочетание плавности линий, неброские и мягкие краски, реалистичные образы. Добродушные, располагающие, очень близкие к оригиналу зверьки и птицы не могут не понравиться ребенку, и, что важно, позволят ему составить правильное представление о тех представителях флоры и фауны, с которыми маленькому исследователю встретиться еще не довелось – вот о чем заботился Никита Чарушин, создавая свои рисунки. Но не надо думать, будто творческая манера художника Никиты Чарушина является подражательной по отношению к стилю его отца. Пробуя себя на поприще иллюстратора, Никита Чарушин, разумеется, обратился к опыту старшего поколения, но на этом не остановился: как отмечают критики, художественная манера Никиты Чарушина самобытна, в ней можно разглядеть импрессионистичные штрихи, экспрессивные нотки. Существа, вышедшие из-под карандаша Никиты Чарушина могут похвастаться особой легкостью, пластикой, цветовой гаммой и композицией. Чтобы не потерять пресловутую легкость, живость и натуралистичность, Никита Чарушин частенько выезжал на природу или просто отправлялся туда, где мог быть найти «моделей» для своих эскизов: нередко он рисовал животных и растения с натуры.

Разумеется, такое разнообразное и яркое творческое наследие не могло остаться незамеченным. На рисунки Никиты Чарушина обратили внимание японцы и выкупили его последнюю книгу. При жизни Никита Чарушин был награжден званиями «Народный художник России» и « Заслуженный художник Российской Федерации».

Умер Никита Евгеньевич Чарушин в 2000 году.



Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Никита Евгеньевич Чарушин

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Имя при рождении:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Род деятельности:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата рождения:
Гражданство:

СССР 22x20px СССР Россия 22x20px Россия

Подданство:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Страна:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата смерти:
Отец:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Мать:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Супруг:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Супруга:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дети:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Награды и премии:
Автограф:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Сайт:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Разное:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
[[Ошибка Lua в Модуль:Wikidata/Interproject на строке 17: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |Произведения]] в Викитеке

Никита Евгеньевич Чарушин ( -) - советский художник-график и иллюстратор. Член Союза художников СССР . Член-корреспондент Российской академии художеств , Народный художник Российской Федерации .

Биография

В 1953 году окончил среднюю художественную школу. В 1960 году окончил .

Работы Н. Е. Чарушина представлены в собраниях Третьяковской галереи, Русском музее, музеях Японии, Германии и других стран.

Награды

Напишите отзыв о статье "Чарушин, Никита Евгеньевич"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Чарушин, Никита Евгеньевич

– А где же твоя мама? – спросила Стелла.
– Мама всё здесь же, – малышка смутилась.– Просто она очень часто злится... И теперь у нас нет защиты. Теперь мы совсем одни...
Мы со Стеллой переглянулись... Чувствовалось, что обоих одновременно посетила та же самая мысль – Светило!.. Он был сильным и добрым. Оставалось только надеяться, что у него возникнет желание помочь этой несчастной, одинокой девчушке, и стать её настоящим защитником хотя бы до тех пор, пока она вернётся в свой «хороший и добрый» мир...
– А где теперь этот страшный человек? Ты знаешь, куда он ушёл? – нетерпеливо спросила я. – И почему он не взял-таки с собой твою маму?
– Не знаю, наверное, он вернётся. Я не знаю, куда он пошёл, и я не знаю, кто он такой. Но он очень, очень злой... Почему он такой злой, девочки?
– Ну, это мы узнаем, обещаю тебе. А теперь – хотела бы ты увидеть хорошего человека? Он тоже здесь, но, в отличие от того «страшного», он и правда очень хороший. Он может быть твоим другом, пока ты здесь, если ты, конечно, этого захочешь. Друзья зовут его Светило.
– О, какое красивое имя! И доброе...
Мария понемножечку начала оживать, и когда мы предложили ей познакомиться с новым другом, она, хоть и не очень уверенно, но всё-таки согласилась. Перед нами появилась уже знакомая нам пещера, а из неё лился золотистый и тёплый солнечный свет.
– Ой, смотрите!.. Это же солнышко?!.. Оно совсем, как настоящее!.. А как оно попало сюда? – ошарашено уставилась на такую необычную для этого жуткого места красоту, малышка.
– Оно и есть настоящее, – улыбнулась Стелла. – Только его создали мы. Иди, посмотри!
Мария робко скользнула в пещеру, и тут же, как мы и ожидали, послышался восторженный визг...
Она выскочила наружу совершенно обалдевшая и от удивления всё никак не могла связать двух слов, хотя по её распахнутым от полного восторга глазам было видно, что сказать ей уж точно было что... Стелла ласково обняла девочку за плечи и вернула её обратно в пещеру... которая, к нашему величайшему удивлению, оказалась пустой...
– Ну и где же мой новый друг? – расстроено спросила Мария. – Разве вы не надеялись его здесь найти?
Стелла никак не могла понять, что же такое могло произойти, что заставило бы Светило покинуть свою «солнечную» обитель?..
– Может что-то случилось? – задала совершенно глупый вопрос я.
– Ну, естественно – случилось! Иначе он бы никогда отсюда не ушёл.
– А может здесь тоже был тот злой человек? – испуганно спросила Мария.
Честно признаться, у меня тоже мелькнула такая мысль, но высказать её я не успела по той простой причине, что, ведя за собой троих малышей, появился Светило... Детишки были чем-то смертельно напуганы и, трясясь как осенние листики, боязливо жались к Светилу, боясь от него отойти хоть на шаг. Но детское любопытство вскоре явно пересилило страх, и, выглядывая из-за широкой спины своего защитника, они удивлённо рассматривали нашу необычную тройку... Что же касалось нас, то мы, забыв даже поздороваться, вероятно, с ещё большим любопытством уставились на малышей, пытаясь сообразить, откуда они могли взяться в «нижнем астрале», и что же всё-таки такое здесь произошло...

Никита Евгеньевич Чарушин (8 июля 1934 — 17 февраля 2000) - советский художник-график, иллюстратор. Член-корреспондент Российской академии художеств, Народный художник Российской Федерации. Заслуженный художник РСФСР.

Рисовать начал с 4-х лет. Первым его учителем стал отец, они рисовали вместе каждый день, вместе ходили на охоту и наблюдали за жизнью леса; и так искусство стало одновременно и любимым делом, а желание передать животный мир - творческой задачей, над реализацией которой художник работал всю жизнь. В детской книге Евгения Чарушина «Никитка и его друзья», впервые изданной в 1938 году и неоднократно впоследствии переиздававшейся, присутствует множество изображений Никиты, ставшего главным героем большинства рассказов.

С детских лет Никита Чарушин ходил в Зоопарк делать наброски. Из многочисленных «скорострельных» набросков, дополненных памятью и воображением, за многолетний творческий путь Н.Чарушина сложилась целая портретная галерея животных, в которой у каждого персонажа — своя судьба, свой характер.

В 1953 году окончил среднюю художественную школу. В 1960 году окончил Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина.

Уже в 1959 году пробует силы в книжной графике и начинает работать в издательстве «Детская литература», в журнале «Мурзилка», «Весёлые картинки», «Нева», оформляет книги для детей. Он проиллюстрировал книги В.Бианки, Р.Киплинга, С.Михалкова, С.Маршака, И.Соколова-Микитова, Б.Житкова, Н.Сладкова, Е.Чарушина, Ф.Моуэта, Ф.Зальтена, С.Воронина и других авторов.

С 1962 года художник принимает активное участие в традиционных зональных, всероссийских и зарубежных выставках.

В 1960-65 гг. преподаёт на подготовительных курсах в ЛВХПУ им. В. Мухиной.

В 1965 году Чарушин стал членом Ленинградского отделения Союза художников СССР.

Наряду с творческой деятельностью ведёт общественную работу среди детей, его выбирают в эстетическую комиссию СХ РСФСР, член художественного совета Комбината графического искусства СХ и изд-ва «Малыш», один из учредителей Музея Детского Творчества СПб, за творческую и общественную работу Н.Е. Чарушин награждён грамотами и дипломами, медалью «Ветеран труда».

Никита Чарушин — признанный мастер книги, известный в нашей стране и за ее пределами график-анималист. Книгам с его иллюстрациями (а их более 90) присуждались почетные дипломы, он награжден золотой медалью на Международном конкурсе искусства книги 1973 года в Братиславе, участник выставки советской книги в Лейпциге (1965 г.), в Берлине (1979 г.), в Париже (1980 г.) и многих других. В 1981 году в Вильнюсе за участие во Всесоюзной выставке книжной иллюстрации он был награжден дипломом и медалью.

Воспитанный в лучших традициях ленинградской детской книжной графики, в свое время блестяще «открытой» , впитавший с детства дух служения искусству и любви к природе, царивший в доме его отца — известного художника и писателя Евгения Ивановича Чарушина, он органично вошел в мир детской книги.

Заметим, что большинство его книг предназначены маленьким детям, однако, уже способным к сознательному вступлению в мир художественных образов.

И не естественно ли, что именно поэтому невероятно вырастает роль художника и как проводника не только в мир природы, но и в мир искусства.

Перед ним встает комплекс проблем: как сделать книгу доступной пониманию ребенка и одновременно выразить сложные профессиональные представления? Как соединить познавательность и художественную образность? Как научить восприятию мира в эстетических категориях и вызвать у ребенка собственный творческий импульс? И вообще: где граница художественной педагогики и собственно искусства?

Расчлененная на множество составных элементов сверхзадача «легко и просто» решается вступлением в действие двух качеств самого творца — таланта и мастерства, нерасторжимым их единством.

Никита Чарушин в своем развитии обрел это единство. От несколько скованных и осторожных в поисках ранних книг он пришел к высоким образцам книжного искусства.

Что же сообщает его искусству целостность мироощущения, гармоническое соответствие составляющих его элементов? Видимо, прежде всего — единство его художнической, авторской, и человеческой позиций, убеждение, что природа гармонична в самой основе своей, она оказывает на человека облагораживающее действие, она обладает по отношению к душе человека врачующим свойством. Мир животных как ее часть не только безмерно увлекателен, полон загадок и нераскрываемых тайн, он — отражение богатства земного мира, бесконечного разнообразия его форм.

В 1985 году Н.Е. Чарушину присвоено звание — Заслуженный художник РФ, в 1995 году награждён Золотой медалью Российской АХ за иллюстрации к книге Н. Сладкова «С севера на юг», присвоено звание — Член-корреспондент РАХ.

В 2000 году присуждено звание Народный художник России.

Работы Н. Е. Чарушина представлены в собраниях Третьяковской галереи, Русском музее, музеях Японии, Германии и других стран.

Чарушин Е. И. «Медведь-рыбак» ,

Сладков Н. И. «С севера на юг» ,

Соколов-Микитов И. С. «Сыч-воробей. Рассказы о птицах» ,

Павлова Н. М. «Зимние сказки» ,

Сладков Н. И. «С днем рождения!» , в Озоне

Рекомендую следующие книги с иллюстрациями Чарушина Н. Е.

Серия книг «Чарушинские зверята» , - это небольшие книжечки в мягкой обложке с иллюстрациями , Чарушина Н. Е. и Чарушиной-Капустиной Н. Н.


Серия книг «Странички-невелички» , — это небольшие книжечки в мягкой обложке с иллюстрациями и Чарушина Н. Е.

Никита Евгеньевич Чарушин (1934 – 2000), как и его отец, известный писатель и художник-график Евгений Иванович Чарушин, почти полностью посвятил своё творчество анималистической детской книге. Родился и вырос в Ленинграде, закончил живописный факультет Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина. Оформил более 90 изданий, среди которых детские книги В.Бианки, Р.Киплинга, С.Михалкова, С.Маршака, И.Соколова-Микитова, Б.Житкова, И.Сладкова, Е.Чарушина, Ф.Моуэта, Ф.Зальтена, С.Воронина. Лауреат всероссийских, всесоюзных, международных конкурсов детской книги. Работы Н.Е.Чарушина представлены в собраниях Третьяковской галереи, Русском музее, музеях Японии, Германии и других стран.

Художник в восьмом поколении, Никита Чарушин первый свой рисунок сделал в три года девять месяцев. Это был «Тигр», сразу же попавший на детскую художественную выставку. От отца – гениального художника Евгения Чарушина, охотника и знатока природы – сын унаследовал уважение к лесу, внимательность к каждому зверю и птице. Именно отец привил Никите культуру охоты, во время которой нужно больше смотреть, нежели стрелять. Через много лет Никита Чарушин напишет: «Благодаря охоте, когда в сложных условиях видишь зверя, или птицу, или как качается ветка от взлетевшей птицы, всё воспринимаешь острее, и эти впечатления наполняют меня до сих пор».

На формирование юного художника сильно повлияла среда, в которой он рос: среда друзей семьи, художников, придерживающихся традиций ленинградской школы, – В.М.Конашевича, В.И.Курдова, В.М.Васнецова и других. Очень многое, по словам самого Никиты Евгеньевича, в понимании искусства дали ему два года общения с В.В.Лебедевым. Под его руководством молодому Чарушину даже посчастливилось успеть сделать несколько книжных работ.

К книжной графике Никита Евгеньевич впервые обратился в 1959 году. С этого времени он начал сотрудничать с журналами «Мурзилка», «Весёлые картинки», «Нева».

В ранних работах художественная манера Никиты Чарушина похожа на манеру отца: та же сосредоточенность на конкретном звере или птице, тот же минимализм, та же техника изображения меха и оперения. Причина – не только в неосознанном подражании, но и в том, что после смерти Евгения Ивановича сыну пришлось завершать серии рисунков, начатых им для книг, уже находившихся в портфелях издательств: это привязывало Никиту Чарушина к манере отца. При этом молодой художник находился в постоянных поисках собственного пути.

Никита Чарушин старался передать при изображении зверя и птицы те особенности, по которым их легко было бы узнать ребёнку, потому главной своей задачей считал не точное изображение, а создание образов зверей, отражение их стиля, характера.

Достижению данной цели помогало изображение среды, из которой художник никогда не вырывал своих персонажей: в его иллюстрациях звери и птицы продолжают жить в природе по своим законам. Для Чарушина идея неразрывности любого создания со средой очень важна, он стремится донести эту идею до читателя.

Некоторая условность изображения вместе с лёгкостью передачи образа делают рисунки Никиты Чарушина похожими на китайскую живопись и на живопись импрессионистов. Сам Чарушин писал, что на него «чрезвычайное эмоциональное впечатление… оказал палеолит, затем архаический Китай …Ассирия – сцены охоты на львов, мексиканское анималистическое искусство». Но главным творческим импульсом для него была природа, ежедневные, пусть и небольшие, открытия, которые Никита Евгеньевич совершал, изучая её.

Тяжело быть сыном гения. Неизмеримо тяжелее пойти тем же путём, продолжить его дело, ведь со стороны критиков сравнение всегда будет неизбежным и не всегда лестным.

Работы Никиты Чарушина похожи на работы его отца – и в смысле сюжетной и образной близости, и по самой технике рисунка. Но ведь талант отца был настолько велик, техника настолько нова и уникальна для русского искусства, что ученики, продолжатели просто не имели права не появиться!

Никита продолжил заложенные отцом анималистические традиции. Для этого нужна была не только духовная преемственность. Безусловно, требовался талант.

Несмотря на схожесть техник, отец и сын Чарушины – всё-таки разные художники. Их различие прежде всего – в отношении к увиденному в самом взгляде на мир. Если Евгений Иванович скорее портретист – в его работах велика эмоциональная концентрация на одном существе, то для зрелого Никиты зверь или птица – часть целого, природы.

Анималистическое рисование для детской книги – не такая простая задача, как кажется: здесь мало хорошо рисовать животных. В данном случае искусство диктует незыблемый закон: достоверность – не в похожести изображения на бумаге на его живой прототип, а в способности передать ощущение жизни.

Обилие подробностей может заслонить образ зверя или птицы. Именно этим грешат многие художники, рисующие для анималистической книги: их книги теряют художественное начало и становятся похожими на справочники.

Про Никиту Чарушина и его отца говорили: «природники», «художники-природники». Это те, кто не «просто срисовывает всё подряд с натуры», а воспринимает своё посредничество между искусством и природой как высокую нравственную миссию. Они понимали, что цель подобного рисования – вызвать у ребёнка «удивление красотой животного» и с этого момента запечатлеть его образ как нечто необходимое в жизни.

Анималистов в детской книге всегда было мало. Талантливых тем паче. Зато если уж вырастает такой мастер, то становится кем-то вроде мага и волшебника, потому что показывает нам то, что мы «видим, да не видим», – природу, которую обычный городской житель даже если замечает, то не умеет или не хочет прочувствовать. А ведь эта слепота грозит нам катастрофой – жизнью в бетонно-пластмассовом мире! Зоркость же, к сожалению, редко проявляется у детей сама собой: чтобы развить её, нужно приложить значительные усилия. И тут-то может помочь анималистическая детская книга.

«Ценность же художника-природника… в высокой нравственной миссии – привнесении в творчество этического отношения человека к природе. Увиденная когда-то ветка или кочка с клюквой мне дороги до сих пор… Я не понимаю тех, кто потребительски относится к природе, – писал Никита Евгеньевич Чарушин. – Она меня поражает и удивляет всегда, и это удивление мне помогает жить в искусстве. Я буду считать, что моя жизнь прожита не зря, если моё искусство опосредованно сохраняет природу, ограждает её от уничтожения».

© Анна Штейман. Удивление красотой // Остров сокровищ. - №11. - 2009.
Сканы иллюстраций.

Рассуждая о традициях анималистики, автор говорит о сочетании в них требований жанра и общехудожественных пластических и образных задач. «Можно рисовать натурально, - отмечает Чарушин, - это не так трудно. А чтобы добавить в рисунок свое, для себя необходимое, нужно иметь особое видение мира. Так, растения растут из одного корня, а стебли разные. К этому стремлюсь» . Он постоянно стремится к познанию мира. Поэтому не случайно его обращение к станковой графике. Художник выполняет отдельные литографские цветные листы, работает также акварелью и гуашью, темперой и тушью. Он создает пейзажи, в которых, как правило, изображает значительные пространства земли. Случайный зверь или птица в таком пейзаже говорят о скрытой жизни в лесах и болотах. Отсюда ощущение первозданности природы, которое обостряется при обобщенном пластическом и цветовом решении.

Цветовая гамма строится на тонких тональных отношениях с преобладанием одного тона, характерного для данного состояния природы и конкретной местности («Озеро Хеппо-Ярви», «Моховое болото»).

Со временем Чарушин приходит к новому пониманию пейзажного образа. Он воспринимает землю как планету и изображает ее с разных точек зрения («Тундра», «Весна», «Первый снег», «Моховое болото», 1991 г.).

Такой пространственный подход к композициям заставил обратиться к несколько иным колористическим приемам. Краски перетекают одна в другую, создавая удивительно тонкую цветовую гармонию. Порой изысканность цвета и формы подсказывает сама природа. Художник подмечает, что у каждого зверя или цветка есть свое эстетическое содержание. Автор стремится отразить его и в анималистических произведениях. В листах «Танцующий журавль» или «Казарки» эстетизированная форма, идущая от пластически изысканной природной формы, раскрывает своеобразие этих птиц.

Чарушин, создавая образы животных, не отрывает их от среды. Передавая ее условно, лишь штрихами, он заставляет ощутить зависимость зверей и птиц от сил природы. Особенно это хорошо прочитывается в иллюстрациях к книгам Н. Сладкова «С севера на юг» и В. Бианки «На Великом морском пути».

В них, воплотив свои пейзажные искания, он добивается цельности в соединении формы, содержания и образа.

Перед художником стояла сложная задача - избежать повторов, раскрывая одну картину природы за другой. Каждый раз он искал «какую-то остроту» в решении, стремясь к самому главному, чтобы созданные им художественные образы органично вошли в ткань литературного произведения. Это в полной мере относится также к одной из последних работ Чарушина «Рассказы и сказки» В. Бианки.

Художник мыслит книгу как целостный организм, учитывая единство всех компонентов. Она должна быть и «нарядно-декоративна, и выразительно-иллюстративна, и занимательно-повествовательна». Книга должна легко восприниматься детским читателем. Автор прикладывает для этого и свою творческую фантазию, и свои знания. Он вводит ребенка в прекрасный мир природы, помогая понять красоту и сложность его. Художник точен в изображении разных видов птиц, насекомых и зверей. Среда, в которой они живут, реальна и многоцветна. При обобщенности и условности решения Чарушин позволяет увидеть маленькому читателю ее разнообразие: кузнечиков в траве, гусениц на веточках, бабочек на деревьях, жуков, птиц. Все слилось с природой и «стало как на загадочной картинке». Ребенок удивляется и радуется вместе с героями рассказов. Персонажи у Бианки действуют и говорят, поэтому природа раскрывается Чарушиным через их восприятие. Порой, она приобретает почти сказочный характер, как в развороте, изображающем подводный мир в рассказе «Где раки зимуют». Каждую страницу с текстом автор сопровождает полосными иллюстрациями с изображением всех персонажей. Ребенок получает возможность не только читать, но и внимательно разглядывать героев книги, узнавая и их повадки.

Большую роль в работе над иллюстрациями Чарушин отводит эстетической стороне, помня всегда, что впервые с искусством ребенок встречается в книге. «Воспитание художественного восприятия через иллюстрацию, - считает автор, - есть воспитание активного творческого отношения к жизни» . Искусство художника Чарушина призвано выполнить такую задачу.

И служит ему высокий профессионализм, включающий в себя умение добиться цельного образа, совершенство техники исполнения, доскональные знания мира природы. Но, наверное, этого было бы недостаточно художнику, не сохрани он способность удивляться. «Я не понимаю тех людей, - говорит он, - кто потребительски относится к природе, не видит в ней ничего удивительного. А это удивительное мне помогает жить в искусстве» .




Top