Сочинение Булгаков М.А. История любви мастера и маргариты Основные сюжетные линии романа мастер и маргарита

Михаил Афанасьевич Булгаков – непревзойденный творец. Его перу принадлежат разные произведения. Но, пожалуй, самое известное «Мастер и Маргарита».

Сюжет романа распадается на две параллельные линии: первая повествует о том, как сатана Воланд со своей свитой искрометно путешествовал по Москве 30-х годов, вторая же представляет собой рассказ об Иешуа Га-Ноцри и правителе Иудеи Понтии Пилате, вынесшем не виновному проповеднику смертный приговор.

Если первая ветвь сюжета произведения является абсолютной выдумкой гениального автора, то вторая имеет историческое обоснование и вот уже много веков не дает покоя человечеству. Рассмотрим, как виртуозно Михаил Булгаков воспроизводит на страницах «Мастера и Маргариты» этот вечный сюжет.

Известный не одному поколению Иисус назван в романе Иешуа. Упрекать писателя в подмене имени несправедливо, так как греческая транскрипция «Иисус» звучит именно как Иешуа.

Итак, перед нами предстает молодой человек, проповедник, ведущий бродячий образ жизни. По доносу Иуды он был арестован и приговорен к казни. По законам этого времени смертный приговор должен утвердить римский прокуратор. Им же на тот момент выступал Понтий Пилат. Как раз сценой допроса и начинается наше знакомство с Иешуа. Этот молодой целитель считает всех людей добрыми: и наместника, и Иуду, и истязающего его Марка Крысобоя. Наказание не меняет его мнения, он только тверже стоит на своем. Из допроса мы узнаем, что Иешуа путешествует из города в город и ведет проповеди. Но люди, которые его слушают, все путают. Левий Матвей записывает за Иешуа, но, когда тот случайно заглядывает в пергамент, обнаруживает, что там нет и слова, из того, что он говорил.

Слова арестованного приводят Понтия в раздражение, так как его мучают нестерпимые головные боли. Иешуа избавляет его от этого дискомфортного состояния. Все проходит в один миг. Бродячий целитель дерзко высказывает свое мнение об одиночестве Понтия и о том, что он кажется ему достаточно разумным человеком и правителем.

Пилат понимает, что должен отпустить Иешуа, что он абсолютно невинен. Но вдруг получает новый донос. Теперь выясняются еще более опасные размышления проповедника: власть – насилие над людьми, так считает Иешуа. А это уже преступление против государства, и прокуратор не может рисковать своей должностью. И хотя целитель просит отпустить его, сделать этого он уже не может. И утверждает вынесенный ранее смертный приговор.

Следует обратить внимание на место, где разворачиваются эти события. Город Ершалаим, прообразом которого стал Иерусалим, мрачный и зловещий. Толпа людей веселится на светлом празднике Пасхи и не вспоминает Иешуа. Образ этого города легко соотносится с Москвой, в которой путешествует Воланд. Здесь мелькают такие же лица, которые чужды жалости. Правда, зачатки милосердия все же появляются,когда они просят пощадить конферансье Бенгальского.

Все же можно сказать, что милосердие пронизывает и один и другой сюжетные планы.

Сюжетная организация романа Булгакова «Мастер и Маргарита»

Роман Булгакова «Мастер и Маргарита» одновременно философский, фантастический и сатирический роман. В этом произведении писателю удалось объединить в единое целое миф и реальность, сатирическое описание быта и романтическую линию сюжета, иронию и сарказм. Отсюда и необыкновенная художественная организация произведения: он составляется будто из трех историй. Первая - мифологическая, или библейская (ее еще называют исторической). В ней происходят важнейшие и поворотные, с точки зрения христианства, события: явление Христа, его стремление к истине, его распятие. Вторая линия - сатирическая, где описаны события 30-х годов XX столетия. В ее центре - трагическая судьба писателя, который силой воображения «отгадал», т. е. познал, вечные истины. Третья параллель романа - фантастический мир, он принадлежит духу зла, властителю теней Воланду и его свите, здесь происходят фантастические события (например, бал у сатаны - своеобразный парад человеческих недостатков и коварства).

Воланду принадлежит и чистилище, где находятся Понтий Пилат, который заслужит прощение вины, и Мастер, который находит здесь вечный покой. Все три линий сюжета взаимосвязаны. Так, например, о событиях, которые происходят в древнем городе Ершалаиме, рассказывает Воланд Берлиозу и Бездомному на Патриарших, именно так их описывает и Мастер в своем романе.

«Мастер и Маргарита» - лирическо-философская поэма в прозе о любви и моральной обязанности, о бесчеловечности зла, об истинном творчестве, которое всегда является преодолением бесчеловечности, порывом к свету и добру. Сюжет имеет много линий. Основных три: философская - Иешуа и Понтий Пилат, любовная - Мастер и Маргарита, мистическая и сатирическая - Воланд, вся его свита и москвичи. Эти линии тесно связаны между собой образом Воланда.

пласт представлен линией Мастера и Маргариты. Сюжет разворачивается через необыкновенную хронологию романа: «современность», в которой живут и действуют москвичи 30-х лет, и «прошлое», где происходят события романа Мастера. В романе есть герои, которые одинаково принадлежат обоим мирам. Достоверно, для них существует еще и третье измерение. Читая произведение, мы видим, что события происходили в одном и том же месяце и за несколько дней до Пасхи, но с перерывом в 1900 лет, которая доказывает глубокую связь между московскими и ершалаимскими событиями. Каждую главу романа Мастера начинает теми же словами, которыми завершился предыдущая глава из жизни москвичей 30-х лет. Ощущается таинственная связь между событиями в современной Москве и Ершалаима за много лет до того. События романа, которые разделны во времени почти двумя тысячелетиями, гармонируют между собой, их связывает борьба со злом, поиск истины, творчество. Таким образом, художественное целое булгаковского романа - это своеобразный перекресток двух миров, которые встречаются в необычном «третьем мире».

Образ Понтия Пилата драматический: он выступает как истец и потерпевший. Отступившись от Иешуа, он гибнет как свободная личность. Иешуа представляет собой угрозу для тоталитарного Рима своими утопическим идеями о «царстве истины и справедливости». Тема отступничества в романе тесно связана с темой искупления.

В истории ареста Иешуа Булгаков по-своему рассказывает легенду о распятии Христа. Это обычный, смертный человек, мудрый, проникновенный и простодушный. Вместе с тем он - воплощение чистой идеи, высочайший прообраз человека и человечества. Иешуа беззащитен, физически слаб, однако силён духовно, так как является предвестником новых человеческих идеалов. Прообраз сатаны - Воланд - вездесущ: ему подчинены пространство и время, он может присутствовать во время допросов Иешуа Понтием Пилатом, завтракать вместе с философом Кантом, знать многих выдающихся людей прошлого, но никто кроме Мастера и Маргариты, не распознает в Воланде сатану. Всевидящему Воланду открытый мир без мишуры, он созерцает человека и человечество, стремясь выявить в них несовершенства. Он высмеивает, уничтожает все то, что потеряло высокие идеалы, пришло в упадок морально. Он восстанавливает баланс между добром и злом и этим в определенной мере служит добру.

Что касается писателей Массолита, то их всех объединяет не призыв художника, а жажда к владению членским билетом, коричневым, с золотой каймой, который пахнет дорогой кожей.

Мастер и Маргарита непохожи на московских обывателей. Поведение героев определено не стечением обстоятельств, а следованием своему моральному выбору. Для Мастера - это идея творчества. История с романом, что он пишет, - это в определенной мере и история романа Булгакова. Обязанность писателя в том, чтобы возвратить человеку веру в высокие идеалы, восстановить истину. В этом и заключается смысл булгаковской формулы: «рукописи не горят». Мастер отказывается от своего романа, сжигает его.

выбор, не обращаясь с помощью к высшим силам, не ожидая милостей от жизни, человек должна сам решить свою судьбу.

«Я - часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо» раскрывают значение образа Воланда. Эпилог романа не дает оснований для оптимизма: бесовское начало - в самом человеке, и его сущность мало изменяется со временем. Булгаков писал «Мастера и Маргариту» как исторически и психологически выдающуюся книгу о своем времени и людях, и поэтому роман стал уникальным человеческим документом той знаковой эпохи.

Тема. «Любовь – это жизнь!» Развитие любовной линии сюжета в романе «Мастер и Маргарита».

Цели: 1) проследить, как развивается сюжетная линия Мастер – Маргарита; раскрыть красоту, доброту и искренность булгаковских героев. 2) развивать умения анализировать, доказывать и опровергать, делать выводы, мыслить логически. 3) воспитывать уважение к женщине, честность, гуманность, оптимизм.

    Вступительное слово учителя.

Итак, роман «Мастер и Маргарита» о Боге и черте, о трусости как об одном из страшных пороков, несмываемом, страшном грехе предательства, о Добре и Зле, о репрессиях, об ужасе одиночества, о Москве и москвичах, о роли интеллигенции в обществе, но прежде он о верной и вечной, всепобеждающей силе любви и творчества.

«За мной, мой читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!

За мной, мой читатель, и я покажу тебе такую любовь!»

По мнению Булгакова, любовь может противостоять стихии жизни. Любовь «бессмертна и вечна».

Согласны ли вы с этой мыслью?

Наша задача – читая, анализируя отдельные эпизоды романа, доказать эту мысль.

Мастер рассказывает Ивану Бездомному свою историю. Это и история о Понтии Пилате, и история любви. Маргарита – земная, грешная женщина. Она может ругаться, кокетничать, она женщина без предрассудков. Чем же Маргарита заслужила особую милость высших сил, управляющих Вселенной? Маргарита, вероятно, одна их тех ста двадцати двух Маргарит, о которых говорил Коровьев, знает, что такое любовь.

История любви Мастера и Маргариты связана со сменой времен года. Временной цикл в рассказе героя начинается с зимы, когда Мастер выиграл сто тысяч рублей и еще в одиночестве поселился в подвальчике и принялся сочинять роман о Понтии Пилате. Затем наступает весна, «делись в зелень кусты сирени». «И вот тогда-то, весной, случилось нечто гораздо более восхитительное, чем получение ста тысяч», - Мастер встретил Маргариту. «Золотой век» любви длился для героев, пока «шли майские грозы и … деревья в саду сбрасывали с себя после дождя обломанные веточки, белые кисти», пока шло «душное лето». Роман Мастера был дописан в августе, и с наступлением осени в природе наступила осень и для героев. Роман был гневно воспринят критикой, Мастер был подвергнут травле. «В половине октября» Мастер заболел. Герой сжег рукопись романа и в тот же вечер был арестован по доносу Алоизия Могарыча. Возвращается Мастер к своему подвальчику, где уже живут другие, зимой, когда «сугробы скрыли кусты сирени» и герой потерял свою возлюбленную. Новая встреча Мастера и Маргариты происходит в мае, после бала весеннего полнолуния.

Любовь – второй путь в сверхреальность, так же, как и творчество, ведет к постижению «третьего измерения». Любовь и творчество – вот что может противостоять вечно существующему злу. С любовью и творчеством связаны и понятия добра, прощения, понимания, ответственности, истины, гармонии.

    Аналитическое чтение отдельных глав романа.

    Глава 13 «Дело в том, что год тому назад я написал о Пилате роман» - «..и Пилат летел к концу».

Что вы узнали о Мастере?

Почему на вопрос Ивана Бездомного «Вы писатель?» ночной гость сурово ответил: «Я мастер»?

Что значат слова Мастера «Это был золотой век»?

    Там же «Белая мантия, кровавый подбой…» - «Она приходила ко мне каждый день, я ждать ее начинал с утра».

Обратимся к сцене знакомства Мастера и Маргариты. Роман о Пилате был почти завершен. Для Мастера все было ясно, определенно, хотя и мучили одночество и скука. И он вышел погулять. Вокруг были тысячи людей и отвратительные желтые стены вокруг, и женщина несла отвратительные желтые цветы…

Что так поразило Мастера в Маргарите? («необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах»)

Было ли что-либо необычного в их разговоре? Чем необычна вспыхнувшая любовь героев?

Разговор самый обыкновенный, нет в нем ничего необычного, но Мастер неожиданно понял, что «всю жизнь любил эту женщину». Необычна любовь героев, любовь с первого взгляда. Она поражает героев не как прекрасное видение «в тревоге мирской суеты», а как молния.

Учитель. Обратимся к фактам. Елена Сергеевна Булгакова, жена писателя, писала в дневнике: «Это было в 29-м году в феврале, на масляную. Какие-то знакомые устроили блины. Ни я не хотела идти, ни Булгаков, который почему-то решил, что в этот дом он не будет ходить. Но получилось так, что эти люди сумели заинтересовать составом приглашенных и его, и меня. Ну меня, конечно, его фамилия. В общем, мы встретились и были рядом. Это была быстрая, необычайно быстрая, во всяком случае с моей стороны, любовь на всю жизнь…»

Какова же в реальности жизнь писателя в это время? В эту пору Булгаков бедствует. Ни славы, ни богатства, ни положения в обществе не мог дать Елене Сергеевне автор «Белой гвардии». Сверкнули и забылись его ранние фельетоны и рассказы, недопечатанной осталась «Белая гвардия», разгромлены его пьесы, что уж говорить о таких вещах, как «Собачье сердце», - молчание, полное молчание, и только по необычной любви Сталина к «Дням Турбиных» идет в единственном театре страны одна эта пьеса. Познакомился Булгаков с Еленой Сергеевной в тяжелые, голодные для него годы. А Елена Сергеевна в начале30-х годов – жена крупного советского военачальника Московского военного округа. Перехватив аванс, Михаил Афанасьевич Булгаков пригласил ее как-то на кружку пива. Закусывали крутым яйцом. Но, по ее признанию, как все было празднично, счастливо.

Булгаков никогда не терял себя внешне. Многих современников писателя просто шокировали начищенные ботинки, монокль, строгая тройка, нетерпимость к фамильярности. И это в ту пору, когда за неимением средств он в дворники нанимался, но и в дворники не брали человека с такой «белогвардейской славой». Были и такие минуты, когда хотелось достать из потаенного места револьвер. Все это не было тайной ни для Маргариты из романа, ни для реальной, умной, красивой Елены Сергеевны.

Но вернемся к героям романа.

    Там же «А кто она такая?» - «…говорила, что в этом романе – ее жизнь».

Почему Мастер не ответил на вопрос Ивана «Кто она такая?»?

Каковы самые счастливые страницы романа? («Она приходила и первым долгом надевала фартук…»)

В чем же заключается счастье, ведь все более чем прозаично: фартук, керосинка, испачканные пальцы? Ведь почти нищета?

Учитель : О возможности быть с любимым человеком в любых условиях, даже самых неблагоприятных, говорит большая литература, убеждает жизнь, напоминает УНТ. Знаете русскую народную пословицу «С милым рай в шалаше, был бы милый по душе». Михаил Афанасьевич с благодарностью говорил Елене Сергеевне: «Против меня был целый мир – и я один. Теперь мы вдвоем, и мне ничего не страшно». В жизни, как и в романе, радость, счастье не в богатстве. Обратимся к страницам романа, которые убеждают нас в этом.

    Глава 19. «Возлюбленную звали Маргарита Николаевна» - «Она любила его, она говорила правду»

Только ли возлюбленной стала Маргарита для Мастера?

Учитель : И вот роман написан, отдан в печать. Мастер скажет: «Я вышел в жизнь, держа его в руках, и тогда моя жизнь кончилась». Роман напечатан не был, зато в газете появилась статья «Вылазка врага», в которой критик предупреждал всех и каждого, что автор «сделал попытку протащить в печать апологию Иисуса Христа». Для Мастера настало тяжелое время…

    Глава 13 «Я так увлекся чтением статей о себе…» - «Это были ее последние слова в моей жизни».

В чем выразилось соучастие Маргариты в делах Мастера?

Учитель : Роман Мастера подвергся травле, а затем Мастер исчез: он был арестован по доносу Алоизия Могарыча, желавшего занять квартиру Мастера. Вернувшийся Мастер обнаружил, что его квартирку в подвальчике занимает Могарыч. Не желая причинять несчастье Маргарите, понимая, что он ничего, кроме любви, не может ей дать, Мастер оказывается в психиатрической лечебнице Стравинского. А что же Маргарита?

    Глава 19. «Даже у меня правдивого повествователя…» - «…но было уже поздно».

За что клянет себя Маргарита?

Могла ли она оставить Мастера?

Маргарита «зажила на прежнем месте», но прежней ли осталась ее жизнь?

Кем стала Маргарита для Мастера?

    Заключительное слово учителя.

В подвальчике Мастера Маргарита испытала счастье большой любви, отказавшись во имя нее от всех соблазнов света, погрузившись вместе с Мастером в мысли о завершении книги, которая вошла в плоть и кровь ее жизни, стала ее смыслом. Маргарита не просто возлюбленная Мастера, она стала ангелом-хранителем автора романа о Понтии Пилате, ангелом-хранителем своего любимого.

    Итог урока.

Тема. «Любовь - это жизнь!»

Цели: 1) раскрыть доброту, красоту, искренность чувств булгаковскых героев; 2) развивать умения анализировать, доказывать и опровергать, делать выводы, .мыслить логически; 3) воспитывать гуманность, сострадание, милосердие.

«... меру зла, порока, корысти Воланд определяет мерой истины, красоты, бескорыстного добра. Он восстанавливает равновесие между Добром и злом и этим служит добру».

(В. А. Доманский)

I . Повторение.

    Как познакомились Мастер и Маргарита? Действительно ли это была случайность?

    Расскажите «историю» их любви?

    Чем отличаются Мастер и Маргарита от жителей Москвы 30-х годов?

    Были ли счастливы Мастер и Маргарита до встречи с друг другом? Только ли возлюбленной
    стала Маргарита для Мастера.

    Почему исчез Мастер? В чем причина такого поступка?

Он просто не мог видеть любимую несчастной, не мог принять ее жертвы. Он растерян, отказывается от своего романа, сжигает его.

II . Новая тема.

1) Слово учителя.

Маргарита остается в неведении, чувства переполняют ее: она сожалеет о сожженной рукописи, болеет душой за здоровье любимого, надеется вылечить его, спасти. Отчаяние, растерянность сменяются решительностью к надеждой. Ситуация требует поступка.

2) Чтение главы 19 «Даже у меня правдивого человека...»-«,.. и со звоном в темной комнате
закрылся замок», (стр. 234-237 (484))

    Какие чувства переживает Маргарита после исчезновения Мастера?

    К какому выводу она приходит? Что повлияло на это?

    О чем говорит тот факт, что Маргарита хранит вещи Мастера?

3) Но что же предпринимает Маргарита во имя спасения любви?

а) гл. 19 стр. 242246 (496) «Рыжий оглянулся и сказал таинственно...» - «... согласна идти к черту на кулички» Не отдам!»

б) гл. 20 стр. 247«Крем легко мазался» - «Прощай. Маргарита».

- Как характеризует Маргариту тот факт, что она оставляет мужу записку?

в) гл. 20 стр. 250 «В это время за спиной Маргариты.» - «... вскочила на щетку верхом».

- В кого превращается Маргарита ради Мастера?

4) Слово учителя.

Истинная любовь всегда жертвенна, всегда героична. Недаром о ней создано столько легенд, недаром о ней столько пишут поэты. Истинной любви покорны все преграды. Силою любви скульптор Пигмалион оживил созданную им статую - Галатею. Силою любви отбивают болезни любимых, выносят из горя, спасают от смерти.

Маргарита - очень смелая, решительная женщина. Она умеет вступить в единоборство, готова постоять за свое счастье, постоять любой ценой, даже, если надо, продать душу дьяволу.

    Пересказ учителем эпизод разгрома квартиры критика Латунского.

    Анализ сцены «Бал у Сатаны».

а) Начало главы 23 до «От этого они захиреют

    Что пришлось испытать Маргарите перед балом?

    Какой совет перед балом дает ей Коровьев?

б) Гости на балу стр. 283-287 «Но тут вдруг что-то грохнуло внизу...» - «..лицо ее стянуло в неподвижную маску привета».

- Что представляли собой гости на балу?

На бал собрались отъявленные негодяи. Поднимаясь па лестнице, они целуют колено у королевы бала - это Марго.

в) Испытания, выпавшие на долю Маргариты на балу. Стр. 288 «Так прошел час и прошел второй час». - «...поток гостей редел».стр.289, 290.

- Какие физические испытания выпали на долю Маргариты?

Стр. 291-294 «Она в сопровождении Коровьева опять оказалась в бальном зале.» и до конца главы.

- Что пришлось испытать Маргарите на балу? И все ради чего? Стоит ли игра свеч?

- Кого более всего запомнила Маргарита на балу и почему?

Маргарите пришлось вытерпеть много испытаний, наверное, не раз вздрогнуть, видя виселицы, гробы. На ее глазах произошло убийство барона Майгеля. Но более всего ей запомнилась молодая женщина с беспокойными глазами. Когда-то она, соблазненная хозяином кафе, где служила, родила и задушила ребенка платком. И с тех пор вот уже 300 лет, просыпаясь, она видит тот носовой платок с синей каемочкой.

7) После бала. Гл. 24 стрЗОО-304 «Пожалуй, мне пора ...»-«... итак, это не в счет, я ведь ничего
не делал».

    Ради чего Маргарита терпит мучения на балу? О чем же она просит Воланда? Почему?

    Ожидал ли кто-либо от нее этой просьбы? Как этот эпизод характеризует Маргариту? О каком душевном качестве говорит этот поступок Маргариты? Что для нее выше любви?

    Почему Воланд исполнил просьбу Маргариты, мало того, он позволил Маргарите самой высказать прошение Фриде?

Все были тронуты милосердием Маргариты, когда она просила Воланда, почти требовала, чтобы Фриде перестали подавать тот платок. Этой просьбы от нее не ожидал никто. Воланд думал, что она будет просить о Мастере, но для этой женщины есть нечто, что выше любви.

Любовь к Мастеру? сочетается в героине с ненавистью к ее гонителям. Но даже ненависть не в состоянии подавить в ней милосердие. Так, разгромив квартиру критика Латунского и перепугав взрослых обитателей писательского дома, Маргарита успокаивает заплакавшего ребенка,

8) Сделайте вывод, какими качествами наделяет автор свою героиню? С какой целью она пошла на сделку с дьяволом?

Булгаков подчеркивает неповторимость своей героини, ее безграничную любовь к Мастеру, веру в его талант. Во имя любви Маргарита совершает подвиг, преодолевая страх и слабость, побеждая обстоятельства, ничего не требуя для себя, она «творит свою судьбу», следуя высоким идеалам красоты, добра, справедливости, истины.

Ш. Итог урока

Сочинение Булгаков М.А. - Мастер и Маргарита

Тема: - Сюжетно-композиционное своеобразие романа Булгакова "Мастер и Маргарита"

Роман Булгакова "Мастер и Маргарита" был опубликован в 1966-1967 годах и сразу принес писателю мировую славу. Сам автор определяет жанр произведения как роман, но жанровая уникальность до сих пор вызывает у литераторов споры. Его определяют как роман миф, философский роман, роман-мистика и так далее. Это так происходит потому, что роман соединяет в себе все жанры сразу, даже те, которые вместе существовать не могут.

Повествование романа направлено в будущее, содержание как психологически так и философски достоверное, проблемы, затронутые в романе, вечные. Основной идеей романа является борьба добра и зла, понятий неразделимых и вечных.

Композиция романа столь же оригинальна, как и жанр,- роман в романе. Один о судьбе Мастера, другой о Понтий Пилате. С одной стороны, они противопоставлены друг другу, с другой как бы образуют единое целое. Этот роман в романе собирает в себя глобальные проблемы и противоречия. Мастера волнуют те же проблемы, что и Понтия Пилата. В конце романа, можно заметить, как Москва соединяется с Ершалайм, то есть один роман совмещается с другим и переходят в одну сюжетную линию.

Читая произведение мы находимся сразу в двух измерениях: 30-е годы ХХ века и 30-е годы I века новой эры. Мы видим, что события происходили в одном и том же месяце и в несколько дней пред Пасхой, только с промежутком в 1900 лет, что доказывает глубокую связь между московскими и ершалаимскими главами. Действие романа, которые разделены почти двумя тысячами лет, гармонируют между собой, а связывает их борьба со злом, поиск истины творчество. И все же основным героем романа является любовь. Любовь, вот что очаровывает читателя. Вообще, тема любви является самой любимой для писателя. По мнению автор, все счастье, выпавшее в жизни человеку, исходит их любви. Любовь возвышает человека над миром, постигает духовное. Таково чувство у Мастера и Маргариты. Именно поэтому автор внес эти имена в заголовок. Маргарита полностью отдается любви, и ради спасения Мастера, продает свою душу дьяволу, беря на себя огромный грех. Но все же автор делает ее самой положительной героиней романа и сам встает на ее сторону.

На примере Маргариты Булгаков показал, что каждый человек должен делать свой личный выбор, не прося помощи у высших сил, не ждать милостей от жизни, человек сам должен делать свою судьбу.

В романе присутствуют три сюжетные линии: философская - Иешуа и Понтий Пилат, любовная - Мастера и Маргарита, мистическая и сатирическая -Воланд, вся его свита и москвичи. Эти линии тесно связаны между собой образом Воланда. Он свободно себя чувствует и в библейском и в современном писателю времени.

Завязкой романа является сцена на Патриарших прудах, где происходит спор Берлиоза и Ивана Бездомного с незнакомцем о существовании Бога. На вопрос Воланда о том, "кто же управляет жизнью человеческой и всем вообще распорядком на земле", если Бога нет, Иван Бездомный отвечает: "Сам человек и управляет". Автор раскрывает относительность человеческого знания и в то же время утверждает ответственность человека за свою судьбу. Что является правдой автор повествует в библейских главах, которые являются центром в романе.

Ход современной жизни заключается в повествовании Мастера о Понтий Пилате.

Еще одной особенностью этого произведения является то, что он автобиографичен. В образе Мастера мы узнаем самого Булгакова, а в образе Маргариты -его любимую женщину, его жену Елену Сергеевну. Наверное, поэтому мы воспринимаем героев реальными личностями. Мы сочувствуем им, переживаем, ставим себя на их место. Читатель будто перемещается по художественной лестнице произведения, совершенствуясь вместе с героями.

Сюжетные линии завершаются, соединяясь в одной точке в Вечности.

Такая своеобразная композиция романа делает его интересным для читателя, а главное - бессмертным произведением.

С той самой ночи Маргарита долго не видела того, ради которого хотела уйти от мужа, бросив все; того, ради которого не боялась погубить собственную жизнь. Но ни в ней, ни в нем не исчезало то огромное чувство, возникшее при первой случайной встрече. Мастер, находясь в клинике для душевнобольных, не хотел сообщить Маргарите о себе, боясь причинить ей боль, разрушить ее жизнь. Она же отчаянно пыталась его разыскать. Их жизнь была разрушена все тем же противоестественным порядком, который не только не давал развиваться искусству, но и не давал спокойно жить людям, грубо проникая даже туда, где нет места политике. Булгаков не случайно выбрал для романа подобный сюжет.

Он сам немало испытал в жизни. Ему были знакомы бездарные оскорбительные отзывы критиков в газетах, где его имя склоняли незаслуженно, сам не мог найти работу, реализовать свои возможности.

Но Булгаков не закончил свой роман разлукой Мастера и Маргариты. Во второй его части любовь находит выход из грязи окружающей действительности. Но выход этот был фантастическим, так как реальный вряд ли был возможен. Без сожаления и без страха Маргарита соглашается быть королевой на балу у сатаны. На этот шаг она пошла лишь ради Мастера, о котором никогда не переставала думать и о судьбе которого могла узнать, только выполнив условия Воланда. Будучи ведьмой, Маргарита отомстила критику Латунскому, немало сделавшему для того, чтобы погубить Мастера. И не только Латунский получил по заслугам в ходе развития сюжета романа. За свою услугу Маргарита получила то, о чем так долго мечтала. Главные герои были вместе. Но вряд ли они смогли бы спокойно жить в атмосфере тогдашней действительности. Очевидно поэтому, по фантастическому замыслу писателя, они покидают этот мир, обретая покой в другом.

Мастер не смог одержать победу. Сделав его победителем, Булгаков нарушил бы законы художественной правды, изменив своему чувству реализма. Но от финальных страниц книги не веет пессимизмом. Не забудем те взгляды, которые были угодны правительству. Кроме того, среди критиков и писателей у Мастера появились завистники, всеми способами стремящиеся не допустить признания нового автора. Эти люди, которым важнее всего было получать материальную выгоду из своего положения в обществе, не стремились и не могли создать что-либо, стоящее на том высоком художественном уровне, которого достиг Мастер в своем романе. Их статьи выходили одна за другой, с каждым разом становясь все оскорбительнее. Писатель, потерявший надежду и цель своей дельнейшей литературной деятельности, стал чувствовать постепенно все большую и большую подавленность, что повлияло на его психическое состояние. Доведенный до отчаяния, Мастер уничтожил свое произведение, которое было главным трудом его жизни. Все это глубоко потрясло Маргариту, которая восхищалась работой Мастера и верила в его огромный талант.

Та обстановка, которая выбила Мастера из нормального состояния, была заметна везде, в различных сферах жизни. Достаточно вспомнить буфетчика «с рыбой второй свежести» и золотыми десятками в тайниках; Никанора Ивановича, председателя жилищного товарищества, поселившего за большие деньги нечистую силу в доме на Садовой улице; конферансье Бенгальского, ограниченного, недалекого и напыщенного; Аркадия Аполлоновича, председателя акустической комиссии московских театров, частенько тайком от супруги проводившего время с хорошенькой актрисой; нравы, существующие среди населения города. Нравы эти ярко проявились на представлении, устроенном Воландом, когда жители жадно хватали летящие из-под купола деньги, а женщины спустились на сцену за модными тряпками, которые можно было получить бесплатно из рук заграничных фокусников. Очень близко столкнулся Мастер с этими нравами, когда у него появился друг — Алоизий Могарыч. Этот человек, которому Мастер доверял и умом которого он восхищался, написал на Мастера донос, чтобы переселиться в его квартиру. Этого доноса было достаточно, чтобы поломать человеку жизнь. Ночью к Мастеру пришли какие-то люди и увели его. Такие случаи в то время были не редкостью.

Михаил Афанасьевич Булгаков неоднократно обращался к теме — художник и общество, которая свое наиболее глубокое воплощение нашла в главной книге писателя. Роман «Мастер и Маргарита», над которым автор работал в течение двенадцати лет, остался в его архиве и был впервые опубликован в 1966—1967 годах в журнале «Москва».

В этой книге царят счастливая свобода творчества и одновременно строгость композиционного, архитектурного замысла. Там правит великий бал Сатана, и вдохновенный Мастер, современник Булгакова, пишет свой бессмертный роман. Там прокуратор Иудеи отправляет на казнь Христа, а рядом суетятся, подличают, приспосабливаются, предатель ствуют вполне земные граждане, населяющие Садовые и Бронные улицы 20—30-х годов нашего века. Смех и печаль, радость и боль перемешаны там воедино, как в жизни, но в той высокой степени концентрации, которая доступна лишь сказке, поэме. «Мастер и Маргарита» и есть лирико-философская поэма в прозе о любви и нравственном долге, о бесчеловечности зла, об истинном творчестве, которое всегда преодоление бесчеловечности, всегда порыв к свету и добру.

Главные герои романа — Мастер и Маргарита — живут в атмосфере какой-то пустоты и серости, из которой оба ищут выход. Этим выходом для Мастера стало творчество, а затем для них обоих им стала любовь. Это огромное чувство наполнило их жизнь новым смыслом, создало вокруг Мастера и Маргариты только их маленький мир, в котором они нашли покой и счастье. Однако счастье их было недолгим. Оно длилось лишь до тех пор, пока Мастер писал свой роман в маленьком подвале, куда к нему приходила Маргарита. Первая попытка Мастера опубликовать оконченный роман принесла ему большое разочарование. Еще большее разочарование ждало его после того, как какой-то редактор напечатал большой отрывок произведения. Роман о Понтии Пилате, обладающий нравственной и художественной ценностью, был обречен на осуждение. Он не мог вписаться в ту среду литературы, где превыше всего стоял не талант писателя, а его политические взгляды; на земле у Мастера остался ученик, прозревший Иван Понырев, бывший Бездомный; на земле у Мастера остался роман, которому суждена долгая жизнь. Роман Булгакова рождает чувство торжества справедливости и веру в то, что всегда будут люди, стоящие выше низости, пошлости и безнрав ственности, люди, несущие добро и истину в наш мир. Такие люди превыше всего ставят любовь, обладающую огромной и прекрасной силой.

Булгаков написал гениальный роман «Мастер и Маргарита». Этот роман несколько раз редактировался. Роман разделен не две части: библейская история и любовь Мастера и Маргариты. Приоритет простых человеческих чувств над любыми социальными отношениями Булгаков утверждает самим романом. Михаил Афанасьевич проигрывает в этом произведении некоторые главные мотивы всего творчества.

Главные герои романа Мастер и Маргарита — люди женатые, но их семейная жизнь была не очень счастливой. Может быть, поэтому герои ищут то, чего им так не хватает. Маргарита в романе стала прекрасным, обобщенным и поэтическим образом Женщины, которая Любит. Без этого образа роман утратил бы свою привлекательность. Этот образ встает над пластом сатирической повседневности романа, воплощением живой горячей любви. Фантастический образ женщины, так вдохновенно оборачивающейся ведьмой, с яростью ее расправы над врагом Мастера Латунским, с ее нежной готовностью к материнству. Женщины, которой ничего не стоит сказать черту: «Милый, милый Азазелло!», потому что он заронил в ее сердце надежду, что она увидит своего возлюбленного.

В романе яркостью своей натуральной любви она противопоставлена Мастеру. Яростную любовь она сама сравнивает с яростной преданностью Матвея. Любовь Маргариты, как жизнь, всеобъемлюща и, как жизнь, жива. Маргарита противопоставлена воину и полководцу Пилату своим бесстрашием. И беззащитной и могущественной своей человечностью — всесильному Воланду.

Мастер во многом похож на гетевского Фауста и самого автора. Он сначала был историком, а потом внезапно почувствовал свое писательское призвание. Мастер равнодушен к радостям семейной жизни, он даже не помнит имени своей жены, не стремится иметь детей. Когда Мастер был еще женат, то все свободное время проводил в музее, где он работал. Он был одинок, и это ему нравилось, но, встретив Маргариту, он понял, что нашел родственную душу. В судьбе Мастера была капитальная ошибка, над которой стоит задуматься. Он лишен света, истинного знания, Мастер лишь догадывается. Ошибка эта в отказе от выполнения трудной писательской задачи, от каждодневной борьбы за свет знания, за истину и любовь, за свой роман и рассказ о мужестве Маргариты, спасшей отчаявшегося, замаявшегося Мастера. В реальной жизни Мастер — человек редкого таланта, девственной честности и душевной чистоты. Любовь Мастера к Маргарите — во многом неземная, вечная любовь. Она никак не направлена на создание семьи. Вообще следует отметить, что в романе никто из героев не связан другими родственными и семейными узами. Можно-сказать, образ Мастера — символ страданий, человечности, искателя истины в пошлом мире. Мастер хотел написать роман о Понтии Пилате, но это произведение не приняли критики. Он продал душу Воланду, чтобы написать свой роман. Душевные страдания сломили Мастера, и свое произведение он так и не увидел. Вновь обрести роман и соединиться со своей возлюбленной Мастер может только в предоставленном Волан-дом последнем приюте.

Почему же между этими героями вспыхнула любовь? Должно быть, в глазах Мастера, как и в глазах Маргариты, горел какой-то непонятный огонечек, иначе никак не объяснить любовь, которая «выскочила» перед ними и поразила сразу обоих. Можно было ожидать, что уж коль вспыхнула такая любовь, быть ей страстной, бурной, выжигающей оба сердца дотла. Не погасили ее ни безрадостные черные дни, когда роман Мастера был разгромлен критиками и жизнь влюбленных остановилась, ни тяжелая болезнь Мастера, ни его внезапное исчезновение на многие месяцы. У этой любви оказался мирный домашний характер. Маргарита не могла расстаться с Мастером ни на минуту, даже когда его не было и, приходилось думать, уже не будет никогда. Она могла только мысленно умолять его, чтобы он выпустил ее на свободу. По-настоящему ведьма просыпается в Маргарите с появлением надежды вновь увидеть Мастера или хотя бы что-нибудь услышать о нем, пусть даже какой-то невероятной ценой: «Ах, право, дьяволу бы я заложила душу, чтобы только узнать, жив он или нет!» — думает она. Окончательно порвав с мужем, с которым связывало ее только чувство благодарности за все сделанное для нее добро, накануне встречи с Мастером она впервые испытывает чувство полной свободы. История Мастера и Маргариты — самая главная в романе. Рождаясь, она, словно прозрачный ручей, пересекает все пространство романа от края до края, прорываясь сквозь завалы и пропасти на ее пути и уходя в потусторон ний мир, в вечность. Маргарита и Мастер стали жертвами искушения, поэтому они не заслужили света. Иешуа и Воланд наградили их вечным покоем. Они хотели быть свободными и счастливыми, но в мире, где все поглотило зло, это было невозможно. В мире, где роль и действие человека определяются его общественным положением, все-таки существуют добро, любовь, творчество, но им приходится скрываться в мир потусторонний, искать защиты у самого дьявола— Воланда. М.А. Булгаков описал героев, полных жизни, радости, способных ради любви на крайний шаг. Они по силе своей любви стали в ряд бессмертных героев — Ромео и Джульетты и других. Роман еще раз доказывает, что любовь победит смерть, что именно настоящая любовь толкает людей на разные подвиги, пусть даже бессмысленные. Автор проникнул в мир человеческих чувств и показал, если так можно сказать, идеалы настоящих людей. Человек сам волен выбирать между добром и злом, а память человека играет важную роль: она не позволяет черным силам завладеть человеком. Трагедия Мастера и Маргариты в непонимании окружающим миром. Они своей любовью бросили вызов всему миру и небесам.




Top