Сочинение на тему «береги честь смолоду. Эссе "береги честь смолоду" Эссе береги честь смолоду


Сочинение БЕРЕГИ ЧЕСТЬ СМОЛОДУ по произведению А.С. Пушкина Капитанская дочка.

Перед вами сочинение на тему «Береги честь смолоду». Это сочинение-рассуждение по произведению «Капитанская дочка» Александра Сергеевича Пушкина. В сочинении исследуется характер Гринева.

Вам также могут быть полезны эти страницы:

А сейчас – к делу.

Сочинение БЕРЕГИ ЧЕСТЬ СМОЛОДУ

Поверьте мне, я чист душою., Н. Рубцов

Я считаю, что честь занимает первое место в ряду нравственных символов. Можно пережить распад экономики, можно смириться, хотя очень трудно, с распадом государства, можно, наконец, перетерпеть даже расставание с самыми дорогими людьми и с Родиной, но с разложением нравственности никогда не смирится ни один народ на земле. В человеческом обществе всегда относились с презрением к бесчестным людям.

Потеря чести - это падение моральных устоев, за которым следует неотвратимое наказание: исчезают с карты земли целые государства, пропадают в черной дыре истории народы, погибают отдельные личности.

Русские писатели всегда обращались в своих произведениях к проблеме чести. Можно сказать, что эта проблема была и есть одна из центральных в русской литературе.

Понятие чести воспитывается в человеке с детства. На примере повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» хорошо видно, как это происходит в жизни и к каким приводит результатам.

Главный герой повести Петр Андреевич Гринев с детства воспитывался в обстановке высокой житейской нравственности. Ему было с кого брать пример. Пушкин устами Савельича на первых страницах повести знакомит читателей с нравственными установками рода Гриневых: «Кажется, ни батюшка, ни дедушка пьяницами не бывали; о матушке и говорить нечего…» Такими словами воспитывает старый слуга своего подопечного Петра Гринева, который впервые напился и вел себя неприглядно.

Первый раз Петр Гринев поступил по чести, вернув карточный долг, хотя в той ситуации Савельич пытался его уговорить уклониться от расчета. Но благородство взяло верх.

Человек чести, по-моему, всегда добр и бескорыстен в общении с другими. Например, Петр Гринев, несмотря на недовольство Савельича, отблагодарил бродягу за услугу, подарив ему заячий тулуп. Его поступок в будущем спас им обоим жизни. Этот эпизод как бы говорит, что человека, живущего по чести, сама судьба хранит. Но, конечно, дело не в судьбе, а просто на земле больше людей, которые помнят добро, нежели зло, - значит, у человека благородного больше шансов на житейское счастье.

Нравственные испытания ожидали Гринева и в крепости, где он служил. Офицер Швабрин препятствует любви Гринева к Маше Мироновой, плетет интриги. В конце концов дело доходит до поединка. Швабрин - полная противоположность Гринева. Он человек корыстный и неблагородный. Это проявляется во всем. Даже во время поединка он не погнушался воспользоваться для нанесения удара бесчестной ситуацией. Судьба в будущем также предъявит ему счет за его жизненную позицию, но совсем иной, нежели Гриневу. Швабрин примкнет к Пугачеву, и его осудят как предавшего присягу офицера. На примере Швабрина автор хочет показать, что внешняя культура мало влияет на становление характера человека. Ведь Швабрин был образованнее Гринева. Читал французские романы, стихи. Был умным собеседником. Он даже пристрастил Гринева к чтению. Видимо, решающее значение имеет то, в какой семье воспитывался человек.

Во время пугачевского бунта особенно ярко проявились нравственные качества одних героев повести и низость чувств других. Мы узнали, что капитан Миронов и его жена предпочли смерть, но не сдались на милость восставших. Так же поступил и Петр Гринев, но был помилован Пугачевым. Мне кажется, автор дал понять читателю, что Пугачев проявил великодушие в отношении молодого офицера не только из чувства благодарности за старую услугу. Он в равной степени, как мне показалось, оценил в Гриневе человека чести Сам предводитель народного восстания ставил перед собой благородные цели, поэтому не был чужд понятиям чести. Более того, Гринев и Маша благодаря Пугачеву навеки обрели друг друга.

Швабрин и здесь оказался бессилен в осуществлении своих корыстных планов. Пугачев не только не поддержал Швабрина, но и явно дал ему понять, что тот бесчестен и поэтому Гриневу не конкурент.

Нравственность Гринева оказала влияние даже на самого Пугачева. Атаман рассказал офицеру сказку, услышанную им от старой калмычки, в которой речь шла о том, что лучше один раз напиться свежей крови, чем триста лет питаться падалью. Конечно, сказочный орел и ворон спорили в данный момент, решая чисто человеческую проблему. Пугачев явно отдавал предпочтение орлу, питающемуся кровью. Но Гринев смело ответил атаману: «Затейлива… Но жить убийством и разбоем значит, по мне, клевать мертвечину» . Пугачев после такого ответа Гринева погрузился в глубокие размышления. Стало быть, в глубине души Пугачев имел благородные корни.

Интересен финал повести. Казалось бы, связь с мятежным атаманом станет для Гринева роковой. Его действительно арестовывают по доносу. Ему грозит смертная казнь, но Гринев решает из соображений чести не называть имени своей возлюбленной. Если бы он рассказал всю правду о Маше, ради спасения которой он, собственно, и очутился в такой ситуации, то его бы наверняка оправдали. Но в самый последний момент справедливость восторжествовала. Маша сама обращается с просьбой о помиловании Гринева к даме, приближенной к императрице. Дама верит бедной девушке на слово. Этот факт говорит о том, что в обществе, где большинство людей живут по чести, справедливости всегда легче восторжествовать. Дама оказывается самой императрицей, и судьба возлюбленного Маши решается в лучшую сторону.

Гринев до конце остался человеком чести. Он присутствовал на казни Пугачева, которому был обязан своим счастьем. Пугачев узнал его и кивнул головой с эшафота.

Итак, пословица «береги честь смолоду» имеет значение жизненного талисмана, помогающего преодолевать суровые жизненные испытания.

Надеюсь, вам понравилось это сочинение-рассуждение «Береги честь смолоду» по творчеству А.С. Пушкина.

Остались позади волнительные переживания по поводу собственных курсов, обучения, собственных учебных презентационных работ…

Пора было приступать к делу, ради которого собственно все и затевалось!

С одной стороны, хотелось скорее попробовать, как все получится в реалиях школьного учебного процесса.

С другой – появлялись опасения (а вдруг!..): смогут ли мои восьмиклассники – сложно! Достаточно ли глубоким окажется изучение одного из любимых школьниками произведений?

Так приближался конец первой четверти, сомнения мои не убывали. Вот уже завтра последний урок первой четверти. Откладывать уже некуда!

Решено! Объявляю на уроке о том, как мы будем изучать повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Попутно уточняю количество ребят, у которых дома имеются компьютеры (14 компьютеров на 26 человек). Для изучения произведения по программе отводится 8 часов.

Предупреждаю об обязательном полном прочтении произведения.

На первом уроке после каникул – беседа по повести: выясняю, насколько полно прочитана, как осмыслена, что вызвало затруднения, понятна ли авторская идея.

Вместе формулируем основные проблемы произведения, записываем, предлагаю еще раз обдумать вопросы дома и определиться, над какой проблемой хотелось бы работать и попробовать найти себе единомышленников в классе.

Пока все хорошо. Повесть прочитана. Радуюсь, что договоренность выполнена. Можно приступать.

Следующий урок – «мозговой штурм», работа в группах.

Три группы определились без моей помощи.

Еще трем группам помогаю организоваться, с темой они уже справляются сами.

Знакомлю ребят с особенностями проекта: проблемный вопрос, основополагающий, гипотеза… Идут за мной смело. (Мне, кажется, было труднее!)

Активно принимаются за работу – составление сценария презентации. Звонок сегодня явно не к месту!

Следующий этап уже сложнее. Идем в кабинет информатики. В распоряжении каждой группы два компьютера. Только шесть девочек знают, как работать в Power Point.

Короткая консультация. В глазах ожидание: на какую кнопочку нажать! И вот уже жаркие споры о фоне, шрифте – дизайне слайдов.

Опять удивляюсь, как быстро ребята входят в курс дела. Шумновато, правда! Вот и девчата мои уже при деле, помогают.

Много вопросов по программе. «Ага, понятно!» - самая «произносимая» сегодня фраза. И много-много экспериментов!

На мониторах - разнообразие цвета. Буквы и слова падают, сыплются горохом, выползают, мечутся по экранам!

Две группы, не поддавшись соблазну экспериментов, довольно уверенно набирают тексты по слайдам. Кто-то набирает пока только заголовки к слайдам.

Темп работы неодинаков. Видно, кто набирает текст с хорошей скоростью, а кто по одной букве.

На следующих двух уроках работаем также в кабинете информатики. Но работа пошла более продуктивно.

В группах распределены обязанности. Кто диктует, кто печатает. Оказывается, можно добавить иллюстрации. Кто-то уже сканирует с помощью лаборанта, кто-то еще совещается с группой, подойдут ли именно такие, которые они выбрали.

Первая и пятая группы исследуют проблему, легко ли жить по законам чести. Вдруг внутри первой группы возникает дискуссия.

Оказывается, сформулированную группой гипотезу о том, что по законам чести жить легко, весьма проблематично доказывать.

Приходят к мнению, что все-таки очень трудно во всех ситуациях оставаться честным. Для души, оговаривают, легко!

Счастье Петра Гринева следует из его поступков. Наказание Швабрина тоже.

Третья группа не может однозначно ответить на вопрос, кто такой Емельян Пугачев.

Злодей, разбойник? Или спаситель, народный заступник? Или в нем и то и другое вместе? Как быть?

Так ребята учатся выслушивать друг друга, защищать свою точку зрения, принимать во внимание взгляды других людей, сотрудничать и работать в команде.

Вторая группа ищет доказательства о том, что Петр Гринев и Швабрин никогда бы не смогли стать друзьями.

Я не мешаю спорить, стараюсь не вмешиваться – идет творческий процесс! Помогаю, когда помощи просят. Ох, что же они «натворят»!

Четвертая и шестая группы (здесь только девочки) заняты исследованием, является ли любовь Маши Мироновой и Петра Гринева настоящим чувством.

Одна группа ищет доказательства, приводя цитаты из текста, другая пытается объяснить свою точку зрения, приводя собственные выводы с опорой на текст, формулируя и обсуждая каждое предложение.

Обе группы согласны в одном: любовь героев, безусловно, настоящая, так как и Маша, и Петр выдержали достойно все выпавшие на их долю испытания и доказали силу своих чувств.

Двое, Сережа и Алеша, работают над созданием буклета «Историческая основа повести» в программе Publisher.

У них на столе вижу учебник истории, книгу В.И. Буганова «Емельян Пугачев».

Вижу, как достаточно уверенно ребята ориентируются в программе Power Point. Некоторые работают с анимациями. (Думала, что до этого и не дойдем в первый раз!)

Возникла необходимость и в домашней доработке презентаций. Объемы разные. У некоторых все уместилось на дискетах, у других только на дисках.

Любопытно взглянуть, что получается у соседей! И снова за дело, в полной уверенности в том, что «наше» лучше!

Договариваемся о защите созданных презентаций.

Дело коллективное, одни представляют, другие члены группы помогают отвечать на, возможно, возникнувшие вопросы ребят из других групп.

Прошу всех быть внимательными и доброжелательными друг к другу.

Последний этап – защита презентаций.

Немного волнуюсь сама. Вижу, что ребята тоже переживают. Одно дело - работать, ощущая плечо товарища по группе, совсем другое – выступать перед всей публикой.

Еще и гости! (Мои самые близкие коллеги-единомышленники). Защита прошла активно.

Выступающие отвечали на вопросы, им помогали члены их групп. Второй группе (рук. Алеша Хлыбов) даже аплодировали.

На протяжении всей работы ребята размышляли над важными нравственными понятиями: долг, честь, совесть, милосердие, великодушие, любовь. Как живут по ним герои повести? А мы сами?

Закончен проект. Что он дал моим ученикам? Я думаю, много.

Во-первых, это новые возможности учителя для развития компетентностей учащихся: учебных, исследовательских, социально-личностных, коммуникативных; безусловно, умений сотрудничать и работать в команде, организаторских, личностно-адаптивных.

Во-вторых, ребята увидели возможности использования компьютера как помощника в их исследовательской работе, т.е. в учебных целях.

В-третьих, ученики познакомились с двумя новыми для них программами: Power Point, Publisher, закрепили навыки работы с текстовым редактором Microsoft Word.

Я уже не говорю о живой атмосфере творчества, интереса, увлеченности, духа соперничества, здорового азарта, включенности каждого в коллективное дело!

Ведь иногда взгляд сверстника на проблему кажется понятнее и ближе.

А самый главный итог – это вопросы ребят: «А когда еще?..»

В юном возрасте мало кого называют человеком чести, хотя этим моральным качеством человек наделяется с рождения. До нужного момента честь ребенка оберегают родители. Позже ребенок сам понимает, что он уже самостоятельно сможет себя уберечь и защитить. Личную ценность для социума каждый человек показывает своими поступками.

Честь напрямую связана с чувством достоинства, поэтому людям, у которых эти два качества объединены, легче заработать авторитет и прекрасную репутацию. Очень важно честь беречь смолоду, когда неопытному человеку свойственно ошибаться и учиться, а чувство достоинства как предохранитель - не позволит переступить через себя.

Честь включает в себя такие качества как справедливость, преданность, правдивость, порядочность и благородство. Если у человека хоть одно из этих качеств присутствует, то можно уверенно сказать, что и остальные тоже. Если человеку характерна преданность к своей Родине, то он и уважительно относится к правам своих земляков. Наличие чести – гарантия целостности и высокой нравственности. Человек будет уважать честь других людей, если он наделен этим моральным качеством.

В литературе часто встречаются ситуации, когда герои произведений проходят тернистый путь со сложными и неприятными моментами. Таким образом читатели ждут результата – выйдет ли персонаж из них, не запятнав честь и достоинство. Одним из ярких примеров является герой Петр Гринев из повести А.С. Пушкина «Капитанская дочь», который отстоял свою честь и достоинство в самых сложных ситуациях, остался верным себе, своим принципам и настановлениям отца.

На сегодняшний день значение чести немного другое. Много кто считает, что быть человеком чести это нерентабельно. Чаще всего за честь выдается поддельное благородство, а отсутствие морали скрывается под внешними атрибутами.

Если с раннего детства заручится авторитетом у сверстников и старших людей, то по мере взросления круг окружающих людей будет только увеличиваться. Все будут прислушиваться к советам такого человека. Очень важно не забывать, что честь очень тяжело заслужить и очень легко потерять, стоит только один раз оступится. Ведь не зря говорят «семь раз отмерь, один раз отрежь». Если с раннего возраста не иметь чести, то и к преклонному возрасту добиться ее будет очень сложно, именно поэтому честь нужно беречь смолоду.

Сочинение 2

И так, смысл данной пословицы очень значительный для таких людей как мы. Так как эта пословица содержит огромный жизненный смысл, который возможно пригодиться кому-то в жизни, да и в общем он пригодиться всем. Эту пословицу должен знать каждый человек. Но самое главное не только знать её, но и её стоить понимать. Данная пословица является пословицей поколений человечества. Ведь она передавалась из поколения в поколение. Именно эту пословицу очень часто использовали в качестве донесения и рассуждения во многих произведениях. Данная пословица являлась поводом для размышления русских поэтов. Стоить помнить, что “честь” – это некий повод для таково физического и умственного составляющего как гордость. Это эмоция, которая отражает самооценку, точнее самоуважение человека. Но стоит помнить ещё и о “гордыни”. Гордыня отличается от гордости тем, что когда гордыня взяла на тобой вверх, ты становишься эгоистичным человеком, тем самым ты становишься не приятной личность для окружающих тебя людей.

Я могу привести качественный пример из произведения Пушкина под названием “капитанская дочь”. В произведении был такой герой, которого звали Пётр Гринев. Он был слегка азартным человеком, так как играл в карты и у него были вредные привычки. Например, он часто выпивал. Из-за этого может сложиться такое мнение, что Пётр не порядочный человек. Но это был человек чести. Так как он один раз выиграл в карты, и он не потратил эти большие деньги на себя, свои увлечения. Он их отдал своему товарищу, который нуждался в них. Он защищал честь девушки на таком страшном мероприятий как дуэль. Он остался жив, он истребил своего ненавистника в честном бою. А это как раз ещё одно качество, которое говорит о преданности в любви к человеку, к своей девушке мечты.

Гринев человек слова. Именно этот человек является примером гордости и даже возможно некого подражания, конечно же, в хорошем смысле. Он прошёл через все свои трудные испытания и все жизненные трудности, он преодолел все это. Он очень честный человек. Так же он является человеком чести. Он ни разу, не когда в своей жизни не пошёл против своей воли. Всегда как он хотел, так и было. Он всегда добивался всего сам, и помогал тем, кто нуждался в помощи.

Честью является некая культура человека. Это те принципы человека, которым он придерживается. Ведь именно честь ведёт человека к формированию личности, тем более в юные годы. Честь – это не плохое качество, не стоит его путать с эгоизмом и другими принципами.

«Береги честь смолоду» - фраза, которую не раз слышал каждый из нас. И все мы по-разному ее пониманием и растолковываем. Это главная идея и мысль повести Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка». Это наставление не редко звучит из уст отца Петра Гринева и проходит через всю жизнь главного героя.

В повести мы наблюдаем за жизнью Гринева. У мужчины хорошее воспитание, ведь у него был пример для подражания. С первых страниц, благодаря Савельичу, мы узнаем о нравственности семьи главного героя. Он однажды напился, и слуга рассказывал Петру, о том, что такое поведение в их роду не принято. Когда впервые Гринев проигрался в карты, он незамедлительно вернул долг, хотя Савельич уговаривал его этого не делать. Также против воли слуги он благодарит бродягу за оказанную помощь и преподносит ему заячий тулуп. Петр Гринев живет по совести и чести, он добр и бескорыстен.

Когда главный герой служил в крепости, он был влюблён в Машу Миронову. Однако их любви мешал Швабрин, который плел различные интриги. Защищая честь девушки, Петр стреляется с ним. Сам Швабрин - полная противоположность Гринева. Благородство и доброта ему не свойственны. Поэтому во время поединка, он ведет себя гнусно. Вскоре Швабрин примыкает к Пугачеву, и его осуждают за нарушение присяги. Его образ - отличный пример того, как слабо внешнее воздействие влияет на характер человека. Сам по себе он был очень умным, читал французские романы и стихи. Слово «честь» для него пустой звук, ему важно сохранить свою жизнь.

Настало время пугачевского бунта. Здесь мы видим всю нравственность и ценность жизненных позиций общества. Миронов с женой отказываются присягать самозванцу и принимают смерть вместо того, чтобы сдаться бунтовщикам на радость. Не боясь казни, их примеру следует Петр Гринев. Однако Пугачев отпускает его. Читатели могут предположить, что это в какой-то степени благодарность за былую услугу. Благодаря ему, Маша и Гринев смогли быть вместе. В это время Швабрин оказывается бессильным, чтобы осуществить свои корыстные планы. Пугачев настроен против него и не поддерживает его намерений.

В конце романа по доносу Швабрина арестовывают Гринева, но, желая спасти Марию, он не называет ее имени. Если бы он сделал это, его незамедлительно оправдали бы, однако, будучи человеком чести, он не мог так поступить. Сама Маша Миронова обращается к даме, которая, по ее мнению, имеет тесные связи с императрицей с просьбой о помиловании любимого. Как оказалось, эта дама и была императрицей. Она помогает влюбленным и спасает Гринева. Петр оставался человеком чести до конца. Он видел казнь Пугачева, который помог обрести ему счастье.

«Береги честь смолоду». Эта пословица - жизненный талисман и помогает преодолевать суровые испытания, которые приготовила для нас жизнь.




Top