Сочинение на тему время. Декабрьское сочинение тема время - материалы для подготовки к егэ по русскому языку Литература опережает время


Список литературы на тему «Время»
  • "Отцы и дети", И.С. Тургенев;
  • "Вишнёвый сад", А.П. Чехов;
  • "Старуха Изергиль", А.М. Горький;
  • "Один день Ивана Денисовича", А.И. Солженицын;

Цитаты и фразы к направлению "Время", речевые клише

Цитаты для начала и окончания сочинения

  1. Время - это мираж, оно сокращается в минуты счастья и растягивается в часы страданий. (Р.Олдингтон)
  2. Становится новое старым, потом промчатся года - И старое сменится новью: так было, так будет всегда. (Рудаки)
  3. Если время самая драгоценная вещь, то растрата времени является самым большим мотовством. (Б.Франклин)
  4. Время идет медленно, когда за ним следишь... Оно чувствует слежку. Но оно пользуется нашей рассеянностью. Возможно даже, что существует два времени: то, за которым мы следим, и то, которое нас преобразует. (А.Камю)
  5. Держи время! Стереги его любой час, любую минуту. Без надзора оно ускользнет, словно ящерица. Освещай каждый миг честным, достойным свершением! Дай ему вес, значение, свет. (Т.Манн)
  6. Для того чтобы явилось в свет какое-нибудь крупное зло, нужен один день, а чтобы стереть его с лица земли, потребуется несколько столетий. (Л. Бланки)
  7. Кто не помнит своего прошлого, обречен пережить его снова (Д. Сантаяна, американский философ).
  8. Самый зловещий из всех земных звуков - тиканье часов. (В.Солоухин)
  9. Человек, который осмеливается потратить впустую час времени, еще не осознал цену жизни. (Чарльз Дарвин)
  10. «Время так быстротечно, когда куда-то спешишь, и так медлительно, когда чего-то ждѐшь» (Джейсон Стэтэм)
  11. «Счастливые часов не наблюдают» (А.С.Грибоедов)
  12. Если настоящее пытается судить прошлое, то оно теряет будущее. (У.Черчилль).
  13. Даже самый богатый человек не в состоянии откупить свое прошлое. (О.Уайльд)
  14. Я рекомендую Вам заботиться о минутах: часы сами позаботятся о себе. (Честерфилд, английский писатель и политический деятель)
  15. Выбирать время – значит экономить его. (Френсис Бэкон, английский философ-материалист)
  16. Время лечит все раны. (Русская пословица)
  17. Будущее приобретается в настоящем. (Сэмюель Джонсон, английский писатель, автор «Словаря английского языка»)
  18. Счастливые люди считают время минутами, тогда как для несчастных оно тянется месяцами. (Джеймс Фенимор Купер, американский писатель)

Фразы для построения сочинения

1) Мы постоянно теряем время и вряд ли когда-нибудь сможем его отыскать: ни в бюро находок, ни в темном углу под кроватью. Время нельзя вернуть, но его можно наверстать или, по крайней мере, научиться не сожалеть о потере.

2) Для каждого найдется большое количество возможностей потратить драгоценные часы на телевидение, компьютерные игры, масс-медиа. Но эти способы уйти от решения важных задач и убить время очень очевидны, как вредные привычки или пустые разговоры.

3) Среди неизвестного в окружающей нас природе самым неизвестным является время, ибо никто не знает, что такое время и как им управлять.

4) То, что время или совсем не существует, или едва существует, будучи чем-то неясным, можно предполагать на основании следующего. Одна часть его была и уже не существует, другая - в будущем, и ее еще нет; из этих частей слагается и бесконечное время, и каждый раз выделяемый промежуток времени. А то, что слагается из несуществующего, не может, как кажется, быть причастным существованию.

5) Во времени имеется нечто неделимое, что мы называем "теперь". Во времени ничего нельзя ухватить, помимо "теперь". "Теперь" есть непрерывная связь времени, оно связывает прошедшее время с будущим и вообще является границей времени, будучи началом одного и концом другого. Так как "теперь" есть конец прошедшего и начало будущего, то время всегда начинается и кончается. И оно никогда не прекратится, потому что всегда начинается. (Аристотель)

6) Время уносит все; длинный ряд годов умеет менять и имя, и наружность, и характер, и судьбу.

7) Ничто не является более тягостным для мудрого человека и ничто не доставляет ему большего беспокойства, чем необходимость тратить на пустяки и бесполезные вещи больше времени, чем они того заслуживают.

Клише для вступления или для оформления тезиса

Передо мной тема сочинения «…», которая заинтересовала меня тем, что…

Могу предположить, что …(тезис)

Позволю себе высказать свою точку зрения

Переход к основной части

В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература.

Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема...

Правильность своей точки зрения могу доказать, обратившись к …

Обратимся к произведениям художественной литературы

За примерами давайте обратимся к произведениям художественной литературы

Размышляя о …, я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором…

Внутри основной части (переход от одного аргумента к другому)

Можно вспомнить и другое произведение, в котором тоже говорится (поднимается вопрос) о том, что…

Можно привести и другой пример.

В качестве второго аргумента обратимся к произведению…

Эта же тема рассматривается и в произведении…

Заключение

К какому же выводу я пришѐл, размышляя над темой «…»? Думаю, надо…

И в заключение мне хотелось бы сказать, что…

Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что…

Приведенных аргументов, как мне кажется, уже достаточно для того, чтобы утверждать:

Заканчивая рассуждение на тему «…», нельзя не сказать, что люди должны…

Обобщая сказанное, хочу сказать, что…

Темы сочинений по данному направлению

в форме вопроса

в форме цитаты

в форме назывного предложения

В форме повествовательного предложения

"Мудрее всего время, ибо оно раскрывает всё" (Фалес Милетский)

Герой своего времени

Шагнувшие в бессмертие

Что значит жить, опережая время?

«Деньги пропали -наживёшь, время пропало - не вернёшь». (русская пословица)

Взгляд через века

Память неподвластна времени

Что значит родиться не в своё время?

«Времена не выбирают...» (А.Кушнер)

О скоротечности времени

Время – лучший лекарь душевных ран

Историческое время – стрела или вихрь?

«Единственной мерой времени является память» (Владислав Гжегорчик)

Потерянное время

Победившие время

Какое оно, время?

«На крыльях времени уносится печаль». (Жан де Лафонтен, французский поэт, баснописец)

Человек и эпоха

Время может отнять у нас все, кроме любви

Что неподвластно времени?

«Не дайте проскользнуть жизни меж пальцев". (И.С.Тургенев)

Старая фотография

Писатель – летописец истории страны

Надо ли торопиться жить?

«Связующая нить времён...» (Б.Пастернак)

Время поиска

Истинные нравственные ценности – на века

Можно ли победить время?

«У влюбленных обыкновенно часы бегут вперед». (Уильям Шекспир)

Ценности времени

Воспоминания помогают жить.

1. Справедливо ли утверждение, что все начинается с детства?

2. Согласны ли вы с тем, что время определяет судьбу и характер человека?

4. Может ли человек стыдиться своего поколения?

5. Имеет ли право писатель говорить о "болезни" своего времени, своего поколения?

6. Может ли человек противостоять силе времени, эпохе?

7. Волнуют ли современное поколение проблемы, о которых говорили писатели других времен?

8. Должно ли человечество помнить свое прошлое?

9. Возможно ли будущее без прошлого?

12. Как вы понимаете выражение "жить в гармонии со временем"?

13. Время и внутренний мир человека: созвучие и диссонанс.

14. Можно ли утверждать, что жизнь в переломную эпоху отрицает личную ответственность человека?

15. Что, с вашей точки зрения, имел в виду Б.Пастернак, сказав о художнике: "Ты вечности заложник / У времени в плену"?

16. События прошлого, которые важны для настоящего и будущего.

17. Что, по-вашему, значит быть "героем своего времени"?

18. Почему, с вашей точки зрения, фраза из Гамлета "Распалась дней связующая нить,/ Как мне обрывки их соединить?" (в другом переводе - "Распалась связь времён") стала крылатой?

19. Время - линия, круг или спираль?

20. Если бы у меня была машина времени:


Примеры готовых сочинений по тематическому направлению "Время"

Образцы сочинений. Предложенные ниже сочинения не нужно воспринимать как выверенные и отточенные на отлично шпаргалки. Данные образцы предназначены для того, чтобы сформировать представление учащихся о полном или частичном раскрытии темы итогового сочинения. Рекомендуем использовать их как дополнительный источник идей при формировании собственного представления раскрытия темы.

Нас всегда окружает время. Мы – в нём! Нет ни одного человека, который бы жил отдельно от времени. Мы рождаемся, взрослеем, становимся старше... И никто из нас не может ни повернуть вспять своѐ биографическое время, ни изменить... Однако человек, как мне кажется, может замедлить его движение или ускорить! Это зависит от «качества» жизни2. Такое время описывается во многих художественных произведениях. (61 слово)

Вспомним героя романа Ивана Александровича Гончарова Илью Ильича Обломова. Его жизнь происходит на наших глазах. Вот мы видим маленького Илюшу, который растѐт подвижным ребѐнком. А вот Обломов уже на службе. Однако домашний и избалованный, он быстро разочаровывается в жизни чиновника. Спешка, суета, ежедневный приход на службу быстро утомляют Илью Ильича, и он сначала уходит в отпуск на основе «медицинского свидетельства», а затем и вовсе подаѐт в отставку. И постепенно «прирастает» к дивану. Писатель в нескольких частях показывает «биографическое время» героя – этапы его жизненного пути. Первая часть длится несколько часов, и всё это время Илья Ильич либо лежит, либо сидит на диване. Время для него остановилось. Затем во второй и третьей частях время стремительно нарастает: приехал Штольц, друг детства, поднял Обломова с дивана, познакомил с Ильинской. Под влиянием Ольги происходит пробуждение главного героя. И время действия здесь – несколько месяцев. Жизнь Ильи Ильича наполнена движением. Наконец, четвёртая часть – Выборская сторона. Здесь Обломов проводит долгие восемь лет. Долгие! Время вновь останавливается, потому что герой возвращается в то состояние, в котором мы видим его в начале романа: он лежит на диване и ничего не делает. И, что самое страшное, ему комфортно – на диване, в халате, в мечтах... Поэтому совершенно неважно, сколько времени он живѐт у Пшеницыной, важно другое: сонный покой обволакивает Обломова, настоящее и прошлое сливается и перемешивается в неизменяемое, застывшее время, которое остановилось: каждый день похож на прошедший. Так на протяжении романа мы видим, как Обломов замедляет или ускоряет своё время. А остановив время, герой останавливает и саму жизнь: «ленивое переползанье изо дня в день тихо остановили машину жизни. Илья Ильич скончался, по-видимому, без боли, без мучений, как будто остановились часы, которые забыли завести».(271 слова)

К какому же выводу я пришла, размышляя над предложенной темой «Время – ткань, из которой состоит жизнь». Думаю, стоит согласиться с высказыванием Б.Франклина, политического деятеля США: наша жизнь состоит из тонких нитей-мгновений, и от каждого из нас зависит, насколько крепкими и долговечными будут эти нити, насколько интересной будет наша жизнь, проспим мы еѐ, как Обломов, или проживѐм ярко и правильно...(59 слов)

Всего: 391 слово

Мы не можем увидеть время, но именно с его помощью мы измеряем нашу жизнь. Да, время существует, хотя его нельзя потрогать руками:Его нельзя растянуть, сжать или ускорить по собственному желанию. Несмотря на это, мы можем управлять временем, хотя бы частично. Можно запланировать свои дела и успеть сделать все, что нужно. Можно провести время полезно: в учебе, в спорте или за чтением. А можно потратить его впустую: Зато все люди чувствуют ценность минут и секунд, когда, например, ждут скорую помощь или пожарную машину. Человек начинает ценить время, когда опаздывает на поезд, не успевает что-то сделать или время сказать важные слова: Иногда не хватает всего одной лишь минуты! Вот если бы забрать эту минуту у того, кто тратит время впустую и передать его тому, кому оно очень нужно! Но, к сожалению, так не бывает. Поэтому все мы должны понимать ценность времени. Ведь каждая минута дана нам лишь раз. Зря потерянное время уже не вернется, его не проживешь заново. Поэтому время надо беречь и тратить только на то, что имеет смысл, только на то, что развивает нас и наши способности.

Так, например, главный герой романа -эпопеи Л.Н.Толстого "Война и мир" Андрей Болконский всю свою жизнь старался максимально разнообразить свою жизнь. Он молод, красив, получил достойное образование и воспитание для своего времени. Несмотря на суровый нрав и жесткие методы воспитания своего отца, Андрей Болконский благодарен ему за полученное воспитание. Когда начинается война, Андрей, одним из первых отправляется воевать. Он едет на войну не только ради славы и своего "Тулона", но и для того, чтобы найти истинный смысл жизни. Андрей не просится на службу в штабе, он предпочитает настоящее поле боя, а не должность штабной крысы. Получив ранение, он приходит к выводу, что истинный смысл не в славе, а в самой жизни! После смерти своей жены, Андрей теряет смысл жизни, но решает заняться общественными делами. Затем он опять воюет. Перед Бородинским боем он переполнен чувствами, ведь он принимает участие в общем патриотическом деле. Разочаровавшись в очередной раз, Андрей во время своей поездки в Отрадное, встречает старый, могучий дуб. Идет самый разгар весны, природа обновляется, все кругом цветет и пахнет и только этот дуб стоит, как будто сопротивляясь всему живому и новому. Невольно Андрей сравнивает себя с этим дубом и едет с мыслями, что жизнь его кончена и ему придется не жить, а доживать свой век. В Отрадном он повстречается с Наташей Ростовой - милой, молодой и энергичной девушкой. Ее жизнелюбие и искренность заставляют задуматься Андрея о своей жизни, о своем возрасте. Он проникается к ней настоящим чувством и незаметно для себя влюбляется в нее. Так Наташа своей любовью смогла пробудить Андрея, заставить его жить заново и строить мечты на будущее. На обратном пути Андрей опять встречает тот самый дуб, и теперь он с трудом узнает его - дуб буйно зазеленел и расцвел. Андрей счастлив, он приходить к выводу, что "жизнь не кончена в тридцать лет", что надо продолжать жить и самосовершенствоваться.

Каждый раз на Новый год, когда часы бьют 12.00, на мои глаза наворачиваются слезы: Я в этот миг осознаю, что время идет, оно бежит безвозвратно, и жизнь неумолимо движется вперед. В этот момент я понимаю, что жизнь нам дана один раз, и нужно жить так, чтобы оставить после себя какой-то след.

М.Горький в легенде о Марко Поло писал:
"А вы на земле проживете, как черви слепые живут: Ни сказок о вас не напишут, ни песни о вас не споют!" Поэтому нужно прожить так, чтобы о нас и песни слагали, и сказки. Жизнь будет наполнена смыслом, если мы всю жизнь будем учиться и самосовершенствоваться. Не зря сказал в свое время советский писатель Николай Островский: "Жизнь дается человеку один раз. И нужно прожить ее так, чтобы не было мучительно больно за бесценно прожитое время!"

Время… И почему мы его не ценим! Спешим жить, как говорится! Но стоит ли спешить? Нам всем нужно остановиться, оглядеться … Хоть на миг в этом сумасшедшем современном ритме задуматься, а не теряем ли мы время, вечно торопясь по делам. Проблему внимательного отношения ко времени поднимает в своем тексте Владимир Фёдорович Кравченко. Автор задается вопросом, зачем нужно ценить время?

В представленном нам тексте В. Ф. Кравченко, русский писатель-публицист, размышляет над вышеуказанной проблемой через героя-рассказчика. Герой-рассказчик находится в городе Свияжске, где островной человек «жизнь проживает свою медленно и подробно».

Герой, немного утомившись от дороги, «падает в ковыли вблизи двух деревьев» и начинает замечать окружающую красоту. «Небо… голубело, как в ветреном марте. Ближе к западному краю к его ясной лазури примешивалось трудноуловимая жемчужная муть». Немного вздремнув, герой заметил, что за всё проведенное время его «никто не потревожил». Рассказчик понял, что «эта пауза… несла в себе некий смысл». Далее герой приходит к выводу, что разгадка «очарования этого места», кроется в психологии островитян. «Островной человек проживает свою жизнь медленно и подробно»-вот разгадка. Вот, что его очаровало.

Я полностью разделяю позицию автора. Ведь, действительно, мы не ценим время, не ценим каждую прожитую минуту, секунду. А постоянно спеша, мы не ценим то, что имеем. Данная проблема давно волновала людей. На проблему ценности момента написано множество произведений. Так, например, в произведении Паустовского «Телеграмма» девушка не ценила время. В рассказе девушка совсем забыла про свою мать. А когда ей пришла телеграмма, что её мать умерла, девушка вдруг осознала свою ошибку. Но, к сожалению, слишком поздно.

Также данная проблема поднимается в произведении А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича». В повести Иван Денисович осознает важность, ценность времени. Он благодарен тем вещам, которые нам кажутся совершенно обычными. Благодарен он тому, что не замерз, тому, что сумел докурить за товарищем, тому, что ему досталось не одна порция, а целых две. Он ценит момент и у него можно этому поучиться.

Итак, немного поразмышляв над проблемой, хочу сказать, что нам нужно начать ценить каждый момент в нашей жизни. Порой осознание ценности приходит слишком поздно. Поэтому, хочу поблагодарить В. Ф. Кравченка за предоставленную возможность задуматься.

Какая удивительная тема – «Потерянное время». Потерянное... Мне кажется, потерять можно какую-то вещь, но время... Однако, если вдуматься, мы теряем его очень часто. Попробуйте проанализировать свой день – минуту за минутой. Посчитали свои растраченные впустую драгоценные минуты? Много их? Думаю, да... Потерянное время мстит за себя . Сомневаетесь? Докажу свою точку зрения, обратившись к художественной литературе.

Аргумент 1 – «Сказка о потерянном времени» Евгения Львовича Шварца

Аргумент 2 – И.А.Гончаров «Обломов»

Можно взять в заключение - слова Ричарда Уэйтли, английского писателя, который сказал: « Потеряй один час утром, и искать его будешь весь оставшийся день»

Тема та же Потерянное время

У прошлого есть запах, вкус и цвет,

Стремление учить, влиять и значить,

И только одного, к несчастью, нет –

Возможности себя переиначить.

Так пишет русский и израильский писатель Игорь Миронович Губерман, получивший широкуюизвестность благодаря своим афористичным и сатирическимчетверостишиям - «гарикам». (Вступление – 40 слов)

Действительно, у каждого из нас есть прошлое, настоящее и будущее, и все три времени взаимосвязаны. Поэтому, строя грядущее, человек должен задумываться над своими поступками, отношением к людям, профессии, к миру, окружающему его. Нельзя тратить время на пустые разговоры, на лежание на диване, на безумное добывание денег, на бездействие, а главное - нельзя изменять самому себе. Человек должен понимать, что потерянное время – это потерянная жизнь . (тезис – 64 слов). В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература. (скрепа – 9 слов)

1 Аргумент – рассказ Антона Павловича Чехова «Ионыч»

2 Аргумент – стихотворение м.Ю.Лермонтова «Дума»

Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее - иль пусто, иль темно,

Меж тем, под бременем познанья и сомненья,

В бездействии состарится оно.

Богаты мы, едва из колыбели,

Ошибками отцов и поздним их умом,

И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,

Как пир на празднике чужом. (фрагмент стихотворения)

Заключение.

К какому же выводу я пришла, размышляя над темой «Потерянное время»? Время – наше сокровище, которое мы не ценим и тратим впустую. Торопя жизнь или замедляя её, человек пропускает самое главное – саму жизнь. Тот, кто привык откладывать всё на потом, будет наказан: потеря времени обернётся пустотой, одиночеством, чувством неприкаянности, ранним старением души и тела. Не зря же Петя Зубов, герой сказки Е.Шварца, пройдя все испытания, утверждает: «Человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет». Давайте прислушаемся к его словам... (80 слов)

Так можно начать сочинение... Или завершить

Время - это мираж, оно сокращается в минуты счастья и растягивается в часы страданий. (Р.Олдингтон)

Становится новое старым,

потом промчатся года -

И старое сменится новью:

так было, так будет всегда. (Рудаки)

Если время самая драгоценная вещь, то растрата времени является самым большим мотовством. (Б.Франклин)

Время идет медленно, когда за ним следишь... Оно чувствует слежку. Но оно пользуется нашей рассеянностью. Возможно даже, что существует два времени: то, за которым мы следим, и то, которое нас преобразует. (А.Камю)

Держи время! Стереги его любой час, любую минуту. Без надзора оно ускользнет, словно ящерица. Освещай каждый миг честным, достойным свершением! Дай ему вес, значение, свет. (Т.Манн)

Для того чтобы явилось в свет какое-нибудь крупное зло, нужен один день, а чтобы стереть его с лица земли, потребуется несколько столетий. (Л. Бланки)

Кто не помнит своего прошлого, обречен пережить его снова (Д. Сантаяна, американский философ).

Самый зловещий из всех земных звуков - тиканье часов. (В.Солоухин)

Человек, который осмеливается потратить впустую час времени, еще не осознал цену жизни. (Чарльз Дарвин)

«Время так быстротечно, когда куда-то спешишь, и так медлительно, когда чего-то ждёшь» (Джейсон Стэтэм)

«Счастливые часов не наблюдают» (А.С.Грибоедов)

Если настоящее пытается судить прошлое, то оно теряет будущее. (У.Черчилль).

Даже самый богатый человек не в состоянии откупить свое прошлое. (О.Уайльд)

Выбирать время – значит экономить его. (Френсис Бэкон, английский философ-материалист)

Время лечит все раны. (Русская пословица)

Будущее приобретается в настоящем. (Сэмюель Джонсон, английский писатель, автор «Словаря английского языка»)

Счастливые люди считают время минутами, тогда как для несчастных оно тянется месяцами. (Джеймс Фенимор Купер, американский писатель)

Время – категория важная для человека. Оно неостановимо движется, сокращая наше пребывание на земле. Кажется, впереди ещё много времени, но человек не может предугадать, что ждёт его завтра. Высокомерно о времени рассуждает смертный и самоуверенный Берлиоз. В разговоре с Воландом он декларирует свои планы на вечер, над чем смеётся дьявол, отрицая возможность осуществления этих планов. И лишь оставшийся в живых Иван Николаевич Понырёв (Бездомный) осознаёт всю правоту утверждений Воланда. Всё происходящее в сквере на Патриарших прудах почти мгновенно, но какую роль эти события сыграли в жизни каждого.

2. А.С. Пушкин «Выстрел»

В «Повестях Белкина» особое место занимает история Сильвио, человека отчаянно смелого, дерзкого, посвятившего жизнь идее мщения. Однажды, испытав унижение от человека более удачливого и ещё более дерзкого, он решает, что необходимо во что бы то ни стало отомстить обидчику. Уйдя в отставку, он поселяется в отдалённом уголке, в ожидании того момента, когда можно будет нанести ответный и обязательно смертельный удар. Проходят годы, прежде чем он узнаёт, что его противник женился на любимой женщине. Он возвращается, для своего пропущенного когда-то выстрела. Мгновение, которое проходит в течение повторной дуэли, длится секунды, но для графа, на которого наставлен пистолет, проходит вся жизнь. Впоследствии, он рассказывает помещику Белкину, как он понял в течение нескольких минут всю свою жизнь и все то плохое, что он сделал своим противникам.

3. И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»

Главный герой этого рассказа Бунина лишён имени, потому что этот человек очень хорошо думал о себе. По его мнению, он имел право на превосходство над всеми остальными простыми людьми, поэтому автор называет его господином. Он в течение всей жизни «работал», как пишет Бунин, и это было очень понятно всем привезённым из Китая рабочим, трудящимся за копейки, по сути, за еду и кров. Вся жизнь была посвящена накопительству, с тем чтобы в один прекрасный момент вкусить радость и сладость бытия на отдыхе в Европе. Однако жизнь невозможно запланировать. По приезде на Кипр господину внезапно становится плохо. В течение каких-то минут он умирает, так и не вкусив радости жизни. А вот герой, живущий на этом залитом солнцем острове, – «Лоренцо, высокий старик-лодочник, беззаботный гуляка и красавец, знаменитый по всей Италии», никогда не думающий о наживе и жизни впрок, наслаждается солнцем и радостью бытия, даруемой ему Богом.

Стали известны направления, по которым для выпускников составят темы сочинений. Совет по вопросам проведения итогового сочинения, который возглавляет Наталия Дмитриевна Солженицына, определил пять тематических направлений: "Время", "Дом", "Любовь", "Путь", "Год литературы в России".

По желанию сочинение могут писать и выпускники прошлых лет, - пояснили "РГ" в Минобрнауки. - Темы разрабатываются в закрытом режиме.

Большинство учеников с сочинением справились и почти не превышали допустимое число ошибок - 5 на 100 слов. Другое дело, каким слогом и стилем они писали творческие работы. Учителя об этом не очень-то хотят рассказывать, а вот вузовские педагоги от сочинений не в восторге. В Московском городском педуниверситете проверили 1300 работ.

К сожалению, большинство сочинений шаблонные и напоминают по структуре часть С из ЕГЭ, - рассказал ректор Игорь Реморенко. - Почти у всех последний абзац начинается так: "В заключение хочу сказать..."

Известный писатель Андрей Аствацатуров, который преподает в вузе, рассказал "РГ", с какими знаниями по литературе вчерашние школьники приходят в вузы: "На экзамене узнаешь от студента, что современниками Пушкина были поэт Батюшкин и Боратышкин. Бывает и что-нибудь посмешнее...". Впрочем, стоит ли удивляться, если все предыдущие годы учеников просто натаскивали на тесты?..

Советы выпускникам

"Время" . В центре рассуждения человек и время, общество и эпоха.

"Дом" . Это единство малого и большого, соотношение материального и духовного, внешнего и внутреннего.

"Любовь" . Тут есть возможность посмотреть на любовь с различных позиций: родителей и детей, мужчины и женщины, человека и окружающего его мира.

"Путь" . Это и дорожные впечатления, и раздумья о судьбе человека, образе его жизни, выборе цели и средств ее достижения.

"Год литературы" . Темы будут обращены к читателю, проживающему очередной год своей жизни с книгой в руках. Здесь понадобятся читательский кругозор и умение рассуждать о большой литературе.

C сайта ФИПИ

Прямая речь

Наталия Солженицына:

Направления даны не для учеников, а для учителей и разработчиков тем. Ученики же будут писать сочинения на конкретные темы. Всего будет подготовлено не менее 300 разных тем сочинений. Почему так много? Темы будут разными для каждого часового пояса. Те, кто получат "незачет", смогут переписать работы в феврале и мае, и темы не будут пересекаться с теми, что были в основной день.

Каждый ученик в день экзамена получит 5 конкретных тем, которые он сможет раскрыть на выбранных им самим произведениях. В сетях паникуют: а что если человек, раскрывая тему любви, захочет взять "Лолиту" или "Пятьдесят оттенков серого"? Ну, если выпускника это волнует, пусть лучше пишет, чем загонять его в подполье с его переживаниями, однако я сомневаюсь, что в реальности такое произойдет. К тому же книги эти теперь маркируются знаком "18+" в соответствии с законом о защите детей о нежелательной информации, впрочем, дискуссия о применениях этого закона продолжается. Но направление "Любовь" порождает десятки тем: это и любовь к своей профессии, к родителям, к Родине, большой или малой, это может быть любовь к животным, к горам или морю, к живописи или музыке, любовь может быть светлая и трагическая, эгоистическая и жертвенная.

Некоторые учителя предлагают рядом с темами давать авторов, на которых можно опираться, раскрывая тему. Такого не предполагалось, мы всячески старались уйти от школьного литературоведения, от навязывания детям шаблонов. Обсудить, каких авторов и какие произведения взять, раскрывая ту или иную тему, учитель может на уроках. Допустим, укажем мы трех-четырех авторов к теме сочинения. Слабого ученика это не спасет, а сильного только стреножит.

Компетентно

Елена Зинина, ученый секретарь Федерального института педагогических измерений (ФИПИ):

Комментарии к направлениям составлены таким образом, чтобы они не подсказывали темы сочинений, но при этом давали бы определенные ориентиры, показывали различные возможные ракурсы формулировок. Более конкретный комментарий мог бы провоцировать на разработку репетиционных тем сочинений, разного рода шпаргалок, в том числе и силами недобросовестных издательств. Темы станут известны за 15 минут до начала сочинения. Уверяю вас, они будут несложными. Разрешается использовать художественное произведение, отечественное или зарубежное, фольклор, мемуары, публицистику, стихотворные произведения. Требование: в сочинении не меньше одного стихотворения. Использовать религиозную литературу, в том числе Библию, Коран, не запрещено.

Какие сочинения писали гимназисты в начале ХХ века

Слово как источник счастья.

Почему жизнь сравнивают с путешествием?

Родина и чужая сторона.

О скоротечности жизни.

Какие предметы составляют богатство России и почему?

О высоком достоинстве человеческого слова и письма.

О непрочности счастья, основанного исключительно на материальном богатстве.

Замирание нашего сада осенью.

Встреча войска, возвратившегося из похода.




Top