Сочинение по картине Григорьева С.А. Вратарь

Подготовка к сочинению по картине С. Григорьева «Вратарь». (Материалы для учащихся. 7 класс)

1. Рассказ о художнике.

Сергей Алексеевич Григорьев – народный художник Украины, родился в Луганске (Донбасс) в многодетной семье железнодорожника.
Широкую известность приобрёл как автор произведений на тему семьи и школы. Лучшие полотна художника посвящены детям. Среди них известны картины: “Обсуждение двойки”, “Морской волк”, “Первые слова”, “Юные натуралисты”. Заслуженную славу принесла художнику картина “Вратарь”. Автору была присуждена Государственная премия.

2. Словарная работа

1. Подберите соответствующие деепричастные обороты.
1) Мальчик шел на ворота….
2) Никто не мог с такой резкостью, как игрок, рвануться с места и … столь же неожиданно затормозить.
3) Он мощно разгонялся и … наносил удар с ходу.
4) … резко протягивал руку вперед, указывая, куда будет бить

Для справки:
Не доходя до мяча двух шагов, перед самым ударом; не теряя мяча; притормаживая и меняя направление; не меняя ритма шагов, не семеня.

3.План описания(вариант1)
1) За домом в погожий осенний день.
2) Бесстрашный вратарь и его помощник.
3) Зрители “болеют” по-разному.
4) Мастерство художника: удачная композиция, выразительные детали, мягкий колорит картины.

План описания(вариант2)
1) Описание картины С.А. Григорьева “Вратарь”:
а) на пустыре в погожий осенний день;
б) бесстрашный вратарь;
в) мальчик в красном костюме;
г) болельщики и зрители.
2) Особенности композиции картины.
3) Роль деталей в картине.
4) Колорит картины.

5) Тема и основная мысль картины.

6) Мое отношение в картине.

4.Редактирование .

Задание: Исправить речевые ошибки.

Варианты сочинений


Вариант1.

война , все увлекались игрой.

Вариант 2


На картине С.Григорьева «Вратарь» мы видим футбольный матч, игроков и зрителей, расположившихся на пустыре. Из игроков изображен только вратарь, остальные на картине не видны. Вратарь, судя по одетым на руки перчаткам, по лицу, выражающему серьезность, по жилистым ногам, очень опытный и не раз стоял в воротах. Вратарь – мальчик двенадцати – тринадцати лет – стоял, ожидая атаки на его ворота. Он сразу после школы. Это понятно по его портфелю, лежащему вместо штанги.

Вратарь, игроки и зрители находятся не на футбольном поле, а на пустыре, не предназначенном для футбола.

На втором плане – мальчик за воротами и зрители. Наверное, мальчик в красном костюме хорошо играет, но его не взяли, потому что он младше играющих. Ему на вид всего девять – десять лет. Но по выражению лица он сильно хочет играть.

Зрители же самых разных возрастов: и дети, и дяденька, и маленький ребенок. И все очень интересуются игрой. Только собака, наверное, чья-то из зрителей, не смотрит на игру.
Место действия картины – Москва. На заднем плане видны сталинские постройки.

На дворе осень. Конец сентября – начало октября. Погода замечательная, теплая, потому что все одеты легко: в ветровках, некоторые – малыши – в шапках, вратарь – в шортах. Мне понравилась эта картина тем, что она «живая». Я чувствую эмоции, которыми переполнены ребята: и игроки, и зрители.

Вариант3.

Передо мной картина С. Григорьева «Вратарь». На этой картине главный персонаж – вратарь.
На переднем плане изображен мальчик – вратарь. Он стоит на воротах. Если посмотреть на него, то можно сказать, что он профессионально относится к своим обязанностям. У вратаря очень серьезный взгляд. На правой ноге у него повязка, наверное, на прошлых играх он получил травму. Сам он, может быть, ожидает пенальти. Сзади него стоит мальчик в красном костюме. Судя по всему, он тоже хочет поиграть в футбол, но его не пускают потому, что он маленький по сравнению с другими игроками. Ребята после школы и поэтому вместо штанг у них портфели.
На втором плане изображены зрители. Все они с увлечением смотрят на игру. Каждый из них особенно интересен, но больше всех мне нравится собачка тем, что она единственная не смотрит за игрой.

Дяденька, сидящий сбоку, с большим увлечением наблюдает за происходящим. Как будто он вспоминает те годы, когда он был молодым и сам играл в футбол. Одет он в костюм. В руке у него книга . Значит, он случайно смотрит за игрой, т.к. он вышел почитать ее, но не удержался и стал смотреть матч. Рядом с ним сидят дети. Одна девочка мне особенно интересна, потому что в руках у нее непонятное: то ли рыба, то ли кукла, то ли младенец.

С. Григорьев изобразил момент игры в футбол. На картине художника – осень, неясный день. Кустарники и трава уже пожелтели. Ребята собрались после школы поиграть в футбол. Наблюдатели были одеты легко. На заднем плане картины изображены старинный промышленный город. Вдалеке виднелось голубоватое правительственное учреждение с красным флажком, сырые жилые кварталы, дома-новостройки. В старинном городе видны маковки церквей. Окутаны туманом здания старинной постройки. В промышленном городе небо желто-серое. А в старинном – серо-голубое. Ребята играют в футбол на пустыре. Импровизированная футбольная площадка вытоптана.

Зрители внимательно наблюдают за игрой. Они увлечены ей. Справа от вратаря находятся развалины здания. Два портфеля изображали ворота. Из них были видны пионерские галстуки, углы книг. Рядом с вратарем лежала белая собака с черным ухом. Вратарь был одет в футбольные трусы голубого цвета и черную кофту. Колено у него было перебинтовано, а на руках надеты перчатки. Мальчик выглядел двенадцатилетним (на лбу были морщины). Рядом с вратарем стоял «судья». Художник хотел показать азарт игры. Картина была написана неяркими, приглушенными красками в тысяча девятьсот сорок девятом году. Несмотря на то, что четыре года назад кончилась война , все увлекались игрой.

Другая девочка в красной шапке согнулась, чтобы лучше наблюдать за происходящим. Видно, это у нее не очень хорошо получается, потому что мужчина загораживает весь обзор ребятам.
Из-за девочки выглядывает мальчик. Он так внимательно следит за игрой, что даже весь извертелся. Рядом с ним стоит девочка с большим бантом, а ниже находится мальчик, у которого на коленях сидит младший брат, закутанный во все, что угодно – ему, наверное, жарко.
На заднем плане картины изображены большие дома. Значит, они в Москве. На картине осень.
Уже садится солнце, потому что с левой стороны начинает краснеть небо. Детям пора идти домой.

Мне картина не очень понравилась, потому что она скучная. А детям пора идти домой и делать уроки.

В детстве я увлекался футболом. Стать настоящим футболистом мне не удалось. А вот увлечение осталось. Но не всегда получается попасть на футбольный матч. А иногда так хочется поболеть за любимую команду. И вот не так давно я узнал, что неподалеку собираются на пустыре ребята из соседних домов и устраивают на импровизированном поле настоящие футбольные баталии.

Вот я и решил однажды пойти посмотреть, как играют доморощенные футболисты. Все какое-то развлечение, да и любимая игра все же. Пустырь был немаленьким. Правда на футбольное поле он тоже мало походил. Но для игры годился. Играли ребята сразу же после школы. Границу ворот обозначили собственными ранцами. Я и еще несколько болельщиков устроились на деревянных щитах. За своих друзей пришли поболеть девочки, одноклассницы одного из игроков. Были и ребята помладше. Все мы сидели рядышком. Кое-кто из ребят пришел из дома: настолько интересен был им футбол.

Игра началась довольно вяло. Но постепенно игроки входили во вкус. И вскоре матч так захватил меня, что я забыл о том, что играют простые мальчишки. Я то вставал, то вновь опускался на импровизированную трибуну. Что-то кричал, давал советы. Игра подходила к концу. Наша команда выигрывала. Но соперники не сдавались. Они всячески старались сравнять счет. Но вратарь нашей команды был всегда начеку.

На воротах стоял мой сосед Петя. Я его сразу даже не узнал. Встречая Петю на лестнице или во дворе дома, я думал о том, какой он неопрятный. Вечно растрепанный с изорванным портфелем, он производил впечатление человека рассеянного, несобранного. Но сейчас он преобразился до неузнаваемости. Куда девалась его рассеянность и беспечность. Петя был одет просто: черная футболка, шорты. На ногах обычные ботинки. Он был полностью сосредоточен на игре, внимательно следил за тем, что делалось на поле, и вовремя ловил летящий в ворота мяч.

Наступил решающий момент игры. Все наше внимание было направлено на середину поля, где развернулась нешуточная борьба за мяч. Соперники всячески старались забрать его у наших защитников. Им это не удавалось. Но они не сдавались и шли в атаку вновь и вновь. Петя, согнув ноги в коленях, упершись в них руками в перчатках, ждал, готовый в любой момент отразить удар. Но ему этого делать не пришлось. Старшеклассник, бывший на матче судьей, объявил, что время вышло. Игра была окончена. Расстроенные соперники нехотя побрели домой. А мы радовались нашей победе. Я поздравил Петю с великолепной игрой, и мы вместе направились к дому, обсуждая лучшие моменты. С тех пор я часто бываю на пустыре, болею за команду нашего двора.

На картине художник изобразил дворовый футбол. Посмотрите, на холсте мы видим не специально оборудованное футбольное поле, а обычный двор. Вместо штанг ребята используют свои портфели. Зрители, наблюдающие за ходом игры, сидят на небольшой скамеечке. Некоторым зрителям места не хватило, они стоят рядом.

Центральное место на картине занимает мальчик, который стоит в воротах. Это, пожалуй, самый важный человек во дворовой футбольной команде – вратарь. Глядя на вратаря, у меня создается впечатление, что он часто играет в футбол, ведь одно колено у него перевязано. Кроме того, мне кажется, что этот сорванец может и уроки попустить ради важного матча. Взгляд мальчика сосредоточен, он внимательно следит за игроками, которых на картине мы, к сожалению, не видим. Их мы можем себе только представить.

В сторону игроков смотрят и зрители, среди которых выделяется уже взрослый мужчина. Наверное, в детстве он тоже очень любил играть в футбол, и теперь с интересом смотрит за мальчишеской игрой. Рядом с мужчиной сидят ребята. А вот расположившейся в ногах одного мальчика собаке, пожалуй, все равно, кто победит в этой игре: она свернулась калачиком и спит.

На картине есть еще один персонаж, который заслуживает внимания. Это мальчуган, который стоит за вратарем. Наверное, из-за своего возраста его не взяли в команду. Теперь несостоявшийся футбольный игрок обижен, но с поля он уходить не собирается. Он наблюдает за игрой, стоя за спиной вратаря.

Скорее всего, на картине художник изобразил начало учебного года. Мы видим уже желтевшие листья на кустах, серое небо. На заднем плане картине стоят высотные здания. Возможно, это – Москва. А судя по одежде героев на картине, время, изображенное на картине «Вратарь» - это пятидесятые годы двадцатого столетия.

Картина мне понравилась. Настроение от просмотра у меня поднялось. Мне тоже захотелось поиграть в интересную игру – футбол.

Сочинение по картине «Вратарь» 7 класс

Сочинение-описание картины С. Григорьева «Вратарь»

«Вратарь» является одной из самых известных картин советского времени и принадлежит кисти С. Григорьева. Сегодня увидеть воочию данное произведение искусства можно посетив Третьяковскую галерею. Картина была создана в 1949 году, в непростое послевоенное время. В этот период страна всеми силами пыталась оправиться от пережитых бедствий и вернуться к мирной . Именно эту мысль хочет донести до нас художник, посвящая свою работу детям, их повседневному досугу.

Как известно, во все эпохи мальчишки отдавали предпочтение подвижным командным играм. Для советских детей любимым времяпровождением был футбол. Отсутствие специального поля – не помеха, его в то время легко заменял пустырь, что мы и видим на картине. Основным персонажем мастерски прорисованного сюжета является худощавый паренек лет двенадцати-тринадцати, стоящий на «воротах», которые обозначены двумя небрежно брошенными портфелями. Напряженная поза мальчика говорит о важности момента, можно предположить, что от его действий зависит ход дальнейшей игры. При ближайшем рассмотрении становится понятно, что перед нами опытный вратарь: правое колено подростка обмотано бинтом, на ногах кеды, а руки защищены перчатками.

Ни мяча, ни других игроков не видно, но внимательные взгляды главного героя и болельщиков, устремленные в противоположную сторону, красноречиво свидетельствуют о нешуточной борьбе за победу. Скамеек нет, и зрители расположились на бревнах. В основном это маленькие дети, и поэтому особо выделяется мужчина в костюме и шляпе. Он с неподдельным азартом наблюдает за игрой, возможно, это чей-то отец или брат. Позади вратаря с решительным видом стоит мальчик в ярко-красном костюме, видно, как ему хочется быть на месте своего старшего товарища. Лишь спящая на земле белая собачка безучастна к происходящему.

Художник запечатлел на картине – травы уже почти нет, а листва пожелтела. Где-то вдалеке виднеются неясные силуэты строящихся зданий, символизирующих скорое светлое .

7 класс Сочинение-описание картины С. Григорьева «Вратарь»

Сочинение по картине «Вратарь» 7 класс

Перед нами известная картина «Вратарь». Картина написана в тёмных, мрачных тонах. На ней изображены мальчишки, играющие в футбол. Действия на картине происходят в послевоенное время - ребята развлекают себя как могут. Они решили поиграть в футбол после школы.

Портфели для них стали штангами, а обычный двор – футбольным полем. За матчем наблюдает ребятня, по их лицам видно, что они переживают за исход игры. Среди ребятни сидит мужчина в синем костюме, чёрных туфлях и шляпе. Возможно это отец одного из играющих. Он тоже напряжённо наблюдает за игрой.

Неподалёку от зрителей стоит вратарь. По нему видно, что он устал, но готов играть дальше. Его коленка забинтована, но ему не страшны мелкие ссадины. Его взгляд нацелен в центр поля, где сейчас, наверное, находится мяч.
Взгляд мальчика напряжён: скорее всего, игрок с мячом приближается к воротам, чтобы пробить пенальти. Вратарь готов отбить мяч и не подвести себя и свою команду. Позади него стоит мальчик поменьше. Скорее всего, он чей-то младший брат, которого не взяли в команду. Он явно обижен, что его не взяли в игру. По его взгляду видно то, что он считает себя ничуть не хуже ребят, которые играют. Он даже встал за поле, а не сел рядом со всеми наблюдающими.

В общем – это очень красивая картина. Она прекрасна не контрастным изображением или приятными тонами – она прекрасна своим замыслом, выражающим развлечение детей в те годы. Она показывает совершенно типичную ситуацию того времени: мальчишки во дворе играют в футбол – стандартное развлечение для мальчиков в этом возрасте. Ещё эта картина показывает не безразличность детей взрослым, ведь отец пришёл поболеть за своего сына, поддержать его.

Такие развлечения сближают людей: отцов с сыновьями, приятелей по школе и ребят, живущих в одном дворе. В общем, картина отличная. Всё гениально и просто.

сочинение описание картины григорьева вратарь 7 класс

Сочинение по картине «Вратарь»

На картине С.Григорьева «Вратарь» мы видим футбольный матч, игроков и зрителей, расположившихся на пустыре.

Из игроков изображен только вратарь, остальные на картине не видны. Вратарь, судя по одетым на руки перчаткам, по лицу, выражающему серьезность, по жилистым ногам, очень опытный и не раз стоял в воротах. Вратарь – мальчик двенадцати – тринадцати лет – стоял, ожидая атаки на его ворота. Он сразу после школы. Это понятно по его портфелю, лежащему вместо штанги.

Вратарь, игроки и зрители находятся не на футбольном поле, а на пустыре, не предназначенном для футбола.

На втором плане – мальчик за воротами и зрители. Наверное, мальчик в красном костюме хорошо играет, но его не взяли, потому что он младше играющих. Ему на вид всего девять – десять лет. Но по выражению лица он сильно хочет играть.

Зрители же самых разных возрастов: и дети, и дяденька, и маленький ребенок. И все очень интересуются игрой. Только собака, наверное, чья-то из зрителей, не смотрит на игру.

Место действия картины – Москва. На заднем плане видны сталинские постройки.

На дворе осень. Конец сентября – начало октября. Погода замечательная, теплая, потому что все одеты легко: в ветровках, некоторые – малыши – в шапках, вратарь – в шортах.

Мне понравилась эта картина тем, что она «живая». Я чувствую эмоции, которыми переполнены ребята: и игроки, и зрители.

сочинение ученицы 7 класса гимназии Захаровой Оли


Похожие сочинения:

1 вариант сочинения:

Картина Григорьева С.А. «Вратарь» написана неяркими, сероватыми красками в 1949 году. На ней мы видим, что мальчишки играют в футбол.

Пожелтевшая листва и одежда персонажей, говорят о том, что на дворе тёплый осенний день.

На картине мы видим разбросанные по полю портфели мальчишек, это и подтолкнуло на мысль, что ребята решили сыграть в футбол после учёбы.

На заднем плане мы можем хорошо рассмотреть зрителей этого матча. Среди них есть две девочки, четыре мальчика и маленький малышок, белая с чёрным пятнышком собака, которой явно всё равно игра ребят и мужчина, заинтересованный игрой!

Так же можно увидеть мальчугана, одетого в красный костюм, который явно хотел играть, но увы его не взяли в команду, так как он меньше других ребят.

Главный персонаж этой картины - вратарь. Его поза передаёт напряжённость и ожидание. Он внимательно следит за игрой и наверняка готов к атаке с другой команды. Одет он довольно таки простенько и бедно: Синие шорты, школьная рубашка с воротником, школьные удлинённые чёрные туфли и чёрные перчатки, защищающие от удара меча.

Я думаю, что художник хотел показать азарт самой игры. Мне понравилась эта картина, тем, что её автор чётко передал эмоции персонажей и всю обстановку игры.

2 вариант сочинения:

Я вижу картину С.Григорьева «Вратарь». На этой картине изображены зрители и вратарь во время футбола.
На переднем плане этой картины изображен мальчик, по его виду понятно, что он вратарь. У него очень сосредоточенное лицо, возможно, мяч приближается к воротам, или, скорее всего, ему сейчас пробьют пенальти. У вратаря забинтована нога, это показывает на то, что этот мальчик регулярно играет в футбол. Ему лет двенадцать, я думаю, что учится он средне. Возможно, в будущем из него выйдет хороший футболист. За вратарем стоит другой мальчик, поменьше. Он очень опечален, что его не взяли в команду. Он стоит с надутым лицом. Учится он примерно в третьем классе. Он очень уверен в себе. Ведь вместо того, чтобы сидеть с другими зрителями, он стоит на поле.
Ребята играют во дворе, не предназначенном для игры в футбол. У них вместо штанг по бокам лежат портфели, что показывает на то, что они играют в футбол после уроков.
На среднем плане на лавке сидят зрители, явно увлеченные игрой, кроме собаки, которая думает о чем-то своем, скорее всего, о еде. На скамейке помимо детей сидит взрослый дядя, явно чрезвычайно увлеченный игрой. Наверное, он вспоминает себя в школьные годы. Рядом с дядей сидят две девочки. Первая – в плаще с капюшоном – тоже очень внимательно следит за игрой, второй также не менее интересно происходящее. Мне кажется, вторая девочка обязательная. На руках у нее маленький ребенок. Рядом с ней сидят два мальчика, явно заинтересованные игрой. Первый мальчик нагнулся, чтобы лучше видеть игру, а второй вытянул шею, потому что за дядей ему ничего не видно. За этим мальчиком стоит девочка. Мне кажется, что она хорошо учится. Она одета в школьную форму, на ее голове бант. Рядом – сидит мальчик с маленьким братом. Я считаю, что этот мальчик очень ответственный, все время помогает маме и заботится о младшем брате. Все зрители очень увлечены и сосредоточены на игре, даже младший брат последнего мальчика с интересом смотрит на происходящее. Возможно, что собака, лежащая рядом с братьями, им и принадлежит.
На заднем плане изображены здания. Я думаю, действия этой картины происходят в крупном городе, вероятно, в Москве, где-то золотой осенью, примерно при Хрущеве, в годах 50 – 60. Небо мне кажется пасмурным да, и на улице не так уж жарко.
Эта картина символизирует футбол. На ней изображено одиннадцать человек и черно-белая собака. Одиннадцать человек символизируют количество игроков в команде, а черно-белая собака – футбольный мяч.
В целом картина мне понравилась, но лучше бы было, если на ней было изображено все поле и все игроки.

3 вариант сочинения:

С. Григорьев изобразил момент игры в футбол. На картине художника – осень, неясный день. Кустарники и трава уже пожелтели. Ребята собрались после школы поиграть в футбол.

Наблюдатели были одеты легко.

На заднем плане картины изображены старинный промышленный город. Вдалеке виднелось голубоватое правительственное учреждение с красным флажком, сырые жилые кварталы, дома-новостройки. В старинном городе видны маковки церквей. Окутаны туманом здания старинной постройки. В промышленном городе небо желто-серое. А в старинном – серо-голубое. Ребята играют в футбол на пустыре. Импровизированная футбольная площадка вытоптана.

Зрители внимательно наблюдают за игрой. Они увлечены ей. Справа от вратаря находятся развалины здания. Два портфеля изображали ворота. Из них были видны пионерские галстуки, углы книг. Рядом с вратарем лежала белая собака с черным ухом. Вратарь был одет в футбольные трусы голубого цвета и черную кофту. Колено у него было перебинтовано, а на руках надеты перчатки. Мальчик выглядел двенадцатилетним (на лбу были морщины). Рядом с вратарем стоял «судья». Художник хотел показать азарт игры. Картина была написана неяркими, приглушенными красками в тысяча девятьсот сорок девятом году. Несмотря на то, что четыре года назад кончилась война, все увлекались игрой.

4 вариант сочинения:

На картине С.Григорьева «Вратарь» мы видим футбольный матч, игроков и зрителей, расположившихся на пустыре.
Из игроков изображен только вратарь, остальные на картине не видны. Вратарь, судя по одетым на руки перчаткам, по лицу, выражающему серьезность, очень опытный и не раз стоял в воротах. Вратарь стоял, ожидая атаки на его ворота. Он сразу после школы. Это понятно по его портфелю, лежащему вместо штанги.
Вратарь, игроки и зрители находятся не на футбольном поле, а на пустыре, не предназначенном для футбола.
На втором плане – мальчик за воротами и зрители. Наверное, мальчик в красном костюме хочет играет, но его не взяли, потому что он младше играющих.Но по выражению лица он сильно хочет играть.
Зрители внимательно наблюдают за игрой. Они увлечены ей. Справа от вратаря находятся развалины здания.Рядом с зрителями лежит собака с черным ухом. Вратарь был одет в футбольные трусы голубого цвета и черную кофту. Колено у него было перебинтовано, а на руках надеты перчатки.Картина была написана неяркими, приглушенными красками в тысяча девятьсот сорок девятом году. Несмотря на то, что четыре года назад кончилась война, все увлекались игрой.
На дворе осень. Погода замечательная, теплая, потому что все одеты легко: в ветровках, некоторые – малыши – в шапках, вратарь – в шортах.

Полотно было удостоено Сталинской премии II степени в 1950 году. По мнению искусствоведов, оно является ярким произведением послевоенного соцреализма .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 2

    ✪ Isaac Izrailevich Brodsky - Исаак Израилевич Бродский

    ✪ Мастер класс по проведению интегрированного урока (русский язык и информатика)

Субтитры

История создания и судьба картины

Григорьев говорил, что его «искания в области жанровой живописи долго оставались эмпирическими », что сначала он «всё писал с натуры и тянул много лишнего в картину», но затем он «перешёл к режиссёрскому решению». Исследователи творчества художника писали о том, что по-настоящему Григорьеву впервые удалось такое решение (объединить всех персонажей единым действием, подчинённым замыслу художника-режиссёра) в картине «Вратарь». Она настолько продумана, «срежиссирована», что воспринимается как зарисовка непосредственно увиденного в жизни. На самом деле в этом проявилось зрелое мастерство художника-жанриста, каждой детали полотна соответствует своё символическое значение, каждый персонаж по-своему убедителен. Однако, несмотря на отмеченные критиками достоинства, в советское время эта картина находилась в тени двух других картин художника - «Приём в комсомол » (тот же 1949 год) и «Обсуждение двойки» (1950) .

Картина «Вратарь» создана в 1949 году. В это время Григорьев уже был профессором , заведующим кафедры рисунка . Обращение к детской тематике художника не было случайным или первым (впервые он привлёк внимание к своим работам картиной «Дети на пляже» в 1937 году ). Григорьев ценил в детских образах непосредственность, их естественность, живость реакций . Техника исполнения картины - масляная живопись по холсту . Размер - 100 на 172 сантиметров . Картина (вместе с другой картиной Григорьева «Приём в комсомол», 1949) была удостоена Сталинской премии II степени за 1950 год. Тогда же полотно было приобретено Государственной Третьяковской галереей, в коллекции которой находится и в настоящее время .

Сюжет и особенности его трактовки

У мальчика забинтовано правое колено - знак преданности своей команде, готовности поступиться ради неё своим здоровьем. По мнению О’Махоуни, Григорьев опирался на характерную для культуры и идеологии предвоенных лет метафору «вратарь-пограничник», доблестный защитник рубежей Родины от коварных и жестоких врагов. Однако картина написана в 1949 году и метафора обрастает рядом дополнительных смыслов. Изображён пустырь на окраине города или посёлка (одновременно за городом и в непосредственной близости от него, такая «линия обороны», по мнению британского искусствоведа, - отсылка к обеим столицам, Москве и Ленинграду , у самых подступов к которым в период войны находилась линия фронта). Фон картины рассказывает о восстановлении страны - на двух зданиях видны строительные леса; вблизи, справа, находится участок, где ведутся экскаваторные работы, зрители сидят на досках, что также служит намёком, что матч проходит на строительной площадке .

Зрители, за единственным исключением, - дети. Они смотрят, как и вратарь, за раму картины, на противника, готовящегося нанести удар. На некоторых детях-зрителях матча - спортивная одежда; один мальчик стоит за вратарём и словно ассистирует ему. «Ворота» - школьные ранцы, уложенные на землю по обе стороны от вратаря. По мнению О’Махоуни, это указывает на скорее импровизированный , чем запланированный характер самого события. Среди детей Сергей Григорьев изобразил двух девочек. О’Махоуни считает, что они занимают на картине подчинённое положение. Одна из девочек (она одета в спортивные штаны, такие же, как у мальчиков) нянчит куклу, что говорит о ней скорее как о будущей матери, чем как о спортсменке; вторая, одетая в школьную форму , стоит за спинами других детей .




Top