Сочинение по картине пластова "сенокос". Описание картины А.А.Пластова " Сенокос" Краткое описание картины пластова сенокос

Учитель русского языка и литературы МБОУ Емельяновская средняя общеобразовательная школа №3

П. Емельяново

Красноярского края

Кузнецова Нина Владимировна

Сочинение – описание по картине А.А.Пластова «Сенокос»

Цель деятельности учителя: создавать условия для формирования умений анализировать текст (определение темы, основной мысли, типа и стиля речи, языковых средств), самостоятельно уточнять тему и основную мысль сочинения, создавать свой текст, используя различные языковые средства.

Планируемые результаты:

Предметные - определяют основную мысль текста, лексические средства для наиболее точной её передачи, выделяют микротемы, составляют текст на определённую тему, раскрывая основную мысль, отвечают на поставленные вопросы

Метапредметные:

Личностные – дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и «незнания».

Познавательные – структурируют знания.

Регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу, планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносят необходимые коррективы в действие после завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне объективной оценки, адекватно воспринимать оценку учителя.

Коммуникативные - умеют формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы.

Тип урока : урок развития речи.

Оборудование : репродукция картины А.А.Пластова, стихотворения, пословицы, приметы, презентация о художнике, презентация «Фестиваль луговых цветов», карточки с заданиями для обучающихся.

Эпиграф: Любитель трав, я считаю, что краше трав

ничего в мире нет.

А.А. Пластов

Сценарий урока

1.Психологический настрой класса. Стихотворение И.Бродского «Ария насекомых»

Пчёлки, бабочки, жучки-

Мы как нотные значки.

Нашу роль нельзя сужать

До умения жужжать.

Наша музыка простая:

Затихает, улетая,

Улетает, затихая.

Возвращается, порхая.

Что вы представили, слушая это стихотворение? (Лето. Яркую зелёную травку. Много жужжащих насекомых на лугу).

Кто из вас был летом на лугу?

Что особенно запомнилось? Какие чувства возникали при этом?

Какую работу выполняют летом на лугу?

2. Стадия вызова.

Прочитайте эпиграф. Объясните, как вы понимаете его смысл.

Сформулируйте тему урока. Поставьте собственные цели.

Сегодня мы познакомимся с работой Аркадия Александровича Пластова «Сенокос». Напишем сочинение по картине, в котором постараемся выразить своё отношение к предмету описания.

3. Слово предоставляется группе обучающихся, которые подготовили презентацию о творчестве А.А.Пластова.

Задайте вопросы друг другу на понимание. (Приём «толстые и тонкие вопросы»).

4. Стадия осмысления.

Беседа по картине.

Внимательно рассмотрите репродукцию картины А.А. Пластова «Сенокос». Как вы думаете, какое время года он изобразил на картине?

В каком летнем месяце бывает такая молодая, свежая зелень? (В июне)

Что изобразил художник на переднем плане картины? (На переднем плане картины художник изобразил цветущий луг).

Какие краски и цвета использовал А.А.Пластов для изображения луговых цветов и трав?

Какие насекомые изображены на картине?

Кого мы видим в центре картины? (Косцов)

Сколько косцов на лугу?

Что делают эти люди?

Как работают косцы? (Косцы работают умело, споро, сосредоточенно).

Слово учителя: Пластов знал разные крестьянские работы. Он умел и любил косить траву и гордился своим мастерством косаря. Личное чувство слитности с окружающим миром, природой, знание крестьянской жизни, уважение к крестьянскому труду дали художнику возможность воссоздать на полотне чувство естественности и убедительной достоверности жизни и работы людей на родной земле.

Как вы думаете, почему художник назвал свою картину «Сенокос»? (Художник назвал свою картину так, потому что крестьяне косят траву на лугу).

Что вы видите справа? (Справа стоят красавицы берёзки).

Изобразил ли художник на картине солнце? (Нет.)

А почему мы понимаем, что стоит ясный солнечный день? (Художник показал какого оттенка зелень травы, листьев и стволов берёз на солнце, а какого в тени).

Что мы видим на заднем плане картины? (Чистое голубое небо).

Продолжаем собирать материал к сочинению.

Музыкальная физминутка «Две руки»

5.Выполним три задания. Карточки с заданиями у вас на столах.

Задание №1. (пополнение словарного запаса)

Найдите правильный ответ на вопрос. Соедините линией.

1.В каком летнем месяце бывает молодая зелень?

Художник в картине не изобразил солнце жёлтым или красным цветом. Он своим чутким глазом увидел, какого оттенка зелень травы на солнце, а какого в тени.

2.Какие травы и цветы нарисовал художник?

Только в июне бывает такая зелень свежая, яркая, чистая.

3.Почему мы понимаем, что стоит ясный солнечный день?

В тени А.А. Пластов написал стволы сочными, интенсивными красками, а на солнце – светлыми, яркими. Перепады цвета травы, цвета, листьев создали сияние солнечного цвета.

4. Присмотритесь, как меняется цвет стволов берёз, освещённых солнцем.

Художник нарисовал колокольчики: мелкие фиолетовые и голубые большие, пушистые розовые «раковые шейки», белые ромашки, жёлтые одуванчики, иван – чай, душистый горошек с разноцветными лепестками – все цветы, радующие глаз в начале лета, расцвели под кистью художника на холсте.

5.Какими красками писал художник травы и листья?

Косцы работают умело, споро, сосредоточенно. Крестьянский труд предстаёт тяжёлым и праздничным.

6.Как работают косцы?

Зелёные л истья и травы художник пиал не только зелёными, но и синими, голубыми и белыми красками.

Взаимопроверка выполненного задания (работа в парах)

Задание №2. (орфографическая подготовка)

Вставь пропущенные буквы. Назови орфограммы.

Жаркое со.нце, всё выр.сло и ра.цвело, ф.олетовые и голубые к.локольчики, ж.лтые р.машки, в нач.ле лета, расцвели под кистью художника, на х.лсте, лё.кую ги.кость тонких побегов, сочность и хрупкость ст.блей, резные оч.ртания лист.ев, нежность и гла.кость лепестков, ясный солне.ный день, нап.сал цв.ты сочными красками, к.сцы, созданные Пластовым – хозяева земли, труд предстаёт т.жёлым.

Проверка правильности выполнения задания. Обсуждение содержания текста.

Задание №3 (средства художественной выразительности)

Подбери прилагательные к словам. Игра «Кто больше?»

Травы

Цветы

Берёзы

Небо

День

Настроение картины

6.Составление плана сочинения. (Коллективная работа. Учитель записывает на доске. Учащиеся - в тетрадях для творческих работ).

План

1.Вступление. А.А. Пластов – замечательный художник – пейзажист.

2.Основная часть. Описание картины:

а) луговые цветы и травы;

б) тяжёлый и праздничный труд косцов;

в) белоствольные берёзки в сиянии солнечного цвета;

в) голубой небосвод.

3.Заключение. Мои чувства и впечатления.

6.Устные высказывания учащихся. После того, как составлен план описания и подобраны 2 – 3 варианта начала сочинения, несколько учащихся рассказывают, кА они описали бы картину. Рабата в парах: учащиеся рассказывают друг другу, как бы они описали картину.

7.Самостоятельная работа учащихся. (Работа в черновиках).

8. Рефлексия.

С каким произведение вы сегодня познакомились?

О чём рассказал А.А.Пластов в картине «Сенокос»?

Какое у вас настроение?

Домашнее задание: переписать сочинение в чистовик.

Лето - это горячая пора в жизни труженика села. В эту пору делаются различные заготовки на зиму - и заготавливается сено для скота. Если крестьянин проведет лето беспечно, он не выживет холодной и голодной зимой. Зная это, многие крестьяне собирались группами, помогали друг другу. Так, при заготовке сена часто на поле выходили семьями или селами.

На картине Пластова «Сенокос» мы видим семью, которая вышла на поле. Они трудятся так четко, что становится ясно - они делают привычную работу. Примечательно, что косят на картине женщины и подросток. Это можно объяснить только занятостью мужчин на других, более тяжелых, работах.

Художник выбрал самые яркие краски, которые мог выдумать человек. На картине пестреют красные, фиолетовые и лиловые цветы. Они притаились среди обычной травы, которую скоро скосят. А за всем процессом наблюдают стройные березки, которые являются национальным символом.

Картина мне очень понравилась из-за своего яркого исполнения и сюжета. Она прославляет простой труд - и показывает его с идеалистической стороны. Хочется верить, что эта картина напомнит человеку, что не только приборы могут выполнять всю работу, но работать должен и человек.

Сочинение по картине «Сенокос» Пластова

Летние месяцы – это ведь не только пора для отдыха, но и самое активное время в жизни сельских жителей. Столько всего нужно успеть, ничего не забыть: и сено заготовить, и урожай собрать, и корм для домашнего подворья запасти. Работа от зари до зари. Об этом нам и рассказал в своей картине А. Пластов «Сенокос».

Художник показал, что во время сенокоса работают все, от мала до велика. Важны каждые рабочие руки, чтобы быстрее управиться с работой, ведь от этого зависит предстоящая зима. Скорее всего, показано тяжелое время после Великой отечественной войны, потому что работают дети, женщины, старики. Или остальные мужчины заняты другим физическим трудом.

В любом случае, на картине показано, как это хорошо, когда молодежь помогает старшему поколению. Они под палящим солнцем косят траву, занимаются другим нелегким трудом. Несмотря на тяжесть работы, художник показал картину удивительно яркой и светлой. Ведь летом в природе можно встретить такое разнообразие красок! Небо ярко-голубого цвета, трава сочно-зеленого, золотое солнце озаряет своим светом все вокруг. Картина получилась очень красочная.

Не смог обойти стороной художник и белые березки, которые являются символом нашей родины, на которые можно бесконечно любоваться. Солнце переливается в их кроне, придавая листочкам разные оттенки. Березовая роща – единственное место на картине, где работники могут отдохнуть, укрыться под деревьями от знойного дня. Лишь эта посадка из берез напоминает о небольшой прохладе. Листья на деревьях автор показал сине-зелеными красками. Художник настолько реалистично нарисовал картину, что мы чувствуем шум ветра, стрекотание стрекоз, жужжание других насекомых, а удивительно чистый воздух наполнен запахом скошенной травы

И цветами.

Сочинение по картине «Сенокос» 5 класс

Лето - это замечательная пора года, время отдыхать, веселиться и радоваться солнышку. Но в деревне - это время работы и труда. Ведь именно на лето, приходится самая тяжелая работа.

Художник А.А. Пластов на этой картине с точностью изобразил будни деревенской жизни.

Глядя на эту картину, можно предположить, что на ней изображено послевоенное время. Ведь трудятся только женщины, дети и старики. И сразу видно, что работают они с большим рвением, ведь от того, как они поработают, будет зависеть, выживет ли скотина после холодной и голодной зимы. Изображая людей, художник с точностью подметил их настроение: прямо с полотна, слышны звонкий смех и радостные возгласы детей, а уставший голос женщины обращается, к вечно бурчащему старику.

Все выдающиеся художники как прошлых веков, так и современности имеют удивительную судьбу. Среди них и А. Пластов, родившийся в семье крестьянина. Его дед писал иконы, а мальчик, вдохновленный этим, в свое время решил стать священником. Судьба просто не могла допустить, чтобы такой талантливый человек не вошел в мир искусства, и после окончания Симбирской духовной семинарии он стал учиться в Москве.

Талант Пластова расцветал, и зритель наших дней может увидеть не только мастерство, а и изображенный с потрясающей любовью быт деревни советских времен. Главное в картинах этого художника – жанровая история персонажей на фоне потрясающего пейзажа. Большинство работ – это лиризм, ненавязчивый сюжет, в то же время дающий возможность для размышлений. Пластова еще при жизни возвели в разряд классиков живописи СССР: репродукции картин помещались и в хрестоматиях, и в журналах, и на календарях.

Одна из работ, знакомых каждому из нас с детства – «Сенокос», написанная в 1945 году. Год победы не мог не найти свое отражение в его творчестве, ведь художник остро переживал народное горе и радовался вместе со всеми победе над фашизмом. В 1946 картину могли увидеть посетители Третьяковской галереи, где вместе с «Жатвой» она создавала своеродный жизненный цикл русской деревни.

На этом полотне царит настоящее лето. Оно очаровывает яркими красками цветущего луга, и, кажется, что все вокруг звенит и поет. Тут присутствуют не только косари и цветущий луг, а и звуковые образы – взлетающие косы, шелест листьев и трав, щебет птиц и песни шмелей.

Из картины «Сенокос» видно, что жители села с самых малых лет умеют и хотят трудиться. Лето для школьников – это не просто беззаботные каникулы, и помощь семье. Да и крестьянское вполне справедливое рассуждение о том, что летний день может прокормить целый год – вполне справедливо.

Как правило, сенокосные работы начинались в июле, или, точнее от Петрова дня до Прокла. Крестьяне целый месяц трудились в поле, что стало причиной появления определенных ритуалов. В частности, в сенокос было принято петь песни: это и облегчало работу, и вдохновляло. Поразительно, то насколько слаженно работали люди. Находясь на сравнительно небольшом расстоянии друг от друга, с острейшими косами, они не ранили и не мешали своим товарищам.

Яркость и красота природы: полевые цветы, стройные березки и сочная зелень травы вызовет восторг как у ценителей отечественных красот, так и у тех зрителей, которых привлекает романтика деревенского быта. Ветви березок похожи на ажурное кружево, сотканное природой-кудесницей, они прячут косарей от жаркого июльского солнца.

«Сенокос» изображает не только обыденный труд крестьянина, а и праздничное единение с природой. Кроме зрительных и слуховых Пластов сумел передать и обонятельные образы: каждый из нас уже слышит аромат свежескошенной луговой травы, жаждет упасть лицом на нее, и, глядя в безоблачное синейшее небо, задуматься о вечном. Прозрачный воздух, написанный художником, не вызывает ассоциаций с полуденной жарой, а наоборот, навеивает прохладу и чувство неповторимого восторга.

Художнику, выросшему в деревне, как нельзя лучше удалось передать трудовые будни крестьянской семьи. На картине изображена семья, которая вышла в поле. Трудятся все – и старые, и молодые. Они старательно и одновременно ловко срезают траву косой. Синхронная работа на довольно близком расстоянии нисколько им не мешает, а объединяет и воссоздает картину привычного труда. Каждый человеческий образ на картине Пластова имеет свою историю.

Так, подросток с темными волосами – худощавый и загорелы, практически черный. Стоит зной, а он трудиться наравне со всеми и даже на шаг опережает их. Привычный к сельскому труду, мальчик уже давно приобрел сноровку, необходимую для тяжелой работы. Вспомните дату написания картины – 1945 год. А это значит, что военное время пришлось на его взросления. Работая наравне со взрослыми, этот парень уже давно привык рассчитывать на свои силы.

Женщина – второй косарь в простеньком светлом платье и в белом платке на голове – типичный образ крестьянки тех времен. Мы не можем разглядеть ее лицо, узнать мать это мальчика или бабушка. Лицо ее такое же темное от загара, а руки давно привыкли к такому труду. Возможно, она замужем, ведь повязанный платок в деревнях носили все – от женщин в возрасте до замужних молодиц.

Следующий косарь – это мужчина средних лет в голубовато-зеленой рубахе еще военных временен. Его светлые курчавые волосы и борода развиваются на ветру, а крепкие сильные руки уверенно держат косу. Почему же в 1945 году этот человек так быстро вернулся с фронта? Скорее всего, он получил ранение или находился неподалеку от родного дома. Или время, изображенное на картине, несколько далеко от времени ее написания: солдат просто, по известным только ему причинам, оказался дома.

Последним из косцов Пластов написал пожилого мужчину с белыми волосами и бородой. Он многое пережил, многое повидал, его фигура стала сутулой и практически незаметна за фигурой мужчины. Зритель может только разглядеть руки, уверенно держащие косу и белую рубаху.

Колористика картины просто поразительна. Ее можно сравнить с , с буйством или с восхищением природой Левитана. Самые удивительные краски, какие только изобрела человеческая фантазия, окутывают цветущий луг. Тут и красные, и фиолетовые, и розовые луговые цветы, и невероятных размеров колокольчики. И, конечно же, один из самых главных национальных символов России – изящные березки.

Пластов - Сенокос, 6 и 5 класс

Лето - это замечательная пора года, время отдыхать, веселиться и радоваться солнышку. Но в деревне - это время работы и труда. Ведь именно на лето, приходится самая тяжелая работа.

Художник А.А. Пластов на этой картине с точностью изобразил будни деревенской жизни.

Глядя на эту картину, можно предположить, что на ней изображено послевоенное время. Ведь трудятся только женщины, дети и старики. И сразу видно, что работают они с большим рвением, ведь от того, как они поработают, будет зависеть, выживет ли скотина после холодной и голодной зимы. Изображая людей, художник с точностью подметил их настроение: прямо с полотна, слышны звонкий смех и радостные возгласы детей, а уставший голос женщины обращается, к вечно бурчащему старику.


Картина невероятно красива и ярка. Изображенное на ней лето, с точностью передано зрителю, ведь глядя на нее, можно почувствовать этот волшебный аромат полевых цветов, пьянящий запах целебных трав и удивительное жужжание пчел и шмелей.

На заднем плане картины виднеется лес. К сожалению, изображен он не полностью, ведь очень сложно передать всю красоту летнего леса. Но можно сделать вывод, что именно в нем отдыхают, прячась от солнца, все сенокосы, работающие на этом необъятном поле.

Эх, как же прекрасна неуловимая летняя пора!

  • Кустодиев Б.М.

    Борис Михайлович Кустодиев родился в 1878 году в г. Астрахани. Стать художником его вдохновило посещение в детстве выставки передвижников. Находясь в Академии, Б. М. Кустодиев обучался у величайших мастеров

  • Сочинение по картине Шишкина Перед грозой 5 класс описание

    На этой картине изображён небольшой луг и пруд, а также небольшой лесок. Глядя на картину, становится сразу понятно, что вот-вот начнётся гроза и дождь.

  • Сочинение по картине Покорение Сибири Ермаком Сурикова

    Тема покорения Сибири близка и понятна художнику. Ведь он родом из Красноярска. Он писал картину долго и тщательно. На это ушло четыре года. Ермак - это боевой казачий атаман.

  • Ромадин Н.М.

    Николай Романович Ромадин 1903-его года рождения. Действующий член Академии Искусств. Был лауреатом Сталинской и Ленинской премий за свои пейзажи. Славу художнику принесли картины пейзажи военных лет.

  • Сочинение по картине Хруцкого Цветы и плоды 5 и 3 класс (описание)

    На картине И.Т. Хруцкого «Цветы и плоды» мы видим идеальное сочетание цветов и форм. Картина заряжает нас летним настроением, причем на картине изображены дары природы от поздней весны до ранней осени.

Летние месяцы - это ведь не только пора для отдыха, но и самое активное время в жизни сельских жителей. Столько всего нужно успеть, ничего не забыть: и сено заготовить, и урожай собрать, и корм для домашнего подворья запасти. Работа от зари до зари. Об этом нам и рассказал в своей картине А. Пластов «Сенокос».

Художник показал, что во время сенокоса работают все, от мала до велика. Важны каждые рабочие руки, чтобы быстрее управиться с работой, ведь от этого зависит предстоящая зима. Скорее всего, показано тяжелое время после Великой отечественной войны, потому что работают дети, женщины, старики. Или остальные мужчины заняты другим физическим трудом.

В любом случае, на картине показано, как это хорошо, когда молодежь помогает старшему поколению. Они под палящим солнцем косят траву, занимаются другим нелегким трудом. Несмотря на тяжесть работы, художник показал картину удивительно яркой и светлой. Ведь летом в природе можно встретить такое разнообразие красок! Небо ярко-голубого цвета, трава сочно-зеленого, золотое солнце озаряет своим светом все вокруг. Картина получилась очень красочная.

Не смог обойти стороной художник и белые березки, которые являются символом нашей родины, на которые можно бесконечно любоваться. Солнце переливается в их кроне, придавая листочкам разные оттенки. Березовая роща - единственное место на картине, где работники могут отдохнуть, укрыться под деревьями от знойного дня. Лишь эта посадка из берез напоминает о небольшой прохладе. Листья на деревьях автор показал сине-зелеными красками. Художник настолько реалистично нарисовал картину, что мы чувствуем шум ветра, стрекотание стрекоз, жужжание других насекомых, а удивительно чистый воздух наполнен запахом скошенной травы и цветами.




Top