Сочинение по рассказу «Кавказский пленник. Открытый урок на тему: "Л.Н.Толстой «Кавказский пленник»" Чему учит рассказ

Ответы к школьным учебникам

3.Какой представилась герою татарская деревня? Что увидел Жилин в доме? Какие обычаи татар он наблюдал? Расскажите об этом подробно, близко к тексту .

Деревня представилась Жилину днем мирной, размеренной. Люди пробуждаются, потягиваются. Все заняты своим делом, дамы приносят воду, мальчишки балуются. Жилин высчитал домов 10 и церковь монгольскую, с башенкой.

Когда Жилин вошел в дом, он увидел, что стенки гладко вымазаны глиной, светлица не плохая. На стенках висят дорогие ковры, на коврах орудие в серебре. Печка малая, а пол земельный, незапятнанный. Фронтальный угол устлан войлоками, на их ковры, на коврах пуховые подушки. Тут посиживают татары и угощаются.

Жилин следил, как одеваются татары, и мужчины, и женщины, увидел, что они очень обожают серебро. В доме направил внимание, что они 1-ые, огромные, ботинки оставляют у порога, а в других, внутренних, ботинках садятся на ковры. Еще Жилин увидел, как они моют руки и молятся после пищи. Слуг на ковры с подушками не пускают. Дамы только прислуживают за пищей, но не посиживают вкупе с мужиками.

4.Как встретились Жилин и Костылин? Как они себя вели в плену? Почему Дина помогала Жилину? Что хочет сказать нам писатель, рассказывая об этой дружбе? Почему не удался первый побег? Как относились к Жилину татары?
В чём смысл рассказа? Что осуждает писатель (бессмысленность вражды между народами, бессмысленность войны или что-то другое)?

Костылина привели в дом, когда уговаривали Жилина написать письмо с просьбой о выкупе. Костылин стал говорить Жилину, что ружье осеклось, а лошадка стала. По сути Костылин не защитил собственного товарища и, когда на Жилина напали татары, пустился наутек.

Костылин в плену по целым денькам посиживал в сарае и считал деньки, когда выкуп придет. Жилин прогуливался по аулу и находил возможность сбежать, либо рукодельничал- плел корзины из прутков, лепил кукол, чинил часы и пистолеты, даже вылечивал татар.

Жилин был признателен Дине за помощь. ,Цина помогала Жилину, приносила ему неплохую пищу, так как Жилин показал к ней доброту, сделал ей куколку, позже вторую. После грозы он сделал игрушку для деток - колесо с куколками. Описывая дружбу девченки и пленника российского офицера, Толстой желает сказать, что чувство вражды не является прирожденным. Дети-чеченцы относятся к русским с любопытством, а не воинственно. И Жилин ведет войну со взрослыми чеченцами, которые на него напали, но не ведет войну с детками.

1-ый побег не удался, так как Костылин все лежал в сарае и ослаб за время плена. Жилину пришлось его нести. Когда он заорал, то татарин услышал и поднял тревогу. У Костылина не было выдержки и мужества.

К Жилину татары относились с почтением за то, что он не отдал себя запугать, когда с него добивались выкуп, и за то, что он многое умел делать. Абдул-хозяин гласил, что полюбил Жилина. Красноватый татарин и старик, который жил под горой, терпеть не могли всех российских и Жилина тоже.

Смысл рассказа в том, что упорство и мужество всегда побеждают. Писатель осуждает вражду меж народами, считает ее глупой. С осуждением относится он к предательству, которое совершает Костылин. С почтением он относится к храбрости и доброте Дины. Если б отец вызнал, что Дина помогала Жилину, он бы ее безжалостно наказал.

5. Проследите по статье Б. М. Эйхенбаума о рассказе Л. Н. Толстого «Кавказский пленник», по воспоминаниям, на основе которых писателем и был создан рассказ: что взял писатель из этих воспоминаний, что является писательским вымыслом? Какие идеи, мысли и чувства хочет передать читателю автор рассказа? Что такое сюжет, рассказ?

Толстой взял из мемуаров идею о дружбе пленника офицера с татарской девченкой, которая прибегала его проведать и приносила пищу. Ф.Ф. Торнау ведает, что он прикормил собаку, которая его охраняла. Он отрисовывал фигуры и резал по дереву так, что даже черкесы просили его вырезать для их палки. Эти факты, малость изменив, использовал Толстой. Из собственной жизни он использовал воспоминания о том, как за ним гнались чеченцы и чуть ли не взяли в плен.

Создатель желает вызвать у читателей чувство гордости за российского офицера, который попал в плен, сражаясь с неприятелями, в плену вел себя достойно и смог бежать. Создатель желает сказать, что вражда меж народами глупа, и подтверждает это дружбой Жилина и Дины.

Сюжет - это цепь событий, происходящих в произведении.

Рассказ- маленькое повествовательное произведение, которое объединено одним сюжетом и состоит из нескольких эпизодов.

6. Назовите эпизоды из рассказа «Кавказский пленник», которые вызвали у вас страх, грусть, сочувствие.

Когда читаешь рассказ, то сочувствуешь Жилину и Дине. Ужас ощущаешь, когда Жилина после предательства Костылина берут в плен, когда татары совещаются и желают уничтожить пленников. Обидно становится, когда Дина прощается с Жилиным. Радостно, когда Жилин добегает до казаков и ворачивается в крепость.

Фонохрестоматия

Стр. 260

1.С самого начала актёру удалось создать ощущение того, что мы слушаем рассказ старого солдата, очевидца событий, описанных Л. Н. Толстым. Каким вы представляете себе рассказчика? Опишите его внешность. Что вы можете сказать о его человеческих качествах?

Старенькый боец, крепкий, коренастый, уже седоватый, с аккуратной бородой. Он много повидал на собственном пути и отлично разбирается в людях - сходу сообразил, что за человек Костылин (стоит только слушать описание его наружности).

2.Как актёр передаёт напряжение погони? Попробуйте пересказать события, предшествующие погоне, саму погоню, пленение. Постарайтесь передать голосом резкую смену обстановки, чувств, переживаний, трагический поворот событий.

Когда актер читает сцену погони, глас его становится тревожным, он начинает читать резвее, с драматическими паузами. Также передать чувственный накал помогает музыкальное сопровождение.

4.Послушайте ещё раз эпизод побега Жилина и Костылина. Каково отношение рассказчика к своим героям? Как актёр выражает это отношение? Перескажите эпизод, постарайтесь передать душевное и физическое состояние героев.

Костылин - трус: с самого начала он опасается бежать. Он неловок, несообразителен, всем своим существом только причиняет собственному собрату проблемы. Актер читает описания его действий и высказывания с некой драматичностью. Жилин умен, находчив, всё примечает и употребляет в собственных целях.

Дина смелая, хорошая девченка, отзывчивая душа. Жилин не падает духом, если побег не вышел - он будет пробовать к тому же пока еще не получится. Умен, сообразителен, рачителен (по отношению к Дине и Костылину). Оба эти героя симпатичны автору собственной силой духа.

6.В сцене возвращения Жилин трижды кричит «Братцы! братцы! братцы!». Как меняются чувства героя, с которыми он выкрикивает эти слова, как передаёт этот эпизод актёр?

Поначалу он их зовет, а позже этот вопль перерастает в мольбу о помощи - на последнем издыхании. Также этот вопль помогает ему самому биться с обстоятельствами: Жилин вроде бы подстегивает себя.

\ Для учителя русского языка и литературы

При использовании материалов этого сайта - и размещение баннера -ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!

Открытый урок по рассказу Л. Н. Толстого «Кавказский пленник».

Открытый урок по литературе предоставила : Наталия Харлова, email: [email protected]

Нравственные уроки рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник».

Конспект с разработкой урока по русской литературе в школе

Цели урока русской литературы:

1) Образовательная:

  • рассмотреть главных героев рассказа и их поступки.

2) Развивающая:

  • формировать умение анализировать текст художественного произведения;
  • развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев – обобщать, делать выводы;
  • формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов;
  • учить сжато излагать повествовательный текст;
  • развивать коммуникативные навыки, обогащать словарный запас;
  • продолжить работу по развитию культуры речи школьников.

3) Воспитательная:

  • воспитание общечеловеческих ценностей;
  • умение работать в группе: уважать мнение товарища, развитие чувства взаимопомощи,поддержки.

План урока русской литературы

1. Организационный момент (приветствие учителя и учащихся, подготовка к работе), слайд – заставка №1.

2. Вступительное слово учителя (сообщение темы и постановка целей урока учащимся).

3. Устная работа по вопросам (слайд № 2) .

Тема художественного произведения;

Идея художественного произведения;

Композиция художественного произведения (слайд № 3) .

(Каждый рисунок – отдельный эпизод рассказа. Расположить их (рисунки) в правильной последовательности, по сюжету).

(слайд №4 Кавказ)

5. Викторина

6. Физминутка.

7. Работа в группах

(слайд-коллаж №5 Кавказ)

  • почему быль?
  • язык рассказа (слайд №6) .

9. Проверка домашнего задания

(слайд №7 главные герои и их взаимодействие).

Сравнительная характеристика Жилина и Костылина (учащиеся дома заполняли таблицу).

(слайд №8 сравнительная характеристика героев).

Устная работа по вопросам.

10. Кроссворд.

(слайды №9,10).

11. Итог урока (выводы). Слово учителя.

  • Какие же проблемы поднимает Л. Н. Толстой в рассказе?(слайд №11 нравственность)
  • В чём смысл названия рассказа? (слайд №12 о дружбе) .

12. Оценки (комментарий).

Ход урока

1. Организационный момент (приветствие учителя и учащихся, подготовка к работе).

(слайд – заставка №1)

2. Вступительное слово учителя. (сообщение темы и постановка цели урока перед учащимися.)

На протяжении нескольких уроков мы с вами читали рассказ Л. Н. Толстого «Кавказский пленник» и знакомились с героями, сюжетом, с замечательной природой Кавказа. Сегодня мы вновь посетим просторы Кавказа, окунёмся в быт, традиции того времени и ответим на важные вопросы, волнующие каждого прочитавшего это произведение.

А вот и вопросы, на которые мы постараемся сегодня ответить.

(слайд №2)

  • композиция рассказа

Тема – это круг жизненных явлений, изображённых в произведении. Круг событий, образующих жизненную основу произведения.

Идея – это главная мысль произведения. И автор хотел показать, что упорство и мужество всегда побеждают. Научить людей не сдаваться даже в самых трудных обстоятельствах, упорно добиваться своей цели. Осуждает вражду между народами. Осуждает предательство. Показывает, что война – это бессмысленная вражда людей.

Композиция – это построение произведения, расположение частей и эпизодов в значимой последовательности. Перечислим эти части (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог). Композицию можно назвать прямой. Она следует по сюжету.

(слайд №3)

Экспозиция – действие происходит в 19 веке на Кавказе. Идёт война русских с горцами. Первоначальное знакомство с героями, Жилиным и Костылиным. Экспозиция и эпилог у Толстого стремительные, они умещаются в нескольких строчках.

Завязка – Жилин получает письмо из дома и решается поехать в отпуск.

Развитие действия – после этого происходит очень много разных эпизодов, о которых мы и поговорим во время урока.

Кульминация – второй побег.

Развязка – Жилин оказывается в своей крепости.

Эпилог – Жилин остался служить на Кавказе, а Костылина через месяц выкупили за 5 тысяч и еле живого привезли в крепость.

4. Выставка рисунков учащихся.

(слайд Кавказ №4)

(Каждый рисунок – отдельный эпизод рассказа. Расположить их (рисунки) в правильной последовательности, по сюжету).

Пока один ученик располагает рисунки в правильной последовательности, по сюжету, весь класс отвечает на вопрос:

Почему это быль? (слайд - быль). По времени можно записать в тетрадь определение были.

5. Викторина (небольшие портретные характеристики героев рассказа).

  1. «Мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льёт» (Костылин)
  2. «Хоть невелик ростом, а удал был. Выхватил шашку, пустил лошадь прямо на красного татарина» (Жилин)
  3. «Прибежала девочка – тоненькая, худенькая, лет 13. Одета в длинную рубаху, синюю, с широкими рукавами и без пояса. Глаза чёрные, светлые, и лицом красивая» (Дина)
  4. «Он был ростом маленький, на шапке у него белое полотенце обмотано, лицо сморщенное и красное, как кирпич. Нос крючком, как у ястреба, глаза серые, злые и зубов нет, только два клыка, идёт, как волк озирается…» (Хаджи)
  5. «Прощай, век тебя помнить буду. Спасибо, умница. Кто тебе без меня кукол делать будет?...» (Жилин)
  6. «Не любит он вашего брата. Он велит тебя убить. Да мне нельзя тебя убивать, я за тебя деньги заплатил, да я тебя, Иван, полюбил…» (Абдул)

6. Физминутка.

7. Работа в группах (обсуждение индивидуальных вопросов).

(слайд Кавказ – коллаж №5).

Вспомним некоторые эпизоды рассказа. Сейчас вы будете работать в группах. У каждой команды по одному вопросу. Этот вопрос обсуждается всеми участниками группы. На обсуждение 1-2 мин. После обдумывания и обсуждения один представитель от каждой группы даёт монологический ответ на свой вопрос. Принимаются дополнения от участников других групп.

I группа

Быт и нравы жителей аула.

  • опишите аул
  • одежду горцев
  • расскажите об их обычаях

II группа

Как относились горцы к пленникам и пленники к горцам?

III группа

Расскажите о Дине:

  • внешность
  • почему помогла Жилину?
  • как оцениваешь поступок Дины?

IV группа

Почему не удался первый побег?

8. Устная работа по вопросам:

  • почему быль?
  • язык рассказа

(слайд №6)

Почему Л. Н. Толстой назвал своё произведение былью? Что такое быль?

Ответ. Быль – повествование о правдивой жизненной истории, рассказ о том, что было в действительности.

Я хочу обратить ваше внимание на язык рассказа.

Ответ. Повествование живо и эмоционально, напоминает рассказ очевидца событий, бывалого человека. Язык кавказского пленника близок к языку народному, сказок и былей. Он прост, строг, лаконичен, выразителен, сближен с живым народным говором, с разговорным языком («забрехали собаки», «ожаривает лошадь»).

Итак, давайте ещё раз перечислим главных героев рассказа. Все они взаимосвязаны Как именно, сейчас посмотрим и сделаем некоторые выводы.

(слайд №7)

9. Проверка домашнего задания.

  • Сравнительная характеристика Жилина и Костылина (учащиеся дома заполняли таблицу).
  • На прошлом уроке мы с вами озаглавили каждую часть рассказа, и вот что из этого получилось (показываю таблицу на листе А-4). Работа идёт по группам. 1-я группа читает название главы и делает сравнительную характеристику Ж. и К. и т. д. (работа по группам).

Итак, вместе сделаем выводы.

(слайд №8)

В чём смысл названия рассказа?

Ответ. Уже в названии заложено противопоставление двух героев Жилина и Костылина. В плен попадают оба офицера, но лишь один из них оказался «пленён» обстоятельствами. Жилин сумел выжить, прижиться во враждебном окружении, сумел расположить к себе даже своих врагов, решал свои проблемы сам, не перекладывая на плечи других, был сильным, «жилистым». Жилин – герой. О нём речь в этом рассказе. Собиравшийся покинуть эти места навсегда Жилин остаётся на Кавказе. Узнав по-настоящему изнутри жизнь горцев, герой всей душой становится «пленником» прекрасного Кавказа.

Костылин же с самого начала – раб своей плоти, невольник ситуации. Он никогда не был свободен душой, свободен в своём выборе. Он не выдерживает испытания, которые превозмогает Жилин. Он вечно в плену собственной слабости, инертности и своего эгоизма.

10. Итог урока (выводы). Слово учителя.

Какие же проблемы поднимает Л. Н. Толстой в рассказе?

(слайд №9)

Ответ. Л. Н. Толстой поднимает в рассказе важные нравственные проблемы: о товарищеском долге, доброте и отзывчивости, о верности, дружбе, о храбрости и стойкости. Он славит сильных духом людей, готовых преодолеть любые препятствия. Толстой повествует о силе дружбы, которая сближает людей разных национальностей.

Остро ставит Толстой проблему «мира и войны» в душе человеческой. Автор убеждён, что зло в ответ рождает только зло, насилие, разрушение. В основе зла – нетерпимость, стремление к наживе, национальные предрассудки. Злу могут противостоять любовь к людям, доброта, забота о ближнем. Зло рождает в душах людей войну, а доброта – мир. Но победа «мира» приходит не сразу и не ко всем. К старику Хадже, ненавидящему всех и вся, она уже не придёт. А для Дины и таких же как она ещё не поздно. Дружба Жилина и Дины – залог всеобщей победы «мира», в которую автору хочется верить.

Ребята, вы хорошо поработали и сейчас мы немного отдохнём и ответим на вопросы кроссворда.

11. Кроссворд.

(слайды кроссворда №10,11)

Ключевое слово нашего кроссворда – дружба. Всё творчество Л.Н.Толстого пронизано идеями дружбы между людьми и между народами. Читая рассказ «Кавказский пленник», мы почувствовали и поняли, как прекрасно дружить, любить друзей, жить для других. Это поняла и маленькая Дина, хотя Жилин был взрослее её и чужим по крови.

Давайте закончим наш разговор об этом рассказе словами известного поэта Н.Рубцова:

«На всё добро ответим мы добром,

На всю любовь ответим мы любовью».

(слайд №12)

12. Оценки (комментарий).

Рассказ Льва Толстого «Кавказский пленник» основан на реальных событиях, произошедших на Кавказе во время войны русских с горцами. Информацией для этой повести стали события из жизни самого Л.Н. Толстого на Кавказе и воспоминания солдат и офицеров, воевавших во время той войны и побывших в плену.

Жилин и Костылин служили офицерами на Кавказе. Первый был из обнищавшей помещичьей семьи, а второй из богатой. Жилин не обладал большими физическими данными: ростом был не высок, зато силен, умен, да удал. Костылин - мужчина грузный, пухлый и слабохарактерный.

В рассказе показаны взаимоотношения людей разных народов, полов и возрастов. Здесь вскрываются человеческие пороки: трусость, жадность, предательство, высокомерие, жестокость, мстительность. Но любовь, дружба, доверие, храбрость, доброта, упорство и находчивость побеждают и приводят к счастливому концу.

В плену Жилин старался присматриваться к людям, старался познакомиться с ними поближе, все время занимал себя работой, даже «лечил» больных врагов. Все это дало свои плоды - он познакомился с девочкой Диной. Характеры Жилина и татарочки Дины схожи: добрые, заботливые, искрение и смелые. Маленькая девочка и взрослый мужчина быстро нашли общий язык, и в ответ на подаренные Жилиным незатейливые игрушки Дина приносила ему то кусок жаренной баранины, то лепешек или молока, а самое главное - спасла ему жизнь.

На протяжении всего произведения Костылин показал себя с отрицательной стороны. Это трусость и предательство при встрече с врагами. В тот момент, когда Жилин и Костылин увидели татар, он сразу бросил ружье и пустил коня в прочь, даже не подумав о своем товарище; бездействие и замкнутость в плену, у него не было даже мысли о побеге. Он не разговаривал с татарами, так как считал себя выше их, не общался с жителями аула, просто ждал выкупа; эгоизм и безразличие в отношении Жилина проявились и в тот момент, когда они повстречали татар, и в первом побеге, когда Костылин отказался идти и все время охал и стонал, что и позволило татарам найти их.

После неудавшегося побега жизнь пленников еще ухудшилась. Но даже в этих условиях смелый Жилин не сложил рук и продолжал мечтать о побеге. И в этот момент в Костылине как будто что-то проснулось, и он совершил первый и единственный благородный поступок на протяжении всего произведения - отказался идти во второй побег, дабы не стать обузой Жилину.

После всех трудностей Жилин успешно сбежал из плена, «а Костылина, еле живого, только через месяц привезли». Главная мысль рассказа - бессмысленность войны. Итог войны между народами, государствами всегда печален: огромные жертвы и потери. А дружба вечна!




Top