Сочинения по русскому языку и литературе. Над кем, над чем и как смеется М

Литературное чтение
Урок 74.
Тема раздела: «Сказка мудростью богата».
Тема: Что высмеивают сказки? Сатирическая японская сказка «Ивовый росток».
Цели:
– формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– формируем умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения
аргументировать свою точку зрения;
– обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
4 1
Проверка домашнего задания.
1. Беседа.
– Понравилась ли вам первая японская сказка?
– Что особенно запомнилось?
– Как вы озаглавили сказку?
2. Пересказ сказки.
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Преобразовывать информацию
из одной формы в другую:
подробно пересказывать
небольшие тексты.
2. Делать выводы в результате
совместной работы класса и
учителя.
3. Ориентироваться на развороте
учебника.
4. Находить ответы на вопросы в

© ООО «Баласс», 2012
1

II. Развитие
умений.
2 1 4 2 1 3 4
Работа над сказкой.
1. Работа с текстом до чтения.
– Как вы думаете, кто герои второй сказки? Как вы догадались?
(По иллюстрации.)
– Как вы думаете, какую сказку будем читать: грустную или весёлую?
(Трудно предположить.)
Чтение ключевых слов в тетради.
– Какие события могут произойти во второй сказке?

2. Работа с текстом во время чтения.
1. Чтение сказки про себя.
– Проверим свои предположения.
Вопросы после чтения:
– Какая же это сказка: грустная или весёлая?
– Почему вы смеялись, читая сказку? А есть ли в ней грустные ноты?
2. Повторное чтение вслух и беседа по содержанию.
1­й абзац.
– Почему хозяин так беспокоился?
2­й абзац.
– Правильно ли поступил слуга? Он следил за ростком? Берёг его?
– Чем недоволен хозяин?
– Почему же слуга так странно себя вёл? Какой он?
– Чем закончилась сказка? (Открытый конец.)
тексте, иллюстрациях.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и
понимать речь других.
2. Выразительно читать и
пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в
устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре и в
группах.
Регулятивные УУД
1. Определять и формулировать
цель деятельности на уроке с
помощью учителя.
2. Проговаривать последова­
тельность действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё
предположение (версию) на
основе работы с иллюстрацией
учебника.
4. Учиться работать по пред­
ложенному учителем плану.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать
своё отношение к героям,

© ООО «Баласс», 2012
2

выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и целенаправленной
познавательной деятельности.
3. Вопрос после чтения:
– О чём же эта сказка?
3. Работа с текстом после чтения.
Инсценирование сказки.
а) Подготовительная работа:
– Что такое диалог? Как он оформляется на письме?
– Прочитайте самостоятельно диалоги.
– Представьте героев. Выберите интонацию, с которой нужно произносить
их реплики. Артисты двигаются по сцене. Содержание сказки подсказывает
вам, что надо делать. Чем занимается слуга? А хозяин?
– Порепетируйте шёпотом.
Класс делится на несколько групп. Распределяются роли: хозяин, слуга,
автор.
б) Инсценирование.
в) Выступление зрителей­критиков и обсуждение инсценировки.
– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту,
выказывали своё отношение к героям.)
– Какое умение формировали?
ΙΙΙ
. Итог.
– Какой мудрости учит эта сказка?
– Могли ли похожие события произойти в реальной жизни?
– Эту сказку относят не просто к бытовым сказкам, а к бытовым
сатирическим. Сатирическая сказка обязательно кого­то или что­то
высмеивает. Какую сатирическую сказку мы с вами уже прочитали в этом
Духовно­нравственное
развитие и воспитание
1. Воспитание нравственного
чувства, этического сознания и
готовности совершать позитив­

© ООО «Баласс», 2012
3

разделе учебника? (Долганская сказка.)
– В этих сказках герои не делятся на положительных и отрицательных.
Сделайте вывод, какие человеческие качества высмеивают японские
сатирические сказки.
– С каким настроением уходите с урока?
– Как бы вы сами оценили свою работу?
ные поступки, в том числе
речевые.
2. Гражданско­патриотическое
воспитание.
3. Воспитание трудолюбия,
способности к познанию.
4. Воспитание здорового образа
жизни.
5. Экологическое воспитание.
6. Эстетическое воспитание.
Ι
V. Домашнее
задание.
Разделить сказку на две части, нарисовать к одной из частей иллюстрацию.
Деятельность учащихся:
– Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения.
– Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующие темп и
тон речи.

© ООО «Баласс», 2012
4

«Сказки» Салтыкова-Щедрина отражают основные проблемы России, которые тревожат ее в шестидесятых-восьмидесятых годах девятнадцатого века. В это время в среде передовой интеллигенции возникало много споров о дальнейшем пути развития России. Через свои «сказки» Салтыков-Щедрин высказался за борьбу с самодержавием. Он считал, что несмотря на отмену крепостного права, русский народ живет по-старому. Через свои «сказки» Щедрин высмеивал все то и всех тех, кого он считал помехами в развитии России. В своих сказках Щедрин дает уничтожительную сатиру на представителей этих классов. Он высмеивает сановников, помещиков, либеральную интеллигенцию, которая, не зная жизни, философствует о том, как всем надо жить. Он высмеивает всех тех, кто живет народным трудом и сам ничего не делает. Вместе с сатирическим изображением чиновничьей Руси, Салтыков-Щедрин подчеркивает чрезмерное трудолюбие мужика. Демократ-революционер Щедрин понимает, что для того чтобы что-нибудь изменить в стране, необходимо поднять на борьбу русский народ.

Основные идеи Щедрина высказаны в сказках: « Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Карась – идеалист», «Премудрый пескарь», «Медведь на воеводстве».

В сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» Щедрин дает яркую сатиру на двух сановников – генералов, которые всю жизнь прослужили в регистратуре, и их контору устранили за ненадобностью, то есть ничем полезным эти два генерала не занимались. Эти два генерала попали на остров, где всего было в изобилии, но они умерли бы с голоду, если бы не нашли мужика, который делал бы для них все. Эти генералы не знают жизни, они привыкли жить за счет крепостных. Генералы считают, что булочки, которые им преподносят к обеду, растут на деревьях и их надо всего лишь сорвать. В этой сказке Щедрин показывает трудолюбие мужика, который готов на все ради господ, даже вяжет веревку, которой господа его свяжут, чтобы он не убежал. Эта сказка показывает бедственное положение мужика, который слишком покорен господам, бескорыстность народа, трудолюбие, а также неблагодарность господ (генералы «отблагодарили» мужика рюмкой водки и пятаком серебра) их беспомощность без крепостных. Похожий тип «большого» человека нарисован Щедриным и сказке «Дикий помещик», где повествуется о том, что помещик беспомощен без крепостных, без них он деградирует и начинает общаться с медведем. Актуальность проблемы подчеркивается Щедриным: его герой «жив и поныне».

Никчемность жизни сановников и пустое философствование либеральной интеллигенции показывается Щедриным в сказке «Карась идеалист». Карась размышляет о том, как был бы прекрасен мир, если бы никто никого не ел, и все бы решалось мирным путем. Итогом его размышлений явилась его смерь: щука подплыла и съела его. Его утопические идеи может быть и правильны, но, не зная жизни, нельзя думать о чем-то высоком в этой жизни. Щедрин утверждает этой сказкой, что только действиями, а не словами можно решить проблемы. Класс мещан высмеивается Щедриным в сказке «Премудрый пескарь». Боязнь перемен ни к чему хорошему не приведет, что и подтверждается Щедриным: «Жил дрожал и помирал дрожал». Концепция выжидания, которая была характерна для среднего класса, осмеивается Щедриным.

Протест против самодержавной власти Салтыков-Щедрин выразил в своей сказке «Медведь на воеводстве». В этой сказке автор показал, что не важно какой правитель, не важно какие методы он использует для достижения цели, важна база, на которой он проводит свою политику. Первый и второй Топтыгины занимались разными злодеяниями: первый – мелкими (съел чижика), второй – более крупными (забрал у крестьян корову, двух овец, «за что мужики осерчали и убили его»). В образе Топтыгина I Салтыков-Щедрин высмеял аппарат принуждения, полиции, который был свойственен для самодержавной власти. Он показал, что такие методы давно исчерпали себя. Топтыгин II – образ, который получился в результате слияния черт бюрократии и высших сановников. Он слишком медлителен, и из-за этого его ждет неудача. Этим образом Салтыков-Щедрин высмеял бюрократический аппарат царской России. Оба этих правителя не добились нужного результата, и их сменил Топтыгин III, который решил вести «политику невмешательства». Суть его теории «неблагополучного благополучия», состояла в приспособлении к изменяющимся условиям жизни. Проявление жизненной активности проводилось, лишь для удовлетворения каких-либо потребностей. В этом образе видна авторская сатира на либеральную интеллигенцию, которая не пытается улучшить жизнь, но находит разные теории для продолжения существования. База самодержавия не могла благоприятствовать развитию России, поэтому была высмеяна Щедриным в этой сказке.

Итак, основная тематика сказок Щедрина заключалась в гротескном, саркастическом обличении всех пороков общества, для каких-либо изменений в благоприятную сторону. Идеи свержения самодержавия, разоблачения лентяев-помещиков и лентяев-сановников, активизации среднего класса и крестьянства, прекращения пустых размышлений без жизненного опыта, реорганизации бюрократического аппарата, нашли свое отражение в сказках Салтыкова-Щедрина, демократа-революционера, который в сатирической форме осмеял все факты, порочащие общество. Своими «сказками» Щедрин показал, что стихийные расправы крестьян, свержение самодержавия («Медведь на воеводстве») – вот путь к счастливой жизни.

На первый взгляд, «сказки» безобидны, но под пером Салтыкова-Щедрина язык, которым они написаны, превращается в мощное оружие борьбы – политическую сатиру.

после реформы 1861 года - пережитки крепостного права, укоренившиеся в психологии людей.

Творчество Щедрина связано с традициями его гениаль­ных предшественников: Пушкина ("История села Горюхи-на") и Гоголя ("Мертвые души"). Но сатира Щедрина острее и беспощаднее. Во всем блеске раскрылся талант Щедрина-обличителя в его сказках. Сказки явились своеобразным ито­ гом, синтезом идейно-творческих исканий сатирика. С фоль­клором они связаны не только наличием определенных уст­ но-поэтических деталей и образов, в них выражено народное миропонимание. В сказках Щедрин раскрывает тему эксплу­атации, дает уничтожающую критику дворян, чиновников - всех тех, кто живет народным трудом.

Генералы ни на что не способны, ничего не умеют делать, считают, что "булки в том самом виде родятся, как... их утром к кофею подают". Они чуть не съедают друг друга, хотя кругом масса плодов, рыбы, дичи. Они умерли бы с голоду, если бы рядом не оказалось мужика. Нисколько не сомнева­ясь в своем праве эксплуатировать чужой труд, генералы зас­ тавляют мужика на них работать. И вот опять генералы сыты, к ним возвращается прежняя самоуверенность и само­довольство. "Вот как оно хорошо быть генералами - нигде не пропадешь!" - думают они. В Петербурге генералы "денег загребли", а мужику выслали "рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина!"

Сочувствуя угнетенному народу, Щедрин выступает против самодержавия и его слуг. Царя, министров и губернаторов вы­ смеивает сказка "Медведь на воеводстве". В ней показаны трое Топтыгиных, последовательно сменявших друг друга на вое­водстве, куда они были посланы львом, чтобы "усмирить внут­ ренних супостатов". Первые два Топтыгина занимались раз­ного рода "злодействами": один - мелкими, "срамными" ("чи­ жика съел"), другой - крупными, "блестящими" (задрал у кре-


стьянина лошадь, корову, свинью и пару овец, но сбежались мужики и убили его). Третий Топтыгин не жаждал "кровопро-литиев". Наученный опытом истории, он действовал осторож­но и повел либеральную политику. Многие годы получал от тружеников поросят, кур, мед, но в конце концов лопнуло тер­пение мужиков, и они расправились с "воеводой". Это уже сти­хийный взрыв недовольства крестьян против угнетателей. Щедрин показывает, что причина бедствий народных - в зло­употреблении властью, в самом характере самодержавной сис­темы. Аэто значит, что спасение народа- в свержении цариз­ма. Такова основная идея сказки.

В сказке "Орел-меценат" Щедрин разоблачает деятель­ность самодержавия в области просвещения. Орел - царь птиц - решил "завести" при дворе науки и искусства. Однако орлу вскоре надоело разыгрывать роль мецената: он уничтожил соловья-поэта, надел кандалы на ученого дятла и заточил его в дупло, разорил ворон. Начались "розыски, следствия, судбища", наступил "мрак невежества". Писатель показал в этой сказке несовместимость царизма с наукой, просвещением и искусством, сделал вывод, что "орлы для просвещения вредны".

Щедрин высмеивает и обывателей. Этой теме посвящена сказка о премудром пескаре. Пескарь всю жизнь думал о том, как бы его не съела щука, поэтому сто лет просидел он в своей норе, подальше от опасности. Пескарь "жил - дрожал и уми­рал - дрожал". А умирая, подумал: чего же ради всю жизнь он дрожал и прятался? Какие были у него радости? Кого он уте­шил? Кто о его существовании вспомнит? "Неправильно пола­гают те, кои думают, что лишь те пескари могут считаться дос­тойными гражданами, кои, обезумев от страха, сидят в норах и дрожат. Нет, это не граждане, а по меньшей мере бесполезные пескари. Никому от них ни тепло, ни холодно... живут, даром место занимают", - обращается автор к читателю.

В своих сказках Салтыков-Щедрин показывает, что на­род талантлив. Мужик из сказки о двух генералах сообра­зителен, у него золотые руки: он и силок смастерил "из собственных волос", и "чудо-корабль" построил. Народ под­вергался гнету, его жизнь - бесконечный тяжелый труд, и писателю горько, что он своими руками вьет веревку, кото-


рую накинули ему на шею. Щедрин призывает народ заду­маться над своей судьбой, объединиться в борьбе за пере­устройство несправедливого мира.

Свою творческую манеру Салтыков-Щедрин называл эзо­повой, каждая сказка имеет подтекст, в ней действуют коми­ческие персонажи и образы-символы.

Своеобразие сказок Щедрина еще и в том, что в них реальное переплетается с фантастическим, тем самым созда­вая комический эффект. На сказочном острове генералы находят известную реакционную газету "Московские ведо­мости". От необыкновенного острова недалеко до Петербур­га, до Большой Подьяческой. В жизнь сказочных рыб и зверей писатель вводит детали из жизни людей: пескарь "жалованье не получает и прислуги не держит", мечтает выиграть двести тысяч.

Излюбленные приемы автора - гипербола и гротеск. И ловкость мужика, и невежество генералов чрезвычайно пре­увеличены. Умелый мужик варит суп в пригоршне. Глупые генералы не знают, что булки из муки пекут. Голодный гене­рал проглатывает орден своего приятеля.

В сказках Щедрина нет случайных подробностей и лиш­них слов, а герои раскрываются в действиях и словах. Писа­тель обращает внимание на смешные стороны изображаемо­го. Достаточно вспомнить, что генералы были в ночных ру­башках, а на шеях у них висело по ордену. В сказках Щедри­на видна связь с народным творчеством ("жил-был пескарь"% "мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало", "ни в сказке сказать, ни пером описать"). Однако наряду со сказочными выражениями мы встречаем книжные слова, совсем нехарак­терные для народных сказок: "жизнью жертвовать", "пескарь жизненный процесс завершает". Чувствуется иносказатель­ный смысл произведений.

В сказках Щедрина отразились и его ненависть к тем, кто живет за счет трудящихся, и его вера в торжество разума и справедливости.

Сказки эти - великолепный художественный памятник минувшей эпохи. Многие образы стали нарицательными, обозначая социальные явления русской и мировой действи­тельности.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин - один из величайших сатириков в мировой литературе. Свою жизнь и свой талант он посвятил борьбе за освобождение русского народа от крепостнического гнета;, критикуя в своих произведениях самодержавие и крепостничество, а после реформы 1861 года - пережитки крепостного права. Сатирик высмеивал не только деспотизм и эгоизм угнетателей, но и покорность угнетаемых, их терпение, страх.

Очень ярко сатира Салтыкова-Щедрина проявляется в сказках. Этот жанр позволяет скрыть обличительный смысл произведения от цензоров. В каждой сказке Щедрина обязательно есть политический или социальный подтекст, который был понятен читателям.

В своих сказках Щедрин показывает, как богатые угнетают бедных, критикует дворян и чиновников - тех, кто живет народным трудом. У Щедрина много образов господ: помещиков, чиновников, купцов и иных. Они беспомощные, глупые, заносчивые, хвастливые. В сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» Щедрин изображает жизнь тогдашней России: помещики нещадно наживаются на крестьянах, а те даже не думают сопротивляться.

Щедрин не уставал изобличать пороки самодержавия и в других своих сказках. Так, в сказке «Премудрый пескарь» Щедрин высмеивает мещанство («жил - дрожал и помирал - дрожал»). Во всех своих сказках писатель утверждает, что не словами, а решительными действиями можно достичь счастливого будущего, и сделать это должен сам народ.

Народ в сказках Салтыкова-Щедрина талантлив, самобытен, силен житейской смекалкой. В сказке о генералах мужик делает из собственных волос невод и лодку. Писатель полон горькой обиды и в какой-то мере стыда за свой многострадальный народ, говоря, что он своими руками «вьет веревку, которую ему потом накинут на шею угнетатели». Символом русского народа является у Щедрина образ коняги, который терпеливо тянет свою лямку.

Сказки Салтыкова-Щедрина актуальны в любое время. Внимательный читатель найдет в его произведениях сходство с современностью, поэтому Щедрина надо знать, надо читать. Его произведения помогают понять социальные отношения и закономерности жизни, нравственно очищают человека. Я хочу сказать, что творчество Щедрина, как и всякого гениального писателя, принадлежит не только прошлому, но и настоящему, и будущему.

Над кем, над чем и как смеется М. Е. Салтыков-Щедрин в «Сказках для детей изрядного возраста»?

Сказки Салтыкова-Щедрина — произведение хрестоматийное. Часто эти сказки не просто проходят в школе, но и читают маленьким детям. Однако вряд ли ребенок сможет постигнуть тот смысл, который автор вкладывал в свои произведения. Поэтому сам Салтыков-Щедрин называл это направление своего творчества «сказками для детей изрядного возраста». Для того чтобы понять это определение, важно знать ответ на три вопроса: над кем, над чем и как смеется писатель в своих книгах.

Над кем же смеется сатирик? В буквальном смысле надо всеми: он затронул всех представителей общества: дворянство, буржуазию, бюрократию, интеллигенцию, простой народ. Причем автор пишет не только о них, но и для них, стараясь получить читательский отклик.

Салтыков-Щедрин высмеивает также человеческие недостатки: лень, ханжество, лицемерие, высокомерие, спесивость, грубость, трусость, тупоумие. Высмеивая отдельные изъяны человеческого характера, писатель затрагивает гораздо более широкий круг проблем: социальных, политических, идеологических, нравственных. Словом, как истинный сатирик, Щедрин, говоря об отдельных недостатках, показывает и всю панораму общественной жизни в целом.

Но самый интересный вопрос заключается в том, каким именно образом Салтыков-Щедрин смеется над общественными изъянами. Начать следует с того, что необычен сам выбранный им жанр — сказки. Однако выбор этот вполне оправдан, поскольку под маской сказочного героя можно скрыть какое угодно лицо, не боясь при этом строгой цензуры. Поэтому автор так широко использовал образы животных («Медведь на воеводстве», «Орел-меценат», «Здравомыслящий заяц», «Карась-идеалист», «Премудрый пискарь», «Коняга»). Очень мало сказок, где непосредственными действующими лицами являются люди. Преимущество образа животного в том, что автор по своему желанию заставляет одно животное играть какой-либо социальный тип. Так, Орел играет царствующую особу, олицетворяя собой всю монархию, Медведь посводу, представляя военных, а Коняга — простого русского мужика, нею жизнь не разгибающего спины. Благодаря этому каждая сказка становится обвинением, укором какому-то социальному злу. Например, в сказке «Медведь на воеводстве» обличаются административные принципы самодержавия. В «Карасе-идеалисте» писатель смеется над наивными недалекими правдоискателями с их утопическими надеждами умиротворить хищников, то есть власть предержащих.

Как видим, жанр сказки помогает писателю в осуществлении его задачи. Как же Салтыкову-Щедрину удалось облечь достаточно серьезные идеи и лозунги в интересную увлекательную оболочку? Не в последнюю очередь это можно объяснить манерой письма. Сатирик использует традиционно сказочные обороты: «жили-были», «в некотором царстве», «мед-пиво пил» и многие другие. Это изначально погружает читателя в сказочную атмосферу. Также следует отметить эзопов язык, столь любимый Салтыковым. Это не только стиль языка, но и целая система образов и понятий.

Итак, система, используемая Салтыковым, довольно проста: традиционное сказочное звучание, сказочный же герой, эзопов язык, прием гротеска. И вот уже перед нами целая картина: мы смеемся, прекрасно понимая, что предмет смеха достоин скорее слез и жалости. Очень показательна в этом отношении сказка «Дикий помещик». Начинается она в традиционном духе: «В некотором царстве, в некотором государстве...» Далее идет речь о помещике, мечтавшем избавиться от крестьян. Его желание исполняется, но оказывается, что он практически остается без рук, и дичает. Вроде бы смешно смотреть на одичавшего звероподобного помещика, но одновременно и очень грустно сознавать, что человек, царь природы, может дойти до такого падения. Вспоминается сразу и «Сказка о том, как один мужик двух генералов прокормил». Генералы в этой сказке также не замечают, что существуют исключительно за счет чужого труда. Их представления о жизни остаются на уровне того, что булки растут на деревьях. Преувеличение? Безусловно! Но это не значит, что людей с таким типом сознания не существует на свете. Они как раз существуют. Именно по этой причине Салтыков-Щедрин писал свои сказки. Его удары всегда попадали в цель, поскольку пороки, которые он обличал, всегда были бичом нашего общества.

«Сказки для детей изрядного возраста» — итог многолетней работы автора, они синтезируют его идейно-художественные принципы. Они раскрывают богатство духовного мира писателя. Они обличают порок и невежество. Даже в наше время, будучи творениями далекого прошлого, эти произведения не утеряли своей жизненности и злободневности, по-прежнему оставаясь увлекательной и интересной книгой для «детей изрядного возраста».




Top