Социальное положение печорина и грушницкого. Сочинение: Печорин и Грушницкий

В произведении «Герой нашего времени» четко выражен главный персонаж. Но рядом с ним существуют и другие герои. С помощью сравнительного анализа можно более глубоко познакомиться с героями, сопоставить их схожие или различные черты. Сравнительная характеристика Печорина и Грушницкого - отличный способ выявить особенности образа главного героя и его друга.

Отношения Печорина и Грушницкого

Печорин и Грушницкий яркие представители своего времени. Несмотря на то что встречаются они как старые приятели, настоящей дружбы между ними не появляется. Противостояние героев показано в главе «княжна Мери». Грушницкий и Печорин увидели даму почти в одно и то же время. С тех пор их отношения перестали быть приятельскими, между ними зародилась волна неприязни.

На примере отношения с Мери очень четко просматривается сравнение Печорина и Грушницкого. К этой девушке они относятся по-разному, как и ко всему женскому полу. Печорин играет с Мери, он привязывает ее к себе, заранее зная, что она ему не нужна и у них не может быть никакого совместного будущего. Грушницкий же не на шутку увлекается Мери. Он хочет завоевать ее сердце, делится этим с Печориным, но вместо поддержи и дружеского совета получает сильного конкурента. Это становится критической точкой в отношении приятелей. Грушницкий решает проучить Печорина, но за свою шутку поплатился жизнью.

Сходство персонажей

Герои проводят вместе достаточно много времени. Грушницкий доверяет Печорину, он не сразу видит, как тот к нему относится. Сходства персонажей позволяют им быть «на одно волне». Например, совсем небольшая разница в возрасте играет в общении героев немаловажную роль.

Оба они оказались людьми чести, ведь никто из них в конечном счете не отказался от дуэли. Каждый из них ценит себя и находится в высокой, а иногда даже излишней степени самоуважения.

Различия персонажей

Печорин и Грушницкий являются слишком разными, чтобы обрести настоящую дружбу. Печорин циничен и холоден. Он выявляет пороки окружающих и слишком самоуверен, хотя и требователен к себе. Свои эмоции и чувства он не раскрывает окружающим, оставляет мысли при себе, а в разговорах предпочитает молчать, слушая, что скажут другие. Грушницкий же - пустозвон. Он любит красивые речи, довольно сентиментален и вспыльчив. Персонаж чрезмерно восторгается всем миром, слишком много говорит и слишком мало делает.

Тем не менее, различия не мешают персонажам проводить вместе много времени. Грушницкий раскрывает Печорину душу. Но вместо поддержки получает высмеивание. Вряд ли такие отношения можно назвать настоящей дружбой.

Если Печорин циничен и имеет жесткий характер, то Грушницкий слишком мягкотел. В нем отсутствует харизма, которая привлекает женщин в Печорине. Сопоставление персонажей подчеркивает зависимость линии жизни от характера. Герои находят свою судьбу за счет своих качеств.

Таблица сопоставления

На примере сопоставительной таблицы можно наглядно увидеть сходства и различия персонажей, сделать выводы о каждом из них.

Таким образом, мы видим, насколько разные персонажи, которые могли бы стать друзьями. Это подтверждают некоторые цитаты: «Я его понял, и он за это меня не любит, хотя мы наружно в самых дружеских отношениях», «Я его понял, и он за это меня не любит, хотя мы наружно в самых дружеских отношениях».

Получается, что за мнимыми приятельскими отношениями персонажей с самого начала скрывалась вражда, раздражение и готовность защищаться. Каждый из них чувствует некую неприязнь, которая не выражается в прямых взаимоотношениях.

Сопоставив черты характера, возраст, положение персонажей, можно сделать вывод о том, что каждый сам строит свою судьбу. То, каким человеком ты являешься, напрямую влияет на то, как сложится жизнь. Схожесть характеров - не всегда означает, что дружба будет обязательной. Но когда дружба оборачивается конкуренцией, взаимной неприязнью и в итоге смертью одного из героев, оказывается, что приятельские отношения могут быть губительными.

Данная статья поможет написать сочинение «Сравнительная характеристика Печорина и Грушницкого», сопоставить их схожие и различные черты.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

В романе «Герой нашего времени» читатель видит явное противопоставление двух образов: главного героя и юнкера .

Безусловно, оба героя обладают схожими чертами характера, такими как эгоизм и самовлюбленность. Но, нельзя не отметить, что в Печорине это настоящее, а у Грушницкого все насквозь пропитано фальшью. Он только пытается казаться романтическим героем, тогда как Печорин им является.

Неприязнь друг к другу сложилась у героев практически сразу при встрече в Пятигорске, но внешне никто из них этого не показывал. Невозможно назвать кого-либо из героев абсолютно положительным или отрицательным. Печорин безжалостно обошелся с княжной Мэри, со своей давней возлюбленной Верой и ее мужем только ради забавы. Не от какой-то внутренней природной злобы, но лишь от скуки, главный герой романа решил влюбить юную Мери, и тем самым вызвать чувство ревности в Грушницком. Печорин изображен автором, как натура эгоистичная и очень противоречивая. Он относится критично не только к обществу, окружавшему его, но и к самому себе. Главный герой лишен фальши в своем характере и поступках. Его нельзя обвинить в подлости или трусости.

Грушницкий изображен М.Ю. Лермонтовым, как посредственность. Юнкер не так искушен в общении с женщинами, как Печорин, и ведет себя довольно робко и скромно. Сначала читатель может подумать, что любовь Грушницкого к Мери искренна, но впоследствии становится видно, что это тоже является фальшью. Он с легкостью оклеветал свою возлюбленную, когда увидел рядом с ее окном Печорина, только лишь из-за уязвленного самолюбия, даже не пытаясь разобраться в ситуации.

Дуэль является критическим моментом столкновения трусости и храбрости двух персонажей. Молодой юнкер Грушницкий повел себя очень подло. Вместе со своим новым приятелем, драгунским капитаном, он решил выставить главного героя посмешищем. План состоял в том, чтобы оставить пистолеты незаряженными. Юнкер будто пытается доказать самому себе, что Печорин не идеален, а может испытывать испуг и трусость. Грушницкий ждал удобного случая, чтобы вызвать Печорина на дуэль. Но волей случая, главный герой услышал то, о чем говорили драгунский капитан и молодой юнкер.

Вскоре произошел инцидент, который привел к дуэли. Когда главного героя заметили напротив окна княжны Мери, Грушницкий публично его осмеял. За что Печорин вызвал того на дуэль. Драгунский капитан опять выступил подстрекателем и предложил зарядить только пистолет Грушницкого, таким образом было запланировано хладнокровное убийство. Именно страх подтолкнул молодого юнкера к таким подлым действиям. Он боялся проиграть превосходившему его во всем Печорину.

Главный герой, напротив, не боялся смерти. Он предложил сделать условия поединка еще более суровыми, перенести дуэль на обрыв скалы, чтобы любая, даже незначительная рана, стала смертельной. Грушницкий стрелял первым, и лишь задел ногу Григория. Тогда главный герой объявил о том, что его пистолет не заряжен, и попросил перезарядить. Пуля Печорина оказалась для юнкера смертельной. Грушницкому не удалось одолеть Григория, даже с помощью коварного плана. Но Печорин не испытал удовлетворения от своей победы над трусостью, наоборот, на душе у него было тяжело.

Развязка этого противостояния оказалась очень трагичной: , сердце княжны Мери разбито, жизни Веры и ее мужа сломаны.

В своем романе «Герой нашего времени» Лермонтов задался целью написать «портрет, составленный из пороков всего … поколения, в полном их развитии». Главный герой произведения - Григорий Александрович Печорин. Это очень неординарная, необычная, сложная личность. Для наиболее полного раскрытия образа своего героя Лермонтов использует не только особенную композицию (принцип нарушенной хронологии), но и сравнивает Печорина с другими героями.

В центре системы художественных образов находится Печорин. Все остальные персонажи группируются вокруг него, помогая раскрытию его характера. У Печорина есть своеобразные двойники. Это выразители второго «Я» героя. Под двойниками Печорина можно понимать Грушницкого, Вернера, Вулича.

Вернер Печорин
Сходство - Близки духовно и интеллектуально.
- Скрывают способность любить и сострадать.
- Учатся равнодушию и эгоизму.
- Боятся проявления нормальных человеческих чувств.
- Подавляют в себе все человеческое.
Различия Свидетель жизни, скорее наблюдатель за всем происходящим со стороны. Пытается понять смысл и цель своей жизни.
Грушницкий Печорин
Сходство Люди одного круга, вместе служили.
Различия - Позер, любит пышные фразы.
- Мечтает стать героем романа.
- Провинциальный романтик.
- Мелок в своих амбициях и желаниях.
- Чтобы завоевать авторитет в кругу людей, которые для него значимы, идет на предательство и подлость.
- Умен.
- Тонко чувствует других людей, умеет понимать их состояние и угадывать их поступки.
- Наблюдателен, умеет анализировать и делать выводы.
- Обладает тонкой интуицией.

В главе «Фаталист» появляется образ офицера Вулича. Этот герой тоже во многом схож с Печориным. Вулич фаталист, он верит в судьбу и уверен, что не умрет раньше положенного ему срока. Поэтому этот офицер с легкостью заключает пари с Печориным и стреляет в себя из заряженного пистолета. Пистолет дает осечку. Но Вулич умирает этим же вечером, после предсказания Печорина его скорой кончины.

В этой главе читатель может увидеть, что Печорин, на самом деле, верит в фатум. Он такой же фаталист, как и Вулич. Но если Вулич отдается на волю рока, то Печорин желает сам управлять своей судьбой. На протяжении всей своей жизни он борется с фатумом. По-моему, это главный конфликт в его жизни.

Таким образом, наличие двойников в романе - это еще один способ как можно богаче и ярче раскрыть образ главного героя произведения, создать наиболее полный портрет человека той эпохи.


В романе «Герой нашего времени» Лермонтов попытался противопоставить главному герою другой персонаж. Это позволило наиболее четко раскрыть характер и показать насколько не совпадают их взгляды на жизнь.

Сравнительная характеристика Печорина и Грушницкого в романе «Герой нашего времени» поможет читателю понять, что, несмотря на внешнее сходство персонажей между ними мало общего и они совершенно разные личности, но от этого наблюдать за их действиями на протяжении всего произведения еще интереснее.

Детство и воспитание

Григорий Александрович Печорин дворянин. В чьих жилах текла аристократическая кровь. Воспитание родители ему дали хорошее, как и подобает в кругу людей их уровня. Богат и образован. Житель Петербурга.

Грушницкий дворянского происхождения. Парень из народа. Провинциал. Его родители самые обычные люди. Выросший в деревне он всегда стремился уехать из родных мест, чтобы добиться чего-то в жизни, а не прозябать в глуши от скуки. Получил неплохое образование. Романтик по натуре.

Внешность

Григорий молодой юноша, лет 25. Во всем облике вырисовывалась порода. Блондин, чьи волосы вились от природы. Черные усы и брови. Высокий лоб. Карие, холодные глаза. Среднего роста. Хорошо сложен. Бледный цвет лица. Маленькие руки с длинными, тонкими пальцами. Походка слегка небрежная. Одевался Печорин хорошо, богато. Одежда чистая, всегда выглажена. Он не придает внешнему виду значения, не старается произвести впечатление.

Грушницкому 20 лет от роду. Черноволосый. Кожа смуглая. Хорошо сложен. Усатый. Черты лица выразительны. Любит производить впечатление. Придает большое значение внешнему виду.

Характер

Печорин:
  • рассудителен. Уверен в себе;
  • прекрасно разбирается в людях и в отношениях;
  • обладает аналитическим складом ума;
  • циник. Остроумен и язвителен на язычок. Манипулирует людьми в своих целях;
  • самолюбив;
  • сдержан в проявлении эмоций;
  • скрытный;
  • хорошо пользуется своими преимуществами.
Грушницкий:
  • романтик;
  • эмоционален;
  • не умеет манипулировать людьми;
  • любит изображать из себя страдальца. Склонен все драматизировать;
  • умен;
  • себялюбив по натуре;
  • злобный и завистливый;
  • стремится всем угодить;
  • способен на предательство.

Роль Печорина и Грушницкого в обществе

Печорин всегда вел себя так, словно бросал вызов себе и окружающему миру. Он разочарован жизнью. Не может найти себе место в обществе и заняться деятельностью по душе. Эти вечные поиски смысла жизни вымотали его и опустошили. Усталый и одинокий. Он высмеивает столичных аристократов, видя их пороки насквозь.

Грушницкий наслаждается жизнью в современном обществе. Ему по душе светские вечера, где есть возможность показать себя и почувствовать себя одним из них. Для него такой образ жизни приемлем. Он к нему стремился всей душой, мечтая об этом с детских лет.

Они похожи друг на друга, но в то же время слишком разные. Грушницкий жалкая пародия на Печорина. В стремлении угнаться за Печориным он смешон и нелеп. Характер Грушницкого раскрыл в Печорине глубину его души, основные качества натуры.

Одними из действующих лиц, противопоставляемых в романе Лермонтовым, являются Печорин и Грушницкий. Характеристика их личностей позволяет глубже проникнуть в замысел произведения.

Образ главного персонажа

Печорин, чья жизнь описывается в романе, жил в 30-х годах XIX века. Это человек из аристократического круга, читатель видит, что герой образован и неглуп. Как и многие отпрыски богатых семей, он ведет праздную жизнь. По причине серьезного проступка его ссылают на Кавказ, в действующую армию.

Несмотря на аристократическое происхождение, Печорин представляет собой очень сильную личность с закаленной душой. В отличие от многих своих современников, герой склонен к анализу своего бытия, пытаясь понять самого себя.

Он умеет чувствовать людей, понимать мотивы их поступков, поэтому чаще всего его отношение к окружающему обществу весьма критично. Очень ярко его личность показывает свое внутреннее «я» в главе «Княжна Мери», в которой описывается дружба, а затем столкновение героя с Грушницким.

Образ Грушницкого

Юнкер Грушницкий незнатного происхождения, из небогатой семьи. Это романтичный юноша, мечтающий о любви княжны Мери, желающий всегда быть в центре внимания. Он малообразованный, что пытается компенсировать напыщенностью. Душа его пуста и занята мелкими суетными делами. Грушницкий проигрывает Печорину по многим параметрам.

Противостояние героев

Эта глава романа построена на возникшем соперничестве двух героев. Первоначальная дружба быстро переходит во вражду. Фальшь, пустота и напыщенность Грушницкого раздражают Печорина. В ответ Грушницкий ненавидит Печорина за то, что ему все дается легко, за то, что он намного лучше и умнее его.

От скуки ввязавшись в это противостояние, Григорий Печорин решает влюбить в себя княжну Мери, по которой пылко вздыхает Грушницкий. Он не испытывает к ней никаких чувств, однако видит в этом прекрасный шанс еще раз уязвить бывшего друга.

Отношения с Мери обоих персонажей стали тем катализатором, который спровоцировал дальнейшее развитие событий. Грушницкий пленяется знатной девушкой, а Печорин всего лишь хочет развеять скуку и самоутвердиться, влюбив в себя княжну.

Молодой повеса, избалованный вниманием женщин, знает, как привлечь внимание неискушенной в любовных интригах девушки. Его незаурядная личность сразу же заинтересовывает многих из «водяного общества». Завладев любовью Мери, Печорин практически тут же забывает о ней, переключаясь на Веру.

Развязкой становится дуэль

Григорий хорошо понимает, что доводит своего противника до бешенства, но ему это даже нравится. Предчувствие столкновения его бодрит. Напряженность ситуации разрешается взрывом - ревность и зависть толкают Грушницкого на дуэль.

Смертельная схватка еще четче показывает нам, какими в глубине души являются персонажи романа. Печорин ведет себя спокойно и благородно, а его противник, не задумываясь, идет на бесчестный обман, желая уничтожить врага даже ценой подлога.

Печорин и Грушницкий в книге противопоставлены, что дает возможность увидеть - какими бы ни были они разными, на самом деле они являются недостающими звеньями в судьбе друг друга. Жизнь Григория Печорина является искаженным отражением жизни Грушницкого. То же самое можно сказать и о Грушницком. Они оба - отрицательные герои того времени, которое их породило

«Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова вышел отдельным изданием В Петербурге весной 1940 года. Роман стал одним из необычайных явлений в русской литературе. Эта книга вот уже на протяжении полутора веков служит объектом многочисленных споров и исследований, и нисколько не потеряла своей жизненной остроты и в наши дни. Белинский писал о ней: «Вот книга, которой суждено никогда не стариться, потому что, при самом рождении ее, она была вспрыснута живою водою поэзии».

Главный герой романа - Печорин - жил в тридцатые годы девятнадцатого столетия. Это время можно охарактеризовать, как годы мрачной реакции, наступившей после разгрома декабристского восстания 1825 года. В это время человек передовой мысли не мог найти приложения своим силам. Неверие, сомнение, отрицание стали особенностями сознания молодого поколения. Идеалы отцов они отвергли еще «с колыбели», а вместе с этим усомнились и в нравственных ценностях как таковых. Вот почему В.Г. Белинский сказал, что «Печорин глубоко страдает», не находя применения необъятным силам своей душу.

Создавая «Героя нашего времени», Лермонтов изображал жизнь такой, какой она являлась в действительности. И он нашел новые художественный средства, каких еще не знала ни русская, ни западная литература и которые восхищают нас по сей день соединением свободного и широкого изображения лиц и характеров с умением показывать их объективно, «выстраивая» их, раскрывая одного героя сквозь восприятия другого.

Давайте же подробнее рассмотрим двух героев романа – Печорина и Грушницкого.

Печорин по происхождению аристократ, получил светское воспитание. Выйдя из-под опеки родных, он «пустился в большой свет» и «стал наслаждаться бешено всеми удовольствиями». Легкомысленная жизнь аристократа ему вскоре опротивела, наскучило и чтение книг. После «нашумевшей истории в Петербурге» Печорина ссылают на Кавказ. Рисуя внешность своего героя, автор несколькими штрихами указывает не его аристократическое происхождение: «бледный», «благородный лоб», «маленькая аристократическая рука», «ослепительно-чистое белье». Печорин – физически сильный и выносливый человек. Он наделен незаурядным умом, критически оценивающим окружающий мир. Он размышляет над проблемами добра и зла, любви и дружбы, над смыслом человеческой жизни. В оценке современников самокритичен: «Мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья». Он прекрасно разбирается в людях, не удовлетворяется сонной жизнью «водяного общества» и дает уничтожающие характеристики столичным аристократам. Наиболее полно и глубоко внутренний мир Печорина раскрывается в повести «Княжна Мери», где происходит его встреча с Грушницким.

Грушницкий – юнкер, он самый обыкновенный юноша, мечтающий о любви, «звездочках» на погонах. Производить эффект - его страсть. В новом офицерском мундире, расфранченный, пахнущий духами, он отправляется к Мери. Он – посредственность, ему присуща одна вполне простительная в его возрасте слабость – «драпироваться в необыкновенные чувства», « страсть декламировать». Он как бы стремится играть модную в то время роль разочарованного героя, «существо, обреченное каким-то тайным страданиями». Грушницкий – вполне удавшаяся пародия на Печорина. Вот почему молодой юнкер так не приятен ему.

Своим жалким поведением Грушницкий, с одной стороны, подчеркивает благородство Печорина, а с другой, как будто стирает всякие различия между ними. Ведь Печорин и сам подглядывал за ним и княжной Мери, что, безусловно, не было поступком благородным. Да и княжну он никогда не любил, а просто использовал ее доверчивость и любовь для борьбы с Грушницким.

Грушницкий, как человек недалекий, вначале не понимает отношения к нему Печорина. Грушницкий кажется себе человеком самоуверенным, весьма проницательным и значительным: «Мне жаль тебя, Печорин», - снисходительно говорит он. Но события не уловимо развиваются по замыслу Печорина. И вот уже юнкер, обуреваемый страстью, ревностью и негодованием, предстает перед нами в ином свете. Он оказывается не таким уж и безобидным, способным на месть, бесчестность и подлость. Тот, кто совсем недавно, играл в благородство, сегодня способен выстрелить в безоружного человека. Сцена дуэли раскрывает сущность Грушницкого, стреляйте, я себя презираю, а вас ненавижу. Если вы меня не убьете я вас зарежу ночью из-за угла. Нам на земле вдвоем нет места… Грушницкий отвергает примирение Печорин хладнокровно стреляет в него. Ситуация становится необратимой Грушницкий погибает испив чашу стыда раскаяния и ненависти до конца.

Накануне дуэли, вспоминая прожитую жизнь, Печорин задумывается над вопросом: зачем он жил? для какой цели родился? И тут же сам отвечает: «А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные». И тут Печорин понимает, что он давно играет «роль топора в руках судьбы». «Необъятные силы души» – и мелкие, недостойные Печорина поступки; он стремится «любить весь мир» – и приносит людям одно лишь зло и несчастье; наличие благородных, высоких стремлений - и мелкие чувства, владеющие душой; жажда полноты жизни- и полная безнадежность, осознание своей обреченности. Печорин одинок, положение его трагично, он действительно «лишний человек». Лермонтов назвал Печорина «героем своего времени», протестуя этим против романтичности идеализированного представления о современнике, изобразив образ Грушницкого как пародию на романтизм. Герой для автора - не образец для подражания, а портрет, составленный из пороков всего поколения в полном их развитии.

Итак, образ Грушницкого помогает раскрыть главное в центральном герое романа. Грушницкий - кривое зеркало Печорина - оттеняет истинность и значительность переживаний этого «страдающего эгоиста», глубину и исключительность его натуры. Но в ситуации с Грушницким с особой силой раскрывается и вся опасность, таящаяся в глубине этого человеческого типа, разрушительная сила, которая заложена в индивидуалистической философии, присущей романтизму. Лермонтов не стремился выносить нравственный приговор. Он лишь с огромной силой показал все бездны человеческой души, лишенной веры, проникнутой скептицизмом и разочарованием. Печоринство было типичной болезнью времени. И не об этих ли людях поколение 30-х годов прошлого века сказал М.Ю. Лермонтов в знаменитой «Думе»:

«… Над миром мы пройдем без шума и следа, набросивши векам ни мысли плодовитой не гениям начатого труда».

Печорин и Грушницкий в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Главный герой - Печорин - личность яркая, однако раскрыть многие его качества помогает появление на сцене Грушницкого.

Противостояние Печорина и Грушницкого показано в главе «Княжна Мери». Повесть ведется от лица Печорина. Он склонен к анализу ситуаций, людей и самого себя, поэтому его рассказ в большей или меньшей степени можно считать объективным. Он умеет подмечать в людях характерные черты и в двух-трех словах передать их. Но при этом безжалостно высмеиваются все недостатки и изъяны.

Встречаются оба героя как старые приятели.

Печорин уверен в себе, рассудителен, эгоистичен, беспощадно язвителен (иногда сверх меры). При этом он видит Грушницкого насквозь, и смеется над ним. А тот, в свою очередь, слишком экзальтирован, восторжен и многословен. Он больше говорит, чем делает, и слишком романтизирует людей (в первую очередь - себя самого). Тем не менее эта непохожесть и неприятие друг друга не мешают им общаться и проводить много времени вместе.

Они почти одновременно увидели княжну Мери в первый раз. С этого момента между ними пролегла тоненькая трещинка, которая в конце концов превратилась в пропасть. Грушницкий - провинциальный романтик - не на шутку увлекается княжной. Вечный же враг Печорина - скука - заставляет его приводить княжну в бешенство различными мелкими выходками. Все это делается без тени неприязни, а исключительно из желания развлечь себя.

Поведение обоих героев в отношении княжны Мери не вызывает особой симпатии. Грушницкий - пустозвон, он любит красивые слова и жесты. Ему хочется, чтобы жизнь напоминала сентиментальный роман. Именно поэтому он приписывает другим те чувства, которые ему хотелось бы, чтобы они испытывали. Он видит жизнь в какой-то туманной дымке, в романтическом ореоле. Но в чувстве его к княжне нет фальши, хотя, может быть, он несколько преувеличивает его.

С другой стороны - Печорин - человек здравомыслящий, изучивший женщин, к тому же циник. Он забавляется с Мери. Ему доставляет удовольствие эта игра, как доставляет удовольствие и наблюдение за развитием отношений Грушницкого и княжны. Печорин, в отличие от Грушницкого, прекрасно предвидит дальнейшее развитие событий. Он молод, но успел разочароваться в людях и в жизни в целом. Обольстить княжну Мери для него не составляло труда, стоило только казаться непонятным и таинственным и быть дерзким.

Печорин ведет двойную игру. Он возобновил свои отношения с Верой. Эта женщина, несомненно, сильнее и жестче, чем княжна Мери. Но любовь к Печорину сломала и ее. Она готова растоптать свою гордость, репутацию. Она знает, что их отношения несут только боль и разочарование. И все равно стремится к нему, потому что иначе не может. Вера способна на куда более сильные чувства, чем Мери. Ее любовь сильнее, а горе безнадежнее. Она саморазрушается ради любви и не жалеет об этом.

Грушницкий никогда не будет вызывать таких чувств. Он слишком мягкотел и не обладает яркими чертами характера. Он не смог заставить Мери полюбить себя. Ему не хватает напористости и самоиронии. Его напыщенные речи могут произвести только первоначальное впечатление. Но речи начинают повторяться и становятся в конце концов невыносимы.

Чем больше княжна увлекается Печориным (ведь с ним ей куда интереснее, чем с простодушным мальчиком), тем шире становит-. ся пропасть между ним и Грушницким. Обстановка накаляется, взаимная неприязнь растет. Пророчество Печорина, что они когда-нибудь «столкнутся на узкой дороге», начинает сбываться.

Дуэль - это развязка отношений двух героев. Она приближалась неотвратимо, поскольку дорога стала слишком узкой для двоих.

В день дуэли Печорин испытывает холодную злобу. Его пытались обмануть, а он этого простить не может. Грушницкий же, напротив, очень нервничает и пытается всеми силами отвратить неотвратимое. Он вел себя в последнее время недостойно, распуская про Печорина слухи, и пытался всячески выставить его в черном свете. Можно за это ненавидеть человека, можно наказать его, презирать, но нельзя лишать его жизни. Но это не волнует Печорина. Он убивает Грушницкого и, не оглядываясь, уходит. Смерть бывшего приятеля не пробуждает в нем никаких эмоций.

Так заканчивается история отношений Печорина и Грушницкого. Нельзя судить, кто прав, а кто виноват. И неизвестно, кого больше жалеть: погибшего Грушницкого или уехавшего Печорина. Первый никогда не сможет осуществить своих романтических мечтаний, а. у второго их никогда и не было. Печорину лучше умереть, так как он не видит смысла в своем существовании. В этом его трагедия.

Печорин Грушницкий
Происхождение Аристократ по происхождению, Печорин остается аристократом на протяжении романа. Грушницкий из простой семьи. Обычный юнкер, он весьма амбициозен, и всеми правдами и неправдами стремится выбиться в люди.
Внешний вид Не раз Лермонтов акцентирует внимание на внешних проявлениях аристократизма Печорина, таких, как бледность, маленькая кисть, «ослепительно чистое белье». При этом Печорин не зациклен на собственной внешности, ему достаточно выглядеть опрятно. Будучи самовлюбленным франтом, Грушницкий везде и всюду хочет производить впечатление. Внешний вид для него имеет чрезвычайную важность, он то и дело поправляет шевелюру, подкручивает усы, изо всех сил старается выглядеть эффектно. Это качество особенно сильно проявляется в присутствии дам.
Характер Уверенный в себе, умный, тонкий психолог, Печорин прекрасно разбирается в людях и взаимоотношениях. Талантлив, обладает аналитическим складом ума. Не против манипулировать людьми просто ради забавы, достаточно циничен. Печорин разочарован в идеалах предыдущего поколения, но ему нечего им противопоставить. Из-за этого герой обречен на скуку и усталость. Грушницкий неглуп, но явно не может конкурировать с Печориным, наивно не замечает его манипуляций. Склонен романтизировать людей, преувеличивать и драматизировать чувства. Разочарованность его в людях скорее пародийная, чем искренняя; ему доставляет удовольствие ощущать себя человеком, на долю которого выпали «возвышенные страсти и исключительные страдания».
Отношение к женщинам Несмотря на молодость, Печорин прекрасно изучил слабый пол. Для него любовь – забава, отношения с противоположным полом он не принимает близко к сердцу. Зная, что женщинам нравятся дерзость, загадочность и неприступность, он влюбляет в себя княжну Мери, только чтобы досадить Грушницкому. Грушницкий верит в любовь, в ней он может раскрыться как романтик и дамский угодник. Его чувства к княжне Мери искренни, хотя и несколько преувеличены.
Герой и общество Печорин – яркий представитель «сливок общества». Тем не менее, он противопоставляет себя обществу, высмеивая столичных аристократов. Печорин прекрасно разбирается в людях и видит все пороки своих современников. В образе Грушницкого запечатлен реальный, современный Лермонтову типаж. В 30-е годы 19 века в моде были разочарованность в жизни и некий романтизм, которые так характерны для Грушницкого. В среде молодых людей Грушницкий чувствует себя своим среди своих.
    • Григорий Печорин Максим Максимыч Возраст Молодой, во время его приезда на Кавказ ему около 25 лет Почти пенсионер Военное звание Офицер русской императорской армии. Штабс-капитан Черты характера Всё новое быстро надоедает. Страдает от скуки. Вообще, уставший от жизни, пресыщенный молодой человек, ищет отвлечения на войне, однако буквально за месяц привыкает к свисту пуль и грохоту разрывов, снова начинает скучать. Уверен, что приносит окружающим одни несчастья, что усиливает его […]
    • Восстань, пророк, и виждь, и внемли Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей. А. С. Пушкин «Пророк» Начиная с 1836 г. тема поэзии получает в творчестве Лермонтова новое звучание. Он создает целый цикл стихов, в которых высказывает свое поэтическое кредо, свою развернутую идейно‑художественную программу. Это «Кинжал» (1838 г.), «Поэт» (1838 г.), «Не верь себе» (1839 г.), «Журналист, Читатель и Писатель» (1840 г.) и, наконец, «Пророк» – одно из последних и […]
    • Одно из последних стихотворений Лермонтова, лирический итог многочисленных исканий, тем и мотивов. Белинский относил это стихотворение к числу избраннейших вещей, в которых «все лермонтовское». Не будучи символическим, с мгновенной непосредственностью запечатлевая настроение и чувство в их «лирическом настоящем», оно тем не менее сплошь состоит из высокозначимых в лермонтовском мире эмблематических слов, каждое из которых имеет долгую и изменчивую поэтическую историю. В запеве – тема одинокой участи. «Кремнистый […]
    • Приличьем скрашенный пророк Я смело предаю позору – Неумолим я и жесток. М. Ю. Лермонтов Грушницкий – представитель целого разряда людей – по выражению Белинского, – имя нарицательное. Он из числа тех, которые, по мнению Лермонтова, носят модную маску разочаровавшихся людей. Меткую характеристику Грушницкому дает Печорин. Он, по его словам, позер, выдающий себя за романтического героя. «Его цель – сделаться героем романа», говорит он «пышными фразами, важно драпируя в необыкновенные […]
    • Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее – иль пусто, иль темно, Меж тем, под бременем познанья иль сомненья, В бездействии состарится оно. М. Ю. Лермонтов В. Г. Белинский писал: «Очевидно, что Лермонтов поэт совсем другой эпохи и что его поэзия – совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества». Мне кажется что главной темой в творчестве Лермонтова была тема одиночества. Она прошла через все его творчество и звучит практически во всех его произведениях. Роман […]
    • Роман Лермонтова весь как бы соткан из противоположностей, которые сливаются в единое гармоническое целое. Он классически прост, доступен каждому, даже самому неискушенному читателю, вместе с тем необыкновенно сложен и многозначен и в то же время глубок и непостижимо загадочен. При этом роман обладает свойствами высокой поэзии: его точность, емкость, блеск описаний, сравнений, метафор; фразы, доведенные до краткости и остроты афоризмов, – то, что прежде называлось «слогом» писателя и составляет неповторимые черты […]
    • «Тамань» – своего рода кульминация в столкновении двух стихий романа: реализма и романтизма. Тут не знаешь, чему больше удивляться: необыкновенной прелести и очарованию тонкого всепроникающего колорита, который лежит на образах и картинах новеллы, или предельно убедительной реалистичности и безукоризненному жизненному правдоподобию. А. А. Титов видит, например, весь смысл «Тамани» с ее поэтичностью в намеренном снижении и развенчивании образа Печорина. Убежденный, что именно таков был замысел автора, он пишет […]
    • Жизнь моя, ты откуда идешь и куда? Отчего мне мой путь столь неясен и таен? Для чего я не ведаю цели труда? Почему я влеченьям своим не хозяин? Пессо Тема судьбы, предопределения и свободы человеческой воли является одной из важнейших сторон центральной проблемы личности в «Герое нашего времени». Наиболее прямо она поставлена в «Фаталисте», который не случайно завершает роман, служит своего рода итогом нравственно‑философских исканий героя, а с ним и автора. В отличие от романтиков […]
    • Роман Лермонтова «Герой нашего времени» стал первым социально-психологическим и реалистическим романом в русской литературе первой половины XIX века. Автор определил цель своего произведения как «исследование души человеческой». Структура романа своеобразна. Это цикл повестей, объединенных в роман, с общим главным героем, а иногда и рассказчиком. Лермонтов писал и публиковал повести отдельно. Каждая из них может существовать как самостоятельное произведение, имеет законченный сюжет, систему образов. Сначала […]
    • Любопытство, бесстрашие, неоправданная тяга к приключениям - характеристики главного героя романа. На протяжении всей книги, автор показывает его нам с самых разных сторон. Сначала это взгляд Максим Максимыча, а потом уже и записки самого Печорина. Не могу назвать «судьбу» героя трагичной, так как ни смерть Бэлы, ни Грушницкого, ни печаль Максим Максимыча не делают его жизнь трагичнее. Возможно, даже собственная смерть не многим хуже, чем всё вышеперечисленное. Герой весьма отстраненно относится к людям, играет […]
    • Вообще-то я не большой поклонник романа Михаила Юрьевича Лермонтова "Герой нашего времени", единственная часть, которая мне нравится-это "Бела". Действие в ней происходит на Кавказе. Штабс-капитан Максим Максимыч, ветеран Кавказской войны, рассказывает попутчику случай, произошедший с ним в этих местах несколько лет назад. Уже с первых строчек читатель погружается в романтическую атмосферу горного края, знакомится с горными народами, их бытом и обычаями. Вот как Лермонтов описывает горную природу: "Славное […]
    • Роман М. Ю. Лермонтова создан в эпоху правительственной реакции, которая вызвала к жизни целую галерею «лишних людей». Григорий Александрович Печорин, с которым русское общество познакомилось в 1839–1840 г., принадлежал именно к этому типу. Это человек, который даже не знал, зачем он жил и для какой цели родился. «Фаталист» – это одна из самых сюжетно напряженных и в то же время идейно насыщенных глав романа. Она состоит из трех эпизодов, своеобразных экспериментов, которые то подтверждают, то отрицают […]
    • "Да и какое дело мне до радости и бедствий человеческих?" М.Ю. Лермонтов В романе Лермонтова "Герой нашего времени" решается злободневная проблема: почему люди, умные и энергичные, не находят применения своим недюжинным способностям и вянут без борьбы в самом начале жизненного поприща? На этот вопрос Лермонтов отвечает историей жизни Печорина, молодого человека, принадлежащего к поколению 30-х годов. Задаче всестороннего и глубокого раскрытия личности героя и той среды, которая воспитала его, подчинены […]
    • В любом качественном произведении судьба героев связывается с образом своего поколения. А как же иначе? Ведь люди отражают характер своего времени, они являются его «продуктом». Наглядно мы видим это в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Писатель на примере жизни типичного человека этой эпохи показывает образ целого поколения. Безусловно, Печорин - представитель своего времени, в его судьбе отразилась трагедия этого поколения. М.Ю.Лермонтов первым создал в русской литературе образ "потерянного" […]
    • И скучно и грустно, и некому руку подать В минуту душевной невзгоды... Желанья! Что пользы напрасно и вечно желать?.. А годы проходят - все лучшие годы! М.Ю. Лермонтов В романе “Герой нашего времени” Лермонтов ставит перед читателем волнующий всех вопрос: почему самые достойные, умные и энергичные люди его времени не находят применения своим недюжинным способностям и вянут в самом начале жизненного порыва без борьбы? На этот вопрос писатель отвечает историей жизни главного героя Печорина. Лермонтов […]
    • Итак, «Герой нашего времени» - психологический роман, то есть новое слово в русской литературе девятнадцатого века. Это действительно особенное произведение для своего времени - оно имеет поистине интересную структуру: кавказская новелла, путевые заметки, дневник.... Но все- таки главная цель произведения - раскрытие образа необычного, на первый взгляд, странного человека- Григория Печорина. Это и в самом деле необыкновенный, особенный человек. И читатель это прослеживает в течение всего романа. Кто же такой […]
    • Историю жизни Печорина рассказывает читателю Максим Максимыч. Психологический портрет, набросанный путешественником, прибавляет к рассказу о жизни Печорина несколько характерных штрихов. Память Максима Максимыча запечатлела отдельные исповеди героя, благодаря чему биография «героя времени» приобрела необычайную убедительность. Печорин принадлежал к высшему петербургскому обществу. Юность его прошла в удовольствиях, которые можно достать за деньги, и они ему скоро опротивели. Светская жизнь с ее обольщениями тоже […]
    • Молодость и пора становления личности Лермонтова пришлась на годы правительственной реакции после поражения восстания декабристов. В России царила тяжелая атмосфера доносов, тотальной слежки, ссылок в Сибирь по обвинению в неблагонадежности. Передовые люди того времени не могли свободно высказывать свои мысли по политическим вопросам. Лермонтов остро переживал отсутствие свободы, состояние остановившегося времени. Главную трагедию эпохи он отразил в своем романе, который многозначительно назвал «Герой нашего […]
    • «Как часто пестрою толпою окружен…» – одно из самых значительнейших стихотворений Лермонтова, по своему обличительному пафосу близкое к «Смерти поэта». Творческая история стихотворения доныне являлась предметом неутихающих споров исследователями. Стихотворение имеет эпиграф «1‑е января», указывающий на его связь с новогодним балом. По традиционной версии П. Висковатого, это был маскарад в Дворянском собрании, где Лермонтов, нарушив этикет, оскорбил двух сестер. Обратить внимание на поведение Лермонтова в это […]
    • И скажите, в чем загадка чередования периодов истории? В одном и том же народе, за каких‑нибудь десять лет спадает вся общественная энергия, импульсы доблести, сменивши знак, становятся импульсами трусости. А. Солженицын Это стихотворение зрелого Лермонтова, обнажающее общественно‑духовный кризис после декабрьского поколения. Оно замыкает предшествующие нравственные, социальные и философские искания поэта, подводят итог прошлому душевному опыту, отражая бесцельность личных и общественных усилий […]
  • В романе «Герой нашего времени» Лермонтов описывает мужчин своего времени. Чтобы роман читали, должна быть интрига, борьба между мужчинами. Вот они двое – Печорин и Грушницкий. Оба такие разные и внешнее, и внутренне.

    Грушницкий – молодой человек, смуглый и черноволосый, выглядит старше своего возраста. Ему всего 21 год. Возраст романтиков и максималистов. Он так восторженно воспринимает всех людей и всё происходящее вокруг. Много болтает и мечтает стать героем романа.

    Печорин – полная ему противоположность. Образованный светский циник, язвительный и злопамятный эгоист. Манипулятор, отлично разбирающийся в людях, хороший психолог. Он же сам об этом намекает фразой, о своём главном удовольствии – подчинять своей воле окружающих людей. Он получает от этого удовольствие и тешит своё самолюбие.

    Но, однако, эти две противоположности даже дружили. Хотя Печорин не исключал, что они когда-нибудь сойдутся на узенькой дорожке.

    Печорину скучно. Он хочет поразвлечься, показать, кто здесь главный, унизить Грушницкого в глазах княжны. Поэтому, он хочет влюбить девушку в себя излюбленным способом – безразличием и равнодушием. Печорин – отличный манипулятор людьми, разбил не одно женское сердце. Княжна Мэри попадает в его сети и влюбляется в негодяя.

    Кроме того, он обсуждает Грушницкого с Вернером, как какая-нибудь болтливая баба.

    Но Грушницкий не так прост, как кажется на первый взгляд. Сцена под балконом Веры проливает свет на его двуличную натуру. Он трус и непорядочный человек, если позволяет себе оклеветать девушку. А дальше - больше. Он предлагает оставить незаряженным пистолет Печорина в сцене дуэли. Это низко и подло, и не достойно для чести мужчины и военного.

    Но для Печорина это была не первая дуэль, он был опытным дуэлянтом. Поэтому, смог избежать гибели. Всё-же как требовал устав о дуэлях, Печорин предлагает Грушницкому извиниться. И получает отказ. А потом без сожаления убивает его. Печорин – жестокий циничный человек.

    Не нужна ему была ни княжна Мэри, ни Вера. Он получает удовольствие от того, что манипулирует людьми. И всё-же, на мой взгляд, он глубоко несчастный человек, не способный на искреннюю дружбу и настоящую любовь.

    2 вариант

    В своих произведениях Лермонтов очень часто обращался к темам человеческих чувств и эмоций. Он подчёркивал, что в его время людям нахватает некоторой искренности, что им нахватает искренности, доброты, может быть даже нахватает некой сердечности, нахватает эмоциональности. Лермонтов как человек всегда был весьма богат на эмоции, что также отмечали его родные и современники, и потому Лермонтов того же требовал и от окружающих, однако он не мог добиться той же искренности и благоразумия, которые проявляет он сам. И в итоге он начал писать о данной проблеме в своих произведениях, дабы донести её до каждого своего читателя, и чтобы он хоть что-то понял. Подобным произведением стало “Герой нашего времени”.

    В нём автор описывает простую человеческую жизнь в то время. Тот быт и рутину, которой занимались люди. Он так точно и ясно описывал человеческие взаимоотношения, из-за чего у его читателей не возникало никаких сомнений в естественности образов, представленных в нём. Также автор раскрывает в нём естественную для себя тему – недостаток искренности окружающих его людей. Пронося образы таких людей через своё произведение, автор создаёт поистине уникальную атмосферу, которая впоследствии дополняется их переживаниями, личностным ростом, и также знакомством с новыми персонажами. Примером таких образов персонажей являются Печорин и Грушницкий.

    Оба этих человека представляют в произведении ту или иную проблему, которая так или иначе затронула разум автора, и он решил обсудить её в данном произведении. Поближе познакомившись с книгой, мы видим, что Печорин человек вспыльчивый, яростный, всегда готовы ринуться в бой, не терпящий промедлений. Он привык всё и всегда получать сразу, а если ему что-то наскучит, то он сразу же бросает наскучивший ему предмет, потому Печорина вполне можно назвать человеком, который совсем не ценит то, что имеет.

    Грушницкий же человек, противоположный Печорину. Он вдумчивый, романтик, который предпочтёт материальным благам духовные, но даже с таким персонажем всё не так просто. Грушницкий хоть и является человеком чести, ему всё же недостаёт решительности, так как он привык в основном мечтать и размышлять, нежели же перейти к активным действиям. Грушницкий тот человек, который не любит брать дело в свои руки, скорее он отдаст эту привилегию более уверенному в себе Печорину.

    Сочинение 3

    У каждого писателя есть произведение, которое обессмертило его имя. Та самая история, написания которой было достаточно для того, чтобы об авторе вспоминали и десятки лет спустя. Для Михаила Юрьевича Лермонтова таким произведением стал «Герой нашего времени».

    В этом романе есть чётко выраженный главный герой – офицер Григорий Печорин. Для того чтобы наиболее точно раскрыть все его качества, Лермонтов противопоставляет герою другой персонаж – юнкер Грушницкий. У молодых людей так же много сходств, как и различий.

    По своему происхождению оба персонажа были дворяне. Однако если в жилах Печорина текла аристократическая кровь, то Грушницкий был самым простым парнем из народа.

    Оба молодых человека были военными и служили на Кавказе. Но Печорин являлся жителем Петербурга, а Грушницкий вырос в самой обыкновенной деревне.

    И один, и второй персонаж получили хорошее образование. Герои были достаточно воспитаны, горды и самолюбивы. И Печорин, и Грушницкий являлись злопамятными и мстительными людьми.

    Герои были практически одного возраста. Печорину на момент повествования было около 25 лет, а Грушницкому только исполнилось 20 лет, хотя и выглядел он старше.

    И Печорин, и Грушницкий были очень видными молодыми людьми. При этом их внешние качества едва ли можно назвать схожими. Хотя бы по той причине, что в отличие от Печорина, Грушницкий очень следил за своим внешним обликом, что не могло не бросаться в глаза.

    Григорий был из тех, про кого говорят «порода». Печорин – блондин с чёрными бровями и усами. Это молодой человек среднего роста и хорошего телосложения. Бледный цвет лица, карие глаза, холодный взгляд и небрежная походка придавали герою особый шарм. Григорий всегда богато одевался и ходил только в чистой и выглаженной одежде.

    Грушницкий любил производить впечатление, и его внешние данные позволяли это делать. Молодой человек был смуглым брюнетом с выразительными чертами лица. Как и Печорин, Грушницкий был хорошо сложен и носил усы.

    Главное отличие героев в их темпераменте. Григорий был сдержан и холоден – его лицо не выражало никаких эмоций, говорить он тоже не любил. Грушницкий же, напротив, был говорлив, страстен и эмоционален.

    Печорин был дерзким, наглым, несентиментальным и храбрым. Он знал людей, знал, как обращаться с женщинами и как пользоваться своим положением. Грушницкий был от этого всего далёк: неопытен, сентиментален, скромен, труслив.

    Несмотря на то, что у героев есть схожие черты, в общем понимании они абсолютно разные. Именно благодаря Грушницкому, Михаил Юрьевич смог показать всю глубину души Григория Печорина.

    `

    Популярные сочинения

      Учитель это очень важная, благородная и ответственная профессия. Если честно я восхищаюсь теми людьми, которые выбрали педагогический путь, ведь это огромный труд

      Школьные занятие подошли к концу, начались долгожданные каникулы, а сними и жаркое лето. Лето чудесная пора, которая открывает большое количество возможностей для отдыха

    • Сочинение по картине В жаркий день Маковского (2, 5 класс описание)

      Глядя на картину Маяковского, мы видим летний знойный день, где у небольшого чистого пруда, на деревянной лавочке под широким деревом, окутанным зеленой густой листвой, в парке сидит, богато одетая семья



    
    Top