Софья агранович лекции о сказке читать. Мудрствующая на грани

Когда в детстве меня спрашивали, кем я хочу вырасти, я довольно часто терялась - так много профессий! То я хотела быть художником-анималистом, то модельером, то ветеринаром, а то психологом. Теперь, когда я уже большая девочка, и всем ясно, что выросла я неудачницей, таких вопросов мне никто не задаёт. Но если бы кто-то спросил - кем ты, Скейли, хочешь стать, когда вырастешь? - я бы не задумываясь ответила:
- Софьей Залмановной!

Так о чём же она? Что является центральным интересом исследований Агранович? Язык, разумеется. Я бы сказала даже, что она занимается археологией языка. Этому посвящена её замечательная книга, написанная в соавторстве с Е.Е. Стефанским "Миф в слове - продолжение жизни. Очерки по мифолингвистике". Например, знаете ли вы, об амбивалентном значении слова "лютость", о том, что слова "печь" и "печаль" однокоренные, что "стыд" и "срам" древние социальные конструкты? Книга захватывающе интересная, я читала с наслаждением.

Так же мне очень понравилась её книга "Человек двусмысленный" - так же написанная в соавторстве, с С. В. Березиным. Здесь затрагиваются глубинные, философские вопросы культурогенеза и даже антропогенеза - с точки зрения авторов человека как вид сформировали язык и смех, двойственность, бинарность речи. Охват материала шире сугубо филологических вопросов, в книге говориться и о строении мозга (которое, оказывается, есть модель человеческого мира), и о генетике (что членораздельная речь для человека и асимметрия мозга - это мутация) и о древних ритуалах - я читала как самый захватывающий триллер, композиция и язык изложения выше всяких похвал! По уровню насыщенности материалом и при этом доступности читателю, я бы поставила "Человека двусмысленного" в один ряд с такими шедеврами, как "Этногенез и биосфера Земли" Л.Н. Гумилёва, "Человек, который принял жену за шляпу" О. Сакса и "Не надейтесь избавиться от книг!" Умберто Эко.
Всем любительницам языка, как явления, рекомендую и её книги и её лекции!

Софья Залмановна Агранович (1944 — 18 июля 2005) — филолог, литературовед, фольклорист, профессор кафедры русской и зарубежной литературы Самарского университета, автор книг.

Родилась в городе Куйбышеве (ныне Самара) в семье рабочих. Окончила Куйбышевский педагогический институт. Работала пионервожатой в школе(1961-1962),была научным сотрудником Куйбышевского литературного музея(1966-1968),преподавателем в профтехучилище(1968-1975),читала лекции в других вузах и школах (по программе предвузовской подготовки). По приглашению Льва Адольфовича Финка пришла работать в Куйбышевский государственный университет, где проработала 30 лет и стала крупнейшим в городе специалистом по фольклору, мифологии, мифопоэтике.

Софья Залмановна разработала авторский курс «История и теория фольклора», вела студенческий спецсеминар, изучающий связи фольклора и литературы, отражение в современном художественном сознании древних мифологических представлений. В том же направлении развивалась и её собственная научная деятельность: вместе со своими коллегами Л. П. Рассовской, А. И. Петрушкиным, И. В. Саморуковой, Е. Е. Стефанским, С. В. Березиным создала семь научных монографий.

Основное направление научной деятельности С. З. Агранович: исследование того, как архаические структуры языка и мышления представлены в литературе, как они задействованы в формировании смысла литературного произведения. Была продуктивно развита бахтинская традиция рассмотрения явления культуры в «большом времени».

Награждена медалью «Ветеран труда».

Книги (7)

В книге «Homo amphibolos. Человек двусмысленный Археология сознания», исследуя генетическую природу психологических феноменов человеческого сознания и кардинальных категорий культуры, авторы выстраивают принципиально новую гипотезу, объясняющую происхождение человека и архаические истоки его сознания.

Гармония - цель - гармония

В книге «Гармония — цель — гармония. Художественное сознание в зеркале притчи», авторы пытаются объяснить происхождение и развитие изначально заданных правил человеческой жизни, которые возникли и продолжают жить в каждом из нас.

Двойничество

Монография посвящена литературному архетипу «двойничества» и его основным вариантам, среди которых авторы выделяют три основных: «двойники-антагонисты», «карнавальные пары», «близнецы».

Двойничество в целом трактуется как «языковая структура», в которой образ человека корректируется одним из исторических вариантов бинарной модели мира. Особое внимание уделяется «близнечному», или «русскому типу» двойничества, формирование которого связано со специфическими социокультурными условиями России XVII века.

Миф в слове: продолжение жизни

Очерки по мифолингвистике.

В монографии анализируется генезис ряда славянских концептов (в частности, стыд и срам, печаль, лютость, место) с точки зрения мифа и ритуала.

Миф, фольклор, история в трагедии Борис Годунов и в прозе А.С.Пушкина

Исследуются характер историзма и фольклорные основы трагедии «Борис Годунов», романа «Капитанская дочка», повести «Пиковая дама» А.С.Пушкина, а также драматической трилогии А.К.Толстого.

В центре внимания исследователей сложный и богатый комплекс идей и проблем, связанных с фигурой царя, генезис которой восходит к образу племенного вождя периода разложения родового строя и формирования классового общества. Интересны также наблюдения и размышления авторов над связями идейного комплекса «царь — самозванец — скоморох — юродивый» и жанровой, природы трагедии и романа.

Неизвестный Хемингуэй

Фольклорно-мифологическая и культурная основа творчества.

Книга о произведениях Э.Хемингуэя, который во времена идейных и духовных кризисов столетия нашел глубинную основу для творчества: народные, фольклорно-мифологические представления, культурные традиции, складывавшиеся веками и бережно хранившиеся человечеством. Именно они являются основой подтекста таких рассказов и романов, как «В наше время», «И восходит солнце», «Прощай, оружие!».

Писатель видел и другое, самое страшное — как манипулируют народным сознанием, выхолащивают его, приспосабливая к политическим сиюминутным интересам. Не только видел, но и показал во многих произведениях — рассказах, романах, таких, как «Иметь и не иметь», «По ком звонит колокол».

Со́фья Залма́новна Аграно́вич (1944 — 18 июля 2005) — филолог, литературовед, фольклорист, профессор кафедры русской и зарубежной литературы Самарского университета, автор книг. Невероятно харизматичная личность и прекрасный лектор.

Психологам о сказке выложен на ютубе. Так же в сети можно было найти первых трех лекций из этого цикла. Я решила продолжить конспектирование. Получила от этого процесса много пользы и удовольствия, так как на слух до меня доходило далеко не все. Конспектирование позволило глубже проникнуть в тему)
Мне кажется, что с этими сокровищами должно познакомиться больше людей. Читать текст гораздо проще и быстрее, чем послушать часовую лекцию, поэтому выкладываю конспекты и здесь. Надеюсь, они будут вам полезны.
Первые три лекции печатала не я, но приведу их здесь тоже, чтобы не нарушать хронологию.

Программа минимум - чтобы я объяснила, что такое сказка и миф. Максимум - как пойдет.
Чем я вообще занимаюсь? Я читаю фольклор, русское средневековье. Для меня Фрейд такая же частность, как я для вас. Проблема, которую я пытаюсь решить всю жизнь и решаю уже в 6-ой книге, - проблема генетического кода искусства, как срабатывает искусство. В своей последней книге я пытаюсь объединить психологию и физиологию, генетику и литературоведение. Мне трудно, я хожу с путаными мыслями, это будет отражаться на лекциях.
О чем я хочу поговорить? Что такое фольклор, фольклористика. Вам нужно знать, что такое сказка и миф. Очень сложный вопрос, что такое сказка и миф. Если бы я сама знала это на 100%, то сидела бы не здесь. Это очень сложно, так же сложно, как и то, что творится в голове у человека. Это черный ящик. Так же как и искусство.

Красную шапочку на самом деле кушает бабушка (на волке ведь бабушкина одежда и у него бабушка внутри). Бабушка вообще странная в сказке: живет в лесу, постоянно болеет, лежит, живет не в соседской деревне. Мать посылает девочку в лес. Не очень опасен волк: они встречаются, расстаются. Главная катастрофа у бабушки в избушке.

Сказки - таинственная вещь.

Золушка - очень интересная девушка. В 12 часов бежит от жениха. Идиот этот жених. Потом он ее нашел и женился на ней, без богатого наряда и хрустальных туфелек. Но она бежит панически. Чего она боится? Что он увидит ее без убранства? Но разве он полюбил ее за убранство? Нет. Правильно,что она бежит. Любая бы из вас на ее месте убежала. Потому что он ее увидит не грязной и плохо одетой. Он увидит ее в таком виде, как описывается нечто в известном каноне Иоанна Златоуста - «безОбразна и страшна». Видик у нее тот еще был.

Много сказок про девушек. Морозко: добрая и трудолюбивая, такая-сякая, получает приданое, жениха и хорошую биографию, а жестокая, жадная и безнравственная замерзает (более архаичный вариант) или получает антиприданое и плохую биографию (более поздний вариант).

Но сказка - это не нравственное поучение (как и миф). Там другой смысл.
В сказке не доля истины - она и есть истина.

Моя любимая поговорка. Забыла. Надо же, я стала забывать неприличные пословицы. Я поняла, почему старые люди такие нравственные - они просто все забывают. Вспомнила. Богатый тужит, что хуй не служит, а бедный плачет, что хуй не спрячет.

Сказка о Курочке Рябе.
Мы не знаем ее целиком. Вообще в основном все сказки читаем в детстве в усеченном адаптированном варианте (убрано все,что связано с полом и мозгом).

Фрейд - первый человек, который пытался понять человека через миф. Не смог, но дал толчок.

Нужно обязательно читать. В книжках выплескивается человеческое сознание, все хитрости души. Интересны даже самые глупые книжки. Психологи изучают человеческое сознание, фольклористы - художественное сознание, но оно тоже человеческое - как люди успокаивают себя, лгут себе, учат себя, спасают себя от безумия столкновения с миром при помощи искусства,в первую очередь словесного.

Ритуальность поведения. Ритуал - это очень важно.

Чтобы стать мыслящей личностью, надо во всем сомневаться.

Дед и баба - пара, человечество в исчерпанном виде. Что происходит? Да ерунда происходит - появляется золотое яйцо. Любой из вас подумал бы: не отнимет ли государство, спрятать, сдать в музей, выжать научную теорию, на худой конец. Но не бить.
Мышка разбила - что и хотелось. Но плачут. Предлагают простое яйцо - бурная радость.
Это сокращенный вид сказки.
Есть продолжение. Дед и баба плачут, а дальше происходит безумие, все разваливается, взбесились птицы, появляется семья священника - все ведут себя как безумные. Поповские дочери сломали коромысло, разлили воду и разбили ведра, попадья опрокинула на пол тесто, поп расстригся, порвал церковные книги и поджег церковь.
Далее появляется курочка с простым яйцом.
Про что сказка? Глупость. Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало. Мы имеем двух полных идиотов, которые ведут себя неадекватно, реагируют на явления окружающего мира неправильно. Потом начинается вообще полный бред. И почему все возликовали,когда появилось простое яйцо. Вывод - это бессмысленно.

Но.
В любом безумии есть свой метод (Шекспир).
Иногда есть тексты, от которых волосы встают дыбом.
Например,стих Введенского: Стоял таинственный монах в пяти шагах.
Полно безумных текстов в искусстве. Вот бы кто-то из психологов этим занялся.

Или мое любимое стихотворение Хармса «Постоянство веселья и грязи».
Вода в реке журчит, прохладна,
И тень от гор ложится в поле,
и гаснет в небе свет. И птицы
уже летают в сновиденьях.
А дворник с черными усами
стоит всю ночь под воротами,
и чешет грязными руками

Проходит день, потом неделя,
потом года проходят мимо,
и люди стройными рядами
в своих могилах исчезают.
А дворник с черными усами
стоит года под воротами,
и чешет грязными руками
под грязной шапкой свой затылок.
И в окнах слышен крик веселый,
и топот ног, и звон бутылок.

Луна и солнце побледнели,
созвездья форму изменили.
Движенье сделалось тягучим,
и время стало, как песок.
А дворник с черными усами
стоит опять под воротами
и чешет грязными руками
под грязной шапкой свой затылок.
И в окнах слышен крик веселый,
и топот ног, и звон бутылок.

Кто такой дворник? Дворник - это Бог,который не метет свой мир. А мир мести надо. Там, где обитают люди, - это место, а место - это то, что метут. Метла - священное орудие создания мира, поэтому на ней можно летать.

Хармс - глубоко верующий человек. Кощунство почти обязательно для глубоко религиозных русских писателей. Например, Гоголь: нос исчез 25 марта, а это Благовещенье. Суть праздника - первая благая весть о вочеловечении Бога. А нос - двусмысленная часть лица пошляка майора Ковалева. В культуре многих народов нос известно с чем перекликается.

Или Хармс «Разговор за самоваром» - единый бог сидел втроем.

Фольклорные тексты иногда кажутся бредом. Поведение героев - бред.

Иван-Дурак и др. вообще не герои, а функции. Они выходят из дома, попадают в другой мир, добывают волшебные предметы и невесту,возвращаются другим путем. Герой никогда не возвращается, а наоборот - уходит из своего мира, идет в другой. Тридевятое царство - это что? Это 27е царство, конкретное место.

Баба-Яга ни разу никого не съела. Если она грозит детям, то она вообще погибает сама. А остальных кормит-поит-в бане парит.

Поведение героя сказки нельзя анализировать так, как поведение героя литературного произведения (типа нравственные качества - их там вообще нет).
Но есть положительные герои: девочка, мальчик. Лжегерои: братья-сволочи, девушки с поганым характером. Они непосвященные, делают все не так.
Герои сказок имеют помощников, им кто-то что-то дает на границе миров.
Все действуют как машина. Закон один «сказано-сделано». Герои не личности и не индивидуальности. Вываливаться из этого закона начинают только герои былин.

Царевна-лягушка молодая вообще? А сколько лет Елене?
Елена, жена Менелая. Ее похищает Александр-Парис. Война длится 10 лет. Менелай отвоевал жену. Еще через 10 лет Телемах попадает к ним, а Елена еще молода и сияет красотой. А до Менелая ее похищал Тезей (а это за 3 поколения от Менелая). Так сколько лет этой особе?
Тогда в 30 лет только гетеры могли производить вид женщины. А приличная женщина в 11 лет выходила замуж, а в 30 не на что уже было смотреть.
А на гетеру долго нужно было учиться,поэтому сексуальную жизнь они начинали в 18-20, иногда даже в 25 лет. На приличную женщину учиться было не надо. А будущие гетеры жили как в монастыре.
Т.е. Елене больше ста лет. По тем временам за 30 это уже очень много. А нисколько ей лет. Она вообще понимается не как конкретная женщина, а как человеческое воплощение Венеры, а Венере лет 22-25.

Царевна-лягушка: кто ее мама и папа? В сказках почти нет героев, у которых одна мать,у них обычно один отец. У Варвары-красы отец Чудоюдо.

Станционный смотритель - это сказка о Кощее. Вырин по-русски с греческого Аид,т.е. по-нашему Кощей. В славянской мифологии Кощей - Вырин, хоряин Вырея или Ирея,славянского царства мертвых.

У лягушки нет родителей - она мифологическое существо, воплощение божества. Кощей ведет себя как Аид, который похитил Персефону-Кору, дочь Деметры (у которой кстати никогда не было мужа). Это партеногенез, представление о мире у древних. Он не насильник. Просто пляшет вокруг нее и умоляет. Хозяин царства смерти и золота, т.к. золото и смерть всегда связаны (это важно для сказки о курочке).

Кора - девушка (перевод), она все равно выйдет замуж за Аида. А Василиса за Кощея не выйдет. Жизнь Коры двойственна: зима с мужем,лето с матерью.
В русских сказках девушка всегда вворачивается на землю.

В сказках добро побеждает зло. Я всегда на это улыбаюсь, т.к. добро бывает такое, что слов нет, особенно в сказках, которые сохранились в старых записях.

У Пушкина другой вариант сказки о Кощее. Он ни кого не похищает. Сидит на месте как хозяин Ирея. Птицы весной прилетаю т из Ирея - это души мертвых, отсюда и обычай сыпать зерно на могилы. У него есть дочь-красавица. Непонятно,состоит ли он в браке. Молодой человек едет в Ирей, знакомится с дочерью. Она прячет его за печкой. Кощей прилетает,спрашивает о человеческом духе. А дочь отвечает: «Папа, ты летал на земле и набрался». Дальше дочь начинает выяснять, где его смерть. Смерть,существующая отдельно от человека, это очень древнее представление (Самсон - в волосах,Ахилл - в пятке, Зигфрид -в лопатке). Он говорит - в венике (это священный предмет). Девушка украшает веник. Дальше Кощей говорит,что смерть в козле. Девушка украшает козла. Друг дочери убивает отца, она уходит не дрогнув. Так Дуня уехала от Вырина.

Мы видим в сказке то, чего там не было. Например, добро побеждает зло, но добро-то там не такое. Мой любимый анекдот про добро и зло. Анекдоты часто построены на сказках. Это другой жанр. Мифологический, древнее сознание сравнивается с современным.

Анекдот.
Идет по лесу Красная Шапочка. Птички поют, солнышко светит, настроение у Шапочки чудесное - волк вчера сдох, бояться нечего, наряд у неё новенький, с иголочки, а главное - вечером у Шапочки свидание с красавцем-лесорубом, спасшим вчера её и бабушку.
Идет, напевает и вдруг из самой темной чащи выходит навстречу ей огромное, мерзкое, отвратительное, злобное Говно. Выходит и говорит: "Ну, что Красная Шапочка! Теперь-то я тебя съем!" "Что?!" - отвечает Красная Шапочка, - "Съест оно меня!!! Сейчас, когда я так красива, молода, счастлива, когда я влюблена?! Да не боюсь я тебя, мерзкое, отвратительное, злобное Говно! Да я сама тебя съем!"
И съела.
Так Добро в очередной раз победило Зло.

Бахтина как-то спросили: Добро когда-нибудь победит зло? Бахтин ответил: Не дай Бог,тогда жизнь остановится.

Борьба добра и зла - единственное, что движет жизнь. Побеждает добро - все тонет в варенье.

Деметра перестала улыбаться, природа начала умирать, солнце перестало светить. Ее начали веселить так же, как японцы богиню Аматерасу, не очень приличным способом. Культурные категории (смех, линия, круг и т.п.) одни и те же в разных культурах.

Культура зашифровала много вещей, связанных со становлением и формированием человеческого сознания.

Проанализируем Курочку с т.з. другого языка. Что имеем: два яйца, мышка. Курица - просто бог из машины. Людей во все времена мучили одни и те же проблемы. И они всегда находили ответ.
Человек не может полностью объяснить мир. И не сможет. Но человек не может жить в необъясненном мире. Но информации мало. А в самом начале вообще был смешной мизер, а надо объяснить жизнь и смерть, добро и зло, человека и общество, общество и природу, пространство и время. Мы до сих пор на бытовом уровне все понимаем. Спросите «Как ты понимаешь время?»
Чтобы объяснить мир, появляется мифологическое сознание. Это не бред и сказки. Это необходимо (путем домысливания объясняется мир). Миф сдерживает сознание, не дает ему распасться. Появление индивидуального мифа - признак безумия (типа инопланетяне передают информацию).
Мифы меняются на другие со временем.

Как люди объясняют происхождение жизни? Они могут только видеть (рожает женщина, животное). Живое появляется из неживого в результате каких-то процессов - говорят ученые. Так же думали и древние люди. Например, яйцо - это неживое.

А звонок был? Да? У меня вся морда в пене. Надо отдохнуть.

Софья Агранович: человек и миф

на сайте bigvill.ru, для которого я писала текст, есть ссылка на остальные лекции СЗ

«Я не гений», — говорила она про себя. — «Вот Рымарь — гений. А я только пересказываю то, что написали другие». Какая Софья Залмановна Агранович без самоиронии! Но для нас она была больше, чем гением — человеком, который знает, как устроен мир.

Ее лекции по истории и теории фольклора первому курсу всегда ставили на 1 сентября. Наверное, чтобы сразу потрясти вчерашних самарских школьниц и показать «филфак лицом». У нас здесь, мол, не просто горы книжек и унылое сидение в библиотеке.

Впрочем, школьницы, по крайней мере, те, что шли на филфак не от безысходности, к первому сентября как правило бывали наслышаны. Кажется, про Агранович мне впервые рассказал классе в девятом старший товарищ Макс Киселев. Или раньше была заметка Кати Спиваковской в одной из самарских газет? Нет, конечно, заметку я читала потому, что уже знала фамилию «Агранович».

Вот здесь на первой лекции (слушайте, какие же все-таки молодцы психологи, что все это записали!) Софья Залмановна рассказывает полную, неадаптированную версию «Курочки Рябы». У нас тоже рассказывала, и тоже на первой. И у наших предшественников, и еще раньше — наверное, все 30 лет, что работала в университете. А еще о том, что Золушка боится полуночи, потому что превратится обратно в мертвую. И про Красную шапочку, которую съела бабушка, а вовсе не волк, и про Гамлета, английскую версию нашего Иванушки Дурачка, который всех перехитрил — но это уже позже.

Ее лекции буквально взрывали мозг филфаковских «новобранцев». Ломали шаблон. Кажется, во времена нашей учебы все эти выражения еще не вошли в употребление, иначе обязательно оказались бы в лексиконе Софьи Залмановны. За словом в карман она не лезла — говорила на цветастом, неакадемическом языке, на нем же пересказывала сказки и мифы. «Это когда Гаврюша сказал Маше, что она будет матерью-одиночкой» (про Благовещение), «Я тетка старая, перчу уж вот как есть» — это все здесь, на первой видеозаписи. «Мировая тетка» — называют ее в интернете те, кто никогда не учился в Самарском госуниверситете. Ей бы понравилось.

Сказать, что Агранович была колоритной — значит мало, что сказать. Первое, что узнавали от аспирантов поступившие в универ в начале 2000-х — что «не застали настоящей Агранович». Софья Залмановна, как можно понять по видео, тщедушной никогда не была, но про ее прежние объемы ходили настоящие легенды. До сих пор не знаю, были они верны или преувеличены, но из-за проблем со здоровьем в какой-то момент врачи посадили Агранович на жесткую диету. Она иногда жаловалась на нее на лекциях, тоже в рамках самоироничного проекта («я голодная, поэтому злая»).

Затем, она курила в аудитории. Неслыханная дерзость для академического университета, туалет в котором увешан запретами. И еще — палка. У Агранович болели ноги, но трость выполняла и много дополнительных функций. Например, служила наглядным пособием: положенная на стол, обозначала водораздел между миром мертвых и живых. Иногда ею даже грозили расшумевшимся задним рядам, но жест был скорее ритуальным. При всей страстности натуры, что распространялось и на науку («симулякр, не бодриярь» — любимое выражение Агранович в адрес любой «зауми») женщиной она была добродушной, общительной и разговорчивой (даже книжки не могла писать одна, все семь — в соавторстве с коллегами).

Я смотрю запись лекции и слышу постоянный смех. Было ли у нас так же? Наверняка. И это не только школьное «подхихикивание» на пикантных местах и острых выражениях. Хотя Агранович, конечно, была блестящим рассказчиком — умела подвести к теме, заинтриговать. Иногда, впрочем, ее обещания «об этом когда-нибудь рассказать» так ничем и не увенчивались. Лекции ее строились несколько хаотично (что тоже было отдельной темой для самоиронии и самокритики), но ничего при этом не теряли. Смех в аудитории был смехом открытия и узнавания. Вскоре мы прочитаем «Исторические корни волшебной сказки» Проппа, Панченко, Бахтина и многих других исследований истоков литературы. А пока это настоящее открытие — что на культуру можно смотреть вот так, через мифологическое сознание.

Сводки биографии говорят, что Агранович была крупнейшим в городе специалистом по фольклору, мифологии и мифопоэтике. Студентами мы об этом не думали. Она сама была так пропитана этими «историческими корнями» и размышлениями о влиянии архаического сознания на современность, что стала для нас почти фольклорным персонажем. Приземистая, резвая, несмотря на клюку, с неизменной сигаретой и хрипловатым голосом, любительница анекдотов («это такая редкость — смешной анекдот без мата!»), яркая, грубоватая и безмерно обаятельная, Софья Залмановна, или Софа, как называли ее коллеги, знала самое главное. На лекциях по фольклору она рассказывала нам, как устроен мир. Кажется, именно это знание давало ей ту свободу, за которой тоже тянулись студенты. Что может сковывать человека, который знает шифр, ключ к разгадке мира?

Даже не попытаюсь воспроизвести здесь рассказ Софьи Залмановны о «стоянии Зои» и ее интерпретацию «самарского чуда» — нынче такие вещи чреваты. Но анекдотом текст про Агранович грех не закончить. В наследство от первой лекции остался этот. Поскольку про погоду, то припоминается часто:
Папа спрашивает у маленькой дочки: «Катенька, какое сейчас время года?» — «Лето» — «Ну какое же лето, смотри, листья желтые» — «Лето» — «Смотри, люди идут в сапогах и куртках» — «Лето» — «Смотри, дождик идет...» — «А вот такое х...вое лето», — отрезает дочка.




Top