Сохранение использование и популяризация объектов культурного наследия. Популяризация культурного наследия в молодежной среде

У нашего края богатое историческое и культурное наследие. Это древние поселения и могильники, наскальные изображения в Яшкинском районе, историко-архитектурный комплекс исторического центра Мариинска, старого Кузнецка, памятники истории и архитектуры советского периода.

На государственной охране в Кемеровской области находится более 1200 памятников истории и культуры, в том числе около 300 памятников архитектуры и градостроительства, более 150 памятников истории, 31 памятник монументального искусства, почти 800 памятников археологии.

Придание официального статуса объектам историко-культурного наследия обеспечивает правовое регулирование отношений в области их сохранения и использования, при возникновении имущественных отношений и проведении ремонтных и реставрационных работ.

Вопросы сохранения культурного наследия регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», в Кемеровской области - Законом от 8 февраля 2006 года №29-ОЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Кемеровской области».

Органом исполнительной власти Кемеровской области, уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, является департамент культуры и национальной политики Кемеровской области. Распоряжением Губернатора Кемеровской области от 15 марта 2007 г. №23-рг «О научно-методическом совете по объектам культурного наследия Кемеровской области» создан научно-методический совет, в который вошли высококвалифицированные специалисты в области архитектуры, археологии, истории и монументального искусства.

В целях повышения эффективности деятельности в сфере сохранения культурного наследия Распоряжением Коллегии Администрации Кемеровской области от 23.12.2009 г. №1190-р утверждена Концепция сохранения культурного наследия Кемеровской области. Органами государственной власти и местного самоуправления, собственниками и пользователями памятников истории и культуры принимается система мер, направленная на предотвращение повреждения и уничтожения, а также сохранение объектов культурного наследия.

Для сохранения градостроительной среды и природного ландшафта устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия. В области продолжает развиваться сеть музеев-заповедников. Так, в Таштагольском районе создано муниципальное учреждение культуры - музей «Трехречье», в г. Мариинске - муниципальное учреждение культуры «Музей-заповедник Мариинск исторический», в задачи которых входит сохранение и популяризация объектов культурного наследия, а также развитие просветительской и экскурсионной деятельности.

Активное развитие экономики нашего края обязывает нас более бережно относиться к древнейшим объектам культурного наследия - памятникам археологии. В соответствии с законодательством Российской Федерации хозяйственному освоению земель должно предшествовать проведение историко-культурной экспертизы на предмет выявления наличия или отсутствия памятников археологии.

Проведены ремонтно-реставрационные работы на зданиях-памятниках архитектуры:

- «Дворец Труда» (Кемеровский колледж культуры и искусств);

Драматический театр (г. Новокузнецк), «Дом купца Пьянкова» (музей истории крестьянского быта - с. Красное Ленинск-Кузнецкий район);

Здание заводоуправления Новокузнецкого металлургического комбината, Дворец культуры и техники КМК, Театр металлургов (г. Новокузнецк);

Дворец культуры металлургов (г. Гурьевск).

Проведены работы по ремонту и благоустройству территорий памятников истории и монументального искусства. Разработана проектная документация реставрации памятника федерального значения «Дворец культуры им. Артема» (г. Прокопьевск), памятника регионального значения «Школа Кемеровского рудника (г. Кемерово).

На официальном портале проектов нормативных правовых актов Министерством культуры РФ размещен проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Законопроект, по замыслу разработчика, направлен на совершенствование порядка осуществления государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия.

Комментарий руководителя Юридической службы Московской Патриархии игумении Ксении (Чернеги) опубликован в сентябрьском номере (№ 5, 2017).

Законопроект предусматривает установление общественного контроля за сохранением, использованием, содержанием и популяризацией объектов культурного наследия. Осуществление такого контроля, по замыслу разработчиков законопроекта, делегируется общественным организациям через создаваемые ими общественные инспекции. Члены таких инспекций, в случае принятия законопроекта, будут иметь право беспрепятственно посещать и осматривать объекты культурного наследия. Законопроектом не учтен тот факт, что в случае нахождения инспектируемого объекта культурного наследия в собственности религиозной организации, нужно принимать во внимание режим осуществления богослужений и иной религиозной деятельности, а также возможность использования при этом технических средств связи, аудио-, фото- и видеофиксации, средств технического и инструментального контроля.

Кроме того, не предусмотрено право религиозных организаций выступать в качестве учредителей создаваемых общественных инспекций. При этом законопроект исключает возможность включения в состав общественных инспекций лиц, состоящих в трудовых или гражданско-правовых отношениях с собственниками объектов культурного наследия.

Очевидно, в существующей редакции проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия" и отдельные федеральные законы» не может быть поддержан.

Русская Православная Церковь предлагает вывести объекты культурного наследия, находящиеся в собственности или безвозмездном пользовании религиозных организаций, из-под действия норм об общественном контроле. По благословению Святейшего Патриарха разработаны соответствующие поправки, в соответствии с которыми соблюдение законодательства в области охраны таких объектов культурного наследия должно контролироваться исключительно государственными инспекторами в области охраны объектов культурного наследия, которые могут при осуществлении своих полномочий посещать и обследовать объекты культурного наследия, находящиеся в собственности или пользовании религиозных организаций, только с их согласия и с учетом их внутренних установлений. Кроме того, согласно предложенным нами поправкам необходимые для проведения проверок технические средства, в том числе средства связи, аудио-, фото- и видеофиксации, а также средства технического и инструментального контроля на объектах, находящиеся в собственности (пользовании) религиозных организаций, и их территориях могут быть использованы государственными инспекторами только с согласия соответствующих религиозных организаций и с учетом режима совершения религиозных обрядов.

Патриархия.ru

Другие документы

О госпошлине за регистрацию прав на недвижимость

Исключение проектов охранных обязательств из перечня документов, обосновывающих право религиозной организации на получение имущества религиозного назначения

Можно ли избежать оплаты государственной пошлины за регистрацию договоров безвозмездного пользования объектами культурного наследия? Комментарий Юридической службы Московской Патриархии

Заявление Санкт-Петербургской епархии в связи с вопросом о передаче Исаакиевского собора Русской Православной Церкви

Культурное наследие - духовный, культурный, экономический и социальный капитал невосполнимой ценности. Наследие питает современную науку, образование, культуру. Наравне с природными богатствами, это главное основание для национального самоуважения и признания мировым сообществом. Современная цивилизация осознала высочайший потенциал культурного наследия, необходимость его сбережения и эффективного использования как одного из важнейших ресурсов мировой экономики. Утраты культурных ценностей невосполнимы и необратимы.

Согласно Федеральному закону РФ «Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации» к объектам культурного наследия народов Российской Федерации относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, которые возникли в результате исторических событий, которые представляют собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и которые являются свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры .

Одним из главных видов деятельности органа охраны объектов культурного наследия является популяризация памятников истории и культуры.

Под популяризацией объектов культурного наследия понимают деятельность, которая направлена на организацию их доступности для всех и восприятия всеми, духовно-нравственное и эстетическое воспитание людей, повышение их образовательного уровня и организацию досуга, а также другие мероприятия, которые способствуют осуществлению государственной охраны, сохранения и использования объекта культурного наследия.

Популяризация объектов культурного наследия направлена на реализацию конституционного права каждого гражданина Российской Федерации на доступ к культурным ценностям, конституционной обязанности заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Популяризация включает в себя следующее:

  1. осуществление общественной доступности недвижимого культурного наследия его собственниками и пользователями;
  2. включение в туристическую деятельность объектов культурного наследия и их территорий;
  3. освещение вопросов государственной охраны, сохранения и использования объектов в средствах массовой информации, в том числе выпуск популярных информационно-справочных и рекламных изданий, создание теле- и радиопередач, кино- и видеофильмов, посвященных недвижимому культурному наследию;
  4. изучение вопросов государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия в составе образовательных программ всех уровней;
  5. подготовку и проведение научно-практических конференций, семинаров, тематических выставок и презентаций по вопросам государственной охраны, сохранения и использования объектов культурного наследия;
  6. создание и ведение информационных ресурсов в сети Интернет по вопросам объектов культурного наследия;
  7. иные мероприятия, отнесенные законодательством к популяризации.

Известно, что население не только пользуется объектами культурного наследия, но и формирует критерии отношения к ним. Если в сознании граждан размыто или утрачено понятие об историческом и культурном значении памятников, то деятельность по их охране превращается в сумму мероприятий, лишенных перспективы.

Возможность знакомства с лучшими образцами культурного наследия, несомненно, является одной из наиболее эффективных форм популяризации культурного наследия и заслуживает всемерной поддержки и развития.

Кроме того, комплексный подход к популяризации объектов культурного наследия предполагает включение в социально значимую деятельность подростков и молодых людей, что обеспечивает их доступ к объектам культурного наследия и является эффективным средством самореализации молодежи. Программный подход популяризации объектов культурного наследия представляется единственно возможным и позволит сконцентрировать финансовые ресурсы на проведении конкретных работ по конкретным объектам культурного наследия.

Для того чтобы популяризовать культурное наследие среди молодежи, которое будет осуществляться органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными организациями, СМИ, необходимо разработать серии передач, молодежных проектов, материалов, которые будут направлены на популяризацию культурного наследия; обеспечить интерес молодежи к области журналистики, которая посвящена историческому и культурному наследию; сделать акцент внимания на необходимости проводить единую государственную политику в сфере популяризации культурного наследия России.

Таким образом, можно сделать вывод, что сегодня уже пришла пора изучать, популяризовать, сохранять культурное наследие России. От наших взглядов, поступков молодых людей, отношения к своему Отечеству уже зависит судьба нашей страны и будущее России.




Top