Сохраним памятники культуры родного края. Дмитрий Лихачев

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи — задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь?

Она начинается с малого — с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране — к ее истории, ее прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре.

Истинный патриотизм — это первая ступень к действенному интернационализму. Когда я хочу себе представить истинный интернационализм, я воображаю себя смотрящим на нашу Землю из мирового пространства. Крошечная планета, на которой мы все живем, бесконечно дорогая нам и такая одинокая среди галактик, отделенных друг от друга миллионами световых лет!

Человек живет в определенной окружающей среде. Загрязнение среды делает его больным, угрожает его жизни, грозит гибелью человечеству. Всем известны те гигантские усилия, которые предпринимаются нашим государством, отдельными странами, учеными, общественными деятелями, чтобы спасти от загрязнения воздух, водоемы, моря, реки, леса, чтобы охранить животный мир» нашей планеты, спасти становища перелетных птиц, лежбища морских животных. Человечество тратит миллиарды и миллиарды не только на то, чтобы не задохнуться, не погибнуть, но чтобы сохранить также ту окружающую нас природу, которая дает людям возможность эстетического и нравственного отдыха. Целительная сила природы, хорошо известна. Наука, которая занимается охраной и восстановлением; окружающей природы, называется экологией и как дисциплина начинает уже сейчас преподаваться в университетах.

Но экологию нельзя ограничивать только задачами сохранения природной биологической среды. Для жизни человека не менее важна среда, созданная культурой его предков и им самим. Сохранение культурной среды — задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда столь же необходима для его духовной, нравственной жизни, для его «духовной оседлости», для его привязанности к родным местам, для его нравственной самодисциплины и социальности. А между тем вопрос о нравственной экологии не только не изучается, он даже и не поставлен нашей наукой как нечто целое и жизненно важное для человека. Изучаются отдельные виды культуры и остатки культурного прошлого, вопросы реставрации памятников и их сохранения, но не изучается нравственное значение и влияние на человека всей культурной среды во всех ее взаимосвязях, хотя сам факт воспитательного воздействия на человека его окружения ни у кого не вызывает ни малейшего сомнения.

Вот, к примеру, после войны в Ленинград вернулось, как известно, далеко не все довоенное население, тем не менее вновь приехавшие быстро приобрели те особые «ленинградские» черты поведения, которыми по праву гордятся ленинградцы. Человек воспитывается в определенной, сложившейся на протяжении многих веков культурной среде, незаметно вбирая в себя не только современность, но и прошлое своих предков. История открывает ему окно в мир, и не только окно, но и двери, даже ворота. Жить там, где жили революционеры, поэты и прозаики великой русской литературы, жить там, где жили великие критики и философы, ежедневно впитывать впечатления, которые так или иначе получили отражение в великих произведениях русской литературы, посещать квартиры-музеи — значит обогащаться духовно.

Улицы, площади, каналы, дома, парки — напоминают, напоминают, напоминают… Ненавязчиво и ненастойчиво творения прошлого, в которые вложены талант и любовь поколений, входят в человека, становясь мерилом прекрасного. Он учится уважению к предкам, чувству долга перед потомками. И тогда прошлое и будущее становятся неразрывными для него, ибо каждое поколение — это как бы связующее звено во времени. Любящий свою родину человек не может не испытывать нравственной ответственности перед людьми будущего, чьи духовные запросы будут все множиться и возрастать.

Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них,оставленную в саду, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, — значит он не любит их. Если человек не любит старые улицы, старые дома, пусть даже и плохонькие, — значит у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны — он, как правило, равнодушен и к своей стране.

Итак, в экологии есть два раздела: экология биологическая и экология культурная, или нравственная. Убить человека биологически может несоблюдение законов биологической экологии, убить человека нравственно может несоблюдение законов экологии культурной. И нет между ними пропасти, как нет четко обозначенной границы между природой и культурой. Разве не влияло на среднерусскую природу присутствие человеческого труда? Крестьянин веками трудился, ласково гладил холмы и долы сохой и плугом, бороной и косой, оттого-то среднерусская, а особенно подмосковная природа такая родная,. приласканная. Крестьянин оставлял леса и перелески нетронутыми, обходил их плугом, и потому они вырастали ровными купами, точно в вазу поставленные. Избы и церкви деревенский зодчий ставил как подарки русской природе, на пригорке над рекой или озером, чтобы любовались своим отражением. Деревянные стены долго сохраняли тепло рук их строителей. Золотая маковка не только издали светилась, как украшение, но и была ориентиром для путника. Не само здание как таковое было нужно человеку, а здание, поставленное в определенном месте, украшающее его, служащее гармоническим завершением ландшафта. Поэтому и хранить памятник и ландшафт нужно вместе, а не раздельно. Вместе, в гармоническом их сочетании, они входят в душу человека, обогащая его представления о прекрасном.

Человек — существо нравственно оседлое, даже и тот,. кто был кочевником, — для него тоже существовала «оседлость» в просторах его привольных кочевий. Только безнравственный человек не обладает оседлостью и способен убивать оседлость в других.

Все мною сказанное не значит, что надо приостановить в старых городах строительство новых сооружений, держать их «под стеклянным колпаком» — так искаженно хотят представить позицию защитников исторических памятников некоторые не в меру рьяные сторонники перепланировок и градостроительных «улучшений».

А это значит только то, что градостроительство должно основываться на изучении истории развития городов и на выявлении в этой истории всего живого и достойного продолжать свое существование, на изучении корней, на которых оно вырастает. И новое должно также изучаться с этой точки зрения. Иному архитектору, может, и кажется, что он открывает новое, в то время как он только разрушает ценное старое, создавая лишь некоторые «культурные мнимости».

Не все то, что воздвигается нынче в городах, есть новое по своему существу. Подлинно новая культурная ценность возникает в старой культурной среде. Новое ново только относительно старого, как ребенок по отношению к своим родителям. Нового самого по себе, как самодовлеющего явления, не существует.

Так же точно следует сказать, что простое подражание старому не есть следование традиции. Творческое следование традиции предполагает поиск живого в старом, его продолжение, а не механическое подражание иногда отмершему.

Возьмем, скажем, такой древний и всем хорошо знакомый русский город, как Новгород. На его примере мне легче всего будет показать свою мысль.

В древнем Новгороде не все, конечно, было строго продумано, хотя «продуманность» в строительстве древнерусских городов существовала в высокой мере. Были случайные строения, были случайности и в планировке, которые нарушали облик города, но был и его идеальный образ, как он представлялся в течение веков его строителям. Задача истории градостроительства — выявлять эту «идею города», чтобы продолжать ее творчески в современной практике, а не глушить новой застройкой, противоречащей старой, а потому по большей части мертвой и мертвящей.

Новгород строился по обоим низким берегам Волхова, у самых полноводных его истоков. В этом его отличие от большинства других древнерусских городов, стоявших на крутых берегах рек. В тех городах бывало тесно, но из них всегда виднелись заливные луга, столь любимые в Древней Руси широкие просторы. Это ощущение широкого пространства вокруг своих жилищ было характерно и для древнего Новгорода, хотя и стоял он не на крутом берегу. Волхов мощным и широким руслом вытекал из Ильмень-озера, которое хорошо было видно из центра города.

В новгородской повести XVI в. «Видение пономаря Тарасия» описывается, как Тарасий, забравшись на кровлю Хутынского собора, видит оттуда озеро, как бы стоящее над городом, готовое пролиться и затопить Новгород. Перед Великой Отечественной войной, пока еще цел был собор, я проверял это ощущение: оно действительно очень острое и могло повести к созданию легенды о том, что Ильмень грозил собой потопить город.

Но Ильмень-озеро виднелось не только с кровли Хутынского собора, но прямо от ворот Детинца, выходящих на Волхов.

В былине о Садко поется, как Садко становится в Новгороде «под башню проезжую», кланяется Ильменю и передает поклон от Волги-реки «славному Ильмень-озеру».

Вид на Ильмень из Детинца, оказывается, не только замечался древними новгородцами, но и ценился. Он был воспет в былине…

Кандидат архитектуры Г.В. Алферова в своей работе «Организация строительства городов в русском государстве в XVI—XVII веках» обращает внимание на «Закон градский», известный на Руси начиная по крайней мере с XIII в. Восходит он к античному градостроительному законодательству, заключающему четыре статьи: «О виде на местность, который представляется из дома», «Относительно видов на сады», «Относительно общественных памятников», «О виде на горы и море». «Согласно этому закону, — пишет Г. В. Алферова, — каждый житель в городе может не допустить строительства на соседнем участке, если новый дом нарушит взаимосвязи наличных жилых сооружений с природой, морем, садами, общественными постройками и памятниками. Византийский закон апопсии («вид, открывающийся от здания», — Д.Л.) ярко отразился в русском архитектурном законодательстве „Кормчих книг»…».

При анализе 38-й грани 49-й главы «Закона градского», действовавшего на Руси, легко выявить рассматриваемые в этой главе градостроительные аспекты. В первую очередь внимание закона обращено на взаимосвязь построек города друг с другом и с природой. Иначе говоря, закону апопсии придавалось важнейшее значение не только в византийском градостроительном законодательстве, но и в русском.

Русское законодательство начинается с философского рассуждения о том, что каждый новый дом в городе влияет на облик города в целом. «Новое дело творит некто, когда хочет или разрушить, или изменить прежний вид». Поэтому новое строительство или перестройка существующих ветхих домов должны производиться с разрешения местных властей города и согласовываться с соседями: в § 4 закона запрещается лицу, обновляющему старый, ветхий двор, изменять его первоначальный вид, так как если будет надстроен или расширен старый дом, то он может отнять свет и лишить вида («прозора») соседей.

Особенное внимание в русском градостроительном законодательстве обращается на открывающиеся из домов и города виды на луга, перелески, на море (озеро), реку.

Связь Новгорода с окрестной природой не ограничивалась только видами. Она была живой и реальной. Концы Новгорода, его районы, подчиняли себе окружающую местность административно. Прямо от пяти концов (районов) Новгорода веером расходились на огромное пространство подчиненные Новгороду новгородские «пятины» — области. Город со всех сторон был окружен полями, по горизонту вокруг Новгорода шел «хоровод церквей», частично сохранившихся еще и в настоящее время. Один из наиболее ценных памятников древнерусского градостроительного искусства — это существующее еще и сейчас и примыкающее к Торговой стороне города Красное (т.е. «красивое») поле. По горизонту этого поля, как ожерелье, виднелись на равных расстояниях друг от друга здания церквей — Георгиевский собор Юрьева монастыря, церковь Благовещения на Городце, Нередица, Андрей на Ситке, Кириллов монастырь, Ковалево, Волотово, Хутынь. Ни одно строение, ни одно дерево не мешало видеть этот величественный венец, которым окружил себя Новгород по горизонту, создавая незабываемый образ освоенной, обжитой страны — простора и уюта одновременно.

Долг современных градостроителей перед русской культурой — не разрушать этот идеальный строй, а поддерживать его и творчески развивать.

Что же, однако, происходит? Вид на Ильмень из центра Новгорода систематически сужается и загораживается. Вместо того чтобы снести нелепый дом XIX в., портящий вид на Ильмень на Торговой стороне, за ним построена новая гостиница, еще более загораживающая вид на Ильмень. Между Кремлем и Ильменем «вдвинут» неудачный памятник освобождению Новгорода, главными компонентами которого являются башня, «конкурирующая» с башнями Кремля, и очень плохо сделанный конь, который, если только мысленно представить себе его в движении, неминуемо сломает себе ноги о нацистскую свастику.

Запроектировано строительство пешеходного моста из Кремля на Торговую сторону, который не только превратит Кремль с его комплексом уникальных музеев в «проходной двор», но и окончательно закроет вид на Ильмень из всех находящихся за мостом видовых точек города.

Немного дальше Кремля, в сторону Ильменя, в районе Мячинских озер — между церковью Благовещения на Мячине, Аркажами и Воскресенской слободой — начато строительство туристического комплекса. План его разработан проектным институтом Гипрогора. Проектировщики выбрали для комплекса красивое место, по-видимому не думая, что своим строительством они окончательно погубят и его, и вид из центра города на Ильмень. В этом же районе начато строительство водогребного канала, довольно большого, с высокими трибунами вдоль него. Для этого спрямляют и углубляют Мячинские озера, приводя их к «регулярному виду». Все это делалось для устройства международных соревнований. Однако оказалось, что габариты сооружения будут меньше полагающихся по нормам и годны лишь для тренировок и проведения местных соревнований. Таким образом, прекрасная окраина Новгорода, столетиями бывшая его органической частью, разрушается этими застройками, проводимыми якобы в связи с городским «благоустройством».

По проектам вдоль старой Московской дороги через Красное поле планируется постройка типовых домов.

Въезд в Новгород по засыпанному руслу древнего Федоровского ручья (теперь проспект Гагарина) уже испорчен — закрыт пятиэтажными зданиями. Время от времени возникают и другие градостроительные опасности. То сносят части окольного земляного вала (единственного по цельности оборонительного сооружения, сохранившегося в нашей стране) для строительства универмага, то проектируют по рву того же вала прокладку кольцевой автомагистрали, то возникают проекты возведения домов повышенной этажности в районе древних Кожевников и бывших Духова и Зверина монастырей.

Между тем стоит вспомнить о предложении академика Б.Д. Грекова, высказанного им еще в конце войны после освобождения Новгорода: «Новый город следует строить несколько ниже по течению Волхова в районе Деревяницкого монастыря, а на месте древнего Новгорода устроить парк-заповедник. Ниже по течению Волхова и территория выше, и строительство будет дешевле: не надо будет нарушать многометровый культурный слой древнего Новгорода дорогостоящими глубокими фундаментами домов».

Это предложение следовало бы учитывать при проектировании новой застройки во многих старых городах. Ведь новое строительство легче осуществлять повсюду, если оно не будет врезаться в старое. Новые центры древних городов должны строиться вне старых, а старые должны поддерживаться в своих наиболее ценных градостроительных принципах. Архитекторы, строящие в давно сложившихся городах, должны знать их историю и бережно сохранять их красоту.

А как все-таки строить, если это необходимо, рядом со старыми зданиями? Единого метода предложено быть не может, одно бесспорно: новые здания не должны заслонять собой исторические памятники, как это случилось в Новгороде и в Пскове (церковь Сергия с Залужья против Октябрьской гостиницы в центре города или громадное здание кинотеатра, поставленное вплотную к Кремлю). Невозможна также никакая стилизация. Стилизуя, мы убиваем старые памятники, вульгаризируем, а иногда невольно пародируем подлинную красоту.

Приведу такой пример. Один из архитекторов Ленинграда считал самой характерной для города чертой шпили. Шпили в Ленинграде действительно есть, главных три: Петропавловский, Адмиралтейский и на Инженерном (Михайловском) замке. Но когда на Московском проспекте появился новый, довольно высокий, но случайный шпиль на обыкновенном жилом доме, семантическая значимость шпиля, отмечавшего в городе главные сооружения, стерлась.

Поставленный по необходимости среди старых домов новый дом должен быть «социален», иметь вид современного здания, но не конкурировать с прежней застройкой ни по высоте, ни по своим прочим архитектурным модулям. Должен сохраняться тот же ритм окон, должна быть гармонирующей окраска.

Но бывают иногда случаи необходимости «достройки» ансамблей. На мой взгляд, удачно закончена застройка Росси на площади Искусств в Ленинграде домом на Инженерной улице, выдержанным в тех же архитектурных формах, что и вся площадь. Перед нами не стилизация, ибо дом в точности совпадает с другими домами площади. Есть смысл в Ленинграде так же гармонично закончить и другую площадь, начатую, но не завершенную Росси, — площадь Ломоносова: в дома Росси на площади Ломоносова «врезан» доходный дом XIX в.

Вообще же следует сказать, что ленинградские дома второй половины XIX в., которые принято бранить за отсутствие вкуса, обладают той особенностью, что не столь уж резко конкурируют с домами великих архитекторов. Архитектура второй половины XIX в. при всех ее недостатках «социальна». Взгляните на Невский проспект: дома этого периода времени не очень его портят, хотя их очень много на участке от Фонтанки до Московского вокзала. Но попробуйте представить на их месте новые, всемирно распространенного стиля дома, и весь Невский проспект, на всем его протяжении, будет безнадежно испорчен. То же, впрочем, случится, если эту часть Невского стилизовать под ту, что лучше сохраняет старую застройку XVIII и первой половины XIX в. — от Адмиралтейства до Фонтанки.

Культурную экологию не следует смешивать с наукой реставрации и сохранения отдельных памятников. Культурное прошлое нашей страны должно рассматриваться не по частям, как повелось, а в его целом. Речь должна идти не только о том, чтобы сохранить самый характер местности, «ее лица необщее выражение», архитектурный и природный ландшафт. Это значит, что новое строительство должно возможно меньше противостоять старому, с ним гармонировать, сохранять бытовые навыки народа (это ведь тоже «культура») в своих лучших проявлениях. Чувство плеча, чувство ансамбля и чувство эстетических идеалов народа — вот чем необходимо обладать и градостроителю и, в особенности, строителю сел. Архитектура должна быть социальной. Культурная экология должна быть частью экологии социальной.

Пока же в науке об экологии нет раздела о культурной среде, позволительно говорить о впечатлениях.

Вот одно из них. В сентябре 1978 г. я был на Бородинском поле вместе с замечательнейшим энтузиастом своего дела реставратором Николаем Ивановичем Ивановым. Обращал ли кто-нибудь внимание на то, какие преданные своему делу люди встречаются именно среди реставраторов и музейных работников? Они лелеют вещи, и вещи платят им за это любовью.

Именно такой, внутренне богатый человек и был со мной на Бородинском поле — Николай Иванович. Пятнадцать лет он не уходит в отпуск: он не может без Бородинского поля. Он живет несколькими днями Бородинской битвы: шестым сентября (по старому стилю) и днями, которые предшествовали битве. Поле Бородина имеет колоссальное воспитательное значение.

Я ненавижу войну, я перенес ленинградскую блокаду, нацистские обстрелы мирных жителей из теплых укрытий в позициях на Дудергофских высотах, я был очевидцем героизма, с каким защищали советские люди свою Родину, с какой непостижимой стойкостью сопротивлялись врагу. Может быть, поэтому Бородинская битва, всегда поражавшая меня своей нравственной силой, обрела для меня новый смысл. Русские солдаты отбили на батарее Раевского восемь ожесточеннейших атак, следовавших одна за другой с неслыханным упорством. Под конец солдаты обеих армий сражались в полной тьме, на ощупь. Нравственная сила русских была удесятерена необходимостью защитить Москву. И мы с Николаем Ивановичем обнажили головы перед памятниками героям, воздвигнутыми на Бородинском поле благодарными потомками.

И здесь, на этой национальной святыне, политой кровью защитников Родины, в 1932 г. был взорван чугунный памятник на могиле Багратиона. Те, кто это сделал, совершили преступление против самого благородного из чувств — признательности герою, защитнику национальной свободы России, признательности русских брату-грузину, командовавшему с необыкновенным мужеством и искусством русскими войсками в самом опасном месте битвы. Как оценить преступление тех, кто в те,же годы намалевал гигантскую надпись на стене монастыря, построенного на месте гибели Тучкова Четвертого его вдовой: «Довольно хранить остатки рабского прошлого!». Понадобилось вмешательство газеты «Правда» в 1938 г., чтобы надпись эта была уничтожена.

В 1980 г. отмечалось шестисотлетие Куликовской битвы. Но разве мы свято храним память об этом великом народном подвиге, героях исторической битвы? Приведу выдержку из очерка Юрия Селезнева «Подвижники народной культуры», в котором он цитирует слова народного художника СССР П. Корина:

«На Куликовском поле решалось будущее России и Европы. Русские грудью своей, жизнями тысяч оплатили победу. В те далекие века было завещано помнить павших на поле Куликовом, «пока стоит Россия».

А первым павшим был Александр Пересвет, что перед сдвинутыми ратями принял вызов Челубея и погиб, сразив врага… Пересвет и Ослябя упоминаются в каждой летописи, для множества поколений были они символом доблести и ратной чести.

Но многим ли известно, что Пересвет и Ослябя похоронены в Москве, в церкви Рождества? Сейчас она находится на территории завода «Динамо». В четверике старой церкви установлен мотор в 180 киловатт. На метр он углублен в землю… Древняя почва вся перерыта. Здание сотрясается от грохота. Близлежащие улицы, называвшиеся именами героев — Пересветинская и Ослябинская, теперь переименованы. Нет ни одного упоминания — доски мемориальной хотя бы. Ничего нет. Рев моторов над прахом героев. Вот вся тебе память и слава».

Так писал художник, лауреат Ленинской премии Павел Корин в «Комсомольской правде» много лет тому назад. Никто не обратил внимания, не придал значения гражданским чувствам народного художника, выразившего чувства тысяч граждан, чтущих героическую историю своего народа.

21 сентября 1978 г. Президиум Центрального совета Общества охраны памятников истории и культуры выносит развернутое постановление о необходимости сохранения здания бывшей церкви Рождества в Старом Симонове. До юбилея 600-летия Куликовской битвы оставались считанные месяцы, но до сего дня постановление оставлено без внимания.

В юности я приехал впервые в Москву и нечаянно набрел на церковь Успения на Покровке, построенной в 1696—1699 гг. Я ничего не знал о ней раньше. Встреча с ней меня ошеломила. Передо мной вздымалось застывшее облако бело-красных кружев. Не было «архитектурных масс». Ее легкость была такова, что вся она казалась воплощением неведомой идеи, мечтой о чем-то неслыханно прекрасном. Ее нельзя себе представить по сохранившимся фотографиям и рисункам, ее надо было видеть в окружении низких обыденных зданий. Я жил под впечатлением этой встречи и позже стал заниматься древнерусской культурой именно под влиянием толчка, полученного мной тогда. Позже я узнал, что такие разные люди, как Наполеон и Достоевский, считали ее красивейшей церковью в Москве. Наполеон во время великого пожара Москвы выставил у нее караул и тем спас от огня. По инициативе А.В. Луначарского соседний, с ней переулок был назван по фамилии ее строителя, крепостного крестьянина, — Потаповским. Но вот пришли люди и снесли церковь. Это было в начале 30-х годов. Теперь на этом месте пустырь с каким-то ларьком. Разве не убито в нас что-то? Разве нас не обворовали духовно?

И еще о чем хотелось бы вспомнить. Город, в котором я родился и живу всю жизнь, Ленинград, связан прежде всего в своем архитектурном облике с именами Растрелли, Росси, Кваренги, Захарова, Воронихина. По дороге с главного ленинградского аэродрома стоял Путевой дворец Растрелли. Прямо в лоб: первое большое здание Ленинграда — и Растрелли! Оно было в очень плохом состоянии — стояло близко от линии фронта, но советские бойцы сделали все, чтобы сохранить его. И если бы его реставрировать, какой праздничной была бы эта увертюра к Ленинграду. Снесли! Снесли в конце 60-х годов. И ничего нет на этом месте. Пусто на его месте, пусто в душе, когда это место проезжаешь.

Кто же эти люди, убивающие живое прошлое, — прошлое, которое является и нашим настоящим, ибо культура не умирает? Иногда это сами архитекторы — из тех, которым очень хочется поставить свое «творение» на выигрышном месте. Иногда же это совсем случайные люди, а в этом уже виноваты мы все. Мы должны подумать о том, чтобы таких «случайных убийц» не было.

Вот сведения по Архангельской области, сообщенные мне архитектором Ю. С. Ушаковым.

В ночь под Новый, 1977 год потехи ради мальчишка спалили ансамбль из двух церквей XVIII в., находившийся под государственной охраной в селе Меоржегоры на Северной Двине (Виноградский район Архангельской области). Фамилии мальчишек известны. Последствий никаких.

В июне 1978 г. упал шатер Рождественской церкви XVIII в. в селе Бестужеве Устьянского района Архангельской области — ценнейший памятник шатрового зодчества, последний элемент ансамбля, очень точно поставленного в излучине реки Устьи. Причина — полнейшая безнадзорность.

А вот факт по Белоруссии. В селе Достоево, откуда происходили предки Достоевского, существовала небольшая церковь XVIII в. Она не числилась на государственной охране, так как была очень типичной для белорусской сельской архитектуры своего времени. Архитектор Т.В. Габрусь вместе с другими специалистами делали обмеры этой церкви. Как только архитекторы уехали, директор местного совхоза, боясь, что памятник поставят на учет, приказал снести церковь бульдозерами.

Таких фактов можно было бы собрать множество. Что же делать, чтобы они не повторялись? Одних запрещений, инструкций и досок с указанием «Охраняется государством» недостаточно. Надо, чтобы факты хулиганского или безответственного отношения к культурному наследию неукоснительно разбирались в судах и виновных строго наказывали. Но и этого мало. Совершенно необходимо в программе средней школы ввести преподавание краеведения с основами биологической и культурной экологии, шире создавать в школах кружки по истории и природе родного края. К патриотизму нельзя только призывать, его нужно заботливо воспитывать.

Итак, экология культуры!

Есть большое различие между экологией природы и экологией культуры, к тому же весьма принципиальное.

До известных пределов утраты в природе восстановимы. Можно очистить загрязненные реки и моря, можно восстановить леса, поголовье животных, конечно, если не перейдена известная грань, если не уничтожена та или иная порода животных целиком, если не погиб тот или иной сорт растений. Удалось же восстановить поголовье зубров — и на Кавказе, и в Беловежской пуще, даже поселить в Бескидах, т. е. там, где их раньше и не было. Природа при этом сама помогает человеку, ибо она «живая». Она обладает способностью к самоочищению, к восстановлению нарушенного человеком равновесия. Она залечивает раны, нанесенные ей извне: пожарами, вырубками, ядовитой пылью, газами, сточными водами.

Иначе обстоит дело с памятниками культуры. Их утраты невосстановимы, ибо памятники культуры всегда индивидуальны, всегда связаны с определенной эпохой, с определенными мастерами. Каждый памятник разрушается навечно, искажается навечно, ранится навечно.

Можно создать макеты разрушенных зданий, как это было, например, в Варшаве, но нельзя восстановить здание как «документ», как «свидетеля» эпохи своего создания. Всякий заново отстроенный памятник старины будет лишен документальности — это только.«видимость». От умерших остаются портреты. Но портреты не говорят, они не живут. В известных обстоятельствах «новоделы» имеют смысл и со временем сами становятся «документами» эпохи, той эпохи, когда они были созданы. Район Старе място или улица Новый свят в Варшаве навсегда останутся символами патриотизма польского народа в послевоенные годы.

«Запас» памятников культуры, «запас» культурной среды крайне ограничен в мире, и он истощается со все прогрессирующей скоростью. Техника, которая сама является продуктом культуры, служит иногда в большей мере умерщвлению культуры, чем продлению ее жизни. Бульдозеры, экскаваторы, строительные краны, управляемые людьми бездумными, неосведомленными, уничтожают и то, что в земле еще не открыто, и то, что над землей, — уже служившее людям. Даже сами реставраторы, руководствуясь своими собственными, недостаточно проверенными теориями или современными представлениями о красоте, становятся в большей мере разрушителями памятников прошлого, чем их охранителями. Уничтожают памятники и градостроители — особенно если они не имеют четких и полных исторических знаний. На земле становится тесно для памятников культуры не потому, что земли мало, а потому, что строителей притягивают к себе старые места, обжитые и оттого кажущиеся особенно красивыми и заманчивыми для градостроителей.

Градостроителям как никому нужны знания в области экологии культуры.

В первые годы после Великой Октябрьской революции краеведение переживало бурный расцвет. По различным причинам в тридцатые годы оно почти прекратило свое существование, специальные институты и многие краеведческие музеи были закрыты. А краеведение как раз и воспитывает живую любовь к родному краю и дает те знания, без которых невозможно сохранение памятников культуры на местах. На его основе можно серьезнее и глубже решать местные экологические проблемы. Давно высказывалось мнение, что краеведение следует ввести в качестве дисциплины в школьные учебные программы. До сих пор этот вопрос остается открытым.

Чтобы сохранить памятники культуры, необходимые для «нравственной оседлости» людей, мало только платонической любви к своей стране, любовь должна быть. действенной. А для этого нужны знания, и не только краеведческие, но и более глубокие, объединяемые в особую научную дисциплину — экологию культуры.

Краеведение в системе историко-культурного образования являются традиционными и эффективными средствами воспитания и привития любви к родному краю. Одним из условий успешного разрешения познавательных и воспитательных задач является организация работы краеведческого музея. Его создание в сельском клубе с.Душоново вызвано стремлением участников организационного процесса знать больше об истори своей местности, каснуться её прошлого, о природе, о людях, которые здесь жили и живут, трудились и трудятся в настоящее время, а также желанием сохранить историю своей малой Родины.
Сельский краеведческий музей – это музей в миниатюре, отражающий узкие локальные темы истории или природы родного края. Тесно связанный со всем образовательным процессом, он создает благоприятные условия для индивидуальной или коллективной деятельности учащихся, помогает развивать у них умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в потоке научной и политической информации.
Опыт показывает, что происходящие сегодня события через сравнительно короткое время начинают стираться из памяти. Исчезают источники, связанные с этими событиями. Наш долг – успеть сохранить для будущих поколений все ценное и достойное. Если не фиксировать события и явления «по горячим следам», то позже их изучение потребует много сил и времени. Поэтому фиксация происходящих событий или явлений природы является актуальной задачей школьного музея. Фотосъемка и писание событий, интервьюирование их участников и очевидцев, формирование банка краеведческих данных, ведение специальных летописей и хроник, пополнение фондов школьного музея – все это является важным средством документирования истории родного края. Школьный музей является одной из форм дополнительного образования в условиях образовательного учреждения, развивающий сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов источников по истории природы и общества, имеющий воспитательную и научно-познавательную ценность.
Краеведческий музей призван способствовать формированию гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного образования.
Детская аудитория традиционно является приоритетной категорией музейного обслуживания. Кроме того, сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре следует начинать с самого раннего детства, когда ребенок стоит на пороге открытия окружающего мира. В школьных музеях ребенок выступает не только как потребитель продукта музейной деятельности, но и как активный его создатель.
Краеведческая работа в школе ведется уже в течении нескольких лет. Собранный материал по истории нашего края хранится в школьном историческом музее. Данная программа предназначена для ведения краеведческой работы в рамках учебно-воспитательной деятельности и призвана помочь учащимся шире познакомится с родным краем, глубже понять своеобразие его природы, истории и культуры, а также познакомится с приемами собирательной и музейной работой через экскурсии, экспедиции, интересные встречи.
В краеведческом музее представлены экспозиции:
Глиняная посуда.
Льняные ткани.
Сельскохозяйственные орудия труда.
Атрибуты православной церкви.
Предметы крестьянского быта.
Народные промыслы.

1 Паспорт проекта

Название проекта:

Руководитель проекта: учитель изобразительного искусства

Швыдченко Людмила Сергеевна

Учебный предмет: « Изобразительное искусство».

Учебные дисциплины, близкие к теме проекта: « Краеведение».

Возраст учащихся, на которых рассчитан проект: 14–15 лет
(8 класс).

Тип проекта: практико-ориентированный.

Цель проекта: создать экспозицию для школьного музея – макеты архитектурных объектов немецкого поселения XIX века музея-заповедника «Старая Сарепта».

Методические задачи проекта:

метапредметные – познакомить учащихся с концепцией проектной деятельности; научить видеть проблему пополнения экспозиции школьного музея, намечать и реализовывать пути её решения; изучать художественный язык архитектуры зданий немецкого поселения XIX века, понимать смысл соразмерности форм, красоту конструкций зданий; учить ориентироваться в информационном пространстве, использовать Интернет, расширять навыки работы с ПК;

предметные – развивать интерес к процессу познания архитектурных памятников XIX века родного края на уроках изобразительного искусства; формировать творческую инициативу во время поиска информации по истории архитектурных сооружений музея-заповедника «Старая Сарепта», желание разобраться в проблеме создания экспозиции для школьного музея;

личностные – формировать нравственно-эстетический интерес к среде, в которой мы живём, истории архитектурного наследия родного края – музея-заповедника «Старая Сарепта»; воспитывать любовь к малой родине, гордость за историческое наследие колонии «Сарепта», ставшей одним из промышленных, торговых, научных и культурных центров Нижнего Поволжья, активную гражданскую позицию; формировать умения работать в коллективе, ощущать себя членом команды, находить компромиссы; воспитывать умение принимать решение и нести за него личную ответственность.

Вопросы проекта:

Какие экспонаты необходимо изготовить для краеведческого школьного музея?

Как выполнить заказ администрации школы?

Необходимое оборудование: ПК, проектор, экран, бумага, карандаш, ластик, картон, клей, ножницы; поисковые и другие материалы для реализации замысла автора.

Аннотация

Актуальность метода данного проекта в том, что в процессе работы активизируется познавательная деятельность учащихся. Учитель подводит ребят к самостоятельному выбору темы, а это является мотивацией к высокой стабильной результативности. Учащиеся самостоятельно разрабатывают план своих действий, конечный результат. Они видят цель поставленной перед собой задачи, что способствует развитию определённых личностных качеств: умения работать в коллективе, способности ощущать себя членом команды, брать ответственность за выбор решения на себя.

Практическая значимость проектной деятельности заключается в том, что образовательный процесс имеет логический, личностный смысл – учащиеся знают, для чего работают над поставленной проблемой. В конечном итоге они оформляют экспозицию школьного музея, проводят экскурсии. Видят заинтересованность и одобрение окружающих, что качественно развивает творческий потенциал учащихся. Ребята могут примерить на себя определённую профессиональную роль взрослого человека: архитектора, программиста, экскурсовода... Им предоставляется возможность для получения опыта публичного выступления.

Новизна опыта заключается в применении метода практико-ориентированного проекта в учебно-воспитательной деятельности. Учащиеся знакомятся со сложным процессом работы архитектора над окончательным вариантом проекта здания.

Творческие проекты учащихся выходят за рамки урока и могут применяться в образовательной деятельности другими участниками педагогического процесса.

Концептуальность проектного метода состоит в том, что современный образовательный процесс включает в себя развитие художественно-экспозиционной мысли, формирует развитие умения демонстрировать продукты творческой деятельности. В данном проекте это оформлено в игровом моменте – открытие музея.

Краткое содержание проекта

Проект долгосрочный , рассчитан на две четверти. Он практико-ориентирован, так как нацелен на социальные интересы самих учащихся, заказчик – администрация школы, продукт деятельности заранее определен и может использоваться в жизни школы (макеты для школьного музея).

Это монопроект , он проходит в рамках одного предмета, но при работе используется информация из других областей знаний (краеведение).

Проект внутриклассный , проводится в восьмом классе.

Форма продукта данного проекта: экспозиция для школьного музея – макеты архитектурных объектов немецкого поселения XIX века музея-заповедника «Старая Сарепта».

Работа над проектом состоит из четырёх этапов .

I этап . Определение темы и цели проекта.

1. Определение темы и цели проекта.

Экскурсия в краеведческий школьный музей.

Проблема: в музее недостаточно экспонатов.

Вопрос: чем можно их пополнить?

Ответ:

Предлагают собрать материал по истории архитектурных памятников комплекса «Старая Сарепта», выполнить макеты зданий для экспозиции музея, подготовить экскурсию в школьный музей.

Определилась тема: «Памятники культуры родного края».

Цель проекта: Сарепта».

Задачи: изучить архитектуру немецкого поселения XIX века; изготовить макеты зданий музейного комплекса; пополнить лекционное содержание экскурсий фактами из истории Сарепты.

2. Подбор рабочей группы.

II этап . Определение источников информации. Определение способов сбора информации. Выбор объекта. Распределение задач.

1. Определение источников информации, способов сбора информации.

Экскурсия в музей-заповедник «Старая Сарепта» (запись информации экскурсовода).

Посещение экспериментальной Немецкой библиотеки при музее «Старая Сарепта».

мотивы»

Информация из Интернета: архитектура Германии XVIII–XIX вв., музей-заповедник сегодня.

2. Выбор объекта.

Распределение задач.

За каждой группой закрепляется тема исследовательской работы и объект макетирования:

1- я группа – здание кирхи в Сарепте;

2- я группа – Дом Лангерфельда (знаменитая аптека);

3- я группа

4- я группа – горчичный завод И. К. Глича;

5- я группа – центральная площадь Сарепты с видом на здания (ныне площадь Свободы).

роли и виды деятельности: архитекторы – 2 чел., программист – 1 чел., научные сотрудники – 2–3 чел.

III этап . Сбор и уточнение информации. Представление информации. Поэтапное выполнение макета.

В музее-заповеднике «Старая Сарепта» учащиеся нашли фотографии знаменитых сарептян, буклеты с информацией о Церковной площади Сарепты, сведения об экспозиции музея... В экспериментальной Немецкой библиотеке собрали информацию по истории архитектурных немецких построек XIX в.

Данную графику Алексей Григорьевич создал, изучая архивы музея «Старая Сарепта», – это стало для ребят ещё одним источником информации.

В Интернете учащиеся нашли статьи об архитектуре Германии XIX века, о реставрации музея-заповедника и его статусе сегодня.

2. Представление информации.

Ребята предлагают собранную информацию членам своей команды. Обсуждают её. Выбирают самое главное и интересное.

3. Поэтапное выполнение макета.

архитекторы, строители, дизайнеры, ландшафтный дизайнер.

Все члены команды по намеченному плану выполняют самостоятельную практическую деятельность.

IV этап . Защита проекта.

1. Анализ информации.

Защита проекта в форме деловой игры «Пресс-конференция».

Присутствовали: директор и администрация лицея.

Оценка результатов проекта – «отлично».

Ход игры

Рассматривает предложенные материалы, задаёт вопросы. Отвечают все члены команды.

Задаёт вопросы по практической деятельности:

Какие материалы использовались для изготовления макета?

Какие трудности возникали во время создания макета?

2. Определение способа представления результатов.

PowerPoint .

План работы над проектом

Стадии работы над проектом

Содержание работы

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

I. Подготовка

1. Определение темы и целей
проекта.

Экскурсия в краеведческий школьный
музей.

Проблема: в музее недостаточно
экспонатов.

Вопрос: чем можно их пополнить?

Ответ: учащиеся из предложенных ими тем выбирают проблему пополнения музея-заповедника «Старая Сарепта» дополнительными информационными данными и новыми экспонатами.

Предлагают собрать материал по истории архитектурных памятников комплекса «Старая Сарепта», выполнить макеты зданий для экспозиции музея,
подготовить экскурсию в школьный
музей.

Определилась тема – «Памятники культуры родного края».

Цель проекта: создать макеты архитектурных объектов немецкого поселения XIX века музея-заповедника «Старая Сарепта».

Учащиеся знакомятся со школьным
музеем. Обсуждают с учителем
недостаток экспонатов в музее.
Предлагают:

пополнить музей экспонатами редких растений дендрария своего
района;

изготовить экспонаты христианских храмов своего района;

экспонаты, посвящённые легендарным улицам своего района;

экспонаты, посвящённые музею-
заповеднику «Старая Сарепта».

Учащиеся обсуждают темы проекта
с учителем.

Предлагают остановиться в выборе: создать экспонаты для музея-заповедника «Старая Сарепта», подробнее изучить историю поселения; создать макеты архитектурных памятников Сарепты.

Проводить по школьному музею экскурсии, обогащённые новой информацией, с представлением созданных руками ребят макетов.

Учитель проводит обзорную экскурсию по школьному музею. Обращает внимание на недостаточное
количество экспонатов в музее. Администрация школы делает заказ классу на создание дополнительных экспонатов для школьного музея.

Помогает в определении цели
проекта.

Наблюдает за работой учеников

Задачи: изучить архитектуру немецкого
поселения XIX века.

Выполнить макеты зданий музейного комплекса.

Пополнить лекционное содержание экскурсий фактами из истории Сарепты

2. Подбор рабочей группы.

Учащиеся делятся на группы по 5–6 чел.

Учащиеся объединяются в группы
по желанию (5–6 чел.)

Каждая группа выбирает объект
для изучения и макетирования

Учитель предлагает разделиться на группы и выбрать объект для организации деятельности.

Наблюдает за работой учащихся.

Условия для успешной реализации проекта:

отсутствие лидера;

равенство всех членов команды;

команды не соревнуются;

все члены команды должны
проявлять активность, вносить свой вклад в общее дело;

все участники проекта ответственны за конечный результат;

составить и записать план своих действий;

согласовать личный план с планом своих товарищей

II. Планиро-
вание

1. Определение источников инфор-
мации, способов сбора информации.

На первом этапе поиска информации
ребята получают консультацию учите-

Учитель предлагает ребятам
распределить между собой виды

Экскурсия в музей-заповедник «Старая Сарепта» (запись информации экскур-
совода).

Посещение экспериментальной Немецкой библиотеки при музее «Старая
Сарепта».

Рисунки тушью «Сарепта. Исторические мотивы» Алексея Григорьевича Ильина.

Информация из Интернета: архитектура Германии XVIII–XIX вв., музей-заповедник сегодня

ля (условия для успешной реализации проекта).

Ребята разработали общий план действий:

1. Определить источники информации.

2. Как собирать информацию?

3. Как оформить информацию?

4. Как подготовить информацию
для экскурсовода?

5. Как представить результат?

деятельности во время поиска информации.

Наблюдает за работой учащихся

2. Выбор объекта.

Распределение задач.

За каждой группой закрепляется тема исследовательской работы и объект
макетирования:

1-я группа – здание кирхи в Сарепте;

2-я группа – Дом Лангерфельда
(знаменитая аптека);

3-я группа – немецкое кладбище братства гернгутеров;

4-я группа – горчичный завод
И. К. Глича;

5-я группа – центральная площадь
Сарепты с видом на здания (ныне
площадь Свободы).

Распределяют между собой роли.

Архитекторы – ищут и исследуют
чертежи, планы и характеристики архитектуры зданий, связанные
с выбранным объектом.

Из группы выделяется тот, кто лучше владеет навыками работы с компьютером , он непосредственно будет заниматься оформлением информации
в программе
PowerPoint .

Остальные члены группы будут собирать информацию по истории создаваемого объекта и другую информацию, необходимую, по мнению команды, для проекта

Между членами группы распределяются роли и виды деятельности:

архитекторы – 2 чел.;

программист – 1 чел.;

научные сотрудники – 2–3 чел.

III. Исследо-
вание

1. Сбор и уточнение информации.

В музее-заповеднике «Старая Сарепта» ребята нашли фотографии знаменитых сарептян, буклеты с информацией о Церковной площади Сарепты, сведения об экспозиции музея. В экспериментальной Немецкой библиотеке собрали данные по истории архитектурных немецких построек XIX в.

Историк, художник, участник Великой Отечественной войны Алексей Григорьевич Ильин подарил школьному музею рисунки тушью «Сарепта. Исторические мотивы».

Данную графику Алексей Григорьевич
создал, изучая архивы музея «Старая
Сарепта», это стало для ребят ещё одним источником информации.

В Интернете учащиеся нашли статьи
об архитектуре Германии XIX века,
о реставрации музея-заповедника
и его статусе сегодня

Ребята собирают информацию.

Обсуждают её с членами команды, консультируются с учителем.

Ребятами разработан алгоритм выпол-нения макета:

1. Фронтальный чертёж, определение масштаба.

2. Модули (развёртки геометрических тел) будущего здания.

3. Выполнение рельефа и дополнительных элементов (колокол, лестница,
черепица и пр.).

4. Оформление участка вокруг здания.

5. Монтаж объектов

Учитель следит за ходом обсуждения, консультирует, помогает,
направляет деятельность учащихся

2. Представление информации.

Ребята предлагают собранную инфор-
мацию членам своей команды.

Обсуждают её. Выбирают самое главное и интересное

На этапе практического макетирования роли меняются в соответствии с деятельностью.

Архитектор – выполняет фронтальный чертёж здания, размечает его расположение на местности, готовит чертежи модулей.

Программисты и научные работники становятся строителями, дизайнерами и ландшафтными дизайнерами.

Строители и дизайнеры – выпол-
няют макет рельефа и дополнительные элементы.

Ландшафтный дизайнер – привязывает к местности и оформляет участок вокруг здания.

Команды изучают фронтальный
чертёж здания, расположение на местности, масштаб.

Начинают выполнение модулей и параллельно рельефа, определив, какой рельеф лучше выполнить в развёрнутом виде.

Делают макет ландшафта, соединяют его с архитектурным объектом и природными формами: забор, мостик,
деревья...

2. Поэтапное выполнение макета.

Роли для практической деятельности:

архитекторы, строители, дизайнеры,
ландшафтный дизайнер.

Все члены команды по намеченному плану выполняют самостоятельную практическую деятельность

Выполняют монтаж архитектурных объектов с ландшафтным макетом

IV. Представ-
ление

1. Защита проекта.

В форме игры «Пресс-конференция».

Ход игры

«Журналист» (учащийся соседней команды) интересуется теоретической частью проекта.

Слушает предлагаемую информацию,
задаёт вопросы. Отвечают все члены
команды.

Ребята остальных команд – зрители.

«Журналист» переходит к рассмотрению макета.

Задаёт вопросы по практической деятельности:

Какие материалы использовались
для изготовления макета?

Как выполнялись особенные элементы макета?

Какие трудности возникали во время
создания макета?

Ребята проводят деловую игру «Пресс-конференция» (каждая
команда).

Один человек из команды представляется журналистом и проводит интервью с ребятами соседней команды,
которые предлагают ему приготовленную информацию о проделанной
работе.

В ходе игры ребята представляют свой макет здания «журналисту». Отвечают на вопросы

Учитель наблюдает, консультирует. Присутствующие: директор, администрация лицея. Оценка результатов проекта – «отлично».

Учитель предлагает заполнить анкету «Оцени свою работу в проекте».

2. Определение способа оформления результатов.

Оформляют информацию в программе PowerPoint

Составляют план презентации.

Оформляют информацию по истории возведения здания в программе PowerPoint

Ребята завершили проект.

Проделана серьёзная работа, собрано много интересного материала. Возникла идея привлечь внимание учащихся всего
лицея к школьному музею

Как привлечь внимание учащихся
к школьному музею?

Приняли решение: провести игру «Открытие музея» .

Действующие лица: учитель (автор
проекта); авторы макетов; гости (учащиеся, учителя, директор); «экскурсоводы»; «журналисты»; «фоторепортёры».

Ход игры

1. Открытие музея.

2. Экскурсия по школьному музею.

3. Интервью «журналистам».

4. Торжественное завершение работы выставки

Гостей встречает группа «экскурсо-
водов».

Представители команд («экскурсово-ды») проводят для гостей экскурсию.

На вопросы гостей отвечают все члены команды.

Члены команд дают интервью «журналистам»

На этапе торжественного завершения работы выставки гостям предлагается высказать своё мнение.

Гости задают вопросы командам.

«Журналисты» берут интервью, ведут съёмку.

Директор награждает команды грамотами.

«Журналисты» готовят информирование школьной общественности

Анкета
«Оцени свою работу в проекте»

Поставь отметку на оценочных шкалах по десятибалльной системе:

1) Оцени, насколько интересным показался тебе этот проект.

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10

2) Оцени, насколько сложными для тебя оказались предложенные задания.

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10

3) Оцени свой вклад в решение задачи (насколько ты оказался полезен своей группе в реализации проекта).

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10

4) Оцени, насколько дружно и слаженно работала твоя группа.

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10

5) Хотел бы ты работать еще раз в той же группе?

ДА НЕТ (подчеркни)

Почему ____________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

_________________________________________

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №12 ЗАКРЫТОГО АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШИХАНЫ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

Проект-экскурсия

«Памятники нашего края»

класса: Гаранин Максим, Голодяев Фёдор, Голодяева Кира, Торопыгина Полина,

Пушкина Ксения, Румянцева Лилия

Руководители: Щербакова И.И.,

учитель начальных классов

2016 г.

Содержание

I . Введение ……………………………………………………………………. …………3стр.

II .Содержание…………………………………………………………………………………

1.Тема, цели, задачи, гипотеза, этапы проекта ………………………………………… 4-5 стр.

2. Вопросы, направляющие проект, сроки проведения…………………………………....6 стр.

3. Актуальность проекта. …………………... ……………………………………………….7-8 стр.

4.Достопримечательности. История происхождения памятников …………………… 9-13 стр.

5. Известные люди…………………………………………………………….……………...14 стр.

III. Заключение …………………………………………………………………………...15стр.

IV . Литература…………………………………………………………………………….16 стр.

V . Приложение……………………………………………………………… ………… 17 стр.

Введение

Одной из основных задач воспитания, стоящих на современном этапе, является воспитание у детей любви к Родине, родному краю. Представление о Родине начинается у детей с картинки, слышимой ребенком музыки, окружающей его природы, жизни знакомых улиц. Год от года оно расширяется, обогащается, совершенствуется.

Одним из ведущих факторов формирования исторического и патриотического сознания детей является их ознакомление с историей родного края. Чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о родном крае и его лучших людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к нашей Родине. В каждом городе есть свои особенности исторического развития, составляющие тот феномен, который формирует в каждом человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства.

Академик Д.С. Лихачев говорил: «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им принадлежали, - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране».

Каждый человек имеет свою малую Родину – это то место, где он родился и вырос. У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении жизни определяет очень многое, если не сказать – все!

С ранних лет формируются первые представления об окружающем мире, и происходит это, прежде всего, через ознакомление с традициями «своей» социокультурной среды: местными историко – культурными, национальными, географическими, природными особенностями. Ведь известно, что именно дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.

Детям, у которых нет достаточного количества знаний о малой Родине, трудно сформировать уважительное отношение к ней. Детские воспоминания самые яркие и волнительные. Чем больше ребёнок с детства будет знать о родных местах, родном городе, тем ближе и роднее будет становиться ему Родина, Россия. Нужно с детства знакомить детей не только со своим родным городом, его названием, гербом, улицами, но и с его достопримечательностями, культурными и природными объектами. Одними из таких, являются памятники.

Памятники – это не только архитектурные сооружения со своей композиционной особенностью, но это, прежде всего, история.

Каждый народ желает оставить своим будущим потомкам что–то в наследие. А мы, поколение 21 века, просто обязаны сохранить и передать будущим все то, что составляет историю нашей страны, республики, города.

В настоящее время родители не уделяют внимание знакомству детей с родным городом, его достопримечательностями, известными людьми. Зачастую мы сталкиваемся с пренебрежительным отношением к памятникам. Нередко родители сами являются примером такого отношения. Соответственно дети не владеют достаточной информацией, имеют только поверхностные знания.

Тема нашего проекта: «Памятники нашего края »

Цели проекта : сформировать у младших школьников интерес к истории своего города, в частности к памятникам.

Задачи проекта :

1. Знакомить детей с памятниками своего края, их историей;

2. Формировать умение узнавать знакомые памятники и составлять о них короткий рассказ.

3. Вызвать у детей желание подражать мужественным и смелым людям, память о которых живет в сердцах жителей города.

4. Обратить внимание на разницу в архитектуре памятников.

5. Рассказать об охране памятников государством; расширить представления детей об окружающем мире.

6. Развивать любознательность, интерес и стремление к познанию родного города;

7. Развивать умение реализовывать свои впечатления в художественно-творческой и практическо-экспериментальной деятельности.

8. Развивать умение обобщать, делать выводы.

9. Воспитывать патриотические чувства, гордость за свою малую родину и ее историческое прошлое.

10. Воспитывать интерес и положительное отношение к истории своего города.

Гипотеза:

Гипотеза исследования : Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному краю, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории своего села, района, символики, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил свой родной край, начнут проявлять интерес и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта достигнуты.

Дети, познакомившись с памятниками своего края, узнают об их многообразии и истории, обогатятся духовно и проникнутся уважением к людям и событиям, связанными с ними. Будут осознавать себя причастными к историческому наследию города.

Педагогические технологии : здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, проблемное обучение.

Формы реализации проекта :

1. Инсценированное представление

2. Экскурсия

3. Урок-презентация

4. Краеведческая викторина

5. Индивидуальная работа с детьми

6. Организованные занятия

7. Встречи с интересными людьми

8. посещение музеев, памятников и т.д.

Этапы проекта:

Подготовительный

Изучение литературы.

Подбор материалов.

Формирующий:

Чтение стихов, рассказов, отгадывание загадок.

Занятия-путешествия, викторины.

Изготовление макетов памятников города.

Экскурсия в городскую библиотеку.

Продуктивные виды деятельности (рисование, аппликация,)

Работа с родителями

Изготовление фото- альбома: «Памятники моего края».

Анкетирование «Люби и знай родной край».

Ожидаемые результаты:

Ожидаемые результаты проекта: Проект предусматривает проведение итоговых занятий, которые представляют собой инсценированные представления, уроки-презентации. Ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания по истории и культуре родного края происходит формирование нравственной личности гражданина и патриота России. Ученик, любящий свой край и свое Отечество, знающий свой родной язык, уважающий свой народ, его культуру и традиции. Понимание детьми значимости памятников в жизни людей. Проявление заботы и уважения к памятникам нашего города. Знание детьми истории появления памятников нашего города, их название, местонахождение

Формы подведения итогов реализации проекта:

Фотоальбом «Памятники моего края».

Презентация проекта.

Участие в научно-практических конференциях «Шаг в будущее»

Практическая значимость: Данная работа поможет воспитать чувство национальной гордости, патриотизма, нравственных ценностей, любви к своей Родине и ее историческому наследию.

Исполнение проекта

Свою работу над проектом «Памятники нашего края» мы начали с того, что выявили проблему в классе. Изучив литературу, составили план реализации проекта. Дети в недостаточной степени имеют представления о памятниках нашего края.

Нам хотелось вызвать у ребят желание познакомиться с историей возникновения памятников, увековечивших трагические и героические события нашего прошлого, сформировать соответствующее отношение к ним. С этой целью мы подготовили беседу для ребят «Для чего нужно знакомиться с памятниками?»

С ранних лет формируются первые представления об окружающем мире и происходит это, прежде всего, через ознакомление с традициями «своей» социокультурной среды – местными историко – культурными, национальными, географическими, природными особенностями региона. Ведь известно, что именно в детстве начинает формироваться чувство ответственности перед памятью предков, которое имеет существенное педагогическое значение, несет в себе огромный потенциал для дальнейшего развития ребенка. Реализуя данный проект, можно развивать представления детей о памятниках, истории их возникновения, значении их в жизни людей.

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

С чего начинается малая родина?

Проблемные вопросы

1.О чём может рассказать прошлое нашего края?

2.О чём рассказывают достопримечательности нашего города?

4.Какие известные люди жили в нашем крае?

5.Чем дорог для человека край родной?

В ходе проекта мы-обучающиеся 2 «Б» класса разбились на 2 подгруппы: краеведы и экскурсоводы. Каждой подгруппе было дано задание. Краеведы готовили материал об истории нашего края и пямятниках, экскурсоводы - об интересных фактах из жизни нашего края, о знаменитых людях.

Сроки реализации проекта: октябрь 2015-март 2016

Актуальность проекта

Для каждого из нас очень важно и нужно знать историю своей страны, историю своей большой и малой Родины. И задача учителя воспитывать патриотов своей Родины, развивать интерес к прошлому и настоящему страны, республики, района, своего села. Чем шире территория, которую патриот считает своей Родиной, чем больше любви проявляет к своим соотечественникам, тем больший патриот, данный человек.

Актуальность этнического воспитания на современном этапе вызвана необходимостью развития национальных культур, формированием национального самосознания, освоением детьми родной, русской и мировой культуры. Любовь к своему селу, к краю, к России в целом, конкретные каждодневные дела для улучшения состояния своей Родины, работа во благо своей Родины – это очень важно. Любить и жить в своем городе, делать все, чтобы наше село стало лучше, краше. Жить за пределами своей малой Родины, но продолжать любить и прославлять ее. Проблема исследования: отсутствие познавательного интереса к культуре родного края, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю к истории и культурному наследию родного края, низкий уровень знаний о традициях и обычаях родного края.

Проект «Памятники моего края » актуален, так как в ходе реализации данного проекта мы познакомились с историей возникновения и становления г. Шихан и Вольска, его архитектурными сооружениями, узнали много нового о земле, где родились. Cмогли сравнить настоящий город с прошлым. В процессе работы происходило развитие познавательных процессов, формировались чувства патриотизма, любовь к родному городу, к природе, к пямятникам.

В связи с 80 -летием Саратовской области дети сами заинтересовались и с помощью родителей, дополнительных источников стали собирать информации по истории города. В процессе сбора информации учащиеся узнают названия улиц, историю этого названия;

памятников, местностей, их расположение; имена знатных людей города, их биографию. Познакомятся с учреждениями социальной и культурной сфер города.

Данный проект формирует целостное представление о родном крае, знакомит с социально-экономическими и культурными достижениями, традициями, историей города, формирует представления о его прошлом и настоящем. Важное место уделено людям, люди – главное богатство нашего города. Наши земляки, ушедшие на войну – самые почетные и уважаемые из них. Весь этот материал присутствует в этой работе. Наши земляки участвовали в Великой Отечественной войне и внесли свою лепту в победу над фашизмом.

Наш гоород расположен на правом берегу реки , в 129 км от , в 20 км от г. . Он граничит с территорией .

Поселение было основано в 1820 г. как усадьба графа , героя . В 1876 г. была построена земская школа.

На момент революции 1917 года в Шиханах было около 200 домов и 800 жителей. Последним владельцем был правнук основателя - Василий Петрович Орлов-Денисов.

В 1923 г. на территории Шихан создана аэрохимическая станция, ставшая впоследствии Центральным войсковым химическим полигоном Советской армии. Основные части города: Шиханы-1 (непосредственно сам город), Шиханы-2 (военный городок), Шиханы-4 (арсенал).

Шиханы-2 (п. Вольск-18)

Военный городок Шиханы-2, также известный как Вольск-18, административно не входит в ЗАТО Шиханы, но исторически является с ним одним целым. Расстояние между городами 2 км. В городке построено два с небольшим десятка достаточно современных домов, расположенных на одной улице под названием «Краснознаменная». В городке есть парк с прудом, являющийся частью графского парка. Изначальный размер графского парка около 10 000 га, сейчас большая часть одичала и стала неотъемлемой частью лесного массива. В парке на озере живут утки и лебеди, их специально содержит гарнизон. На зиму лебедей переселяют в тёплые помещения.

Вокруг поселка существует достаточно богатая природа. Он с двух сторон окружен густым лесом (сосны, лиственные деревья). С другой стороны - полигон, степная зона, практически не тронутая земля. Полигон - ареал сурков, занесенных в Красную книгу. Химическое оружие на полигоне не испытывается.

В поселке находится 1 мобильная бригада радиационной, химической и биологической защиты. Это войска повышенной боеготовности, которые обеспечивают защиту от аварий на радиационно и химически опасных объектах и предприятиях.

В 1980-е годы в поселке стал развиваться горнолыжный спорт. Были построены первые трасса и подъемник, которые были введены в эксплуатацию зимой 1979-1980 г.г. Затем была построена горнолыжная база.

В мае 1997 года в поселке был торжественно открыт и освящен православный Храм святителя Николая архиепископа Мирликийских. В поселке также имеется Мемориальный комплекс в честь жителей поселка, погибших во время Великой отечественной войны. Здесь круглосуточно горит вечный огонь. Кроме того в поселке открыты памятники героям-химикам, принимавшим участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и в военных действиях на территории Чеченской республики.

Достопримечательности

22 ноября 2014 года в городе Шиханы на площади около ДК «Корунд» состоялся торжественный митинг, посвящённый открытию бюстов Героев Советского Союза, наших земляков, павших в годы Великой Отечественной войны. Это Полещиков Николай Иванович и Рыбаков Алексей Филиппович.

Право торжественного открытия бюстов было предоставлено родным Героев Великой Отечественной войны: внуку А.Ф.Рыбакова А.П.Дурову и снохе Н.И.Полещикова Л.П. Полещиковой.

Рыбаков Алексей Филиппович был командиром взвода связи 465-го стрелкового полка. Младший лейтенант Рыбаков в ночь на 30 сентября 1943 года во главе группы бойцов первым в полку переправился через Днепр в районе села Вышгород, установил связь с командиром полка. В течение суток несколько раз устранял обрывы телефонного кабеля. Был дважды ранен, но остался в строю. Звание Героя Советского Союза ему присвоено 10 января 1944 года . Алексей Филиппович Рыбаков погиб смертью храбрых в бою 10 марта 1945 года.

Николай Иванович Полещиков

был командиром отделения сапёрного взвода 4-ой гвардейской механизированной бригады. Гвардии рядовой Полещиков при форсировании Днепра в районе села Червоный Маяк Херсонской области в ночь на 10 марта 1944 года на рыбачьих лодках и плотах переправился со штурмовой группой на правый берег и вместе с отделением обезвредил 478 вражеских мин, чем обеспечил захват плацдарма. Звание Героя Советского Союза ему было присвоено 3 июня 1944 года. Старшина Николай Иванович Полещиков умер от ран 13 ноября 1944 года.

В Шиханах стоит ещё пямятник воинам-землякам, погибшим в Великой Отечественной войне.

Глубокая признательность и благодарность, участникам ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы, людям, самоотверженно вставшим на защиту от ядерной опасности. Честь и слава воинам, участникам боевых действий в Афганистане и Чечне, мужественно выполнившим воинский долг перед родиной.

В России Вечный огонь впервые загорелся в Ленинграде в 1957 году – его зажгли у памятника «Борцам революции», который расположен на Марсовом поле. Именно это пламя стало источником, от которого начали зажигать воинские мемориалы по всей России, во всех советских городах-героях и городах воинской славы. Затем торжественное открытие Вечного огня состоялось 8 мая 1967 года – его зажгли на могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены.

В Вольске-18 Вечный огонь горит при входе в Графский парк. На гранитных стенах написаны имена местных жителей, которые участвовали в Великой Отечественной Войне. Слева от Вечного огня стоит памятник солдату, а напротив матерям, которые ждали их с войны.

Каждый год 9 мая к Вечному огню возлагаются венки и цветы, в память о героях Великой Отечественной Войны.

при На высоком постаменте на берегу Волги, видный издалека всем проплывающим по реке судам, стоит самый известный в Вольске памятник – памятник, посвящённый матросам и бойцам Вольской Красной флотилии. Памятник установлен на крутом берегу Волги как раз на том месте, где 12 июля 1918 года высадился краснофлотский десант под командованием Сергея Циганкова. Решительными действиями десантники пробились к зданию тюрьмы и освободили 700 заключённых.

Памятник создан саратовским скульптором Георгием Эповым и открыт в 1976 году. На цоколе постамента барельефное изображение якоря и слова «Матросам и бойцам Вольской красной флотилии.

Вольская речная Красная флотилия – первое воинское соединение Красной Армии, возникшее на Волге. Первым оно вступило в наступательные действия для интенсивной защиты Советской власти. Воины Вольской флотилии сражались на всём протяжении от Баронска (так раньше назывался город Энгельс) до Камского Устья.

Вольская речная Красная флотилия прославилась и в годы Великой Отечественной войны. Она обеспечивала перевозки и оборону Волги. Флотилия вела боевые действия с июля 1942 по февраль 1943, производя траление мин от Саратова до Астрахани, поддерживая войска артиллерийским огнём во время битвы за Сталинград, обеспечивая перевозки войск и грузов, высаживая десанты, осуществляя противовоздушную оборону Волжского водного пути. Под непрерывным огнём корабли флотилии совершили свыше 35 тыс. рейсов, перевезли свыше 120 тыс. чел. и свыше 13 тыс. т грузов. В 1943-44 Волжская военная флотилия производила работу по очистке Волги от мин.

л Есть на берегу Волги ещё один памятник. Скульптура, возвышающаяся на постаменте, обращена к «главной улице России» – реке Волге. Эта памятник Клименту Ефремовичу Ворошилову (1881 – 1969), первому маршалу Советского Союза, дважды Герою Советского Союза и Герою Социалистического Труда. Он установлен по ходатайству ветеранов Гражданской и Отечественной войн в 1972 году. Его можно назвать забытым памятником. Постамент обветшал, видны кирпичи, он производит очень удручающее впечатление.

от

15 ноября 1985 года в Вольске на пересечении улиц Революционная и Максима Горького был открыт бронзовый бюст уроженцу города, почетному Гражданину Вольска, академику Петру Дмитриеви чу Грушину д важды герою соц. труда за выдающиеся заслуги в развитии науки и техники.

При въезде в город Вольск стоит памятник воинам-автомобилистам, погибшим в годы Великой Отечественной войны.

Здесь формировались автомобильные части для фронта в годы войны. Монумент представляет собой покрытую мрамором стелу с постаментом, на котором находится один из символов Великой Победы - легендарный автомобиль ЗИС-5. Силами местных энтузиастов грузовик отреставрировали, а территорию около памятника благоустроили.

«ЗИС-5 был основным транспортным автомобилем Красной Армии во время Великой Отечественной войны. Сегодня, отдавая дань памяти и заслугам воинов-автомобилистов. В 1942 году из Саратовской области в Сталинград было отправлено 400 грузовых машин. Среди фронтовых шоферов были наши земляки, которые с честью и до конца выполнили свой воинский долг.

В центре города Вольска Стоит памятник погибшим землякам.

Рядом стоит памятник погибшим в локальных войнах.

Известные люди нашего края

Работая над проектом, мы узнали много интересного об известных людях: Это Полещиков Николай Иванович и Рыбаков Алексей Филиппович – Герои Советского Союза.

Дважды Герой Социалистического Труда, академик, создатель зенитных управляемых ракет

Русский военно-общественный деятель, журналист, профессор-математик

Советский и российский композитор

Русский генерал (1917), служил в

Советский общественный деятель, председатель Гостелерадио, посол СССР в Австралии

Один из основоположников химической физики

Герой Российской Федерации, заслуженный военный лётчик РФ, военный лётчик 1-го класса, лётчик-испытатель 1-го класса, военный лётчик-снайпер .

Русский военный деятель, генерал-майор

Советский учёный-механизатор

Председатель Временного Правительства России в 1917 г. был избран в Госдуму от города Вольска

Начальник разведывательного управления ВМФ СССР (с 1965 по 1979).

Более 50 героев Советского Союза были уроженцами Вольска и Вольского района или ушли на фронт по призыву Вольского военкомата. - Герой Советского Союза, гвардии майор, корпусной инженер 9-го гвардейского танкового Уманского Краснознамённого ордена Суворова корпуса.

Герой Советского Союза, командир звена 165-го гвардейского штурмового авиационного Краснознамённого полка, гвардии старший лейтенант.

Герой Советского Союза, командир понтонной роты,. - лейтенант Рабоче-крестьянской Красной Армии, участник советско-финской и Великой Отечественной войн, Герой Советского Союза

Герой Советского Союза, механик-водитель танка 6-й танковой бригады

Заключение

Родной край - самое милое, красивое место на земле. Здесь самая красивая , самые интересные сказки, самые красивые и добрые люди. Здесь все свое, такое родное и любимое.

У каждого человека есть свой родной край, куда хочется все Время вернуться. Почему это место так тянет к себе? Почему многие тоскуют о нем на чужбине? Наверное, потому, что знакомство с окружающим миром впервые происходило именно в этих краях. впервые здесь увидел солнце, услышал шум дождя, пошел в школу, обрел в друзей.

Родной край самое красивое место на земле, здесь живут самые хорошие люди. А сколько всего интересного здесь было, сколько хороших воспоминаний связанно с этим местом. Где бы ни был человек, в какой уголок земли он бы не забрел, он всегда будет вспоминать свой родной край, такой красивый и любимый.

Любовь к Родине, родному краю и её достопримечательностям - важнейшее чувство для каждого человека. Но где же этот исток, маленький родничок, с которого всё начинается?

Давайте же будем любить нашу Родину и бережно относиться к ней, защищать её, чтобы будущие поколения могли с гордостью сказать: «Это моя Родина, мой край родной!» Но нельзя любить не зная. Как сказал Ю. Ефремов «Люблю и знаю. Знаю и люблю. И тем полней люблю, чем больше знаю».

Участие в проекте помогло создать нам «образ страны», образ нашей Родины, образ нашего города, нашего края.

Мы любим свой родной край!

Любуемся красивыми зданиями, парками и скверами, золотыми куполами церквей и соборов, памятниками. Наш город прекрасен в любое время года!

Введение С. 2-3

Глава I. Возвращения к историко-культурному наследию
прошлого. С. 3-4

Глава II. Роль церкви в судьбе казачестваС. 5-10

Глава III. Судьба православных храмов нашего края С. 10-19

Заключение С. 19-20

Литература и источники С. 21-22

Введение
Любовь к своейстране, своему народу память предков есть то начало, которое по- настоящему освящает жизнь каждого из нас, приносит счастье, делает нас сильными и едиными. Разве это не та национальная идея, которую мы сегодня ищем, не патриотизм, как чувство ответственности перед потомками за сохранение и преумножение культурных традиций и ценностей своего народа.
Конституция Российской - статья 44, закрепляет правокаждого гражданина на доступ к культурным ценностям и обязанность каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Но, ни один закон не может заставить душу человека любить свое прошлое бескорыстно, не по закону, а нравственно, с его ошибками и тяжелыми воспоминаниями, светло и искренне, с чувством ответственности за всё – и прошлое, инастоящее, и будущее. А начинается все с любви к родному краю, городу, а затем и к человеческой культуре.
Можно ли полюбить храм, разрушенный временем, традиции прошлого, которые сегодня кажутся, подчас, наивными, смешными, не вписывающимися в нашу жизнь? Можно и нужно, ведь это твои корни, твои истоки, без которых невозможна жизнь!
Сегодня народ земли хоперской обращается к своим истокам иистории, изучая их, возрождая православные храмы, восхищаясь щедростью и широтой души предков, великолепием храмов, созданных их стараниями и пожертвованиями.
Целью нашей работы является:
изучить судьбу православных храмов и роль церкви в истории казачества как элемент культурного наследия родного края.

Для решения целей поставлены задачи:
- актуализировать проблему духовно-нравственного восприятияи культурно-исторического наследия;
- показать, как воздвигались отечественные святыни, какие шедевры создавались в области культуры стараниями и талантами народа;
- формирование интереса к изучению православных традиций казачества хопёрского края, как одного из путей развития гражданского самосознания и патриотизма.
Объект исследования: православные храмы города Урюпинска иУрюпинского района, сохранившиеся до наших дней, разрушенные и восстанавливающиеся сегодня.
Предмет: история православных традиций казачества и роль церкви в жизни Прихоперья.
Гипотеза: цель данной работы будет достигнута, если проследить историю становления православной веры в казачьих станицах нашего края и судьбу православных храмов как основу культурного наследия родного края.
Методы:
- анализисторико-краеведческой публицистической литературы;
- работа с документами церковных архивов материалами музея;
- интервьюирование церковнослужителей местных приходов.
Глава I. Возвращения к историко-культурному наследию прошлого.
Многие памятники культуры сегодня утрачены. Их потери невосстановимы, а воссозданные вновь эти памятники теряют свою индивидуальность, связь с эпохой, с мастерами, ихсоздавшими. Памятники культуры неповторимы и даже восстановленные заново, они только «портрет», видимость эпохи, ведь портреты мертвы. Наличие памятников культуры ограничено, оно измеряется не количеством, яркостью и красотой, а способностью источать дух эпохи, наполнять душу гордостью за свое прошлое и любовью к настоящему.
Много ошибок, трагических просчетов и...




Top