Соколов – Микитов «Листопадничек». план-конспект урока по чтению на тему

Сказка «Листопадничек» Соколова-Микитова рассказывает об удивительно храбром зайчонке, который отважился покинуть родную норку и пережил немало приключений. Часто чтение этой поучительной и интересной сказки задают на дом школьникам 1-4 классов. Основная мысль рассказа состоит в том, что не стоит покидать родной дом - нигде не бывает лучше, чем под собственной крышей.

Первый пункт плана - знакомство

Прежде чем составить план пересказа «Листопадничка», необходимо рассмотреть краткое содержание этой доброй сказки. Ведь не зная сюжета, невозможно составить и план. Действие начинается в осеннем лесу. У зайчихи рождаются трое маленьких зайчат. Так как они появились на свет осенью, охотники называют их листопадничками. Очень красиво в рассказе Соколова-Микитова «Листопадничек» описывается лес. Поздней осенью там стало темно, глухо. Листопадничек говорит матери, что хотел бы научиться летать, как это делают журавли. Но старая зайчиха отвечает, что ему не стоит мечтать об этом. Ведь они не умеют летать. Эта сцена соответствует первому пункту в плане. Его можно озаглавить «Появление зайчат на свет».

Зима пришла в лес

В плане пересказа «Листопадничка» по желанию можно упоминать и некоторые подробности. Однако стоит помнить о том, что тезисы плана должны быть краткими. Они должны емко выражать основные события сказки. Другими словами, план должен опираться на сюжет произведения. "Листопадничек" Соколов-Микитов писал, конечно же, не по плану. Однако рассказ очень структурирован.

Следующая часть продолжает описание леса. Крикливые журавли покинули родные просторы, заснули ежи и медведи. Листопадничкам стало совсем скучно. Они стали бояться, что замерзнут холодной зимой. Но старая зайчиха строго говорит им, что они замерзнуть никак не могут. Ведь у них скоро появится теплая шерстка. На этом зайчата успокоились. Только один Листопадничек никак не мог удовлетвориться этим ответом. Он говорит своим братьям, что побежит за журавлями и покидает родной дом. Эта часть рассказа может соответствовать пункту плана пересказа «Листопадничка» «Наступление зимы».

Встреча с бобрами

Пробежав некоторое время по глухому лесу, Листопадничек встречает бобров, которые строят хатку. Стало холодно, и зайчонок попросился к ним. Бобры спросили у него, умеет ли он нырять и плавать. Зайчонок отвечает, что нет, однако он скоро научится. «Хорошо, - отвечают бобры. - Тогда можешь прыгать в хатку, она почти готова».

Не успел Листопадничек освоится, как работящие бобры достроили хатку, поставив крышу. Вернувшись домой, бобры спрашивают, как себя чувствует зайчонок. Он отвечает, что хотел бы вернуться домой. "Листопадничек" Соколова-Микитова описывает также характер трудолюбивых и гостеприимных бобров.

Но зайчонок не будет чувствовать себя у них так же уютно, как в своей норке. Бобры говорят, что он может выйти, только если умеет плавать, ведь выход из хатки имеется только под водой. Листопадничек отвечает, что вода для него слишком холодная, и что лучше ему остаться. Бобры говорят, что не против - он может пожить у них и послужить в качестве няньки для бобрят. Весь день зайчонок таскает бобрятам ивовые ветки. Вечером бобры предлагают ему тоже поесть веток, но Листопадничку они не по вкусу. По сравнению с домашней кашей из репки они кажутся ему горькими. Этот пункт плана пересказа «Листопадничка» можно озаглавить «Листопадничек и бобры».

Заключительные пункты

На следующий день Листопадничек побежал в кладовую, а у входа в хатку сидел страшный зверь - разбойница-выдра. Бобры пришли на помощь, и прогнали ее. За всю зиму Листопадничек натерпелся немало страху. Ведь постоянно к хатке подходили страшные животные. Этот пункт можно озаглавить «Опасность».

Как-то раз случилась беда - выдра повредила нору, и вода начала подниматься. Зайчонок не мог плавать, и бобер понес его на хвосте. Когда он нырнул под воду, пришлось Листопадничку плыть до берега самостоятельно. Сказка «Листопадничек» заканчивается хорошо. Добравшись до берега, он побежал домой к матери и братьям, которые в то время спали. На весь лес прослыл Листопадничек самым храбрым зайчонком. Завершить план можно пунктом «Возвращение домой».

Альтернативный план

План пересказа «Листопадничка» может быть кратким или подробным. Мы рассмотрели подробно все части рассказа и дали им краткие названия. Но план можно сделать и более развернутым:

  1. Знакомство с главными героями, а также описание поздней осени в лесу.
  2. Уход из родной норки, знакомство с бобрами.
  3. Жизнь Листопадничка в хатке бобров.
  4. Столкновения с опасными животными.
  5. Наводнение.
  6. Возвращение домой.

Каким был Листопадничек? Характер главного героя

Зайчонок показан очень смелым. Ведь, несмотря на свой страх, он покидает родной дом. А затем он оказывается способным доплыть до берега. На ошибках главного героя можно и поучиться. Ведь он ослушался наставлений своей мудрой матери-зайчихи. «Листопадничек» Соколов-Микитов сделал не только добрым рассказом, но и поучительным. Нигде не будет так же хорошо и уютно, как под крышей родного дома. Это и предстояло понять главному герою.

Рассказ "Листопадничек" Соколов-Микитов написал в 1955 году. Но он будет интересен детям и сегодня. Чтение сказки поможет ребенку не только усвоить основную мысль, которую пытался донести автор произведения, но и задуматься над другими вопросами, касающимися жизни животных. Например, малышу можно задать несколько вопросов по сказке. Каким образом животные готовятся к холодному времени года? Как человек может помочь птицам пережить зиму? Почему некоторые птицы зимой улетают в теплые края? Кто еще, кроме журавлей, в холодное время года покидает родные просторы? Этот короткий и легкий рассказ поможет ребенку расширить кругозор, а также пополнить свои знания об окружающем мире.

А) Учитель предлагает разгадать кроссворд по произведению И.С. Соколова – Микитова «Листопадничек». (См. приложение)

Какая эта сказка? (авторская). Кто автор сказки?

Почему вы считаете, что это сказка?

Что в ней вымысел, а что реальность?

Б) Учитель организует словарную работу. (Слайд)

Отведал зайчонок бобрового кушанья.
Отведать –

Я очень озяб.
Зябнуть –

Только ты не робей, зайчонок.
Робеть –

Каждое утро смотрели зайчата, как учатся летать долговязые журавлята.
Долговязый –

Запрудили бобры речку.
Запрудили -

Ходко работают бобры.
Ходко –

Услыхали бобры шум, мигом явились.

Мигом -

Волей – неволей пришлось плыть к берегу самому.

Волей-неволей –

В ) Учитель организует аналитическую работу по тексту. (Слайд)

А) Выборочное чтение

О каком событии говорят эти глаголы? (Подготовке к зиме)

Улетели…

Залегли…

Заснули…

Спрятались…

Прочитайте отрывки , кто как готовится к зиме.

Что страшит зимой животных? Холод или голод?

Как дети могут помочь птицам в голодное время?

Я хочу вам напомнить об одной акции. (Показ слайда , где дети сфотографированы с кормушками, сделанными своими руками.)

Встаньте те ребята, кто сделал и повесил кормушки.

О чём теперь нельзя забывать? (Класть в кормушки корм ).

Г) - Выразительное чтение диалога зайчат и зайчихи

(с. 60).

Все ли зайчатки были одинаковые по характеру?

- Выразительное чтение диалога бобров и зайчика при встрече (с. 61).

Какие вопросы любопытный зайчик задавал бобрам?

Посмотрел зайчик как живут бобры в хатке. Понравилось ли ему?

(Нет, не понравилось)

Почему же он не смог вернуться к себе домой, в светлое тёплое гнездо?

- Чтение по ролям (с. 63)

Д ) Учитель организует работу по выборочному чтению.

Прочитайте , как приходилось зайчонку кормить голодных бобрят (с.64).

Прочитайте о встрече Листопадничка с выдрой.

Прочитайте слова о том, что пришлось натерпеться зайчонку за долгую зиму у бобров?

Прочитайте , как произошла встреча зайчонка с мамой

(с. 66).

Какие слова в этом отрывке помогают понять чувства зайчонка? (Обрадовался, прижался, крепко-крепко, возле матери).

Д) Учитель предлагает составить характеристики главных героев произведения. Фронтальная работа.

(Слайд)

Зайчонок
- мечтатель, фантазёр (мечтает улететь в тёплые края)
- упрямый, непослушный (убежал из дома, ослушался маму)
- любознательный (задаёт вопросы бобрам)
- терпеливый (всю зиму жил в хатке у бобров)
- старательный (помогал нянчить бобрят, научился плавать)
- иногда пугливый (испугался страшного зверя в кладовой)
- любящий свою мать и братьев (скучает и вспоминает, живя в хатке у бобров)

Бобры
- трудолюбивые мастера (строят плотину, хатку в два этажа; хвостом работают как штукатуры)
- запасливые (готовят корм на зиму)
- гостеприимные (приютили зайца)
- заботливые и внимательные (волнуются за бобрят, помогают зайчику при наводнении)
- смелые (бобр выгнал выдру из хатки)
- чистоплотные (бобры прибирают свою хатку)

Е) Учитель организует работу с пословицами.

Обратимся к народной мудрости.

Какие пословицы можно адресовать бобрам? Зайчихе? Зайчонку?

Почему вы так думаете?

Птица рада весне, а дитя - матери.

Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.

В гостях хорошо, а дома лучше.

Материнское терпение всё перетерпит.

Материнская молитва со дня моря вынимает.

Мать кормит детей как земля людей.

Работай до поту, поешь в охоту.

Всякое уменье трудом даётся.

Много спать - дела не знать.

Ж) Учитель организует работу по составлению планов сказки. Работа в парах с самопроверкой по эталону.

Сейчас составим план для пересказа сказки.

Посмотрите, какой план предлагаю я.

Сколько пунктов в моём плане?

Если вы не согласны, исправьте ошибки.

(Работа в парах . Дети должны разложить заголовки в плане по порядку).

Рабочий план: (неверный)

  1. Мечта Листопадничка.
  2. Зайчонок в хатке бобров.
  3. Подготовка животных к зиме.
  4. Пришлось остаться на зиму.
  5. Наконец-то дома!

Проверка по эталону.

План

  1. Мечта Листопадничка.
  2. Подготовка животных к зиме.
  3. Зайчонок в хатке бобров.
  4. Пришлось остаться на зиму.
  5. За долгую зиму страхов натерпелся.
  6. Наконец-то дома!

З) Продолжение работы по составлению планов. Работа в группах.

Группы обмениваются своими вариантами планов. Каждая группа должна разложить заголовки по порядку.

План, составленный из вопросов к тексту. (как вариант)

1. О чём мечтал зайчонок?

2. Как животные готовились к зиме?

3. Куда убежал зайчонок из дома?

4. Почему Листопадничек остался у бобров?

5. Какая беда случилась ранней весной у бобров?

6. Как зайчонок вернулся в родное гнездо?

План, составленный из цитат. (как вариант)

  1. Вот бы и мне так полетать!
  2. Пришла поздняя осень.
  3. Возьмите меня в вашу хатку.
  4. Остался Листопадничек в бобровой хатке.
  5. За долгую зиму большого страху натерпелся.
  6. Обрадовался Листопадничек, прижался к матери.

И) Учитель предлагает пересказать сказку от лица разных героев сказки.

В нашем произведении несколько героев и каждый проживает эту историю по-своему, испытывает свои чувства и переживания.

Постарайтесь рассказать эту историю с различных точек зрения и передайте чувства и переживания своего героя.

От лица зайчонка.(1 группа).

От лица бобров. (2 группа).

От лица мамы-зайчихи. (3 группа) .

(4 группа).

Какому герою вы больше всего сопереживали и почему?

Учитель подводит итог урока.


-В чем по-вашему мнению главная идея этого произведения? (Дети не должны убегать из дома, из своей семьи, заставлять страдать свою маму. Надо любить свою родину. Родной дом – главная наша защита. Не зря говорят : мой дом – моя крепость.)

Выберите самую точную пословицу , которая больше всего подходит к теме нашего урока.

В гостях хорошо, а дома лучше !

Чтобы понять, насколько зайчонку дорого родное гнездо, ему пришлось испытать?

(Попутешествовать, пожить в чужом доме, натерпеться страхов, поработать нянькой у бобров, нырнуть в ледяную воду).

Только разлука и жизнь в тёмной норе бобров позволили зайчику понять, насколько ему дорого родное болото, заячье гнездо, где ему всегда рады старая мать-зайчиха и братья.

Ребята, а вам никакого героя не напомнил Листопадничек? (Лягушку-путешественницу). Почему?

Если бы вы рекомендовали своему другу прочитать эту сказку о животных, то какие основные достоинства ты бы отметил? - Какую истину вы сегодня поняли, открыли для себя ? О чем лично вас заставила задуматься сказка?

(Надо дорожить своей Родиной, своей семьёй, любовью близких. Они - главная опора в жизни.)

Осень, когда осыпался с деревьев золотой лист, родились у старой зайчихи на болоте три аленьких зайчонка.

Называют охотники осенних зайчат листопадничками. Каждое утро смотрели зайчата, как разгуливаю журавли по зеленому болоту, как учатся летать долговязые журавлята.

Вот бы и мне так полетать, - сказал матери самый маленький зайчонок.

Не говори глупости! – строго ответила старая зайчиха. – Разве зайцам полагается летать?

Пришла поздняя осень, стало в лесу скучно и холодно. Стали собираться птицы к отлету в теплые страны. Кружат над болотом журавли, прощаются на всю зиму с милой зеленой родиной. Слышится зайчатам, будто это с ними прощаются журавли:

Прощайте, прощайте, бедные листопаднички!

Улетели в далекие страны крикливые журавли. Залегли в теплых берлогах лежебоки-медведи; свернувшись в клубочки, заснули колючие ежи; спрятались в глубокие норы змеи. Стало еще скучнее в лесу. Заплакали листопаднички-зайчата:

Что-то будет с нами? Замерзнем зимой на болоте.

Не говорите глупости! – еще строже сказала зайчиха. – Разве замерзают зайцы зимой? Скоро вырастет на вас густая, теплая шерстка. Выпадет снег, будет нам в снегу тепло и уютно.

Успокоились зайчата. Только один, самый маленький листопадничек-зайчонок никому покоя не дает.

Оставайтесь здесь, - сказал он своим братьям. – А я один побегу за журавлями в теплые страны.

Бежал, бежал Листопадничек по лесу, прибежал к глухой лесной речке. Видит, бобры строят на речке плотину. Подгрызут острыми зубами толстое дерево, ветер подует, упадет дерево в воду. Запрудили речку, можно ходить по плотине.

Скажите, дяденьки, зачем вы валите такие большие деревья? – спрашивает Листопадничек бобров.

Мы для того валим деревья, говорит старый Бобр, - чтобы заготовить на зиму корм и новую хатку поставить для наших маленьких бобряток.

А тепло в вашей хатке зимой?

Очень тепло, - отвечает седой Бобр.

Пожалуйста, возьмите меня в вашу хатку, - просит маленький зайчонок.

Переглянулись Бобр с Бобрихой и говорят:

Взять тебя можно. Наши бобрятки будут рады. Только умеешь ли ты плавать и нырять?

Нет, зайцы плавать не умеют. Но я скоро у вас научусь, буду хорошо плавать и нырять.

Ладно, - говорит Бобр, - вот наша новая хатка. Она почти готова, осталось только крышу доделать. Прыгай прямо в хатку.

Прыгнул Листопадничек в хатку. А в бобровой хатке два этажа. Внизу, у воды, приготовлен корм бобряток – мягкие ивовые ветки. Наверху настлано свежее сено. В уголке на сене сладко-сладко спят пушистые бобрятки.

Не успел хорошенько осмотреться зайчонок, как бобры над хаткой крышу поставили. Один бобр обглоданные палки таскает, другой замазывает крышу илом. Толстым хвостом громко прилепывает, как штукатур лопаткой. Ходко работают бобры.

Поставили бобры крышу, стало в хатке темно. Вспомнил Листопадничек свое светлое гнездо, старую мать-зайчиху и маленьких братьев.

"Убегу-ка в лес, - думает Листопадничек. – Здесь темно, сыро, можно замерзнуть".

Скоро вернулись бобры в свою хатку. Отряхнулись внизу, обсушились.

Ну как, - говорят, - как ты себя чувствуешь, зайчонок?

У вас все очень хорошо, - говорит Листопадничек. – Но мне нельзя долго здесь оставаться. Мне пора в лес.

Что делать, - говорит Бобр, - если нужно, ступай. Выход из нашей хатки теперь один – под водою. Если научился хорошо плавать и нырять – пожалуйста.

Сунул Листопадничек лапку в холодную воду:

Бррр! Ах, какая холодная вода! Уж лучше, пожалуй, у вас на всю зиму останусь, я не хочу в воду.

Ладно, оставайся, - говорит Бобр. – Мы очень рады. Будешь у наших бобряток нянькой, будешь им корм приносить из кладовой. А мы пойдем на реку работать, деревья валить. Мы звери трудолюбивые.

Остался Листопадничек в бобровой хатке. Проснулись бобрятки, пищат, проголодались. Целую охапку ивовых мягких веток притащил для них из кладовой Листопадничек. Очень обрадовались бобрятки, стали глодать ивовые ветки – быстро-быстро. Зубы у бобров острые, только щепки летят. Обглодали, опять пищат, есть просят.

Намучился Листопадничек, таская из кладовой тяжелые ветки. Поздно вернулись бобры, стали прибирать свою хатку. Любят бобры чистоту и порядок.

А теперь, - сказали они зайчонку, - пожалуйста, садись с нами кушать.

Где у вас репка лежит? – спрашивает Листопадничек.

Нет у нас репки, - отвечают бобры. – Бобры ивовую и осиновую кору кушают.

Отведал зайчонок бобрового кушанья. Горькой показалась ему твердая ивовая кора.

"Эх, видно, не видать мне больше сладкой репки!" - подумал листопадничек-зайчонок.

На другой день, когда ушли бобры на работу, запищали бобрята – есть просят.

Побежал Листопадничек в кладовую, а там у норы незнакомый зверь сидит, весь мокрый, в зубах большущая рыбина. Испугался Листопадничек страшного зверя, стал из всех сил колотить лапками в стену, звать старых бобров.

Услыхали бобры шум, мигом явились. Выгнал старый Бобр из норы незваного гостя.

Это разбойница выдра, - сказал Бобр, - она нам делает много зла, портит и разоряет наши плотины. Только ты не робей, зайчонок: выдра теперь не скоро покажется в нашей хатке. Я ей хороших тумаков надавал.

Выгнал Бобр выдру, а сам – в воду. И опять остался Листопадничек с бобрятами в сырой темной хатке.

Много раз слышал он, как подходила к хатке, принюхиваясь, хитрая лисица, как бродила возле хатки злая рысь. Жадная росомаха пробовала ломать хатку.

За долгую зиму большого страху натерпелся листопадничек-зайчонок. Часто вспоминал он свое теплое гнездо, старую мать-зайчиху.

Раз случилось на лесной речке большая беда. Ранней весною прорвала вода построенную бобрами большую плотину. Стало заливать хатку.

Вставайте! Вставайте! – закричал старый Бобр. – Это выдра испортила нашу плотину.

Бросились вниз бобрята – бултых в воду! А вода все выше и выше. Подмочила зайчонку хвостик.

Плыви, зайчонок! – говорит старый Бобр. – Плыви, спасайся, а то пропадешь!

У Листопадничка со страху хвостик дрожит. Очень боялся холодной воды робкий зайчонок.

Ну что с тобой делать? – сказал старый Бобр. – Садись на мой хвост да держись крепче. Я научу тебя плавать и нырять.

Уселся зайчонок на широкий бобровый хвост, крепко лапками держится. Нырнул Бобр в воду, хвостом вильнул, - не удержался, как пуля вылетел Листопадничек из воды. Волей-неволей пришлось к берегу плыть самому. Вышел на берег, фыркнул, встряхнулся и – со всех ног на родное болото.

А старая зайчиха с зайчатами спала в своем гнезде.

Обрадовался Листопадничек, прижался к матери.

Не узнала зайчиха своего зайчонка:

Ай, ай, кто это?

Это я, - сказал Листопадничек. – Я из воды. Мне холодно, я очень озяб.

Обнюхала, облизала Листопадничка зайчиха, положила спать в теплое гнездо. Крепко-крепко заснул возле матери в родном гнезде Листопадничек. Утром собрались слушать Листопадничка зайцы со всего болота.

Рассказал он братьям и сестрам, как бегал за журавлями в теплые страны, как жил у бобров, как научил его старый Бобр плавать и нырять. С тех пор по всему лесу прослыл Листопадничек самым храбрым и отчаянным зайцем.




Top