Соколов скаля взятие зимнего дворца. Павел петрович соколов-скаля


Художник за работой

Источник: www.maslovka.org
Дата: 1940-е годы

Соколов-Скаля Павел Петрович – советский живописец и график, Народный художник.

Биография
Павел Петрович родился 21 июня (3 июля) 1899 года в Стрельне Санкт-Петербургской губернии. В 1906 году переехал с семьёй в Саратов, где провёл детские годы. Учился в 1-й мужской гимназии, посещал художественные курсы в Радищевском музее. В 1914 году переехал в Москву, где четыре года учился в студии И. И. Машкова. Гражданскую войну Соколов-Скаля провёл у дяди в Хвалынске. С наступлением мирного времени начался творческий путь художника, быстро добившегося признания как реалист и баталист. Соколов-Скаля стал художественным летописцем советской истории, среди наиболее известных его работ триптих "Щорс", картины "Взятие Зимнего дворца", "Таманский поход", "Освобождение Калуги". С 1926 года Павел Петрович являлся членом Ассоциации художников революционной России, с 1949 года – действительным членом Академии художеств СССР, в 1952 году вступил в КПСС. Как график Соколов-Скаля создал целый ряд известных плакатов, в первую очередь в период Великой Отечественной войны. В послевоенные годы участвовал в восстановлении панорамы "Оборона Севастополя", преподавал в столичных училищах. Скончался 3 августа 1961 года, похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. Сегодня картины Соколова-Скаля хранятся в ряде заграничных музеев, в Третьяковской галерее, в Музее Красной армии.

Краснодонцы. 1948

Соколов-Скаля П.П.
Холст, масло
200 х 298

Русский музей

Аннотация

Картину "Краснодонцы" называли "гимном комсомолу, молодежи". Она завершала цикл полотен, посвященных Великой Отечественной войне. На ней изображены герои войны подпольщики-молодогвардейцы, слушающие по радио исторический доклад главы Советского государства И. В. Сталина в день XXV годовщины Октябрьской революции. История борьбы и гибели подпольной комсомольской организации в шахтерском городке Краснодоне была описана А. А. Фадеевым в знаменитой книге "Молодая гвардия". Соколов-Скаля воссоздает героев своего полотна по этой книге и руководствуясь собственной художнической интуицией. В центре молодежной группы он помещает фигуру старого большевика Проценко, на первом плане у рации сидит Любовь Шевцова, правее, во весь рост изображен Иван Туркенич в военной форме, за столом слева записывающий передачу Олег Кошевой, за ним стоят Иван Земнухов и Сергей Тюленин, а правее сидит Ульяна Громова. Художнику удается передать экспрессивные психологические оттенки каждого из своих персонажей, но в целом все они подчинены единой идее. Картина была удостоена Сталинской премии вскоре после демонстрации ее на выставке "30 лет Вооруженных Сил СССР".

Биография автора

Соколов-Скаля П.П.

Соколов-Скаля Павел Петрович (1899, Стрельня Санкт-Петербургской губ. - 1961, Москва)
Советский живописец и график. Учился в студии И.И.Машкова в Москве (1914-1918), с 1922 - в его же мастерской по классу станковой живописи во ВХУТЕМАСе и у Мангари по классу монументальной живописи. Один из организаторов и участник группы "Бытие" (1921), член АХРРа (1924-1931), РАПХа (1931-1932). Автор картин на историко-революционные и патриотические сюжеты, книжный график, театральный художник. Возглавлял Центральную московскую мастерскую военно-политического плаката "Окна ТАСС" (1941-1946). В 1954 руководил работами по воссозданию панорамы Ф.А. Рубо "Оборона Севастополя". Лауреат двух Сталинских премий (1942, 1949), действительный член и профессор Академии Художеств СССР (1949), народный художник РСФСР (1956).

(1961-08-03 ) (62 года)

Павел Петрович Соколо́в-Скаля́ ( -) - советский живописец и график, педагог, профессор.

Биография

П. П. Соколов-Скаля родился 21 июня (3 июля) 1899 года в Стрельне Санкт-Петербургской губернии (ныне в черте Санкт-Петербурга). В 1919 году добавил к своей фамилии Соколов приставку Скаля.

Известные ученики

  • Васнецов, Андрей Владимирович (1924-2009) - советский и российский художник-монументалист, живописец, народный художник СССР (1991), действительный член АХ СССР (1991), председатель правления СХ СССР (1988-92)
  • Лошаков, Олег Николаевич (р. в 1936 году) - советский и российский живописец, профессор, Заслуженный художник РСФСР, член-корр. РАХ (2002)
  • Никонов, Павел Фёдорович (р. 1930) - советский и российский живописец, график, народный художник РФ (1994), действительный член РАХ (2000)

Награды и премии

Главные работы. Живопись

  • «Путь из Горок» (1926), Москва, Третьяковская галерея
  • «Таманский поход» (1928), Москва, Третьяковская галерея
  • «Железный поток» (1928)
  • «Рабочий отряд уходит на фронт в 1919 году» (1937)
  • «Первая Конная армия в тылу у Врангеля» (1937, диорама)
  • «Щорс» (1938, триптих)
  • «И. В. Сталин на Царицынском фронте» (1938-1939), Москва, Музей революции
  • «Взятие Зимнего дворца» (1939), Москва, ВДНХ .
  • «Июльская демонстрация в Петрограде в 1917 году» (1939)
  • «Иван Грозный в Ливонии», (1937-1943), Санкт-Петербург Русский музей
  • «Освобождение Калуги» (1947)
  • «И. В. Сталин на оборонительных рубежах» (1947), Москва, Третьяковская галерея
  • «Штурм Зимнего дворца» (1947), Москва, Центральный музей В. И. Ленина .
  • «Краснодонцы» (1948), Москва, Третьяковская галерея
  • «И. В. Сталин в Туруханской ссылке в 1916 году» (1949)
  • «Пугачев» (1952)
  • «2-й съезд Советов» (1953)

Труды

  • П. П. Соколов-Скаля Годы и люди (альбом) «Издательство искусство», 84стр. 1959
  • П. П. Соколов-Скаля Долг художника Издательство Академии художеств СССР, 99стр. 1963

Напишите отзыв о статье "Соколов-Скаля, Павел Петрович"

Примечания

Ссылки

  • И. И. Ястребов П. П. Соколов-Скаля М., 1959
  • Галерея Леонида Шишкина
  • И. Козловский Большая Саратовская Энциклопедия, 2010-2013.

Отрывок, характеризующий Соколов-Скаля, Павел Петрович

– Но ведь они ушли самоубийством!.. А разве это не карается кармой? Разве это не заставило их и там, в том другом мире, так же страдать?
– Нет, Изидора... Они ведь просто «ушли», выводя из физического тела свои души. А это ведь самый натуральный процесс. Они не применяли насилия. Они просто «ушли».
С глубокой грустью я смотрела на эту страшную усыпальницу, в холодной, совершенной тишине которой время от времени звенели падающие капли. Это природа начинала потихоньку создавать свой вечный саван – дань умершим... Так, через годы, капля за каплей, каждое тело постепенно превратится в каменную гробницу, не позволяя никому глумиться над усопшими...
– Нашла ли когда-либо эту усыпальницу церковь? – тихо спросила я.
– Да, Изидора. Слуги Дьявола, с помощью собак, нашли эту пещеру. Но даже они не посмели трогать то, что так гостеприимно приняла в свои объятия природа. Они не посмели зажигать там свой «очистительный», «священный» огонь, так как, видимо, чувствовали, что эту работу уже давно сделал за них кто-то другой... С той поры зовётся это место – Пещера Мёртвых. Туда и намного позже, в разные годы приходили умирать Катары и Рыцари Храма, там прятались гонимые церковью их последователи. Даже сейчас ты ещё можешь увидеть старые надписи, оставленные там руками приютившихся когда-то людей... Самые разные имена дружно переплетаются там с загадочными знаками Совершенных... Там славный Домом Фуа, гонимые гордые Тренкавели... Там грусть и безнадёжность, соприкасаются с отчаянной надеждой...

И ещё... Природа веками создаёт там свою каменную «память» печальным событиям и людям, глубоко затронувшим её большое любящее сердце... У самого входа в Пещеру Мёртвых стоит статуя мудрого филина, столетиями охраняющего покой усопших...

– Скажи, Север, Катары ведь верили в Христа, не так ли? – грустно спросила я.
Север искренне удивился.
– Нет, Изидора, это неправда. Катары не «верили» в Христа, они обращались к нему, говорили с ним. Он был их Учителем. Но не Богом. Слепо верить можно только лишь в Бога. Хотя я так до сих пор и не понял, как может быть нужна человеку слепая вера? Это церковь в очередной раз переврала смысл чужого учения... Катары верили в ЗНАНИЕ. В честность и помощь другим, менее удачливым людям. Они верили в Добро и Любовь. Но никогда не верили в одного человека. Они любили и уважали Радомира. И обожали учившую их Золотую Марию. Но никогда не делали из них Бога или Богиню. Они были для них символами Ума и Чести, Знания и Любви. Но они всё же были ЛЮДЬМИ, правда, полностью дарившими себя другим.
Смотри, Изидора, как глупо церковники перевирали даже собственные свои теории... Они утверждали, что Катары не верили в Христа-человека. Что Катары, якобы, верили в его космическую Божественную сущность, которая не была материальной. И в то же время, говорит церковь, Катары признавали Марию Магдалину супругою Христа, и принимали её детей. Тогда, каким же образом у нематериального существа могли рождаться дети?.. Не принимая во внимание, конечно же, чушь про «непорочное» зачатие Марии?.. Нет, Изидора, ничего правдивого не осталось об учении Катар, к сожалению... Всё, что люди знают, полностью извращено «святейшей» церковью, чтобы показать это учение глупым и ничего не стоящим. А ведь Катары учили тому, чему учили наши предки. Чему учим мы. Но для церковников именно это и являлось самым опасным. Они не могли допустить, чтобы люди узнали правду. Церковь обязана была уничтожить даже малейшие воспоминания о Катарах, иначе, как могла бы она объяснить то, что с ними творила?.. После зверского и поголовного уничтожения целого народа, КАК бы она объяснила своим верующим, зачем и кому нужно было такое страшное преступление? Вот поэтому и не осталось ничего от учения Катар... А спустя столетия, думаю, будет и того хуже.
– А как насчёт Иоанна? Я где-то прочла, что якобы Катары «верили» в Иоанна? И даже, как святыню, хранили его рукописи... Является ли что-то из этого правдой?
– Только лишь то, что они, и правда, глубоко чтили Иоанна, несмотря на то, что никогда не встречали его. – Север улыбнулся. – Ну и ещё то, что, после смерти Радомира и Магдалины, у Катар действительно остались настоящие «Откровения» Христа и дневники Иоанна, которые во что бы то ни стало пыталась найти и уничтожить Римская церковь. Слуги Папы вовсю старались доискаться, где же проклятые Катары прятали своё опаснейшее сокровище?!. Ибо, появись всё это открыто – и история католической церкви потерпела бы полное поражение. Но, как бы ни старались церковные ищейки, счастье так и не улыбнулось им... Ничего так и не удалось найти, кроме как нескольких рукописей очевидцев.
Вот почему единственной возможностью для церкви как-то спасти свою репутацию в случае с Катарами и было лишь извратить их веру и учение так сильно, чтобы уже никто на свете не мог отличить правду от лжи… Как они легко это сделали с жизнью Радомира и Магдалины.
Ещё церковь утверждала, что Катары поклонялись Иоанну даже более, чем самому Иисусу Радомиру. Только вот под Иоанном они подразумевали «своего» Иоанна, с его фальшивыми христианскими евангелиями и такими же фальшивыми рукописями... Настоящего же Иоанна Катары, и правда, чтили, но он, как ты знаешь, не имел ничего общего с церковным Иоанном-«крестителем».
– Ты знаешь, Север, у меня складывается впечатление, что церковь переврала и уничтожила ВСЮ мировую историю. Зачем это было нужно?
– Чтобы не разрешить человеку мыслить, Изидора. Чтобы сделать из людей послушных и ничтожных рабов, которых по своему усмотрению «прощали» или наказывали «святейшие». Ибо, если человек узнал бы правду о своём прошлом, он был бы человеком ГОРДЫМ за себя и своих Предков и никогда не надел бы рабский ошейник. Без ПРАВДЫ же из свободных и сильных люди становились «рабами божьими», и уже не пытались вспомнить, кто они есть на самом деле. Таково настоящее, Изидора... И, честно говоря, оно не оставляет слишком светлых надежд на изменение.

Павел Петрович , советский живописец и график, народный художник РСФСР (1956), действительный член АХ СССР (1949). Член КПСС с 1952. Учился в студии И. И. Машкова в Москве (1914-18) и в московском Вхутемасе (1920-1922). Председатель объединения «Бытие» (с 1920), член АХРР (с 1926), художественный руководитель «Окон ТАСС» (См. Окна ТАСС) (1941-45). Преподавал в Студии военных художников им. М. Б. Грекова (1935-1941) и др. училищах. В творчестве С.-С. преобладают проникнутые романтическим пафосом историко-революционные и батальные сцены («Путь из Горок», 1929, Центральный музей им. В. И. Ленина, Москва; триптих «Щорс», 1938, Центральный музей Вооруженных Сил, Москва; «Краснодонцы», 1948, Русский музей, Ленинград, Государственная премия СССР, 1949). Выступал также как мастер панорам и диорам (руководил восстановлением панорамы Ф. А. Рубо «Оборона Севастополя», 1954), плакатист (за «Окна ТАСС» периода Великой Отечественной войны 1941-1945 присуждена Государственная премия СССР, 1942), театральный художник и книжный иллюстратор.

Соч.: Годы и люди. [Альбом], М., 1959: Долг художника, М., 1963.

Лит.: Ястребов И. И., П. П. Соколов-Скаля, М., 1959.

  • - Соколо́в Пётр Фёдорович, русский художник, мастер акварельного портрета. Учился в классе исторической живописи Петербургской академии художеств у В. К. Шебуева...

    Художественная энциклопедия

  • - , советский живописец. Народный художник РСФСР, действительный член АХ СССР. Учился в Москве в студии И. И. Машкова и Вхутемасе...

    Художественная энциклопедия

  • - Владимир Александрович - сов. кларнетист. Засл. арт. РСФСР. Чл. КПСС с 1968. В 1959 окончил Моск. консерваторию у А. В. Володина...

    Музыкальная энциклопедия

  • - Владимир Васильевич I 1897, Ярославль - 18 I 1950, Москва) - сов. муз. теоретик и педагог. Кандидат искусствоведения. С детских лет пел в хоре. В 1919-21 преподавал хор. пение в Муз. уч-ще Ярославля...

    Музыкальная энциклопедия

  • - Владислав Геннадиевич XII 1908, Рыбинск, ныне Ярославской обл.) - сов. хор. дирижёр. Нар. арт. СССР. В 1932 окончил Муз. уч-ще при Моск. консерватории...

    Музыкальная энциклопедия

  • - ...

    Географическая энциклопедия

  • - 1. Николай Васильевич - рус. революционер. Гвардии офицер, окончил Академию Ген. штаба. В 1863 вышел в отставку в связи с польским восстанием. В 1862-65 - сотрудник "Русского слова" по экономич. вопросам...

    Советская историческая энциклопедия

  • - Соколов - стихотворец начала XIX века, сотрудник "Весеннего Цветка"...

    Биографический словарь

  • - уездн. г. Седлецкой губ., в 28 в. от губ. города, некогда собственность кн. Огинских; славился выделкой шелковых тканей, лент и ковров, ныне в упадке. Жит. 7246; они занимаются сапожным ремеслом и скорняжеством...
  • - мст. Волынской губ., Новоград-Волынского у., при р. Тне, в 36 вер. от уездн. г. 287 жит., правосл. црк., евр. молитв...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - стихотворец начала XIX в., сотрудник "Весеннего Цветка"...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - I Соколо́в Андрей Васильевич, советский агрохимик, член-корреспондент АН СССР...
  • - советский живописец и график, народный художник РСФСР, действительный член АХ СССР. Член КПСС с 1952. Учился в студии И. И. Машкова в Москве и в московском Вхутемасе...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Владимир Николаевич, русский поэт. В лирике, проникнутой светлой и печальной тональностью, - "воспитание души" современника, стремление преодолеть прозу жизни через поэтизацию обычного, темы любви, природы...

    Современная энциклопедия

  • - Дмитрий Иванович, геолог. Обосновал выделение красноцветных пород Заволжья в геологическую систему. Труд "Руководство к минералогии" и первый русский учебник "Курс геогнозии" ...

    Современная энциклопедия

  • - российский живописец и график, народный художник России, действительный член АХ СССР. Исторические картины, иллюстрации, плакаты. Мастер панорам и диорам. Государственная премия СССР...

    Большой энциклопедический словарь

"Соколов-Скаля" в книгах

Андрей СОКОЛОВ

Из книги Досье на звезд: правда, домыслы, сенсации. Кумиры всех поколений автора Раззаков Федор

Андрей СОКОЛОВ А. Соколов родился 13 августа 1962 года в Москве. Его отец работал строителем, мать - энергетиком. Андрей рос мальчиком подвижным, удивительно сочетавшим в себе два противоположных качества: энергию и спокойствие. Например, он активно занимался спортом - играл

САША СОКОЛОВ

Из книги Беседы в изгнании - Русское литературное зарубежье автора Глэд Джон

САША СОКОЛОВ Вашингтон, 21 мая 1986 года ДГ. В вашем послужном списке написано, что вы прочитали когда-то доклад на тему: "Почему я уехал из России"... СС. Причина самоочевидна. Я просто хотел печататься. Мне тогда было 20 лет, и уже были первые опыты. Я не знал, во что это выльется,

НИКОЛАЙ СОКОЛОВ

Из книги Публицисты 1860-х годов автора Кузнецов Феликс

НИКОЛАЙ СОКОЛОВ ПОЕДИНОКВ четыре часа утра, когда белая петербургская "ночь незаметно сменялась рассветом, его вывели из здания судебной палаты, что на Сергиевской улице, и под конвоем двух гвардейцев в последний раз пешком провели через весь Петербург. Путь был знаком.

Ив. Соколов-Микитов

Из книги Воспоминания автора Алексеев Глеб Васильевич

Ив. Соколов-Микитов У этого человека, обросшего по глаза мохнатой черной щетиной, жилистого и крепкого, как обрубок старого дуба, – еще восемь лет назад, быть может, и в мыслях не было стать русским писателем. А была пахота и жнива – сто десятин своих, кровных; удобный, на

Соколов, В. П.

автора Щеголев Павел Елисеевич

Соколов, В. П. СОКОЛОВ, Виктор Павл., двор., гр. инж., тов. предс. гл. сов. союза русск. нар., предс. акц. об-ва дачн. недвиж. имуществ. IV, 122, 382, 445,

Соколов, М. Н.

Из книги Падение царского режима. Том 7 автора Щеголев Павел Елисеевич

Соколов, М. Н. СОКОЛОВ, Михаил Н. («Каин», «Медведь», «Анатолий», «Шапошников», «Чумбуридзе»), с-р., максималист. 1904 организовал в Женеве кружок «аграрных террористов». В дек. 1905 уч. в моск. вооруженном восстании, в авг. 1906 в организации взрыва дачи Столыпина и в окт. в

Соколов, Н. Д.

Из книги Падение царского режима. Том 7 автора Щеголев Павел Елисеевич

Соколов, Н. Д. СОКОЛОВ, Ник. Дмитр., прис. пов. окр. Спб. суд. палаты, с.-д., выступал неоднократно защитником по полит. делам, 1917 чл. исп. ком. раб. и солд. деп. и представитель совета в чрезв. следств. ком. врем. правит. I, VIII, 13-15, 20, 22-25, 33-39, 43, 44, 51, 52, 83, 84, 95-99, 101-107, 144-157, 170-174, 177, 179, 180, 250,

Соколов, С. А.

Из книги Падение царского режима. Том 7 автора Щеголев Павел Елисеевич

Соколов, С. А. СОКОЛОВ, Сергей Алекс., капитан, воспитатель в одном из кад. корп., а затем, во время войны, нач. контр-развед, отд. при штабе Петр. воен. окр. I, 91, 92, 182, 217. II,

II. Соколов

Из книги Свершилось. Пришли немцы! автора Будницкий Олег Витальевич

II. Соколов Об авторе двух других текстов, включенных в настоящий сборник, Владимире Дмитриевиче Соколове мы знаем гораздо больше, чем о Лидии Осиповой. Хотя некоторые страницы его биографии не вполне ясны. Соколов принадлежал к младшему поколению внутренних эмигрантов.

Борис Соколов

Из книги Тайны финской войны автора Соколов Борис Вадимович

Борис Соколов

Из книги Сны Шлиссельбургской крепости Повесть об Ипполите Мышкине автора Гладилин Анатолий Тихонович

Смотритель Соколов Он стоял, откинув капюшон, и вода с шинели капала прямо на ковер, а сапоги отпечатали на ковре темные следы, и это был непорядок, но, видит бог, он не виноват, их благородие приказал ему срочно явиться, прямо с караула, с вышки, где Соколов наблюдал, как

Из Перми: Е. П. Соколов

Из книги «Святая инквизиция» в России до 1917 года автора Булгаков Александр Григорьевич

Из Перми: Е. П. Соколов «Были в гостях у своего единоверца в Заводе Мотовилиха. После чаепития спели несколько гимнов из «Гуслей» и беседовали на евангельскую тему. Вдруг входят пристав, околоточный и городовые. Начали составлять протокол якобы за нелегальное собрание.

СОКОЛОВ

Из книги Энциклопедия русских фамилий. Тайны происхождения и значения автора Ведина Тамара Федоровна

СОКОЛОВ Соколом в старину называли смелого, сильного, красивого человека (вспомните сказку «Финист – Ясный Сокол»). Очень популярна на Руси была соколиная охота. В XIV–XVII вв. при каждом княжеском дворе даже должность была такая – сокольничий. Немудрено, что фамилия

Соколов-Скаля Павел Петрович

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СО) автора БСЭ

САША СОКОЛОВ

Из книги Русская литература сегодня. Новый путеводитель автора Чупринин Сергей Иванович

САША СОКОЛОВ Соколов Александр Всеволодович родился 6 ноября 1943 года в Оттаве (Канада) в семье торгового советника советского посольства, который на самом деле являлся одним из руководителей разведгруппы (агент «Дэви») по сбору сведений о производстве американской

Высокий, широкоплечий, с красивыми, мужественными чертами лица, как бы высеченными резцом скульптора, энергичный, сильный, широкая русская натура — таким всплывает в памяти образ недавно ушедшего из жизни замечательного советского художника Павла Петровича Соколова-Скаля. Человек большого, яркого таланта, неуемного, бурного темперамента, он умер слишком рано, в расцвете сил, полный творческих замыслов.

Народный художник РСФСР, действительный член Академии художеств СССР, лауреат Государственных премий Павел Петрович Соколов-Скаля родился в 1899 году в Стрельне под Петербургом, детство и юность провел в Саратове. В дни февральской буржуазно-демократической революции Соколов-Скаля находится в Москве, где он с 1914 года обучался в художественной студии известного живописца И. И. Машкова. Революционные события захватывают юного художника, они формируют его общественное сознание. Значительную роль сыграла и та работа, которую он проводил в годы гражданской войны на Урале, где он писал декорации, плакаты и оформлял советские празднества.

В 1921 году Соколов-Скаля окончил Вхутемас в Москве и вскоре вошел в творческую группу «Бытие», а с 1926 года он связал свой путь с самой крупной реали­стической художественной организацией 20-х годов — АХРР. Вместе с передовыми советскими художниками он берется за темы Октября и насыщает их высоким гражданским пафосом, призывом к защите революционных завоеваний народа.

Тематический и жанровый диапазон творчества Соколова-Скаля на редкость многообразен. Он — автор известных историко-революционных картин, батальных, жанровых и исторических полотен, портретов, пейзажей, натюрмортов, плакатов, иллюстраций, тематических серий станковых рисунков, батальных панорам и театральных декораций. Поиски монументальности и революционной романтики, глубокая идейная устремленность творчества сопутствуют художественной деятельности Соколова-Скаля на всех ее этапах. Художник любит показывать грандиозные события, создавать массовые народные сцены, насыщенные действием, динамикой, борьбой.

Иногда большой творческий диапазон и стремление поскорее откликнуться на самые различные животрепещущие явления современности приводят Соколова-СкаЛя к поверхностной иллюстративности, порой художник становится жертвой своего кипучего темперамента, своих чрезмерно широких интересов. Творческие неудачи и срывы бывают в жизни каждого художника. Однако отдельные неудачи не могут заслонить того основного и главного, что характерно для Соколова-Скаля, того ценного вклада, который он внес в советское искусство.

Первым значительным произведением Соколова-Скаля явился «Таманский поход» (1928), в основу которого лег сюжет известного романа А. Серафимовича «Железный поток». Главным действующим лицом картины является народ, поднявшийся на защиту завоеваний Октября. В горячих цветовых сочетаниях, в звучной красочной гамме, построенной на контрастных черных, зеленых и золотистых тонах, художник повествует об одном из героических эпизодов великой эпохи классовых битв. «Таманский поход» — одна из первых сюжетных многофигурных композиций среди все еще распростра­ненного в это время в советской живописи этюдного отображения действительности.

Следующей значительной работой молодого художника явилась написанная годом позже большая картина «Путь из Горок» (1929). От нее веет скорбью, молчаливым горем, словно застывшим в леденеющем, морозном воздухе тех дней.

Волнующее впечатление производит созданная также в ранний период творчества Соколова-Скаля картина «Братья» (1932), построенная на остром психологическом конфликте. Бурная эпоха гражданской войны передана художником через переживания и борьбу членов одной семьи, где родные братья оказываются во враждебных лагерях.

Стремясь как можно глубже изучить советскую действительность, Соколов-Скаля в тридцатые годы совершил много поездок по стране. Он посетил крупные индустриальные центры, был на иранской, афганской и дальневосточной границах. За эти годы художник создал целую серию произведений, всесторонне отображающих жизнь Красной Армии, в их числе и картину «Пленный курбаши», острую и выразительную по характеристикам. В 1937 и 1948 годах Соколов-Скаля делает иллюстрации к «Чапаеву» Д. Фурманова. Эти полные глубокой романтики рисунки до сих пор остаются лучшими из всего, что создано на эту тему.

В 1938 году на выставке «XX лет РККА» появился триптих Соколова-Скаля, посвященный легендарному герою гражданской войны Щорсу. Левая часть триптиха изображает Щорса-агитатора, выступающего на митинге. В центральной части мы видим Щорса-полководца в момент встречи с партизанским вождем Боженко. Правая часть посвящена героической смерти Щорса. Тяжело раненный комдив, поддерживаемый ординарцем, выпрямляется в последний раз во весь рост, чтобы поднять своих бойцов в наступление. Образ Щорса — большая творческая удача художника.

В годы Великой Отечественной войны глубоко патриотическое боевое искусство Соколова-Скаля проявлялось в самых различных формах и служило большому делу защиты Родины. В качестве художественного руководителя Соколов-Скаля возглавил Московскую мастерскую военно-политического плаката «Окна ТАСС» и сам создал около 400 метких, бьющих по врагу плакатов. Художник выезжает на различные фронты и в результате полученных впечатлений создает монументальные батальные композиции, посвященные героизму советского народа, — «Освобождение Калуги», «Доватор в бою» и др. Из картин Соколова-Скаля о Великой Отечественной войне наиболее известно произведение «Краснодон­цы» (1948), повествующее о подпольной комсомольской организации «Молодая гвардия». Художник стремился показать силу и сплоченность юных патриотов-партизан, изобразив их в момент, когда они слушают по радио голос родной Москвы.

Большое место в творчестве Соколова-Скаля занимают исторические полотна. Следует отметить интересную по замыслу серию полотен, посвященных эпохе Ивана Грозного: «Иван Грозный в Ливонии», «Иван Грозный и Владимир Старицкий» и другие. Наиболее значительной исторической картиной Соколова-Скаля является «Емельян Пугачев» (1952). Среди персонажей картины есть много живых и типичных образов. Правдив образ самого Пугачева, характерны лица его соратников — атаманов уральских и приволжских казаков.

В 1953 году художник написал панно «Штурм Зимнего» для главного павильона ВСХВ, ныне Выставки достижений народного хозяйства СССР. На огромном полотне изображена лавина восставшего народа, врывающегося через арку Главного штаба на Дворцовую площадь. Образы участников исторического штурма типичны и убедительны. Цветовое решение картины соответствует драматической напряженности события.

Большое природное дарование баталиста, которое проявились в историко-революционных и исторических полотнах Соколова-Скаля, нашло свое выражение и в его работе над панорамами. Еще в 30-х годах художник участвует в создании панорамы «Штурм Перекопа», а после Великой Отечественной войны проделывает сложнейшую работу по восстановлению знаменитой панорамы Рубо «Оборона Севастополя», возглавляя коллектив советских живописцев.

Неистощимая творческая энергия художника проявилась также в его педагогической и общественной деятельности. Он преподавал в Московском институте декоративного искусства, руководил мастерской в художественном институте имени В. И. Сурикова, чутко и бережно относясь к молодым кадрам. И не случайно Соколов-Скаля возглавлял выставкомы VI Всемирного фестиваля и многочисленных молодежных выставок, в том числе и выставки «40 лет ВЛКСМ».

В 1959 году в связи с 60-летием со дня рождения и 35-летием творческой деятельности в залах Академии художеств СССР была развернута большая персональная выставка его произведений, которая затем была показана в Ленинграде и за рубежом — в Румынии.

В советское искусство Соколов-Скаля вошел как художник-патриот, живший большими идеями своего времени и запечатлевший в ярких образах борьбу народа за светлое коммунистическое будущее.

Э. Полищук

Автопортрет.

Штурм Зимнего. 1953 г. Панно на ВДНХ СССР

Таманский поход. Государственная Третьяковская галерея




Top