Солженицын "Матрёнин двор".Презентация к уроку литературы. А

Александр Исаевич Солженицын

«Матрёнин двор»


  • Дата рождения
  • Место рождения
  • Место проживания
  • Политические взгляды:

*Кисловодск, терская область, РСФСР

*РСФСР, Швейцария, США, Россия

*диссидент, выступавший в течение 1960-1980гг. против политического строя СССР,

  • Дата смерти

коммунистических идей, политики властей

  • Место смерти
  • Род деятельности

*Академик

*Москва, Российская федерация

*Прозаик, историк-публицист, поэт и общественный деятель;

Российской Академии наук

  • Жанр произведений:

*Повесть, рассказ, роман, публицистика, эссе, «крохотки», лексикография

*Нобелевская премия по литературе (1970)

*Темплтоновская премия

  • Награды:

*Большая премия Французской Академии морально-политических наук

*Орден Отечественной войны 1 степени

*Орден Красной Звезды

*Орден Звезды Румынии



  • На всю жизнь отложились в его памяти длинные очереди женщин к тюрьмам НКВД в Ростове-на-Дону, где жили тогда Солженицыны; его вступление в комсомол и участие в любительских спектаклях; учёба одновременно в двух институтах: в Ростовском университете на физмате и заочно в Московском институте философии и литературы – мечтал стать писателем.
  • Университет закончил с отличием и был рекомендован деканатом ассистентом или аспирантом.
  • Интересовался театром. Летом 1838 года сдавал экзамены в театральную школу-студию Ю.А.Завадского, но неудачно.

  • 27 апреля 1940 года женился на студентке Ростовского университета Наталье Решетовской (1918-2003), с которой познакомился в 1936 году.
  • В сентябре 1941 года вместе с женой получил распределение школьным учителем в Морозовск Ростовской области, однако уже 18 октября был призван и направлен в грузовой конный обоз рядовым.

  • По законам жития судьба принесла ему новые испытания. Наступил 1941 год, и 18 октября Солженицын был призван на фронт. Сначала офицерское училище, затем фронтовой путь от орла до Восточной Пруссии, боевые награды: Орден Отечественной войны 2 степени и Орден Красной Звезды.
  • На фронте Солженицын продолжал интересоваться общественной жизнью, но стал критически относиться к Сталину (за «искажение «ленинизма»»); в переписке со старым другом (Николаем Виткевичем) ругательно высказывался о «Пахане», под которым угадывался Сталин.
  • Письма вызвали подозрение военной цензуры.

2 февраля 1945 года последовало телеграфное распоряжение № 4146 о немедленном аресте Солженицына и доставке его в Москву.

  • 3 февраля армейской контрразведкой начато следственное дело 2/2 № 3694-45. 9 февраля Солженицын в помещении штаба подразделения был арестован, лишён воинского звания капитана, а затем отправлен в Москву, в Лубянскую тюрьму.

В 1945 – Солженицына приговорили к 8 годам исправительно-трудовых лагерей, 5 лет провёл в Москве и Подмосковье, 3 – в Средней Азии.

В 1952 году, пройдя круги тюремного ада, стал свидетелем восстания заключённых в Экибастузе.

Лагерь – отрицательная школа жизни… А.И.Солженицын


  • Сосланный на вечное поселение в Казахстан, сочинивший уже несколько произведений, Солженицын узнаёт, что смертельно болен: диагноз – рак.
  • И снова, как в житии, происходит чудо – рак отступает.

После освобождения Солженицын был отправлен в ссылку на поселение «навечно» (село Берлик Коктерекского района Джамбульской области. Работал учителем математики и физики в 8-10 классах местной средней школы имени Кирова.


ГУЛАГ И снова, как в Житии, происходит чудо: после лечения, операции - болезнь отступает…



  • Автор создаёт произведения, в которых воплотил свои размышления о смысле жизни, о человечности, о борьбе добра и зла, о жизни и смерти: «Матрёнин двор», «Раковый корпус».
  • Лишь немногие из них появились в советской печати, большинство текстов публиковалось на Западе, печаталось на машинке либо просто переписывалось по ночам, чтобы утром передать кому-то другому.

  • Всё это не могло не раздражать власти, и в 1969 году его исключили из Союза писателей. Травля обострилась, когда в 1970 году ему была присуждена Нобелевская премия. А после публикации на Западе «Архипелага ГУЛАГ» писателя насильственно выслали из страны.

А.И.Солженицын покидает Россию

После недолгих скитаний по Европе он поселяется в штате Вермонт в США


Семья А.И.Солженицына

Он много трудится, пишет книги и публицистические

статьи: «Не обычай дёгтем щи белить – на то сметана», «Великопостное письмо патриарху Пимену», «Бодался телёнок с дубом»



Осенью 1994 года возвращается в Москву

Вернувшись в Россию в 1994 году, пишет и публикует в журнале «Новый мир» философские миниатюры «Крохотки», создаёт «Литературную коллекцию» о творчестве русских писателей.


Снова в России .

  • С приходом перестройки официальное отношение в СССР к творчеству и деятельности Солженицына стало меняться, были опубликованы многие его произведения (в журнале «Новый мир»).
  • Одновременно в «Литературной газете» была опубликована статья Солженицына о путях возрождения страны, о разумных, на его взгляд, основах построения жизни народа и государства - «Как нам обустроить Россию. Посильные соображения».

  • Авторский гонорар за эту статью Солженицын перечислил в пользу жертв аварии на Чернобыльской АЭС ] . Статья вызвала огромное количество откликов.
  • В 1990 году Солженицын был восстановлен в советском гражданстве, в этом же году он получает Госпремию за «Архипелаг ГУЛАГ».

  • В середине 90-х годов личным распоряжением президента Б.Н.Ельцина ему была подарена государственная дача «Сосновка-2» в Троице-Лыкове.
  • Солженицыны спроектировали и построили там двухэтажный кирпичный дом с большим холлом, застеклённой галереей, гостиной с камином, концертным роялем и библиотекой, где висят портреты Столыпина и Колчака.
  • В 1997 году был избран действительным членом Российской Академии наук.
  • В 1998 году был награждён Орденом Андрея Первозванного, однако от награды отказался: «От верховной власти, довёдшей Россию до нынешнего гибельного состояния, я принять награду не могу

Вручение Государственной Премии.

  • 12 июня 2007 года президент Владимир Путин посетил Солженицына и поздравил его с присуждением Государственной премии.
  • Сам писатель вскоре после возвращения в страну учредил Литературную премию своего имени для награждения писателей, «чьё творчество обладает высокими художественными достоинствами, способствует самопознанию России, вносит значительный вклад в сохранение и бережное развитие традиций отечественной литературы».


  • Александр Солженицын скончался 3 августа 2008 года на 90-м году жизни, в своём доме в Троице-Лыкове
  • Смерть наступила в 23:45 по московскому времени от острой сердечной недостаточности.
  • прах Александра Солженицына был предан земле в Некрополе Донского монастыря, рядом с могилой историка Василия Ключевского.

Не стоит село без праведника…

Под моими подошвами всю мою жизнь – земля Отечества, только её боль я слышу, только о ней пишу .

А.И.Солженицын.


  • Рассказ «Матрёнин двор», как и «Один день Ивана Денисовича», во многом автобиографичен.
  • Прототипом главной героини Матрёны Васильевны Григорьевой была Матрёна Васильевна Захарова, женщина, у которой Солженицын жил после возвращения из ссылки.

  • Село Тальково, где разворачиваются события, - это деревня Мальцево Курловского района Владимирской области.
  • Но это не мемуары, а – «чистая литература».
  • Повествование в нём передано рассказчику Игнатьичу, вернувшемуся летом 1957 года из пыльной горячей пустыни (читай: из казахстанской ссылки) и отправившемуся на «поиски живой души» в самую «нутряную Россию»

  • Однако рассказ начинается с небольшого вступления о том, что на 184 км от Москвы поезд по непонятным причинам замедляет ход.
  • Этот зачин предваряет повествование о событиях трагических. Но речь о них впереди.
  • А пока мы узнаём о желании рассказчика учительствовать, о назначении в Торфопродукт, о поисках жилья и о том, что оно было наконец найдено в деревне Тальково у Матрёны, «одинокой женщины лет 60--ти»

  • А.Т.Твардовский сказал: «Почему судьба старой крестьянки, рассказанная на немногих страницах, представляет для нас такой интерес? Эта женщина не начитанная, малограмотная, простая труженица. И, однако, её душевный мир наделён таким качеством, что мы с ней беседуем, как с Анной Карениной».
  • Сплошные НЕ! «У неё не так уборно, в запущи она живёт»; отзывы о Матрёне были неодобрительны: и не чистоплотная она была, и не бережная, и даже поросёнка не держала… Когда болела, «..не жаловалась, не стонала, не пила, не ела и ничего не просила»

  • Матрёну не понимал не только Игнатьич, человек по своему душевному складу близкий героине, но и родственники, односельчане.
  • В конце концов рассказчик постиг суть её характера и суть её жизни, но все остальные остались слепы и глухи.
  • Почему? Об этом размышляет автор на страницах своего рассказа.

  • Лучшие стороны характера Матрёны показывают несколько эпизодов. В первую очередь, это эпизод, когда Фаддей с сыновьями ломают горницу Матрёны, которую она решила отдать Кире. Автор говорит: «Ни труда, ни добра своего не жалела Матрёна никогда».
  • И таких эпизодов много: и просьба соседки помочь докопать картошку, и просьба жены председателя помочь колхозу. Она никогда не отказывает никому, даже если больна, и не берёт взамен ни копейки.
  • Она была в «ладах со своею совестью», была чиста, как ребёнок.

  • И эта доброта довела Матрёну до гибели. Люди не могли понять её душу, а использовали её помощь и доброту в корыстных интересах, даже не пытаясь ничего дать взамен.
  • Но ей и не нужны были ни деньги, ни продукты, а внимание, понимание, уважение.
  • А этого-то она и не дождалась!…

  • Муж пропал на войне, она не знала любви, заботы…
  • Матрёна никому не рассказывала о своей тяжёлой судьбе, видимо, боясь показаться слабой или просто не желая никого обременять.
  • Матрёна принимает тяжёлое решение сломать горницу, чтобы строиться приёмной дочери – лесу нет, а участок получен.
  • Она отчётливо понимает: «…было это - конец её жизни всей».

  • Символично, что гибнет она в тот момент, когда помогает перевезти горницу на новое место.
  • И приметы: потеря котелка на водосвятие, исчезновение колченогой кошки и «дуель» - словно предсказывают будущую трагедию.
  • Все её поступки – нарушение всех норм и правил, «канонов».
  • Жизнь её должна закончиться счастливой смертью, а не нелепой гибелью.
  • Матрёна погибает. На прощании лишь два человека искренне горюют о ней: её верная подруга Маша и приёмная дочь Кира.

Всех остальных волнует один вопрос:

кому достанется Матрёнино добро.

Плач по покойнице – это «не просто плач, а своего рода политика», плач-спор о разделе имущества.


Ни город.

Ни вся земля наша».


Рассказ, по существу, закончен пословицей. Но в словаре В.И.Даля она звучит иначе: «Не стоит город без святого, селение без праведника».

Солженицын же, не меняя структуру, усиливает смысл: ведь земля – это страна, родина, мир.

Любовь. Вопросы и задания к тексту. Словарная работа. Николай Михайлович Карамзин. Сентиментализм. Вступление. Повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». Вернемся к эпиграфу урока. История государства Российского. Из жизни Н.М. Карамзина. Повесть «Бедная Лиза».

«Кондратий Фёдорович Рылеев» - Из приговора по делу декабристов. Заговорщиков допрашивал сам государь. Петербург. Кондратий Федорович Рылеев. Пример обаяния Наполеона. Казнь совершилась. Выпущен прапорщиком в артиллерию. Я не поэт, а гражданин. Принят в члены Северного тайного общества. Победа над Наполеоном. Воспитание и образование. Поэт. Романтическая направленность поэзии. Попытка государственного переворота.

«Детство и юность Пушкина» - Детство. Здесь юный поэт пережил события Отечественной войны 1812 года. Любимыми авторами молодого Пушкина были Вольтер и Парни. Детство и Юность. В лицейский период Пушкиным было создано много стихотворных произведений. Происхождение. Здесь юный поэт пережил события Отечественной войны 1812 года. Пушкин родился 26 мая (6 июня) 1799 г. в Москве. Пушкин Александр Сергеевич. Юность.

«Литературная викторина по Пушкину» - Высочайше пожалованное Пушкину звание. Последние годы жизни Пушкина. Наполеон и Байрон –любимые герои романтической молодежи начала 19 века. Юность поёт о любви - муж воспевает тревоги. Ода «Вольность». Пушкин родился в Москве на Немецкой улице. Назовите художника. Орест Кипренский. Самовластительный злодей. По какому поводу обнимал. Первое стихотворение А. С. Пушкина. Южная ссылка. В Стихотворении «К морю» Пушкин называет их «властителями наших дум».

«Славянская мифология» - Cамовилы. Живопись. Влияние на культуру. Происхождение термина. Актуальность сборника, включающего в себя материал о персонажах. Жердяй. Действительные случаи. Tюха Лохматая. Сборник состоит из трех частей. Aнчутка. Славянская мифология. Bолкодлак. Yдельница. Углубить знания о славянской мифологии. Восточнославянская мифология. Сверхъестественные существа в славянской мифологии. Mифология – неотъемлемая часть культуры любого народа.

«Пугачёв и пугачёвщина» - Жизненные позиции Пугачева. Гринёв. Роль образа Пугачева. Борьба двух начал. Эволюция характера. Прочитать повесть. Знакомство. Волк или человек. Портрет. Историчность Пугачева. Пугачев и пугачевщина. Изверг и злодей. Пугачевщина. Деликатность души. Влияние на жизнь героев. Обращение к фольклору. Историческая личность. Традиционный романтический мотив. Две стороны одной медали. Отношение других персонажей.






ЕСТЬ ЛИ В РАССКАЗЕ РАЗВЕРНУТЫЙ ПОРТРЕТ ГЕРОИНИ? НА КАКИХ ПОРТРЕТНЫХ ДЕТАЛЯХ СОСРЕДОТОЧЕНО ВНИМАНИЕ ПИСАТЕЛЯ? «Матренин двор» Матрена наделена неброской внешностью. Автору важно изобразить не столько внешнюю красоту простой русской крестьянки, сколько внутренний свет, струящийся из её глаз, и тем яснее подчеркнуть свою мысль: «У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах со своей совестью».


КАКИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ДЕТАЛИ СОЗДАЮТ КАРТИНУ БЫТА МАТРЕНЫ? «Матренин двор» Все её «богатство» – фикусы, колченогая кошка, коза, мыши и тараканы. Весь окружающий мир Матрены в её темноватой избе с большой русской печью – это продолжение её самой, частичка её жизни. Все здесь естественно и органично: любимые фикусы «заполонили одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой».


КАК РАЗВОРАЧИВАЕТСЯ В РАССКАЗЕ ТЕМА ПРОШЛОГО ГЕРОИНИ? «Матренин двор» Нелегок жизненный путь героини. Много горя и несправедливости пришлось ей хлебнуть на своем веку: разбитая любовь, смерть шестерых детей, потеря мужа на войне, адский труд в деревне, тяжелая немочь- болезнь, горькая обида на колхоз, который выжал из неё все силы, а затем списал за ненадобностью. В судьбе одной Матрены сконцентрирована трагедия деревенской русской женщины.


КАКОЙ ПРЕДСТАЕТ МАТРЕНА В СИСТЕМЕ ДРУГИХ ОБРАЗОВ РАССКАЗА, КАКОВО ОТНОШЕНИЕ К НЕЙ ОКРУЖАЮЩИХ? «Матренин двор» Герои рассказа распадаются на две неравные части: Матрена и понимающий и любящий её автор- повествователь и те, кого можно назвать «Нематрена», её родня. Граница между ними обозначается в том, что главное в сознании и поведении каждого из них – интерес к общей жизни, желание участвовать в ней, открытое искреннее отношение к людям или сосредоточенность только на собственных интересах, собственном доме, собственном богатстве.




Основополагающий вопрос Чем и кем «стоит село, город… вся земля наша»? Матрена Васильевна - человек, живущий по заповедям Христа, сумевший сохранить чистоту, святость души в самых драматических обстоятельствах русской истории ХХ века. «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша». «Матренин двор»


Список литературы Солженицын А. «Матренин двор». СПб.: Азбука- классика, Агеносов В. и др. «Русская литература XX века. 11 кл.: Методические рекомендации для учителя. М.: Дрофа, Княжицкий А. Материалы к изучению рассказа А.И.Солженицына «Матренин двор» на уроках литературы. Журнал «Русская словесность», 5, Локтионова Н. «Не стоит село без праведника». Журнал «Литература в школе», 3, 1994.




Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время… Д.И.Фонвизин …линия, разделяющая добро и зло, проходит не между государствами, не между классами, не между партиями, - она проходит через каждое человеческое сердце - и черезо все человеческие сердца… А.Солженицын




История создания «Матрёнин двор» второй из опубликованных в журнале «Новый мир» рассказов Александра Исаевича Солженицына. «Основополагающей вещью» всей русской «деревенской» литературы назвал это произведение литературовед Андрей Синявский. Авторское название рассказа «Не стоит село без праведника». Название «Матрёнин двор» предложено Александром Твардовским перед публикацией и утверждено в ходе редакционного обсуждения 26 ноября 1962 года: «Название не должно быть таким назидательным», аргументировал Твардовский. «Да, не везёт мне у вас с названиями», отозвался, впрочем довольно добродушно, Солженицын. Сопоставьте оба названия. В чём вы видите главное отличие?


Смысл названия рассказа Российское село держится на людях, чей образ жизни основан на общечеловеческих ценностях добра, труда, сочувствия, помощи. Нравственные начала имеют чёткие границы только в границах Матрёниного двора, в более широком масштабе села они размыты, окружающие героиню люди часто очень сильно отличаются от неё. «Не стоит село без праведника» «Матрёнин двор» Матрёна Васильевна Захарова (1956 год)


Автобиографический характер рассказа Известно, что этот рассказ полностью автобиографичен и достоверен. Жизнь Матрёны Васильевны Захаровой и смерть её воспроизведены как быль. Истинное название деревни Мильцево, Курловского района, Владимирской области. Как вы думаете, исключает ли автобиографичность рассказа восприятие образа главной героини как типического характера?




Судьба главной героини В центре внимания писателя судьба деревенской женщины Матрёны Васильевны, которая всю жизнь проработала в совхозе. Одинокая, потерявшая на фронте мужа, похоронившая шестерых детей женщина много страданий претерпела от советской власти, всю жизнь работала не покладая рук, но так ничего за свой труд и не получила. Лекарством от всех недугов, тоски и отчаяния для Матрёны был труд. Пережив на своём веку множество испытаний, Матрёна Григорьева сумела сохранить общительный нрав и способность откликаться на чужую беду. Лоб её недолго оставался омрачённым...: Матрёна умеет прощать людям, не таит обиды на судьбу. Для неё нормальное состояние - не злоба и воинственность, а доброта и смирение.


Идея и проблематика рассказа подчинены одной цели - раскрыть красоту души Матрёны Идея: на примере судьбы деревенской женщины показать, что жизненные потери и страдания только ярче проявляют меру человеческого в каждом из людей Проблематика: 1.Русская деревня начала 50-х годов 20 века, её жизнь, обычаи, нравы. 2.Взаимоотношения власти и человека-труженика. 3.Карающая сила любви. 4.Особая святость помыслов героини.




Не стоит село без праведника… Прав ли Солженицын, называя отнюдь не идеальную Матрёну праведницей? ПРАВЕДНИК - человек с чистой совестью и душой (В.И.Даль«Толковый словарь живого великорусского языка»); праведно живущий; во всем по закону Божью поступающий, безгрешник; человек, ни в чём не погрешающий против правил нравственности, морали (С.И.Ожегов «Толковый словарь русского языка»); тот, кто во всём руководствуется принципами справедливости, честности, не нарушает правил нравственности («Академический словарь русского языка»)




Не стоит село без праведника… Моральные качества Матрёны Григорьевны, такие как честность, терпение, отсутствие зависти, позволяют нам считать её праведницей. Автор отмечает простоту и неприметность героини и в то же время исходящий от неё внутренний свет, добавляя, что она всегда... обезоруживала лучезарной улыбкой. К тому же, она живёт по правилам, которые считает непоколебимыми, то есть, по своей правде. Праведность Матрёны основана на безразличии к материальным ценностям. Героиня не предаётся греху гордыни, умеет быть благодарной за каждый прожитый миг, довольствуется тем, что у неё есть. После смерти Матрёны многие её укоряли:...и нечистоплотная была, и за обзаводком не гналась, и не бережная;...и глупая, помогала чужим бесплатно, и лишь Игнатьич встал на её сторону, осознав её моральные принципы: Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село, ни город, ни вся земля наша....


Нравственный идеал писателя Праведница Матрёна - нравственный идеал писателя. По А.И.Солженицыну, «смысл земного существования - не в благоденствии, а в развитии души». Солженицын продолжает одну из главных традиций русской литературы, согласно которой писатель видит своё назначение в проповедовании истины, духовности, в необходимости ставить «вечные» вопросы и искать на них ответ.




Перед этим Строгим сельсоветом, Перед этим Стадом у моста, Перед всем Старинным Белым светом, Я клянусь, Душа моя чиста... Пусть она Останется чиста До конца, До тихого креста! Заклинание Н.Рубцов До конца, До тихого креста Пусть душа Останется чиста! Перед этой Скромной, Захолустной Стороной Болотистой моей, Перед жнивой Прелестной и грустной В дни осенних Горестных дождей,


ТЕСТ Прочитайте текст Так и поселился я у Матрёны Васильевны. Комнаты мы не делили. Её кровать была в дверном углу у печки, а я свою раскладушку развернул у окна и, оттесняя от света любимые Матрёнины фикусы, ещё у одного окна поставил столик. Электричество же в деревне было – его ещё в двадцатые годы подтянули от Шатуры. В газетах писали тогда "лампочки Ильича", а мужики, глаза тараща, говорили: "Царь Огонь!" Может, кому из деревни, кто побогаче, изба Матрёны и не казалась доброжилой, нам же с ней в ту осень и зиму вполне была хороша: от дождей она ещё не протекала и ветрами студёными выдувало из нее печное грево не сразу, лишь под утро, особенно тогда, когда дул ветер с прохудившейся стороны. Кроме Матрёны и меня, жили в избе еще – кошка, мыши и тараканы. Кошка была немолода, а главное – колченога. Она из жалости была Матрёной подобрана и прижилась. Хотя она и ходила на четырех ногах, но сильно прихрамывала: одну ногу она берегла, больная была нога.


ТЕСТ Выполните задание А1 – А5 с выбором одного правильного ответа: А1. Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент: А) рассказ, Б) повесть, В) быль, Г) роман. А2. Какое место занимает фрагмент в произведении? А) является экспозицией, Б) завершает повествование, В) является кульминацией сюжета, Г) является кульминацией сюжетного действия. А3. Главной темой данного фрагмента является: А) образ жизни рассказчика, Б) дом Матрёны, В) внешность Матрёны, Г) природа. А4. Почему Матрёна приютила кошку? А) из материальных соображений, Б) из жалости, В) от нечего делать, Г) из любви к животным. А5. С какой целью в данном фрагменте приводится описание избы Матрёны? А) показать её незаурядность, непохожесть на других, Б) сопоставить Матрёну с рассказчиком, В) раскрыть характер героини, Г) заинтересовать читателя.


ТЕСТ Выполните задание В1 - В5 с развёрнутым ответом: В1. Какое художественное изобразительно-выразительное средство помогает автору описать героиню и выразить своё отношение к ней: «изба доброжилая», «любимые фикусы», «с прохудившейся стороны»? В2. Какое художественное изобразительно-выразительное средство использует автор в предложении: «В газетах писали тогда «лампочки Ильича», а мужики, глаза тараща, говорили: «Царь Огонь!»? В3. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его жилища: «Комнаты мы не делили…» и далее. В4. Напишите название любимого растения героини. В5. Каким эпитетом характеризуется кошка Матрёны? Использованный материал Источники иллюстраций: penza.ru/images/stories/artpenza/Hudogniki/Chumak/Postupleniya_24_12_09/I MG_0694.jpg Википедия свободная энциклопедия Миронова Н.А. Тесты по литературе в 11 классе. - М.: Экзамен, Егорова Н.В.Поурочные разработки по русской литературе в 11 классе. - М.: Вако, Егорова Н.В. Литературоведческий анализ произведений русской литературы в классе. - М.: Вако, Анализ рассказа:


































1 из 33

Презентация на тему: Рассказ «Матренин двор» (материалы к уроку)

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

В 1962 г. в журнале «Новый мир» был опубликован рассказ «Один день Ивана Денисовича», сделавший имя Солженицына известным всей стране и далеко за ее пределами. Через год в том же журнале Солженицын опубликовал несколько рассказов, в том числе - «Матренин двор». На этом публикации прекратились. Больше ни одно из произведений писателя не было допущено к изданию в СССР. А в 1970 г. Солженицын был удостоен Нобелевской премии. Первоначально рассказ «Матренин двор» назывался «Не стоит село без праведников». Но, по совету А. Твардовского, во избежание цензурных препятствий название было изменено. По этим же причинам год действия в рассказе с 1956-го был заменен автором на 1953-й. «Матренин двор», как замечал сам автор, «полностью автобиографичен и достоверен». Во всех примечаниях к рассказу сообщается о прототипе героини - Матрёне Васильевне Захаровой из деревни Мильцево Курловского района Владимирской области. Рассказчик, как и сам автор, учительствует в рязанской деревне, живя у героини рассказа, да и само отчество рассказчика - Игнатич - созвучно с отчеством А. Солженицына - Исаевич. Рассказ, написанный в 1956 г., повествует о жизни русской деревни в пятидесятые годы. Критика высоко оценила рассказ. Суть произведения Солженицына отметил А. Твардовский: «Почему судьба старой крестьянки, рассказанная на немногих страницах, представляет для нас такой большой интерес? Эта женщина неначитанная, малограмотная, простая труженица. И однако ее душевный мир наделен такими качествами, что мы с ней беседуем, как с Анной Карениной». История создания и публикации рассказа

№ слайда 3

Описание слайда:

Прочтя эти слова в «Литературной газете», Солженицын сразу же написал Твардовскому: «Нечего и говорить, что абзац Вашей речи, относящийся к Матрене, много для меня значит. Вы указали на самую суть - на женщину любящую и страдающую, тогда как вся критика рыскала все время поверху, сравнивая тальновский колхоз и соседние». Первое название рассказа «Не стоит село без праведников» заключало в себе глубокий смысл: российское село держится на людях, чей образ жизни основан на общечеловеческих ценностях добра, труда, сочувствия, помощи. Так как праведником называют, во-первых, человека, живущего в соответствии с религиозными правилами; во-вторых, человека, ни в чем не погрешающего против правил нравственности (правила, определяющие нравы, поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе). Второе название - «Матренин двор» - несколько изменило угол зрения: нравственные начала стали иметь четкие границы только в пределах Матрениного двора. В более широком масштабе села они размыты, окружающие героиню люди отличаются от нее. Озаглавив рассказ «Матренин двор», Солженицын сосредоточил внимание читателей на удивительном мире русской женщины. Смысл названия

№ слайда 4

Описание слайда:

Род, жанр, творческий метод Солженицын однажды заметил, что к жанру рассказа он обращался нечасто, для «художественного удовольствия»: «В малой форме можно очень много поместить, и это для художника большое наслаждение - работать над малой формой. Потому что в малой форме можно оттачивать грани с большим наслаждением для себя». В рассказе «Матренин двор» все грани отточены с блеском, и встреча с рассказом становится, в свою очередь, большим наслаждением для читателя. В основе рассказа обычно - случай, раскрывающий характер главного героя. По поводу рассказа «Матренин двор» в литературоведении имели место две точки зрения. Одна из них представляла рассказ Солженицына как явление «деревенской прозы». В. Астафьев, назвав «Матренин двор» «вершиной русской новеллистики», высказал мнение, что наша «деревенская проза» вышла из этого рассказа. Несколько позже эта мысль получила развитие и в литературной критике.

№ слайда 5

Описание слайда:

Вместе с тем рассказ «Матренин двор» связывали со сформировавшимся во второй половине 1950-х годов оригинальным жанром «монументального рассказа». Примером этого жанра может служить рассказ М. Шолохова «Судьба человека». В 1960-е годы жанровые черты «монументального рассказа» узнаются в «Матренином дворе» А. Солженицына», «Матери человеческой» В. Закруткина, «При свете дня» Э. Казакевича. Главным отличием этого жанра является изображение простого человека, который является хранителем общечеловеческих ценностей. Причем изображение простого человека дается в возвышенных тонах, а сам рассказ ориентирован на высокий жанр. Так, в рассказе «Судьба человека» просматриваются черты эпоса. А в «Матренином дворе» уклон сделан на жития святых. Перед нами житие Матрены Васильевны Григорьевой, праведницы и великомученицы эпохи «сплошной коллективизации» и трагического эксперимента над целой страной. Матрена рисовалась автором как святая («Только грехов у нее было меньше, чем у её колченогой кошки (та давила мышей)»). Жанр

№ слайда 6

Описание слайда:

Тематика Темой рассказа является описание жизни патриархального российского села, где отражается, как процветающий эгоизм и хищность обезображивают Россию и «рушат связи и смысл». Писатель поднимает в небольшом рассказе серьезные проблемы русской деревни начала 50-х гг. (ее жизнь, обычаи и нравы, взаимоотношение власти и человека-труженика). Автор неоднократно подчеркивает, что государству нужны только рабочие руки, а не сам человек: «Была она одинока кругом, а с тех пор, как стала болеть - из колхоза ее отпустили». Человек, по мнению автора, должен заниматься своим делом. Вот и Матрена смысл жизни находит в работе, ее сердит недобросовестное отношение других к делу.

№ слайда 7

Описание слайда:

Идея Поднятые проблемы в рассказе подчинены одной цели: раскрыть красоту христианско-православного мировоззрения героини. На примере судьбы деревенской женщины показать, что жизненные потери и страдание только ярче проявляют меру человеческого в каждом. Но гибнет Матрена - и рушится этот мир: растаскивают по бревнышку ее дом, с жадностью делят ее скромные пожитки. И некому защитить Матренин двор, никто даже не задумывается, что с уходом Матрены уходит из жизни что-то очень ценное и важное, не поддающееся дележу и примитивной житейской оценке. «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни города. Ни вся земля наша». Последние фразы расширяют границы Матрениного двора (как личного мира героини) до масштабов человечества.

№ слайда 8

Описание слайда:

Матрена Главная героиня рассказа - Матрена Васильевна Григорьева. Это одинокая обездоленная крестьянка с щедрой и бескорыстной душой. Она потеряла на войне мужа, похоронила шестерых своих и вырастила племянницу Киру. Героиня перенесла много тягот в жизни, но не утратила способности сопереживать другим в радости и в горе. Она бескорыстна: помогая соседям копать картошку, искренне радуется чужому доброму урожаю, хотя у самой на песчаном неудобренном огороде его никогда не бывает. Все богатство Матрены - грязно-белая коза, хроменькая кошка да фикусы в кадках.

№ слайда 9

Описание слайда:

Матрена - средоточие лучших черт национального характера: она стеснительна, понимает «образованность» рассказчика, уважает его за это. Автор ценит в Матрене ее деликатность, отсутствие досаждающего любопытства к жизни другого человека, трудолюбие. Четверть века проработала она в колхозе, но потому что не на заводе, не полагается ей пенсии за себя, а добиваться можно только за мужа, то есть по потере кормильца (муж не вернулся с войны). Жить приходится чрезвычайно трудно. Она добывает траву для козы, торф для тепла, собирает старые, вывороченные трактором пеньки, собирает в лесу бруснику, сажает картошку.

№ слайда 10

Описание слайда:

Образ Матрены и отдельные детали в рассказе носят символический характер. Матрена у Солженицына - воплощение идеала русской женщины. Как отмечается в критической литературе, облик героини подобен иконе, а жизнь - житию святых. Ее дом как бы символизирует ковчег библейского Ноя, в котором он спасается от всемирного потопа. Гибель Матрены символизирует жестокость и бессмысленность мира, в котором она жила. Героиня живет по законам христианства, хотя ее поступки не всегда понятны окружающим. Поэтому и отношение к ней разное. Матрену окружают сестры, золовка, приемная дочь Кира, единственная в деревне подруга, Фаддей. Однако никто не оценил ее по достоинству. Жила она бедно, убого, одиноко - «потерянная старуха», измотанная трудом и болезнью. Родные почти не появлялись в ее доме, все хором осуждали Матрену, что смешная она и глупая, на других бесплатно работает всю жизнь. Нещадно пользовались все Матрениной добротой и простодушием - и дружно судили ее за это. Среди окружавших ее людей с большой симпатией относится к своей героине автор, любит ее и сын Фаддея, и ее воспитанница Кира. Образ Матрены противопоставлен в рассказе образу жестокого и алчного Фаддея, который стремится заполучить дом Матрены еще при ее жизни. Двор Матрены - один из ключевых образов рассказа. Описание двора, дома подробное, с массой деталей, лишено ярких красою Матрена живет «в запущи». Автору важно подчеркнуть неразрывность дома и человека: разрушат дом - погибнет и его хозяйка. Эта слитность заявлена уже в самом названии рассказа. Изба для Матрены наполнена особым духом и светом, жизнь женщины связана с «жизнью» дома. Поэтому она долго не соглашалась ломать избу. 182

№ слайда 11

Описание слайда:

Сюжет и композиция Рассказ состоит их трех частей. В первой части речь идет о том, как судьба забросила героя-рассказчика на станцию со странным для русских мест названием - Торфопродукт. Бывший заключенный, а ныне школьный учитель, жаждущий обрести покой в каком-нибудь глухом и тихом уголке России, находит приют и тепло в доме пожилой и познавшей жизнь Матрены. «Может, кому из деревни, кто побогаче, изба Матрены и не казалась доброжилой, нам же с ней в ту осень и зиму вполне была хороша: от дождей она еще не протекала и ветрами студеными выдувало из нее печное грево не сразу, лишь под утро, особенно тогда, когда дул ветер с прохудившейся стороны. Кроме Матрены и меня, жили в избе еще - кошка, мыши и тараканы». Они сразу находят общий язык. Рядом с Матреной герой успокаивается душой.

№ слайда 12

Описание слайда:

Во второй части рассказа Матрена вспоминает о своей молодости, о страшном испытании, выпавшем на ее долю. Ее жених Фаддей пропал без вести на Первой мировой войне. К ней посватался младший брат пропавшего мужа, Ефим, оставшийся после смерти матери один с младшими детьми на руках. Пожалела Матрена Ефима, вышла замуж за нелюбимого. А здесь после трех лет отсутствия неожиданно вернулся и сам Фаддей, которого Матрена продолжала любить. Тяжелая жизнь не ожесточила сердце Матрены. В заботах о хлебе насущном прошла она свой путь до конца. И даже смерть настигла женщину в трудовых заботах. Матрена погибает, помогая Фаддею с сыновьями перетаскивать через железную дорогу на санях часть собственной избы, завещанной Кире. Фаддей не пожелал дожидаться смерти Матрены и решил забрать наследство для молодых при ее жизни. Тем самым он невольно спровоцировал ее гибель. В третьей части дается описание похорон и поминок. Они показали истинное отношение к Матрене близких ей людей. Когда родственники хоронят Матрену, они плачут скорее по обязанности, чем от души, и думают только об окончательном разделе Матрениного имущества. А Фаддей даже не приходит на поминки. Сюжет и композиция

№ слайда 13

Описание слайда:

Художественные особенности Художественный мир в рассказе выстраивается линейно - в соответствии с историей жизни героини. В первой части произведения все повествование о Матрене дается через восприятие автора, человека, много претерпевшего на своем веку, мечтавшего «затесаться и затеряться в самой нутряной России». Рассказчик оценивает ее жизнь

№ слайда 14

Описание слайда:

со стороны, сравнивает с окружением, становится авторитетным свидетелем праведности. Во второй части героиня рассказывает о себе сама. Сочетание страниц лирического и эпического, сцепление эпизодов по принципу эмоционального контраста позволяет автору менять ритмику повествования, его тональность. Таким путем идет автор к воссозданию многослойной картины жизни. Уже первые страницы рассказа служат убедительным примером. Его открывает зачин, рассказывающий о трагедии на железнодорожном разъезде. Подробности этой трагедии мы узнаем в конце рассказа. Солженицын в своем произведении не дает подробного, конкретного описания героини. Лишь одна портретная деталь постоянно подчеркивается автором - «лучезарная», «добрая», «извиняющаяся» улыбка Матрены. Тем не менее к концу рассказа читатель представляет облик героини. Уже в самой тональности фразы, подборе «красок» чувствуется авторское отношение к Матрене: «От красного морозного солнца чуть розовым залилось замороженное окошко сеней, теперь укороченных, - и грел этот отсвет лицо Матрены». И далее - уже прямая авторская характеристика: «У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей». Даже после страшной гибели героини ее «лицо осталось целехонькое, спокойное, больше живое, чем мертвое».

№ слайда 15

Описание слайда:

Матрена В Матрене воплощен народный характер, который в первую очередь проявляется в ее речи. Выразительность, яркую индивидуальность придает ее языку обилие просторечной, диалектной лексики (приспею, кужоткому, летостъ, молонья). Глубоко народна и манера ее речи, то, как она выговаривает свои слова: «Они начинались каким-то низким теплым мурчанием, как у бабушек в сказках». «Матрёнин двор» минимально включает пейзаж, больше внимания он уделяет интерьеру, который появляется не сам по себе, а в оживленном сплетении с «жителями» и со звуками - от шорохов мышей и тараканов до состояния фикусов и колченогой кошки.

№ слайда 16

Описание слайда:

Образ рассказчика Каждая деталь здесь характеризует не только крестьянский быт, Матрёнин двор, но и рассказчика. Голос рассказчика открывает в нем психолога, моралиста, даже поэта - в том, как наблюдает он за Матрёной, её соседями и родственниками, как оценивает их и её.

№ слайда 17

Описание слайда:

Поэтическое чувство проявляется в эмоциях автора: «Только грехов у неё было меньше, чем у кошки...»; «Зато и вознаградила меня Матрёна...». Особенно очевиден лирический пафос в самом финале рассказа, где даже синтаксический строй меняется, включая абзацы, переводя речь в белый стих: «Все мы жили рядам с ней /и не поняли, / что есть она тот самый праведник, / без которого, по пословице, / не стоит село. /Ни город. /Ни вся земля наша». Писатель искал новое слово. Примером тому могут служить его убедительные статьи о языке в «Литературной газете», фантастическая приверженность Далю (исследователи отмечают, что примерно 40% лексики в рассказе Солженицын заимствовал из словаря Даля), изобретательность в лексике. В рассказе «Матренин двор» Солженицын пришел к языку проповеди.

№ слайда 18

Описание слайда:

Значение произведения «Есть такие прирожденные ангелы, - писал в статье «Раскаяние и самоограничение» Солженицын, как бы характеризуя и Матрену, - они как будто невесомы, они скользят как бы поверх этой жижи, нисколько в ней не утопая, даже касаясь ли стопами ее поверхности? Каждый из нас встречал таких, их не десятеро и не сто на Россию, это - праведники, мы их видели, удивлялись («чудаки»), пользовались их добром, в хорошие минуты отвечали им тем же, они располагают, - и тут же погружались опять на нашу обреченную глубину». В чем суть праведности Матрены? В жизни не по лжи, скажем мы теперь словами самого писателя, произнесенными значительно позже. Создавая этот характер, Солженицын ставит его в самые обыденные обстоятельства сельской колхозной жизни 50-х гг. Праведность Матрены состоит в ее способности сохранить свое человеческое и в столь недоступных для этого условиях. Как писал Н.С. Лесков, праведность - это способность жить, «не солгав, не слукавив, не осудив ближнего и не осудив пристрастного врага». Рассказ называли «блистательным», «подлинно гениальным произведением». В отзывах о нем отмечалось, что он и среди рассказов Солженицына выделяется строгой художественностью, цельностью поэтического воплощения, выдержанностью художественного вкуса.

№ слайда 19

Описание слайда:

№ слайда 20

Описание слайда:

Точка зрения Анна Ахматова Когда вышла его большая вещь («Один день Ивана Денисовича»), я сказала: это должны прочесть все 200 миллионов. А когда я читала «Матренин двор», я плакала, а я редко плачу. В. Сурганов В конце концов ведь не столько облик солженицынской Матрены вызывает у нас внутренний отпор, сколько откровенное авторское любование нищенским бескорыстием и не менее откровенное стремление вознести и противопоставить его хищности собственника, гнездящейся в окружающих ее, близких ей людях. (Из книги «Слово пробивает себе дорогу». Сборник статей и документов об А.И. Солженицыне. 1962-1974. - М.: Русский путь, 1978.)

№ слайда 21

Описание слайда:

Это интересно 20 августа 1956 г. Солженицын выехал к месту работы. Таких названий, как «Торфопродукт», во Владимирской области было немало. Торфопродукт (здешняя молодёжь называла его «Тыр-пыр») - был железнодорожной станцией в 180 километрах и четырёх часах езды от Москвы по Казанской дороге. Школа находилась в ближнем посёлке Мезиновском, а жить Солженицыну довелось в двух километрах от школы - в мещерской деревне Мильцево. Пройдёт всего три года, и Солженицын напишет рассказ, который обессмертит эти места: станцию с топорным названием, посёлок с крохотным базарцем, дом квартирной хозяйки Матрёны Васильевны Захаровой и саму Матрёну, праведницу и страдалицу. Фотография же уголка избы, где поставит постоялец раскладушку и, оттеснив хозяйские фикусы, устроит стол с лампой, обойдёт весь мир.

№ слайда 22

Описание слайда:

Педагогический коллектив Мезиновки насчитывал в тот год около полусотни членов и заметно влиял на жизнь посёлка. Здесь было четыре школы: начальная, семилетняя, средняя и вечерняя для рабочей молодёжи. Солженицын получил направление в среднюю школу - она находилась в старом одноэтажном здании. Учебный год начинался августовской учительской конференцией, так что, прибыв в Торфопродукт, учитель математики и электротехники 8-10 классов успел съездить в Курловское районо на традиционное совещание. «Исаич», как его окрестили коллеги, мог бы при желании сослаться на тяжёлую болезнь, но нет, он ни с кем о ней не заговаривал. Только видели, как он ищет в лесу берёзовый гриб-чагу и какие-то травы, а на вопросы коротко отвечает: «Лечебные напитки делаю». Его считали стеснительным: всё-таки пострадал человек... Но дело было совсем не в этом: «Я приехал со своей целью, со своим прошлым. Что они могли знать, что я мог им рассказать? Я сидел у Матрёны и каждую свободную минуту писал роман. Чего ради я буду болтать про себя? У меня такой манеры не было. Я был конспиратор до конца». Потом все привыкнут, что этот худой, бледный, высокий мужчина в костюме и галстуке, носивший, как и все учителя, шляпу, пальто или плащ, держит дистанцию и ни с кем не сближается. Промолчит, когда через полгода придёт документ о реабилитации - просто школьный завуч Б.С. Процеров получит уведомление из поселкового совета и пошлёт учителя за справкой. Никаких разговоров, когда начнёт приезжать жена. «Какое кому дело? Живу у Матрёны и живу». Многих настораживало (не шпион ли?), что он повсюду ходит с фотоаппаратом «Зоркий» и снимает совсем не то, что обычно снимают любители: вместо родных и знакомых - дома, фермы-развалюхи, скучные пейзажи. Придя в школу в начале учебного года, он предложил собственную методику - дав всем классам контрольную, по результатам разделил учеников на сильных и посредственных, а далее работал индивидуально.

№ слайда 23

Описание слайда:

На уроках каждый получал отдельное задание, так что списывать не было ни возможности, ни желания. Ценились не только решение задачи, но и способ решения. Максимально была сокращена вводная часть урока: учитель жалел время на «пустяки». Точно знал, кого и когда нужно вызвать к доске, кого спрашивать чаще, кому доверить самостоятельную работу. Учитель никогда не садился за учительский стол. В класс не входил, а врывался. Он всех зажигал своей энергией, умел построить урок так, что скучать или дремать было некогда. Он уважал своих учеников. Никогда не кричал, даже голоса не повышал. И только вне класса Солженицын был молчалив и замкнут. Уходил после уроков домой, съедал приготовленный Матрёной «картонный» суп и садился работать. Соседки долго помнили, как неприметно квартировал постоялец, гулянок не устраивал, в весельях не участвовал, а всё читал да писал. «Любила Матрёна Исаича, - говаривала Шура Романова, приёмная дочь Матрёны (в рассказе она Кира). - Бывало, приедет ко мне в Черусти, я её уговариваю подольше погостить. «Нет», говорит. «У меня Исаич - надо ему варить, печку топить». И обратно домой». Привязался к потерянной старухе и квартирант, дорожа её бескорыстием, совестливостью, сердечной простотой, улыбкой, которую тщетно пытался поймать в объектив фотоаппарата. «Так привыкла Матрёна ко мне, а я к ней, и жили мы запросто. Не мешала она моим долгим вечерним занятиям, не досаждала никакими расспросами». В ней начисто отсутствовало бабье любопытство, и квартирант тоже не бередил ей душу, но вышло так, что они открылись друг другу. Узнала она и про тюрьму, и про тяжёлую болезнь постояльца, и про его одиночество. И не было горше потери для него в те времена, чем нелепая смерть Матрёны 21 февраля 1957 года под колесами товарняка на переезде сто восемьдесят четвёртого километра от Москвы по ветке, что идет к Мурому от Казани, ровно через полгода после того дня, когда он поселился в её избе. (Из книги Людмилы Сараскиной «Александр Солженицын»)

№ слайда 24

Описание слайда:

Матренин двор беден, как прежде Знакомство Солженицына с «кондовой», «нутряной» Россией, в которой он так хотел оказаться после экибастузской ссылки, через несколько лет воплотилось в получившем мировую известность рассказе «Матренин двор». В этом году исполнилось 40 лет со времени его создания. Как оказалось, в самом Мезиновском это произведение Солженицына стало букинистической редкостью. Нет этой книги и на самом Матренином дворе, на котором сейчас живет Люба - племянница героини солженицынского рассказа. «Были у меня странички из журнала, как-то попросили соседи, когда стали его в школе проходить, так и не вернули», - сетует Люба, сегодня воспитывающая в «исторических» стенах своего внука на пособие по инвалидности. Матренина изба досталась ей от матери - самой младшей сестры Матрены. Избу в Мезиновский перевезли из соседней деревни Миль-цево (в рассказе Солженицына - Тальново), где у Матрены Захаровой (у Солженицына - Матрены Григорьевой) и квартировал будущий писатель. В деревне Мильцево к визиту сюда Александра Солженицына в 1994 г. спешно возвели похожий, но куда более добротный дом. Вскоре после памятного приезда Солженицына из этого стоящего на отшибе деревни неохраняемого строения Матренины земляки выкорчевали оконные рамы и половые доски. В «новой» мезиновской школе, построенной в 1957 г., сейчас учится 240 учеников. В несохранившемся здании старой, в которой вел уроки Солженицын, обучалось около тысячи. За полвека не только обмелела мильцевская речка и оскудели запасы торфа в окрестных болотах, но и опустели соседние деревни. И при этом не перевелись солженицынские Фаддеи, называющие добро народное «нашим» и считающие, что терять его «постыдно и глупо». Разваливающийся дом Матрены, переставленный на новое место без фундамента, на два венца врос в землю, под худую крышу в дожди подставляют ведра. Как и у Матрены, здесь вовсю промышляют тараканы, но мышей нет: в доме четыре кошки, две свои и две прибившиеся. Бывшая литейщица на местном заводе Люба, как когда-то месяцами выправлявшая пенсию Матрена, ходит по инстанциям, чтобы продлить пособие по инвалидности. «Никто, кроме Солженицына, не помогает, - жалуется она. - Как-то на джипе приехал один, назвался Алексеем, осмотрел дом и денег дал». За домом, как и у Матрены, огород в 15 соток, на котором Люба сажает картошку. Как и прежде, «картошка-мятуха», грибы и капуста - основные продукты для ее жизни. Кроме кошек, у нее на подворье нет даже козы, какая была у Матрены. Так жили и живут многие мезиновские праведники. О пребывании великого писателя в Мезиновском сочиняют книги краеведы, местные поэты слагают стихи, новые пионеры пишут сочинения «О непростой судьбе Александра Солженицына, нобелевского лауреата», как когда-то писали сочинения о брежневской «Целине» и «Малой земле». Подумывают снова возродить музейную избу Матрены на окраине опустевшей деревни Мильцево. А старый Матренин двор живет все той же жизнью, как и полвека назад. Леонид Новиков, Владимирская область (http://12-03.mysob.ru/news/culture/12445.html) 189

№ слайда 25

Описание слайда:

Советуем прочитать Банда Ю. Служба Солженицына // Новое время. - 1995. № 24. Запевалов В. А. Солженицын. К 30-летию выхода в свет повести «Один день Ивана Денисовича» // Русская литература. - 1993. № 2. Литвинова В.И. Жить не во лжи. Методические рекомендации по изучению творчества А.И. Солженицына. - Абакан: издательство ХГУ, 1997. МуринД. Один час, один день, одна жизнь человека в рассказах А.И. Солженицына // Литература в школе. - 1995. № 5. Паламарчук П. Александр Солженицын: Путеводитель. - М., 1991. СараскинаЛ. Александр Солженицын. Серия ЖЗЛ. - М.: Молодая гвардия, 2009. Слово пробивает себе дорогу. Сборник статей и документов об А.И. Солженицыне. 1962-1974. - М.: Русский путь, 1978. ЧалмаевВ. Александр Солженицын: Жизнь и творчество. - М., 1994. Урманов А.В. Творчество Александра Солженицына. - М., 2003. 190

№ слайда 26

Описание слайда:

№ слайда 27

Описание слайда:

О номере 1 – 1963 журнала «Новый мир» 7.1. 1963. Подписан к печати № 1. В номере: А. Солженицын. Два рассказа («Матренин двор» и «Случай на станции Кречетовка»). И. Эренбург. Люди, годы, жизнь. Кн. 5. Стихи Анны Ахматовой, М. Луконина. Статьи И. Забелина («Человек коммунизма, природа и наука»), Т. Бачелис («Режиссер Станиславский»), Ю. Манна («Художественная условность и время»). Рецензии Е. Стариковой, А. Берзер, Б. Зингермана и др. 10.1. 1963 Из дневника цензора B.C. Голованова

№ слайда 28

Описание слайда:

Из дневника цензора B.C. Голованова 8. II. 1963 Думал о том, что за последние полгода-год сформировалось и выявилось особое течение в прозе: A. Яшин, Алексей Некрасов, В. Войнович, Е. Дорош сочинения в чем-то друг другу близкие – и, конечно, Солженицын, стоящий впереди всех, но близкий этому роду литературы. Устав от лжи и приспособлений «вымысла», литература обратилась к правде почти документальной, «очерковой», самой, по видимости, не связанной «условиями», достоверной. Вспоминается, что Толстой говорил о близком конце, гибели романа: стыдно придумывать, что могло случиться с вымышленными героями, а надо рассказывать честно, то, что видел и знаешь. Недурная тема для статьи: «О честной прозе». Солженицын и колесо истории

№ слайда 29

Описание слайда:

№ слайда 30

Описание слайда:

ВОКРУГ РАССКАЗОВ О рассказах «Матренин двор» и «Случай на станции Кречетовка» Константин Лагунов НАШЛИСЬ люди, которые поспешили расставить вехи не вдоль широкой столбовой дороги развития советской литературы, а вдоль извилистой тропинки, ведущей в гиблое болото формализма, субъективизма, худосочного схематизма. Что за вехи расставили они? Это «Люди, годы, жизнь» И.Эренбурга, «По обе стороны океана» В.Некрасова, «Звездный билет» и «Апельсины из Марокко» В.Аксенова, «Матренин двор» и «Случай на станции Кречетовка» А.Солженицына, «Бабий яр» Е.Евтушенко. Что роднит эти произведения, разные по содержанию и форме? Они искажают нашу действительность, нарочито выпячивая ее теневые негативные стороны. Как-то недавно мне довелось беседовать с одним любителем литературы. Защищая «Матренин двор», он воскликнул: «Но ведь это правда. Солженицын написал то, что видел». Не спорю. Больше того, я тоже уверен, что Солженицын видел все это. Но все ли увиденное есть правда? И всякая ли правда является правдой жизни? Из статьи «Вехи в щти >> («Тюменская правда», 17марта 1963 года). 125

№ слайда 31

Описание слайда:

Семен Бабаевский В этой связи уместно сказать, что описывать плохое, темное и грязное значительно легче, чем воспевать хорошее, светлое и чистое. Легче показать опустошенность души, нежели ее величие и красоту. Всегда легче очернять, нежели обелять, легче разрушать, отрицать, нежели строить и утверждать новое. Чего проще взять, скажем, старуху Матрену, как это сделал А.Солженицын в рассказе «Матренин двор», и нарисовать ее жизнь сплошь черными красками, и представить дело так, будто тут всему вина колхозный строй. Не видеть тех удивительных перемен, которые произошли в деревне благодаря колхозному строю, значит быть человеком слепым, значит обижать колхозников и колхозниц, таких, как Надежда Григорьевна Заглада, а их в стране миллионы. Но писателю в данном случае, надо полагать, нет дела до того, кого он радует и кого обижает и оскорбляет. Из статьи «Партия и литература» («Советская Кубань», Краснодар, 19 марта 1963 года). B.Панков Недавно в устном выступлении на собрании критиков один из них, А.Македонов, теряя чувство реальности, провозгласил гениальным писателя, только что опубликовавшего повесть и два рассказа. Из статьи «От первой книги - только вперед!» («Комсомольская правда», 21 марта 1963 года). 126 ВОКРУГ РАССКАЗОВ `Слово пробивает себе дорогу` (Сборник статей и документов об А.И.Солженицыне)

№ слайда 32

№ слайда 33

Описание слайда:

Виктор Полторацкий Автор с глубоким сочувствием изобразил в этом рассказе горькую жизнь и слепую бессмысленную гибель своей квартирохозяйки Матрены Васильевны. Но в рассказе получилось как-то так, что вообще уклад деревенской жизни направлен к тому, чтобы причинять праведнице Матрене страдания и в конце концов привести ее к гибели. И вот, хотел того или не хотел А.Солженицын, но, усугубив страдания своей героини, он создал образ безропотной «Матрены-великомученицы», который вполне естественно вписался бы в бунинскую «Деревню» с ее беспросветностью бессмысленного и скудного бытия. Да и в самой сегодняшней деревне писатель как бы не заметил черт нового времени. Думается мне, что тут дело в позиции автора - куда глядеть и что видеть. И очень жаль, что именно талантливый человек выбрал такую точку зрения, которая ограничила его кругозор старым забором Матрениного двора. Выгляни он за этот забор, и в каких-нибудь двадцати километрах от Тальнова увидел бы колхоз «Большевик» и мог бы показать нам праведников нового века - людей, вдохновенно преображающих землю, утверждающих новые коммунистические отношения в общественной жизни. Конечно, у каждого писателя есть право изображать то, что он хочет; но у него есть также и обязанности перед тем, к кому он обращается, для кого он пишет. Он должен понимать свое время, чувствовать его дух, его устремление и идеалы. Из статьи «Матренин двор и его окрестности» («Известия», 29 марта 1963 года). 127 ВОКРУГ РАССКАЗОВ




Top