Солженицын "матренин двор". А.И






ЕСТЬ ЛИ В РАССКАЗЕ РАЗВЕРНУТЫЙ ПОРТРЕТ ГЕРОИНИ? НА КАКИХ ПОРТРЕТНЫХ ДЕТАЛЯХ СОСРЕДОТОЧЕНО ВНИМАНИЕ ПИСАТЕЛЯ? «Матренин двор» Матрена наделена неброской внешностью. Автору важно изобразить не столько внешнюю красоту простой русской крестьянки, сколько внутренний свет, струящийся из её глаз, и тем яснее подчеркнуть свою мысль: «У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах со своей совестью».


КАКИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ДЕТАЛИ СОЗДАЮТ КАРТИНУ БЫТА МАТРЕНЫ? «Матренин двор» Все её «богатство» – фикусы, колченогая кошка, коза, мыши и тараканы. Весь окружающий мир Матрены в её темноватой избе с большой русской печью – это продолжение её самой, частичка её жизни. Все здесь естественно и органично: любимые фикусы «заполонили одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой».


КАК РАЗВОРАЧИВАЕТСЯ В РАССКАЗЕ ТЕМА ПРОШЛОГО ГЕРОИНИ? «Матренин двор» Нелегок жизненный путь героини. Много горя и несправедливости пришлось ей хлебнуть на своем веку: разбитая любовь, смерть шестерых детей, потеря мужа на войне, адский труд в деревне, тяжелая немочь- болезнь, горькая обида на колхоз, который выжал из неё все силы, а затем списал за ненадобностью. В судьбе одной Матрены сконцентрирована трагедия деревенской русской женщины.


КАКОЙ ПРЕДСТАЕТ МАТРЕНА В СИСТЕМЕ ДРУГИХ ОБРАЗОВ РАССКАЗА, КАКОВО ОТНОШЕНИЕ К НЕЙ ОКРУЖАЮЩИХ? «Матренин двор» Герои рассказа распадаются на две неравные части: Матрена и понимающий и любящий её автор- повествователь и те, кого можно назвать «Нематрена», её родня. Граница между ними обозначается в том, что главное в сознании и поведении каждого из них – интерес к общей жизни, желание участвовать в ней, открытое искреннее отношение к людям или сосредоточенность только на собственных интересах, собственном доме, собственном богатстве.




Основополагающий вопрос Чем и кем «стоит село, город… вся земля наша»? Матрена Васильевна - человек, живущий по заповедям Христа, сумевший сохранить чистоту, святость души в самых драматических обстоятельствах русской истории ХХ века. «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша». «Матренин двор»


Список литературы Солженицын А. «Матренин двор». СПб.: Азбука- классика, Агеносов В. и др. «Русская литература XX века. 11 кл.: Методические рекомендации для учителя. М.: Дрофа, Княжицкий А. Материалы к изучению рассказа А.И.Солженицына «Матренин двор» на уроках литературы. Журнал «Русская словесность», 5, Локтионова Н. «Не стоит село без праведника». Журнал «Литература в школе», 3, 1994.

1 слайд

«Образ русской женщины в рассказе А. И. Солженицына «Матрёнин двор» Истинный человек выказывается едва ли не только в минуты прощания и страдания – он это и есть, его и запомните… В. Распутин Цель урока: осмысление в процессе анализа значимости вечных ценностей русской духовной культуры (праведности, естественности, простоты, человечности, смирения, терпения). Задачи: раскрыть своеобразие писательской манеры, расширить представление о теме праведничества в литературе; развивать умения анализировать и обобщать, активизировать познавательную деятельность учащихся; вызвать эмоциональный отклик при знакомстве с судьбой героини рассказа, вовлечь в размышления о смысле человеческого бытия.

2 слайд

3 слайд

Анна Ахматова о рассказе А. И. Солженицына «Матрёнин двор» «Удивительная вещь… Это пострашнее «Ивана Денисовича»… Там можно все на культ личности спихнуть, а тут… Ведь это у него не Матрёна, а вся русская деревня под паровоз попала и вдребезги…»

4 слайд

Словарик Праведник – человек, ни в чем не погрешающий против правил нравственности; у верующих: человек, не имеющих грехов. Портрет- описание внешности персонажа; одно из средств создания образа. Деталь- средство, помогающее представить картину, предмет, характер в неповторимой индивидуальности. Композиция- построение, расположение и взаимосвязь всех частей, образов, эпизодов, сцен произведения.

5 слайд

Традиции Н. А. Некрасова в рассказе А. И. Солженицына «Матрёнин двор» Молва идет всесветная, Что ты вольготно, счастливо Живешь… скажи по- божески, В чем счастие твое? Можно ли утверждать, что Матрёна Тимофеевна Корчагина счастлива, живет в достатке и уклад ее жизни устоялся?

6 слайд

В. Распутин Матрёна Васильевна «Прощание с Матёрой» А. И. Солженицын старуха Анна «Матрёнин двор» В. Распутин Матрёна Корчагина «Последний срок» Н. А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» старуха Дарья Ответ: в повести В. Распутина «Прощание с Матёрой» героиня Дарья, в повести В. Распутина «Последний срок» героиня Анна, в рассказе А. И. Солженицына «Матрёнин двор» героиня Матрёна, в поэме Н. А. Некрасова героиня Матрёна Корчагина. Совместите имена героинь с произведениями

7 слайд

В. Распутин «Последний срок» Сцена из спектакля. «Страх от сознания, что мать вот- вот умрет, не похож на все прежние страхи, которые выпадают им в жизни, потому что этот страх всего страшнее…»

8 слайд

В. Распутин «Прощание с Матёрой» Проблема человеческой памяти, верности своему роду. Дарья обращается к Богу: «Прости нам, Господи, что слабы мы, непамятливы и разорены душой». МАТЁРА- земля, дом, храм…

9 слайд

«Молодому человеку свойственно прежде физическое, чувственное познание мира, духовное приходит (если приходит) позже, всему, как говорится, свой срок. Дух не обязательно живет в каждом человеке. Бывает и так, что жить ему в человеке негде, место для него не приготовлено, почва не удобрена. Удобрять ее следует с самых младых лет… Бездуховный человек способен и жизнь пройти, нe ведая о своей беде… Бездушный человек, тот и вовсе опасен для окружающих. Мои героини, старуха Анна из «Последнего срока» и старуха Дарья из «Прощания с Матерой» могут показаться … несчастными созданиями, весь век просидевшими на месте рождения в глухом углу и не вкусившими плодов цивилизации… Отсюда … их … рассуждения… о совести, о вере, об ответственности… К чему обращается человек в переломные и критические моменты, к чему он взывает? К ним, к этим понятиям… » . Выразите свое отношение к высказыванию Валентина Распутина. Согласны ли вы с автором?

10 слайд

«Не дело- между бабами счастливую искать»? Семья Дом Работа Отношение к Богу Старуха Дарья Сын Павел, внук. Расставаясь со своей избой, Дарья подметает и прибирает её, белит («ей предстояло готовить избу не к празднику»). «Но теперь в отличие от сенокоса не сходились вместе, не пели песен». «Работа- это то, что остается после тебя». «Прости нам, Господи, что слабы мы, непамятливы и разорены душой». Матре на Тимофеевна О муже: «Уж будто не колачивал? … Раз только». Сына Демушку не уберегли. «Что год, то дети: некогда ни думать, ни печалиться…» В родительском доме: «за батюшкой, за матушкой как у Христа за пазухой». «И добрая работница… я смолоду была». «Работай, как раба». «… дай Бог с работой справиться и лоб перекрестить». Стару ха Анна Пятеро детей: Варвара, Люся, Илья, Михаил, Татьяна. «Я помру… сюда наведывайтесь, здесь весь наш род». «Впервые за много лет собрались в родном доме». «Изба был большая… перегорожена всего на две половины». «И работа дружная…. и ее любили». Верила в Бога: «бог дал, бог и взял». «Господи, прости нам прегрешения наши». «И своя жизнь вдруг показалась ей доброй… удачной». Матре на Васильев на

11 слайд

«Не дело- между бабами счастливую искать»? Семья Дом Работа Отношение к Богу Старуха Дарья Сын Павел, внук. Расставаясь со своей избой, Дарья подметает и прибирает её, белит «ей предстояло готовить избу не к празднику». «Но теперь в отличие от сенокоса не сходились вместе, не пели песен». «Работа- это то, что остается после тебя». «Прости нам, Господи, что слабы мы, непамятливы и разорены душой». Матре на Тимо феев на О муже: «Уж будто не колачивал?… Раз только» Сына Демушку не уберегли. «Что год, то дети: некогда ни думать, ни печалиться,…» Пять сыновей. В родительском доме: «за батюшкой, за матушкой как у Христа за пазухой». «И добрая работница… я смолоду была». «Работай, как раба». «…дай Бог с работой справиться». «…дай Бог с работой справиться и лоб перекрестить». Старуха Анна Пятеро детей: Варвара, Люся, Илья, Михаил, Татьяна. «Я помру…сюда наведывайтесь, здесь весь наш род». «Впервые за много лет собрались в родном доме». «Изба был большая…перегорожена всего на две половины». «И работа дружная…. и ее любили». Верила в бога: «бог дал, бог и взял». «Господи, прости нам прегрешения наши». «И своя жизнь вдруг показалась ей доброй…удачной». Матре на Васи льев на Шестеро детей умерли. Муж не вернулся с войны. Взяла на воспитание дочь Фаддея Киру. «Строено было давно и добротно, на большую семью, а жила теперь одинокая женщина лет шестидесяти». В колхозе работала за палочки трудодней, «…помогала другим людям бесплатно». «Не сказать, однако, чтобы Матрена верила как- то истово». «Не видел, как молилась». Всякое дело начинала с Богом. Грехов было «…меньше, чем у ее колченогой кошки. Та – мышей душила».

12 слайд

«Налево еще ступеньки вели вверх в горницу – отдельный сруб без печи… А направо шла сама изба, с чердаком и подпольем. Строено было давно и добротно, на большую семью…» Символы в рассказе А. И. Солженицына «Матрёнин двор» Горница

13 слайд

Символы в рассказе А. И. Солженицына «Матрёнин двор» «Дом … стоял тут же, неподалеку, с четырьмя оконцами в ряд на холодную некрасную сторону, крытый щепою … и с украшенным под теремок чердачным окошком… Однако изгнивала щепа, посерели от старости бревна сруба и ворота, когда- то могучие…» ДОМ

14 слайд

Фикусы – разновидность вечнозеленых тропических растений семейства тутовых. Декоративное комнатное растение с широкими овальными листьями. «Они заполнили одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой. Они разрослись привольно, забирая небогатый свет северной стороны». Окружение Матрёны

15 слайд

« …жили в избе еще: кошка, мыши и тараканы. Кошка была немолода, а главное- колченога… Хотя она ходила на четырех ногах, но сильно прихрамывала: одну ногу она берегла, больная была нога».

Разделы: Литература

План урока:

1.Оргмомент. Знакомство учащихся с целью урока.

2. Вступительное слово учителя.

3. Презентация учителя “Жизнь и творчество А.И.Солженицына”.

4. Знакомство с историей создания рассказа “Матренин двор”.

5. Работа над заглавием рассказа “Матренин двор”.

6. Аналитическая беседа

7.Заключительное слово учителя.

Цели урока:

  1. познакомить учащихся с жизнью и творчеством А.И. Солженицына;
  2. помочь учащимся задуматься над такими нравственными понятиями как доброта, милосердие, чуткость, человечность, совесть.
  3. познакомить учащихся с историей написания рассказа “Матренин двор”;
  4. подвести учащихся к осмыслению образа Матрены как праведницы земли русской;

Предварительное домашнее задание:

  1. Прочитать рассказ А.И.Солженицына “Матренин двор”.
  2. Индивидуальные задания:
  • подготовить мультимедийную презентацию по теме “История создания рассказа “Матренин двор”
  • подготовить мультимедийную презентацию по теме “Значение слова праведник”
  • выразительное чтение наизусть стихотворения Булата Окуджавы.
  • рассказ о прошлом от лица Матрены

Эпиграф к уроку:

“Все мы жили с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша” А. И. Солженицын.

Оборудование к уроку:

  • экран, мультимедийный проектор;
  • презентация учителя “Жизнь и творчество А.И.Солженицына”
  • презентация учащегося “История создания рассказа “Матренин двор”;
  • презентация учащегося.

Ход урока

1. Оргмомент. Знакомство учащихся с целью урока

2. Вступительное слово учителя

Ребята! Сегодня у нас необычный урок, тема его “Праведница земли русской”, а посвящен наш урок будет А.И. Солженицыну и его произведению “Матренин двор”. На сегодняшнем уроке мы познакомимся с основными этапами жизни и творчества Александра Исаевича, узнаем, какова история создания его рассказа “Матренин двор”, попытаемся осмыслить образ Матрены как праведницы земли русской.

Чтобы настроиться на серьезный лад нашего разговора, я предлагаю вам послушать духовное пение Ф. Шаляпин, именно его слушал А. Солженицын, находясь в доме главной героини рассказа Матрены. (Звучит духовое пение в исполнении Шаляпина)

Сегодня я предлагаю вам, ребята, познакомиться с жизнью и творчеством человека, писателя, политика, автора выдающихся произведений, мы будем говорить об Александре Исаевиче Солженицыне.

3. Презентация учителя “Жизнь и творчество А.И.Солженицына”. (Приложение 1)

Детство и юность будущего писателя. (Приложение 1 , слайд 3)

Со стороны отца Солженицына происходит из старинной крестьянской семьи. Отец Исаакий Семенович получил университетское образование. Семья матери была богатой, дед Солженицына дал своей дочери Таисии Захаровне прекрасное воспитание и образование.

Александр Солженицын родился 11 декабря 1918 года (исполнилось 89лет), а за 6 месяц до рождения сына при странных обстоятельствах на охоте погибает его отец. Поэтому воспитанием Солженицын занимается мать, дедушка и бабушка.

Детство писателя было похоже на детство всех советских детей: учился в обычной школе, был старостой класса, любил футбол, посещал театр. В 1936 году поступил на физико-математический факультет Ростовского университета. На 1 курсе знакомится с Натальей Решетовской, ставшей его женой в 1940году.

На фронтах ВОВ. (Приложение 1 слайд 4)

В 1941 году Солженицын оканчивает университет в Ростове и 18 октября уходит на фронт, сначала простым солдатом, а после окончания офицерской школы становится лейтенантом. С 1941-1945гг. Солженицын командует артиллерийской батареей в одном из сражений, выводит ее из окружения, за что Солженицын был представлен к ордену Красного знамени. Вместо награды Солженицын арестовывают. В 1945году его переписка с другом Николаевым Виткевичем попадает под надзор контрразведки. Они, критикуя политическую обстановку в стране и шифруясь, называют Ленина “Вовкой”, а Сталина - “Паханом”

Арест и лагерь (Приложение 1 слайд 5, 6)

Капитан Солженицын был разжалован. За 3 месяца до победы его арестовывают и 27 июля осуждают на 8 лет исправительных трудовых лагерей. Затем последовала Бутырская тюрьма, кирпичный завод в Ново – Иерусалиме, Мардоинская спецтюрьма, лагерь в Экибастузе. Именно в это время Солженицын узнает, что у него обнаружили раковую опухоль.

После смерти Сталина в 1953 году С. выходит из лагеря на “вечное ссыльнопоселение” в акул Кок Терек Джамбульской области. Эта “вечность” поселения длилась 3 года: в 1956 году Солженицын реабилитирован и работает учителем сельской школы во Владимирской области. Именно с этим периодом жизни связан рассказ Солженицын “Матренин двор”. В 1957 году состоялся переезд в Рязань, где он работает в школе и пишет “В круге первом”.

Именно в этот период снова о себе дает знать грозное заболевание. Солженицын борется с болезнью различными методами и излечивается от него. С этого времени Солженицын становится верующим человеком.

Взаимоотношения с государственной властью. Выдворение из страны. (Приложение 1, слайд 8)

В конце 50 в начале 60-х гг. публикуется несколько рассказов, среди них “Один день”. Вслед за публикацией рассказа Солженицына принимают в союз писателей. С этого момента начинаются творческий подъем писателя.

В 1967 году на открытии съезда союзов писателей Солженицын выступает о вреде цензуры. Многим это не понравилось, именно с тех пор, с мая 1967 года начинается открытая и беспощадная борьба Солженицына и Советской власти. Его исключают из союза писателей. Чтобы не осудили за тунеядство. Ростропович берет Солженицына работать дворником на дачу, а 1970 году советскому дворнику присуждают Нобелевскую премию. В 1973 году в Париже выходит “Архипелаг ГУЛАГ”. Это вызвало бурю возмущений в Советской печати

13февраля 1974 года Солженицына арестовали, лишили советского гражданства и выдворили за пределы Советского союза, в Германию. С этого момента начинается жизнь в изгнании.

Возвращение на родину. (Приложение 1, слайд 9)

Но все это время Солженицын мечтает вернуться на родину. “Я не теряю надежды при жизни вернуться. Но это не будет возможно до напечатания в России моих главных книг. Я не могу вернуться как бы немым”.

Главные книги Солженицына увидели свет, и Солженицын вернулся в Россию. В 1989 году отменили решение об исключении из Союза писателей. В 1994 году Солженицын вернулся на Родину. Солженицын и сейчас живет под Москвой, имеет свою точку зрения на события, происходящие в России, Солженицын не примыкает ни к “левым”, ни к “правым”.

4. Знакомство с историей создания рассказа

О писателе судят по его лучшим произведениям. Среди рассказов Солженицына, вышедших в 60-е годы, на первое место всегда ставят рассказ “Матренин двор”. Его называют “блистательным”, “подлинно гениальным произведением”. “Рассказ правдив”, “рассказ талантлив”, отмечалось в критике. Мы сейчас узнаем, когда и как появился этот рассказ.

Выступление учащегося с презентацией “История создания рассказа “Матренин двор” (Приложение 2 )

5. Работа над заглавием рассказа “Матренин двор”.

Давайте вернемся к первоначальному заголовку рассказа “Не стоит село без праведника”. Мы с вами видим, что А.И. Солженицын обращается к литературной традиции изображения праведника. Сейчас мы услышим, что означает слово “праведник”, как его толкуют авторы различных словарей и что же сопровождает праведника по жизни.

Выступление учащегося с презентацией “Значение слова “праведник” (Приложение 2)

Как же вы понимаете заголовок “Не стоит село без праведника”?

Всеми перечисленными качествами обладает главная героиня рассказа Матрена Васильевна. Постараемся понять образ главной героини и постигнуть ее судьбу через время, в которое ей довелось жить, через образы людей, которые были рядом

6. Аналитическая беседа

Обратимся к началу рассказа. Шел 1956 год. Игнатич возвращался из лагеря, ему “хотелось затесаться и затеряться в самой нутряной России”. Что же Игнатич узнает о героине, Матрене Васильевне Григорьевой, в доме которой он остановился?

Что же заставляло такую добрую, бескорыстную Матрену воровать?

В чем же находила смысл жизни Матрена Васильевна?

В каких эпизодах раскрываются лучшие стороны характера и поведения Матрены и ее постояльца? Что общего у них?

О чем же поведала Матрена своему постояльцу?

Проблемные вопросы.

Каковы причины гибели героини? Кто виноват в смерти Матрены?

Можно ли героиню представить счастливой?

Сейчас, ребята, мы с вами услышим рассказ о жизни Матрены от первого лица. Давайте представим себе, что это сама Матрена говорит о себе.

Рассказ ученицы о жизни Матрены.

Сегодня мы услышали много добрых слов в адрес главной героини рассказа, но если мы обратимся к эпиграфу, то поймем, что лучше всего сказал о своей героине автор: “Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся наша земля”

В статье “Раскаяние и самоограничение” Солженицын обозначит некую меру праведности, непрерывно возрастающую в одних и недоступную другим: “ Есть такие прирожденные ангелы – они как будто невесомы, они скользят как бы поверх этой жизни (насилия, лжи, мифов о счастье и законности), нисколько в ней утопая, даже касаясь ли стопами ее поверхности? Каждый из нас встречал таких, их не десятеро и не сто на Россию, - это – праведники, мы их видели, удивлялись (“чудаки”), пользовались их добром, в хорошие минуты отвечали им тем же, они располагают, – и тут же погружались опять на нашу обреченную глубину”. Солженицын помог нам увидеть в простой русской женщине великую душу, увидеть праведницу.

На жизнь во многом изменилась. Все больше появилось взаимной ненависти, отчуждения, озлобления. Многим может показаться, что в наше неспокойное время встретить подобных людей просто невозможно. Разрешите мне не согласиться. Не соглашусь, прежде всего потому, что убеждена: никакие самые страшные потрясения не могут за столь короткий срок полностью уничтожить духовность народа, изуродовать, извратить – да, но не уничтожить.

Да к тому же если бы это было так, то разве сохранились бы в нашей литературе странные люди, блаженные, праведники, не подмятые, не сломленные ни системой, ни идеологией? Такова главная героиня произведения Матрена Васильевна Захарова.

Вывод учащихся: Жизнь и судьба этой женщины является для нас настоящим уроком жизни - уроком добра, совести и человечности.

7. Заключительное слово учителя.

Послушаем прекрасное стихотворение Булата Окуджавы

Ученица читает стихотворение Булата Окуджавы.

В нашей жизни, прекрасной и странной,
И короткой, как росчерк пера,
Над дымящейся свежею раной
Призадуматься, право, пора.
Призадуматься и присмотреться,
Поразмыслить, покуда живой,
Что там кроется в сумерках сердца,
В самой черной его кладовой.
Пусть твердят, что дела твои плохи,
Но пора научиться, пора
Не вымаливать жалкие крохи
Милосердия, правды, добра.
Но пред ликом суровой эпохи,
Что по – своему тоже права,
Не выжуливать жалкие крохи,
А творить, засучив рукава.

Мне хочется, чтобы в конце урока мы послушали “Реквием” Моцарта, несколько минут помолчали, осмыслили судьбу, только что прошедшую перед нами, и подумали: “Устоит ли земля наша без праведника и чего стоит она без таких прирожденных ангелов?”.

Домашние задание: в жанре эссе ответить на вопрос “Нужны ли сегодня праведники”.

Список литературы:

  1. Кульневич С. В. , Лакоценина Т. П. “Современный урок”. Изд. “Учитель”. 2005 г.
  2. Тарасов А. Б. “Праведники Чехова”. Православный педагогический журнал. 21. 04. 04.
  3. Шорохов. А. “Великорусский Гоголь”.

Cлайд 1

«Образ русской женщины в рассказе А. И. Солженицына «Матрёнин двор» Истинный человек выказывается едва ли не только в минуты прощания и страдания – он это и есть, его и запомните… В. Распутин Цель урока: осмысление в процессе анализа значимости вечных ценностей русской духовной культуры (праведности, естественности, простоты, человечности, смирения, терпения). Задачи: раскрыть своеобразие писательской манеры, расширить представление о теме праведничества в литературе; развивать умения анализировать и обобщать, активизировать познавательную деятельность учащихся; вызвать эмоциональный отклик при знакомстве с судьбой героини рассказа, вовлечь в размышления о смысле человеческого бытия.

Cлайд 2

Cлайд 3

Анна Ахматова о рассказе А. И. Солженицына «Матрёнин двор» «Удивительная вещь… Это пострашнее «Ивана Денисовича»… Там можно все на культ личности спихнуть, а тут… Ведь это у него не Матрёна, а вся русская деревня под паровоз попала и вдребезги…»

Cлайд 4

Словарик Праведник – человек, ни в чем не погрешающий против правил нравственности; у верующих: человек, не имеющих грехов. Портрет- описание внешности персонажа; одно из средств создания образа. Деталь- средство, помогающее представить картину, предмет, характер в неповторимой индивидуальности. Композиция- построение, расположение и взаимосвязь всех частей, образов, эпизодов, сцен произведения.

Cлайд 5

Традиции Н. А. Некрасова в рассказе А. И. Солженицына «Матрёнин двор» Молва идет всесветная, Что ты вольготно, счастливо Живешь… скажи по- божески, В чем счастие твое? Можно ли утверждать, что Матрёна Тимофеевна Корчагина счастлива, живет в достатке и уклад ее жизни устоялся?

Cлайд 6

В. Распутин Матрёна Васильевна «Прощание с Матёрой» А. И. Солженицын старуха Анна «Матрёнин двор» В. Распутин Матрёна Корчагина «Последний срок» Н. А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» старуха Дарья Ответ: в повести В. Распутина «Прощание с Матёрой» героиня Дарья, в повести В. Распутина «Последний срок» героиня Анна, в рассказе А. И. Солженицына «Матрёнин двор» героиня Матрёна, в поэме Н. А. Некрасова героиня Матрёна Корчагина. Совместите имена героинь с произведениями

Cлайд 7

В. Распутин «Последний срок» Сцена из спектакля. «Страх от сознания, что мать вот- вот умрет, не похож на все прежние страхи, которые выпадают им в жизни, потому что этот страх всего страшнее…»

Cлайд 8

В. Распутин «Прощание с Матёрой» Проблема человеческой памяти, верности своему роду. Дарья обращается к Богу: «Прости нам, Господи, что слабы мы, непамятливы и разорены душой». МАТЁРА- земля, дом, храм…

Cлайд 9

«Молодому человеку свойственно прежде физическое, чувственное познание мира, духовное приходит (если приходит) позже, всему, как говорится, свой срок. Дух не обязательно живет в каждом человеке. Бывает и так, что жить ему в человеке негде, место для него не приготовлено, почва не удобрена. Удобрять ее следует с самых младых лет… Бездуховный человек способен и жизнь пройти, нe ведая о своей беде… Бездушный человек, тот и вовсе опасен для окружающих. Мои героини, старуха Анна из «Последнего срока» и старуха Дарья из «Прощания с Матерой» могут показаться … несчастными созданиями, весь век просидевшими на месте рождения в глухом углу и не вкусившими плодов цивилизации… Отсюда … их … рассуждения… о совести, о вере, об ответственности… К чему обращается человек в переломные и критические моменты, к чему он взывает? К ним, к этим понятиям… » . Выразите свое отношение к высказыванию Валентина Распутина. Согласны ли вы с автором?

Cлайд 10

«Не дело- между бабами счастливую искать»? Семья Дом Работа Отношение к Богу Старуха Дарья Сын Павел, внук. Расставаясь со своей избой, Дарья подметает и прибирает её, белит («ей предстояло готовить избу не к празднику»). «Но теперь в отличие от сенокоса не сходились вместе, не пели песен». «Работа- это то, что остается после тебя». «Прости нам, Господи, что слабы мы, непамятливы и разорены душой». Матре на Тимофеевна О муже: «Уж будто не колачивал? … Раз только». Сына Демушку не уберегли. «Что год, то дети: некогда ни думать, ни печалиться…» В родительском доме: «за батюшкой, за матушкой как у Христа за пазухой». «И добрая работница… я смолоду была». «Работай, как раба». «… дай Бог с работой справиться и лоб перекрестить». Стару ха Анна Пятеро детей: Варвара, Люся, Илья, Михаил, Татьяна. «Я помру… сюда наведывайтесь, здесь весь наш род». «Впервые за много лет собрались в родном доме». «Изба был большая… перегорожена всего на две половины». «И работа дружная…. и ее любили». Верила в Бога: «бог дал, бог и взял». «Господи, прости нам прегрешения наши». «И своя жизнь вдруг показалась ей доброй… удачной». Матре на Васильев на

Cлайд 11

«Не дело- между бабами счастливую искать»? Семья Дом Работа Отношение к Богу Старуха Дарья Сын Павел, внук. Расставаясь со своей избой, Дарья подметает и прибирает её, белит «ей предстояло готовить избу не к празднику». «Но теперь в отличие от сенокоса не сходились вместе, не пели песен». «Работа- это то, что остается после тебя». «Прости нам, Господи, что слабы мы, непамятливы и разорены душой». Матре на Тимо феев на О муже: «Уж будто не колачивал?… Раз только» Сына Демушку не уберегли. «Что год, то дети: некогда ни думать, ни печалиться,…» Пять сыновей. В родительском доме: «за батюшкой, за матушкой как у Христа за пазухой». «И добрая работница… я смолоду была». «Работай, как раба». «…дай Бог с работой справиться». «…дай Бог с работой справиться и лоб перекрестить». Старуха Анна Пятеро детей: Варвара, Люся, Илья, Михаил, Татьяна. «Я помру…сюда наведывайтесь, здесь весь наш род». «Впервые за много лет собрались в родном доме». «Изба был большая…перегорожена всего на две половины». «И работа дружная…. и ее любили». Верила в бога: «бог дал, бог и взял». «Господи, прости нам прегрешения наши». «И своя жизнь вдруг показалась ей доброй…удачной». Матре на Васи льев на Шестеро детей умерли. Муж не вернулся с войны. Взяла на воспитание дочь Фаддея Киру. «Строено было давно и добротно, на большую семью, а жила теперь одинокая женщина лет шестидесяти». В колхозе работала за палочки трудодней, «…помогала другим людям бесплатно». «Не сказать, однако, чтобы Матрена верила как- то истово». «Не видел, как молилась». Всякое дело начинала с Богом. Грехов было «…меньше, чем у ее колченогой кошки. Та – мышей душила».

Cлайд 12

«Налево еще ступеньки вели вверх в горницу – отдельный сруб без печи… А направо шла сама изба, с чердаком и подпольем. Строено было давно и добротно, на большую семью…» Символы в рассказе А. И. Солженицына «Матрёнин двор» Горница

Cлайд 13

Символы в рассказе А. И. Солженицына «Матрёнин двор» «Дом … стоял тут же, неподалеку, с четырьмя оконцами в ряд на холодную некрасную сторону, крытый щепою … и с украшенным под теремок чердачным окошком… Однако изгнивала щепа, посерели от старости бревна сруба и ворота, когда- то могучие…» ДОМ

Cлайд 14

Фикусы – разновидность вечнозеленых тропических растений семейства тутовых. Декоративное комнатное растение с широкими овальными листьями. «Они заполнили одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой. Они разрослись привольно, забирая небогатый свет северной стороны». Окружение Матрёны

Cлайд 15

« …жили в избе еще: кошка, мыши и тараканы. Кошка была немолода, а главное- колченога… Хотя она ходила на четырех ногах, но сильно прихрамывала: одну ногу она берегла, больная была нога».

Cлайд 16

«Мне почти не слышались её утренние хлопоты». А. И. Солженицын «… на каждый день у неё приходилось и какое-нибудь другое немалое дело… Мне молока и от козы хватает. А корову заведи, так она меня самою с ногами съест».

Слайд 1

АЛЕКСАНДР ИСАЕВИЧ СОЛЖЕНИЦЫН (1918-2008)
«Матренин двор» 1956 год

Слайд 2

В 1962 г. в журнале «Новый мир» был опубликован рассказ «Один день Ивана Денисовича», сделавший имя Солженицына известным всей стране и далеко за ее пределами. Через год в том же журнале Солженицын опубликовал несколько рассказов, в том числе - «Матренин двор». На этом публикации прекратились. Больше ни одно из произведений писателя не было допущено к изданию в СССР. А в 1970 г. Солженицын был удостоен Нобелевской премии. Первоначально рассказ «Матренин двор» назывался «Не стоит село без праведников». Но, по совету А. Твардовского, во избежание цензурных препятствий название было изменено. По этим же причинам год действия в рассказе с 1956-го был заменен автором на 1953-й. «Матренин двор», как замечал сам автор, «полностью автобиографичен и достоверен». Во всех примечаниях к рассказу сообщается о прототипе героини - Матрёне Васильевне Захаровой из деревни Мильцево Курловского района Владимирской области. Рассказчик, как и сам автор, учительствует в рязанской деревне, живя у героини рассказа, да и само отчество рассказчика - Игнатич - созвучно с отчеством А. Солженицына - Исаевич. Рассказ, написанный в 1956 г., повествует о жизни русской деревни в пятидесятые годы. Критика высоко оценила рассказ. Суть произведения Солженицына отметил А. Твардовский: «Почему судьба старой крестьянки, рассказанная на немногих страницах, представляет для нас такой большой интерес? Эта женщина неначитанная, малограмотная, простая труженица. И однако ее душевный мир наделен такими качествами, что мы с ней беседуем, как с Анной Карениной».
История создания и публикации рассказа

Слайд 3

Прочтя эти слова в «Литературной газете», Солженицын сразу же написал Твардовскому: «Нечего и говорить, что абзац Вашей речи, относящийся к Матрене, много для меня значит. Вы указали на самую суть - на женщину любящую и страдающую, тогда как вся критика рыскала все время поверху, сравнивая тальновский колхоз и соседние». Первое название рассказа «Не стоит село без праведников» заключало в себе глубокий смысл: российское село держится на людях, чей образ жизни основан на общечеловеческих ценностях добра, труда, сочувствия, помощи. Так как праведником называют, во-первых, человека, живущего в соответствии с религиозными правилами; во-вторых, человека, ни в чем не погрешающего против правил нравственности (правила, определяющие нравы, поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе). Второе название - «Матренин двор» - несколько изменило угол зрения: нравственные начала стали иметь четкие границы только в пределах Матрениного двора. В более широком масштабе села они размыты, окружающие героиню люди отличаются от нее. Озаглавив рассказ «Матренин двор», Солженицын сосредоточил внимание читателей на удивительном мире русской женщины.
Смысл названия

Слайд 4

Род, жанр, творческий метод
Солженицын однажды заметил, что к жанру рассказа он обращался нечасто, для «художественного удовольствия»: «В малой форме можно очень много поместить, и это для художника большое наслаждение - работать над малой формой. Потому что в малой форме можно оттачивать грани с большим наслаждением для себя». В рассказе «Матренин двор» все грани отточены с блеском, и встреча с рассказом становится, в свою очередь, большим наслаждением для читателя. В основе рассказа обычно - случай, раскрывающий характер главного героя. По поводу рассказа «Матренин двор» в литературоведении имели место две точки зрения. Одна из них представляла рассказ Солженицына как явление «деревенской прозы». В. Астафьев, назвав «Матренин двор» «вершиной русской новеллистики», высказал мнение, что наша «деревенская проза» вышла из этого рассказа. Несколько позже эта мысль получила развитие и в литературной критике.

Слайд 5

Вместе с тем рассказ «Матренин двор» связывали со сформировавшимся во второй половине 1950-х годов оригинальным жанром «монументального рассказа». Примером этого жанра может служить рассказ М. Шолохова «Судьба человека». В 1960-е годы жанровые черты «монументального рассказа» узнаются в «Матренином дворе» А. Солженицына», «Матери человеческой» В. Закруткина, «При свете дня» Э. Казакевича. Главным отличием этого жанра является изображение простого человека, который является хранителем общечеловеческих ценностей. Причем изображение простого человека дается в возвышенных тонах, а сам рассказ ориентирован на высокий жанр. Так, в рассказе «Судьба человека» просматриваются черты эпоса. А в «Матренином дворе» уклон сделан на жития святых. Перед нами житие Матрены Васильевны Григорьевой, праведницы и великомученицы эпохи «сплошной коллективизации» и трагического эксперимента над целой страной. Матрена рисовалась автором как святая («Только грехов у нее было меньше, чем у её колченогой кошки (та давила мышей)»).
Жанр

Слайд 6

Тематика
Темой рассказа является описание жизни патриархального российского села, где отражается, как процветающий эгоизм и хищность обезображивают Россию и «рушат связи и смысл». Писатель поднимает в небольшом рассказе серьезные проблемы русской деревни начала 50-х гг. (ее жизнь, обычаи и нравы, взаимоотношение власти и человека-труженика). Автор неоднократно подчеркивает, что государству нужны только рабочие руки, а не сам человек: «Была она одинока кругом, а с тех пор, как стала болеть - из колхоза ее отпустили». Человек, по мнению автора, должен заниматься своим делом. Вот и Матрена смысл жизни находит в работе, ее сердит недобросовестное отношение других к делу.

Слайд 7

Идея
Поднятые проблемы в рассказе подчинены одной цели: раскрыть красоту христианско-православного мировоззрения героини. На примере судьбы деревенской женщины показать, что жизненные потери и страдание только ярче проявляют меру человеческого в каждом. Но гибнет Матрена - и рушится этот мир: растаскивают по бревнышку ее дом, с жадностью делят ее скромные пожитки. И некому защитить Матренин двор, никто даже не задумывается, что с уходом Матрены уходит из жизни что-то очень ценное и важное, не поддающееся дележу и примитивной житейской оценке. «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни города. Ни вся земля наша». Последние фразы расширяют границы Матрениного двора (как личного мира героини) до масштабов человечества.

Слайд 8

Матрена
Главная героиня рассказа - Матрена Васильевна Григорьева. Это одинокая обездоленная крестьянка с щедрой и бескорыстной душой. Она потеряла на войне мужа, похоронила шестерых своих и вырастила племянницу Киру. Героиня перенесла много тягот в жизни, но не утратила способности сопереживать другим в радости и в горе. Она бескорыстна: помогая соседям копать картошку, искренне радуется чужому доброму урожаю, хотя у самой на песчаном неудобренном огороде его никогда не бывает. Все богатство Матрены - грязно-белая коза, хроменькая кошка да фикусы в кадках.

Слайд 9

Матрена - средоточие лучших черт национального характера: она стеснительна, понимает «образованность» рассказчика, уважает его за это. Автор ценит в Матрене ее деликатность, отсутствие досаждающего любопытства к жизни другого человека, трудолюбие. Четверть века проработала она в колхозе, но потому что не на заводе, не полагается ей пенсии за себя, а добиваться можно только за мужа, то есть по потере кормильца (муж не вернулся с войны). Жить приходится чрезвычайно трудно. Она добывает траву для козы, торф для тепла, собирает старые, вывороченные трактором пеньки, собирает в лесу бруснику, сажает картошку.

Слайд 10

Образ Матрены и отдельные детали в рассказе носят символический характер. Матрена у Солженицына - воплощение идеала русской женщины. Как отмечается в критической литературе, облик героини подобен иконе, а жизнь - житию святых. Ее дом как бы символизирует ковчег библейского Ноя, в котором он спасается от всемирного потопа. Гибель Матрены символизирует жестокость и бессмысленность мира, в котором она жила. Героиня живет по законам христианства, хотя ее поступки не всегда понятны окружающим. Поэтому и отношение к ней разное. Матрену окружают сестры, золовка, приемная дочь Кира, единственная в деревне подруга, Фаддей. Однако никто не оценил ее по достоинству. Жила она бедно, убого, одиноко - «потерянная старуха», измотанная трудом и болезнью. Родные почти не появлялись в ее доме, все хором осуждали Матрену, что смешная она и глупая, на других бесплатно работает всю жизнь. Нещадно пользовались все Матрениной добротой и простодушием - и дружно судили ее за это. Среди окружавших ее людей с большой симпатией относится к своей героине автор, любит ее и сын Фаддея, и ее воспитанница Кира. Образ Матрены противопоставлен в рассказе образу жестокого и алчного Фаддея, который стремится заполучить дом Матрены еще при ее жизни. Двор Матрены - один из ключевых образов рассказа. Описание двора, дома подробное, с массой деталей, лишено ярких красою Матрена живет «в запущи». Автору важно подчеркнуть неразрывность дома и человека: разрушат дом - погибнет и его хозяйка. Эта слитность заявлена уже в самом названии рассказа. Изба для Матрены наполнена особым духом и светом, жизнь женщины связана с «жизнью» дома. Поэтому она долго не соглашалась ломать избу.
182

Слайд 11

Сюжет и композиция
Рассказ состоит их трех частей. В первой части речь идет о том, как судьба забросила героя-рассказчика на станцию со странным для русских мест названием - Торфопродукт. Бывший заключенный, а ныне школьный учитель, жаждущий обрести покой в каком-нибудь глухом и тихом уголке России, находит приют и тепло в доме пожилой и познавшей жизнь Матрены. «Может, кому из деревни, кто побогаче, изба Матрены и не казалась доброжилой, нам же с ней в ту осень и зиму вполне была хороша: от дождей она еще не протекала и ветрами студеными выдувало из нее печное грево не сразу, лишь под утро, особенно тогда, когда дул ветер с прохудившейся стороны. Кроме Матрены и меня, жили в избе еще - кошка, мыши и тараканы». Они сразу находят общий язык. Рядом с Матреной герой успокаивается душой.

Слайд 12

Во второй части рассказа Матрена вспоминает о своей молодости, о страшном испытании, выпавшем на ее долю. Ее жених Фаддей пропал без вести на Первой мировой войне. К ней посватался младший брат пропавшего мужа, Ефим, оставшийся после смерти матери один с младшими детьми на руках. Пожалела Матрена Ефима, вышла замуж за нелюбимого. А здесь после трех лет отсутствия неожиданно вернулся и сам Фаддей, которого Матрена продолжала любить. Тяжелая жизнь не ожесточила сердце Матрены. В заботах о хлебе насущном прошла она свой путь до конца. И даже смерть настигла женщину в трудовых заботах. Матрена погибает, помогая Фаддею с сыновьями перетаскивать через железную дорогу на санях часть собственной избы, завещанной Кире. Фаддей не пожелал дожидаться смерти Матрены и решил забрать наследство для молодых при ее жизни. Тем самым он невольно спровоцировал ее гибель. В третьей части дается описание похорон и поминок. Они показали истинное отношение к Матрене близких ей людей. Когда родственники хоронят Матрену, они плачут скорее по обязанности, чем от души, и думают только об окончательном разделе Матрениного имущества. А Фаддей даже не приходит на поминки.
Сюжет и композиция

Слайд 13

Художественные особенности
Художественный мир в рассказе выстраивается линейно - в соответствии с историей жизни героини. В первой части произведения все повествование о Матрене дается через восприятие автора, человека, много претерпевшего на своем веку, мечтавшего «затесаться и затеряться в самой нутряной России». Рассказчик оценивает ее жизнь

Слайд 14

со стороны, сравнивает с окружением, становится авторитетным свидетелем праведности. Во второй части героиня рассказывает о себе сама. Сочетание страниц лирического и эпического, сцепление эпизодов по принципу эмоционального контраста позволяет автору менять ритмику повествования, его тональность. Таким путем идет автор к воссозданию многослойной картины жизни. Уже первые страницы рассказа служат убедительным примером. Его открывает зачин, рассказывающий о трагедии на железнодорожном разъезде. Подробности этой трагедии мы узнаем в конце рассказа. Солженицын в своем произведении не дает подробного, конкретного описания героини. Лишь одна портретная деталь постоянно подчеркивается автором - «лучезарная», «добрая», «извиняющаяся» улыбка Матрены. Тем не менее к концу рассказа читатель представляет облик героини. Уже в самой тональности фразы, подборе «красок» чувствуется авторское отношение к Матрене: «От красного морозного солнца чуть розовым залилось замороженное окошко сеней, теперь укороченных, - и грел этот отсвет лицо Матрены». И далее - уже прямая авторская характеристика: «У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей». Даже после страшной гибели героини ее «лицо осталось целехонькое, спокойное, больше живое, чем мертвое».

Слайд 15

Матрена
В Матрене воплощен народный характер, который в первую очередь проявляется в ее речи. Выразительность, яркую индивидуальность придает ее языку обилие просторечной, диалектной лексики (приспею, кужоткому, летостъ, молонья). Глубоко народна и манера ее речи, то, как она выговаривает свои слова: «Они начинались каким-то низким теплым мурчанием, как у бабушек в сказках». «Матрёнин двор» минимально включает пейзаж, больше внимания он уделяет интерьеру, который появляется не сам по себе, а в оживленном сплетении с «жителями» и со звуками - от шорохов мышей и тараканов до состояния фикусов и колченогой кошки.

Слайд 16

Образ рассказчика
Каждая деталь здесь характеризует не только крестьянский быт, Матрёнин двор, но и рассказчика. Голос рассказчика открывает в нем психолога, моралиста, даже поэта - в том, как наблюдает он за Матрёной, её соседями и родственниками, как оценивает их и её.

Слайд 17

Поэтическое чувство проявляется в эмоциях автора: «Только грехов у неё было меньше, чем у кошки...»; «Зато и вознаградила меня Матрёна...». Особенно очевиден лирический пафос в самом финале рассказа, где даже синтаксический строй меняется, включая абзацы, переводя речь в белый стих: «Все мы жили рядам с ней /и не поняли, / что есть она тот самый праведник, / без которого, по пословице, / не стоит село. /Ни город. /Ни вся земля наша». Писатель искал новое слово. Примером тому могут служить его убедительные статьи о языке в «Литературной газете», фантастическая приверженность Далю (исследователи отмечают, что примерно 40% лексики в рассказе Солженицын заимствовал из словаря Даля), изобретательность в лексике. В рассказе «Матренин двор» Солженицын пришел к языку проповеди.

Слайд 18

Значение произведения
«Есть такие прирожденные ангелы, - писал в статье «Раскаяние и самоограничение» Солженицын, как бы характеризуя и Матрену, - они как будто невесомы, они скользят как бы поверх этой жижи, нисколько в ней не утопая, даже касаясь ли стопами ее поверхности? Каждый из нас встречал таких, их не десятеро и не сто на Россию, это - праведники, мы их видели, удивлялись («чудаки»), пользовались их добром, в хорошие минуты отвечали им тем же, они располагают, - и тут же погружались опять на нашу обреченную глубину». В чем суть праведности Матрены? В жизни не по лжи, скажем мы теперь словами самого писателя, произнесенными значительно позже. Создавая этот характер, Солженицын ставит его в самые обыденные обстоятельства сельской колхозной жизни 50-х гг. Праведность Матрены состоит в ее способности сохранить свое человеческое и в столь недоступных для этого условиях. Как писал Н.С. Лесков, праведность - это способность жить, «не солгав, не слукавив, не осудив ближнего и не осудив пристрастного врага». Рассказ называли «блистательным», «подлинно гениальным произведением». В отзывах о нем отмечалось, что он и среди рассказов Солженицына выделяется строгой художественностью, цельностью поэтического воплощения, выдержанностью художественного вкуса.

Слайд 19

Значение произведения
Рассказ А.И. Солженицына «Матренин двор» - на все времена. Особенно он актуален сегодня, когда вопросы нравственных ценностей и жизненных приоритетов остро стоят в современном российском обществе.

Слайд 20

Точка зрения Анна Ахматова Когда вышла его большая вещь («Один день Ивана Денисовича»), я сказала: это должны прочесть все 200 миллионов. А когда я читала «Матренин двор», я плакала, а я редко плачу. В. Сурганов В конце концов ведь не столько облик солженицынской Матрены вызывает у нас внутренний отпор, сколько откровенное авторское любование нищенским бескорыстием и не менее откровенное стремление вознести и противопоставить его хищности собственника, гнездящейся в окружающих ее, близких ей людях. (Из книги «Слово пробивает себе дорогу». Сборник статей и документов об А.И. Солженицыне. 1962-1974. - М.: Русский путь, 1978.)

Слайд 21

Это интересно
20 августа 1956 г. Солженицын выехал к месту работы. Таких названий, как «Торфопродукт», во Владимирской области было немало. Торфопродукт (здешняя молодёжь называла его «Тыр-пыр») - был железнодорожной станцией в 180 километрах и четырёх часах езды от Москвы по Казанской дороге. Школа находилась в ближнем посёлке Мезиновском, а жить Солженицыну довелось в двух километрах от школы - в мещерской деревне Мильцево. Пройдёт всего три года, и Солженицын напишет рассказ, который обессмертит эти места: станцию с топорным названием, посёлок с крохотным базарцем, дом квартирной хозяйки Матрёны Васильевны Захаровой и саму Матрёну, праведницу и страдалицу. Фотография же уголка избы, где поставит постоялец раскладушку и, оттеснив хозяйские фикусы, устроит стол с лампой, обойдёт весь мир.

Слайд 22

Педагогический коллектив Мезиновки насчитывал в тот год около полусотни членов и заметно влиял на жизнь посёлка. Здесь было четыре школы: начальная, семилетняя, средняя и вечерняя для рабочей молодёжи. Солженицын получил направление в среднюю школу - она находилась в старом одноэтажном здании. Учебный год начинался августовской учительской конференцией, так что, прибыв в Торфопродукт, учитель математики и электротехники 8-10 классов успел съездить в Курловское районо на традиционное совещание. «Исаич», как его окрестили коллеги, мог бы при желании сослаться на тяжёлую болезнь, но нет, он ни с кем о ней не заговаривал. Только видели, как он ищет в лесу берёзовый гриб-чагу и какие-то травы, а на вопросы коротко отвечает: «Лечебные напитки делаю». Его считали стеснительным: всё-таки пострадал человек... Но дело было совсем не в этом: «Я приехал со своей целью, со своим прошлым. Что они могли знать, что я мог им рассказать? Я сидел у Матрёны и каждую свободную минуту писал роман. Чего ради я буду болтать про себя? У меня такой манеры не было. Я был конспиратор до конца». Потом все привыкнут, что этот худой, бледный, высокий мужчина в костюме и галстуке, носивший, как и все учителя, шляпу, пальто или плащ, держит дистанцию и ни с кем не сближается. Промолчит, когда через полгода придёт документ о реабилитации - просто школьный завуч Б.С. Процеров получит уведомление из поселкового совета и пошлёт учителя за справкой. Никаких разговоров, когда начнёт приезжать жена. «Какое кому дело? Живу у Матрёны и живу». Многих настораживало (не шпион ли?), что он повсюду ходит с фотоаппаратом «Зоркий» и снимает совсем не то, что обычно снимают любители: вместо родных и знакомых - дома, фермы-развалюхи, скучные пейзажи. Придя в школу в начале учебного года, он предложил собственную методику - дав всем классам контрольную, по результатам разделил учеников на сильных и посредственных, а далее работал индивидуально.

Слайд 23

На уроках каждый получал отдельное задание, так что списывать не было ни возможности, ни желания. Ценились не только решение задачи, но и способ решения. Максимально была сокращена вводная часть урока: учитель жалел время на «пустяки». Точно знал, кого и когда нужно вызвать к доске, кого спрашивать чаще, кому доверить самостоятельную работу. Учитель никогда не садился за учительский стол. В класс не входил, а врывался. Он всех зажигал своей энергией, умел построить урок так, что скучать или дремать было некогда. Он уважал своих учеников. Никогда не кричал, даже голоса не повышал. И только вне класса Солженицын был молчалив и замкнут. Уходил после уроков домой, съедал приготовленный Матрёной «картонный» суп и садился работать. Соседки долго помнили, как неприметно квартировал постоялец, гулянок не устраивал, в весельях не участвовал, а всё читал да писал. «Любила Матрёна Исаича, - говаривала Шура Романова, приёмная дочь Матрёны (в рассказе она Кира). - Бывало, приедет ко мне в Черусти, я её уговариваю подольше погостить. «Нет», говорит. «У меня Исаич - надо ему варить, печку топить». И обратно домой». Привязался к потерянной старухе и квартирант, дорожа её бескорыстием, совестливостью, сердечной простотой, улыбкой, которую тщетно пытался поймать в объектив фотоаппарата. «Так привыкла Матрёна ко мне, а я к ней, и жили мы запросто. Не мешала она моим долгим вечерним занятиям, не досаждала никакими расспросами». В ней начисто отсутствовало бабье любопытство, и квартирант тоже не бередил ей душу, но вышло так, что они открылись друг другу. Узнала она и про тюрьму, и про тяжёлую болезнь постояльца, и про его одиночество. И не было горше потери для него в те времена, чем нелепая смерть Матрёны 21 февраля 1957 года под колесами товарняка на переезде сто восемьдесят четвёртого километра от Москвы по ветке, что идет к Мурому от Казани, ровно через полгода после того дня, когда он поселился в её избе. (Из книги Людмилы Сараскиной «Александр Солженицын»)

Слайд 24

Матренин двор беден, как прежде Знакомство Солженицына с «кондовой», «нутряной» Россией, в которой он так хотел оказаться после экибастузской ссылки, через несколько лет воплотилось в получившем мировую известность рассказе «Матренин двор». В этом году исполнилось 40 лет со времени его создания. Как оказалось, в самом Мезиновском это произведение Солженицына стало букинистической редкостью. Нет этой книги и на самом Матренином дворе, на котором сейчас живет Люба - племянница героини солженицынского рассказа. «Были у меня странички из журнала, как-то попросили соседи, когда стали его в школе проходить, так и не вернули», - сетует Люба, сегодня воспитывающая в «исторических» стенах своего внука на пособие по инвалидности. Матренина изба досталась ей от матери - самой младшей сестры Матрены. Избу в Мезиновский перевезли из соседней деревни Миль-цево (в рассказе Солженицына - Тальново), где у Матрены Захаровой (у Солженицына - Матрены Григорьевой) и квартировал будущий писатель. В деревне Мильцево к визиту сюда Александра Солженицына в 1994 г. спешно возвели похожий, но куда более добротный дом. Вскоре после памятного приезда Солженицына из этого стоящего на отшибе деревни неохраняемого строения Матренины земляки выкорчевали оконные рамы и половые доски. В «новой» мезиновской школе, построенной в 1957 г., сейчас учится 240 учеников. В несохранившемся здании старой, в которой вел уроки Солженицын, обучалось около тысячи. За полвека не только обмелела мильцевская речка и оскудели запасы торфа в окрестных болотах, но и опустели соседние деревни. И при этом не перевелись солженицынские Фаддеи, называющие добро народное «нашим» и считающие, что терять его «постыдно и глупо». Разваливающийся дом Матрены, переставленный на новое место без фундамента, на два венца врос в землю, под худую крышу в дожди подставляют ведра. Как и у Матрены, здесь вовсю промышляют тараканы, но мышей нет: в доме четыре кошки, две свои и две прибившиеся. Бывшая литейщица на местном заводе Люба, как когда-то месяцами выправлявшая пенсию Матрена, ходит по инстанциям, чтобы продлить пособие по инвалидности. «Никто, кроме Солженицына, не помогает, - жалуется она. - Как-то на джипе приехал один, назвался Алексеем, осмотрел дом и денег дал». За домом, как и у Матрены, огород в 15 соток, на котором Люба сажает картошку. Как и прежде, «картошка-мятуха», грибы и капуста - основные продукты для ее жизни. Кроме кошек, у нее на подворье нет даже козы, какая была у Матрены. Так жили и живут многие мезиновские праведники. О пребывании великого писателя в Мезиновском сочиняют книги краеведы, местные поэты слагают стихи, новые пионеры пишут сочинения «О непростой судьбе Александра Солженицына, нобелевского лауреата», как когда-то писали сочинения о брежневской «Целине» и «Малой земле». Подумывают снова возродить музейную избу Матрены на окраине опустевшей деревни Мильцево. А старый Матренин двор живет все той же жизнью, как и полвека назад. Леонид Новиков, Владимирская область (http://12-03.mysob.ru/news/culture/12445.html)
189

Слайд 25

Советуем прочитать Банда Ю. Служба Солженицына // Новое время. - 1995. № 24. Запевалов В. А. Солженицын. К 30-летию выхода в свет повести «Один день Ивана Денисовича» // Русская литература. - 1993. № 2. Литвинова В.И. Жить не во лжи. Методические рекомендации по изучению творчества А.И. Солженицына. - Абакан: издательство ХГУ, 1997. МуринД. Один час, один день, одна жизнь человека в рассказах А.И. Солженицына // Литература в школе. - 1995. № 5. Паламарчук П. Александр Солженицын: Путеводитель. - М., 1991. СараскинаЛ. Александр Солженицын. Серия ЖЗЛ. - М.: Молодая гвардия, 2009. Слово пробивает себе дорогу. Сборник статей и документов об А.И. Солженицыне. 1962-1974. - М.: Русский путь, 1978. ЧалмаевВ. Александр Солженицын: Жизнь и творчество. - М., 1994. Урманов А.В. Творчество Александра Солженицына. - М., 2003.
190

Слайд 26

Пособие
Ж.Н. Критарова Анализ произведений русской литературы К учебникам В. Я. Коровиной и др. «Литература. 8 класс. В двух частях», Т.Ф. Кудрюмовой и др. «Литература. 8 класс. В двух частях», А. Г. Кутузова и др. «Литература. 8 класс. В двух частях»

Слайд 27

О номере 1 – 1963 журнала «Новый мир»
7.1. 1963. Подписан к печати № 1. В номере: А. Солженицын. Два рассказа («Матренин двор» и «Случай на станции Кречетовка»). И. Эренбург. Люди, годы, жизнь. Кн. 5. Стихи Анны Ахматовой, М. Луконина. Статьи И. Забелина («Человек коммунизма, природа и наука»), Т. Бачелис («Режиссер Станиславский»), Ю. Манна («Художественная условность и время»). Рецензии Е. Стариковой, А. Берзер, Б. Зингермана и др. 10.1. 1963

Слайд 28

Из дневника цензора B.C. Голованова
8. II. 1963 Думал о том, что за последние полгода-год сформировалось и выявилось особое течение в прозе: A. Яшин, Алексей Некрасов, В. Войнович, Е. Дорош сочинения в чем-то друг другу близкие – и, конечно, Солженицын, стоящий впереди всех, но близкий этому роду литературы. Устав от лжи и приспособлений «вымысла», литература обратилась к правде почти документальной, «очерковой», самой, по видимости, не связанной «условиями», достоверной. Вспоминается, что Толстой говорил о близком конце, гибели романа: стыдно придумывать, что могло случиться с вымышленными героями, а надо рассказывать честно, то, что видел и знаешь. Недурная тема для статьи: «О честной прозе».

Слайд 29

Фрагменты отзывов и рецензий о рассказе

Слайд 30

ВОКРУГ РАССКАЗОВ
О рассказах «Матренин двор» и «Случай на станции Кречетовка» Константин Лагунов НАШЛИСЬ люди, которые поспешили расставить вехи не вдоль широкой столбовой дороги развития советской литературы, а вдоль извилистой тропинки, ведущей в гиблое болото формализма, субъективизма, худосочного схематизма. Что за вехи расставили они? Это «Люди, годы, жизнь» И.Эренбурга, «По обе стороны океана» В.Некрасова, «Звездный билет» и «Апельсины из Марокко» В.Аксенова, «Матренин двор» и «Случай на станции Кречетовка» А.Солженицына, «Бабий яр» Е.Евтушенко. Что роднит эти произведения, разные по содержанию и форме? Они искажают нашу действительность, нарочито выпячивая ее теневые негативные стороны. <...> Как-то недавно мне довелось беседовать с одним любителем литературы. Защищая «Матренин двор», он воскликнул: «Но ведь это правда. Солженицын написал то, что видел». Не спорю. Больше того, я тоже уверен, что Солженицын видел все это. Но все ли увиденное есть правда? И всякая ли правда является правдой жизни? Из статьи «Вехи в щти >> («Тюменская правда», 17марта 1963 года).
125

Слайд 31

Семен Бабаевский <...> В этой связи уместно сказать, что описывать плохое, темное и грязное значительно легче, чем воспевать хорошее, светлое и чистое. Легче показать опустошенность души, нежели ее величие и красоту. Всегда легче очернять, нежели обелять, легче разрушать, отрицать, нежели строить и утверждать новое. Чего проще взять, скажем, старуху Матрену, как это сделал А.Солженицын в рассказе «Матренин двор», и нарисовать ее жизнь сплошь черными красками, и представить дело так, будто тут всему вина колхозный строй. Не видеть тех удивительных перемен, которые произошли в деревне благодаря колхозному строю, значит быть человеком слепым, значит обижать колхозников и колхозниц, таких, как Надежда Григорьевна Заглада, а их в стране миллионы. Но писателю в данном случае, надо полагать, нет дела до того, кого он радует и кого обижает и оскорбляет. Из статьи «Партия и литература» («Советская Кубань», Краснодар, 19 марта 1963 года). B.Панков Недавно в устном выступлении на собрании критиков один из них, А.Македонов, теряя чувство реальности, провозгласил гениальным писателя, только что опубликовавшего повесть и два рассказа. Из статьи «От первой книги - только вперед!» («Комсомольская правда», 21 марта 1963 года).
126
ВОКРУГ РАССКАЗОВ

Слайд 32

Слайд 33

Виктор Полторацкий Автор с глубоким сочувствием изобразил в этом рассказе горькую жизнь и слепую бессмысленную гибель своей квартирохозяйки Матрены Васильевны. <...> Но в рассказе получилось как-то так, что вообще уклад деревенской жизни направлен к тому, чтобы причинять праведнице Матрене страдания и в конце концов привести ее к гибели. <...> И вот, хотел того или не хотел А.Солженицын, но, усугубив страдания своей героини, он создал образ безропотной «Матрены-великомученицы», который вполне естественно вписался бы в бунинскую «Деревню» с ее беспросветностью бессмысленного и скудного бытия. Да и в самой сегодняшней деревне писатель как бы не заметил черт нового времени. Думается мне, что тут дело в позиции автора - куда глядеть и что видеть. И очень жаль, что именно талантливый человек выбрал такую точку зрения, которая ограничила его кругозор старым забором Матрениного двора. Выгляни он за этот забор, и в каких-нибудь двадцати километрах от Тальнова увидел бы колхоз «Большевик» и мог бы показать нам праведников нового века - людей, вдохновенно преображающих землю, утверждающих новые коммунистические отношения в общественной жизни. Конечно, у каждого писателя есть право изображать то, что он хочет; но у него есть также и обязанности перед тем, к кому он обращается, для кого он пишет. Он должен понимать свое время, чувствовать его дух, его устремление и идеалы. Из статьи «Матренин двор и его окрестности» («Известия», 29 марта 1963 года).
127
ВОКРУГ РАССКАЗОВ




Top