Сообщение на тему образ теркина. Образ и характеристика василия теркина в поэме твардовского василий теркин сочинение

«Василий Тёркин» писался в течение всей Великой Отечественной войны - с 1941 по 1945 год. Но замысел произведения возник гораздо раньше, во время финской кампании 1939-1940 годов. Герой по имени Василий Тёркин сначала фигурирует в стихотворных фельетонах Твардовского периода советско-финской войны. Некоторые главы, вошедшие потом в поэму «Василий Тёркин», были созданы задолго до того, как произведение сложилось в окончательном виде («На привале», «Гармонь», «Переправа»). После окончания финской войны работа над «Василием Тёркиным» стала главным делом Твардовского. Именно в годы Великой Отечественной войны был создан текст, известный нам под этим названием.

Первые главы поэмы «Василий Тёркин» были опубликованы во фронтовой печати в 1942 году. Кроме того, начиная с этого же года, поэма выходила отдельными изданиями.

Жанр

Традиционно жанр «Василия Тёркина» принято обозначать как поэму. Такое жанровое опреде­ление вполне закономерно, поскольку это произведение соединяет в себе лирическое и эпическое начало.

Однако сам автор называл «Василия Тёркина» «Книгой про бойца». Твардовский объяснил это следующим образом: «Жанровое обозначение "Книги про бойца", на котором я остановился, не было результатом стремления просто избежать обозначения "поэма", "повесть" и т. п. Это сов­пало с решением писать не поэму, не повесть или роман в стихах, то есть не то, что имеет свои узаконенные и в известной мере обязательные сюжетные, композиционные и иные признаки.

У меня не выходили эти признаки, а нечто все-таки выходило, и это нечто я обозначил "Книгой про бойца"».

Сюжет

«Переправа ». Идет переправа через реку. Взводы погружаются на понтоны. Вражеский огонь срывает переправу, но первый взвод успел перебраться на правый берег. Те, кто остался на левом, ждут рассвета, не зная, как быть дальше. С правого берега приплывает Тёркин (вода зимняя, ле­дяная). Он сообщает, что первый взвод в силах обеспечить переправу, если его поддержат огнем.

«Два солдата ». В избе - дед (старый солдат) и бабка. К ним заходит Тёркин. Он чинит стари­кам пилу и часы. Герой догадывается, что у бабки есть спрятанное сало и уговаривает угостить его. Дед спрашивает Теркина: «Побьем ли немца?» Тот отвечает, уже уходя, с порога: «Побьем, отец».

«Поединок ». Тёркин врукопашную сражается с немцем и побеждает. Возвращается из развед­ки, ведет с собой «языка».

«Смерть и воин ». Тёркин тяжело ранен и лежит на снегу. К нему приходит Смерть и уговари­вает покориться ей. Тёркин не соглашается. Его находят люди из похоронной команды и несут в санбат.

Композиция

Условно поэму «Василий Тёркин» можно разделить на три части: первая повествует о начале войны, вторая посвящена середине, а третья - концу войны.

Чувство горечи и скорби наполняет первую часть, вера в победу - вторую, радость освобожде­ния Отечества становится лейтмотивом третьей части поэмы.

Это объясняется тем, что Твардовский создавал поэму постепенно, на протяжении всей Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

Этим обусловлена и оригинальность композиции.

Поэма построена как цепь эпизодов из военной жизни главного героя, которые не всегда имеют непосредственную событийную связь между собой.

Каждая следующая глава поэмы представляет собой описание одного фронтового эпизода.

Не только отдельные главы, но и периоды, строфы внутри глав отличаются своей закончен­ностью. Это вызвано тем, что поэма печаталась по частям, а значит - должна быть доступной читателю с «любого места».

Не случайно и то, что произведение Твардовского начинается и заканчивается лирическими отступлениями. Открытый разговор с читателем приближает к внутреннему миру произведения, создает атмосферу общей причастности к событиям.

Поэма заканчивается посвящением павшим.

Тема

Центральная тема произведения - жизнь народа на войне.

Несмотря на юмор, пронизывающий поэму от начала до конца, Твардовский изображает войну как суровое и трагическое испытание жизненных сил народа, страны, каждого человека:

Вой идет святой и правый.

Смертный бой не ради славы.

Ради жизни на земле.

И столбом поставил воду

Вдруг снаряд. Понтоны в ряд,

Густо было там народу -

Наших стриженых ребят...

И увиделось впервые,

Не забудется оно:

Люди теплые, живые

Шли на дно, на дно, на дно...

Твардовский показывает победы, но и драму отступления советской армии, солдатский быт, страх смерти, все тяготы и горечь войны.

Война в «Василии Теркине» - это прежде кровь, боль и потери. Так, автор описывает горе бой­ца, который спешит в только что освобожденную родную деревню и узнает, что нет у него больше ни дома, ни родных.

...бездомный и безродный,

Воротившись в батальон,

Ел солдат свой суп холодный

После всех, и плакал он.

На краю сухой канавы,

С горькой, детской дрожью рта,

Плакал, сидя с ложкой в правой,

С хлебом в левой, - сирота.

Разговоры бойцы заводят совсем не на «высокие» темы - например, о преимуществе сапога перед валенком. И заканчивают они свою «войну-работу» не под колоннами рейхстага, не на праз­дничном параде, а там, где в России обычно заканчивается всякая страда, - в бане.

Но в «Василии Тёркине» речь идет не только о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, забравшей миллионы жизней, но и о войне вообще.

Здесь поднимаются философские проблемы жизни и смерти, войны и мира.

Твардовский осмысляет войну через призму мира, через изображение вечных человеческих ценностей, которые разрушены войной.

Писатель утверждает величие и ценность жизни через отрицание войны и смерти, которую она несет.

Образ Василия Теркина

В центре поэмы стоит образ Тёркина, объединяющий композицию произведения в единое целое. Тёркин Василий Иванович - главный герой поэмы, рядовой пехотинец из смоленских крестьян. Он воплощает лучшие черты русского солдата и народа в целом.

Тёркин с юмором рассказывает молодым бойцам о буднях войны; говорит, что воюет с самого начала войны, трижды был в окружении, был ранен.

Судьба главного героя, рядового солдата, одного из тех, кто вынес на своих плечах всю тяжесть войны, становится олицетворением национальной силы духа, воли к жизни.

Фамилия героя неслучайно созвучна слову «тереть»: Тёркин - бывалый солдат, участник войны с Финляндией. В Великой Отечественной войне он участвует с первых дней: «в строй с июня, в бой с июля».

Тёркин - воплощение русского характера. Он не выделяется ни выдающимися умственными способностями, ни внешним совершенством:

Скажем откровенно:

Просто парень сам собой

Он обыкновенный.

Впрочем, парень хоть куда.

Парень в этом роде

В каждой роте есть всегда,

Да и в каждом взводе.

В образе Василия Тёркина воплощены лучшие черты народа: мужество, смелость, любовь к труду, скромность, простота, чувство юмора.

Жизнерадостность и природный юмор помогают Тёркину справиться со страхом и побеждают саму смерть. Тёркин часто рискует собственной жизнью. Например, он в ледяной воде переправ­ляется через реку и налаживает связь, обеспечивая благоприятный исход боя («Переправа»).

Когда замерзшему Тёркину оказывают медицинскую помощь, он шутит:

Растирали, растирали...

Вдруг он молвит, как во сне: -

Доктор, доктор, а нельзя ли

Изнутри погреться мне?

Василий Теркин показан не только как солдат, он еще и мастер на все руки. В суровых военных условиях он не утратил вкус к мирному труду: умеет и починить часы, и наточить старую пилу («Два солдата»). Кроме того, Теркин еще и мастер играть на гармонике.

Словом, Тёркин, тот, который

На войне лихой солдат,

На гулянке гость не лишний,

На работе - хоть куда.

Прототипом Василия Тёркина стал весь русский народ.

Не случайно в главе «Тёркин - Тёркин» мы встречаем еще одного бойца с такой же фамилией и таким же именем, и он тоже герой.

Теркин говорит сам о себе во множественном числе, показывая тем самым, что он - это соби­рательный образ.

Пожалуй, самое жуткое место «Книги про бойца» - это глава «Смерть и воин». Она повест­вует о том, как к герою, который «неподобранный лежал», пришла смерть. Смерть уговаривала его сдаться ей, но Тёркин мужественно отказывался, хотя стоило ему это очень больших усилий. Смерть не хочет так просто упускать свою добычу и не отходит от раненого. Наконец, когда Тер­кин стал терять силы, он поставил Смерти условие:

Я не худший и не лучший,

Что погибну на войне.

Но в конце ее, послушай,

Дашь ты на день отпуск мне?

Дашь ты мне в тот день последний,

В праздник славы мировой,

Услыхать салют победный,

Что раздастся над Москвой?

Из этих слов солдата становится ясно, что он готов расстаться с жизнью, но увидеть победу своего народа. В тяжкой борьбе помогает главному герою фронтовое братство. Даже Смерть удив­ляется этой дружбе и отступает.

Василий Тёркин - обобщенный и в то же время глубоко индивидуализированный образ.

Он воспринимается как совершенно реальный герой - ловкий, смекалистый, остроумный. Тёр­кин неотделим от воюющего народа.

Книга «населена» множеством эпизодических лиц: дед, солдат, воевавший во времена Первой мировой войны, и бабка, его жена, танкисты в бою и на марше, девчонка, медсестра в госпитале, солдатская мать, возвращающаяся из плена, солдат, потерявший всех родных, и т. д.

Почти все эти герои - безымянные, что, конечно, не случайно. Это помогает автору создать единый образ советского народа, защищающего свою землю.

Василий Теркин – главный герой одноименной поэмы. В его образ автор вложил черты настоящего русского духа и героизма. Даже фамилия имеет смысл: “тертый калач” – человек, прошедший через множество тягот, настоящий воин. Василий – истинный боец, что ясно видно в его образе.

Молодой мужчина, который в свои двадцать пять лет уже изведал “все худое”, при этом сохранив желание сражаться и боевой настрой. Каждое новое испытание словно закаляет его и делает бодрей. Теркин – это не просто солдат, в нем читается образ крестьянина

– мужика, прямого и честного, сильного, умелого и щедрого.

В то же время Василий очень реалистично воспринимает военную действительность, не романтизируя ее. Он видит боль, смерть, голод, он знает меру человеческих лишений и бед. Но при этом Теркин не падает духом, он верит в свою правоту и защищает родные края. Это помогает герою в любой ситуации сохранять человечность и смелость.

Образ Василия Теркина немного напоминает фольклорных персонажей – древнерусских богатырей. Он так же сочетает в себе воинственность и героизм с простодушием, даже неким оттенком дурачества. При этом описание внешности героя

– совсем не богатырское: он и ростом невелик, и телом легок. Да и характер его не такой чудесный и сказочный, он – реальный человек, со своими слабостями, обыкновенный. Настоящий русский солдат – вот каким Василий выглядит в глазах своих боевых товарищей.

В условиях войны в характере героя обнажается любовь к родной земле и готовность постоять за нее. Ему “нипочем что дождь, что снег” – Василий в любое время готов ринуться в бой и защитить родину от врагов.

Помимо храбрости и патриотизма, Теркин олицетворяет и трудолюбие, он – настоящий умелец. И с пилой он легко управляется, и часы починить умеет. Своими незатейливыми шутками, умением поддержать боевой дух товарищей и широкой душой герой сразу завоевывает симпатию читателей. Да и автор в произведении неоднократно высказывает свое личное мнение о Теркине через его характеристики: “русский чудо-человек”, “на войне – лихой солдат, на гулянке – гость не лишний, на работе – хоть куда”.

Через образ Василия Теркина Твардовский показал читателю, каким смелым, отважным способен быть рабочий советский человек. Если в спокойное время он – балагур и работник, то во время войны все боевые его качества обнажаются, и Теркин без раздумий готов ринуться в бой за свою Родину. Именно благодаря такому “чудо-человеку” великая наша страна не пала перед врагами, выстояла, ведь таких “Теркиных” на войне было не так уж мало.

(2 оценок, среднее: 5.00 из 5)



Сочинения по темам:

  1. Юрий Михайлович Непринцев создал свою самую известную картину «После боя» по мотивам произведения Александра Твардовского «Василий Теркин». Автор участвовал в...
  2. Великое произведение горького, которое стало известным на весь мир, было создано в 1902 году. Мыслями о человеческом бытие страдали многие...
  3. Многим поэтам военного времени была уготована участь стать фронтовыми корреспондентами. «С «Лейкой» и блокнотом» прошел от Халхин-Гола до Германии и...
  4. Карл Брюллов – настоящий мастер портретного жанра, который очень внимательно относился к выбору героев своих картин. На своих полотнах он...

Василий Теркин – главный герой поэмы А.Т. Твардовского, который объединяет все отдельные главы «Василия Теркина». Это яркая личность, но в то же время и обобщенный образ. В Василии Теркине совместились все самые лучшие качества русского народа, которые многократно встречались на войне. Образ главного героя является собирательным. Теркин олицетворяет весь русский народ, которому пришлось пройти войну, чтобы защитить свою Родину от врагов.

Автор не дает подробных портретных или биографических характеристик своему главному герою, чтобы сделать его таким, как все солдаты на войне. Писатель показывает, что все то, что делает Теркин – подвиги всего народа, а не отдельного человека. А.Т. Твардовский подчеркивает «обыкновенность» Василия Теркина. Он «свой среди своих». Для Теркина каждый солдат на войне стал приятелем, другом, братом.

Война для Василия – это желание постоять за свою Отчизну, это обязанность каждого русского человека. Теркин – человек-герой, который готов отдать собственную жизнь ради спасения Родины. Совершать подвиги помогают Василию его внутренние качества: мужество, решительность, смелость, храбрость, мудрость. Не зря автор подчеркивает богатырскую удаль Василия Теркина и называет его «русским чудо-человеком». Судьба главного героя – это судьба целого народа. Поэтому читателям была важна поэма , она рассказывала о жизни простого русского человека на войне. Многие солдаты в образе Василия Теркина узнавали себя и свои подвиги. Это не только воин, но и веселый балагур, шутник, который поддерживал настроение солдат, и мастер на все руки, способный многое починить.

Фамилия главного героя говорящая. Василий Теркин – тертый калач, который многое перенес на своем жизненном пути. Он видел много боли и страдания на войне, поэтому желает как можно раньше ее завершить. Для этого он делает все возможное. Теркину не страшны пули и вражеские самолеты, он не боится ни холодной воды, ни смерти. Это человек, который готов идти до самого конца. Именно по этой причине Василий Теркин идет по дороге на Берлин, он хотел увидеть полный конец военным действиям.

А.Т. Твардовский описывает в своем произведении самые частые военные действия, в которых проявляет себя Василий Теркин. Это вновь подчеркивает собирательность образа. В главах отражен весь русский народ.

Василий Теркин, хоть и совершает подвиги, но не является прирожденным воином. Он, как и все, скучает по своей малой Родине, в его голове возникают картины прошлой мирной жизни, он думает о том, что будет с ним после войны, как он вернется домой. Военное время буквально совмещается с мирным, ради спокойной жизни борются все Теркины на войне.

Василий видит все трудности на войне. Герой не идеализирует ее, наоборот, для него она страшна и бессмысленна. Ожесточенные бои и смертельные раны становятся непонятыми солдатами. Однако Василий Теркин призывает воинов не падать духов, не обращать внимание на военные условия, а идти только вперед. Ради победы страны над врагом.

Твардовский Александр Трифонович (1910 - 1971) - русский поэт, главный редактор журнала "Новый мир" (1950 - 54, 1958 - 70). Поэма "Василий Теркин" (1941 - 45) - яркое воплощение русского характера и общенародных чувств эпохи Великой Отечественной войны. В поэме "За далью - даль" (1953 - 60, Ленинская премия, 1961) и лирике (кн. "Из лирики этих лет. 1959 - 67)", 1967) - раздумья о движении времени, долге художника, о жизни и смерти. В поэме "Теркин на том свете" (1963) - сатирический образ бюрократического омертвления бытия. В итоговой поэме-исповеди "По праву памяти" (опубл. 1987) - пафос бескомпромиссной правды о времени сталинизма, о трагической противоречивости духовного мира человека этого времени. Поэмы "Страна Муравия" (1936), "Дом у дороги" (1946); проза, критические статьи.Лирический эпос Твардовского обогатил, актуализировал традиции русской классической поэзии. Государственные премии СССР (1941, 1946, 1947, 1971).

Твардовского всегда интересовала судьба своей страны в переломные моменты истории. История и народ - вот главная его тема. Во время Великой Отечественной войны (1941-1945) А. Т. Твардовский пишет поэму “Василий Теркин” о Великой Отечественной войне. Решалась судьба народа. Поэма посвящена жизни народа на войне.

В “Стране Муравии” , “Василии Теркине” созданы образы масштабные, емкие, собирательные: события заключены в очень широкие сюжетные рамки, поэт обращается к гиперболе и иным средствам сказочной условности. В центре поэмы образ Теркина, объединяющий композицию произведения в единое целое. Теркин Василий Иванович - главный герой поэмы, рядовой пехотинец из смоленских крестьян. Теркин воплощает лучшие черты русского солдата и народа в целом. Поэма построена как цепь эпизодов из военной жизни главного героя, которые не всегда имеют непосредственную событийную связь между собой. Теркин с юмором рассказывает молодым бойцам о буднях войны; говорит, что воюет с самого начала войны, трижды был в окружении, был ранен. Судьба рядового солдата, одного из тех, кто вынес на своих плечах всю тяжесть войны, становится олицетворением национальной силы духа, воли к жизни. Теркин дважды переплывает ледяную реку, чтобы восстановить связь с наступающими подразделениями; Теркин в одиночку занимает немецкий блиндаж, но попадает под обстрел собственной артиллерии; по дороге на фронт Теркин оказывается в доме старых крестьян, помогает им по хозяйству; Теркин ступает в рукопашный бой с немцем и, с трудом, одолевая, берет его в плен. Неожиданно для себя Теркин из винтовки сбивает немецкий штурмовик; завидующего ему сержанту Теркин успокаивает: не последний. Теркин принимает командование взводом на себя, когда убивают командира, и первым врывается в село; однако герой вновь тяжело ранен. Лежа раненным в поле, Теркин беседует со Смертью, уговаривающей его не цепляться за жизнь; в конце концов, его обнаруживают бойцы, и он говорит им: “Уберите эту бабу, Я солдат еще живой” В образе Василия Теркина объединены лучшие нравственные качества русского народа: патриотизм, готовность к подвигу, любовь к труду. Черты характера героя и трактуются поэтом как черты образа собирательного: Теркин неотделим и неотъемлем от воинствующего народа. Патриотизм и коллективизм героя автор оттеняет и негативно: он подчеркивает отсутствие в Теркине черт индивидуализма, эгоизма, озабоченности своей персоной. Теркину свойственно уважение и бережное отношение мастера к вещи, как к плоду труда. Недаром он отнимает у деда пилу, которую тот корежит, не умея ее наточить. Возвращая готовую пилу хозяина, Василий говорит: На-ко, дед, бери, смотри. Будет резать лучше новой, Зря инструмент не кори. Теркин любит работу и не боится ее. Простота героя - обычно синоним его массовости, отсутствие в нем черт исключительности. Но эта простота имеет в поэме и другой смысл: прозрачная символика фамилии героя, теркинское “перетерпим-перетрем” оттеняет его умение преодолевать трудности просто, легко. Таково его поведение и тогда, когда он переплывает ледяную реку или спит под сосной, вполне довольствуясь неудобным ложем, и т.д. В этой простоте героя, его спокойствии, трезвости взгляда на жизнь выражены важные черты народного характера. В поле зрения А. Т. Твардовского в поэме “Василий Теркин” находится не только фронт, но и те, кто трудятся в тылу ради победы: женщины и старики. Персонажи поэмы не только воюют - они смеются, любят, беседуют друг с другом, а самое главное - мечтают о мирной жизни. Реальность войны объединяет то, что обычно несовместимо: трагедию и юмор, мужество и страх, жизнь и смерть. В главе “От автора” изображается процесс “мифологизации” главного персонажа поэмы. Теркин назван автором “святым и грешным русским чудо-человеком” . Имя Василия Теркина стало легендарным и нарицательным.

Поэма “Василий Теркин” отличается своеобразным историзмом. Условно ее можно разделить на три части, совпадающие с началом, серединой и концом войны. Поэтическое осмысление этапов войны создает из хроники лирическую летопись событий. Чувство горечи и скорби наполняет первую часть, вера в победу - вторую, радость освобождения Отечества становится лейтмотивом третьей части поэмы. Это объясняется тем, что А. Т. Твардовский создавал поэму постепенно, на протяжении всей Великой Отечественной войны 1941-1945г.

Оригинальна и композиция поэмы. Не только отдельные главы, но и периоды, строфы внутри глав отличаются своей законченностью. Это вызвано тем, что поэма печаталась по частям. И должна быть доступной читателю с “любого места” .

Правдивость, достоверность широких картин жизни поэт подчеркнул тем, что назвал “Василия Теркина” не поэмой, а “книгой про бойца” . Слово “книга” в этом народом смысле звучит как-то по-особому значительно, как предмет “серьезный, достоверный, безусловный” , - говорит Твардовский. Как и всем героям мирового эпоса, Тёркину даровано бессмертие (не случайно в поэме 1954г. Теркин на том свете он попадает в загробный мир, напоминающий своей мертвечиной советскую действительность) и одновременно - живой оптимизм, делающий его олицетворением народного духа. Поэма имела огромный успех у читателей. Василий Теркин стал фольклорным персонажем, по поводу чего Твардовский заметил: «Откуда пришел - туда и уходит». Книга получила и официальное признание (Государственная премия, 1946г.), и высокую оценку современников.

В пехотной роте - новый парень, Василий Тёркин. Он воюет уже второй раз на своём веку (первая война - финская). Василий за словом в карман не лезет, едок хороший. В общем, «парень хоть куда».

Тёркин вспоминает, как он в отряде из десяти человек при отступлении пробирался с западной, «немецкой» стороны к востоку, к фронту. По пути была родная деревня командира, и отряд зашёл к нему домой. Жена накормила бойцов, уложила спать. Наутро солдаты ушли, оставляя деревню в немецком плену. Тёркин хотел бы на обратном пути зайти в эту избу, чтобы поклониться «доброй женщине простой».

Идёт переправа через реку. Взводы погружаются на понтоны. Вражеский огонь срывает переправу, но первый взвод успел перебраться на правый берег. Те, кто остался на левом, ждут рассвета, не знают, как быть дальше. С правого берега приплывает Тёркин (вода зимняя, ледяная). Он сообщает, что первый взвод в силах обеспечить переправу, если его поддержат огнём.

Тёркин налаживает связь. Рядом разрывается снаряд. Увидев немецкую «погребушку», Тёркин занимает её. Там, в засаде, поджидает врага. Убивает немецкого офицера, но тот успевает его ранить. По «погребушке» начинают бить наши. А Тёркина обнаруживают танкисты и везут в медсанбат…

Тёркин в шутку рассуждает о том, что хорошо бы получить медаль и прийти с нею после войны на гулянку в сельсовет.

Выйдя из госпиталя, Тёркин догоняет свою роту. Его подвозят на грузовике. Впереди - остановившаяся колонна транспорта. Мороз. А гармонь только одна - у танкистов. Она принадлежала их погибшему командиру. Танкисты дают гармонь Тёркину. Он играет сначала грустную мелодию, потом весёлую, и начинается пляска. Танкисты вспоминают, что это они доставили раненого Тёркина в медсанбат, и дарят ему гармонь.

В избе - дед (старый солдат) и бабка. К ним заходит Тёркин. Он чинит старикам пилу, часы. Догадывается, что у бабки есть спрятанное сало… Бабка угощает Тёркина. А дед спрашивает: «Побьём ли немца?» Тёркин отвечает, уже уходя, с порога: «Побьём, отец».

Боец-бородач потерял кисет. Тёркин вспоминает, что когда он был ранен, то потерял шапку, а девчонка-медсестра дала ему свою. Эту шапку он бережёт до сих пор. Тёркин дарит бородачу свой кисет, объясняет: на войне можно потерять что угодно (даже жизнь и семью), но не Россию.

Тёркин врукопашную сражается с немцем. Побеждает. Возвращается из разведки, ведёт с собой «языка».

На фронте - весна. Жужжание майского жука сменяется гулом бомбардировщика. Солдаты лежат ничком. Только Тёркин встаёт, палит в самолёт из винтовки и сбивает его. Тёркину дают орден.

Тёркин вспоминает, как в госпитале встретил мальчишку, который уже успел стать героем. Тот с гордостью подчеркнул, что он из-под Тамбова. И родная Смоленщина показалась Тёркину «сиротинушкой». Поэтому он и хотел стать героем.

Генерал отпускает Тёркина на неделю домой. Но деревня его ещё у немцев… И генерал советует с отпуском обождать: «Нам с тобою по пути».

Бой в болоте за маленькую деревню Борки, от которой ничего и не осталось. Тёркин подбадривает товарищей.

Тёркина на неделю отправляют отдохнуть. Это «рай» - хата, где можно есть четыре раза в день и спать сколько угодно, на кровати, в постели. На исходе первых суток Тёркин задумывается… ловит попутный грузовик и едет в свою родную роту.

Под огнём взвод Идёт брать село. ведёт всех «щеголеватый» лейтенант. Его убивают. Тогда Тёркин понимает, что «вести его черёд». Село взято. А сам Тёркин тяжело ранен. Тёркин лежит на снегу. Смерть уговаривает его покориться ей. Но Василий не соглашается. Его находят люди из похоронной команды, несут в санбат.

После госпиталя Тёркин возвращается в свою роту, а там уже все по-другому, народ иной. Там… появился новый Тёркин. Только не Василий, а Иван. Спорят кто же настоящий Тёркин? Уже готовы уступить друг другу эту честь. Но старшина объявляет, что каждой роте «будет придан Тёркин свой».

Село, где Тёркин чинил пилу и часы, - под немцами. Часы немец отнял у деда с бабкой. Через село пролегла линия фронта. Пришлось старикам переселиться в погреб. К ним заходят наши разведчики, среди них - Тёркин. Он уже офицер. Тёркин обещает привезти новые часы из Берлина.

С наступлением Тёркин проходит мимо родного смоленского села. Его берут другие. Идёт переправа через Днепр. Тёркин прощается с родной стороной, которая остаётся уже не в плену, а в тылу.

Василий рассказывает о солдате-сироте, который пришёл в отпуск в родное село, а там уж ничего не осталось, вся семья погибла. Солдату нужно продолжать воевать. А нам нужно помнить о нем, о его горе. Не забыть об этом, когда придёт победа.

Дорога на Берлин. Бабка возвращается из плена домой. Солдаты дают ей коня, повозку, вещи… «Скажи, мол, что снабдил Василий Тёркин».

Баня в глубине Германии, в каком-то немецком доме. Парятся солдаты. Среди них один - много на нем шрамов от ран, париться умеет здорово, за словом в карман не лезет, одевается - на гимнастёрке ордена, медали. Солдаты говорят о нем: «Все равно что Тёркин».

Теркин Василий Иванович — главный герой поэмы, рядовой пехотинец (затем офицер) из смоленских крестьян («Просто парень сам собой / Он обыкновенный»); Т. воплощает лучшие черты русского солдата и народа в целом. В качестве имени для персонажа Твардовский использовал имя главного героя романа П. Боборыкина «Василий Теркин» (1892). Герой по имени Василий Теркин фигурирует в стихотворных фельетонах Твардовского периода советско-финской войны (1939—1940); ср. слова героя поэмы: «Я вторую, брат, войну / На веку воюю». Поэма построена как цепь эпизодов из военной жизни главного героя, которые не всегда имеют непосредственную событийную связь между собой. В главе «На привале» Т. с юмором рассказывает молодым бойцам о буднях войны; говорит, что воюет с самого начала войны, трижды был в окружении, был ранен. В главе «Перед боем» речь идет о том, как в первые месяцы войны в группе из десяти бойцов, выходящих из окружения, Т. был «как бы политрук», повторяя одну «политбеседу»: «Не унывай». В главе «Переправа» Т., чтобы восстановить связь с наступающими подразделениями, которые находятся на противоположном берегу реки, дважды переплывает ее в ледяной воде. В главе «Теркин ранен» герой, проводя во время боя телефонную линию, в одиночку занимает немецкий блиндаж, но попадает в нем под обстрел собственной артиллерии; Т. ранен, однако наступающие танкисты спасают его, отвозя в санбат. В главе «О награде» Т. комично рассказывает о том, как вел бы себя, вернувшись с войны в родную деревню; говорит, что для представительности ему совершенно необходима медаль. В главе «Гармонь» Т. возвращается из госпиталя после ранения; по дороге встречает спасших его танкистов, играет на гармони, принадлежавшей их убитому командиру, и они на прощанье отдают гармонь ему. В главе «Два солдата» Т. по дороге на фронт оказывается в доме старых крестьян, помогает им по хозяйству, разговаривает со стариком хозяином, воевавшим в первую мировую войну, и на прощанье на его вопрос: «Побьем мы немца / Или, может, не побьем?» — отвечает: «Побьем, отец». В главе «О потере» Т. рассказывает солдату, потерявшему кисет, как, привезенный танкистами в санбат, обнаружил пропажу шапки и молоденькая санитарка подарила ему свою; он надеется встретить ее и вернуть шапку. Т. дарит свой кисет бойцу взамен потерянного. В главе «Поединок» Т. вступает в рукопашный бой с немцем и, с трудом одолевая, берет его в плен. В главе «Кто стрелял?» Т. из винтовки неожиданно для себя сбивает немецкий штурмовик; завидующего ему сержанта Т. успокаивает: «Не горюй, у немца этот / Не последний самолет». В главе «Генерал» Т. вызывают к генералу, который награждает его орденом и недельным отпуском, — однако выясняется, что использовать его герой не может, поскольку его родная деревня пока занята немцами. В главе «Бой в болоте» Т. шутками ободряет бойцов, ведущих тяжелый бой за место, называемое «населенный пункт Борки», от которого осталось «место черное одно». В главе «О любви» выясняется, что у героя нет девушки, которая бы проводила его на войну и писала ему письма на фронт; автор шутливо призывает: «Обратите нежный взгляд, / Девушки, к пехоте». В главе «Отдых Теркина» нормальные бытовые условия представляются герою «раем»; отвыкнув спать в постели, он не может заснуть, пока не получает совет — надеть на голову шапку, чтобы имитировать полевые условия. В главе «В наступлении» Т., когда убивают командира взвода, принимает командование на себя и первым врывается в село; однако герой вновь тяжело ранен. В главе «Смерть и воин» Т., лежа раненым в поле, беседует со Смертью, уговаривающей его не цепляться за жизнь; в конце концов его обнаруживают бойцы похоронной команды, и он говорит им: «Уберите эту бабу, / Я солдат еще живой»; они доставляют его в санбат. Глава «Теркин пишет» представляет собой письмо Т. из госпиталя к однополчанам: он обещает непременно вернуться к ним. В главе «Теркин — Теркин» герой встречает однофамильца — Ивана Теркина; они спорят, кто из них «истинный» Теркин (это имя стало уже легендарным), но не могут определить, поскольку очень похожи друг на друга. Спор разрешает старшина, который объясняет, что «По уставу каждой роте / Будет придан Теркин свой». Далее, в главе «От автора», изображается процесс «мифологизации» персонажа; Т. назван «святым и грешным русским чудо-человеком». В главе «Дед и баба» вновь идет речь о старых крестьянах из главы «Два солдата»; проведя два года в оккупации, они ожидают наступления Красной Армии; в одном из разведчиков старик узнает Т., который стал офицером. В главе «На Днепре» говорится о том, что Т. вместе с наступающей армией все ближе к родным местам; войска форсируют Днепр, и, глядя на освобожденную землю, герой плачет. В главе «По дороге на Берлин» Т. встречает крестьянку, некогда угнанную в Германию, — она возвращается домой пешком; вместе с солдатами Т. дарит ей трофеи: коня с упряжкой, корову, овцу, домашнюю утварь и велосипед. В главе «В бане» солдата, на гимнастерке которого «Ордена, медали в ряд / Жарким пламенем горят», восхищенные бойцы сравнивают с Теркиным: имя героя уже стало нарицательным.




Top