Сообщение о дневниках льва толстого. Лев николаевич толстой краткая информация

Кроссворд для 2 класса

по произведениям К. Чуковского

По горизонтали: 4. Это произведение Чуковского начинается со слов: «У меня зазвонил телефон...» 5. Из какой сказки эти строки: «Маленькие дети, ни за что на свете не ходите, дети, в Африку гулять...»? 6. Герой этой сказки - страшный и усатый таракан.

По вертикали: 1. Как зовут Чуковского? 2. Неясность, запуганность. 3. «Доктор...».

Ответы . По горизонтали: 4. Телефон. 5. Бармалей. 6. Тараканище.

По вертикали: 1. Корней. 2. Путаница. 3. Айболит.

Кроссворд «Дядя Степа» (по произведениям С. Михалкова)

1. Полное имя дяди Степы.

2. Предмет, на который водружал ноги дядя Степа.

3. Что было неисправно, когда дядя Степа преградил путь паровозу?

4. Дядю Степу пропускали бесплатно на стадион, потому что думали, что он...

5. Прозвище дяди Степы-моряка.

6. Тип корабля, на котором служил дядя Степа.

7. Фамилия мальчика, которого спас дядя Степа.

8. Кто вылетел из открытого окна чердака, когда во время пожара его открыл дядя Степа?

В выделенных клетках прочтите фамилию дяди Степы.

Ответы: 1. Степан. 2. Табурет. 3. Семафор. 4. Чемпион. 5. Маяк. 6. Линкор. 7. Бородин. 8. Воробей.

В выделенных клетках получилось слово «Степанов» - фамилия дяди Степы.

Кроссворд с ответами по стихам Маршака

1. Кто сдавал багаж: диван, чемодан, саквояж?..

2. О ком из жителей зоосада эти стихи:

Рвать цветы легко и просто

Детям маленького роста,

Но тому, кто так высок,

Нелегко сорвать цветок.

3. Кто вместо урока попал на каток?

4. Глупый маленький зверек, которому не нравилась мамина колыбельная песня.

5. Кто жил на улице Бассейной?

6. Отгадайте загадку.

Под Новый год пришел он в дом

Таким румяным толстяком.

Но с каждым днем терял он вес

И наконец совсем исчез.

Ответы: 1. Дама. 2. Жираф. 3. Лодыри. 4. Мышонок. 5. Рассеянный. 6. Календарь.

Кроссворд по произведениям В. Драгунского

Кроссворд «Денискины рассказы» (по произведениям В. Драгунского)

По горизонтали: 3. Из чего варили бульон Дениска и папа? 5. На какое насекомое Денис обменял самосвал? 6. Как зовут подружку Дениски и Мишки? 7. Что вылил Дениска за окно на шляпу прохожего?

По вертикали: 1. Имя лучшего друга Дениса. 2. Где мальчики первых классов открыли стрельбу? 4. Как в рассказе «Удивительный день» мальчики назвали ракету? 5. Что за костюм, в котором много марли, а в центре торчит какая-нибудь девочка? 8. Не «сыски», не «хыхки», не «фыфки», а как правильно?

Ответы. По горизонтали: 3. Курица. 5. Светлячок. 6. Аленка. 7. Каша.

По вертикали: 1. Мишка. 2. Кинотеатр. 4. Восток. 5. Снежинка. 8. Шишка.

Литературные произведения

Вставь пропущенное слово в название сказки или стихотворения.

По горизонтали:
1. Русская народная сказка «Царевна - …».
2. Стихотворение К. Чуковского «Краденое…».
3. Сказка П. Ершова «Конек - …».
4. Сказка Г.-Х. Андерсена «Гадкий …».
5. Сказочная повесть А. Толстого «Золотой …».
6. Стихотворение К. Чуковского «Федорино …».
7. Сказка Ш. Перро «Спящая …».
8. Русская народная сказка «Курочка …».

В выделенных клетках: сказка Х.-К. Андерсена «Снежная …».

Кроссворд для 3 класса: Герои любимых книг.


По горизонтали:
1. Героиня русской народной сказки, горюющая о своём младшем брате. (Алёнушка.)
3. Подруга семи гномов. (Белоснежка.)
4. Маленькая девочка, перехитрившая медведя. (Маша.)
5. Сказочный персонале, чья жизнь находилась в игле, спрятанной в яйце. (Кощей.)
6. Верный друг Вини-Пуха. (Пятачок.)
7. Отважный мальчик из сказочной Огородно-фруктовой страны. (Чипполино.)
8. Благородный синьор, доктор кукольных наук, владелец кукольного театра. (Карабас.)
10. Очень грустный ослик, потерявший свой хвост. (Иа.)
11. Девочка с необыкновенными голубыми волосами. (Мальвина.)
12. Волшебный сосуд Алладина. (Лампа.)

По вертикали:
2. Царевна, день ото дня заливающаяся слезами. (Несмеяна.)
9. Древняя и очень мудрая обитательница одного пруда, у которой был ключ к одной тайне. (Тортила.)

Содержание.

1.М.Ю. Лермонтов «Песня про купца Калашникова».

2.Н.В.Гоголь «Тарас Бульба».

3.М. Сервантес «Дон Кихот».

4.И.С.Тургенев «Бежин луг».

5.М.Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

6.Л.Андреев «Кусака».

7.А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери».

8.Л.Н. Толстой «Совет в Филях» (фрагмент из романа «Война и мир»).

9.Н.А.Некрасов. Поэма «Русские женщины».

10.М.Д. Симашко «Емшан».

11.М.А.Шолохов «Судьба человека».

12.В.В. Набоков «Рождество».

13.Ю.П.Казаков «Оленьи рога».

14.А. и Б. Стругацкие «Малыш».

15.В.Г.Распутин «Уроки французского».

М.Ю. Лермонтов «Песня про купца Калашникова».

1. Город, в котором происходит действие.

2. Имя героини поэмы.

3.Музыкальный инструмент, сопровождающий повествование.

4. Имя царя, который ввел опричнину на Руси.

5. Сосуд, в котором опричникам подносили вино.

6. Имя купца Калашникова.

7. Любимый царский опричник.

8. Главный герой по роду своих занятий.

9. Туда ходила Алена Дмитриевна.

10. Ей, по мнению царя, должен в первую очередь покланяться влюбленный опричник.

Ответы.

    Москва. 2. Алена. 3. Гусли. 4. Иван. 5. Ковш. 6. Степан.

7.Кирибеевич. 8. Купец. 9. Церковь. 10. Сваха.

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба».

1. По-украински «сечь».

2. Имя главного героя повести.

3. Старший сын Бульбы.

4. Влияние этой страны начинало сказываться на русском дворянстве.

5. Украинская река.

6. Боролись с польской шляхтой и с турками.

7. Козаки часто перезапряжали в бою.

8. Бульба занял для роздыха.

9. Черта характера главного героя.

Ответы.

    Засека. 2. Тарас. 3. Остап. 4. Польша. 5. Днепр. 6. Козаки. 7. Ружья. 8. Крепость. 9. Мужество.

М. Сервантес «Дон Кихот».

1. Страна, в которой жил Дон Кихот.

2. Оруженосец Дон Кихота.

3. Транспортное средство Санчо Пансы.

4. Село, в котором жили герои.

5. Дама сердца странствующего рыцаря.

6. Конь Дон Кихота.

7. То, что обещал Дон Кихот за службу Санчо Пансе.

8. Вежливое обращение к мужчине в Испании.

Ответы.

    Испания. 2. Санчо. 3. Осел. 4. Ламанчское. 5. Дульсинея. 6. Росинант. 7. Остров. 8. Сеньор.

И.С. Тургенев «Бежин луг».

1. Основное время действия рассказа.

2. Раскрывается в поступках и поведении героя.

3. Имя одного из мальчиков.

4. Количество мальчиков, сидящих перед огнем.

5. Собака охотника.

6. В нем варились «картошки».

7. Похаживал на могиле утопленника.

Ответы.

    Ночь. 2. Характер. 3. Костя. 4. Пять. 5. Дианка. 6. Котельчик. 7. Барашек.

М.Е. Салтыков-Щедрин

«Повесть о том, как один мужик

двух генералов прокормил».

    Там по щучьему велению оказались два генерала.

    Место службы генералов.

    Родной город генералов.

    Отлынивал от работы.

    Один из генералов его проглотил.

    Генералы выслали мужику.

Ответы.

    Остров. 2. Регистратура. 3. Петербург. 4. Мужик. 5. Орден. 6. Пятак.

Л. Андреев «Кусака».

1. Не доверяла людям, которые хотели ее приласкать.

2. Общее для всех собак имя.

3. Не мог совсем «выпариться» из сердца Кусаки.

4. Первая, с кем познакомилась собака.

5. Порода Кусаки.

6. Место, под которым любила прятаться Кусака.

Ответы.

    Собака. 2. Жучка. 3. Страх. 4. Девушка. 5. Дворняжка. 6. Терраса.

А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери».

1. Профессия главных героев.

2. Положены в основу произведения.

3. Итальянский скульптор, живописец, архитектор, поэт эпохи Возрождения.

4. Жанр произведения.

5. На нем Моцарт играл с 4-летнего возраста.

6. Несовместим со злодейством.

7. Основной движущий мотив убийства.

8. Способ убийства Моцарта.

9. Эту работу Моцарт не успел завершить.

10. Ее доказывают музыковеды, оправдывая Сальери.

Ответы.

    Музыкант. 2. Легенды. 3. Буанаротти. 4. Трагедия. 5. Клавесин. 6. Гений. 7. Зависть. 8. Отравление. 9. Реквием. 10. Невиновность.

Л.Н. Толстой «Совет в Филях».

(Фрагмент из романа «Война и мир».)

    Название горы в шести верстах от Дорогомиловской заставы.

    Так внутренне Малаша называла Кутузова.

    Ему Кутузов послал приказ отступить.

    Должность Кутузова.

    У каждого генерала она была собственная.

    Войска стояли у Филей, отступив от него.

    К ней был допущен Наполеон.

Ответы. 1. Поклонная. 2. Дедушка. 3. Платов. 4. Главнокомандующий. 5. Позиция. 6. Бородино. 7. Москва.

Н.А. Некрасов. Поэма «Русские женщины».

1.О них поэт собирал материалы.

2. Дочь генерала Раевского.

3. Ею заменили казнь С.П.Трубецкому.

5. Задержал княгиню в дороге.

6. На это время княгиню задержал генерал-губернатор.

7. Все их княгиня Трубецкая мужественно преодолела.

Ответы.

    Декабристы. 2. Волконская. 3. Каторга. 4. Сибирь. 5. Губернатор. 6. Неделя. 7. Преграды.

М.Д. Симашко «Емшан».

1. Излюбленный персонаж египетских народных сказаний и легенд.

2. Султан Бейбарс по происхождению.

3. Остров, на котором султан Салих разместил мамлюков.

4. Страна, в которой происходит действие повести.

5. Послужило толчком к написанию произведения М.Д. Симашко.

Ответы.

    Бейбарс. 2. Тюрок. 3. Рода. 4. Египет. 5. Стихотворение. 6. Арабы.

М.А. Шолохов «Судьба человека».

1. Область, уроженцем которой являлся главный герой.

2. Профессия Соколова.

3. Имя главного героя рассказа.

4. Приемный сын Соколова.

5. На них обращает особое внимание автор, описывая портрет своего героя.

Ответы.

    Воронежская. 2. Шофер. 3. Андрей. 4. Ванюшка. 5. Глаза.

В.В. Набоков «Рождество».

1. Увлечение ими Набоков пронес через всю свою жизнь.

2. Время, когда летают бабочки индийского шелкопряда.

3. В рождественском рассказе она соединяется с ложью.

4. Фамилия героя рассказа.

5. Всегда присутствует в традиционном рождественском рассказе.

6. Для героя оно обостряет восприятие красоты.

7. Время года, описанное в рассказе.

Ответы.

    Бабочки. 2. Сумерки. 3. Правда. 4. Слепцов. 5. Чудо. 6. Страдания. 7. Зима.

Ю.П. Казаков «Оленьи рога».

1. В рассказе он с оленьими рогами.

2. Героиня перенесла недавно.

3. Более всего Казаков ценил в рассказе.

4. Процесс, описанный в рассказе.

5. Обитатели дома с оленьими рогами.

6. Столько лет героине рассказа.

Ответы.

    Дом. 2. Болезнь. 3. Призвук. 4. Выздоровление. 5. Гномы. 6. Шестнадцать.

А. и Б. Стругацкие «Малыш».

1. Кодовое название программы полета.

2. Название журнала, в котором была опубликована повесть.

3. Фамилия пассажиров космического корабля, потерпевшего катастрофу.

4. Название космического корабля землян.

5. Им являлся Пьер на исследуемой планете.

6. Чуть не погиб из-за поступка Майки.

7. Слово, часто произносимое Малышом.

8. Один из киберов.

9. В него была вмонтирована аварийная лампа-вспышка.

10. Укладывались у Малыша в странный узор.

11. На нем горели лампочки разных цветов.

12. Их перебирали пальцы Малыша.

Ответы.

    «Ковчег». 2. «Аврора». 3. Семеновы. 4. «Пилигрим». 5. Абориген. 6. Малыш. 7. Феноменально. 8. Том. 9. Обруч. 10. Листья. 11. Индикатор. 12. Камешки.

В.Г. Распутин «Уроки французского».

1. По этому предмету у героя не ладилось.

2. Игра на деньги.

3. Имя учительницы.

4. Машина дяди Вани.

5. Игра, предложенная учительницей.

6. Герой получил в посылке с макаронами.

7. Туда уехала Лидия Михайловна.

Ответы.

    Французский. 2. Чика. 3. Лидия. 4. Полуторка. 5. Пристенок. 6. Яблоки. 7. Кубань.

Толстой Лев Николаевич (1828 - 1910) – один из наиболее известных русских писателей и мыслителей, один из величайших писателей мира, просветитель, публицист и религиозный мыслитель.

Краткая биография Толстого

Написать краткую биографию Толстого достаточно сложно, так как он прожил долгую и весьма разнообразную жизнь.

В принципе все можно назвать «краткими» только условно. Тем не менее, мы попытаемся в сжатой форме передать основные моменты биографии Льва Толстого.

Детство и юность

Родился будущий писатель в Ясной Поляне, Тульской губернии, в богатой аристократической семье. Поступил в Казанский университет, но затем оставил его.

В 23-летнем возрасте отправился на войну с Чечней и Дагестаном. Здесь начал писать трилогию «Детство», «Отрочество», «Юность».

На Кавказе участвовал в военных действиях, будучи артиллерийским офицером. Во время Крымской войны отправился в Севастополь, где продолжил воевать. После окончания войны уехал в Санкт-Петербург и в журнале «Современник» опубликовал «Севастопольские рассказы», в которых ярко отразился его выдающийся писательский талант.

В 1857 Толстой отправился в путешествие по Европе. Из его биографии явственно следует, что эта поездка разочаровала мыслителя.

С 1853 по 1863 гг. писал повесть «Казаки», после чего решил прервать литературную деятельность и стать помещиком-землевладельцем, занимаясь просветительской работой в деревне. С этой целью уехал в Ясную Поляну, где открыл школу для крестьянских детей и создал собственную систему педагогики.

Творчество Толстого

В 1863-1869 написал фундаментальное произведение «Война и мир». Именно это произведение принесло ему всемирную славу. В 1873-1877 выходит в свет роман «Анна Каренина».

Портрет Льва Толстого

В эти же годы полностью сформировалось мировоззрение писателя, которое впоследствии вылилось в религиозное течение «толстовство». Его суть обозначена в произведениях: «Исповедь», «В чем моя вера?» и «Крейцерова соната».

Из биографии Толстого четко видно, что учение «толстовства» изложено в философско-религиозных трудах «Исследование догматического богословия», «Соединение и перевод четырех Евангелий». Главный упор в этих трудах делается на нравственном совершенствовании человека, обличении зла и непротивлении злу насилием.

Позже вышла в свет дилогия: драма «Власть тьмы» и комедия «Плоды просвещения», затем серия рассказов-притч о законах бытия.

Со всех уголков России и мира в Ясную Поляну съезжались почитатели творчества писателя, к которому они относились, как к духовному наставнику. В 1899 вышел в свет роман «Воскресение».

Последние произведения писателя - рассказы «Отец Сергий», «После бала», «Посмертные записки старца Федора Кузьмича» и драма «Живой труп».

Толстой и церковь

Исповедальная публицистика Толстого дает развернутое представление о его душевной драме: рисуя картины социального неравенства и праздности образованных слоев, Толстой в жесткой форме ставил перед обществом вопросы смысла жизни и веры, подвергал критике все государственные институты, доходя до отрицания науки, искусства, суда, брака, достижений цивилизации.

Социальная декларация Толстого опирается на представление о христианстве как о нравственном учении, а этические идеи христианства осмыслены им в гуманистическом ключе, как основа всемирного братства людей.

В краткой биографии Толстого нет смысла упоминать многочисленные резкие высказывания писателя в адрес церкви, но их можно без труда найти в разных источниках.

В 1901 году вышло постановление Святейшего правительствующего синода, в котором официально извещалось, что граф Лев Толстой более не является членом Православной церкви, так как его (публично высказываемые) убеждения несовместимы с таким членством.

Это вызвало громадный общественный резонанс, так как народный авторитет Толстого был чрезвычайно велик, хотя все прекрасно знали критическое настроение писателя в отношении к христианской церкви.

Последние дни и кончина

28 октября 1910 г. Толстой тайно от семьи покинул Ясную Поляну, в дороге заболел и вынужден был сойти с поезда на маленькой железнодорожной станции Астапово Рязано-Уральской железной дороги.

Здесь же, через семь дней, в доме начальника станции он скончался в возрасте 82 лет.

Надеемся, что краткая биография Толстого заинтересует вас для дальнейшего изучения его творческого наследия. И последнее: возможно вы этого не знали, но в математике существует , автором которой является сам великий писатель. Очень рекомендуем ознакомиться.

Если вам нравятся краткие биографии великих людей, подписывайтесь на - с нами всегда интересно!

Лев Николаевич Толстой родился 28 августа (9 сентября) 1828 года в имении матери Ясной Поляне Крапивенского уезда Тульской губернии. Среди предков писателя по отцовской линии — сподвижник Петра I — П. А. Толстой, одним из первых в России получивший графский титул. Участником Отечественной войны 1812 г. был отец писателя гр. Н. И. Толстой. По материнской линии Толстой принадлежал к роду князей Болконских, связанных родством с князьями Трубецкими, Голицыными, Одоевскими, Лыковыми и другими знатными семьями. По матери Толстой был родственником А. С. Пушкина. К моменту рождения Льва в семье уже было три старших сына: — Николай (1823-1860), Сергей (1826 -1904) и Дмитрий (1827 - 1856), а в 1830 году родилась младшая сестра Льва Мария.

Когда Толстому шел девятый год, отец впервые повез его в Москву, впечатления от встречи с которой живо переданы будущим писателем в детском сочинении "Кремль". Первый период московской жизни юного Толстого продолжался менее четырех лет. Он рано осиротел, потеряв сначала мать, а затем и отца. С сестрой и тремя братьями юный Толстой переезжает в Казань. Здесь жила одна из отцовских сестер, ставшая их опекуншей. В автобиографическом «Детстве» Толстого мать Иртеньева умирает, когда мальчику исполняется 10 - 12 лет и он является вполне сознательным. Однако, портрет матери описан писателем исключительно из рассказов его родственников. После смерти матери, осиротевших детей взяла на воспитание дальняя родственница Т. А. Ергольская. Она представлена Соней из «Войны и мира».

Живя в Казани, Толстой два с половиной года готовился к поступлению в университет, где учился с 1844 г. сначала на восточном, а затем на юридическом факультете. Изучал турецкий и татарский языки у известного тюрколога профессора Казембека.

Занятия по казенным программам и учебникам тяготили Толстого-студента. Он увлекся самостоятельной работой над исторической темой и, оставив университет, уехал из Казани в Ясную Поляну, полученную им по разделу отцовского наследства. Затем он отправился в Москву, где в конце 1850 г. началась его писательская деятельность: незаконченная повесть из цыганского быта (рукопись не сохранилась) и описание одного прожитого дня ("История вчерашнего дня"). Тогда же была начата повесть "Детство". Вскоре Толстой решил поехать на Кавказ, где его старший брат, Николай Николаевич, офицер-артиллерист, служил в действующей армии. Поступив в армию юнкером, позже он сдал экзамен на младший офицерский чин. Впечатления писателя от Кавказской войны отразились в рассказах "Набег" (1853), "Рубка леса" (1855), "Разжалованный" (1856), в повести "Казаки" (1852—1863). На Кавказе была завершена повесть "Детство", в 1852 г. напечатанная в журнале "Современник".

Когда началась Крымская война, Толстой перевелся с Кавказа в Дунайскую армию, действовавшую против турок, а затем в Севастополь, осажденный объединенными силами Англии, Франции и Турции.

Осенью 1856 г. вышел в отставку и вскоре отправился в полугодичное заграничное путешествие, посетив Францию, Швейцарию, Италию и Германию. В 1859 г. Толстой открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей, а затем помог открыть более 20 школ в окрестных деревнях.

Одними из первых произведений писателя стали повести "Детство", "Отрочество" и "Юность", "Молодость" (которая, однако, не была написана). По замыслу автора, они должны были составить роман "Четыре эпохи развития".

В начале 1860-х гг. на десятилетия устанавливается порядок жизни Толстого, его быт. В 1862 г. он женился на дочери московского врача Софье Андреевне Берс.

Писатель работает над романом "Война и мир" (1863—1869). Завершив "Войну и мир", Толстой несколько лет изучал материалы о Петре I и его времени. Однако, написав несколько глав "петровского" романа, Толстой отказался от своего замысла.

В Петербурге Л.Н.Толстой познакомился с сотрудниками журнала «Современник» с Н.А.Некрасовым, И.С.Тургеневым, И.А.Гончаровым, Н.Г. Чернышевским.

В начале 1857 Толстой отправляется за границу. В разъездах по Германии, Швейцарии, Англии, Италии, Франции он проводит полтора года. Путешествие не приносит ему удовольствия. Свое разочарование европейской жизнью он высказал в рассказе «Люцерн». И вернувшись в Россию Лев Николаевич занялся благоустройством школ в Ясной Поляне.

В конце 1850-х Толстой познакомился с Софьей Андреевной Берс 1844 года рождения, дочерью московского доктора из остзейских немцев. Ему было почти 40 лет, а Софье всего лишь 17. Ему казалось, что эта разница слишком велика и рано или поздно Софья полюбит молодого не изжившего себя парня. Эти переживания Льва Николаевича изложены в его первом романе «Семейное счастье».

В сентябре 1862 года Лев Николаевич Толстой всё же женился на 18-летней Софье Андреевне Берс. За 17 лет совместной жизни у них родилось 13 детей. В этот же период были созданы «Война и мир» и «Анна Каренина». В 1861—62 гг. заканчивает свою повесть «Казаки», первое из произведений, в которых великий талант Толстого был признан гениальным.

В начале 70-х Толстой снова проявляет интерес к педагогике, пишет «Азбуку» и «Новую Азбуку», сочиняет басни и рассказы, которые составили четыре «Русские книги для чтения».

Весной 1873 г. Толстой начал и через четыре года закончил работу над большим романом о современности, назвав его по имени главной героини — "Анна Каренина".

В начале 1880 гг. Толстой переехал с семьей из Ясной Поляны в Москву, заботясь о том, чтобы дать образование своим подраставшим детям. В 1882 г. проходила перепись московского населения, в которой писатель принял участие. Он близко увидел обитателей городских трущоб и описал их страшную жизнь в статье о переписи и в трактате "Так что же нам делать?" (1882—1886).

На основе социального и психологического контраста строится повесть Толстого "Хозяин и работник" (1895), связанная стилистически с циклом его народных рассказов, написанных в 80 гг.

Чтобы дать ответ на измучившие его вопросы и сомнения религиозного характера Лев Николаевич начал изучать богословие. В 1891 г. в Женеве писатель пишет и публикует «Исследование догматического богословия», в котором критикует «Православно-догматическое богословие» Булгакова. Он сначала вести беседы со священниками и монархами, читал богословские тракты, изучал древнегреческий и древнееврейский языки.

Все произведения писателя объединены мыслью о неминуемой и близкой по времени "развязке" социальных противоречий, о замене изжившего себя общественного "порядка". "Какая будет развязка, не знаю,— писал Толстой в 1892 г.,— но что дело подходит к ней и что так продолжаться, в таких формах, жизнь не может,— я уверен". Этой идеей одухотворено крупнейшее произведение всего творчества "позднего" Толстого — роман "Воскресение" (1889—1899).

Лев Толстой писал: «Люди нашего мира живут без всякой веры. Одна часть людей, образованное, богатое меньшинство, освободившееся от церковного внушения, ни во что не верит, потому что считает всякую веру или глупостью, или только полезным орудием для властвования над массами. Огромное же бедное, необразованное большинство, за малыми исключениями людей действительно верующих, находясь под действием гипноза, думает, что верит в то, что ему внушается под видом веры, но что не есть вера, потому что оно не только не объясняет человеку его положение в мире, но только затемняет
его. Из этого положения и взаимного отношения неверующего, притворяющегося меньшинства и загипнотизированного большинства и слагается жизнь нашего мира, называемого христианским. И жизнь эта, как меньшинства, держащего в своих руках средства гипнотизации, так и загипнотизированного большинства, ужасна и по жестокости и безнравственности властвующих, и по задавленности и одуренности больших рабочих масс.»

В начале 1900 гг. Святейшим Синодом Лев Николаевич был отлучен от православной церкви. Л. Н. Толстой утратил всякий интерес к жизни, ему надоело наслаждаться достигнутым благосостоянием. Он увлекается простым физическим трудом, становится вегетарианцем, отдаёт семье всё своё состояние, отказывается от прав литературной собственности.

В последнее десятилетие жизни писатель работал над повестью "Хаджи-Мурат" (1896— 1904), в которой стремился сопоставить "два полюса властного абсолютизма" — европейский, олицетворяемый Николаем I, и азиатский, олицетворяемый Шамилем.. Остро прозвучала написанная в 1908 г. статья "Не могу молчать", в которой он протестовал против репрессий над участниками событий 1905-1907 гг. К этому же периоду относятся рассказы писателя "После бала" и "За что?".

Тяготясь укладом жизни в Ясной Поляне, Толстой не раз собирался и долго не решался ее покинуть. Но жить по принципу "вместе-врозь" уже не мог и в ночь на 28 октября (10 ноября) тайно покинул Ясную Поляну. По дороге он заболел воспалением легких и вынужден был сделать остановку на маленькой станции Астапово (ныне Лев Толстой), где и умер. 10(23) ноября 1910 г. писателя похоронили в Ясной Поляне, в лесу, на краю оврага, где в детстве он вместе с братом искал "зеленую палочку", хранившую "секрет", как сделать всех людей счастливыми.




Top